Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Цивилизационное своеобразие имперской России. Имперская цивилизация, формированию которой дала начало активная внешнеполитическая деятельность Петра I, явилась одной из наиболее крупных по территории цивилизаций, сформировавшихся на пространствах Восточной Европы и Северной Азии, самобытность которой обусловлена взаимодействием специфических географических, этнических, политических и исторических факторов.

Огромные пространства, ограниченные во многом естественными рубежами, характеризуются разнообразием ландшафтов. Вместе с тем, жизнедеятельность значительной части населения империи осуществлялась в неблагоприятной континентальной зоне, в суровых природно-климатических условиях. На экономику, весь жизненный уклад России оказывало значительное воздействие то, что около 75% территории страны приходилось на зону рискованного земледелия, что при колоссальных расстояниях основные природные богатства были сосредоточены там, где почти не было населения, ограничен доступ к удобным океаническим зонам с их дешевыми транспортными артериями. Отсюда проистекает постоянное стремление имперской России расширить свои границы с целью приобщения к центрам мировой торговли, освоить более благоприятные сельскохозяйственные районы.

Новые территории нужны были и для приложения предпринимательских сил, развития рыночных отношений. В связи с этим в территориальных приобретениях России просматриваются некоторые западные черты. Так, в 1721 г. по западному образцу Россия была провозглашена Петром I империей. Она активно включилась в европейскую политику, участвовала в различных союзах. Постоянно возрастал ее авторитет в мировой политике. Уже в ходе Северной войны (1700 – 1721 гг.) Россия заявила права на участие в мировых делах на равных с ведущими европейскими державами. В последней четверти XVIII в. она вошла в число великих держав и подтвердила это своё положение в ходе наполеоновских войн. Если раньше геополитические интересы России не выходили за пределы прилегающей территории, то теперь оформились более широкие великодержавные претензии на сферы контроля и ответственности: Балканы, район черноморских проливов, славянские территории Европы, Азия и Прибалтийский регион.

Из географических особенностей развития имперской цивилизации проистекает и специфика формирования её этнического состава. Базовая особенность российской империи заключается в том, что её ядром, интегрирующим началом является русский народ, который в свою очередь генерировался на полиэтничной основе. Это один из крупных, развитых и богатых культурой этносов мира. Благодаря подобным объективным факторам, а также таким интеграционным чертам, как самоограничение, подвижничество, терпимость, склонность к справедливости, к взаимообогащению культур и т.д., русский народ стал объединителем других этносов империи. К нему на протяжении XVIII – первой половины XIX столетий присоединялись добровольно или в результате войн, но в основном путем мирной колонизации, многие европейские и азиатские этносы, живущие на своих исконных землях. Так, были присоединены неславянские земли, как правило, с богатым историческим прошлым, в большинстве вхо­дившие до присоединения к России в состав других государств. Присоединение этих территорий превратило Россию в Россий­скую империю. Укажем эти земли, исходя из географического положения, начиная с северо-западной границы: Финляндия (1809 г.), Прибалтика (1721 г.), Польша (1815 г.), Бессарабия (1812 г.), Крым (1783 г.), Кавказ (первая половина XIX в.), Казах­стан и Средняя Азия (присоединение завершено во второй поло­вине XIX в.). В России в отличие от европейских империй, имевших огромные заморские территории, русское на­селение жило бок о бок с присоединенными к империи народами. Совместная жизнь объективно способствовала сближению наро­дов. А российская власть расходовала немало сил и средств на обустройство присоединенных земель. По сути, это присоединение и сформировало основную территорию имперской цивилизации.



Евразийский характер складывающейся российской социокультурной общности - важная особенность российской имперской цивилизации, не сводимой к механической сумме ее европейских и азиатских составляющих, а выражаемой в новых качествах, чертах. Общность исторических судеб, геополитических интересов, преобладание центростремительных начал над центробежными породили общие устойчивые социальные, материальные и духовные характеристики, общероссийское самосознание, в том числе общероссийский патриотизм, сходство духовных предпочтений, что находит отображение в специфике самоидентификации - необходимом элементе цивилизационного отличия. Российская идентичность проявляется в парадоксальных словосочетаниях («русский немец», «русский еврей» и т.д.) Вместе с тем гетерогенность составляющих российской имперской цивилизации, их нахождение на разных ступенях эволюции делает ее отчасти размытой (особенно на окраинах), порождает особую потребность в механизмах цивилизационной и политической интеграции.



Географическое, природно-климатическое разнообразие (от субтропиков до тундры), специфические исторические условия бытия способствовали формированию этносов с различным физическим обликом, с различным менталитетом, культурой. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и, соответственно, к исчезновению их культур, в имперской России сохранились народы, жившие здесь с древних времен. Колонизация окраинных территорий русскими, их поселение рядом с коренными народностями, привнесение более высокой воспроизводственной культуры при уважительном взаимодействии с ними привели к смешению разных этносов и их взаимной культурной адаптации, к формированию самобытного цивилизационного пространства с разнообразными, специфичными культурами многих народов, находящихся в тесном взаимодействии в рамках единой российской многонациональной культуры.

Из территориальных и социо-культурных особенностей формирования российской цивилизации проистекают специфические черты ее политической системы.

Важная роль в функционировании российской имперской цивилизации, принадлежит государству. Это обусловлено и природными, и социально-психологическими реалиями, и необходимостью нейтрализации дезинтеграционных факторов. Патерналистские традиции общинности, огромные, часто малонаселенные пространства, наличие десятков этносов с самобытной культурой, отсутствие стабильных экономических рыночных связей и правовых отношений, недостаточное развитие дорог, транспортных средств – все это порождает потребность в сильном централизованном государстве, способном скреплять воедино резко отличающиеся друг от друга регионы, обеспечивать выживание наиболее слабых и бедных из них, пресекая при этом политику этнонационального сепаратизма. В отличие от западной традиции в России не общество продуцирует определенный тип государства, а в большой степени государство формирует структуры общества: вспомним, к примеру, реформы Петра I, Екатерины II.

Подобные факторы порождают среди народов России государственнические убеждения, веру в необходимость авторитарного правителя - единого вершителя судеб Отечества, сильной центральной власти, привычку воспринимать ее решения как неизбежные, должные. История евразийской России XVIII – первой половины XIX вв. с ее прочными патерналистскими ориентациями и авторитарными методами руководства показывает, что многое зависит от личности, действий, общей культуры первых лиц в государстве начиная с Петра I и оканчивая Николаем I.

Отличительной чертой российской цивилизации вообще и в рассматриваемый период в частности была многоконфессиональность. Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Русской православной церкви. Она оказала значительное воздействие на образ жизни русского народа, его историю, литературу, изобразительное искусство, философию, нравственность, психологию, всю культуру. Благоприятные возможности для патриотической, духовно-культурной деятельности Русской православной церкви были созданы, начиная с Крещения Руси, переплетением религиозных и государственных начал, значительной ролью церкви в собирании и защите российских земель, в просветительской деятельности (особо значимой тогда, когда еще были слабы светские очаги культуры), медленным распространением процессов секуляризации. Вместе с тем, необходимо отметить, что начиная с XVIII в. во взаимоотношениях между властью духовной и светской происходят серьезные перемены. С одной стороны, русская православная церковь, ослабленная расколом, всё более обретает черты государственного института и после указов Петра I и Екатерины II окончательно теряет политическую и экономическую самостоятельность, с другой стороны православие продолжает выступать одной из цивилизационных основ огромной конфессиональной полиэтнической общности, сближая культуру, быт, помогая ощущать солидарность этих народов друг с другом. Аналогичные функции выполняют и другие традиционные религии России, в первую очередь ислам (мусульманами являются большинство верующих татар, башкир, представителей северокавказских народов) и буддизм (калмыки, буряты, тувинцы). Частью российской культуры стали и другие существующие здесь религии – иудаизм, лютеранство и т.д.

Общий культурный ареал имперской России включает разные, но в равной мере автохтонные этноконфессионалъные общности, которые проживают на своей исторической территории по преимуществу компактно, а частью в дисперсии по всей России. В этом специфика поликонфессиональности российской цивилизации, характеризуемой «чересполосицей» мест в той или иной степени компактного традиционного проживания больших этноконфессиональных общностей. Их взаимодействие, совместное создание и защита ими общих ценностей и государственных структур – все это формирует у полиэтнического и многоконфессионального населения чувство сопричастности судьбам России, ряд общих, ставших глубинными для психологии и сознания российских этноконфессиональных общностей, представлений, предпочтений, ориентации. Подобные общероссийские предпочтения немыслимы без целенаправленной политики, ставящей своей задачей упрочение в общественном сознании и государственно-правовой сфере концепции единого российского народа, слагаемого из всех его равноправных этноконфессиональных общностей. Различные дискриминационные действия – игнорирование особенностей жизни в том или ином регионе, ущемление чувств, самосознания этносов – неизменно наносили ущерб устойчивости всего российского имперского социума – Кавказская война (1817-1864 гг.), восстание в Польше (1830-1831 гг.) и т.д. Дихотомия центр-регионы, противоборство унитарных и центробежных тенденций, ослабление территориальных связей – извечная проблема российского социума, резко обостряющаяся в кризисные периоды его истории.

Вместе с тем, устойчивость российской имперской цивилизации поддерживает приверженность большинства населения к сохранению своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия. Определенную роль играют здесь и сложившиеся формы совместного бытия, традиционность, исторически сформировавшаяся в качестве адаптационного механизма в условиях трудностей (климатических, природных и т.д.) хозяйствования. Специфическим для России вообще и изучаемого периода в частности, является то, что в иерархии духовных ценностей русского народа никогда не превалировало высокомерие, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха личности. В противоположность описанной М. Вебером западной индивидуалистической и прагматической традиции, русские мыслители, характеризуя черты своего народа, подчеркивали, что он не склонен возводить преходящие земные ценности (например, частную собственность) в ранг священных (Ф.М. Достоевский), не склонен поклоняться «золотому тельцу» (Н.А. Бердяев).

Концепция бытия российского народа, формируясь на протяжении веков, характеризовалась приоритетом идей коллективного спасения, общественных интересов перед личными (не отвергая при этом интересов личности), расположением к духовным ценностям. Приверженность человеческой солидарности, состраданию к простому человеку, патриотизму, нравственно-гуманистическим концепциям находит свое отображение в художественной литературе, различных видах искусства, устном народном творчестве, знаковыми для которых являются добро, правда, совесть, справедливость. Именно в духовных особенностях культуры народа (светской и религиозной) ярко проявляется самобытность российской цивилизации. И в первую очередь именно за подобные черты выделяют и ценят русскую культуру в мировом сообществе.

Таким образом, российская имперская цивилизация, как и всякая цивилизация, развивается, модернизируется, порождая расколы в сознании, поведении, интересах различных социальных и национальных общностей, стимулируя противоречивые интеграционные и дезинтеграционные процессы, новые демографические явления.

В рассматриваемый период сформировалось огромное многонациональное государство, в котором сосуществовали элементы различной цивилизационной ориентации. Россия империя являлась одновременно и европейской, и азиатской державой. С Европой ее связывали культура, религия, язык, характер экономики. Но и Азия оказывала влияние на страну. Отсюда зачастую брались образцы деспотического управления.

Исторически российское общество подверглось влиянию двух различных миров, вследствие чего оно сложилось как плюралистическое по духовным ценностям, социальной организации, традициям, культуре и образу жизни. Причем, за исключением европейских анклавов, в нем преобладали сообщества с корпоративной структурой и нераздельностью духовной и светской сфер жизни, колоссальным влиянием религии на общественное сознание и повседневную жизнь людей.

Российская модернизация в XVIII – первой половине XIX вв. Модернизация в истории России прошла несколько этапов. Мы будем говорить о периоде XVIII – первой половине XIX вв. На этом этапе доминанта модернизации заданная Петром I сохраняла свою актуальность до середины XIХ столетия.

Петровская модернизация связана с использованием варианта, который можно условно назвать азиатским. Он предполагает постепенный организационно-технологический переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству, внедрение элементов рыночных отношений при сохранении общественной системы восточного типа. Этот вариант реализовывался на протяжении полутора столетий – до буржуазных реформ Александра II.

Предполагалось за счет модернизации ускорить развитие и ликвидировать определившийся и увеличившийся разрыв между Россией и странами европейской цивилизации в социально-экономической, научно-технической, военной и других областях. Отличительной чертой обозначенного типа модернизации явилась ключевая роль государства и чиновничества во всех областях общественной жизни страны.

На протяжении полутора столетий модернизация традиционного российского общества решала несколько взаимосвязанных задач: в социальной сфере – индивидуализация общества, четкая специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности; в экономике – переход от мануфактурного к фабрично-заводскому, индустриальному производству, постепенное, контролируемое государством, распространение частной собственности; в политике – переход к светскому государству, введение разделения властей, включение части населения в политический процесс; в культурной и духовной областях – рационализация сознания, развитие светского образования и рациональной науки, распространение грамотности, свобода мысли и творчества, религиозная терпимость.

Политическая модернизация. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.

В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат , в состав которого входили девять сановников, ближайших Петру I. Сенат являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял генерал-прокурор.

Реформа государственного управления затронула и систему приказов они заменялись коллегиями, число которых достигало 12. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления: внешними сношениями управляла Коллегия иностранных дел, флотом Адмиралтейская, сбором доходов – Камер-коллегия, дворянским землевладением – Вотчинная и т.д. Городами ведал Главный магистрат.

В этот период продолжалась борьба между верховной и светской властью и церковью. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, или Синод, что свидетельствовало о подчинении церкви государству. В России упразднялась патриаршество, наблюдение за церковью поручалось обер-прокурору Синода.

Была реорганизована система местного управления, страна была разделена в 1708 г. на восемь губерний (Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую) во главе с губернаторами, в ведении которых находились войска. Поскольку территории губерний были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды.

Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Принятие этого закона означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам Табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения.

Время от кончины Петра I до восшествия на престол Екатерины II в исторической литературе принято называть эпохой дворцовых переворотов. Никогда прежде верховная власть не переходила по такой ломаной линии, как в 1725-1762 гг. Причинами этого были, во-первых, указ Петра I о престолонаследии, во-вторых, отношение к очередному претенденту на престол «птенцов гнезда Петрова», в-третьих, активное участие гвардейских полков в борьбе за власть, которую вели дворцовые группировки. Огромную роль при всех правителях этого времени играли фавориты и временщики. В этот период государственная политика была направлена на дальнейшую абсолютизацию власти, повышение роли дворянского сословия в государственной жизни т.е. сохраняла направленность заданную Петром I.

Вступив на престол после очередного дворцового переворота (1762 г.), Екатерина II должна была выработать политику, отвечающую условиям нового времени, продвигающую общество вперед по европейскому пути. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма». Политика просвещенного абсолютизма выражалась в преобразовании наиболее устаревших государственных институтов и государственных органов во имя укрепления абсолютной монархии и приспособления её к реалиям ХVIII в., века Просвещения. Монархи опирались на принципы рационализма, верили во всемогущество законов, поощряли науки и образование, проявляли веротерпимость.

Свою преобразовательную деятельность императрица начала с реформы Сената (1763) которая упорядочила работу высшего органа власти империи, но лишила его законодательных функций, которые сосредоточились в руках императрицы, т.е. слились с исполнительной властью.

Следующим шагом императрицы стало завершение мероприятий Петра I по привидению церкви в полную зависимость от светской власти. Секуляризация церковных земель (1764 г.) подорвала основу благополучия духовенства, превратив его в отряд своеобразных чиновников. Поражение церкви в борьбе с государственной машиной стало еще одним шагом к огосударствлению жизни российского гражданина.

Самым крупным мероприятием правления Екатерины II явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия).

Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно. По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.

Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II.

В ноябре 1775 г. императрицей были приняты «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Цель губернской реформы – создать упорядоченную систему местного управления. Реформа включала четыре основных положения.

Во-первых, страна была разделена только на губернии и уезды. Во-вторых, в каждой губернии создавались единообразные органы управления и суда. В-третьих, в уезде органом исполнительной власти стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником и двумя заседателями; всех их выбирали дворяне уезда. В уездных городах власть принадлежала назначаемому из дворян городничему. В-четвертых, Екатерина II полностью перестроила судебную систему, отделила судебные органы от исполнительных. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - судебные палаты.

Таким образом, реформой 1775 г. на местном уровне вводилось выборное начало, забытое в России со времен земских соборов, и предпринималась попытка разделения властей. Однако на практике губернская власть постоянно вмешивалась в судебные дела. Губернатор утверждал судебные решения, назначал или отстранял судей. Преобладающая роль в органах местного управления и суда принадлежала дворянам.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к губернским органам. Наконец, был упразднен особый порядок управления в казачьих областях; вводилась обычная система губернских учреждений. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь.

Через десять лет после губернской реформы, в апреле 1785 г., одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, в которых были законодательно закреплены и четко определены права и обязанности двух сословий - дворянского и городского.

Жалованная грамота дворянству стала последней ступенью в возвышении господствующего дворянского сословия. Жалованная грамота городам явилась продолжением политики Петра I, направленной на развитие промышленности и торговли, повышение роли городов в социально-экономической жизни страны.

Короткое правление Павла I (1796-1801) было отмечено стремлением противопоставить «пагубной» политике матери, ос­лаблявшей, по его мнению, самодержавие, твердую линию на ук­репление абсолютистской власти и усиление дисциплины в ар­мии и государстве. Была введена строжайшая цензура печати, закрыты част­ные типографии, запрещены выезд за границу и ввоз иностран­ных книг. Было ограничено действие Жалованной грамоты дво­рянству. В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. Павел I издал «Учреждение об императорской фа­милии», по которому отменялся петровский указ о престолонас­ледии. Престол отныне должен был переходить строго по муж­ской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев. В законе определялся порядок внутрен­них отношений в императорской фамилии. Для содержания им­ператорского двора было образовано особое ведомство уделов, которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на этих землях удельными крестьянами. Закон 1797 г. действовал вплоть до падения монархии.

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

Был составлен план либеральных преобразований в стране, в разработке которого большую роль сыграл Негласный комитет в составе П.А. Строганова (1772-1817), В.П. Кочубея (1768-1834), Н.Н. Новосильцева (1768-1834), А. Чарторыйского (1700-1861). Первые попытки перестройки государственного управления и общественных отношений страдали незавершенностью, а международная обстановка и участие России в коалициях против Франции в 1805 и 1806-1807 гг. заставили Александра I временно отойти от внутриполитических проблем.

Пришедший на смену Негласного комитета М.М. Сперанский (1772-1839), образованнейший человек, с колоссальной трудоспособностью, впоследствии назначенный Государственным секретарем (1821), разработал широкую программу государственных реформ. Программа, изложенная во «Введении к уложению государственных законов», предусматривала создание в стране представительных органов снизу доверху, уравнивание всех сословий перед законом, утверждение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть программы преобразований Сперанского состояла в создании в России монархии буржуазного типа, утверждение правового государства. Однако в полном объеме программа Сперанского не была и не могла быть реализована из-за отсутствия объективных условий в российской действительности и страха Александра I перед дворянством и наступательностью консервативных сил. Это предопределило крах попыток М.М. Сперанского преобразовать Россию.

И все-таки некоторые положения его программы удалось воплотить в жизнь. 1 января 1810 г. открылся преобразованный Государственный совет – совещательный орган, члены которого назначались императором. Были преобразованы министерства (число их достигло 11), определены структура, функции министерств и ответственность министров.

Александром I также были проведены реформы в области образования. Было учреждено шесть учебных округов во главе с попечителем, образованы уездные училища, губернские гимназии и университеты Эти мероприятия способствовали созданию системы народного образования, появлению слоя европейски образованного дворянства и проникновению в его среду либеральных идей. В России зарождался революционный либерализм.

Проведенные Александром I в начале его царствования реформы не привели к значительным изменениям политической системы российского общества. Более того, они способствовали дальнейшему укреплению самодержавного строя и по сути были нацелены на создание либерального образа России в Европе. Этим объяснялся более радикальный характер преобразований в западной части страны – Прибалтике и Финляндии. М.М. Сперанский в 1812 г. был сослан в Нижний Новгород, а затем еще дальше в Пермь.

Царствование императора Николая I – это время жесткого подавления свободомыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Вместе с тем это время – золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, искусства и подъема общественной мысли.

Николай I стремился сохранить существующий порядок, не вводить нового в стране, а только поддерживать веками сложившийся государственный и общественный строй, который не способствовал росту международного влияния России и решению внутренних проблем.

Стремясь сохранить и укрепить существующую социально-политическую систему, Николай I осуществил задачу кодификации русского законодательства. Результатом проведенной под руководством, возвращенного из ссылки, М.М. Сперанского работы, был сборник «Полное собрание законов Российской империи», в который вошли все указы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая последним указом Александра I, и пятнадцатитомный сборник «Свод законов», в который были включены действующие законы. «Свод законов» содержал важнейший принцип царствования Николая I – ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое. Законодательная основа российского общества осталась прежней, усложнился лишь механизм центрального управления. При нем окончательно утвердилась система российской бюрократии и военщины – опора самодержавия. Если в начале XIX в. армия чиновников составляла 16 тыс. человек, то в середине XIX в. – 100 тыс. Деятельность аппарата не контролировалась со стороны общества, безнаказанность и круговая порука в сфере чиновничества свидетельствовали о кризисе государственного аппарата.

Изменения в сфере экономики. Важная особенность экономического развития России в первой половине XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Учрежденные Петром I Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

Во второй половине XVIII в. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжали проводившуюся Петром I политику поощрения развития отечественной промышленности и российской торговли.

В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее – и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности. Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 г. манифеста Екатерины II о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества. Манифест устранял многие ограничения в создании промышленных предприятий и разрешал «всем и каждому заводить всякого рода станы». Говоря современным языком, в России вводилась свобода предпринимательства. Кроме того, Екатерина II отменила сборы в ряде производств с мелких промыслов. Принятие манифеста было формой поощрения дворянства и приспособления его к новым условиям хозяйствования. В то же время эти меры отражали рост капиталистического уклада в стране.

В начале XIX столетия Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким. Важное значение имели крестьянские кустарные промыслы. Увеличивалось количество предприятий, где использовался преимущественно наемный труд. К 1825 г. уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Расширяло свои права купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.

Удовлетворяя потребности дворянства, ориентированного на европейский рынок, правительство Александра I в 1802 г. разрешило вести беспошлинную торговлю через порт Одессу. Одновременно было утверждено положение о беспошлинном ввозе машин и механизмов для российской промышленности и сельского хозяйства. В 1801 г. был принят указ, по которому всем лицам свободного положения (купцам, государственным крестьянам) дано право покупать землю. Этот указ впервые начал разрушение монополии дворянства на землю. В 1803 г. последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому дворяне по своему усмотрению могли отпускать крепостных крестьян за значительный выкуп на волю. Но при Александре I было отпущено всего 47 тыс. крепостных душ.

Несмотря на позитивные явления в экономическом развитии страны (объем промышленного производства удвоился, число предприятий возросло до 14 тыс., на мануфактурах преобладающим стал вольнонаемный труд, в 30-х гг. начался промышленный переворот), общее состояние народного хозяйства во второй четверти XIX в. свидетельствовало о тормозящем воздействии крепостнических отношений и предвещало обострение кризиса крепостного строя. Усилилось недовольство крестьянства. Крестьянские волнения становятся более массовыми. Правительство понимало необходимость решения главного вопроса российского общества – крестьянского. Шеф жандармов убеждал императора Николая I, что крепостное состояние крестьян «есть пороховой погреб под государством». Работало 11 секретных комиссий по составлению закона освобождения крестьянства. Результатом деятельности комитетов было создание системы управления государственными крестьянами, подчиненной новому министерству, министерству государственных имуществ, во главе которого стал П.Д. Киселев (1788 1872). В 1837-1841 гг. он осуществил административную реформу, по которой государственные крестьяне становились юридически свободными земледельцами с общинным управлением. Эта реформа позволила к 1858 г. 270 тыс. крестьянам купить более 1 млн. десятин земли, перестать быть бременем для государственного бюджета и несколько поднять их благосостояние. Хотя проблема отмены крепостного права так и не была решена.

В 1839-1843 гг. министром финансов Е.Ф. Канкриным (1774-1845) была осуществлена денежно-кредитная реформа, которая способствовала укреплению финансовой системы страны. Однако нововведения во внутриполитической жизни не смогли разрушить консерватизма политики царизма. Кризис крепостнической системы проявлялся во всех сферах общественной жизни.

Социальная модернизация. В области социальной политики законодательство Петра I следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVIII в. Главной задачей императора было поставить все сословия на службу государству, повысить роль служилого сословия в жизни империи.

Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 г., в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует введение новой системы учета населения и налогообложения, проведенное с целью повысить эффективность контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения – подушную подать. Налоги стали собираться – теперь не со двора, а с ревизской души.

Другой крупнейшей инициативой в области государственного регулирования социальных отношений явилась попытка Петра I стабилизировать правящий класс экономически и политически. В этом отношении важную роль сыграл Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г., известный как указ о майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии – одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению.

Во второй половине XVIII в. линия на усиление роли дворянства в жизни страны и усиление крепостного права была продолжена российским правительством.

Предоставление дворянам льгот и привилегий, повышавших устойчивость крепостного хозяйства, проводила императрица Елизавета Петровна. Четыре акции в этом направлении ее правительство предприняло в 1754 г.: указ об объявлении винокурения дворянской монополией, организация Дворянского банка, передача дворянам казенных заводов Урала и генеральное межевание. Только в XVIII в. генеральное межевание пополнило дворянское землевладение более чем на 50 млн. десятин земли.

Другим источником

Российская империя в XIX в.

Охарактеризуйте основные направления внутренней политики Российской империи в первой половине XIX в.

Первая половина XIX в. – это время правления двух императоров Александра I и Николая I.

Александр I (1801-1825)

Первый период царствования Александра ознаменован проведением либеральных реформ. Началом своего правления он подтвердил либеральную настроенность будущих преобразований: была уничтожена «Тайная канцелярия», дарована свобода политическим заключенным и ссыльным, были запрещены пытки, ставшие непременной частью судопроизводства. Особенно большое внимание император уделял вопросам отмены крепостного права и ограничения самодержавия. Решение этих вопросов и других обсуждалось Александром среди его единомышленников, входящих в «Негласный комитет» (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А.Д. Чарторыйский).

Уже в 1802 г. была осуществлена административная реформа, которая заключалась в замене коллегий 8-ю министерствами: военным, морским, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. Одновременно с созданием министерств была осуществлена и сенатская реформа. Сенат провозглашался «верховным местом империи», чья власть ограничивалась лишь властью императора. Министры должны были подавать в Сенат ежегодные отчеты, которые тот мог опротестовывать перед государем.

Но все же Александра не переставало волновать решение крестьянского вопроса, во-первых, он прекратил практику раздачи государственных крестьян в крепостные дворянам, во-вторых, 20 февраля 1803 г. вышел Указа о свободных (вольных) хлебопашцах, который устанавливал правила освобождения крепостных и наделения их землей, однако предоставление свободы он относил к решению самих владельцев имений. Этот Указ формировал особую социальную категорию свободных хлебопашцев, владеющих землей по праву частной собственности с отличие от государственных крестьян. Что касается практических результатов этого Указа, то они были невелики. Общее количество крепостных, освобожденных после его публикации, составило около 50 000 человек.

В 1803 г. была проведена еще одна немаловажная реформа – реформа в сфере народного образования. 24 января 1803 г. Александр утвердил новое положение об устройстве учебных заведений. Территория России была разделена на шесть учебных округов, в которых создавались четыре разряда учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища, а также гимназии и университеты. Последние должны были представлять собой высшую ступень образования. Если до этого времени в России существовал лишь один университет – Московский, основанный в 1755 г., то теперь были восстановлены многие старые университеты и созданы новые. Хотя образование по-прежнему оставалось недоступным для значительной части населения, прежде всего крестьян, новая система образования отвечала потребностям общества в грамотных, квалифицированных специалистах.

Новый этап реформ, начавшийся в 1803 г. требовал новых людей, этими новыми людьми стали А.А. Аракчеев и М.М. Сперанский. Первый занимался преимущественно вопросами, связанными с реорганизацией армии, второй – разработкой планов новых реформ.

Реформы Сперанского.

План реформ, предложенный Сперанским, представлял собой мысли самого императора.

Во-первых, он предлагал реформировать систему государственного управления путем осуществления разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Во-вторых, в плане реформ рассматривался вопрос о гражданских правах, которыми предполагалось наделить все население страны, включая крепостных. К числу таких прав он отнес невозможность наказания кого-либо без решения суда. Правом же участия в выборах предполагалось наделить лишь два первых сословия государства – дворянство и купечество.

Реализация плана Сперанского должна была превратить Россию в конституционную монархи, где власть монарха была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа.

Претворение плана Сперанского в жизнь началось в 1809 - 1810 гг. 1 января 1810 г. был создан Государственный совет (законосовещательный орган), который должен был координировать деятельность всех трех отраслей управления. Осуществление следующих этапов реформы затянулось, летом 1810 г. началось преобразование министерств: было ликвидировано Министерство коммерции, созданы министерства полиции и путей сообщения, а также ряд новых Главных управлений. Государственная дума так и не была создана. Предложенный Сперанским проект реорганизации Сената, суть которого состояла в разделении его на два – правительствующий и судебный, был отвергнут членами Государственного совета. После целого ряда неудач Сперанский попросил об отставке.

Причины неудачи новых реформ:

сама личность Сперанского, который поднялся из низов, вызывала зависть и злобу в придворных кругах.

во-вторых, реформы Сперанского посягали на давно установившийся и очень удобный для дворянства и чиновничества порядок.

Реформы Аракчеева.

Реформы Аракчеева – стали переходом от либерализма к реакции, отличительным признаком которого стало проведение военной реформы, которая заключалась в создании военных поселений. Осознав, что любая попытка отмены крепостного права вызовет недовольство со стороны помещиков, Александр решил сделать своей главной опорой армию. Однако армия сама зависела в значительной степени зависела от дворянства: половина рекрутов бралась из крепостных, большинство съестных припасов также шло из дворянских имений. Первоочередной задачей было создание самообеспеченной армии. Отсюда и возникла идея военных поселений. В военных поселениях военное обучение сочеталось с производительной работой. Ожидалось, что: 1) армия станет самообеспеченной в экономическом и финансовом отношениях; 2) солдаты будут наделены землей и средствами к существованию; 3) военные поселения избавят население от необходимости уплаты налогов, идущих на содержание армии.

Однако благополучных военных поселений было не много, в основном солдаты не одобряли эту идею, поскольку здесь они столкнулись с новыми притеснениями со стороны администрации, что повлекло за собой череду восстаний, жестоко подавляемых помощниками Аракчеева.

К концу своего правления Александр и вовсе забыл о реформах, проводя реакционную политику и действуя в угоду помещикам. Была запрещена деятельность масонских лож, помещикам разрешалось ссылать провинившихся крестьян на поселение в Сибирь.

Все историки говорят о том, что причиной неудачи проводимых и планируемых реформ стала слабость Александра перед дворянством, не желавшим менять те устои, которые им были удобны. Кроме того отмечается непоследовательность в проводимых реформах: «император и его сотрудники решили вводить новые государственные учреждения раньше, чем будут созданы подходящие гражданские отношения, хотели построить либеральную конституцию в обществе, половина которого находилась в рабстве».

Николай I (1825-1855)

Николай I был полной противоположностью своего брата, в его действиях не было и тени либерализма. Уже первыми мерами он подтвердил реакционную настроенность своей политики: была ограничена печать, университеты поставлены под строгий контроль, было создано Специальное Третье отделение императорской канцелярии, орган секретной полиции.

Начало правления Николая было ознаменовано исторически примечательным событием – восстанием декабристов, предложивших проекты реформ, которые способствовали укреплению России. Идеи декабристов не исчезли бесследно, а были взяты на вооружения Николаем, придерживавшимся их в своих действиях. Николай предпринимает ряд мер по ограничению крепостного права. Декабристы обращали внимание на необходимость отмены крепостного права. Цель издаваемых законов сводилась к идее регулирования эксплуатации крестьянского труда помещиками. Однако никакого практического значения они не имели.

Прокатившаяся по России череда крестьянских волнений, в ходе которых присутствовало требование вернуть общинное самоуправление. Для удовлетворения этого требования была проведена попечительная реформа. Суть ее состояла в разделении губерний на округа, а те с свою очередь делились на волости и сельские общества. Управление округами возлагалось на окружных начальников их дворян. А в волостях и сельских обществах вводилось крестьянское самоуправление. Эта реформа способствовала улучшению благосостоянию государственных крестьян.

Другим злом, на которое указывали декабристы, был беспорядок в финансах. Это стало основой для проведения финансовой реформы, под руководством министра финансов Канкрина. В результате нее был увеличен золотой запас России, за счет него поддерживался новый курс, по которому введенные в 1839 г. стабилизированные бумажные деньги были в 3,5 раза дороже прежних. Был введен серебряный рубль как «главная монета», а также выпущены кредитные билеты, которые свободно обменивались на серебро.

Канкрин был инициатором еще одной реформы, которая, по его замыслу, способствовала созданию бездефицитного бюджета. Это торговая, или гильдейская, реформа, которая ограничила возможности монополизации торговли купцами I гильдии и расширила права среднего купечества, что способствовало появлению еще одного источника пополнения бюджета.

Судьбы Александра I и Николая I схожи в том смысле, сто и первый, и второй пытались провести необходимые обществу реформы, но оказались бессильны перед лицом непреодолимых трудностей, связанных с консервативным общественным мнением, отсутствием в обществе тех политических сил, которые могли бы поддержать реформаторские усилия императора.

Проанализируйте развитие финансово-денежной системы России в царствование Александра I и Николая I . Какова роль министерства финансов и его главы Е.Ф. Канкрина в создании бездефицитного бюджета?

1800г -978 мил чел. Из них мил Во Франции, 10 мил Британия,3.9 мил в США, 37 мил чел в России. В Китае около 300 мил. Территория Российской империи в начале 19 19.5 мил кВ км.

Несмотря на все усилия Петра 1 и Екатерины 2 Россия вступила в 19 традиционным обществом L. Его основные черты:

I. Преимущественное развитие с\х, государственного сектора в промышленности, слабое развитие финансовых институтов.

II. Жесткая социальная структура.

III. Гипертрофированная развитие как отдельных государственных институтов, таких государства в целом.

IV. Особый тип мировосприятия доминирующий в общественном сознании.

a) Мифологизированность

b) Монологизм «есть только одна истина»

c) Культ силы.

19в стал для России веком перехода от традиционного к обществу индустриальном у. Его характерные черты:

I. Преимущественное развитие промышленности, транспорта, финансовых институтов. Появления влиятельного частного сектора в экономике.

II. Социальная структура общества более подвижна (социальные лифты открываются)

III. Гражданское общество (система органов самоуправление) + СМИ

IV. Независимая судебная система.

V. Рациональный тип мировосприятия (готовность объяснить и изменить все).

Западно- Европейские страны начали переход от традиционного индустриальному обществу в 17-18 вв. По мнению английского историка Тойнби главными движущими силами этого процесса были:

1. Промышленный переворот (1775г паровая машина Ватта).

2. Национализм.

3. Революционные движения.

В России не одна из этих сил в полном объеме так и не сработала.

a. промышленный переворот начался только в 30 г 19в.

b. национализм в условие империи себя не проявил.

c. Революционной традиции В России просто не было.

Причины:

1. Особый характер государства

3. Империалистичность общественного сознания, в основе которой лежат идеи особой бога избранности народа исповедующего истинную веру.

Результат этого своеобразного положения оказался неожиданным. В России в 19в в ходе столкновения основ традиционного общества и важнейших институтов индустриального общества произошло их совмещение.

19 в в центре внимания большинства российских реформаторов были 2 главных вопроса: 1) крепостное право и аграрный вопрос в целом. 2) эффективная форма государственного устройства. (конституция)

Первая серьезная попытка разрешения этих вопросов была предпринята Российским императором Александром 1 (1801-1825).Именно он в своих реформах столкнулся с целым комплексом проблем с которыми в дальнейшем сталкивались все российские реформаторы.главное из них:

I. Социальная база реформ.

II. Стратегия реформ (освобождение крестьян с землей или без земли, либерализация государственного устройства

III. Тактика реформ.(последовательность реформ и темп реформ)

1801г - амнистия репрессированных при Павле 1. Разрешение создать частные типографии разрешение выезда заграницу. Разрешение ввозить книги из-за рубежа. Восстановление в полном объеме жалованной грамоты дворянству. Указ разрешивший не дворянам покупать не заселенные земли.

1802- министерская реформа. 8 министерств.

1803г –закон о вольных хлебопашцах, закон разрешает отпустить крестьян на волю. за 25 лет действия закона свободу получило 47 тыс крестьян.

1804г - отмена крепостного права в остзейских губерниях. Решение об открытие новых университетов. Казань, Харьков. Принятие университетского устава.(выборность ректора, собственный суд, невмешательство государственных чиновников в дела университетов).

Во второй половине века тем реформ заметно упал. учены полагают, что это было связанно с 3 главными обстоятельствами:1) неоднозначная реакции общества и ближайшего окружение императора на первые результату реформ. 2) проблемы в личной жизни государя. 3) резкое изменение ситуации на международной арене.

2 войны с Франции (1805, 1806-1807),закончились для России поражением. Тильзитский мир очень больно ударил по экономическим интересам российского дворянства и национальному самолюбию.

Новый этап реформ. Эти реформа были связанны с именем Михаила Михайловичем Сперанским. сын священника владимирской губернии. Окончил духовную семинария в Петербурге и был оставлен учителем красноречия, физики и философии. Самостоятельно изучил политическую литературы на английском, немецком, французский.

Быстро сделал карьеру в министерстве внутренних дел. 1807 советник императора по вопросам управления. При его активном участи были подготовлены указы: а) запретивший помещикам ссылать крестьян в Сибирь, б) обязавший всех лиц имевший придворный чин найти себе реальную государственную службу, в) водившие обязательный экзамен на чин.

В октябре 1810 Сперанский подготовил проект « Введение к уложению государственных законов», который предусматривал радикальную реформу всей системы управления империей. В рамках этой реформа в 1810 г в России появился государственный совет, высший законосовещательный орган из 35 человек. через год предполагался созыв государственный думы. Уже в конце 1810 последовала опала Сперанского и свертывание реформ. Отставка Сперанского.

Война 1812 и европейские походы российской армии вновь заставили императора Александра 1 вернуться к реформам. Но это были уже совсем другие реформы. Они проходи в рамках новой европейской политики Александра 1.

1815 Александр 1 даровал конституцию Польши.

1816 - первые военные поселения, в рамках который была предпринята еще одна попытка решить проблему крепостного права.

1818 - по просьбе императора Николай Новосильцев начал разработку установкой грамоты Российской империи, в основе которой лежала идея компромисса. Монарх готов пойти на ограничения своей власти, если дворянство согласится на отмену крепостного права.

По мере нарастания социальной напряженности внутри страны и политических конфликтов на международной арене, Александр 1 стал все более отдалятся от государственных дел.

Не соответствие реформ Александра 1 и ожиданий общества породило движении декабристов. 14 декабря 1825 г поставило нового российского императора Николая 1 в очень тяжелое положения.

Меры предпринятые официальными властями для подавления движения многими воспринимались как неадекватными.

Либеральное общественне мнение оказалось негативно настроено ко всему что делал новый император. Николай 1 оказался в состоянии политической изоляции. Она еще больше усилилась после того как он предпринял ряд мер для стабилизации ситуации в стране. Был принят новый цензурный устав ликвидирована автономия университетов, расширены права спец служб, созданы 11 секретных комитетов, которые занимались крестьянскими проблемами.

Не имея поддержки общества Николай 1 сделал ставку на российских чиновников. 100 тыс армия российских чиновников оказалась под личным контролем государя и фактически была выведена из под контроля общества

Коррупция. По данным спец служб из 45 губернаторов российской империи взяток не брали 3.

1853-56 Россия с позором проиграла Крымскую войну. Ситуация в стране резко обострилась. 1855 г- Николай 1 скончался.

Александр 2 (1855-1881)- время его правления принято называть эпохой великих реформ. Самой главной реформой этой эпохи принято считать отмену крепостного права. Это реформа готовилась почти 5 лет, началась 19 февраля 1861 г. И затронул почти 22.5 мил крепостных крестьян. Основная формула реформу- земля в обмен на деньги. Среди других реформ особое место занимали судебная, земская, военная реформы, которые должны были помочь в социальной адаптации, миллионам бывших крепостных крестьян.

Основные итого реформ трудно оценить однозначно. С одной стороны реформы создали благоприятные предпосылки для быстрого развития новых элементов хозяйственной жизни страны (капиталистических элементов) в результате произошел стремительный рост всех важнейших экономических показателей. 1877 внешнеторговый баланс России стал положительный. Протяженность жд за 20 лет увеличилось с 2000 км до 22000 тыс км. Но с другой стороны произошло резкое оскудение деревни падение уровня жизни многих слоев общества, что привело к росту радикальных настроений (Земля и Воля, Черный передел, Народна воля). Найти адекватные контр меры против многочисленных проявлений экстремизма государство не смогло. Государство не смогло переломить негативное отношение большинства российского общества к таким категория как бизнес, капитал, торговля. Во многом это было связанно с позиции российской интеллигенции, которая активно выступала с критикой недостатков российского государства.

P/S 1 марта 1881 Александр 2 был убит, в результате террористического акта. Новый российский император Александр 3 пошел на радикальное изменение политического курса. На смену реформам пришли контр реформы. суть этой новой политики, ярче всего выражает формулы православие, самодержавие, дух смирения. Результат новой политики- новая стабилизации ситуации в политики.

P.S в научной литературе много лет идут споры о причинах неудач российских реформаторов 19в, среди главных причин обычно называю:

I. Хронический бюджетный дефицит

II. Неразвитость гражданского общества

III. Личные качества, как реформаторов, так и и оппонетов

17.04.12

В истории России

Одним из главных событий 1917 г и 20 в в целом стала февральская революция в России. Споры о причинах идут уже много лет. Среди самых важных причин обычно называют:

I. Наличие целого ряда острых объективных противоречий и конфликтов. Вопросов не разрешенной первой Российской революцией

А ) аграрный вопрос (в основе данного вопроса, проблема распределения земли) Б) рабочий вопрос-это вопрос о продолжительности рабочего дня. Это вопрос об уровне з\п, о социальных гарантиях свободы. В ) национальный вопрос. (проблема языка, религии, культуры)

II. Отсутствие эффективного механизма разрешения конфликтных ситуаций, споров и противоречий. В России 1917 так и не появились полноценная конституция, полноценный парламент, полноценный политические партии.

III. Ошибки при проведение внутренней и внешней политики допущенные правительством и лично императором Николаем 2. (Григорий Распутин, П.А. Столыпин, отношение императора с государственной думой)

IV. Исторические традиции конфликтов между Российским государством и обществом.

V. Деятельность радикальных политических организаций, постороженная по принципу чем хуже тем лучше

VI. Деятельность иностранных государств, пытавшихся ослабить авторитет России и ее позиции на мировом рынке.

VII. Нравственный кризис российского общества(во многом связанный с кризисом русской православной церкви)

При этом не одна из этих причин сама по себе еще не гарантировала наступление революции. Главным фактором ускорившим революционные процессы в России стала первая мировая война.

В ней приняло участи 38 государств: разделенных на 2 союза, основу первого составили Германия, Австро-Венгрия, Турция. 2 блок Англия, Франция, Россия. Поводом к началу войны стало убийство наследника австро-венгерского престола принца Франца Ферденанта.

Причины войны: борьбы за сферы влияния между ведущими мировыми державами. война началась для России крайне неудачно, тяжелые поражения в Пруссии привели к гибели 1000 солдат и офицеров большим и моральным потерям. 1915 ситуация еще более ухудшилась. 150 тыс убитыми, 700 раненными, 900 пленными. Пытаясь переломить ситуацию Николай провел серьезные кадровые перестановки в армии. Начальником генеральной штаба стал Михаил Алексеев, верховным главнокомандующим стал сам император. 1916 война приобрела ярко выраженный позиционный характер. 1917 руководители стран Антанты принял решения о совместной наступательной операции против Германии. Весной 1917 г, которая должна была привести к окончанию войны, но ситуация в России зимой 1918 стремительно ухудшалось.

Первая мировая война обострила старые российские проблемы и породила новые:

1) Финансовая проблема –общие расходы России на войну превысили 30 миллиардов рублей 1\3 была покрыта за счет внешних займов.2\3 за счет внутренних займов и денежных эмиссий. Государственный долг России вырос 9 млрд. -24млрд. гипер инфляция

2) Транспортная проблема. зимой 1916 произошли серьезные перебои в работе жд, по которым шли поставки топлива и продовольствия в Москву и Петроград.

3) Проблема дисциплины и правопорядка. 1916 в забастовках в России приняло участии более одного миллиона человек. А Российскую армию покинуло 1.5 миллионов дезертиров.

Учены продолжают споры о том когда началась февральская революция. Большинство исследователей полагает что это произошло 17 февраля 1917г когда началась забастовка рабочих одной из мастерских Путиловского завода. 22 февраля не сумев справится с забастовкой, правительство закрыло Путиловский завод под предлогом перебоя с сырьем и топливом. 30 тыс рабочих потеряли работу. Ситуация стала стремительно накалятся. В этот же день Николай 2 покинул Петроград. 23 февраля - в Петрограда забастовало 120 тыс рабочих. В городе стали ощущаться перебои с хлебом. В городе начались стихийные демонстрации « Хлеба!», « долой Войну». 24 февраля демонстрации возобновились « Долой войну, долой царя». Произошли первые столкновения рабочих с полиций . 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей и политической. В столкновение с полицией пострадало почти 700 человек. Николай 2 потребовал прекратить беспорядки. 26 февраля в ходе новых уличных демонстрация полиция применила силу. Почти 200 убитых. === > на сторону восставших стали переходит солдаты Петроградского гарнизона. 27 февраля на улицах Петрограда возникли баррикады, восставшие захватили тюрьмы, арсенал, часть правительственных учреждений ====è правительство превратило работу. 28 февраля верные императору части стали покидать город.

Главным итогом февральских событий в Петрограде стало решение вопроса о власти. Депутаты государственной думы создали временный комитет государственной думы, восставшие рабочие и лидеры радикальных партий объявили о создание временного исполкома Петроградского совета рабочих депутатов. К первому марта эти органы согласовали состав временного правительства. В него должны были войти представители партий кадетов, октябристов, прогрессистов, несколько беспартийных политиков. Современники обратили внимание на то, что среди новых министров несколько известных масонов. Председателем правительства должен был стать князь Львов. 2 марта газета известие опубликовало приказ №1 «Петроградского совета рабочих депутатов». Приказ легализовал деятельность солдатских комитетов и переподчинил войска Петроградского гарнизона непосредственно Петроградскому совету. начался распад системы управления Российской армии. В ночь со 2-3 марта 1917г Николай 2 подписал указ о назначение председателя совета министров князя Львова и манифест об отречение от престола, в пользу Михаила Александровича Романова. 3 марта Михаил Романов отказался занимать престол и дал обещание подчинится любому решению учредительного собрания. 8 марта 1917г по решению временного правительства Николай Романов был арестован. В стране начался распад прежнего государственного аппарата и формирование нового, которое происходило в условиях двоевластия.

Временное правительство и Петроградский совет быстро согласовали программу первых совместных действий.

· амнистия политических заключенных.

· Введение в стран гражданских прав и свобод.

· Отмена сословно национально религиозных ограничений ==== подготовка к созыву учредительного собрания.

3 апреля 1917 г из иммиграции вернулся в Россию лидер большевиков Ленин. 4 апреля высказал свои апрельские тезисы. Главные идеи никакой поддержки временному правительству. Уже в конце апреля 1917 стало очевидным, что временное правительство не может разрешить проблемы накопившиеся в стране (это аграрный вопрос, рабочий и национальный вопрос) основным препятствием для решения этих проблем была первая мировая война. 1 апреля 1917 г министр иностранных дел Милюков направил официальную декларацию временного правительства (они необходимости скорейшего завершения войны) странам союзницам по блоку Антанта. 20 апреля текст сопроводительной записки Павла Милюкова был опубликован в Российской печати. ===è многотысячные демонстрации в Петрограде « Долой Милюкова, долой временное правительство». В этот же момент в городе были организованны контр демонстрации. « Долой Ленина, долой Большевиков». Милюков ушел в отставку. Первый кризис временного Правительства закончился отставками ряда министров и формированием нового коалиционного правительства в состав которого вошли 7 представителей социалистических партий, большевиков среди них не было. Второй кризис произошел 18 июня 1917- когда в разгар первого всероссийского съезда советов большевики вывели на улицы Петрограда почти 200 тыс демонстрантов под лозунгом вся власть советам. этот кризис был разрешен наступлением российских войск на юго- западном фронте 19 июня 1917 г. Третий кризис временного правительства 3-4 июля 1917 г и был связан с провалом наступления на юго- западном фронте, кризис был связан с отставкой Львова, ареста лидеров большевиков, закрытие большевистских газет. Новый состав временного правительства был сформирован Александром Керенским. Четвертый кризи с временного правительства был связан с выступление Корнилова в августе 1917 . Верховных главнокомандующий российской армии попробовал объединить те силы, которые выступали за формирование в России жесткой политической власти, способной обеспечить победу России в войне. 27 августа Корнилов отдал приказ о наступление на Петроград¸ правительство Керенского ушло в отставку а сам он получил особые полномочия для борьбы с мятежниками и обратился за помощью к левым радикалам. усилиями большевиков мятеж был подавлен. 1 сентября 1917 Корнилов был арестован, а Россия провозглашена республикой. Керенский написал « Без Корнилова в России никогда бы не было Ленина». Пятый кризис временного правительства в октябре 1917 и был связан со 2 всероссийским съездом советов (25-26 октября 1917) . в рамках этого съезда предполагалось решение главного вопроса о созыве учредительного собрания, но накануне партия большевиков организовало октябрьский переворот и буквально заставило съезд сформировать новые органы власти. Совет народных комиссаров- Председатель В.Ленин и Всероссийский центральный исполнительный комитет- Л. Каменев.

P.S споры о том почему в 1917 в борьбе за власть победили именно большевики идут много лет, как в нашей стране так и за ее пределами. Возможно это было связанно с тем, что большевики сумели точно уловить, выразить и сохранить радикальное настроение возникшие в российском обществе в ходе кризиса. Возможно это ошибки оппонентов большевиков. Возможно это связанно с особым политическим талантов лидера большевиков. (Ленин и Троцкий)

Споры о том, могла ли Россия победить в Первой мировой войне, если бы не большевистская революция, наверное, ещё долго не утихнут. И бесполезно говорить банальность, что «история не имеет сослагательного наклонения» – этот вопрос будет возникать снова и снова. Поэтому постараемся ответить на него.

Одни авторы доказывают, что Россия была не готова к такой войне, прежде всего, экономически. Социальные проблемы, обострившиеся к 1917 году, были неизбежным следствием войны. А раз так, то война закономерно вела к революции. Эта версия находит веское обоснование в докладной записке, представленной Николаю II ещё за полгода до войны, в феврале 1914 года, бывшим министром внутренних дел П.Н. Дурново. В ней старый сановник предсказал с точностью провидца все последствия участия России в войне против Германии – и военные поражения, и проблемы вооружения и снабжения армии, и реакцию общества, и саму революцию. Причём Дурново уже тогда предвидел, что вскоре после падения монархии власть неминуемо попадёт в руки радикальных революционеров, так как либералы в России слишком слабы, чтобы удержать власть. Царь не внял предупреждению…

Другие, не отрицая, что революция могла быть расплатой за неготовность к войне, указывают, что ничего фатального не бывает. Да, почти все воевавшие страны испытали в той или иной степени революционный кризис. Но сила его проявления зависела от многих факторов. И не было предопределения в том, чтобы он сказался сначала в России, а уже потом в Германии и союзных с нею странах. Могло быть и наоборот. Эти авторы отмечают преодоление Россией проблем первых двух лет войны и обращают первостепенное внимание на настроение общества, слишком рано посчитавшего войну проигранной.

«Если бы судьба войны зависела теперь [в 1916-1917 гг. – Я.Б.] от снарядов и орудий, танков и броневиков, самолётов и отравляющих веществ, то русская армия выиграла бы войну вместе с союзными армиями», – заявил ещё в 80-е гг. прошлого века историк В.И. Старцев. «Всё, что требовалось теперь от России – держаться», – писал ещё до Второй мировой войны белоэмигрантский историк русской армии А.А. Керсновский. В феврале 1917 года Германия отвергла ультиматум США о прекращении подводной войны, и стало ясно, что не сегодня-завтра заокеанская держава вступит в войну на стороне Антанты (объявление войны последовало 6 апреля 1917 г.). Промышленная мощь США уже тогда превышала мощь всей Европы, и победа была предопределена.

Русская армия могла бы больше не пытаться наступать, а просто самим фактом своего наличия отвлекать на себя часть сил стран «оси» и продержаться до их капитуляции, наступившей, даже без содействия России, в ноябре 1918 года. При удержании России в войне их поражение, как указывают сторонники данной версии, случилось бы ещё скорее.

Первая мировая война стала первой в истории тотальной войной на истощение всех ресурсов участников. Победа в ней уже мало зависела от гениальности полководцев и храбрости солдат. Это была война, прежде всего, тысяч тонн стали, свинца и бетона. И победить в ней должен был тот, у кого этих запасов хватило бы дольше.

К сожалению, Россия, хотя и вела войну в сильнейшей коалиции, находилась на её периферии. Поставки союзниками вооружения не могли компенсировать недостаточную мощность российской промышленности. Пулемётами русская армия обеспечивалась за счёт западных поставок более чем наполовину, артиллерийскими снарядами – на две трети. Но из-за того, что проливы Босфор и Дарданеллы находились в руках противника, связь России с внешним миром поддерживалась только через Мурманск, Архангельск и Владивосток. В 1917 году большинство поставленных материалов находились ещё в этих портах.

Несмотря на то, что стратегическое положение Германии и её союзниц уже к началу 1917 года стало безнадёжным, из России это не было заметно. Тут значительно острее осознавалась техническая слабость собственной армии.

По данным, которые привёл белоэмигрантский историк генерал Н.Н. Головин, потребность русской армии в винтовках была обеспечена в ходе войны в 65%, в пулемётах – всего на 12%. Он ещё в 30-е годы прошлого века разоблачил миф (которым и сейчас нередко любят оперировать) о том, будто к 1917 году русская армия была технически вполне обеспечена для успешного ведения боевых действий. В 1917 году насыщенность войск артиллерией у противника повсеместно (кроме турецкого фронта) вдвое-втрое превышала насыщенность у русской армии. Особенно значительным было превосходство врага в орудиях крупного калибра.

Конечно, всё это ещё не предопределяло поражения, и если бы всё зависело только от материальной части, то русская армия могла бы выполнять чисто оборонительные задачи. Но войну ведут не только упомянутые выше тонны стали и свинца, но и, прежде всего, люди, точнее – сообщества людей. Тот же Головин резюмирует состояние России к 1917 году в таких словах:

«Ни правительство, ни сами народные массы не были подготовлены к современным сложным формам управления. Представители первого привыкли только приказывать, считая даже, что всякие излишние рассуждения только подрывают авторитет власти; вторые – вследствие своей малой культурности не были способны подняться выше интересов «своей колокольни» и осознать интересы широкого государственного значения. Положение же ухудшалось ещё тем, что все представители русской интеллигенции были отброшены к концу 1916 г. правительством в лагерь оппозиции. И в результате вместо того, чтобы слышать из уст представителей своих более образованных классов слова бодрости и разъяснения, народные массы слышали только критику, осуждение и предсказания неминуемой катастрофы… Страна была окончательно деморализована. Из такого тыла не мог уже вливаться в армию дух бодрости, такой тыл мог только вносить в армию дух разложения».

Поэтому вопрос «могла ли Россия победить в Первой мировой войне, если бы не революция?» следует считать оскюмороном. Революция стала закономерным результатом войны, причём предсказуемым (вспомним записку Дурново!) задолго до её начала.

8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. при Александре I.

8.2 Движение декабристов.

8.3 Консервативная модернизация при Николае I.

8.4 Общественная мысль середины XIX в.: западники и славянофилы.

8.5 Русская культура в первой половине XIX в.

8.1 Выбор пути исторического развития России в начале XIX в. при Александре I

Александр I – старший сын Павла I, пришел к власти в результате дворцового переворота в марте 1801 г. Александр был посвящен в заговор, и дал согласие на него, но при условии сохранения жизни своему отцу. Убийство Павла I потрясло Александра, и он до конца жизни винил себя в гибели отца.

Характерной чертой правления Александра I (1801-1825) становится борьба двух течений – либерального и консервативного и лавирование императора между ними. В царствовании Александра I выделяют два периода. До Отечественной войны 1812 г. длился либеральный период, после заграничных походов 1813-1814 гг. – консервативный.

Либеральный период правления. Александр был хорошо образован и воспитан в либеральном духе. В манифесте о восшествии на престол Александр I объявил, что будет править «по законам и по сердцу» своей бабки Екатерины Великой. Им сразу же были отменены введенные Павлом I ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т.д. Были восстановлены Жалованные грамоты дворянству и городам, разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, проведена амнистия людям, которые подверглись преследованиям при Павле.

С целью подготовки программы реформ Александр I создал Негласныйкомитет (1801-1803) – неофициальный орган, в который вошли его друзья В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский. В комитете шло обсуждение реформ, но ни к чему конкретному его деятельность не привела.

В 1802 г. коллегии были заменены министерствами. Эта мера означала замену принципа коллегиальности на единоначалие. Было учреждено 8 министерств: военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, коммерции, финансов, народного просвещения и юстиции. Для обсуждения важных вопросов создавался Комитет министров.

В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим судебным и контролирующим органом в системе государственного управления.

В 1803 г. был принят «Указ о вольных хлебопашцах». Помещики получили право отпускать своих крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Однако больших практических последствий этот указ не имел: за все царствование Александра I на волю вышли немногим более 47 тыс. крепостных, то есть менее 0,5% их общего количества.


В 1804 г. открылись Харьковский и Казанский университеты, Педагогический институт в Петербурге (с 1819 г. – университет). В 1811 г. основан Царскосельский лицей. Университетский устав 1804 г. предоставил вузам широкую автономию.

В 1809 г. по поручению Александра I талантливейший чиновник М.М. Сперанский разработал проект реформ. В основу был положен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. И хотя проект не отменял монархию и крепостное право, в аристократической среде предложения Сперанского посчитали радикальными. Чиновничество и придворные были им недовольны и добились того, что М.М. Сперанского обвинили в шпионаже в пользу Наполеона. В 1812 г. он был отправлен в отставку и сослан в Нижний Новгород.

Из всех предложений Сперанского было принято одно: в 1810 г. высшим законосовещательным органом стал Государственный совет.

Отечественная война 1812 г. прервала либеральные реформы. После войны и заграничных походов 1813-1814 гг. политика Александра становится все более консервативной.

Консервативный период правления. В 1815-1825 гг. во внутренней политике Александра I усилились консервативные тенденции. Однако сначала возобновились либеральные реформы.

В 1815 г. Польше была дарована конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России. В 1816-1819 гг. было отменено крепостное право в Прибалтике. В 1818 г. в России началась работа по подготовке проекта Конституции, которую возглавил Н.Н. Новосильцев. Предполагалось введение в России конституционной монархии и учреждение парламента. Однако эта работа не была доведена до конца.

Столкнувшись с недовольством дворян, Александр отказывается от либеральных реформ. Опасаясь повторить судьбу отца, император все больше переходит на консервативные позиции. Период 1816-1825 гг. называют аракчеевщиной, т.е. политикой грубой военной дисциплины. Название период получил потому, что в это время генерал А.А. Аракчеев фактически сосредоточил в своих руках руководство Государственным советом, Кабинетом министров, был единственным докладчиком Александру I по большинству ведомств. Символом аракчеевщины стали военные поселения, широко вводившиеся с 1816 г.

Военные поселения – особая организация войск в России в 1810-1857 гг., при которой государственные крестьяне, зачисленные в военные поселенцы, совмещали службу с занятиями сельским хозяйством. Фактически поселенцы дважды закрепощались – как крестьяне и как солдаты. Военные поселения были введены в целях сокращения расходов на армию и прекращения рекрутских наборов, поскольку дети военных поселенцев сами становились военными поселенцами. Благая идея вылилась в итоге в массовые недовольства.

В 1821 г. подверглись чистке Казанский и Петербургский университеты. Усилилась цензура. В армии была восстановлена палочная дисциплина. Отказ от обещанных либеральных реформ привел к радикализации части дворянской интеллигенции, появлению тайных антиправительственных организаций.

Внешняя политика при Александре I. Отечественная война 1812 г. Главной задачей во внешней политике в период правления Александра I оставалась сдерживание французской экспансии в Европе. В политике превалировали два основных направления: европейское и южное (ближневосточное).

В 1801 г. Восточная Грузия была принята в состав России, а в 1804 г. произошло присоединение к России Западной Грузии. Утверждение России в Закавказье привело к войне с Ираном (1804-1813). Благодаря успешным действиям русской армии основная часть Азербайджана оказалась под контролем России. В 1806 г. началась война России с Турцией, закончившаяся подписанием в 1812 г. мирного договора в Бухаресте, по которому к России отходила восточная часть Молдавии (земли Бессарабии), а граница с Турцией установилась по реке Прут.

В Европе задачи России заключались в стремлении не допустить французской гегемонии. Поначалу события складывались неудачно. В 1805 г. Наполеон разгромил русско-австрийские войска при Аустерлице. В 1807 г. Александр I подписал Тильзитский мирный договор с Францией, согласно которому Россия присоединялась к континентальной блокаде Англии и признавала все завоевания Наполеона. Однако невыгодная для российской экономики блокада не соблюдалась, поэтому в 1812 г. Наполеон решил начать войну с Россией.

Наполеон рассчитывал на быструю победу в приграничных сражениях, а затем принудить подписать выгодный для него договор. А русские войска предполагали завлечь наполеоновскую армию вглубь страны, нарушить ее снабжение и разгромить. Французская армия насчитывала более 600 тыс. чел., непосредственно во вторжении участвовало более 400 тыс., в нее входили представители завоеванных народов Европы. Русская армия была разделена на три части, располагавшихся вдоль границ. 1-я армия М.Б. Барклая де Толли насчитывала около 120 тыс., 2-я армия П.И. Багратиона – около 50 тыс. и 3-я армия A.П. Тормасова – около 40 тыс.

12 июня 1812 г. войска Наполеона форсировали реку Неман и вступили на русскую территорию. Началась Отечественная война 1812 г. Отступая с боями, армиям Барклая де Толли и Багратиона удалось соединиться под Смоленском, но после упорных боев город был оставлен. Избегая генерального сражения, русские войска продолжали отступать. Они вели упорные арьергардные бои с отдельными частями французов, изматывая и истощая противника, нанося ему значительные потери. Развернулась партизанская война.

Недовольство общества длительным отступлением, с которым связывали Барклая де Толли, заставили Александра I назначить главнокомандующим М.И. Кутузова, опытного полководца, ученика А.В. Суворова. В условиях войны, приобретающей национальный характер, это имело большое значение.

26 августа 1812 г. состоялось Бородинское сражение. Обе армии понесли тяжелые потери (французы – около 30 тыс., русские – более 40 тыс. чел.). Главная цель Наполеона - разгром русской армии - не была достигнута. Русские, не имея сил для продолжения битвы, отошли. После военного совета в Филях главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов принял решение оставить Москву. Совершив «тарутинский маневр», русская армия ушла от преследования врага и расположилась на отдых и пополнение в лагере под Тарутино, южнее Москвы, прикрывая тульские оружейные заводы и южные губернии России.

2 сентября 1812 г. французская армия вошла в Москву. Однако никто не спешил подписывать с Наполеоном мирный договор. Вскоре у французов начались трудности: не хватало продовольствия и боеприпасов, разлагалась дисциплина. В Москве начались пожары. 6 октября 1812 г. Наполеон увел войска из Москвы. 12 октября у Малоярославца его встретили войска Кутузова и после ожесточенного сражения вынудили французов отступать по разоренной Смоленской дороге.

Продвигаясь на Запад, теряя людей от столкновений с летучими конными отрядами русских, из-за болезней и голода, Наполеон привел в Смоленск около 60 тыс. чел. Русская армия шла параллельно и угрожала отрезать пути к отступлению. В сражении на реке Березине французская армия была разгромлена. Границы России пересекли около 30 тыс. наполеоновских войск. 25 декабря 1812 г. Александр I издал манифест о победном завершении Отечественной войны. Главной причиной победы стал патриотизм и героизм народа, воевавшего за свою Родину.

В 1813-1814 гг. состоялись заграничные походы русской армии. В январе 1813 г. она вступила на территорию Европы, на ее сторону перешли Пруссия и Австрия. В сражении под Лейпцигом (октябрь 1813 г.), прозванном «битвой народов», Наполеон был разбит. В начале 1814 г. он отрекся от трона. По Парижскому мирному договору Франция возвращалась к границам 1793 г., восстанавливалась династия Бурбонов, Наполеона сослали на о. Эльба в Средиземном море.

В сентябре 1814 г. в Вене собрались делегации стран-победительниц для решения спорных территориальных вопросов. Между ними возникли серьезные разногласия, но известие о бегстве Наполеона с о. Эльба («Сто дней») и захвате им власти во Франции катализировали процесс переговоров. В итоге Саксония перешла к Пруссии, Финляндия, Бессарабия и основная часть герцогства Варшавского со своей столицей – к России. 6 июня 1815 г. Наполеон был разбит у Ватерлоо союзниками.

В сентябре 1815 г. был создан Священный союз, в который вошли Россия, Пруссия и Австрия. Цели Союза заключались в сохранении установленных Венским конгрессом государственных границ, подавлении революционных и национально-освободительных движений в странах Европы. Консерватизм России во внешней политике отразился на внутренней политике, в которой также нарастали консервативные тенденции.

Подводя итоги правления Александра I можно сказать, что Россия в начале XIX в. могла стать либеральной страной. Неготовность общества, в первую очередь высшего, к либеральным реформам, личные мотивы императора привели к тому, что страна продолжала развиваться на основе сложившихся порядков, т.е. консервативно.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные