Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Сущность цивилизационного подхода к обществу.

Развитие общества: цивилизационный подход. Методологии формационного подхода в современной науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Этот подход в объяснении процесса развития общества начал складываться еще в 18 в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в 20 в. В зарубежной историографии наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М.Вебер, А.Тойнби, О.Шпенглер и ряд крупных современных историков, объединившихся вокруг французского исторического журнала "Анналы" (Ф.Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской науке его сторонниками были Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, П.А.Сорокин, Л.Н.Гумилев.

Основной структурной единицей процесса развития общества, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Цивилизация понимается как общественная система, связанная едиными культурными ценностями (религией, культурой, экономической, политической и социальной организацией и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Когда это ядро размывается, то старая цивилизация гибнет, ей на смену приходит другая, с иными ценностями.

Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон.

Во-первых, его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики более значимы, а какие менее.

Во-вторых, подчеркивание специфики обязательно предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными).

В-третьих, цивилизационный подход отводит приоритетную роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. Однако подчеркивание важного значения религии, культуры, менталитета для характеристики и оценки цивилизации часто приводит к абстрагированию от материального производства как чего-то второстепенного.

Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.

Чаще всего при выделении типов цивилизаций используют конфессиональный критерий, считая именно религию концентратом культурных ценностей.

Другая слабая сторона цивилизационного подхода, снижающая его привлекательность, - это отрицание прогресса в развитии общества (либо, по крайней мере, подчеркивание его однородности).

Сущность цивилизационного подхода в отрицании единого пути развитиb человеческого общества. Он утверждает, что можно говорить только об истории локальных общностей - этносов, причем эта история будет представлять собой ряд пиков и впадин. Характерной чертой является антиевропеизм, поскольку Европейская цивилизация была объявлена дряхлеющей. Центральным вопросом являлся вопрос о сущности импульса, приводящего к интенсивному развитию.

На основании цивилизационного подхода выделяется множество концепций, построенных на разных основаниях, почему его и называют плюралистическим.

Как и формационные концепции, цивилизационный подход также допускает "упрощенное" истолкование, и, в таком виде может стать основой для самых одиозных идеологий и режимов. Если формационные теории провоцируют социальную инженерию (принудительное навязывание одними странами другим собственной, "более прогрессивной" модели развития), то цивилизационные - национализм и ксенофобию (культурные контакты якобы ведут к разрушению самобытных культурных ценностей).

Цивилизационный подход к изучению истории - это один из методов, к которому прибегают научные умы, чтобы прояснить важные вопросы хода событий в историческом процессе различных эпох. Огромное влияние на этот метод оказали труды таких историков, как А. Тойнби, К. Ясперс, Н.Я. Данилевский и многих других.

Изучение хода исторических событий мирового масштаба дает возможность проследить и понять, насколько многообразен этот процесс, и как много вариантов формирования общества, отличающиеся не только достоинствами, но и недостатками.

Цивилизационный подход существует наряду с формационным, главное отличие которого заключается в том, что основу его изучения составляют социально-экономические отношения, независимые от воли человека. Они существуют в силу объективных обстоятельств. Цивилизационный же во главу всех происходящих процессов ставит человека, принимая во внимание его нормы поведения, эстетические и этические взгляды.

Понятие «цивилизация» появляется еще в античные времена, но в XVIII веке оно основательно стало частью исторической лексики. Именно с этого времени его активно начинают использовать представители науки. Кроме того, для характерно и появление различных теорий цивилизаций. Хочется отметить, что понятие «цивилизация» еще в древние времена противопоставлялось другому латинскому понятию, означающему «дикость». Уже в те далекие времена люди видели отличие между варварским и цивилизованным обществом и жизнью в целом.

Возвращаясь к теориям, двумя основными являются стадиальная и локальная. В соответствии с первой, цивилизация представляет собой процесс развития по определенным стадиям. Начальным ее этом можно считать момент распада первобытного общества, в результате которого человечество перешло в стадию цивилизованного мира. Такие цивилизации можно отнести к первичным, так как у них не было возможности использовать цивилизационные традиции, сложившиеся в более позднее время. Они создавали их самостоятельно, давая плоды последующим образованиям. Локально-цивилизационный подход изучает исторические аспекты возникновения общности на определенной территории, для которой характерны собственные социально-экономические, культурные, политические особенности. Цивилизации локального характера могут существовать как в рамках определенного государства, так и при объединении нескольких государств.

Цивилизация локального вида - это система, которая состоит из различных взаимосвязанных компонентов: политическое устройство, экономическая ситуация, географическое положение, религия и многие другие. Все эти составляющие как нельзя лучше отображают уникальность определенной цивилизации.

Цивилизационный подход, так же, как и стадиальный, помогает под разным углом взглянуть на исторический ход событий. Для стадиального подхода характерно рассмотрение развития человечества в соответствии с едиными и общими законами. основывается на индивидуальности и разнообразии исторических процессов. Поэтому очень сложно сказать, какая теория лучше или хуже. Они обе имеют право на существование, так как являются дополнением друг для друга, обладая своими преимуществами. Деятели исторических наук неоднократно предпринимали попытки объединения обоих методов изучения, но до сих пор этого не произошло, и не была выработана общая система, объединившая бы обе теории.

Подводя итог, следует отметить, что цивилизационный подход помогает понять основные закономерности и направления формирования и становления мировой цивилизации, своеобразие отдельных цивилизаций, а также дает возможность сопоставлять процессы развития различных цивилизаций.

Цивилизация – степень, уровень материального и культурного развития общества, народа; ступень общественного развития, следующая за варварством (по классификации Моргана).

Цивилизация – сообщество людей, объединенных основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике, и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу.

Менталитет – образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировоззрение.

Н.Я. Данилевский, «Россия и Европа» , 1871 г.

Центральной являются «культурно-исторические типы» как замкнутые сверхгосударственные человеческие общности или цивилизации. Они призваны реализовать себя в одной из четырех областей жизнетворчества: религия, культура, политика, социально-экономическая деятельность. В процессе развития цивилизация может реализоваться и во всех областях. Такое будущее он предсказывал славянской цивилизации.

О. Шпенглер, «Закат Европы», 1918 г. История как панорама замкнутых и не взаимодействующих друг с другом культур. Культуры существуют на определенной территории и проходят три стадии развития: юность, расцвет, упадок. 8 культур: египетская, майянская, греко-римская, византийская, арабская, индийская, вавилонская, китайская, западноевропейская.

А. Тойнби, «Постижение истории», 1922 г. В центре его учения – локальные цивилизации, которые не охватывали все человечество и были ограничены во времени и пространстве. Вв историческом времени существовала 21 локальная цивилизация, из числа которых к середине XX в. насчитывалось 5 «живых», в том числе христианская и исламская. Допускал некоторую степень взаимовлияния разных цивилизаций, считал, что локальные цивилизации представляют собой мозаичные составляющие универсальной панорамы всемирной истории.

Возникновение цивилизаций связано с механизмом «вызова» и «ответа». «Вызовы» обусловлены как природными, так и социальными факторами. «Ответ» возможен при наличии в человеческом обществе группы людей или выдающихся деятелей, способных к восприятию «вызова», например, И. Христос или Мухаммед. Если «ответы» на «вызовы» становятся неудачными и неадекватными, то цивилизация входит в стадию надлома, а затем наступает распад. Но он не является неизбежным. Спасение современной христианской цивилизации ученый видел на пути межконфессиональной интеграции.

Признаки, объединяющие цивилизации в типы:

– социальная и экономическая общность развития;

– переплетение культур;

– сходство менталитета.

Типы цивилизаций:

1. Нелинейные, статичные, холодные, замерзшие – непрогрессивная форма существования человеческих сообществ; живут в рамках годового природного цикла, прохождение которых от поколения к поколению не меняется (индейцы Америки, аборигены Австралии, племена Африки).

– В социальной организации господствует коллективизм, община – родовая или клановая, и племя.

– Государства нет, но существуют властные отношения, регулирующие процессы внутри общества.

– Культура этих цивилизаций не имеет европейского понятия прогресса. В этом смысле такие общества никогда никуда не шли, развиваясь вне исторического времени. Гарантией существования статичных цивилизаций является достижение ими равновесия с природой.

Интеллектуальное развитие этих народов специфично и разнообразно и находит отражение в мифах, преданиях и сказаниях.

2. Восточный тип (тип циклического развития, речной).

– Общество живёт в рамках исторического времени.

– Отсутствует/малоразвита частная собственность, господствует общенародная.

– Общество делится не на классы, а на сословия и касты; слабо развиты горизонтальные связи, общественные связи носят исключительно вертикальный характер; социальные роли чётко разделены и закреплены традицией.

– Огромную роль играет государство: оно не только контролирует развитие производственных отношений, но и надзирает за духовной жизнью; деспотия, диктатура, абсолютная монархия.

– Отсутствуют политические и гражданские права и свободы.

– Высокая степень духовности.

– Господствует коллективизм.

– Цивилизация развивается циклически.

3. Западный (западно-европейский, морской, т.к. возник на берегах Средиземного моря) – Древняя Греция, Древний Рим.

– Представление о линейном, быстро текущем времени, состоящем из прошлого, настоящего, будущего.

– В общественном сознании господствует убеждение о необходимости постоянного развития, прогресса.

– Индивидуализм, приоритет личности; общественное сознание рационально и свободно от давления религиозной догматики (в решении практических вопросов); общественная мораль ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­– сфера безраздельного господства христианства (сфера личных взаимоотношений, деловая жизнь); понятие протестантской деловой этики (её принцип: скромное личное потребление, но процветающее дело) → высок нравственный престиж труда и его результатов.

– Классовая структура общества, в нём развиты формы классовой организации (профсоюзы, партии, общественные объединения).

– Развита частная собственность и рынок как способ функционирования экономики; высокий престиж предпринимательства.

– Развиты горизонтальные связи как следствие наличия гражданского общества, существующего независимо от власти → демократические права и свободы граждан.

– Государство выступает в качестве регулятора социально-классовых отношений, инструмента для разрешения социальных конфликтов и для реализации идей прогресса.

– Форма государства: демократия, республика.

4. Пограничный тип – Россия, Турция.

– Эти общества складывались не внутри коалиции западно-европейских цивилизаций, а на окраине западного мира и степи → эти цивилизации уязвимы для нашествий с запада и востока; государственные институты вынуждены тратить огромные средства на укрепление обороноспособности, содержание армии.

– Неустойчивость традиций повышает роль фактора случайности и усиливает возможность для таких обществ прыжка в утопию.

– Характерно наличие западничества, почвеничества и евразийства.


Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методологические основы изучения истории. Предмет и методы исторического исследования

Сталинская модернизация комплекс мероприятий проведенный в ссср в е гг с целью преодоления общей отсталости страны от запада..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методологические основы изучения истории. Предмет и методы исторического исследования
Методология - учение о способах исследования, освещение исторических фактов, научного познания. Методология истории основывается на научных принципах и подхо­дах к изучению исторических ф

Формационный подход к истории, его противоречия
Формационный подход разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Смысл его состоит в закономерной смене общественно-экономических формаций. Они исходили из того, что материальная деятельност

Восточные славяне в древности. Проблема этногенеза
Историческими и этническими предшественниками восточных славян были племена антов, живших в Приазовье, Причерноморье и Приднепровье в I в. до н. э. Другое название антов – асы сближается с название

Принятие христианства и его значение
959 г. - княгиня Ольга тайно приняла христианство. Византийский император Василий II обещал Владимиру отдать в жены свою дочь Анну, однако не выполнил своего обязательства,

Охарактеризовать процесс образования Древнерусского государства. Первые киевские князья
Государство – это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять общественный порядок. Признаки государственности в раннесредневековом

Киевская Русь X-XI вв
Владимир занял престол, убив своего брата Ярополка, в 980 г. Все земли восточных славян объединены в составе Киевской Руси. Присоединены вятичи, земли по обе стороны

Причины и сущность политической раздробленности Руси
1097 г. – Любечский съезд. Князья перешли к наследованию престола от отца к старшему сыну в пределах отдельных земель. «Пусть каждый держит отчину свою».

Причины возвышения Москвы. Первые московские князья
1147 г. – первое упоминание о Москве. Причины: 1) Выгодное расположение: в узле дорог, ведших из южной Руси в северную и из Новгородской зем

Охарактеризовать процесс складывания единого Российского государства. Правление Ивана III и Василия III
Российское централизованное государство сложилось на северо-восточных и северо-западных землях Киевской Руси, ее южные и юго-западные земли были включены в состав Польши, Литвы, Вен

Последствия смуты. Причины избрания на престол Михаила Романова. Царствование А.М. Романова
Последствия Смуты: Смоленск был утрачен на долгие десятилетия. Западная и часть восточной Карелии захвачены шведами. Потерян выход к Финскому заливу.

Дворцовые перевороты, их социально-политическая сущность и последствия
Эпоха дворцовых переворотов - временной промежуток в политической жизни России 18 века, когда переход высшей государственной власти происходил путем совершения гвардейцами ли

Россия в годы царствования Александра I. Реформаторский проект Сперанского и его судьба
Александр 1 – сын императора Павла I и княгини Марии Фёдоровны, внук Екатерины 2. Родился 23 декабря 1777 г. С самого раннего детства он начал жить у бабушки, которая хотела воспитать из нег

Внутренняя политика Николая I. Изменения политического курса во второй четверти XIX в. Причины и последствия
Вступление Николая на престол после мрачных и скучных последних лет царствования Александра I вызвало в обществе некоторое ощущение новшеств и перемен. Этому способствовало и то, чт

Российский либерализм от течения общественной мысли к политическим партиям
На рубеже 30-40-х годов 19 века среди оппозиционных либералов сложилось два идейных движения: славянофилы (Аксаковы, Киреевские, Хомяков, Самарин) и западники (Грановский, Кавелин,

Особенности русского крестьянского социализма второй половины XIX в. Основные направления революционного народничества. Судьба народничества
Причины подъема общественного движения: - сохранение старой социально-политической системы и, в первую очередь, самодержавного строя с его полицейским аппаратом, при

Социал-демократическое движение в России в конце XIX - начале XX вв
Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства и перешли к пролетариату. Бывшие участники "Черног

Особенности промышленного развития пореформенной России в 60-90-х гг. XIX в. Реформы С.Ю. Витте
Отмена крепостного права обеспечила благоприятные условия для быстрого роста капитализма во всех отраслях промышленности. Появилась свободная рабочая сила, активизировался процесс н

Первая российская революция 1905-1907 гг. и ее итоги
Причины: - нерешенность аграрно-крестьянского вопроса, сохранение помещичьего землевладения и крестьянского малоземелья; -

История Государственной Думы. Опыт думского парламентаризма в России
Государственная дума - законодательное учреждение Российской империи. Дума являлась нижней палатой парламента, верхней палатой был Государственный совет Российской империи. В

Причины и начало Первой мировой войны. Участие в ней России
Причины Первой Мировой войны: – Германии хотелось больше колоний; – Австро-Венгрия стремилась удержать Боснию и Герцеговину; – интересы вс

Победа февральской революции. Альтернативы развития Росси после Февраля. Октябрьский переворот 1917 г. Современные оценки октябрьских событий
Начиная с Февральской революции 1917 г. ход событий в России содержал различные альтернативы общественного развития: – буржуазно-демократическую. Если бы А.Ф. Керенскому - к

Внутрипартийная борьба в РКП(б). установление режима личной власти Сталина (1924-1937)
Главными участниками этой борьбы стали И.В. Сталин и Л.Д. Троцкий. I этап внутрипартийной борьбы (1923-1924 гг.). Левая опп

Индустриализация
Цели индустриализации: Достижение экономической независимости. Создание мощного ВПК. Ликвидация технико-экономической отсталости СССР.

Коллективизация
Проведение грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки сельского хозяйства, которое воспринималось как источник ресурсов. Кроме того, растущим городам требовалось все большее количе

Советская внешняя политика. Современные споры о международном кризисе 1939-1941 годов
В 30-е гг. и особенно накануне Великой отечественной войны советская внешняя политика носила сложный и противоречивый характер. Основные этапы внешней политики СССР в 30-е гг.:

СССР во второй мировой войне и ВОВ
Причины Великой Отечественной войны 1. Стремление Гитлера к мировому господству немецкой нации (идея пангерманизма) 2. Необходимость завоевания фашистской Германией природн

Стагнация и предкризисное явление в конце 70-х - начале 80-х годов XX века
После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК. Для обозначения п

Постсоветская Россия в 90-е годы. Изменения экономического и политического строя в России
В октябре 1991 г. Верховный Совет РСФСР утвердил экономическую программу, разработанную группой молодых реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром (программа «Шоковой терапии»). Главная цель будущих реф

На протяжении всего советского периода в отечественной историографии господствовал формационный подход, в соответствии с которым Россия и особенного в истории человечества. Есть ли в мировой истории общие тенденции и закономерно развивалась в общем русле всемирно-исторического процесса. Но в последние годы многие российские ученые заявили о своей приверженности цивилизационному подходу к изучению истории Отечества. В самом общем виде это означает стремление определить роль России в мировой цивилизации. Проблема места России в мировой цивилизации является по существу одним из аспектов вопроса о соотношении общегости, или каждый регион, страна, этнос развиваются своим уникальным путем? Философы и историки по-разному отвечают на данный вопрос. Например, немецкий философ О. Шпенглер писал, что «как бы мы ни чувствовали и ни переживали всемирную историю и как бы мы ни были вполне уверены в возможности для нас обозреть весь ее облик, тем не менее, в настоящее время нам известны только некоторые ее формы, а не сама форма». Еще более категорично выразил эту мысль К. Поппер, заявивший, что «единой истории не существует».

Однако немало сторонников и у противоположной точки зрения. В соответствии с их взглядами, в истории действует «железная логика», и она подчиняется строгим законам. Вот как сформулировал свою мысль К. Маркс: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или, - что является только юридическим выражением последних - с отношениями собственности, внутри кото­рых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Основоположники «научного коммунизма» полагали, что эти процессы можно исследовать «с естественнонаучной точностью». По их мнению, народы мира за некоторым исключением проходят одинаковые стадии развития.

На наш взгляд, обе точки зрения страдают односторонностью. В первом случае история человечества предстает в виде не связанных между собой событий и процессов. Второй подход игнорирует сложность и многообразие исторического развития. В действительности история человечества характеризуется сложным взаимодействием случайного и необходимого, переплетением общего, особенного и единичного. Формационная теория и другие концепции, рассматривающие мировую историю в динамике, позволяют выделить некие этапы, стадии всемирно-исторического процесса. Однако каждый регион, страна, этнос проходят через эти стадии развития своим особенным, иногда уникальным путем, или минуют их вовсе. Поэтому наряду с «вертикальным» срезом истории человечества, необходимо использовать научные подходы, позволяющие наблюдать ее «горизонтальный» срез. Такую возможность представляет цивилизационный подход к изучению истории. Следовательно, речь идет не о полном отказе от формационного подхода, который, несмотря на свои недостатки, может использоваться при анализе исторических процессов. Нельзя лишь абсолютизировать его. Формационный и цивилизационный подходы являются двумя ракурсами, позволяющими рассматривать историю под разными углами зрения. В основе первого лежат социально-экономические критерии. Второй делает акцент на культурно-исторических факторах. Цивилизационный подход предполагает широкий социокультурный взгляд на историю человечества. Он означает повышенное внимание к духов­ному наследию стран и народов, глубокое проникновение во внутренний мир человека прошлого, отказ от идеологизации истории и рассмотрения ее с узкоклассовых позиций. Цивилизационный подход к изучению отечественной истории требует прежде всего выявления типологических особенностей исторического развития России в системе мировой цивилизации.

Очень плодотворный в свете этой сложнейшей научной проблемы нам представляется концепция локальных цивилизаций, у истоков которой стоял русский мыслитель Н. Я. Данилевский (1822-1885). Большой вклад в разработку этой теории внесли немецкий философ О. Шпенглер (1880-1936), английский историк и философ А. Дж. Тойнби (1889-1975), русский социолог, живший и работавший в эмиграции П. А. Сорокин (1889- 1968). Приверженцы концепции локальных цивилизаций исходят из признания самобытности, уникальности и неповторимости цивилизаций, созданных народами мира. Следовательно, нельзя говорить о превосходстве одной цивилизации над другой, по крайней мере в социокультурном плане. С этой точки зрения, нет отсталых и передовых цивилизаций. Каждая цивилизация создает свои собственные ценности, из которых складывается богаство мировой истории и культуры. Такой подход противоречит европоцентристскому взгляду на историю, в соответствии с которым все прежние цивилизации считались лишь ступенями на пути к всемирному господству Запада.

Поскольку среди философов, социологов и историков нет единого мнения о критериях, позволяющих вычленить цивилизации из неисчерпаемого богатства культур, созданных человечеством, существует много точек зрения о том, сколько цивилизаций было в прошлом и какие цивилизации существуют в современном мире. По словам С. Хантингтона, цивилизация может охватывать большую массу людей, но она может быть и весьма малочисленной. Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств, либо одноединственное. Очевидно, что цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации. Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенные целостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны. Цивилизации динамичны: у них бывает подъем и упадок, они распадаются и сливаются. И, как известно каждому студенту-историку, цивилизации исчезают, их затягивают пески времени.

Блестящий историк-эссеист А. Тойнби в своем зна­менитом труде «Постижение истории» писал, что история человечества знала 21 цивилизацию. В современном мире обычно выделяют 5 гигантских цивилизационных комплексов: 1) Дальневосточно-конфуцианский, 2) Индо-буддийский, 3) Арабо-исламский, 4) Западноевропейский, связанный с западной ветвью христианства, и 5) Евразию (Россию). Не менее часто в научной литературе приводится деление человечества на традиционное и техногенное общества. Под техногенным обществом, как правило, подразумевают сложившийся на Западе тип цивилизационного развития, характеризующийся высоким динамизмом и выдающимися достижениями в области технико-экономического прогресса.

Традиционное общество обычно отождествляют с Востоком. Традиционными принято называть такие цивилизации, в которых жизненный уклад ориентирован на воспроизведение своего образа жизни как раз и навсегда данного. Для такой цивилизации он является основной ценностью. Обычаи, привычки, взаимоотношения в данном обществе очень устойчивы, а личность подчинена общему порядку и настроена на его сохранение. Индивидуальность нивелирована.

Таким образом, в глазах философов и историков мир часто предстает в виде двух полюсов, двух центров при­тяжения- Запада и Востока. Какое место в этой системе координат занимает Россия?


Методологии формационного подхода в современной исторической науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. В российской исторической науке его сторонниками были Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, П. А. Сорокин.

Основной структурной единицей исторического процесса, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Термин «цивилизация» происходит от лат. слова «civil» - городской, гражданский, государственный. Первоначально термином «цивилизация» обозначали определенный уровень развития общества, наступающий в жизни народов после эпохи дикости и варварства. «Civil» противопоставлялось «silvaticus» - дикий, лесной, грубый. Отличительными признаками цивилизации, с точки зрения этой интерпретации, является появление городов, письменности, социального расслоения общества, государственности.

В более широком плане под цивилизацией чаще всего понимают высокий уровень развития культуры общества. Так, в эпоху Просвещения в Европе цивилизация связывалась с совершенствованием нравов, законов, искусства, науки, философии. Существуют в этом контексте и противоположные точки зрения, при которых цивилизация истолковывается как конечный момент в развитии культуры того или иного общества, означающий его «закат», или упадок (О. Шпенглер).

Однако для цивилизационного подхода к историческому процессу более существенное значение имеет понимание цивилизации как целостной общественной системы, включающей в себя различные элементы (религию, культуру, экономическую, политическую и социальную организацию и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет на себе печать своеобразия той или иной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. И хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Такой подход к цивилизации зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера и др. Культурно-исторические типы - это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные только для них особенности культурного и социального развития. Н. Я. Данилевский насчитывает 13 типов или «самобытных цивилизаций», А. Тойнби - 6 типов, О. Шпенглер - 8 типов.

Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:

1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии;

2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический метод исследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности;

4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов и регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации;

5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессе человеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.

Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ. В теории культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского цивилизации различаются своеобразным сочетанием четырех основополагающих элементов: религиозного, культурного, политического и общественно-экономического. В одних цивилизациях давлеет экономическое начало, в других - политическое, а третьих - религиозное, в четвертых - культурное. Только в России, по мысли Данилевского, осуществляется гармоническое сочетание всех этих элементов.

Теория культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского в какой-то мере предполагает применение принципа детерминизма в виде доминирования, определяющей роли каких-то элементов системы цивилизации. Однако характер этого доминирования носит трудно уловимый характер.

Еще большие трудности при анализе и оценке типов цивилизации возникают перед исследователем, когда главным элементом того или иного типа цивилизации рассматривается тип ментальности, менталитет. Ментальность, менталитет (от фр. mentalite - мышление, психология) - это некий общий духовный настрой людей той или иной страны или региона, фундаментальные устойчивые структуры сознания, совокупность социально- психологических установок и верований личности и общества. Эти установки определяют мировосприятие человека, характер ценностей и идеалов, образуют субъективный мир личности. Руководствуясь этими установками, человек действует во всех сферах своей жизнедеятельности - творит историю. Интеллектуальные и духовно-нравственные структуры человека, несомненно, играют важнейшую роль в истории, но их индикаторы плохо уловимы, расплывчаты.

Есть еще ряд претензий к цивилизационному подходу, связанному с интерпретацией движущих сил исторического процесса, направления и смысла исторического развития.

Все это вместе взятое позволяет нам сделать вывод, что оба подхода - формационный и цивилизационный - дают возможность рассмотреть исторический процесс под разными углами зрения. Каждый из этих подходов имеют сильные и слабые стороны, но если постараться избежать крайностей каждого из них, а взять лучшее, что имеется в той или иной методологии, то историческая наука только выиграет.

Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства.

В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города - особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере, частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т.д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение.

Началась социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства - системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других.

Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные