Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

«ГРЯНИК В.Н. ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ Рабочая программа учебной дисциплины ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА...»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА

ИНСТИТУТ ИНФОРМАТИКИ, ИННОВАЦИЙ И БИЗНЕС СИСТЕМ

КАФЕДРА ЭЛЕКТРОНИКИ

ГРЯНИК В.Н.

ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СИСТЕМ

Рабочая программа учебной дисциплины

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

21040068 Радиотехника. Методы, системы и комплексы радиоэлектронной борьбы Владивосток Издательство ВГУЭС ББК ……..

Рабочая программа учебной дисциплины «Электромагнитная совместимость радиоэлектронных систем» составлена в соответствии с требованиями основной образовательной программы (ООП): 210400.68 Радиотехника на базе ФГОС ВПО.

Составитель: Гряник В.Н., профессор кафедры электроники Утверждена на заседании кафедры электроники от 16.02.2011 г., протокол № 5, редакция 2013 г. (заседание кафедры от 12.04.2013 г., протокол № 6) Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института информатики, инноваций и бизнес систем ВГУЭС © Издательство Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, 2013

ВВЕДЕНИЕ

Обеспечение совместной работы различных радиоэлектронных средств, т.е. их электромагнитная совместимость по мере увеличения количества потребителей, приобретает всё большее значение. Значимость проблемы ЭМС и её обострение определяются не только стремительным ростом количества, многообразием и сложностью самих радиоэлектронных систем, её важность подтверждается необходимостью изменить мнение о том, что обеспечением ЭМС следует заниматься только после нарушения условий совместной эксплуатации.

Таким образом, новые тенденции в развитии науки и техники обусловили актуальность дисциплины «Электромагнитная совместимость радиоэлектронных систем»

для подготовки магистров по направлению «Радиотехника». С позиции учебного процесса актуальность дисциплины обусловлена тем, что она изучается на завершающем этапе и, в связи с этим, предполагает окончание этапа формирования профессиональных компетенций у будущих магистров.

Учебная программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом направления 210400.68 Радиотехника.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целью изучения дисциплины «Электромагнитная совместимость радиоэлектронных систем» является изучение причин возникновения, воздействия и методов уменьшения непреднамеренных электромагнитных помех различного происхождения.

Основные задачи изучения дисциплины:

– оценка восприимчивости к электромагнитным помехам радиоэлектронной аппаратуры на всех существующих уровнях ее декомпозиции;

Прогнозирование электромагнитной совместимости РЭС различного назначения и различной ведомственной принадлежности;

Методов эффективных мер защиты РЭС от электромагнитных помех;

Освоение мер, обеспечивающих защиту окружающей среды от электромагнитного загрязнения.

–  –  –

Данная дисциплина базируется на компетенциях, полученных при изучении дисциплин «Математическое моделирование и проектирование радиотехнических устройств и систем», «Компьютерные технологии в науке и практике», «Методы анализа и синтеза радиотехнических систем», «Радиотехнические системы передачи информации», «Телевизионные системы».

Знания и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины, необходимы для завершения этапа формирования компетенций выпускника, а также для успешного прохождения научно-исследовательской практики и подготовки магистерской диссертации.

–  –  –

Контроль успеваемости студентов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов.

Текущий контроль предполагает:

Проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания;

Опросы и дискуссии по основным моментам изучаемой темы;

Проведение контрольных работ по блокам изученного материала;

Доклады по индивидуальным темам в форме презентаций.

Промежуточный контроль предусматривает экзамен.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Темы лекций Тема 1. Электромагнитная совместимость и непреднамеренные электромагнитные помехи. Общие сведения о непреднамеренных помехах. Аддитивная и мультипликативная помеха. Основы прогнозирования ЭМС. Источники и рецепторы электромагнитных помех. Уравнение баланса между помехозащищенностью и эмиссией помех. Информационная мера близости-расхождения двух сигналов (помех).

Классификация задач оптимального присвоения радиочастот. Излучения радиопередатчиков. Модели представления параметров передатчиков. Оценка воздействия помех с учетом их частотных особенностей. Диаграммы направленности наиболее распространенных типов антенн. Основные и неосновные направления излучений. Физические поля антенн в ближней, переходной и дальней зонах. Основные функциональные соотношения при поэтапном способе оценки ЭМС.

Тема 2. Прогнозирование и анализ внутри системных помех.

Помехи, обусловленные импульсными переходными процессами в цепях. Декомпозиция ЭМО до симплекса «источник помехи-рецептор помехи». Теория экранирования. Экранирующие материалы, непрерывность электромагнитного экрана. Методы уменьшения взаимных электромагнитных помех при наладочных работах. Технология изготовления высоконадежных разъемов. Теория электрической разведки и обеспечение заземления в интересах ЭМС. Сопротивление грунта растеканию тока. Методы расчета сложных заземляющих устройств. Заземление аппаратуры в зданиях. Теория построения межсистемных фильтров. Характеристики электрорадиоизделий как источников и рецепторов помех. Помехи в приборах и устройствах, межкаскадные связи. Обеспечение электромагнитной совместимости при проектировании радиоэлектронных средств.

2.2. Перечень тем практических занятий Тема 1. Методы решения типовых задач оптимального присвоения рабочих частот.

Тема 2. Присвоение частот как задача раскраски графа.

Древесно-графовое отображение алгоритма точного и приближенного решения задачи раскраски графа.

Тема 3..

Алгоритмы решения задачи оптимального присвоения частот как задачи коммивояжера. Присвоение частот как задача числовой маркировки функционально взвешенного ориентированного мультиграфа.

Тема 4. Фрактальные характеристики и их перколяция на древесных графах.

Игровые методы присвоения частот. Оптимальное присвоение частот при неопределенности электромагнитной обстановки.

2.2. Перечень тем лабораторных занятий Тема 1. Методика поиска, регистрации и измерения слабых электромагнитных полей с помощью спектроанализатора IFR. Измерение уровня помех, распространяющихся по проводам.

Тема 2. Поиск собственных излучений силового электрооборудования.

Измерение уровня поля, построение рельефа для расчета фрактальной размерности.

Тема 3. Измерение удельного сопротивления грунта для построения сложных заземляющих устройств.

Анализ погрешностей измерений.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций проведение практических работ. В течение изучения дисциплины обучающиеся получают на лекционных занятиях теоретический материал. На практических занятиях, под руководством преподавателя, изучают и применяют на практике приемы и методы качественного и количественного оценивания сложных систем.

Для обучаемых в качестве самостоятельной работы предлагается подготовка докладов и сообщений.

В соответствии с требованиями к подготовке соискателей степени магистра предусматривается широкое использование в учебном процессе интерактивных технологий проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой, в том числе сопровождение лекций показом визуального материала, сопровождение лабораторных работ показом фильма с использованием учебно-методический программный комплекс.

Сопровождение лекций показом визуального материала средствами компьютерной презентации.

–  –  –

Самостоятельная работа аспиранта включает в себя работу с литературой, углубленное изучение теоретического материала.

В рамках общего объема часов, отведенных для изучения дисциплины, предусматривается выполнение следующих видов самостоятельных работ студентов:

Анализ реферативных журналов и электронных источников и подготовка обзора работ по тематике диссертации с учетом содержания дисциплины.

1. Разработать алгоритм динамического присвоения частот при изменении состава и размещения мобильных абонентов сети связи.

Целью работы является закрепление теоретических знаний и приобретение навыков создания моделей функционирования, соответствующих 1-му разделу содержания дисциплины.

Планируемое время – 18 часов.

2. Методы оценки эффективности функционирования РЭС в условиях помех.

Цель самостоятельной работы освоение методов оценки эффективности основанных на обработке статистических данных о качестве функционирования технических систем. Планируемое время – 18 часов.

Для освоения информодинамических методов оценки эффективности отводится дополнительно 18 часов самостоятельной работы обучаемых.

3. Разработать технические условия для проектирования и выполнить само проектирование сложного заземляющего устройства для хозяйствующего субъекта города.

Целью работы является закрепление практических и теоретических положений дисциплины изученных во 2-м разделе содержания дисциплины.

Планируемое время – 18 часов.

4.2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины

1. Метод совместной оптимизации сигнально-кодовых конструкций и алгоритмов доступа в радиосистемах с множественным доступом.

2. Математическая модель процесса функционирования группы источников сообщения.

3. Границы групповой скорости передачи в канале доступа.

4. Методика оптимизации неадаптивного алгоритма управления сигнально-кодовой конструкцией и алгоритмом множественного доступа в радиосистеме с кодовременным разделением сигналов в условиях преднамеренных помех.

5. Методика оптимизации адаптивного алгоритма управления сигнально-кодовой конструкцией и алгоритмом множественного доступа в радиосистеме с кодовременным разделением сигналов.

6. Сигнально-кодовые конструкции на основе симплекс-решеток, их свойства, характеристики, оценка эффективности функционирования в канале с белым гауссовским шумом.

7. Методика оценки эффективности функционирования радиосистемы с множественным доступом, использующей для передачи сообщений в условиях преднамеренных помех сигнально-кодовую конструкцию на основе симплексрешетки.

4.3 Рекомендации по работе с литературой Учебная, учебно-методическая и иные библиотечно-информационные ресурсы обеспечивают учебный процесс и гарантирует возможность качественного освоения аспирантом образовательной программы. Кафедра располагает обширной библиотекой, включающей научно-техническую литературу по дифференциальным уравнениям, динамическим системам и оптимальному управлению, научные журналы и труды конференций.

Для изучения теоретического материала, в соответствие с программой дисциплины, рекомендуются следующие учебники, журналы и другие публикации.

Тема 1 в достаточной мере представлена в - источниках. Для изучения темы 2 пригодится литература – . При изучении темы 3 рекомендуется литература .

Тема 4 раскрыта в источниках – . При подготовке к выполнению лабораторных и практических занятий, а также самостоятельного выполнения заданий необходима литература – .

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

5.1 Основная литература

1. Баканов Г.Ф. Основы конструирования и технологии радиоэлектронных средств / Г. Ф.

Баканов, С. С. Соколов, В. Ю. Суходольский – М.: Академия, 2007

5.2 Дополнительная литература

2. Князев А.Д. Конструирование радиоэлектронной и электронно-вычислительной аппаратуры с учетом электромагнитной совместимости / А. Д. Князев, Л. Н. Кечиев, Б. В.

Петров – М.: Радио и связь, 1989

3. Князев А.Д. Элементы теории и практики обеспечения электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств – М.: Радио и связь, 1984

4. Дональд Р.Ж. Уайт. Электромагнитная совместимость и непреднамеренные помехи. В трех частях./Под ред. А.И.Сапгира. -М.:Горячая линия-Телеком-2007 г.

5. Донелла Медоуз, перевод Н. Тарасова, Е. Оганесян, ред. Дайана Райт Азбука системного мышления Thinking in Systems: A Primer Изд.: Бином. Лаборатория знаний, 2011 – 344 с.

6. Джозеф О"Коннор, Иан Макдермотт, перевод Пинскер Искусство системного мышления. Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем Изд.: Альпина Паблишер Серия: Искусство думать, 2010 – 256 с.

7. Развитие сетевых структур под ред. Лев Хасис Изд.: Красанд Серия: Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2010 – 192 с.

8. Жилин Д.М. Теория систем. Опыт построения курса, Изд.: Либроком, 2010 – 176 с.

9. Соловьев В.В. Методы оптимального присвоения частот.-М.: НПО Гейзер, -2010. -135с.

10. Путилин А.Н. радиосистемы с множэественным доступом. СПб.: ВАС,-1998.-148с.

11. Юдин В.В., Любченко Е.А., Писаренко Т.А. Информодинамика сетевых структур.

Вероятность. Древесные графы. Фракталы. учебное пособие. – Владивосток: Изд.

Дальневосточного университета, 2003. – 244 с.

12. Кроновер Р.М. Фракталы и хаос в динамических системах. М.: Постмаркет, 2000. – 352 с.

13. Самсонов Б.Б., Плохов Е.М., Филоненков А.И. Кречет Т.В. Теория информации и кодирование. Ростов-на-Дону: Изд. Феникс, 2002. – 288 с.

14. Справочник по радиоэлектронным системам: в 2 т.. Т. 2. / И. А. Болошин, В. В. Быков, В. В. Васин и др.; под ред. Б. Х. Кривицкого. - М.: Радио и связь, 1979. - 368с.

5.3 Полнотекстовые базы данных

1.Электронная библиотека диссертаций Российской Государственной Библиотеки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diss.rsl.ru/

2. ЭБС «Book» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.book.ru/

3.ЭБС znanium.com издательства "ИНФРА-М" [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://www.znanium.com/

4.ЭБС «Лань» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e.lanbook.com/

5.4.Интернет-ресурсы программное обеспечение:

специализированные пакеты прикладных программ

Библиотека стандартов ГОСТ [сайт] URL http://www.gost.ru

Библиотека изобретений, патентов, товарных знаков РФ[сайт] URL: http://www.fips.ru

Полнотекстовые базы данных, библиотека ВГУЭС URL: http://lib.vvsu.ru

Информационно-справочный сайт http://www.exponenta.ru

2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

При проведении лабораторных и практических занятий используется специализированное оборудование с подключением к компьютерам и специальное программное обеспечение.

Проводятся выездные занятия для сбора данных и проведения измерений, характеризующих излучения сложных, шумоподобных и квазистохастических сигналов.

Похожие работы:

«МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Институт управления, экономики и ф...»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)

ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ И ЭЛЕКТРОНИКИ (ИРЭ)
____________________________________________________________________ _______________________________________

Направление специалитета: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы Специализация подготовки: Радиолокационные системы и комплексы Квалификация (степень) выпускника: специалист Форма обучения: очная

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

"ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ"

Цикл: С3 профессиональный
Часть цикла: вариативная, в том числе дисциплины по выбору
дисциплины по учебному плану: ИРЭ; 3.2.07
Часов (всего) по учебному плану: 108
Трудоемкость в зачетных единицах: 3 10 семестр
Лекции 36 час 10 семестр
Практические занятия 18 час 10 семестр
Лабораторные работы Не предусмотрены
Расчетные задания, рефераты Не предусмотрены
Объем самостоятельной работы по учебному плану (всего) 54 час
Экзамен 12 10 семестр
Курсовые проекты (работы) Не предусмотрены

Москва - 2011

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины является изучение требований и способов обеспечения внутренней и внешней электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств различного назначения для последующего использования при создании и применении радиоэлектронной аппаратуры. По завершению освоения данной дисциплины студент обладать способностями:
    владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); учитывать современные тенденции развития электроники, измерительной и вычислительной техники, информационных технологий в своей профессиональной деятельности (ПК‑3); владеть методами решения задач анализа и расчета характеристик электрических цепей (ПК‑4); собирать, обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-техническую информацию по тематике исследования, использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии (ПК‑6); осуществлять анализ состояния научно- технической проблемы, определять цели и выполнять постановку задач проектирования (ПК-8) осуществлять контроль соблюдения экологической безопасности; оценивать уровень ущерба для других радиоэлектронных средств уровня и характера внеполосных мешающих электромагнитных излучений, создаваемых проектируемым средством; учитывать отечественные и международные нормативные документы в области электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств.
Задачами дисциплины являются:
    познакомить обучающихся с процессами и источниками, создающими непреднамеренные помехи при конструировании радиоэлектронной аппаратуры и при совместном использовании эфирного радиочастотного ресурса средствами различного назначения; дать информацию о нормативах радиоизлучений, создающих непредумышленные помехи другим радиоэлектронным средствам, о методах их снижения до допустимого уровня и о системных и конструкторских решениях, позволяющих обеспечить установленные требования; научить принимать и обосновывать конкретные технические решения с учётом требований электромагнитной совместимости при последующей разработке и использования радиоэлектронной аппаратуры2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина относится к вариативной части (дисциплины по выбору) профессионального цикла основной образовательной программы подготовки специалистов по направлению специалитета: 210601 Радиоэлектронные системы и комплексы. Специализация подготовки:Антенные системы и устройства Дисциплина базируется на следующих дисциплинах: «Электродинамика», «Электродинамика и распространение радиоволн», «Формирование радиосигналов», «Техническая электродинамика», «Устройства СВЧ и антенны», «Основы конструирования и технологии производства радиоэлектронных средств» Знания, полученные по освоении дисциплины, необходимы при выполнении дипломного проекта.3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В результате освоения учебной дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:Знать:
    основные источники научно-технической информации по обоснованию требований электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ПК-6);причины возникновения излучений, создающих непредумышленные помехи другим радиоэлектронным средствам (ПК-24); структурные и схемотехнические решения, снижающие уровень непредумышленных мешающих излучений и наводок до допустимого уровня (ПК-9); источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет) по технологии обеспечения требований электромагнитной совместимости (ПК-3).
Уметь:
    самостоятельно разбираться в нормативных методиках расчета уровней и параметров мешающих связей, наводок и излучений и применять их для одновременного выполнения установленных требований и решения поставленной задачи (ПК-8); использовать программы расчеты параметров и характеристик аппаратуры при обеспечении электромагнитной совместимости (ПК-4) ; осуществлять поиск, анализировать научно-техническую информацию и выбирать необходимые компоненты для обеспечения требований электроагнитной совместимости; анализировать информацию о новых технологиях обеспечения требований электромагнитной совместимости (ПК-14).
Владеть:
    терминологией в области нормирования и технических решений при обеспечении электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ПК-3); навыками поиска информации о параметрах и характеристиках компонентной базы, используемой при обеспечении требований электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ПК-6, ПК-15); информацией о технических параметрах компонентов устройств, используемых при обеспечении требований электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств (ПК-6, ПК-15); навыками применения полученной информации при расчёте параметров, характеризующих непредумышленные мешающие электромагнитные воздействия (ПК-6, ПК-15)
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.1 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Раздел дисциплины.

Форма промежуточной аттестации
(по семестрам)

Всего часов на раздел

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и
трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

(по разделам)

Обеспечение электромагнитной совместимости в конструкциях радиоэлектронных средств Контрольная работа
Фильтрация внутрисистемных помех Контрольная работа
Источники и уровни мешающих излучений в радиопередающих устройствах Контрольная работа
Взаимные помехи при усилении мощности нескольких сигналов в общей частотной полосе Контрольная работа
Электромагнитная обстановка в зоне радиоприема Контрольная работа
Роль антенных уст-ройств в формировании электромагнитной обстановки и обеспечении ЭМС. Контрольная работа
Организационные меры обеспечения ЭМС. Регламент радиосвязи.Рекомендации МСЭ Контрольная работа
Экзамен
Итого:

4.2.1. Лекции :

1. Обеспечение электромагнитной совместимости в конструкциях радиоэлектронных средств

2. Фильтрация внутрисистемных помех

Фильтрация внутрисистемных помех (принципы фильтрации помех, проникающих по проводам, необходимый уровень фильтрации внутрисистемных помех, расчет фильтров простейших типов, конструкция фильтров внутрисистемных помех).Особенности конструирования узлов РЭС с учетом обеспечения ЭМС.Методика выявления и устранения внутрисистемных помех.

3. Источники и уровни мешающих излучений в радиопередающих устройствах

Классификация компонентов мешающих излучений радиопередающего устройства. Минимизация излучений на гармониках, применение двухтактных схем. Снижение уровня модуляционных излучений в полосах частот, примыкающих к выделенной. Применение в радиопередающем устройстве видов модуляции с компактным спектром: сглаживание фронтов манипуляции, примение сигналов с модуляцией частоты и непрерывной фазой. Снижение уровня излучений на субгармониках и на комбинационных частотах. Станционные, индустриальные и шумовые составляющие мешающих излучений. Частотные маски при выполнении нормативов электромагнитной совместимости. Нормирование сверхширокополосных сигналов.

4. Взаимные помехи при усилении мощности нескольких сигналов в общей частотной полосе

Интермодуляционные и перекрёстные искажения при усилении мощности радиочастотных сигналов с частотным разделением каналов. Разрешение противоречия между энергетической эффективностью и уровнем интермодуляционных искажений при совместном усилении мощности нескольких полосовых сигналов. Явления АМ/АМ и АМ/ФМ преобразования в усилителях мощности СВЧ. Способы линеаризации амплитудных характеристик усилителей мощности СВЧ диапазона. Обеспечение требований электромагнитной совместимости в усилителях мощности с линеаризацией.

5.Электромагнитная обстановка в зоне радиоприема

Радиочастотный спектр как природный ресурс. Помехи. Источники помех естественного происхождения: атмосферные, космические, излучение поверхности Земли. Помехи искусственного происхождения. Линейные и нелинейные каналы распространения помех.Влияние условий распространения радиоволн на параметры сигналов и помех, формирование электромагнитной обстановки в точке приема. Расчет мощности помех и шумов на входе приемника.

6. Роль антенных устройств в формировании ЭМО и обеспечении ЭМС .

4.4. Расчетные задания : Расчетные задания не предусмотрены.

4.5. Курсовые проекты и курсовые работы: Курсовой проект (курсовая работа) не предусмотрен.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Лекционные занятия проводятся в форме лекций с использованием презентаций.Практические занятия предусматривают решение расчётной задачи по конкретной теме и самостоятельное выполнение контрольной работы.Самостоятельная работа включает подготовку к тестам и контрольным работам, а также подготовку к зачету.6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Для текущего контроля успеваемости используются различные виды тестов и контрольные работы. Аттестация по дисциплине – дифференцированный зачет. Допуск к зачёту осуществляется при получении оценок 5, 4 или 3 по всем контрольным работам трёх разделов дисциплины. В случае пропуска одного из практических занятий или получения хотя бы одной неудовлетворительной оценки по контрольным работам соответствующая контрольная работа пересдаётся преподавателю по этому разделу после окончания лекционных занятий. Оценка за освоение дисциплины по шкале 5, 4 или 3 определяется как округлённая до ближайшего целого числа среднеарифметическая из результатов устного ответа на дифференцированном зачете по билету, включающему 2 или 3 вопроса из разных частей курса. Если хотя бы по одному из вопросов оценка неудовлетворительная, то выставляется неудовлетворительная суммарная оценка за освоение дисциплины. В приложение к диплому вносится экзаменационная оценка за 10 семестр.7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 7.1. Литература: а) основная литература:
    Покровский Ф.Н. Обеспечение электромагнитной совместимости в конструкциях радиоэлектронной аппаратуры. –М.: МЭИ, 2001.Белов Л.А. Обеспечение электромагнитной совместимости в радиопередающих устройствах. –М.: Изд дом МЭИ, 2011.Бодров В.В., Исаков М.В., Пермяков В.А. Внешняя электромагнитная совместимость и антенны. -М.: Изд. дом МЭИ, 2006.Управление радиочастотным спектром и электромагнитная совместимость радиосистем / под ред. М.А. Быховского. –М., ЭКО-ТРЕНДЗ, 2006.
б) дополнительная литература:
    Генерирование колебаний и формирование радиосигналов / под ред. В. Н. Кулешова и Н. Н. Удалова. –М.: Изд. дом МЭИ, 2008.Сборник рабочих материалов по международному регулированию планирования и использования радиочастотного спектра» в 4-х томах. -М.: НПФ «Гейзер», 2004. Геворкян В.М. Электромагнитная совместимость информационных систем. –М.: Издательство МЭИ. Ч. 1 – 2006, ч. 2 – 2007.
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для обеспечения освоения дисциплины необходимо наличие учебной аудитории, снабженной мультимедийными средствами для представления презентаций лекций и демонстрационных лабораторных работ.Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки специалистов 210601 «Радиоэлектронные системы и комплексы» для специализации подготовки: «Радиолокационные системы и комплексы»ПРОГРАММУ СОСТАВИЛИ: к.т.н., профессор Белов Л.А. д.т.н. профессор Покровский Ф.Н. д.ф.м.н. профессор Пермяков В.А.«СОГЛАСОВАНО» Директор ИРЭ к.т.н. доцент Замолодчиков В.Н."УТВЕРЖДАЮ": Зав. кафедрой формирования колебаний и сигналов д.т.н. профессор Удалов Н.Н. Зав. кафедрой радиоприёмных устройств д.т.н. профессор Гребенко Ю.А. И.о. зав. кафедрой антенных устройств и распространения радиоволн д.ф.м.н. профессор Пермяков В.А. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет

(СПбГМТУ)

УТВЕРЖДАЮ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Электромагнитная совместимость электрооборудования
Направление подготовки: 180201 «Системы электроэнергетики и автоматизации судов»
Профиль подготовки: 180201.01 «Системы электроэнергетики»

Квалификация (степень) выпускника: морской инженер

Форма обучения: очная

Санкт-Петербург

2009 г.

1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО.

Дисциплина «Электромагнитная совместимость электрооборудования» относится к дисциплинам специализации ДС.0 и является одной из основных дисциплин в подготовке специалистов по профилю 180201.01 «Системы электроэнергетики» в рамках направления 180201 – «Системы электроэнергетики и автоматизации судов»

Номер дисциплины по учебному плану - ДС.5.0.

Дисциплина даёт студентам достаточно полное представление о теории и практической деятельности в области электромагнитной совместимости (ЭМС).

Изучение дисциплины базируется на знаниях студентами высшей математики, электротехники, систем электроэнергетики, измерительных комплексов, систем судовой автоматики.

Для активного закрепления знаний и получения навыков их практического применения предусматриваются аудиторные практические занятия, лабораторные работы.

Знания, умения и навыки, полученные при её изучении, будут использованы в дипломном проектировании, в практической профессиональной деятельности.

Изучение и успешная аттестация по данной дисциплине, наряду с другими дисциплинами, являются необходимыми для освоения других специальных дисциплин, прохождения учебной и производственной практик.
2.Цели и задачи дисциплины

Предметом дисциплины являются

Целью дисциплины является:

Формирование у студентов необходимого объема знаний, касающихся электромагнитной совместимости (ЭМС);

Формирование у студентов понятий и знаний, касающихся методологических основ электромагнитной совместимости, методов и средств обеспечения ЭМС на судах;

Задачами преподавания дисциплины, связанными с её содержанием, являются:

Изучение источников и параметров помех на судах

Изучение распространения помех от источников к рецепторам;

Изучение восприимчивости оборудования к помехам;

Изучение методов и средств обеспечения ЭМС и их практическое освоение;

Изучение требований Правил классификационных организаций и других специализированных нормативных документов в области ЭМС;

Освоение процедур испытаний на устойчивость к помехам;

Ознакомление и практическое освоение методов и средств измерений помех.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций, необходимых морскому инженеру.

В результате освоения содержания дисциплины студент должен:

знать :

Источники помех и возможные значения параметров помех на судах;

Особенности распространения помех от источников к рецепторам;

Параметры восприимчивости оборудования к помехам;

Методы и средства подавления помех

Методы и средства защиты от помех;

Требований Российского морского регистра судоходства и нормативных документов по ЭМС;

Методы и средства испытаний на устойчивость к помехам;

Методы и средства измерений помех.

уметь:

Пользоваться Правилами Российского морского регистра судоходства и другими нормативными документами, регламентирующими требования по электромагнитной совместимости;

Решать задачи прогнозирования помех от основных источников

Оценивать изменение параметров помех при распространении;

Принимать решение по обеспечению электромагнитной совместимости;

Определить состав испытательного оборудования, необходимого для проведения испытаний;

Проводить основные виды испытаний на устойчивость к помехам и измерять уровни помех.

владеть :

Методами расчета параметров помех, создаваемых на судне;

Методами расчета изменения параметров помех при распространении;

Методиками проведения испытаний на электромагнитную совместимость.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы в соответствии с учебным планом

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

9

Аудиторные занятия (всего)

85

85

В том числе:

Лекции (Л)

51

51

Практические занятия (ПЗ)

17

17

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

17

17

Из них в интерактивных формах

17

17

Самостоятельная работа (СР) (всего)

56

56

В том числе:

Курсовой проект (работа) (КП), (КР)

Расчетно-графические работы (РГР)

Реферат (Р)

Другие виды самостоятельной работы

56

56

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экз.

Общая трудоёмкость, часы

141

141

Общая трудоемкость, зачётные единицы

5.1. Содержание дисциплины и распределение часов


№ п/п.

Наименование и № раздела дисциплины

Л

ПЗ

ЛЗ

СЗ

СР

Все-го

Электромагнитная совместимость электрооборудования

51

17

17

56

141

1

Проблема электромагнитной совместимости

2

-

2

4

2

Возникновение помех в судовых электроэнергетических системах

8

3

3

-

8

22

3

Распространение помех на судах

8

2

2

-

8

20

4

Влияние помех на судовое электронное и электротехническое оборудование

4

2

2

-

4

12

5

Снижение уровней помех

6

2

2

-

6

16

6

Защита оборудования от помех

6

2

2

-

6

16

7

Сертификация и стандартизация

6

2

2

-

6

16

8

Испытание технических средств на устойчивость к помехам

6

2

2

-

8

18

9

Измерение параметров помех

5

2

2

-

8

17

5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами



Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.

Электропривод

+

+

+

+

2.

Проектирование электроэнергетических систем

+

+

+

+

+

6.1 Лекции

Раздел 1. Проблема электромагнитной совместимости– 2 часа.

Обзор случаев аварий и ущерба из-за нарушения ЭМС. Основные термины и определения. Связь с другими общеинженерными и специальными дисциплинами. Задачи курса.
Раздел 2. Возникновение помех в судовых электроэнергетических системах . – 8 часов.

Тема 2.1. Импульсные помехи при коммутации в сети – 2 час.

Коммутация резистивных нагрузок и емкостных цепей. Модель для расчета импульсных помех при включении нагрузок. Особенности включения трехфазных нагрузок и цепей. Однофазное замыкание на корпус.

Тема 2.2. Помехи при работе некоторых потребителей электроэнергии– 2 час.

Отключение индуктивных цепей. Работа люминесцентных ламп. Работа машин постоянного тока. Работа радиооборудования.

Тема 2.3. Помехи при работе полупроводниковых преобразователей электроэнергии– 2 час.

Искажения синусоидальности напряжения и тока в ЭЭС с мощными полупроводниковыми преобразователями. Определение гармоник в судовой сети. Методы расчета.

Тема 2.4. Характеристики помех на судах– 2 час.

Вероятностные характеристики импульсных помех. Электростатический разряд. Параметры внешних помех большой энергии.

Раздел 3.Распространение помех на судах . – 8 часов.

Тема 3.1. Распространение помех по судовой кабельной сети – 2 час.

Распространение помех по волновому каналу. Отражение и преломление волн напр яжения и тока. Многократные отражения. Методы расчета. Трехпроводная линия.

Тема 3.2. Распространение помех через элементы ЭЭС – 2 час.

Элементы ЭЭС на пути распространения кондуктивных помех. Распространение помех через сетевые фильтры. Распространение помех через трансформаторы.

Тема 3.3. Распространение помех излучением – 2 час.

Теория электромагнетизма. Источники поля. Распространение электромагнитных волн. Теория экранирования электромагнитного поля.

Тема 3.4. Распространение помех через электромагнитные связи в кабельной трассе – 2 час.

Пути распространение помех на судах. Электрическая (емкостная) связь. Магнитная (индуктивная) связь. Электрическая и магнитная связь в экранированных кабелях.
Раздел. 4. - Влияние помех на судовое электронное и электротехническое оборудование. – 4 часа.

Тема 4.1. Помехоустойчивость элементов электронных устройств– 2 час.

Помехоустойчивость цифровых и аналоговых элементов.

Тема 4.2. Механизм проникновения помех к восприимчивым узлам и компонентам ТС – 2 час.

Пути воздействия помех. Уровни помехоустойчивости. Цифровая и аналоговая аппаратура. Помехоустойчивость измерительных устройств. Электрооборудование.
Раздел 5. Снижение уровней помех в электроэнергетической системе. – 6 часов.

Тема 5.1. Общий подход к подавлению помех– 2 час.

Принципы подавления помех. Алгоритм проведения работ по помехоподавлению. Примеры реализации алгоритма.

Тема 5.2. Снижение помех при работе силовых полупроводниковых преобразователей – 2 час.

Выбор схем преобразования. Электрические средства подавления помех. Конструкторские средства снижения уровня кондуктивных помех

Тема 5.3. Снижение импульсных помех в электрической сети – 2 час.

Снижение напряжений, вызванных коммутациями и разрядом молнии. Разделение питания источников и рецепторов помех. Средства подавления помех.
Раздел 6. Защита оборудования от помех – 6 часов.

Тема 6.1. Общий подход к защите от помех и повышению помехоустойчивости – 2 час.

Особенности проектирования оборудования и систем.

Тема 6.2. Защита по порту питания и по порту ввода-вывода – 2 час.

Помехозащитные трансформаторы. Сетевые и входные фильтры. Защита от мощных импульсных помех. Симметрирование и гальваническая развязка. Выбор и прокладка кабелей. Особенности входных цепей технических средств

Тема 6.3. Защита по порту корпуса и заземления – 2 час.

Защита от электромагнитного поля. Защита от электростатического разряда
Раздел 7. Сертификация и стандартизация в области ЭМС электронного и электротехнического оборудования 6 часов.
Тема 7.1. Системы сертификации и организации по стандартизации в области электромагнитной совместимости – 2 час.

Системы сертификации. Европейская директива по ЭМС. Технический регламент. МЭК и его комитеты по ЭМС. Российский морской регистр судоходства.

Тема 7.2. Требования по электромагнитной совместимости – 2 час.

Основополагающие документы и требования по электромагнитной совместимости судового оборудования. Международные, региональные и национальные стандарты.

Основные вопросы при обеспечении ЭМС для судового оборудования. Планирование работ по ЭМС.
Раздел 8. Испытание технических средств на устойчивость к помехам – 6 часов.

Тема 8.1. Испытательное оборудование – 2 час.

Имитация помех при проведении испытаний на помехоустойчивость. Схемы основных имитаторов помех.

Тема 8.2. Проведение испытаний оборудования на устойчивость к помехам – 2 час.

Общие требования к организации испытаний. Испытания на устойчивость к электростатическому разряду. Испытания на устойчивость к электромагнитным и магнитным полям. Испытания на устойчивость к кондуктивным помехам

Тема 8.3. Определение параметров электромагнитной связи цепей и эффективности средств помехозащиты – 2 час.

Испытания фильтров, ограничителей напряжения, разрядников, помехозащитных трансформаторов, информационных цепей.
Раздел 9. Измерение параметров помех – 5 часов.

Тема 9.1. Средства измерения в области электромагнитной совместимости – 2 час.

Измерители радиопомех, анализаторы спектра, осциллографы, специализированные приборы.

Тема 9.2. Измерение кондуктивных радиопомех – 2 час.

Условия проведения измерений. Подготовка к измерениям. Процедура измерения несимметричных напряжений помех с помощью эквивалентов сети, измерения с помощью пробников напряжения, пробников тока, поглощающих клещей. Измерение гармоник и фликера. Измерение напряжений и токов во временной области.

Тема 9.3. Измерение электромагнитных полей – 2 час.

Процедура измерения излучаемых помех. Открытая площадка. Альтернативные методы измерений. Неопределенность измерения.

6.2 Практические занятия

ПЗ 1. Возникновение импульсных помех в судовых ЭЭС – 2 час.

Определяются параметры импульсных помех при включениии нагрузок.
ПЗ 2. Импульсные помехи при отключении индуктивной нагрузки – 2 час.

Определяются параметры импульсных помех при отключении катушки индуктивности от сети переменного и постоянного тока, определяется эффективность средств помехоподавления,
ПЗ 3. Искажения синусоидальности напряжения в электроэнергетической системе при работе полупроводниковых преобразователей – 2 час.

Рассчитываются параметры искажения синусоидальности напряжения в ЭЭС для различных режимов работы полупроводниковых преобразователей и различного состава ЭЭС.
ПЗ 4. Распространение импульсных помех по судовому кабелю – 2 час.

Определяются параметры распространения импульсных помех по кабелю, коэффициенты отражения и преломления волн напряжения в узлах и на нагрузке, используется метод распространяющихся волн.
ПЗ 5. Распространение импульсных помех через элементы вторичного источника питания – 2 час.

Рассчитываются коэффициенты вносимого затухания помех для средств помехозащиты. Определяются параметры импульсных помех при распространении через трансформатор, фильтры.

ПЗ 6. Восприимчивость электронных схем к импульсным помехам – 2 час.

Изучаются параметры восприимчивости электронных схем, сравниваются уровни помехоустойчивости различных элементов.
ПЗ 7. Испытание оборудования на электромагнитную соместимость– 5 час.

Изучаются требования по электромагнитной совместимости Российского морского регистра судоходства, базовые стандарты, устанавливающие методики проведения измерений помех и испытаний оборудования.

6.3 Лабораторные занятия

ЛЗ 1. Возникновение импульсных помех в судовых ЭЭС – 2 час.

Содержание лабораторной работы: изучается процесс возникновения импульсных помех при включении нагрузок в судовой электроэнергетической системе, определяются параметры импульсных помех и параметры сети, необходимые для расчета помех. Исследуемые процессы и используемые понятия рассмотрены в разделах 1, 2 лекционного курса.
ЛЗ 2. Импульсные помехи при отключении индуктивной нагрузки – 2 час.

Содержание лабораторной работы: исследуются закономерности возникновения импульсных помех при отключении катушки индуктивности от сети переменного и постоянного тока, определяется эффективность средств помехоподавления, приобретаются навыки измерения параметров случайных процессов. Исследуемые процессы и используемые понятия рассмотрены в разделах 1, 2, 5 лекционного курса.

ЛЗ 3. Искажения синусоидальности напряжения в электроэнергетической системе при работе тиристорного выпрямителя – 2 час.

Содержание лабораторной работы: изучаются закономерности возникновения импульсных помех и искажения синусоидальности напряжения в ЭЭС в различных режимах работы тиристорного выпрямителя, приобретаются навыки измерений несинусоидальности напряжения и периодических импульсных помех. Исследуемые процессы и используемые понятия рассмотрены в разделах 2, 3, 5 лекционного курса.

ЛЗ 4. Распространение импульсных помех по судовому кабелю – 2 час.

Содержание лабораторной работы: изучается распространения импульсных помех по кабелю, отражения и преломления волн напряжения в узлах и на нагрузке, приобретаются навыки работы с импульсным рефлектометром. Исследуемые процессы и используемые понятия рассмотрены в разделах 3, 4 лекционного курса.
ЛЗ 5. Распространение импульсных помех через элементы вторичного источника питания – 2 час.

ЛЗ 6. Восприимчивость электронных схем к импульсным помехам – 2 час.

Содержание лабораторной работы: Изучается восприимчивости электронных схем, построенных на основе транзисторов, тиристоров и микросхем к импульсным помехам во входных цепях и цепях питания. Исследуемые процессы и используемые понятия рассмотрены в разделах 4, 6 лекционного курса
ЛЗ 7. Испытание оборудования на электромагнитную соместимость– 5 час.

Содержание лабораторной работы: изучаются требования по электромагнитной совместимости, имитация помех, проведение испытаний на устойчивость к помехам и измерение эмиссии помех. Приобретаются навыки проведения испытаний и измерений. Процедуры испытаний, испытательное оборудование, методики измерений рассмотрены в разделах 6, 7, 8, 9 лекционного курса
6.4 Семинары

Семинары не предусмотрены

6.5. Курсовые проекты (работы)

Курсовые работы не предусмотрены
6.6. Домашние задания

Домашние задания не предусмотрены
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) Основная литература:

1. Воршевский А.А., Гальперин В.Е. Электромагнитная совместимость судовых технических средств. Учебник, СПбГМТУ.-СПб., 2010.

2. Воршевский А.А. Электромагнитная совместимость в судовых электроэнергетических системах. Методические указания к лабораторным работам. Изд ЛКИ, 1996.
б) Дополнительная литература:


  1. Воршевский А.А., Гальперин В.Е. Электромагнитная совместимость судовых технических средств. Учебник, СПбГМТУ.-СПб., 2006
2. Вилесов Д.В., Воршевский А.А., Гальперин В.Е., Сухоруков С.А. Возникновение и распространение импульсных помех в судовых электроэнергетических системах. Учебное пособие. Изд. ЛКИ, 1987.

3. Вилесов Д.В., Воршевский А.А., Гальперин В.Е., Сухоруков С.А. Обеспечение электромагнитной совместимости судового электрооборудования. Учебное пособие. Изд. ЛКИ, 1988.

4. Вилесов Д.В., Воршевский А.А., Гальперин В.Е., Сухоруков С.А. Измерения и испытания в области электромагнитной совместимости. Учебное пособие. Изд. ЛКИ, 1989.
в) Литература для самостоятельной работы студентов:


  1. Российский морской Регистр судоходства. Правила классификации и постройки морских судов. Т.1., 2003, Изд.РМРС.

  2. Публикации на сайте www.elemcom.ru.

г) Программное обеспечение

1. Программное обеспечение из библиотеки кафедры электротехники и электрооборудования судов.

2. Моделирующая программа ”RANDPU” для расчета импульсных помех на персональном компьютере (автор Воршевский А.А.).

3. Учебная мультимедиа программа"ИСПЫТАНИЯ НА ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ" для персонального компьютера (автор Воршевский А.А.).
д) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

Не предусмотрены.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1. Библиотека университета (учебный и научный фонды).

2. Кафедральная библиотека, содержащая стандарты, методические указания по оформлению расчетных и графических работ.

3. Испытательная лаборатория по электромагнитной совместимости, аккредитованная Федеральным агенством по техническому регулированию и метрологии и Российским Морским Регистром судоходства.

4. Учебная лаборатория кафедры с оборудованием для проведения лабораторных работ.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием, и в целом в учебном процессе составляет не менее 20 % аудиторных занятий.

Для текущего контроля самостоятельной работы используются контрольные задания, выполняемые студентами в течение семестра.


Программа рассмотрена на заседании кафедры электротехники и электрооборудования судов

Главная > Документ

Учебная программа «Электромагнитная совместимость» разработана для студентов высших учебных заведений по специальностям I-39 01 01 Радиотехника и I-39 01 02 Радиоэлектронные системы в соответствии с Образовательным стандартом РД РБ 02100.5.108-98.Целью дисциплины является подготовка инженеров радиотехнических специальностей для овладения методикой анализа и синтеза радиоэлектронных средств (РЭС), способных к работе в сложной электромагнитной обстановке (ЭМО), характерной для современного использования РЭС. Актуальность таких знаний чрезвычайно высока в связи с быстрым увеличением числа РЭС и повышением их функциональных возможностей.В результате освоения дисциплины «Электромагнитная совместимость» (ЭМС) студент должен:знать: - основные закономерности мешающего взаимодействия совместно работающих РЭС, методы и принципы обеспечения ЭМС РЭС путем совершенствования радиотехнических элементов, цепей, устройств, систем и комплексов;уметь: - рассчитывать основные характеристики мешающего взаимодействия пар элементарных РТС; статистические характеристики непреднамеренных радиопомех (НРП) в любом сечении радиоприемника с применением ЭВМ; тактико-технические характеристики РЭС при действии НРП.Программа рассчитана на объем 110 учебных часов, в том числе аудиторных 70 часов аудиторных.

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ

Причины обострения проблемы ЭМС РЭС. Системный подход в радиотехнике. Иерархия в радиотехнике. Функциональная схема элементарной РТС. Научно-технические и организационные меры обеспечения ЭМС, их эффективность.

Раздел 2. ЭМС РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ЦЕПЕЙ

Физические основы внутрисистемных непреднамеренных помех (НП). Дальнее и ближнее поля; скин-эффект и другие физические явления в радиоаппаратуре, связанные с возникновением, распространением и воздействием НП внутри радиоаппаратуры. НП пассивных и активных радиоэлементов. НП электротехнических элементов. Реакция транзисторов и микросхем на действие НП. Способы ослабления НП и их распространение внутри радиоаппаратуры.

Раздел 3. ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПАРАМЕТРЫ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ

Радиопередающие устройства как источник непреднамеренных радиопомех (НРП). Основные и побочные радиоизлучения в РПдУ. Стабильность частоты радиопередатчиков.Радиоприемное устройство (РПрУ) как основной рецептор НРП. Чувствительность и восприимчивость радиоприемника. Частотная избирательность. Нелинейные явления в РПрУ.Краткий перечень характеристик и параметров ЭМС антенных устройств. Диаграмма направленности и коэффициент направленного действия. Краткие сведения о фазированных антенных решетках.

Раздел 3. ПРОСТРАНСТВЕННО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

МЕШАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

РАДИОТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Каналы мешающего взаимодействия РТС. Элементарная РТС как источник и рецептор НРП. Прохождение НРП через РПрУ. Коэффициент подавления и защитное отношение. Воздействие преднамеренных и непреднамеренных помех на систему непосредственной радиосвязи (СНР) и радиолокационную систему (РЛС). Зоны несовместимости и расчет их параметров.

Раздел 4. ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ СОВМЕСТИМОСТИ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ

СРЕДСТВ (ЭМС РЭС)

Первичные модели приемной и передающей ветвей статистической теории. Статистические характеристики энергетических и неэнергетических параметров НРП. Статистическая оценка избирательности одиночных фильтров. Эквивалентная полоса пропускания. Многомерный фильтр. Вероятность ЭМС РЭС. Статистическая оценка влияния НРП на ТТХ РТС. Особенности передающей ветви статистической теории ЭМС.

Раздел 5. МЕРЫ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЭМС РЭС

Дополнения о радиоканалах. Управление и адаптация в РЭС. Системы случайных точек и их математическое описание. Возможности использования временного, частотного и пространственного ресурсов. Статистическая оценка эффективности автоматической подстройки частоты, автоматической регулировки усиления радиоприемника и мощности радиопередатчика.Краткий перечень мер интенсификации использования электромагнитного ресурса.

Раздел 6. ОПТИМИЗАЦИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ

ПО КРИТЕРИЯМ ЭМС

Актуальность вопроса. Задачи оптимизации в радиотехнике. Стоимостный критерий. Оптимизация РТС по критериям - вероятность ЭМС - стоимость. Оптимизация РПрУ как многомерного фильтра.

Раздел 7. ЭМС РЭС И ИЗМЕРЕНИЯ

Характеристика проблемы измерений в новых научных направлениях. Классификация методов частотной восприимчивости и избирательности РПрУ. Двухсигнальный метод контроля избирательности РПрУ с панорамной индикацией. Однокритериальная оценка частотной избирательности радиоприемника.

Заключение

Основные направления исследований и разработок в области ЭМС РЭС.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

1. Исследование эффективности экранирования проводников в магнитном поле.2. Исследование эффективности тонколистовых металлических экранов.3. Исследование электромагнитной обстановки в лаборатории.4. Исследование вероятностных закономерностей возникновения помех в высокочастотном тракте РПрУ.

ПРИМЕРНЫЕ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

    Методика построения вероятностных распределений, используемых в радиотехнике. Экранирование элементов радиоаппаратуры. Характеристики и параметры ЭМС радиотехнических устройств. Пространственно-энергетический анализ мешающего взаимодействия двух радиосистем. Расчеты по статистической теории ЭМС. Задачи по оптимизации радиосистем с использованием критериев ЭМС. Расчеты по оценке эффективности радиосистем за счет применения адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

    Апорович А.Ф., Березка М.В. и др. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств: Учеб. пособие. В 9 ч.- Мн.:МРТИ-БГУИР, 1991 -1999.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Виноградов Е.М., Винокуров В.И., Харченко И.П. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств. -Л.: Судостроение, 1986.2. Егоров Е.И. и др. Использование радиочастотного спектра и радиопомехи. -М.:Радио и связь, 1986.3. ГОСТ 23611-88. Совместимость РЭС электромагнитная. Термины и определения.4. Князев А.Д. и др. Конструирование радиоэлектронной и электронно-вычислительной аппаратуры с учетом ЭМС. - М.:Радио и связь, 1989.5. Уайт Д. Электромагнитная совместимость радиоэлектронных средств и непреднамеренные помехи. - М.: Сов.радио, 1977. Вып 1. 1978. Вып.2. 1979. Вып.3.6. Апорович А.Ф. Статистическая теория ЭМС РЭС. - Мн.: Наука и техника, 1984.7. Варакин Л.Е., Трубин В.Н. Сотовые системы подвижной связи// Зарубежная радиоэлектроника. 1986. №2.

Утверждена

УМО вузов Республики Беларусьпо образованию в области информатикии радиоэлектроники« 03 » июня 2003 г.Регистрационный № ТД-39-063/тип.

РАДИОПРИЕМНЫЕ УСТРОЙСТВА

Учебная программа для высших учебных заведений

по специальностям I-39 01 01 Радиотехника,

I-39 01 02 Радиотехнические системы,

I-45 01 02 Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения

Согласована сУчебно-методическим управлением БГУИР« 28 » мая 2003 г.Составители: А.Е. Курочкин , доцент кафедры радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук,И.Ю. Малевич, доцент кафедры радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники», кандидат технических наук.Рецензенты: М.Т. Кохно, заведующий кафедрой «Терминальные устройства телеком-муникационных систем» Учреждения образования «Высший государственный колледж связи», доцент;А.А. Арчаков, главный метролог Белорусского государственного института метрологии, старший научный сотрудник, кандидат технических наук;Н.И. Шатило, заведующий кафедрой «телекоммуникационных систем» Учреждения образования «Высший государственный колледж связи», доцент, кандидат технических наук;Г.А. Калашников, заведующий кафедрой радиоэлектроники Учреждения образования «Минский государственный высший радиотехнический колледж», кандидат технических наук;Кафедра « Терминальные устройства телекоммуникационных систем » Учреждения образования «Высший государственный колледж связи» (протокол № 2 от 31.03.2003 г.)Рекомендована к утверждению в качестве типовой: Кафедрой радиотехнических устройств Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 9 от 03.03.2003 г., протокол № 8 от 22.04.2002 г.);Кафедрой систем телекоммуникаций Учреждения образования «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» (протокол № 17 от 10.06.2002 г.); Научно-методическим советом по группе специальностей I-39 01 Схемы ра-диоэлектронных устройств и систем УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 1 от 26.05.2003г.);

Научно-методическим советом по направлению I-45 Телекоммуникации УМО вузов Республики Беларусь по образованию в области информатики и радиоэлектроники (протокол № 1 от 20.06.2002 г.)

Разработана на основании Образовательного стандарта РД РБ 02100.5.108-98.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Типовая программа «Радиоприемные устройства» разработана в соот-ветствии с Образовательным стандартом РД РБ 02100.5.108-98 для студентов специальностей I-39 01 01 Радиотехника, I-39 01 02 Радиоэлектронные системы, I-45 01 02 Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения высших учебных заведений.

Целью изучения дисциплины является освоение студентами теорети-ческих основ функционирования, принципов анализа, синтеза и методов проектирования современных радиоприемных устройств (РПУ) различного назначения.

Дисциплина «Радиоприемные устройства» предусмотрена учебным планом специальности Радиотехника и обеспечивает научную и техническую подготовку радиоинженера. Изучая данную дисциплину, студенты знакомятся с методами проектирования, синтеза и анализа радиоэлектронных устройств, функционирующих в условиях сложной электромагнитной обстановки, с методами и устройствами усиления и выделения слабых сигналов, способами адаптации устройств приема и обработки сигналов к изменяющейся помеховой обстановке.Изучение дисциплины «Радиоприемные устройства» базируется на физико-математической подготовке студентов. Здесь особая роль отводится таким разделам математики, как линейные векторные пространства, теория комплексных переменных, интегральное и дифференциальное исчисление, ряды, теория вероятности и случайных процессов, матричное исчисление, численные и графические методы анализа, а также таким разделам физики, как электричество и магнетизм, электромагнитное поле, акустика.

В результате освоения дисциплины «Радиоприемные устройства» студент должен:

знать:

    основные проблемы и задачи приема и обработки радиосигналов;

    принципы и методы построения приемных каналов различного назначения;

    операции обработки радиосигналов и способы их физической реализации;

    типовые схемы каскадов РПУ, их методы анализа и синтеза;

    передаточные характеристики РПУ и методы их оптимизации;

    методы и способы управления характеристиками и параметрами РПУ;

уметь характеризовать:

    структурные и принципиальные схемы радиоприемных трактов на основе аналитических выражений, описывающих различные типы модулированных входных сигналов;

уметь анализировать:
    шумовые и передаточные свойства каскадов РПУ, амплитудно-частотную и передаточную характеристики, динамический диапазон РПУ и его каскадов; качественные показатели приема; условия самовозбуждения каскадов РПУ и их устойчивой работы в диа-пазоне частот;
приобрести навыки:
    проектирования, синтеза приемных трактов с заданными характеристиками; контроля характеристик и экспериментальных исследований РПУ.
Для специальности I-39 01 01 Радиотехника программа рассчитана на объем 144 учебных часа, которые могут быть распределены на лекции – 80 часов, лабораторные занятия – 48 часов и практические занятия – 16 часов. Для специальности I-39 01 02 Радиоэлектронные системы программа рассчитана на объем 150 учебных часов, в том числе 100 аудиторных часов. Для специальности I-45 01 02 Системы радиосвязи, радиовещания и телевидения программа рассчитана на объем 80 учебных часов, которые могут быть распределены на лекции – 48 часов, лабораторные занятия – 32 часа.

Распределение часов для специальности I-39 01 01

Таблица 1

Наименование темы

Лекции (часы) Практические занятия (часы) Лабораторные занятия (часы)

Всего

1

Раздел 1. Общие сведения о радиоприемных устройствах
Тема 1.1. Основные опреде-ления и классификация РПУ
Тема 1.2. Основные характерис-тики и параметры радиоприем-ных трактов
Раздел 2. Помехи радиоприему и методы борьбы с ними
Тема 2.1. Общая характеристика помех
Тема 2.2. Шумы пассивных элементов
Тема 2.3. Шумы активных элементов
Раздел 3. Устройства согласова-ния и предварительной селекции в РПУ
Тема 3.1. Согласование в РПУ
Тема 3.2. Входные цепи с сос-редоточенными параметрами 2
Тема 3.3. Входные цепи с расп-ределенными параметрами
Тема 3.4. Входные устройства специального назначения
Раздел 4. Усилители радиосиг-налов (УРС)
Тема 4.1. Теория УРС с сосре-доточенными параметрами

Окончание табл. 1

Тема 4.2. Типовые схемы УРС
Тема 4.3. УРС диапазона СВЧ
Раздел 5. Преобразователи частоты (ПЧ)
Тема 5.1. Реактивные преобра-зователи частоты
Тема 5.2. Резистивные преобра-зователи частоты
Тема 5.3. Типовые схемы преобразователей частоты
Тема 5.4. Преобразователи частоты СВЧ диапазона
Раздел 6. Детекторы радио-приемных трактов
Тема 6.1. Амплитудные детек-торы
Тема 6.2. Синхронные АМ де-текторы
Тема 6.3. Фазовые детекторы

Рабочая программа по дисциплине «Электромагнитная совместимость в электротехнических - страница №1/3

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НОВОЧЕРКАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ)»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Электромагнитная совместимость в электротехнических устройствах»,

по программе (магистратура):

8. «Электромеханика»;

Новочеркасск 2011 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

________________________________________

«Южно-Российский государственный технический университет

(Новочеркасский политехнический институт)»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по ОД Л.И. Щербакова

(должность, фамилия, инициалы)


«___» ___________________ 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(М 2.2.01) Электромагнитная совместимость

в электротехнических устройствах

(наименование дисциплины)

Направление подготовки: 140400 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»

По программе (магистратура):

8. «Электромеханика»;

9 «Электрические и электронные аппараты»;

10. «Электропривод и автоматика»;

12. «Электрический транспорт»;

13. «Электрооборудование автомобилей и тракторов»;

14. «Электрооборудование и автоматика судов»;

16. «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»

Факультет электромеханический

Кафедра « Теоретическая электротехника и электрооборудование »

Курс I

Семестр 1


Лекции 18 (час)

Экзамен 1(семестр) 36 (час) 1 (зет)

Практические (семинарские)

занятия 54 (час)


Зачет (семестр)

Лабораторные занятия 18 (час)
Всего аудиторных 90 (час)


Всего самостоятельной работы 90 (час.), из них :

плановая работа (час.)

курсовой проект семестр нет (час.)

курсовая работа семестр нет (час.)

реферат семестр нет (час)

домашнее задание нет (час.)

контрольная работа (ЗФО) семестр нет (час.)

индивидуальная работа – 65 (час.)

домашняя работа – 25 (час)


ИТОГО по дисциплине 216 (час.)

ИТОГО по дисциплине 6 (ЗЕТ) (с учетом ЗЕТ на экзамен)
2011 г .

Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по ФГОС утвержденного ученым советом ЮРГТУ(НПИ) приказом № 4 от 30.12.2010 г.

(Наименование типовой программы, дата утверждения)

Примерной программы -___________________________________________________________

наименование программы, дата утверждения

Рабочую программу составил к. т. н., доцент Бурцев Ю.А.

(ученое звание, степень, должность, фамилия, инициалы)

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры " Теоретические основы электротехники и электрооборудование" « 31 » августа 2011 г. Протокол № 1

Заведующий кафедрой / Птах Г.К./

(подпись, фамилия, инициалы)

Заведующий кафедрой «Электромеханика» /Пахомин С.А/

Рабочая программа согласована:

Заведующий кафедрой «Электрические и электронные аппараты» /Павленко А.В./

наименование выпускающей кафедры, подпись, фамилия, инициалы

Рабочая программа согласована:

Заведующий кафедрой «Электрический транспорт» /Колпахчьян П.Г/

наименование выпускающей кафедры, подпись, фамилия, инициалы
«______»________________ 2011 г. Протокол № _______________

Рабочая программа согласована:

Заведующий кафедрой «Электропривод и автоматика» /Кравченко О.А./

наименование выпускающей кафедры, подпись, фамилия, инициалы
«______»________________ 2011 г. Протокол № _______________

1.2. Краткая характеристика дисциплины и её место в учебном процессе 6

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами 6

Метрология, стандартизация и сертификация 8

2 8
ПК-4,18,20,44,45 8
Электрические машины 8
3-5, 7 8

ПК 9, 19, 43 8

Силовая электроника 8

ПК 6, 9, 17, 18 8


Электрические и электронные аппараты 8
2, 3, 5 8
1.4. Связь с последующими дисциплинами 8

1.5. Требования к результатам освоения дисциплины 8

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМ, ЧАСОВ ЗАНЯТИЙ И ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ ПО МОДУЛЯМ И СЕМЕСТРАМ 9

3.1.1. Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 10

3.1.2 Семинарские занятия, их наименование и объем в часах. 10

Количество 10

часов 10


3.1.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах 10

3.1.4. Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания и их содержание и характеристика. 10

3.1.5. Самостоятельная работа студентов 11

3.1.6. Самоконтроль полученных знаний 11

3.1.7. Учебно-методические материалы по модулю 11

3.2.1. Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 11

3.2.2. Семинарские занятия, их наименование и объем в часах. 12

Количество 12

часов 12


3.2.3. Лабораторные занятия, их наименование и объем в часах 12

3.2.4. Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания и их содержание и характеристика. 12

3.2.5. Самостоятельная работа студентов 12

3.2.6. Самоконтроль полученных знаний 12

3.2.7. Учебно-методические материалы по модулю 13

3.3.1. Наименование тем лекций, их содержание и объём в часах 13

3.3.2 Семинарские занятия, их наименование и объем в часах. 13

Количество 13

часов 13


3.3.4. Разделы курсового проекта, курсовой работы, реферата, домашнего задания и их содержание и характеристика. 14

3.3.5. Самостоятельная работа студентов 14

Индивидуальная самостоятельная работа студентов (СРС): 14

3.2.6. Самоконтроль полученных знаний 14

3.2.7. Учебно-методические материалы по модулю 14

4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 14

Основная 14

Дополнительная 15

Печатные и рукописные методические указания, рекомендации, инструкции по изучению дисциплины (разработанные в ЮРГТУ(НПИ)) в том числе и электронные 16

5. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 16

6. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 17

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ 18

7.1. Вопросы к модулю №1 (темы 1, 2) 18

7.2. Вопросы к модулю №2 (темы 3, 4) 19

7.3. Вопросы к модулю №3 (темы 5 – 7) 20

8. ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ 21

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 22

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ООП

1.1. Цели и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины.

Целью дисциплины "Электромагнитная совместимость в электротехнических устройствах" является ознакомление студентов с теоретическими и практическими положениями оценки и расчета условий электромагнитной совместимости в электротехнических устройствах, а также выбора способов и расчета устройств защиты от электромагнитных помех.

Задачи дисциплины.

Задачей дисциплины является знание студентами основных способов генерации и передачи электромагнитных помех, знание типовых устройств, служащих источниками помех, а также знание устройств, чувствительных к помехам и знание основных способов защиты от помех. Студенты должны уметь рассчитывать помехи, генерируемые типовыми устройствами, а также выбирать и рассчитывать способы и устройства защиты от помех.

1.2. Краткая характеристика дисциплины и её место в учебном процессе

Предлагаемый курс обеспечивает подготовку студентов по направлению: 140400 «ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА И ЭЛЕКТРОТЕХНИКА» для профилей подготовки:

8. «Электромеханика»;

9 «Электрические и электронные аппараты»;

10. «Электропривод и автоматика»;

12. «Электрический транспорт»;

13. «Электрооборудование автомобилей и тракторов»;

14. «Электрооборудование и автоматика судов»;

16. «Электрооборудование и электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

Форма обучения: очная

Курс знакомит студентов с основами теории электромагнитной совместимости в электротехнических устройствах и практическими приемами ее обеспечения.

1.3. Связь с предшествующими дисциплинами

Курс базируется на следующих дисциплинах: "Физика", "Высшая математика", "Информатика", "Теоретические основы электротехники", "Физические основы электротехники и электроники", "Метрология, стандартизация и унификация", "Электрические машины", "Электрические и электронные аппараты", "Силовая электроника".

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студентов:


Знать

  • основы электрофизики;

  • основы теории электромагнитного поля, а также теории электрических и магнитных цепей;

  • принцип действия, конструкцию и основные характеристики типовых электротехнических устройств;

  • основы линейной алгебры, математической теории поля, основы алгебры комплексных чисел.

Уметь


  • рассчитывать основные режимы работы типовых электротехнических устройств;

  • рассчитывать электромагнитные поля для простой геометрии расчетных областей и источников поля;

  • рассчитывать напряжения и токи в электрических цепях, а также магнитные напряжения и магнитные потоки в магнитных цепях;

  • решать системы линейных алгебраических уравнений, применять в расчетах комплексные числа.

Владеть

− навыками оценки и расчета типовых электротехнических устройств, навыками сборки электрических цепей, навыками чтения и составления схем и чертежей.


№ п/п

Наименование дисциплины и ее разделы

Уровень

знания


Номера тем изучаемой дисциплины

Шифр

компетенции



1

Физика:

  • Электрическое поле и его силовые характеристики.

  • Электрическое поле в веществе.

  • Характеристики и законы постоянного тока. ЭДС источника тока. Правила Кирхгофа.

  • Уравнения Максвелла.

2

10, 11, 12,15

ПК-2,ОК-1

2

Высшая математика:

  • Линейная алгебра.

  • Дифференциальное исчисление.

  • Дифференциальные уравнения.

  • Векторная алгебра.

  • Теория поля.

  • Численные методы решения алгебраических и дифференциальных уравнений.

  • Комплексные числа

2

2-6, 8-12,14

ПК-1, 2, 3 ОК-1,7

3

Информатика:

  • Основы алгоритмизации, программирования и алгоритмические языки.

  • Моделирование и формализация.

  • Технология обработки графической и текстовой информации.

  • Коммуникационные технологии.

4, 10, 11, 12

ОК-11,15,

4

Теоретические основы электротехники:

  • Линейные цепи постоянного тока.

  • Электрические цепи синусоидального тока.

  • Линейные электрические цепи при несинусоидальных периодических воздействиях.

  • Переходные процессы в линейных электрических цепях.

  • Нелинейные электрические и магнитные цепи.

  • Теория электромагнитного поля.


ПК-11,33,41

5

Физические основы электроники:

2

2, 3

ПК-9,11,14,15


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные