Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Билет 18.

1)Западная культура в первой половине XX века

1900 год открывал новую эпоху, полную надежд, оптимизма и материализма, но в то же время резкую, противоречивую, ставящую трудно разрешимые вопросы. Это была эра расколов и манифестов, заявлявших о новом видении мира и искусства.
Первая мировая война, никто не догадывался, что она потрясёт европейскую цивилизацию до самого основания.
Происходит вторая научная революция, в результате которой возникает новая, неклассическая наука.
Революционные сдвиги произошли во всех областях знания. В физике была открыта делимость атома, создана квантовая механика, теория относительности. В химии были открыты закономерности многих химических процессов, создана квантовая химия. В биологии начинается становление генетики. В космологии разработана концепция нестационарной – сжимающейся или разбегающейся – Вселенной. Своими выдающимися достижениями наука была обязана многим ученым, среди которых А.Эйнштейн, М.Планк, А.Пуанкаре, Н.Бор, М.Борн, супруги Ирен и Фредерик Жолио-Кюри.
В 1905 году А.Эйнштейн предложил свою специальную теорию относительности. При всей своей парадоксальности она подтвердилась экспериментами. Уравнение Эйнштейна показало, что с увеличением скорости увеличивается масса и время замедляет свой ход.
Идея о том, что континенты движутся по земной поверхности, пришла в голову немецкому метеорологу А.Вегенеру (1980-1930) в 1912 году. Он заметил, что края континентов подходят друг другу, как кусочки игры-мозаики, и высказал, что в прошлом они представляли собой сверхконтинент, который он назвал Пангея.
Английский химик Ф.Содди в 1913 году заявил, что элементы могут существовать в более чем одной форме с одинаковыми химическими свойствами, но различной массой. Он назвал их изотопами.
В 1939 году произошло открытие деления ядра.
Фирма «Браун Бовери» произвела в 1936 году первую газовую турбину. Ф.Уиттл (1907-1996) в Англии и Г.П. фон Охайн в Германии работали над газовой турбиной для самолёта. Фон Охайн выполнил свою задачу первым – в августе 1939 года. А первый реактивный двигатель Уиттла поднял самолёт в мае 1941 года.
Ученые Германии в 30-е года создали первую баллистическую ракету – А4.
На рубеже 40-50-х гг. шотландский химик-органик А.Тодд определил химический состав ДНК. Его открытие, носителя наследственности, дало механизм для эволюции.
В сфере познания внутри каждой из наук идет процесс дробления на множество дисциплин и школ. Все это усиливает тенденцию к плюрализму.
Основными философскими направлениями являются:
- неопозитивизм – выступает от имени науки. Он внес значительный вклад в разработку проблем формальной логики, языка и теории познания. Его представляли Б.Рассел, Р.Карнап, Л.Витгенштейн;
- экзистенциализм – противопоставил себя науке и позитивистской философии. Он сосредоточил своё внимание на проблемах свободы. Самыми известными его представителями являются Ж.-П. Сартр и М.Хайдеггер.



Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют три великих имени: А.Франс («Боги жаждут»), Р.Роллан («Жан-Кристоф»), Р.Мартен дю Гар («Семья Тибо»).
Основными темами произведений писателей-экзистенциалистов – Ж.-П.Сартра (пьесы «Мухи» и «Дьявол и Господь Бог») и А.Камю (романы «Чужой», «Чума», «Миф о Сизифе») являются свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество.
Скульптуру представляют ваятели Э.Бурдель («Геракл», «Пенелопа», «Сафо») и А.Майоль («Ночь», «Помона», «Средиземноморье»).
Главными фигурами немецкой литературы являются Т.Манн («Волшебная гора», «Доктор Фаустус», «Иосиф и его братья»), Л.Фейхтвангер («Гойя», «Мудрость чудака»).
Из множества великих имен английской литературы следует в первую очередь назвать Дж.Голсуорси («Сага о Форсайтах»), С.Моэма («Бремя страстей человеческих»). Б.Шоу является признанным классиком английской литературы. Он с успехом проявил себя практически во всех жанрах – драме, романе, новелле.
Фовизм, кубизм, экспрессионизм и футуризм сталкивались друг с другом, а потом ниспровергались сторонниками всё более радикальных концепций и изобретений: психоанализ З. Фрейда (1856-1939), теория относительности А.Эйнштейна (1879-1955), полет первого самолёта с двигателем внутреннего сгорания (1903).

2) Главными причинами поражения революции являлись следующие. Во-первых, союз рабочего класса и крестьянства не стал тогда достаточно прочным, он только складывался в ходе самой революции. Крестьяне еще возлагали надежды на царя, на Думу, надеялись с их помощью получить помещичью землю. Крестьянские выступления оставались стихийными, неорганизованными. Крестьянское движение развивалось под влиянием борьбы рабочего класса, но оно отставало от этой борьбы и не слилось с ней в единый поток.
Во-вторых, на сторону революции не перешла армия. Хотя отдельные гарнизоны и воинские части поднимали восстания, однако в целом армия осталась опорой самодержавия и выполняла его приказы по подавлению революционного движения.
В-третьих, рабочий класс не был достаточно сплочен и организован. Более отсталые слои рабочих втянулись в борьбу с опозданием, когда революция уже пошла на убыль. Многие рабочие лишь недавно порвали с деревней и были недостаточно сознательными.
В-четвертых, в рядах партии рабочего класса не было единства, она была расколота, по существу, на две партии -- большевиков и меньшевиков. Меньшевики занимали оппортунистическую позицию и мешали развертыванию революции. Отсутствие единства внутри РСДРП препятствовало сплочению рабочего класса, раскалывало его ряды. В 1905--1907 гг. пролетариат не смог последовательно выполнить свою роль гегемона в революции и повести за собой многомиллионные массы крестьянства на организованную борьбу против царизма и капитализма.
В-пятых, большую помощь самодержавию оказали другие капиталистические государства. Они предоставили денежный заем, который царизм использовал для подавления революции.

Революция 1905--1907 гг. потерпела поражение. Пролетариату и крестьянству не удалось свалить монархический строй и ликвидировать помещичье землевладение. Однако трехлетняя героическая борьба не прошла бесследно. Царское правительство вынуждено было пойти на уступки и предоставить некоторые политические права рабочим и крестьянам. В ряде отраслей промышленности был сокращен рабочий день, улучшены условия труда. Рабочие получили право объединяться в профсоюзы и создавать кассы взаимопомощи. Были отменены выкупные платежи крестьян за землю, снижена арендная плата, повышена заработная плата сельскохозяйственным рабочим.
Была создана Государственная дума, которая, несмотря на реакционный характер избирательного закона и ее ограниченные права, все же давала известные возможности для легальной демократической пропаганды. Однако основные задачи революции решены не были.

1)Итоги войны;

· Завершилась победой стран, которые олицетворяли процесс развития демократии (Великобритания, Франция, США)

· Огромные человеческие жертвы: 10 млн. убитыми и умершими от ран и 20 млн. раненых;

· Большая численность воинского состава: за время войны мобилизовано в армии германского блока свыше 25 млн. человек, в странах Антанты – 48 млн. человек.

· Совершенствование стратегии ведения современной войны: крупномасштабные военные операции, широкое использование военной техники (танки, подлодки, самолеты, артиллерия)

· Значительные материальные затраты: оцениваются примерно в 1 триллион долларов.

Последствия войны:

· Изменение карты мира: одни государства прекратили свое существование, другие появились на карте мира;

· В ряде стран изменилось внутригосударственное устройство;

· Экономический спад, разруха, голод в странах – участницах войны.

· Уменьшение численности населения в следствие голода, бедствий, спада рождаемости.

· Война привела к упадку демократии и гуманизма. Ненависть, господствовавшая на полях сражений, перешла в мирную жизнь народов и привела к появлению таких явлений как большевизм, фашизм, национал0социализм;

· США стали ведущим государством в мировой политике, стали мировым кредитором, превратив страны Европы в своих экономических вассалов.

· Довоенные международные отношения разрушены, что привело к углублению противоречий. Актуальной стала задача создания новой системы международных отношений.

Подведение политических итогов войны и раздел военных трофеев страны Антанты осуществили на Парижской и Вашингтонской мирных конференциях.

2) "СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК" РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

Просвещение. Процесс модернизации предусматривал не только коренные изменения в социально-экономической и политической сферах, но и существенное повышение грамотности, образовательного уровня населения. К чести правительства, эта потребность им учитывалась. Государственные расходы на народное образование с 1900 по 1915 г. увеличились более чем в 5 раз.

Основное внимание уделялось начальной школе. Правительство имело намерение ввести в стране всеобщее начальное образование. Однако школьная реформа проводилась непоследовательно. Сохранилось несколько типов начальной школы, наиболее распространенными были церковно-приходские (в 1905 г. их насчитывалось около 43 тыс.). Выросло число земских начальных училищ. В 1904 г. их было 20,7 тыс., а в 1914 г. - 28,2 тыс. В 1900 г. в начальных школах Министерства народного просвещения обучалось более 2,5 млн. учащихся, а в 1914 г. - уже около 6 млн.

Началась перестройка системы среднего образования. Росло число гимназий и реальных училищ. В гимназиях увеличивалось количество часов, отводимых на изучение предметов естественно-математического цикла. Выпускникам реальных училищ было дано право поступать в высшие технические учебные заведения, а после сдачи экзамена по латинскому языку - на физико-математические факультеты университетов.

По инициативе предпринимателей создавались коммерческие 7-8-летние училища, которые давали общеобразовательную и специальную подготовку. В них, в отличие от гимназий и реальных училищ, было введено совместное обучение юношей и девушек. В 1913 г. в 250 коммерческих училищах, находившихся под покровительством торгово-промышленного капитала, обучалось 55 тыс. человек, в том числе 10 тыс. девушек. Возросло количество средних специальных учебных заведений: промышленных, технических, железнодорожных, горных, землемерных, сельскохозяйственных и др.

Расширилась сеть высших учебных заведений: новые технические вузы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове был открыт университет. Для обеспечения реформы начальной школы в Москве и Петербурге открывались педагогические институты, а также свыше 30 высших женских курсов, положивших начало массовому доступу женщин к высшему образованию. К 1914 г. насчитывалось около 100 высших учебных заведений, в которых обучалось примерно 130 тыс. человек. При этом свыше 60% студентов не принадлежали к дворянскому сословию.

Тем не менее, несмотря на успехи в деле образования, 3/4 населения страны оставалось неграмотным. Средняя и высшая школа из-за высокой платы за обучение была недоступна значительной части жителей России. На просвещение тратилось 43 коп. на душу населения, в то время как в Англии и Германии - около 4 руб., в США - 7 руб. (в пересчете на наши деньги).

Наука. Вступление России в эпоху индустриализации знаменовалось успехами в развитии науки. В начале XX в. страна внесла весомый вклад в мировой научно-технический прогресс, который был назван "революцией в естествознании", так как сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений об окружающем мире.

Физик П. Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим и др.)" сделал иные открытия в области физики волн. Он создал первую в России физическую школу.

Ряд выдающихся открытий в теории и практике самолетостроения сделал Н. Е. Жуковский. Учеником и соратником Жуковского был выдающийся механик и математик С. А. Чаплыгин.

У истоков современной космонавтики стоял самородок, учитель калужской гимназии К. Э. Циолковский. В 1903 г. он опубликовал ряд блестящих трудов, обосновавших возможность космических полетов и определявших пути достижения этой цели.

Выдающийся ученый В. И. Вернадский получил мировую известность благодаря энциклопедическим трудам, послужившим основой для появления новых научных направлений в геохимии, биохимии, радиологии. Его учения о биосфере и ноосфере заложили основу современной экологии. Новаторство высказанных им идей в полной мере осознается только теперь, когда мир очутился на грани экологической катастрофы.

Небывалым всплеском характеризовались исследования в области биологии, психологии, физиологии человека. И. П. Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил биолог И. И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям.

Начало XX века - время расцвета российской исторической науки. Крупнейшими специалистами в области отечественной истории были В. О. Ключевский, А. А. Корнилов, Н. П. Павлов-Сильванский, С. Ф. Платонов. Проблемами всеобщей истории занимались П. Г. Виноградов, Р. Ю. Виппер, Е. В. Тарле. Мировую известность получила русская школа востоковедения.

Начало века ознаменовалось появлением трудов представителей оригинальной русской религиозно-философской мысли (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. С. Соловьев, П. А. Флоренский и др.). Большое место в трудах философов занимала так называемая русская идея - проблема самобытности исторического пути России, своеобразия ее духовной жизни, особого предназначения России в мире.

В начале XX в. были популярны научно-технические общества. Они объединяли ученых, практиков, любителей-энтузиастов и существовали на взносы своих членов, частные пожертвования. Некоторые получали небольшие правительственные субсидии. Самыми известными были: Вольное экономическое общество (оно было основано еще в 1765 г.), Общество истории и древностей (1804 г.), Общество любителей российской словесности (1811 г.), Географическое, Техническое, Физико-химическое, Ботаническое, Металлургическое, несколько медицинских, сельскохозяйственных и т.д. Эти общества не только являлись центрами научно-исследовательской работы, но и широко пропагандировали научно-технические знания среди населения. Характерной чертой научной жизни того времени были съезды естествоиспытателей, врачей, инженеров, юристов, археологов и т.д.

Литература. Первое десятилетие XX в. вошло в историю русской культуры под названием "серебряного века". Это было время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но мировой культуры. Наиболее показательно образ "серебряного века" проявился в литературе.

С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни ("Живой труп", "Отец Сергий", "После бала"). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого - невозможность устранить зло насилием.

А. П. Чехов в эти годы создал пьесы "Три сестры" и "Вишневый сад", в которых отразил происходившие в обществе важные изменения.

Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. И. А. Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей ("Деревня", "Суходол", цикл "крестьянских" рассказов). А. И. Куприн показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность "господ офицеров" ("Поединок"). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал А. М. Горький ("Враги", "Мать").

В первое десятилетие XX в. в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых "крестьянских" поэтов - С. А. Есенин, Н. А. Клюев, С. А. Клычков.

Вместе с тем начал звучать голос предъявлявшего свой счет представителям реализма нового поколения, протестовавшего против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. По мнению идеологов этого поколения, искусство, являясь синтезом двух противоположных начал - материи и духа, способно не только "отображать", но и "преображать" существующий мир, творить новую реальность.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия - краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии К. Д. Бальмонта, А. А. Блока, В. Я. Брюсова.

После 1909 г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к "рационалистическому" Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни "второго рождения" страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы "На поле Куликовом", "Родина") и А. Белого ("Серебряный голубь", "Петербург"). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано прежде всего понятие "серебряный век".

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. "акме" - высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества для акмеистов (Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам) был безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX в. испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания "нового искусства". Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. "футурум" - будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: "Пощечина общественному вкусу", "Дохлая Луна" и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа "Гилея" - В. Хлебников, Д. Д. Бур-люк, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина.

Живопись. Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. И. Е. Репин закончил в 1906 г. грандиозное полотно "Заседание Государственного совета". В раскрытии событий прошлого В. И. Сурикова в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у М. В. Нестерова.

Однако законодателем моды стал стиль, получивший название "модерн". Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как К. А. Коровин, В. А. Серов. Сторонники этого направления объединились в обществе "Мир искусства". "Мирискусники" заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред русской живописи. Искусство, по их мнению, - это самостоятельная сфера человеческой деятельности, и оно не должно зависеть от политических и социальных влияний. За длительный период (объединение возникло в 1898 г. и просуществовало с перерывами до 1924 г.) в "Мир искусства" входили почти все крупнейшие русские художники - А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере, Ф. А. Малявин, Н. К. Рерих, К. А. Сомов. "Мир искусства" оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела.

В 1907 г. в Москве была открыта выставка под названием "Голубая роза", в которой приняли участие 16 художников (П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций. Представители "Голубой розы" были тесно связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось непременным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым стилевым направлением. Он включал в себя, например, таких разных по своей манере художников, как М. А. Врубель, К. С. Пет-ров-Водкин и другие.

Ряд крупнейших мастеров - В. В. Кандинский, А. В. Лентулов, М. 3. Шагал, П. Н. Филонов и др. - вошли в историю мировой культуры как представители уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

1) В XIX веке процесс модернизации происходил и в странах Востока, которые непосредственно не попали в колониальную зависимость. В 40-х годах XIX века начались реформы в Османской империи. Преобразовалась административная система и суд, создавались светские школы. Немусульманские общины (еврейская, греческая, армянская) были признаны официально, а их члены получили допуск к государственной службе. В 1876 году был создан двухпалатный парламент, который несколько ограничивал власть султана, в конституции провозглашались основные права и свободы граждан.

Однако демократизация восточной деспотии оказалась весьма непрочной и в 1878 г. после поражения Турции в войне с Россией происходит откат на исходные позиции. После государственного переворота в империи вновь воцарилась деспотия, парламент распущен, существенно урезаны демократические права граждан.

Помимо Турции в исламской цивилизации европейские стандарты жизни начали осваивать только два государства: Египет и Иран. Остальной огромный исламский мир до середины XX века оставался подвержен традиционному образу жизни.

Определенные усилия по модернизации страны предпринял и Китай. В 60х годах XIX века здесь получила широкую популярность политика самоусиления. В Китае активно начали создаваться промышленные предприятия, верфи, арсеналы для перевооружения армии. Но этот процесс не получил достаточного импульса. Дальнейшие попытки развития в этом направлении с большими перебоями возобновились в XX веке.

Дальше всех из стран Востока во второй половине XIX века продвинулась Япония. Особенность японской модернизации состоит в том, что в этой стране реформы были проведены достаточно быстро и наиболее последовательно. Используя опыт передовых европейских стран, японцы модернизировали промышленность, внедрили новую систему правовых отношений, изменили политическую структуру, систему образования, расширили гражданские права и свободы.

Кризис в России в начале 20 века

Тяжелое военное положение России в 1914 - 1916 гг. было связано с политическим и экономическим состоянием страны. В эти годы все крупные государства, участвовавшие в войне, успели мобилизовать экономику на нужды войны. В России мобилизация промышленности началась несколько позже. С осени 1915 г., наряду с широким привлечением частной промышленности к выполнению военных заказов, в стране усиливается система государственного регулирования экономики. В августе 1915 г. были учреждены Особые совещания по обороне, топливу, перевозкам и продовольствию. Определенную роль в мобилизации хозяйства на нужды фронта сыграли Военно-промышленные комитеты (созданы весной 1915 г.) Они должны были организовать распределение военных заказов предприятиям. С 1914 г. по 1916 г. производство вооружений в России возросло на 230%, а предметов снаряжения - на 121%. В 1916 г. действующая армия была гораздо лучше обеспечена оружием, чем в 1914 г. Однако в стране нарастают социально-экономические трудности. Выявилась резкая диспропорция в развитии отраслей народного хозяйства.

Развертывание военного производства происходило за счет спада развития гражданских, мирных отраслей промышленности. Кризис железнодорожного транспорта, металлургической и топливной промышленности дополнялся упадком сельского хозяйства, перерабатывающих отраслей. Острый характер приобретают продовольственный, топливный и финансовый кризисы.

Война требовала колоссальных расходов. Были резко увеличены налоги, правительство прибегло к выпуску внутренних займов и пошло на массовый выпуск бумажных денег без золотого обеспечения. Это привело к падению ценности рубля, нарушению всей финансовой системы, необычайному росту дороговизны. К осени 1916 г. трудности и бедствия войны стали ощущаться особенно остро. В действующую армию было мобилизовано 12 млн. крестьян и 1,5 млн. рабочих. Заготовки хлеба в 1916 г. составили лишь 170 млн. пудов вместо планировавшихся 500 млн. пудов. Продовольственные трудности вынудили царское правительство в 1916 г. пойти на введение принудительной хлебной разверстки.

Важное значение в изменении настроений в русском обществе сыграли большие потери русской армии за два с лишним года войны: около 1,5 млн. убитых, 4 млн. раненых, более 2 млн. пленных. В тяжелых боях 1914 - 1915 гг. погибла почти вся кадровая армия, ей на смену пришло огромное количество прапорщиков запаса, т.е. демократической интеллигенции, и "новобранцы", "запасные" и "ополченцы", т.е. в своем большинстве плохо обученные крестьяне. Одна из главных опор самодержавия оказалась подорванной и ненадежной, что имело для него катастрофические последствия.

Неудачи на фронте, нараставшие социально-экономические трудности привели к развитию стачечного движения в стране и росту либеральной оппозиции. Растущее с весны 1915 г. стачечное движение приобретало все более политическую направленность.

Стремясь предотвратить революцию, либеральная оппозиция все более дистанцируется от самодержавия. Третьеиюньская монархия просуществовала до августа 1915 г., когда был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Госсовета. Декларация блока предусматривала создание правительства "общественного доверия", а в 1916 г. было выдвинуто требование ответственного перед Думой министерства. Противоречия между самодержавием и Государственной думой нарастали, по существу Дума становится центром оппозиции правительству.

В этих условиях для спасения монархии и предотвращения революции правительство должно было пойти либо на прекращение войны и заключение сепаратного мира с Германией, либо на создание ответственного министерства (т.е. на компромисс с либералами), либо на уступки крестьянству: осуществить хотя бы небольшое перераспределение земли. При любом варианте необходимо было установить твердый государственный порядок, сильную власть. Но самодержавие упустило эти возможности и оказалось фактически в полной изоляции, больше того, была дискредитирована царская семья. В немалой степени этому способствовало безграничное влияние на царскую чету Г.Е. Распутина.

Проявлением кризиса власти в стране была так называемая "министерская чехарда". За два года войны сменилось четыре председателя Совета министров (И.Л. Горемыкин, Б.В. Штюрмер, А. Трепов, Н.Д. Голицын); шесть министров внутренних дел. Правительственный кризис все больше расшатывал государственный аппарат, являвшийся, наряду с армией, важной опорой самодержавия. Не решился император и на введение военной диктатуры, как требовали правые.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический университет

Кафедра Экономики предприятий

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине Отечественная история

Тема: Революционный кризис в России начала XX века

Каменск-Уральский


Введение

1. Основные противоречия модернизационного процесса в России

2. Революционные события 1905-1907 гг. результаты и значение первой российской революции

3. Политические партии России в годы революции. Программные положения и тактика

Заключение

Список используемых источников


ВВЕДЕНИЕ

Тема данной контрольной работы революционный кризис в России начала XX века.

Революция 1905 – 1907 гг. по своему характеру была буржуазно-демократической. Она нанесла удар по самодержавию. Впервые царизму пришлось смириться с существованием в стране таких элементов буржуазной демократии, как Дума и многопартийность. Российское общество добилось признания основных прав личности (однако, не в полном объеме и без гарантий их соблюдения). Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию. Она нанесла удар по самодержавию.

Причинами первой российской революции стали: самодержавная форма правления; обострение противоречий между крестьянами и помещиками, вследствие нерешённости аграрного вопроса; малоземелье крестьян, господство помещичьего землевладения; нерешенность рабочего вопроса (плохие условия труда и быта, штрафы, маленькая заработная плата); обострение национального вопроса. Нерусские нации требовали равенства, право на самоопределение; русско-японская война; противоречия между рабочими и буржуазией. Положение русских рабочих было самое худшее в Европе.

Исходя из вышеперечисленных причин можно выявить следующие задачи революции: ликвидация помещичьего землевладения, раздача земель крестьянам; разрешение аграрного вопроса; восьмичасовой рабочий день, улучшение условий труда, ликвидация штрафов; реформирование политической системы; установление демократических прав; буржуазные и политические свободы; ликвидация самодержавия; прекращение войны.

Поводом к революции стал расстрел демонстраций рабочих в Петербурге 9 января 1905 года. Этот расстрел вызвал взрыв негодования в широких кругах российского общества. Вспыхнули массовые беспорядки и волнения во всех районах страны. Движение недовольства постепенно приняло организационный характер, к нему присоединилась и российское крестьянство.

Цель контрольной работы – рассмотреть революционный кризис в России начала XX века.

Данная контрольная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемой литературы.

В первой главе рассматриваются основные противоречия модернизационного процесса в России. Во второй главе говорится о революционных событиях 1905-1907 гг., а также о результатах и значениях первой российской революции. В третьей главе даётся описание основных политических партий России в годы революции, их программные положения и тактика.

В конце контрольной работы приводится заключение, коротко отражающее полученные результаты и выводы, которые были сделаны в ходе исследования.


1 ОСНОВНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ МОДЕРНИЗАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В РОССИИ

В начале XX в. Россия являлась одним из крупнейших государств мира по занимаемой территории и численности населения. В стране проживало 126,5 млн. чел., представлявших более 100 наций и народностей. В этот период страна находилась в процессе модернизации, который имел противоречивый характер. Россия вступила на путь индустриального развития позже других стран, но двигалась по нему быстрыми темпами, скачкообразно, с пропуском или перестановкой отдельных его фаз, что обусловливало повышенному социальную конфликтность. Постепенно стал образовываться рынок свободной рабочей силы, активно шёл процесс первоначального накопления капитала, несколько выросла покупательная способность населения. Произошла II техническая революция – развивалась тяжёлая промышленность, внедрилось электричество, осуществлялась индустриализация. Россия стала аграрно-индустриальной страной и вошла в пятёрку более развитых стран вместе с США, Англией, Францией, Германией. Главной целью России стало стремление включиться в мировую экономическую систему и отстоять свои национальные интересы. Основой для этого были высокие темпы экономического развития страны. Пережив промышленный подъем на рубеже XIX-XX вв., Россия стала аграрно-промышленной страной и вошла в пятерку сильнейших индустриальных держав мира вместе с США, Англией, Францией, Германией по общему объему производства, превратилась в крупнейшего экспортера зерна на мировом рынке. С высшими формами капиталистической индустрии соседствовали раннекапиталистические и полуфеодальные способы хозяйствования – мануфактурный, мелкотоварный, а в деревне – патриархальный. Революцию 1905-1907 гг. можно считать проявлением общенационального кризиса. 1905 год в России представлял узел противоречий. Поражение России в русско-японской войне (26 января 1904г. – август 1905г.) поставило страну на грань гражданской войны. Обнаружилась её технико-экономическая отсталость по сравнению с передовыми странами. В условиях растущего противоборства между группировками империалистических государств такое отставание было чревато самыми серьезными последствиями. Внешняя опасность, классовая борьба толкали Россию на путь решительных перемен. Но власть оказалась не готова к ним. Назревшие противоречия общественного развития «прорвались», чему способствовал экономический кризис 1900-1903 гг. и 9 января 1905г. показало, насколько власть далека от понимания реальной ситуации в стране: результатом стал расстрел войсками мирной демонстрации. Это событие всколыхнуло всю страну. В знак протеста по случаю событий 9 января начались забастовки рабочих во многих городах России. Весной начались волнения в сельской местности. Сельскохозяйственные рабочие жгли имения, захватывали склады и амбары, убивали помещиков и управляющих.


Актуальность изучения событий, связанных с политическим кризисом в России в начале XX века. Таким образом, целью данной работы является, изучение основных этапов политического кризиса в России начала XX века. Указанная цель обусловила решение следующих задач: 1. Осветить обострение внутриполитической обстановки в начале xx века 2. Установить роль правителя государства в политической обстановке...

Движение в России в начале ХХ века. Практическая значимость работы. Работа может быть использована при чтении школьных лекций по истории России начала ХХ века, а также по истории многопартийной системы и развития черносотенного движения в России до периода Февральской революции. Структура работы. Работа состоит из вступления, трех глав и заключения, таблицы сносок и списка использованной...

В 1903 г. С.В. Зубатов был отправлен в отставку. Он был убеждённым сторонником монархии в России, и в 1917 г., узнав об отречении Николая II от престола, застрелился. Позже его политику назовут "зубатовщиной", "полицейским социализмом". Русско-японская война 1904 - 1905 гг. В начале XX века среди развитых капиталистических государств началась борьба за сферы влияния, рынки сбыта, территории. ...

Партии. И в её составе было больше интеллигенции и либерально настроенных помещиков, нежели рабочих и крестьян. Хотя крестьяне составляли в кадетской партии не более 20%. Тем не менее аграрный вопрос занимал не последнею роль в их программе. Из разделов о аграрном законодательстве (составил бывший министр земледелия Н.Н. Кутлер) видно, что одним из главных направлений деятельности партии было...

Начало революционного процесса в России в н. XX в. обусловлено целым рядом факторов:

а) непоследовательностью и незавершённостью реформ 60-70 гг.,

б) консервативной реакцией 80-90 гг. XIX в.,

в) ускоренным, болезненным развитием капитализма, породившим острый конфликт между трудом и капиталом,

г) неразрешённостью аграрного вопроса,

д) неудачной внешней политикой России в н. XX в.

Устаревшие общественно-политические формы (самодержавная монархия, сословный строй, помещичье землевладение) вступали в противоречие с новыми капиталистическими тенденциями.

Политическая, социальная модернизация России, т.о. являлась неизбежной и объективной необходимостью для всех прогрессивных слоёв общества.

Началом 1 рус. революции стал расстрел мирной демонстрации рабочих С. Петербурга 9 января 1905 г. «Кровавое воскресение», что вызвало стихийный всплеск народного недовольства, переросший в массовые антиправительственные выступления с политическими требованиями.

По своему характеру революция 1905-1907 гг. была буржуазно-демократической, т.к. главными её задачами было свержение самодержавия, ликвидация сословного строя, предоставление обществу демократических прав и свобод, наделение крестьян землёй.

Весной-осенью 1905 г. происходило постоянное нарастание революционного процесса – рост рабочих стачек, крестьянские выступления, стихийное создание революционных органов власти – Советов рабочих и крестьянских депутатов, формирование политических партий. Революционные выступления начали проникать и в армию – 14 июня 1905 вспыхнуло восстание на броненосце Черноморского флота «Кн. Потёмкин-Таврический» .

Высшим подъёмом революции стала Всероссийская октябрьская политическая стачка , в которой приняло участие более 2 млн. чел. (железнодорожники, рабочие, учебные заведения, гос. Службы).

Под воздействием этого массового протеста правительство вынуждено было пойти на уступки – 17 октября 1905 г . Николай II подписал Манифест о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы» и о создании законодательной Государственной Думы. Это, однако, не остановило революцию, хотя многие либеральные силы считали, что её цели достигнуты. Радикальные политические партии стремились к углублению политических изменений – полному свержению монархического строя.

В декабре 1905 г. во многих городах страны произошли вооружённые восстания рабочих, жестоко подавленные правительственными войсками.

В 1906-1907 гг. происходит постепенный спад революционного движения. Революция переходит во вторую стадию – парламентской борьбы, когда в рамках созданной Гос. Думы общественные силы пытались решить основные вопросы революции – аграрный и рабочий.

23 апреля 1906 г . были опубликованы «Основные гос. законы» , согласно которым ни один закон в империи не мог быть принят без одобрения Гос. Думы, что рассматривается многими историками как ограничение самодержавной власти. Однако деятельность первых двух дум в России была недолгой – I Дума проработала всего 72 дня, а II – 104 дня. На основании того, что депутаты не успокаивают общество, а лишь «разжигают смуту», правительство распустило их.

3 июня 1907 г. царское правительство, распустив II Думу, приняло новый избирательный закон, существенно ограничивавший права простых избирателей и увеличивавший число помещиков и крупной буржуазии в составе новой Думы. Поскольку это было грубым нарушением «Основных гос. законов», данные события характеризуют как «третьеиюньский переворот» , завершивший первую рус. революцию.

Политика «Третьеиюньской монархии», тем не менее не стала однозначно реакционной. Правительство сочетало жёсткие реакционные меры с реформами, призванными решить наиболее острые социальные вопросы. Проводником этого курса стал председатель Совета министров П.А. Столыпин (1906 – 1911)энергичный и решительный политик, сторонник модернизации социального строя России. Столыпин был решительным борцом с революционной смутой, считая, что реформы в России должны проводиться только «сверху». Он прославился суровыми подавлениями любых антиправительственных выступлений, за что на него было совершено 11 покушений (наиболее известное – взрыв дачи Столыпина на Аптекарском острове – погибло 27 чел., 32 ранено, в т.ч. дети министра ). С именем Столыпина связано проведение реформы крестьянского надельного землевладения, получившей название «столыпинской аграрной реформы».

Основная суть реформы заключалась в замене общинного крестьянского землепользования индивидуальным землевладением. Провести реформу планировалось в 2 этапа:

1) укрепить в личную собственность владельца земельный надел, с выделением его из общинного владения.

2) свести воедино чересполосные земли этого надела, с переносом на него крестьянской усадьбы.

Реформе предшествовал ряд мер: с 1.01.1907 г. отменялись выкупные платежи с крестьян (т.е. община стала полным собственником земель). А с 5. 10. 1906 г. крестьяне в паспортном отношении уравнивались с остальными социальными группами государства.

9 ноября 1906 г. вышел указ, предоставлявший крестьянам право свободного выхода из общины с предоставлением им земельного надела в личную собственность. Крестьянин мог требовать вместо разрозненных полос земли выделение ему цельного участка – отруба. Перенесение на него крестьянской усадьбы с хозяйственными постройками превращало его в хуторское хозяйство. По мнению П. Столыпина, образовавшийся бы в результате реформы слой крестьян-собственников должен был стать надёжной социальной и политической опорой государственной власти. На полное проведение реформы отводилось около 20 лет «внутреннего и внешнего покоя». С 1907 по 1915 гг. из общины выделилось более 2,5 млн. домохозяев (28%) – преимущественно «крайние» слои крестьянства (либо беднота, продававшая свои земли, либо зажиточные крестьяне).

Аграрная реформа дополнялась активной переселенческой политикой . На свободные земли (в основном в Сибирь) переселилось ок. 3,3 млн. чел., что отчасти решило проблему крестьянского малоземелья в Европейской части России.

В отечественной литературе прочно укрепился тезис, выдвинутый В.И. Лениным ещё в 1910 г. о полном «крахе» столыпинской аграрной реформы. Действительно, всех поставленных целей достичь не удалось. Крестьянство так и не стало прочной и надёжной опорой монархического строя. Однако если учитывать, что реформа, планируемая на долгосрочный период, но длившаяся только 7 лет, привела к выходу из общины более ¼ крестьян, к созданию более 400 тыс. хуторских хозяйств, к расширению посевных площадей на 10 %, к росту с.х. производства почти на 1/3, то её экономические результаты можно считать вполне успешными. При проведении своей реформы П. Столыпин столкнулся с мощным противодействием как «слева», так и «справа». Многие меры, предлагаемые премьер-министром (расширение гражданских прав крестьянства, самоуправления, создания волостного земства) вызывали негативную реакцию в высших кругах власти.

После спада революционного движения в стране царское правительство и сам Николай II всё больше тяготится П. Столыпиным, который имел огромный авторитет и популярность. Против него велись многочисленные интриги. В итоге 1 сентября 1911 г . в Киеве в результате покушения террориста Д.Богрова П.Столыпин был смертельно ранен. О готовившемся покушении знала царская охранка, но ничего не предпринимала для его предотвращения, что позволяет предположить, что руками террориста царская власть избавилась от «неугодного» министра.

П.А. Столыпин был последней значительной фигурой, пытавшейся модернизировать социальный строй России и спасти тем самым монархию от исторического краха. С его гибелью завершается последняя попытка модернизировать Россию мирными эволюционными методами.

1 августа 1914 г. Россия вступила в I мировую войну. Вопреки ожиданиям всех воюющих сторон война оказалась затяжной и тяжёлой. Она вызвала напряжение всех сил государства, обострила социальные отношения и вызвала серьёзный политический кризис, приведший в итоге к революции.

Высшее военное и политическое руководство страны оказалось неспособно решать возникающие проблемы. К 1915 г. патриотический подъём в обществе сменяется разочарованием и недовольством политикой правительства. В Гос. Думе всё резче становилась критика правительства и выдвигались требования создания «ответственного министерства» (т.е. министерства, формируемого из состава депутатов Г. Думы и ответственного перед ней, а не перед царским правительством). В августе 1915 г . большинство депутатов Думы (ок. ¾) вошли в состав Прогрессивного блока , выдвигавшего проекты широких государственных преобразований. Депутаты обвиняли правительство в неспособности управлять государством и вести войну. Раздавались обвинения в государственной измене и шпионаже.

Правительство не предпринимало никаких шагов по преодолению кризиса. Николай II с августа 1915 г. фактически самоустранился от власти, заняв пост Верховного главкома и удалившись из Петрограда. В правительстве царила настоящая «министерская чехарда» (за 1915-1916 гг. сменилось 4 премьер-министра, 6 министров внутренних дел, 4 военных министра). На назначение министров и на решение государственных вопросов огромное влияние оказывал Г.Распутин - крестьянин, расположивший к себе царскую семью верой в свои мистические, сверхъестественные способности. «Старец» Григорий, лечивший больного наследника престола и известный своими разгулами и бесчинствами, имел огромное влияние на императрицу и активно вмешивался в управление государством, что вызывало раздражение в обществе и армии и ещё больше подрывало авторитет царской власти. 16 декабря 1916 г. Распутин был убит в результате «великосветского» заговора, однако изменить ситуацию это уже не смогло. Страна стояла на пороге революции.

Февральская революция.

Несмотря на то, что к началу 1917 г. сложились все предпосылки для революции и её начало предрекали многие общественные деятели, началась она стихийно и внезапно и для революционных партий и для правительства.

Поводом к революции послужили события в Петрограде во второй половине февраля 1917 г. В городе ещё с начала года начались перебои с продовольствием, что в условиях озлобления и недовольства правительством вызвало всплеск социального недовольства. С 18 февраля забастовал крупнейший в столице Путиловский завод. 23 февраля состоялся массовый митинг, в котором принимало участие до 1/3 рабочих столицы. В последующие дни акции протеста всё больше расширялись. Начались столкновения с полицией и воинскими частями, которые очень неохотно поворачивали оружие против манифестантов. Обстановка в столице стремительно ухудшалась, однако правительство ещё не придавало этим выступлениям серьёзного значения, считая их временными и экономическими. До 27 февраля ситуация была неопределённой, всё зависело от настроения армии. В Петрограде было сосредоточено ок 180 тыс. солдат (в основном запасных полков, ожидавших отправки на фронт). Они отказались выступать против бастующих и начали переходить на их сторону. 27-28 февраля по сути началось восстание : на сторону бастующих перешло более 100 тыс. солдат, которые разоружали своих офицеров и выступали против полиции. Были разгромлены десятки полицейских участков, захвачены Зимний дворец, Петропавловская крепость, Арсенал и Адмиралтейство. Правительство было арестовано.

27 февраля Государственная Дума из своих членов сформировала «Временный комитет для водворения порядка» , который, однако не мог контролировать ситуацию в столице. В это же время формировался другой орган революционной власти – Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, возглавлявшийся меньшевиками и эсерами – представителями самых многочисленных и влиятельных тогда левых партий.

1 марта 1917 г. Совет издал «Приказ № 1» , по которому в воинских частях создавались солдатские комитеты, подрывавшие власть офицеров. Этот приказ положил начало полному падению дисциплины и разложению армии.

2 марта было сформировано «Временное правительство», главную роль в котором играли представители партии кадетов. Председателем его был избран кадет князь Г.Е. Львов. Правительство стало верховным органом власти в стране до созыва Учредительного Собрания , которое должно было окончательно решить вопрос о власти. Однако наряду с Вр. Пр. продолжал действовать и Петросовет, которому подчинялись рабочие и солдатские массы. Сложилась система «двоевластия».

2 марта Николай II отрёкся от престола в пользу своего брата Михаила, который на следующий день отказался от власти в пользу Учредительного Собрания, а до его созыва – Вр. Правительства. Монархия в России перестала существовать.

Назревание революционной ситуации. Обострение экономических, социальных и политических противоречий в стране. Активизация рабочего движения, его характер, формы борьбы. Первомайская демонстрация в Харькове в 1900 г. Обуховская оборона. Стачка в Ростове-на-Дону в 1902 г. Всеобщая стачка в Баку в 1904 г.

Русская социал-демократия. "Искра". II съезд РСДРП. Возникновение большевизма и меньшевизма.

Крестьянские волнения, Движение демократической интеллигенции и студенчества. Образование партии социалистов-революционеров, ее программные установки и тактика. В.М. Чернов. Развитие либерального движения. Первые либеральные политические группировки. Кружок "Беседа". "Новый либерализм". "Союз освобождения". Земское движение накануне первой российской революции. "Союз земцев-конституционалистов". Банкетная кампания.

Кризис правительственной политики в начале XX в. Усиление репрессий. "Полицейский социализм". Зубатовщина. Политика правительства в крестьянском вопросе. "Редакционная комиссия" А.С. Стишинского. "Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности". С.Ю. Витте. Убийство В.К. Плеве. "Эпоха доверия". П.Д. Святополк-Мирский. Указ 12 декабря 1904 г.

Первая Российская революция (1905 – 1907 гг.)

Вопрос о характере, движущих силах и особенностях революции. Начало революции. "Кровавое воскресение" 9 января 1905 г. Январско-февральские забастовки. Комиссия Шидловского. Рескрипт на имя А.Г. Булыгина. Активизация либеральной оппозиции и ее программа политических и социальных реформ.

Развитие революции весной и летом 1905 г. III съезд РСДРП и Женевская конференция меньшевиков. Стратегические планы и тактика большевиков и меньшевиков в революции. Эсеровская концепция революции. Первомайские стачки. Иваново-Вознесенская стачка. Баррикадные бои в Лодзи. Восстание на броненосце "Потемкин". Начало массового крестьянского движения. Обращение либералов к народу. Всероссийский крестьянский союз. Профессионально-политические союзы и "Союз союзов". Булыгинская Дума и ее бойкот.

Высший подъем революции. Всероссийская октябрьская политическая стачка. Начало и ход стачки. Советы рабочих депутатов. Тактика "левого блока". Манифест 17 октября. Кабинет С.Ю. Витте, Мобилизация правых сил. Черносотенные погромы. "Союз русского народа". А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич. Образование либеральных партий. Конституционно-демократическая партия: программа и тактика. П.Н. Милюков. "Союз 17 октября" – правое крыло русского либерализма. А.И. Гучков. Подъем крестьянского движения. Восстания в армии и на флоте. Национально-освободительное движение народов России. Курс левых партий на вооруженное восстание и реформистская, альтернатива либеральной демократии. Декабрьское вооруженное восстание. Причины, поражения восстания и его уроки.

Отступление революции. Рабочее и крестьянское движение в 1906-1907 гг. Выступления в армии и на флоте.

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Реформа государственного Совета. Новая редакция "Основных законов Российской империи". I Государственная Дума. Кадеты и трудовики. Аграрный вопрос в I Думе. "Совет объединенного дворянства". Разгон Думы. Выборгское воззвание. Министерство П.А. Столыпина. Указ 9 ноября 1906 г. II Государственная Дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г. Причины поражения значение и уроки первой российской революции.

Третьеиюньская монархия (1907 – 1914 гг.)

Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Вопрос о "думской монархии" в отечественной историографии. Политический механизм третьеиюньской системы. Бонапартизм третьеиюньской монархии. Карательная политика правительства.

Организационный и идейно-политический кризис революционных партий. Новый этап в эволюции идеологии российского либерализма, "Вехи" и их оппоненты в среде революционной и либеральной интеллигенции.

Эволюционное реформаторство П.А. Столыпина. Столыпинская аграрная реформа: причины, сущность, цели. Реализация реформы: укрепление надельной земли в собственность, разрушение общины, землеустройство, переселенческая политика, крестьянский банк. Итоги, экономические и социальные последствия столыпинской аграрной реформы.

П.А. Столыпин и III Дума. "Министерский" кризис 1911 г. Убийство П.А.Столыпина.

Назревание нового революционного кризиса. Оживление рабочего и демократического движения. Деятельность революционных партий. Пражская конференция РСДРП. Усиление большевистской агитации. Ленские события. Рост стачечной борьбы в 1912-1914 гг. Страховые законы. Легальные рабочие организации. Крестьянское движение. Революционные выступления в армии и на флоте.

IV Государственная Дума. Политические партии в Думе. Прогрессисты. "Малая законодательная программа" кадетов. Раскол "Союза 17 октября". Усиление оппозиционности либерально-буржуазных партий. Начало распада третьеиюньской системы.

Национальный вопрос в России. Национальная политика правительства, Дело Бейлиса. Национальные движения. Программы политических партий в России по национальному вопросу.

Политический кризис в России накануне I мировой войны. Рабочее движение летом 1914 г. Всеобщая стачка в Баку. Баррикады в Петербурге. Кризис верхов.

Революция 1905-1907. Промышленный спад, расстройство денежного обращения, неурожай и огромный государственный долг, выросший со времен Русско-Турецкой войны, влекли обострение необходимости реформирования деятельности и органов власти. Прекращение периода существенной значимости натурального хозяйства, интенсивная форма прогресса промышленных методов уже для XIX века потребовали радикальных новаций в администрировании и праве. Вслед за отменой крепостного права и преобразованием хозяйств в предприятия промышленности требовался новый институт законодательной власти.

· Итоги революции:сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма;

· некоторое ограничение самодержавия;

· введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии;

· буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны;

· улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9-10 часов;

· отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения;

· ограничена власть земских начальников.

Начало российского парламентаризма. В апреле 1906 г.начала работу 1 Государственная Дума,знаменовавшая начало представительного правления в России.

В период Всероссийской политической стычки 17 октября 1905 г. царь подписал Манифест, по которому предоставлялось избирательное право всем слоям населения и будущая дума наделялась законодательными правами вместо законосовещательных. Дума была создана для перехода страны к буржуазной монархии.Вторая Государственная Дума (20 февраля – 2 июня 1907 г.) работала в обстановке упадка революции.Третья Государственная Дума (1 ноября 1907 – 9 июня 1912 г.) просуществовала почти 5-летний срок.Деятельность четвертой Государственной Думы (15 ноября 1912 – 6 октября 1917 г.) проходила в условиях подготовки и проведения первой мировой войны, революционного кризиса и революции.С началом первой мировой войны ход работы думы был нарушен, заседания проводились нерегулярно.С началом Февральской революции заседания думы были прерваны, хотя формально она продолжала существовать до октября 1917 г.Итак, Государственные Думы были первым опытом представительного правления в России. С думой связывали переход России на путь буржуазного парламентаризма и конституционного строя.

Социально-политический кризис в начале 20 века. Революционный кризис в начале ХХ в. вылился в революцию. Причины: Экономические:

1). Нерешенность аграрно-крестьянского вопроса (помещичье землевладение, община, малоземелье, аграрное перенаселение, кустарная промышленность) ;

2).Мировой экономический кризис начала XX в. , особо тяжело сказавшийся на экономике России;

Социальные: 1).Ухудшение материального положения трудящихся из-за кризиса 1900-1903 гг. и русско-японской войны 1904-1905гг. ;

2). Полное политическое бесправие и отсутствие демократических свобод и высокая степень эксплуатации трудящихся всех наций;

3).Массовые противоречия, сложившиеся в обществе, как вследствие развития капитализма, так и вследствие его незрелости;

Политические: 1).Полицейско-чиновничий произвол;

2).Обострение социально-политической обстановки в стране вследствие поражения в русско-японской войне 1904-1905 гг. ; Задачи:По своему характеру революция 1905-1907 гг. в России было буржуазно демократической, так как ставила задачи буржуазно-демократического преобразования страны: · Свержение самодержавия и установление демократической республики; · Ликвидация сословного неравноправия; · Неприкосновенность личности, введение свободы слова, собраний, партий и объединений; · Уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; · Введение 8-часового рабочего дня.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные