Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Конспект урока обществознания на II курсе

Тема: "Деятельность как способ существования людей".

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы призвано внести вклад в достижение результатов

личностных:

Осознание значимости постановки цели деятельности и выбора средств её достижения для собственного личностного роста;

Понимание важности разнообразия собственной деятельности, способствующего удовлетворению различных потребностей и развитию интересов в разных сферах жизни;

метапредметных:

Умение классифицировать виды деятельности и потребности человека на основе определённых сравнений;

Умение использовать информацию о деятельности и потребностях, представленную в различных видах (в том числе в схемах и таблицах);

Умение соотносить общее и частное на примерах видов деятельности и потребностей человека;

Способность давать обоснованные оценки мотивам деятельности;

предметных:

Владение понятиями «деятельность», «потребности»;

Целостное представление о структуре деятельности;

Понимание связей между сознанием и деятельностью;

Умение раскрывать на отдельных примерах виды деятельности, мотивы и потребности людей;

Умение использовать знания о деятельности и потребностях в контексте учебных и жизненных ситуаций.

Задачи занятия:

1) систематизировать знания школьников о деятельности и потребностях человека;

2) конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром, позволяющей познавать мир и себя самого, создавать необходимые для собственного существования условия;

3) показать взаимосвязь деятельности и сознания;

4) представить различные подходы к классификации видов деятельности и потребностей человека;

5) помочь школьникам осознать практическую значимость знаний о деятельности и потребностях человека для достижения личного и профессионального успеха.

II. Место темы в системе учебных занятий

При изучении темы можно использовать полученные в основной школе знания о деятельности человека и её основных видах. На уроках в 10 классе понятие деятельности углубляется, изучается целостно, акцент делается на взаимосвязи деятельности и сознания. Целесообразно также опираться на материал, касающийся особенностей человеческой деятельности, рассмотренный на первых уроках 10 класса при изучении общества как совместной жизнедеятельности людей (§ 1) и социальной сущности человека (§ 4).

Курс истории наполняет понятие «деятельность» конкретным содержанием: можно привлекать соответствующие изучаемой эпохе примеры коллективной и индивидуальной деятельности, проявляющейся в её конкретных видах (политической, трудовой, военной и т. д.). Курс литературы знакомит с художественными произведениями как результатами деятельности писателей, поэтов, а курсы естественнонаучного комплекса - с деятельностью учёных, её научными результатами.

III. Литература и оборудование

Учебник Обществознание 10 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., «Просвещение» 2009 (§ 5).

Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. М. Н. Марченко. - М., 2003. - Гл. 1 (§ 3-7), гл. 2 (§ 3).

Оборудование

Таблица «Особенности деятельности человека», схемы «Потребности человека: вариант классификации», «Структура деятельности», «Пирамида потребностей», вопросы для закрепления в электронном варианте.

Ход урока

Организационный момент.

Проверка Д/З

индивидуальный письменный опрос (карточки)

  1. I-вариант Соотнеси понятие с определением:

1. мораль

Это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке.

2.идеал

Это способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми.

3. ценности

Это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.

4. совесть

Это то, что дорого и свято, как для одного человека так и для всего человечества.

II- вариант Верны ли суждения?

  1. Какую сферу общества представляет религия, наука, искусство?

1) экономическую; 2) политическую; 3) социальную; 4) духовную.

  1. Перечисли какие виды мировоззрения ты знаешь?___________________________________________________________________ ____________________________________________________________________

Определение темы урока. Учитель: Перед вами слайды. Внимательно посмотрите на них, что на них изображено? Каким общим понятием мы можем назвать все то что изображено на слайдах.(деятельность )

Изучение нового материала.

Учитель: Итак, о чём пойдёт речь на уроке? Речь пойдёт о человеческой деятельности. Тема урока (слайд1). Нам предстоит уяснить действительно ли деятельность -это способ существования людей?. (слайд 2) план: (слайд 3)

  1. Что такое деятельность?
  2. Каковы её составляющие? (структура деятельности)
  3. Виды деятельности.

Попробуйте самостоятельно дать обобщающее определение (заслушать ответы 3-4 учащихся, спросить, все ли характеристики учтены: активность, целеполагание, мотивация).

1. Деятельность – это форма активности человека, характерное для человека отношение к внешнему миру, направленное на его преобразование .(слайд 5)(записать в тетрадь).

Учитель: Можем ли мы жить и ничего не делать? Отличается ли деятельность человека от поведения животных?(Слайд 6,7) (целеполагание, способность выходить за рамки опыта, преобразование природной и социальной среды) .

Учитель. Работа со схемой стр 169 (1,2 абзац). Что является составляющими элементами деятельности? В структуре деятельности различаются её субъект – тот, кто осуществляет деятельность и объект – то, на что направлена деятельность (слайд 8. )

Кто, по-вашему, может быть субъектом деятельности? (человек, группа людей, организация, государственный орган).

Назовите возможные объекты деятельности (природные материалы, сферы или области жизни людей, сами люди).

Задание: прочитав текст, ответьте устно на вопросы. (слайд 9,10)

В сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” автор изображает помещика, по молитве которого Бог очистил все его владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, “какой он плодовый сад разведёт: “Вот тут будут груши и сливы; вот тут – персики, тут – грецкий орех!” Думал, “каких он коров разведёт, что ни кожи, ни мяса, а всё одно молоко, всё молоко!.. какой он клубники насадит, всё двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст”. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют”, “остановились и подати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса”.

Вопросы:

  1. Каковы были цели помещика?
  2. Какие он выбрал средства для их достижения?
  3. Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился? Почему?

Беседа по вопросам, сопровождаемая составлением схемы (слайд 11,12)

2. Структура деятельности

  1. Цель (осознанный образ предвосхищаемого результата)
  2. Действия.
  3. Средства.
  4. Результат.

Мотивы деятельности.(слайд 13)

Работа по закреплению структуры деятельности по конкретным примерам или упражнение «дополни схему», первый пример вместе, остальные по вариантам самостоятельно.

  1. 1. отремонтированная дорога, ; 2. трактор; 3 рытье траншеи.

Сделать акцент на том, что не всегда результат оправдывает ожидания. Выяснить причины.

Можно ли утверждать, что результат всегда совпадает с целью? Почему? (хотели как лучше, а получилось как всегда.) (слайд)14

Как вы думаете, что движет деятельностью человека? (Мотив-это побудительная причина, повод к какому –либо действию.)

Какие мотивы вы знаете?(слайд 15)

  • потребности
  • интерес
  1. Виды деятельности

Работа с учебником, (пр. 5 стр. 46) заполнение таблицы, с последующей проверкой.

Итоги урока

Учитель: Итак, сегодня мы познакомились с темой “Деятельность как способ существования людей”. Я предлагаю вам несколько высказываний. Выберите среди них то высказывание, которое наиболее соответствует теме нашего урока. Объясни почему именно это высказывание.

  1. Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни.
    В.Г.Белинский
  2. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть.
    А.С. Макаренко
  3. Когда мы перестаем делать - мы перестаем жить.
    Б. Шоу
  4. Жизнь и деятельность столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет.
    Ф.Н. Глинка

Вернёмся к вопросу нашего урока: В чем сущность человеческой деятельности?

Рефлексия. Вопросы:

Что я делал на уроке?

Что узнал нового?

Как я узнавал новое?

Какой этап урока мне понравился?

Домашнее задание : пр. 5 сообщение по теме «Виды деятельности»


В процессе своей жизни человек всегда действует. Он изучает окружающий мир, создает условия для своего существования, учится новому. Попробуем найти ответ на этот вопрос и кратко изучим тему 10 класса «Деятельность - способ существования человека».

Деятельность человека

И люди, и животные постоянно действуют, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт :

  • Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
  • Направлена на получение результата, продукта деятельности;
  • В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир;
  • Человек постоянно контактирует с другими людьми.

Потребность

Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей.
Они подразделяются на группы:

  • естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
  • социальные (труд, творчество, общение);
  • духовные (познание мира, самовыражение).

Психологи (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что полного удовлетворения потребностей человек достичь не может. Это хорошо иллюстрирует сказка А.С. Пушкина «Золотая рыбка»: старуха, получив новое корыто, захотела избу, а затем терем, и желаний у нее появлялось все больше.

Деятельность человека имеет спланированный характер.

  • цель

Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть.

  • средства

Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.

  • результат

Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Мотив

Почему люди ставят цели? Что заставляет их заниматься какой-либо деятельностью. То, что побуждает людей действовать, называют мотивом.

Можно заниматься одной и той же деятельностью, но иметь разные мотивы. Например, трое учеников выполняют все домашние задания, следуют советам учителя, тщательно изучают все правила. Но для одного из них важно получать только хорошие оценки, второй ученик боится огорчить родителей, а третьему на самом деле интересно узнавать новое.

Виды деятельности

Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы :

  • по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
  • по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
  • по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
  • по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
  • по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
  • по степени оригинальности и внедрению нового: шаблонная и творческая.

Личность и деятельность

В зависимости от возраста человек занимается определенным видом деятельности.
В науке их принято выделять три:

  • игра (ребенок узнает окружающий мир и правила посредством различных игр);
  • учение (в школе дети осуществляют учебную деятельность);
  • труд (человек работает, создает какие-либо вещи или блага)

На всех этих этапах происходит также общение - непременный атрибут человеческой жизни.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
Рубрика (тематическая категория) Культура

Деятельность понимается как проявление активности человека, в какой либо сфере ᴇᴦο существования. В процессе деятельности про­исходит взаимодействие с окружающей средой. В отличие от жи­вотных человек не только приспосабливается к окружающей сре­де, но и стремится преобразовать ее. Действия животных, связан­ные с добыванием пищи, витьем гнезд, воспитанием детенышей и т.д., основаны на инстинктах, тогда как человек использует опыт предшественников, обдумывает свои поступки, прогнозирует их последствия. Таким образом, человеческая деятельность основана на предварительном осмыслении всех её этапов. В связи с этим вы­деляют такую разновидность деятельности, как мыслительную.

Субъектом деятельности , т.е. тем, кто се осуществляет, явля­ются человек, группа людей, государственная или общественная организация. Субъект в своей деятельности воздействует на объект , в качестве которого могут выступать различные предметы как ес­тественного, так и искусственного происхождения, растения и животные, отношения между людьми. Так, из руды производят металл, из глины - посуду, из кирпичей - дом. Фермер обраба­тывает землю, выращивая на ней сельскохозяйственные культу­ры, разводит коров и свиней. Мужчина и женщина вступают в брак, регистрируя свои личные отношения.

Во многих сферах деятельности человек не может совершать действий без применения орудий. Это могут быть орудия труда, предметы быта, средства транспорта, различные носители инфор­мации (книги, телевидение, компьютеры и др.). Причем многие орудия приспособлены только к определенному виду человече­ской деятельности.

Субъект, объект и орудие деятельности представляют и сово­купности её структуру . Деятельность не должна быть полноценной без какого-либо элемента её структуры. Отсутствие объекта делает любое проявление активности бесцельным. В большинстве случаев нельзя добиться ожидаемого результата ʼʼголыми рукамиʼʼ - необходимо использовать те или иные орудия. А без субъекта деятельность вообще невозможна.

Деятельность имеет целенаправленный характер.
Размещено на реф.рф
Постановка цели деятельности активизирует стремление человека добиться желаемого результата. Цель - это мысленная модель будущего ре­зультата, к которому стремится субъект в ходе своей деятельности. Цель должна быть сформулирована в устной или письменной фор­ме, выражаться графически, содержаться в сознании человека, но главное, чтобы человек четко представлял себе, чего он хочет добиться. В тоже самое время, цель должна быть реальной. Можно поста­вить цель изобрести вечный двигатель, слетать на луну, найти клад, стать президентом и т.д., но такие желания могут не совпа­дать с реальными условиями окружающею мира и возможностя­ми самого человека. Вне всяких сомнений, желание добиться чего-либо имеет огромное значение для достижения цели деятельности. Од­нако часто бывает, что одною желания оказывается недостаточно. Успех в достижении цели во многом зависит от средств. Средства­ми могут быть орудия труда, материалы, знания, опыт, конкрет­ные действия человека на пути к поставленной цели. Причем сред­ства должны соответствовать и цели, и объекту деятельности. Мы не сможем вырыть яму руками. Но если иногда для этого доста­точно лопаты, то для рытья котлована надо использовать экскава­тор.
Размещено на реф.рф
Можно идти несколько часов до места назначения пешком, а можно за несколько минут доехать на машине.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ОБЩЕСТВА" 2015, 2017-2018.

Архипова Светлана М-10-1

Пока живет человек, он постоянно чем-то занимается. В процессе деятельности человек создает для себя необходимые условия (пищу, жилье и т.д.), удовлетворяет духовные потребности (занятия музыкой, наукой и т.д.) и еще занимается самосовершенствованием (укрепляет свой характер, силу воли). Так что же такое деятельность? Деятельность – мотивированный процесс использования различных средств для достижения цели.

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения собственных потребностей. Возникает вопрос, что же такое потребность? Потребность – нужда в чем либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности индивида. Потребности можно разделить на 3 группы:

Естественные потребности – потребности человека в том, что нужно для его существования, развития, воспроизводства. Каждый человек нуждается в пище, воде, воздухе, отдыхе, сне и т.д.

Социальные потребности – потребности, которые связаны с определенными аспектами социального поведения (общение с людьми).

Идеальные потребности – это потребности, которые нужны человеку для духовного развития. Например: потребность познания окружающей среды или мира.

Исходя из этого, социальные, естественные и идеальные потребности человека взаимосвязаны. Например, утоляя голод, любой человек заботится о разнообразии блюд, чистой посуды.

Структура деятельности и ее мотивация . Мотивы делятся на субъект и объект деятельности. Субъект – это человек, группа людей, осуществляющие ту или иную деятельность. А объект – это то, на что направлена деятельность субъекта. Нужно учесть, что человек может быть и субъектом и объектом деятельности. Советский психолог А.Н. Леонтьев описал структуру человеческой деятельности, выделил в ней цель, средства, результат (продукт).

Любая деятельность человека определяется целями, которые он ставит. Цель – это конечный желаемый результат. К примеру, ученик хочет получить хорошую отметку за полугодие. Он будет выполнять все домашние задания, будет отвечать на уроке, следовательно, будет идти к своей цели.

А чтобы достичь желаемого результата могут помочь определенные средства деятельности. Это определенные методические пособия, таблички, карты и т.д. – все это помогает человеку усвоению знаний и определённых умений.

Во время деятельности также возникают результаты (продукты) деятельности. В результате деятельности осуществляется поставленная цель.

Любая деятельность человека основывается на целях, которые он перед собой ставит. Но почему человек выдвигает необходимую ему цель? Потому что его побуждают к этому мотивы. Мотив обычно сравнивают с желанием. Какие-либо человеческие желания заставляют человека что-то делать. В мотивах деятельности человека выражаются его интересы, потребности, идеалы. Именно мотивы привносят смысл деятельности человека.

Многообразие деятельности. Деятельность делится на духовную и практическую. Практическая деятельность сконцентрирована на преобразование объекта, а духовная деятельность на преобразование внутреннего мира, сознания людей.

Многообразие деятельности зависит от многообразия потребностей. К примеру, наши родители каждый день ходят на работу, чтобы заработать деньги на удовлетворение потребностей. Различают деятельность внутреннюю (умственную) и внешнюю. Внешняя деятельность – физическая активность человека. Деятельность так же может быть коллективной, массовой, индивидуальной, однообразной, шаблонной и монотонной - осуществляется в связи с социальными формами объединения людей. С исторической точки зрения деятельность может быть моральной, аморальной, законной и не законной . Для политической сферы свойственны государственная, военная, международная деятельности , а для духовной сферы – научная, досуговая, образовательная деятельности. Деятельность может носить сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер. А также деятельность состоит из труда, учёбы, игровой и творческой деятельности . (Пример: мы учимся в школе для того, чтобы поступить в университет).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные