Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Промышленной производство представляет собой непрерывный социальноэкономический процесс, осуществляемый различными методами и средствами, в целях достижения различных наивысших количественных и качественных результатов, включающих определенную территорию , людской состав, материальную базу. Промышленной производство оказывает многоообразное воздействие на окружающую среду, практически на все компоненты природы. Специфика источников и проявлений воздействия промышленного производства на природу зависит от типа предприятия . Комплексный характер проблемы охраны природной среды в промышленности требует множество разнообразных способов ее охраны. Правовое регулирование общественных отношений по охране окружающей среды в промышленности направлено на обеспечение ее структурной перестройки, внедрения малоотходных и безотходных технологий, ресурсосберегающей техники, выпуска экологически безопасной продукции и рационального использования природных ресурсов в целях осуществления экологических прав граждан на благоприятную окружающую среду. С целью охраны окружающей среды в промышленности законодатель устанавливает экологические требования, которые должны учитывать социально-экономические и экологические условия рыночной экономики и специфику промышленности.

В зависимости от содержания имеются требования общие и специальные. Общие требования: например, ст 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» - эти требования распространяются на всех хозяйствующих субъектов и все стадии хозяйственной деятельности. Специальные требования - это отдельные требования, к отдельным стадиям промышленного производства (глава 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»). Эти требования также подразделяют с учетом отраслевой принадлежности: так экологические требования к машиностроительным предприятиям направлены на предотвращение и сокращение вредных выбросов и отходов за счет их утилизации и использования в производстве или на других предприятиях. Наиболее строгие требования предъявляются к экологически грязным отраслям промышленности (это металлургические предприятия, который выбрасывают в атмосферу соединения мышьяка, фосфора, цианистый водород). Наиболее сложной является охрана природной среды в угольной промышленности, поскольку помимо атмосферного воздуха, осуществляется загрязнение подземных и поверхностных вод, нарушается их гидрологический режим, нарушаются земли.

Требования к предприятиям добывающей и горной промышленности направлены прежде всего на рациональное использование природных ресурсов, рекультивацию и охрану земель, охрану атмосферного воздуха. К таким требованиям также относят комплексное использование основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов отходов горно-добывающего и связанных с ним переробатывающих производств, складирования и хранения с соблюдением экологических и санитарных норм попутно добываемых и временно не используемых полезных ископаемых и отходов.

Экологические требования к предприятиям перерабатывающей промышленности учитывают вредное воздействие технологических процессов и выпускаемой продукции на окружающую среду. Эколого-правовые требования охраны окружающей среды в промышленности должны учитывать региональные особенности, то есть имеются общефедеральные требования, которые направлены на обеспечение единства природоохранной деятельности предприятий на территории РФ, а задача региональных требований - это конкретизация федеральных с учетом особенности территории. Например, региональные технологические нормативы разработаны для озера Байкал.

Выделяют требования:

  • запретительные - направлены на недопущение деятельности предприятий на определенных территориях (ООПТ, зоны ЧП).
  • ограничительные - связаны с уменьшением негативного воздействия предприятий (охранные зоны).
  • разрешительные требования - осуществление деятельности предприятий с соблюдением ряда условий.

Реализация экологических требований предполагает наличие определенных мер различного характера:

  • Контрольные меры - занимают первостепенное значение.
  • Меры экономического характера - планирование и финансирование природоохранных мероприятий, экологическое стимулирование, развитие договорных отношений, плата,экологическое страхование .

ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 1997 года № 116-ФЗ предусматривается разработка деклараций промышленной безопасности. Данная декларация предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, в том числе и для окружающей среды, а также анализ достаточности принятых мер по предупреждению таких аварий и готовности предприятия или организации к ликвидации последствий, если она все же произойдет.

Порядок оформления такой декларации утвержден Приказом Ростехнадзора от 29.11.05 № 893. Эта декларация в обязательном порядке разрабатывается для производственных объектов 1 и 2 классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, уничтожаются опасные вещества, в количествах,которые указаны в приложении к ФЗ № 116.

Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, а также документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию этого объекта. Эта декларация представляется в различные органы (прежде всего, это органы государственной власти , ОМС, в ряде случаев - общественным объединениям и гражданам).

Органы: Ростехнадзор (этот же орган ведет реестр таких деклараций). Срок действия такой декларации: 10 лет (она должна снова разрабатываться после истечения срока). Подписывает эту декларацию сам разработчик декларации - руководитель предприятия, который эксплуатирует опасный объект. Кроме того, с целью контроля и надзора за рациональным использованием природных ресурсов и их охраной, в ряде случаев на предприятиях ведут экологический паспорт, в котором содержатся сведения о природных объектах, находящихся в собственности /пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия хозяйственной и иной деятельности на данные природные объекты и о мерах по защите окружающей среды.

Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве

Международно-правовая охрана окружающей среды

Международно-правовая охрана окружающей среды обусловлена глобальным характером экологических проблем, решения которых предполагает необходимость объединения усилий всего международного сообщества. Инструментом международно-правового регулирования является международное экологическое право . В литературе встречаются синонимы - международное право окружающей среды, межународно-правовая охрана окружающей среды.

Международное экологическое право представляет собой совокупность принципов и норм международного права , регулирующих отношения его субъектов в области рационального использования природных ресурсов и сохранения благоприятных условий жизни на всей земле в интересах не только настоящего, но и будущих поколений. Предметов международного экологического права являются общественные отношения между субъектами международного права по поводу защиты и разумной эксплуатации окружающей среды. Субъекты международных экологических отношения - это государства , международные организации, в ряде случаев это могут быть ЮЛ и ФЛ, которые оказывают воздействие на окружающую среду в международном пространстве. Непосредственные объекты - Мировой океан, трансграничные водные объекты, моря, космос, Арктика . Деятельность международного сообщества осуществляется посредством нормотворчества, взаимных консультаций, мониторинга природной среды и обмена экологически значимой информации, контроля за состоянием окружающей среды, применения мер международной ответственности за нарушение принципов и норм международного права.

Этапы развития международного права окружающей среды:процесс становления отрасли протекает с 19-ого столетия и в своем развитии прошел несколько этапов.

  1. с 1839 по 1945 - данный этап увязывается с первыми попытками цивилизованных государств разрешить локальные и глобальные проблемы экологии. Заключается международный договор о ловле лососей в бассейне Рейна, принимается международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве (1902), принимается конвенция в области рыболовства в Дунае.
  2. с 1945 по 1972 - этот этап связывают с началом деятельности ООН .
  3. с 1972 по настоящее время - этот этап ознаменовался проведением глобальных конференций (1972 и 1992).

В 1972 году при ООН состоялась Конференция по охране окружающей среды а Стокгольме. Эта конференция стала первым главным форумом в области охраны окружающей среды, который вызвал бурю активности на национальном и международных уровнях.

Стокгольмская конференция впервые ввела новые формы общественного участия в конференциях ООН и установила связь между официальным процессом проведения и параллельной деятельность неправительственных объединений. В 1985 году ООН создала Всемирную комиссию по окружающей среде и развитию. РФ участвовала в Конференции ООН в 1992 году. Итоговым документом конференции 1992 года явился глобальный программный документ «Повестка дня 21 века».

1. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

1.1.ПРАВОВАЯ ОСНОВА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

1.1.1.К онцепция охраны окружающей природной среды

Современная концепция охраны окружающей природной среды опирается на положения науки о взаимодействии общества и природы, экологическую государственную политику и принципы охраны окружающей природной среды, выработанные в практике развития стран.

Осознание опасности деградации природной среды привело к возникновению новой формы взаимодействия общества и природы - охране окружающей природной среды. Первоначально она проявлялась в форме консервативной, заповедной охраны редких, достопримечательных объектов природы, памятников природы, естественных экологических систем. Интенсивная эксплуатация природных богатств, вызванная развитием промышленности и сельского хозяйства, привела к необходимости нового вида природоохранной деятельности - рациональному использованию природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

Рост масштабов производственной деятельности привел к усилению негативного влияния человека на природу как среду своего обитания, а это в свою очередь поставило под угрозу его жизнь и здоровье, интересы настоящих и будущих поколений людей. При таких условиях стала преобладать осознанная мысль, что существует и действует не только зависимость природы от человека, но и человека от окружающей его среды обитания. В этой связи возникла одна из основных форм охраны - защита окружающей человека среды, в центре внимания которой находится человек, его жизнь , здоровье , его право на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду .

В современных условиях не только совершенствуется содержание формы природоохранной деятельности, но и уточняются цели охраны природной среды и методы их осуществления. От решения задач чисто количественного характера (охрана отдельных природных объектов, рациональное использование определенных ресурсов природы) общество постепенно переходит к коренным проблемам своего взаимодействия с природой - обеспечению качества природной среды, т.е. поддержанию такого состояния, естественных и преобразованных человеком экосистем, при котором сохраняется в полном объеме их способность к постоянному обмену веществ и энергии внутри природы, между человеком и природой и воспроизводству жизни.

В естественных экосистемах, не испытавших в значительной степени антропогенного воздействия, качество окружающей природной среды обеспечивается самой природой. При ведении хозяйственной деятельности в таких условиях задача состоит в том, чтобы не нарушать cложившегося баланса. В нарушенных экосистемах улучшение качества окружающей природной среды достигается регулированием степени удовлетворения экономических интересов предприятий-производителей и требований экологической защиты природы. Такой метод регулирования получил название управление качеством окружающей природной среды. В нем проявляется сущность охраны окружающей природной среды в современных условиях - достижение оптимального соотношения экономических и экологических интересов общества , при котором обеспечивается качество жизни человека, т.е. удовлетворяются его материальные и духовные потребности на основе дальнейшего развития экономики и сохраняется здоровая, продуктивная, многообразная окружающая его естественная среда обитания.

В этом смысле охрана окружающей природной среды представляет собой систему национальных и международных мер, направленных на обеспечение гармоничного взаимодействия между деятельностью человека и благоприятным состоянием окружающей его природной среды, на предотвращение вредных последствий хозяйственного развития для природы и человека, на сохранение, воспроизводство природных богатств, формирование здоровой среды жизни в интересах настоящего и будущего. Современное состояние экологических проблем характеризуется тремя основными тенденциями:

гуманизацией охраны окружающей среды, что выдвигает на первый план общечеловеческие приоритеты, включающие право человека на чистую, здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду, нравственную и юридическую обязанность каждого члена общества в сохранении и улучшении природной среды;

экономизацией охраны окружающей среды, в результате которой на основе развития экономического стимулирования предприятий, экологическая безопасность становится непременным условием их хозяйственной деятельности;

интернационализацией охраны окружающей среды. Природа не имеет государственных границ. Она всеобща и едина в масштабах планеты. Это - достояние всего человечества. Поэтому ее охрана требует усилий и единства всех государств и народов.

1.1.2.Правовые аспекты охраны окружающей природной среды

Экологическая политика и принципы ее осуществления лежат в основе формирования, развития и совершенствования системы природоохранного законодательства.

Природоохранным законодательством называется совокупность юридических норм, принятых государством и направленных на охрану и сбережение природных ценностей, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, обеспечение, формирование и улучшение качества окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений.

По своей структуре природоохранное законодательство состоит из головного (основного) закона и отраслевых законодательных актов. Основной природоохранный закон носит комплексный характер, т.е. он по своему содержанию охватывает не один или группу, а всю совокупность объектов либо всю окружающую природную среду в целом. Характерной чертой этого закона является соединение природоохранного интереса с хозяйственной деятельностью, влияющей на природную среду, экологизацию промышленной деятельности, подчинение требованиям охраны здоровья.

Отраслевое природоохранное законодательство имеет четырехзвенную структуру, подразделяясь на законы, правительственные постановления, нормативные акты министерств и ведомств, акты местных органов власти. Отраслевой принцип правового регулирования охраны природной среды господствует в законодательстве Российской Федерации. Основные природоохранные законы РФ посвящены использованию и охране отдельных объектов природы.

Главной особенностью природоохранного законодательства на современном этапе является возрастание его активной роли в регулировании хозяйственных отношений, во внедрении экологических правил в нормативные акты, регламентирующие планирование, проектирование, строительство, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию предприятий, оборудования и иных объектов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на окружающую среду.

Природоохранное законодательство образует базу для организации правового регулирования природоохранительных (экологических) отношений.

Объекты, цели и способы такого регулирования указываются в комплексных и отраслевых законах об охране природы, окружающей среды, отдельных участков природы.

В законах под объектами охраны подразумеваются природные блага, ценности природы, ее достопримечательности и памятники, природные ресурсы, окружающая человека среда. Такими природными объектами являются: земля, недра, вода, воздух, растительный и животный мир. Кроме того, в законах отмечаются ландшафты (типичные и редкие ландшафты, пейзажи, характерные пейзажи), памятники природы, достопримечательные места и объекты природы, заповедники, заказники, курорты, зоны отдыха, зеленые насаждения населенных пунктов.

Классифицирующим признаком, по которому определяется отнесение тех или иных объектов материального мира к охраняемым объектам природы, является экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, в силу чего природное вещество, изъятое человеком из природы, перестает быть объектом охраняемой природы и переходит в разряд товарных ценностей.

Помимо отдельных природных объектов природоохранное законодательство предусматривает понятие "природные ресурсы ". Закон об охране природы Российской Федерации подчеркивает, что совокупность природных ресурсов составляет природное богатство (Ст. 14 Закона).

Природные ресурсы подразделяются на два вида - экологические и экономические . В первом случае они охватывают всю природу как источник жизни. Во втором они трактуются в более узком смысле - как источники материального производства общества, объекты потребления природы со стороны общества, служащие естественным сырьем, материалом для хозяйственной деятельности человека. Ограниченность экономических ресурсов природы, их невосполнимость (полезные ископаемые) или относительно длинное по времени их воспроизводство (леса) вызывает необходимость организации их рационального использования.

Цели охраны окружающей природной среды законодательством подразделяются на общие и специальные . Общие цели состоят в обеспечении благоприятного качества окружающей среды, экологического равновесия, здоровья людей и благосостояния человека, сохранении красот природы, продуктивной и многообразной окружающей естественной среды для людей.

Специальные цели указывают на конкретные задачи, вытекающие из общей цели, применительно к отдельным видам природоохранительной деятельности предприятий, охране отдельных природных объектов и комплексов. В частности, специальные цели раскрываются в Основах законодательства РФ о земле, водах, недрах и лесах.

Способы осуществления целей и задач многообразны. В современной экологической литературе довольно часто приходится иметь дело с равнозначной оценкой таких понятий, как охрана окружающей природной среды, защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение природопользования и т.д. Охрана все чаще употребляется применительно к природе в собственном ее смысле, а защита - к окружающей человека среде. Такая трактовка воспринята законом РФ об охране природы, она характерна и для международных документов.

В законе об охране природы раскрываются и способы решения экологических задач . Они заключаются в проведении мероприятий по предупреждению, предотвращению и устранению загрязнения окружающей природной среды, иных вредных воздействий хозяйственной деятельности, в организации разумного, научно обоснованного, рационального и планового использования ресурсов природы, восстановлении и воспроизводстве природных богатств, формировании благоприятной для человека окружающей среды, воспитании экологического сознания в обществе, рационального отношения к природной среде как среде жизни человека и материальной основы развития общества.

Охрана окружающей природной среды обеспечивается различными способами - биологическими, химическими, физическими, механическими, санитарно-гигиеническими и т.д. Правовая охрана окружающей среды - один из способов природоохранной деятельности, в которой проявляется экологическая функция государства .

Она состоит в издании и применении законов, постановлений, иных нормативных актов, направленных на охрану окружающей природной среды. Правовой способ охраны окружающей среды включает: объекты природы, подлежащие охране; закрепительные, ограничительные, разрешительные меры охраны;

контроль за их соблюдением и. выполнением;

меры ответственности и возмещения вреда.

Правовые меры охраны природы осуществляются на базе двух групп нормативно-правовых предписаний.

К первой относятся правовые нормы, которые входят в состав предохранительного законодательства. Это законы, постановления, которые содержат общие экологические требования по охране земель, воздуха, вод, лесов, животного и растительного мира и т.п. Такие требования воздействуют на хозяйственные отношения через хозяйственное законодательство путем его экологизации.

Вторую группу составляют правовые нормы хозяйственного законодательства, иных отраслей законодательства, отражающие экологические требования.

На основе эколого-хозяйственных норм разрабатываются технические нормы и стандарты , в которых реализуются природоохранные императивы. По указанным нормам и стандартам ведется планирование, проектирование, строительство и эксплуатация производственных и иных объектов.

Эти группы норм раскрывают одну сторону правового механизма окружающей природной среды, другой его стороной является система гарантий. В нее входят: экономические гарантии (планирование, материальное стимулирование), организационные (управление, контроль), юридические (ответственность), идеологические (воспитание).

Для оценки результатов и выбора решения важное значение имеет система правовых приоритетов. В законодательстве закрепляются отраслевые приоритеты (земель сельхозназначения, питьевой воды и т.п.) и общие приоритеты, которыми являются здоровье человека, благополучие человека.

Весь этот комплекс норм образует правовую отрасль - экологическое право .

Предметом экологического права являются экологические отношения между предприятиями и природой. Эти отношения подразделяются на два вида: ресурсовые (земельные, водные, лесные) - отношения по использованию природной среды и природоохранные - по ее охране .

Эти два вида отношений существуют в единстве своих взаимосвязей. Но это единство противоречиво. Использование природной среды вызывает необходимость ее охраны. Охрана для выполнения своих задач ограничивает использование требованием соблюдения законов развития природы, т.е. рационализирует его.

Единство и взаимосвязь ресурсовых и природоохранных отношений лежат в основе правового регулирования экологических отношений.

Такое регулирование имеет три этапа. На первом этапе (ресурсовом) главное внимание уделялось организации использования природных ресурсов для удовлетворения потребностей народного хозяйства. Правовое регулирование строилось на базе земельного права. Постепенно в рамках земельного права стала возрастать доля норм, регулирующих водные, горные и лесные отношения. В Российской Федерации этот нормативный процесс привел к формированию природоресурсового права, интегрирующего земельное, горное (недра), водное, лесное отрасли права.

На втором этапе (природоохранном) основная задача правового регулирования экологических отношений проявилась в охране окружающей среды. Многообразие форм охраны природной среды (консервация, рациональное использование, оздоровление) способствовало обособлению этой системы правового регулирования в самостоятельную правовую отрасль.

На третьем этапе (экологическом) возникает необходимость более тесного единения этих двух относительно самостоятельных систем на общей экологической основе. Побудительным фактором выступает хозяйственная деятельность.

Такая проблема возникла в связи с решением вопросов природопользования крупных регионов и природных комплексов. Для этого потребовалось комплексное решение хозяйственных проблем с приоритетом экологических (а не экономических) законов.

Таким образом, развитие форм взаимодействия общества и природы на современном этапе закономерно привело к возникновению экологического права как системы норм, регулирующих ресурсовые и природоохранные отношения в процессе хозяйственного использования окружающей природной среды.

Указанная система опирается на действующее природоохранное и ресурсовое законодательство, а также эколого-правовые акты хозяйственного, административного, трудового и других отраслей права. Ее принципы закреплены в законе об охране природы.

1.1.3.Эколого-правовая ответственность

Все многообразие видов и форм социальной ответственности объединено одной целью, ради которой она применяется, - охрана окружающей среды, обеспечивающая экологическое равновесие во взаимодействии общества и природы.

Эта цель реализуется через функции, выполняемые юридическими и экономическими видами ответственности.

Среди функций первое место ответственности отводится воспитательно-предупредительной функции, которая свойственна всем видам ответственности в области охраны природной среды.

Второе место отводится воспитательно-компенсационной функции, которая обеспечивает восстановление потерь в природной среде. Она выполняется прежде всего экологической и правовой видами ответственности.

Далее следует стимулирующая функция. Это характерно, прежде всего, для экономической ответственности, а также для гражданской ответственности, но не исключается значение этой функции при использовании уголовных, административных, дисциплинарных средств воздействия.

Репрессивная функция выполняет меры дисциплинарного, административного и уголовного наказания за нарушение природоохранного законодательства. Вместе с тем элементы наказания присутствуют при назначении компенсационных видов ответственности.

Единство целей и функций объединяет все виды ответственности в комплексный социально-правовой институт эколого-правовой ответственности. Основанием возникновения эколого-правовой ответственности служит как факт правонарушения, так и факт причиненного вреда. Субъектами такой формы ответственности могут быть предприятия, организации, граждане или только предприятия, организации (экономическая ответственность) либо только граждане (уголовная ответственность).

Субъективная сторона (для правовой ответственности) выражается в наличии вины, которая может проявляться в форме умысла или неосторожности, небрежности и т.п.

Объективная сторона выражается в действиях, нарушающих экологические предписания, причиняющие вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательств и предписаний

Непременным элементом состава эколого-правовой ответственности является наличие вреда природной среде или реальной угрозы его причинения. Этот вред должен находиться в причинной связи с поведением причинителя вреда.

По общему праву возмещение вреда природной среде не освобождает причинителя от мер уголовной или административной ответственности, дисциплинарного наказания.

1.1.4.В озмещение вреда природной среде

В принципе любая хозяйственная деятельность, связанная с вмешательством в природную среду, нарушает сложившиеся в ней экологические связи и зависимости, причиняет ей вред, который может выражаться в загрязнении путем выброса вредных отходов производства, применении химических средств защиты растений в сельском хозяйстве, порче, повреждении, ухудшении качества отдельных компонентов природы, разрушении экологических связей и экологического баланса при строительстве промышленных объектов и тому подобных результатов преобразовательной деятельности человека.

По своим последствиям вред, причиненный природной среде, может быть экономическим и экологическим.

Экономический вред проявляется в форме потерь имущества, предполагаемых доходов. Он причиняется природопользователю.

Экологический вред выражается в потерях в природной среде вследствие ее загрязнения, истощения, разрушения Его особенности заключаются в двух признаках: отдаленности факта причинения вреда от его проявления в реальной действительности; невосполнимости и необратимости вреда, когда он причиняется невоспроизводимым объектам природы, здоровью человека, его жизни, генетической программе живого.

Эти особенности отражаются на формах и способах возмещения. Экономический вред возмещается по правилам имущественной ответственности: предоставление равноценной вещи или путем натуральной либо денежной компенсации.

Натуральная и денежная компенсации применяются и при возмещении экологического вреда. Однако натуральная компенсация здесь возможна в строго ограниченных случаях, когда возможно восстановить потери в природной среде и ее ресурсах. Денежная компенсация выражается в затратах на восстановление, оздоровление, улучшение природной среды, ибо не все из них поддаются денежной оценке, а предполагаемый ущерб из-за отдаленности своего проявления не имеет в ряде случаев реального объема.

Экономический и экологический вред взаимосвязаны. Так, экономический вред влечет за собой вред экологический, и наоборот, ухудшение экологической обстановки дает потери в экономике.

Другое важное обстоятельство, которое влияет на способы возмещения вреда природной среде, состоит в делении этого вреда на правомерный и противоправный. Правомерный вред разрешается законом в силу неизбежности хозяйственной деятельности. Неправомерный или противоправный вред возникает в результате нарушения природоохранного законодательства в хозяйственной деятельности.

Объективной границей между ними служат установленные законодательством пределы хозяйственного воздействия на природную среду, исключающие наступление вредных последствий. К числу таких объективных критериев для разграничения относятся государственные стандарты качества окружающей природной среды, иные условия, определяющие возможность и допустимость нормального экологического риска.

Правомерный вред носит плановый характер. Он исходит из реальных возможностей восстановления потерь в природной среде. Поэтому причинение такого вреда в процессе производственно-хозяйственной деятельности и его возмещение предусматриваются в государственных плановых заданиях. Обязанность министерств и ведомств, предприятий и организаций по возмещению правомерного вреда вытекает из их хозяйственной деятельности по факту причинения вреда и носит название экономической ответственности.

Неправомерный вред является составной частью экологического правонарушения. Он возмещается при наличии вины причинителя вреда в порядке юридической, а точнее, гражданско-правовой ответственности.

Эти два вида ответственности выполняют следующие функции - репарационные (компенсация причиненного вреда), репрессивные (наказание за вред путем взыскания стоимости причиненного вреда или возложение обязанности по ликвидации его последствий в натуре); воспитательные (влияние на правовое и экологическое воспитание природопользователя и предупреждение возникновения вреда).

Если юридические меры ответственности связываются, как правило, с нарушением установленных правовых предписаний в области охраны окружающей среды, то экономические меры обычно наступают по факту причинения вреда природной среде.

Экономические меры выполняют три функции. Первостепенное значение имеет их стимулирующая функция, позволяющая материально заинтересовать предприятия, загрязняющие природную среду, в проведении комплекса природоохранных мероприятий по обеспечению экологической безопасности. Другая функция - компенсационная , направленная на восстановление потерь в природной среде. Следует отметить также и превентивное влияние подобных мер для предупреждения возможных уклонений от требований экологической безопасности при планировании, размещении и проектировании предприятий-загрязнителей и других объектов.

К экономическим мерам относятся различные виды хозяйственных платежей за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, платы за пользование природными ресурсами, компенсации потерь в природной среде. Как правило, они применяются в случаях правомерного причинения вреда в ходе хозяйственной деятельности. Размер таких платежей повышается, если природопользователь превышает установленные для него рамки воздействия на природную среду.

Наиболее распространенная мера экономического воздействия - хозяйственные платежи, которые устанавливаются за использование природной среды для сбора и выброса отходов производства. Они существуют в виде хозяйственных штрафов, взносов, сбросов с предприятий-ресурсопользователей. Хозяйственные платежи взыскиваются в установленном порядке за счет средств предприятия и направляются на проведение мер по охране природной среды.

Экономические нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду учитывают особенности природных комплексов, составы и свойства выбросов, затраты, необходимые для ликвидации или предотвращения загрязнения. Источником таких платежей является прибыль (доход) предприятия. За превышение допустимых выбросов, аварийное загрязнение природной среды размер платы повышается в кратном размере по отношению к нормативу. Плата за выбросы взыскивается в бесспорном порядке.

Экологические правонарушения меньшей степени опасности являются предметом административной ответственности. Наиболее распространенной мерой административной ответственности за экологические правонарушения является денежный штраф, налагаемый в соответствии с законом государственным природоохранным органом.

Кроме того, в числе мер административного воздействия применяются: предупреждение, замечание, общественное порицание, изъятие незаконно произведенной продукции, орудий, инструментов и других предметов, используемых для незаконного присвоения объектов природы. В качестве меры административного пресечения используется такое средство воздействия на нарушителя, как ограничение или запрещение, прекращение деятельности хозяйственного объекта, загрязняющего окружающую среду.

Экологическое право - совокупность эколого-правовых норм (правил поведения), регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью охраны окружающей среды, предупреждения вредных экологических последствий, оздоровления и улучшения качества окружающей человека среды. Соблюдение правил (норм), в том числе экологических, обеспечивается государством в принудительном порядке.

Источниками экологического права, образующими экологическое законодательство Российской Федерации, являются следующие правовые документы:

I. Конституция Российской Федерации (1993 г.) провозглашает права граждан на землю и другие природные ресурсы, на благоприятную окружающую среду (экологическую безопасность), на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, на участие в экологических организациях и общественных движениях, на получение информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. Одновременно Конституция РФ устанавливает обязанности граждан соблюдать требования природоохранного законодательства, принимать участие в охране окружающей среды, повышать уровень знаний о природе и экологическую культуру. Конституция РФ также определяет организационные и контрольные функции высших и местных органов власти по рациональному использованию и охране природных ресурсов.

II. Законы и иные нормативные акты РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды.

1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательства РФ и определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Закон включает 16 глав:

  • - общие положения (гл. I);
  • - основы управления в области охраны окружающей среды (гл. II);
  • - права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций (гл. III);
  • - экономическое регулирование (гл. IV);
  • - нормирование (гл. V);
  • - оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза (глава VI);
  • - требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности (гл. VII);
  • - зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций (гл. VIII);
  • - природные объекты, находящиеся под особой охраной (гл. IX);
  • - государственный мониторинг окружающей среды (гл. X);
  • - контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) (гл. XI);
  • - научные исследования (гл. XII);
  • - основы формирования экологической культуры (гл. XIII);
  • - ответственность за нарушение законодательства (гл. XIV);
  • - международное сотрудничество (гл. XV);
  • - заключительные положения (гл. XVI).
  • 2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.) регулирует отношения в области экологической экспертизы, направлен на реализацию конституционного права граждан РФ на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и предусматривает в этой части реализацию конституционного права субъектов РФ на ведение вопросов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
  • 3. Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха. Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Важнейшими общими мероприятиями охраны воздушного бассейна названы установление нормативов ПДК и ПДВ, а также платы за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ.
  • 4. Закон РФ «О радиационной безопасности населения» (1995 г.) определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья, устанавливает перечень мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, разграничивает полномочия РФ и субъектов РФ в области обеспечения радиационной безопасности. Декларирует право граждан на радиационную безопасность и на получение объективной информации о радиационной обстановке.
  • 5. Закон РФ «Об отходах производства и потребления» (1998 г.) определяет основные принципы государственной политики в сфере управления отходами, направленной на создание системы управления отходами, внедрения ресурсосберегающих технологий, максимально возможного вовлечения отходов в хозяйственный оборот, вводит институт права собственности на отходы. Однако отсутствие законодательно закрепленных экономических механизмов, стимулов, большое количество локальных актов, в основном касающихся учета и контроля в сфере обращения с отходами, не позволяет обеспечить реализацию норм и принципов указанного закона.
  • 6. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (2011 г.) определяет правовые, экономические и организационные основы охраны здоровья граждан, их права и обязанности, гарантии их реализации, закрепляет полномочия и ответственность властей, права и обязанности медорганизаций, фармацевтических организаций и медработников.

Среди основных принципов охраны здоровья - доступность и качество медпомощи; недопустимость отказа в ней; приоритет интересов пациента при ее оказании, а также охраны здоровья детей и профилактики. Закон впервые закрепляет обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья. Закон четко разграничивает бесплатные виды медпомощи и платные услуги, сохраняет ранее действовавший порядок изъятия органов и тканей для трансплантации (презумпция согласия).

  • 7. Закон РФ «О недрах» (1992 г.) регулирует правовые отношения при изучении, использовании и охране недр. Закон направлен, в первую очередь, на рациональное использование недр и их загрязнение.
  • 8. Земельный кодекс РФ (2001г.) регламентирует охрану земель и защиту окружающей среды от возможного вредного воздействия при использовании земли. Экологическими нарушениями считаются порча, загрязнение, засорение и истощение земель. Кодекс регламентирует куплю-продажу земель, и совершение других земельных сделок.
  • 9. Водный кодекс РФ (2006 г.) регулирует правовые отношения в области использования и охраны водных объектов. Закон направлен на охрану вод от загрязнения, засорения и истощения.
  • 10. «Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012) регулируют отношения, возникающие при пользовании лесным фондом Российской Федерации в целях создания условий для рационального использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов.
  • 11. Закон РФ «О животном мире» (1995 г.) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого использования всех его компонентов, создания условий для устойчивого существования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. Являясь базовым регулирующим отношения по охране, контролю и использованию объектов животного мира и среды их обитания, указанный закон предусматривает необходимость принятия на его основе специальных федеральных законов по отдельным видам пользования животным миром (охота, рыболовство). Если рыболовство урегулировано федеральным законом № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», то законодательный акт об охоте и охотничьем хозяйстве до сих пор отсутствует.
  • 12. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.) определил, что особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Законом установлены категории особо охраняемых природных территорий, их задачи, особенности правовых режимов, меры охраны, запрет на изъятие земель государственных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий. Таким образом, закон обеспечил создание особо охраняемых природных территорий как эффективной формы природоохранной деятельности. Однако, отношения, связанные с использованием природных ресурсов особо охраняемых природных территорий, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Водным и Лесным кодексами Российской Федерации, федеральным законом «О животном мире» и другими, поэтому развитие земельных отношений, процесс разграничения права государственной собственности на землю, а также разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления диктует необходимость совершенствования правового регулирования системы особо охраняемых природных территорий.

Во многих иных законодательных актах смежных отраслей права также содержатся нормы, регулирующие обеспечение природоохранных требований. Например, в Федеральных Законах «Об уничтожении химического оружия» (1997 г.), «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (1996 г.), «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» (1997 г.), «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории» (2001 г.) и ряде других федеральных законов.

III. Указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ затрагивают широкий круг экологических вопросов.

IV. Нормативные акты природоохранительных министерств и ведомств издаются по вопросам рационального использования и охраны окружающей среды в виде постановлений, инструкций, приказов и т.д. Они являются обязательными для других министерств и ведомств, физических и юридических лиц.

V. Нормативные решения органов местного самоуправлении (мэрий, сельских и поселковых органов) дополняют и конкретизацируют действующие нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды.

В настоящее время природоохранное законодательство Российской Федерации значительно отстает от развивающихся экономических отношений. Законодательство не обеспечивает регулирования правового поля по осуществлению природоохранной деятельности и рациональному использованию природных ресурсов, не имеет единой идеологии и не направлено на создание целостной и комплексной системы управления. До сих пор законодательно не закреплены многие уже реально сложившиеся экономические механизмы управления окружающей средой.

Основной целью экологической политики Республики Беларусь является обеспечение экологически безопасных условий для проживания людей, рациональное использование и охрана природных ресурсов, выработка правовых и экономических основ охраны окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Для достижения этой цели необходимо провести структурную перестройку производственной сферы, осуществить техническую политику, основанную на ресурсосбережении, применении малоотходных и безотходных технологий, создать соответствующую нормативно-правовую базу.

Правовая охрана окружающей среды - совокупность общих правовых норм, определяющих единые требования природоохранной деятельности, а также специальных норм по охране земель, вод, лесов, недр, других природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Указанные нормы содержатся в Конституции Республики Беларусь, в природоохранном, природно-ресурсном и хозяйственном законодательстве, иных нормативных правовых актах.

Основные принципы экологического права:

    приоритет охраны жизни и здоровья человека, создание благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения;

    научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов, обеспечивающих устойчивое развитие общества при соблюдении гарантий прав человека на здоровую и благоприятную для жизни природную среду;

    рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

    государственное регулирование деятельности по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов;

    платность природопользования;

    соблюдение экологических требований законодательства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

    гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач;

    международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

В ряде основополагающих документов закреплены положения, касающиеся экологического права. Так в Конституции Республики Беларусь (1996 г.):

    в статьях 45, 46 предусмотрены права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права. Государство осуществляет контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды;

    в статье 34 гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды;

    в статье 55 подчеркнуто, что охрана природной среды - долг каждого.

В регулировании экологических отношений Закон «Об охране окружающей среды» (в редакции от 17.07.2002 г. № 126-3) преследует три цели:

    сохранение природной среды;

    предупреждение и устранение отрицательного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека;

    оздоровление и улучшение качества окружающей среды.

В данном Законе закреплены принципы и правовые основания природоохранной деятельности; круг подлежащих охране природных ресурсов; права и обязанности граждан и общественных объединений по охране окружающей среды; система экологического просвещения, воспитания и образования; государственная политика, регулирование и управление в данной сфере; экономический механизм охраны окружающей среды; государственная система наблюдений за ее состоянием и кадастрового учета природных ресурсов. В нем определены вопросы нормативно-технического и научного обеспечения природоохранных мероприятий, экологической экспертизы, экологические требования к хозяйственной деятельности.

В Законе предусмотрены охрана окружающей среды от вредного воздействия и разрушения озонового слоя; создание особо охраняемых природных территорий и территорий экологического риска, зон экологического кризиса и экологического бедствия; контроль и надзор в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушения природоохранительного законодательства и возмещение экологического вреда, разрешение споров и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Положения данного Закона детализируются и дополняются природоохранительными, природно-ресурсными и иными нормативными актами.

Существует большое количество нормативных актов по охране природы в городах, других населенных пунктах, в промышленности, энергетике, сельском хозяйстве, иных сферах деятельности человека и в целом по обеспечению экологической безопасности.

Обеспечение экологической безопасности декларируется нормами Закона «Об охране окружающей среды», содержащимися в его разделах о территориях экологического риска, зонах экологического кризиса и экологического бедствия, а также Закона «Об особо охраняемых природных территориях».

К элементам экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды относятся: прогнозирование и планирование; нормирование, лимитирование, ценообразование; платность землепользования, водопользования, иного природопользования и охраны природы, налоговые льготы; финансирование и материально-техническое снабжение; экономическое стимулирование; экологическое страхование; экологическое аудирование; возмещение вреда природным ресурсам и окружающей среде.

Платность природопользования и охраны природы сводится к установлению рентных платежей или нормативов платы за пользование природными ресурсами и объектами, выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, ввоз ионизирующих веществ и других платежей, а также к представлению льгот по таким платежам.

Финансирование природопользования и охраны окружающей среды заключается в выделении кредитов, дотаций,

бюджетных ассигнований, иных инвестиций на освоение и использование природных ресурсов и объектов, заповедную - охрану природы, проведение природоохранных работ и мероприятий.

Экономическое стимулирование природопользования и охраны окружающей среды включает предоставление природопользователям льготных кредитов, налоговых и иных льгот за рациональное, комплексное использование, улучшение, восстановление и воспроизводство природных ресурсов, внедрение малоотходных и безотходных технологий, использование вторичных ресурсов, за проведение природоохранных работ.

Экологическое страхование как новый элемент экономического механизма природопользования и охраны окружающей среды означает формирование за счет страховых взносов специальных денежных фондов, предназначенных для возмещения вреда, причиненного природным ресурсам, объектам или окружающей среде и физическим лицам соответственно в результате их загрязнения, иного ухудшения состояния или уничтожения, потери здоровья или смерти.

В качестве предметов экологического страхования могут выступать природные ресурсы, природные объекты, природные комплексы, жизнь и здоровье граждан, а также различные риски.

Вводимое в экономический механизм природопользования и охраны окружающей среды экологическое аудирование осуществляется в целях определения экологических последствий деятельности юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, установления соответствия их деятельности требованиям природно-ресурсного и природоохранительного законодательства, усиления основных направлений обеспечения рационального использования природных ресурсов, экологической безопасности производства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

Вред, причиняемый природным ресурсам и объектам или окружающей среде, может быть экономическим и экологическим.

Экономический вред выражается в ухудшении полезных свойств, потерях запасов природных ресурсов или объектов и негативно отражается на экономических интересах собственников, владельцев и пользователей природных ресурсов или объектов.

Экологический вред, в свою очередь, заключается в ухудшении природных ресурсов и объектов или окружающей среды. Он связан с посягательством на интересы человека в чистых природных ресурсах, объектах и продуктах, в благоприятной для его жизнедеятельности окружающей природной среде.

Первым известным законом об охране окружающей среды считается эдикт 1273 года, запрещающий использование каменного угля для отопления жилищ Лондона. В России в этой части можно отметить ряд указов Петра I, направленных на охрану, рациональное использование и восстановление лесов, запрещение браконьерских способов ловли рыбы и др. В истории развития экологического законодательства последняя треть 20 века отмечена рядом постановлений, направленных на улучшение экологических ситуаций в отдельных регионах: бассейнах рек Волги, Урала, на Байкале и др.

В современной России право человека на благоприятную ОПС и достоверную информацию о ее состоянии, а также обязанность каждого сохранять природу и бережно относиться к ее ресурсам закреплены Конституцией РФ (1993 г.).

Понятие «экологическое законодательство » включает систему законодательных актов, принятых органами законодательной власти РФ и ее субъектов, а также любых других нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в области экологии.

Таблица 13.1. Система экологического законодательства

Источники экологического права : Конституция РФ, законодательные акты РФ, акты Президента РФ (указы), акты Правительства РФ (постановления), нормативные акты министерств и ведомств, законы и иные нормативные акты субъектов РФ, нормативные договоры (международные, федеративный договор и др.), нормативные акты СССР, действие которых продлено на территорию РФ.

В основе системы экологического законодательства лежит Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (1991), который охватывает все аспекты природопользования.

Человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, вызванного экономикой, является центральной темой Закона РФ об охране ОПС. В нем человек предстает не только как субъект активной преобразовательной деятельности, но и как объект воздействия отрицательных последствий собственной хозяйственной деятельности. Впервые в экологическом законодательстве и конкретно в данном Законе выделен особый раздел, где характеризуется право граждан на здоровую и благоприятную ОПС. Это право раскрывается как сложный эколого-правовой комплекс, который включает три аспекта экологических прав человека: на здоровую среду, на благоприятную для жизни среду, на активное участие в охране ОПС. Разумеется, эти права останутся просто декларацией, если не будут обеспечены реальными гарантиями их выполнения. Таковыми служат утверждаемые государством нормативы предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду и здоровье человека, а также существующая система экологического контроля за их соблюдением и ответственности за их невыполнение. Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС, юридически оформленное в статье 11 упомянутого Закона, относится к числу важнейших субъективных прав граждан. Оно определяет показатель качества жизни человека и степень демократичности современного общества.

Основными путями охраны здоровья граждан в соответствии со ст. 2 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан являются: 1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; 2) приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; 3) доступность медико-санитарной помощи; 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; 5) ответственность органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Перечисленные возможности, которыми теперь располагают граждане в соответствии с действующим законодательством, могут реализовываться ими с помощью целого ряда мер обеспечения их права на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС.

Меры обеспечения права граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС реализуются на основе и других законов, например, Закона РСФСР от 19.04.91 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона РФ от 11.11.94 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Закона РФ «Об экологической экспертизе» от 19.07.95 г.

К ним может быть отнесен и Закон РФ от 07.02.92 г. «О защите прав потребителей», установивший, в частности (ст.5, п.5), что «...товары (работы, услуги), на которые в законодательных актах или стандартах установлены требования, направленные на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, и средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителей, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего соответствие товаров (работ, услуг) указанным в п. 1 настоящей статьи требованиям, запрещается».

Законодательные акты сопровождаются и рядом подзаконных. К последним, для примера, можно отнести распоряжение Правительства РФ от 10.08.93 № 1425-Р «О создании государственной системы наблюдения, оценки и прогнозирования состояния здоровья населения в связи с состоянием среды его обитания».

Приведенные примеры говорят о том, что в праве граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПС отражается идея ориентации всей современной экологической политики Российского государства на охрану жизни, здоровья человека как главной социальной цели указанной политики. Именно такая идея закреплена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой ВС РФ 22.11.91 г., и уже стала юридическим требованием Конституции Российской Федерации.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные