Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Структура занятияЧто такое научное исследование
Составные исследования
Проблема исследования: социальная VS научная
Операционализация и концептуализация
Типология исследования:
дедукция vs индукция;
теоретическое vs прикладное;
exploratory/explanatory/descriptive
Research cycle
Дизайн исследования
Особенности научного стиля

Что такое исследование?

Исследование (по Г Миллер и Г.Николсон) - процесс обозначения
общественно важных вопросов и поиска дисциплинарноориентированных и систематических ответов на них
The systematic investigation into and study of materials, sources, etc, in
order to establish facts and reach new conclusions. b. an endeavour to
discover new or collate old facts etc. by the scientific study of a subject or
by a course of critical investigation (Oxford Concise Dictionary)
Исследование имеет обоснованную методологию и использует
определенные методы
Исследование обращается к ранее накопленному научному
знанию
Исследование имеет четкую структуру, использует научную
лексику, стремится к производству научного знания
Чем не является исследование:
поиск литературы и обобщение
поиск информации и обобщение
описание наблюдения/положения дел
доклад, реферат
просто любой поиск, который заканчивается
обобщением

Что такое исследование?

Исследование это то, что мы делаем, когда у нас есть
вопрос или проблема, которую мы хотим решить
Мы можем уже думать, мы знаем ответ на наш вопрос
Мы можем думать, что ответ очевиден
Но пока мы не подвергли нашу задачу к строгому
научному исследованию, наше «знание» остается чуть
больше догадок или в лучшем случае, это интуиция
Первый приоритет: сформулировать ваш вопрос
Затем выяснить, как вы собираетесь ответить на него
Как уже другие ответили на него?
Каким образом ваше предложение вписывается в то, что
другие сделали?
Как вы будете знать, когда вы ответили на это?
После этого вы можете представить свой ответ

Составные исследования

Цель научного исследования - сделать вывод; разрешить
загадку, раскрыть парадокс
Выводы могут быть экстраполированы, могут вести к
абстрактным обобщениям (теория)
Процедура публична
Содержание составляет метод
Уровни исследования:
Теоретический – абстрактные концепты и их взаимосвязь
Эмпирический – проверка теоретических постулатов
Цикличность! Необходимость комплексного использования
теоретических и эмпирических методов
Исследовательский вопрос
Предмет и объект
Исследовательская проблема + суб-проблемы
План
Методология
Методы
Гипотезы
Факты и данные
Анализ и выводы

Проблема исследования: социальная vs научная

Объект исследования - это то, что мы
намерены изучать (например, явление
безработицы или бедности).
Предмет исследования - это указание на
особую проблему, которую мы собираемся
как минимум поставить, а если приложить
достаточно усилий, то и решить
Социальная проблема – остро стоящая
перед обществом проблематика
Исследовательская проблема – попытка
понять суть явления, выявить причинноследственные связи

Концептуализация и операционализация

Концептуализация - определение теоретического смысла
слов и превращение их тем самым в понятия
Концептуальная схема объединяет объект, предмет и цели
исследования.
Бусы – это концепция, а бусины это концепты
Операционализация – процесс определения понятий
эмпирическим образом с целью возможности их измерения и
проведения наблюдений (достоверность, валидность,
перевод показателя в переменные)
Операционализация необходима для установления связи
концептуального аппарата с его методическим
инструментарием
Интерпретация – объяснение результатов

Типология исследований

Количественное исследование –
статистическая интерпретация
Качественное исследование – смысловая
интерпретация
Теоретическое - абстрактные концепты и их
взаимосвязь
Прикладное - проверка теоретических
постулатов
NB Цикличность! Необходимость комплексного
использования теоретических и эмпирических
методов
Объяснительное (разведывательное, explanatory): Что? Где?
Когда? Зачем? Почему? – initial research
Описательное (descriptive): задокументировать наблюдение:
Как? - additional information
Исследовательское (аналитическое, exploratory): понять,
какие процессы лежат в основе заданного парадокса, выявить
закономерности: «Если... , то...» - ideas to causes & effects –
Эмпирика, причинно-следственные связи
Рефлективное – подтвердить существующее исследование,
актуальность и соответствие

Research process

?

10. Research process

11. Дизайн исследования

Дизайн исследования – процесс проектирования/планирования
исследования, а так же результаты этого процесса
(исследовательские предложения, основные элементы,
ожидаемые результаты)
NB! Ответ на логические вопросы, а не логистические (какие
данные нам необходимы, чтобы ответить на исследовательский
вопрос)
Дизайн исследования:
Позитивисткий (theory testing) – поиск генерализированных
паттернов, основанных на объективном анализе реальности:
Лабораторные и «полевые» эксперименты, опросы «в
полях», анализ вторичных источников, кейс-стади
Интерпретативный (theory building) – субъективные
интерпритации социальных феноменов, с точки зрения
вовлеченных субъектов:
Кейс-стади, action-research, этнография

12. Особенности научного стиля

Ясность
Логичность (смысловые связи)
Последовательность
Использование методов
Научный язык
Логика: тезис - доказательство

13. Домашнее задание

ВСЕМ: Прочитать и проанализировать статью:
В.В. Радаев (2011). Как написать академический текст
Придумать пример социальной и научной
проблемы
Придумать пример исследовательского вопроса
Статья доступна по ссылке:
https://social.hse.ru/data/2011/07/07/1214584250/%D0%A0%D0
%B0%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%B2%20%D0%9A
%D0%B0%D0%BA%20%D0%BD%D0%B0%D0%BF
%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C
%20%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%BC
%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA
%D0%B8%D0%B9%20%D1%82%D0%B5%D0%BA
%D1%81%D1%82.pdf

Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания - наблюдением и экспериментом.

Наблюдение -- это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент -- это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования.

Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически. В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.

Взаимодействие теоретического и эмпирического уровней исследования заключается в том, что:

  • 1) Совокупность фактов составляет практическую основу теории;
  • 2) Факты могут подтверждать теорию или опровергать её;
  • 3) Научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
  • 4) Эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

По целевому выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и поисковые.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Их целью является расширение научного знания общества установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности. Фундаментальные работы не всегда заканчиваются достижением положительного результата. При положительном результате, то есть открытие создание новой теории, фундаментальное исследование может быть основой проведения поисковых и прикладных научно-исследовательских работ.

Поисковые же исследования создаются на основе уже имеющихся теоретических исследований и направлены на установление факторов, влияющих на объект, определение возможных путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

В результате проведения фундаментальных и поисковых исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в отраслях народного хозяйства, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов для прикладных исследований.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний, для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных на в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Разработкой же называют научное исследование, которые направлены на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы - это важный этап в разработке научного исследования.

Научные исследования классифицируют по различным признакам: по видам связи с общественным производством, по степени важности для народного хозяйства, в зависимости от источников финансирования и по длительности разработки.

  • 1) По видам связи с общественным производством - научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и, полностью используемых для повышения эффективности производства; теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и других областях, а также научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;
  • 2) По степени важности для народного хозяйства - работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств и также исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;
  • 3) В зависимости от источников финансирования - госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

Хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;

4) По длительности разработки - долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет и краткосрочные, выполняемые обычно за один год.

ТИПОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Настоящий научный эксперимент требует тщательной и дли­тельной подготовки, в ходе которой осуществляются:

1. Выделение темы и предварительное определение пробле­мы исследования.

2. Подбор и анализ литературы.

3. Уточнение проблемы, гипотез и задач исследования.


4. Подбор, разработка и апробация психодиагностических и исследовательских методик.

5. Выбор схемы организации и проведения эксперимента.

6. Подготовка и проведение эксперимента.

7. Обработка и анализ полученных в эксперименте результатов.

8. Формулировка на основе полученных данных выводов и практических рекомендаций.

Практически почти каждый из названных этапов подготов­ки, организации и проведения эксперимента, за исключением только некоторых, может выступать и как вполне самостоятель­ное, независимое исследование. В этой связи выделяют кроме эксперимента по меньшей мере еще шесть видов психолого-педагогических исследований:

1. Обзорно-аналитическое.

2. Обзорно-критическое.

3. Теоретическое.

4. Эмпирическое описательное.

5. Эмпирическое объяснительное.

6. Методическое.

Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитан­ного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оце­нить исследования, посвященные избранной теме. Основная за­дача состоит в том, чтобы по имеющимся литературным данным определить общее состояние дел, выделить вопросы, на которые ответы уже найдены, а также вопросы, на которые еще предсто­ит найти ответы.

Информационный материал, накопленный в результате изу­чения литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных.

Если подобного рода исследование выполняется не как са­мостоятельное, а как часть более сложного исследования, напри­мер как начальный этап планируемого эксперимента, то пись­менный текст, полученный в его результате, может стать отдель­ной главой в описании экспериментальной работы.


Глава 2, Виды научных психолого-педагогических исследований

Из всех выделенных выше видов психолого-педагогических исследований обзорно-аналитическое является наименее трудо­емким. К нему предъявляются обычно следующие основные тре­бования:

а) соотнесенность содержания анализируемой литературы с
избранной темой;

б) полнота списка изученной литературы;

в) глубина проработки первичных литературных источников
в содержании реферата;

г) систематичность изложения имеющихся литературных
данных;

д) логичность и грамотность текста реферата, аккуратность
его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на
данный день библиографических требований.

В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касаю­щиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все вопросы, связанные с данной проблемой.

В качестве приложения обычно дается список проработан­ной литературы.

Обзорно-аналитическое исследование может носить крити­ческий характер и называться обзорно-критическим. В этом слу­чае, кроме обязательной обзорно-аналитической части, в нем должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывает­ся в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы. Такими размышлениями время от вре­мени может перемежаться текст реферата или они могут быть выделены в отдельный его раздел, являющийся переходным между аналитической, критической и конструктивно-теорети­ческой частями работы.

Теоретическим называется исследование, в котором кроме об­зора и критического анализа литературы имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение


Часть II. Введение в научное психологическое исследование

К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования: точность определения используемых понятий и логичность, непротиворечивость рас­суждений.

В основу эмпирического, или опытного, исследования поло­жены не литературные данные, не понятия, а реальные досто­верные факты. Такое исследование обычно проводится с исполь­зованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэто­му, как правило, содержит в себе методическую часть.

Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной си­туации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследо­вании подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства. В этом отли­чие эмпирического исследования от экспериментального. Если, на­пример, ученый ставит перед собой задачу исследовать процесс умственного развития детей и далее просто констатирует то, как этот процесс происходит в естественных условиях, то такое иссле­дование будет эмпирическим. Если же ученый изменяет учеб­ный процесс таким образом, чтобы он приобрел умственно раз­вивающий характер, то такое исследование становится психо­лого-педагогическим экспериментом.

Эмпирическое исследование может быть описательным и объ­яснительным. В исследовании первого типа опытным путем до­бываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпи­рическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Такое объяснение содер­жит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависи­мостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.

В особую группу выделяются так называемые методические исследования. Их основная цель заключается в том, чтобы раз­работать, обосновать и проверить на практике по критериям ва-


_____ Глава 2. Виды научных психолого-педагогических исследований _

лидности, надежности, точности и однозначности некоторую но­вую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество. Если со­здаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно уста­навливаются тестовые нормы, а также точно описываются и вы­веряются процедура, правила проведения, способы анализа и ин­терпретации получаемых данных. Если же создаваемая методи­ка формирующего типа, то, во-первых, должно быть представле­но ее развернутое теоретическое обоснование, во-вторых, дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется, в-третьих, указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.

Возможные классификации (типологии) методов научных исследований представлены в табл.1.

Таблица 1 – Типология методов научных исследований.

Основание классификации Методы научных исследований
Тип знания Философские методы
Общенаучные методы
Частнонаучные методы
Дисциплинарные методы
Способ реализации Интуитивные методы («мозговая атака», «сценарии», экспертные методы и т.п.)
Научные методы (анализ, классификация, системное моделирование, методы логики и теории множеств и т.п.)
Выполняемые функции Методы получения информации (системное наблюдение, описание, экспертные методы, игровые модели и т.п.)
Методы представления информации (группировка, классификация и т.п.)
Уровень знания Теоретические методы
Эмпирические методы
Форма представления знания Качественные методы, опирающиеся на качественный подход к объекту (метод «сценариев», морфологические методы)
Количественные методы, использующие аппарат математики (метод «Дельфи», статистические методы, методы теории графов, комбинаторики, кибернетики, логики, теории множеств, лингвистики, исследования операций, семиотики, топологии и т.п.)

Рассмотрим подробнее классификацию методов научных исследований по типу знания (степени их общности, широте применимости в ходе научного исследования) и по уровню знания. Здесь выделяют методы: общефилософские, общенаучные, частнонаучные и дисциплинарные.

Общефилософские методы имеют всеобщий характер. Они действуют во всех науках и на всех этапах познания. В истории познания известно два общефилософских метода: диалектический и метафизический . С XIX века метафизический метод все больше вытесняется из естествознания диалектическим методом.

Общенаучные методы используются в самых различных областях науки и имеют междисциплинарный спектр применения . Общенаучные методы составляют исходный пункт и фундамент любой дисциплины. Их классификация связана с понятием уровней научного познания (рис.2):

· одни общенаучные методы применяются только на эмпирическом уровне познания (наблюдение, эксперимент, измерение ),

· другие используются только на теоретическом уровне познания (идеализация, формализация ),

· некоторые (моделирование ) – и на эмпирическом, и на теоретическом уровнях .

Рисунок 2. Общенаучные методы исследований.

Конечно, общенаучные методы научного познания на всех уровнях тесно взаимосвязаны между собой. В основе из взаимодействия лежит единство эмпирической и теоретической сторон .

Частнонаучные методы используются только в рамках какой-либо конкретной науки. Каждая частная наука обладает своими специфическими методами исследования, которые тесно связаны с общефилософскими и общенаучными методами . Например, в частнонаучных методах могут присутствовать наблюдения, измерения, идеализация и прочее.

Например, в управлении используют экономические, административные (организационно-распорядительные) и социально-психологические методы, которые в свою очередь используют общенаучные методы.

Дисциплинарные методы применяются в той или иной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки (например, семиотические, лингвистические и т.п.)

Кратко охарактеризуем общефилософские методы . Эти методы - это система принципов, операций, приемов, носящих, универсальный характер . Именно поэтому общефилософские методы не описываются строгими терминами логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации . Эти методы задают основную стратегию исследования, но не определяют окончательный результат.

Метафизический метод , рассматривающий предметы и их мысленные отражения как нечто законченное и неизменное , преобладал в науке, примерно до XIX века.

Первоначально слово «метафизика» использовалось для обозначения сборника трактатов Аристотеля , посвященных рассмотрению «первых причин». В издании работ Аристотеля, подготовленном позже Андроником Родосским , эти трактаты были расположены после «Физики», отчего и получили своё название.

Научные открытия, сделанные в XIX веке, привели к диалектическим идеям и к формированию диалектического метода . Учет связей исследуемой вещи и явлений с другими вещами и явлениями занимает важнейшее место в диалектическом методе, отличая его от метафизического.

Слово «диалектика » первым применил Сократ , для обозначения действия человека, выражающегося в умении вести разговор . Появление этого термина связано с развитием полисной демократии, требующей для достижения успеха в общественных делах умения вести дискуссию, доказывать и обосновывать свою позицию. Сократ, а вслед за ним Платон понимали под диалектикой диалог , содержащий логические операции разделения и соединения понятий, что осуществляется с помощью вопросов и ответов. В результате происходит определение содержания понятий. Не случайно работы Платона, главным действующим лицом которых был Сократ, написаны в форме диалогов.

В греческой философии стихийно - диалектические идеи развивал Гераклит . Им было понято движение как универсальное свойство природного и социального бытия. Гераклит считал, что мир находится в постоянном движении, противоречив , а потому должен рассматриваться в единстве противоречий (показательны в этой связи его фразы «Все течет, все меняется», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды »).

Целостная концепция диалектики была разработана в рамках немецкой классической философии . Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Георгу Гегелю . Он представил весь мир как процесс, беспрерывное движение, изменение и предпринял попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения. Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода .

В XIX веке наметилась тенденция перехода научных исследований от познания вещей и явлений к изучению связей и процессов, что потребовало развития диалектического метода.

Если метафизический метод рассматривает вещи и явления изолированно друг от друга , то диалектический метод исходит из того, что причина вещей и явлений – взаимодействие противоположностей . Согласно диалектике, источник развития находится в самих вещах или явлениях.

Диалектика включает в свое содержание принципы, законы и категории , которые отражают взаимосвязь и противоречия действительности. К законам диалектики относятся:

1. Закон единства и борьбы противоположностей.

Утверждает:

· во всяком явлении или предмете существуют противоположности, которые могут занимать полярные положения;

· противоположности не просто существуют, а взаимодействуют, борются друг с другом, переходят друг в друга, меняются местами;

· борьба противоположностей, их взаимодействие и взаимопереход являются источником внутренних противоречий, а сами противоречия служат внутренним источником развития, источником самодвижения;

· в процессе разрешения противоречий создаются предпосылки не только для возникновения противоречий нового, более высокого уровня, но и их разрешения.

2. Закон отрицания отрицания.

Утверждает:

· последовательность восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному и характеризует замену старого новым, нового – новейшим и так далее;

· во всякий последующий момент времени любой предмет, любое явление отличны от самих себя в предшествующий момент времени, то есть последующее состояние в определенной степени как бы отрицает предшествующее состояние;

· в процессе движения, развития удерживается, сохраняется самое существенное и самое значимое из предшествующих состояний.

3. Закон перехода количественных изменений в качественные (и обратно).

Утверждает:

· что в процессе любого развития происходят непрерывные количественные изменения, которые достигнув определенного уровня, приводят к коренным качественным изменениям;

· количественные изменения совершаются эволюционно (постоянно), а коренные качественные изменения – скачком, революционно.

Все достижения прошлого были обработаны в виде диалектического метода познания реальной действительности, в основу которого была положена связь теории и практики, принципы познаваемости реального мира, детерминированности явлений, взаимодействия внешнего и внутреннего, объективного и субъективного.

Диалектическая логика познания стала универсальным инструментом для всех наук, при изучении любых проблем познания и практики.

Вопросы по теме 1:

1. Дайте определение понятию «метод».

2. Охарактеризуйте различные аспекты понятия «методология»?

3. В чем состоит отличие между эмпиризмом и рационализмом?

4. Кто основоположник эмпиризма?

5. Раскройте на примерах разницу между индукцией и дедукцией.

6. Кто заложил основы рационалистской философии?

7. Раскройте суть понятий «техника», «процедура» и «методика» научного исследования.

8. В чем состоит отличие понятия «метод» от понятия «методики»?

9. Какие группы методов научных исследований Вы знаете?

10. Кратко охарактеризуйте общефилософские методы.

Хабермас рассматривает современность как «незаконченный проект» . Центральной проблемой продолжает оставаться рациональность . Утопическая цель заключается в том, чтобы максимально рационализировать так называемые им «систему», так и «жизненный мир». Т.е. есть «Система» - это государство и экономика (они действуют стратегически и рационально) И есть «Жизненный мир» - это частная жизнь людей и гражданское общество (они коммуникативны и подвержены морали).

  • Теория радикализированного модерна Гидденса

    Гидденс характеризует современную эпоху как радикализированный модерн, главной чертой которого является рефлексивность

    Гидденс рассматривает современность как «сокрушительную силу» , которая, в некоторой степени, не управляема.

  • Глобализация стала важнейшей проблемой для современной социологии. У Гидденса есть краткое определение глобализации: «Я определяю её как действие на расстоянии» . Или более развёрнутая дефиниция: «Глобализация есть интенсификация социальных отношений всемирного масштаба, которые связывают удалённые локальности таким образом, что события, происходящие в одном месте, формируются тем, что происходит за много миль от них, и наоборот». Глобализация Э. Гидденсом трактуется как естественное продолжение изначальных тенденций модернити. Глобализация по Гидденсу имеет пять составляющих :

  • Теории становления модерна в современной социологической теории

    Теории модерна в современной социологической теории появляются после теорий постмодерна как ответная реакция, на эти теории. Все теории модерна говорят о том, что, несмотря на появление «новой понятийности» и знаний, общество по-прежнему функционирует, опираясь на принципы эпохи просвещения. Модерн никуда не исчез и не заменен постмодерном! Общества по-прежнему классовые , капиталистические , индустриальные , промышленные , демократические ,массовые , оформленные в национальные государства. Современные общества представляют собой «новый модерн» , «исчерпанный модерн» , «радикализированный модерн» , «поздний модерн», но все же МОДЕРН .

  • Постмодернистская социология конца XX века.

    Концептуализация современности в постмодернистской социологии, осуществляющаяся через анализ изменения природы и функций научного знания, оформляет исследование природы «социального » и его трансформации и создание теории социального, где «социальное» - это масса, сопротивляющаяся любому упорядочиванию, любому социально трансформирующему разуму. Теория бесконечных «сетей взаимодействий» , в которые «пойман» индивид, сопротивляющийся любой упорядоченности , - вот образ социального и общества постмодернистской мысли.

  • Системная теория Н.Лумана. Основные понятия.

    Никлас Луман рассматривает общество как систему или "Общество общества " . теория Теория Лумана описывает процесс возникновения «Мирового общества» в качестве осевого для социального развития западной цивилизации как таковой.

    Луман использует такие универсальные - как для естественных, так и для социальных наук - ключевые понятия как аутопойесис , бифуркация , биологическая эволюция , хаос , система и функция , информация и коммуникация и описывает динамику эволюционирования всех важнейших сфер общества: Право и Политику, Науку и Образование, Религию и Искусство, Экономику и Любовь.

  • Теория конструктивистского структурализма П. Бурдье.

    П. Бурдье предложил использовать одновременно два принципиальных подхода при изучении социальных реалий.

    Первый - структурализм , который им реализуется в виде принципа двойного структурирование социальной реальности : а) в социальной системе существуют объективные структуры , независящие от сознания и воли людей, которые способны стимулировать те или иные действия и стремления людей; б) сами структуры создаются социальными практиками агентов.



  • Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные