Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные


Введение 3

    Понятие, признаки права и его роль в жизни общества 4

    Гражданские правоотношения: понятие, особенности,

    Принципы уголовного законодательства РФ.

Понятие, сущность и структура уголовного закона 14

    Задача 21

    Список литературы 22

Введение

Тема «права» актуальна в наше время, так как является основой практической юриспруденции, знание теории права развивает юридическое мышление. Право является системой норм, санкционированной государством, обязательной для исполнения всеми членами общества, оно закрепляет отношение собственности, регламентирует порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления, определяет меры борьбы с преступлениями и правонарушениями.

1. Понятие, признаки права и его роль в жизни общества.

Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством. В государственно- организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Конкретное определение права зависит от типа правопонимания, которого придерживается тот или иной учёный (то есть его представлений о праве). В то же время определения различных школ позволяют наиболее полно представить право. Поэтому для развития правовой науки особенно важен плюрализм, которого не всегда удается добиться в силу традиционной близости этой отрасли знаний к государственной власти.

Существенные признаки права.

Различные ученые выделяют различные признаки права, однако практически все теории признают следующие признаки:

    Нормативность. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством;

    Общеобязательность;

    Обеспеченность государством;

    Носит объективный характер;

    Формальная определенность - нормы права выражены в официальной форме;

    Неперсонифицированность и неоднократность действия норм права. Юридические нормы рассчитаны на неограниченное количество случаев применения. Не имеют конкретного адресата, обращены ко всем;

    Справедливость содержания юридических норм;

    Системность. Право - это внутренне согласованный, упорядоченный организм;

    Предоставительно-обязывающий характер. Одновременно предоставляет правомочия одному субъекту, а на другого возлагает соответствующую обязанность.

Функции права.

Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правового воздействия на общественные отношения.

Выделяют две группы функции права.

1. К общесоциальным относят, в частности:

а) экономическую функцию - например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию - право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) воспитательную функцию - право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

г) коммутативную функцию - посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

д) экологическую функцию.

2. Специально юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;

в) оценочная - позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:

а) общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;

б) межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;

в) отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);

г) функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих - в административном и др.

Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.

Роль в жизни общества.

Современные тенденции развития России придают особое значение ценности права. Изменение системы социальных ориентиров и потребностей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, а сообразует с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.

Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международною и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.

2. Гражданские правоотношения: понятие, особенности, содержании, участники.

Гражданское правоотношение и механизм гражданско-правового регулирования отношений. Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль здесь играет понятие гражданского правоотношения.

Гражданское правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права. В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения

Гражданское право имеет дело прежде всего с имущественными отношениями, лежащими в сфере экономического базиса общества. Одна из наиболее важных особенностей гражданского имущественного правоотношения состоит в том, что в нем отражается единство правовой настройки и экономического базиса, их связь и взаимоотношение.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля.


Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело… Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями.

ВИДЫ ИСКУССТВ

В зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусств.: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём; синтетическое - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. Каждый вид искусств непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все его виды имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка.

Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д.

С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт…

Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира,

каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными.

РОЛЬ ИСКУССТВА В ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ

Все виды искусств служат величайшему из искусств — искусству жить на земле.

Бертольт Брехт

Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Где и когда бы ни жил человек, даже на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился понять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок, а передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы.

Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь.

Искусство — это одна из важнейших ступеней в эволюции человека. Искусство помогает человеку смотреть на мир с разных точек зрения. С каждой эпохой, с каждым столетием оно все более и более совершенствуется человеком. Во все времена искусство помогало человеку развивать свои способности, улучшать абстрактное мышление. На протяжении столетий человек старался все сильней изменять искусство, улучшать его, углублять свои познания. Искусство — это великая тайна мира, в которой скрыты секреты истории нашей жизни. Искусство — это наша история. Порой в нем можно найти ответы на те вопросы, на которые не могут ответить даже самые древние манускрипты.

Сегодня человек уже не может вообразить себе жизнь без прочитанного романа, без нового кинофильма, без премьеры в театре, без модного шлягера и любимой музыкальной группы, без художественных выставок… В искусстве человек находит и новые знания, и ответы на жизненно важные вопросы, и успокоение от повседневной суеты, и наслаждение. Настоящее произведение искусства всегда созвучно с мыслями читателей, зрителей, слушателей. Роман может рассказывать о далекой исторической эпохе, о людях, совсем, кажется, другого способа и стиля жизни, но чувства, которыми проникались люди во все времена, понятны нынешнему читателю, созвучны ему, если роман написан настоящим мастером. Пусть Ромео и Джульетта жили в Вероне в далекие времена. Не время и не место действия определяет мое восприятие великой любви и верной дружбы, описанных гениальным Шекспиром.

Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Не-рли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей.

Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни.

Картины, музыка, театр, книги, фильмы дают человеку ни с чем несравнимую радость и удовлетворение, заставляют его сочувствовать. Исключите это все из жизни цивилизованного человека, и он превратится если не в животное, то в робота или зомби. Богатства искусства неисчерпаемы. Во всех музеях мира побывать невозможно, все симфонии, сонаты, оперы не прослушать, все шедевры архитектуры не пересмотреть, все романы, поэмы, стихи не перечитать. Да и ни к чему. Всезнайки на самом деле оказываются поверхностными людьми. Из всего многообразия человек выбирает для души то, что ему наиболее близко, что дает почву его уму и чувствам.

Искусство играет важнейшую роль в нашей жизни, помогая морально расти будущим поколениям. Каждое поколение вносит свой вклад в развитие человечества, культурно обогащая его. Не будь искусства, мы вряд ли бы смогли посмотреть на мир с разных точек зрения, по-другому, заглянуть за рамки обыденного, чувствовать немного острее. Искусство, как и человек, имеет много маленьких прожилок, кровеносных сосудов, органов.

Важным показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы личности находятся в центре правовой идеологии государства. В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом и получает всеобщую поддержку со стороны населения.

Содержание правосознания обусловлено его оценочным характером. Оно определяет прежде всего, какими должны быть действующие нормы права, и с этой целью соотносит их с реально существующими общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права должными нормами, то есть отвечают ли они тем или иным требованиям. И наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив его поведения. Правосознание воплощает взгляды, представления, убеждения относительно сущности и характера правовых институтов в обществе.

Регулятивная роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей добросовестно и сознательно, в силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло и формируется на протяжении всей человеческой истории. На его содержание, как одну из форм общественного сознания, оказывает воздействие ряд факторов: социально-политические, экономические, культурные и, конечно же, правовые. Оно не только взаимосвязано, но и теснейшим образом взаимодействует с политическим сознанием, моралью, искусством, религией, философией, наукой.

Таким образом, можно определить основные функции правосознания::

1. Познавательная, ей соответствует определенная сумма юридических знаний.

2. Оценочная, суть ее в определенном отношении личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики. Это отношения к праву и законодательству, к правовому поведению окружающих, к правоохранительным органам, к своему правовому поведению.

3. Регулятивная. Эта функция осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций.

1.2 Структура и основные виды правосознания

Структура правосознания - это его внутреннее строение, его составные элементы. В нем можно выделить правовую идеологию и правовую психологию. Правовая идеология - это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву. Примером теоретических концепций, являющихся ее составными частями, могут служить: теория о сущности и социальной ценности права, учение об индивидуальных правах личности, теория разделения властей и т.д.

В отличие от правовой идеологии, правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к действующему праву (например, неприятие беззакония, чувства справедливости, страха перед уголовным наказанием и т.п.). Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние явления. Правовая психология личности связана с внутренней мотивацией поведения.

Правовые чувства, эмоции в значительной мере формируются под влиянием общения с другими людьми. Находясь в том или ином окружении, человек подчас думает и чувствует иначе, чем если бы он был изолирован от других людей. Поэтому определение социально-ценностных ориентаций соответствующих групп (коллективов) имеет большое значение для выявления уровня правосознания конкретных индивидов.

В правовой психологии есть более и менее стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и всего, что вошло в привычку людей. Например, сложившиеся в обществе нравственные ценности служат ориентиром поведения. Подвижной частью правовой психологии можно считать настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив, отрицают что-либо. Но настроениями можно сознательно руководить, поскольку они поддаются идейному воздействию.

Важнейшее звено правовой психологии - самооценка личности, то есть умение критически оценивать свое поведение с точки зрения его соответствия требованиям действующего права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, наоборот, отрицательного отношения к ним.

Следует особо подчеркнуть, что правовую психологию нельзя рассматривать как нечто второразрядное по отношению к правовой идеологии. Это - две взаимодействующие части правосознания, оказывающие друг на друга значительное воздействие. От характера и уровня идеологической подготовки личности зависит, например, в какой мере она стремится контролировать свои эмоции и чувства. С другой стороны, развитие правовой идеологии тесно связано с правовой психологией. Правовая психология индивида во многом предопределяет выдвигаемые им идеи, а также отношение к существующей правовой идеологии .

С учетом изложенного правосознание можно определить как совокупность настроений и чувств, представлений, взглядов и теоретических концепций относительно сущности и содержания права, а также действий по реализации правовых норм.

С точки зрения уровня правосознания в нем можно выделить обыденное и теоретическое (научное) правосознание. Содержание обыденного правосознания определяется правовым опытом субъекта (имеющейся у него информацией о правовых нормах, способах разрешения правовых ситуаций и т.д.), а также обычаями, традициями, стандартами поведения, которыми он руководствуется. Это правосознание нельзя отождествлять с правовой психологией, так как оно включает и некоторые идеологические компоненты. Обыденное правосознание устанавливает лишь внешние связи между правовыми явлениями, рассматривает только отдельные факты правовой действительности, а не всю их сумму. Оно не способно проникнуть в сущность права, это своего рода здравый смысл в правовой сфере. Вместе с тем, непосредственно определяя поступки множества людей, это правосознание имеет громадное социальное значение. В отдельных случаях оно раньше, чем юридическая теория, поднимается до осмысления необходимости соответствующих преобразований в сфере права. С развитием общества обыденное правосознание все более обогащается за счет распространения теоретических знаний, повышения уровня научного осознания явлений правовой действительности.

Правосознание на теоретическом уровне характеризуется, прежде всего, тем, что оно концептуализировано, т.е. выступает в виде различных теорий и концепций. Теоретическое правосознание включает концепции о сущности права и взаимодействии его с иными социальными явлениями, о роли механизма правового регулирования в обществе и т.д. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворческой деятельности, служить совершенствованию юридической практики . Теоретическое правосознание складывается на основе глубоких правовых исследований и обобщений, знания закономерностей существования и развития механизмов социально-правовой действительности.

К теоретическому правосознанию можно отнести и профессиональное правосознание юристов, сущность и особенности которого конкретизируются в содержании правовой психологии и правовой идеологии этой группы населения. Профессиональная подготовленность для юриста имеет определяющее значение, так как от уровня его подготовки (компетентности) во многом зависит и применение правовых норм в юридической практике, и отношение населения к правоприменительной системе.

Классификацию видов правосознания можно сделать, исходя из того, кто является носителем правосознания. Различают индивидуальное, групповое (коллективное) и общественное правосознание. Правосознание индивида складывается как под влиянием тех многообразных отношений, в которые он вступает, так и под воздействием присущих ему психофизиологических особенностей. Различное социальное положение, разные уровни культуры, образования и т.п. предопределяют и отличия в уровне правосознания индивидов. У одних лиц оно может быть передовым, у других, напротив, отсталым. Групповое правосознание отражает специфику соответствующей социальной группы. Общность интересов всех членов данного коллектива, особое влияние в нем отдельных лиц (лидеров) обусловливают единообразное восприятие действующих норм права, одинаковые представления о должных нормах. В результате складывается свойственное именно данному коллективу правосознание.

Общественное правосознание отражает характер отношения к праву, сложившегося в обществе в целом. Общественное правосознание рассматривает право как социальную ценность, которая должна служить и действительно служит интересам всех и каждого.

Взаимодействие права и правосознания имеет сложный характер. Сложившиеся правовые нормы, а также практика их применения влияют на формирование того или иного отношения к действующему праву. В свою очередь, тот или иной уровень правосознания сказывается на характере правотворческой и правоприменительной деятельности. Правовые идеи, взгляды, представления являются непосредственным источником и двигателем правотворческой деятельности в обществе. Принимая юридическую норму, законодатель не только руководствуется своим правосознанием, но и учитывает наличный уровень правосознания масс, их представления о должном, справедливом, законном. Вместе с тем от уровня правосознания субъекта зависит его восприятие законодательства, конкретной правовой нормы (то, как он понимает ее цели, конкретные требования и т.д.). Высокий уровень правосознания граждан - гарантия того, что цели, требования правовой нормы, законодательства в целом будут восприняты адекватно.

Каждый из нас играет свою роль в этой жизни, навязанную нам другими людьми, либо выбранную нами самими. Эта тема достаточно интересная, потому я ее уже затрагивал в своих ранних статьях. Помимо психологического анализа, тема ролей обращает еще и философский взгляд на себя. Поведение человека не является загадкой, но и не изучено до конца, что придает такой науке как психология, большие перспективы. Вы только вдумайтесь в суть вопроса о ролях человека, которые полностью формируют его поведение. Не надо только путать роль с маской, которую человек сознательно может на себя нацепить, дабы казаться тем, кем он хочет казаться. Роли в отличии от масок, человеком практически не осознаются, они им в основном управляют, если конечно он не возьмет их под контроль. Роль – это рефлекс, реакция, как инстинкт, только с определенным подтекстом. В отличии от инстинкта, роль – это полностью продукт человека, это продукт внешней информации, которая переходит во внутреннюю суть человека. Чтобы было понятнее, давайте рассмотрим пример с несколькими ролями, которые управляют нашим поведением.

Допустим, вас обманули, и вы обижаетесь или злитесь, и вам кажется, что это вполне естественная реакция, которая должна быть в таком случае. Но это не так, это не естественная реакция, это ваша роль, и ей вы научились в процессе жизни. Кто-то научил вас испытывать обиду, злиться, переживать, ревновать, думать определенным образом и так далее. Все ваше поведение, это лишь смена ролей, согласно тем условиям, что вас окружают. А раз так, значит вы полностью предсказуемые и управляемые, чем разумеется можно пользоваться. И не надо думать, что это какой-то заговор группы лиц, которые пытаются подчинить вашу волю себе, это продукт социального происхождения, который возник в результате нашего взаимодействия. Ребенок берет пример с того что он видит, он культивирует то, чему его учат, ведет себя согласно окружению, полностью повторяя модель поведения других людей. Если бы он жил в лесу, подобно Маугли, тогда бы у него была роль соответствующая его окружению, он был бы диким и вел себя аналогично диким зверям. И большинство людей даже не понимают всей природы своего поведения, не говоря уже о способности им управлять.

В психике заключается великая сила, о чем еще говорил Карл Юнг, но взять эту силу под контроль чрезвычайно сложно. Например такая элементарная вещь как контроль собственных эмоций, требует от человека невероятных усилий. И роль требует того же, достаточно нацепить на человека униформу, и он уже олицетворяет себя с той личностью, которую ему навязали. Все роли навязываются, в социуме это вполне естественный процесс. Он отображает интересы социума и в какой-то степени интересы личности, только вот не всегда роль может быть уместной. Да и потом разве не интересно каждому из нас знать ту истину, которая имеет место в каждой конкретной ситуации?

Скажем отреагировали вы на ситуацию определенным образом, согласно реакции той роли, которую вы исполняли в это время. Но так ли должно было быть на самом деле, или быть может у этой ситуации, было иное решение? Этот вопрос тем более интересен, чем больше вы осознаете природу своего поведения. Самый простой способ к сознательности и определения себя как личности – это анализ каждого своего действия, каждого желания и поступка согласно ему. Вы должны пытаться понять, почему вы делаете то, что делаете, что толкает вас на это.

Если вы найдете исток этого толчка, вы поймете найдете и его природу, вы найдете ту роль, которая включается в вас в конкретной ситуации. Понять что она из себя представляет и что дает, уже вопрос технический, примеров аналогичного поведения вокруг вас предостаточно. Все роли идут из детства, и дополняются в течении всей жизни. Я считаю, что свобода человека определяется прежде всего свободой его разума, ничто так не угнетает человека, как роль угнетенного, которая давит на его психику. Одна большая роль которую мы все вынуждены играть – это роль жизни, ведь каждый из нас должен жить согласно задумке нашего создателя. И если роли являются неотъемлемой частью нашей жизни, лучше выбрать ту, что максимально приближена к совершенству.

Стать человеком просвещенным, может далеко не каждый, я не собираюсь философствовать на тему ролей, как собственно и в отношении всей психологии человека. Быть может я сделаю это в своих книгах, но сейчас могу сказать только одно, что каждому из нас под силу выбрать себе роль. Например вы можете не злится, а искать решение, не обижаться, а анализировать, не плакаться, а действовать и так далее. Зачем вам слабые роли, лучше уж быть сильным в этой жизни. Самый простой и примитивный способ определится с ролью – это самовнушение, это гораздо проще чем искать просветление, а результат придет быстро.

Роль – это определенное состояние психики в конкретный момент, и это состояние должно быть наиболее эффективным и адекватным действительности. Проще говоря правильно себя вести, это выходить победителем из каждой ситуации, к чему можно придти если работать над этим. Это не теория и не философия, это практическая часть жизни, роль которую вы сами себе выбираете, будет вашей сознательной ролью, и тогда вы будете ею управлять сами, в отличии от тех ролей которые управляют вашим поведением, находясь глубоко в подсознании.

Вспомните тот момент, те последние минуты перед выходом на сцену.

Говорят, все волнуются перед выходом, и это нормально. У кого-то подкашиваются коленки, у кого-то дрожит голос, кто-то храбрится и подскакивает, а кто-то делает вид, что спокоен. Большинство из нас играли эту роль начинающего ещё неопытного артиста и играли безупречно, во всех тонкостях, подключив физиологию. Мы играли её так, что сводило живот, проникновенно, до самого нутра отдавались этой роли. И в этой самобытности была красота жизни, красота человеческого, чисто человеческого.

Или вспомните моменты неудач, провалов, когда ничего не клеится, всё падает из рук, это ужасно раздражает, злит. Всё клокочет внутри. Как вы могли бы назвать эту роль?

Что такое роль?

Роль — в широком смысле, это описание ограниченного множества действий, выполняемых кем-то или чем-то в рамках определённого процесса.

Роль несёт с собой процесс, она в него вписана, она, в том числе, им формируется. Процесс — это сюжет, который состоит из фактов в определённой последовательности и определённого отношения к ним.

Каждая роль несёт в себе атмосферу, которая воздействует на ощущения, чувства, мысли, поступки и ценности героя.

Определение роли в искусстве.

Роль — игра актёра, воспроизводящая героя произведения.

Сейчас я предлагаю задуматься и представить вам две ваши основные роли. Попробуйте рассмотреть их во всех подробностях. Как они ведут себя, как относятся к вам, как вы относитесь к ним?

Роль полна переживаний, самых разных. Душа вливается в неё и начинает проявляться множеством граней.

Каждая роль имеет свои рамки и законы. Она обуславливает актёра, диктует свои правила. Драматическая роль не может иметь героических черт, это будет уже другая роль. Чаще всего мы чтим эти рамки и законы. Для роли они не видимы, естественны как дыхание или сила притяжения земли. Может быть только так, а не иначе. Всё в роли прописано. Если ты меланхоличный доктор, потерявший смысл жизни, ты им и должен оставаться до конца спектакля. Я, конечно, тут упрощаю. В жизни всё сложней.

Роль обуславливает. Часто актёр не может попрощаться или снять с себя роль тогда, когда не доиграл на полную глубину своих способностей. Она просится, лезет, захватывает взгляд актёра, его жесты, слова, диктует ему тот способ, которым нужно говорить и как нужно относиться к самым разным вещам.

Например, образ непризнанного гения.

Первая его особенность, которая бросается в глаза, это отсутствие признания. Актёр, будучи в этой роли, везде её видит, а те моменты, когда его признают, он не замечает, не верит и игнорирует. Признание находится за рамками мира, в котором может существовать, жить непризнанный гений.

Актёр поглощён ролью, когда не до конца её осознаёт. Осознав же, он может творчески подходить к проявлению роли, увеличивая её глубину, делая её более объёмной и индивидуальной. У каждого свой Гамлет и своя Сонечка Мармеладова.

Предвещая некоторые вопросы, хочется выделить две разновидности ролей:

  1. Роль, как защита. В этом случае истинная цель роли всегда скрыта. Данная роль находится на службе вторичных выгод актёра. Такая роль отчасти похожа на архетип "Персона" из учения Юнга. Она скрывает истинное желание той роли, которая не проявлена, сокрыта, но которая руководит процессом. В этом случае актёр обусловлен как раз этой непроявленной ролью, а не той, которая выставляется на передний план. Как уже становиться видно, в этой роли есть расщепление. Такую роль играют фальшиво, хотя и профессионально. У зрителя остаётся какой-то осадок, что-то неясное. "Как-то он мутно себя ведёт", "С ним нужно быть настороже", "Я не понимаю, чего он хочет на самом деле. Говорит одно, а делает совсем другое ". Под ролью как защитой скрывается роль хитреца, манипулятора, контролёра. О таких ролях написано много в разного рода психологической литературе. Я хотел бы сосредоточить ваше внимание на другом.
  2. Роль, как созидание души. Тут всё совсем наоборот.

Во-первых, роль эта не полностью контролируется актёром, она выходит из его нутра. С ней нужно договариваться, чтобы войти в творческое взаимодействие, иначе она захватит актёра целиком. Данная роль даёт ощущение сопричастности, она, в отличии от предыдущей роли как защиты, налаживает связи, разворачивает миры, творит и верит. Её желание не ограничивается контролем, в таких ролях раскрывается возможность широчайшего спектра переживаний.

Но переходим к главному действующему лицу.

Главные черты актёра — это кураж и эстетическое чувство. У актёра есть только одно желание — играть. И чем больше ролей, тем интересней. С помощью игры он познаёт этот мир.

Актёру тяжело без эстетического чувства. Если его нет, то он будет плохим актёром, может совсем уйти со сцены или запереться в рамки одной роли, так и не увидев богатство души. Что я подразумеваю под эстетическим чувством? Способность видеть красоту во всём. Во всей этой противоречивости, неоднозначности, конфликтности и сложности жизни. Чем она сложней и противоречивей, тем сильнее актёр чувствует себя сопричастным своему спектаклю жизни. Есть такое сленговое выражение в среде психоаналитиков "аналитическое ухо". Это такой способ слушать речь другого. Его можно включать на работе и выключать, когда выходишь из кабинета. Если это не делать, то могут возникать курьёзы или даже конфликты. А у актёра есть особый Эстетический Взгляд на всё происходящее. И это не просто "наблюдающее эго", о котором говорил Фрейд. Наблюдающее эго пытается понять, разобраться и овладеть. Эстетический Взгляд актёра скорее схож с имагинальным эго Хиллмана (о нём можно почитать в книге Хиллмана "Миф анализа"). Имагианльное эго это посредник между миром образов и реальностью, в его компетенции не входит власть и рациональное понимание происходящего, а восприятие красоты жизни и трансляция внутренних образов. В плане красоты есть тонкий момент, имеется в виду не красивая сторона реальности, а восприятие реальности самой по себе как красивой, прямо такой, какая она есть.

Доступ к эстетическому взгляду может дать кинематограф, особенно документалистика и фильмы в реалистическом жанре. В данном случае этот взгляд принадлежит камере оператора. Эстетический взгляд актёра является благоприятной площадкой позволения для всех возможных образов, возникающих в нашем воображении.

Архетипом, олицетворяющим актёра, является трикстер. У него есть способность перевоплощаться. Он занимает такую позицию, в которой может быть любым.

Этот архетип проявляется самым разным способом, и даже можно выделить уровни проявления архетипа, начиная с инфантильного ребёнка и заканчивая великим комбинатором. Трикстер имеет, как и любой архетип, свои светлые стороны и теневые стороны. Чем больше он вытесняется из сознания, тем больше растёт его теневая сторона. У чрезмерно серьёзных и властных людей в тени часто сидит маленький ребёнок, который хочет всё разрушить и начать, наконец, творить что-нибудь интересное и совсем бесполезное, ну, может, и полезное.

Трикстер находится на границе миров.

Трикстер — фигура неоднозначная, он может быть хорошей прививкой от заскорузлых жёстких убеждений и представлений о мире и о себе.

Одной из ипостасей Трикстера является Джокер. Этот архетип даёт ощущение "своей игры", он постоянно выводит систему из равновесия, проявляет на сцене самые неожиданные архетипы. Простую жизнь он делает сложной, чрезмерно сложную — простой, он сталкивает противоречия и ведёт своей утончённой дорогой к постижению тайны жизни. В большинстве карточных игр Джокер может исполнять роль любой другой карты, как и в простом ходу, так и при составлении комбинаций. Наглядное олицетворение позиции актёра.

Уровень мастерства актёра зависит от многих факторов.

Основной из них — это масштаб игры. Чем выше риск, тем больше азарт и включённость. То, насколько сильно готов актёр рисковать, показывает уровень его преданности Игре с большой буквы. В игре можно выиграть или проиграть. Тут мы прикасаемся к теме нарциссизма. В профессии актёра самолюбование и выставление себя напоказ является неотъемлемым бонусом.

Так вот для нарцисса проигрыш переживается очень тяжело, также как и потерять своё лицо, то есть тот образ (или роль), с которым он слился. Но если нет риска проиграть, то неоткуда взяться азарту. Роли застывают в нас благодаря нарциссу. Нарцисс находится на стороне наслаждения, Джокер же на стороне желания. У Нарцисса всё есть, и это нужно сохранить и сделать ещё совершеннее, Джокеру постоянно чего-то не хватает, поглощённый собственным куражом, он находится в постоянном поиске. Нарцисс же очарован собственной ролью! В этом смысле Джокер отстаивает реальность.

Поэтому проигрыш не выносим, он показывает Нарциссу его собственную нехватку. Напоминает ему то, что он не так уж и совершенен. Джокер, как способность посмеяться над собой, является прекрасным лекарством от нарциссизма.

Другой фактор — это глубина игры, способность вживаться в роль и проживать её на всю полноту собственных возможностей. Тут можно вспомнить, что роль несёт в себе сюжеты и атмосферы, которые имеют огромную глубину. А что нас ждёт на дне? Связь с общечеловеческим.

Используя метафору мастерства в исполнении роли, можно подойти к рассмотрению причин невроза. Человек приходит с каким-то запросом, потому что пора переходить на другой уровень взаимодействия с тем или иным архетипом, открыть для себя следующий сундук с ролями, которые по своей мощи и накалу намного сильнее, но структурно могут относиться всё к тому же архетипу, который и вызывает невротические симптомы.

Отставим пока в сторонку Джокера.

Пример. С другим архетипом.

Приходит человек с запросом и начинает говорить что-то очень сумбурное, невнятное, перескакивая с темы на тему, в основном говорит не о себе, а о других людях, о том, как он беспокоится за свою жену и за детей, и вот надо что-нибудь такое сделать, чтобы им всем стало легче. При этом о себе он толком сказать-то ничего не может: ни о своих желаниях, ни о том, что он любит делать, ничего, пусто. В процессе беседы он проговаривается о том, что ему этого ничего нельзя, раз рядом люди "страдают". Налицо Кронос в его детском варианте. С одной стороны, полнейшее несоблюдение и непонимание границ себя и других людей, с другой стороны, множество самоограничений. В процессе работы и прояснения отношений с данным архетипом уровень проявления основной жизненной роли человека изменился полностью. Он увидел, наконец, свои желания и получил к ним доступ, с одной стороны, и увидел границы собственной ответственности, с другой.

В Архетипическом Театре тоже есть актёры, которые проживают определённые роли. Та или иная роль в АТ выбирается не случайно, а по резонансу с человеком, которого выбрали на неё. Находясь в роли, он может прожить её намного интенсивнее, чем делает это в повседневной жизни. Будучи прожитой, роль уходит, освобождая место для следующей. Актёр Архетипического Театра за один процесс может прожить и пять, и десять ролей, которые перетекают из одной в другую, показывая всё новые пласты, которые скрывались за ролью первоначальной. Например, фигура внутреннего мужчины в начале театра могла чувствовать себя забитым мальчикам, затем преобразиться в пьяного подростка, далее в агрессивного война, и под конец в умиротворённого монаха, а в итоге стать просто созревшей силой действовать.

Что хотелось бы сказать в завершении.

Карл Густав Юнг как-то сказал: "То, что мы не осознаём, становится нашей судьбой".

Достаточно распространён в наше время культ осознания. Мол, осознал и освободился от этой очередной роли, которая сковывала. Такие попытки выйти из игры, которые сами по себе являются ловушкой, идут не на пользу Душевной жизни. ИМХО, осознание той или иной роли даёт возможность сотворчества с миром, и важно делать на этом акцент, а не на освобождении.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные