Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные



Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности

Дедовщи́на - наиболее распространенная форма неуставных взаимоотношений - представляющая собой нарушение уставных правил отношений между военнослужащими срочной службы, основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и сроку службы.

Идеологическую основу дедовщины составляют традиции, обычаи и обряды, передаваемые от призыва к призыву. Зачастую указанные традиции и обряды сопряжены с фактами унижения чести и достоинства военнослужащих позднего призыва военнослужащими призыва более раннего. Нередко, с целью поддержания авторитета и понуждения "молодых" к выполнению определенных хозяйственных работ, в отношении последних может применяться психологическое или физическое насилие. Имеют место случаи , когда в результате побоев военнослужащим были причинены тяжкие либо средней тяжести телесные повреждения. В исключительных случаях, бывают и летальные исходы.

Особенности как правонарушения

Следует принимать во внимание, что неуставные взаимоотношения понятие более широкое, чем "дедовщина". Неуставные взаимоотношения включают в себя весь спектр отношений между военнослужащими, которые не описаны в общевойсковых уставах (в том числе отношения начальник-подчиненный, подчиненный-начальник). "Дедовщина" в узком понятии охватывает только те нарушения уставов, которые связаны с взаимоотношениями между военнослужащими старшего и младшего призыва.

Кроме того, современная наука уголовного и административного права различает преступления, совершенные в рамках так называемых "дедовщины" и "казарменного хулиганства". Отличительным признаком является субъективная сторона правонарушения. В первом случае умысел правонарушителя направлен на утверждение своего статуса как старослужащего, принуждение молодого солдата к выполнению хозяйственных работ, совершению определенных ритуалов, связанных с традициями "дедовщины" и т.п. Во втором случае противоправные действия правонарушителя мотивированы личными неприязненными отношениями, межнациональной, межэтнической, религиозной неприязнью, имущественными взаимоотношениями, внезапно возникшими неприязненными отношениями и т.п. (комментарий уголовного кодекса к статьям, предусматривающим ответственность за преступления против личности, чести и достоинства; Ведомости Верховного Суда СССР, Верховного Суда Российской Федерации (судебная практика)). okefjkow Таким образом, нарушения в рамках "дедовщины" уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, не состоящими в отношениях подчинённости, можно квалифицировать как посягательства военнослужащих более старшего призыва на права, честь, достоинство и личную неприкосновенность военнослужащих младшего призыва.

Часто явление дедовщины обусловлено непосредственно соотношением физической и духовной силы «дедов, дедушек, ветеранов, старых, дембелей (господ)» и «чертей, духов, душар, чекистов, чека, салабонов, дрищей, молодых, слонов (рабов)».

Дискриминация военнослужащих по национальному, расовому, этническому и религиозному признаку под понятие "Дедовщина" не подпадает, так как в данном случае не принимается во внимание такой основной критерий "дедовщины" как разница в сроках службы между нарушителем и потерпевшим.

Это явление называется "землячество".

Один из негативных факторов существования "дедовщины" как явления состоит в том, что данная армейская субкультура серьёзно подрывает авторитет армии среди молодёжи призывного возраста и является одной из причин уклонения от военной службы.

Подобное явление, правда, выраженное не столь ярко, как в Армии, также наблюдается в школах, интернатах и других социальных учреждениях. Жертвами обычно становятся физически более слабые, неуверенные в себе или просто младшие по возрасту дети.

Ответственность

Нарушения уставных взаимоотношений по степени общественной опасности делятся на

  • дисциплинарные проступки;
  • уголовные преступления.

К последней категории относятся нарушения, с объективной стороны подпадающие под диспозицию действующих статей Уголовного Кодекса (нанесение побоев, истязания, действия, грубо оскорбляющие человеческое достоинство, грабеж, разбой, мошенничество и др.). Ответственность наступает в общеуголовном порядке. Действия военнослужащего, допустившего неуставные отношения, которые не подпадают под понятие преступления, следует расценивать как дисциплинарный проступок (нарушение порядка заступления на смену в наряд, принуждение к выполнению хозяйственно-бытовых работ (если не связано с физическим насилием), принуждение к выполнению неуставных ритуалов (так же без физического насилия) и т.п.). В данном случае ответственность наступает в соответствии с требованиями Дисциплинарного Устава Вооруженных Сил.

История

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован ещё в 1919 году . Трое старослужащих 1-го полка 30-ой дивизии забили до смерти своего сослуживца - красноармейца Куприянова, уроженца Балаковского уезда Саратовской области 1901 года рождения по причине того, что молодой боец отказался за «дедов» выполнить их работу. По законам военного времени, виновные в смерти солдата были расстреляны.

Вопрос обсудили на заседании Политбюро, и решение было найдено. В армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что ранее было совершенно исключено. Идеологически это выглядело как исправление оступившихся сограждан. Однако на деле всё происходит иначе: внутренняя жизнь армии изменяется в худшую сторону. Вместе с уголовным элементом в казармы приходят уголовные порядки, в солдатскую речь проникает воровской жаргон. Копируя тюремные порядки, бывшие уголовники вводят ритуальные унижения и издевательства.

Также, к концу 60-х годов в Вооруженных Силах не осталось командиров, участвовавших в Великой Отечественной войне и из личного опыта знающих, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении - залог их собственной жизни.

Описание явления

Дедовщина заключается в наличии неофициальных иерархических отношений, параллельных основным формальным. Как правило, сопровождается унижением человеческого достоинства и физическим насилием (рукоприкладством). Непосредственными жертвами явления становятся члены коллектива, имеющие по тем или иным причинам низкий статус в неофициальной иерархии (статус может определяться стажем, физическими, психофизиологическими особенностями, национальной принадлежностью и тому подобное). Основой статуса является физическая сила и конфликтоустойчивость (умение настоять на своём). При этом дедовщина может являться вспомогательным инструментом в руках начальствующего состава, который может большую часть своих обязанностей по поддержанию порядка переложить на лидеров неформальной иерархии , взамен предлагая им некие блага (внеочередные увольнения, снисходительное отношение к проступкам, уменьшение физической нагрузки и другие). Последнее получило более широкое распространение в результате изменений, внесённых в армейские уставы после распада СССР в ходе армейских реформ, когда командиры подразделений фактически лишились возможности дисциплинарно воздействовать на военнослужащих срочной службы в рамках устава.

Проявления дедовщины могут быть очень разными. В мягких формах она не связана с угрозой жизни и здоровью или серьёзным унижением достоинства: новобранцы выполняют хозработы за старослужащих и, время от времени, их бытовые поручения. В своём крайнем выражении дедовщина доходит до группового садизма, когда новобранцев вынуждают полностью обслуживать «дедов» (например, стирать их бельё), отбирают деньги, вещи и продукты питания, подвергают систематическим издевательствам и даже пыткам, жестоко избивают, нередко нанося тяжкие телесные повреждения. В последнее время очень часто распространено вымогательство денег, для зачисления их на счет сотового телефона. Новобранцев заставляют звонить домой и просить у родителей пополнить счет "деда" или купить ему карточку пополнения счета, которая потом пойдет на все тот же счет. Зачастую военная часть не сильно отличается от «зоны». Дедовщина является основной причиной регулярных побегов солдат срочной службы из частей и высокого уровня самоубийств среди них. Кроме того, с дедовщиной связана значительная часть насильственных преступлений в армии: в одних случаях это выявленные и доведённые до суда преступления «дедов», в других - ответные действия новобранцев. Известны случаи, когда новобранец, впервые заступивший в караул с боевым оружием, немедленно расстреливал своих сослуживцев, которые перед этим над ним издевались.

Иерархические ступени

Значение терминов может варьироваться от традиций рода войск или воинской части.

Основные определения на армейском сленге для военнослужащих по сроку службы:

  • «Запахи», «Дрыщи», «Духи бесплотные» - военнослужащие, которые проходят карантин до присяги.
  • «Духи», «Салаги», «Бобры», «Салабоны», «Васьки», «Отцы», «Малыши», «Ежи», «Воробьи (ВВ)», «Чеки (ВВ)», «Чекисты (ВВ)», «Караси (флот.)» - военнослужащие, прослужившие до полугода.
  • «Слоны (ВДВ)», «Помоза», «Шнурки», «Вороны (ВВ)», «Борзые караси (ВМС)», - военнослужащие, прослужившие полгода.
  • «Черепа», «Черпаки (ВВ)», «Годки (ВМС)», - военнослужащие, прослужившие один год.
  • «Деды» - военнослужащие прослужившие полтора года. От устойчивого термина «дед» и происходит название явления.
  • «Дембеля», «Граждане (ВВ)» (считаются уже почти гражданскими): военнослужащие срочной службы, после выхода приказа об увольнении в запас.

На флоте: «Дух» соответствует сухопутному «Дух», «Карась» - «Шнурку», «Борзый карась» - «Черпаку», и соответственно «Годок» - «Дед», поэтому на флоте «Дедовщина» называется «Годковщиной».

Смена уровней иерархии

Переход с одного иерархического уровня на другой осуществляется во время ритуала «перебивания», «перевода». Солдат, не пользовавшийся уважением своих сослуживцев или нарушавший принципы дедовщины может остаться «неперебитым» - в этом случае он не имеет права на привилегии более высоких уровней неофициальной иерархии, а приравнивается к «духам» или даже «запахам», но это случается нечасто.

Переход на следующий уровень сопровождается сильным физическим воздействием: удары ремнем (бляхой) по заду переводимого (на флоте или табуретом). Количество ударов разное для разных ступеней (например, переводимому из «черпаков» в «деды» полагается больше ударов, чем переводимому из «чекистов» в «черпаки»). Перевод в высшую касту из «дедов» в «дембеля» носит символический характер, без применения физического воздействия: будущего дембеля «бьют» по заду ниткой сквозь слой матрасов и подушек, а за него «кричит от боли» специально выделенный «дух». За заслуженные к моменту «перевода» лычки (звание ефрейтора или сержанта) полагаются дополнительные удары.

Как правило, «перевод» происходит в первую же ночь после выхода приказа Министра обороны «Об увольнении в запас…» (обычно - 27 сентября и 27 марта), но может и откладываться на несколько дней, так как командование любой части прекрасно осведомлено о процедурах «перевода» и зачастую в первые дни и ночи после выхода «Приказа…» особенно сурово следит за соблюдением Устава.

Места бытования

Обычно полагают, что наиболее злостные формы дедовщины характерны для «второсортных» частей и родов войск, в особенности для стройбата , но факты дедовщины нередко вскрываются в частях и соединениях, считающихся «элитными». В погранвойсках дедовщина традиционно значительно менее распространена «… данное печальное явление почти не коснулась погранвойск» Материалы семинара «Истоки дедовщины в российской (советской) армии». (отчасти потому, что бойцы получают в руки боевое оружие). Кроме того, дедовщина крайне не распространена в действующих авиачастях, но не потому что солдаты всех сроков часто летают на одном самолёте (если они и летают, то только в качестве десанта либо объекта перевозки), а потому что военнослужащих срочной службы в авиационных частях очень мало.

Известны также этническая дедовщина, и даже «дедовщина» в женских общежитиях (в силу иного пола - может носить название «бабовщина») и так далее.

При достаточно значительном распространении в СССР , в войсковых подразделениях РФ и в армиях стран-участников СНГ дедовщина представляет собой многоуровневое социально-психологическое явление, фактически представляющее собой армейскую субкультуру, требующее изучения со стороны экспертов различных дисциплин.

Причины появления

Существуют различные точки зрения на причины возникновения дедовщины. По мнению некоторых экспертов, происхождение дедовщины напрямую связано с практикой призыва в армию СССР заключённых из тюрем . Если так, то в довоенной РККА (а до этого в армии дореволюционной России) дедовщины не было, и она ведёт своё начало с 1942-43 гг. Именно тогда в действующую армию стали призывать заключённых, которые и внесли часть своей «зоновской» субкультуры в Советскую Армию . Существует также мнение, что «старт» дедовщине был дан в 1960-е годы, в момент сокращения срока службы в Советской Армии (с трёх до двух лет в сухопутных войсках и с четырёх до трёх в ВМФ), когда старослужащие, вынужденные дослуживать свои три или четыре года, начали вымещать зло на пришедших новобранцах, которым предстояло служить на год меньше. Окончательно дедовщина как явление приобрела свой настоящий вид в конце 80-х - начале 90-х годов и во время разрухи первых годов независимости постсоветских государств, когда беспорядок и запущенность армии достигли апогея.

Высказывается мнение, что появление дедовщины в той или иной форме является закономерным при наличии ряда провоцирующих факторов, среди которых можно отметить следующие:

  • Закрытость сообщества, невозможность легко покинуть его, тем более - принудительность нахождения в сообществе (в армии - служба по призыву).
  • Недостаточно комфортные условия проживания (теснота, отсутствие горячей воды и прочих удобств цивилизованного общежития).
  • Отсутствие внутренних механизмов, предназначенных для защиты одних членов сообщества от агрессии со стороны других (в армии - за порядок официально отвечают офицеры , фактически они выполняют эту функцию настолько, насколько хотят).
  • Культивируемое в сообществе представление об аморальности противодействия насилию с помощью обращения к органам охраны правопорядка или лицам, выполняющим их функции. Проще говоря, представление о том, что «стучать» - подло. В армии - жалоба офицеру на старослужащего, избившего новобранца, автоматически делает этого новобранца «изгоем» среди своего призыва, и, прежде всего, в своих глазах. Однако некоторые считают, что лучше быть «изгоем», чем подвергаться физическому и психологическому насилию. Каждый сам выбирает, как ему поступать в зависимости от конкретных обстоятельств. От тюремных выражений человека награждают кличкой «козёл».
  • Необходимость выполнения работ, не относящихся к непосредственным целям и задачам сообщества, но отнимающих время и не являющихся популярным (в армии - хозработы). Существует противоположная точка зрения, согласно которой дедовщина развивается в условиях лишнего свободного времени у военнослужащих, и что новобранцу лучше заниматься хозработами, чем сидеть в казарме и быть объектом иерархических экспериментов «дедов».
  • Незаинтересованность руководства в поддержании порядка. В армии офицеры часто поддаются искушению отстраняться от текущей работы, перекладывая её на «дедов».
  • Оценка деятельности руководства по отсутствию официально зарегистрированных происшествий (в армии - даже явные преступления на почве дедовщины предпочитают скрывать, поскольку за выявленные случаи командиров подразделений наказывают). Тем не менее, поскольку следствием дедовщины нередко бывают самоубийства (часто являющиеся следствием унижения, гораздо реже - изнасилования), то факты дедовщины «всплывают», и проводится разбирательство с участием армейской прокуратуры .

Преодоление дедовщины

Несмотря на то, что дедовщина имеет много объективных предпосылок, известны случаи (Приволжско-Уральский военный округ), когда младший призыв создавал организацию, своего рода "профсоюз", и при поддержке командования подразделения избавлялся в целом от проявлений дедовщины. Валерий Мирошников. Преодоление Дедовщины. Опыт 2008 г. (2008). Проверено 2 апреля 2009.

Отражение в художественных произведениях

Дедовщина в кино и литературе

Дедовщина получила большой общественный резонанс в СССР в период так называемой гласности после публикации в году повести Юрия Полякова «Сто дней до приказа» (написана в ). Это произведение было посвящено острым социальным проблемам в армии, до того времени находившимся под негласным табу . В дальнейшем повесть была экранизована под тем же названием.

Ниже представлен неполный перечень фильмов, в которых в той или инной степени отражена (в т.ч. в пародийном стиле) проблема дедовщины:

  • В художественном фильме «ДМБ: Армейская байка » () режиссёра Романа Качанова предпринята попытка комедийными средствами снять социальное напряжение, вызванное в российском обществе дедовщиной и реакцией на неё со стороны солдатских матерей. Фильмы «ДМБ-2» () и «ДМБ-3» () снискали у зрителя гораздо меньший успех.

Примечания

  • Землячество - вариант дедовщины, основанной не на иерархии срока службы, а на принадлежности определённой группировке солдат в одном подразделении, которых призвали на службу из одного города, области или республики. Часто эти солдаты одной национальности. Не всегда эта группировка составляет большинство, но всегда она выступает единым фронтом, сообща, и они подминают под себя силой всех других солдат и диктуют свои правила, которые «неземляки» обязаны соблюдать.
  • Один из вариантов армейского, флотского фольклора в 80х-90х годах XX века, так называемая молитва или колыбельная для «деда», исполняемая обычно «духом», «салабоном» стоя на тумбочке или пирамиде из табуретов («баночек»), в ночной час, после «отбоя», когда отцы-командиры покидали расположение роты. Описаны случаи, когда новобранцы изображают ночью для "дембеля" отъезд на родину - раскачивают кровать и изображают звуки поезда.

Зарубежные аналоги

  • Hazing(англ.)
  • Fagging(англ.)
  • Ragging(англ.)
  • EK-Bewegung(нем.)

25.08.10 Министерство обороны выпустило памятку, заведомо готовя новобранцев к службе не по уставу
Из досье "НВО"

Дедовщиной в Вооруженных силах СССР, а в настоящее время в ВС РФ и в ряде армий стран СНГ называется наиболее распространенная форма неуставных отношений, представляющая собой нарушение уставных правил взаимоотношений между призванными на службу военнослужащими и основанная на неформальном иерархическом делении солдат и сержантов по призыву и сроку службы.

Идеологическую основу дедовщины составляют традиции, обычаи и обряды, передаваемые от призыва к призыву. Очень часто действующие в ее рамках традиции и обряды сопряжены с фактами унижения чести и достоинства военнослужащих более позднего призыва. В современных условиях разница в сроке службы не может составлять более полугода. Однако и эта позитивная перемена последнего времени не избавила армию от дедовщины. По-прежнему для поддержания авторитета старослужащих и понуждения молодых к выполнению определенных хозяйственных работ к ним применяются психологическое давление и физическое насилие. Имеют место факты, когда в результате побоев военнослужащим были причинены тяжкие телесные повреждения или телесные повреждения средней тяжести. В некоторых случаях дедовщина приводила и к летальным исходам.

В рамках проводимого с начала августа «месячника сплочения воинских коллективов» Министерство обороны РФ, видимо, исчерпав все свои возможности по искоренению в армии зла, именуемого дедовщиной, решило переложить на плечи новобранцев свои функции по обеспечению их безопасности. Воспитатели военного ведомства стали раздавать новообращенным бойцам памятки, в которых перечисляется целая куча рекомендаций о том, как молодые воины должны сами себя защищать от этой напасти.

Суть инструкций, как это ни странно, сводится к тому, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». В этих документах обозначены рекомендации, строго следуя которым, молодым воинам якобы удастся полностью избежать бесчинств ретивых «дедов», воспользоваться их полной беззащитностью и свести к минимуму возможные последствия их нападений. Прежде всего, разумеется, новобранцам рекомендуют в любых складывающихся обстоятельствах строго следовать нормам российского законодательства, неукоснительно выполнять требования воинских уставов, указания командиров и начальников, а также не давать поводов для унижения и шантажа со стороны старших товарищей по службе. Что ж - преамбула вполне понятная и так сказать традиционная, можно скзаать - привычная. А вот дальше…

В памятке сформулировано несколько правил, следуя которым, рядовой может избежать дедовщины или предельно ослабить все возможные тяжелые последствия наступлений старослужащих на его свободы. Воспитатели рекомендуют прибывшим на службу солдатам не делать ничего такого, «за что потом будет стыдно». «Если вы оказались в ситуации, когда вас пытаются унизить, оскорбить, а убедившись, что вы из тех, кого легко взять на испуг, угрожают физической расправой, не подавайте вида, что вам страшно», - рекомендуют составители документа. Они глубоко убеждены в том, что именно такое поведение новобранцев якобы поможет им в моральном смысле стать на голову выше своих обидчиков и одержать «психологическую и нравственную победу» над ними.

Наставники защитников Отечества советуют им укреплять свой боевой дух и уже после этого начинать искать действенные способы личной защиты. «На обострение не идите, постарайтесь вразумить негодяев словами», - советуют творцы памятки. Однако они, не исключая возможности физических столкновений, советуют бойцам все же до конца оставаться мужчинами и отстаивать свои права даже кулаками, но при этом не превышать установленных законом мер необходимой самообороны. Поэтому молодых солдат призывают не использовать оружие для наказания своих обидчиков.

О том, что призывникам начнут раздавать памятки с правилами действий при проявлениях дедовщины, стало известно в начале августа этого года. Как недавно сообщали информационные агентства, все это действо, связанное с просвещением молодых солдат по поводу неуставных отношений, происходит в рамках так называемого месячника сплочения воинских коллективов, который организован под эгидой Минобороны и будет проходить в течение всего августа.

Об этой акции Министерство обороны РФ и Главная военная прокуратура объявили в начале текущего месяца. Чиновники этих ведомств заявили, что они научат солдат противостоять дедовщине, а военачальникам всех степеней привьют необходимые навыки для эффективного улаживания конфликтов, возникающих в армейских коллективах.

В сообщении управления пресс-службы и информации МО РФ говорится, что «в ходе проведения месячника будут проведены методические занятия с должностными лицами командного состава всех уровней по профилактике правонарушений насильственного характера, в том числе и по разрешению конфликтных ситуаций между военнослужащими в многонациональных воинских коллективах». В сообщении также говорится об уже упоминавшихся памятках, содержащих алгоритм действий в «различных ситуациях повышенного риска совершения со стороны сослуживцев противоправных действий насильственного характера», указываются варианты связи с командирами подразделений, военными судами и военной прокуратурой и даже контактные телефоны.

РАЗМЫШЛЕНИЯ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ И ПРОКУРОРА

В середине июня этого года бывший генерал армии, статс-секретарь - заместитель министра обороны РФ Николай Панков на совместном заседании коллегий Минобороны, Генпрокуратуры, Министерства образования и науки и Министерства спорта и туризма одной из главных причин проявлений дедовщины в российской армии назвал «навыки общения», полученные призывниками в неформальных молодежных группировках экстремистского толка.

Он отметил, что сегодня в России насчитывается около 150 таких группировок, которые расположены главным образом в крупных городах, но подчеркнул, что их влияние может распространиться на всю Российскую Федерацию.

По утверждению замминистра, особенно высокий уровень преступности проявляют новобранцы, прибывающие в ряды Вооруженных сил из Пермского и Приморского краев, Саратовской, Нижегородской и Калининградской областей, а также из Северной Осетии и Бурятии. Назвал Панков и регионы, призывники из которых оказываются негодными к военной службе из-за употребления наркотиков. К ним относятся Краснодарский край, Московская, Кемеровская, Свердловская и Амурская области, а также Башкирия.

В 2009 году, по данным статс-секретаря, ограничено или совсем не годными к военной службе были признаны более 3 тыс. россиян. «Диагноз наркомания, к великому сожалению, становится привычным фактором для призывных комиссий субъектов Федерации», - заявил Панков.

А генеральный прокурор РФ Юрий Чайка отметил, что за последние 20 лет число годных к военной службе мужчин призывного возраста сократилось почти на треть. По его словам, уровень физической подготовки многих призывников по самым различным причинам полностью не соответствует требованиям военной службы. Однако он подчеркнул и тот факт, что в последнее время среди молодых российских граждан наблюдается повышение интереса к службе в рядах Вооруженных сил. Эту тенденцию генпрокурор считает весьма положительным сдвигом в настроениях российской молодежи.

Еще не надевших форму призывников уже предупреждают о скорой встрече с «дедами».

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

Между тем один из чиновников Минобороны в беседе с обозревателем «НВО» отметил, что в проблеме неуставных отношений существует очень много сложностей. Он отметил, что взаимоотношения в замкнутых коллективах, называемые сегодня дедовщиной, имеют очень давние традиции. «Если мне не изменяет память, подобные явления наблюдались еще в XVI-XVIII веках в Итонском колледже в Англии. Там власть соучеников над своими товарищами по партам была еще более жестокой, чем беспредел их учителей, которые были крайне жестоки», - сказал собеседник.

В середине XIX века в самом привилегированном военно-учебном заведении Российской империи - Пажеском корпусе, как свидетельствует Петр Кропоткин, тоже царили весьма жесткие нравы. Старшие воспитанники, камер-пажи, «собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке». Одни камер-пажи стояли в круге, другие - вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков.

В начале XX века, как писал князь Владимир Трубецкой, в Николаевском кавалерийском училище тоже практиковалось издевательство старших над младшими: «От младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести; заставляли делать приседания, выть на луну; им давались оскорбительные прозвища; их многократно будили ночью и т.д.». Офицеры-воспитатели военно-учебных заведений не только знали об издевательствах, многие из них были уверены, что «подтяжка дает младшему классу дисциплину и муштровку, а старшему - практику пользования властью».

Все это плавно перешло и в воинскую практику при советской власти. В 1919 году был зафиксирован первый случай неуставных отношений в Красной армии. Тогда старослужащие одной дивизии забили до смерти своего сослуживца, который отказался выполнить их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны.

Сейчас существует много версий, объясняющих причины появления дедовщины в армии. Но чиновник МО придерживается того мнения, что в полной мере это явление проявилось только в 1967 году, хотя определенные признаки существовали и ранее. В этом году срок службы в армии был сокращен с трех до двух лет. Тогда наступила первая волна дефицита призывников, связанная с падением рождаемости после Второй мировой войны. Появились данные о том, что Советская армия, численность которой составляла 5 млн. человек, может недобрать в свои ряды более 1,5 млн. призывников.

Политбюро ЦК КПСС приняло решение о призыве в армию граждан с судимостями, что ранее было категорически запрещено. Идеологически это обставлялось как возможность оступившихся сограждан встать на путь исправления. Однако в жизни все произошло прямо наоборот. Вместе с уголовниками в казармы пришли и порядки зоны, в солдатской речи появился воровской жаргон, а бывшие зэки ввели ритуальные унижения и издевательства, принятые за колючей проволокой.

К тому же к концу 60-х годов в Вооруженных силах СССР практически не осталось командиров, участвовавших в Великой Отечественной войне. А они-то отчетливо понимали, что несут в войска уголовники, и были способны активно противостоять их действиям.

Летом 1982 года в ВС СССР поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями. Тем самым в самый разгар эпохи застоя власть признала, что дедовщина стала смертельно опасной, и попыталась приступить к борьбе с ней.

Впоследствии в российской армии было много страшных случаев дедовщины, начиная с «дела Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, в феврале 1987 года расстрелявшего на подъезде к Ленинграду караул из семи солдат-старослужащих. Уже в новые времена широкий резонанс получил случай с рядовым Андреем Сычевым, служившим в батальоне обеспечения Челябинского танкового училища. Солдат потерял обе ноги из-за издевательств со стороны сержанта. Было еще много подобных инцидентов, заканчивавшихся либо смертью, либо жестокими увечьями военнослужащих.

Собеседник «НВО» полагает, что новые «бумажки» начальствующих воспитателей из военного ведомства свидетельствуют лишь об их полном бессилии. В армию приходят солдаты с разным образованием и воспитанием, с различной культурой, разным опытом жизни, навыками общения и т.д. За один год изменить их воззрения, мораль и формы взаимодействия друг с другом просто невозможно. Для этого требуются годы. Необходимо кардинально пересмотреть все подходы к воспитанию молодого поколения, начиная со школы, законов, системы моральной подготовки будущих бойцов и кончая властными полномочиями их командиров. Другого не дано. А примитивные памятки здесь никак не помогут. Просто будет поставлена очередная галка о том, что соответствующие меры приняты.

Отвратительным явлением в Советской армии была «дедовщина». Сразу оговоримся, что «дедовщина» присуща не только Советской армии, но и другим армиям, однако зачастую служба в других армии часто не являлется принудительной, а заключается на основе контракта. Мало того что в Советском Союзе в армию призывали фактически насильно, без права альтернативной службы, так еще иногда, превращали солдат в бесплатных рабов, сдаваемых на постройки дач или другие работы. Неизвестно как это поднимало дух защитников Родины или способствовало росту оборонной мощности, но такие случаи стали чуть ли не нормой в последнее десятилетие существования Советского Союза. Впрочем, в большей или меньшей степени "дедовщина" свойственна всем солдатским коллективам, включая случаи в элитных войсках.

Был свидетелем, выбитых зубов парню моего призыва ему было 28 лет, семья двое детей. Призывали до с 18 до 30 лет, если не ошибаюсь, но так как он женатый и были и маленькие дети ему давали отсрочки, и не хватило пары лет до непризывного возраста. Добродушный парень, в первую же неделю лишился двух передних зубов "деды" повыбивали, вернее это были зубные протезы, которые он вставил, как раз перед армией. Потом еще видел его избитым, а затем он куда-то исчез, я не особо интересовался. Мне угораздило служить во время, когда Советский Союз начинало лихорадить и стали пропадать товары в магазинах. В “королевский войсках” - стройбате, куда я попал после первого курса института по зрению, еда понятие было полумифическое. Пригорелая каша, и ячменный напиток, за который иногда вспыхивали драки, таковым был повседневный рацион воина. Пили это "кофе" из тех же немытых тарелок после каши. Ложки были, стаканов и вилок нет. Из деликатесов был черный хлеб и сахар, который удавалось утащить по дороге из столовой для сержанта, за которыми время от времени посылали "духов". Кусочек сахара и вода, казались невообразимо вкусными. Скорее всего, продукты воровали офицеры, поскольку финансирование, какое-никакое было. И две недели пока делали ремонт в столовой, нас водили в городскую столовую, и вполне сносно кормили. По праздникам, помнится, дали один раз консервы и сливочное масло. Как мы выживали? Поскольку мы работали на кирпичном заводе, ну да вот такая вот служба родине, делать кирпичи, на заводе была гражданская столовая. Гражданский бригадир выдавал каждому талоны, вот там и был полный обед, перепадала котлета и даже пол стакана сметаны. Можно было купить еду, в кафе за пределами части, но это если удалось спрятать деньги. Завод работал круглосуточно три смены стройбата, одна гражданская. Неплохо было попасть работать вторую смену с гражданскими, они могли напоить настоящим чаем иногда с печеньем. На соседнем заводе трудилась другая часть, вместе с ними работали "химики", осужденные не по тяжелым статьям. Положение солдат было не намного лучше тех же "химиков". Драки были чем-то обыденным, были случаи, когда старослужащие дрались с офицерами. Жрать, хотелось постоянно, а постоянное недосыпание доводило до состояния животного - дали бы автомат и сказали стрелять, стреляли бы не разбираясь в кого и зачем. Но автоматов не было. Присягу принимали в ленинской комнате в тапочках, без автоматов. Некоторые узбеки не смогли прочитать присягу... да и ладно. Из безобидных развлечений сержантов перекличка.
- Петров.
- Я.

Головка от ***, - продолжительный гогот.


Воровство друг у друга, сапоги приходилось подкладывать под ножки кровати, поскольку тырили. У меня самого один сапог 43, второй 44 размера был. А некоторые на развод в 20 градусный мороз в тапочках выходили. Отопление в казарме было слабое. Спали в одежде с бушлатами поверх одеяла. От этого у некоторых заводились в одежде в швах мондовошки. Нательное белье не менялось, стирали кода мылись после смены. Мыться не значит еще что у вас был кусок мыла иногда просто под водой помокнуть, полотенец не было вытирались нательным бельем. Из -за холода и влажного белья у некоторых вскакивали чирей и распространенная "сибирская розочка" . Язва которая не заживала, а медленно гнила постоянно увеличиваясь. Душевых в казарме не было. Толчок по каким то причинам был закрыт в казарме. Туалет был во дворе, зимой там намерзали айсберги желтой мочи. Из положительного в стройбате платили деньги, обычно их отправляли на книжку родителей, в противном случае они бы оказались у "дедов". За ящик водки, впрочем, можно было купить себе привилегированное положение. Снимать квартиру в городе, не жить в казарме, а ходить только на работу на завод.
Довелось немного поработать; в городской военной прокуратуре, запомнилось дело избиения солдата, отбитие мошонки и поломанные ребра, в то время это даже не сильно удивило. Сейчас я задаю себе вопрос, что за звери служили в Советской армии, которые могли ради забавы избить своего товарища. Били и по национальной принадлежности и просто так. В часть призывались все подряд и условно осужденные, в том числе. Если москвичей было мало в роте "чурки" прессовали их. Если наоборот, то мочили " чурок". Распространено было землячество.
В армии я узнал, что такое истинное "братство народов". Фиг его знает, какая это школа жизни. Вполне, допускаю, что в других воинских частях было по-другому.

Стоит напомнить, что в русской императорской армии

В правление Петра I, Екатерины II, Павла I и во времена Александра I «дедовщина», включая несогласия на религиозной почве, всячески пресекалась. Деды-солдаты, пережившие 25 лет беспрерывных войн, учили новобранцев выживать, видя в этом основную воспитательную функцию армии. Солдат, прошедший суворовскую военную школу, не мог поднять руку на такого же, как и он солдата, только по причине его неопытности, так как понимал, что в бою рядом с униженным им сослуживцем, он может и не почувствовать надёжного плеча товарища, который прикроет его в атаке. "Сам погибай, а товарища выручай!" — стало осознанным выбором суворовского солдата.

Первый случай, связанный с неуставными отношениями в Красной Армии, был зафиксирован в 1919 году. Трое старослужащих 1-го полка 30-й стрелковой дивизии забили до смерти своего сослуживца — красноармейца Ю. И. Куприянова, уроженца Балаковского уезда Самарской губернии, 1901 года рождения, по причине того, что молодой боец отказался выполнить за старослужащих их работу. По законам военного времени виновные в смерти солдата были расстреляны. После этого официальных сообщений о зафиксированных случаях дедовщины в армии Советской России и СССР не было почти полвека.

По одной из версий, «дедовщина» действительно не была характерна для Советской Армии до введения сокращения срока службы по призыву в 1967 году с трёх лет до двух в сухопутных войсках и с четырёх до трёх — на флоте. Сокращение к тому же совпало с периодом дефицита призывников, вызванного демографическими последствиями Великой Отечественной войны, из-за чего пятимиллионная Советская армия должна была уменьшиться в своей численности на целую треть. Решением Политбюро ЦК КПСС в армию стали призывать людей с уголовным прошлым, что прежде было совершенно исключено. Идеологически это было преподано обществу как исправление оступившихся сограждан, в действительности же привело к тому, что бывшие обитатели тюрем и зон стали вводить в армейский обиход ритуальные унижения и издевательства. Т. е. в армию были привнесены уголовные порядки, в армейский язык проник воровской жаргон. Сокращение срока службы касалось только вновь призванных, те же, кто уже служил, дослуживали свой срок полностью. В течение известного времени в одном и том же войсковом подразделении одновременно находились и те, кто дослуживал третий год, и вновь поступившие, которые должны были служить на один год меньше. Последнее обстоятельство злило тех, кто уже отслужил два года, и они нередко вымещали свою злобу на новобранцах.

По другим наблюдениям, с конца 1960-х годов некоторые командиры частей начали широко использовать солдатский труд для извлечения личной материальной выгоды. Не предусмотренная уставом хозяйственная деятельность в воинских частях обусловила возникновение такой системы неуставных взаимоотношений, при которой старослужащие исполняли бы роль "надсмотрщиков" над работавшими солдатами первого года службы. Подобные отношения требовали беспрекословного подчинения молодых солдат любым указаниям старослужащих. Чтобы сломать и превратить их в послушных "рабов", на призывников оказывали моральное и физическое давление, подвергали их насилию. Таким образом, согласно данной версии, дедовщина возникла как способ управления неуставной хозяйственной деятельностью воинских частей. Со временем в ряде частей офицеры стали использовать «дедовщину» как способ управления, поскольку сами отлынивали от обучения молодых солдат и воспитательной работы.

К концу 1960-х в Вооружённых Силах СССР уже не осталось того количества командиров-фронтовиков, которых в армии и на флоте было большинство после окончания Великой Отечественной войны и которые из своего личного опыта знали о том, что здоровая моральная обстановка во вверенном им подразделении — это, зачастую, залог сохранения их собственной жизни.

Однако, есть некоторые основания сомневаться во всех приведённых версиях. Согласно исследованию кандидата социологических наук А. Ю. Солнышкова уже в 1964 году появились первые и самые продуктивные работы советских представителей психологической науки, занимавшихся вопросами «дедовщины», что само по себе показывает, что явление существовало и до середины 1960-х годов, а корни его гораздо глубже. Кроме того, по его словам, за сорок лет исследования феномена «дедовщины» отечественным учёным не удалось существенно продвинуться по сравнению с продуктивными работами А. Д. Глоточкина и его учеников, проведёнными в начале 1960-х.
Летом 1982 года в советские войска поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями.
Широкую известность во времена Перестройки получило «дело Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, расстрелявшего в феврале 1987 года на подъезде к Ленинграду караул из 7 человек-старослужащих.

Википедия.

Как видно это фотографии более позднего периода, форма не та, хотя ремни еще с советских запасов, время прошло, а уродливые неуставные отношения остались и в послесоветской армии.

Фотография выше, возможно постановочная. Ну во первых это курсанты, там дисциплины было больше. Вот так вот дурачились будущие офицеры советской Армии.

Фотографмм в

1. Военнослужащих кто не следит за личной гигиеной и не бреется вовремя в виде наказания трут лицо вафельным полотенцем, тем самым "брея" человека

2. Человек подвешивается между спинок кровати в распорку - руками держится за одну спинку кровати, ногами за другую, называется "сушка крокодила" ниразу не видел, только доходили слухи что для остроты ощущений вниз подкладывался штык нож

3. Провода динамо машины привязываются к пальцам ног(ушам, рукам) и крутится с разной частотой, называется "машина смерти" только слышал о таких темах

4. "Пробить лося" Руки ставятся в крест на лбу, чтобы не оставлять синяков на голове, удар наносится рукой(ногой, сапогом, табуреткой)

5. "Слоник" На солдата надевают противогаз, перекрывают доступ воздуха, потом резко открывают доступ дают глотнуть воздуха и производится удар в грудь рукой или ногой

10. "Велосипед" солдат ложится на спину, в пальцы ног вставляются спички и поджигаются, от огня солдат начинает крутить ногами похожее на кручение педалей

Министерство обороны выпустило памятку, заведомо готовя новобранцев к службе не по уставу

В рамках проводимого с начала августа «месячника сплочения воинских коллективов» Министерство обороны РФ, видимо, исчерпав все свои возможности по искоренению в армии зла, именуемого дедовщиной, решило переложить на плечи новобранцев свои функции по обеспечению их безопасности. Воспитатели военного ведомства стали раздавать новообращенным бойцам памятки, в которых перечисляется целая куча рекомендаций о том, как молодые воины должны сами себя защищать от этой напасти.

Суть инструкций, как это ни странно, сводится к тому, что «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». В этих документах обозначены рекомендации, строго следуя которым, молодым воинам якобы удастся полностью избежать бесчинств ретивых «дедов», воспользоваться их полной беззащитностью и свести к минимуму возможные последствия их нападений.

Прежде всего, разумеется, новобранцам рекомендуют в любых складывающихся обстоятельствах строго следовать нормам российского законодательства, неукоснительно выполнять требования воинских уставов, указания командиров и начальников, а также не давать поводов для унижения и шантажа со стороны старших товарищей по службе. Что ж – преамбула вполне понятная и так сказать традиционная, можно скзаать - привычная. А вот дальше…

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ НЕ УБИЛИ

В памятке сформулировано несколько правил, следуя которым, рядовой может избежать дедовщины или предельно ослабить все возможные тяжелые последствия наступлений старослужащих на его свободы. Воспитатели рекомендуют прибывшим на службу солдатам не делать ничего такого, «за что потом будет стыдно». «Если вы оказались в ситуации, когда вас пытаются унизить, оскорбить, а убедившись, что вы из тех, кого легко взять на испуг, угрожают физической расправой, не подавайте вида, что вам страшно», – рекомендуют составители документа. Они глубоко убеждены в том, что именно такое поведение новобранцев якобы поможет им в моральном смысле стать на голову выше своих обидчиков и одержать «психологическую и нравственную победу» над ними.

Наставники защитников Отечества советуют им укреплять свой боевой дух и уже после этого начинать искать действенные способы личной защиты. «На обострение не идите, постарайтесь вразумить негодяев словами», – советуют творцы памятки. Однако они, не исключая возможности физических столкновений, советуют бойцам все же до конца оставаться мужчинами и отстаивать свои права даже кулаками, но при этом не превышать установленных законом мер необходимой самообороны. Поэтому молодых солдат призывают не использовать оружие для наказания своих обидчиков.

О том, что призывникам начнут раздавать памятки с правилами действий при проявлениях дедовщины, стало известно в начале августа этого года. Как недавно сообщали информационные агентства, все это действо, связанное с просвещением молодых солдат по поводу неуставных отношений, происходит в рамках так называемого месячника сплочения воинских коллективов, который организован под эгидой Минобороны и будет проходить в течение всего августа.

Об этой акции Министерство обороны РФ и Главная военная прокуратура объявили в начале текущего месяца. Чиновники этих ведомств заявили, что они научат солдат противостоять дедовщине, а военачальникам всех степеней привьют необходимые навыки для эффективного улаживания конфликтов, возникающих в армейских коллективах.

В сообщении управления пресс-службы и информации МО РФ говорится, что «в ходе проведения месячника будут проведены методические занятия с должностными лицами командного состава всех уровней по профилактике правонарушений насильственного характера, в том числе и по разрешению конфликтных ситуаций между военнослужащими в многонациональных воинских коллективах». В сообщении также говорится об уже упоминавшихся памятках, содержащих алгоритм действий в «различных ситуациях повышенного риска совершения со стороны сослуживцев противоправных действий насильственного характера», указываются варианты связи с командирами подразделений, военными судами и военной прокуратурой и даже контактные телефоны.

РАЗМЫШЛЕНИЯ СТАТС-СЕКРЕТАРЯ И ПРОКУРОРА

В середине июня этого года бывший генерал армии, статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ Николай Панков на совместном заседании коллегий Минобороны, Генпрокуратуры, Министерства образования и науки и Министерства спорта и туризма одной из главных причин проявлений дедовщины в российской армии назвал «навыки общения», полученные призывниками в неформальных молодежных группировках экстремистского толка.

Он отметил, что сегодня в России насчитывается около 150 таких группировок, которые расположены главным образом в крупных городах, но подчеркнул, что их влияние может распространиться на всю Российскую Федерацию.

По утверждению замминистра, особенно высокий уровень преступности проявляют новобранцы, прибывающие в ряды Вооруженных сил из Пермского и Приморского краев, Саратовской, Нижегородской и Калининградской областей, а также из Северной Осетии и Бурятии. Назвал Панков и регионы, призывники из которых оказываются негодными к военной службе из-за употребления наркотиков. К ним относятся Краснодарский край, Московская, Кемеровская, Свердловская и Амурская области, а также Башкирия.

В 2009 году, по данным статс-секретаря, ограничено или совсем не годными к военной службе были признаны более 3 тыс. россиян. «Диагноз наркомания, к великому сожалению, становится привычным фактором для призывных комиссий субъектов Федерации», – заявил Панков.

А генеральный прокурор РФ Юрий Чайка отметил, что за последние 20 лет число годных к военной службе мужчин призывного возраста сократилось почти на треть. По его словам, уровень физической подготовки многих призывников по самым различным причинам полностью не соответствует требованиям военной службы. Однако он подчеркнул и тот факт, что в последнее время среди молодых российских граждан наблюдается повышение интереса к службе в рядах Вооруженных сил. Эту тенденцию генпрокурор считает весьма положительным сдвигом в настроениях российской молодежи.

НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО

Между тем один из чиновников Минобороны в беседе с обозревателем «НВО» отметил, что в проблеме неуставных отношений существует очень много сложностей. Он отметил, что взаимоотношения в замкнутых коллективах, называемые сегодня дедовщиной, имеют очень давние традиции. «Если мне не изменяет память, подобные явления наблюдались еще в XVI–XVIII веках в Итонском колледже в Англии. Там власть соучеников над своими товарищами по партам была еще более жестокой, чем беспредел их учителей, которые были крайне жестоки», – сказал собеседник.

В середине XIX века в самом привилегированном военно-учебном заведении Российской империи – Пажеском корпусе, как свидетельствует Петр Кропоткин, тоже царили весьма жесткие нравы. Старшие воспитанники, камер-пажи, «собирали ночью новичков в одну комнату и гоняли их в ночных сорочках по кругу, как лошадей в цирке». Одни камер-пажи стояли в круге, другие – вне его и гуттаперчевыми хлыстами беспощадно стегали мальчиков.

В начале XX века, как писал князь Владимир Трубецкой , в Николаевском кавалерийском училище тоже практиковалось издевательство старших над младшими: «От младших требовали не полагающегося юнкерам старших классов отдания чести; заставляли делать приседания, выть на луну; им давались оскорбительные прозвища; их многократно будили ночью и т.д.». Офицеры-воспитатели военно-учебных заведений не только знали об издевательствах, многие из них были уверены, что «подтяжка дает младшему классу дисциплину и муштровку, а старшему – практику пользования властью».

Все это плавно перешло и в воинскую практику при советской власти. В 1919 году был зафиксирован первый случай неуставных отношений в Красной армии. Тогда старослужащие одной дивизии забили до смерти своего сослуживца, который отказался выполнить их работу. По законам военного времени все трое были расстреляны.

Сейчас существует много версий, объясняющих причины появления дедовщины в армии. Но чиновник МО придерживается того мнения, что в полной мере это явление проявилось только в 1967 году, хотя определенные признаки существовали и ранее. В этом году срок службы в армии был сокращен с трех до двух лет. Тогда наступила первая волна дефицита призывников, связанная с падением рождаемости после Второй мировой войны. Появились данные о том, что Советская армия, численность которой составляла 5 млн. человек, может недобрать в свои ряды более 1,5 млн. призывников.

Политбюро ЦК КПСС приняло решение о призыве в армию граждан с судимостями, что ранее было категорически запрещено. Идеологически это обставлялось как возможность оступившихся сограждан встать на путь исправления. Однако в жизни все произошло прямо наоборот. Вместе с уголовниками в казармы пришли и порядки зоны, в солдатской речи появился воровской жаргон, а бывшие зэки ввели ритуальные унижения и издевательства, принятые за колючей проволокой.

К тому же к концу 60-х годов в Вооруженных силах СССР практически не осталось командиров, участвовавших в Великой Отечественной войне. А они-то отчетливо понимали, что несут в войска уголовники, и были способны активно противостоять их действиям.

Летом 1982 года в ВС СССР поступил секретный приказ № 0100 о борьбе с неуставными отношениями. Тем самым в самый разгар эпохи застоя власть признала, что дедовщина стала смертельно опасной, и попыталась приступить к борьбе с ней.

Впоследствии в российской армии было много страшных случаев дедовщины, начиная с «дела Сакалаускаса», молодого солдата из Литвы, в феврале 1987 года расстрелявшего на подъезде к Ленинграду караул из семи солдат-старослужащих. Уже в новые времена широкий резонанс получил случай с рядовым Андреем Сычевым, служившим в батальоне обеспечения Челябинского танкового училища. Солдат потерял обе ноги из-за издевательств со стороны сержанта. Было еще много подобных инцидентов, заканчивавшихся либо смертью, либо жестокими увечьями военнослужащих.

Собеседник «НВО» полагает, что новые «бумажки» начальствующих воспитателей из военного ведомства свидетельствуют лишь об их полном бессилии. В армию приходят солдаты с разным образованием и воспитанием, с различной культурой, разным опытом жизни, навыками общения и т.д. За один год изменить их воззрения, мораль и формы взаимодействия друг с другом просто невозможно. Для этого требуются годы. Необходимо кардинально пересмотреть все подходы к воспитанию молодого поколения, начиная со школы, законов, системы моральной подготовки будущих бойцов и кончая властными полномочиями их командиров. Другого не дано. А примитивные памятки здесь никак не помогут. Просто будет поставлена очередная галка о том, что соответствующие меры приняты.

Дедовщина является одной из главных проблем мешающих развитию и укреплению Российской армии. В последнее время общественный резонанс получили сразу нескольких скандалов, связанных с проявлениями дедовщины в армии. В ночь на 1 января 2006 года в Челябинском танковом институте был избит курсант Андрей Сычев, позднее ему ампутировали ноги и половые органы. Широкий резонанс получило, и избиение рядового военной части в Алтайском крае Александра Семочника. Он попал в больницу с черепно-мозговой травмой после того, как его избил сослуживец. В среду, 8 февраля, стало известно, что командиры алтайской части наказаны - командир части понижен в должности, а офицер, который был непосредственным начальником пострадавшего, - уволен.

Эти ужасающие события не оставляют в покое не только командование Российской армии, но и множество психологов и военных социологов.

С самого начала проявления первых признаков дедовщины создавалось множество программ и методов по борьбе с ее различными проявлениями.

Исторические документы свидетельствуют о том что, кампания по борьбе с дедовщиной существовала и в советское время .

В 1985-88 годах в советской прессе прошла мощнейшая кампания по поводу дедовщины. Одним из ярчайших проявлений ее был выход в свет повести Ю.Полякова "Сто дней до приказа". Сам автор позиционировал свою работы как повесть скорее "за армию", чем "против". Так оно на самом деле и было (не зря же генерал Волкогонов активно запрещал ее). Но использовали эту повесть нечистоплотные демократы в струе своей общеразрушительной кампании (сам Поляков это потом с горечью признает). Фильм, снятый по повести, вообще мало похож на оригинал. Потом появились и другие произведения об армии, например, повесть С.Каледина "Стройбат" - это уже был откровенный пасквиль, где армия изображалась как тюремная зона. Но даже и до этого кампания в прессе сделала свое дело. В среде призывной молодежи был просто панический страх перед дедовщиной, переходящий в психоз. Так, например, некоторые призывники на полном серьезе собирались проситься добровольцами в Афганистан, лишь бы не сталкиваться с дедовщиной (считалась, что там ее нет). В результате, похоже, возник интересный феномен. Чем большее время поколение молодежи подвергалась на гражданке подобной психологической промывке мозгов, тем более податливо оно оказывалось к дедовщине, то есть призыв 89-го более был склонен к подчинению дедам, чем призыв 87-го. Хотя, возможно, общий уровень дедовщины под давлением кампании в прессе все же и понизился .

Ученые разработали возможные методы борьбы с дедовщиной. Методы борьбы с дедовщиной естественно вытекают из анализа причин, ее порождающих. Например, альтернативой снижения солидарности советского общества явилось бы ее укрепление. Дедовщина - во многом связна с ослаблением официальных властных структур и замещением их неофициальными, соответственно и одна из мер борьбы - это усилению официального механизма управления. Однако понятно, что эти проблема более сложного порядка, чем просто борьба с дедовщиной. Что же касается практических шагов, которые можно было бы предпринять вне зависимости от общественного устройства, то обычно предлагаются следующие варианты борьбы с дедовщиной:

1. Занять солдат делом, так чтобы не оставалось времени на то, чтобы "резвиться" старослужащим и молодым. В отсутствие войны сложно подобрать такое дело для армии (чтобы избежать покраски травы - надо опять же сменить/перевоспитать офицерский корпус).

Проблемы, возникающие при реализации данных действий:

  • - где взять офицеров, которые займут людей делом
  • - будет ли этого достаточно для устранения дедовщины?
  • 2. Выделить каждому молодому солдату персонального наставника из старослужащих, который отвечает за любые его действия/состояние. Якобы, подобная практика существует в США и называется "бадди систем" (можно перевести как система боевого товарищества).

Проблемы:

  • - цель командира - боеготовность части, а не контроль за состоянием лиц бойцов, соответственно в этом сейчас причина поощрения/попустительства офицеров дедовщине (деды обеспечивают боеготовность и порядок),
  • - кто проконтролирует, какими средствами старослужащий будет осуществлять свое наставничество,
  • - будут ли офицеры заинтересованы в осуществлении такого наставничества, или будут попустительствовать наличию личных рабов у старослужащих,
  • - дедов в части всегда меньше, чем молодых разных сроков службы (четверть личного состава дедов против трех четвертей черпаков, шнурков, духов и т.д.) кого будем закреплять за отслужившими полгода, когда их наставники-деды уволятся? Или каждого деда закреплять за тремя-четырьмя молодыми солдатами?
  • 3. Увеличить в частях число офицеров (ввести институт сержантов/сверхсрочников) (для повышения контроля за солдатами)

Проблемы:

  • - в армии и сейчас 1 офицер на 3 солдат, больше чем в других армиях (в которых есть сержанты или унтера)
  • - большие временные затраты
  • - большие финансовые затраты
  • - основная проблема - где взять офицеров/сержантов, не поощряющих дедовщину
  • 4. Ввести независимые от командиров частей органы надзора, чтобы туда могли жаловаться (прокуроры, комиссары и т.д.)

Проблемы:

  • - большие финансовые затраты, новая бюрократическая структура со своими следователями, штатом и т.д.
  • - поощрение "стукачества"
  • - независимые от армии структуры будут искусственно раздувать случаи дедовщины, игнорируя требования боевой подготовки (когда принуждение солдата к выполнению долга (тренировать мускулы после отбоя) дедом будет расцениваться как проявление дедовщины - с клеветой, оговором и т.д.)
  • 5. Разрешить дуэли как средства оздоровить армию, поднять престиж военнослужащих, устранить дедовщину, сделать армию непривлекательной для подонков и карьеристов:

Проблемы:

  • - Большинство призывников боятся противостоять дедам, будут бояться и вызвать их на дуэль. Трудно определить, способен молодой солдат, будучи загнан в угол издевательствами, преодолеть свой страх/непротивленчество или нет.
  • - Большая физическая/профессиональная подготовленность старослужащих превратит дуэль в банальное убийство
  • - Дуэли, даже если будут разрешены в среде офицерства только приведут к выбиванию квалифицированных кадров и будут запрещены по тем же мотивам, что Ришелье запрещал дуэли дворянства
  • - Кто будет контролировать поединки и соблюдение правил вызова на дуэль?
  • 6. Формирование подразделений из военнослужащих одного срока службы. (Якобы в ФРГ была та же ситуация с неуставными отношениями. Поступили очень просто: стали формировать войсковые подразделения (ну скажем взвод, роту) из солдат одного призыва, а руководили ими сержанты-"сверхсрочники". И неуставные отношения сошли почти на "нет", хотя какие-то элементы остались, но очень незначительные).

Проблемы:

  • - прослойку сверхсрочников надо делать огромную, чтобы обеспечить преемственность специалистов при увольнении в запас практически всей части
  • - возможна замена дедовщины другими аналогами, например, землячеством, не имеющим плюсов дедовщины, но имеющим все её минусы да ещё своих отрицательные стороны у землячества хватало. Этот эксперимент проводился в 70-80 годы в армии в некоторых частях.
  • 7. Переход на полностью профессиональную наемную армию.

Проблемы:

  • - большие финансовые затраты
  • - будет ли такая армия боеспособной в условиях реальной опасности.

Представленные методы столкнулись с множеством проблем мешающих их реализации.Допустим обсуждение проблем наемной армии является отдельной темой и выходит за рамки данных исследований. Общим недостатком предлагаемых методов является неучтенный основного стабилизирующего фактора дедовщины - поддержки офицерами .

Во многих военных округах нашей страны для разрешения проблем неуставных взаимоотношений используются данные методы.Можно привести пример о том как, командование Сибирского военного округа (СибВО) принимает меры в борьбе с неуставными взаимоотношениями в армии.

В войсках СибВО медики и психологи проводят дополнительные осмотры солдат-срочников. По результатам проверок солдатам будет оказано необходимое лечение, их могут перевести на службу в другие части и даже уволить из армии. "Также ежемесячно будет персонально оцениваться работа руководящего состава частей СибВО по предотвращению происшествий и преступлений, связанных с неуставными взаимоотношениями", - говорит начальник пресс-службы СибВО Валерий Щебланин. Он также отметил, что в округе ежемесячно будут проводиться "недели воспитательно-правовых мероприятий, специальными комиссиями армий будут проверены все подразделения, в которых имели место факты нарушения воинской дисциплины. В эти же сроки будет завершено уже идущее полное анонимное анкетирование солдат и сержантов, служащих по призыву. В практику предупредительных мер будут возвращены судебные заседания непосредственно в военных гарнизонах с приглашением на них военнослужащих .



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные