Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке, и в этом смысле она выполняет мотивационно-побудительную функцию. Во время проведения обучающей игры учащиеся самостоятельно выбирают языковые средства, которые способствуют развитию навыков и умений речевой деятельности. Выбранные языковые средства позволяют закрепить полученные знания по лексической либо грамматической темам. Также развиваются навыки и умения диалогической и полилогической речи в процессе коммуникативного общения. Здесь игра выполняет обучающую функцию.

Трудно переоценить воспитательное значение обучающей игры, ее всестороннее влияние на учащегося младшего возраста. В играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях. Здесь речь идет о воспитательной функции обучающих игр .

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции Рисунок 1:

Рассмотрим подробнее особенности всех этих функций.

Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятия информации, развитии обще учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть и т.д.). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, т.е. игра таит в себе богатые обучающие возможности.

Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость. Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращение уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.

Рисунок 1 Функции игровой деятельности на уроке

Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединения коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействия на иностранном языке. Релаксационная функция - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различный проявлений личности в игровых моделях, которые могут быть приближенны жизненным ситуациям (в этом случае может идти речь о ролевой игре).

Развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности .

Все вышеперечисленные функции игры помогают не только в обучении иностранному языку, но так, же развивают личностные качества школьника. . Обучающая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Она ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других. Следовательно, обучающая игра выполняет ориентирующую функцию.

Министерство спорта и туризма Республики Беларусь

Белорусский государственный университет физической культуры

Институт туризма

кафедра туризма и

гостеприимства

Управляемая самостоятельная работа

По дисциплине “Анимационная деятельность в туризме”

на тему “Игра, ее функции и виды”

Выполнила: студентка группы 442

Миронова Наталья Ивановна

Минск, 2010

Введение………………………………………………………………………………3

Игра, ее функции и виды……………………………………………………………..4

Заключение……………………………………………………………………………8

Список используемой литературы…………………………………………………..9

ВВЕДЕНИЕ

Цель индустрии развлечений туристов - создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит результат развлечения. Развлекаясь, человек (группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в социальных системах. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Психологи следующим образом объясняют механизм воздействия развлечений на духовный мир человека. Зарождение потребности в развлечении побуждает человека к физическому действию:- нахождению развлечения и его «потреблению», что сопровождается сменой эмоционального фона. Человек ищет предмет развлечения и при этом ощущает тоску, беспокойство. Человек встретился с предметом развлечения - его охватывает чувство радости. Пресыщению предметом развлечения соответствует эмоция успокоения. Мир эмоций остается пока недостаточно изученным, однако доказано влияние множества функций развлечений на подвижность эмоций и психическую деятельность человека.

Обратимся, например, к массовому виду развлечений - игре. От игры человек получает удовольствие, она помогает снять нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности. В игре ребенок познает мир, приобретает жизненный опыт. Игра есть средство воспитания, обучения, формирования мироощущения человека. Особо ценна игра в качестве средства общения. Безусловна практическая польза от спортивных игр.
Социальная направленность развития инфраструктуры развлечений выражается в том, что она служит формированию новых личных и общественных потребностей, а также проявлению и развитию потребностей при сложившихся предпосылках. Инфраструктура развлечений, решая многосторонние задачи (прежде всего воспитания, формирования оптимистического настроения, образования, отдыха, развития культуры), по сути формирует и развивает личность. Заполняя развлечениями часть свободного времени, человек восстанавливает себя и как трудовую единицу.

Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием душевных стрессов, эмоциональной неуравновешенностью людей. Увеличивается риск заболеваний нервной системы. Снятию нервного напряжения, избавлению от лишней энергии способствуют наряду с другой досуговой деятельностью развлечения. Уход от действительности, расслабление человека являются важными ценностными ориентациями индустрии развлечений.
Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка. Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно. От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных развлечений, а далее оценивать отдельные развлечения по их вкладу в развитие личности.

Игра, ее функции и виды

Главное назначение игры - развитие человека, ориентация его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости и т.д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:

Коммуникативная - обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;

Деятельностная - выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;

Компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

Воспитательная - организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

Педагогическая, дидактическая - развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

Прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

Моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

Развлекательная - создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;

Релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

Психотехническая - перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;

Развивающая - корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию активности, фантазии, нестандартного мышления.

Игра занимает важнейшее место в жизни туристов. В практике туристских предприятий используют игры ролевые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, географические, литературные, интеллектуальные игры, познавательные, шуточные, музыкальные, спортивные, сюжетные, и массовые.

Игра как уникальное пространство обладает огромным творческим потенциалом, который необходимо использовать в целях туристской анимационной деятельности. Игра может быть использована для того, чтобы научить туристов:

Жить в игровом пространстве, полностью погружаться в игровой мир и игровые отношения;

Быть свободным в игровом пространстве, осознавать свои особенности и выстраивать отношения с коллективом;

Осмысливать игровой опыт, использовать игру как инструмент самопознания и жизненных экспериментов;

Существует много различных функций игры. Все они тесно взаимосвязаны и их объединяют главные цели - развлечение плюс развитие основных физических и нравственных качеств, заложенных в человеке.

В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. Разработано и придумано множество различных тестов, игр, конкурсов, соревнований и викторин, которые имеют разную направленность. Эти виды развлечений могут быть юмористические, интеллектуальные, научные, экспериментальные, психологические, педагогические и др. Поэтому необходимо организовывать анкетирование среди молодых людей с целью выявления их пожеланий и интересов, чтобы все действия, направленные на молодежь, вызывали духовный подъем, положительные эмоции, жизненный тонус и отвлекали подрастающее поколение от пагубных привычек: наркомании, курения, пристрастия к алкоголю и т.д.

Игра дает молодому человеку:

Перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, монотонностью, жесткой детерминацией образа жизни;

Порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от меркантильных условностей. Игра снимает жесткое напряжение, в котором пребывает человек в своей реальной жизни, и заменят его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Это качество очень ценно в нашем нестабильном мире;

Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок;

Элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений;

Понятие о чести, самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива. Игра противостоит корыстным интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство;

Компенсацию. Игра нейтрализует недостатки действительности, противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир, романтизм;

Физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умение ориентироваться и двигаться по пересеченной местности;

Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании игровой атрибутики: оружия, доспехов, одежды, различных амулетов и др., развить воображение, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры;

Стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир, нужно прочитать предварительно о других мирах;

Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить и реализовать интригу, остроумие, так как процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций и анекдотов, психологическую пластичность, потому что игра - это не только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца;

Функции игровой деятельности

игра обучение урок грамматика

Основная функция педагогической деятельности состоит не просто в передаче знаний, а в создании проблемно - познавательных ситуаций и управлении процессом познавательной деятельности учащихся с учетом индивидуальных особенностей.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

Развлекательную

Коммуникативную

Диагностическую

Игротерапевтическую

Самореализации

Межнациональной коммуникации

Социализации

Эстетическую

Здесь следует добавить, что если мы обратимся к исследованиям Ф.Шиллера, то именно он говорит об эстетической функции игры. Для него игра - наслаждение, связанное со свободой от внешней потребности, проявлением избытка жизненных сил. Он говорит, что «предмет побуждения к игре, представленный в общей схеме, может быть назван живым образом, понятием, служащим для обозначения всех эстетических свойств явления, одним словом, всего того, что в обширнейшем смысле слова называется красотой».

Из этого высказывания становится ясно, что для Ф.Шиллера игра-это эстетическая деятельность. Избыток сил, свободных от внешних потребностей, является лишь условием возникновения эстетического наслаждения, которое по Ф. Шиллеру, доставляется игрой. Указание на эстетическую функцию игры мы можем встретить и у таких ученых, как Г.Спенсер и В.Вундт.

Как уже говорилось выше, игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

1) в качестве самостоятельного метода для освоения определенной темы;

2) как элемента какого-то другого метода;

3) в качестве целого урока или его части введения, объяснения, закрепления контроля или упражнения;

4) возможно использование игры при организации внеклассного мероприятия.

При использовании игрового метода обучения задача учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы организовать познавательную деятельность учащихся, в процессе которой развивались бы их способности, особенно творческие. Общение на чужом языке вне языковой среды - всегда условность, всегда как будто и чем точнее здесь будут соблюдаться условия игры и ее законы, тем эффективнее будет иноязычное общение.

Игра всегда предполагает определенное напряжение эмоциональных и умственных сил, а также умение принятия решения (как поступить, что сказать, как выиграть?). Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих, положительным является и тот факт, что при этом ученик еще и говорит на иностранном языке. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, естественно, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего - увлекательное занятие, взаимодействие с учителем и сверстниками, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и иностранного языка. Но значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Использование игровых форм обучения делает учебно-воспитательный процесс более содержательным и более качественным, так как:

Игра втягивает в активную познавательную деятельность каждого учащегося в отдельности и всех вместе и, тем самым, является эффективным средством управления учебным процессом;

Обучение в игре осуществляется посредством собственной деятельности учащихся, носящей характер особого вида практики, в процессе которой усваивается до 9 % информации;

Игра - свободная деятельность, дающая возможность выбора, самовыражения, самоопределения и саморазвития для ее участников.

Игра имеет определенный результат и стимулирует учащегося к достижению цели и осознанию пути достижения цели;

В игре команды или отдельные ученики изначально равны;

В игре всегда есть некое таинство, неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа;

Игра занимает особое место в системе активного обучения: она синтетична, так как является одновременно и методом, и формой организации обучения, синтезируя в себе практически все методы активного обучения.

Все это позволяет определить игру как высший тип педагогической деятельности. И это объясняется следующими особенностями. В игре все равны, она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Более того, слабый в языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знания в предмете. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - все это дает возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения, ученик может уже говорить наравне со всеми.

Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких, как:

Создание психологической готовности учащихся к речевому общению;

Обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировку учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игровая форма занятия создается на уроке при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся. Ситуация может напоминать драматическое произведение со своим сюжетом, конфликтом и действующими лицами. В ходе игрового занятия ситуация может проигрываться несколько раз и при этом каждый раз в новом варианте. Но вместе с тем ситуация игры - ситуация реальной жизни. Реальность ее определяется основным конфликтом игры - соревнованием. Желание принять участие в такой игре мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Несмотря на четкие условия игровой ситуации и ограниченность использования языкового материала, в ней обязательно есть элемент неожиданности. Поэтому для игры в определенных пределах характерна спонтанность речи. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жесты, мимику и т. д. имеет ярко выраженную целенаправленность.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

Учебная деятельность подчиняется правилам игры;

Учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая деятельность в процессе обучения выполняет следующие функции:

1) Обучающая функция заключается в развитии памяти, внимания, восприятии информации, развитии обще-учебных умений и навыков, а также она способствует развитию навыков владения иностранным языком. Это означает, что игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принять решение (как поступить, что сказать, как выиграть).Желание решить вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся, игра таит в себе богатые обучающие возможности.

2) Воспитательная функция заключается в воспитании таких качеств, как внимательное, гуманное отношение к партнеру по игре, также развивается чувство взаимопомощи и взаимоподдержки. Учащимся вводятся клише речевого этикета для импровизации речевого обращения друг к другу на иностранном языке, что помогает воспитанию такого качества, как вежливость.

3) Развлекательная функция состоит в создании благоприятной атмосферы на уроках, превращении уроков в интересное и необычное событие, увлекательное приключение, а порой, и в сказочный мир.

4) Коммуникативная функция заключается в создании атмосферы иноязычного общения, объединении коллектива учащихся, установлении новых эмоционально-коммуникативных отношений, основанных на взаимодействии на иностранном языке.

5) Релаксационная функция - снятия эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении иностранному языку.

6) Психологическая функция состоит в формировании навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, а также перестройки психики для усвоения больших объемов информации. Здесь же стоит отметить, что осуществляется психологический тренинг и психокоррекция различных проявлений личности, осуществляемых в игровых моделях, которые могут быть приближены жизненным ситуациям.

7) развивающая функция направлена на гармоническое развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей личности.

Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр. Рассмотрев классификацию функций игровой деятельности, следует обсудить вопрос о классификации различного рода игр.

Рассмотрев классификацию функций игровой деятельности, следует обсудить вопрос о классификации непосредственно самих игр. Приступая к рассмотрению данного вопроса, следует сразу оговориться, что в настоящее время в философской, психологической, педагогической и методической литературе нет ее однозначной классификации. Попытаемся разобраться в многообразии взглядов на данную проблему.

Говоря о классификации игр, необходимо заметить, что попытки классифицировать игры предпринимались еще в прошлом веке как зарубежными, так и отечественными исследователями, которые занимались проблемой игровой деятельности. Например, Ж.Пиаже выделяет три основных типа игры, которые он соотносит с этапами развития ребенка .

Игры-упражнения - первые игры ребенка, связанные с захватыванием, действиями с игрушками.

Символические игры, основанные на подражании миру взрослых с помощью особой системы символов.

Игры с правилами, которые, по сути, являются ролевыми играми.

Известный психолог Л. С. Выготский дает психологическую классификацию игр, исходя из того, что игра заключает в себе действия, связанные с деятельностью ребенка;

Подвижные, которые связаны с выработкой умения перемещать себя в среде и ориентироваться в ней;

Строительные, связанные с работой над материалом, учат точности и верности движений, вырабатывают ценные навыки, разнообразят и умножают наши реакции;

Условные, которые возникают из чисто условных правил, связанных с ними действий, и организуют высшие формы поведения .

Другие отечественные психологи - С.Л.Рубинштейн и Д.Б Эльконин -выделяют интеллектуальные игры и ролевые игры, причем они обращают внимание на то, что если первая категория игр является субъективно-объективной, то ролевые игры относятся к субъективно-субъективным.

1) подготовительные, способствующие формированию речевых навыков;

2) творческие игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.

Игры также делятся по виду деятельности на:

Физические

Интеллектуальные

Трудовые

Социальные

Психологические

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

1)обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

2) познавательные, воспитательные, развивающие;

3) репродуктивные, продуктивные, творческие;

4)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По характеру игровой методики игр можно разделить на:

Предметные

Сюжетные

Деловые

Имитационные

Игры-драматизации

Специфику игрового метода обучения в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Если рассматривать игру с точки зрения целевых ориентаций, то в этом случае можно разделить игры на:

1. Дидактические, которые используют для расширения кругозора и познавательной деятельности, они формируют определенные умения и навыки, необходимые для практической деятельности, в ходе их выполнения развиваются обще учебные умения и навыки, а также трудовые навыки. По мнению Д.Н.Узнадзе, «игра-форма психогенного поведения, внутренне присущего, имманентной личности».

Дидактические игры открыты, исход игры нельзя предугадать;

Они повторяемы, игру можно в любое время прервать и начать заново;

Дидактические игры следуют определенным правилам, которые могут быть и изменены участниками игры;

Дидактические игры должны приносить удовлетворение и радость.

Дидактическая игра - это не просто неотъемлемый компонент активного обучения. Ее значение шире. По своей природе и обучающему потенциалу игра выходит за рамки активного обучения, выступая необходимой стороной системы педагогической деятельности в целом.

2. Воспитывающие, которые воспитывают самостоятельность, волю, сотрудничество, коллективизм, общительность и коммуникативность.

3. Развивающие, которые развивают мотивацию учебной деятельности, внимание, память, речь, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, симпатию, рефлексию, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения. А.Н.Леонтьев считал, что «игра-свобода личности и воображения, иллюзорная реализация нереализуемых интересов»

4. Социализирующие, приобщающие к нормам и ценностям общества, адаптирующие к условиям определенной среды, обучающие общению. По определению Л.С.Выготского: «Игра - пространство внутренней социализации ребенка, средство усвоения социальных установок» .

Что касается Г. Хайда, то он считает, что на уроке иностранного языка можно применять «игры с языком», «игры на языке» и «игры по плану». в данной интерпретации, симуляция есть воспроизведение определенной жизненной ситуации, лишенной непредвиденных или опасных ситуаций. Автор приводит пример симуляции: молодой, неопытный адвокат ведет защиту в импровизированном зале суда.

Симуляции отличаются от ролевых игр еще тем, что сценарии к ним должны быть очень полными и тщательно подготовленными.Джозеф Каллахан наряду с речевой игрой и симуляцией, выделяет и третий вид игр-социодраматизацию, которая рассматриваются как учебный прием, применяемый для обучения людей особенностям профессии,и акцентирует внимание на решении социальных проблем. В социодраматизацию включены воображаемые ситуации .

Что касается Джона Оллера, то он дает следующую классификацию игровых форм:

Симуляция

Драматизация

Ролевая игра

Психодраматизация

Социодраматизация

Упражнения с использованием мимики.

К. Ливингстоун же считает драматизацию и упражнение с использованием мимики подготовительными к собственно ролевой игре и симуляции. Под упражнениями с использованием мимики он понимает выполнение определенного действия, разыгрывание короткой сценки без использования языковых и речевых средств. Задача остальных учеников состоит в угадывании изображаемых действий .Что касается психодраматизации, то это форма групповой работы, используемая в психотерапии и учебных целях, когда человек, принимая на себя определенную роль, решает определенную социальную или психологическую проблему. Причем данный прием допускает многократную репетицию своей роли .

Еще одну разновидность игр предлагает Дональд Боуэн. Это так называемые `гамбиты" - игры в забавной форме, способствующие развитию языковых и коммуникативных умений .

Итак, сделав краткий обзор взглядов отечественных и зарубежных исследователей, занимавшихся проблемой классификации игровой деятельности, попытаемся суммировать предлагаемую классификацию, которая объединила бы все перечисленные типы. Все игры можно подразделить на:

Подвижные

Строительные

Интеллектуальные

Условные.

При этом мы особое внимание уделяем дидактическим играм, в которые входят языковые, или подготовительные, и речевые, или творческие. Языковыми играми являются орфографические, лексические, фонетические и грамматические, целью которых является формирование соответствующих навыков, а речевыми играми являются:

Ситуационные, в основе которых лежит ситуация из жизни, для решения которой применяются знания реального учебного предмета;

Ролевые, предполагающие выполнение определенных ролей индивидуально каждым участником игры или в группе;

Деловые - предполагается конкретная проблема, имеется дело; роли и правила игры вырабатываются участниками в ходе самой игры.

В процессе обучения могут быть использованы и другие игры разработанные отечественными и зарубежными методистами.

Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Все games они способствуют формированию речевых навыков.

Овладение грамматическим материалом, прежде всего, создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторения, утомляет школьников своим однообразием, а затрачиваемые усилия часто не приносят быстрого удовлетворения. Применение игровых методов обучения поможет сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Например, ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала. Формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых - освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного так и вторичного закрепления.

Следует отметить, что необходимо соблюдать определенные требования к игре как к приему обучения. В нашем понимании они будут следующими:

Обязательное осознание учениками игрового результата (таким результатом может быть создание при помощи слов необычных образов: говорящие звери, танцующие куклы.

Осознание учениками правил, соблюдение которых поможет достичь запланированного результата;

Возможность выбора конкретного действия в игре каждым учащимся, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной форме игры;

Игра должна поставить ученика перед необходимостью мысленного усилия, хотя бы небольшого: необязательно давать учащимся правила игры в строгих формулировках, можно использовать любую схему или рисунок.

Учителю необходимо точно знать какой именно навык или умение тренируется в данной игре, что ученик не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры. Если ученик в игре повторяет песни и стихотворения, воспроизводит заученные диалоги, то новых учений и навыков в игре он не приобретает. Если же он научился изменять слова, подбирать нужное по смыслу слово, строить самостоятельно словосочетание, фразу или текст, тогда ученик приобретает новые навыки. Не нужно забывать, что игра на уроках иностранного языка - это не просто коллективное развлечение-это основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе -от самых мелких речевых навыков до умения самостоятельно высказываться по заданным темам.

Суммируя сказанное выше, можно сделать следующие выводы:

1) В современной философской, психологической, педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к проблеме классификации игр. Психологи и педагоги по-разному рассматривают проблему. Психологи дают общую их классификацию, выделяя подвижные, строительные, интеллектуальные, условные, педагоги же обращаются к дидактическим играм, подразделяя их на речевые и языковые.

2) Зарубежные ученые дают классификации учебных игр, основными из которых они считают ролевую игру и симуляцию. Под симуляцией они понимают воспроизведение часто встречающих в жизни ситуаций, требующих обязательного решения проблем.

3) Различные виды драматизации, импровизации, разыгрывание диалогов по ролям, разыгрывание сценок являются своеобразными приемами обучения иноязычной речи, а не видами ролевой игры.

4) В настоящее время методистами разработано большое количество ролевых игр и вариантов их проведения, направленных на повышение мотивации к изучению иностранного языка и для усовершенствования процесса обучения иноязычному говорению.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Но она зависит от конкретных условий работы учителя, его темперамента и творческих способностей. Здесь следует отметить, что при всей привлекательности и эффективности игрового метода необходимо соблюдать чувство меры, иначе игры утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Игра - особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них - игра прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий - вовсе это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Однако, все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Большинство игр не связаны с какой-либо определенной темой, поэтому, естественно, в них содержится некоторый процент незнакомой учащимся лексики.

Вводить ее рекомендуется в процессе объяснения условий игры.Приемы введения лексики могут быть различны. Один из них - зрительная наглядность, которая включает в себя не только картинную или предметную наглядность, но и движение, жест, мимику и т.д. И, наконец, в отдельных случаях можно воспользоваться однократным переводом. В любом случае время, затраченное на объяснение незнакомого слова, обязательно окупится, ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной.

Знакомясь с той или иной игрой, учитель должен хорошо понять ее движущую пружину. Если предусмотрено театрализованное действие, надо позаботиться о деталях костюма и реквизита - они сделают игру более полноценной и убедительной. Если же это игровое упражнение, то все зависит от эмоциональности учителя. Большинство же игр построено на соревновании. Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т.д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течений 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр, например, могут быть эффективны при введении нового материала. Успех использования игр зависит, прежде всего, от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлекались и стали вместе с учителем участниками одного процесса.

Конечно, урок иностранного языка-это не только игра.

Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками, возникшие благодаря общей игровой атмосфере и собственно играм, располагают ребят к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она несет в себе немалое нравственное начало, ибо делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным.

Детская игра - понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, а стулья - сверхзвуковым самолетом, и мы присутствуем на небольшом домашнем спектакле. Это и игра по заранее установленным правилам (в прятки, фанты и т.д.) где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование. С точки зрения организации словесного материала игра не что иное, как речевое упражнение. Игру так же рассматривают как ситуативно-вариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реальному речевому общению с присущими ему признаками - эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого воздействия.

Игры способствуют выполнению важных методических задач:

Созданию психологической готовности детей к речевому общению;

Обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

Тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Успех использования игр зависит от атмосферы необходимого речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы учащиеся привыкли к такому общению, увлеклись и стали вместе с учителем участниками этого процесса. Доверительность и непринужденность общения учителя с учащимися, возникающие благодаря общей игровой атмосфере, располагает школьников к серьезным разговорам, обсуждению любых реальных ситуаций, так как урок иностранного языка - это не только игра. Опыт убеждает, что использование игрового метода обучения способствует развитию познавательной активности учащихся в изучении языка. Игра несет в себе немалое нравственное начало, либо делает труд радостным, творческим и коллективным. Ведь цель игрового метода - способствовать развитию речевых навыков и умений. Возможность проявлять самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков- характерные качества речевого умения- могут быть проявлены во время проведения игр.

Формулируя выводы о роли и месте игры в системе обучения хочется подчеркнуть, что игра в определенном смысле универсальна: она взаимодействует практически со всеми методами и формами обучения. Это означает, что она проникает в них и, напротив, включает в себя в синтезированном виде следующее: дискуссию, мозговой штурм, анализ конкретной ситуации, работу в парах и малых группах и т.д, поскольку игра является не только своеобразным методом, но и формой организации обучения. Здесь же можно говорить и об элементах проблемного обучения.

Тем не менее, игра не растворяется ни в одном из методов,а сохраняет свою самостоятельность и специфику, представляя собой их своеобразный синтез.

  • Перевод

Развлекательная функция игр – вещь абстрактная. И чтобы создавать игровые миры, в которые пользователю захочется погружаться с головой снова и снова, придется очень многое продумать. Сара Сантиллан, Lead Designer в Boomzap Entertainment, рассказывает о требованиях к созданию игрового функционала. Что понадобится, а что – нет в этом творческом процессе?


Быстрый вопрос: если вы делаете игры, принадлежите ли вы к индустрии программного обеспечения?
Краткий ответ – нет. Более развернутый – отчасти да, но в целом нет. Если быть точнее, геймдев относится к индустрии развлечений, а значит ваша задача как разработчика игр – развлекать людей. Поднимать им настроение и придавать уверенности в себе. Создавать красочные, захватывающие игровые миры, куда им захочется погрузиться с головой. За выполнение игровых задач игроки могут получить реальные награды (развитие сюжета, красивый арт, классные кат-сцены).

В то же время, любой текстовый редактор наподобие Microsoft Word предлагает множество функций, с помощью которых можно набрать что-то вроде отзыва о книге. Помимо этого, вы можете сохранить набранный текст или передать данные на устройство вывода, например, принтер.

Суть разработки программного обеспечения заключается в создании продукта, который служит определенной цели. Вам не нужно создавать данные для ПО кроме тех случаев, когда речь идет о справочных документах. Конечный пользователь сам создает эти данные – отзывы о книгах, ведомости, инвойсы, учетные записи, цифровой арт и т.д.
Это все к тому, что развлекательная функция игр – вещь очень абстрактная. И чтобы исполнить это неоднозначное человеческое желание, нам приходится разрабатывать ПО в качестве инструментария для последующего производства игрового контента.

1. Вам нужен инструментарий (ПО) для создания интерактивного геймплея.
2. Вам нужны данные – классы игроков, враги, сюжет, – с которыми игроку будет интересно взаимодействовать.
3. Вам нужно убедиться, что данные и соответствующее ПО оптимизированы для удобства игроков.

В этой статье речь пойдет о требованиях к игровому функционалу. На первый взгляд может показаться, что реализовать список функций в соответствии с определенными критериями проще простого. Но все может запутаться очень быстро.

Создание игр – это сущий бардак

Требования к функционалу постоянно меняются. Стоит вам приступить к работе над чем-то одним, скажем, функционалом боя, как вскоре вы обнаружите, что для него нужно создать систему предметов, динамическое окружение, которое вдобавок может влиять на способности определенного класса персонажа, и пошло-поехало.

Чтобы не быть голословной, в данной статье я буду приводить примеры из проекта, над которым работаю, – это мобильная игра с акцентом на PvP-сражениях Monster Roller. Ниже приведены три макета одной и той же системы боя, демонстрирующие, как сильно игра может отличаться от первоначальной задумки.


Ранняя версия игры показана на скриншоте слева, а конечная версия – на скриншоте справа. Текущую версию сделали максимально доступной для понимания: если выбрать режим действия (режимы обозначены цифрами 2-1-1 рядом с аватарками монстров), монстр совершит соответствующее действие после вращения барабана слот-машины. 1 – режим атаки, 2 – режим использования способности, зависящей от роли конкретного монстра.
Первое, что приходит в голову при виде игры с RPG-подобной системой боя, это система предметов, бонусов, магазин и т.д.


«Почему вы не додумались, что вам все это понадобится?»


«Почему вы не додумались, что вам все это НЕ понадобится?»

Создание игр – это бардак, потому что настоящее новаторство – всегда бардак. С другой стороны, инновации могут быть «итеративными», когда создание чего-то нового происходит на базе уже известных формул. В разработке игр в той или иной степени используются оба подхода. И хотя разработчики могут быть привязаны к определенным формулам (так, гоночная игра подразумевает своеобразные треки, бонусы и т.д.), в конечном счете, у вас не получится приготовить точно такой же коктейль как у других представителей индустрии, где многие трудятся по восемь часов в день совершенно бесплатно, лишь бы найти Святой Грааль развлечений.

Создание игр – это поучительный опыт. В начале вы абсолютно уверены в том, какой будет игра.

Но эта башня вечно находится на грани падения. Может оказаться, что ваша игра совсем неоригинальна, или механики настолько разные, что их не стоило использовать вместе, или она классная, но в ней тяжело разобраться. Определенный уровень опыта, конечно, помогает сгладить углы – старожилу индустрии будет легче обойти подводные камни, чем новичку. Но в любом творческом процессе случаются… неожиданности. В этом и заключается идея свежего, новаторского подхода.

Эволюция требований к функционалу

Мы начинаем с расстановки приоритетов на основе того, насколько важной для игры является отдельная фича. Затем мы создаем прототипы того, что хотим заложить в игру, используя выборочные данные. В этом разделе статьи мы рассмотрим компоненты системы боя.
В самом начале у нашей команды Monster Roller было несколько идей, которые мы хотели реализовать в игре:

Геймплей во многом должен был напоминать RPG, но также включал бы в себя элементы баланса карточных игр;
Разумеется, мы хотели добавить барабан слот-машины
…который бы выдавал бонусы на базе джек-потов (тогда еще 4 в ряд);
Мы рассматривали коэффициенты ставок;
«Удержание» – функция, которая не дает слоту вращаться (само собой, за определенную плату);
Возможность переключаться между монстрами во время хода;
Применение предметов на монстров (очевидно, не правда ли?).

И это далеко не полный список, а так, наброски. Требования к функционалу могут включать в себя, помимо прочего, подробное описание того, что в них войдет (собственно, данные), как они будут отображаться (интерфейс), а также показатели эффективности, демонстрирующие, работает ли функционал так, как задумано.

Для примера рассмотрим систему предметов:

1. Какими будут особенности предмета? Будет ли он использоваться на команду игрока, команду противника, или на обе? Будет ли у него срок действия? На какие переменные могут влиять предметы? Уровень здоровья? Сила атаки? Показатель регенерации? В процентах или целых числах?
2. Можно ли использовать предметы после боя или они расходуются в бою?
3. Есть ли стоимость использования предмета? Как реализуется эта стоимость? Будет ли это число ходов в бою (стоимость времени) или что-то другое? Нужно ли будет покупать предметы в магазине? Если да, то за твердую или мягкую валюту?
4. Как они будут выглядеть?


Макет слева был создан вашей покорной почти полгода назад. Макет справа разработал настоящий художник, и именно так выглядит бой сейчас.

Следующие скриншоты демонстрируют, как изменились требования к функционалу.

Старая верхняя панель:

Новая верхняя панель:

И там и там есть индикатор золота и кнопка настроек. Кнопка автоигры, которую можно увидеть на прототипе, в последней версии переместилась на нижнюю панель (см. ниже).

Самая большая перемена – это появление таймера и огоньков вокруг рамки, реагирующих на то, что происходит в игре. Мы добавили таймер, поскольку имеем дело с PVP-игрой – ждать, пока ваш противник на другом конце мира бесконечно долго решает, как ему атаковать, было бы совсем печально.

Старый экран боя:

Новый экран боя:

Как вы можете заметить, на старом макете не было индикаторов выбора (стрелочек вверху левого скриншота новой версии), равно как и индикаторов положительных/отрицательных эффектов (обратите внимание на крохотного монстрика). Кроме того, изменилось отображение монстров в бою. Еще одно важное решение, к которому мы пришли, – сократить количество монстров с четырех до трех. Таким образом мы повысили скорость боя и увеличили шансы получить джек-пот.

Барабаны и аватары, старые и новые:

Тут мы много чего поменяли. Сначала взглянем на символ вишенки. По задумке игрок зарабатывал вишни за каждый раунд боя, и они постепенно накапливались. Кроме того, их можно было получить в качестве приза, сыграв на слот-машине. Подобно мане или энергии в карточных играх, вишни можно было потратить на использование предметов или переключение монстров. Тем не менее, впоследствии мы отказались как от системы предметов, так и от вишен.

Мы добавили вишенки не потому, что так делают все. Мы добавили их, чтобы сократить фактор везения и поставить акцент на важности выбора того или иного действия игроком. Буду ли я использовать ЭТОТ предмет или переключу вот ЭТОГО монстра? То есть у нас были веские причины, чтобы добавить в игру предметы и стоимость их использования.

Так почему же эту систему забраковали?

Взглянув на переменные, характерные для игры с битвами монстров, вы увидите много факторов, которые можно контролировать без добавления еще одной системы.

1. Выбор цели: использовать авто-атаки или сосредоточиться на одном противнике?
2. Способности: атака, баффы/дебаффы, защита, регенерация, сильные и слабые стороны стихий.
3. Комбо: джек-поты «3 в ряд», монстры, способные повышать атрибуты напарников.
4. Состав отряда: влияет на шанс выпадения комбо.
5. Время на ход: ограниченное количество времени на принятие решения.

Бывает очень заманчиво добавить фичу на ранней стадии разработки. Так происходит потому, что на этом этапе еще сложно представить, как разные фичи взаимодействуют между собой и влияют на геймплей. А вот поддаться мысли «нужно больше функций», наоборот, легко, поскольку контента как такового еще нет. Создание прототипов здорово помогает преодолеть соблазн раздувания функционала. Систему предметов пришлось бы балансировать со всеми вышеупомянутыми переменными, причем не только разработчикам, но и самим игрокам. Суть в том, чтобы каждая переменная могла повлиять на исход битвы, а не чтобы их просто было побольше.

Как ни странно, в этой секции интерфейса есть еще две переменные, о которых можно говорить очень долго. Это принцип вращения барабанов и нанесенные на них символы (Есть ли у слот-машины функция удержания? Как она выдает выигрышную комбинацию? Как слот-машина отреагирует на оглушение монстра? По какому принципу формируются сочетания символов? Все ли слоты дают игроку шанс получить джек-пот? И так далее). Но пока что простого упоминания этих переменных будет достаточно, чтобы понять, как менялся этот функционал.

Последнее, что мы изменили в этом сегменте, это кнопка Let’s Roll. Хотя изначально нам казалось, что вращать барабан движением пальца по экрану будет весело, многие плей-тестеры (плей-тест – отличный способ определить требования к функционалу) высказались в пользу отдельной кнопки. Вот мы и добавили ее, чтобы сделать игру более интуитивно понятной. Хотите кнопку – пожалуйста!

Старое нижнее меню

Новое нижнее меню

Итак, мы добрались до последнего элемента – нижнего меню. На скриншоте из старой версии отображается стоимость предметов и переключения, но в итоге мы оставили только кнопку автоигры и переключатель. Еще одним поводом для тщательного упрощения системы, учитывая всякую всячину, которую пользователь должен держать в голове, является эффективное использование экранного пространства. В игре Monster Roller и так полным-полно иконок, джек-потов, элементов и целей. Если бы мы добавили еще один набор визуальных элементов, игроку пришлось бы запомнить еще больше.

Уф, это была длинная статья.

Итак, выделим основные моменты:

1. Разработка игр находится на пересечении индустрий разработки программного обеспечения и развлечений. Для того, чтобы ответить на вопрос «что значит весело?» нужно использовать знания из нескольких областей.
2. Не привязывайтесь к устоявшимся требованиям к функционалу. Элементы игры меняются в процессе разработки, и зачастую самым удивительным образом.
3. Любая игра сочетает в себе спонтанные и итеративные инновации.
4. Требования к функционалу нельзя вместить в один список. Подумайте, как фича будет взаимодействовать с другими элементами игры, а затем перечислите все возможные способы ее реализации.
5. Создайте прототип функционала на базе требований и изменяйте его по мере необходимости.
6. Продолжайте, пока не поймете, что это оно.

Поздравляю, вы дошли до конца. Вот вам яишенка с беконом.

Анализ психолого-педагогической литературы по теории игры позволяет представить спектр её назначений для развития и самореализации детей в их суверенной деятельности, отражающей многообразие окружающего мира и богатства человеческих отношений.

Назначение игры идёт от запросов социально практики, от психофизиологических потребностей растущего ребёнка редуцирования человеческой деятельности им. Функция игры - её разнообразная полезность. У каждого вида игры есть своя полезность. Существует игра-труд, игра-искусство, игра-праздник, игра-загадка, игра-тренинг, игра-развлечение и другие. Существует игра, синтезирующая в себе много из названного. В любом случае она есть свободное проявление разнообразных влечений индивида.

Воспитательный потенциал игры исследован достаточно полно. Отмечается её роль в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физическом развитии ребёнка, в приобретении опыта нравственного поведения, в формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнёрство, совместимость), в развитии чувства юмора и др.

Назовём наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция межнациональной коммуникации;
  • функция самореализации ребёнка в игре как полигоне человеческой практики;
  • коммуникативная функция игры;
  • диагностическая функция игры;
  • игротерапевтическая функция игры;
  • функция коррекции в игре;
  • развлекательная функция игры;

Рассмотрим кратко эти функции.

Социокультурное назначение игры. Игра - сложнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников так и стихийные, спонтанные процессы, влияние на формирование ребёнка. Социальное назначение игры может означать синтез усвоения ребёнком богатства культуры, потенций воспитания и формирование его как личности, позволяющей ребёнку функционировать в качестве полноправного члена детства или взрослого коллектива. Процесс социализации ребёнка в игре не сводится лишь к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает все совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредственных. Сошлёмся на позицию В.А. Сухомлинского: «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребёнка… Без сказки, без игры воображения ребёнка не может жить… в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

Игра своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальной игры в том, что она формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры, стереотипы поведения в человеческих общностях.

Так, русские люди предпочитают силовые многоборья, игры, демонстрирующие удаль как некий протест против длительных традиций принуждения и запретов. Игры помогают людям разных национальностей хранить наиболее привлекательные черты характера, хранить и развлекать их. В играх утверждаются и межпоколенные связи.

Функция межнациональной коммуникации.Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны, и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Межнациональны потому, что у них единая родочеловеческая основа, именно поэтому они сближают. Одни и те же по содержанию и правилам игры, хотя и называемые по-другому у людей разных национальностей. Рождены в разных концах Земли едиными социально-культурными истоками и причинами. Например, прятки основаны на инстинкте самосохранения; ловушки, догонялки - на рефлексах двигательности. Но и компромиссы, и конфликты - элементы гражданского мышления и поведения детей. Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. В огромной гамме чувствования. Ребёнок учится в игре сенсибилизации, готовится и «созревает» для решения различных жизненных проблем. В разных странах у детей это реализуется практически одинаково. Значит, игры хранят этнокультуры, они мировой банк вечных духовных ценностей. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.

Функция самореализации ребёнка в игре как полигоне человеческой практики.Это одна из основных функций игры. Реализация - осуществление какого-либо плана, намерения, исполнение желаний самим индивидом. Для ребёнка игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ребёнку важен сам процесс игры, а не её результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры - пространство самореализации. Игра - уникальный полигон человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта. Игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребёнка, с другой - выявить недостаточность опыта. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию для того, чтобы раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы у ребёнка и моделировать их снятие. Практически во всех детских играх выражена сущность объективной действительности и жизненной правды. Материал для игр дети приобретают только из окружающего мира. Для действительной жизни у ребёнка в период детства слишком мало душевного материала, мало опыта, недостаточно сложившихся представлений, но он хочет жить активно и деятельно. Игра становится его жизнью, и он в этой жизни личность свободная, самостоятельная, живущая полной детской и неполной взрослой жизнью.

Коммуникативная функция игры. Игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребёнка в реальный контекст, сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютна необходима общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний.

Любое игровое общество (кратковременное и долговременное) - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Дети в игре сходятся быстро, и любой её участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива (группы, команды), ребёнок берёт на себя ряд моральных обязательств перед партнёрами. Часть этих обязательств заложена в её правилах, часть находится вне. Коммуникативное общение детей - важнейшая проблема педагогики. Но это общение включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимания и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контактность. Желание действовать сообща, быть среди сверстников рождает такую общность.

Если игра есть форма общения людей (Каган), тем более детей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступокникакой игры между детьми быть не может. Игра - победа товарищеского сознания.

Многие игры детей, подростков и юношей отличаются прежде всего коллективным характером. Реже бывают единичным актом и потому от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. Коммуникативные связи игры - досуга очеловечены культурой и носят ярко выраженный характер. Стало быть игра - досуг заключает в себе известное начало общности - диалекту общения, её вне генетические формы социальных связей, социальных ситуаций совместимости, совокупности, контактности. Общение, рождающееся в игре - досуге, обуславливает становление, развитие разных актов культуры. Игры формируют в ребёнке и сохраняют у взрослого человека такие привлекательные социальные черты, как обаяние, непосредственность, общительность. В игровой деятельности детей существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими.

Диагностическая функция игры. Диагностика- способность распознавать, процесс постановки диагноза. Диагноз - определение не только существа и особенностей болезни, но и отклонение в поведении ребёнка и вместе с тем в нормальном поведении. Игра обладает предсказательностью, он диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимальности проявления (физические силы, интеллект, творчество). Во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения».

Игра диагностична, и уже потому она есть «зона ближайшего развития». Поскольку игровая деятельность представляет произвольное, обобщённое воспроизведение действительности и является внеутилитарной по своему характеру, она для ребёнка привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий. Ребёнок сам в игре проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Для этого ему необходимо знать себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности. Огромное количество игр построено на интриге «Познай себя». «Проверь себя». Для педагогов и воспитателей игра - законный и наиболее удобный метод диагностики детей ещё и потому, что игра - форма их поисково-экспериментального поведения.

Игротерапевтическая функция игры. Особую роль выполняет игра как средство терапии по отношению к больным детям и детям, имеющим неклинические отклонения в здоровье. Лечение игрой - серьёзной перспектива лечебной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении. Дети сами прибегают в игре как психотерапевтическому средству. К примеру, считалки, дразнилки, страшилки являются трансляторами, с другой стороны, мощным средством игротерапии. Игра стимулирует в ребёнке органы, ранее воздействующее, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Природа специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы играя, развивать жизненно важные органы и функции.

В настоящее время разработаны игровые психотерапевтические тренинги, специально развивающие, уравновешиващие игры, рукоигры. Для больных детей разрабатываются «поющие кровати», куклы, которые умеют всё делать, игрушки, восстанавливающие многие нарушения здоровья. К игротерапевтической функции близко примыкает функция коррекционная.

Функция коррекции в игре. В ряду важнейших функций игры выступает и её психокоррегирующая функции. Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида.

Психологи первыми посмотрели на игру, ка на средство проявления, раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, распознания правильности развития его психических процессов и нравственных качеств. Они первыми признали игру как метод познания ребёнка и как метод коррекции психического развития (Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, А.И. Захаров) .

Поскольку основным значением игры является подготовка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребёнка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами.

Игра закрепляет приобретённые способности как внеситуативные. Переход от индивидуальной жизнедеятельности к социально-ориентированной происходит потому, что детские взаимоотношения возникают в процессе самой деятельности и разыгрываются в связи с ней, когда один ребёнок начинает в качестве предмета потребности рассматривать товарища-партнёра. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и своих партнёров, если процесс и цель объединяют детей, создают условия согласованности действий. Сам механизм коррекции необходим в практике уже потому, что, к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, агрессивность и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения, важные формы воздействия в группе.

Кроме того, в связи с социальным напряжением в обществе, конфликтами в семье, экономическими проблемами резко увеличилось количество детей с лёгкими задержками психического развития, нарушениями характера, неврозами и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на грани здоровья и психической болезни (пограничные нарушения). Дети с такими нарушениями воспитываются в обычных детских школах, значит, их наставники должны владеть приёмами психопрофилактической коррекции. Поэтому коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справится с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Использование игры как средство психокоррекции необходимо чаще применять в работе не только с аномальными детьми, но и с нормальными, в играх с которыми эта функция используется слабо.

Развлекательная функция. Объективно - это основная функция игры. Развлечь - означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким-либо потребностям, опосредованно приобретённым индивидуальным опытом; развлечь - это, во-вторых, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести индивида на занятия, которые способны охватить его целиком. Развлечение - это влечение к разнообразному. Поскольку влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную потребность субъекта, развлекательная функция игры связана с созданием комфорта, благоприятно атмосферы, то есть стабилизация личности, реализация уровней её притязаний. Влечение в играх - явление переходящее, поскольку представленные в нём потребности могут угасать, могут осознаваться, превращаясь в конкретные желания, намерения, установки к действию.

Игра - это единственная деятельность, которая выводит ребёнка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально. В этом плане игра - стратегически - тонко организованное культурное пространство развлечений ребёнка, в котором он идёт от развлечения к развитию. Развлечение в играх - это поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Раскрепощение гармонических начал досуга идёт в двух направлениях. Первое отражает освоение ребёнком окружающего мира - игровой деятельности, её разновидностей. Второе - оценка себя, отношение к самому себе в сфере игры как таковой. На стыке этих направлений рождается самотворчество, проявлений творческих дарований детей весь ансамбль неформальных отношений, которые Карл Маркс называл сущностью человека.

Таким образом, воспитатель должен знать воспитательные и развивающие функции той или иной игры.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные