Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Цель занятия: исследовать роль среды в развитии личности ребенка; проанализировать взаимосвязь факторов "среда" - "воспитание"; определить возможности педагога в процессе развития личности.

Вопросы для самоподготовки:

1. Понятие "социальная среда" (микро- и макросреда). Что такое "воспитательный потенциал" среды? Роль среды в развитии личности ребенка.

2. Социальная ситуация развития и элементы ее составляющие. Депривационная ситуация. Воспитательная ситуация развития.

4. "Механизм" влияния среды на развитие личности. Особенности воздействия микро- и макросреды.

5. Условия, обусловливающие успешность влияния благоприятной среды на развитие личности ребенка. Социальная среда и воспитание.

Проблемные вопросы:

1. Считаете ли Вы, что социальная среда является ведущим фактором развития личности?

5. Каким образом, на Ваш взгляд, должен быть решен вопрос о взаимодействии школы и окружающей ее среды?

Литература:

1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968. - С. 174.

2. Выготский, Л. С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6 т., т. 4. - М., 1984. - С. 258-262, с. 383.

3. Новикова, Л. И. Школа и среда. - М., 1985. - N 8.

4. Мудрик, А. В. Социализация в "смутное время". - М., 1991; Введение в социальную педагогику. – М., 1999.

5. Вульфов, Б. З., Семенов В. Д. Школа и социальная среда: взаимодействие. - М., 1981.

6. Лангмейер, Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте /Пер. с чешск. - Прага, 1984. - С. 21-22.

7. Радзиховский, Л. Сталинская педагогика //Учительская газета.- 14.06.1988 и 13.07.1988; Брежневская педагогика //Учительская газета.30.07.1988.

8. Черноушек, М. Психология жизненной среды /Пер. с чешск. - М., 1990.

9. Наследственность и воспитание //Детство идеальное и настоящее (Сб. работ современных западных ученых). - Новосибирск, 1994.

Тема 4. Активность как фактор развития личности

Цель занятия: исследовать роль активности личности в процессе ее развития; проанализировать взаимосвязь факторов "активность личности" - "воспитание"; определить возможности педагога в процессе развитие индивидуальных особенностей личности.

Вопросы для самоподготовки:

2. Отечественные и зарубежные психологи и педагоги об активности личности в процессе ее развития. Развитие «Я-концепции» личности и воспитание.

3. Обусловленность развития активности личности факторами: наследственность, среда, воспитание.

4. Особенности и различия процессов "развитие", «саморазвитие» и "самовоспитание". Характеристика процесса самовоспитания. Условия, при которых оно становится фактором развития личности.

5. Условия развития активности личности в процессе ее жизнедеятельности. Какую роль в развитии личности играет взрослый?

6. Каковы возможности педагога в процессе развития индивидуальных особенностей личности?

Проблемные вопросы:

1. Активность личности - фактор или условие ее развития?

4. Какое значение имеет активность личности в ее развитии?

Литература:

1. Люблинская, А. А. Детская психология. - М., 1971. - С. 58-63.

2. Бассин, Ф. В. О "силе Я" и "психологической защите" //Вопросы философии. – 1969. - N 2.

3. Бернс, Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание /Пер. с англ. - М., 1986. - С. 25-119.

4. Столин, В. В. Самосознание личности. - М., 1983.

5. Маслоу, А. Самоактуализация //Психология личности: Тексты. - М., 1982.

6. Божович, Л. И. Личность и ее формирование... - С. 173-174.

7. Френе, С. Избр. пед. соч. - М., 1990. – С. 39-40, 45-48.

8. Монтессори, М. Монтессори-материалы: школа для малышей. Часть 1. - М., 1992.

9. Марголис, Дж. Личность и сознание /Пер. с англ. - М., 1986.

10. Леонгард К. Акцентуированная личность /Пер. с англ. - Киев, 1981

11. Гримак, Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности. - М., 1987.

1

Рассматриваемая проблема актуальна на данном этапе развития человечества. Современный человек живет в условиях качественного эволюционного скачка всего комплекса его энергоинформационных взаимодействий с окружающими пространством, средой обитания.

Изменения происходят во внешней среде, окружающей человека. Это:

  • возрастающие требования к объемам информации;
  • резкое ухудшение экологических условий жизни;
  • изменение норм поведения, обеспечивающие как физическое выжиание, так и творческое;
  • лавинообразный поток технического перевооружения;
  • меняющиеся условия получения средств существования.

К изменениям происходящим во внутренней среде человека можно отнести:

  • изменение скорости протекания психических процессов;
  • генетические изменения человеческой ДНК;
  • духовные изменения.

Информацию большинство людей не осознают по ряду причин: не компетентность, не желание познавать новое, концентрация знаний в одной области науки не позволяет осмыслить знания в другой. Все концентрируется на человеке, то есть на человеческом факторе. Создается такая ситуация, что уже человек, получивший образование или продолжает получать его независимо, где:в Америке, Японии, Украине, России или в другой стране, для завтрашнего дня с новейшими достижениями научно-технического прогресса не нужен. Ему трудно адаптироваться в новой техногенной среде. Так как необходимы совершенно новые качества, которые помогут человеку войти в информационно преобразованную среду. Каждый человек уникален и неповторим. В нем скрыт определенный потенциал, о котором он сам порой не догадывается. Как раскрыть его? Как войти в свой внутренний мир? Как подобрать к нему ключи и стать полноправным хозяином? Очень часто мы не догадываемся о том, что все ответы находятся рядом с нами. Так как внешняя среда, которая окружает человека, часто является отражением его внутренней среды, то есть его внутреннего мира. Многие могут с этим не согласиться и по-своему будут правы, так как социум, в котором живет человек действительно может не отражать его внутреннее состояние. Это будет зависеть от многих факторов. Но достаточно хорошо развитый внутренний мир человека дает возможность изменить, преобразовать внешние факторы.

Человек сегодня плохо адаптируется к новым условиям жизни, которые стремительно меняются, а иногда и не в лучшую сторону. Внешняя среда сегодня выступает стрессором. Взять хотя бы последние события: взрыв возле московского метро 31.08.2004, захват школы в Беслане 01.09.2004, катастрофа двух российских пассажирских авиалайнеров. (Мы взяли события, произошедшие в последнее время, не перечисляя аналогичные события во всем мире). Это не может не вызвать негодования, а у многих людей и страх. Моделируются ситуации, которые с помощью определенных механизмов, направленны на порождение страха, неуверенности в завтрашнем дне. Все это тормозит саморазвитие человека и его созидательные функции..

Общество-социум - это зеркало внутреннего мира человека, и если оно не достигает объединения (нет диалектического синтеза), то у него нет шансов выжить на Земле. "Жизнь стала мучительна, как яркий свет для человека с больными глазами. Она сверкала перед ним и переливалась всеми цветами радуги, и ему было больно, нестерпимо больно"(Дж.Лондон "Мартин Иден"). Человек должен соединять в себе истинные знания - науку, правильную философию жизни и глубокую духовность. "Я думаю, мы начнем уважать уникальность каждого разумного существа и лучше понимать. Что дух есть не абстракция, но, безусловно, один из невероятнейших феноменов внутреннего мира"(Норман Кузинз "Анатомия болезни - как это понимает пациент"). Ведь сам по себе человек является живой самообучающейся информационной системой

Кризис духовного, культурного, социального плана увеличивается, что приводит к разрушению человека как личности, разрушению устойчивости его сознания. Внутреннее состояние информационной системы, кроме сегодняшнего состояния ума и души включает в себя и багаж знаний, все то, что учил, но не забыл.

Необходимо эффективно решать задачи по созданию среды, способствующий гармоническому развитию человека, " чтобы человек стал человеком, а не подобием жалким человека." (Валентин Сидоров. Избранные произведения в двух томах).

Как показывают исследования по формированию человека его сознания, развития интеллекта, что при создании определенной среды можно формировать и развивать человека. А также научить его самоорганизовываться и самосовершенствоваться не зависимо от факторов внешней среды, которые могут негативно влиять на развитие человека. Развиваясь духовно и умея подчинить себе информацию, человек может изменять негативную информацию и таким образом изменять среду, в которой обитает. Среда может изменять человека, как в положительную, так и в негативную сторону, так и человек может изменить среду, как в положительную, так и в негативную сторону. Субъективное может определять объективное «Так называемая истинная природа сознания никогда не рождается и не исчезает. И только из заложенных мыслей возникают различия всех вещей и явлений» (Махаяна-Шрахддхотпада-Шастра). Среда, в которой человек обитает, и его внутренняя среда должны быть гармоничны. Тогда человек идет по пути созидания, а не разрушения.

Библиографическая ссылка

Задоя Е.С., Губанова Э.Е. СРЕДА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 10. – С. 85-86;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=13612 (дата обращения: 31.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Образовательная среда как фактор развития личности

ФГОС определяет понятие «образовательная среда» как совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);

Принципы формирования образовательной среды:

  • деятельность-образование-личность;
  • открытость, целостность, системность, взаимосвязь;

и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу;

  • избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности
  • функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности;
  • самоидентификация личности;

Одним из важнейших компонентов образовательной среды является комплекс учебного оборудования

Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

  • общешкольное оснащение
  • оснащение предметных кабинетов
  • оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Кабинет для внеурочной деятельности открыт в гимназии в этом учебном году. Несмотря на большую заполненность школы, администрация нашла возможность выделить самый просторный кабинет для этой цели.

Было продумано внешнее оформление, оборудование, наполняемость. Мы решили, что было бы неразумным распылять это огромное количество пособий и игр по кабинетам и решили собрать все в одном месте. В кабинете решили выделить несколько зон – для подвижных игр, для групповых занятий, для информационно-коммуникативного центра.

Таким образом, наш кабинет преследует несколько целей

  1. Это информационный и мультимедийный центр начальной школы.
  2. Этот кабинет может использоваться в качестве сенсорной комнаты и комнаты психологической разгрузки.
  3. Игровая комната.

Наш кабинет оборудован комплектом нетбуков с выходом в интернет, постепенно пополняется программное обеспечение – устанавливаются разнообразные тренажеры, системы тестирования, обучающие программы. Есть мультимедийный комплекс, позволяющий проводить разнообразные занятия. Есть цифровые микроскопы, электронный шагомер и другие современные приспособления, позволяющие детям разнообразить их познавательную деятельность. Интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. С помощью ПервоЛого 4.0 дети учатся писать, читать и считать, развивают свою речь и художественные способности, и, конечно, осваивают современные компьютерные технологии. В урочной деятельности ребята также активно осваивают ИКТ-технологии, работают с интерактивными комплексами и мобильными компьютерными классами

Подобранное оборудование развивает чувственное восприятие детей, помогает расслабиться в играх с песком, в подвижных играх. Дети через занятия с разнообразными пособиями развивают моторику, глазомер, координацию движений. Эти все задачи позволяет решать комплекс «Пертра», разработанный Марианной Фростиг. Этот комплекс позволяет проводить коррекционную работу с отстающими детьми, развивает творческие способности. Дети могут строить лабиринты, развивая пространственное мышление, координируя движения глаз и рук. Сортируя фигуры и бусины – учатся классифицировать предметы, выделять общие признаки и многое другое. Тактильные доски развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию. Н аборы для рисования на песке, тренажеры для физических разминок,

Дети и педагоги часто используют этот кабинет и для обучающих игр. Здесь собрано большое количество обучающих и развивающих игр, которые помогают усвоить и закрепить вычислительные навыки, расширить словарный запас и кругозор. Это знаменитые кубики Никитина, которые развивают логику, умение прогнозировать и планировать результаты своей деятельности, в комплектацию кабинета входят всевозможные детские игры, мозаики, конструкторы.

Игра СЕНСИНО: На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в которые проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки - "норки". Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке.

Наборы рукоделия. Есть кукольный театр. Для всех модулей, по которым организуется внеурочная деятельность с учащимися 1-3 классов, в этом кабинете достаточно оборудования

Духовное богатство личности, ее взгляды, потребности и интересы, направленность и разнообразные способности во многом зависит от того, в каких условиях протекает их формирование в детские и юношеские годы. Родившийся ребенок постепенно становится личностью под воздействием ряда факторов. Выделяют следующие факторы, влияющие на развитие человека: наследственность, среда (биологическая и социальная), воспитание и обучение, активность самого человека.
Наследственность - это то, что передается от родителей детям, наследственность представлена генетической программой, которая развертывается в течение жизни и является природной предпосылкой развития . Особое значение имеют задатки, которые могут облегчать развитие способностей ребенка, определять одаренность. С другой стороны, различные наследственные заболевания, физические дефекты могут лимитировать отдельные стороны развития человека. Обладание наследственностью представляет собой лишь предпосылку, стартовое условие, необходимые для формирования основ жизнедеятельности человека.
Среда. Среда как фактор развития человека, обращена к человеку двумя своими сторонами: биологической и социальной.
Биологическая среда среда обитания, способная предоставить жизненно необходимые условия (воздух , тепло, пищу) .
Социальная среда помощь и защита со стороны других людей, как возможность освоения опыта поколений (культуры, науки, религии, производства) . Для каждого человека социальная среда означает общество, его культурные и национальные традиции, социально-экономическую и политическую ситуации, религиозные, житейские, научные отношения, семью, сверстников, знакомых, педагогов, средства массовой коммуникации (СМК) и пр.


Среда предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что приводит к трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя.
В современной педагогике существует понятие «развивающая среда», т.е. особым образом выстроенная, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка.
Воспитание и обучение. Воспитание предполагает формирование определенных установок, нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование личности. Обучение – это процесс приема и передачи знаний. Воспитание и обучение всегда носят целенаправленный, осознаваемый (хотя бы со стороны воспитывающего) характер. Воспитание (и обучение) начинается сразу же после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка. Воспитание всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества. Когда речь идет о воспитании, то всегда имеются в виду положительные воздействия.
Активность самого человека. Освоение способов отношения со средой, приобщение к духовной и материальной культуре происходит более полно и продуктивно, если ребенок (человек) активен: к чему-то стремится, использует различные движения, включен в совместную со взрослыми деятельность, самостоятельно осваивает различные виды человеческой деятельности (игра, учение, труд). Т.е. человек является не только объектом воздействий окружающих, но и субъектом собственного развития, существом, способным изменять и преобразовывать самого себя во всех видах деятельности и поведения.

Внешние и внутренние условия социализации и роль социального педагога в их гармонизации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Понятие социальной среды обозначает конкретное своеобразие общественных отношений на определенном этапе их развития. Этим оно отличается от понятия общественно-экономической формации и дополняет его. Понятие социальной среды характеризует не сущность общественных отношений, а их конкретное проявление. Капитализм как общественно-экономическая формация подчиняется одним и тем же социально-экономическим законам. Но, проявляясь в специфически особенных формах, действие этих законов создает конкретную социальную среду, отличающуюся от другой социальной среды. Именно в такой конкретной социальной среде и действуют личности и группы. Причем если исторические личности и большие группы (классы, нации) действуют в широкой социальной среде, то сфера действия малых групп и входящих в них личностей - микросреда, непосредственное социальное окружение.



Конкретная социальная среда выступает в психологическом аспекте как совокупность отношений личности и групп. Отношения социальной среды и личности имеют довольно значительный момент субъективности. Если класс не может менять своего места в общественно-экономической формации, не уничтожая себя как класс, то личность может менять свое место в социальной среде, может переходить из одной социальной среды в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социальную среду.

Конечно, мобильность личности в социальной среде не является абсолютной, она ограничивается объективными рамками общественно-экономических отношений, классовой структурой общества. Тем не менее активность личности, особенно по отношению к избираемой ею микросреде, нельзя недооценивать. Практическое значение этого вопроса обнаруживается, в частности, при анализе причин преступности.

Социальная среда по отношению к личности имеет сравнительно случайный характер. Эта случайность особенно велика в психологическом плане, поскольку характер и особенности определенных личностей накладывают свой отпечаток на их взаимоотношения. Но и эта случайность проявляется только до определенных пределов. Она ограничивается необходимостью отношений, обусловленных определенным общественно-экономическим строем.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные