Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Деревянных Елена Андреевна

студент 5 курса, кафедра культурологии, философии и социальных наук НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Гутова Светлана Георгиевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Инфантилизм - одна из важнейших проблем современности, поскольку в наше время все больше молодых людей не хотят взрослеть и принимать на себя ответственность в решении важных социальных, политических, экономических вопросов. Вследствие этого растет уровень инфантильности и социальной пассивности среди молодежи. Одним из наиболее распространенных среди современной российской молодежи видов является социальный инфантилизм.

Социальный инфантилизм - англ. infantilism, social; нем. Infantilismus, sozialer. Это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в непринятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления .

По некоторым данным социальный инфантилизм более развит среди молодежи мужского пола. Среди психологов существует мнение о том, что это связано с появлением все большего количества женщин, добившихся успехов в карьере, которые как бы примеряют на себя роль мужчины. В таком обществе более слабые с психологической точки зрения мужчины выбирают для себя роль «детей», которым не нужно бороться за место под солнцем и не нужно принимать никакие «взрослые» решения. Человек физиологически взрослеет, а психологически он остается на уровне подростка. Такой человек не принимает условия общества, в котором живет, те новые возможности и уровни ответственности, которые предстают перед ним с возрастом.

Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей.

Психологи из благополучных стран бьют тревогу о том, что именно социальный инфантилизм порождает такую тягу молодежи к гомосексуальным связям. Поскольку это снимает с партнера массу ответственности, например, за рождение и воспитание детей. Процесс этот происходит на подсознательном уровне и не является осознанным и просчитанным выбором. Просто воспитание и общество толкает молодых людей к представителям своего пола, как к наиболее простому средству для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

Но есть и другой аспект этой проблемы. Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей. По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение .

Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания и направляют деятельность. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру. Это свидетельствует о том, что иерархическая структура ценностных ориентаций составляет содержание позиции личности.

Для социально зрелой личности актуальны, прежде всего, экзистенциальные потребности человека, т. е. потребности его личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий и поступков, позиции, самореализации в творчестве. Для инфантильной личности характерна недостаточная осознанность значимости удовлетворения этих потребностей для личностного благополучия, что лишает их личностного смысла для человека и, соответственно, препятствует выбору мотива, цели, поступка, нацеленного на удовлетворение экзистенциальных потребностей, обусловливающих самореализацию, самоактуализацию личности.

Таким образом, содействие становлению и развитию социальной зрелости будет способствовать целенаправленное воздействие на ценностно-смысловую сферу личности посредством расширения «степеней свободы» человека - его способностей, прав, перспектив. Создание таких условий обеспечит освобождение мышления и воли от страха перед неудачей, но будет способствовать осознанию своей личностной и социальной ответственности, что необходимо для преодоления возможного эгоцентризма и индивидуализма. Анализируя вышесказанное, сформулируем основные выводы по результатам анализа содержательных характеристик социальной зрелости и социального инфантилизма:

1. С позиций диалектического подхода понятия социальной зрелости и социального инфантилизма можно рассматривать как понятия завершенной бинарной оппозиции. Критериями их сравнительного анализа являются рефлексия, активность, ответственность, самостоятельность, умение конструктивно взаимодействовать с окружающей средой.

2. При этом социальная зрелость личности проявляется активным, осознанным, относительно автономным взаимодействием человека с окружающим миром. Это взаимодействие направлено на раскрытие собственных внутренних резервов, способствующих оптимальному включению в общественно значимую деятельность, и общение, интеграции с общностью и самоопределению в ней на основе реализации внутриличностного потенциала при благоприятном эмоциональном самочувствии. Соответственно, социальный инфантилизм личности проявляется нетворческим, безынициативным, пассивно-потребительским отношением человека к миру, препятствующим оптимальному включению человека в общественную среду и творческой самореализации личности. Страх инициативы и ответственности приводит к стагнации личности и социально-психологической дезадаптации.

3. С позиций экзистенциального и субъектного подходов сущностные характеристики социальной зрелости и социального инфантилизма проявляются в континууме «личностная свобода - личностная ответственность». Психологический механизм регуляции жизнетворчества в континууме - это воля. Главным условием развития воли как регуляторного механизма является включение человека в общественную деятельность в качестве ее участника и сознательное ее освоение, что требует осмысления индивидуальной и коллективной деятельности. Таким образом, социальной зрелости личность достигает посредством освоения своей человеческой среды. Соответственно: недостаточная включенность и без перспективных стратегий освоения своей среды являются причиной нравственно-психологической незрелости (инфантилизма).

В условиях развития современного российского общества системы семейного воспитания и государственного образования должны ориентироваться на предоставление подрастающему поколению максимальной возможности для жизненного самоопределения, означающей раскрытие перед ними мира человеческих взаимоотношений во всей их сложности и противоречивости, выделение тех моделей взаимодействия между людьми, которые ведут к социальному успеху и личностному развитию .

Преодоление социально-профессионального инфантилизма выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка (диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма) в условиях жизнедеятельности. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней и внешней, профессиональной среды, а также формируется профессиональная компетентность.

Одна из форм профилактики социального инфантилизма - терапия работой. Человек в процессе работы, вырабатывает в себе необходимые навыки и умения. Беря на себя ответственность, тем самым человек формирует у себя те качества, которые помогают в повседневной жизни и в последствии он перестает бояться новой ответственности, что положительно влияет на его личную жизнь. Еще один вид профилактики – это работа социального педагога. Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Одновременно необходима пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или культурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, а так же на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана, прежде всего, со всеми субъектами педагогического процесса. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается, задолго до их возникновения .

Подводя итоги можно сделать вывод: современная молодежь не хочет брать на себя ответственность, тем самым усугубляя свое положение в обществе. Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре общества, характеризуемые, прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы. Сегодня многие ученые обращают внимание на увеличение количества молодых людей, не приспособившимся к новым жизненным условиям. Так можно выделить некоторые тенденции в развитии социального инфантилизма: нежелание молодежи в будущем вступать в брачные отношения и иметь детей; риск формирования социального пессимизма или неверия в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в будущем.

Факторы, влияющие на развитие социального инфантилизма у современной молодежи:

· экономический - молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей;

· духовный - потеря нравственных ориентиров, размывание традиционных норм и ценностей. Нивелируются ценности труда, свободы, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Проблема «отцов и детей» - конфликт молодежи с взрослым поколением;

· семья - играет важную роль в воспитании молодого человека. Молодежь зависит от родителей. В процессе воспитания закладываются основные ценности жизни.

В процессе социализации закладываются основные ценности жизни, они формируют отношение к окружающему миру, ориентируют нас в социальном пространстве [См. 3]. Многие социальные институты влияют на установки и жизненные планы молодежи. Так, семья по-прежнему играет важную роль в воспитании молодого человека. Действительно молодежь зависит от родителей и не только в материальном плане. Существует еще и психологическая зависимость, которая не позволяет молодым людям становится полностью самостоятельными.

Чтобы преодолеть социальный инфантилизм существуют различные методы профилактики. К ним относится преодоление социально-профессионального инфантилизма, которое выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка: диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма. Другая распространенная и эффективная форма профилактики социального инфантилизма - это трудовая терапия. Человек в процессе трудовой деятельности, накапливает опыт, вырабатывает необходимые навыки и умения. Возлагая на себя ответственность в процессе выполнения важных социальных функций, молодой человек формирует те качества, которые положительно влияют не только на его личную жизнь, но и на общественную организацию в целом.

Профилактикой инфантилизма помимо социальных педагогов и психологов также занимаются специалисты по работе с молодежью. Работа выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней, внешней, профессиональной среды.

Как следствие один из сценариев развития общества может быть связан с ослаблением социальных связей и даже частичной деградацией в моральном плане. Для того чтобы избежать подобных последствий, надо проводить комплектную социально-педагогическую работу по предупреждению и выявлению инфантилизма в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Бенедик И.В. Психология аномального ребенка. Севастополь, 2008. - С. 284.
  2. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности. Вестник Пермского Университета. Выпуск 2 (14) Пермь, 2013. - С. 128-135.
  3. Молодежь как особая социально-демографическая группа. Лекции по социологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html - (дата обращения 15. 04. 2014).
  4. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие. М.: ИНФРА, М. - С. 230.
  5. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы //Психологический журнал. - 2000. - Т. 3. - № 5. - С. 235-145.

Виктимность личности проявляется не только в ситуации активности, но и в ситуации пассивности ее действий. Именно пассивность личности влияет на формирование у нее такого качества, как инфантилизм , который означает задержку в личностном развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт предшествующих возрастных этапов. Исходя из этого, социальный инфантилизм – это личностная незрелость человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью. Эти особенности проявляются в сохранении в психике и поведении взрослого человека социально-психологических характеристик, присущих детскому возрасту.

Часто именно социальный инфантилизм является основой виктимности личности. Эмоционально-волевая незрелость такого человека проявляется в несамостоятельности решений и действий, в чувстве незащищенности, в заниженной критичности по отношению к себе, в повышенной требовательности к заботе других о себе, в демонстрации эгоцентризма.

В зарубежной науке (Г. Олпорт, К. Хорни, Э. Эриксон и др.) инфантилизм рассматривается как патология, которая проявляется в слабом понимании человеком различных аспектов окружающей действительности, в отсутствии умения устанавливать адекватные отношения с другими людьми, в эмоциональной неустойчивости, в слабом знании самого себя и в неспособности к созданию собственной жизненной стратегии. Социальный же инфантилизм рассматривается как нежелание личности нести ответственность за свое существование (Э. Фромм), как утрата смысла жизни (А. Маслоу), как слабоволие, истеричность, деградация личностно-смыслового уровня. В результате у социально инфантильного человека формируется установка на быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий, на пассивные способы защиты при встрече с трудностями и проблемами.

Социальный инфантилизм как виктимность личности во многом связан с конформностью, т. е. податливостью человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией. Конформность при этом выражается в уступчивости и одобрении. Уступчивость – это неискренняя конформность, при которой внешние действия соответствуют давлению группы, но присутствует личностное несогласие.

Связь виктимности личности с различными формами психологической защиты является специфическим проявлением инфантилизма. Такие формы психологической защиты, как отрицание, подавление чувств, вытеснение, проекция формируются в процессе развития социального опыта личности. С накоплением социального опыта у человека формируется система, выполняющая роль ограждения его сознания от информации, которая нарушает его внутреннее равновесие: это система защитных психологических барьеров. Она является особой формой переработки информации и проявляется в устранении отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения тревоги или угрызения совести, и т. д. Однако, обеспечивая психологическую защиту личности, эта система не обеспечивает ее адаптивности к изменению обстоятельств, и человек может оказаться в ситуации социальной жертвы.

В современных условиях общественного развития исключительную значимость приобретает проблема коррекции инфантильности и формирования личностной ответственности за себя и других. Проблема преодоления социального инфантилизма как основы виктимности предполагает выработку у людей жизненно важных умений и навыков: умений принимать решения и оценивать их возможные последствия; умений общаться, поддерживая оптимальные межличностные отношения; умений сопереживать, поставив себя на место другого человека; умений владеть своими эмоциями и др.

В современном научном дискурсе, посвященном проблемаv молодежи, в последние годы все чаще появляется термин «инфантильность».

Инфантильность (от лат, infantilis - детский) представляет собой задержку или остановку развития , сохранение у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту . Это понятие впервые было введено в 1864 г. французским психиатром Э. Ласегом, отметившим, свойственные некоторым лицам, страдающим психическими заболеваниями, беспомощность, неуверенность в себе, наличие особой потребности в чьей-либо заботе, чьем-либо авторитете.

В начале ХХ в. психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием каких-либо дефектов и проявляющийся исключительно нарушениями поведения, стал рассматриваться как особая психологическая и социальная характеристика личности. Наиболее изученной формой инфантилизма является, так называемый, простой психический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость ох-ватывает все сферы деятельности, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственной детям повышенной эмоциональной живости, неустой-чивости, преобладании мотива получения удовольствия, боязни всего нового. В интеллектуаль-ной деятельности также преобладает влияние эмоций, а игровые интересы преобладают над интеллектуальными.

Ряд авторов (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко и др.) еще в последней четверти ХХ в. отмечали в своих исследованиях, что психический инфантилизм стал диагностироваться все чаще. Его типичные проявления: задержка развития чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами других, гибко учитывать ситуацию, медленном формировании морально-этических принципов. По мнению С.А. Кулакова при инфантильности или социальной незрелости ярко проявляются такие черты личности, как:

Эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущест-венно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям;

Эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность;

Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в самоутверждении, свободе, принад-лежности временной перспективы;

Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармо-нию личности: «аффективная логика»; «произвольное отражение» - формирование выводов при отсутствии свидетельства в его под-держку, например «я-неудачник» или «я-супермен»; «селективная выборка» - построение заключения, основанного на деталях, вы-рванных из контекста; «сверхраспространенность» - построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; «абсолютное мышление», проживание опыта в двух противоположных категориях «все или ничего», «мир или черный, или цветной»; ориентация на слишком жесткие нормы и требования, перфекционизм, нетерпи-мость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности об-рести устойчивость; «персонализация» - отнесение внешних собы-тий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи; преувели-чение негативных событий и минимизация позитивных, что приво-дит к еще большему снижению самооценки, неприятию «обратных связей» и способствует закрытости личности .

Широкое распространение получил и термин «социальный инфантилизм» (social infantilism) - состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующее о нарушении механизма социализации и неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств . По сути своей социальный инфантилизм ограничивает «неразвитость» личности сферой социальных отношений, но если психический инфантилизм однозначно рассматривается как дефект развития, то социальная инфантильность не вписывается в рамки подобного подхода. Как справедливо отмечает В.С. Братусь «… о норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры опреде-ленных социальных групп, к которым принадлежат ис-следуемые индивиды: то, что ВОлне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Существует целый ряд солидных иссле-дований, дающих примеры межкультурных различий, как в макромасштабе (например, между Востоком и Западом), так и в микромасштабе (например, между различными слоями и социальными группами одного и того же общества)» .

При таком подходе, по крайней мере два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социаль-ных общностей, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каж-дым таким «социумом» требований. «В силу этих об-стоятельств поведение индивида регулируется не еди-ным набором норм и ценностей, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рефе-рентной группы, рабочего коллектива, социальной сре-ды и т.д.; явные и скрытые нормы, юридические и нравственные и т. п.)... Очевидно, что, последовательно придерживаясь этого подхода и переходя ко все более мелким подразделениям социальной среды, мы для каж-дого индивида получим множество критериев нормы» .

Формирование социального инфантилизма связывают, в первую очередь с нарушением механизма социализации, соответственно и причины его могут быть столь же разнообразны, как и агенты социализации, влияющие на становление личности (семья, образовательные организации, средства массовой информации, а также более глобальные агенты, такие, как, например, культурное своеобразие, тип и уровень развития общества, ценности, активно продвигаемые СМИ как общецивилизационные и др.).

Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая подчеркивают, что, в первую очередь, именно «семья, как элемент макросреды является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью… Роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности, однако и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся основным референтным источником выбора ценностей и моделей поведения» .

Примечательно, что в Европе анализ влияния семьи как агента социализации в последнее время все теснее переплетается с изучением влияния модернизации общества на его (семейного воспитания) характер и особенности. При этом дети рассматриваются не как изначально гомогенная группа на пути к повзрослению, но как структурный компонент общества, отражаю-щий социальные и культурные изменения. Подверженность влиянию общего движения в сторону модернизации и цивилизации не подвергается при этом сомнению.

При изучении воздействия модернизации широко используются такие подходы, как, например, предложенная У. Беком концепция «рисковых сообществ» и введенное Н. Элиасом понятие «цивилизационного процесса». Модернизация касается меняюще-гося состава и структуры семьи и семейной жизни, изменения стилей жизни, структур общественной власти, форм социального контроля и участия, а также влияния меняющихся форм цивилизации (социальных стандартов поведения) на процесс воспитания.

Согласно У. Беку, тенденция к индивидуализации возникает как следствие эрозии традиционных классовых различий, укорененных в общественном «статусе» и традиционных стилях жизни. Процессы усиления многообразия и индивидуализации стилей жизни находятся в движении, которое отражает как возрастание благо-приятных возможностей и свободы выбора, так и новые формы риска и принуждения . Иначе говоря, роль семьи, как социализирующего института постепенно снижается, более того, государственные институты прямо иди косвенно способствуют ослаблению этого влияния.

Интересно, что подобная модель рассматривается западными учеными как форма преодоления социальной инфантильности, хотя с нашей точки зрения речь здесь идет скорее о смещении акцентов с семейной социализации к неким общественным моделям. Хорошо это или плохо - предмет отдельной дискуссии, хотя если мы обратимся не к теоретическим конструкциям, а к реалиям XXI в., то увидим, что разрушение семьи на Западе носит все более целенаправленный характер. Это и ослабление собственно институтов семьи, и всемерное поощрение ЛГБТ-культуры, и гипертрофированное развитие ювенальной юстиции, функции которой все в большей степени искажаются. Если добавить к этому постоянно продвигаемый глобальными СМИ «культ молодости», буквально вынуждающий людей и внешне, и внутренне сохранять «юность» сколь бы искусственные методы при этом не применялись, можно предположить, что деформация всего процесса социализации обретает непредсказуемый характер. Как справедливо отмечает М. Кириленко «культ молодости в современном обществе стал настолько агрессивен, что право на старение следовало бы записать в Декларацию прав человека» .

Наряду с семьей, важнейшими институтами социализации являются система образования и церковь, но и здесь мы видим выстраивание в так называемых, развитых странах, все более агрессивной модели, нивелирующей роль общественного сознания и низводящей всю систему ценностей до низового уровня (физиологического, личностного, потребительского). Это и программы сексуального воспитания, и последовательное размывание традиционных норм морали и этики.

Что же касается средств массовой информации, то их роль в процессе социализации достаточно давно и убедительно доказана. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых сведений, позволяют решить эту задачу максимально удобным способом. В итоге, «перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации» .

Наиболее негативная сторона влияния СМИ заключается в том, что для большей части «потребителей» информации каналы «активного», самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными», интерпретативными. Не случайно специалисты в области социальной психологии подчеркивают специфику «особых социализационных процессов в новой информационной среде по сравнению с «реальной» социализацией» .

Все происходящее приводит к нарушению модели развития не столько молодежи, сколько всего общества в целом, т.е. инфантильности общества. Этот процесс в социокультурном контексте достаточно подробно описал А.С. Ахиезер в работе «Критика исторического опыта»: «…отставание способности принимать удовлетворительные решения массовым сознанием, властью, правящей и духовной элитой от фактического усложнения уровня общества, его динамизма, что приводит в конечном итоге к дезорганизации и, возможно, к необратимым катастрофическим последствиям. Инфантилизм выражается в низком уровне государственности массового сознания… приводит к тому, что… разрыв между минимальным уровнем способности принимать эффективные решения, определяемые сложностью проблем, и реальной способностью их принимать, может оказаться опасно большим» .

Естественно, что наиболее сильное влияние все перечисленные деформации общественного развития оказывают на молодежь, которая оказывается наиболее восприимчивой группой к принятию продуцируемых и транслируемых ценностей. Причем сегодня речь идет уже не столько о каких-то личностных нарушениях, сколько о массовом искажении сознания молодежи, которое в результате становится одной из наиболее серьезных угроз для общества и государства.

Именно молодежь становится не только легко манипулируемым коллективным субъектом, но и главным проводником наиболее разрушительных явлений в современном мире. Ее руками осуществляются «цветные революции», свергаются правительства, развязываются войны. Еще в 30-е гг. Й. Хейзинга использовал понятие близкое термину инфантильность - пуэрилизм. В философском, культурологическом и социологическом контексте это означает поведение «членов того или иного организованного коллектива по меркам отроческого или юношеского возраста» . И хотя Й. Хейзинга, автор концепции «человека играющего» провозглашал универсальность феномена игры и его непреходящее значение в человеческой цивилизации, пуэрилизм он рассматривал как «внушающее опасение явление современной общественной жизни», своего рода деструктивную модель развития, подчеркивая «массовость и жестокость, с каким оно распространяется в общественной жизни нашего времени.

Действительно, как показывает практика, «политическая детскость» обладает свойством проявляться именно в массовых форматах, формируя различные молодежные движения, часто несущие в себе мощный деструктивный потенциал: фанаты, нацисты и др. Показательным является тот факт, что Хейзинга впервые описал пуэрилизм как явление, свойственное молодежи Северной Европы, в 1938 г. В начале XXI в. человечество вновь сталкивается со схожими явлениями, а опасность социальной незрелости как особого социокультурного феномена нарастает не менее стремительно, чем в годы, предшествовавшие второй мировой войне.

Природа массового проявления инфантильности, по нашему мнению, кроется в разрушении работы социализирующих институтов. Это может происходить в ситуации крупных социетальных трансформаций, когда утрата ценностных ориентиров связана со сломом старой модели и выстраиванием новой. В то же время, во второй половине XX - начале XXI вв. проявилась и еще одна тенденция - целенаправленная деятельность по управлению ценностным восприятием общественных групп. Так, по мнению ряда исследователей, особую активность в этом отношении проявляют США, выступающие в качестве главного проводника идеологии глобализма. Главными ценностями, активно поощряемыми на всех уровнях влияния, объявляются ценности денег, индивидуализма, либерализма, личных свобод, часто доводимые до абсурда .

По мнению С. Халими, результатом подобной деятельности становится «вытеснение глубокого размышления над вопросами социального устройства, дискуссий об обществе и его перспективах, замещение интеллектуалов людьми спектакля» . Мягкое влияние, т.е. воздействие на ценности, а не на составляющие каркаса общественного устройства выступает сегодня в качестве основного инструмента достижения целей США, публично объявивших себя единственной супердержавой, миссия которой состоит в повсеместном распространении цивилизованной (с их точки зрения) модели общественного устройства.

«Влиянию через ценности» в той или иной степени подвержены все индивиды и общества, но наиболее восприимчивой группой выступает молодежь. Именно это ее свойство и стало активно использоваться, в том числе для формирования управляемых социальных кризисов.

Лабильность сознания и неустойчивость социальных ориентаций, априори присущие молодежи, оказываются очень важными факторами, позволяющими сравнительно легко манипулировать этой социальной группой в общественных процессах, воздействуя, в первую очередь, на их ценностные представления, разрушая (искажая, не позволяя сформироваться) «культурное ядро».

Проявления пуэрилизма как формы массовой инфантилизации молодежи мы можем видеть сегодня все чаще: это и футбольные фанаты, и молодежь «весело» протестующая на «майданах» и «болотных», и зарождающиеся в разных странах движения националистов, и менее яркие, но не менее опасные проявления инфантильности в виде социальной апатии, процветания потребительской культуры и др.

Сегодня перед отечественной педагогикой и перед всем обществом стоит очень серьезный вызов. Преодоление инфантилизации российской молодежи - сложная комплексная задача, которая должна решаться на всех уровнях.

Инфантилизм личностный

Инфантилизм личностный [от лат. infantilis - младенческий, детский ] - своеобразная девиация психического и личностного развития, а также поведенческой активности индивида, проявляющаяся в неадекватной хронологическому возрасту приверженности к детским образцам поведения, видения и оценки окружающей действительности и своего места и роли в ней. Прежде всего, инфантилизм как личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности.

Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция и т. п.).

Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида. Это вполне оправдано, конечно, если саму гетерохронность развития личности, переживающей восхождение к социальной зрелости, рассматривать как фактор, который нередко приводит к тому, что в связи с заметным отставанием или наоборот, с явным опережением какой-либо линии развития по сравнению с общим темпом личностного становления, возникает ситуация, при которой ожидания социума, базирующиеся на принятом в рамках конкретного культурно-исторического контекста понимания возрастных норм, не совпадают с характером предъявляемой субъектом активности.

Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем: в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек в состоянии сильной усталости, начинает хныкать. Подфаза воссоединения в процессе сепарации-индивидуации, которую Миллер описал как универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), становится одной из тенденций, присущих каждому человеку . Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности»1.

Из сказанного ясно, что инфантилизм представляет собой универсальное психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку. Откровенно девиантные формы его проявления, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности на таком виде психологической защиты как регрессия. В психоаналитической традиции регрессию обычно относят к вторичным защитам, действие которых направлено главным образом на снижение тревоги, связанной с интрапсихическими процессами. Однако, поскольку «регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как ребенок соскальзывает к прежним привычкам…»2, формирующимся в достаточно раннем возрасте, целесообразно и оправданно, если не с теоретической, то с практической точки зрения, рассматривать ее как промежуточную между первичными и вторичными защитами.

Очень точное описание глубокой регрессии приводится в романе американского писателя Т. Вульфа «Мужчина в полный рост». В результате землетрясения два человека оказались под завалом и пытаются выбраться. При этом один из них, сорокалетний уголовник-рецедивист по кличке «Пять-Ноль», абсолютно уверенный, что уж он-то «знает жизнь» и прошел «огни и воды», в критический момент в ужасе обращается к своему более молодому спутнику:

«- Не бросай меня, брата!

Да не брошу, не брошу. Отпусти ногу, ползи за мной.

Пять-ноль послушно отпустил его. Конрад пополз дальше в дыру. Гаваец карабкался за ним. Ползти приходилось на животе, было трудно дышать. … Впереди показались слабые проблески. … Свет проникал сверху, сквозь груду искореженного металла и бетона над их головами. Оказывается, они пробирались по трещине - не шире их плеч и не больше фута высотой.

Пять-Ноль снова отчаянно схватился за Конрада.

Помогай, брата… помогай… я правда… правда… помогай.

Отпусти! Ползи лучше!

Но гаваец только сильнее стиснул его ногу, хныча, как ребенок (курсив наш - В. И., М. К.).

Как ребенок… Конрад протянул руку назад и нащупал лицо Пять-Ноль где-то между своих коленей. Он погладил гавайца по щеке, словно тот и правда был малышом, и сказал ласково:

Пять-Ноль… я с тобой, а ты со мной, мы вместе, и сейчас выберемся отсюда. Слышишь? Выберемся, Пять-Ноль, я все время буду с тобой. Держись, я тебя не брошу. А сейчас ползи, отпусти меня и ползи, толкайся ногами посильнее. Я не брошу тебя. - Конрад продолжал гладить его по лицу в такт словам.

Всхлипы, кашель, причитания,… но судорожная хватка наконец ослабла.

Хорошо, Пять-Ноль, молодец, теперь пошли»1.

Данный отрывок показателен не только с точки зрения описания проявлений регрессии, но и в плане выбора эффективной стратегии с индивидом, пребывающим в таком состоянии.

Изначально на судорожные движения и бессвязные призывы о помощи со стороны Пять-Ноль, в которых отчетливо слышится голос напуганного ребенка, Конрад реагирует резким и абсолютно целесообразным в сложившейся ситуации указанием «Отпусти! Ползи лучше!», адресованным зрелому и сильному Эго товарища по несчастьию. Подобного рода реакции (апелляция к взрослой составляющей личности, указание на явную неадекватность поведения и т. п.) на выраженные проявления инфантилизма и регрессии у партнера по взаимодействию являются стереотипными для большинства людей. Такая тактика, как правило, не только не способствует выходу индивида из инфантильного состояния и «переключению» на более зрелые модели социального функционирования, но и, напротив, провоцирует углубление регрессии. Это становится совершенно понятно, если взглянуть на ситуацию с позиций трансактного анализа.

В абсолютном большинстве случаев регрессия означает, что индивид пребывает не просто в эго-состоянии Ребенка, но ребенка депривированного, активно ищущего поддержки и заботы со стороны любящего родителя. И если в ответ на подобный стимул, он получает реакцию Родителя директивного, отдающего жесткие приказы и инструкции, то ощущение депривации, связанное с отвержением, брошенностью, беззащитностью, собственной «малостью» только усиливается. Тем самым создаются реальные предпосылки для дальнейшей регрессии с одновременным усилением инфантильных поведенческих реакций, направленных на то, чтобы «достучаться», в конце концов, до «хорошего» Родителя. Если же в ответ на стимул, направленный от эго-состояния Ребенка к эго-состоянию Родителя, следует реакция в логике Взрослый - Взрослый, налицо пересекающаяся трансакция, которая чаще всего приводит к конфликту. Оказавшись же втянутым в открытое толкновение индивид в состоянии регрессии опять-таки вынужденно использует инфантильные формы борьбы, к которым прибегают маленькие дети в попытках противопоставить себя взрослым.

Гораздо более эффективной стратегией взаимодействия с инфантильными, либо пребывающими в состоянии регрессии личностями является присоединение к актуальному детскому состоянию индивида. Именно такой выход в критической ситуации интуитивно находит герой романа Т. Вульфа. Он не только вербализирует позицию заботливого и надежного родителя, но и подкрепляет ее соответствующим тактильным контактом - гладит Пять-Ноль по щеке - «словно тот и правда был малышом». В результате тот, все еще оставаясь в позиции ребенка, но уже ребенка, обретшего, благодаря родительской поддержке, надежду и уверенность, оказывается способным к действиям, адекватным реальной ситуации.

Выбор оптимальной стратегии взаимодействия в подобных случаях существенно осложнен тем, что социальные проявления инфантилизма и регрессии бывает крайне сложно отличить от демонстративного поведения, для модификации которого вполне оправданы и эффективны такие средства воздействия, как директивное пресечение и целенаправленное игнорирование. «Разведение» этих чрезвычайно схожих на внешнем уровне, но совершенно различных по своим психологической природе и психологическому содержанию форм дезадаптивной активности является важной задачей практического социального психолога. В этой связи стоит отметить, что инфантилизм и регрессия часто, но не всегда проявляются на поведенческом уровне в виде бросающейся в глаза беспомощности, беззащитности, слез, жалоб и т. п. Эти проявления могут также носить характер повышенной агрессивности, грубости, неуживчивости, свойственной многим подросткам.

Также важно понимать, что как регрессию, так и собственно инфантилизм абсолютно неправомерно рассматривать в качестве исключительно негативного, с точки зрения личностного развития и социального функционирования индивида, явление. Очень многие ритуалы, связанные, в первую очередь, с мужеско-женскими отношениями, носят характер игры, участие в которой предполагает определенную регрессию. Более того, как показывают многочисленные исследования, в частности, Э. Берна, И. С. Кона и др., полноценные сексуальные отношения попросту невозможны без регрессии к детским состояниям, а следовательно, и инфантилизма партнеров. Состояния регрессии целенаправленно и широко используются в таких психотерапевтических подходах, как гипнотерапия, психодрама-терапия и ряде других.

Вместе с тем важно еще раз подчеркнуть, что регрессия и личностный инфантилизм в своих крайних проявлениях могут приобретать откровенно патологические формы, не только создающие реальные социально-психологические проблемы, но и угрозу здоровью и жизни как собственно индивида, так и лиц из его социального окружения. В частности, инфантилизм может являться одной из глубинных причин злоупотребления психоактивными веществами, управления автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, повышенной склонности к риску и т. п. Чрезвычайно опасной формой регрессии является так называемая соматизация, или «бегство в болезнь». Такой способ ухода от реальности «…никогда не осознается (а если осознается, это называется просто симуляцией) и может причинить страдание как регрессировавшему, так и связанному с ним другому человеку»1. Причем, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «этот вариант регрессии… обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для психотерапевтического вмешательства»1. Не менее проблематичным выглядит и «бегство» в психические расстройства, чаще всего депрессивного характера, которые нередко приводят к суицидальным попыткам. Кроме того, депрессия является причиной «синдрома приобретенной беспомощности», суть которого заключается в том, что потерпев неудачу в попытке противостоять неблагоприятным внешним обстоятельствам, люди утрачивают способность к сопротивлению в схожих обстоятельствах, «…так как считают, что все их усилия будут неэффективными»2. В групповом и организационном контексте патологический инфантилизм не только является очевидным препятствием в процессе поиска, принятия и реализации тех или иных решений, но и может негативно влиять на социально-психологический климат сообщества, «заражая» его пессимизмом, неуверенностью и безответственностью.

Практический социальный психолог, оценивая систему отношений межличностной ответственности в тех группах и организациях, которые он курирует, должен оценивать психологическую природу отказа ряда членов принимать на себя груз решения и видения своего собственного участия в неуспехе группы. В этом плане практический социальный психолог должен профессионально различать сознательные тактико-стратегические попытки одних уйти от конкретной ответственности и факты неосознанной инфантильной реакции других, неадекватно оценивающих реальность и самих себя, а также самих себя в этой реальности.

К ак быть, если человек с которым вы делите свою жизнь, страдает инфантильностью? Он по-прежнему привлекает вас, у вас общие цели в жизни, но он совершенно не в состоянии позаботиться даже о себе. Что делать? Излечимо ли это?

Инфантильность , или акцентированность взрослого человека на состоянии ребёнка - достаточно распространённая сегодня ситуация. Мы имеем целое поколение молодых людей в возрасте от 25 до 35 лет, чьи родители выросли в послевоенное время и слишком ревностно оберегали спокойствие собственных чад. Подумайте сами. Люди, родившиеся с 45 по 55 годы, были просто лишены нормального детства. Страна была в руинах после войны, люди жили в хибарах, у многих не было отцов. Дети были лишены всего: опеки, заботы, образования, одежды, нормальных жизненных условий. Какими выросли эти дети? Жёсткими, волевыми, крепкими, способными пройти любое испытание.

Естественно, лишившись заботы в детстве, эти люди были особенно обеспокоены тем, чтобы их дети получили то, что недополучили они. Причём в некоторых случаях, это происходит по принципу: лучше дать с избытком, чем недодать. В результате, мы имеем целое поколение изнеженных молодых людей, которым в детстве и юности уделяли излишнее внимание, центрировали их запросы, оберегали от домашней работы, физического труда, любых трудностей. Позиция ребёнка в результате в их сознании стала наиболее акцентуированной. Им внушили, что ребенком быть выгодно, что их любят, несмотря ни на что, о них позаботятся. Что делать что-либо и предпринимать какие-либо собственные усилия необязательно. Всё и так сделают за них в любом случае.

Но дети выросли. У них уже собственные семьи. Как быть? Когда пора заводить уже собственных детей (и у многих они уже есть), заботиться о родителях, а человек ещё сам, по сути, находится в состоянии ребёнка. Что может быть хуже парня, который не умеет забить гвозд, и не понимает, как обеспечить себя и свою семью? Что может быть хуже девушки, которая воспринимает каждое предложение помыть посуду как личное оскорбление и ждёт, пока грязное бельё покроется плесенью, чтобы заняться стиркой? Какими воспитают они собственных детей и найдут ли вообще силы заняться их воспитанием?

В более приемлемом положении, как это ни странно, оказались те представители этого поколения, кто пережил развод родителей. Им уделялось меньшее внимание, на них были возложены хоть-какие то обязанности. Плюс, осознание того, что жизнь сложнее, чем кажется, и бывают проблемы, которые решить не так-то просто, пришло к ним в самом раннем возрасте. Эти дети в коллективе всегда особняком, они всегда выделяются, их немного. Но именно трудное детство (если оно, конечно, их не сломало) и сделало их более приспособленными и самостоятельными, чем остальных, коммуникабельных и беззаботных, но совершенно оторванных от жизни и её трудностей.

Как распознать, что ваш партнёр страдает инфантилизмом? Есть типичные признаки.

Очень часто он выглядит как ребёнок, в буквальном смысле. У него бывает детское выражение лица. Часто ему дают гораздо меньше лет, чем ему есть. Он любит говорить как ребёнок, шепелявить или искажать слова. В его лексиконе множество детских слов и выражений, усвоенных в детстве. Он любит уменьшительно-ласкательные прозвища. Любит сам их говорить и любит, когда его ими называют. Естественно, с вами наедине. От всех других свою инфантильность он скрывает и тщательно притворяется, что соответствует стандартам поведения.

В быту он совершенно не приспособлен. Представления о чистоте и порядке находятся у него на уровне, в какой комнате лежат те или иные вещи. А уж где они лежат, на полке или на полу, несущественно. Чисто в доме - это когда следы грязи ещё не видны и она не катается комками. Разумеется, он любит чистоту, но промежутки времени, между которыми он начнёт ею заниматься, могут быть очень длинными. Уборка под его руководством может проходить до раз в полгода. То же самое касается любых домашних дел. Стирка, глажка, любая бытовая обязанность - не для него. Лучшая работа - отложенная на попозже! Вот его девиз.

Разумеется, совсем ничем не заниматься инфантильный не может. Он находит отдушину в хобби. Каком-нибудь занятии, которое считает полезным и приятным для себя. Мужчины часто могут просиживать вечера за компьютерными играми, в интернете, выпивать. Женщины могут шить или вязать, заниматься бесконечной готовкой (если любят поесть). И те и другие могут уходить в запойное чтение, убивая время. Конечно, это нормальные занятия. Но когда ими занимаются сутки напролёт, игнорируя насущные дела и обязанности - это уже признак патологии.

Когда ребёнок вырастает из взрослой опеки, он часто может не заботиться о своём внешнем виде. Ходить в не совсем чистой одежде, хотя он безусловно любит хорошо выглядеть. Но следить за собой? Это же работа! Обязанность. Где на неё найти сил?!

Сексуальность инфантильного, конечно, проявляется, но никогда не станет доминирующей в его поведении. Он же ещё ребенок. Иногда он стесняется её, даже если ему уже под 30. Поэтому столкнуться с открытым проявлением сексуальности, общаясь с инфантильным, можно только, если он в вас о-очень заинтересован! Конечно, в семье это может стать проблемой. Когда вы хотите секса, а ваш муж или жена в основном предпочитает сводить интимную близость к нежным объятиям и лежать так часами, наслаждаясь уютом, как это делают маленькие дети.

Первый совет тем, кто в описании инфантильного пратнёра узнал себя. Тяжело, и от этого никуда не деться.

Но, как говорят психоаналитики, осознать проблему - наполовину её решить. Что вам можно посоветовать дальше?

Поймите, что мир - неисследованное поле для применения ваших возможностей. Что у вас полно сил. Начните верить в себя и применять в жизни свою веру.

Рискуйте, совершайте хоть и неправильные, но свои выборы. Решайтесь на смелые поступки. Экспериментируйте. Поймите, что ваша замкнутость на внутреннем, изолированном мире, ваше нежелание ежедневно сталкиваться с этим миром лицом к лицу - на самом деле проявление глубинного страха, который заложили в вас ваши родители. Они не говорили вам прямо: «Жизнь опасна - лучше всего сидеть тихо и ничего не делать». Но всеми своими действиями, своим поведением, своими чувствами они передали вам этот страх. Страх за вас, который стал и вашим страхом. Теперь всё, что вы делаете - это живёте в страхе.

Но жизнь в страхе - это имитация жизни. На самом деле, вы не живёте, вы имитируете жизнь. Вы не проявляете свои желания, не даёте им выражения, делаете то, что предписано, но ваша внутренняя сущность молчит. Вы заставили её замолчать. Это состояние можно поломать, скинуть, если позволить себе начать дышать полной грудью, избавиться от страхов. Постепенно, конечно. Делайте то, что давно мечтали делать, смотрите на мир широко, видьте там собственные надежды. Видьте, как они сбываются там. Доверьтесь миру и доверьтесь себе.

В вас таятся громадные силы. Верьте в это. Никто, кроме вас, не в состоянии ограничить вас и сказать, что вы можете, а что - нет. Испытайте свои силы. Так со временем вы обретёте свою внутреннюю силу и станете взрослым. И это не означает потерять открытый ум и способность радоваться жизни, вовсе нет. Просто вы станете опорой самому себе и будете знать: что бы ни случилось, самый лучший ваш помощник - вы сами. Независимость, сила и уверенность в себе - это то, что больше всего привлекает нас в других. Представьте теперь, как изменится ваша жизнь, если вы сами станете носителем этих качеств?

Другая сторона вопроса: если не вы, но ваш ближайший человек - ваш партнёр, супруг является инфантильным. Что делать в этом случае? Вы отлично проводите время, вам весело и хорошо друг с другом, но как дело доходит до бытовых вопросов, каждый раз назревает конфликт, и в трудных ситуациях вы знаете, что на вашего партнёра вы не сможете положиться.

Разумеется, это угнетает. А если это продолжается из года в год? Что делать? Неужели расходиться только из-за немытой посуды и неубранного дома. Ведь когда посуда вымыта, дом убран, еда приготовлена, проблемы улажены (хоть и в основном вашими усилиями) - у вас снова гармония. Жизнь продолжается. Но с другой стороны, нельзя же всю жизнь тащить весь быт совместного проживания на себе. Это хорошо, если нет детей, а если они появятся? Тогда вам придётся ухаживать и за ними, и за своим инфантильным супругом.

В таком случае ситуация точно может начать принимать угрожающие размеры. Ведь человеческая психика имеет свои ограничения. Мы - эмоциональные существа. Вечно сдерживать рациональностью свои негативные эмоции невозможно. Когда-нибудь плотина прорвётся, и всё, что лелеется, может рухнуть. Как этого избежать? Что можно сделать, чтобы этого не случилось?

Ну, во-первых (и это чистая правда), критиковать бесполезно. Инфантильного, живущего в детском мышлении человека этим вы только дальше забьёте в свои комплексы. Он ещё больше утвердится в том, что жизнь сложна и опасна, и ещё дальше отодвинет собственные потребности проявить себя. Так что критикой и упрёками (пускай и справедливыми) вы ничего не добьётесь. Можно выпустить пар, но как это решит проблему? Ведь это не только его проблема, это теперь ваша общая проблема, раз вы сложились в союз. С другой стороны, молча принимать его поведение тоже нельзя. Вы лишь отодвигаете срок разрешения ситуации.

Уход тоже не решит проблему. Вы будете чувствовать себя виноватыми, что бросили такого неподготовленного к жизни партнёра, и очень быстро захотите вернуть его. Чувство вины перед другим станет сильнее желания избавиться от проблемности личного существования.

Что можно порекомендовать в таком случае? Можно, конечно, попробовать давать советы, высказывать пожелания, мягко подводить человека к осознанию того, что существует проблема. Но, как показывает практика, сломать устойчивые психические стереотипы таким мягким, даже длительным способом, практически невозможно. Наставления будут отлетать от него как горох, поскольку он будет отсеивать всё, что не стыкуется с его мировосприятием. Он будет кивать головой, может быть, даже на секунду задумается, но уже через минуту он забудет, о чём вы говорили. Его подсознание послушно уберёт из оперативной памяти всё, что мешает и тревожит. Оставаться вне тревог - главная его цель.

Одно из стержневых проявлений личности: тенденция наступать или сдаваться. Как правило, в каждом человеке преобладает что-нибудь одно. Инфантильный человек хочет наступать, он даже станет предпринимать шаги, чтобы начать сражаться, но глубоко внутри он всё-равно убежден, что проиграет. И это губит его мотивы делать что-либо, он снова регрессирует к старому, проверенному способу поведения. Ничего не делать и не принимать решений - лучший способ сохранить равновесие. Пускай это равновесие неустойчиво и хрупко и в любой момент готово рассыпаться - ничего, соберем его снова.

Инфантильный человек не знает другого способа решения жизненных трудностей. Ему невыносима сама мысль, что для жизни нужно всегда прилагать усилия. Осознание этого травмирует его. Ведь ему внушили, что у него нет собственных сил, что ему не на что опереться.

Ваш партнёр - в душе ребёнок? Вот и отнеситесь к нему как ребёнку. Перестаньте взваливать на него слишком много психологически. Успокойтесь и наберитесь терпения. Раз в вашем союзе вы - взрослый, так проявите понимание и мудрость.

В первую очередь, перестаньте критиковать его за очередные проступки. Будьте мягче. Это очень важно, поверьте! Ваше отношение откроет его для ваших намерений. Подобрев и перестав видеть в вас агрессора, он научится слушать вас внимательнее и прислушиваться. Поняв, что его ни к чему не принуждают и не заставляют, он захочет рано или поздно сделать то же самое, что и вы. Покажите своим примером, что вам это приятно.

Да, это звучит по-детски. Но мы и обсуждаем сейчас проблему акцентированности на детском поведении взрослого человека. Станьте ему примером взрослого, уверенного в себе человека. Перестаньте раздражаться, покажите, что ваша жизнь вас полностью устраивает и вы полностью довольны собой. Он заинтересуется, как вам это удаётся. А следующий шаг будет восхищение вами и желание подражать. А начав подражать, он будет делать это во всём. И вы сами не заметите, как все те обязанности, которые ещё недавно лежали целиком на ваших плечах, теперь отняты у вас и с радостью выполняются вашим партнёром. Вовремя и со всей ответственностью. Согласитесь, достойный приз за усилия.

Всё, что вам нужно для этого, всего лишь измениться самому. Станьте уверенным, внушите себе, что ничто вас не остановит. Проявите эту уверенность вовне и никогда её не лишайтесь. Так вы станете примером, достойным для подражания. А личный пример, как известно ещё со времен пещерной педагогики - лучший способ воспитания.

И последние рекомендации. Делая своё дело, внушая уверенность в себе, испытывая уверенность сам, идите до конца. Иногда партнёр будет провоцировать вас вернуться к старому поведению. Ведь часто вы поддавались на его игры и разделяли с ним его поведение. Оставляли на ночь не вымытую посуду, хотя вам это совсем не свойственно, не обращали внимания на грязь в доме и на ворох грязного белья, откладывали на потом насущные дела и вместе с ним предавались уходу от жизни мира и забывали о проблемах.

Разделяя с вами собственное мировосприятие, он получает для себя разрешение продолжать жить по-прежнему. Он будет стараться как бы засасывать вас в свой внутренний мир, вы это почувствуете. Эту регрессию. Помните, вы для него не просто партнёр, вы и его энергетический опекун - замена родительского контроля. Разделяя с вами свой мир и видя ваше одобрение, он утверждается в правильности своего поведения. Этого делать больше нельзя!

Конечно, вам так было хорошо!.. Быть счастливым инфантильный умеет! В нём ребёнок сохранился нетронутым, со всем его детским оптимизмом и очарованием. Но, уходя от проблем, мы не устраняем их, а просто откладываем. Глубоко внутри инфантильный осознаёт это, и потому его вечным спутником бывает чувство вины, которое он подавляет. Нельзя быть счастливым, забывая о проблемах. Истинное счастье можно получить, решая проблемы и делая этот мир хоть немного светлее и чище.

Так что, как бы вам ни хотелось, но не принимайте больше его игру. Вы нацелились на то, чтобы стать объектом для подражания, так делайте всё для этого, не давая слабину. Не регрессируйте вместе с ним в детство. В то же время не забывайте быть счастливым. Это главное. Не увидев счастья в ваших глазах, ваш инфантильный партнёр не поверит вам. Счастье и комфорт - это главное, что его привлекает в жизни. Уберите счастье из уравнения, и ваши усилия будут напрасными.

Видите, какова ваша скромная цель? Стать счастливым самому! Несмотря ни на что. Спасись сам, и вокруг тебя спасутся остальные. Делайте это, а раздражение оставьте слабым.

Подключите старый добрый приём визуализации. Представляйте своего партнёра таким, каким бы вы хотели увидеть его. Видеть, как он моет посуду. Как он убирает, без вашего понукания. Как у вас в доме чисто. Представьте, насколько у вас гармоничные отношения. Это отлично работает. Приём мысленного представления! Вживайтесь в эти образы и это здорово поможет вам преодолеть вашу маленькую проблему.

Кстати, говоря о визуализации, которая является метафизическим понятием, следует отметить следующий момент. Согласно многим учениям о человеческой природе, мы отзеркаливаем наши собственные внутренние проблемы на окружение. Что это значит? Что недостатки, которые вы видите в других людях, на самом деле, скрытая проекция ваших собственных внутренних проблем такого же типа. И стоит поразмыслить, а нет ли того, что вам так яро не нравится в вашем партнере, в вас самих? Хорошо подумайте. Ведь человек может просто реализовать то, что вы подавляете в себе. В его поведении это очевидно, а в вашем не проявлено, но в скрытом виде всё равно существует.

Просто так ничего не случается. Случайностей не бывает вообще. Если вы встретились именно с этим человеком и чувствуете притяжение к нему, это зачем-то надо. В большинстве случаев это происходит для обоюдного развития. Может, не партнёра надо менять, а вам самим стоит провести генеральную уборку собственного сознания? Подумайте над этим.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные