Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

1

В данной статье представлены результаты социологического исследования, проведенного во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса среди студентов направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Организация работы с молодежью». Цель исследования – стремление выявить наличие или отсутствие характеристик социального инфантилизма среди студентов. В процессе изучения данной проблемы авторы пришли к следующим выводам. Проблема социального инфантилизма среди молодого поколения, в научной сфере, излишне усугублена. Результаты социологического опроса показали, что ярлык социального инфантилизма, прикрепившийся за основной массой студенчества, крайне некорректен и не вполне обоснован. Молодое поколение, наоборот, достаточно активно проявляет себя на поле социальных практик, в которое включены учебный процесс, трудовая и общественная деятельность. Студенчеству присущи следующие характеристики: высокая степень социальной адаптации, широкий спектр интересов, ответственность за собственное принятие решений, осознание себя субъектом трансформационных процессов социума, концентрация на поставленной цели, максимальный интерес к инновациям. Полученные результаты демонстрируют тот факт, что студенчество по своему содержанию, в полной мере, не относится к категории социального инфантилизма. Конечно, нужно быть предельно объективным, нельзя отрицать и полного его отсутствия. Наличие тех или иных качества синдрома «Питера Пена» среди молодого поколения не превышает критических пороговых показателей, за которыми имеется точка невозврата, которая не даст возможности стать динамично развивающейся личностью.

социальный инфантилизм

молодое поколение

социальная адаптация

социализация

деловая активность

самоменджмет

осознанное самоограничение

локус контроля

1. Бакулина А.С. Социальный инфантилизм в контексте демографической ситуации в современной России // Человеческий капитал. - 2014. - №5 (65). - С. 146-151.

2. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000 г. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.psyoffice.ru/slovar-s162.htm (дата обращения: 28.01.2017).

3. Волонтеры ВГУЭС посетили детей в школе-интернате для слабослышащих [Электронный ресурс]. – URL: http://volunteer.vvsu.ru (дата обращения: 21.01.2017).

4. Волонтерство и трудоустройство [Электронный ресурс]. – URL: https://career.ru/article/17929 (дата обращения: 14.01.2017).

5. Ефимова Г.З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Науковедение: интернет-журнал. - 2014. - №6 (25). - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/09PVN614.pdf http://naukovedenie.ru (дата обращения: 22.01.2017).

6. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2013. - №2 (14). - С. 128-136.

7. Инфантилизм - характеристики и разновидности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/infantilizm_-_harakteristiki_i_raznovidnosti (дата обращения: 25.01.2017).

8. Косова У.П. Психологические характеристики волонтерской деятельности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kdobru.ru/materials/ (дата обращения: 29.01.2017).

9. Кто играет в квесты? Статистика [Электронный ресурс]. – URL: https://questme.ru/article/posts/kto-igraet-v-kvestyi-statistika/ (дата обращения: 27.01.2017).

10. Положение о Центре волонтеров ВГУЭС [Электронный ресурс]. – URL: http://volunteer.vvsu.ru/about/docs/ (дата обращения: 22.01.2017).

11. Почему увлечение квестами полезно для человека? [Электронный ресурс]. – URL: https://questhelp.ru/articles/520/ (дата обращения: 24.01.2017).

12. Хрипович В.А. Поколение инфантильных: обзор проблемы // Научные труды республиканского института высшей школы. - 2015. - №15 (2). - С. 206-213.

В сознании большинства индивидов, в которое включено и научное сообщество, любые новые, непривычные обстоятельства в практике повседневных реалий мгновенно облекаются в форму враждебных и злободневных проблем. Анализ публикаций, в центре которых обозначена тема социального инфантилизма среди молодежи, показал склонность некоторых исследователей к неодобрительным и нелестным характеристикам в адрес подрастающего поколения. Изобилие оскорбительных высказываний в адрес молодежи автоматически программирует ее на асоциальные и дезадаптивные сценарии жизненного пути.

Впервые о проблеме детей-бумерангов, по мнению В.А. Хриптович, заговорили в США, когда доля молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, живущих с родителями, выросла с 27,6% в 2007 г. до 31% в 2013 г. Не менее остро эта проблема стоит в Европе: с родителями живут 67% испанцев и 60,7% итальянцев от 18 до 29 лет. В Японии 70% одиноких работающих женщин в возрасте 30-35 лет, а в России 18% мужчин и 14% женщин в возрасте от 25 до 29 лет до сих пор проживают со своими родителями .

Прежде чем перейти к рассмотрению заявленной темы исследования, необходимо сделать акцент на значении понятия «социальный инфантилизм».

Явление социального инфантилизма - междисциплинарный предмет научного дискурса психологов, социологов, философов, психологов. Плеяду отечественных и зарубежных исследователей по обозначенной теме составляют Л.С. Выготский, М.Л. Покрас, В.И. Гарбузов, Э. Фром, А. Маслоу и другие.

По мнению Ефимовой Г.З., с точки зрения социологии инфантилизм конкретной социальной группы является социальной характеристикой личности и напрямую связан с процессами первичной и вторичной социализации, а также влиянием на индивида всего спектра социальных институтов и проявляется в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодого поколения, его адаптации к социальной реальности, характеризуется «сбоем» в процессе социализации и нежеланием человека усваивать новые для него социальные роли, принимать обязательства (стремление к упрощению жизни, максимальному ее облегчению и удобству для себя) .

Исследователь Бакулина А.С. указывает на социальный инфантилизм как морально-нравственную незрелость индивидуума .

Психологи определяют социальный инфантилизм как «состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением человека. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления, позже - нежелание создавать семью ("Это тяжело и хлопотно!"), рожать и воспитывать детей» .

По мнению авторов, заслуживает внимание концепция исследователя Жестковой Н.А., которая отошла от трафаретных и шаблонных методов изучения социальных явлений. Она раскрывает суть социального инфантилизма посредством бинарной оппозиции к социальной зрелости. По мнению Жестковой Н.А., «понятие социальной зрелости личности не может существовать само по себе как отдельная сущность, а только в структурной связи с понятием личностного инфантилизма. Без первого теряет смысл и второе понятие». Выводы исследователя опираются на принцип диалектического структурирования, который означает «фундаментальный, универсальный процесс осмысления, суть которого заключается в том, что единое раздваивается на противоположные части и изучается спектр взаимосвязей между ними» .

Облик современного российского студента глазами профессорско-преподавательского состава, в контексте социального инфантилизма, далеко не однозначен и многовариативен. За исключением тех преподавателей, которые не делают поспешных выводов и суждений по отношению к студентам, касающихся их настоящих и будущих проекций моделей поведения, другая часть преподавателей все-таки оценивает обучающихся сквозь призму поверхностного наблюдения. Как мы все знаем, далеко не всегда посредством наблюдения возможно увидеть детальное и фактическое положение вещей, поэтому мы обратились к наиболее правдивому и беспристрастному методу - опросу. Ценность любого опроса представляет собой возможность выявить такие явления и процессы, которые скрыты под поведенческими масками индивидов.

Контингент опрашиваемых - студенты Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Организация работы с молодежью». В опросе приняло участие 110 человек. Генеральной целью анкетирования явилось желание выявить среди них наличие факторов социального инфантилизма, их полного или частичного отсутствия.

Из анкет было выявлено, что 70% студентов параллельно с учебой совмещают трудовую деятельность на день опроса. Постоянную работу имеют всего лишь 5%. Причины, подтолкнувшие искать работу: не хочу зависеть от родителей (70%); нужно нарабатывать опыт, чтобы в последующем устроиться на высокооплачиваемую работу (5%), нужны деньги на учебу (15%), много свободного времени (5%). Несколько студентов не стали отвечать на данный раздел анкеты.

Студенты на вопрос «Какие ассоциации вызывает у Вас слово "инфантильность"?» дали следующие определения. В процентом соотношении они распределились следующим образом: беспечность (2,2%), беззаботность (5,5%), неопытность (2,2%), детство (12,1%), глупость (1,1%), наивность (12,1%), незрелость (4,4%), боязнь взрослеть (2,2%), безответственность (20,9%), ребячество (9,9%), рассеяность (3,3%), лень (23,1%), неумение поддержать разговор (1,1%), невоспитанность (4,4%), безволие (5,5%), иждивенчество (2,2%), несамостоятельность (7,7%), необразованность (1,1%) (рис. 1).

Рис. 1. Диаграмма ассоциаций со словом «инфантильность» у студентов ВГУЭС

На вопрос «Какие из характеристик инфантильности свойственны лично Вам?» 74,7% респондентов ставили прочерки, но были и те, кто признал в себе черты инфантильности, к которым они отнесли: страх взросления (1,1%), наивность (1,1%), детскость (3,3%), лень (13,2%), рассеяность (4,4%), безразличие (2,2%) (рис. 2).

Рис. 2. Диаграмма характеристик инфантильности, которые признали в себе студенты

Как мы видим, лидирующее положение занимает лень. Полагаем, что лень нельзя сводить к отсутствию желания работать в принципе. Зачастую лень обусловлена эмоциональной и физической усталостью, что носит временный характер.

Один из вопросов анкеты звучал так: «Какие самоограничения Вы себе устанавливаете?». Данный вопрос был включен в исследование, т.к. любой вид самоограничения является индикатором целостности индивида, что никак не соотносится с понятием «инфантилизм». К тому же самоограничение представляет собой метод самовоспитания, состоящий в сознательном неиспользовании имеющихся условий и резервов своей жизнедеятельности, сокращении потребления .

Личностная композиция, состоящая из дисциплины, самовоспитания, самообладания, самоменеджмента, умения критично оценивать происходящее, представляет собой прочное монолитное ядро социально адаптивной личности. Позиция такого индивида крайне противоположна инфантильной персоне.

Девушки, принявшие участие в заполнении анкеты, в качестве генерального самоограничения выбрали графу «стараюсь меньше есть» - 87% от общего количества опрашиваемых. Строгий режим дня соблюдают не так много человек: 12% девушек, 2% молодых людей.

Тому, что социальные сети сегодня являются бичом и проклятьем современности, посвящено многочисленное количество исследований. Потребность использования социальных сетей в качестве развлечений среди студентов постепенно сокращается. Нельзя сказать, что идет масштабный процесс, но цифры анкеты выявили следующую картину. Осознанно огранивают себя в увлеченности социальными сетями 23% парней, 14% студенток. Из личных бесед преподавателей с обучающимися известно, что ключевой причиной отказа от активности в социальных сетях является сокращение свободного времени из-за совмещения работы и учебы.

Отсюда мы видим, что деловая активность студентов обязывает расставлять приоритеты при выборе жизненных действий и ориентиров, что не характеризует молодое поколение как инфантильное. На втором месте после загруженности идет увлеченность студентов продуктивными видами отдыха, к которым можно отнести занятия в спортклубах, активный отдых на спортивных площадках. К ним можно добавить полюбившиеся многим квесты, или «игры разума». Как отмечают специалисты, квесты - это мощная тренировка логики, памяти, интуиции и сообразительности. К тому же квесты учат принимать решения, стимулируют активность центральной нервной системы, а в реальной жизни умение видеть перед собой правильную цель и достигать ее будет просто неоценимым . Число поклонников данного вида интеллектуального отдыха среди молодежи растет во всех городах Российской Федерации. По статистике (около 70%), это люди в возрасте от 20 до 35 лет .

Достаточно веским доводом в пользу не повсеместного социального инфантилизма в среде студенчества является и активное участие молодых людей в волонтёрской деятельности, и именно в той, в которой нуждаются люди, ограниченные различными жизненными обстоятельствами.

Во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) на протяжении многих лет существует Центр волонтеров. Целью создания Центра волонтеров ВГУЭС является социально активное и патриотическое воспитание обучающихся.

Основными задачами Центра волонтеров ВГУЭС являются:

Развитие социально-правовой активности и гражданско-патриотического воспитания обучающихся;

Развитие волонтерского движения;

Реализация молодежной политики, создание социокультурной среды, направленной на творческое самовыражение и саморегуляцию личности, толерантности обучающихся .

Перечислим несколько социально значимых проектов и мероприятий, реализуемых Центром волонтеров за 2016 год. Проект «Яркое детство» - посещение волонтёрами школы-интерната для глухонемых и слабослышащих детей и детского онкогематологического центра. В рамках данного проекта некоторые мероприятия осуществляются совместно с автономной некоммерческой организацией «Содействие реабилитации и социальной адаптации инвалидов «Благое дело». Совместная акция Центра волонтеров с благотворительным фондом «Сохрани жизнь» по сбору средств на лечение онкобольных детей. Студенты с октября 2015 года начали посещать воспитанников специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната I вида. Сейчас в группе проекта состоит около 10 студентов и несколько школьников Владивостока. Студенты помогают детям адаптироваться к внешней среде, учат их не бояться общения с теми, кто старше их по возрасту. Поездки проходят каждые выходные (преимущественно - по субботам) .

Проводимые Центром мероприятия никак не попадают в рамки социального инфантилизма, а, наоборот, демонстрируют твердую жизненную позицию молодых людей, которая, к сожалению, отсутствует у многих взрослых. Посещение детских онкобольниц, детских домов и других социальных учреждений, где господствуют боль и страдание, не под силу многим взрослым людям. Видеть мучения другого человека и при этом не терять самообладания, а, наоборот, уметь оказывать эмоциональную поддержку, удел сильных личностей, к которым с полной уверенность можно отнести студентов-волонтеров.

Практически в каждом высшем учебном заведении Российской Федерации имеются подобные центры, где задействованы студенты, которых никак нельзя отнести к категориям «детей-бумерангов», «кидалтам».

Согласно данным онлайн-опроса компании HeadHunter, 40% студентов и аспирантов российских вузов принимают участие в различных волонтерских и благотворительных проектах. Мотивы участия студентов в волонтерской деятельности отражены на рис. 3.

Рис. 3. Мотивы участия студентов в волонтерской деятельности

Если обратим внимание на личностные характеристики добровольцев, к которым исследователь У.П. Косова относит следующие: предрасположенность к сопереживанию человеку, нуждающемуся в помощи; внутренний локус контроля, сострадательность, заботливость, чувство долга, ответственность, толерантность, творческие способности, направленность на общение с людьми, личностная зрелость, стрессоустойчивость, высокий уровень социально-психологической и аутопсихологической компетентности, то они никак не коррелируются с типичными моделями поведения инфантильных субъектов .

Выводы. Каждая эпоха предъявляет свои требования к социуму. Нет ни одной социальной группы, которая бы не старалась встроиться в плоскость координат, соответствующих текущему моменту времени, и молодежь здесь не является исключением. Но, как и в каждой стратификационной структуре, есть те, кто успешно справляется с вызовами системы, а есть и те, кто во внешнем мире видит угрозу, и поэтому персонаж Питера Пена - их вечный спутник. Данные опроса среди студентов Владивостокского государственного университета экономики и сервиса наглядно подтвердили этот вывод.

Библиографическая ссылка

Королева Э.В., Ивельская Н.Г., Чернышова А.Л. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ СРЕДИ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ: ВЫДУМАННАЯ ИЛИ РЕАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА? // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26409 (дата обращения: 03.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 53 992 0 Большинство взрослых, состоявшихся людей с особой теплотой и радостью вспоминают минувшие дни своего детства. Вернуться, хоть и мысленно, в этот сложный и красочный период, пережить ключевые моменты взросления и вновь почувствовать себя первооткрывателем – бесценный дар нашей памяти. Но что делать, если человек так и не преодолел необходимые границы, остался в плену детских представлений о мире и продолжает жить, словно взрослый ребёнок? Инфантилизм – это проблема современности или отсутствие стереотипов и мощный потенциал к развитию?
– это детскость, незрелость или неразвитость психики.

Инфантильный человек – это человек, в поведении которого доминирует незрелое поведение, неготовность брать ответственность на себя и самостоятельно принимать решения, отсутствие жизненных целей и стремление что-то поменять в себе и в своей жизни в целом.

Инфантильное расстройство личности подразумевает под собой наличие у взрослого человека черт и поведения, характерных для ребёнка. Психологи утверждают, что такое расстройство встречается наиболее часто в их практике и является базой для других проблем в жизни субъекта.

Особенно остро эта проблема встала после 1990 года, когда система ценностей в нашей стране претерпела изменение. Школы перестали брать на себя функцию воспитания, а у родителей не было на это времени, т. к. им приходилось адаптироваться под новые условия существования зарождавшегося государства.

Виды инфантилизма

  1. Психический инфантилизм (психологический инфантилизм ). Замедленное взросление ребёнка. Его психические качества формируются с опозданием и не соответствуют возрасту. Это нарушение не имеет ничего общего с задержкой умственного развития.
  2. Физиологический инфантилизм . Замедленное или нарушенное телесное развитие вследствие кислородного голодания или инфицирования плода во время беременности.

Признаки инфантильности

Инфантильная жизнь субъекта проявляется на разных уровнях существования: от отношения к собственному здоровью, до представлений о браке и процесса создания семьи. Характер и мышление инфантильного человека мало чем отличается от характера и мышления ребёнка. Незрелость субъекта проявляется как с психологического, так и с социального ракурса. Перечислим следующие основные признаки инфантилизма, которые могут проявляться как все вместе, так и по отдельности:

  • Несамостоятельность.
  • Неумение принимать самостоятельные решения.
  • Отсутствие желания решать проблемы по-взрослому.
  • Отсутствие желания развиваться.
  • Отсутствие целей в жизни.
  • Эгоистичность и эгоцентричность.
  • Непредсказуемость.
  • Неадекватность.
  • Безответственность.
  • Склонность к зависимостям.
  • Иждивенческие наклонности.
  • Пребывание в своём мире (нарушения восприятия).
  • Сложность в общении.
  • Неспособность к адаптации.
  • Гиподинамия.
  • Малый заработок.
  • Отсутствие социального продвижения.

Приспособленец и иждивенец

Инфанты не спешат брать на себя ответственность. Они прячутся за спиной родителей, жен, друзей.

Играючи

Ребенок с младенчества, через игру открывает мир. Инфант живет игрой: бесконечные тусовки, игры онлайн, чрезмерный шопоголизм, часта смена любимых гаджетов (даже если он не может себе их позволить) и т.д.

Инфантильный человек замкнут на своей личности, но при этом не привык к сложным размышлениям и не углубляется в интроспекцию и самоанализ. Из-за этого ему тяжело понять, что ощущает другой человек, трудно поверить, что люди воспринимают мир по-разному. Отсюда вытекает неумение учитывать интересы других. Поэтому зачастую такие люди испытывают определённые трудности в общении с окружающими. Им тяжело входить в контакт. У них в ходу фраза «меня никто не понимает ». Однако они и сами не прикладывают усилия, чтобы понять других.

Отсутствие жизненных целей

«Когда я рожу внуков? К чему я стремлюсь? Что вы меня грузите!? Мне и так хорошо! Я еще не нагулялась/-лся» - такова позиция инфантильного человека.

Инфантильная личность не способна анализировать те или иные ситуации и прогнозировать их развитие, не задумывается о будущем, не строит планы. Инфантильность особенно хорошо иллюстрирует себя, когда личность не в состоянии выстроить определённые стратегии в своем поведении для разрешения задач, достижения целей. При этом такой человек, достигая цели, старается избежать сложных схем поведения (требующих сил и времени), принятых в обществе, и довольствуется исключительно теми результатами, которые смогут удовлетворить его сиюминутную потребность. Таким образом, инфантильность – это еще и неспособность выстраивать многоходовые комбинации в поведении.

«Откуда ноги растут»

Чтобы понять, что перед нами инфантильная личность, необходимо прежде всего обратить внимание на её взаимоотношение с родителями. Если общение с ними строится в равноправном ключе и субъект проявляет заботу о них, то это хороший знак. Если же наблюдается активное вторжение родителей в пространство субъекта, окружение его чрезмерной опекой, проявление навязчивого поведения, и при этом человек не способен прервать этот поток родительской заботы, перенести их общение на другой день и лояльно относится к такому нездоровому вниманию, то это тревожный звонок, который сигнализирует о том, что перед нами этакий Питер Пэн – диснеевский герой, который не хотел взрослеть.

«Главная забота в жизни - достичь беззаботной жизни»

Признаки инфантильности можно видеть и в тех ситуациях, когда человек постоянно стремится к перекладыванию ответственности на других. Ответственность – это качество, противолежащее инфантильности. Инфантильный тип личности часто демонстрирует беззаботное поведение, примеряет на себя маску шута, стремится больше веселиться и развлекать окружающих. Однако внутри его могут жить и другие настроения, но, несмотря на это, он будет продолжать отыгрывать клоуна, из-за того, что такая роль «души компании» облагается минимальной ответственностью.

С социальной точки зрения , инфантильный субъект почти всегда будет малообеспечен, у него будут сложности в поисках работы, в продвижении по карьерной лестнице.

Даже на физиологическом уровне инфантильность накладывает свой отпечаток. Такие люди имеют специфическое выражение лица с оттенком презрения или иронии. Уголки губ приспущены, складки носогубного треугольника застыли как бы в отвращении к чему-либо.

Когда зарождается инфантилизм

Психологи считают, что инфантильность зарождается при неблагоприятных условиях воспитания в период с 8 до 15 лет. На начальных этапах проблема инфантильности проявляет себя в виде истерик, манипуляций, неподчинения родителям, безответственного подхода к процессу обучения.

Психологи считают, что причины инфантильности нужно искать в детстве, семье и воспитании. Иногда родители, сами будучи инфантильными, подают плохой пример своим детям. Они становятся причиной незрелости ребёнка. Инфантильность у взрослых откладывает отпечаток на их потомстве. Но также и чрезмерное влияние родителей, и другие ошибки в воспитании, когда родитель стремится навязать сильные эмоциональные связи ребёнку, деспотично лишает его самостоятельности, а иногда даже препятствует ему высказывать своё мнение, приводят к печальным последствиям. Такое поведение связано прежде всего с гипертрофированным желанием контролировать своих детей, их судьбу и развитие.

Страх за своё потомство в нашем обществе иногда принимает гротескные формы, приводя к такого роду нарушений – полному подчинению и фиксации мышления ребёнка на родителе. С другой стороны, существует, неоправданная с точки зрения этики, позиция родителя по отношению к ребёнку,которая приводит к появлению у него т. н. синдрома Золушки. В таком случае человек обзаводится детьми исключительно из эгоистических соображений, намеренно укладывая развитие ребёнка в «прокрустово ложе» служения самому себе или своим представлениям.

Постоянное давление такого рода, возведённое в Абсолют, плавно перетекает и во взрослую жизнь человека. Родителям очень сложно перестроиться и перестать видеть в уже взрослом человеке своего ребёнка и поменять связанные с ним вышеперечисленные модели поведения. Мать или отец продолжает неотступно следовать за ним, бомбардируя его звонками, нагружая сотней советов, влезая в личную жизнь. Полноценная личность встречает такую агрессивную опеку жёстким сопротивлением. Однако инфантильный человек принимает и легко смиряется с ней, оправдывая такое вторжение в личное пространство родительской любовью. На самом же деле происходит подмена понятий, а «любовь к родителям» скрывает за собой страх перед ответственностью и самостоятельностью.

Рано или поздно ошибочный подход в воспитании приведёт к ассоциации родителя и ребёнка. Психологическое пространство первого постепенно сольётся с психологическим пространством второго, объединяя две раздельные социальные и психологические единицы «я» и «она» («он») в одно единственное «мы». Инфантильный человек не сможет действовать отдельно, вне этой связки.

Однако современная проблема инфантильности – это также и проблема нехватки времени. Воспитание ребёнка требует постоянного сосредоточения на его развитии. Не все родители могут позволить себе это из-за постоянной занятости. В таком случае родительское влияние замещается другими вещами:

  • просмотром фильмов,
  • компьютером,
  • прослушиванием музыки.
  • и т.д.

Такой суррогат воспитания не приносит особой пользы, но, напротив, вырабатывает в ребёнке иллюзию вседозволенности, манипулятивный подход к окружающим.

Психологи также забрасывают камень и в огород современной школьной системы образования. Как утверждают специалисты, сегодняшние школы «калечат детей». Каждый человек имеет т. н. сензитивные периоды в развитии, когда он наиболее открыт для восприятия нужной ему информации и обучения необходимым навыкам (прямохождение, речь и т. д.). Школьный период, который совпадает с сензитивным периодом усвоения социальных норм (с 7 до 14 лет), к сожалению, считается неблагополучным для взросления.

Сегодняшние школы, концентрируются исключительно на знаниях об общеобразовательных предметах, отбрасывая процесс воспитания. Подросток не получает необходимого представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо ». Такой пробел в нравственном становлении личности закрепляет инфантильные паттерны, приводя, в конечном итоге, к незрелости. С 14 лет наступает сензитивный период, в котором личность стремится к самостоятельности. Школьная скамья вновь не позволяет ему реализоваться в этом желании, ограничивая его рамками обучения. Таким образом, пропущенные периоды становления личности приводят к десоциализации и несамостоятельности – основным признакам инфантилизма.

Как проявляется инфантильность у мужчин, у женщин, у детей

Инфантилизм имеет гендерную дифференциацию. Им могут страдать как мужчины, так и женщины. Специалисты утверждают, что мужская инфантильность, ничем не отличается от женской. Основная масса различий в проявлении инфантильности у полов и различных возрастных групп кроется в социальных взглядах на эти группы.

Половой признак инфантилизма имеет место: и мужчина, и женщина могут быть инфантильными. В данном случае симптоматика проблемы имеет мало различий, однако, она приобретает свои особенности, если смотреть на неё сквозь призму общественных установок. Социум предъявляет к мужчине больше требований. Инфантильный мужчина чаще осуждается в обществе, нежели инфантильная женщина (сравните фразеологизмы «маменькин сынок» и «папина дочка» и обратите внимание на наличие большей отрицательной окраски у первого по отношению ко второму ).

Инфантильность у мужчин свидетельствует о неблагонадёжном экономическом состоянии, неспособности найти вторую половинку, создать семью и обеспечивать её.

На инфантильность у женщин окружающие часто смотрят сквозь пальцы, а иногда и поощряют девушку быть немного ребёнком. Это связано с тем, что мужчине зачастую приятно находиться в обществе несамостоятельной женщины, о которой надо заботиться, укрепляя и подчёркивая тем самым свой статус добытчика и репутацию лидера. А женщине, в свою очередь, зачастую импонирует роль зависимой и ведомой, у которой есть свой «хозяин», что значительно облегчает её существование в плане принятия решений и соответствует устоявшейся в обществе гендерной роли.

Инфантильность у детей

Однако зачатки незрелости можно разглядеть и у ребенка. Инфантилизм - это то, что и должно быть присуще детям и это вполне соответствует норме. Тем не менее можно предугадать тенденцию к переносу этого состояния во взрослую жизнь, если обратить внимание на отношение родителей к своему ребенку. Если он постоянно уклоняется от обязательств и ответственности, а родители потакают ему в этом, то имеются все шансы, что он вырастит незрелым. Также преобладание игровой сферы над учебной, в жизни ребенка, может плохо сказаться на его развитии.

Инфантильность у детей, которая проявляется во время учёбы может насторожить педагогов. В таком случае они говорят о наличии предпосылок, сигнализирующих о проблеме с взрослением. К таким факторам относятся преобладание игровых мотивов на занятиях, неусидчивость, сложность в сосредоточении, эмоциональная неустойчивость, эмоциональная незрелость, истеричность. Часто такие дети не могут включиться в общую работу на уроке: задают отвлеченные вопросы, не выполняют задания. Их круг общения состоит из детей младше себя. Это может свидетельствовать о замедленном развитии ребенка (психологический инфантилизм) и привести к проблемам становления личности. Такие дети часто становятся замкнутыми, страдают неврозами.

Инфантильность - это проблема или нет?!

Психологи не дают вводить себя в искушение, чтобы хоть как-то оправдать инфантильность. Для них это не отдельный образ жизни, не другой взгляд на мир и тем более не принадлежность к какой-либо субкультуре. По мнению специалистов, это именно проблема, характеризующаяся прежде всего невозможностью добиваться успеха в самореализации личности в тех или иных социальных рамках.

Стоит отметить, что несмотря на непригодность к взрослой жизни, такие люди часто демонстрируют высокий творческий потенциал. Инфантильный образ жизни, который часто проходит на фоне отсутствия каких-то рамок и самоограничений, стимулирует работу правого полушария мозга у человека. Повышенная активность творческого центра приводит к мечтательности, погружению в фантазии. Такие люди могут быть хорошими художниками или музыкантами.

«У детей не может быть детей». Сергей Шнуров об инфантильности и о том, кто такой зрелый мужчина.

Как проявляется инфантильность в отношениях

Любые контакты инфантильного человека со зрелыми с психологической точки людьми будут вызывать с их стороны раздражение и приводить к конфликтам. Состоявшаяся личность ожидает от своего окружения тех же адекватных действий, которыми руководствуется она сама. Незрелый субъект, который не отличается способностью чётко воспринимать окружающий мир и адаптироваться под обстоятельства, будет вызывать у полноценной личности некоторые сложности в общении с собой и даже раздражение по отношению к себе.

Неправильная стратегия воспитания оставляет в психике человека неизгладимый след. Поэтому, общаясь с людьми, такой человек будет неосознанно тянуться к тем, кто займёт по отношению к нему позицию родителя. Ведь в остальных случаях его инфантильность в отношениях будет наталкиваться лишь на конфликты.

Так, например, подыскивая себе пару, инфантильные юноши или девушки прежде всего будут стремиться найти себе вторую маму или второго папу, соответственно (зачастую за них это делают их родители, выступая в роли свахи). Если им это удаётся, и партнёр, который будет полностью отыгрывать необходимую им роль, найден, то можно говорить об удачном стечении обстоятельств.

Обычно избранниками таких людей становятся старшие по возрасту, социально активные личности. Однако в таком случае конфликт не исчезнет. Он автоматически перетекает в плоскость отношений новой «мамы» или нового «папы» с биологическими родителями инфантильного субъекта. Между ними может развернуться конкурентная борьба за опеку над «ребёнком». Победителями этой борьбы обычно становятся настоящие мамы или папы, которым удаётся оттеснить жен или мужей, и занять привычное им господствующее положение над своим ребенком. Естественно, что в таком случае конфликт отразится и на молодой семье, зачастую приводя к её распаду.

Инфантильный человек прекрасно осознаёт свою ситуацию и те проблемы, которые из неё вытекают. Отчасти он даже признаёт, что живёт неполноценной жизнью и не отрицает связанные с этим испытываемые страдания. Однако психологи считают, что ни один незрелый субъект ни за что не станет меняться самостоятельно. Ему тяжело делать самостоятельные шаги по направлению к позитивным изменениям, выходить из своей зоны комфорта.

Как бороться с инфантильностью ? Психологи утверждают, что бесполезно пытаться менять таких людей неспециалистам. Если мамы и папы не приучили ребёнка к самостоятельности на этапах, когда закладываются эти основы, и их чадо выросло неуверенным и беспомощным человеком, то здесь может помочь только психолог.

Поэтому если проблему удалось обнаружить на ранних этапах (в подростковом периоде), то не стоит тянуть с визитом к специалисту. Положительных изменений можно добиться только за счёт групповых консультации у психолога. При этом чем старше человек, тем тяжелее ему будет измениться.

Чтобы не доводить эту проблему до кабинета психолога, родители должны правильно организовать процесс воспитания. Существуют методики, которыми делятся психологи, рассказывая, как избавиться от инфантильности:

  1. Советуйтесь с ребёнком, спрашивайте его мнение, обговаривайте те или иные проблемы. Вместе обсуждайте семейный бюджет. Это повысит в нем уверенность, даст понять, что он находится на равных со своими родителями, как в плане прав, так и в плане ответственности.
  2. Не позволяйте ребёнку закрываться в зоне комфорта. Узнайте, какие трудности он испытывает. Время от времени создавайте ситуацию, при которой он будет испытывать сложности, чтобы тот самостоятельно их преодолевал.
  3. Отдайте ребёнка в спортивную секцию. Дети, занимающиеся спортом, по статистике становятся более ответственными и целеустремлёнными.
  4. Побуждайте ребенка к общению со сверстниками и людьми старшего возраста.
  5. Проводите работу над ошибками. Разъясняйте в каких ситуациях ребенок был прав, а в каких – нет.
  6. Избегайте мыслить категорией «мы» в отношении детей. Разделите это понятие на «я» и «ты». Это позволит им быть более самостоятельными.
  7. Детский инфантилизм поддаётся коррекции медикаментозным способом. Психоневролог может прописать препараты (ноотропы), улучшающие мозговую деятельность, память, концентрацию.

Приведём несколько советов психолога, которые покажут, как повзрослеть мужчине или как повзрослеть девушке :

  1. Осознайте, примите тот факт, что вы инфантильная личность.
  2. Намеренно поставить себя в ситуацию, которая требует самостоятельного принятия решения: устроиться на работу, где будет некоторая ответственность.
  3. Завести питомца, о котором придется заботится и ухаживать. Это приведет к постепенному привыканию к ответственности.
  4. Попросить близких не потакать их инфантилизму.
  5. Выйти из зоны комфорта – переехать в другой город, начать новую жизнь.

Сегодня, в нашей стране наблюдается явный перекос в сторону женского воспитания. В школе нас обучает женщина, дома — мама и бабушка, в университете преобладают женщины педагоги… Образ мужчины, отца, защитника, кормильца и война сходит на нет, что приносит свои плоды - мальчики не способны принимать решения, поздно женятся, разводятся, не могут построить карьеру.

Решение : нужно восстановить гармонию мужского и женского начала. Ругайте отца в кулуарах, но ни как не на глазах ребенка. Давайте ребенку возможность самому решать жизненные проблемы: малышу предложите самому решить какие ботиночки одеть для прогулки, подростку разрешите помочь вам прибить гвоздь или возможность решить где повесить для него полку.

Уже давно было сделано открытие, что в нас живут три ипостаси:

  • ребёнок,
  • взрослый,
  • родитель.

Каждый этот аспект личности время от времени требует проявления, чтобы человек чувствовал себя комфортно. Однако если замкнуться на одном из них, – это не принесет счастья. Прожить жизнь, оставаясь молодым в душе, – это отчасти достижение. Тем не менее для полноценной жизни нельзя отыгрывать роль только ребёнка, превращаясь в инфанта, или вечно занимать позицию родителя, становясь строгим контролёром. Этот мир живёт по своим правилам, адаптироваться к которым – наша обязанность. Однако такая адаптация возможна лишь при соблюдении баланса между нашими ипостасями.

Почему инфантильных мужчин и женщин становится все больше и больше.

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Деревянных Елена Андреевна

студент 5 курса, кафедра культурологии, философии и социальных наук НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Гутова Светлана Георгиевна

научный руководитель, канд. филос. наук, доцент НВГУ, РФ, г. Нижневартовск

Инфантилизм - одна из важнейших проблем современности, поскольку в наше время все больше молодых людей не хотят взрослеть и принимать на себя ответственность в решении важных социальных, политических, экономических вопросов. Вследствие этого растет уровень инфантильности и социальной пассивности среди молодежи. Одним из наиболее распространенных среди современной российской молодежи видов является социальный инфантилизм.

Социальный инфантилизм - англ. infantilism, social; нем. Infantilismus, sozialer. Это состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением. Социальный инфантилизм вызывается нарушением механизмов социализации, под влиянием социокультурных условий. Он может выражаться в непринятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств, связанных с процессом взросления .

По некоторым данным социальный инфантилизм более развит среди молодежи мужского пола. Среди психологов существует мнение о том, что это связано с появлением все большего количества женщин, добившихся успехов в карьере, которые как бы примеряют на себя роль мужчины. В таком обществе более слабые с психологической точки зрения мужчины выбирают для себя роль «детей», которым не нужно бороться за место под солнцем и не нужно принимать никакие «взрослые» решения. Человек физиологически взрослеет, а психологически он остается на уровне подростка. Такой человек не принимает условия общества, в котором живет, те новые возможности и уровни ответственности, которые предстают перед ним с возрастом.

Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей.

Психологи из благополучных стран бьют тревогу о том, что именно социальный инфантилизм порождает такую тягу молодежи к гомосексуальным связям. Поскольку это снимает с партнера массу ответственности, например, за рождение и воспитание детей. Процесс этот происходит на подсознательном уровне и не является осознанным и просчитанным выбором. Просто воспитание и общество толкает молодых людей к представителям своего пола, как к наиболее простому средству для удовлетворения своих сексуальных потребностей.

Но есть и другой аспект этой проблемы. Человек, страдающий социальным инфантилизмом, не готов к наступлению старости. Он останется ребенком и в шестьдесят и в семьдесят лет. Чем взрослее становится «взрослый ребенок», тем тяжелее ему жить в обществе, ориентированном на социально активных и зрелых людей. По мнению Ю.А. Шерковина, двойственный характер системы ценностей, обусловленных одновременно индивидуальным и социальным опытом, определяет ее двойное функциональное значение .

Во-первых, ценности являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить свою точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания и направляют деятельность. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносятся с ценностями, вошедшими в его личностную структуру. Это свидетельствует о том, что иерархическая структура ценностных ориентаций составляет содержание позиции личности.

Для социально зрелой личности актуальны, прежде всего, экзистенциальные потребности человека, т. е. потребности его личного существования: свободы и свободного выбора себя, своего мировоззрения, действий и поступков, позиции, самореализации в творчестве. Для инфантильной личности характерна недостаточная осознанность значимости удовлетворения этих потребностей для личностного благополучия, что лишает их личностного смысла для человека и, соответственно, препятствует выбору мотива, цели, поступка, нацеленного на удовлетворение экзистенциальных потребностей, обусловливающих самореализацию, самоактуализацию личности.

Таким образом, содействие становлению и развитию социальной зрелости будет способствовать целенаправленное воздействие на ценностно-смысловую сферу личности посредством расширения «степеней свободы» человека - его способностей, прав, перспектив. Создание таких условий обеспечит освобождение мышления и воли от страха перед неудачей, но будет способствовать осознанию своей личностной и социальной ответственности, что необходимо для преодоления возможного эгоцентризма и индивидуализма. Анализируя вышесказанное, сформулируем основные выводы по результатам анализа содержательных характеристик социальной зрелости и социального инфантилизма:

1. С позиций диалектического подхода понятия социальной зрелости и социального инфантилизма можно рассматривать как понятия завершенной бинарной оппозиции. Критериями их сравнительного анализа являются рефлексия, активность, ответственность, самостоятельность, умение конструктивно взаимодействовать с окружающей средой.

2. При этом социальная зрелость личности проявляется активным, осознанным, относительно автономным взаимодействием человека с окружающим миром. Это взаимодействие направлено на раскрытие собственных внутренних резервов, способствующих оптимальному включению в общественно значимую деятельность, и общение, интеграции с общностью и самоопределению в ней на основе реализации внутриличностного потенциала при благоприятном эмоциональном самочувствии. Соответственно, социальный инфантилизм личности проявляется нетворческим, безынициативным, пассивно-потребительским отношением человека к миру, препятствующим оптимальному включению человека в общественную среду и творческой самореализации личности. Страх инициативы и ответственности приводит к стагнации личности и социально-психологической дезадаптации.

3. С позиций экзистенциального и субъектного подходов сущностные характеристики социальной зрелости и социального инфантилизма проявляются в континууме «личностная свобода - личностная ответственность». Психологический механизм регуляции жизнетворчества в континууме - это воля. Главным условием развития воли как регуляторного механизма является включение человека в общественную деятельность в качестве ее участника и сознательное ее освоение, что требует осмысления индивидуальной и коллективной деятельности. Таким образом, социальной зрелости личность достигает посредством освоения своей человеческой среды. Соответственно: недостаточная включенность и без перспективных стратегий освоения своей среды являются причиной нравственно-психологической незрелости (инфантилизма).

В условиях развития современного российского общества системы семейного воспитания и государственного образования должны ориентироваться на предоставление подрастающему поколению максимальной возможности для жизненного самоопределения, означающей раскрытие перед ними мира человеческих взаимоотношений во всей их сложности и противоречивости, выделение тех моделей взаимодействия между людьми, которые ведут к социальному успеху и личностному развитию .

Преодоление социально-профессионального инфантилизма выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка (диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма) в условиях жизнедеятельности. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней и внешней, профессиональной среды, а также формируется профессиональная компетентность.

Одна из форм профилактики социального инфантилизма - терапия работой. Человек в процессе работы, вырабатывает в себе необходимые навыки и умения. Беря на себя ответственность, тем самым человек формирует у себя те качества, которые помогают в повседневной жизни и в последствии он перестает бояться новой ответственности, что положительно влияет на его личную жизнь. Еще один вид профилактики – это работа социального педагога. Одним из основных направлений деятельности социального педагога является профилактическая деятельность, в том числе профилактика правонарушений, девиантного поведения детей и подростков, в том числе алкоголизма, наркомании, курения, ранних интимных связей. Одновременно необходима пропаганда здорового образа жизни.

Профилактика - научно обоснованные предпринимаемые действия, направленные, на предотвращение возможных физических, психологических или культурных отклонений у отдельных индивидов групп риска, а так же на сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Часто первичная профилактика требует комплексного подхода, который приводит в действие системы и структуры, способные предотвратить возможные проблемы или решить поставленные задачи. Профилактическая деятельность, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, называется социальной профилактикой. Социальная профилактика создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются все другие виды профилактики: психологическая, педагогическая, медицинская и социально-педагогическая. Психолого-педагогическая профилактика - это система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей. Осуществляется на фоне общей гуманизации педагогического процесса. Успешность системы связана, прежде всего, со всеми субъектами педагогического процесса. Профилактика предусматривает решение еще не возникших проблем. Поэтому ряд мер принимается, задолго до их возникновения .

Подводя итоги можно сделать вывод: современная молодежь не хочет брать на себя ответственность, тем самым усугубляя свое положение в обществе. Проблемы, с которыми сталкивается молодежь, связаны с положением молодежи в социальной структуре общества, характеризуемые, прежде всего переходностью и нестабильностью. Социальные процессы, которые происходят в современности, только усугубляют эти проблемы. Сегодня многие ученые обращают внимание на увеличение количества молодых людей, не приспособившимся к новым жизненным условиям. Так можно выделить некоторые тенденции в развитии социального инфантилизма: нежелание молодежи в будущем вступать в брачные отношения и иметь детей; риск формирования социального пессимизма или неверия в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в будущем.

Факторы, влияющие на развитие социального инфантилизма у современной молодежи:

· экономический - молодежь недостаточно обеспечена материально, не имеет собственного жилья, вынуждена полагаться на финансовую помощь родителей;

· духовный - потеря нравственных ориентиров, размывание традиционных норм и ценностей. Нивелируются ценности труда, свободы, межнациональной терпимости, а на смену им приходят потребительское отношение к миру, нетерпимость к чужому, стадность. Проблема «отцов и детей» - конфликт молодежи с взрослым поколением;

· семья - играет важную роль в воспитании молодого человека. Молодежь зависит от родителей. В процессе воспитания закладываются основные ценности жизни.

В процессе социализации закладываются основные ценности жизни, они формируют отношение к окружающему миру, ориентируют нас в социальном пространстве [См. 3]. Многие социальные институты влияют на установки и жизненные планы молодежи. Так, семья по-прежнему играет важную роль в воспитании молодого человека. Действительно молодежь зависит от родителей и не только в материальном плане. Существует еще и психологическая зависимость, которая не позволяет молодым людям становится полностью самостоятельными.

Чтобы преодолеть социальный инфантилизм существуют различные методы профилактики. К ним относится преодоление социально-профессионального инфантилизма, которое выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка: диагностика, профилактика и коррекция социально-профессионального инфантилизма. Другая распространенная и эффективная форма профилактики социального инфантилизма - это трудовая терапия. Человек в процессе трудовой деятельности, накапливает опыт, вырабатывает необходимые навыки и умения. Возлагая на себя ответственность в процессе выполнения важных социальных функций, молодой человек формирует те качества, которые положительно влияют не только на его личную жизнь, но и на общественную организацию в целом.

Профилактикой инфантилизма помимо социальных педагогов и психологов также занимаются специалисты по работе с молодежью. Работа выступает как комплексная социально-педагогическая поддержка. Она предполагает комплекс индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии. Такая поддержка возможна, если учитываются особенности внутренней, внешней, профессиональной среды.

Как следствие один из сценариев развития общества может быть связан с ослаблением социальных связей и даже частичной деградацией в моральном плане. Для того чтобы избежать подобных последствий, надо проводить комплектную социально-педагогическую работу по предупреждению и выявлению инфантилизма в молодежной среде.

Список литературы:

  1. Бенедик И.В. Психология аномального ребенка. Севастополь, 2008. - С. 284.
  2. Жесткова Н.А. Методологические подходы к исследованию социальной зрелости и социального инфантилизма личности. Вестник Пермского Университета. Выпуск 2 (14) Пермь, 2013. - С. 128-135.
  3. Молодежь как особая социально-демографическая группа. Лекции по социологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/molodezh.html - (дата обращения 15. 04. 2014).
  4. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. учеб. пособие. М.: ИНФРА, М. - С. 230.
  5. Шерковин Ю.А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы //Психологический журнал. - 2000. - Т. 3. - № 5. - С. 235-145.

– психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Диагностика включает клинические и психологические методы, направлена на исследование особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы, социальных взаимоотношений, уровня адаптации. Лечение симптоматическое, предполагает медикаментозную, психотерапевтическую и консультационную помощь.

    Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов , психопатий , реакций на стресс. Распространенность среди детей достигает 1,6%, соотношение мальчиков и девочек примерно равное.

    Причины психического инфантилизма

    Предпосылками психической инфантильности являются патологии нервной, эндокринной системы, наследственная предрасположенность, неправильное воспитание. К факторам риска относятся:

    • Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии , асфиксии .
    • Психические расстройства . У детей с умственной отсталостью, аутизмом , шизофренией , задержкой психического развития риск возникновения психического инфантилизма выше. Синдром формируется на базе социальной дезадаптации.
    • Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
    • Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.

    Патогенез

    Существует три варианта патогенеза психического инфантилизма. Первый основан на задержанном развитии лобных долей мозга, отвечающих за формирование мотивов, целенаправленное поведение, программирование, регуляцию и контроль психической деятельности. Причинами являются объективные факторы – травмы, интоксикации, инфекции. Второй вариант патогенеза – общая психофизическая незрелость. Задержка развития определяется в лобных и других отделах мозга. Незрелость тотальна: ребенок миниатюрен, выглядит младше своего возраста, поведение соответствует внешнему виду. Третий вариант – искусственная задержка социализации дисгармоничным стилем воспитания. Развитие лобных функций тормозится гиперопекой, чрезмерной заботой, тотальным контролем.

    Классификация

    Этиологически расстройство подразделяется на врожденное и приобретенное. Более подробная классификация выделяет 4 вида психического инфантилизма:

  1. Органический. Возникает при поражении ЦНС. Является результатом черепно-мозговой травмы , асфиксии, инфекционного заболевания, интоксикации. Психической незрелости сопутствует легкий психоорганический синдром .
  2. Соматогенно обусловленный. Наблюдается при эндокринных болезнях, хронических истощающих заболеваниях, поражениях внутренних органов. Психическая незрелость формируется на фоне симптомов основной патологии, астенических проявлений.
  3. Психогенно обусловленный. Развивается как результат изнеживающего воспитания, гиперпротекции либо деспотического отношения. Иное название – психологический инфантилизм.

Другая классификация основана на особенностях клинической картины. Выделяют два типа психического инфантилизма:

  • Тотальный. Ребенок отстает в росте, весе, физическом и психическом развитии. Внешний вид, поведение, эмоции соответствуют более раннему возрасту.
  • Частичный. Незрелость психики сочетается с нормальным, опережающим физическим развитием. Ребенок неуравновешен, раздражителен, зависим от взрослых.

Симптомы психического инфантилизма

Психическая незрелость проявляется отсутствием устойчивости внимания, поспешными необоснованными суждениями, неспособностью анализировать, выстраивать план, контролировать деятельность. Поведение беззаботное, легкомысленное, эгоцентричное. Выражена тенденция к фантазированию. Понимание, принятие норм и правил затруднено, дети часто не владеют понятиями «надо», «нельзя», не соблюдают социальную дистанцию при общении с незнакомыми, взрослыми людьми. Невозможность оценить ситуацию, изменить поведение согласно внешним условиям снижает адаптационные возможности.

Дети тяжело приспосабливаются к образовательному учреждению, дублируют классы. Часто ребенок дошкольного возраста остается в ясельной группе, младший школьник – в подготовительной группе детского сада. Отставания в умственном развитии нет: пациенты вовремя начинают говорить, задают вопросы, рисуют, лепят из пластилина, собирают конструктор в соответствии с возрастными нормами. Интеллектуальная задержка формируется вторично, на основе дезадаптации в обществе, проявляется в период школьного обучения. Эмоциональная сфера характеризуется неустойчивостью: преобладающая жизнерадостность резко сменяется плачем, гневливостью при неудачах. Негативные состояния быстро проходят. Целенаправленного желания причинить вред, отомстить не возникает. Эмоции безудержны, поверхностны, пантомимика живая, выразительная. Истинные глубокие чувства не формируются.

Эгоцентрическая направленность личности проявляется стремлением быть в центре внимания, получать похвалу, восхищение от окружающих. При дисгармоничном психическом инфантилизме дети воспринимаются сверстниками как равные, но общение не складывается. Постепенно возникает изолированность, обостряющая истероидные черты инфантила. Дети с тотальным инфантилизмом заводят друзей на год-два помладше. Сверстники проявляют стремление заботиться, оберегать. Социализация проходит более успешно, чем при частичном инфантилизме.

Осложнения

Основное осложнение психического инфантилизма – социальная дезадаптация. Она происходит из-за неумения принять социальные нормы, контролировать поведение, оценивать ситуацию. Формируются невротические и личностные расстройства: депрессия , тревожность , истероидная психопатия. Отставание в эмоциональном развитии приводит к вторичной интеллектуальной задержке. Преобладает конкретно-действенное и наглядно-образное мышление, склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической активности, слабость логической памяти. К средним классам проявляется учебная неуспеваемость.

Диагностика

Диагностика психического инфантилизма выполняется в дошкольном и старшем школьном возрасте. Причиной обращения к врачам становятся трудности адаптации ребенка к условиям, режиму, нагрузке образовательных учреждений. Обследование включает:

  • Беседу с врачом-психиатром . Специалист проводит опрос: уточняет симптомы, их продолжительность, выраженность, особенности адаптации к школе, детскому саду. Отмечает поведенческие и эмоциональные реакции ребенка: адекватность, умение соблюдать дистанцию, поддерживать продуктивный разговор.
  • Рисуночные тесты. Используются методики «Рисунок человека», «Дом, дерево, человек», «Несуществующее животное». Инфантилизм проявляется неспособностью удержать инструкцию, очеловечиванием животного, упрощением элементов (прямой ствол, руки) и другими признаками. Результаты информативны при обследовании дошкольников, младших школьников.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Применяются методики «РАТ», «САТ», фрустрационный тест Розенцвейга. Характерно восприятие ситуаций как игровых, шуточных, веселых. Затруднено пояснение мыслей и чувств людей на картинках. Методики используются для обследования школьников различных возрастов.
  • Опросники. Распространено применение опросника акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека, патохарактерологического диагностического опросника. По результатам определяется эмоциональная неустойчивость, черты истероидного, гипертимного типов. Тесты подходят для диагностики психического инфантилизма у пациентов старше 10-12 лет.

Дифференциальный диагноз психического инфантилизма проводится с олигофренией , аутизмом, поведенческими расстройствами . Отличие от умственной отсталости – способность к абстрактно-логическому мышлению, умение использовать помощь, переносить усвоенные знания на новые ситуации. Различение с аутизмом основано на оценке социальных отношений: ребенок нуждается в них, но устанавливает с трудом. Поведенческие расстройства отличаются большим разнообразием проявлений, прогрессирующей динамикой. Психический инфантилизм может быть предпосылкой для психопатий, симптомом олигофрении, аутизма.

Лечение психического инфантилизма

Лечебные мероприятия определяются причинами, формой расстройства. При соматогенном и органическом психическом инфантилизме усилия направлены на устранение основного заболевания, при психогенном – на психотерапевтическую коррекцию. Комплексный подход включает:

Прогноз и профилактика

Тотальный психический инфантилизм имеет наиболее благоприятный прогноз: при психолого-педагогической поддержке ребенок постепенно становится самостоятельным, активным, проявляет интерес к исследованиям, творчеству. Симптомы расстройства исчезают к 10-11 годам. Дисгармоничная форма синдрома требует более глубокого и длительного медико-психологического вмешательства, ассоциирована с риском возникновения когнитивного дефицита, психопатического развития личности. Основа профилактики – правильное воспитание, ориентация родителей на актуальные потребности ребенка, зону его ближайшего развития. Необходимо побуждать ребенка быть самостоятельным, подавать пример адекватного переживания неудач, ориентировать на достижение целей.

infantilis - детский) - незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

Термин употребляется как в отношении физиологических, так и психических явлений.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) - проявление наивного подхода в быту, в политике и т. д., также неумение принимать своевременно продуманные решения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ [Уроки Благополучия] Как научить подростка самостоятельности. Важно знать!!

    ✪ Как распознать первые признаки системных неврозов у детей? Воспитание детей. Мамина школа

    ✪ Реальный и иллюзорный прогресс женщины. Руслан Нарушевич

    Субтитры

Психологический инфантилизм

Психический инфантилизм - незрелость человека, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение человека не соответствует возрастным требованиям к нему. Преимущественно отставание проявляется в развитии эмоционально-волевой сферы, неспособности принятия самостоятельных решений и сохранении детских качеств личности.

В раннем возрасте признаки инфантилизма, снижения уровня поведенческих мотиваций выявляются с трудом. Поэтому о психическом инфантилизме обычно говорят лишь начиная со школьного и подросткового возраста, когда соответствующие особенности начинают выступать более отчётливо.

Одним из наиболее важных факторов развития психического инфантилизма являются родители человека, которые недостаточно серьёзно относятся к человеку в детстве, не позволяя принимать самостоятельные решения - тем самым ограничивая подростка (но не ребёнка) в свободе. То есть в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны сами родители.

Типичными для инфантильных детей являются преобладание игровых интересов над учебными, неприятие школьных ситуаций и связанных с ними дисциплинарных требований. Это приводит к школьной дезадаптации, а в дальнейшем - и к социальным проблемам. Также влияет на психическое состояние.

Однако инфантильные дети сильно отличаются от умственно отсталых или аутичных . Они отличаются более высоким уровнем абстрактно-логического мышления, способны переносить усвоенные понятия на новые конкретные задачи, более продуктивны. Динамика возникающей интеллектуальной недостаточности при инфантилизме характеризуется благоприятностью с тенденцией к сглаживанию нарушений познавательной деятельности.

Простой инфантилизм следует отличать от дисгармонического, который может приводить к психопатиям .

Физиологический инфантилизм

В медицине понятием «инфантилизм» обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых людей как следствие охлаждения, отравления или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания при родах, тяжёлых заболеваний в первые месяцы жизни, нарушения обмена веществ, нарушений в деятельности некоторых желез внутренней секреции (половых желез, щитовидной железы, гипофиза) и других факторов. У таких людей замедляются рост и развитие всех физиологических систем организма.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные