Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Часть 1.

Написала об этом по просьбе моего друга Саши Иванова. И цель этой статьи – рассказать о том как можно обучаться дома, если вы по разным (любым) причинам не можете ходить в школу. Например, живете в деревне далеко от школы. Или строите свою деревню, экопоселение и хотите обучать своих детей иначе чем в обычной школе, прививая им свои ценности не только дома, но и в образовательном процессе. Или просто ваш ребенок особенный, или ему трудно в школе… И вот ведь штука, оно в определенном смысле и правильно. Если родители способны легко ориентироваться в разных науках, пусть и на школьном уровне, то это великолепный пример образованности для ребенка, он и обучение воспринимает естественнее. Поверьте моему опыту – это возможно!

Для начала расскажу, как мы дошли до жизни такой и почему обучаемся дома.

Мой сын уже три года обучается дома. Но на самом деле это мы с ним учимся, поскольку мне тоже приходится изучать второй раз почти все школьные предметы…

Нелегко мне было принять такое решение – забрать ребенка из школы. Во-первых, очень не хотелось погружаться снова в изучение школьных предметов, прямо до отвращения. Во-вторых, я думала, что это будет отнимать у меня много времени, которое мне нужно для работы и для себя самой.

С другой стороны стоял вопрос о психологическом комфорте сына и о его будущем. К середине четвертого класса у него сформировалось очень негативное отношение к школе и, главное, к учителям. Педагоги стали бить тревогу, когда в его тетрадях вместо классной работы или контрольной работы появилось слово « смерть». Честно говоря, я не очень была удивлена, поскольку он мне все рассказывал. Дома он был совершенно прекрасным ребенком, а все, что касалось школы, наводило на него тоску. Но что делать? Забирать его из школы мне было очень страшно.

Правда говорят, что самое важное для ребенка в первый год обучения, чтобы у него не отбили любознательность и желание учиться. Но у нас как раз получилось именно так. На мой взгляд, учителя у него были хорошие, грамотные, но некоторые из них довольно эмоциональные. И были еще моменты в образовании, которые не всем детям подходят. Да и я переложила ответственность обучения сына на учителей и школу. Считала, что если они в этом специалисты, то у них это должно получаться лучше.

Первый минус школы для нас. Оценки. Возможно, это самый главный минус для моего сына. Поскольку он медленно думает и русский язык ему очень трудно дается, то когда начали ставить оценки, его вера в себя рухнула совсем, потерялся интерес к учебе. Находясь в школьной среде, ребенок всегда будет сравнивать себя с одноклассниками, свои оценки с оценками других. Как бы ни выглядели оценки: смайлики, звездочки, цифры – это все равно оценка, и ребенок это очень хорошо понимает! Есть детки, которых оценка мотивирует, а есть такие, которых она пугает. Вот такие психологические особенности у ребенка. До сих пор он еще не оправился полностью от этого шока. Недавно сказал мне, что ему уже даже нравится учиться, но не нравится сдавать экзамены, поскольку оценка знаний превращает обучение не в изучение, а в погоню за отметкой. И знания, полученные от такой погони, превращаются в тяжелую обязаловку и быстро забываются.


Второй минус школы.
Усредненный подход к обучению детей. Если учителя ориентируются на деток, которые быстрее соображают и запоминают, то остальные отстают и теряют интерес к учебе. А если ориентируются на слабеньких, то отличникам скучно и они тоже могут потерять интерес. Поэтому чаще всего учителя ориентируются на тех деток, кто находится между отличниками и двоечниками. Для моего сынишки после 2 класса уроки проходили, глядя на минутную стрелку часов. Он ничего не понимал из того, что происходило в классе, не понимал, чего от него хотят. А когда приходил домой, то не мог вспомнить, что ему задали и о чем вообще говорили на уроке. Мне нужно было с нуля объяснять ему школьный материал. Это мне не нравилось больше всего, поскольку это было совершенно не рационально. Зачем тогда ему ходить в школу и тратить полдня? А потом еще полдня заниматься дома…

Третий минус школы – большие классы. Минимальное количество человек – 24. Это много для того, чтобы учитель смог уделить каждому достаточно внимания. И тем более, говорить об индивидуальном подходе к каждому ребенку не приходится.

К четвертой четверти четвертого класса учителя сами предложили мне забрать его из школы, чтобы снять стресс у ребенка. Так мы перешли на семейное обучение. Я взяла полную ответственность за образование сына на себя. И оказалось все не так страшно и неподъемно, как мне это виделось раньше.

Нам предстояло подтянуть «хвосты», которые у него были по всем предметам, заполнить знаниями все пробелы в четырехлетнем образовательном марафоне. Первые два месяца домашнего обучения вдохновили нас. За какие-то восемь недель мой ребенок освоил материал русского языка объемом за четыре года. Он не стал лучше писать, нет. Для этого нужно дольше работать. Но он стал понимать, что такое русский язык, о чем этот предмет, для чего он нужен в жизни, и что от него хотела учительница по русскому языку все эти четыре года. Точно также обстояло дело и с другими предметами: математика и естествознание. С английским было сложнее, но уже все то, что он смог освоить за два только месяца подняло его самооценку и вдохновило. Как он мне сказал тогда: «Мама, за два месяца я узнал больше, чем за четыре года.»


В связи с чем, тогда у меня возник вопрос.
А чего дети делают почти по пол дня в школе четыре года подряд, если вся начальная программа может быть освоена ребенком со средними способностями за 2 месяца??? И это притом, что сейчас при поступлении в школу ребенок должен уже читать и считать!!! ЗАЧЕМ???

Сын закончил четвертый класс. Нас ждала программа пятого класса. В этом классе мы сдавали все предметы каждую четверть. И нас вполне устраивал такой режим аттестации. А вот в шестом классе случились изменения в системе образования. Наша директор немного запаниковала и запутала меня, но к началу второй четверти мы разобрались, наконец, с новыми законами и продолжили учиться, но уже сдавали все предметы один раз в год. Конечно, нам пришлось перестроить подход в обучении, но, в целом, теперь нам так даже больше нравится.

Эта короткая история о том, как мы стали учиться дома. А теперь расскажу о том, с чем мы столкнулись при домашнем обучении и как занимаемся сейчас.

Первое, конечно – мне пришлось самой сначала принять и согласиться с тем фактом, что теперь я буду должна проходить школьные предметы заново . Это было самое сложное. Помогла любовь к сыну и желание помочь ему. А когда я начала вникать в то, как строится учебная программа на год и на весь школьный курс, то мне совсем полегчало.

Оказывается,

— по основной части предметов темы повторяются из года в год, обрастая постепенно большим количеством деталей;

— с помощью школьного учебника и интернета можно знать все, что нужно по школьной программе;

— системное обучение с погружением, гораздо легче воспринимается ребенком, чем «кусочное – фрагментарное» растянутое на весь год, как дается в школе.

— один предмет можно освоить за месяц и даже быстрее.

Второе, я поставила для себя задачу научить сына обучаться самому без моей помощи. Это было непросто, поскольку навыка обучаться и, тем более, желания это делать у него совершенно не было. Плюс – природная лень, неумение долго сосредотачивать внимание, страх учителей. Поскольку очень люблю честность, то я ему сразу рассказала о том, что по закону, если он не сможет сдать экзамены за очередной класс, то его вернут в школу. Это его замотивировало. Но больше помогли разные задушевные разговоры. Например, о том, что ему следует обратить внимание не на содержание школьной программы, а на то, что вся эта информация используется в качестве тренажера для развития силы воли, внимания, памяти и других познавательных и полезных в жизни опций. Мы много говорили и говорим о смысле жизни и любви, об отношениях и т.д. А потом, я думаю, что на него повлияла моя увлеченность этим процессом. Часто какая-нибудь тема из школьной программы становится темой для разговора, в котором он может выразить свое мнение, а я могу рассказать, как я это понимаю, чувствую, знаю…

И это стало основой воспитательного и образовательного процесса, если хотите! И сейчас я дорожу такими разговорами, потому что они помогают мне передать знания не только те, что требуют в школе (а они очень консервативны и часто уже не соответствуют реальности и последним научным открытиям), но и показать ему многомерность всего происходящего, научить его видеть глубину любого события. Это для меня повод передать ему духовное знание, которое никогда он не получит в школе. И это, поистине, самое важное обучение! В свои четырнадцать лет, Игорь задает очень глубокие вопросы о смысле жизни, рассуждает о Любви как основе всего, раздумывает над бесконечностью мироздания.

Кроме этого, я постепенно начала увеличивать его зону ответственности за обучение. Поскольку мы начали заниматься дома довольно поздно – с конца четвертого класса – то я считаю наши достижения на данный момент (седьмой класс) внушительны. Сейчас он самостоятельно может, совсем без моей помощи, изучать некоторые предметы. Может спланировать занятия на день и сделать все, что запланировал.

А недавно мы прогуливались, и он рассказывал мне, что стал задумываться о том, чем будет заниматься после школы. Рассказал, какие бизнес-тренинги по интернету смотрел и о чем они были. Я просто несказанно была удивлена!

Третье – планирование учебного процесса. Я планирую вместе с Игорем программу сдачи экзаменов на год. Она висит у него перед глазами, чтобы он мог регулировать свой темп обучения.

Есть предметы, которые требуют регулярных занятий – литература, русский язык, математика, английский. Их мы изучаем параллельно по 4-5 месяцев. Остальные предметы не занимают больше месяца вообще. Освоил – сдал, можно и забыть. В этом году у него появилась физика. Ее мы изучаем уже третий месяц, но думаю, что пора сдавать уже.

Такие предметы, как рисование, труд, музыка сдаются поделками, которые он делает в течение года. Физкультуру мы сдаем в конце года. Он сдает нормативы и устный экзамен.

Вообще, занятия проходят в свободной форме. По некоторым предметам я задаю ему задания, по другим он сам делит количество параграфов на двадцать – двадцать пять дней и готовится сам. В конце я только могу тестировать его и задавать вопросы, проверяя подготовку к экзамену.

Часто подготовка к экзаменам проходит как выполнение тестов, которые мы берем из интернета.

Четвертое – сдача экзаменов. Тут все зависит от преподавателя. Мы прикреплены к такой школе, у которой мало опыта работы с семейниками. И поэтому там нет стандартов. У одних преподавателей итоговое тестирование, у других экзамен по билетам, а кто-то вообще садится и бегло проводит опрос по всем темам за курс. Конечно, было бы удобнее, когда ты готовишь вопросы или прорешиваешь задания, которые ничем не будут отличаться от экзаменационных. Или заполняешь тетрадь с вопросами и тестами за год, что и является показателем знаний. Но у каждого учителя свой взгляд на это, а с ними лучше поддерживать добрые отношения.

Игорь очень волновался раньше перед любой встречей с педагогом, тем более, когда шел на экзамен. Я всегда ходила с ним, как гарант его спокойствия. Сейчас уже большинство предметов он ходит сдавать один. И я рада, что его отношение к учителям постепенно меняется. Он уже видит в учителе не монстра, который мечтает его замучить вопросами, а человека, который хочет помочь ему.

По закону о семейном образовании ребенок имеет право на пересдачу предмета один раз. Если не сдал все равно, то будет хвост на следующий год. Если не сдал два и больше предмета за курс, то оставляют на второй год. У нас пока такого не было и, надеюсь, не будет. Но считаю, что все эти вопросы можно и нужно решать с преподавателями на месте.

Мой опыт общения с учителями показал, что все они хорошие понимающие люди. Да, со своими взглядами и убеждениями, но кто без них? Нам они все три года рассказывают, как необходима школьная среда, общение и система. Что без этого будет трудно в жизни и т.п. И я даже не спорю с ними. Зачем? Их не переубедить, пока они сами не увидят противоположный пример. Лучше поддерживать с ними понимающие отношения.

Пятое – общение. Это недостаток семейного обучения для нас. Да, действительно Игорь мало общается со сверстниками. Он ходит два раза в неделю на теннис (больше никакие секции и кружки ему не понравились), и это – единственное его общение с подростками в течение учебного года. На каникулах он уезжает к бабушке, где у него есть друг детства, и там они не расстаются. Но в городе общения мало. Честно говоря, сначала я переживала по этому поводу, но поговорив с сыном, поняла, что это не настолько критичный для него вопрос. Он общается по интернету с ребятами из других городов, которые разделяют с ним его взгляды и увлечения. А в городе ему пока не пришлось встретить подобного друга. Да и так я вижу, что он легко знакомится и общается. Думаю, что это не повод для переживаний. Но планирую отправить его на какой-нибудь живой тренинг, интересный ему, где он мог бы общаться и знакомиться с разными людьми и своими ровесниками тоже.

Если говорить о среде экопоселения, родовых поместий или деревни, то думаю, что там совершенно не будет возникать проблем с общением, даже если ребенок учится дома. Тем более если организовать общие занятия, о которых я еще напишу.

Шестое – распорядок дня. Это, конечно, штука важная для здоровья. Но у нас распорядок дня сложился стихийно. Мы любим поспать и посидеть до ночи за компьютером, поэтому заниматься Игорь начинает в 10-11 часов. Плюс ко всему у меня маленькая дочка, которой годик, поэтому часто мой распорядок дня зависит от нее.

В день Игорь может заниматься по пять-шесть часов, а если что-то срочное, то и весь день напролет. У нас нет такого понятия как выходные. Отчасти оттого, что у меня самой свободный рабочий график. И часто выходные для всех – для меня являются рабочим днем. Выходные мы можем устраивать спонтанно, в любой день. Дисциплины и порядка нам, конечно, не хватает.

Вообще, то как и чем мы занимаемся дома зависит от многих факторов: самочувствие, настроение, планы на день Игоря, мои планы на день, погода, неожиданности разные… Все это может влиять на выбор предметов, количество заданий, длительности занятий.

Седьмое – информация. Честно говоря, качество и актуальность информации школьных предметов очень сомнительное. Часто об этом говорят сами педагоги. А то, как написаны современные учебники, так это вообще мое вечное удивление! Очень сложно написано и непонятно даже человеку с высшим образованием. Мой ребенок часто вообще не понимает что читает, поэтому мне приходится работать переводчиком. Причем, иногда я сама не могу понять, о чем говорит автор, и поэтому пользуюсь интернетом. Что бы мы делали без него!

История – это вообще песня. Столько раз переписанная, что даже учителя сами относятся с иронией к этому предмету. Историю мы изучаем в двух видах – для школы, чтобы сдать и забыть, и альтернативную, о которой умалчивают.

Литературные требования очень высокие. То количество произведений, которое входит в школьную программу нереально изучить за учебный год. Поэтому все пробегаются по ним очень верхушечно. Нам помогают фильмы по этим произведениям.

Семейное образование или мы учимся дома.

Успех обучения дома, как и в школе, временные затраты на это обучение зависят от способностей вашего ребенка и ваших личных амбиций. У меня нет амбиций по поводу образования сына, и мы изучаем школьные предметы с одной целью – получить аттестат. Все! Поэтому нас устраивает любая оценка, кроме двойки.

Для меня стоит задача куда важнее, чем школьные знания – научить ребенка жить, любить, быть счастливым в любых обстоятельствах, справляться с трудностями самому, достигать поставленных целей, верить в себя и Бога. Быть по-настоящему человеком, развиваться личностно и духовно. А школа и образование – инструмент для этого.

Как бы то ни было, сын свободен выбрать любую форму обучения, которая ему будет интересна. И если он решит вернуться в школу, то пусть возвращается. Теперь уже он мальчик большой, чтобы взять на себя решение таких вопросов и самостоятельно двигаться дальше.

Киселева Татьяна.

Фото Ольги Гориной

Если вы решили выбрать для своего ребенка семейное обучение, то что нужно предпринять? Какие тут есть юридические аспекты, какие возможности и какие сложности? Об этом рассказывает шеф-редактор журнала «Семейное образование» Лариса Покровская.

Несмотря на то, что семейное образование (СО) становится все более популярным, вокруг него все еще много мифов. Многие учителя и родители школьников все еще считают, что СО - для неудачников. Для тех, кто не может. И, наоборот, многие «семейники» считают, что СО - для детей мотивированных, серьезных, самостоятельных, для ориентированных на академические достижения, «2 года за год» и т.  п.

Но семейное образование - это просто одна из форм образования. Ее выбирают по разным причинам, порой с диаметрально противоположными целями. Поэтому часть «семейников» действительно достигает немалых высот в обучении, учится быстрее или больше, или то и другое вместе. А есть и те, кто благодаря СО получает возможность не подгонять ребенка под общий темп ценой невроза своего и детского или не встраивать в систему ребенка высокочувствительного, с особенностями. Есть те, кто выбрал для себя спортивную или музыкальную карьеру, и посещение школы не сочетается с ежедневными многочасовыми тренировками и репетициями. А некоторые семьи предпочитают вести «кочевой» образ жизни, зимуя в теплых странах или же вообще переехав туда на неопределенное время, - таким очень удобно СО с дистанционной сдачей аттестаций. Кто-то предпочел семейное образование школьному по религиозным или идеологическим убеждениям. Родители хотят, чтобы дети перенимали семейные ценности, а не то, чему прямо или косвенно учит школа.

Поскольку у родителей есть законное право выбирать форму получения образования и форму обучения для своего , любые причины перехода на СО законны. Нет «более правильных» или «менее правильных» причин. Каждая семья делает выбор, исходя из своих предпочтений и потребностей ребенка.

! Важно не путать семейное образование с надомным обучением, при котором дети с особенностями здоровья обучаются приходящими на дом учителями. Для обучения в форме СО не нужны медицинские показания, достаточно желания родителей и ребенка.

При всех недочетах российского законо­творчества, при наличии в законе об образовании нечетких, «размытых» формулировок, российское законодательство тем не менее считается одним из наиболее либеральных, когда речь идет о семейном образовании. У нас есть законодательно закрепленное право выбора и возможность реализовать тот самый индивидуальный подход, который в силу ряда причин не может обеспечить школа.

Шаг 1. Изучаем закон

Основной документ, в котором прописаны наши права и обязанности в части образования - это Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. Также полезно ознакомиться с письмом Министерства образования и науки РФ от 15.11.2013 г. № НТ‑1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» и с региональными положениями о семейном образовании, которые в каждом регионе свои. Не обязательно погружаться в изучение закона с головой, достаточно уделить внимание статьям, имеющим отношение к образованию вне школьных стен. Наиболее важны статьи 17, 33, 34, 58 и 63 Федерального закона об образовании.

В частности, в законе сказано, что в школе можно учиться, не только посещая ее ежедневно (очное обучение), но еще заочно и очно-заочно.

При очно-заочной форме обучения часть предметов можно изучать в школе, другую часть дома. Либо посещать школу в определенные дни, а в остальные дни заниматься самостоятельно. Эти нюансы прописываются при составлении индивидуального учебного плана (ИУП). Заочная форма предполагает учебу без посещения школы, чем очень схожа с семейным образованием, однако в этом случае ребенок числится учеником школы (входит в контингент), а значит, именно школа несет ответственность за результаты его обучения. Потому и контролировать знания заочника школа предпочитает с особым пристрастием. Например, проводит аттестации чаще, либо вообще ставит годовые отметки на основании ежемесячных контрольных работ по каждому предмету.

Если же ребенок оформлен именно как обучающийся в форме семейного образования (или самообразования, когда речь идет о старшеклассниках), за результаты отвечают родители. В этом случае школа также имеет право сама устанавливать периодичность и форму проведения аттестаций (ст. 58 п. 1 закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ), однако Минобрнауки рекомендует делать это «с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала» (Письмо Минобрнауки России № НТ‑1139/08 от 15.11.2013 г.). Захочет ли школа руководствоваться этой рекомендацией, неизвестно. Как показывает практика, все зависит от конкретной школы, к которой вы хотите прикрепиться для сдачи промежуточных аттестаций.

! В обиходе «семейниками» считают как тех, кто оформлен на семейное образование, так и тех, кто зачислен на заочную форму обучения. Ведь по сути и те, и другие в школе лишь аттестуются, а не обучаются.

Шаг 2. Информируем о выборе СО

Чтобы ребенок обучался в форме СО, не нужно ни у кого испрашивать разрешение, объяснять причины или доказывать свое право на этот выбор. Все, что мы обязаны сделать по закону,  - это уведомить о своем решении орган местного самоуправления муниципального района или городского округа (ст. 63 п. 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ). Эти органы ведут учет детей школьного возраста и выбранных ими форм получения образования.

Система местного самоуправления и управления образованием Москвы и Санкт-Петербурга отличается от других регионов. Поэтому в Москве уведомление о выборе семейной формы образования следует направлять в адрес управы района, в Санкт-Петербурге - в адрес отдела управления образованием по месту жительства.

С 1 по 9 класс заявление о выборе семейной формы пишет родитель (законный представитель), а в 10 и 11 классе - ребенок. В этом случае он информирует соответствующие органы о выборе обучения в форме самообразования. Заявление пишется в свободной форме.

! Случается, что заявление, написанное в свободной форме, «не подходит» и чиновник просит заполнить бланк «установленного образца». Это требование незаконно. Вы можете пойти навстречу и заполнить выданную вам форму заявления, либо отказаться, так как законом не установлена определенная форма.

Заявление можно отнести собственноручно либо отправить «Почтой России» заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложений. Уведомление о вручении послужит доказательством, что документ доставлен получателю, а в описи будет четко указано, что отправляли вы именно заявление о выборе СО, а не что-то другое. Если же вы решите обойтись без почты, не забудьте распечатать заявление в двух экземплярах: один вы отдадите, а на втором вам поставят отметку о получении, чтобы вы могли, в случае чего, доказать, что предприняли все требуемые по закону действия.

! Нередко чиновники настаивают, чтобы родители указали в заявлении, в какой школе ребенок будет проходить аттестации. Иногда даже требуют принести документальное подтверждение, что вы прикрепились к школе. Это требование незаконно. Вы обязаны только проинформировать соответствующий орган, что ребенок будет обучаться на СО.

В Законе не прописаны конкретные санкции за неуведомление о выборе семейной формы образования, однако возможны проблемы иного рода. Не так уж редки случаи, когда выбор семейного образования не нравится родственникам. Или соседи вдруг обнаружат, что ваш ребенок гуляет во дворе или постоянно сидит дома в то время, когда его сверстники в школе грызут гранит наук. Среди них порой находятся довольно активные граждане, ратующие за то, чтобы ребенок получил положенное ему по закону образование. И однажды может раздаться звонок в дверь - пришла Опека. Они получили «сигнал», что некий ребенок лишен положенных ему по закону благ. Проигнорировать эту информацию они не вправе, их задача все проверить. И вот тут очень важно иметь подтверждение, что вы уведомили соответствующий орган о том, что ребенок учится дома. Если вы никого не уведомляли или не позаботились о подтверждающих документах - у вас могут быть проблемы.

! Иногда при подаче уведомления о выборе СО чиновник пытается навязать вам конкретную школу для прикрепления. Это незаконно. Родители имеют право выбрать общеобразовательную организацию (ст. 63 п. 2 Семейного кодекса РФ; ст. 3 п. 1.7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ).

Шаг 3. Выбираем школу для прикрепления

Правильный выбор школы для прикрепления может существенно облегчить жизнь. Как часто вы хотите проверять знания ребенка? Достаточно ли вам своего родительского контроля или важно чаще получать обратную связь от школы? Насколько жесткий (или, наоборот, мягкий) контроль вы бы предпочли, с учетом индивидуальных особенностей ребенка? Хотите ли очно взаимодействовать с учителями или же минимизировать контакты со школой? Устроит ли вас аттестация в формате теста или же, на ваш взгляд, она должна напоминать полноценный экзамен? Даже если вы четко понимаете, чего хотите, школа, скорее всего, не удовлетворит все ваши запросы. Но попытаться договориться с администрацией или найти наиболее подходящую школу все же стоит.

Для оформления и заочной формы обучения, и семейного образования нужно написать заявление в той школе, с которой вы хотите сотрудничать.

Только в первом случае вы заключите договор со школой на заочное обучение, и ребенок будет считаться учащимся школы (заочником), а во втором - школа заключит с вами договор на проведение аттестаций (договор об экстернате), а ребенок на время прикрепления к школе будет называться экстерном. В обоих случаях в договоре будут прописаны ваши взаимоотношения со школой, в том числе порядок прохождения аттестаций (их количество, форма, частота, сроки проведения).

Если ребенок уже учится в школе очно, нужно написать заявление о переходе на СО (если вы хотите сдавать аттестации в той же школе), либо отчислиться из этой школы, а затем обратиться в школу, выбранную вами для сдачи аттестаций и написать там заявление на обучение в семейной форме. Формы заявлений можно легко найти в Интернете, либо взять непосредственно в общеобразовательной организации.

Некоторые школы готовы принимать «семейников» в течение всего учебного
года, другие устанавливают дату, после которой прикрепиться для сдачи аттестаций уже невозможно.

! Ребенок, прикрепившийся к школе для сдачи аттестаций, считается экстерном и может пользоваться академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (перечень прав - в ст. 34 закона «Об образовании»).

Шаг 4. Обучаем ребенка

Вопросы обучения «семейники» решают по-разному, сколько семей - столько и вариантов. Все зависит от ваших целей и возможностей.

Что вы хотите получить на выходе? Считаете ли вы достаточными знания, которые ребенок получит, готовясь к школьным аттестациям? Или, возможно, они не имеют ничего общего с образованием, которое вы хотели бы для своего ребенка?

Важны ли для вас «пятерки»? Или же СО для вас - это максимум свободного развития ребенка и вынужденное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (а значит, и «троек» достаточно)?

Предпочитаете вы структуру и систематические занятия или вам близок подход, при котором важно создавать образовательную среду, а ребенок сам возьмет все, что сможет унести? Это крайние варианты, а ведь есть много промежуточных!

Определитесь со своими целями, а затем ответьте себе на очередные вопросы. Сколько времени вы готовы уделять обучению ребенка? Можете ли делать это сами? Есть ли у ребенка навык самостоятельной учебы? Если силами семьи вопрос обучения не решить, то есть ли финансовая возможность привлечь репетиторов (очно или по скайпу) или оплатить альтернативную школу? А может, вы хотите скооперироваться с единомышленниками и создать свою семейную школу? Или присоединиться к уже существующей?

К сожалению, ни на один из этих вопросов нет правильного ответа. В вопросах обучения не бывает универсальных решений, просто потому, что все дети разные, все люди разные. И возможность учитывать уникальные особенности наших детей - самый главный плюс семейного образования. Поэтому есть смысл читать и слушать, как строят обучение другие семьи, примерять на себя, пробовать и оставлять то, что хорошо работает именно в вашем случае.

Это может вам пригодиться:

Список альтернативных и семейных школ г. Москвы и некоторых других городов (Верующим людям следует внимательно изучить этот список. Не все школы, перечисленные в нем, по своим мировоззренческим установкам совместимы с православным воспитанием ребенка. Однако такие школы составляют лишь небольшую часть этого подробнейшего спис­ка.  - ред.)

Шаг 5. Сдаем аттестации

Недостаточная четкость некоторых формулировок в законе «Об образовании» дает нам возможность считать сдачу промежуточных аттестаций правом, а не обязанностью. Теоретически, по закону ребенок обязан сдать лишь государственные итоговые аттестации (ОГЭ и ЕГЭ). Чтобы получить допуск к ОГЭ, нужно быть аттестованным за 9 класс. Да и без аттестаций за 10 и 11 класс к сдаче ЕГЭ не допустят.

Так что же, можно уведомить соответствующий орган о выборе СО, а затем «пропасть с радаров» на ближайшие 8 лет и явиться в 9 классе, чтобы сдать аттестацию и получить допуск к ОГЭ? Теоретически да. Но подобных прецедентов пока не было. Зато есть огромная доля вероятности, что аттестация за 9 класс в итоге превратится в аттестацию за все девять классов либо будет проходить с особым пристрастием. И неизвестно, чем все в итоге закончится.

Однако, если нет желания сдавать аттес­тации ежегодно, можно оформить индивидуальный учебный план (ИУП), в котором прописать сроки сдачи аттестаций по каждому предмету. В частности, вы можете договориться со школой (и задокументировать это), что ребенок придет сдавать аттестации сразу за курс начальной школы. А затем - за курс средней школы. Все это время ребенок будет прикреплен к школе для сдачи аттестаций, просто сдавать он их будет не ежегодно.

Таким же образом можно оформить ускоренное обучение и аттестоваться за несколько классов в течение одного учебного года.

Закон разрешает сдавать промежуточные аттестации дистанционно, однако не обязывает школы предоставлять экстернам такую возможность.

А вот государственная итоговая аттестация (в 9 классе ОГЭ, а в 11 классе - ЕГЭ) сдается исключительно очно, вне зависимости от формы образования и обучения.

Где можно сдавать аттестации дистанционно:

  • Международная школа завтрашнего дня (МШЗД), г. Москва. Оформление на заочную форму обучения. Ежемесячные письменные контрольные работы по каждому предмету. Дистанционно.
  • Частная школа «Центр обучения детей и взрослых» (ЦОДИВ), г. Санкт-Петербург. Разные формы обучения. Можно прикрепиться только для сдачи аттестаций (семейное образование), либо для онлайн-обучения (заочный онлайн-класс). На семейном образовании - аттестации в формате тестов, 1 раз в год по каждому предмету, в удобное вам время, онлайн.
  • Экстерн-офис, г. Новосибирск . Посредник, предоставляющий платформу для онлайн-аттестаций, а также для обучения и написания тренировочных работ. Сотрудничает со школами Новосибирска и Москвы (официально обучающийся прикрепляется к одной из этих школ, а аттестацию сдает через Экстерн-офис). Аттестации онлайн, система обучения - модульная (выучил предмет - сдал, затем следующий предмет). Формат аттестаций - развернутые ответы на вопросы, письменно. Ведется видеозапись процесса аттестации.
  • Домашняя школа Интернетурок.ру . Посредник, сотрудничает со школами Москвы и Санкт-Петербурга. Оформление на семейную форму образования. Обучение + аттестации. Домашние задания, контрольные онлайн.

При неудовлетворительной сдаче аттестации создается комиссия для приема пересдачи, пересдавать предмет можно не более двух раз. Если академическая задолженность не будет ликвидирована в установленные школой сроки, ребенок по закону обязан перейти на очную форму обучения (ст. 58 п. 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации).

Шаг 6. Решаем вопрос социализации

Социализация - один из главных мифов семейного образования. Многим сразу представляется бедный ребенок, которого мама насильно удерживает дома, никуда не пускает, не дает общаться со сверстниками. Этот миф основан на иллюзии, что в школе дети общаются. Но если понаблюдать за происходящим на переменах, чаще всего мы увидим детей, играющих в игры на телефонах. И других детей, которые смотрят, как те играют в игры. Общения, по сути, нет.

Получается, что пресловутая социализация - проблема, касающаяся всех детей и подростков, вне зависимости от того, где и как они учатся. И решать эту проблему проще, обладая достаточным количеством свободного от учебы времени, чем как раз не могут похвас­таться современные школьники.

Где же общаются дети, не посещающие школу? На кружках и в секциях по интересам; в физических и химических лабораториях; в походах и семейных/подростковых лагерях; на фестивалях свободного образования; в поездках в музеи, парки, на пикник, на раскопки, которые часто организуются несколькими (а иногда и многими) семьями совместно; на соревнованиях; в альтернативных/семейных школах…

! Клуб поддержки семейного образования, Москва - сообщество родителей, обучающих детей в форме СО, и интересующихся. Проводятся общие встречи на природе, театральные фестивали, семейные лагеря. В группе сообщества в Facebook можно найти список локальных сообществ Москвы и Подмосковья и много другой полезной информации.

Очень часто приходится слышать критику в адрес современной школьной программы, школы, учителей, одноклассников. Родители всё чаще и чаще выражают недовольство системой, в которую попадают их дети. Но предложение перевести ребенка на надомное обучение встречается в штыки. В этой статье мне бы хотелось прояснить некоторые вопросы обучения на дому с точки зрения западных стран.

Речь в статье пойдет об обучении на дому детей, которые переводятся на домашнее обучение не по медицинским показаниям, а по другим причинам.

Вариант первый. Семья живет в очень удаленном месте и ребенок просто физически не может посещать школу, потому что возить ребенка за 100 километров в ближайшую школу и привозить обратно каждый день - это не вариант. В такой ситуации семье выдается пакет учебников и заданий, которые дети выполняют дома под руководством родителей. Кроме того, у них есть возможность посещать уроки удаленно, благо технологии сегодня это позволяют. За детьми закрепляются педагоги-кураторы, которым можно позвонить или написать, если возникают вопросы по новому материалу. Ученики пишут контрольные и проверочные работы, сдают экзамены, получают оценки как и ученики в школах. Но учатся они дома.

Вариант второй. Родители решают перевести ребенка на домашнее обучение несмотря на близость к школам. В данном случае причин может быть бесконечное количество. Ребенок просто может сильно опережать сверстников. Причиной могут быть конфликты с одноклассниками и/или учителями. У ребенка может отсутствовать мотивация к обучению в школе, потому что он чувствует что теряет много времени зря. В более старшем возрасте школа может просто оказаться не в силах предоставить ребенку обучение по предметам в рамках выбранного им профиля. Как результат, родители оказываются перед выбором как поступить - оставить ребенка в системе общего школьного образования или попытаться дать ему более индивидуальное и направленное на него лично обучение.

В зависимости от ребенка и места проживания, родители могут пойти в домашнем обучении по нескольким направлениям.

1. Экстерн. В данном случае ребенок просто учится дома по тем же учебникам, что и одноклассники в школе. Обучение примерно такое же как и при удаленном проживании. Преимущества в данном случае очевидны. Ребенок учится в своем темпе, ему не приходится догонять одноклассников или наоборот ждать когда учитель закончит успокаивать класс и начнет давать материал. По наблюдениям педагогов, обучение экстерном экономит ученику много времени, высвобождая это время для занятий по интересам. Я думаю, здесь многие преподаватели согласятся со мной - при классной системе обучения время используется далеко не всегда эффективно. Очень много времени отнимают нарушители дисциплины, необходимость достучаться до каждого ученика в классе. При обучении экстерном все эти сложности устраняются. Экстерн подразумевает помощь школы и преподавателей, четвертные контрольные и экзамены в каждом классе

2. Обучение в родительской группе. Более спорное для многих обучение, поскольку часто профессиональные педагоги не принимают участия в обучении детей. В данном случае родители или группа родителей сами разрабатывают программу для детей, готовят дидактические материалы, организуют учебный процесс и подачу материала по-своему. Очень часто при подобной системе собираются несколько семей и делят предметы, которые они могли бы охватить между собой. Этот метод часто подразумевает более практический подход к обучению, дети часто учатся по принципу тематических недель, постепенно охватывая все больше и больше материала. Родители часто подходят к образованию творчески. Именно эта неструктурированность подобного способа обучения вызывает много нареканий со стороны критиков домашнего обучения. Они находят такой подход слишком практическим, ограничивающим возможности ребенка.

3. Модульное обучение. При таком подходе обучение нельзя назвать стопроцентно домашним, поскольку только часть обучения происходит дома. Модульное обучение чаще происходит в средней и старшей школе, когда ребенок уже более-менее определился с выбором профессии. Если школа не может предоставить возможность изучать некоторые предметы на базе школы или же материал подается не настолько глубоко как требуется для поступления и дальнейшего обучения. В подобной ситуации родители часто организуют обучение ребенка так, что часть материала он изучает дома, часть - при посещении лекций в колледжах и институтах (можно записать ребенка на один-два предмета по выбору) Более направленное обучение дает ученику дополнительную мотивацию - он знает зачем он изучает тот или иной предмет. Появляется желание разобраться в сложных вопросах, не сдаваться при возникновении трудностей.

Описанные выше варианты - наиболее распространенные на сегодняшний день в западных странах. Но домашнее образование не ограничивается только этими предметами. Не всегда домашнее обучение отдается целиком и полностью на откуп родителей без какого-либо контроля со стороны. В Сингапуре, например, ребенка нельзя перевести на домашнее обучение без предварительно согласованной с Министерством Образования программы. Родители должны разработать и представить программу. Если она одобрена, ребенок может учиться дома и сдавать итоговые экзамены по окончании начальной школы (6 класс) и средней школы.

Критиков у домашнего обучения очень много. Скептики с предубеждением относятся к качеству обучения в таких условиях. Они говорят о том, что у детей нет социализации, нет навыков обучения и работы в группе, что дети вырастают индивидуалистами, неспособными построить отношения с окружающими их людьми.

Однако сторонники домашнего образования не унывают. Многие специалисты отмечают снижение затрат времени на обучение, более высокую мотивацию учеников. В результате более свободного графика, дети общаются больше и общение их более качественное - ведь они сами выбирают круг общения, а не вращаются среди людей, навязанных им системой общего образования. У детей на домашнем обучении более высокая самооценка, они меньше страдают от комплексов, вызванных насмешками сверстников по поводу и без повода.

Данная статья написана не с целью призвать всех перевести своих детей на домашнее обучение. Это сложно и практически невозможно осуществить массово. Одним из необходимых условий подобной формы обучения является неработающий родитель, который может заниматься обучением детей. Кроме того, такой родитель должен понимать что ему и самому придется многому учиться, много осваивать. А это не всегда возможно в условиях современной жизни. Статья создана для того чтобы дать читателям возможность ознакомиться с альтернативными подходами к образованию, показать что образование может осуществляться не только в школе. Я также хотела показать, что домашнее обучение не является способом отсадить детей с проблемами здоровья и развития.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные