Завышенная самооценка – это переоценивание индивидом собственного потенциала. Такая самооценка может обнаруживать и положительное влияние, и отрицательное воздействие. Положительное влияние выражается в уверенности субъекта. К отрицательным воздействиям можно отнести повышенный эгоизм, наплевательское отношение к точке зрения или мнению окружающих, переоценку собственных сил.
Часто, неадекватно завышенная самооценка в случае неудач и неуспеха может ввергнуть индивида в пучину депрессивного состояния. Поэтому, какую бы пользу ни приносила завышенная самооценка личности, все же лучше пытаться удерживать ее под контролем.
Самооценка личности завышенная проявляется по сравнению с заниженным самооцениванием более однообразно. В первую очередь такой человек ставит себя превыше других, считает себя светилом, а всех остальных недостойным его. Однако не всегда сам человек ставит себя выше других, нередко, сами люди возносят его, но он не в состоянии адекватно относиться к такой оценке себя, и им овладевает гордыня. Причём она может настолько сильно прилипнуть к нему, что даже, когда момент славы далеко позади, гордыня остаётся с ним.
Неадекватно завышенная самооценка и ее признаки:
Характеристика завышенной самооценки заключается в том, что люди, страдающие таким «недугом», имеют искаженное, в сторону завышения, представление о собственной персоне. Они, как правило, где-то в глубине души ощущают одиночество и неудовлетворенность собой. У них часто довольно сложно формируются взаимоотношения с окружающим социумом, так как желание видеться лучше, чем они являются в реальности, приводит к надменному, высокомерному, вызывающему поведению. Иногда их действия и поступки бывают даже агрессивными.
Индивиды, имеющие завышенную самооценку, очень любят себя нахваливать, в разговоре постоянно стараются подчеркнуть собственные достоинства, а о посторонних людях могут позволить себе неодобрительные и неуважительные высказывания. Они таким способом самоутверждаются за счет окружающих людей и стремятся доказать всей вселенной, что они всегда правы. Такие люди считают себя лучше всех, а других гораздо хуже них.
Субъекты с завышенным самооцениванием болезненно реагируют на любую, даже безобидную, критику. Порой они ее могут воспринимать даже агрессивно. Особенность взаимодействия с такими людьми содержит в себе требование с их стороны о том, чтобы окружающие постоянно признавали их превосходство.
Чаще неадекватное оценивание в сторону завышения возникает вследствие неправильного семейного воспитания. Нередко неадекватная самооценка формируется у субъекта, который был одним ребенком в семье или первенцем (встречается реже). Малыш с раннего детства чувствует себя центром внимания и главной персоной в доме. Ведь все интересы членов семьи подчиняются его желаниям. Родители с умилением на лице воспринимают его действия. Они во всем потворствуют ребенку, и у него формируется искаженное восприятие собственного «Я» и представление о своем особенном месте в мире. Ему начинает казаться, что земной шар вращается вокруг него.
Завышенная самооценка у девушки часто имеет зависимость от обстоятельств, связанных с их вынужденным существованием в суровом мужском мире и борьбой за свое персональное место в социуме с шовинистами в штанах. Ведь каждый так и норовит указать женщине, где ее место. Кроме того, завышенная самооценка у девушки часто связана с внешней привлекательностью лица и строения тела.
Мужчина с завышенной самооценкой воображает себя центровым объектом вселенной. Именно поэтому он безразличен к интересам других и не будет прислушиваться к суждениям «серой массы». Ведь именно такими он видит остальных людей. Мужская неадекватная самооценка характеризуется беспричинной уверенностью в своей субъективной правоте даже в условиях свидетельствования фактов об обратном. Подобных мужчин еще можно назвать .
По статистике женщина с завышенным оцениванием себя встречается гораздо реже, чем мужчина с завышенной самооценкой.
Самооценка является внутренним представлением субъекта о себе самом, собственном потенциале, своей социальной роли и жизненных позициях. Еще она также обуславливает отношение к социуму и миру в целом. Самооценка имеет три грани. Так, например, любовь к людям начинается с любви к самому себе, а заканчиваться может с той стороны, где любовь уже переходит в заниженную самооценку.
Верхним пределом оценивания себя является завышенная самооценка, в результате которой индивид воспринимает свою личность неверно. Он видит не себя настоящего, а надуманный образ. Такой индивид неправильно воспринимает окружающую реальность и свое место в мире, идеализирует свои внешние данные и внутренние потенциал. Он считает себя более умным и здравомыслящим, гораздо красивее окружающих и успешнее всех.
Субъект, имеющий неадекватную самооценку, всегда знает и умеет все лучше других, знает ответы на любые вопросы. Завышенная самооценка и причины ее могут быть различными, например, человек стремится добиться многого, стать успешным банкиром или известным спортсменом. Поэтому он идет напролом к достижению своей цели, не замечая ни друзей, ни родных. Для него становится собственная индивидуальность своеобразным культом, а окружающих он считает серой массой. Однако нередко за высокой самооценкой может скрываться неуверенность в собственном потенциале, силах. Иногда завышенная самооценка является всего лишь своеобразной защитой от окружающего мира.
Завышенная самооценка – что делать? Для начала следует попробовать признать уникальность каждой отдельной личности. Каждый человек имеет право на собственную точку зрения, которая может быть верной, несмотря на то, что она не совпадает с вашей. Ниже приведено несколько правил для приведения самооценки в норму.
Попробуйте во время беседы не только лишь слушать говорящего, но и слышать его. Не стоит придерживаться ошибочного мнения, что окружающие могут нести только чушь. Поверьте, что во многих областях они могут разбираться гораздо лучше вас. Ведь человек не может быть экспертом во всем. Разрешите себе допускать ошибки и промахи, ведь они только помогают приобретать опыт.
Не пытайтесь кому-то что-либо доказывать, каждый человек прекрасен своей индивидуальностью. Поэтому не стоит выпячивать напоказ постоянно свои лучшие черты. Не впадайте в депрессию, если не смогли достичь желаемого результата, лучше проанализируйте ситуацию на предмет того, почему так случилось, что вы сделали не так, в чем причина неудачи. Поймите, что если у вас что-то не получилось, то это произошло по вашей вине, а не вине окружающего социума или обстоятельств.
Считайте аксиомой тот факт, что у каждого есть недостатки и постарайтесь принять то, что вы тоже не идеальны и что имеете отрицательные черты. Лучше уж работать над и исправлением недостатков, чем закрывать ни них глаза. А для этого научитесь адекватной самокритичности.
Заниженная самооценка проявляется в негативном отношении личности к самой себе. Такие индивиды склонны принижать собственные достижения, достоинства и положительные черты. Причины возникновения заниженной самооценки могут быть различными. Так, например, самооценка может понизиться вследствие негативного внушения социума или самовнушения. Также причины ее могут происходить родом из детства, как следствие неправильного родительского воспитания, когда взрослые постоянно говорили малышу, что он плохой или сравнивали с другими малышами не в его пользу.
Если у ребенка самооценка личности завышенная и он замечает в себе только лишь положительные черты, то навряд ли ему в дальнейшем будет легко выстраивать отношения с другими детьми, вместе с ними находить решения вопросов и приходить к консенсусу. Такие малыши являются более конфликтными по сравнению со своими сверстниками и чаще «сдаются», когда у них не получается достичь поставленных результатов или целей, соответствующих их представлениям о себе.
Характеристика завышенной самооценки ребенка заключается в его переоценивании себя. Часто так случается, что родители или другие значимые близкие склонны переоценивать достижения малыша, при этом неустанно восхищаясь любыми его действиями, умом, сообразительностью. Это ведет к появлению проблемы социализации и внутриличностного конфликта, когда ребенок попадает в среду сверстников, где он из «самого-самого» трансформируется в «одного из группы», где оказывается, что его умения не такие уж и выдающиеся, а такие же как у других или даже хуже, что еще тяжелее переживается ребенком. В этом случае завышенная самооценка может резко стать заниженной и вызвать у малыша психическую травму. Серьезность травмы будет зависеть от возраста, в котором ребенок влился в чужую для него среду – чем старше он будет, тем сильнее он будет переживать внутриличностный конфликт.
В связи с неадекватно завышенной самооценкой у ребенка формируется неправильное восприятие себя, идеализированный образ своего «Я», собственного потенциала и ценности для окружающего социума. Такой ребенок эмоционально отвергает все, что может нарушить его представление о самом себе. Вследствие чего происходит искажение восприятия реальной действительности, и отношение к ней преобразуется в неадекватное, воспринимаемое только на уровне эмоций. Дети с завышенной самооценкой характеризуются трудностями в общении.
У ребенка завышенная самооценка – что делать? Огромную роль в формировании детской самооценки играет заинтересованное отношение родителей, их одобрение и похвала, поощрение и поддержка. Все это стимулирует деятельность ребенка, его познавательные процессы, формируют нравственность малыша. Однако хвалить тоже нужно правильно. Существует несколько общих правил, когда не следует хвалить ребенка. Если малыш чего-то достиг не при помощи собственного труда – физического, умственного или душевного, то не нужно его хвалить. Также не подлежит одобрению и красота ребенка. Ведь этого добился не он сам, душевной или внешней красотой детей награждает природа. За его игрушки, одежду или случайные находки ни в коем случае не рекомендуется хвалить. Чувство жалости или желания понравиться тоже не является хорошей причиной для похвалы. Помните, что чрезмерная похвала может привести к обратному результату.
Постоянное одобрение всего, что делает или не делает ребенок, приводит к формированию у него неадекватной самооценки, что впоследствии негативно повлияет на процесс его социализации и межличностное взаимодействие.
Для комфортного существования в нашем непростом мире и для благоприятного взаимодействия с окружающим социумом очень важно чувствовать внутренний положительный тонус и быть уверенным в себе. Адекватное самомнение, знание того, кто мы есть и чего стоим - те вещи, которых многим людям на сегодняшний день не хватает, а согласно статистике психологические курсы по повышению самооценки попадают в ряд самых популярных.
Под словом «самооценка» понимают то мнение, те убеждения, которые есть у человека о самом себе - к какому типу личности он себя относит, на что способен, какие есть положительные и отрицательные стороны и как все это может отразиться на будущем.
Во-первых, жизнь от этого будет только легче и светлее. Когда человек уверен в себе, нравится сам себе, все остальные вещи вокруг становятся проще. При этом перестаешь преувеличивать проблемы, делая из мухи слона. Самоуверенный человек не станет излишне угнетать и корить себя за простые ошибки или недостижение идеальных стандартов.
Во-вторых, уверенность в своих силах поспособствует укреплению внутренней стабильности. Когда больше любишь себя, нет необходимости горячо и с нетерпением бороться за утверждение и внимание сторонних людей. Внутренний мир и личная жизнь становятся менее зависимы от того, что могут высказать или подумать другие люди.
В-третьих, уменьшается внутренняя самоборьба. Многие люди являются худшими врагами сами себе. Однако, повышая и удерживая свою самооценку на положенном уровне, начинаешь ощущать себя намного более достойным лучшего в жизни и, следовательно, с гораздо большей мотивацией стремишься к достижению этого. А при получении желаемого становишься менее склонен к самоукору и самоуничтожению.
В-четвертых, становишься более расположенным и привлекательным в каких-либо отношениях с окружающими. С хорошей самооценкой и перечисленными выше преимуществами удается более устойчиво переживать трудные времена. Находиться в таких ситуациях с уверенным в себе человеком гораздо проще, что делает последнего очень привлекательным в любых отношениях - и дружеских, и рабочих, и семейных.
И, в-пятых, человек становится счастливее, что является результатом достижения всего вышеупомянутого.
Преимущества ясны и вполне очевидны.
Прекратить излишнюю и постоянную внутреннюю самокритику. Один из способов достижения этого - научиться останавливать ее запрещающими словами по типу «Хватит, это не информативно и дело не поправит!», «Стоп, об этом нету смысла думать!» и т.д.
Использовать наиболее здоровые и действенные способы мотивации, а именно: почаще напоминать себе о пользе ожидаемых от выполнения задачи результатов и чаще фокусироваться на выполнении того, что действительно нравится.
Выделять каждый день двухминутные перерывы, чтобы осмыслить те вещи и поступки, которые стоит в себе ценить.
Делать правильные вещи, в правильности которых абсолютно уверен. Например, перестать откладывать посещение спортзала «до завтра», а пойти туда прямо сейчас.
Обрабатывать ошибки и неудачи наиболее положительным способом.
Быть добрее к другим людям.
Пробовать что-то новое.
Перестать сравнивать себе и то, что имеешь, с жизнями других людей.
Проводить время больше с позитивными поддерживающими людьми, а не с депрессивными и «разрушительными».
И, напоследок, нужно всегда помнить о тех плюсах, которые дает в жизни правильная самооценка. Необходимо ясно представлять, какие именно вещи в жизни помогают чувствовать себя лучше, комфортнее. Уметь гордиться своими достижениями и не давать содеянным ошибкам перекрыть все положительные ожидания.
В своей практике я постоянно сталкиваюсь с вопросом, которые мне задают клиенты: "Почему так ко мне относятся люди, что не так с моей самооценкой?" Для начала давайте разберёмся, что такое самооценка в принципе. Это оценка самого себя, своих достоинств и недостатков. Самооценка бывает:
Эдипов период . Возраст от 3 до 6-7 лет. На бессознательном уровне ребёнок отыгрывает партнёрские отношения со своим родителем противоположного пола. И то, как ведёт себя родитель, отразится на самооценке ребёнка и его выстраивании сценария взаимоотношений с противоположным полом в будущем.
Подростковый период . Возраст 13 до 17-18 лет. Подросток ищет себя, примеряя на себя маски и роли, выстраивая свой жизненный путь. Он пытается себя найти, задавая вопрос: "Кто я?"
Определённые отношения к детям от значимых взрослых (недополучение ласки, любви, внимания), в результате которых дети могут начать чувствовать себя ненужными, неважными, нелюбимыми, непризнанными и т.д.
Некоторые паттерны поведения родителей , которые впоследствии переходит к детям и становится уже их поведением в жизни. Например, низкая самооценка у самих родителей, когда эти же проекции накладываются и на ребенка.
Единственный ребёнок в семье , когда все внимание сосредоточено на нем, все только для него, когда имеет место неадекватная оценка родителями его способностей. Отсюда идёт завышенная самооценка, когда ребёнок не может адекватно оценить свои силы и способности. Он начинает считать, что весь мир только для него, все ему должны, происходит акцентуация только на себе, взращивание эгоизма.
Низкая оценка родителями и родными ребенка , его способностей и действий. Ребёнок пока сам не способен оценивать себя и составляет мнение о себе по оценке значимых для него людей (родителей, бабушек, дедушек, теть, дядь и т.д.). В результате происходит выстраивание у ребёнка низкой самооценки.
Постоянная критика ребёнка приводит к низкой самооценке, низкому самоуважению и закрытости. При отсутствии одобрения творческих начинаний, восхищения ими, ребёнок чувствует непризнанность своих способностей. Если же за этим следует постоянная критика и ругань, то он отказывается что-либо творить, создавать, а значит, развиваться.
Чрезмерная требовательность к ребёнку может взрастить как завышенную, так и заниженную самооценку. Нередко родители хотят видеть ребёнка таким, каким хотели бы видеть себя. Они накладывают на него свою судьбу, выстраивая на нем проекции своих целей, которые не получилось достичь самим. Но за этим родители перестают видеть ребёнка как личность, начиная видеть лишь свои проекции, грубо говоря, себя самих, идеальных себя. Ребёнок уверен: "Чтобы родители меня любили, я должен быть таким, каким они хотят меня видеть". Он забывает о себе настоящем и может либо успешно, либо безуспешно соответствовать родительским требованиям.
Сравнение с другими хорошими детьми понижает самооценку. И наоборот, стремление угодить родителям завышает самооценку в погоне и соперничестве с другими. Тогда другие дети не друзья, а соперники, и я должен/на быть лучше других.
Гиперопека , чрезмерное взятие ответственности за ребёнка в принятии решений за него, вплоть до того, с кем дружить, что надевать, когда и что делать. В результате в ребёнке перестаёт взращиваться Я, он не знает, чего хочет, не знает, кто он, не понимает своих потребностей, способностей, желаний. Тем самым родители взращивают в нем несамостоятельность и, как следствие, низкую самооценку (вплоть до потери смысла жизни).
Желание быть таким, как родитель, которое может быть как естественным, так и вынужденным, когда ребенку постоянно повторяют: "Твои родители столько всего достигли, ты должен быть таким, как они, ты не имеешь права упасть в грязь лицом". Появляется страх оступиться, совершить ошибку, оказаться не идеальным, в результате чего самооценка может оказаться заниженной, а инициатива – убитой напрочь.
Выше я привела одни из распространенных причин, по которым возникают проблемы с самооценкой. Стоит добавить, что грань между двумя "полюсами" самооценки может быть достаточно тонкой. Например, переоценка себя может являться компенсаторно-защитной функцией недооценки своих сил и возможностей.
Как вы уже могли понять, большинство проблем во взрослой жизни проистекают из детства. Поведение ребенка, отношение его к себе и отношение к нему со стороны окружающих сверстников и взрослых выстраивают определенные стратегии в жизни. Детское поведение переносится во взрослую жизнь со всеми своими защитными механизмами.
В конечном итоге выстраиваются целые жизненные сценарии взрослой жизни. И это происходит настолько органично и незаметно для нас самих, что мы не всегда понимаем, почему с нами происходят те или иные ситуации, почему люди с нами так себя ведут. Мы чувствуем себя ненужными, неважными, нелюбимыми, чувствуем, что нас не ценят, нам от этого обидно и больно, мы страдаем. Это все проявляется в отношениях с близкими и родными людьми, коллегами и начальством, противоположным полом, социумом в целом.
Логично, что и низкая, и завышенная самооценка – не есть норма. Такие состояния не могут сделать вас по-настоящему счастливым человеком. Поэтому со сложившейся ситуацией необходимо что-то делать. Если вы сами чувствуете, что пора что-то менять, что хотели бы, чтобы что-то в вашей жизни стало по-другому, значит, пришло время.
"Иметь" – это цель, желание, мечта. Это тот результат, который вы хотите видеть в своей жизни.
"Делать" – это стратегии, задачи, поведение, поступки. Это те действия, которые приводят к желаемому результату.
"Быть" – ваше ощущение самого себя. Кто вы внутри себя, по-настоящему, а не для других? Кем вы себя чувствуете.
В своей практике я люблю работать с "бытием человека", с тем, что происходит внутри него самого. Тогда "делать" и "иметь" придут сами собой, органично сложившись в ту картинку, которую человек желает видеть, в ту жизнь, которая его удовлетворяет и позволяет ощущать себя счастливым. Куда эффективней работа с причиной, а не со следствием. Устранение корня проблемы, того, что создаёт и привлекает подобные проблемы, а не облегчение текущего состояния, позволяет действительно исправить ситуацию.
К тому же, не всегда и не всеми проблема осознается, она может глубоко сидеть в бессознательном. Работа таким способом необходима для того, чтобы возвращать человека к нему самому, к его уникальным ценностям и ресурсам, его силе, его собственному жизненному пути и пониманию этого пути. Без этого невозможна самореализация в социуме и в семье. По этой причине я считаю оптимальным путем взаимодействия человека с собой терапию "бытие", а не "действие". Это не только эффективный, но и самый безопасный, наикротчайший путь.
Вам было предоставлено два варианта: "делать" и "быть", и каждый вправе сам выбирать, каким путем идти. Найдите путь к себе. Не то, что вам диктует социум, а к себе самому – уникальному, настоящему, целостному. Как вы это будете делать, я не знаю. Но я уверена, что найдёте, каким способом это будет лучше именно в вашем случае. Я нашла это в личной терапии и успешно применяю в определённых терапевтических методиках быстрого изменения и трансформации личности. Благодаря этому я нашла себя, свой путь, своё призвание.
Удачи вам в ваших начинаниях!
С уважением, психолог-консультант
Дражевская Ирина
Считается, что завышенная самооценка – это признак плохого воспитания. Наверное, в этом утверждении есть львиная доля правды, так как все, что мы имеем во взрослом возрасте – все наши достоинства и недостатки, были заложены в детстве. Так что же такое завышенная самооценка, в чем ее недостатки?
Психологи утверждают, что завышенная самооценка, напоминает некую клетку, которая изолирует человека от реальности и не дает ему расти. Люди с завышенной самооценкой, как правило, живут в своем идеально-иллюзорном мире, в придуманной реальности и могут сталкиваться с массой проблем, которые для человека с нормальной самооценкой, проблемами не являются. Вот самые распространенные из них:
Нет ничего проще на первой минуте разговора распознать человека, у которого самооценка «выше облаков»:
Неадекватно высокая самооценка очень опасна, она способна сделать человека несчастным на всю жизнь. Очень важно воспитывать в детях адекватную самооценку, учить их совершать поступки, но, при этом, не забывать расти над собой, совершенствоваться как личность.
Без сомнения, родители должны хвалить ребенка, но похвала должна носить адекватный информативный посыл. Хвалить надо за реальные поступки, за достижения, тем самым, стимулируя ребенка, снова делать что-то хорошее и самосовершенствоваться.
Самооценка человека - это совокупность мнений (оценок) о себе самом, о своих плюсах и минусах, о недостатках и преимуществах.
Главным в самооценке является собственное мнение о себе самом. Это мнение может меняться, в зависимости от жизненных обстоятельств. Основу самооценки составляет система ценностей личности.
Важно иметь о себе сбалансированное уравновешенное представление, развивать в себе плюсы и исправлять минусы.
Здоровая самооценка дает человеку жизненный комфорт и взвешенный оптимизм, оказывая воздействие на все аспекты жизни.
Людей с низкой самооценкой на самом деле мало, но много людей, имеющих привычку жить в "позиции жертвы", и это "защита от претензий".
Когда заниженная самооценка становится привычкой, то у человека появляется причина не работать над собой.
Объективная самооценка дает гармонию, душевный покой, умение любить и быть любимым, радость от каждого дня прожитой жизни.
Самооценка формируется на базе оценок окружающих, самостоятельной оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношения реального и идеального представлений о себе.
Мы впитываем мнения о нас из окружающего мира. На основе этого, мы делаем выводы о самих себе и вырабатываем самооценку.
Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни.(С)
Вспоминаем детство.
Заниженное мнение о себе мы имеем, если наши успехи и неудачи родители оценивали неадекватно.
Завышенное мнение о себе мы имеем, если родители никогда нас не ругали и ни в чем не ограничивали. Когда вдруг оказывается, что мы не идеальны, мы испытываем эмоциональный стресс. Самооценка страдает, но остается на прежней позиции. Виноваты в наших бедах все вокруг, но только не мы сами. Конечно же все вокруг НАМ должны, претензии к миру в этом случае безграничны.
Родительское равнодушие встречается в хорошо обеспеченных семьях чаще, чем в малообеспеченных. Искренний интерес родителей и участие в жизни детей - залог адекватной самооценки ребенка.
Мы чувствуем себя выше остальных, мы уверены в своей исключительности, мы заслуживаем большего, и только зависть окружающих омрачает наш идеал самого себя... Это завышенная самооценка.
Синдром жертвы не всегда показывает заниженную самооценку, часто это именно завышенная самооценка. Завышенная самооценка в комплекте со склонностью к позиции жертвы создает иллюзию низкой самооценки.
Например, "красивые мужчины мной не интересуются, а некрасивые мне не нравятся". А какие объективные основания у нас есть, чтобы претендовать на внимание красивых мужчин?
При завышенной самооценке мы стремимся во всем быть первыми и остро переживаем неудачу. Это "синдром отличника".
Мы считаем себя неудачниками, зацикливаемся на проблемах и обидах, любая оценка (даже позитивная) со стороны воспринимается в минус. Это путь к депрессии.
Самоунижение - это просить, а не добиваться целей, ждать признания, а не достигать его.
"Синдром отличника" - это когда я должен быть лучшим всегда и во всем, это постоянное сравнение себя с другими, вместо понимания своей индивидуальности.
Не сравнивайте себя с окружающими людьми, они другие, сравнивайте себя с собой в прошлом, настоящем и будущем.
Борьба с самим собой - тоже интересный момент.
Стыд возникает тогда, когда мы делим себя на "плохо" и "хорошо", правильно и неправильно. А эти понятия субъективны. Целостная личность имеет в себе и плюсы и минусы, адекватно принимая их наличие.
При заниженной самооценке, люди за дело не берутся (страшно, вдруг будет "провал") и сравнивают свои успехи с теми, у кого и вовсе нет никаких успехов, это выгодный фон для сравнения.
Смирение и унижение - это понятия родственные, но не тождественные. Смирение - высокое духовное качество, унижение - низкое земное. Смиряется человек разумом, а унижается - достоинством.
Самый лучший способ избавиться от самоунижения - повысить свою самооценку. Именно по причине низкой самооценки мы болезненно зависим от мнения окружающих, и подстраиваемся под них.
Итак, советы.
Есть идея - начинаем воплощать сразу, или планируем недолго, но тщательно. Чем дольше собираемся, тем сильнее заниженная самооценка говорит нам - «все равно не справимся, все пропало». Учитесь принимать рискованные и смелые решения, за которые вы сможете себя уважать. Без самоуважения адекватная самооценка невозможна. Ощущение внутренней силы выравнивает самооценку.
Не поняли чужого высказывания - задаем вопросы, уточняем. Что именно имел в виду наш собеседник? Если собеседник имеет привычку нас унижать - меняем собеседника. Если человек нас не в состоянии объективно оценить - такой человек в жизни не нужен. Научитесь дистанцироваться от негативных людей.
Нужно быть лучше, чем вчера. А не лучше, чем другие.(С)
Не сравнивайте себя с другими людьми. Сравнивайте себя сегодня с собой в прошлом, какой путь пройден, с какими результатами. Неадекватно сравнивать дуб и ель, они разные, хотя оба - деревья. Всегда найдется кто-то лучше, красивее, умнее и удачливее нас.
Нас обвиняют? Не надо сразу же оправдываться. Спокойно объясняем мотивацию своих поступков.
Мы наделали ошибок? Значит, мы все таки что-то делали. Никто не идеален. Проанализировали, сделали выводы, прошлое - в мусор. Отрицательный опыт тоже нужен. Переступаем через страхи, и идем в будущее без них.
Выбрасываем мнительность. Нет никаких "империй зла" и "вселенский заговоров".
Берем лист бумаги, делим пополам, и адекватно оцениваем свои плюсы и минусы. Плюсы развиваем и усиливаем, минусы корректируем. Оцениваем способности объективно, тогда реже будут постигать неудачи.
Уходим из всех ненужных жертв - нелюбимой работы, опостылевших отношений и так далее. Ищем способы заниматься тем, чем нам хочется, проявлять свои способности, во благо себе и миру.
Объективность оценки нужна везде и во всем. Это залог адекватного восприятия мира и информации.
Каждый аркан Таро (как и все в этом мире) имеет свои плюсы и минусы.
Читать прямую карту как плюс-позицию, а перевернутую - как минус-позицию - это необъективность, однобокая оценка и подача информации. Хоть прямо, хоть перевернуто, хоть боком, но аркан имеет и плюсы, и минусы, вторая сторона "медали" никуда не девается, как его не положи. А таролог предубежденно смотрит на "медаль" только с одной стороны, игнорируя вторую. Полнота значения аркана в этом случае сводится к слащавому "хорошо", или к печальному "плохо", утрачивается баланс плюсов и минусов. Это приводит к преднамеренному искажению информации.
Если требуется выяснить, какие факторы работают в положительную сторону, а какие - в отрицательную, тут просто нужна структура, и все. Никаких однобоких трактовок.