Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Говорят, что все болезни идут из головы. Об этом врачи догадывались еще в древние времена. Сегодня же современная медицина приводит к сведению статистику, согласно которой, 60% хронических заболеваний появляются по причине «вредных» мыслей и переживаний. Более того, успешное выздоровление пациента зависит от врачебной помощи только на 15% . Остальные 85% — от отношения больного к собственному здоровью и от настроя.

Какие же эмоции вызывают болезни и как негатив, переживания и тревоги могут отразиться на нашем организме?

Обиды, сплетни и преувеличение происходящего.

Если человек часто обижается, причем беспричинно и надолго, то, скорее всего, у него проблемы с почками. Любители посплетничать и осудить могут также пострадать из-за болезней этого органа. А если человек склонен к преувеличению значимости проблем, то ему грозит киста .

Раздражительность, ненависть, гнев, несдержанность, хамство и грубость

Эти негативные эмоции часто становятся причиной болезней печени, желчного пузыря и селезенки. Избегайте подобных чувств, старайтесь найти хобби или дело, на которое бы вы направляли все свои эмоции. Проявите терпение к людям.

Мстительность и злопамятность

Всем знакомо выражение «держать камень за пазухой». Оно означает то, что человек сохранил какую-то злобу и ждет момента, чтобы нанести удар. Злопамятность и желание отомстить вызывают формирование камней во внутренних органах. В этом случае важно научиться прощать, отпускать и не держать злости на тем, кто сделал больно.

Отрицание любви, неверие, гордыня, зависть, ревность и тоска

Эти эмоции негативно влияют на работу сердца. Чтобы сердце работало как хорошие швейцарские часы, начните жить полной жизнью, радоваться каждому дню, не откладывая свое счастье не потом. Начните верить в любовь, доброту и людей.

Эгоизм, жалость к себе, страхи и безответственность за свою жизнь

Эти эмоции плохо влияют на эндокринную систему. Угнетается функция надпочечников, вероятны нарушения поджелудочной железы, может появиться диабет. Что делать? Понять, что вы не пуп земли, взять свою жизнь в свои руки и принять ответственность за каждое свое решение и поступок.

Самокопание, сомнения

Это провоцирует болезни легких — астму, бронхит, приступы одышки и пр. Что делать? Перестать сомневаться и все продумывать, и начать делать.

Злые намерения, темные мысли, плохие поступки

Сильный негатив, обращенный к людям, вызывает проблемы с кишечником. Если человек еще и жаден, то у него могут появится запоры. А если он любит осуждать, то у него может начаться диарея. Что делать? Обратить внимание на себя и свою жизнь.

Мягкотелость, готовность брать чужие проблемы на себя, страх удара со спины

Такие эмоции приводят к болезням, связанными с шеей — тут и позвоночник может заболеть и лимфы воспалиться.

Ощущение ненужности, ощущение одиночества

Болит спина , будто на человека навалился груз проблем, который ему приходиться тащить самому. Что делать? Проявить дружелюбие к окружающим, поверить в людей, научиться доверять и начать совершать добрые дела.

Сдержанность

Постоянная сдержанность и самоконтроль приводят к болезням головы и мигреням. Людям, которые постоянно держат себя в руках и не могут расслабиться показано чаще развлекаться, отдыхать и заняться тем, что выпустит их эмоции наружу, к примеру, спорт или танцы.

Старайтесь испытывать только положительные эмоции и будьте здоровы ! Желаем удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

08.06.2015 09:56

Астрологам удалось выяснить связь между принадлежностью человека к Знаку Зодиака и сроком его жизни, и определить Знаки Зодиака, ...

ГЛАВА 16. Стихия мозга: эмоции

Большинство людей полагает, что эмоции только мешают нам совершать разумный выбор, но это не так. Эмоции (в отличие от настроения) возникают в ответ на события окружающего мира и помогают нашему мозгу сфокусироваться на решающей информации - от угрозы физического вреда до социальных возможностей. Эмоции помогают нам выбрать такое поведение, чтобы достигнуть желаемой цели и избежать того, чего мы опасаемся.

Большинство решений в жизни не могут основываться только на логических рассуждениях, поскольку имеющаяся у нас информация обычно бывает неполной или двусмысленной. Насколько просто решить, менять ли работу, если знать заранее, справишься ты с новой и насколько она тебя удовлетворит. Обычно, однако, все, что у нас есть, - это интуитивное чувство, что следует попробовать. Это отлично работает до тех пор, пока ваша орбитофронтальная кора, ключевая часть эмоциональной системы мозга, в порядке.

При повреждении этой области люди сталкиваются с большими проблемами. Один знаменитый пациент, EVR, был финансовым директором маленькой компании, жил с женой и двумя детьми, как вдруг в возрасте 35 лет у него обнаружили опухоль в передней части головного мозга. При проведении операции ему удалили большую часть орбитофронтальной коры. После этого он все еще мог вести разумные разговоры об экономике, импорте и текущих событиях и рассуждать по поводу сложных финансовых и этических ситуаций. Его память и интеллект не изменились, но это был уже не он. EVR сталкивался с проблемами при попытке принять самое простое решение. Он долго сравнивал различные рубашки по утрам, пытаясь определить, какая лучше. Более сложные выборы давались ему не легче. Довольно скоро он потерял работу, его бросила жена, и после неудачной попытки начать новый бизнес он переехал к родителям. EVR женился на проститутке, но и она через полгода ушла от него.

Такие катастрофические последствия часто встречаются у людей с повреждениями орбитофронтальной коры (хотя результаты повреждения мозга во многом зависят еще и от индивидуальных генов, истории жизни и личных характеристик до появления дефекта). Многие пациенты сохраняют способность планировать и выполнять сложные последовательности действий, но кажется, они не задумываются о последствиях своего поведения. Они не выражают особого беспокойства перед очень рискованным предприятием, они не смущаются поступками, которые большинство из нас нашло бы оскорбительными.

На самом деле они, похоже, не ощущают социальных эмоций, которые были бы адекватны в определенных ситуациях, хотя другие эмоции у них проявляются. Это может происходить из-за того, что им сложно отслеживать собственное поведение и то, насколько оно соответствует социальным правилам. Если повреждение происходит во взрослом возрасте, то пациенты могут правильно назвать существующие правила, но обычно просто не применяют их в жизни. Те же, чей мозг пострадал в детстве, не могут даже описать существующие нормы социальных взаимодействий, а не только следовать им.

Знаете ли вы? Эмоции и память

Скорее всего, вы лучше помните свой последний отпуск, чем свой последний визит на почту. Психологам давно известно, что эмоционально насыщенные события оставляют более живые воспоминания. Эмоциональный подъем обеспечивает более длительное хранение важных подробностей опыта, иногда - за счет забывания менее важных деталей. Люди с поврежденным миндалевидным телом не обладают этой усиленной памятью основных деталей эмоционально насыщенного события, а значит, скорее всего, именно эта часть мозга отвечает за влияние эмоций на память. Миндалевидное тело участвует в процессе запоминания важных ситуаций как при позитивных, так и при негативных эмоциях.

Эмоциональный подъем вызывает выделение адреналина, который активизирует блуждающий нерв - часть симпатической нервной системы (контролирующей так называемый рефлекс «бей или беги»). Блуждающий нерв передает информацию в ствол, оттуда она попадает в миндалевидное тело и гиппокамп, выполняющий важные функции в процессе запоминания. В результате этой активности в обеих областях мозга растет синаптическая пластичность - процесс, который, как считается, лежит в основе обучения (см. главу 13). Блокирование рецепторов этой информации в миндалевидном теле не дает адреналину усилить память, тогда как их активизация улучшает этот процесс.

Стрессовые ситуации также приводят к выделению глюкокортикоидов (гормонов стресса). Эти гормоны действуют напрямую на гиппокамп и миндалевидное тело, улучшая память. Повреждение миндалевидного тела не позволяет глюкокортикоидам усилить память в гиппокампе, так что, по-видимому, активность миндалевидного тела в этом процессе необходима.

В некоторых условиях стресс может повредить память. Глюкокортикоиды мешают процессу оперативной памяти, воздействуя на префронтальную кору. Хронический стресс может повредить гиппокамп (см. главу 10), что приведет к постоянным проблемам с запоминанием всех типов информации, а не только эмоционально окрашенных событий.

Теперь, когда мы объяснили, почему эмоции столь важны, рассмотрим другие части мозга. Миндалевидное тело больше всего известно благодаря своей роли в генерировании реакции страха (см. главу 13), но оно быстро отвечает и на позитивные стимулы. Более того, миндалевидное тело играет важную роль при фокусировании внимания на эмоционально значимых событиях в мире. Нейроны в миндалевидном теле реагируют на свет, звук, прикосновение, а иногда - на все три стимула одновременно. Многие нейроны специализируются на объектах, особенно - на значимых (например, на лицах или еде). Деятельность этих нейронов меняется в зависимости от потребности животного. Так, нейрон, отвечающий у животного за потребность во фруктовом соке, перестает реагировать после того, как животное напилось.

Удаление миндалевидного тела снижает некоторые реакции страха как у животных, так и у людей. Но особенно это повреждение понижает физическое проявление беспокойства. Например, играя в карты, люди с дефектом миндалевидного тела не выказывают реакции на риск - у них не потеют ладони и не учащается сердцебиение. (Можно подумать, что это обеспечит им отличное времяпрепровождение в Лас-Вегасе, но это не так. Оказывается, эмоциональные реакции необходимы людям для принятия нужного решения в неопределенной ситуации.) Точно так же и животные с поврежденным миндалевидным телом слабее реагируют на провоцирующие беспокойство ситуации, демонстрируя меньше бдительности и страха.

Животные с поврежденной конкретной частью миндалевидного тела сталкиваются с проблемами при решении заданий, в которых требуется критически воспринять ценность объекта или ситуации. Иначе может получиться так, что вы положите в рот кусочек шоколада, а окажется, что это лакрица (причем вовсе не имеет значения, что вы предпочитаете). У этих животных остаются нормальные вкусовые пристрастия, и они работают за лакомство, хотя и теряют способность критически оценивать предложенный корм и не могут научиться избегать пищи, от которой им затем бывает плохо.

Большинство эмоций генерируется общими областями мозга, но есть несколько специфических регионов, специализирующихся именно на эмоциях. Определенные типы повреждений мозга могут влиять на проявления отвращения или страха, не затрагивая при этом других эмоций. В главе 17 мы подробнее рассмотрим роль миндалевидного тела в создании эмоции страха.

Отвращение - это эмоция, возникшая давно в процессе эволюции для того, чтобы взрослеющие животные учились определять съедобную пищу. За отвращение в основном отвечают подкорковые узлы и островок головного мозга.

Электрическая стимуляция островка у людей приводит к состоянию тошноты и неприятного вкуса. Крысы с повреждениями одной из этих областей затруднялись в определении пищи, от которой они заболевали.

У людей роль этих областей расширена и включает в себя способность распознавать сходные ощущения у других. Пациенты, у которых эти регионы были повреждены, не могли распознать у людей выражение отвращения, как это бывает и у пациентов с болезнью Хантингтона (двигательное заболевание, вызванное дегенерацией нейронов в полосатом теле (части подкорковых узлов).

Примечательно, что те же области мозга заставляют нас морщить нос не только перед испорченной едой, но и при нарушении принятых норм морали. Например, островок активизируется, когда люди вспоминают что-то, заставляющее их почувствовать вину - эмоцию, напоминающую отвращение по отношению к себе.

Более общей деятельностью островка можно считать ощущение состояния нашего тела и пробуждение тех эмоций, которые станут мотивировать нас делать то, что нужно нашему организму. Конечно, не всегда можно доверять тому, что хочет наше тело, поскольку островок точно так же активизирует потребность организма в наркотиках или никотине. Островок посылает информацию в области, вовлеченные в процесс принятия решений, - например, префронтальную и переднюю поясную кору. Островок занимается и организацией социального поведения. Он помогает нам догадываться об эмоциях человека (например, смущении), исходя из его физического состояния (вспыхнувшего лица). Островок является одной из нескольких систем головного мозга, которые реагируют сходным образом как на собственную активность или состояние, так и на состояние другого человека. Другим является система зеркальных нейронов (см. главу 24).

Наши эмоции (и мозговые системы, их генерирующие) схожи с реакциями животных. Однако человеческие эмоции особенно сложны, в частности, из-за большой фронтальной коры. Хотя и мыши могут пугаться, сложно представить себе мышь, испытывающую стыд. Эмоции во многом контролируют наше социальное поведение, поэтому нет ничего удивительного в том, что области мозга, связанные с генерированием эмоций, не менее важны и при контроле социальных сигналов. Так называемые социальные эмоции (вина, стыд, зависть, смущение, гордость и т. д.) возникают в процессе развития позже, чем базовые эмоции счастья, страха, печали, отвращения и гнева. Эти эмоции направляют наше социальное поведение, в том числе желание помочь другим людям и стремление наказать обманщиков, даже в ущерб себе. Эксперименты показали, что люди с более сильным проявлением эмоциональных состояний более склонны к альтруизму или вынужденному выполнению социальных норм.

Теперь подумаем о том, как ситуация может повлиять на наше эмоциональное состояние. Например, если ваш любимый не появился вовремя в ресторане, вы можете рассердиться на него, а можете испугаться, подумав, что он попал в аварию. Узнав же, что он опоздал из-за того, что помогал человеку, у которого случился инфаркт, вы можете почувствовать гордость и счастье.

Этот пример иллюстрирует то, как наш мозг способен менять испытываемые нами эмоции в зависимости от наших намерений или восприятия событий. Несколько регионов коры головного мозга посылают информацию в центральную эмоциональную систему, чтобы изменить восприятие эмоциональной реакции. Самой простой формой эмоциональной регуляции является отвлечение, переключение внимания на что-нибудь другое, обычно - временно. Как показали исследования, при работающем переключении активность в эмоциональных системах понижается. Отвлечение способно понизить негативные эмоции, связанные с физической болью. Частично это происходит из-за понижения активности в некоторых областях, отвечающих за реакцию на боль (например, в островке), тогда как активность в областях, связанных с когнитивным контролем, повышается (в основном в префронтальной и передней поясной коре). Точно так же предвкушение ситуации, в которой обычно возникает позитивная или негативная эмоция, часто активизирует те же области мозга, что отвечают и за реакцию в данной ситуации.

Эффект, подобный отвлечению, можно вызвать и сознательно. Например, некоторые мастера йоги утверждают, что во время медитации не ощущают боли. Ученые проводили сканирование мозга медитирующего йога. Затем лазер стал стимулировать определенную область, что в норме должно было вызвать очень сильные болевые ощущения, однако никаких проявлений боли замечено не было, и активность в островке повысилась совсем незначительно.

Более длительный способ регуляции эмоций - это переоценка. Переоценка происходит, когда вы переосмысливаете смысл события, в результате чего ваши эмоции также меняются. Например, если ваша маленькая дочка обожгла руку о горячую плиту, вы можете разозлиться оттого, что она вас не послушалась, а затем почувствовать себя виноватым, поскольку не были достаточно внимательны и не смогли предостеречь ее от ожога. Однако затем, немного подумав, вы можете понять, что ожог несерьезный и быстро пройдет и что ваша дочь получила хороший урок важности следования вашим инструкциям. Оба этих размышления помогут вам не расстраиваться сильно из-за происшествия.

Знаете ли вы? Как наш мозг распознает юмор

Юмору сложно дать определение, но мы можем его почувствовать. Существует теория, согласно которой юмор содержит удивление - конец истории оказывается не такой, какой мы ожидаем, из-за чего мы заново интерпретируем смысл услышанного ранее, чтобы оно подходило к неожиданной концовке. Анекдот в отличие от логической загадки представляет собой связную, но не слишком логичную историю.

Некоторые пациенты с поврежденной фронтальной долей мозга, особенно - правой, вообще не понимают шуток. Обычно это происходит из-за того, что у них возникают трудности со стадией реинтерпретации. Например, если им рассказать начало анекдота и предложить несколько окончаний на выбор, они не смогут сказать, какой из них будет смешным.

Смех или чувство веселья у эпилептических больных вызывали с помощью стимуляции префронтальной коры или нижней части височной доли. Сканирование мозга показало, что нижняя и средняя области префронтальной коры активизируются, когда человек воспринимает шутку. Поскольку юмор включает в себя как эмоциональный, так и когнитивный компоненты, в этом есть определенный смысл, так как эти пре-фронтальные области интегрируют обе функции.

Юмор улучшает самочувствие человека, вероятно, потому, что активизирует центр удовольствия, который отвечает и за другие приятные вещи - например, еду и секс (см. главу 18). При сочетании с удивлением чувство удовольствия способно вызвать смех. Может быть, еще в древние времена смех был сигналом, сообщавшим о том, что вызывавшая тревогу ситуация на самом деле оказалась безопасной. Различные типы юмора активизируют области мозга, реагирующие на эмоциональные стимулы, - миндалевидное тело, средний мозг, переднюю поясную кору и инсулярную кору. Дее последние области активизируются также и в ситуациях неопределенности или абсурдности, поэтому они могут участвовать в процессе реинтерпретации при понимании шутки. Чем смешнее человеку кажется шутка, тем больше активизируются эти области (и центр удовольствия тоже). Положительный эффект юмора - это не только хорошее самочувствие. Способность смешить других людей может улучшить социальные взаимоотношения, помочь найти партнера по жизни или эффективно донести до других свои идеи.

Юмор снижает влияние стресса на сердце, иммунную систему и гормоны. Поэтому, если вы смеетесь над тем, что другим людям вовсе не кажется смешным, помните, что, скорее всего, именно вы будете смеяться последним.

Переоценка происходит в префронтальной и передней поясной коре. Во время экспериментов у людей, пытавшихся иначе интерпретировать эмоциональные стимулы, повышалась активность этих областей. В результате успешной переоценки активизировалась другая область мозга, ответственная за физические проявления эмоциональных изменений, - например, понижение активности миндалевидного тела, когда кто-то старался переоценить стимулы и сделать их менее пугающими. Эти изменения в мозге удивительно напоминают паттерны активности, возникающие в ответ на плацебо, - другой пример, на котором можно убедиться в том, что люди могут по-разному воспринимать одну и ту же ситуацию в зависимости от собственных убеждений.

Люди, способные к переоценке, обычно бывают более эмоционально стабильными и легче приспосабливаются к разным ситуациям. В процессе психотерапии многие люди хотят именно улучшить свою способность продуктивно переоценивать ситуации. В целом, будучи млекопитающими с большой фронтальной корой, мы можем научиться контролировать свои эмоциональные реакции. Переоценка в отличие от большинства ментальных способностей улучшается с возрастом, возможно, как следствие созревания префронтальной коры или просто как результат практики. Этот факт может объяснить то, почему пожилые люди обычно чувствуют себя более счастливыми и испытывают меньше негативных эмоций.

Поэтому, когда в следующий раз вы услышите фразу: «Не надо быть таким эмоциональным!», вы-то будете знать правду. Ваши эмоции, как положительные, так и отрицательные, являются вашим быстрореагирующим гидом к эффективному поведению, помогающим вам предсказать вероятные последствия действий в случаях нехватки информации для логического вывода. Не беспокойтесь и проявляйте свои эмоции. Пока ваша система регуляции эмоций в рабочем состоянии, вы, скорее всего, сделаете правильный выбор.

Юмор можно разрезать на кусочки, как лабораторную лягушку, но тогда он умрет в процессе, и его внутренние органы приведут в уныние любого, кроме настоящего ученого.

Из книги Славянская здрава автора Евгений Робертович Баранцевич

Из книги Психиатрия. Руководство для врачей автора Борис Дмитриевич Цыганков

Из книги Жизнь после травмы, или Код здоровья автора

Из книги Ключи к здоровью автора Ирина Гамлешко

Из книги Тайны нашего мозга автора Сандра Амодт

Глава 29 ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА ПРИ СИФИЛИТИЧЕСКОМ ПОРАЖЕНИИ МОЗГА (СИФИЛИС МОЗГА И ПРОГРЕССИВНЫЙ ПАРАЛИЧ) Сифилитическая инфекция, как известно, поражает все органы и ткани, в том числе и головной мозг. В клинической психиатрии традиционно различают два отдельных

Из книги Здоровые сосуды, или Зачем человеку мышцы? автора Сергей Михайлович Бубновский

Стихия «Воздух», или Диафрагмальное дыхание Как вы думаете, почему больные люди чувствуют перемену погоды, понижение или повышение атмосферного давления? Врачи это свойство больного организма называют метеопатией. Здоровые люди таким свойством не обладают. То есть

Из книги Живая вода. Секреты клеточного омоложения и похудения автора Людмила Рудницкая

Стихия «Вода» Вода – основной компонент организма человека. Это среда, в которой работают клетки, органы, ткани. Вода занимает до 90 % объема взрослого человека. Эти факты известны каждому и описаны в любой энциклопедии. Вода, как и все стихии, носит в себе энергию как

Из книги Живая и мертвая вода - совершенное лекарство автора Александр Кородецкий

Стихия «Огонь» Есть еще один подводный камень для тех, кто захотел вернуть свое здоровье с помощью перечисленных выше рекомендаций и впервые начал выполнять силовые упражнения.Как мы уже выяснили, адаптивные боли прекрасно снимаются холодной водой при кратковременном

Из книги Основы интенсивной реабилитации. Травма позвоночника и спинного мозга автора Владимир Александрович Качесов

Пятый ключ – стихия «Эфир» Одна из самых трудных задач, которые предстоит решить человеку, выбирающемуся из ямы нездоровья, – отрицательные эмоции. Я приведу простой пример, не касающийся ни болезни, ни травмы, – беременность.Очень многие женщины во время беременности

Из книги Тайны мозга вашего ребенка автора Сандра Амодт

Глава 36 Эмоции Эндорфины - «гормоны счастья» Все большее распространение среди жителей современных развитых стран получают наркотики - они позволяют отвлечься от стрессов и невероятных нагрузок, приводят человека в состояние блаженства. Наука накопила убедительные

Из книги автора

Из книги автора

Стихия «воздух», или «хаа»-дыхание В моих книгах нет праздных (пустых) советов; каждую строчку надо внимательно читать и стараться выполнить все рекомендации именно так, как написано. К сожалению, многие не привыкли обращать внимание на необязательные, как им кажется,

Из книги автора

СТИХИЯ ВОДЫ Согласно фэн-шуй, вода является энергией богатства. Это могущественный элемент, способный выйти из-под контроля. Поэтому если вы пробуждаете эту энергию, делайте это правильно и пропорционально энергиям других элементов. Поставьте дома фонтан или аквариум, и

Из книги автора

Часть 2. Вода - родная стихия организма То, что организм человека большей частью состоит из воды, известно каждому. А вот то, что содержание воды в организме меняется на протяжении жизни человека, наверняка будет интересным фактом для моих читателей. Так, еще не родившийся

Из книги автора

Глава 2 АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА. ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИИ СПИННОГО МОЗГА АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ СПИННОГО МОЗГА От спинномозгового нерва отходит ветвь к твердой оболочке спинного мозга

Из книги автора

Глава 18 Эмоции во главе угла Возраст: от рождения до двадцати лет Все мы испытывали чрезвычайно сильные и неконтролируемые эмоции. Представьте себе, что вы все время чувствуете подобное, и вы получите картину повседневного восприятия маленького ребенка. Одна из причин,

Практически все заболевания имеют психосоматическую природу. Все наши расстройства вытекают из прошлых угроз для выживания, связанных с болью, страхом и относительной бессознательностью. Это и есть то, что называется жизненным опытом или опытом предков. Эта информация хранится в нашем подсознании.

Когда в настоящем происходит что-то, хоть отдаленно схожее с прежними стрессовыми ситуациями, мы выбираем модель поведения не осознанно, а подсознательно — начинаем реагировать рефлекторно. Ведь во время стресса нам некогда размышлять о новых моделях поведения, особенно, если есть те, которые когда-то помогли выжить в похожей ситуации. То есть, фактически мы реагируем не на то, что происходит с нами сейчас, а на то, что происходило когда-то с нами или нашими предками. И именно поэтому наши действия зачастую не приносят желаемого результата.

В отличие от животных, которые реагируют на реальную ситуацию, в которой они находятся, человек реагирует и на то, что он сам придумывает. Наше тело начинает действовать, как только мы подумали о чем-то, и, если нет соответствующего проявленного действия, в теле остается напряжение. Такое состояние называется синдромом незавершенных движений. На его поддержание организм тратит значительный ресурс. С течением времени незавершенные состояния накапливаются, и появляется хроническая усталость и различные заболевания, имеющие психосоматическую природу.
Все наши эмоции начинаются с тела. Энергетика тела первой реагирует на все происходящее с нами. Потом подключается сердечно-сосудистая и нервная системы, мышцы тела. И только потом мозг начинает управлять нашей реакцией, модифицируя инстинктивную реакцию до приемлемого вида в соответствии с социальными нормами и правилами. Если реакция адекватна внешнему воздействию, т.е. оно полностью отреагировано, все системы и органы возвращаются в «исходное» положение.

Если человек длительное время находится в стрессовой ситуации, ему приходилось себя сдерживать или испытывать страх и другие эмоции, не имея возможности полностью и адекватно их отреагировать, такие эмоции называют «застрявшими». В теле при этом образуются зоны, обладающие повышенной чувствительностью к внешним воздействиям и определяющие поведенческий стереотип. Причем, у каждого есть 1-2 «любимых эмоции», которыми он и откликается на все происходящее — он всегда боится или всегда злится, или всем всегда недоволен и т.д. . Как правило, эти реакции не соответствуют происходящему, не приносят желаемого результата. .

В теле человека существует 4 пары ключевых зон (справа и слева):

  1. На голове. Если вы положите свои ладони на лицо справа и слева так, чтобы нижние части ладоней располагались на уровне мочки уха, то под ними окажутся эти ключевые зоны.
  2. В грудной клетке. В них находятся легкие, бронхи, сосуды легких.
  3. Под диафрагмой. В них находятся:
  • слева: почка с надпочечником, селезенка, поджелудочная железа (тело и хвост), левая часть желудка, левая доля печени, артерии этих органов
  • справа: почка с надпочечником, правая доля печени, желчный пузырь, 12-перстная кишка, головка поджелудочной железы, сосуды этих органов
  1. В области таза. В них находятся: подвздошные артерии, тазовые нервные сплетения, придатки (у женщин), отделы толстого кишечника, находящиеся в этих областях.

Ключевые зоны активны почти всегда, но в разной степени — в зависимости от времени суток, ситуации, солнечной активности, состояния магнитного поля земли. Активность этих зон связана с состоянием человека и эмоциями.

Устойчивое сочетание этих активных зон соответствует определенным моделям поведения :

  • активность всех правых зон (D1, D2, D3, D4) – «спаситель» — «я лучше знаю, как должно быть, других вариантов быть не может, я добьюсь этого и заставлю других это делать, но результат не соответствует ожиданиям»
  • активность всех левых зон (S1, S2, S3, S4) «жертва» – «мне страшно, я не справлюсь с этим, я виноват в этом (или обижен за это), я не хочу об этом слышать (видеть это)»
  • «диагональ перфекциониста» (S4, D3, D2, D1) – «мне страшно, но я должен это сделать, я знаю как, но делаю недостаточно хорошо»
  • «диагональ прокрастинатора» (D4, S3, S2, S1) – «не сейчас (не буду делать), не смогу, я виноват, не хочу этого видеть»
  • (D4, D3, S2, S1) «капризный»– «у меня нет выхода (других вариантов), я злюсь, обижаюсь и не хочу этого видеть»
  • (S4, S3, D2, D1) «заботливый родитель» – «мне страшно, они делают все не так, я лучше знаю как, не вижу желаемого».

Вы сами можете определить, какие зоны активны у вас, и скорректировать их .

Для этого можно встать перед зеркалом и посмотреть, какая из зон на каждом уровне притягивает ваше внимание. После этого просто понаблюдайте те зоны, на которые вы обратили внимание, начиная с нижних активных ключевых зон. Подробнее

На физическом уровне активность ключевых зон сопровождается сосудистым спазмом и застоем жидкости в активной зоне. Длительная (постоянная) активность одной ключевой зоны вызывает изменения в тканях сосудов и органов, находящихся в ней, что становится причиной различных заболеваний. Часто причиной головных болей, хронических заболеваний горла и носоглотки является активность ключевых зон тазовой области, а причиной боли в суставах ног – активность правой поддиафрагмальной области. Искривления позвоночника могут быть вызваны активностью ключевых зон, находящихся в грудной клетке или в поддиафрагмальной области, причем искривление часто бывает направлено в сторону активной зоны. В то же время, активность ключевых зон головы может вызывать боли в пояснице и в области крестца. Простатит, миомы, бесплодие часто вызываются активностью ключевых зон тазовой области.

Активность ключевых зон также может быть следствием травм, в том числе, и очень старых. Например, при серьезных травмах ног (вывихи, переломы, разрыв связок, сильные ушибы) организм, оберегая больное место, переносит большую часть нагрузки на здоровую ногу. И даже после того, как последствия травмы были устранены, нормальное распределение нагрузок не всегда полностью восстанавливается, появляется дисбаланс правой и левой сторон тела. В результате может повыситься активность ключевых зон, которые постоянно испытывают повышенные нагрузки в результате компенсации последствий травмы. Таким образом, старая травма, о которой все давно забыли, тоже может определять поведенческие стереотипы.

Вы, наверное, понимаете теперь, почему лечение больного места (если боль не связана с прямой травмой) часто бывает не очень успешным, а заболевание (боль) периодически возвращается или превращается в хроническое.

Периферическая теория эмоций Джеймса-Ланге

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

Круг Папеца

В физиологии высшей нервной деятельности существует понятие «круг Папеца», обозначающее нервные структуры, генерализованно возбуждающиеся при эмоциональном реагировании и названные по имени физиолога, создавшего теорию механизма эмоций (Papez, 1937). В «круг Папеца» входят гипоталамус, передние ядра таламуса, поясная извилина, гиппокамп и их взаимосвязи. Решающее значение в «круге Папеца» придается гипоталамусу, соматические и висцеральные импульсы к которому могут приходить из различных периферических источников.
Недостатком гипотезы Папеца, по мнению Э. Геллгорна, является игнорирование им роли новой коры в эмоциональном реагировании. «Круг Папеца» положен в основу лимбикосреднемозгового «круга Науты» (У. Иаута, 1963), изобразившего графическивзаимосвязи подкорковых структур «круга Папеца».

Папец предполагал, что эмоции первично определяются поясной извилиной и вторично другими кортикальными областями. Эмоциональная экспрессия контролируется гипоталамусом. Поясная извилина проецируется на гиппокамп, а гиппокамп на гипоталамус при помощи пучка аксонов, который называется форниксом (сводом). Гипоталамическая импульсация достигает коры через релейные передние ядра таламуса.

Противоречия:

  • У человека стимуляция гиппокампа электрическим током не сопровождается появлением эмоций. Субъективно пациенты испытывают лишь спутанность сознания.
  • Связь с эмоциональным поведением обнаруживают гипоталамус и поясная извилина.
  • многие структуры мозга, не входящие в состав круга Папеца, оказывают сильное влияние на эмоциональное поведение. Среди них особая роль принадлежит миндалине, а также лобной и височной коре головного мозга.

Структуры мозга и эмоции

В лимбической системе и связанных с ней отделах среднего мозга найдены эмоциогенные зоны, возбуждение которых сопровождается положительными (положительные эмоциогенные зоны, центры удовольствия, центры подкрепления) или отрицательными (отрицательные эмоциогенные зоны, центры наказания) эмоциями. Основныеположительные эмоциогенные зоны располагаются по ходу медиального пучка переднего мозга (пучка нервных волокон, связывающего между собой покрышку среднего мозга, гипоталамус и отделы лимбической системы), и главным образом - в гипоталамусе; кроме того, такие зоны можно найти почти во всех отделах лимбической системы. В положительных эмоциогенных зонах сосредоточены тела дофаминергических нейронов,аксоны которых идут к структурам лимбической системы. Основные отрицательные эмоциогенные зоны расположены в околоводопроводном сером веществе среднего мозга, гипоталамусе и таламусе.

· Эти зоны были обнаружены с помощью метода самораздражения. Для выявления положительных эмоциогенных зон животному в мозг вживляются электроды и предоставляется возможность нажимать на рычажок и тем самым раздражать эти зоны. В случае, если электрод находится в положительной эмоциогенной зоне, животное постоянно (до 7000 раз в час!) нажимает на рычажок, отказываясь ради этого от еды и питья, вплоть до гибели от истощения. В случае же, если электрод вживлен в отрицательную эмоциогенную зону, через него постоянно посылают ток, а нажатие на рычажок приводит к выключению тока, картина будет той же - животное откажется от всего, лишь бы прервать раздражение «центров наказания». Раздражение положительных и отрицательных эмоциогенных зон у бодрствующих добровольцев при нейрохирургических операциях сопровождается, со слов этих добровольцев, чрезвычайно приятными или, наоборот, неприятными переживаниями.

· Средний мозг не относится к лимбической системе, однако в нем залегают программы эмоционального выражения (например, у кошки- оскал зубов, шипение и прочие внешние признаки ярости). Это вполне согласуется с общей двигательной функцией стволовых отделов мозга - в них хранятся программы цельных движений (гл. 5).

  • Миндалина играет в эмоциях существенную роль, гипоталамус и центральное серое вещество среднего мозга тоже вовлекаются в выражение эмоциональных состояний. В осуществление эмоций вовлекается нейронная система, которая включает миндалину-гипоталамус-центральное вещество среднего мозга. В качестве высшего отдела, контролирующего эту систему, рассматривают фронтальные отделы ассоциативной коры. Области, связанные с реализацией страха и ярости, объединяются в миндалине. Это можно сказать и о центрах гипоталамуса и серого вещества среднего мозга. Хотя такая эмоция неудовольствия как страх интенсивно исследовалась, только в 1954 году Олдсом и Милнер было показано, что в мозге существует центр удовольствия. В настоящее время известно, что центр удовольствия включает голубое пятно (locus coeruleus), вентральную часть покрышки, медиальный пучок переднего мозга (латеральный гипоталамус) и прилежащее ядро (nucleus accumbens).

Система вознаграждения - эволюционно древнее образование мозга .

У млекопитающих она устроена сложно и связана с областями мозга, придающими эмоциональную окраску ощущениям и направляющими поведение животных и человека на достижение вознаграждения - пищевого, полового, социального и т.д.

· Эйфория наступает при стимулирующем действии на мозговую систему вознаграждения.

· Система представляет собой сложную сеть нервных клеток, вызывающую чувство удовольствия после еды или занятий сексом, т.е. форм активности, необходимых для выживания и продолжения рода.

· Стимуляция системы вознаграждения доставляет наслаждение и побуждает снова и снова прибегать к тем формам активности, которые его обеспечили.

· Исследования показали, что система вознаграждения связана с каскадом реакций, вовлекающих несколько нейромедиаторов и структур лимбической системы.

· Результатом работы этой системы является активация мезолимбического дофаминового пути, который начинается в покрышке головного мозга и заканчивается дофаминовыми рецепторами D2 нейронов, локализованных в прилежащем ядре и гиппокампе.

Ключевым звеном мозговой системы вознаграждения является сеть мезолимбических дофаминовых нейронов - нервных клеток, расположенных в вентральной области покрышки (ВОП) у основания мозга и посылающих проекции в различные отделы передней части мозга, главным образом в прилежащее ядро (nucleus accumbens). Нейроны ВОП высвобождают из терминалей аксонов нейротрансмиттер дофамин, связывающийся с соответствующими рецепторами нейронов прилежащего ядра. Дофаминовый нервный путь из ВОП в прилежащее ядро играет важную роль в развитии наркотического привыкания: животные с повреждением этих мозговых структур полностью утрачивают интерес к наркотикам.

Голубое пятно

– это ядро ствола мозга, которое вовлекается в физиологические ответы на стресс и панику. Открыто оно в 1700 г. Оно расположено в дорзальной стенке ростральной части моста. Это основное место синтеза норадреналина. Состоит это ядро из нейронов среднего размера. Гранулы меланина внутри голубого пятна окрашивают это место мозга в голубой цвет. Нейромеланин формируется при полимеризации норадреналина и является аналогом черного нейромеланина, в основе которого лежит полимеризации дофамина.

Прилежащее ядро

– это парная структура.

Нейроны NA продуцируют ГАМК и они являются основными клетками, формирующими выход NA. Таких нейронов около 95%, но есть и клетки другого типа – это холинергические интернейроны.

NA проецируется на бледный шар, дорзальный таламус, стриатум и префронтальную кору. Часть эфферентов направляется в черную субстанцию и ретикулярную формацию ствола мозга.

Входы получает от префронтальной ассоциативной коры, миндалины и дофаминэргических нейронов вентральной покрышки (VTA).

Ядра шва

Находятся ядра шва в центральной и медиальной частях ствола мозга. Ядра шва традиционно рассматриваются как медиальная часть ретикулярной формации.

Ядра шва имеют пусковое значение для всей нервной системы. Большая часть нейронов этой структуры является серотонинэргической. Существенно, что синтез серотонина в красных ядрах определяется сложным взаимодействием между ними.

Проекции от ядер шва имеются в дорзальных рогах серого вещества спинного мозга, где они регулируют высвобождение энкефалина, тормозящего ощущение боли.

Эти ядра лежат у основания больших полушарий.

Базальные ядра

К базальным ядрам относятся

· Полосатое тело (стриатум);

· Бледный шар (паллидум);

· Субталамическое ядро и черная субстанция.

Нейрохимия

Катехоламины (группа)

· Катехоламиновые нейромедиаторы - дофамин, норадреналин и адреналин.

· Они образуются в нервных клетках из поступающей с пищей аминокислоты тирозина посредством следующей цепи реакций: тирозин -дигидроксифенилаланин - дофамин – норадреналин - адреналин.

· Дофамин - это нейроактивный моноамин в цепи синтеза катехоламинов (норадреналина и адреналина).

· Дофамин, норадреналин и серотонин - медиаторы в центральной нервной системе, оказывающие необычное воздействие на клетки-мишени.

· Действие катехоламинов развивается за сотни миллисекунд или секунды и может длиться даже часами.

· Этот способ передачи сигналов между нейронами назвали “медленной синаптической передачей”.

· Дофамин синтезируется в черной субстанции мозга, а затем распределяется по нервным структурам, регулирующим двигательную активность. Дефицит дофамина в базальных ганглиях приводит к тремору и ригидности - характерным симптомам болезни Паркинсона.

· Другая область концентрации дофаминэргических нейронов в среднем мозге –ядра вентральной области покрышки.

· Аксоны нейронов этой области идут (в составе так называемой мезолимбической проекции) ко многим отделам лимбической системы: миндалине, обонятельному бугорку, септуму, прилежащему ядру и лобной коре.

Дофамин

· Задействован в регуляции эмоций, поддержании внимания и мотивации к действию. Играет важную роль в работе центров мозга обеспечивающих поддержание уровня удовлетворенности(центров удовольствия

· Дофамин- вовлечен в регуляцию активности скелетной мускулатуры при передвижении.

· Дофаминэргическая система представлена в лимбической формации и префрональной коре.

· В дофоминэргической системе связывание дофамина обусловлено 5 видами рецепторов.

· Идентифицированы гены этих рецепторов

· Д 2 А1 аллель является модификатором уровня экспрессии генов. Д 2 А1 аллель связана с выраженностью пристрастного поведения (алкоголизмом, наркоманией и подверженностью стрессу).



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные