Воздействие на общественное мнение, пожалуй, самая главная функция средств массовой коммуникации. За свою долгую историю развития СМИ успели изучить общество и выработать стереотипы. С самого начала их развития они предоставляли информацию обществу, именно ту в которой оно нуждалось, однако со временем мы стали заложниками этой информации. СМИ не только сумели подстроиться под изменяющиеся условия в мире, но и научились использовать информацию как средство манипуляции. В современном мире средства массовой коммуникации стали главным инструментом манипулирования. Фактически они контролируют мир, могут навязывать культуру, ценности, идеи, идеалы и многое другое. Многие ученые считают, что за счет этого навязывания СМИ могут создавать квазиреальность, искажая реальное положение вещей. СМИ предлагают нам готовые стереотипы поведения, диктуют нам, как и о чем думать. Общество превращается в бездумную массу, таким образом, упрощая СМИ задачу манипулирования.
Средства массовой коммуникации ограничивают наше мировоззрение. Информация, которая не прошла через СМИ как бы и не существует. "А. Моль пишет о СМИ: "Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивая другую, поляризуют, таким образом, все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества". В постиндустриальном обществе власть информации становится решающей в управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного принуждения. Непосредственными носителями и распространителями знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. Информационная функция является важнейшей функцией СМИ. Добываемая и передаваемая информация перестает нести только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов и событий, произошедших в мире, но и их комментирование и оценку.
СМИ, как правило, пользуются двумя основными способами распространения информации - последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ, последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или иную проблему.
Второй способ - фрагментарная подача информации - особенно распространен на телевидении, где информация передается непосредственно вместе с визуальным изображением. Многие ученые занимались изучением проблемы манипулирования к ним можно отнести таких ученых как: Г. Шиллер, Е. Л. Доценко, М. Паренти, А. Моль, Н. Хомский и др. Например Ноам Хомский составил список «10 способов манипулирования» с помощью средств массовой информации.
1. Отвлечение внимания. Основным элементом управления обществом является отвлечение внимания людей от важных проблем и решений, посредством постоянного насыщения информационного пространства малозначительными сообщениями.
2. Создавать проблемы, а затем предлагать способы их решения. Вызвать экономический кризис, чтобы заставить принять как необходимое зло нарушение социальных прав и сворачивание работы городских служб.
3. Способ постепенного применения. Чтобы добиться принятия какой-либо непопулярной меры, достаточно внедрять ее постепенно, день за днем, год за годом.
4. Отсрочка исполнения. Другой способ продавить непопулярное решение заключается в том, чтобы представить его в качестве «болезненного и необходимого» и добиться в данный момент согласия граждан на его осуществление в будущем. Гораздо проще согласиться на какие-либо жертвы в будущем, чем в настоящем.
5. Обращаться к народу как к малым детям. В большинстве пропагандистских выступлений, рассчитанных на широкую публику, используются такие доводы, персонажи, слова и интонация, как будто речь идет о детях школьного возраста с задержкой в развитии или умственно неполноценных индивидуумах.
6. Делать упор на эмоции в гораздо большей степени, чем на размышления. Воздействие на эмоции классический прием, направленный на то, чтобы заблокировать способность людей к рациональному анализу.
7. Держать людей в невежестве, культивируя необразованность. Добиваться того, чтобы люди стали неспособны понимать приемы и методы, используемые для того, чтобы ими управлять и подчинять своей воле.
8. Побуждать граждан восторгаться посредственностью. Внедрять в население мысль о том, что модно быть, пошлым и невоспитанным.
9. Усиливать чувство собственной вины. Заставить человека уверовать в то, что только он виновен в собственных несчастьях.
10. Знать о людях больше, чем они сами о себе знают. В течение последних 50 лет успехи в развитии науки привели к образованию все увеличивающегося разрыва между знаниями простых людей и господствующие классы.
Из вышесказанного можно сделать вывод, на любую аудиторию найдется свой метод воздействия, будь то подростки или пенсионеры. Главной чертой всех этих психологических методов воздействия является то, что индивид должен быть эмоционально нестабилен и подвержен манипуляции со стороны средств массовой коммуникации. Но даже если индивид считает, что не подвержен манипуляции, это не значит, что ее нет. Зачастую манипуляции носят скрытый характер, можно и не подозревать о ее наличии.
На мой взгляд актуальность темы курсовой работы заключается в том, что значительно стали различаться средства и способы воздействия на подсознание используемые, например, сто лет назад, и современные. С массовым распространением телевидения, интернета, и печатных СМИ - это стало делать намного легче. В частности речь идет именно о большом охвате территории. Так сказать, воздействие на массовое сознание в значительно больших объемах.СМИ чаще всего упрекают в манипулировании
общественным
мнением. И на то есть все основания. По
мнению М. Паренти, СМИ
«отбирают большую часть информации и
дезинформации, которыми мы
пользуемся для оценки социально-политической
действительности. Наше
отношение к проблемам и явлениям, даже
сам подход к тому, что
считать проблемой или явлением, во многом
предопределены теми, кто
контролирует мир коммуникаций». СМИ стали
главным инструментом манипулирования
общественным мнением. Поэтому многие
ученые считают, что СМИ создают символический
образ реальности, по-другому квази реальность.
СМИ предлагают нам готовые модели поведения
(через сериалы, ток-шоу), предоставляют
готовые мнения и толкования, по сути,
превращая общество в бездумную массу
потребителей информации, которые прекращают
думать и анализировать информацию, упрощая
тем самым процесс манипулирования. СМИ
ограничивают рамки информации, которая
должна достигать аудиторию.
1)
наклеивание ярлыков. Одним из наиболее
действенных орудий
политического языка являются манипулятивные
термины, или «ярлыки»,
которые «навешиваются» политическим
оппонентам. Опасность их в том,
что, входя в широкий обиход благодаря
СМИ, они приживаются надолго,
становятся привычными, повседневными
словами;
2) техника
«создания негативных ассоциаций», задачей
которой является активизировать в памяти
человека какой-либо отрицательный образ
и перенести его на конкретного политика.
В период парламентской кампании
СМИ активно использовали эту технику.
Немощный, больной Примаков
(ассоциация с временами «застоя»); и
наоборот, деятельный, молодой, перспективный
политик Путин (ассоциации с честностью,
открытостью, энергичностью качествами,
способными вывести страну из кризиса,
образ немногословного, но деятельного
политика);
3)
техника «создания контр ассоциаций»
с целью ассоциировать политика со сложившимся
в сознании положительным образом. Примаков
человек, чьи преклонные годы скорее свидетельствуют
о богатом жизненном и политическом опыте,
признанном уважении и закрепленным за
ним образе
мудрого, неконфликтного политика;
4)
апелляция к конкретным фактам и документации.
Данная техника
основана на особенности психологии человека,
заключающейся в том, что
простой обыватель склонен больше верить
конкретным цифрам и бумажкам с печатью,
нежели «голым» словам. Аналитическая
программа С. Доренко (особенно в период
парламентской кампании) яркий пример
использования этой техники. Любое слово
ведущего подтверждалось наглядным доказательством:
демонстрируются отдельные документы
и статьи законов, цитируются ранее напечатанные
в СМИ материалы, показываются видеосюжеты
с поясняющими комментариями.
Итак,
можно сделать вывод, что манипуляция
направлена на изменение общественного
мнения, а затем и поведения в выгодном
для манипулятора направлении. Для
достижения данной задачи нужно вызвать
у аудитории определенную, причем, сильную
эмоцию, также используются стереотипы
общества, которые, к сожалению, известны
манипуляторам. В какой бы области
не применялось манипулирование, его цели
и приемы
остаются скрытыми для общества, человек,
как объект манипуляции,
обесценивается.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Исследование понятий средств массовой информации (СМИ) и общественного мнения. Свобода выражения мнений и убеждений. Формы периодического распространения массовой информации. Взаимосвязь между упоминаемыми темами в СМИ и настроением общественного мнения.
курсовая работа , добавлен 06.11.2014
Характерные черты общественного мнения в политике. Обобщение и детализация социально-политических технологий, используемых при подготовке и осуществлении "цветных революций". Их роль в управлении общественным мнением, сетевые технологии как инструменты.
курсовая работа , добавлен 01.12.2014
Исследование каналов целенаправленного формирования общественного мнения жителей г. Калуга о работе ООО "Русинтерфарм". Средства массовой информации как регулятор общественного мнения. Теоретические понятия "общественное мнение", "общественность".
курсовая работа , добавлен 15.12.2009
Теоретические основы манипулятивных технологий в средствах массовой информации. Духовное помыкание на примере манипуляции в годы перестройки: отбор событий реальности для сообщений, создание образа коллективного врага, наклеивание ярлыков, сенсационность.
курсовая работа , добавлен 22.08.2013
История возникновения средств массовой информации, характеристика основных видов: печать, радиовещание, телевидение. Понятие и функции общественного мнения, особенности его формирования. Исследование влияния СМИ на формирование общественного мнения.
курсовая работа , добавлен 18.08.2011
Признаки манипулятивного воздействия. Феномен и механизмы языковой манипуляции. Технологии и классификация инструментов в текстах интернет-средствах массовой информации. Использование риторического инструментария. Конвергенция каналов доставки сообщений.
дипломная работа , добавлен 25.05.2014
Формирование общественного мнения и его роль в успешном существовании различных предприятий. Характеристика средств массовой информации (СМИ). Грамотная работа МНТК "Микрохирургия глаза" со СМИ - важный фактор в процессе создания общественного мнения.
курсовая работа , добавлен 20.12.2009
Термин "манипуляция" (от лат. - Рука - наполнять) ранее использовался по искусства демонстрации фокусов, а также карточных игр, в которых применяются отвлекающие приемы, сокрытие истинных намерений, создания иллюзий. Впоследствии, когда срок начали употреблять по отношению к людям, у него стали вкладывать значение "приручить" другого, "прибрать его к рукам", попытки превратить его в послушное орудие, марионетку.
Американский профессор факультета СМИ Герберт Шиллер характеризует манипуляцию как скрытое программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок поведения. Российский исследователь Дмитрий Волкогонов понимает под термином "манипуляция" господство над духовным состоянием людей, управление изменением их внутреннего мира. Он считает, что манипуляция происходит с помощью внушения массам определенных стереотипов мышления, формирование такой общественной мысли, которая является выгодной манипулятору.
Манипулирование основывается на лжи и обмане. Причем, в основе этой лжи лежат корыстные интересы. Манипулятивная деятельность превращает выбор граждан из свободного сознательного решения в формальный акт, заранее запрограммированный специалистами по формированию общественного мнения. Распространение манипулирования связано и с тем, что оно имеет ряд преимуществ по сравнению с силовыми и экономическими методами господства: во-первых, оно осуществляется незаметно для кем манипулируют; во-вторых, оно не влечет за собой прямых жертв и крови и, в-третьих, манипулирование не требует больших материальных затрат, которые необходимы для подкупа или успокоения многочисленных политических противников.
Печальный прогноз относительно будущего манипулятивных технологий принадлежит перу известного английского философа, лауреата Нобелевской премии Бертрана Рассела (1872-1970), который в книге "Влияние науки на общество" отметил, что если раньше словосочетание вроде "снег - белый" была примером несомненной истины, то в будущем ученым придется выяснять, «... во сколько обойдется в расчете на одну голову, убедить людей в том, что снег черный, и насколько дешевле убедить их в том, что он темно-серый... Хотя эта наука... будет тщательно изучаться, ее изучения будет ограничено строгими рамками правящего класса. Простому народу не позволят знать, как возникают его убеждения. Когда же эта техника усовершенствуется, каждое правительство, которое контролирует воспитания нового поколения, сможет держать в подчинении своих подданных, а не нуждаясь ни армии, ни полиции ".
Как уже отмечалось, важная роль в процессе манипулирования общественным мнением принадлежит СМИ и особенно телевидению.
Для этой цели СМИ отработано большое количество приемов. Институт анализа пропаганды (СЕЛА) обобщил эти приемы и выделил ряд наиболее распространенных методов манипулирования общественным мнением:
"Определение". Идеи, личности, объекты сочетаются с определенными характеристиками (положительными или отрицательными в зависимости от задач, которые ставят перед собой манипуляторы), которые из-за их частое повторение усваиваются людьми как очевидные, не требующие доказательств. Скажем, идея о том, что в демократическом обществе существует плюрализм СМИ, хотя на самом деле, несмотря на огромное количество источников их происхождения, все СМИ контролируются крупными рекламодателями и правительствами.
"Блестящая всеобщность". Изображая какие-то события в которых необходимо заручиться поддержкой аудитории, применяют выражения, которые утверждают, что абсолютное большинство общества поддерживает такую точку зрения ("подавляющее большинство", "общественное мнение"). Алгоритм действий примерно такой: сначала политики с помощью социологических опросов, политологических центров, купленных журналистов, ученых, и разного рода влиятельных лиц создают так называемую общественное мнение. Потом - воплощают с помощью СМИ этот продукт своей деятельности в реальной жизни, а дальше - манипулируют этим своим собственным продуктом, имплантированным в действительность.
"Рекомендация". Нужна тезис вкладывается в уста личности, пользуется высокой популярностью в определенных общественных кругах (известный ученый, журналист, писатель, артист, спортсмен и т.д.). В общественном сознании укоренился стереотип, якобы человек, достигший значительных успехов в определенной области, компетентный и во всех других сферах. И хотя многочисленные факты убеждают, что это всего лишь распространенное заблуждение - есть множество фактов, которые показывают, что лица, которые блестяще делают одно дело, оказываются беспомощными в других. Тем не менее, этот стереотип вовсю эксплуатируется политиками и биз-нес-рекламой. Достаточно вспомнить, сколько популярных артистов, спортсменов, журналистов нанимают в свои ряды политические партии накануне выборов.
"Подтасовки карт". Возможность и оправданность применения точной или неточной, логической или нелогичной заявления с целью пробуждения интереса аудитории и освоения ней. Например, пробуждение общего интереса к сложной экологической ситуации в определенном регионе - формулировка сверхидеи, которая овладевает массами и убеждения аудитории в том, что для того, чтобы справиться с проблемой, необходимо "всем вскочить в одну лодку и грести в одну сторону", то есть поддержать определенный подброшенный рецепт выхода из кризиса.
"Перенос". Прием с помощью которого безусловный авторитет определенного лица или политической силы переносится на какого-то человека, которую нужно популяризировать. Скажем, на парламентских выборах 2002 в Галиции, где авторитет Виктора Ющенко и избирательного блока "Наша Украина" был очень высоким, почти все депутаты-мажоритарщики, а также кандидаты в органы местного самоуправления которым удалось заручиться поддержкой этих политических сил, победивших в своих избирательных округах.
Можно привести и другие примеры когда объект в глазах общественности искусственно привязывается к чему-то такому, что воспринимается общественным сознанием как очень хорошо (или, наоборот, плохое): "Сталин - это Ленин сегодня"; "Саддам Хусейн - арабоязычный Гитлер".
"Подмена". Заключается в использовании позитивных определений для обозначения негативных действий или наоборот. Так, бандитов называют "борцами за свободу", а наемников - добровольцами. Скажем, война в Чечне российскими электронными СМИ называлась не иначе, как антитеррористическая операция. Можно также вспомнить такие, например, лексические пары, как "наведение конституционного порядка" и "военная агрессия", "защита прав человека" и "точечные бомбардировки", "общечеловеческие ценности" и "принципы западной демократии", "введение свободного рынка" и "разрушения отечественной экономики". Каждая из этих пар словосочетаний может в определенном контексте быть синонимичны. Как следствие - человек судит не о событиях, а об их названия; иначе говоря, интерпретация начинается уже в номинативных, формально нейтральных высказываниях.
"Свои ребята". С помощью этого приема создают обманчивое ощущение близости определенной общественной группы или определенного лица.
"Смещение акцентов". Прекрасной иллюстрацией этого приема может служить известный советский анекдот об освещении соревнования американского и советского бегунов. Победил американец. Советские комментаторы сообщили: "Наш спортсмен прибежал вторым, американский - предпоследним". Формально все сказано правильно, а на самом деле слушателей обмануты. Этот прием очень часто используют даже ведущие мировые информагентства.
Есть еще немало других методов введения общественности в заблуждение, такие, скажем, как налиплювання ярлыков, полуправда, заговаривания важных тем и тому подобное. Количество их постоянно растет.
Основным материалом, с помощью которого СМИ осуществляют свои манипуляции является информация. А информацию можно:
Сфабриковать, выдавая ее за настоящую.
Исказить путем неполного, однобокого представления.
Отредактировать, добавив различные выдумки.
Интерпретировать факты в выгодном для манипулятора свете.
Скрыть важную информацию, какие-то существенные детали.
Отбирать факты, в соответствии со своей позиции.
Неточно процитировать, приведя лишь часть фразы или выступления, которая будучи вырванной из контекста приобретает другой, иногда противоположного смысла.
Границы манипулирования общественным мнением. Если возможности для манипулирования общественным мнением являются широкими, то может показаться, что те социальные группы, обладающие большими финансовыми ресурсами должны всегда диктовать свою волю. Однако на самом деле их возможности ограничены рядом факторов. Важнейшими из них являются:
Конкурирующая пропаганда. Под пропагандой понимают особый вид социальной деятельности, основной функцией которой является распространение знаний, идей, ценностей и другой информации с целью формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, и благодаря этому - возможность влиять на поведение людей.
Если государство обладает монополией на пропаганду (например, при тоталитарных режимах), каждому представителю общественности очень трудно усваивать альтернативные, отличные от официальных идеи и взгляды. Официальная пропаганда подавляет инакомыслие и выставляет в выгодном свете те факты, в которых она заинтересована. В демократических же политических системах всегда существует возможность воспринимать различные точки зрения существует несколько источников распространения пропаганды, которые поддерживают альтернативные точки зрения. В конкурентной борьбе эти стороны ставят друг другу определенные ограничительные условия, которые делают невозможной бесконтрольную пропаганду.
Доверие пропагандистам, в глазах представителей общественности, во многом зависит от информации и способов ее представления. Когда предлагаемые общественности факты заметно отличаются от доминирующей общественной мысли и реальной действительности, возникает напряжение, направленное против тех, кто осуществляет пропаганду.
Ровница в образовании в разных социальных групп общественности может привести к тому, что усилия пропагандистов будут восприниматься только слоями с высшим (или, наоборот, со средним) образованием.
Верования и система ценностей у разных представителей общественности также ограничивают пропагандистские условия, поскольку представители разных социальных слоев, будучи носителями разных систем норм и ценностей, подвергают критическому анализу действия пропагандистов.
Контрольные вопросы и задачи
1. Охарактеризуйте общественное мнение как состояние массового сознания и как социальный институт.
2. Проанализируйте специфику функционирования общественного мнения в разных обществах.
3. Охарактеризуйте структуру общественного мнения.
5. Какие главные каналы выражения общественного мнения
в Украине является наиболее, эффективными?
6. Какую роль играют СМИ как регулятор общественного мнения?
7. Как СМИ влияют на общественное мнение? Можно считать синонимичными выражения "воздействие на общественное мнение" и "манипулирование общественным мнением"?
8. Какие факторы ограничивают возможности манипулирования общественным мнением?
9. Охарактеризуйте особенности реализации общественного мнения в современном украинском обществе.
МАНИПУЛЯЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ син. «манипуляция массовым сознанием») - один из способов господства и подавления воли граждан путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения.
Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном власти направлении.
Симптомами и признаками скрытой манипуляции могут быть: язык, эмоции, сенсационность и срочность, повторение, дробление, изъятие из контекста, тоталитаризм источника сообщений, тоталитаризм решения, смешение информации и мнения, прикрытие авторитетом, активизация стереотипов, некогерентность высказываний и т. д. .
Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка».
Изданный в 1969 г. в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает» .
В замысловатую ткань средств массовой информации, которые являются основным инструментом манипуляции, заплетено много чего интересного. Методов манипуляции сознанием довольно много, но далее рассматривается основные девять способов, которые применяются чаще всего.
1. Использование внушения. Средство массовой информации и, в частности, журналист должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы ее альтер-эго, вторым я. Надо ввести публику в т. н. суггестивное состояние - в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает все на веру, не требуя доказательств. Это реактивное поведение публики - озадаченного стада. На этом методе построены все религии:
«Не надо думать, надо верить».
2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему. Например, был убит один студент, исповедовавший т. н. антифашистские взгляды (см. антифашизм). Кем убит - неизвестно, но журналисты надрываются во всю, обвиняя во всем, естественно, русских фашистов. Но даже если и так - что с того А то, что средства массовой информации, поддерживающие наиболее шокирующую версию события, стараются вогнать его в некую систему, коей является вымышленный все теми же средствами массовой информации беспросветный русский фашизм в России. Хотя любому ясно, что единичный частный случай никак не показатель общей системы…
3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод, который тесно связан с предыдущим. Опять, все тот же пример с убитым студентом. Никто точно не знает - кто убил, за что убил и т. д. Но бульварные средства массовой информации все в один голос подхватили, что это сделали злобные фашисты. Началась цепная реакция, которую уже не могут контролировать сами журналисты и редакторы. Так же было, к слову, и с «таджикской девочкой» Х. Султановой, и с «перуанским мальчиком» Э. Артуро, и со многими, многими другими. Средства массовой информации во всех этих случаях, домыслив немыслимое, сели в лужу, не пожелав, однако, об этом громко афишировать.
4. Метод под названием «нужны трупы», т. е. эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование. Это, во-первых, привлекает читателя/слушателя/зрителя, во-вторых, у него в подсознание откладывается мысль вроде «Как же так можно! Это же ужасно!», или, если это ребенок, вроде «Хочу быть таким же крутым!». Так, под видом безобидных фильмов или информационных заметок в подсознание публики прокрадывается затаившаяся в них идеология.
5. Метод «страшилок», когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол. В результате живописного рассказа всей ужасности большего зла меньшее зло представляется уже не как зло, а как очень даже добро. Например, сейчас в ходу такая постановка проблемы: «А вот придут к власти националисты - и начнутся грандиозные репрессии, сопровождающиеся обмерами черепов». И красочное описание этого процесса с апеллированием к истории Третьего Рейха (хотя, естественно, никакого отношения Третий Рейх к нынешней ситуации в России и в мире, а равно как и к современным русским националистам не имеет).
6. Замалчивание одних фактов и выпячивание других. Тут далеко за примером ходить не надо. Все уже наслышаны о том, какие бедные иммигранты и как они хотят дружить с Русскими, как они могут поднять экономику России и т. д. Однако про то, что свыше 50 % преступлений от общего их числа совершается именно иммигрантами, что 70 000 человек ежегодно погибают от наркотиков, которые привозят эти люди с Кавказа и из Средней Азии - про это все средства массовой информации молчат, т. к. это - натуральный экстремизм.
7. Метод фрагментации, который заключается в следующем: информационный поток разбивается на отдельные фрагменты, не связанные друг с другом, в результате чего сознанию аудитории не удается сформировать правильной и полноценной картины мира. К тому же, у потребителей информации возникает неспособность сосредоточиться на чем-то одном, неспособность выделить основную мысль всего происходящего.
8. Многократные повторы или «метод Геббельса». Используя этот метод, необходимо повторять ложь как можно чаще, чтобы публика в нее поверила. Это внушение. На этом же основана вся реклама, а заодно и многие из броских новостей бульварных газет. Например, почти все средства массовой информации, когда убили «таджикскую девочку», визжали о том, что ее убили скинхеды. И кричали об этом настолько часто и много, что публика очень даже поверила в эту ложь. Потом, правда, выяснилось, что отец этой девочки был наркоторговец, и что в качестве оружия сбыта наркотиков он использовал свою дочь, и скинхеды тут вообще ни при чем. Но большинство народа так и остается при мнении, что «таджикская девочка» - бедная и несчастная жертва жестоких скинхедов.
9. Создание лжесобытий, мистификация. В этом случае создается событие, которого не было, и выдается за факт. Вся желтая пресса постоянно занимается этим. Байки о сатанистах, приносящих кровавые жертвы в жестоких ритуалах отцу своему сатане, давно набили оскомину и ничего кроме здорового смеха или вовсе отвращения не вызывают. В этом же ряду стоят сказки о скинхедах, убивающих тысячи «таджикских девочек» ежедневно, ну и все прочее в таком же духе.
Как же защитить свое сознание от манипулирования Решение простое - необходимо думать (определять причинно-следственные связи), анализировать, сопоставлять, соизмерять с разумом. Думающая аудитория - это т. н. рефлексирующая аудитория, которая требует доказательств вместо веры, видит логические ошибки средств массовой информации, не поддается красочным описаниям ужасных и беспощадных сущностей с навешенными на них ярлыками, самостоятельно ищет факты, сопоставляет их с фактами, приводимыми средствами массовой информации, и делает должные выводы.
Думающая аудитория - это уже не озадаченное стадо, это собрание личностей. Поэтому только думающая аудитория не подвержена манипуляции своим сознанием.
Литература:
1. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. - М.: «Добросвет», «Издательство КДУ», 2009
2. Кара-Мурза С. Г. «Манипуляция сознанием. Учебное пособие. М.: Алгоритм, 2004.
В данном случае манипулятивный эффект достигается за счет того, что манипулятор делает вид, что желает получше что-то уяснить для себя, переспрашивает вас, однако повторяет ваши слова только вначале и далее только частично, внося в смысл вами ранее сказанного другой смысл, тем самым изменяя общее значение сказанного в угоду себе.
В таком случае следует быть предельно внимательным, всегда вслушиваться в то, о чем вам говорят, и заметив подвох - уточнять раннее вами сказанное; причем уточнять даже в том случае, если манипулятор, делая вид что не замечает ваше стремление к уточнению, старается перейти на другую тему.
Манипулятор в данном случае стремится после озвучивания какой-либо информации - спешно перейти на другую тему, понимая, что ваше внимание тут же переориентируется на новую информацию, а значит повышается вероятность того, что прежняя информация, которая не была «опротестована», дойдет до подсознания слушателя; если информация доходит до подсознания, то известно что после того как любая информация оказывается в бессознательном (подсознании), через время она осознается человеком, т.е. переходит в сознание. Причем если манипулятор дополнительно усилил свою информацию эмоциональной нагрузкой, а то и ввел ее в подсознание методом кодирования, то такая информация появится в нужный манипулятору момент, который он сам и спровоцирует (например, используя принцип «якорения» из НЛП, или, другими словами, активировав код).
Кроме того, в результате поспешности и перескакивания тем, становится возможным за сравнительно небольшой период времени «озвучить» большое количество тем; а значит цензура психики не успеет пропустить все через себя, и повышается вероятность того, что определенная часть информации проникнет в подсознание, и уже оттуда будет воздействовать на сознание объекта манипуляций в выгодном манипулятору ключе.
В данном случае манипулятор старается как можно безразличней воспринимать и собеседника и получаемую информацию, тем самым бессознательно заставляя человека стараться во что бы то ни стало убедить манипулятора в своей значимости для него. Тем самым манипулятору остается только управлять исходящей от объекта своих манипуляций информацией, получая те факты, которые ранее объект не собирался выкладывать. Подобное обстоятельство со стороны человека, на которого направлена манипуляция, заложено в законах психики, вынуждая любого человека стремиться во что бы то ни стало доказать свою правоту, убедив манипулятора (не подозревая, что это манипулятор), и используя для этого имеющийся арсенал логической управляемости мыслей,- то есть преподнесение новых обстоятельств дела, фактов, которые, по его мнению, могут ему в этом помочь. Что оказывается на руку манипулятору, который выведывает необходимую ему информацию.
В качестве противодействия в данном случае рекомендуется усилить собственный волевой контроль и не поддаваться на провокации.
Данный принцип манипуляции направлен на стремление со стороны манипулятора показать объекту манипуляций свою слабость, и тем самым добиться желаемого, потому что если кто-то слабее, включается эффект снисходительности, а значит цензура психики человека начинает функционировать в расслабленном режиме, как бы не воспринимая поступаемую от манипулятора информацию всерьез. Таким образом информация, исходящая от манипулятора проходит сразу в подсознание, откладывается там в виде установок и паттернов поведения, а значит манипулятор достигает своего, потому как объект манипуляций сам того не подозревая через время начнет выполнять заложенные в подсознание установки, или, другими словами, выполнять тайную волю манипулятора.
Главным способом противостояние является полный контроль информации, исходящей от любого человека, т.е. любой человек это противник, и его надо воспринимать всерьез.
За счет того, что один индивид (манипулятор) разыгрывает перед другим (объект манипуляций) влюбленность, чрезмерное уважение, почитание и т.п. (т.е. выражает свои чувства в подобном ключе), он добивается несравненно большего, нежели чем если бы открыто о чем-то просил.
Чтобы не поддаться таким провокациям - следует иметь, как говорил когда-то Ф.Э.Дзержинский, «холодный разум».
Манипуляция в этом случае становится возможной в результате немотивированной ярости со стороны манипулятора. У человека, на которого направлены такого рода манипуляции, возникнет желание успокоить того, кто гневается на него. Для чего он подсознательно готов идти на уступки манипулятору.
Способы противодействия могут быть различными, в зависимости от навыков объекта манипуляций. Например можно в результате «подстройки» (т.н. калибровка в НЛП) сначала инсценировать в себе схожее в манипулятором состояние духа, а после успокоившись, успокоить и манипулятора. Или, например, можно показать свое спокойствие и абсолютное безразличие к гневу манипулятора, тем самым сбив его с толку, а значит лишить его манипулятивного преимущества. Можно самому резко взвинтить темп собственной агрессивности речевыми приемами одновременно с легким касанием манипулятора (его кисти, плеча, руки…), и дополнительным визуальным воздействием, т.е. в данном случае мы перехватываем инициативу, а с помощью одновременного воздействия на манипулятора с помощью визуального, аудиального и кинестетического раздражителя - вводим его в состояние транса, а значит и зависимости от вас, потому что в этом состоянии манипулятор сам становится объектом нашего воздействия, и мы можем ввести в его подсознание определенные установки, т.к. известно что в состояние гнева любой человек подвержен кодированию (психопрограммированию). Можно использовать и другие приемы противодействия. Следует помнить, что в состоянии гнева человека легче рассмешить. О такой особенности психики следует знать и вовремя использовать.
В данном случае мы должны говорить о стремлении манипулятора за счет навязанного излишне быстрого темпа речи протолкнуть какие-то свои идеи, добившись утверждения их объектом манипуляций. Подобное становится возможным и тогда, когда манипулятор, прикрываясь якобы отсутствием времени, добивается от объекта манипуляций несравненно большего, чем если бы подобное происходило в течение длительного периода времени, за которое объект манипуляций успел бы обдумать свой ответ, а значит и не стать жертвой обмана (манипуляций).
В данном случае следует взять тайм-аут (например сослаться на срочный звонок по телефону и т.п.), чтобы сбить манипулятора с заданного им темпа. Для этого можно разыграть непонимание какого-то вопроса и «тупого» переспрашивания, и т.п.
Подобный вид манипуляции происходит в случае, когда манипулятор разыгрывает подозрительность в каком-либо вопросе. Как ответная реакция на подозрительность у объекта манипуляций следует желание оправдаться. Тем самым защитный барьер его психики ослабевает, а значит, манипулятор добивается своего, «проталкивая» в его подсознание нужные психологические установки.
Вариантом защиты является осознания себя как личности и волевое противостояние попытке любого манипулятивного воздействия на вашу психику (т.е. вы должны продемонстрировать собственную уверенность в себе, и показать, что если манипулятор вдруг обидится - то пусть обижается, а если захочет уйти - вы не побежите за ним вслед; подобное следует взять на вооружение «влюбленным»: не давайте собой манипулировать.)
Манипулятор всем своим видом показывает усталость и невозможность что-то доказывать и выслушивать какие-либо возражения. Тем самым объект манипуляций старается побыстрее согласиться со словами, приводимыми манипулятором, чтобы не утомлять его своими возражениями. Ну а, соглашаясь, он тем самым идет на поводу у манипулятора, которому только это и нужно.
Способом противодействия является одно:
не поддаваться на провокации.
Этот вид манипуляций исходит из такой специфики психики индивида, как поклонение авторитетам в какой-либо области. Чаще всего оказывается так, что сама область, в которой подобный «авторитет» достиг результата, лежит совсем в иной сфере, чем его мнимая «просьба» сейчас, но тем не менее объект манипуляций не может ничего с собой поделать, так как в душе большинство людей считает, что всегда есть кто-то, кто достиг большего, чем они.
Вариантом противостояния - вера в собственную исключительность, сверх-личность; развитие в себе убеждение в собственной избранности, в том что вы - сверх-человек.
Манипулятор о чем-либо заговорчески сообщает объекту манипуляций, словно бы советуя по-дружески принять то или иное решение. При этом, явно прикрываясь мнимой дружбой (на самом деле они могут быть впервые знакомы), в качестве совета склоняет объект манипуляций к тому варианту решения, который необходим в первую очередь манипулятору.
Необходимо верить в себя, и помнить что за все надо платить. И лучше платить сразу, т.е. перед тем, как с вас потребуют плату в виде благодарности за оказанную услугу.
Манипулятор какими-либо словами будоражит в душе объекта манипуляций чувства, направленные на преодоление возникшего барьера (цензуры психики), в стремлении добиться своего. Известно, что психика устроена таким образом, что человек в большей мере хочет того, что ему или запрещают или же для достижения чего необходимо приложить усилия.
Тогда как то, что может быть и лучше и важнее, но лежит на поверхности, на самом деле часто не замечают.
Способом противодействия является уверенность в себе и воля, т.е. всегда следует надеяться только на себя, и не подаваться слабостям.
Манипулятор заставляет объект манипуляций обратить внимание только на одну конкретную деталь, не дав заметить главного, и на основании этого сделать соответствующие выводы, принимаемые сознанием того за безальтернативную основу смысла сказанного. Следует заметить, что подобное весьма распространено в жизни, когда большинство людей позволяет себе делать о каком-либо предмете свое мнение, фактически не располагая ни фактами, ни более подробной информацией, а зачастую и не имея собственного мнения о том о чем они судят, пользуясь мнением других. Поэтому такое мнение оказывается возможным им навязать, а значит манипулятору добиться своего.
Для противодействия следует постоянно работать над собой, над повышением собственных знаний и уровня образования.
Манипуляции достигаются за счет того, что манипулятор выбирает изначально ироничный тон, словно бессознательно ставя под сомнение любые слова объекта манипуляций. В этом случае объект манипуляций значительно быстрее «выходит из себя»; а так как при гневе затруднена критичность мышления, человек входит в ИСС (измененные состояния сознания), в которых сознание легко пропускает через себя раннее запретную информацию.
Для эффективной защиты следует показать свое полное безразличие манипулятору. Ощущение себя сверх-человеком, «избранным», поможет снисходительно относиться к попытке манипулирования вами - как к детским забавам. Подобное состояние интуитивно тут же почувствует манипулятор, потому что у манипуляторов обычно хорошо развиты органы чувств, что, заметим, и позволяет им почувствовать момент для проведения своих манипулятивных приемов.
Манипулятор добивается своего постоянным перебиванием мысли объекта манипуляций, направляя тему беседы в нужное манипулятору русло.
В качестве противодействия можно не обращать внимание на перебивания манипулятора, или специальными речевыми психотехниками добиться высмеивания его среди слушателей, потому что если над человеком смеются - все его последующие слова уже не воспринимаются всерьез.
Подобного рода манипуляции становятся возможными в результате сообщения объекту манипуляций тех сведений, которые способны вызвать у него гнев, а значит и снижение критичности в оценке предполагаемой информации. После чего такой человек оказывается сломлен на какой-то промежуток времени, за который и достигается манипулятором навязывание ему своей воли.
Защита - верить в себя и не обращать внимание на других.
В этом случае манипулятор, осуществляя акт манипуляции, намекает на более выгодные условия, в которых якобы находится оппонент (объект манипуляций), тем самым заставляя последнего всячески оправдываться, и становиться открытым для манипуляций, которые обычно следуют вслед за этим со стороны манипулятора.
Защита - осознание себя сверх-личностью, а значит вполне разумном «возвышении» над манипулятором, тем более если он еще и сам себя считает «ничтожеством». Т.е. в этом случае надо не оправдываться, что мол, нет, я не нахожусь сейчас выше вас по статусу, а признать, усмехаясь, что да, я вы вас, вы в моей зависимости, и должны принимать это или… Таким образом вера в себя, вера в собственную исключительность помогут преодолеть любые ловушки на пути вашему сознанию со стороны манипуляторов.
Манипулятор намерено ставит объект манипуляций в некие заданные условия, когда человек, выбранный в качестве объекта манипуляций, стремясь отвести от себя подозрение в излишней предвзятости по отношению к манипулятору, дает осуществиться над собой манипуляциям за счет бессознательного убеждения в добрых намерениях манипулятора. То есть он словно бы сам дает себе установку не реагировать критично на слова манипулятора, тем самым бессознательно предоставляет возможность словам манипулятора пройти в свое сознание.
В данном случае манипулирование осуществляется за счет использования манипулятором специфических терминов, не понятных объекту манипуляций, а у последнего, из-за опасности показаться неграмотным, не хватает смелости уточнить, что эти термины обозначают.
Способ противодействия - переспрашивать и уточнять непонятное для вас.
Манипулятор стремится всяческим образом низвести роль объекта манипуляций, намекая на его глупость и безграмотность, чтобы таким образом дестабилизировать положительный настрой психики объекта манипуляций, ввергнуть его психику в состояние хаоса и временного замешательства, и таким образом добиться выполнением над ним своей воли посредством словесных манипуляций и (или) кодирования психики.
Защита - не обращать внимание. Рекомендуется вообще меньше обращать внимание на смысл слов манипулятора, а больше на детали вокруг, жесты и мимику, или вообще делать вид что слушаете, а сами думайте «о своем», особенно если перед вами опытный мошенник или криминальный гипнотизер.
При этом виде манипуляции, за счет многократно повторенных фраз, манипулятор приучает объект манипуляций к какой-либо информации, которую собирается до него донести.
Защитная установка - не фиксировать внимание на словах манипулятора, слушать его «в пол уха», или специальными речевыми приемами перевести разговор на другую тему, или перехватить инициативу и самому ввести нужные вам установки в подсознание собеседника-манипулятора, или многие другие варианты.
В этом случае манипуляции достигают своего эффекта за счет:
1) умышленной недоговоренности манипулятором;
2) ошибочном домысливании объектом манипуляций.