Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Советский Союз середины 80-х гг. пребывал в довольно печальном состоянии. Наиболее верным определением, которым можно обозначить сущность происходившего, пожалуй, будет слово «стагнация». В стагнации находились все сферы и отрасли жизни государства: политика, экономика, даже культурная и общественная жизнь. С этим нужно было что-то делать, однако для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки неповоротливый государственный механизм, необходимо было, чтобы у власти оказалась сильная харизматичная личность. И такой личностью оказался М.С. Горбачев.

Почему перемены были столь необходимы обществу? Попробуем «разложить по полочкам» основные элементы государственного устройства, которые требовали обновления

Но это была лишь «верхушка айсберга». Система изжила себя, она стала уже нежизнеспособной и приготовилась вот-вот рухнуть – необходим был лишь толчок извне. И Горбачев, ставший во главе государства, «подтолкнул» неустойчивый государственный колосс, стоявший на глиняных ногах. Что он предпринял и к чему это привело?

Сущность проводимых реформ

Сфера реформирования

Суть реформы

Экономика

    Первое, что было сделано, — начата антиалкогольная кампания. Государство отказалось от монополии на спиртные напитки, в результате чего деньги от продаж стали уходить в теневой сектор экономики.

    Внедряется госприемка, чтобы повысить качество продукции предприятий.

    Вводится понятие хозрасчета, что должно было привести к заинтересованности работников в результатах своего труда.

    Появляется частная собственность на средства производства, а это уже – расшатывание основ социалистического государства.

    Провозглашен курс на переход к рыночной экономике

Внутренняя политика

1) 1988 г. – приняты 2 важных закона, по которым:

  • верховным органом власти в СССР становится Съезд народных Депутатов СССР, избиравший Верховный Совет;
  • определяется порядок, каким образом будут проходить выборы народных депутатов.

Кроме того, Конституция была дополнена предложением о разделении исполнительной и законодательной власти с судебной властью, которая была бы представлена Комитетом Конституционного надзора.

Отныне можно избирать депутатов от общественных организаций, и КПССС была названа одной из таких организаций.

2) 1989 г. – шла работа над проектами Конституции, был принят ряд поправок, которые, в частности, расширяли права союзных республик и увеличили полномочия Советов, частично «отобрав» их у некогда ведущей КПСС.

3) 1990 г. – на Съезде Народных Депутатов принят закон, коренным образом меняющий верховную власть в стране: вводился пост Президента (в чем-то по аналогии со странами Запада), который был наделен правом законодательной инициативы. В целом его полномочия были весьма обширны. Избирать Президента следовало всеобщим голосованием. Тут же (в нарушение собственного закона) депутаты избрали Горбачева Президентом (интересно, что сам он был против этого).

Важнейший шаг – отмена 6 статьи Конституции, утверждавшей руководящую роль КПСС.

Внешняя политика

    Заключены договоры СНВ-1, СНВ-2 – сокращении наступательных вооружений.

    Встречи М.С. Горбачева с Рональдом Рейганом, на которых лидер СССР выразил желание сгладить напряженную обстановку в мире, прекратить «холодную войну», постепенно отказаться от ядерного и химического оружия, чтобы обезопасить мир.

Итоги реформ Горбачева

В целом реформы М.С. Горбачева имели огромное значение для дальнейшего развития государства. Конечно, далеко не все шло гладко, и практически сразу, как только в стране была объявлена гласность, нашлись желающие покритиковать первого Президента СССР. Да, недостатки были: в частности, произошел очень тяжелый кризис в экономике, с последствиями которого потом трудно было справиться в течение многих лет. Но это вполне закономерно: ведь при сломе старой системы необходимо время для налаживания нормального функционирования новой. Экономика и так пребывала на грани развала, поэтому ее реформирование вместе с сопутствующими потрясениями было неизбежно.

Особенно заметен след, оставленный деятельностью Горбачева, во внешней и внутренней политике страны. Б.Н. Ельцину «досталось» уже совсем другое государство, нежели то, которое существовало буквально за 5-6 лет до его прихода к власти: в нем была провозглашена гласность, свобода проведения выборов, разрешалась многопартийность. СССР при М.С. Горбачеве сделал первые трудные шаги к развитому демократическому государству. Впервые за многие десятилетия можно было свободно высказывать вслух свои мысли, даже если они противоречили взглядам политических лидеров. «Холодная война» закончилась, международная обстановка заметно «потеплела». Люди вдохнули воздух долгожданной свободы и смогли наконец почувствовать себя не винтиками огромной государственной машины, а полноценными личностями с правом на собственное мнение.

ПЕРЕСТРОЙКА ГОРБАЧЕВА

К началу 1980-х годов Советский Союз серьезно отставал от передовых стран Запада. Крайне медленно развивались гражданские отрасли экономики, при этом миллиарды рублей тратились на гонку вооружений и содержание армии. Устаревшая политическая система тормозила развитие страны. В 1985 году Советский Союз возглавил молодой и энергичный руководитель Михаил Сергеевич Горбачев. Он объявил о начале перестройки. Предполагалось ускорить экономический рост за счет освоения новых технологий, укрепления дисциплины и заинтересованности людей в результатах своего труда. Народ поддержал политику нового лидера и поверил в него.

Во внешней политике Горбачев высказался в поддержку нового курса, получившего название «новое мышление». СССР отказывался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну». США. Были проведены переговоры с президентом США Рональдом Рейганом. В ходе них были достигнуты договоренности о разрядке международной напряженности и сокращении ядерных запасов. Горбачев (или «Горби», как его звали на Западе) стал самым популярным мировым политиком.

Однако внутренняя политика Горбачева отличалась противоречивостью, многие планы были не продуманы и нереалистичны. В ходе антиалкогольной кампании были уничтожены ценнейшие виноградники. Не выполнялись обещания, данные народу (каждой семье по отдельной квартире к 2000 году). Тяжелым ударом по перестройке стала авария на Чернобыльской атомной электростанции в 1986 году. Радиоактивному загрязнению подверглись территории трех республик (Украины, Белоруссии, России). Тысячи людей вынуждены были бросить свои дома и переселиться из 30-ти километровой зоны в более безопасные районы.

Для Советского Союза обычной практикой было сокрытие информации об авариях и несчастьях. Получалось так, что в СССР не горели заводы, не падали самолеты, не тонули подводные лодки. Но Чернобыльская авария была такой огромной, что скрыть ее не удалось. Горбачеву и его окружению пришлось объявить о переходе к политике гласности. Желая ускорить ход реформ, Горбачев с конца 1980-х гг. начал процесс демократизации политической системы. В 1989 году в СССР (впервые с 1917 года) прошли свободные выборы. Ведущие публицисты («прорабы перестройки») в изданиях, выходивших миллионными тиражами вскрывали преступления советских руководителей. Однако гласность и демократизация поставили под сомнение монополию КПСС на власть, которая была основой советского государства. Экономические реформы (создание кооперативов, коммерческих банков) были не последовательны, часто вызывали резкое неприятие у общества. Из магазинов стали исчезать самые необходимые продукты и товары, на улицах больших и малых городов вытянулись огромные очереди. К началу 1990-х годов доверие к политике перестройки и популярность Горбачева были подорваны. Главная причина - падение жизненного уровня основной массы населения. Политика перестройки зашла в тупик. С распадом СССР она потерпела поражение, но привела к формированию основ рыночных отношений, значительно расширила гражданские свободы.

РЕФОРМЫ:Противоречивыми были и результаты экономических реформ Горбачева. Они начались с промышленной реформы 1988 г., главным направлением которой стало расширение самостоятельности советских предприятий. Последние получили право на самостоятельное планирование своей деятельности, основанное на предлагаемых министерством контрольных цифрах, на контрактах, заключенных со своими поставщиками и покупателями, на государственных заказах и т. д. Другое важное право, полученное советскими предприятиями в ходе промышленной реформы, - право на установление прямых (без посредничества Госплана и министерств) связей с другими советскими предприятиями и иностранными фирмами. Однако уже в 1989 г. эта реформа провалилась, т. к. встретила сопротивление министерств и натолкнулась на отсутствие рыночной инфрастуктуры (товарно-сырьевых бирж, коммерческих банков и т. д.)Провалилась и сельскохозяйственная реформа, начатая в марте 1989 г. Пленумом ЦК КПСС. Ее главной задачей было решение обострившейся в 80-е гг. продовольственной проблемы, которая вела к усилению социальной напряженности в советском обществе. Средством решения этой задачи стала реорганизация сельскохозяйственного производства. Созданный в первые годы «перестройки» Государственный комитет Агропрома был ликвидирован и создана Государственная комиссия Министров СССР по продовольствию и закупкам. Главной формой организации сельскохозяйственного производства должна была стать аренда колхозных и совхозных земель, на базе которой пытались создать фермерские хозяйства. Однако радикальных перемен в развитии сельского хозяйства СССР не было. Продовольственная проблема в начале 90-х гг. обострилась до предела (дефицит продуктов стал тотальным, и во всех регионах, в том числе в Москве, де-факто была введена карточная система), а подавляющее большинство крестьян отказались брать землю в аренду (в хозяйствах арендаторов летом 1991 г. было только

2% возделываемых земель и 3% поголовья скота).Несколько более успешной была другая экономическая реформа Горбачева – легализация частного сектора экономики.В 1986 г. была разрешена индивидуальная трудовая деятельность, в 1988 г. началось массовое создание кооперативов. Весной 1991 г. в кооперативном секторе было занято более 7 млн чел. (5% активного населения), и около 1 млн занимались индивидуальной деятельностью, но и здесь вскоре возникли многочисленные негативные моменты. Абсолютное большинство частных предприятий работало не в производстве, а в торговле (в начале 1991 г. 90% кооперативов и совместных предприятий не занимались производственной деятельностью). Одной из главной задач частного сектора стало «отмывание» капиталов криминального происхождения (в год в кооперативах «отмывалось» до 70-90 млрд. рублей). Ускорилось расслоение советского общества (обед в кооперативном ресторане в Москве стоил в 10 раз дороже, чем в государственном ресторане 1-ой категории), и начался рост социальной напряженности.Таким образом, реформы Горбачева не сумели решить своей главной задачи – вывести советское общество из кризиса, т. к. они были весьма непоследовательными и нерешительными.

Распад СССР

К 1990 г. идея перестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», затем последовало постановление «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Предусматривались разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма было похоронена.

В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС.

Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг., и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии и Эстонии.

С весны 1990 г. идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. состоялся 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С.Горбачева.Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 г. в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, и почти все они отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г. благодаря усилиям Горбачева удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде.Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.Янаев, премьер-министр В.Павлов, министр- обороны Д.Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.Президент РСФСР Б.Н.Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы - не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики.Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.В ноябре 1991 г. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.Эти события ускорили процесс распада СССР. В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.В сентябре 5-й внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик - России (Б.Н.Ельцин), Украины (Л.М.Кравчук) и Белоруссии (С.С.Шушкевич) заявили о прекращении действия договора об образовании СССР.Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств - СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии.21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

Перестройка Горбачева кратко

Идеалами, освещавшими мой путь и сообщавшими мне смелость и мужество, были доброта, красота и истина. Без чувства солидарности с теми, кто разделяет мои убеждения, без преследования вечно неуловимого объективного в искусстве и в науке жизнь показалась бы мне абсолютно пустой.

Горбачёв Михаил Сергеевич появился на свет в с. Привольное (Ставропольский край) 2 марта 1931 г. Отец, Сергей Горбачев был русским, а мама, Мария Гопкало, украинкой, с чем связана особая толерантность будущего политика в национальном вопросе.

Михаил, будучи еще подростком, работал в колхозе и в МТС, помогая родителям, так как семья жила очень скромно. Пятнадцатилетним юношей Михаил Сергеевич становится помощником комбайнера. Перестройка Горбачева кратко В возрасте 19 лет Горбачев вступает в ряды кандидатов в КПСС, получив протекцию от учителей и директора своей школы.

В 1950 году Михаил Сергеевич поступает в МГУ без каких-либо экзаменов, а через три года женится на Титаренко Раисе Михайловне, с которой проживет в счастливом браке до самой смерти супруги (1999г.).

В 1952 году Михаил Сергеевич вступает в КПСС.

В 1968 году в августе Горбачев был избран Первым секретарём КПСС Ставропольского крайкома, занимая эту должность вплоть до апреля 1970 года. С 1970 года Горбачёв был назначен членом Верховного Совета.

Находясь у власти, Михаил Сергеевич провел много различных реформ, из-за которых распался и СССР, а также была уничтожена монополия КПСС. Хотя очень часто действия Горбачёва подвергались критике политиков за непоследовательность действий, за попытку сохранения социализма и прежней центрально-планируемой экономики.

В 1862 году (15 мая) была создана компания по борьбе с нетрудовыми доходами. Поднимался вопрос о борьбе с шоферами, репетиторами, продавцами цветов т.п. Многие люди лишились нелегального трудового заработка.

С другой стороны Горбачеву отчасти принадлежит заслуга по увеличению продолжительности жизни, трудоспособности населения и снижению преступлений на почве алкогольного опьянения. В 1985 году 17 мая в силу вступила антиалкогольная компания в СССР. Перестройка Горбачева кратко Из-за этого нововведения цены на алкоголь увеличились на 45%, были вырублены виноградники, а так же исчез сахар в магазинах, используемый умельцами для самогоноварения, что привело к продаже этого продукта только по талонам. Как следствие реформ Горбачёва, в 1989 году исчезли многие товары из магазинов, произошла скрытая инфляция, введение, как уже говорилось, карточек на определенную группу товаров. Тяжелая жизнь большинства граждан привела к спаду рождаемости, который наблюдался вплоть до 2001 года. При Михаиле Сергеевиче были выведены войска из Афганистана, что положительно восприняли многие соотечественники. Но в 1986 году были частично скрыты факты взрыва на Чернобыльской АЭС 26, такая «таинственность» оставила негативный отпечаток на биографии политика.

В конце 1991 года Горбачев подает в отставку, добровольно сняв с себя полномочия главы. Однако уже через пять лет (1996 года) Михаил Сергеевич становится Председателем Правления Международного Зеленого Креста.

В 2011 в свой восьмидесятилетний юбилей Михаил Сергеевич получил награду Андрея Первозванного.

У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день - а мгновенье.

После избрания М.С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС в марте 1985 г. за короткий промежуток времени грандиозные идеологические, политические, экономические и социальные перемены потрясли всю страну, изменив всю совокупность утвердившихся после октября 1917 г. государственных и экономических структур.

Горбачевская перестройка началась с завоевания свободы слова. Бывшая поначалу политическим лозунгом, направленным прежде всего на оздоровление государственной идеологии, гласность помогла быстро освободить силы, направленные на либерализацию режима. По мере развития гласности, задуманной как средство борьбы с «недостатками социализма» без «подрыва его ценностей», управлять ею становилось все труднее, и наконец она подняла принципиальный вопрос о самой законности партийной власти, о природе сталинизма.

Осуждение сталинизма во всех его проявлениях привело к исследованию причин перерождения власти и возникновения командно-административной системы. Это породило поляризацию все более широких слоев общества на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса.

Вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг «ускорения», на первый взгляд, выглядевший вполне традиционно, как призыв к ускорению темпов социально-экономического развития. Но очень скоро, в 1987 г., было решено сменить концепцию «ускорения» на концепцию «перестройки». Стержнем экономической программы перестройки стала идея перевода жестко централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу в рамках социализма.

В этих условиях была проведена серия реформ, разработанных группой экономистов, социологов, политологов (Л. Абалкин, А. Аганбегян, Т. Заславская, Ф. Бурлацкий). Предполагалось расширить самостоятельность предприятий, исходя из принципов самоокупаемости и самофинансирования; значительно возрастали права трудовых коллективов предприятий и организаций; предусматривалось поощрение частной инициативы в тех сферах, где это считалось «социально-оправданным», например, в сельском хозяйстве, в возрождаемой сфере индивидуально-трудовой деятельности, в сфере услуг.

Постепенное возрождение внутреннего частного сектора неизбежно влекло отказ от монополии внешней торговли и открытие советского рынка для иностранных инвестиций. Частный сектор, иностранные капиталовложения, более глубокая интеграция в мировой рынок должны были, по замыслу теоретиков реформ, послужить стимулом к развитию и повышению конкурентоспособности советских предприятий.

Новая концепция была сформулирована в Законе о государственном предприятии от 30 июня 1987 г., который расширял самостоятельность государственных предприятий на основе хозрасчета и самофинансирования. Если до тех пор основным стержнем, вокруг которого разворачивалась вся деятельность предприятия, оставался план, то теперь оно получило свободу само планировать свою деятельность на контрактной основе с поставщиками и потребителями при ограниченном уровне централизованных инвестиций. Посредничество Госплана становилось лишним.

Выполнение этих положений должно было подкрепляться другими радикальными мерами: реформой ценообразования, материального снабжения и т.д. Но так как государство оставалось главным заказчиком в промышленности, оно оставляло за предприятиями весьма ограниченные возможности для коммерческой деятельности. Государство также сохраняло за собой право определять номенклатуру выпускаемой продукции, устанавливать цены и ставки налогообложения. Центральные же ведомства продолжали «снимать сливки» с доходов предприятий, так как не хотели отказываться от своих прежних пре­рогатив.

Еще одним слабым звеном стала проблема поставок. Из-за отсутствия сложившейся системы оптовой торговли предприятия были ограничены в выборе поставщиков, а последние в случае нарушения договоров не несли за это ощутимой ответственности, поскольку необходимое законодательство по этим вопросам также отсутствовало.

Таким образом, сфера рынка оказалась ограниченной, а сфера централизованного контроля расширилась.

Расширение государственного контроля за качеством продукции привело в свою очередь к фактическому сокращению заработков рабочих, так как большинство изделий не отвечало установленным «стандартам качества». Чтобы избежать банкротства, предприятия вынуждены были использовать государственные субсидии, оставаясь под жесткой опекой управленческих структур. Рабочие чувствовали, что, несмотря на обещание самоуправления, все решения по-прежнему навязывались бюрократией.

Наиболее сложной проблемой перехода к рыночной экономике оказалась проблема ценообразования. При установлении цен на основе себестоимости продукции пришлось бы увеличить розничные цены. Реформа ценообразования откладывалась до весны 1991 г. усисиями бюрократии, опасавшейся потерять доходы и привилегии, сложившиеся в целую систему, которая создавалась игрой на субсидиях, гарантированным сбытом, манипуляцией ценовыми отношениями, связанными со всеобщим дефицитом. Социальная же цена за последовательное освобождение цен и переход к рыночной экономике была очень высока.

Принятым 19 ноября 1986 г. и дополненным 26 мая 1988 г. законом Ечастная деятельность был легализована более чем в 30 видах производства товаров и услуг. Начали бурно развиваться кооперативный сектор и индивидуальная трудовая деятельность. Появление частного сектора сопровождалось установлением очень высоких цен, ориентированных отнюдь не на среднего - и чувствующего себя обманутым - потребителя. Возникший, как правило, без обращения к банковским кредитам частный сектор стал «отмывать» капиталы теневой экономики.

Официально признанный в 1988 г. арендный договор предполагал аренду земли на длительный, до 50 лет, срок при условии полного распоряжения произведенной продукцией. Колхозам предоставлялось право определять площадь индивидуальных участков и поголовье скота в личном хозяйстве. Обе меры дали на практике символические результаты. Колхозы остались под опекой районных властей, продолжавших планировать их производство и поставки государству. Кроме того, крестьяне были лишены необходимой техники и всей экономической инфраструктуры, необходимой для придания продукции товарного вида и ее реализации. Те же, кто желал взять землю в аренду, наталкивались на сопротивление местных властей. Чаще всего предоставляемый срок аренды не превышал пять - десять лет, а договоры получали силу только для заключавших их лиц без права завещания и наследования.

Ни одна из начатых в экономике реформ практически не дала положительных результатов. Между тем экономические реформы представляли смертельную угрозу для всех привилегий бюрократического аппарата. Новые предприниматели стремились получить максимальную прибыль в кратчайшие сроки в условиях крайне нестабильной политической ситуации.

В конце 1989- начале 1990 г. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства, за исключением оборонной и тяжелой промышленности. Была провозглашена новая цель экономической реформы - не ускорение, а переход к рыночной экономике, выбрана модель «регулируемого рынка» - сочетание плана и рынка, - закрепленная законодательно постановлением Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР» в июне 1990 г. Это была программа «арендизации экономики», автором которой был Л.И. Абалкин. Она сменила программу «ускорения экономического роста» А.Г. Аган-бегяна.

В экономическом плане годы перестройки были весьма драматическими. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться, уровень жизни стремительно падал, с каждым днем подрывая у населения доверие к рассуждениям об экономической реформе. Начиная с 1988-1989 гг. стало заметно сокращаться сельскохозяйственное производство, что немедленно сказалось на снабжении продовольствием. Показатели прироста промышленного производства не переставали снижаться, достигнув нулевого уровня в 1989 г. и отметив 10%-е, сокращение в первом полугодии 1991 г. В декабре 1990 г. глава правительства Н.И. Рыжков констатировал обвал экономики и подал в отставку.

Новый глава правительства B.C. Павлов решился в январе - апреле 1991 г. на непопулярные меры- обмен денег и повышение цен в 2-10 раз. К лету 1991 г. инфляция резко подскочила и достигла в конце года 25% в неделю. Одновременно происходило падение курса рубля: с 10 руб. за 1 американский дол. в начале 1991 г. до ПО-120 в конце. «Павловское» повышение цен уже не могло спасти положение и привести к изменению экономической ситуации.

Начатые в процессе перестройки политические и законодательные преобразования сочетались с желанием М.С. Горбачева сохранить при этом политическую систему во главе с КПСС и союз советских республик. Союзное руководство во главе с Горбачевым пришло к выводу, что экономическое развитие страны сдерживается консервативной политической системой, и переключило свое главное внимание на политические преобразования. Речь шла о восстановлении роли Советов как органов социалистической власти и возвращении общественным организациям их первоначального значения. Второй целью реформы было перераспределение власти, но при сохранении ведущей роли партии.

Важным этапом политических преобразований стало принятие летом 1988 г. проекта конституционной реформы, которая привела к установлению двухуровневой представительной системы - Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, а затем и к учреждению поста президента СССР, наделенного широкими полномочиями. В функции Съезда входило проведение конституционных, политических, экономических и социальных реформ, а также избрание наряду с Верховным Советом президента страны, наделенного полномочиями руководства внешней политикой и обороной, назначения премьер-министра.

Весной 1990 г. была определена новая цель реформы - создание правового государства, которое способно обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Среди первостепенных задач реформирования политической системы были укрепление президентской власти в СССР и переход к многопартийности. 15 марта 1990 г. М.С. Горбачев был избран первым Президентом СССР. Вскоре стала оформляться и структура президентской власти, одним из звеньев которой стал Президентский Совет, преобразованный вскоре сначала в Совет Федерации, а потом в Госсовет. Переход к президентской системе власти в СССР означал свертывание, а в дальнейшем и лик­видацию советской власти.

Эти перемены сопровождались принятием законов, направленных на создание правового государства. Было признано, что советское право по существу служило не обществу, а государству. Стремление гарантировать права граждан и необходимость создания механизма правовой защиты экономических реформ стали основаниями для перехода к построению правового государства.

В 1988-1990 гг. был принят ряд законов, в частности, о праве граждан на судебное обжалование неправомерных решений администрации, о государственной безопасности, о прессе и средствах массовой информации, об общественных организациях, о въезде в СССР и выезде из СССР.

В период перестройки начинает меняться государственная политика в области духовной жизни. Правительственные и партийные органы стали отходить от административных методов руководства культурой. Важнейшим фактором роста активности общества стали дискуссии на страницах газет «Московские новости», «Литературная газета», журнала «Огонек» и др. На страницы «толстых» литературно-публицистических журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь», «Нева» возвращались творения писателей, поэтов, погибших после 1917 г. или покинувших Россию, - Н.С. Гумилева, И.А. Бунина, О.Э. Мандельштама, З.Н. Гиппиус, Д.С. Мережковского и многих др. Стали появляться первые негосударственные (кооперативные) издательства. Сфера культуры стала развиваться активнее, ярче и многообразнее. Но при этом процессы перестройки привели к серьезным потерям для науки, образования, а проникновение в литературу и искусство рыночных отношений не могло не привести затем к заметному снижению общего уровня художественных произведений.

В мае - июне 1989 г. состоялся I Съезд народных депутатов СССР., избран Верховный Совет СССР во главе с М.С. Горбачевым. В мае 1990 г. на Съезде народных депутатов РСФСР Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин. Инициатива реформирования политической системы перешла в руки народных депутатов.

Начиная с 1990 г. переход к многопартийности стал вопросом, требовавшим незамедлительного решения. Пониманию этого в огромной мере способствовал выход Б.Н. Ельцина из партии на последнем, XXVIII съезде КПСС в июле 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР изменил редакцию ст. 6 Конституции СССР 1977 г., изъяв из нее положение о КПСС как о руководящей и направляющей силе советского общества и ядре политической системы. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе. После «августовского путча» 1991 г., приостановки деятельности компартии СССР на территории России в ноябре 1991 г. политическая система была обречена.

Еще в годы перестройки начались процессы, которые вели к распаду СССР. Национальные конфликты, самым крупным из которых был вооруженный конфликт между Арменией и Азербайджаном по поводу принадлежности Нагорного Карабаха, подрывали союзное государство. В этой ситуации М.С. Горбачев выступил с проектом нового варианта союзного договора, предлагавшим предоставить широкие полномочия республикам с сохранением сильной центральной союзной власти. По сути дела, предлагалось преобразовать союзное государство в конфедерацию республик во главе с Президентом СССР. Попыткой консервативных сил сорвать этот план и сохранить действительную власть за союзным центром и был «августовский путч» 1991 г.

После провала попытки установить чрезвычайное положение наступил последний этап распада СССР. 8 декабря 1991 г. встретившиеся в Беловежской пуще (Белоруссия) руководители РСФСР, Украинской ССР и Белорусской ССР заключили так называемое «Беловежское соглашение» о роспуске СССР и создании СНГ (Содружества Независимых Государств). В конце декабря руководители 11 республик, встретившись в Алма-Ате, поддержали Беловежское соглашение. 25 декабря 1991 г. Президент СССР официально объявил о сложении полномочий, а на следующий день Верховный Совет СССР признал роспуск СССР и принял решение о самоликвидации.

На внешнюю политику советского государства в годы перестрой­ки оказала влияние концепция М.С. Горбачева, изложенная им в книге «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Активное участие в разработке концепции «нового политического мышления» приняли министр иностранных дел Э.А. Шевардна­дзе и член Политбюро ЦК КПСС А.Н. Яковлев. В основе концепции лежал отказ от тезиса о непримиримых противоречиях между двумя противоположными общественно-политическими системами - капиталистической и социалистической - и признание того, что современный мир - это единая, взаимосвязанная система.

В основу международных отношений предлагалось положить приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, что означало попытку реализации идей перестройки на международной арене. В 1989 г. СССР подписал Венскую декларацию Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) и принял обязательства о гарантии прав человека и основных свобод и о приведении всех законов нашей страны в соответствие с международными правилами.

Во внешней политике СССР стал руководствоваться принципами деидеологизации в решении общеевропейских проблем. По итогам Берлинской декларации (1987) по инициативе советского руководства ОВД подлежала роспуску. В 40-ю годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы и.Нагасаки СССР наложил мораторий (запрет) на испытания ядерного оружия и предложил план поэтапного и полного ядерного разоружения (1987).

В 1985 г. были возобновлены и стали постоянными советско-американские встречи на высшем уровне. На основании Вашингтонского договора (1987) между СССР и США по ракетам средней и меньшей дальности (РСМД) начался процесс разоружения и обеими сторонами были ликвидированы 4% мировых запасов ядерного оружия (1990). В Москве был подписан договор (1991) об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1).

В 1989 г. СССР вывел войска из Афганистана, а участие нашей страны в этой войне было признано советским руководством грубой политической ошибкой. В том же году начался вывод советских войск из Монголии, что способствовало нормализации отношений с Китаем.

В 1990 г. положено начало сокращению советских Вооруженных Сил и выводу советских частей из европейских и других социалистических стран. В то же время новый внешнеполитический курс советского руководства вызвал резкое падение авторитета правящих партий социалистических стран и привел к серии революций в странах Восточной Европы, в результате которых компартии были отстранены от власти. Этот процесс начался с Польши (1989), а в 1990 г. ГДР и ФРГ объединились. Пришедшие к власти демократические режимы в странах Восточной Европы взяли курс на сближение с НАТО. В 1991 г. был официально оформлен роспуск ОВД и СЭВ. Социалистическая система окончательно распалась.

Очевидно, что глобальные изменения внутри страны и на международной арене не могли не повлиять на катастрофическое ухудшение экономической ситуации в России, отгороженной прежде «железным занавесом» от мировой экономики. Западные державы стремились использовать распад СССР и социалистической системы в своих интересах, усиливая здесь свои экономические позиции. В 1991 г. стра­ны «семерки» в составе США, Англии, Франции, Германии, Италии, Японии и Канады и Международный валютный фонд (МВФ) отказали России в финансовой помощи, ссылаясь на неустойчивое внутри­политическое положение. Их экономическим и политическим планам в большей степени соответствовало не строительство новой, процветающей России, а поддержка сепаратизма в бывших советских республиках.

ВВЕДЕНИЕ

Усложнившиеся внешнеполитические и внутриполитические задачи СССР, общий уровень развития общества (эскалация ракетной доктрины, афганская война, социальная апатия, идеологический кризис, бюрократизация, застой в технологии и т. д.) требовали радикальных реформ, которые сдерживало только нереформируемое руководство. Изменения, произошедшие в 1985 г., привели к ликвидации и этого препятствия. Настало время политических реформ.

Крымская война 1853-1856 гг. поставила правительство перед выбором: либо сохранить существовавшие в стране крепостнические порядки и как следствие этого, в конечном счете, в результате политической и финансово-экономической катастрофы потерять не только престиж и положение великой державы, но и поставить под угрозу существование самодержавия в России, либо приступить к проведению буржуазных реформ, первостепенной из которых была отмена крепостного права.

Политические реформы М.С. Горбачева. Поиски путей демократизации общества (1985-1991 гг.)

В марте 1985 г. генеральным секретарем ЦК КПСС стал М.С. Горбачев. Его избрание было связано с поддержкой министра иностранных дел А.А. Громыко, а также с желанием членов Политбюро покончить с так называемой «пятилеткой смертей». В политическом развитии страны можно условно выделить ряд этапов. Первый, с марта 1985 г. по январь 1987 г., проходил под лозунгом «больше социализма».

С самого начала Горбачев проявил себя как опытный политик, оправдывая данную ему Громыко на мартовском пленуме ЦК КПСС характеристику: «У него приятная улыбка, но железные зубы». На апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г. полноправными членами Политбюро стали сторонники Горбачева: секретари ЦК Е.К. Лигачев и Н.И. Рыжков, председатель КГБ В.М. Чебриков; кандидатом в члены Политбюро - маршал Советского Союза министр обороны С.Л. Соколов. В июле 1985 г. А.А. Громыко занимает пост председателя Президиума ВС СССР, а министром иностранных дел и одновременно членом Политбюро становится Э.А. Шеварднадзе. В Политбюро складывается «горбачевское большинство». Из состава Политбюро постепенно выводятся противники Горбачева: Г.В. Романов (июль 1985 г.), Н.А. Тихонов (октябрь 1985 г.), В.В. Гришин (декабрь 1985 г.), Д.А. Кунаев (январь 1987 г.), Г.А. Алиев (октябрь 1987 г.) и др. На смену им приходят ставленники нового генерального секретаря: Б.Н. Ельцин, А.Н. Яковлев, А.И. Лукьянов, В.А. Медведев. Кадровые перестановки порою приводили к серьезным местным конфликтам, как это произошло в 1986 г. в Казахстане, когда после снятия Кунаева местная национальная элита не приняла кандидатуру Горбачева - Колбина. Беспорядки в Алма-Ате побудили Москву выбрать новую, компромиссную кандидатуру. В целом в 1985-1988 гг. Горбачеву удалось завершить начатую еще Андроповым кадровую чистку. За три года было обновлено 85% состава ЦК, что намного превышало показатели 1934-1939 гг., когда они составили около 77%. Апофеозом кадровых перестановок стала XIX партийная конференция 1988 г., когда по ее завершении из состава Политбюро и ЦК КПСС были выведены остававшиеся в руководстве представители «кремлевских старцев», в том числе Громыко, Соломенцев, Долгих. Одновременно с кадровыми перестановками началось и политическое обновление общества, выразившееся, прежде всего, в борьбе с коррупцией и номенклатурой. Проводником идей Горбачева в Москве стал сменивший Гришина на посту первого секретаря московского обкома КПСС Б. Н. Ельцин, заявлявший: «У нас в Москве идет такая перестройка, что в тюрьмах не хватает мест для всех, кого хотим посадить». Из 33 райкомовских секретарей в Москве были смещены 23, причем некоторые несколько раз. В период пребывания Ельцина во главе московской организации КПСС оказались в тюрьме за различные преступления более 800 торговых работников. Обновление общества, прежде всего, виделось в борьбе с коррупцией, при этом методы управления и внедрения реформ оставались по-прежнему директивными. Фактически речь шла о партийной реформе сверху через систему партийных государственных органов. Однако выявившееся сопротивление этим реформам со стороны значительной части партийных функционеров, заметное уже в 1986 г., привело Горбачева к осознанию необходимости расширения социальной базы за счет привлечения к участию в перестроечном процессе интеллигенции. Толчком к политике гласности послужили события 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской АЭС, выявившие моральную ущербность прежнего партийного контроля над информацией. В мае состоялись съезды Союза кинематографистов и Союза театральных деятелей, где была произведена смена руководства, и Союзы соответственно возглавили Э. Климов и М. Шатров. Также были произведены назначения в центральные журналы и газеты: редакцию «Нового мира» возглавил С. Залыгин, «Знамени» - Г. Бакланов, «Огонька» - В. Коротич, «Московского комсомольца» - Е. Яковлев, «Аргументов и фактов» - В. Старков. Кадровые изменения в руководстве творческих союзов и редакциях периодических изданий преследовали своей целью нейтрализацию намечавшейся партийной оппозиции реформам Горбачева. Трагические обстоятельства гибели летом 1986 г. теплохода «Адмирал Нахимов» и в октябре этого же года ядерной подводной лодки «Комсомолец» убедили Горбачева в необходимости гласности. На январском пленуме 1987 г. политика гласности была официально закреплена как основа проводившихся политических реформ. Следующий этап, 1987-1988 гг., можно охарактеризовать как этап, проходящий под лозунгом «больше демократии», в котором классовое понятие демократии было заменено общечеловеческим (либеральным) пониманием.

В 1987-1989 гг. выходят ранее не печатавшиеся и запрещенные произведения: «Реквием» А. Ахматовой, «Софья Петровна» Л. Чуковской, «Доктор Живаго» Б. Пастернака и другие книги. Издаются книги А. Рыбакова «Дети Арбата», В. Дудинцева «Белые одежды», Д. Гранина «Зубр», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» и т.д. В условиях гласности по стране в 1987-1988 гг. образуются многочисленные политические объединения и общества: народные фронты в Молдавии, Латвии, Эстонии, в крупных городах России, литовский «Саюдис», украинский «Рух», «Свободная Грузия» и другие организации. Пересматриваются устоявшиеся стереотипы в отношении исторического прошлого СССР, возобновляется реабилитационный процесс, прерванный в брежневский период. В феврале 1988 г. Комиссия по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х и начале 50-х гг., приходит к выводу о фальсификации дел в отношении Н.И. Бухарина, А.И. Рыкова и других обвиняемых на третьем Московском процессе в 1938 г.

Политика гласности, порой принимавшая резко негативный характер по отношению ко всему историческому прошлому СССР, привела к консолидации внутри Политбюро консервативно настроенных лиц, не приемлющих направленность большинства перестроечных материалов в периодической печати. Складыванию оппозиции реформам в Политбюро способствовали и командно-административные методы проведения преобразований в начальный период перестройки, а также затронутые партийно-номенклатурные интересы. Также противниками Горбачева критически воспринимались проводимые экономические реформы, в которых они видели капитуляцию перед капиталистической системой.

Лидером консерваторов в Политбюро стал Е.К. Лигачев. Именно он добился снятия в 1987 г. с поста первого секретаря Московского обкома КПСС Б.Н. Ельцина, а также публикации 13 марта 1988 г. в «Советской России» статьи Н. Андреевой «Не могу поступиться принципами», где критике подверглась политика гласности. Более чем трехнедельное молчание интеллигенции, ошеломленной статьей, помещенной в центральном органе КПСС, доказывало шаткость позиций Горбачева в столкновении с партийным руководством. Ставка Горбачева на коммунистов-реформаторов и интеллигенцию оказалась недостаточной. Требовалось новое расширение социальной базы перестройки как для продолжения реформ, так и для укрепления положения самого Горбачева. Выборы в высшие органы власти открыли новый этап - этап размежевания в лагере перестройки (1989-1991 гг.).

В марте 1989 г. состоялись выборы съезда народных депутатов СССР. Председателем Верховного Совета на открывшемся в мае I съезде народных депутатов СССР был избран Горбачев. Несмотря на то, что многие представители партийной номенклатуры не прошли по одномандатным округам, Горбачеву удалось заручиться поддержкой большинства съезда. Вместе с тем, оказавшиеся в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты в последний день съезда сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: Сахаров, Ельцин, Афанасьев, Попов, Пальм). Они выступали за ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за радикальное реформирование советского общества. Осенью 1989 г. состоялся II съезд народных депутатов СССР, проходивший на фоне революционных преобразований в Восточной Европе. События в странах бывшего социалистического блока способствовали поляризации съезда. Радикальное меньшинство, которое после смерти в дни съезда Сахарова возглавил Ельцин, требовало отмены статьи 6 Конституции СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть. В свою очередь консервативное большинство указывало на дестабилизирующие дезинтеграционные процессы в СССР и, следовательно, на необходимость усиления полномочий центра (группа «Союз»). В этих условиях Горбачев в перерыве между II и III съездами народных депутатов СССР идет на отмену статьи 6, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти. III съезд 15 марта 1990 г. соглашается на введение института президентства в СССР и выбирает на съезде Президентом СССР М.С. Горбачева. В дальнейшем Б.Н. Ельцин уже открыто переходит на антикоммунистические позиции, начинает борьбу за власть. Ему удалось сплотить в единую коалицию силы совершенно различной политической ориентации на платформе общей борьбы против КПСС.

Ряд историков (Согрин В.В.) объясняют политические преобразования того времени в рамках теории модернизации. Сама теория модернизации оформилась после второй мировой войны в лоне западного, прежде всего американского, обществознания. Ее наиболее влиятельные выразители Толкотт Парсонс, Сеймур Липсет, Рейнхард Бендикс и их последователи исходили из разделения всех обществ на традиционные и современные. Процесс превращения традиционных обществ (а изначально все были таковыми) в современные (по-английски «modern», отсюда и термин «модернизация» для обозначения процесса) составил, согласно их заключению, основу общественно-исторического прогресса. Основными чертами оформившегося современного общества были признаны право индивидуума владеть и распоряжаться собственностью, свободное формирование и легализация разнообразных экономических, социальных и политических интересов и объединений, законодательное закрепление и неотчуждаемость гражданских и политических прав человека, представительное правление и разделение властей, экономический и политический плюрализм, вертикальная и горизонтальная социальная мобильность, рациональная бюрократия. Очевидно, что основополагающие черты современного общества есть суть характерные черты обществ западной цивилизации.

Распространение теории модернизации на российскую историю, то, что одной из основных ее сквозных линий объявляется заимствование общественных образцов западной цивилизации, оказалось оскорбительным и неприемлемым для националистически настроенных российских политиков и идеологов. Но с познавательной точки зрения вопрос заключается не в том, унизительно или не унизительно для России использование западных образцов, а в том, имеет ли оно характер долговременной исторической тенденции и влияло ли на прогрессивное изменение российского общества. Непредвзятое рассмотрение российской истории дает основание ответить на этот вопрос утвердительно. В свете теории модернизации современная радикальная трансформация российского общества также может быть разделена на три этапа. На первом - в 1985-1986 гг. - М. Горбачев и его окружение использовали по преимуществу командно-административные меры реформирования советского общества, схожие с теми, к которым уже прибегали Н. Хрущев и Юрий Андропов. Мероприятия этого этапа - закон о госприемке, реорганизация министерств, школьная реформа, антиалкогольная кампания, ускоренное развитие машиностроения и др. - не только не дали ожидавшихся результатов, но даже усугубили экономические и социальные проблемы СССР. Первый этап по сути продемонстрировал полную исчерпанность возможностей модернизации общества на основе командно-административной модели.

На втором этапе - 1987-1991 гг. - М. Горбачев и его сподвижники попытались заменить командно-административный социализм своего рода советской моделью демократического социализма, которая была призвана раскрепостить экономические и социальные потенции общества. Новая стратегия дала результаты, совершенно непредвиденные ее создателями. Экономические реформы не удались, зато политическая демократизация не только укоренилась, но и приобрела собственную неподвластную Горбачеву инерцию. Именно на ее волне модернизация стала вбирать в себя либерально-демократические образцы: в течение двух-трех лет оформился политический плюрализм, начали зарождаться гражданское общество и многопартийность. Ее размаха и напора не выдержали ни командно административная система, ни социалистический строй, ни сам СССР. Последней жертвой мирной политической революции, выросшей из политических реформ Горбачева, стал сам архитектор перестройки.

С распадом СССР и концом коммунистического режима в России начался третий этап модернизации, осуществлявшейся Борисом Ельциным и радикалами уже по «чистым» либеральным образцам.

Введение.

Перестройка затронула всех и каждого в отдельности, поскольку под её воздействием произошли грандиозные идеологические, политические, экономические, социальные перемены, перетряхнувшие сверху донизу совокупность государственных и экономических структур, утвердившихся после октября 1917 г. в России, коренным образом изменился европейский и всемирный порядок. Это вызывает неоднозначное к ней отношение.

Существуют различные точки зрения по отношению к Перестройке М. С. Горбачёва.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это контрреволюционный переворот, предательство по отношению к социализму.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это возможность развития в русле мировой цивилизации.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это наступление Смутного времени, кризис в партии и гибель страны.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это возврат на естественный путь развития, прерванный в 1917 г.

· Перестройка М. С. Горбачёва – это всемирный заговор сионистов и империалистов, вынашивающих планы ликвидации супердержавы.

Процессы, последовавшие за окончанием перестройки, позволяют говорить, что это событие равно по своей значимости Октябрю 1917 г. Основное содержание перестройки – социальная революция, в центре которой находятся вопросы собственности, типа власти и характера производственных отношений. Как и вся модернизация в России, переход к перестройке оказался вынужденным.

В истории Перестройки и реформ М. С. Горбачёва можно выделить четыре периода: 1) март 1985 – январь 1987 гг. проходил под лозунгом “Больше социализма”. 2) 1987 – 1988 гг. – “Больше демократии”. 3) 1989 – 1991 гг. – период раскола. 4) Путч августа 1991 г. и отставка М. С. Горбачёва в декабре 1991 г.

Социально-экономические и политические реформы М. С. Горбачёва в СССР.

В марте 1985 г. на внеочередном Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарём был избран самый молодой член Политбюро М. С. Горбачёв. Замысел реформ был изложен Горбачёвым на Пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 г. Целью его политики стала модернизация социализма .

Констатировалась необходимость реформ из-за назревавшего кризиса. Утверждался тезис о том, что до сих пор в стране не использовались все потенциальные возможности социализма.

Были провозглашены три основных лозунга, выражавшие программу модернизации: ускорение – гласность – перестройка .

Ускорение – этот лозунг содержал призыв к ускорению темпов экономического развития, интенсификации производства.

Гласность – этот лозунг имел целью сделать достоянием общественности то, что до сих пор тщательно скрывалось, а именно внутренние проблемы: кризис экономики, отставание страны от мирового уровня. Началось смягчение цензуры, изучение так называемых “белых пятен” истории.

Перестройка – означала стремление к реконструкции не только экономики, но и всего общественного порядка в целом. Однако в конечном итоге это привело к распаду системы.

Эти лозунги стали ключевыми на первом этапе реформ М. С. Горбачёва. Между ними существовала логическая взаимосвязь: гласность способствовала выявлению недостатков, перестройка должна была служить устранению этих недостатков и всё это в конечном итоге – ускорить общественно-экономическое развитие.

Экономические реформы. В качестве первого шага по выходу страны из кризиса был провозглашён курс на “ускорение социально-экономического развития страны”. Этот курс был направлен на достижение ежегодного прироста национального дохода не менее, чем на 4%, что было крайне сложно в условиях снижения мировых цен на нефть и гонки вооружений. Для достижения такого роста национального дохода следовало за 5 лет увеличить добычу топлива и сырья на 15 %, увеличить инвестиции на 30 – 40 %, дополнительно вовлечь в производство до 2 млн. человек.

Но таких ресурсов не было. Значит, надо было обеспечить рост производительности труда путём внедрения прогрессивного оборудования за счёт роста машиностроения, сосредоточив инвестиции именно в этой отрасли.

Зазвучал призыв активизировать “человеческий фактор”, как важнейшее условие ускорения. Снова вспомнили про ударников и стахановцев, про мобилизацию “скрытых резервов”, максимальной загрузки имеющегося оборудования в 3 – 4 смены. Следовало укрепить трудовую дисциплину.

В основу экономической реформы была положена новая инвестиционная политика, направленная прежде всего на техническое перевооружение предприятий современной техникой. Ускорение предполагало опережающее развитие машиностроения с достижением им мирового уровня к началу 90-х гг. Однако, несмотря на огромные инвестиции в машиностроение, никакого эффекта достигнуто не было.

Старым направлением при реформировании было улучшение трудовой дисциплины. Поскольку отсутствие дисциплины на рабочих местах связывалось с прогулами и пьянством, сразу после апрельского 1985 г. Пленума ЦК КПСС было издано постановление ЦК КПСС “О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма”. Против нарушителей трудовой дисциплины по причине пьянства вводились меры административного наказания: лишение премий, путёвок в Дома отдыха и санатории.

Производство водки и ликероводочных изделий должно было ежегодно сокращаться на 10 %. Однако реально антиалкогольная кампания была ускорена и уже в 1985 – 1986 гг. производство алкогольной продукции сократилось в 2 раза. Однако результаты были минимальны. Уничтожение виноградников в Грузии и Армении нанесло огромный ущерб многовековой традиции виноделия в этих районах. Хронический дефицит алкогольных напитков и карточная система их распределения привели в конечном итоге к массовому подпольному самогоноварению, и как следствие к дефициту сахара.

Курс на продолжение экономических реформ был подтверждён в 1986 г. на XXVII съезде КПСС. Традиционно завышались предполагаемые результаты, например, обещание в 2,5 раза к 2000 г. повысить производительность труда и экономический потенциал СССР в целом, а также согласно новой жилищной программе к этому же сроку обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой.

Экономические реформы расширяли самостоятельность государственных предприятий. Государственные предприятия переводились на самоокупаемость и самофинансирование, т. е. хозрасчёт.

Разрешалось устанавливать горизонтальные связи с поставщиками и потребителями, минуя министерства.

Закон о государственном предприятии от 30 июня 1987 г. был призван обеспечить переход на новые принципы: хозрасчёт и самофинансирование. Предприятие получило свободу самому планировать свою деятельность, основываясь на предлагаемых, а не навязываемых министерствами цифрах. Некоторым категориям предприятий было даже разрешено вступать в прямой контакт с иностранными фирмами.

Трудовому коллективу предприятия предоставлялись весьма широкие полномочия: выборы директора предприятия, определение заработной платы внутри коллектива.

Вводился государственный контроль за качеством производимой продукции – “госприёмка”. Предприятия начали сокращение управленческих штатов. Однако государство сохраняло за собой контроль за ценовой политикой, и сохранялся приоритет госзаказов.

Экономические реформы стимулировали развитие частного сектора. По закону от 19 ноября 1986 г. и 26 мая 1988 г. была легализована частная трудовая и предпринимательская деятельность. После регистрации и лицензирования доходы от этой деятельности подлежали налогообложению в размере до 65 % от прибыли.

Разрешалась аренда земли на основе семейного и коллективного подрядов на длительный срок (до 50 лет) и свободное распоряжение продукцией. Однако аренда была обычно краткосрочная и к тому же арендный договор мог быть расторгнут властями в одностороннем порядке. В итоге к 1991 г. в арендных хозяйствах сосредоточилось не более 2 % всей обрабатываемой земли.

Однако новая политика вызвала сильное сопротивление аппарата. Реформы, провозглашённые в центре, тормозились на местах.

Предприятия фактически не получили самостоятельности, т. к. государство оставалось главным заказчиком в промышленности и министерства полностью покрывали госзаказом производственные мощности предприятий, не оставляя возможностей для получения прибыли в результате коммерческой деятельности. Государство, как и раньше устанавливало цены и организовывало снабжение предприятий сырьём.

Регистрация кооперативов и лицензирование частной трудовой деятельности было сопряжено с большими бюрократическими трудностями; контроль за качеством продукции при низком его уровне привёл в конечном итоге к сокращению заработка рабочих.

Второй этап экономической реформы, начавшийся в 1987 – 1988 гг. предусматривал широкое внедрение элементов рыночной экономики. Предполагалось, что предприятия, переведённые на самоокупаемость и самофинансирование, будут конкурировать между собой и эта конкуренция приведёт к интенсификации производства, к улучшению качества продукции и сокращению её себестоимости, поскольку сами предприятия будут заинтересованы в получении прибыли.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР “О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике”, по которому предусматривалась постепенная демонополизация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформа ценовой и кредитной политики, развитие частного предпринимательства. В 1990 г. появилась “Программа 500 дней” академика С. Шаталина.

Однако рыночная экономика внедрялась тяжело. В условиях отсутствия развитой рыночной инфраструктуры, института посредничества, товарно-сырьевых бирж предприятия не могли наладить ни закупку сырья, ни продажу собственной продукции.

К тому же 30% от общего числа составляли убыточные предприятия, а 25 % получили чрезвычайно малые прибыли. Лишение этих предприятий государственных дотаций открывало им дорогу к банкротству. Способ же увеличить прибыльность путём сокращения рабочих мест создавал реальную угрозу безработицы, и не был одобрен руководством предприятий и рабочими коллективами.

Реформы не смогли остановить падение жизненного уровня, роста цен и инфляции, которая к 1991 г. достигла 25% в месяц. Инвестиции в промышленность значительно истощили Государственный бюджет, который лишился двух крупных источников своего положения. Первым источником был традиционный экспорт сырья: нефти и газа. Падение цен на мировом рынке привело к тому, что СССР потерял только в 1985 – 1986 гг. 1/3 доходов от экспорта.

Другим источником были средства от продажи спиртных напитков, резко сократившиеся в период антиалкогольной кампании.

В итоге государство прибегло к денежной эмиссии и в обращение были выброшены необеспеченные товарами деньги, что усилило дефицит в экономике.

Экономика в условиях высокой инфляции свелась к натуральному обмену – бартеру.

Правительство СССР попыталось переломить кризисную ситуацию в экономике. В конце 1990 г. новым главой правительства стал В. С. Павлов, представлявший интересы консервативных кругов и военно-промышленного комплекса. Чтобы остановить центробежные тенденции, был взят курс на ужесточение экономических мер. Никаких разговоров о либерализации и приватизации уже не было.

Вскоре Павлов обвинил частные банки зарубежных стран в том, что они стремятся дестабилизировать обстановку в СССР. Горбачёв дал разрешение органам КГБ и МВД вмешиваться в хозяйственную деятельность предприятий, что привело к резкому сокращению инвестиций иностранного капитала на территории СССР.

В январе 1991 г. была проведена Денежная реформа. Внезапно было объявлено об изъятии из обращения в течение нескольких дней денежных купюр в 50 и 100 рублей и их обмене на соответствующие новые купюры, что привело к огромной панике среди населения.

Следом за обменом денег последовало крайне непопулярное решение о повышении цен в несколько раз. Одновременно проходила и компенсация роста цен путём денежных выплат населению. Но, размеры компенсации явно отставали от роста цен. Все эти мероприятия вели к потере доверия к национальной валюте – рублю и к руководству страны.

Летом 1991 г. Павлов потребовал от Верховного Совета предоставить правительству чрезвычайные полномочия для проведения стабилизации в экономике. Верховный Совет не поддержал это требование.

Политические реформы. Проведение преобразований было невозможно со старым бюрократическим аппаратом, настроенным к реформам оппозиционно. Поэтому особое значение приобрела кадровая политика. Главными были два направления. Первое направление кадровой политики развивало андроповскую линию на борьбу с коррупцией, перерожденчеством в партийно-государственной элите, на замену неспособных руководителей более компетентными.

Второе направление кадровой политики заключалось в смещении политических противников М. С. Горбачёва и его курса. Были отстранены Романов, Гришин, Щербицкий, Кунаев, Алиев. За 5 лет (1985 – 1990) состав Политбюро обновился на 85%, чего не было даже в период сталинских “чисток”. К власти в центре и в республиках приходили молодые партийцы, сторонники реформ.

Целью политических реформ на первом этапе было провозглашено создание демократической модели социализма. Основными направлениями демократизации и реформирования политической системы были:

· Возрождение прежних институтов власти, долгое время лишённых былого значения – Советов и местного самоуправления. Новая организация центральных органов власти.

· Политический плюрализм, формирование общественных организаций и отказ от однопартийной системы.

· Создание правового государства, базирующегося на принципах разделения властей, парламентаризме, приоритете прав человека.

· Обновление в новых условиях федеративного устройства, новые взаимоотношения центра и республик в условиях демократии.

Создание правового государства с главенством закона и приоритетом прав человека требовало изменения старого законодательства. Были приняты новые законы: Закон о праве граждан на судебное обжалование действий администрации; Закон о свободе прессы и средствах массовой информации; Закон об общественных организациях; Закон о въезде и выезде из СССР. Пересмотрено уголовное законодательство: отменены статьи за “антисоветскую пропаганду”.

Благодаря закону об общественных организациях появилось большое количество народных фронтов, общественных фондов. Однако доминирующее положение сохранялось у КПСС. В 1988 г. на XIX партийной конференции был выдвинут проект реформы центральных органов власти, который был принят Верховным Советом СССР в октябре 1988 г. Вводилась двухуровневая система представительных органов – Съезд народных депутатов (2250 человек) с пятилетним сроком полномочий и Верховный Совет СССР (544 депутата). Выборы депутатов на съезд впервые происходили на альтернативной основе всеобщим тайным прямым голосованием, причём 1500 депутатов избирались населением, а 750 – партией, профсоюзами и общественными организациями.

Первый Съезд народных депутатов (май 1989 г.) положил начало столкновению между радикально настроенными депутатами и большинством съезда во главе с Горбачёвым. Критике радикалов подверглась система выборов в Верховный Совет – списки кандидатов в него были составлены без предварительного обсуждения, а все попытки радикалов развернуть дискуссию по этому поводу были пресечены.

На съезде сформировалась оппозиция, лидерами которой стали правозащитник академик Сахаров и бывший секретарь Московского горкома КПСС Б. Ельцин, снятый в конце 1987 г. с должности за радикальный уклон. Оппозиция осудила систему выборов и их результаты. Опираясь на поддержку популярных средств массовой информации: газеты “Аргументы и факты”, “Московский комсомолец”, журнал “Огонёк”, телепрограмма “Взгляд”, – радикалы начали активную пропаганду своих взглядов.

Суть этих взглядов составляла предложенная радикалами политическая реформа:

· Введение не только представительной, но и прямой демократии в виде периодически проводимых референдумов;

· Избрание главы государства – президента – прямым тайным всеобщим голосованием;

· Введение особой процедуры выражения недоверия президенту – импичмента;

· Отмену шестой статьи Конституции 1977 г., утверждавшей руководящую и направляющую роль КПСС в советском обществе и государстве;

· Введение многопартийности и политического плюрализма.

В экономике предложения радикалов сводились к:

· Быстрому введению рыночных отношений;

· Либерализации цен;

· Внедрению частной собственности, как наиболее эффективной.

В национальной политике – образование нового федеративного государства на добровольной основе с широкими правами субъектов федерации.

В декабре 1989 г. собрался второй Съезд народных депутатов СССР, на котором радикальная оппозиция добилась обещания Горбачёва в ближайшее время принять новую демократическую платформу КПСС с признанием многопартийности, политического плюрализма, а в экономической сфере – смешанной формы собственности. Было принято решение и о введении в стране новой должности – Президент СССР.

В марте 1990 г. третий Съезд народных депутатов СССР отменил шестую статью Конституции и ввёл должность Президента. Новая реформа вызвала критику как справа, так и слева.

Для консерваторов, представлявших партийную элиту, нежелательным было сосредоточение власти в руках президента; для радикалов неудовлетворительным был способ избрания президента. Радикалы настаивали на всеобщем прямом тайном голосовании при избрании президента. Однако умеренное большинство съезда высказалось за избрание президента Съездом.

Первым президентом СССР стал М. С. Горбачёв. Однако на съезде за него проголосовало лишь около 60 % депутатов, что отражало резкое снижение популярности Горбачёва в стране.

Тем временем экономическое положение в стране продолжало ухудшаться. С прилавков исчезли самые необходимые товары, усилилась скрытая инфляция.

При экономической неэффективности реформ центральной власти и в конечном итоге их провале радикалы продолжали настаивать на проведении дальнейших либеральных экономических преобразований, но их инициативы наталкивались на противодействие большинства съезда, настроенного консервативно. В этих условиях оппозиция сделала ставку на победу в выборах в Верховный Совет России, чтобы иметь возможность провести радикальные реформы на уровне РСФСР. Победа на выборах в Верховный совет России в марте 1990 г. блока радикальных сил “Демократическая Россия” поставила Б. Ельцина во главе РСФСР. Правительство РСФСР было сформировано из сторонников радикальных реформ и приступило к выработке программы реформ.

Опасность для Горбачёва представляла и оппозиция “справа”. В оппозиции курсу Горбачёва обозначилось два течения – национально-патриотическое и ортодоксально-коммунистическое.

Представители национал-патриотического направления (писатели Солоухин, Белов, Бондарев, художник Глазунов) выступали с внеклассовых позиций, отстаивали идею “русской исключительности”, которой угрожал процесс вестернизации. Центрами духовной оппозиции стали журналы “Наш современник” и “Молодая гвардия”. Крайним выражением национал-патриотизма стала деятельность общества “Память”, главной целью которого была борьба с нависшей над Россией угрозой “жидомасонского заговора”. Самым популярным её деятелем стал Д. Васильев.

Ортодоксально-коммунистическое течение открыто бросило вызов Горбачёву и его курсу в марте 1988 г. в связи с публикацией в газете “Советская Россия” статьи Н. Андреевой “Не могу поступиться принципами”. Н. Андреева решительно осудила архитекторов перестройки за утрату классового подхода и попытку под видом улучшения социализма насадить в стране чуждую идеологию и строй. Она выступила в защиту Сталина и его политики. Поскольку “Советская Россия” являлась газетой ЦК КПСС, то быстро распространились слухи, что в стране созрел заговор консерваторов во главе с Е. Лигачёвым.

В течение трёх недель газеты, поддерживавшие реформаторский курс, не решались вступить в полемику с газетой ЦК КПСС. И только 5 апреля главная партийная газета “Правда” ответила на статью Андреевой публикацией “Принципы перестройки: революционность мышления и действий”. Публикация шла без подписи, как редакционная статья, выражавшая, следовательно, официальную линию ЦК КПСС. По стилю и идеям она принадлежала идеологу Перестройки – А. Яковлеву. В ней отвергались все положения Н. Андреевой. Сталинской ортодоксии и тоталитаризму противопоставлялись принципы демократического социализма, выдвинутые Лениным. Статья доказывала, что смысл Перестройки заключается не в реставрации капитализма, а в том, чтобы вернуться к ленинским принципам, сутью которых является демократия, социальная справедливость, хозрасчёт, уважение к чести, жизни и достоинству личности.

После этой публикации вся перестроечная пресса выступила с осуждением просталинского манифеста Н. Андреевой.

В конце 1989 г. М. С. Горбачёв выступил со статьёй “Социалистическая идея и революционная перестройка”, в которой подверг критике марксистскую ортодоксию. В статье Горбачёв предстал в трёх ипостасях: 1) коммуниста, 2) социал-демократа, 3) либерала. Он впервые признал теоретические ошибки К. Маркса. В частности, недооценку возможностей саморазвития капитализма; призвал к использованию опыта социал-демократии и, что самое главное – объявил общечеловеческими классические либерально-демократические ценности: равенство всех перед законом, права и свободы личности, принципы товарного производства.

Отмена шестой статьи Конституции требовала от КПСС выработки новых приёмов участия в политической жизни страны. Образовавшаяся в КПСС “Демократическая платформа КПСС” (лидеры – Ельцин, Травкин, Гдлян) планомерно настаивала на демократизации самой партии, на признании свободы фракций внутри КПСС. После того как эти предложения были отклонены, Б. Ельцин заявил о выходе из партии. Вслед за ним из партии вышли ещё 54 сторонника “Демократической платформы”. Политический плюрализм привёл к созданию в СССР большого числа партий и движений, многие из которых стояли на сходных идейных позициях.

Радикальные “левые” – это Демократическая партия России (Травкина); республиканская партия; конституционно-демократическая партия; социал-демократическая партия. Они выступали за развитие капитализма, либерализацию экономики и политической жизни, беря за образец Американскую модель экономики.

Консервативные “правые” – это Российская коммунистическая партия (И. Полозкова), часть КПСС, фракция “Союз” в Верховном Совете, Марксистская рабочая партия. Они выступали против перестройки как антинародной, социалистической. Отвергали концепцию общечеловеческих ценностей, в противовес предлагая ценности передового класса – пролетариата.

Политический центр в лице М. С. Горбачёва всё более терял поддержку и в армии и в обществе. Под влиянием критики и слева, и справа М. С. Горбачёв пошёл на компромисс с леворадикальными силами, передав разработанную радикалами экономическую “Программу 500 дней” на рассмотрение Верховного Совета и Правительства СССР в 1990 г.

Программа предполагала: перевод всех предприятий на аренду; приватизацию госсобственности; децентрализацию экономики; введение антимонопольного законодательства; либерализацию цен; введение частной собственности на все факторы производства; сокращение государственных расходов за счёт отказа от строительства крупных промышленных объектов; ограничение военных расходов; прекращение помощи другим странам.

Программа 500 дней предусматривала сначала стабилизацию экономической обстановки при помощи традиционных методов: ужесточения снабженческо-сбытовой системы, сбалансирования цен путём их подъёма, расширения сферы карточного распределения товаров. И только после этого можно было приступать к либерализации экономики.

Однако в результате обсуждения программа претерпела существенные изменения, которые свели на нет заложенные в первоначальном проекте цели. С другой стороны, эта программа вызвала сильнейшее возмущение консерваторов.

Осуществить эту программу при оппозиции консерваторов можно было только усилив саму исполнительную власть и власть президента в частности. Эта цель должна была быть достигнута путём изменения Конституции 1977 г. На четвёртом Съезде народных депутатов СССР в Конституцию были внесены поправки, расширяющие права президента: он получил право непосредственного руководства правительством. Была также введена должность вице-президента с полномочиями – выполнять поручения президента и его обязанности в его отсутствие.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные