Муниципальное общеобразовательное учреждение Луговская средняя общеобразовательная школа Увельского района Челябинской области.
Описание педагогического опыта.
Тема: «Особенности современного дискуссионного метода в работе с учащимися как одного из активных методов обучения».
п. Увельский
ПланВведение.
Введение.
В эпоху глобальных проблем и новейших технологий самой большой ценностью на земле остаётся человек. Но в современных социально-экономических условиях мы наблюдаем проблемы и противоречия между ними. Период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовленными к жизни в современном обществе, т. е. ученик современной школы – это активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать новые знания и навыки, действовать и решать проблемы. Сложившееся традиционное обучение ограничивается репродуктивными методами, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему. Дискуссионные групповые методы - это группа активных методов обучения, пришедших на смену уже сложившимся традиционным, поскольку в их основе лежит доминирующая продуктивная деятельность. В скором будущем российская система образования перейдет на стандарты второго поколения. От двухкомпонентного состава стандарта, мы перейдем к другой структуре. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных про-грамм представляют собой описание совокупности компетентностей вы-пускника образовательного учреж-дения, определяемых личностными, семейными, общественными государ-ственными потребностями к результа-там освоения основных общеобразова-тельных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Фе-деральные государственные образова-тельные стандарты»*. Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы будем иметь дело с операционными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека. По моему мнению, одна из главных задач учителя на уроке развивать у детей самостоятельное, критическое мышление, так как обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни. Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации. Следовательно, педагогу необходимо активно осваивать и применять методы, которые способствуют формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.Я считаю, что дискуссионные методы обучения создают особую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным. Объект изучения : деятельность участников образовательного процесса. Предмет изучения : дискуссионные групповые методы обучения. Цель: продемонстрировать возможности дискуссионных групповых методов обучения для успешного формирования ключевых компетенций обучающихся. Задачи:
1.2 .Понятие о дискуссионных методах обучения.
Активные методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые методы состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, а индивидуальные – из выполнения практических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов. Дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач. Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем. Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в творческой, управленческой, учебной и других видах деятельности. В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся . В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров . Основными характеристиками учебной дискуссии являются: – Актуальность, проблемность, противоречивость. В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать: - соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам; - значение, своевременность, значимость для всех членов общества; - подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая, знаниевая) участников дискуссии. – Мотив, целенаправленность. Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии . Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения. Применение дискуссионных методов способствует частичному или полному решению следующих задач:
Мониторинг итоговой аттестации экспериментального класса.
Учебный год. | Класс. | Предмет. | Всего учащихся | на «4 и 5» | Абсолютная успеваемость | Качественная успеваемость |
||
2009-2010уч.г. | Обществознание. | |||||||
2009-2010уч.г. | ||||||||
2010-2011уч.г. первое полугодие |
2. Выполняя задания ЕГЭ по истории и обществознанию, выпускники испытывают определенные сложности при решении задач со свободной конструкцией части «С». Задания части «С» направлены на проверку умения высказывать и аргументировать свое мнение, давать оценочные суждения, сравнивать и обобщать (демонстрационный вариант ЕГЭ 2010: в задании С5 необходимо указать, какая из названных точек зрения представляется наиболее предпочтительнее, и привести не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную точку зрения). Дискуссионные методы обучения направлены на формирования данных компетенций. В прошлом учебном году мои выпускники успешно сдали ЕГЭ. По истории России наивысший результат составил 73 балла, средний балл – 56,5. Результаты оказались выше среднего балла по району (47,8 б.), по области (51,7 б.) и Российской Федерации (49,4 б); по обществознанию средний балл выпускников составил 60,3, для сравнения по району (57,4 б.), по области (59,62 б.), по России (56,2 б). Результаты ЕГЭ говорят о правильном выборе методики, способствующей продуктивной работе учащихся. 3. Эффективность применения дискуссионных методов в образовании доказывает появление результатов в различных конкурсах и олимпиадах:
дата | Название конкурса | Результат |
Февраль 2010 года | Конкурс научно-исследовательских работ «Интеллектуалы XXI века» | |
2009 -2010 уч. год. | Олимпиада по основам наук в Уральском федеральном округе | Первый этап – 5 лауреатовВторой этап – 4 лауреатаТретий этап – 2 участника |
2010 -2011 уч. год. | Олимпиада по основам наук в Уральском федеральном округе. | Первый этап – 4 лауреата.Второй этап – 3 лауреата. |
Ноябрь – декабрь 2010 года. | Предметные олимпиады на муниципальном уровне по истории. | Второе место. |
Ноябрь – декабрь 2010 года. | Предметные олимпиады на муниципальном уровне по обществознанию. | Второе место. |
Декабрь 2010 года. | Областной конкур исследовательских краеведческих работ «Отечество». | Диплом второй степени. |
Февраль 2011 года. | Конкурс научно-исследовательских работ «Интеллектуалы XXI века». | 2 место на муниципальном этапе. |
На основании научных фактов определяются свойства и закономерности явлений, выводятся теории и законы.
Научные факты характеризуются объективностью, достоверностью, точностью. При использовании научного факта большое значение имеет его новизна. В силу значимости научного факта исследователь подвергает его критической оценке, выявляет его объективность, достоверность. Достоверность определяется на основании первоисточников его происхождения. Если достоверность научного факта не установлена, он, во-первых, не может быть назван научным, во-вторых, не может быть использован в научном труде, каким является диссертация.
В этой связи официальное издание, публикуемое от имени государственных и общественных организаций, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Вместе с тем исследователи правильно поступают, когда подвергают перепроверке факты, взятые даже из официальных изданий.
К достоверным источникам научного факта относят монографии и другие научные труды, в которых представлен источник получения научного факта, его происхождение, дается обоснование достоверности. Научный труд сам создает научный факт, который может быть использован другими исследователями с оформлением источников. Но научный факт, приводимый в монографии без обоснования источника, не может в последующем использоваться как научный факт без выявления и подтверждения его достоверности.
Эмпирическое познание формирует особый тип знания, поставляющий науке факты. Без установления фактов невозможно никакое научное исследование. Поэтому основной задачей эмпирического познания является установление и накопление научных фактов.
К методам установления научных фактов относятся: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Рис. 4 - Методы установление научных фактов
Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью выяснения их определенных свойств и отношений. В ходе наблюдения мы получаем не только знание о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - и о присущих ему существенных свойствах и отношениях. Наблюдение осуществляется как непосредственным образом (с помощью наших органов чувств), так и опосредованно (с помощью разных приборов и технических устройств -микроскоп, телескоп, фото- и кинокамера, компьютерные томографы и т.д.). Следует указать, что в современной науке наблюдение становится все более сложным и опосредованным.
Эффективность процесса наблюдения зависит от реализации ряда требований:
Преднамеренность или целенаправленность, то есть наличие четко сформулированной задачи, под углом зрения которой оно протекает;
Планомерность и систематичность, то есть проведение наблюдения непрерывно по заранее заданной системе и плану;
Наблюдение требует тщательного описания, точной фиксации замечаемых фактов средствами естественного и искусственного языков (схемы, графики, диаграммы, рисунки);
Исследователь, ведущий наблюдение, должен обладать необходимой теоретической и практической подготовкой в избранной области, большим вниманием, тщательностью, даже скрупулезностью в его осуществлении.
Важным обязательным моментом наблюдения является интерпретация его результатов, расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на ленте электрокардиографа и т.д. На интерпретацию фактов может повлиять позиция наблюдателя - как пространственно-географическая, так и социальная (например, интересы и убеждения наблюдателя в социологии). В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией, гипотезой. Он не просто фиксирует, регистрирует любые факты, сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом важно, чтобы факты были репрезентативны Нарушение указанных требований к процедуре наблюдения ведет к различного рода неточностям, искажающим действительность.
В ходе наблюдения или по его завершению исследователи широко используют такой метод как сравнение.
Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это значит сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение (отношения тождества и различия).
Сравнительный (компоративный) подход имеет смысл только при выявлении признаков «однородных» предметов, образующих классы. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение может быть основой такого логического приема, как аналогия и служить исходным пунктом для сравнительно-исторического метода, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях. Сравнение различных предметов может быть либо непосредственным, либо опосредованным. В последнем случае сравнение двух предметов осуществляется через их соотнесение с третьим, выступающим в качестве эталона. Такое опосредованное сравнение получило в науке наименование измерения.
Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью определенной единицы (метры, граммы, ватты и т.п.).
Для процедуры измерения необходимы следующие компоненты:
Объект измерения;
Единица измерения (эталон);
Измерительные приборы;
Методы измерения:
Субъект измерения (наблюдатель).
Точность измерения зависит от подготовки и усилия исследователя, применяемых им методов, точности измерительных приборов и т.д.
Измерение - метод количественного анализа. С момента зарождения новоевропейской науки количественные методы вообще и измерение в частности широко применялись и стали органической частью научного познания. Широко известна мысль И.Канта о том, что в науке «ровно столько науки, сколько в ней математики». Однако, как отмечалось ранее, чтобы отразить действительность вo всей ее полноте, нужно постичь внутреннее единство качественной и количественной определенности, проще говоря - в познании необходимо выйти за пределы математической односторонности к целостному познанию. Ибо познание - это не только вычисление, но и мышление, и, тем самым, «осмысленное вычисление».
Наблюдение, сравнение и измерение используются в науке как сами по себе, так и в составе более сложного и эффективного метода эмпирического исследования, а именно - эксперимента (научного опыта).
Эксперимент - прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств.
Эксперимент является методом активного эмпирического исследования. Под активностью в данном случае понимается возможность вмешательства субъекта в ход исследуемого процесса или явления. Активное вмешательство не означает, что экспериментатор самостоятельно творит свойства предметов, приписывает их природе явлений. Ни радиоактивность, ни световое давление, ни условные рефлексы не являются свойствами, выдуманными или изобретенными исследователями. Они выявлены в экспериментальных условиях, искусственно созданных самим человеком в результате рекомбинаций природных объектов, что и позволяет выявить скрытые, но объективные свойства самой природы. В этом методе эмпирического уровня проявляется особая творческая роль ученого в отличие от пассивного созерцания в наблюдении. Образно говоря, в ходе эксперимента вопросы природе задает исследователь, а ответы на них дает сама природа.
Эксперименты бывают исследовательские (поисковые) и проверочные (контрольные), воспроизводящие и изолирующие, лабораторные и полевые. В зависимости от характера изучаемого объекта эксперименты подразделяются на физические, химические, биологические, социологические и т.д.
Основными этапами проведения эксперимента являются: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т.п.); контроль, интерпретация результатов.
Эксперимент выполняет, главным образом, две взаимосвязанные функции. Во-первых, опытную проверку гипотез и теорий, а, во-вторых, в ходе эксперимента возникают проблемы, решение которых подталкивает к постановке и проведению новых экспериментов и созданию новых экспериментальных установок.
Нередко в науке используется мысленный эксперимент в качестве теоретической модели реальной экспериментальной ситуации. В данном случае ученые оперируют не реальными предметами, а концептуальными образами.
Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. «Без идей в голове, - говорил И.П. Павлов, - не увидел и факта». Вся процедура эксперимента от постановки до интерпретации результатов «теоретически нагружена».
Цель каждого из методов эмпирического уровня - получение и констатация научных фактов, что составляет исходный пункт, основу всякого научного знания.
Важной задачей является также первичная обработка полученных фактов, которая выражается в их классификации (то есть распределении по отдельным группам) и в их систематизации. И для первого, и для второго приемов нужен принцип, который должен соответствовать природе самих фактов. Этот принцип может быть открыт при помощи мышления. В этом смысле любые факты науки убедительно демонстрируют неразрывную связь чувственного и рационального.
Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Основываясь на исследованиях словацких психологов, С. Дьячкова показала особенности их использования при работе с детьми.
Д. Ондрошек отмечал: «Нелегко бывает без предварительной подготовки начать с детьми дискуссию о правах человека и гражданских свободах. Нелегко также создать условия для такого типа дискуссий, которые могут дать новые знания детям и новый опыт учителям.
Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют дискутировать. Они не знают, чего от них ждут, или не хотят выступать со своим мнением в классе, или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказывается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового материала, вопросам по изученным темам и т. д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дискуссию, она будет наихудшим методом.
Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть истолковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.
Дискуссия оживляет неживой предмет - вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляются собственные примеры из жизни, актуальные случаи применения или недостаточного использования прав человека в современном обществе. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опыта диалога в классе) убедиться в необходимости принципов применения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противоположных взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы».
Председатель Международной ассоциации по преподаванию прав человека Ф. Тибитс выделил следующие правила дискуссии:
Слушать того, кто говорит;
Говорит только один человек;
Если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;
Нельзя прерывать того, кто говорит;
Когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;
Нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);
Надо вовлекать в обсуждение всех.
Не страшно, если список, созданный учениками вашего класса, не будет таким же подробным. Правила не являются чем-то неизменным. Учитель может специально обращать внимание ребят на ситуации, требующие нового правила, и предлагать дополнять, дорабатывать список.
Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их исполнением. Однако если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их соблюдать. Так или иначе, очень многое зависит от класса, и преподаватель сам должен решить, какой из методов окажется более эффективным в работе с данными учениками.
К сожалению, простое установление правил не является панацеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила самостоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить соблюдению правил большое внимание. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно обращать внимание ребят на то, как выполняются правила. Можно совместно установить некий жест или сигнал, который подает любой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначать специального «ответственного за правила», который следит за их соблюдением, указывает, если правила нарушаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблюдении правил, установив поощрения и наказания.
Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.
От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема - все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформулировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.
Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от интересов детей, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть сценку (импровизационно или подготовившись заранее). Если есть возможность, можно показать ребятам видеофрагмент (например, эпизод из художественного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашенный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.
Напомним, что практически все игры в правовом обучении ставят своей целью вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сделать тему личностно значимой. Так или иначе, с помощью любого из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.
Представляя тему, в зависимости от целей учителя, можно показать несколько разных аспектов проблемы, т. е. задать какие-то рамки обсуждения. Д. Ондрошек рекомендует: «Лучше всего написать тему и важнейшие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности понимания дефиниций, увидеть, почему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема написана в виде вопроса или утверждения, которые предполагают множество возможных ответов. Например: может ли родитель (директор школы, командир в армии) ударить своего сына (ученика, солдата)?».
Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.
«Если дискуссия не выровнена, - пишет Д. Ондрошек, - появляется несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существует много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других)».
Когда дискуссия проводится в свободной форме, т. е. говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, может помочь следующее.
Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень активных ребят, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Одна карточка - одно высказывание. Высказался - отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут выступить более тихие.
«Карточки-сигналы»
Для каждого участника дискуссии готовится набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, красная - несогласие, карточка со знаком вопроса - желание задать вопрос, с восклицательным знаком - высказаться самому. Можно придумать карточку - призыв к тишине, если участники дискуссии говорят все сразу и не слушают друг друга.
«Микрофон»
Учитель вызывает учеников, которые делают вид, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический).
Иначе этот прием называется «Жезл оратора»: маленькая игрушка, мячик, палочка - все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, кто держит его в руке. Сказал - передал следующему.
«Речевой этикет»
Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребята не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз произнесено. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести такое правило. Каждый, кто хочет что-то сказать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый коллега...» и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. «Я же считаю, что...», - продолжает говорящий и излагает свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или «уважаемый предыдущий оратор» обычно очень нравятся детям.
«Роли» (смысловые и организационные)
Еще один прием, позволяющий включить в работу самых разных ребят, - предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.
К организационным ролям можно отнести роль «протоколиста», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хронометриста», следящего за продолжительностью выступления; «ответственного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или приводящего по мере надобности факты из этих материалов.
Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участники дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».
«Разговор по кругу»
Один из простейших способов структурирования дискуссии. Предлагаем несколько способов организации такой дискуссии.
Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет право говорить не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:
а) назвать вольные ассоциации по теме;
б) высказать одну из возможностей решения заданной проблемы и обосновать свое мнение;
в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем. «Полилог»
Методика рефлексивного анализа «Полилог» используется в психологии для решения проблем в большом коллективе. Она позволяет сделать быстрый срез знаний или мнений по какой-то проблеме. Выбирается тема (вопрос, не имеющий однозначного ответа), и ведущий просит участников называть ассоциации, которые приходят им в голову, или возможные ответы. Делать это необходимо по очереди, друг за другом. Если тот, чья очередь говорить, находится в затруднении или не знает, как ответить, он говорит: «Пропускаю», - и тогда продолжает его сосед. Каждое названное слово записывается ведущим на доску, а ребятами - в тетрадь. Так можно пройти несколько кругов до тех пор, пока не накопится достаточно много ответов. На основании полученных результатов можно сделать какие-то выводы и вести дальнейшую беседу.
К сожалению, работа в кругу может оказаться достаточно утомительной и однообразной. Особенно это зависит от величины группы. Чтобы разнообразить работу и сократить время, можно ввести в дискуссию работу в парах.
«Общий ШУМ»
Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Одной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ребятам.
«Дума» («Аквариум»)
Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3, 4, 5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает своего представителя.
Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слушают обсуждение, и высказывания своего представителя. Если члены группы не согласны с ним или хотят подсказать ему новые аргументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.
«Подсчитывающая дискуссия»
Сотрудники фонда «Образование для демократии» (Польша) предложили свой метод оценки участников дискуссии.
Учитель предлагает тему и вызывает 6-9 добровольцев (или назначает участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать. Желательно, чтобы каждое высказывание занимало не больше 15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы.
«Молчаливая дискуссия»
Эту форму можно использовать перед началом обычной дискуссии, для того чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет вовлечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений.
Ребята делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа садится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги
(можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например: «расизм», «равенство», «закон») и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что приходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, маленькие рисунки. Все пишут одновременно (лучше - фломастерами, а не ручками), соблюдая самое главное правило: «Говорить нельзя, нужно молчать».
После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают его соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, задавать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.
Закончить «молчаливый этап» можно примерно через 10 мин. или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рассмотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.
«Диалоги и дебаты»
При изучении многих правовых вопросов результативно проводить диалоги и дебаты.
Диалог - явление сотрудническое: две или более стороны работают вместе над взаимопониманием. Дебаты - явление оппозиционное: две стороны противостоят и пытаются доказать неправоту друг друга.
В диалоге нахождение общих знаменателей является целью. В дебатах целью является победа.
В диалоге одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения. В дебатах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и парировать своими аргументами.
Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участника. Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника.
Диалог раскрывает предположения для переосмысления. Дебаты защищают предположение как истину.
Диалог вызывает самоанализ собственной позиции. Дебаты вызывают критику противоположной стороны.
Диалог открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным. Дебаты защищают чью-то собственную позицию как лучшее решение и исключают другие решения.
Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность к изменениям. Дебаты создают отношения закрытости, убежденности в правоте.
В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению. В дебатах сторона подает свое лучшее видение проблемы и защищает его с целью доказать правоту.
Диалог призывает к временному воздержанию от собственных убеждений. Дебаты призывают к решительному отстаиванию собственных убеждений.
В диалоге ищут основы соглашения. В дебатах ищут явные различия.
В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой. В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой.
Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть. Дебаты предусматривают парирование противной позиции без внимания к чувствам или отношениям и часто уничижают или осуждают другого человека.
Диалог предполагает, что многие люди имеют частичные ответы, и что вместе они могут свести их к действенному решению. Дебаты предполагают, что есть правильный ответ и кто-то его имеет.
Диалог всегда остается открытым. Дебаты предусматривают подведение итогов.
Систематизацию отдельных форм организации работы с детьми на уроках права можно осуществлять на основе различных оснований. Так, с позиции деятельностного подхода (по мнению специалистов Молодежного центра прав человека и правовой культуры), целесообразно обратить внимание на следующую форму работы.
«Общий галдеж»
Этот прием хорош для смены темпа урока, например, после длительного выступления учителя.
Скажите ученикам, что у них есть 5 мин. для того, чтобы в группах по 2-3 человека высказать собственное мнение по поводу только что рассказанного или показанного. Они могут высказать, что чувствуют, что думают, или задать друг другу вопросы о том, чего не поняли. После этого можно попросить группы или пары поделиться своими мыслями с классом или задать вопросы всем.
На основании научных фактов определяются свойства и закономерности явлений, выводятся теории и законы.
Научные факты характеризуются объективностью, достоверностью, точностью. При использовании научного факта большое значение имеет его новизна. В силу значимости научного факта исследователь подвергает его критической оценке, выявляет его объективность, достоверность. Достоверность определяется на основании первоисточников его происхождения. Если достоверность научного факта не установлена, он, во-первых, не может быть назван научным, во-вторых, не может быть использован в научном труде, каким является диссертация.
В этой связи официальное издание, публикуемое от имени государственных и общественных организаций, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Вместе с тем исследователи правильно поступают, когда подвергают перепроверке факты, взятые даже из официальных изданий.
К достоверным источникам научного факта относят монографии и другие научные труды, в которых представлен источник получения научного факта, его происхождение, дается обоснование достоверности. Научный труд сам создает научный факт, который может быть использован другими исследователями с оформлением источников. Но научный факт, приводимый в монографии без обоснования источника, не может в последующем использоваться как научный факт без выявления и подтверждения его достоверности.
Эмпирическое познание формирует особый тип знания, поставляющий науке факты. Без установления фактов невозможно никакое научное исследование. Поэтому основной задачей эмпирического познания является установление и накопление научных фактов.
К методам установления научных фактов относятся: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Рис. 4 - Методы установление научных фактов
Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью выяснения их определенных свойств и отношений. В ходе наблюдения мы получаем не только знание о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - и о присущих ему существенных свойствах и отношениях. Наблюдение осуществляется как непосредственным образом (с помощью наших органов чувств), так и опосредованно (с помощью разных приборов и технических устройств -микроскоп, телескоп, фото- и кинокамера, компьютерные томографы и т.д.). Следует указать, что в современной науке наблюдение становится все более сложным и опосредованным.
Эффективность процесса наблюдения зависит от реализации ряда требований:
Преднамеренность или целенаправленность, то есть наличие четко сформулированной задачи, под углом зрения которой оно протекает;
Планомерность и систематичность, то есть проведение наблюдения непрерывно по заранее заданной системе и плану;
Наблюдение требует тщательного описания, точной фиксации замечаемых фактов средствами естественного и искусственного языков (схемы, графики, диаграммы, рисунки);
Исследователь, ведущий наблюдение, должен обладать необходимой теоретической и практической подготовкой в избранной области, большим вниманием, тщательностью, даже скрупулезностью в его осуществлении.
Важным обязательным моментом наблюдения является интерпретация его результатов, расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на ленте электрокардиографа и т.д. На интерпретацию фактов может повлиять позиция наблюдателя - как пространственно-географическая, так и социальная (например, интересы и убеждения наблюдателя в социологии). В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией, гипотезой. Он не просто фиксирует, регистрирует любые факты, сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом важно, чтобы факты были репрезентативны Нарушение указанных требований к процедуре наблюдения ведет к различного рода неточностям, искажающим действительность.
В ходе наблюдения или по его завершению исследователи широко используют такой метод как сравнение.
Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это значит сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение (отношения тождества и различия).
Сравнительный (компоративный) подход имеет смысл только при выявлении признаков «однородных» предметов, образующих классы. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение может быть основой такого логического приема, как аналогия и служить исходным пунктом для сравнительно-исторического метода, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях. Сравнение различных предметов может быть либо непосредственным, либо опосредованным. В последнем случае сравнение двух предметов осуществляется через их соотнесение с третьим, выступающим в качестве эталона. Такое опосредованное сравнение получило в науке наименование измерения.
Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью определенной единицы (метры, граммы, ватты и т.п.).
Для процедуры измерения необходимы следующие компоненты:
Объект измерения;
Единица измерения (эталон);
Измерительные приборы;
Методы измерения:
Субъект измерения (наблюдатель).
Точность измерения зависит от подготовки и усилия исследователя, применяемых им методов, точности измерительных приборов и т.д.
Измерение - метод количественного анализа. С момента зарождения новоевропейской науки количественные методы вообще и измерение в частности широко применялись и стали органической частью научного познания. Широко известна мысль И.Канта о том, что в науке «ровно столько науки, сколько в ней математики». Однако, как отмечалось ранее, чтобы отразить действительность вo всей ее полноте, нужно постичь внутреннее единство качественной и количественной определенности, проще говоря - в познании необходимо выйти за пределы математической односторонности к целостному познанию. Ибо познание - это не только вычисление, но и мышление, и, тем самым, «осмысленное вычисление».
Наблюдение, сравнение и измерение используются в науке как сами по себе, так и в составе более сложного и эффективного метода эмпирического исследования, а именно - эксперимента (научного опыта).
Дискуссия как метод активного обучения
Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):
Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Начало устойчивого интереса педагогов и психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Важную роль в плане изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных отношений. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем.
Цель дискуссии - не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.
Посредством применения дискуссионных методов осуществляется решение следующих задач:
Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола"", ``мозгового штурма"", анализа конкретной ситуации или других.
Условия проведения дискуссии:
Правила ведения и правила поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии М.В.Кларин называет следующие:
Роль и позиция ведущего дискуссий
Вместе с тем позиция ведущего остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих.
Виды групповой дискуссии
Ход дискуссии:
Приемы :
Приемы :
Заседание родительского клуба
на тему «Поощрение и наказание»
Пояснительная записка
Цель: акцентировать внимание родителей на актуальных проблемах поощрения и наказания детей.
Задачи:
Инструментарий: магнитофон, ватманы, маркеры, мольберт, аудиокассета с релаксационной музыкой.
Оформление кабинета:
Форма проведения: «Круглый стол»
Ход дискуссии
1. Вводная часть
Звучит легкая музыка.
Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время прийти на очередное заседание нашего клуба. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему «Поощрение и наказание детей». У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.
Предлагаю поприветствовать друг друга: вы должны называть свое имя и характеризовать себя, как родителя, тремя прилагательными.
2. Введение в дискуссию
В наши дни среди педагогов, и среди родителей бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без поощрений и наказаний.
Давайте попытаемся ответить на глубоко нас затрагивающие вопросы наказаний:
3. Групповое обсуждение
Предлагаю вам разделиться на две подгруппы: 1-я подгруппа - «Родители» сторонники наказаний; 2-я - «Ребенок» противники наказаний.
1 Задание «Аргументы»
Вы должны обсудить и записать аргументы «за» наказания, вторая — «против».
Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?
Телесные наказания - недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья - то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.
Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.
Наказание - это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.
Наказание имеет тройное значение
2 задание «Обсуждение ситуаций»
Сейчас давайте обсудим ситуации . (После анализа ситуации и обсуждения способа наказания его относят к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде).
Ситуация 1 (бить):
Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: «Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!»
Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).
Ситуация 2 (обзывания, угрозы):
«Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре - ты у меня получишь!»
Ситуация 3 («наряды вне очереди»):
Диалог матери с ребенком:
Сережа, почему ты опоздал?
Мам, мы лепили огромного снеговика.
Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.
Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!
Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.
Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? «Наряды вне очереди» прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).
Ситуация 4 (высказать неодобрение):
Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: «Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком».
Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?
Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы часто внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется. Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?
Предлагаю вам научиться способам выражения своих чувств и эмоций посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».
- «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест («Прекрати разговаривать!», «Немедленно уберись в комнате!»). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.
- «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации без оценочной характеристики поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослых. «Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» («Мне не приятно, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»).
Тренировка в построении «Я - высказывания».
Проблема | Ты - сообщение | Я - сообщение |
Сын (дочь) не может выучить стих. | О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь … | Давай вместе разберемся… Я надеюсь, что у тебя при старании все получится … |
Ребенок грубо ответил Вам на замечание. | Когда ты научишься разговаривать с родителями? Ты вечно дерзишь! | Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился. На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне. |
Плохое поведение | Ты всегда ужасно себя ведешь! | Меня обижает такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан. |
Ситуация 5 (строить Я-сообщение):
Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: «Сейчас»- и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.
Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:
Ситуация 6 (отменить ритуал):
Каждый раз на прогулке Маша ест снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.
Маша, есть снег нельзя.
Почему?
У тебя будет болеть горло.
Ну и что?
Раз снег такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.
Как вам понравилась идея мамы?
Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого - более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их, если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов - все это может стать ритуалом для ребенка.
Ситуация 7 (наказывать спустя время):
Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели.
Как вы поступите: накажите или простите?
Запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.
Сейчас предлагаю обсудить способы поощрений:
В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!”
Когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.
Ребенок может стать зависимым от похвалы - ждать, искать ее.
Ребенок может заподозрить, что вы неискренны. \
Например:
Сын: Не получаются у меня эти буквы!
Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!
Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.
Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное - умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.
Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.
Упражнение “Кулачок”
Предлагаю поиграть. (Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).
По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.
Обсуждение:
Итоговое заключение
Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? (Высказывания родителей).
Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием - все это чувства, которые ребенок переживает очень остро.
Поэтому одно из главных правил - использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки.
И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! - Что же касается телесных наказаний - то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.
Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.
Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.
Рефлексия результатов встречи:
После подведения результатов дискуссии, родители награждаются медалью «Домашний воспитатель».