Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Главная > Документ

Муниципальное общеобразовательное учреждение Луговская средняя общеобразовательная школа Увельского района Челябинской области.

Описание педагогического опыта.

Тема: «Особенности современного дискуссионного метода в работе с учащимися как одного из активных методов обучения».

п. Увельский

ПланВведение.

    Дискуссия как активный метод обучения.
      Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения. Понятие о дискуссионных методах обучения.
    Особенности организации дискуссии в учебном процессе. Результаты применения дискуссионных методов.
Заключение.Список литературы.Приложение.

Введение.

В эпоху глобальных проблем и новейших технологий самой большой ценностью на земле остаётся человек. Но в современных социально-экономических условиях мы наблюдаем проблемы и противоречия между ними. Период глобальной реформации российского общества характеризуется новыми повышенными требованиями к обучающимся и выпускникам школы. Они должны быть подготовленными к жизни в современном обществе, т. е. ученик современной школы – это активная творческая личность, способная самостоятельно приобретать новые знания и навыки, действовать и решать проблемы. Сложившееся традиционное обучение ограничивается репродуктивными методами, действиями по образцу, а инновационные подходы, идеи, технологии только начинают активно интегрироваться в образовательную систему. Дискуссионные групповые методы - это группа активных методов обучения, пришедших на смену уже сложившимся традиционным, поскольку в их основе лежит доминирующая продуктивная деятельность. В скором будущем российская система образования перейдет на стандарты второго поколения. От двухкомпонентного состава стандарта, мы перейдем к другой структуре. Требования к результатам освоения основных общеобразовательных про-грамм представляют собой описание совокупности компетентностей вы-пускника образовательного учреж-дения, определяемых личностными, семейными, общественными государ-ственными потребностями к результа-там освоения основных общеобразова-тельных программ. В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Фе-деральные государственные образова-тельные стандарты»*. Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы будем иметь дело с операционными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека. По моему мнению, одна из главных задач учителя на уроке развивать у детей самостоятельное, критическое мышление, так как обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека к современной жизни. Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации. Следовательно, педагогу необходимо активно осваивать и применять методы, которые способствуют формированию таких качеств как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.Я считаю, что дискуссионные методы обучения создают особую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным. Объект изучения : деятельность участников образовательного процесса. Предмет изучения : дискуссионные групповые методы обучения. Цель: продемонстрировать возможности дискуссионных групповых методов обучения для успешного формирования ключевых компетенций обучающихся. Задачи:

    Изучить роль активных методов в учебном процессе. Проанализировать необходимые условия для включения дискуссионных методов в процесс обучения. Составить методические рекомендации по проведению уроков с применением обозначенных методов обучения. Обобщить результаты применения дискуссионных методов в процессе обучения.
    Дискуссия как активный метод обучения.
      Отличительные признаки традиционных и активных методов обучения.
Методы обучения - это способы организации учебного материала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обу-чения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод - это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил. Любой метод обучения предполагает цель и систему действий, средства обуче-ния по ее достижению, намеченный результат. Объектом и субъек-том метода обучения является ученик. Различают две группы методов обучения: традиционные или репродуктивные методы обучения и активные или продуктивные методы обучения. Они отличаются друг от друга, прежде всего, по своей задаче. Традиционное обучение (или информационно-рецептивное, от лат. receptio - восприятие) - форма информационно-рецептивного обучения, носящего репродуктивный характер, и направленная на передачу определенной суммы знаний, формирование навыков практической деятельности. К ним относятся хорошо известные: лекция (рассказ), практические занятия и т.п. Их результатом выступают «знания - описания» и навыки применения эти знаний в типичных ситуациях. Задача обучаемого, при обучении традиционными методами, - выучить заданное и воспроизвести его при контроле. Активные методы обучения (от лат. aktivus - деятельный) - форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности решать нестандартные задачи. Цель обучения - не просто знания, а умение мыслить, размышлять, осмысливать свои действия. Знания усваиваются не «про запас», учат не культуре исполнительского действия, а культуре мыслительной творческой деятельности. Они рассчитаны на самостоятельную поисковую дея-тельность учащихся. Известно, что одна из общих закономерностей процесса усвоения знаний - это зависимость эффективности процесса усвоения от собственной интеллектуальной активности обучаемого. Активные методы обучения предоставляют возможность и обеспечивают проявление большей активности учеников, чем традиционные методы, ведь экспериментально установлено, что в памяти человека запечатлеется до 10 % того, что он слышит, до 50 % того, что он видит, и до 90 % того, что он делает. Основатель советской школы психологической установки Д.Н.Узнадзе, на которого, кстати сказать, постоянно ссылается М. Форверг в своих теоретических выкладках, писал: «основное место в учении занимает не продукт, предоставляемый нам в качестве конкретного навыка или знания конкретного ее содержания, а развитие в определенном направлении сил учащегося. Основное в учении не конкретный навык или знание, а развитие сил, участвующих в процессе учения»

1.2 .Понятие о дискуссионных методах обучения.

Активные методы обучения в зависимости от количества обучаемых можно подразделить на групповые и индивидуальные. Групповые методы состоят из игровых, дискуссионных и тренинг-методов, а индивидуальные – из выполнения практических исследовательских заданий, индивидуальных практикумов. Дискуссионные методы - вид групповых методов активного обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебных задач. Синонимы к слову «дискуссия» - спор, дебаты, диспут, полемика, прения, обсуждение, обмен мнениями, беседа. Все названные понятия характеризуют дискуссию как форму общения. В педагогическом смысле – это метод организации учебного процесса с применением группового рассмотрения исследования, публичного обсуждения проблем, спорных вопросов, аргументированного высказывания мнений учащимися. Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности их успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Знаменитая фраза «В спорах рождается истина» относится к дискуссионным методам. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем. Дальнейшее изучение механизмов групповой дискуссии показало целесообразность ее применения для активизации межличностных процессов в творческой, управленческой, учебной и других видах деятельности. В педагогической практике дискуссия все активнее используется как метод развития критического мышления учащихся, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности учащихся . В процессе обсуждения глобальных и личностно-значимых проблем происходит формирование ценностных ориентиров . Основными характеристиками учебной дискуссии являются: Актуальность, проблемность, противоречивость. В основу любой дискуссии положена проблема, выбор которой определяется актуальностью, злободневностью с одной стороны, и удобством и уместностью для учебного процесса, с другой. Поэтому основными ориентирами при выборе темы должны стать: - соответствие темы (проблемы) дидактическим задачам; - значение, своевременность, значимость для всех членов общества; - подготовленность (моральная, эмоциональная, психологическая, знаниевая) участников дискуссии. – Мотив, целенаправленность. Проблемная ситуация сопровождается интеллектуальным затруднением, возбуждением познавательной активности, желанием разобраться, высказаться. Так возникает мотив дискуссии . Формулировка проблемы, её анализ, поиск путей решения происходят в ходе группового обсуждения, результатом которого должно стать формулирование выводов, их обсуждение, проверка, возможно даже достижение окончательного единственного решения. Применение дискуссионных методов способствует частичному или полному решению следующих задач:

    осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу; развитие самостоятельного мышления учащихся, предполагающая знание и учет различных, зачастую диаметрально противоположных точек зрения, отказ от доктринерства (идеи превосходства какой-либо концепции); выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов; развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов; развитие умения воспринимать критические замечания в свой адрес; развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, слушать, не перебивая, вести полемику; развитие умения работать в группе единомышленников; способность продуцировать множество решений; формирование навыка говорить кратко и по существу; развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту; формирование личностной гражданской позиции.
Поэтому чаще дискуссионные методы применяются в процессе преподавания общественных гуманитарных дисциплин.
    Особенности организации дискуссии в учебном процессе.
В своей педагогической практике я использую следующие дискуссионные методы обучения: групповая дискуссия, метод «мозгового штурма» и кейс-метод.
    Групповая дискуссия - метод организации совместной коммуникации в интересах интенсивного и продуктивного решения групповой задачи.
Как активный метод обучения групповая дискуссия применяется при обсуждении сложных теоретических проблем. Основная задача, решаемая данным методом, - это обмен мнениями между слушателями, уточнение и согласование их позиций, выработка единого подхода, к проблеме. Этот метод позволяет успешно закрепить знания, расширить их и сформировать умение вести диалог. Групповые дискуссии целесообразно использовать при изучении тем, которые не имеют однозначной исторической оценки. Например, при изучении темы «Татаро-монгольское вторжение на Русь» можно организовать групповую дискуссию по выяснению причин поражения Руси в столкновении с татаро-монгольскими завоевателями. Дискуссия в целях обучения имеет следующие отличия от обычной беседы: беседа, как правило, охватывает несколько тем и не имеет ни ограничений, ни структуры. Дискуссия, как метод обучения, имеет тенденцию ограничиваться одним вопросом или темой и строится в определенном порядке. В мировом педагогическом опыте получили распространение ряд приемов организации групповой дискуссии обмена мнениями, которые представляют собой свернутые формы дискуссий. К их числу относятся: – симпозиум конференция – формализованное обсуждение, в ходе которого участники выступают с сообщениями, представляющими их точки зрения, после чего отвечают на вопросы «аудитории» (класса). - круглый стол – беседа, в которой «на равных» участвует небольшая группа учащихся (обычно около пяти человек), во время которой происходит обмен мнениями как между ними, так с «аудиторией» (остальной частью класса). «Круглый стол» предназначен для того, чтобы не только глубоко раскрыть теоретические или практические проблемы, но и дать обучаемым большой объем научной информации; История 11 класс. Тема: «СССР в 1953 – 1954 гг.: попытки реформирования общества». Вопросы для обсуждения: «Какие проблемы стояли перед правительством после смерти И. В. Сталина? Что нуждалось в срочном преобразовании? Почему именно Хрущев оказался победителем в борьбе за власть?» Данная дискуссия строится на основе анализа документов. заседание экспертной группы («панельная дискуссия») (обычно четыре-шесть учеников, с заранее назначенным председателем), на котором вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом председатель высказывает наиболее популярную, общепринятую точку зрения, затем каждый участник выступает с сообщением, которое четко регламентируется. Экспертные группы могут заседать по одной теме или по разным проблемам, выделенным из одной общей. Урок истории в 8 классе. Тема: «Отмена крепостного права в России». Ребята, защищая свои “ проекты”, отстаивают свою позицию. 1 группа: либеральный проект, выражающий мнение помещиков нечерноземных губерний. 2 группа: консервативный проект, выражающий интересы помещиков- крепостников из черноземных губерний. 3 группа: радикальный проект реформ. - судебное заседание – обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела), в ходе которого происходит «защита» своей точки зрения. Повторительно-обобщающий урок по теме «Суд над Петром I » (10 класс). Цель урока: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I . В начале изучения темы перед учащимися ставится опережающая задача – собрать материал о жизни и деятельности Петра. На уроке учитель играет роль арбитра. Он не должен подавлять учеников своим мнением, он может и должен исправлять ошибки в фактах. Ученики играют роль свидетелей со стороны защиты (А. Д. Меньшиков, Ф. Ю. Ромодановский, Ф. Лефорт и др.). Свидетелями со стороны обвинения выступают царевна Софья, царевич Алексей и др. В итоге учитель оглашает окончательный вердикт на основе мнения присяжных. дебаты – явно формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников – представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп), – и опровержений. На уроке истории в 8 классе при изучении темы: «Восстание декабристов», можно организовать дебаты. Учитель предлагает, заранее определить с позиций какого лагеря – монархистов или либералов ребята будут участвовать в дискуссии. Либералы и монархисты представляют различные точки зрения. Организация дискуссии. Просмотр отрывка фильма «Восстание декабристов» из документального цикла «Мятеж реформаторов», телеканала «Школьное ТВ» г. Москва (8 минут). Вопрос учителя: «Вы просмотрели отрывок видеофильма, дома анализировали различные документы, в чем вы видите главную причину поражения декабристов»? Любая дискуссия имеет три этапа : 1 – подготовительный , в ходе, которого происходит формулировка проблемы, определение основных вопросов для обсуждения, устанавливаются правила, условия, регламент, распределяются роли, раздается дидактический материал; 2 – ход дискуссии; 3 – этап подведения итогов , в ходе которого делается резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются варианты дальнейшей работы или способов применения полученных выводов, а затем оценивается ход обсуждения, участие каждого в решении проблемы. Для введения в дискуссию можно использовать разные приемы: - изложение проблемы или описание конкретного случая; - ролевая игра; - демонстрация кинофрагмента; - обсуждение представленного наглядного материала (объекты, иллюстрации); - обсуждение текущих новостей. Урок истории в 11 классе с элементами дискуссии по теме «Гражданская война». Для введения в дискуссию были использованы аудиозаписи. Предлагаю прослушать два песенных отрывка об этих событиях. Определите разницу в содержаниях, идеях двух этих песен. Звучат аудиозаписи песни М. Блантера “Мы красные кавалеристы” (прославляет героизм красных в Гражданской войне, сражавшихся за родину). В песне “Поручик Голицын, корнет Оболенский” (считает и белогвардейцев героями, отдавшими жизнь за родину). Обычно руководство ходом дискуссии берет на себя учитель. Как организатору дискуссии, учителю приходится придерживаться определенной стратегии: 1) воздерживаться от собственных суждений; 2) стимулировать продуктивность идей с помощью вопросов; 3) менять ход обсуждения с помощью вопросов или обобщенных суждений; 4) уточнять, пояснять высказывания учащихся с помощью вопросов, перефразирования; 5) не игнорировать ни одного вопроса и ответа; 6) давать время для обдумывания ответов; 7) наблюдать за соблюдением правил ведения дискуссии: – Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего); повторные выступления могут быть только отсроченными; недопустима перепалка между участниками. – Каждое высказывание должно быть подкреплено фактами. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться. – Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены. – В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п. При ориентации на задачу метод группового обсуждения способствует уяснению каждым участником своей собственной точки зрения, развитию инициативы, а также развивает коммуникативные качества и умение пользоваться своим интеллектом.
    Методические приемы организации метода «мозгового штурма».
«Мозговой штурм» («мозговая атака») - первичная форма инновационной игры, род дискуссионных методов, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех гипотез, рожденных в поиске. «Мозговой штурм» - это метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот метод может заранее планироваться как фрагмент занятия, в основу которого положен поиск новых принципов решения проблемы. Метод способствует динамичности мыслительных процессов, абстрагированию от привычных взглядов и сосредоточению на какой-либо конкретной цели. В настоящее время наиболее распространенным названием данного метода является "мозговой штурм". Распространены также варианты перевода: "мозговая атака", "конференция идей". Мозговой штурм является наиболее свободной формой дискуссии. Пять правил проведения мозгового штурма: 1. Отсутствие всякой критики. Свободный поток идей может литься только тогда, когда отсутствует страх подвергнуться критике. Также важно не показывать, что идея не имеет ценности, игнорируя чей-либо вклад или демонстрируя критичное отношение невербальными жестами (пожимая плечами, поднимая брови и т.п.). 2. Поощрение идей. Чтобы удостовериться, что существует достаточно идей, группа должна чувствовать, что вклад каждого будет оценён. Должен быть сделан акцент на количестве предложений, а не на их качество. На стадии оценки у каждого появится возможность выразить свои чувства по поводу любого частного предложения. 3. Равноправие участников. Следовательно, каждый должен чувствовать, что его предложение стоит рассмотрения, тогда все будут иметь стимул выдвигать свои идеи. Лучший способ предотвратить доминирование одного или двух членов группы - установить систему, когда каждый участник высказывает свое мнение по очереди. Эта процедура может замедлить процесс, сделав его более формализованным, но это более чем компенсируется за счет включения в работу всех участников. 4. Запись всех идей. Запись - это не просто фиксирование важных предложений, но также возможность оттолкнуться от них в надежде на рождение дальнейших идей. Применение метода «мозгового штурма» на этапе объявления темы и постановки УЗ, обеспечивает нестандартность организации данного этапа. Обществознание, 6 класс. Тема урока: «Человек славен добрыми делами». Ребята, обратимся к рубрике «В мире мудрых мыслей». Вашему вниманию представлены пословицы, зачитаем их. Что объединяет все эти пословицы? Какое понятие? Сегодня наш урок мы посвятим добру, тема урока: «Человек славен добрыми делами». Слово добро вы отлично знаете и не раз произносили фразы «добрый день», «доброе сердце», «доброе слово». А что же означает слово добро? Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово добро? (работа в группах). В нашей жизни, порой, очень сложно понять, какие поступки человека добрые, а какие злые. Когда мы говорим о человеке добрый, что мы имеем в виду? Человек может обладать разнообразными качествами и совершать большое количество поступков, но какие из них добрые? Наша задача это понять. Для этого мы будем составлять азбуку добра, т. е ответим на вопрос, какими качествами должен обладать добрый человек. Преимущества мозгового штурма 1. Поощрение креативного мышления. Часто утверждают, что креативность - это не то качество, которому следует обучать, и что идеи не приходят с легкостью туда, где есть формализованный подход к их выработке. Мозговой штурм является одним из немногих способов генерации идей с использованием структурированной процедуры. Ведь именно само существование основных правил «мозгового штурма» является причиной его высокой эффективности. 2. Выход за пределы стандартного мышления. Процесс использования чужих идей для стимулирования собственной креативности имеет своим результатом некоторый ряд предложений, более широкий, чем, если бы их производил один человек. 3. Простота. Мозговой штурм - это метод, который легко понять и легко применять. Он не требует высокотехнологичного оборудования или долговременного обучения, а его результаты можно с легкостью оценить.
    Методика организации кейс-метода.
Использование метода кейсов в качестве средства обучения стало чрезвычайно популярно в последние годы. Кейс-метод - род дискуссионных методов обучения, основанный на изучении анализа конкретных ситуаций. Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учащихся проанализировать ситуацию, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Условия, необходимые для организации кейс-метода. 1. Выбор подходящего материала. Материал, отобранный для метода кейсов, должен отражать проблемы, соответствующие содержанию учебного материала. Дополнительные сведения всегда можно предоставить позже. Это может происходить или автоматически или в зависимости от требований группы. 2. Наличие альтернатив. Выбранный вопрос должен быть достаточно обширным, чтобы охватывать различные стороны и иметь различные решения. Проблемы, имеющие лишь один "правильный" ответ наименее пригодны для использования в этом методе. 3. Небольшое число участников в группе. Чем больше группа, тем более громоздким и неуклюжим может стать упражнение. Чтобы получить оптимальные результаты при помощи метода кейсов, ограничивают число людей в группе до десяти человек. Если группа большая, ее делят на несколько малых, каждая из которых будет заниматься одним аспектом заданной проблемы. На мой взгляд, метод кейсов особенно значим в преподавании обществознания, т.к. позволяет на конкретном примере изучить основные понятия. Обществознание 9 класс. Тема: «Правовые основы брака и семьи». Класс делится на две группы. Каждая, из которых получает задание, и документ. Задача на основе закона дать юридическую консультацию. Ситуация №1. Артём и Ирина решили пожениться. Взяв паспорта, пошли в ЗАГС. Там их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц. "Это безобразие! - возмутился Артём. - Почему мы должны ждать целый месяц, если давно уже всё решили?" Как вы объясните Артёму эту норму? Существует ли порядок заключения брака? Найдите основные положения. Ситуация №2. Николаю и Ирине по 17 лет, они решили заключить брак, имеют ли они на это право? Каковы условия вступления в брак? Преимущества метода кейсов: 1. Реализм. Использование метода кейсов может дополнить многие теоретические аспекты курса посредством введения практических задач, которые группе необходимо решить. 2. Минимизация давления. Метод кейсов дает уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке тренинга, а не в реальной жизни, с ее угрозами и риском. 3. Активное взаимодействие. Коммуникативная природа упражнения предоставляет возможность быстрой, но достаточно полной оценки важности обсуждаемых проблем и предлагаемых решений.
    Мониторинг эффективности применения дискуссионных методов в учебном процессе.
Успешность внедрения дискуссионных методов обучения в образовательный процесс доказывают результаты - контрольных срезов; - итоговой аттестации; - участия в конкурсах и олимпиадах. - развития интеллектуальных умений. - уровня активности учащихся на занятиях. В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной деятельности, где формируется умение совершенствовать свои знания, качество знаний выше, чем в других классах. Рассмотрим на примере 10 класса мониторинг успеваемости по истории и обществознанию.

    Мониторинг итоговой аттестации экспериментального класса.

Учебный год.

Класс.

Предмет.

Всего учащихся

на «4 и 5»

Абсолютная

успеваемость

Качественная

успеваемость

2009-2010уч.г.

Обществознание.

2009-2010уч.г.

2010-2011уч.г. первое полугодие

2. Выполняя задания ЕГЭ по истории и обществознанию, выпускники испытывают определенные сложности при решении задач со свободной конструкцией части «С». Задания части «С» направлены на проверку умения высказывать и аргументировать свое мнение, давать оценочные суждения, сравнивать и обобщать (демонстрационный вариант ЕГЭ 2010: в задании С5 необходимо указать, какая из названных точек зрения представляется наиболее предпочтительнее, и привести не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную точку зрения). Дискуссионные методы обучения направлены на формирования данных компетенций. В прошлом учебном году мои выпускники успешно сдали ЕГЭ. По истории России наивысший результат составил 73 балла, средний балл – 56,5. Результаты оказались выше среднего балла по району (47,8 б.), по области (51,7 б.) и Российской Федерации (49,4 б); по обществознанию средний балл выпускников составил 60,3, для сравнения по району (57,4 б.), по области (59,62 б.), по России (56,2 б). Результаты ЕГЭ говорят о правильном выборе методики, способствующей продуктивной работе учащихся. 3. Эффективность применения дискуссионных методов в образовании доказывает появление результатов в различных конкурсах и олимпиадах:

дата Название конкурса Результат
Февраль 2010 года Конкурс научно-исследовательских работ «Интеллектуалы XXI века»

2009 -2010 уч. год.

Олимпиада по основам наук в Уральском федеральном округе Первый этап – 5 лауреатовВторой этап – 4 лауреатаТретий этап – 2 участника

2010 -2011 уч. год.

Олимпиада по основам наук в Уральском федеральном округе.

Первый этап – 4 лауреата.Второй этап – 3 лауреата.

Ноябрь – декабрь 2010 года.

Предметные олимпиады на муниципальном уровне по истории.

Второе место.

Ноябрь – декабрь 2010 года.

Предметные олимпиады на муниципальном уровне по обществознанию.

Второе место.

Декабрь 2010 года.

Областной конкур исследовательских краеведческих работ «Отечество».

Диплом второй степени.

Февраль 2011 года.

Конкурс научно-исследовательских работ «Интеллектуалы XXI века».

2 место на муниципальном этапе.
С представлением своего педагогического опыта выступала на школьном педагогическом совете

На основании научных фактов определяются свойства и закономерности явлений, выводятся теории и законы.

Научные факты характеризуются объективностью, достоверностью, точностью. При использовании научного факта большое значение имеет его новизна. В силу значимости научного факта исследователь подвергает его критической оценке, выявляет его объективность, достоверность. Достоверность определяется на основании первоисточников его происхождения. Если достоверность научного факта не установлена, он, во-первых, не может быть назван научным, во-вторых, не может быть использован в научном труде, каким является диссертация.

В этой связи официальное издание, публикуемое от имени государственных и общественных организаций, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Вместе с тем исследователи правильно поступают, когда подвергают перепроверке факты, взятые даже из официальных изданий.

К достоверным источникам научного факта относят монографии и другие научные труды, в которых представлен источник получения научного факта, его происхождение, дается обоснование достоверности. Научный труд сам создает научный факт, который может быть использован другими исследователями с оформлением источников. Но научный факт, приводимый в монографии без обоснования источника, не может в последующем использоваться как научный факт без выявления и подтверждения его достоверности.

Эмпирическое познание формирует особый тип знания, поставляющий науке факты. Без установления фактов невозможно никакое научное исследование. Поэтому основной задачей эмпирического познания является установление и накопление научных фактов.

К методам установления научных фактов относятся: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Рис. 4 - Методы установление научных фактов

Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью выяснения их определенных свойств и отношений. В ходе наблюдения мы получаем не только знание о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - и о присущих ему существенных свойствах и отношениях. Наблюдение осуществляется как непосредственным образом (с помощью наших органов чувств), так и опосредованно (с помощью разных приборов и технических устройств -микроскоп, телескоп, фото- и кинокамера, компьютерные томографы и т.д.). Следует указать, что в современной науке наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

Эффективность процесса наблюдения зависит от реализации ряда требований:

Преднамеренность или целенаправленность, то есть наличие четко сформулированной задачи, под углом зрения которой оно протекает;

Планомерность и систематичность, то есть проведение наблюдения непрерывно по заранее заданной системе и плану;

Наблюдение требует тщательного описания, точной фиксации замечаемых фактов средствами естественного и искусственного языков (схемы, графики, диаграммы, рисунки);

Исследователь, ведущий наблюдение, должен обладать необходимой теоретической и практической подготовкой в избранной области, большим вниманием, тщательностью, даже скрупулезностью в его осуществлении.

Важным обязательным моментом наблюдения является интерпретация его результатов, расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на ленте электрокардиографа и т.д. На интерпретацию фактов может повлиять позиция наблюдателя - как пространственно-географическая, так и социальная (например, интересы и убеждения наблюдателя в социологии). В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией, гипотезой. Он не просто фиксирует, регистрирует любые факты, сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом важно, чтобы факты были репрезентативны Нарушение указанных требований к процедуре наблюдения ведет к различного рода неточностям, искажающим действительность.

В ходе наблюдения или по его завершению исследователи широко используют такой метод как сравнение.

Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это значит сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение (отношения тождества и различия).

Сравнительный (компоративный) подход имеет смысл только при выявлении признаков «однородных» предметов, образующих классы. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение может быть основой такого логического приема, как аналогия и служить исходным пунктом для сравнительно-исторического метода, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях. Сравнение различных предметов может быть либо непосредственным, либо опосредованным. В последнем случае сравнение двух предметов осуществляется через их соотнесение с третьим, выступающим в качестве эталона. Такое опосредованное сравнение получило в науке наименование измерения.

Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью определенной единицы (метры, граммы, ватты и т.п.).

Для процедуры измерения необходимы следующие компоненты:

Объект измерения;

Единица измерения (эталон);

Измерительные приборы;

Методы измерения:

Субъект измерения (наблюдатель).

Точность измерения зависит от подготовки и усилия исследователя, применяемых им методов, точности измерительных приборов и т.д.

Измерение - метод количественного анализа. С момента зарождения новоевропейской науки количественные методы вообще и измерение в частности широко применялись и стали органической частью научного познания. Широко известна мысль И.Канта о том, что в науке «ровно столько науки, сколько в ней математики». Однако, как отмечалось ранее, чтобы отразить действительность вo всей ее полноте, нужно постичь внутреннее единство качественной и количественной определенности, проще говоря - в познании необходимо выйти за пределы математической односторонности к целостному познанию. Ибо познание - это не только вычисление, но и мышление, и, тем самым, «осмысленное вычисление».

Наблюдение, сравнение и измерение используются в науке как сами по себе, так и в составе более сложного и эффективного метода эмпирического исследования, а именно - эксперимента (научного опыта).

Эксперимент - прием исследования, при котором объект ставится в точно учитываемые условия или искусственно воспроизводится с целью выяснения тех или иных свойств.

Эксперимент является методом активного эмпирического исследования. Под активностью в данном случае понимается возможность вмешательства субъекта в ход исследуемого процесса или явления. Активное вмешательство не означает, что экспериментатор самостоятельно творит свойства предметов, приписывает их природе явлений. Ни радиоактивность, ни световое давление, ни условные рефлексы не являются свойствами, выдуманными или изобретенными исследователями. Они выявлены в экспериментальных условиях, искусственно созданных самим человеком в результате рекомбинаций природных объектов, что и позволяет выявить скрытые, но объективные свойства самой природы. В этом методе эмпирического уровня проявляется особая творческая роль ученого в отличие от пассивного созерцания в наблюдении. Образно говоря, в ходе эксперимента вопросы природе задает исследователь, а ответы на них дает сама природа.

Эксперименты бывают исследовательские (поисковые) и проверочные (контрольные), воспроизводящие и изолирующие, лабораторные и полевые. В зависимости от характера изучаемого объекта эксперименты подразделяются на физические, химические, биологические, социологические и т.д.

Основными этапами проведения эксперимента являются: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т.п.); контроль, интерпретация результатов.

Эксперимент выполняет, главным образом, две взаимосвязанные функции. Во-первых, опытную проверку гипотез и теорий, а, во-вторых, в ходе эксперимента возникают проблемы, решение которых подталкивает к постановке и проведению новых экспериментов и созданию новых экспериментальных установок.

Нередко в науке используется мысленный эксперимент в качестве теоретической модели реальной экспериментальной ситуации. В данном случае ученые оперируют не реальными предметами, а концептуальными образами.

Всякий научный эксперимент всегда направляется какой-либо идеей, концепцией, гипотезой. «Без идей в голове, - говорил И.П. Павлов, - не увидел и факта». Вся процедура эксперимента от постановки до интерпретации результатов «теоретически нагружена».

Цель каждого из методов эмпирического уровня - получение и констатация научных фактов, что составляет исходный пункт, основу всякого научного знания.

Важной задачей является также первичная обработка полученных фактов, которая выражается в их классификации (то есть распределении по отдельным группам) и в их систематизации. И для первого, и для второго приемов нужен принцип, который должен соответствовать природе самих фактов. Этот принцип может быть открыт при помощи мышления. В этом смысле любые факты науки убедительно демонстрируют неразрывную связь чувственного и рационального.

Большую роль в правовом образовании играют дискуссионные методы. Основываясь на исследованиях словацких психологов, С. Дьячкова показала особенности их использования при работе с детьми.

Д. Ондрошек отмечал: «Нелегко бывает без предварительной под­готовки начать с детьми дискуссию о правах человека и гражданских свободах. Нелегко также создать условия для такого типа дискуссий, которые могут дать новые знания детям и новый опыт учителям.

Часто учителя жалуются, что дети пассивны и не умеют диску­тировать. Они не знают, чего от них ждут, или не хотят выступать со своим мнением в классе, или не хотят конфронтации, не хотят выделяться. Это ведет к тому, что учитель успокаивается, отказы­вается от мысли вести дискуссию и возвращается к классическим методам (к проверке домашнего задания, объяснению нового ма­териала, вопросам по изученным темам и т. д.). В такой ситуации, если учитель решит по каким-то причинам все же провести дис­куссию, она будет наихудшим методом.

Правильно проведенная дискуссия, в отличие от классического метода, позволяет видеть, что каждое утверждение может быть ис­толковано по-разному; что каждую правду можно рассмотреть с разных точек зрения; что из многих правд в жизни можно выбрать для себя свою собственную, не утверждая, что она единственная и объективная.

Дискуссия оживляет неживой предмет - вместо повторения одинаково сформулированных параграфов в дискуссии появляют­ся собственные примеры из жизни, актуальные случаи применения или недостаточного использования прав человека в современном обществе. Дискуссия как метод дает возможность (на основе опы­та диалога в классе) убедиться в необходимости принципов приме­нения основных прав и свобод: право на выражение мнения, учет мнения меньшинства, толерантность при столкновении противо­положных взглядов. Дети в таких дискуссиях учатся формулировать свое мнение, тем самым способствуя личному самопознанию и умению свободно говорить на общественно важные темы».

Председатель Международной ассоциации по преподаванию прав человека Ф. Тибитс выделил следующие правила дискуссии:

Слушать того, кто говорит;

Говорит только один человек;

Если хочешь что-то сказать, покажи это, подняв руку;

Нельзя прерывать того, кто говорит;

Когда ты с кем-то не согласен, убедись, что ты критикуешь идею, а не человека;

Нельзя смеяться над человеком (можно над шуткой, но не злой);

Надо вовлекать в обсуждение всех.

Не страшно, если список, созданный учениками вашего клас­са, не будет таким же подробным. Правила не являются чем-то неизменным. Учитель может специально обращать внимание ре­бят на ситуации, требующие нового правила, и предлагать допол­нять, дорабатывать список.



Возможен вариант, когда учитель предлагает классу готовый список «Законов дискуссии» и последовательно следит за их ис­полнением. Однако если ребята осознали необходимость правил и приняли участие в их разработке, они более охотно будут их со­блюдать. Так или иначе, очень многое зависит от класса, и препо­даватель сам должен решить, какой из методов окажется более эф­фективным в работе с данными учениками.

К сожалению, простое установление правил не является пана­цеей (хотя может сильно изменить атмосферу в классе). Ребята могут искренне желать улучшений, но соблюдать правила само­стоятельно оказывается для них слишком сложно. Поэтому на первом этапе работы следует уделить соблюдению правил большое внимание. Будет очень хорошо, если удастся написать правила на большом листе и повесить в классе. Учитель может постоянно об­ращать внимание ребят на то, как выполняются правила. Можно совместно установить некий жест или сигнал, который подает лю­бой человек в том случае, когда какое-то из правил нарушается. Можно назначать специального «ответственного за правила», ко­торый следит за их соблюдением, указывает, если правила нару­шаются, а в конце дискуссии ставит всей группе «оценку». При желании преподаватель и класс могут заключить договор о соблю­дении правил, установив поощрения и наказания.

Кстати, правила поведения при обсуждении можно расширить до правил работы в классе.

От того, как начнется дискуссия, зависит очень многое. Поймут ли ребята тему, заинтересует ли их проблема - все это повлияет на ход обсуждения. Чтобы дискуссия прошла успешно, необходимо эмоционально и интеллектуально настроиться на проблему. Если учитель уверен, что проблема важна, значима или интересна для ребят, они уже задумывались над ней, достаточно просто сформу­лировать тему или вопрос. Тогда обсуждение начнется само собой.

Если предмет будущей дискуссии может оказаться далеким от интересов детей, необходимо подготовить более эмоциональное или зрелищное начало. Учитель может прочесть небольшой яркий текст, добровольцы могут разыграть сценку (импровизационно или подготовившись заранее). Если есть возможность, можно по­казать ребятам видеофрагмент (например, эпизод из художествен­ного или специального учебного фильма). Эксперт (приглашен­ный или кто-то из ребят) может кратко обрисовать проблему и наметить темы для обсуждения.

Напомним, что практически все игры в правовом обучении ставят своей целью вовлечь ребят в обдумывание проблемы, сде­лать тему личностно значимой. Так или иначе, с помощью любо­го из приемов нужно постараться затронуть чувства ребят, вызвать у них интерес, показать связь предмета дискуссии с их жизнью.

Представляя тему, в зависимости от целей учителя, можно по­казать несколько разных аспектов проблемы, т. е. задать какие-то рамки обсуждения. Д. Ондрошек рекомендует: «Лучше всего на­писать тему и важнейшие подтемы на доске или фломастером на листах. В те моменты, когда дискуссия слишком отклоняется от темы, есть возможность указать на формулировку, возвратиться к проблематике и высветить неясности понимания дефиниций, уви­деть, почему дискуссия отошла от темы. Хорошо, если тема напи­сана в виде вопроса или утверждения, которые предполагают мно­жество возможных ответов. Например: может ли родитель (ди­ректор школы, командир в армии) ударить своего сына (ученика, солдата)?».

Любая дискуссия может протекать свободно или подвергаться регулированию.

«Если дискуссия не выровнена, - пишет Д. Ондрошек, - по­является несколько активно говорящих учащихся, а остальные молчат, не получив слова. Учитель может помочь им, организовав дело так, чтобы активизировать молчаливых. Для этого существу­ет много технических приемов (чтобы умерить ораторский пыл одних и активизировать других)».

Когда дискуссия проводится в свободной форме, т. е. говорят все, кто хочет высказаться, один за другим, может помочь следу­ющее.

Этот прием подходит для классов, где есть несколько очень ак­тивных ребят, которые обычно подавляют остальных. Каждому участнику дискуссии выдается несколько карточек-«голосов». Од­на карточка - одно высказывание. Высказался - отдал карточку ведущему. Когда закончатся карточки у самых говорливых, смогут выступить более тихие.

«Карточки-сигналы»

Для каждого участника дискуссии готовится набор карточек-сигналов: зеленая карточка покажет согласие с говорящим, крас­ная - несогласие, карточка со знаком вопроса - желание задать вопрос, с восклицательным знаком - высказаться самому. Можно придумать карточку - призыв к тишине, если участники дискус­сии говорят все сразу и не слушают друг друга.

«Микрофон»

Учитель вызывает учеников, которые делают вид, что они говорят в микрофон. Ребята не могут вскакивать и кричать, поскольку право говорить имеет только тот, у кого микрофон (символический).

Иначе этот прием называется «Жезл оратора»: маленькая иг­рушка, мячик, палочка - все это может стать «жезлом оратора». Говорить может только тот, кто держит его в руке. Сказал - пере­дал следующему.

«Речевой этикет»

Очень часто, горя желанием высказать свою точку зрения, ребя­та не слушают друг друга и повторяют то, что уже было несколько раз произнесено. Для того чтобы ребята слушали чужие выступления, можно ввести такое правило. Каждый, кто хочет что-то ска­зать, должен начать со слов: «Как сказал мой уважаемый колле­га...» и дальше кратко изложить суть точки зрения предыдущего оратора. «Я же считаю, что...», - продолжает говорящий и излага­ет свое мнение. Обращения «мой уважаемый коллега» или «уважа­емый предыдущий оратор» обычно очень нравятся детям.

«Роли» (смысловые и организационные)

Еще один прием, позволяющий включить в работу самых раз­ных ребят, - предлагать участникам дискуссии какие-то роли. Они могут быть как организационными, так и смысловыми.

К организационным ролям можно отнести роль «протоколис­та», кратко записывающего идеи на доске или бумаге; «хрономет­риста», следящего за продолжительностью выступления; «ответст­венного за материалы», в нужный момент раздающего участникам дискуссии листы с текстами или приводящего по мере надобности факты из этих материалов.

Смысловые роли определяют то, как будут вести себя участни­ки дискуссии: «во всем сомневающийся», «всем восторгающийся».

«Разговор по кругу»

Один из простейших способов структурирования дискуссии. Предлагаем несколько способов организации такой дискуссии.

Учащиеся высказывают свои мнения по кругу, как сидят, и каждый имеет право говорить не больше, например, трех минут. Учитель дает инструкцию:

а) назвать вольные ассоциации по теме;

б) высказать одну из возможностей решения заданной пробле­мы и обосновать свое мнение;

в) окончить мысль, предложенную и начатую учителем. «Полилог»

Методика рефлексивного анализа «Полилог» используется в психологии для решения проблем в большом коллективе. Она поз­воляет сделать быстрый срез знаний или мнений по какой-то про­блеме. Выбирается тема (вопрос, не имеющий однозначного отве­та), и ведущий просит участников называть ассоциации, которые приходят им в голову, или возможные ответы. Делать это необхо­димо по очереди, друг за другом. Если тот, чья очередь говорить, находится в затруднении или не знает, как ответить, он говорит: «Пропускаю», - и тогда продолжает его сосед. Каждое названное слово записывается ведущим на доску, а ребятами - в тетрадь. Так можно пройти несколько кругов до тех пор, пока не накопится до­статочно много ответов. На основании полученных результатов можно сделать какие-то выводы и вести дальнейшую беседу.

К сожалению, работа в кругу может оказаться достаточно уто­мительной и однообразной. Особенно это зависит от величины группы. Чтобы разнообразить работу и сократить время, можно ввести в дискуссию работу в парах.

«Общий ШУМ»

Каждый участник поворачивается к своему соседу (левому или правому) и несколько минут обсуждает проблему вместе с ним. Од­ной из целей этого упражнения может быть «интервьюирование» своего напарника и представление его мнения остальным ребятам.

«Дума» («Аквариум»)

Участники дискуссии делятся на маленькие группы по 3, 4, 5 человек и в них обсуждают проблему. Каждая группа вырабатывает свою коллективную точку зрения. Затем группа выбирает свое­го представителя.

Представители рассаживаются в центре комнаты и начинают обсуждать проблему между собой, руководствуясь точкой зрения своих групп. Остальные участники дискуссии внимательно слуша­ют обсуждение, и высказывания своего представителя. Если чле­ны группы не согласны с ним или хотят подсказать ему новые ар­гументы, они посылают ему записку. Если группе не нравится, как выступает ее представитель, она может заменить его другим. Если же сам представитель в затруднении, он может взять тайм-аут и посоветоваться со своей группой.

«Подсчитывающая дискуссия»

Сотрудники фонда «Образование для демократии» (Польша) предложили свой метод оценки участников дискуссии.

Учитель предлагает тему и вызывает 6-9 добровольцев (или назначает участников). Они садятся в центр класса и начинают дискутировать. Желательно, чтобы каждое высказывание занима­ло не больше 15 сек. Зрители и сам учитель оценивают каждого из участников, начисляя премиальные и штрафные баллы.

«Молчаливая дискуссия»

Эту форму можно использовать перед началом обычной дискус­сии, для того чтобы выявить разные взгляды, мнения и чувства, вызываемые каким-то понятием или событием. Она позволяет во­влечь в работу всех ребят и обеспечивает независимость суждений.

Ребята делятся на группы по 4-5 человек. Каждая группа са­дится вокруг своего стола, на котором лежит большой лист бумаги

(можно расположиться просто на полу). Учитель пишет на доске какое-то понятие (например: «расизм», «равенство», «закон») и просит написать на листе свои ассоциации и вообще все, что при­ходит в голову, когда думаешь о предложенной теме. Это могут быть отдельные слова или небольшой связный текст, примеры, ма­ленькие рисунки. Все пишут одновременно (лучше - фломастера­ми, а не ручками), соблюдая самое главное правило: «Говорить нельзя, нужно молчать».

После того как кто-то записал свои мысли, он может посмотреть, что делают его соседи, и, не говоря ни слова, ответить на что-то, что написано кем-то другим. Между словами можно рисовать связи, за­давать вопросы (письменно), предлагать встречные аргументы.

Закончить «молчаливый этап» можно примерно через 10 мин. или в тот момент, когда все перестанут писать. Теперь можно рас­смотреть листы, представить общую картину и обсудить что-то из написанного.

«Диалоги и дебаты»

При изучении многих правовых вопросов результативно прово­дить диалоги и дебаты.

Диалог - явление сотрудническое: две или более стороны рабо­тают вместе над взаимопониманием. Дебаты - явление оппозици­онное: две стороны противостоят и пытаются доказать неправоту друг друга.

В диалоге нахождение общих знаменателей является целью. В де­батах целью является победа.

В диалоге одна сторона выслушивает другую (другие) с целью понимания, нахождения значения и принятия соглашения. В деба­тах одна сторона слушает другую с целью найти изъяны и париро­вать своими аргументами.

Диалог расширяет и, возможно, изменяет точку зрения участни­ка. Дебаты укрепляют собственную точку зрения участника.

Диалог раскрывает предположения для переосмысления. Деба­ты защищают предположение как истину.

Диалог вызывает самоанализ собственной позиции. Дебаты вы­зывают критику противоположной стороны.

Диалог открывает возможность достижения лучшего решения по сравнению с первоначальным. Дебаты защищают чью-то собствен­ную позицию как лучшее решение и исключают другие решения.

Диалог создает отношение открытости: открытость ошибок и готовность к изменениям. Дебаты создают отношения закрытости, убежденности в правоте.

В диалоге одна сторона уступает лучшему варианту другой, зная, что предположения других людей способствуют улучшению, а не разрушению. В дебатах сторона подает свое лучшее видение проблемы и защищает его с целью доказать правоту.

Диалог призывает к временному воздержанию от собственных убеждений. Дебаты призывают к решительному отстаиванию соб­ственных убеждений.

В диалоге ищут основы соглашения. В дебатах ищут явные различия.

В диалоге каждая сторона ищет сильные моменты в позиции другой. В дебатах каждая сторона ищет изъяны и слабые моменты другой.

Диалог предусматривает реальную заботу о другом человеке и ищет пути не оттолкнуть и не обидеть. Дебаты предусматривают парирование противной позиции без внимания к чувствам или от­ношениям и часто уничижают или осуждают другого человека.

Диалог предполагает, что многие люди имеют частичные отве­ты, и что вместе они могут свести их к действенному решению. Де­баты предполагают, что есть правильный ответ и кто-то его имеет.

Диалог всегда остается открытым. Дебаты предусматривают подведение итогов.

Систематизацию отдельных форм организации работы с детьми на уроках права можно осуществлять на основе различных основа­ний. Так, с позиции деятельностного подхода (по мнению специа­листов Молодежного центра прав человека и правовой культуры), целесообразно обратить внимание на следующую форму работы.

«Общий галдеж»

Этот прием хорош для смены темпа урока, например, после длительного выступления учителя.

Скажите ученикам, что у них есть 5 мин. для того, чтобы в груп­пах по 2-3 человека высказать собственное мнение по поводу толь­ко что рассказанного или показанного. Они могут высказать, что чувствуют, что думают, или задать друг другу вопросы о том, чего не поняли. После этого можно попросить группы или пары поде­литься своими мыслями с классом или задать вопросы всем.

На основании научных фактов определяются свойства и закономерности явлений, выводятся теории и законы.

Научные факты характеризуются объективностью, достоверностью, точностью. При использовании научного факта большое значение имеет его новизна. В силу значимости научного факта исследователь подвергает его критической оценке, выявляет его объективность, достоверность. Достоверность определяется на основании первоисточников его происхождения. Если достоверность научного факта не установлена, он, во-первых, не может быть назван научным, во-вторых, не может быть использован в научном труде, каким является диссертация.

В этой связи официальное издание, публикуемое от имени государственных и общественных организаций, содержит материалы, точность которых не должна вызывать сомнения. Вместе с тем исследователи правильно поступают, когда подвергают перепроверке факты, взятые даже из официальных изданий.

К достоверным источникам научного факта относят монографии и другие научные труды, в которых представлен источник получения научного факта, его происхождение, дается обоснование достоверности. Научный труд сам создает научный факт, который может быть использован другими исследователями с оформлением источников. Но научный факт, приводимый в монографии без обоснования источника, не может в последующем использоваться как научный факт без выявления и подтверждения его достоверности.

Эмпирическое познание формирует особый тип знания, поставляющий науке факты. Без установления фактов невозможно никакое научное исследование. Поэтому основной задачей эмпирического познания является установление и накопление научных фактов.

К методам установления научных фактов относятся: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.

Рис. 4 - Методы установление научных фактов

Наблюдение - это систематическое, целенаправленное восприятие предметов и явлений, с целью выяснения их определенных свойств и отношений. В ходе наблюдения мы получаем не только знание о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - и о присущих ему существенных свойствах и отношениях. Наблюдение осуществляется как непосредственным образом (с помощью наших органов чувств), так и опосредованно (с помощью разных приборов и технических устройств -микроскоп, телескоп, фото- и кинокамера, компьютерные томографы и т.д.). Следует указать, что в современной науке наблюдение становится все более сложным и опосредованным.

Эффективность процесса наблюдения зависит от реализации ряда требований:

Преднамеренность или целенаправленность, то есть наличие четко сформулированной задачи, под углом зрения которой оно протекает;

Планомерность и систематичность, то есть проведение наблюдения непрерывно по заранее заданной системе и плану;

Наблюдение требует тщательного описания, точной фиксации замечаемых фактов средствами естественного и искусственного языков (схемы, графики, диаграммы, рисунки);

Исследователь, ведущий наблюдение, должен обладать необходимой теоретической и практической подготовкой в избранной области, большим вниманием, тщательностью, даже скрупулезностью в его осуществлении.

Важным обязательным моментом наблюдения является интерпретация его результатов, расшифровка показаний приборов, кривой на осциллографе, на ленте электрокардиографа и т.д. На интерпретацию фактов может повлиять позиция наблюдателя - как пространственно-географическая, так и социальная (например, интересы и убеждения наблюдателя в социологии). В ходе наблюдения исследователь всегда руководствуется определенной идеей, концепцией, гипотезой. Он не просто фиксирует, регистрирует любые факты, сознательно отбирает те из них, которые либо подтверждают, либо опровергают его идеи. При этом важно, чтобы факты были репрезентативны Нарушение указанных требований к процедуре наблюдения ведет к различного рода неточностям, искажающим действительность.

В ходе наблюдения или по его завершению исследователи широко используют такой метод как сравнение.

Сравнение - это познавательная операция, лежащая в основе суждения о сходстве и различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов. Сравнить - это значит сопоставить одно с другим с целью выявить их соотношение (отношения тождества и различия).

Сравнительный (компоративный) подход имеет смысл только при выявлении признаков «однородных» предметов, образующих классы. Предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому. Сравнение может быть основой такого логического приема, как аналогия и служить исходным пунктом для сравнительно-исторического метода, с помощью которого выявляется общее и особенное в исторических и других явлениях. Сравнение различных предметов может быть либо непосредственным, либо опосредованным. В последнем случае сравнение двух предметов осуществляется через их соотнесение с третьим, выступающим в качестве эталона. Такое опосредованное сравнение получило в науке наименование измерения.

Измерение - это процедура определения численного значения некоторой величины с помощью определенной единицы (метры, граммы, ватты и т.п.).

Для процедуры измерения необходимы следующие компоненты:

Объект измерения;

Единица измерения (эталон);

Измерительные приборы;

Методы измерения:

Субъект измерения (наблюдатель).

Точность измерения зависит от подготовки и усилия исследователя, применяемых им методов, точности измерительных приборов и т.д.

Измерение - метод количественного анализа. С момента зарождения новоевропейской науки количественные методы вообще и измерение в частности широко применялись и стали органической частью научного познания. Широко известна мысль И.Канта о том, что в науке «ровно столько науки, сколько в ней математики». Однако, как отмечалось ранее, чтобы отразить действительность вo всей ее полноте, нужно постичь внутреннее единство качественной и количественной определенности, проще говоря - в познании необходимо выйти за пределы математической односторонности к целостному познанию. Ибо познание - это не только вычисление, но и мышление, и, тем самым, «осмысленное вычисление».

Наблюдение, сравнение и измерение используются в науке как сами по себе, так и в составе более сложного и эффективного метода эмпирического исследования, а именно - эксперимента (научного опыта).

Дискуссия как метод активного обучения

Дискуссия от латинского «discussion» (рассмотрение, исследование):

  1. способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;
  2. метод активного обучения, основанный на публичном обсуждении проблемы, цель которого выяснение и сопоставление различных точек зрения, нахождение правильного решения спорного вопроса;
  3. метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность процесса восприятия за счет активного включения обучаемых в коллективный поиск истины.

Дискуссии относятся к наиболее широко известным в истории педагогики методам обучения. Еще во времена античности его успешно применяли в гимназиях и академиях Древней Греции для подготовки молодых людей. Начало устойчивого интереса педагогов и психологов к феномену дискуссии относится к 30-м гг. XX в. и связано с работами известного швейцарского психолога Жана Пиаже. Важную роль в плане изучения процессов принятия управленческих и творческих решений в группе сыграли идеи Курта Левина о влиянии групповых обсуждений и ситуативных факторов на изменение социальных отношений. Исследования показали, что групповая дискуссия повышает мотивацию участников в решение обсуждаемых проблем.

Цель дискуссии - не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить её, стимулировать творчество и выработать решение проблемы посредством активной совместной деятельности.

Посредством применения дискуссионных методов осуществляется решение следующих задач:

  1. осознание участниками своих мнений, суждений, оценок по обсуждаемому вопросу;
  2. выработка уважительного отношения к мнению, позиции оппонентов;
  3. развитие умения осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения, включая точки зрения оппонентов;
  4. развитие умения формулировать вопросы и оценочные суждения, вести полемику;
  5. развитие умения работать в группе единомышленников;
  6. способность продуцировать множество решений;
  7. формирование навыка говорить кратко и по существу;
  8. развитие умения выступать публично, отстаивая свою правоту.

Дискуссионные методы - вид групповых методов активного социально-психологического обучения, основанных на общении или организационной коммуникации участников в процессе решения ими учебно-профессиональных задач. Дискуссионные методы могут быть реализованы в виде диалога участников или групп участников, сократовской беседы, групповой дискуссии или ``круглого стола"", ``мозгового штурма"", анализа конкретной ситуации или других.

Условия проведения дискуссии:

  1. предметность дискуссии;
  2. наличие доброжелательной и открытой атмосферы взаимодействия;
  3. готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;
  4. наличие достаточного объема информации по обсуждаемой проблеме;
  5. наличие возможности высказаться;
  6. развернутая, корректная аргументация своей позиции;
  7. наличие возможности задавать вопросы.

Правила ведения и правила поведения в процессе общения. Среди правил ведения дискуссии М.В.Кларин называет следующие:

  1. выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения председательствующего (ведущего), недопустима перепалка между участниками;
  1. каждое высказывание должно быть подкреплено фактами;
  2. в обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться;
  3. в ходе обсуждения недопустимо "переходить на личности", навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т.п.

Роль и позиция ведущего дискуссий

  1. изучает интересы и возможности аудитории, определяет границы проблемного поля, в границах которого может развертываться обсуждение;
  2. формулирует название дискуссии, определяет будущий регламент работы и определяет задачи, которые должны быть решены участниками ее;
  3. регламентирует работу участников, осуществляет управление их когнитивной, коммуникативной и эмоциональной активностью;
  4. стимулирует развитие элементов коммуникативной компетентности участников дискуссии;
  5. контролирует степень напряженности отношений оппонентов и соблюдение ими правил ведения дискуссии;
  6. занимается профилактикой конфликтных ситуаций, возникающих по ходу дискуссии, при необходимости использует директивные приемы воздействия;
  7. мысленно фиксирует основные положения, высказанные участниками, отмечает поворотные моменты, выводящие обсуждение на новый уровень;
  8. резюмирует и подводит итоги обсуждения.

Вместе с тем позиция ведущего остается нейтральной. Он не имеет права высказывать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выражать пристрастное отношение к кому-либо из участников, принимать чью-либо сторону, оказывая давление на присутствующих.

Виды групповой дискуссии

  1. Ролевая дискуссия. В зависимости от того какой материал обсуждается и какие цели ставятся перед дискутантами, можно вводить различные роли:
  1. ведущий - получает все полномочия по организации дискуссии;
  2. оппонент - находит уязвимые места и предлагает свой собственный вариант решения;
  3. логик - выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждениях докладчика и оппонентов;
  4. психолог - отвечает за организацию продуктивного общения и взаимодействия, добивается доброжелательности отношений;
  5. эксперт - оценивает продуктивность всей дискуссии, высказывает мнение о вкладе того или иного участника дискуссии в нахождение общего решения, дает характеристику того, как шло общение участников дискуссии.
  1. Дискуссия со скрытыми ролями. Цель проведения является расширение репертуара реально освоенных ролей, которые может принимать участник дискуссии сознательно для более продуктивного поиска выхода из ситуации спора. Возможны два варианта организации такой дискуссии: участнику сообщается роль конфиденциально, чтобы никто из остальных не услышал инструкции и наоборот, все участники знают о роли, которую ведущий отвел всем, они не осведомлены лишь о своей собственной роли в дискуссии. Скрытые роли участникам дискуссии выдаются такие, которые для них конкретно чужды и трудны в исполнении. Тяготеющие к доминированию получают роль соглашателя, быстро поддающийся чужому влиянию и авторитету участник дискуссии получает роль спорщика.
  1. Дискуссия как анализ конкретных ситуаций. Этот вид дискуссии стимулирует обращение к опыту других, стремление к приобретению теоретических знаний для получения ответов на обсуждаемые вопросы. Используются ситуации двух видов: 1) «здесь и теперь» (обсуждаются ситуации, произошедшие в группе) и 2) «там и тогда» (случаи из профессиональной практики или личной жизни).

Ход дискуссии:

  1. Вводная часть. Цель - интеллектуальный и эмоциональный настрой на работу и обсуждение.

Приемы :

  1. краткое обсуждение проблемы в малых группах;
  2. краткий предварительный опрос по теме;
  3. введение темы через вводное проблемное сообщение.
  1. Введение в дискуссию. Цель - проинформировать о проблеме, заинтересовать.

Приемы :

  1. описание конкретного случая из жизни;
  2. использование текущих новостей;
  3. ролевая игра;
  4. демонстрация фильма.
  1. Групповое обсуждение. Этап представляет собой полемику участников. Для управления ею ведущий организовывает участников через систему вопросов, может также специально ввести правила обсуждения, Каждая группа высказывает свое мнение. Работают соответственно своим ролям аналитик, протоколист и т.д. При необходимости ведущий инициирует высказывания выступающих, их вопросы и оценки в адрес услышанного. Усиление и угасание интереса, корректность ведения полемического спора обеспечиваются управленческими действиями ведущего.
  2. Итоговое заключение. Цель - оценка работы группы в вычленении тех аспектов проблемы, которые были затронуты по ходу обсуждения, оценка степени вовлеченности и компетентности участников обсуждения, их готовность принимать позицию другой стороны, умение вести полемику. Оценка сходства-противоположности позиций участников может быть положена в основу проекта решения, ряда рекомендаций, которыми завершается дискуссия, вне зависимости от формы ее проведения.

Заседание родительского клуба

на тему «Поощрение и наказание»

Пояснительная записка

Цель: акцентировать внимание родителей на актуальных проблемах поощрения и наказания детей.

Задачи:

  1. повысить психологическую компетентность родителей;
  2. познакомить родителей с принципами использования поощрений и наказаний;
  3. способствовать созданию в семье благоприятной атмосферы для развития ребенка.

Инструментарий: магнитофон, ватманы, маркеры, мольберт, аудиокассета с релаксационной музыкой.

Оформление кабинета:

  1. Изображение цветка с надписью:
  1. Если ребенок чувствует поддержку, он учится быть уверенным в себе
  2. Если он живет в атмосфере враждебности, он учится драться
  3. Если ребенок чувствует одобрение, он учится уважать себя
  1. Рисунки детей на тему «Моя семья»

Форма проведения: «Круглый стол»

Ход дискуссии

1. Вводная часть

Звучит легкая музыка.

Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время прийти на очередное заседание нашего клуба. Сегодня мы поговорим на такую всем знакомую, и вместе с тем очень личную тему «Поощрение и наказание детей». У каждого из нас есть свой опыт на эту тему: и детский, и родительский.

Предлагаю поприветствовать друг друга: вы должны называть свое имя и характеризовать себя, как родителя, тремя прилагательными.

2. Введение в дискуссию

В наши дни среди педагогов, и среди родителей бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и, кто убежден, что истинное воспитание - это воспитание вообще без поощрений и наказаний.

Давайте попытаемся ответить на глубоко нас затрагивающие вопросы наказаний:

  1. Какие наказания и поощрения применялись в ваших родительских семьях?
  2. Как вы к ним относились в детстве?
  3. Как вы к ним относитесь сейчас?
  4. Какие из них оказали на вас наибольшее воздействие?

3. Групповое обсуждение

Предлагаю вам разделиться на две подгруппы: 1-я подгруппа - «Родители» сторонники наказаний; 2-я - «Ребенок» противники наказаний.

1 Задание «Аргументы»

Вы должны обсудить и записать аргументы «за» наказания, вторая — «против».

Есть ли допустимые и недопустимые физические наказания? Или все запрещены?

Телесные наказания - недопустимы ни в каких ситуациях, ни в какой форме. Поведение родителей является для ребенка моделью для подражания. Родители, демонстрируя ребенку свою несдержанность, не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицательными эмоциями. Один из нежелательных результатов частого битья - то, что ребенок начинает видеть в нем способ излить накопившийся гнев и разрешить возникшую проблему.

Дети, в отношении которых часто используются физические наказания, вообще не оценивают это как что-то страшное, нежелательное, они к нему привыкают, воспринимая его как агрессивную реакцию взрослых. Таким образом, для них оно теряет свою педагогическую функцию.

Наказание - это не действие со стороны взрослого, а то, что происходит с наказываемым ребенком, то, что он при этом переживает. Цель “не топить” ребенка, а спасти через прощение.

Наказание имеет тройное значение

  1. оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением;
  2. способствует тому, чтобы такие действия не повторялись;
  3. снятие вины с ребенка.

2 задание «Обсуждение ситуаций»

Сейчас давайте обсудим ситуации . (После анализа ситуации и обсуждения способа наказания его относят к эффективным или бесполезным методам воспитания ребенка. Результаты заносятся в таблицу на стенде).

Ситуация 1 (бить):

Пятилетний мальчик подбежал к девочке, ударил ее и убежал, схватив ведерко и лопатку. Мать мальчика набросилась на сына, шлепая и крича: «Это поможет тебе понять, как плохо бить тех, кто младше!»

Правильно ли поступил родитель? Почему ребенок не может понять, почему нельзя драться? Каким способом воспользовалась мать, пытаясь доказать сыну его неправоту и добиться от него послушания? Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).

Ситуация 2 (обзывания, угрозы):

«Где ты был, я тебя спрашиваю?! Опять с тунеядцем Витькой?! Поговори еще, поговори, врун. Еще раз увижу чьи-то следы на ковре - ты у меня получишь!»

Ситуация 3 («наряды вне очереди»):

Диалог матери с ребенком:

Сережа, почему ты опоздал?

Мам, мы лепили огромного снеговика.

Значит, для тебя какой-то снеговик дороже здоровья матери? Я же тебе говорила, что буду переживать, если ты не придешь вовремя.

Мам, мы могли проиграть ребятам из дома напротив!

Ничего не хочу слышать! За то, что не пришел, когда обещал, вынеси ведро и подмети пол.

Участники дискуссии, выискивая в поведении мамы положительные моменты, отмечают, что она пытается узнать причину, но не слушает, что говорит ребенок. Она говорит о своих чувствах, но в форме нотации, что не принимается мальчиком. Справедливо ли, по вашему мнению, наказание? «Наряды вне очереди» прививают отвращение к труду, а в больших дозах и к жизни. Что чувствовал ребенок? (отвечает группа «Родители»). Правильно ли поступил родитель? (отвечает группа «Ребенок»).

Ситуация 4 (высказать неодобрение):

Вернувшись в детскую, мама увидела, что низ занавески похож на бахрому. Она догадалась, что ее сын попытался проверить, легко ли режется ткань. Села на стул возле мальчика и сказала: «Ты поступил плохо. Я огорчена твоим поступком».

Наказала ли мама ребенка? Каким способом воспользовалась она для оценки его поступка?

Специалисты называют этот способ наказания прямым неодобрением. Оценивая, мы часто внушаем ребенку: ничего из тебя не выйдет, ты неисправим. В этом случае ребенок либо принимает навязываемую роль, либо не принимает роль хулигана, предателя и борется. Как? Так, как нам этого не хочется. Есть ли разница в следующих высказываниях: “Ты плохой” и “Ты сделал плохо”?

Предлагаю вам научиться способам выражения своих чувств и эмоций посредством языков «Я-высказывание» и «Ты-высказывание».

- «Ты-высказывание» содержит в себе негативную оценку другого человека, часто обвинение, что вызывает сопротивление и протест («Прекрати разговаривать!», «Немедленно уберись в комнате!»). Высказывания такого рода отрицательно влияют на самооценку и уровень притязаний другого человека. На такие высказывания ребенок обычно отвечает обидой, защитой.

- «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации без оценочной характеристики поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, мы оставляем за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослых. «Я-высказывание» - это сообщение о ваших чувствах, оно редко вызывает протест, потому что не содержит обвинения Лучше просто выразить ему ваше чувство. Используйте местоимения «я», «мне» («Мне не приятно, что комната не убрана. Что можно сделать, чтобы ее убрать?»).

Тренировка в построении «Я - высказывания».

Проблема

Ты - сообщение

Я - сообщение

Сын (дочь) не может выучить стих.

О чем ты только думаешь? Неужели тебе трудно запомнить? Ты меня в могилу сведешь …

Давай вместе разберемся…

Я надеюсь, что у тебя при старании все получится …

Ребенок грубо ответил Вам на замечание.

Когда ты научишься разговаривать с родителями? Ты вечно дерзишь!

Мне больно это слышать. Я думаю, что ты просто поторопился.

На мой взгляд, ты можешь быть более уважительным по отношению ко мне.

Плохое поведение

Ты всегда ужасно себя ведешь!

Меня обижает такое поведение.

Ты умеешь быть другим, поэтому в следующий раз будь более сдержан.

Ситуация 5 (строить Я-сообщение):

Вы который раз зовете дочь к столу обедать. Она отвечает: «Сейчас»- и продолжает заниматься своим делом. Вы начинаете сердиться.

Какими будут ваши слова? Выберете варианты ответа, который оказался бы более эффективным на ваш взгляд, обоснуйте:

  1. Да сколько же раз тебе надо говорить!
  2. Я начинаю сердиться, когда приходится повторять одно и тоже!
  3. Меня сердит, когда ты не слушаешься.

Ситуация 6 (отменить ритуал):

Каждый раз на прогулке Маша ест снег. Мама перепробовала много разных способов отучить девочку, но ничего не помогало. Однажды маме в голову пришла идея.

Маша, есть снег нельзя.

Почему?

У тебя будет болеть горло.

Ну и что?

Раз снег такой вкусный я не буду печь сегодня твой любимый яблочный пирог.

Как вам понравилась идея мамы?

Лишить ребенка чего-то приятного, ожидаемого - более эффективное наказание. Нужно всегда иметь запас больших и маленьких праздников. Придумайте несколько занятий, семейных дел, традиций, которые будут создавать зону радости. Сделайте их регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, ели он не сделает чего-то плохого. Отменяйте их, если случится проступок действительно ощутимый. Однако, не угрожайте их отменой по пустякам. Например: прогулки, поход в цирк, чтение книг на ночь, просмотр мультфильмов - все это может стать ритуалом для ребенка.

Ситуация 7 (наказывать спустя время):

Ребенок что-то испортил, стащил или напакостил. Родители узнают об этом спустя 3-4 недели.

Как вы поступите: накажите или простите?

Запоздалые наказания напоминают ребенку неприятное прошлое, не дают стать другим. В подобных случаях лучше не наказывать, а простить, поскольку есть риск задержки душевного развития. Ведь даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности совершения правонарушения.

Сейчас предлагаю обсудить способы поощрений:

  1. Какие способы поощрения вы знаете и используете в воспитание детей?
  2. Как вы думаете, за что нужно благодарить, хвалить ребенка?
  3. Чего надо опасаться во время похвалы?
  4. Чем плоха оценка-похвала?

В похвале всегда есть элемент оценки: “Молодец, ты просто гений!”, “Ты у нас самая красивая!”, “Ты такой храбрый!”

Когда родитель часто хвалит, ребенок начинает понимать: где похвала там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других.

Ребенок может стать зависимым от похвалы - ждать, искать ее.

Ребенок может заподозрить, что вы неискренны. \

Например:

Сын: Не получаются у меня эти буквы!

Мама: Что ты, ты прекрасно их написал!

Сын: Неправда, ты нарочно так говоришь, что бы я ни расстраивался.

Эффект поощрения отнюдь не пропорционален стоимости подарка. Главное - умение родителей подметить в поведении ребенка хотя бы намек на добрые побуждения и своевременно отреагировать: помочь ему, поддержать, стимулировать проявление таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство долга, трудолюбие, внимание к людям.

Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

Упражнение “Кулачок”

Предлагаю поиграть. (Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются).

По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:

  1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
  2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
  3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
  4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?

Итоговое заключение

Нужно ли вообще поощрять или наказывать ребенка? (Высказывания родителей).

Поощрения, и наказания нужны. Только применять их надо умело. Эмоциональный подъем, радость от родительской похвалы или огорчение, стыд, а порой и страх, связанный с наказанием - все это чувства, которые ребенок переживает очень остро.

Поэтому одно из главных правил - использовать и поощрение, и наказание не часто и лишь тогда, когда это действительно необходимо. Поощрения и наказания могут приносить положительные результаты лишь тогда, когда они помогают детям выработать верные взгляды и убеждения, полезные навыки и привычки.

И если поощрять ребенка надо обдуманно, то трижды обдумайте наказание! - Что же касается телесных наказаний - то, они недопустимы ни в каких ситуациях. Любые шлепки и подзатыльники, а тем более наказание ремнем, унижают ребенка, озлобляют его, создают представление о допустимости такого способа разрешения конфликтов. Хватаясь за ремень, родители тем самым расписываются в полной своей педагогической беспомощности.

Итак, главный вывод: поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Но, ни в коем случае нельзя спекулировать на естественной любви детей к родителям, заявляя: “Мне не нужно такого сына, я не люблю тебя!” Наоборот, и наказанный, ребенок должен быть уверен, что родители не только его по-прежнему любят, но и вместе с ним переживают случившееся.

Рефлексия результатов встречи:

  1. Что было самым важным для вас в течение сегодняшней встречи?
  2. Какие вопросы Вы хотели бы обсудить в рамках этой темы?

После подведения результатов дискуссии, родители награждаются медалью «Домашний воспитатель».




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные