Тема: Формы и виды социального обслуживания и социальных услуг
Социальное обслуживание осуществляется в специально для этих целей созданных специализированных учреждениях. Вне зависимости от форм собственности социальное обслуживание осуществляется в организациях разных типов.
В Законе «О социальном обслуживании пожилых и инвалидов» закреплены следующие формы социального обслуживания :
а) стационарное социальное обслуживание;
б) полустационарное социальное обслуживание;
в) социально-медицинское обслуживание на дому;
г) срочное социальное обслуживание;
д) социально-консультативная помощь.
Данные формы обслуживания предоставляются гражданам в следующих типах учреждений :
а) стационарные учреждения социального обслуживания;
б) комплексные центры социального обслуживания населения;
в) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
г) центры социального обслуживания;
д) социально-реабилитационные центры для детей и подростков (несовершеннолетних);
е) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
ж) социальные приюты для детей и подростков;
з) центры психолого-педагогической помощи населению;
и) центры экстренной психологической помощи по телефону;
к) центры социальной помощи на дому;
л) дома ночного пребывания;
м) специальные дома для одиноких престарелых;
н) геронтологические центры;
о) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
Стационарное социальное обслуживание предоставляется в учреждениях социальной защиты населения (например, в домах для ветеранов, домах для пожилых, домах для инвалидов и т.п.). В них содержатся лица пожилого возраста, инвалиды, которые частично или полностью, временно или постоянно утратили способность к самообслуживанию и по состоянию здоровья нуждаются в постоянном уходе и присмотре.
В специальные дома-интернаты (специальные отделения) принимаются на обслуживание граждане, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы особо опасных рецидивистов. В такие дома помещаются и другие лица, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также престарелые и инвалиды, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел.
Каждое из вышеназванных учреждений социального обслуживания функционирует в соответствии с положениями о них и на основании принятых нормативных правовых актов. Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1995 г. «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» было утверждено Примерное положение об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий.
Общее руководство и координацию деятельности данных учреждений на федеральном уровне осуществляет Минздравсоцразвития РФ, на нижестоящем уровне (субъектов РФ, муниципальных образований) - соответствующие органы социальной защиты населения. В их ведении находятся учреждения социального обслуживания. Так, на основе Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр экстренной психологической помощи по телефону», Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр социальной помощи семье и детям» местные органы социальной защиты населения осуществляют непосредственную работу по созданию таких учреждений и их практической деятельности.
Граждане, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, обладают всеми правами, которые предоставлены всем гражданам. Так, они вправе в любое время оставить стационарное учреждение и отказаться от его услуг, если это позволяет сделать состояние здоровья; могут распоряжаться своим имуществом, совершать соответствующие сделки и т.д. Так на практике реализуется принцип добровольности. Наряду с правами они несут и обязанности, например соблюдать установленные правила проживания в учреждении. Нарушители этих правил могут быть в судебном порядке, на основании представления администрации учреждения, переведены в стационарное учреждение социального обслуживания специального типа.
Как правило, помещение в стационарное учреждение социального обслуживания и пребывание в нем добровольное. В отдельных случаях пожилые граждане и инвалиды, которые не имеют ухода и поддержки со стороны родственников и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности, помещаются в стационарное учреждение социального обслуживания без их согласия. Если лицо признано недееспособным, то оно может быть помещено в такие учреждения без согласия его законного представителя.
В стационарных учреждениях социальной защиты населения предоставляется полный комплекс социальных услуг и обслуживания, необходимых для названных категорий лиц.
Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.
К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.
Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения.
К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь.
Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным, в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.
42 См.: Социальная работа с пожилыми / Ред.-сост. Т.Е. Демидова. М., 1995.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.
Основным видом стационарных учреждений являются дома-интернаты
и дома милосердия. Сеть стационарных учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов складывается из домов-интернатов, финансируемых за счет областного и местного (муниципальных образований) бюджетов. Областные дома-интернаты многоместные - от 110 до 680 мест. Муниципальные стационарные учреждения отличаются малой вместимостью - от 20 до 160 мест.
К работе в таких стационарах раньше привлекались участковые медицинские сестры терапевтического участка, сестры Красного Креста, члены санитарного актива, активисты советов ветеранов. В последние годы специалисты сообщают о появлении новых форм госпитального обслуживания пожилых, таких как больницы долговременного ухода, дома и отделения сестринского ухода, стационары кратковременного пребывания, перепрофилирование медицинских коек в социальные в обычных больницах 43 .
Созданные в нашей стране специальные учреждения, предназначенные для жизни пожилых и нетрудоспособных людей, называются по-разному: дома для престарелых и инвалидов, дома-интернаты, пансионаты ветеранов труда и т.д. Престарелых людей, не создавших семью либо потерявших близких, много. Немало и тех, кто имеет родственников, но по различным причинам утратил с ними связь. До середины 1980-х гг. основной и, пожалуй, единственной, формой социальной помощи лицам пожилого и старческого возраста был дом-интернат. Дом-интернат - медико-социальное учреждение, предназначенное для постоянного пребывания в нем престарелых и инвалидов, нуждающихся в уходе, бытовом и медицинском обслуживании. В 1989 г. сеть интернатов для престарелых и инвалидов в России насчитывала 711 учреждений и 223,5 тыс. мест в них; в расчете на 10 тыс. всего населения это составляло 15 коек для пожилых и старых людей 44 . Сравнительно недавно стало практиковаться создание в домах-интернатах отделения для временного проживания старых и нетрудоспособных людей. Они могут проживать в этом учреждении от двух до шести месяцев в связи, например, с выездом их родственников в длительные командировки или продолжитель-
43 Березнев В.Я., Хромов А. С.
К вопросу организации медико-социальной помощи престарелым в ста
ционаре // Мат. коне. межд. сем. М., 1995. С. 137-138.
44 Кабалова Л. П.
О практике предоставления социально-медицинских услуг на дому и в полустацио
нарных учреждениях государственного и муниципального секторов социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов // Мат. коне. межд. сем. М., 1995. С. 110-111.
ной болезнью. Сюда же помещаются по направлению врача одинокие старые люди, которые прошли курс лучения в больнице, но еще недостаточно окрепли и для полного выздоровления нуждаются в уходе и медицинском наблюдении.
Все дома-интернаты в зависимости от контингента проживающих в них граждан подразделяются на три вида: дома-интернаты для престарелых и инвалидов, дома-интернаты для инвалидов и пансионаты для ветеранов труда. Особый вид - психоневрологический пансионат. В доме-интернате первого вида проживают как престарелые, так и инвалиды, не достигшие престарелого возраста, а в доме-интернате второго вида - только инвалиды в возрасте от 18 до 40 лет.
Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Китае и Индии, а затем в Византии, арабских странах. Приблизительно в 370 г. н. э. епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея (Израиль) 45 . В VI в. папа Пелагий учредил первый дом для престаре лых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Первый закон об ответственности государства перед неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.
В советское время дома-интернаты для престарелых и инвалидов стали основной и почти единственной формой социальной помощи. Сюда поступали старые люди, не способные в силу своей физической беспомощности поддерживать привычный образ жизни. Эти дома-интернаты практически представляли собой больницы для хронически больных и беспомощных старых людей. Назначение домов-интернатов состояло в оказании медицинской помощи; вся работа строилась по принципу больничных отделений и была возложена на медицинский персонал: врач - медицинская сестра - санитарка. Структура и деятельность этих учреждений социального обеспечения сохранилась без существенных изменений и до настоящего времени. В 1994 г. в России было 352 пансионата для ветеранов труда; 37 специализированных домов-интернатов для стариков, проведших всю свою сознательную жизнь в местах заключения и оставшихся на старости лет без крова, семьи, близких. В настоящее время открыто 1061 стационарное учреждение социального обеспечения. Общее число мест - 258 500, в них проживает 234 450 человек. К сожалению, в наше время нет ни одного пансионата для престарелых, который находился бы на полном содержании частных лиц или каких-либо благотворительных обществ.
45 В XIII в. Цезарея - город крестоносцев, город римлян, город Понтия Пилата и св. Павла. Современная Цезарея - это фешенебельный поселок вилл с оригинальной архитектурой и музеем современного искусства.
Пансионат для ветеранов труда предназначен для проживания в нем граждан, длительное время трудившихся на производстве. В психоневрологическом интернате живут престарелые и инвалиды, страдающие определенными хроническими психическими заболеваниями. В дом-интернат для престарелых и инвалидов принимаются пожилые граждане, достигшие пенсионного возраста, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону содержать их. Отдельные престарелые и инвалиды, имеющие трудоспособных родственников, могут быть приняты в дома-интернаты в порядке исключения по решению руководящих органов социальной защиты населения. Приему подлежат престарелые и инвалиды, нуждающиеся по состоянию здоровья в бытовом обслуживании, уходе и медицинской помощи при отсутствии у них показаний к стационарному лечению в учреждениях здравоохранения.
Учреждения, предоставляющие социальные услуги и помощь пожилым гражданам и инвалидам, развернуты в каждом городе и регионе страны. Среди учреждений социального обслуживания пожилых людей особое место занимают стационарные учреждения системы социальной защиты населения местной администрации. К примеру, в Кемеровской области за 12 лет целенаправленного развития служб, оказывающих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам в нестационарных и полустационарных условиях, удалось создать:
♦ 52 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе 17 комплексных центров социального обслуживания;
♦ 330 отделений социального обслуживания на дому;
♦ 54 отделения срочной помощи;
♦ 28 отделений дневного пребывания;
♦ 26 отделений социально-медицинского обслуживания;
♦ 41 социальный приют временного пребывания;
♦ 1 социально-реабилитационное отделение;
♦ 3 специальных дома социального назначения (муниципальное жилье на 265 человек);
♦ 17 социальных магазинов и 8 социальных столовых при центрах социального обслуживания 46 .
К концу 2001 г. в Кузбассе функционировало 32 стационарных учреждения социального обслуживания на 6 975 мест для постоянного проживания престарелых граждан и инвалидов. Если сравнить обеспеченность населения Кемеровской области местами в домах-интернатах с соответствующим общероссийским показателем, который определен на уровне 32 места на 1 тыс. человек старше 60 лет, то в Кузбассе приходится всего 10 мест на 1 тыс. человек соответствующего возраста. За рубежом показатель потребности в домах-интернатах выше в 4-6 раз (40-60 мест на 1 тыс. человек населения старше 60 лет) 47 .
Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, но по тем или иным причинам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные
46 См.: Филатова Е.В. Теория социальной работы. Кемерово, 2003.
отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобильность и способность к самообслуживанию. В медико-социальных отделениях и палатах одинокие немощные старые люди находятся на полном социальном обеспечении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Медико-социальные отделения получили широкое распространение в сельской местности. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.
Поезда милосердия - новая форма обслуживания старых людей, живущих в отдаленных малонаселенных местах, бригадами, в составе которых имеются врачи различных специальностей и работники органов социальной защиты населения. Эти поезда милосердия делают остановки на небольших станциях и разъездах, во время которых члены бригады посещают местных жителей, в том числе и преклонного возраста, на дому, оказывают им все виды медицинской помощи, а также материальную помощь: выдают лекарства, продуктовые наборы, комплекты промышленных товаров и т.д.
Новыми формами в практике организации медико-социальной помощи пожилым и старым людям в нашей стране стали в последние годы геронтоло-гические центры. Они осуществляют специализированную стационарную помощь, консультативно-поликлиническую и организационно-методическую помощь лечебно-профилактическим учреждениям города и районам области.
Сегодня в деятельности государства по обеспечению защиты и улучшению социального положения пожилых людей самыми проблематичными являются охрана здоровья, социальное обеспечение, обеспечение достойным жильем. Несмотря на значительный объем оказанных социальных услуг пенсионерам, спрос на них удовлетворяется не полностью. Более 17 тыс. человек ожидают места в стационарных учреждениях. Очередь на надомное обслуживание составляет около 80 тыс. человек. Озабоченность вызывает техническое состояние многих учреждений социального обслуживания. Более 25% зданий, где расположены эти учреждения, требуют капитального ремонта, находятся в -аварийном состоянии или относятся к категории ветхих 48 .
Существуют в стране и православные патронажные службы. Для верующего старика это спасение, когда рядом с ним - православная сестра милосердия. Можно вместе помолиться, пригласить, когда понадобится, священника, исповедоваться, причаститься. Но таких служб пока еще очень мало, они перегружены работой и вынуждены многим отказывать. Как правило, они работают бесплатно, но бывает, родственники больных способны и готовы платить - без таких постов содержать патронажную службу пока невозможно.
На Руси первые упоминания о создании богаделен обнаруживаются в княжение Владимира в 996 г. В годы монгольского порабощения церковь и православные монастыри строили помещения для богаделен и призрения старых. В 1722 г. Петр I издал приказ: на освободившиеся места в монастырях определять отставных солдат. Этим распоряжением царь преследовал цель обеспечить приют и питание старым и раненым, не имевшим средств к существованию. В 1830-е гг. в Москве были открыты «дома трудолюбия», где прожи-
48 Починок А. Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность // АиФ Долгожитель. 2003. № 1.
Существуют следующие формы социального обслуживания.
1. Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
К числу надомных социальных услуг относятся:
2. Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
3. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.
Стационарное социальное обслуживание включает:
4. Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста и инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. Оно включает следующие социальные услуги:
Она предусматривает:
Статья 19. Формы социального обслуживания
1. Социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме.
2. Социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток.
3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг, предусмотренных пунктами 1 - 7 статьи 20 настоящего Федерального закона.
4. При предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены:
1) возможность сопровождения получателя социальных услуг при передвижении по территории организации социального обслуживания, а также при пользовании услугами, предоставляемыми такой организацией;
2) возможность для самостоятельного передвижения по территории организации социального обслуживания, входа, выхода и перемещения внутри такой организации (в том числе для передвижения в креслах-колясках), для отдыха в сидячем положении, а также доступное размещение оборудования и носителей информации;
3) дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников;
4) дублирование голосовой информации текстовой информацией, надписями и (или) световыми сигналами, информирование о предоставляемых социальных услугах с использованием русского жестового языка (сурдоперевода), допуск сурдопереводчика;
5) оказание иных видов посторонней помощи.
5. Граждане из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, за которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации установлен административный надзор и которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при отсутствии медицинских противопоказаний и по их личному заявлению принимаются на социальное обслуживание в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
6. Вопросы приема в стационарные организации социального обслуживания и выписки из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами, регулируются законодательством Российской Федерации о психиатрической помощи.
Статья 20. Виды социальных услуг
Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:
1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;
2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;
3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;
4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;
5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;
6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;
8) срочные социальные услуги.
Статья 21. Срочные социальные услуги
1. Срочные социальные услуги включают в себя:
1) обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов;
2) обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3) содействие в получении временного жилого помещения;
4) содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг;
5) содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей;
6) иные срочные социальные услуги.
2. Предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг. Подтверждением предоставления срочных социальных услуг является акт о предоставлении срочных социальных услуг, содержащий сведения о получателе и поставщике этих услуг, видах предоставленных срочных социальных услуг, сроках, дате и об условиях их предоставления. Акт о предоставлении срочных социальных услуг подтверждается подписью их получателя.
Статья 22. Содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)
1. При необходимости гражданам, в том числе родителям, опекунам, попечителям, иным законным представителям несовершеннолетних детей, оказывается содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).
2. Социальное сопровождение осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия в соответствии со статьей 28 настоящего Федерального закона. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.
На современном этапе социально-экономическая и политическая ситуации в России являются нестабильными, что становится причиной роста количества нуждающихся в государственной поддержке граждан. Решение этих вопросов осуществляет социальное обслуживание. Принципы работы этой системы отвечают последним стандартам организации различных форм помощи и были сформулированы с учетом специфики возникающих
Понятие и обслуживания неоднократно изменялись и трансформировались, так как появлялись различного рода подходы к рассмотрению этих вопросов. С развитием государственности и гражданского общества они значительно усложнились и расширились.Однако принципы этой работы как деятельности оформились еще в позапрошлом столетии, поэтому сравнительно недавно организация помощи нуждающимся людям приобрела такую форму, как социальное обслуживание. Принципы формировались под влиянием философской, социологической, экономической парадигм социальной работы. На современном этапе их содержание отвечает еще и требованиям законодательства.
Новый этап развития российской системы оказания социальной помощи начался после событий 1991 года.
Отечественная сфера государственной помощи нуждающемуся населению повсеместно реформируется и совершенствуется. Понятие и обслуживания не тольково многом характеризуют нормотворческую деятельность государства, но и отражают направления социальной политики в отношении слабозащищенных слоев общества.
Клиентами социальных служб выступают граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию. Под этим термином понимается ситуация (болезнь, инвалидность, одинокое материнство, безработица, старость и др.), объективно нарушившая жизнедеятельность гражданина, которая самостоятельно не может быть им преодолена.
Понятие и принципы социального обслуживания населения определяют специфику организации В конце 2013 года был принят новый закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определивший экономические, социальные и правовые основания и порядок организации этого вида деятельности. Кроме того, вновь были установлены полномочия, относящиеся к компетенции государственных органов власти и региональных властных структур в сфере работы по обслуживанию граждан и оказании им квалифицированной социальной помощи. Одновременно были утверждены права и обязанности получателей социальных услуг. К ним были отнесены как лица, имеющие российское гражданство, так и иностранцы, и не имеющие этого статуса, но проживающие постоянно на территории страны, например беженцы. То есть получателем услуг может быть любой гражданин, в законном порядке признанный нуждающимся в социальной помощи.
Новое законодательство установило понятие, принципы, формы социального обслуживания. Оно представляет собой целенаправленную деятельность по оказанию целого комплекса соцуслуг различным категориям нуждающихся граждан. Под социальной услугой понимается действие или действия, оказываемые на постоянной, периодической, разовой основе для улучшения условий жизни или же увеличения возможностей самостоятельного решения жизненных трудностей.
Безусловно, совершенно иной смысл в других странах имеет социальное обслуживание. Принципы, формы работы с населением в нашей стране и за рубежомопределяются территориальными, экономическими, культурными и другими особенностями конкретного государства или региона.
Сегодня в России развита многоуровневая система, состоящая из форм и технологий работы, учреждений, организаций, осуществляющих социальное обслуживание. Принципы должны соблюдаться каждым поставщиком беспрекословно и независимо от принадлежности к конкретному ведомству.
Государственная система социального обслуживания является сложной и включает:
Закон также определяет субъектов (поставщиков) и объектов (получателей), участвующих в процессе и имеющих законное право на доступное социальное обслуживание. Принципы, порядок организации работы учреждений населения разрабатываются с учетом региональных особенностей субъекта России. Клиентами служб социальной сферы чаще всего выступают инвалиды, пенсионеры, неполные и многодетные семьи, военнослужащие, безработные.
Изменения, происходящие на государственном уровне, оказываются прямое влияние на социальное обслуживание населения. Принципы, виды, функции должны демонстрировать эффективность работы в экстренных ситуациях и в условиях многозадачности.
Исследователями основ социальной работы выявлены две основные группы функций, которые относятся к социальному обслуживанию:
1) сущностно-деятельностная профилактическая, адаптационная, социально-реабилитационная, охранно-защитная);
2) нравственно-гуманистическая (личностно- и социально-гуманистическая).
Они проявляются на макро- и микроуровнях социального обслуживания. Оптимальная работа элементов и подсистем социального обслуживания напрямую связана с их практической реализацией.
Необходимо учесть, что функции и принципы социального обслуживания распространяются не только в отношении одного получателя, но и на коллектив людей, объединенных общей проблемой. То есть эта деятельность ведется как на индивидуальном, так и на групповом уровнях.
Принципы социального обслуживания населенияхарактеризуются как всеобъемлющие, комплексные, действущие в интересах получателей услуг. Основу работы с гражданами из слабозащищенных слоев населения составляют положения о соблюдении прав и свобод каждого человека, уважении его как личности, оно не допускает оскорблений достоинства и чести человека, преследует гуманный характер отношения к клиентам.
Основополагающими принципами представления социальных услуг выступают:
При организации работы с клиентом должны быть задействованы все принципы социального обслуживания населения. Таким образом, будет уместным утверждение о комплексном подходе в организации деятельности по оказанию помощи.
Необходимо отметить, что принципы социального обслуживания граждан учитываются при разработке государственных стандартов и административных регламентов по предоставлению услуг нуждающимся на всех уровнях: от федерального ведомства до локального учреждения.
Принципы права социального обслуживания отражают уровень гуманности государства и общества по отношению к нуждающимся гражданам.
Клиенты социальных служб имеют право на:
Указанные права клиентом не могут быть нарушены, в противном случае потребитель имеет законные основания обратиться за разъяснениями к вышестоящми инстанциям или направить исковое заявление в суд.
В нормативно-правовых документах прописаны также и обязанности каждого клиента, то есть любой получатель социальной услуги должен:
По причине нарушения одного или нескольких правил социальная служба вправе временно приостановить работу с клиентом или вовсе отказать в запрашиваемой услуге.
В также предусмотрены права, обязанности поставщиков. Каждый из них обязан в полной мере предоставлять набор затребованных услуг, проводить эту работу своевременно, в соответствии с законодательством и существующими регламентами деятельности.
Узаконенные принципы социального обслуживания влияют на порядок предоставления всех видов помощи. Основанием является личное заявление клиента (законного представителя), переданное в учреждение, или обращение в органы государственной и местной власти, в рамках организации межведомственного взаимодействия.
На безвозмездной основе социальные услуги могут предоставляться лицам, пострадавшим в результате техногенных, природных катастроф и других чрезвычайных ситуациях, при межэтнических и вооруженных столкновениях, а также детям до 18 лет.
Заявление рассматривается в установленные регламентом сроки, после чего учреждение проводит процедуру признания обратившегося гражданина нуждающимся в социальной помощи. В случае отказа поставщика клиенту в предоставлении необходимой услуги, последний вправе обжаловать решение в суде.
Основные принципы социального обслуживания служат и критерием оценки эффективности работы поставщиков услуг. Если они соблюдаются, значит, решение проблем клиентов находится на высоком уровне.
К источникам финансирования системы соцобслуживания населения относятся бюджетные средства (федерального, регионального, местного уровней управления); добровольные пожертвования или благотворительные взносы; оплата гражданами за предоставленные им социальные услуги; средства от предпринимательской деятельности или иные источники, которые не запрещены законодательством.
В действительности незаменимой частью социальной сферы выступает социальное обслуживание. Понятие, принципы, виды составляют его содержание.
Основными формами предоставления социальных услуг выступают:
Однако в нормативном документе были узаконены не только принципы. Виды социального обслуживания подразумевают широкий спектр мероприятий, предусмотренные для решения комплекса проблем потребителя.
Учреждения социальной защиты предоставляют клиентам следующие виды услуг:
Нуждающимся гражданам при необходимости может быть оказана помощь, не относящаяся к социальным услугам, иначе - социальное сопровождение.
Степень сложности, длительность оказания услуг, уровень их адекватности и соответствие требования находятся в основе критериев эффективности социального обслуживания по отношению к различным категориям граждан. Соблюдение законодательных норм, этического кодекса и локальных регламентов сделает социальные услуги качественными, результат их действия - эффективным, что в совокупности будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе.