Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

К средствам стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:

1) национальные стандарты;

2) национальные военные стандарты;

3) межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации;

5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

6) стандарты организаций.

Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.

Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов, а также требования к их содержанию - по ГОСТ Р 1.5.

Национальным стандартом в Российской Федерации является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулированием).

К объектам государственных стандартов относят:

1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;

2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения,

обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг. Например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы. Применение национального стандарта на продукцию, работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту по ГОСТ Р 1.9.

Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.

Норма - положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.

Регламент - документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.

Технический регламент - регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов.

Кодекс установившейся практики - документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.

Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.

ОКТЭСИ - документы в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.

Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ. Программы разработки национальных стандартов составляют в порядке, устанавливаемом национальным органом по стандартизации.

Стандарты организаций (СТО). Законом о техническом регулировании установлена новая категория документов в области стандартизации - «стандарты организаций». Законом раскрывается, как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц. Иначе говоря, используемое в Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действовавшем до 2004 г. Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а также другими объединениями. Поскольку в ст. 17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения

для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации 1 .

Целями разработки стандартов организаций являются:

Совершенствование производства;

Обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;

Распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Вместе с тем стандарты организаций должны служить общим целям стандартизации, к которым относятся:

Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;

Содействие соблюдению требований технических регламентов;

Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Обеспечение научно-технического прогресса;

Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;

Рациональное использование ресурсов;

Техническая и информационная совместимость;

Сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

Взаимозаменяемость продукции. Преимуществом стандартизации на уровне организации

(перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.

Конечно, существуют и другие виды текстовых или информативных документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации и т.п.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение, экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.

Стандартизация в Российской Федерации

Основные положения

Standardization in the Russian Federation.

Basic provisions

ГОСТ Р 1.0-2004

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".

Сведения о стандарте

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт).

2. Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 152-ст.

4. Взамен ГОСТ Р 1.0-92.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации.



Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.

При использовании настоящего стандарта применительно к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимой к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, изложенные в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки указанных документов.

Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1. и ГОСТ Р 1.12.

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения

ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены

ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.8-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения

ГОСТ Р 1.9-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения

ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Цели стандартизации

3.1. Стандартизация осуществляется в целях:

3.1.1. Повышения уровня безопасности:

Жизни и здоровья граждан;

Имущества физических и юридических лиц;

Государственного и муниципального имущества;

В области экологии;

Жизни и здоровья животных и растений;

Объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

3.1.2. Обеспечения:

Конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

Научно-технического прогресса;

Рационального использования ресурсов;

Совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);

Информационной совместимости;

Сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;

Сравнительного анализа характеристик продукции;

Государственных заказов, внедрения инноваций;

Подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);

Решений арбитражных споров;

Судебных решений;

Выполнения поставок.

3.1.3. Создания:

Систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;

Систем каталогизации продукции;

Систем обеспечения качества продукции;

Систем поиска и передачи данных;

Доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.

3.1.4. Содействия проведению работ по унификации.

Принципы стандартизации

4.1. Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:

Добровольности применения стандартов;

Достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;

Использовании международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;

Комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;

Недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;

Установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий, с учетом имеющихся ограничений по их реализации;

Установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;

Четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;

Исключении дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации;

Недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

Доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.

4.2. Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.

Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 года, сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:

Защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;

Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.

4.3. Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных (региональных) стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.

4.4. Преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступила против международного стандарта или отдельного его положения.

4.5. Продукция, соответствующая требованиям национальных стандартов либо международных и региональных стандартов при отсутствии соответствующего национального, имеет приоритетное применение при формировании государственных контрактов на ее разработку, производство и поставку.

4.6. Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования, разработки до принятия стандарта. Это достигается:

Публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;

Публичностью обсуждения проектов национальных стандартов;

Единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов.

4.7. Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и/или физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта.

4.8. Официальная информация о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей, за исключением оговоренных законодательством случаев.

4.9. Национальные стандарты должны утверждаться при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе). Это достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны.

4.10. Целесообразность разработки национальных стандартов определяется их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью при применении, которые могут быть в свою очередь обусловлены принятием технических регламентов. До принятия решения о разработке национального стандарта должна быть оценена возможность применения в Российской Федерации действующего международного и регионального стандарта, распространяющегося на соответствующий объект стандартизации.

4.11. Изложение национальных стандартов должно быть четким и ясным, а для обеспечения однозначного понимания их требований:

В национальных стандартах должны быть приведены сведения о технических регламентах, выполнение которых обеспечивается при соблюдении требований данного национального стандарта;

Принимаемые стандарты должны быть пригодны для подтверждения соответствия, в том числе для проведения работ по сертификации.

4.12. Не допускается дублирование разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации.

4.13. Требования национальных стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки, технологии и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции, процессов и услуг.

4.14. При проведении работ по национальной стандартизации необходимо обеспечить целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом и его составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект стандартизации, путем согласования их показателей, норм и требований.

В соответствии с этим законом стандартизация осуществляется в целях (Статья 11):

    повышения уровня безопасности жизни или здоровья граж­дан, имущества физических или юридических лиц, государственно­го или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содей­ствия соблюдению требований технических регламентов;

    повышения уровня безопасности объектов с учетом риска воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного Характера;

    обеспечения научно-технического прогресса;

    повышения конкурентоспособности продукции, работ, ус

    рационального использования ресурсов;

    технической и информационной совместимости;

    сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

    взаимозаменяемости продукции.

1.2. Принципы стандартизации

Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами (Статья 12):

    добровольного применения стандартов;

    максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

    применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным.

    Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся (Статья 13): национальны! стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в облас| ти стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.

Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным] органом Российской Федерации по стандартизации (Статья 2). Национальные стандарты, так же как стандарты организаций, применяются на добровольной основе. Применение национального стандар-1 та подтверждается знаком соответствия национальному стандарту (ст. 15 п.2).

В Российской Федерации (со дня вступления в силу Федераль­ного закона «О техническом регулировании») национальными стан­дартами признаются действующие государственные и межгосудар­ственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г.

Было признано целесообразным до вступления в силу вновь раз­работанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стан­дартизации сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов

разрабатываемых национальных стан­дартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р», предусмот­ренные ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандар­тов. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к пост­роению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российс­кой Федерации. Общие требования к построению, изложению, офор­млению и содержанию стандартов».

    Национальный орган по стандартизации

Национальный орган Российской Федерации по стандартиза­ции (далее - национальный орган по стандартизации):

    утверждает национальные стандарты; принимает программу раз­работки национальных стандартов; организует экспертизу проектов национальных стандартов; обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, со­стоянию материально-технической базы и научно-техническому про­грессу; осуществляет учет национальных стандартов, правил стан­дартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комите­ты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение; уча­ствует в соответствии с уставами международных организаций в раз­работке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; представляет Россий­скую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации (статья 14).

Правительство Российской Федерации определяет орган, упол­номоченный на исполнение функций национального органа по стан­дартизации. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться пред­ставители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объе­динений предпринимателей и потребителей.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стан­дартизации утверждается национальным органом по стандартиза­ции. Заседания технических комитетов по стандартизации являют­ся открытыми.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.

Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенное сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителя продавцами, приобретателями.

Применение национального стандарта подтверждается знак соответствия национальному стандарту.

Общероссийские классификаторы технико-экономической, социальной информации(далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющие обязательными для применения при создании государственных и формационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливает Правительством Российской Федерации.

    Правила разработки и утверждения национальных стандартов

Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступное программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.

Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.

Уведомление о разработке национального стандарта направля­ется в национальный орган по стандартизации и публикуется в ин­формационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительнойвласти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информа­цию об имеющихся в проекте национального стандарта положени­ях, которые отличаются от положений соответствующих междуна­родных стандартов.

Разработчик национального стандарта должен обеспечить дос­тупность проекта национального стандарта заинтересованным ли­цам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинте­ресованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление ука­занной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.

В случае если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересо­ванных лиц, проводит публичное обсуждение проекта националь­ного стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением со­держания данных замечаний и результатов их обсуждения.

Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартиза­ции и технические комитеты по стандартизации по их запросам.

Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта нацио­нального стандарта до дня опубликования уведомления о заверше­нии публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта на­ционального стандарта должно быть опубликовано в печатном из­дании федерального органа исполнительной власти по техническо­му регулированию и в информационной системе общего пользова­ния в электронно-цифровой форме.

Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный про­ект национального стандарта и перечень полученных в письменной Форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.

Порядок опубликования уведомления о разработке проект национального стандарта и уведомления о завершении публично обсуждения проекта национального стандарта и размер платы опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.

Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национал стандарта.

Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в те тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.

Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполните власти по техническому регулированию и в информационной теме общего пользования в электронно-цифровой форме переречень национальных стандартов, которые могут на добровольной о применяться для соблюдения требований технических регламентов.

Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих дартов для целей, указанных в статье 11 Федерального закона совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.

Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 Федерального закона.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, кото­рые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, при­обретателями.

    Структура и характеристика стандартов ГСС

Вопросы организации и практической деятельности в области стандартизации в России регламентированы в следующих основополагающих документах комплекса Государственной системы стан­дартизации РФ (ГСС).

ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС РФ. Основные положения» - стандарт определяет цели и задачи стандартизации, основные принципы и организацию работ по стандартизации в Российской Федерации, категории нормативных документов по стандартизации, виды стан­дартов, основные положения по международному сотрудничеству в области стандартизации, по применению стандартов и технических условий, по государственному надзору за соблюдением стандартов.

ГОСТ Р 1.2-92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов» - стандарт устанавливает требования к разработке, со­гласованию, утверждению, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов РФ.

ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты пред­приятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и Других общественных объединений. Общие положения» - стандарт Устанавливает общие положения по разработке, принятию, учетной Регистрации, изданию, применению, контролю за соблюдением обя­зательных требований, изменению и отмене стандартов отраслей, а также объекты стандартизации и общие правила разработки и при­менения стандартов предприятий, научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений.

ГОСТ Р 1.5-2002 «ГСС РФ. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначе­нию» _ стандарт устанавливает требования к стандартам, действу­ющим только на федеральном уровне, а в отношении стандартов, разрабатываемых на более низких уровнях, было признано целесообразным регламентировать общие правила только в части обозначения стандартов. Остальные положения (ГОСТ Р 1.5-2002) м быть самостоятельно выбраны и применены при разработке стандартов. Таким образом, это универсальный стандарт, который может быть использован в России при разработке стандартов разного уровня стандартизации.

ГОСТ Р 1.8-2002 «ГСС РФ. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации стандарт устанавливает порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, ведение секретариатов, порядок рассмотрения в РФ проектов межгосударственных стандартов, порядок принятия таких стандартов, внесение изменений в действующие м государственные стандарты, а также порядок прекращениям применения в РФ.

ГОСТ Р 1.9-95 «ГСС РФ. Порядок маркирования продукции услуг знаком соответствия государственным стандартам» - стандарт устанавливает общие требования к этой процедуре, а также пор выдачи лицензий на маркирование продукции и услуг этим знаком.

ГОСТ Р 1.10-95 «ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них» - стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, регистрации, изданию, обеспечению, изменению и отмене правил рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, к информации о правилах и рекомендациях, а также требования к их изложению и содержанию. ГОСТ Р 1.11-99 «ГСС РФ. Метрологическая экспертиза пр тов государственных стандартов». Стандарт устанавливает пор и правила проведения метрологической экспертизы проектов г дарственных стандартов.

ГОСТ Р 1.12-99 «ГСС РФ. Стандартизация и смежные области деятельности. Термины и определения».

ПР 50.1.002-94. Правила по стандартизации. «Порядок предоставления в Госстандарт России информации о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обще_ и других общественных объединений».

ПР 50.1.008-95. Правила по стандартизации. «Организация проведение работ по международной стандартизации в РФ».

ПР 50.74-94. Правила по стандартизации. «Подготовка проектов государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания».

ПР 50-688-92. Правила по стандартизации. «Временные типо­вые положения о техническом комитете по стандартизации».

ПР 50-718-99. Правила по стандартизации. «Правила заполне­ния и представления каталожных листов продукции».

ПР 50-734-93. Правила по стандартизации. «Порядок разра­ботки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».

В зависимости от объекта стандартизации и уровня принятия различают следующие категории стандартов:

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) при­нимается Госстандартом России или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). К объектам ГОСТ Р относятся продукция, рабо­ты и услуги, имеющие межотраслевое значение.

Стандарт отрасли (ОСТ) - разрабатывается и применятся госу­дарственными органами в пределах их компетенции применитель­но к продукции, работам и услугам отраслевого значения.

Здесь под отраслью понимается совокупность субъектов хозяй­ственной деятельности независимо от их ведомственной принадлеж­ности и форм собственности, разрабатывающих и(или) производя­щих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) оп­ределенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение. Стандарты отраслей не должны нару­шать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными над­зорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Ответственность за соответствие требований стандартов отрас­лей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.

Стандарт предприятия (СТП) - стандарт, утвержденный пред­приятием. Эти стандарты разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации СТП являются состав­ляющие организации и управления производством, направлен­ные на повышение его эффективности, продукция, производи­мая этим предприятием, методы расчета, технологические нормы и требования, типовые процессы изготовления, оснастка, инст­румент и т. п. Требования стандартов предприятий подлежат обя­зательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и ставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг еде ссылка на эти стандарты.

Стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО стандарт, принятый научно-техническим, инженерным общее или другим общественным объединением. Объектами СТО является, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, технология, новые принципы управления производством, методы испытаний и т. п.

Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно. Порядок - работки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно. СТО также не должны нарушать обязательные требования го дарственных стандартов, а также правила и нормы безопасно установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. В частности, ИСО, МЭК. Такие стандарты носят рекомендательный, добровольный характер.

Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной ор низацией по стандартизации.

Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.

В перечень нормативных документов включен технический регламе Под регламентом понимается документ, в котором содержа - обязательные правовые нормы. Такой документ принимается ор] ном власти и подлежит обязательному исполнению.

Технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации. Эти требования могут содержаться непосредственно в самом этом документе либо имеется ссылка на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ.

К техническим регламентам относятся законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие в себе требования нормы и правила технического характера; государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований; норм и правила федеральных органов исполнительной власти.

К нормативным документам относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).

Общероссийский классификатор технико-экономической и социаль­ной информации - официальный документ, в котором представлены систематизированные своды наименований и кодов классификационныхгруппировок и (или) объектов классификации в области техникоико-экономической и социальной информации. Разрабатывают­ся на продукцию, услуги, производственные процессы, имеющие общегосударственное применение. Например, Общероссийский классификатор продукции (ОКП), предприятий и организаций - ОКПО и др.

Правила по стандартизации (ПР) - нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.

ПР разрабатываются на конкретные производственные процес­сы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертифика­ции, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.

Норма - нормативный документ, содержащий положения, устанав­ливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.

ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями, подве­домственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Утверждаются и издаются этими комитетами после обсуждения с заинтересованными сторонами.

Вид стандарта - характеристика, определяющаяся его содержа­нием в зависимости от объекта стандартизации.

ГОСТ Р 1.0 – 2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения» установил следующие основные виды стандартов:

Стандарты основополагающие;

Стандарты на продукцию;

Стандарты на услуги;

Стандарты на процессы (работы);

Стандарты на методы контроля;

Стандарты на термины и определения.

Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую об­ласть распространения и/или содержащий общие положения для опре­деленной области.

Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стан­дартов и иных нормативных или технических документов.

В приведенном определении основополагающего стандарта заложе­ны широкий и узкий смысл. Основополагающий стандарт в широком смысле включает следующие объекты межотраслевого значения: систе­му «Стандартизация в РФ», систему «Единая систе­ма конструкторской документации», единицы измерения, термины меж­отраслевого значения (управление качеством, надежность продукции, упаковка) и пр.

Основополагающий стандарт в узком смысле - системообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов кон­кретной системы, например: ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0-95 «Ста­тистические методы. Основные положения»; СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».

Существует два подвида стандартов - организационно-методичес­кие и общетехнические.

При стандартизации организационно-методических и общетехни­ческих объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техни­ческое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; раз­работка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической до­кументации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.

Основополагающие организационно-методические стандарты уста­навливают общие организационно-технические положения по проведе­нию работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утвер­ждения, обновления и отмены»).

Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, тех­нике, производстве; условные обозначения различных объектов стан­дартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.


Стандарт на продукцию - стандарт, устанавливающий требова­ния, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначе­нию.

На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стан­дартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт техни­ческих условий. В первом случае стандарт содержит общие требова­ния к группам однородной продукции, во втором - к. конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следую­щие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упа­ковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты пра­вил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.

Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продук­ции (услуги) - разработка, изготовление, хранение, транспортирова­ние, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического един­ства и оптимальности.

В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 - 86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 - 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».

Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.

На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества про­дукции (услуг) - управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Речь идет о стандартах по системам менедж­мента качества.

Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обес­печивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к ка­честву продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы кон­троля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности изме­рений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стан­дартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.

Отсутствие сведений о погрешности может привести к ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции. Например, в ГОСТе на водку установлено предельно допустимое значение альдеги­дов, равное 8,0 мг/дм 3 . Допустим, при испытании партии было получе­но 7,0 мг/дм 3 . Если не принимать во внимание погрешность результата измерения (она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю. Но, по мнению специалистов, погрешность измерения может достигать 25-30%. Следовательно, дей­ствительное значение концентрации альдегидов лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм 3 . Таким образом, имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю поступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации аль­дегидов.

Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведе­ния испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) прави­ла оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.

В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию про­дукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции - молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр.

Стандарты могут быть узкого назначения - проверка одного пока­зателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения - проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).

Практика обязательной сертификации вызвала необходимость раз­работки стандартов смешанного вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопаснос­ти к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».

Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, гру­зовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назна­чению.

Стандарт на термины и определения - стандарт, устанавливаю­щий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.

Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации - обеспечение взаимопонимания между всеми сторо­нами, заинтересованными в объекте стандартизации.

Разработка национальных стандартов (НС)

Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется согласно ФЗ «О техническом регулировании» по следующей общей схеме:

1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов.

Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте и положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления.

2. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.

3. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта

По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который основе представленных ТК документов принимает решение.

Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения НС.

4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публику­ет в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР.

Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в РФ. Прави­ла разработки. Утверждения. Обновления и отмены».

Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта.

Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехни­ческих или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.

  1. ГОСТ Р 1.0 - 2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения» (устанавливает основные положения по организации и проведению в Российской Федерации работ в области стандартизации, правила их опубликования, распространения и применения, а также задачи международного сотрудничества в области стандартизации).
  2. ГОСТ Р 1.1 - 2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности» (устанавливает правила создания и деятельности технических комитетов по стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о ТК)
  3. ГОСТ Р 1.2 - 2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» (устанавливает правила разработки и утверждения национальных стандартов Российской Федерации, проведения работ по их обновлению (путем внесения изменений, поправок или пересмотра), а также правила осуществления отмены действующих стандартов)
    При использовании настоящего стандарта в документах по стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, которые изложены в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки, утверждения, обновления и отмены указанных документов
  4. ГОСТ Р 1.4 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения» (устанавливает общие положения при разработке и применении стандартов организаций.)
    Положения настоящего стандарта предназначены для применения организациями, расположенными на территории Российской Федерации, в том числе коммерческими, общественными, научными организациями, саморегулируемыми организациями, объединениями юридических лиц, а также техническими комитетами по стандартизации, организующими проведение экспертизы стандартов организаций)
  5. ГОСТ Р 1.5 - 2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения» (устанавливает правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов, а также правила оформления и изложения изменений к национальным стандартам Российской Федерации.
    Настоящий стандарт не распространяется на действующие национальные стандарты Российской Федерации и признанные в этом качестве государственные стандарты Российской Федерации Государственные стандарты Российской Федерации признаны национальными стандартами в силу Постановления Госстандарта России от 30 января 2004 г. № 4 "О национальных стандартах Российской Федерации", зарегистрированного Минюстом России в качестве нормативного правого акта 13 февраля 2004 г. (№ 5546), которые были утверждены (приняты) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют в случае пересмотра данных стандартов по иным причинам, критерии которых установлены в ГОСТ Р 1.2-2004).
  6. ГОСТ Р 1.6 - 2013 «Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Правила организации и проведения экспертизы» (устанавливает правила организации и проведения экспертизы проектов стандартов и проектов изменений к действующим стандартам, а также виды и содержание экспертизы)
  7. ГОСТ Р 1.7 - 2014 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила оформления и обозначения при разработке на основе применения международных стандартов» (устанавливает правила оформления и обозначения национальных стандартов Российской Федерации и предварительных национальных стандартов, которые разрабатывают на основе применения международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов других стран.
    Устанавливает правила оформления национальных стандартов Российской Федерации, предварительных национальных стандартов и рекомендаций по стандартизации, разрабатываемых на основе применения международных документов, не являющихся международными стандартами.
    Не распространяется на национальные стандарты Российской Федерации, которые были утверждены (признаны в этом качестве) до введения его в действие. Их приведение в соответствие с требованиями настоящего стандарта осуществляют при очередном пересмотре указанных стандартов, а в обоснованных случаях - при разработке очередных изменений к ним.
    Не распространяется на межгосударственные стандарты, которые по статусу являются региональными стандартами, но применяются в Российской Федерации непосредственно в качестве национальных стандартов)
  8. ГОСТ Р 1.8 - 2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения» (устанавливает правила проведения работ, осуществляемых в Российской Федерации по разработке, применению, обновлению межгосударственных стандартов, а также правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, и правила прекращения применения межгосударственных стандартов в Российской Федерации.
    Не распространяется на соответствующие работы с межгосударственными стандартами на оборонную продукцию, правила проведения которых установлены в специальных стандартах.
    Установленные в настоящем стандарте правила рассмотрения проектов межгосударственных стандартов, разрабатываемых в других странах, могут быть также применены при рассмотрении в Российской Федерации проектов правил и рекомендаций по межгосударственной стандартизации, если их разрабатывают в других странах)
  9. ГОСТ Р 1.9 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения» (действие настоящего стандарта распространяется на:
    - субъекты хозяйственной деятельности (юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели), производящие продукцию (оказывающие услуги), осуществившие в инициативном порядке добровольное подтверждение соответствия продукции и (или) услуг требованиям национальных стандартов Российской Федерации и заявившие о своем намерении применять на добровольной основе знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации;
    - субъекты хозяйственной деятельности и организации, заключившие договоры (контракты) на поставку продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам;
    - органы сертификации и испытательные лаборатории, осуществляющие подтверждение соответствия продукции требованиям национальных стандартов в форме добровольной сертификации;
    - организации, осуществляющие выдачу разрешения на право применения знака соответствия национальным стандартам, ведение реестра продукции, маркированной знаком соответствия национальным стандартам, и инспекционный контроль за его использованием).
  10. ГОСТ Р 1.10 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены» (устанавливает порядок разработки, утверждения изменения, пересмотра и отмены правил стандартизации и рекомендаций по стандартизации.
    Стандарт распространяется на правила стандартизации и рекомендации по стандартизации, утверждаемые Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.
    Настоящий стандарт предназначен для применения научно-исследовательскими и иными организациями, а также структурными подразделениями Федерального агентства).
  11. ГОСТ Р 1.12 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» (устанавливает основные термины, применяемые при проведении работ по стандартизации в Российской Федерации на национальном уровне и при ссылках на национальные стандарты в других нормативных документах, а также определения этих терминов.
    Термины, установленные настоящим стандартом, также могут быть применены при проведении работ по стандартизации на уровне организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций и объединений юридических лиц.
    Термины, установленные настоящим стандартом, рекомендуется использовать в правовой, нормативной, технической и организационно-распорядительной документации, научной, учебной и справочной литературе).
  12. ГОСТ Р 1.13 - 2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования» (устанавливает общие требования к подготовке, оформлению, изложению и публикации уведомлений, используемых при проведении в Российской Федерации работ по стандартизации на национальном и межгосударственном уровнях.
    Не распространяется на документы о стандартизации в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии; процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения соответственно указанной продукции и указанных объектов)
  13. ГОСТ Р 1.14 - 2009 «Стандартизация в Российской Федерации. Программа разработки национальных стандартов. Требования к структуре, правила формирования, утверждения и контроля за реализацией» (устанавливает требования к структуре, порядку формирования, утверждения и контроля за реализацией программы разработки национальных стандартов, в том числе стандартов ограниченного распространения.
    Не распространяется на разработку программ при планировании деятельности по стандартизации оборонной продукции).
  14. ГОСТ Р 1.15 - 2009 «Стандартизация в Российской Федерации. Службы стандартизации в организациях. Правила создания и функционирования» (устанавливает единые для организаций правила создания и функционирования служб стандартизации, а также включает рекомендуемое типовое положение о службе стандартизации организации.
    В заинтересованных организациях настоящий стандарт (или его отдельные положения) применяют на основании ссылок на него в организационно-распорядительных и нормативных документах этих организаций).
  15. ГОСТ Р 1.16 - 2011 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные предварительные. Правила разработки, утверждения, применения и отмены» (устанавливает правила разработки и утверждения предварительных национальных стандартов, а также правила их применения, проведения мониторинга применения и отмены)
  16. ПР 50.1.008 - 2013 «Организация и проведение работ по международной стандартизации в Российской Федерации» (устанавливают порядок организации и проведения работ по международной стандартизации в Российской Федерации для выполнения следующих задач:
    - содействие конкурентоспособности отечественной промышленности на мировом рынке;
    - координация работ по международной стандартизации в Российской Федерации;
    - мониторинг выполнения обязательств Российской Федерации, связанных с членством в международных организациях по стандартизации, в том числе контроль соблюдения сроков голосования, представления позиции по проектам международных стандартов ИСО и МЭК, активности российских специалистов, включенных в международные ТК/ПК/РГ и другие структуры, обеспечивающие разработку международных стандартов;
    - обеспечение участия российских технических комитетов по стандартизации и специалистов в работе по международной стандартизации;
    - поддержка деятельности секретариатов технических комитетов и подкомитетов ИСО и МЭК, находящихся в ведении Российской Федерации;
    - подготовка и проведение в Российской Федерации заседаний технических комитетов международных организаций по стандартизации;
    - участие в международных заседаниях технических органов по стандартизации;
    - организация проведения работ в целях принятия национальных стандартов Российской Федерации в качестве международных и межгосударственных стандартов).
  17. ПР 50.1.025 - 2007 «Методика формирования перечня национальных стандартов и (или) сводов правил, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента» (правила применяют при:
    - разработке и актуализации Перечня;
    - разработке проектов технических регламентов;
    - пересмотре национальных стандартов и (или) сводов правил;
    - изменении национальных стандартов и (или) сводов правил;
    - экспертизе проектов технических регламентов, национальных стандартов и (или) сводов правил;
    - формировании программ разработки национальных стандартов.
    Настоящие правила не распространяются на проведение работ по стандартизации оборонной продукции (работ, услуг) и продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну).
  18. ПР 50.1.074 - 2004 «Подготовка проектов национальных стандартов Российской Федерации и проектов изменений к ним к утверждению, регистрации и опубликованию. Внесение поправок в стандарты и подготовка документов для их отмены» (распространяются на проекты стандартов, прошедших экспертизу и представленных техническими комитетами по стандартизации в национальный орган по стандартизации на утверждение, и подлежат применению структурными подразделениями национального органа по стандартизации и уполномоченными научными организациями по стандартизации).
  19. Р 50.1.004 - 2011 «Подготовка межгосударственных стандартов для принятия и применения в Российской Федерации в качестве национальных стандартов» (настоящие рекомендации направлены на обеспечение применения ГОСТ Р 1.8 и распространяются на следующие процедуры, осуществляемые в структурных подразделениях Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и уполномоченных им организациях:
    - подготовку для принятия проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к ним, автором которых является Российская Федерация;
    - рассмотрение проектов стандартов, авторами которых являются другие государства - участники Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности;
    - подготовку к введению в действие в Российской Федерации принятых стандартов;
    - подготовку документов об отмене действующих стандартов или прекращении применения в Российской Федерации в одностороннем порядке;
    - подготовку поправок к действующим стандартам.
    Не распространяются на указанные процедуры в отношении стандартов на оборонную продукцию).
  20. Р 50.1.039 - 2002 «Разработка, обновление и отмена правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и каталогизации» (распространяются на процессы разработки, обновления (внесение изменений, пересмотр) и отмены следующих правил и рекомендаций, принимаемых Госстандартом России: правил по стандартизации; правил по метрологии; правил по сертификации; правил по аккредитации; правил по каталогизации; рекомендаций по стандартизации; рекомендаций по метрологии; рекомендаций по сертификации; рекомендаций по аккредитации; рекомендаций по каталогизации).
  21. Р 50.1.057 - 2006 «Комплектование, хранение, ведение и учет документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг. Основные положения» (регулируют процессы: комплектования Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; учета поступающих документов, их хранения и ведения, регистрации переводов международных и национальных стандартов, а также определяют порядок предоставления пользователям продукции и услуг на основе информационных ресурсов Федерального фонда и информационное обеспечение в рамках Соглашения по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации (ВТО) и Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер ВТО).
  22. Р 50.1.058 - 2011 «Методика оценки стоимости разработки и экспертизы национальных стандартов Российской Федерации» (устанавливают методический подход к оценке стоимости разработки национальных стандартов Российской Федерации, подходы к оценке стоимости экспертизы, а также исходные данные, порядок расчета, нормативы трудоемкости, используемые при планировании их разработки.
    Распространяются на национальные стандарты и предназначены для применения организациями, предприятиями и другими субъектами научной и хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, участвующими в работах по стандартизации, техническими комитетами по стандартизации, а также федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, участвующими в обосновании трудоемкости разработки и экспертизы национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством).
  23. Р 50.1.075 - 2011 «Разработка стандартов на термины и определения» (предназначены для применения при разработке национальных стандартов на термины и определения, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании".
    Устанавливают порядок и содержание работ по стандартизации научно-технической терминологии на всех этапах разработки стандартов на термины и определения, предусмотренных национальной системой стандартизации, дополняют общие требования национальной системы стандартизации с учетом специфики объекта стандартизации.
    Применяются на всей территории РФ техническими комитетами по стандартизации, юридическими и физическими лицами, принимающими участие в разработке стандартов на "Термины и определения", а также подготавливающими заключения на проекты таких стандартов)
  24. ГОСТ 1.0 - 2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения».
  25. ГОСТ 1.1 - 2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения»
  26. ГОСТ 1.2 - 2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
  27. ГОСТ 1.3 - 2014 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. Правила разработки на основе международных и региональных стандартов».
  28. ГОСТ 1.4 - 2015 «Межгосударственная система стандартизации. Межгосударственные технические комитеты по стандартизации. Правила создания и деятельности».
  29. ГОСТ 1.5 - 2001 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».
  30. ПМГ 03 - 93 «Порядок регистрации и подготовки к изданию межгосударственных нормативных документов по стандартизации».
  31. ПМГ 04 - 94 «Порядок распространения межгосударственных стандартов и нормативной документации Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации».


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные