К средствам стандартизации, используемым на территории РФ, относятся:
1) национальные стандарты;
2) национальные военные стандарты;
3) межгосударственные стандарты, введенные в действие в Российской Федерации;
5) общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;
6) стандарты организаций.
Национальные стандарты разрабатывают, утверждают, обновляют и отменяют в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. Национальный стандарт применяют добровольно, после чего все его требования становятся обязательными для соблюдения.
Общие правила построения, изложения, оформления и обозначения национальных стандартов, а также требования к их содержанию - по ГОСТ Р 1.5.
Национальным стандартом в Российской Федерации является Государственный стандарт РФ (ГОСТ Р) - стандарт, утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулированием).
К объектам государственных стандартов относят:
1) организационно-методические и общетехнические объекты межотраслевого применения;
2) продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.
При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения,
обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг. Например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы. Применение национального стандарта на продукцию, работы и услуги подтверждается знаком соответствия национальному стандарту по ГОСТ Р 1.9.
Правила (ПР) - документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки и методы выполнения работ.
Норма - положение, устанавливающее количественные или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены.
Регламент - документ, принятый органом власти, содержащий обязательные правовые нормы.
Технический регламент - регламент, содержащий технические требования либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарты, технические условия или кодекс установившейся практики, либо путем включения в себя содержания этих документов.
Кодекс установившейся практики - документ, рекомендующий практические правила или процедуры проектирования, изготовления, монтажа, технического обслуживания или эксплуатации, оборудования конструкций или изделий. Этот документ может быть стандартом, частью стандарта или самостоятельным документом.
Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОКТЭСИ) - официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и (или) объектов классификации в области технико-экономической и социальной информации.
ОКТЭСИ - документы в области стандартизации, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и при межведомственном обмене информацией.
Разработку, принятие, введение в действие, ведение и применение общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) осуществляют в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ. Программы разработки национальных стандартов составляют в порядке, устанавливаемом национальным органом по стандартизации.
Стандарты организаций (СТО). Законом о техническом регулировании установлена новая категория документов в области стандартизации - «стандарты организаций». Законом раскрывается, как следует понимать термин «организации», в том числе коммерческие, общественные, научные, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц. Иначе говоря, используемое в Законе понятие «организация» охватывает все те организации, которые в действовавшем до 2004 г. Законе РФ от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации» были названы предприятиями, их объединениями, научно-техническими и инженерными обществами, а также другими объединениями. Поскольку в ст. 17 Закона о техническом регулировании указано, что организации могут самостоятельно устанавливать порядок разработки своих стандартов, то они могут принять документально оформленное решение (путем подготовки и утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа) о признании и применении разработанных ранее и действующих на текущий момент стандартов предприятия или стандартов общественного объединения в качестве стандартов данной организации. Одновременно может быть решен вопрос о целесообразности постепенного, поэтапного или одномоментного переоформления стандартов предприятия (объединения) и (или) изменения их обозначения
для отражения того, что данные стандарты являются стандартами организации 1 .
Целями разработки стандартов организаций являются:
Совершенствование производства;
Обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг;
Распространение и использование полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Вместе с тем стандарты организаций должны служить общим целям стандартизации, к которым относятся:
Повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений;
Содействие соблюдению требований технических регламентов;
Повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Обеспечение научно-технического прогресса;
Повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг;
Рациональное использование ресурсов;
Техническая и информационная совместимость;
Сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
Взаимозаменяемость продукции. Преимуществом стандартизации на уровне организации
(перед национальной стандартизацией) является возможность установить свои четкие правила разработки и применения собственных стандартов с учетом специфики структуры организации и (или) области ее деятельности.
Конечно, существуют и другие виды текстовых или информативных документов, призванных решать те же задачи, что и стандарты. К этим документам на уровне организаций относятся: различные инструкции (в том числе технологические), правила, нормы, положения, технические условия, методики испытаний, руководящие документы, регламенты (в том числе технологические), рекомендации и т.п.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом ГОСТ Р 1.4.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение, экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц.
Стандартизация в Российской Федерации
Основные положения
Standardization in the Russian Federation.
Basic provisions
ГОСТ Р 1.0-2004
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Сведения о стандарте
1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации (ФГУП ВНИИстандарт).
2. Внесен Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 152-ст.
4. Взамен ГОСТ Р 1.0-92.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие правила формирования, ведения и применения положений системы стандартизации в Российской Федерации.
Положения основополагающих стандартов системы стандартизации в Российской Федерации разработаны для применения федеральными органами исполнительной власти, субъектами хозяйственной деятельности, техническими комитетами по стандартизации, общественными объединениями и заинтересованными лицами.
При использовании настоящего стандарта применительно к оборонной продукции (работам, услугам), поставляемой для федеральных государственных нужд по государственному оборонному заказу, продукции (работам, услугам), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, или относимой к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации информации ограниченного доступа, продукции (работам, услугам), сведения о которой составляют государственную тайну, учитывают также дополнительные требования, изложенные в специальных стандартах, устанавливающих правила разработки указанных документов.
Примечание - В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 1.1. и ГОСТ Р 1.12.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 1.1-2002. Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения
ГОСТ Р 1.2-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены
ГОСТ Р 1.4-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 1.5-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
ГОСТ Р 1.8-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения
ГОСТ Р 1.9-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение. Порядок применения
ГОСТ Р 1.12-2004. Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
Цели стандартизации
3.1. Стандартизация осуществляется в целях:
3.1.1. Повышения уровня безопасности:
Жизни и здоровья граждан;
Имущества физических и юридических лиц;
Государственного и муниципального имущества;
В области экологии;
Жизни и здоровья животных и растений;
Объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.1.2. Обеспечения:
Конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
Научно-технического прогресса;
Рационального использования ресурсов;
Совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов);
Информационной совместимости;
Сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;
Сравнительного анализа характеристик продукции;
Государственных заказов, внедрения инноваций;
Подтверждения соответствия продукции (работ, услуг);
Решений арбитражных споров;
Судебных решений;
Выполнения поставок.
3.1.3. Создания:
Систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
Систем каталогизации продукции;
Систем обеспечения качества продукции;
Систем поиска и передачи данных;
Доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.
3.1.4. Содействия проведению работ по унификации.
Принципы стандартизации
4.1. Основные принципы стандартизации в Российской Федерации, обеспечивающие достижение целей и задач ее развития, заключаются в:
Добровольности применения стандартов;
Достижении при разработке и принятии стандартов консенсуса всех заинтересованных сторон;
Использовании международных стандартов как основы разработки национальных стандартов;
Комплексности стандартизации для взаимосвязанных объектов;
Недопустимости установления в стандартах требований, противоречащих техническим регламентам;
Установлении требований в стандартах, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий, с учетом имеющихся ограничений по их реализации;
Установлении требований в стандартах, обеспечивающих возможность объективного контроля их выполнения;
Четкости и ясности изложения стандартов, с тем чтобы обеспечить однозначность понимания их требований;
Исключении дублирования разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации;
Недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;
Доступности представления информации по стандартам всем заинтересованным лицам, за исключением оговоренных законодательством случаев.
4.2. Национальный стандарт применяют на добровольной основе. Обязательность соблюдения национальных стандартов наступает при прямом указании на это в действующем законодательстве, договорах, контрактах, правомерно принятых нормативных документах федеральных органов исполнительной власти или предприятий любых форм собственности.
Обязательность соблюдения требований национальных стандартов, принятых до 1 июля 2003 года, сохраняется (до принятия соответствующих технических регламентов) в части:
Защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
Охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
Предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и необходимости госконтроля (госнадзора) за их соблюдением.
4.3. Международные и региональные стандарты отражают передовой опыт экономически развитых стран мира, результаты научных исследований, требования широкого круга потребителей и государственных органов и представляют собой правила, общие принципы или характеристики для большинства стран, поэтому применение международных (региональных) стандартов при разработке национальных стандартов является одним из важных условий выхода отечественной продукции на мировой рынок.
4.4. Преимущественное использование международных стандартов как составной части (основы) разработки национальных стандартов должно иметь место как таковое, за исключением случаев, когда такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступила против международного стандарта или отдельного его положения.
4.5. Продукция, соответствующая требованиям национальных стандартов либо международных и региональных стандартов при отсутствии соответствующего национального, имеет приоритетное применение при формировании государственных контрактов на ее разработку, производство и поставку.
4.6. Открытость процессов разработки национальных стандартов должна обеспечиваться на всех стадиях, начиная от планирования, разработки до принятия стандарта. Это достигается:
Публикацией программ разработки национальных стандартов и уведомлений об их разработке, завершении публичного обсуждения и утверждении;
Публичностью обсуждения проектов национальных стандартов;
Единством и непротиворечивостью правил разработки и утверждения национальных стандартов с обязательной экспертизой всех проектов стандартов.
4.7. Разработка национальных стандартов должна выполняться открыто с участием технических комитетов по стандартизации, объединяющих на добровольной основе наиболее компетентные юридические и/или физические лица, заинтересованные в стандартизации того или иного объекта.
4.8. Официальная информация о разрабатываемых и утвержденных национальных стандартах, а также сами стандарты должны быть доступны для пользователей, за исключением оговоренных законодательством случаев.
4.9. Национальные стандарты должны утверждаться при отсутствии серьезных возражений по существенным вопросам у квалифицированного большинства сторон, т.е. при общем согласии (консенсусе). Это достигается в результате процедуры публичного обсуждения проекта стандарта, при которой учитываются мнения всех сторон и сближаются несовпадающие точки зрения. При этом принимают во внимание все замечания, поскольку участвующие в обсуждении стороны равноправны.
4.10. Целесообразность разработки национальных стандартов определяется их социальной, экономической и технической значимостью и приемлемостью при применении, которые могут быть в свою очередь обусловлены принятием технических регламентов. До принятия решения о разработке национального стандарта должна быть оценена возможность применения в Российской Федерации действующего международного и регионального стандарта, распространяющегося на соответствующий объект стандартизации.
4.11. Изложение национальных стандартов должно быть четким и ясным, а для обеспечения однозначного понимания их требований:
В национальных стандартах должны быть приведены сведения о технических регламентах, выполнение которых обеспечивается при соблюдении требований данного национального стандарта;
Принимаемые стандарты должны быть пригодны для подтверждения соответствия, в том числе для проведения работ по сертификации.
4.12. Не допускается дублирование разработок стандартов на идентичные по функциональному назначению объекты стандартизации.
4.13. Требования национальных стандартов должны устанавливаться на основе использования современных достижений науки, технологии и практического опыта с учетом последних редакций международных стандартов или их проектов и обеспечивать оптимальную степень упорядочения и максимально возможную эффективность в определенной области, не сдерживая инициативу пользователей стандартов в освоении новых видов продукции, процессов и услуг.
4.14. При проведении работ по национальной стандартизации необходимо обеспечить целенаправленное и планомерное установление и применение системы взаимоувязанных требований как к самому объекту стандартизации в целом и его составным частям, так и к другим материальным и нематериальным факторам, влияющим на объект стандартизации, путем согласования их показателей, норм и требований.
В соответствии с этим законом стандартизация осуществляется в целях (Статья 11):
повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного Характера;
обеспечения научно-технического прогресса;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, ус
рационального использования ресурсов;
технической и информационной совместимости;
сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
взаимозаменяемости продукции.
Стандартизация осуществляется в соответствии со следующими принципами (Статья 12):
добровольного применения стандартов;
максимального учета при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;
применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным.
Нормативные документы по стандартизации. Виды стандартов
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся (Статья 13): национальны! стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в облас| ти стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.
Национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным] органом Российской Федерации по стандартизации (Статья 2). Национальные стандарты, так же как стандарты организаций, применяются на добровольной основе. Применение национального стандар-1 та подтверждается знаком соответствия национальному стандарту (ст. 15 п.2).
В Российской Федерации (со дня вступления в силу Федерального закона «О техническом регулировании») национальными стандартами признаются действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г.
Было признано целесообразным до вступления в силу вновь разработанных соответствующих правил, норм и рекомендаций по стандартизации сохранить для действующих государственных и межгосударственных стандартов
разрабатываемых национальных стандартов условные обозначения «ГОСТ» и «ГОСТ Р», предусмотренные ГОСТ 1.5-2001 «Межгосударственная система стандартов. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов» и ГОСТ Р 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов».
Национальный орган по стандартизации
Национальный орган Российской Федерации по стандартизации (далее - национальный орган по стандартизации):
утверждает национальные стандарты; принимает программу разработки национальных стандартов; организует экспертизу проектов национальных стандартов; обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу; осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам; создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность; организует опубликование национальных стандартов и их распространение; участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учет интересов Российской Федерации при их принятии; утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам; представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации (статья 14).
Правительство Российской Федерации определяет орган, уполномоченный на исполнение функций национального органа по стандартизации. В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации. Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.
Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, в том числе правила их разработки и применения, представляют собой национальную систему стандартизации.
Национальные стандарты разрабатываются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Национальные стандарты утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с правилами стандартизации, нормами и рекомендациями в этой области.
Национальный стандарт применяется на добровольной основе равным образом и в равной мере независимо от страны и (или места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенное сделок и (или) лиц, являющихся изготовителями, исполнителя продавцами, приобретателями.
Применение национального стандарта подтверждается знак соответствия национальному стандарту.
Общероссийские классификаторы технико-экономической, социальной информации(далее - общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и др.) и являющие обязательными для применения при создании государственных и формационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.
Порядок разработки, принятия, введения в действие, ведения применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности, налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов) устанавливает Правительством Российской Федерации.
Правила разработки и утверждения национальных стандартов
Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов. Национальный орган по стандартизации должен обеспечить доступное программы разработки национальных стандартов заинтересованным лицам для ознакомления.
Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо.
Уведомление о разработке национального стандарта направляется в национальный орган по стандартизации и публикуется в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме и в печатном издании федерального органа исполнительнойвласти по техническому регулированию. Уведомление о разработке национального стандарта должно содержать информацию об имеющихся в проекте национального стандарта положениях, которые отличаются от положений соответствующих международных стандартов.
Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта национального стандарта. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии, не может превышать затраты на ее изготовление.
В случае если разработчиком национального стандарта является федеральный орган исполнительной власти, плата за предоставление копии проекта национального стандарта вносится в федеральный бюджет. Разработчик дорабатывает проект национального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта национального стандарта и составляет перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц с кратким изложением содержания данных замечаний и результатов их обсуждения.
Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и представлять их в национальный орган по стандартизации и технические комитеты по стандартизации по их запросам.
Срок публичного обсуждения проекта национального стандарта со дня опубликования уведомления о разработке проекта национального стандарта до дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения не может быть менее чем два месяца.
Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта должно быть опубликовано в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта доработанный проект национального стандарта и перечень полученных в письменной Форме замечаний заинтересованных лиц должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
Порядок опубликования уведомления о разработке проект национального стандарта и уведомления о завершении публично обсуждения проекта национального стандарта и размер платы опубликование устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Проект национального стандарта одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта.
Национальный орган по стандартизации на основании документов, представленных техническим комитетом по стандартизации, принимает решение об утверждении или отклонении национал стандарта.
Уведомление об утверждении национального стандарта подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в те тридцати дней со дня утверждения национального стандарта.
Национальный орган по стандартизации утверждает и опубликовывает в печатном издании федерального органа исполните власти по техническому регулированию и в информационной теме общего пользования в электронно-цифровой форме переречень национальных стандартов, которые могут на добровольной о применяться для соблюдения требований технических регламентов.
Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих дартов для целей, указанных в статье 11 Федерального закона совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также для распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
Порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений статьи 12 Федерального закона.
Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта технический комитет по стандартизации готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
Стандарты организаций применяются равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.
Структура и характеристика стандартов ГСС
Вопросы организации и практической деятельности в области стандартизации в России регламентированы в следующих основополагающих документах комплекса Государственной системы стандартизации РФ (ГСС).
ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС РФ. Основные положения» - стандарт определяет цели и задачи стандартизации, основные принципы и организацию работ по стандартизации в Российской Федерации, категории нормативных документов по стандартизации, виды стандартов, основные положения по международному сотрудничеству в области стандартизации, по применению стандартов и технических условий, по государственному надзору за соблюдением стандартов.
ГОСТ Р 1.2-92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов» - стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, утверждению, государственной регистрации, изданию, обновлению (изменению, пересмотру) и отмене государственных стандартов РФ.
ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС РФ. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и Других общественных объединений. Общие положения» - стандарт Устанавливает общие положения по разработке, принятию, учетной Регистрации, изданию, применению, контролю за соблюдением обязательных требований, изменению и отмене стандартов отраслей, а также объекты стандартизации и общие правила разработки и применения стандартов предприятий, научно-технических и инженерных обществ и других общественных объединений.
ГОСТ Р 1.5-2002 «ГСС РФ. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению» _ стандарт устанавливает требования к стандартам, действующим только на федеральном уровне, а в отношении стандартов, разрабатываемых на более низких уровнях, было признано целесообразным регламентировать общие правила только в части обозначения стандартов. Остальные положения (ГОСТ Р 1.5-2002) м быть самостоятельно выбраны и применены при разработке стандартов. Таким образом, это универсальный стандарт, который может быть использован в России при разработке стандартов разного уровня стандартизации.
ГОСТ Р 1.8-2002 «ГСС РФ. Стандарты межгосударственные. Правила разработки, применения, обновления и прекращения применения в части работ, осуществляемых в Российской Федерации стандарт устанавливает порядок разработки проектов межгосударственных стандартов, ведение секретариатов, порядок рассмотрения в РФ проектов межгосударственных стандартов, порядок принятия таких стандартов, внесение изменений в действующие м государственные стандарты, а также порядок прекращениям применения в РФ.
ГОСТ Р 1.9-95 «ГСС РФ. Порядок маркирования продукции услуг знаком соответствия государственным стандартам» - стандарт устанавливает общие требования к этой процедуре, а также пор выдачи лицензий на маркирование продукции и услуг этим знаком.
ГОСТ Р 1.10-95 «ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них» - стандарт устанавливает требования к разработке, согласованию, принятию, регистрации, изданию, обеспечению, изменению и отмене правил рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, к информации о правилах и рекомендациях, а также требования к их изложению и содержанию. ГОСТ Р 1.11-99 «ГСС РФ. Метрологическая экспертиза пр тов государственных стандартов». Стандарт устанавливает пор и правила проведения метрологической экспертизы проектов г дарственных стандартов.
ГОСТ Р 1.12-99 «ГСС РФ. Стандартизация и смежные области деятельности. Термины и определения».
ПР 50.1.002-94. Правила по стандартизации. «Порядок предоставления в Госстандарт России информации о принятых стандартах отраслей, стандартах научно-технических, инженерных обще_ и других общественных объединений».
ПР 50.1.008-95. Правила по стандартизации. «Организация проведение работ по международной стандартизации в РФ».
ПР 50.74-94. Правила по стандартизации. «Подготовка проектов государственных стандартов РФ и проектов изменений к ним для принятия, государственной регистрации и издания».
ПР 50-688-92. Правила по стандартизации. «Временные типовые положения о техническом комитете по стандартизации».
ПР 50-718-99. Правила по стандартизации. «Правила заполнения и представления каталожных листов продукции».
ПР 50-734-93. Правила по стандартизации. «Порядок разработки общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации».
В зависимости от объекта стандартизации и уровня принятия различают следующие категории стандартов:
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) принимается Госстандартом России или Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства (Госстрой России). К объектам ГОСТ Р относятся продукция, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение.
Стандарт отрасли (ОСТ) - разрабатывается и применятся государственными органами в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения.
Здесь под отраслью понимается совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и(или) производящих продукцию (выполняющих работы и оказывающих услуги) определенных видов, которые имеют однородное потребительное или функциональное назначение. Стандарты отраслей не должны нарушать обязательные требования государственных стандартов, а также правила и нормы безопасности, установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Ответственность за соответствие требований стандартов отраслей обязательным требованиям государственных стандартов несут принявшие их государственные органы управления.
Стандарт предприятия (СТП) - стандарт, утвержденный предприятием. Эти стандарты разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации СТП являются составляющие организации и управления производством, направленные на повышение его эффективности, продукция, производимая этим предприятием, методы расчета, технологические нормы и требования, типовые процессы изготовления, оснастка, инструмент и т. п. Требования стандартов предприятий подлежат обязательному соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности, если в договоре на разработку, производство и ставку продукции, на выполнение работ и оказание услуг еде ссылка на эти стандарты.
Стандарт научно-технического, инженерного общества (СТО стандарт, принятый научно-техническим, инженерным общее или другим общественным объединением. Объектами СТО является, как правило, новые оригинальные виды продукции и услуг, технология, новые принципы управления производством, методы испытаний и т. п.
Необходимость применения этих стандартов субъекты хозяйственной деятельности определяют самостоятельно. Порядок - работки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов субъектов хозяйственной деятельности устанавливается ими самостоятельно. СТО также не должны нарушать обязательные требования го дарственных стандартов, а также правила и нормы безопасно установленные государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации. В частности, ИСО, МЭК. Такие стандарты носят рекомендательный, добровольный характер.
Региональный стандарт - стандарт, принятый региональной ор низацией по стандартизации.
Межгосударственный стандарт (ГОСТ) - стандарт, принятый государствами, присоединившимися к соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Национальный стандарт - стандарт, принятый национальным органом по стандартизации.
В перечень нормативных документов включен технический регламе Под регламентом понимается документ, в котором содержа - обязательные правовые нормы. Такой документ принимается ор] ном власти и подлежит обязательному исполнению.
Технический регламент содержит технические требования к объекту стандартизации. Эти требования могут содержаться непосредственно в самом этом документе либо имеется ссылка на другой нормативный документ (стандарт, документ технических условий, свод правил). В отдельных случаях в технический регламент полностью включается нормативный документ.
К техническим регламентам относятся законодательные акты и постановления Правительства РФ, содержащие в себе требования нормы и правила технического характера; государственные стандарты в части устанавливаемых в них обязательных требований; норм и правила федеральных органов исполнительной власти.
К нормативным документам относятся также общероссийские классификаторы технико-экономической информации (ОКТЭИ).
Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации - официальный документ, в котором представлены систематизированные своды наименований и кодов классификационныхгруппировок и (или) объектов классификации в области техникоико-экономической и социальной информации. Разрабатываются на продукцию, услуги, производственные процессы, имеющие общегосударственное применение. Например, Общероссийский классификатор продукции (ОКП), предприятий и организаций - ОКПО и др.
Правила по стандартизации (ПР) - нормативный документ по стандартизации, принимаемый Госстандартом или Госстроем России.
ПР разрабатываются на конкретные производственные процессы и их элементы, связанные с решением задач организации и управления работами по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, лицензированию, государственному контролю и надзору за соблюдением обязательных требований технических регламентов, государственных и межгосударственных стандартов. Если ПР прошли регистрацию в Министерстве юстиции России, то требования, содержащиеся в них, являются обязательными.
Норма - нормативный документ, содержащий положения, устанавливающие количественные меры или качественные критерии, которые должны быть удовлетворены в процессе производства или работы.
ПР и Р разрабатываются, как правило, организациями, подведомственными Госстандарту РФ или Госстрою РФ. Утверждаются и издаются этими комитетами после обсуждения с заинтересованными сторонами.
Вид стандарта - характеристика, определяющаяся его содержанием в зависимости от объекта стандартизации.
ГОСТ Р 1.0 – 2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения» установил следующие основные виды стандартов:
Стандарты основополагающие;
Стандарты на продукцию;
Стандарты на услуги;
Стандарты на процессы (работы);
Стандарты на методы контроля;
Стандарты на термины и определения.
Основополагающий стандарт - стандарт, имеющий широкую область распространения и/или содержащий общие положения для определенной области.
Основополагающий стандарт может применяться непосредственно в качестве стандарта или служить основой для разработки других стандартов и иных нормативных или технических документов.
В приведенном определении основополагающего стандарта заложены широкий и узкий смысл. Основополагающий стандарт в широком смысле включает следующие объекты межотраслевого значения: систему «Стандартизация в РФ», систему «Единая система конструкторской документации», единицы измерения, термины межотраслевого значения (управление качеством, надежность продукции, упаковка) и пр.
Основополагающий стандарт в узком смысле - системообразующий стандарт, определяющий общие положения в «цепочке» стандартов конкретной системы, например: ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в РФ. Основные положения»; ГОСТ Р 50779.0-95 «Статистические методы. Основные положения»; СНиП 10.01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
Существует два подвида стандартов - организационно-методические и общетехнические.
При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции и другие общетехнические правила.
Основополагающие организационно-методические стандарты устанавливают общие организационно-технические положения по проведению работ в определенной области (например, ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены»).
Основополагающие общетехнические стандарты устанавливают: научно-технические термины, многократно используемые в науке, технике, производстве; условные обозначения различных объектов стандартизации - коды, метки, символы (например, ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»); требования по обеспечению единства измерений (ГОСТ Р 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений») и пр.
Стандарт на продукцию - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять продукция или группа однородной продукции, с тем чтобы обеспечить ее соответствие своему назначению.
На продукцию разрабатывают следующие основные подвиды стандартов: 1) стандарт общих технических условий; 2) стандарт технических условий. В первом случае стандарт содержит общие требования к группам однородной продукции, во втором - к. конкретной продукции. Указанные стандарты в общем случае включают следующие разделы: классификация, основные параметры и (или) размеры; общие технические требования; правила приемки; маркировка, упаковка, транспортирование, хранение. По группам однородной продукции могут разрабатываться стандарты узкого назначения: стандарты технических требований; стандарты правил приемки; стандарты правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения.
Стандарты на процессы устанавливают требования к выполнению различного рода работ на отдельных этапах жизненного цикла продукции (услуги) - разработка, изготовление, хранение, транспортирование, эксплуатация, утилизация для обеспечения их технического единства и оптимальности.
В торговле важную роль выполняют стандарты на методы хранения пищевых продуктов и предпродажной подготовки товаров, например: 1) ГОСТ 26907 - 86 «Сахар. Условия длительного хранения»; 2) ГОСТ 7595 - 79 «Мясо. Разделка говядины для розничной торговли».
Стандарты на работы (процессы) должны содержать требования безопасности для жизни и здоровья населения и охраны окружающей природной среды при проведении технологических операций.
На современном этапе большое значение приобретают стандарты на управленческие процессы в рамках систем обеспечения качества продукции (услуг) - управление документацией, закупками продукции, подготовкой кадров и пр. Речь идет о стандартах по системам менеджмента качества.
Стандарты на методы контроля должны в первую очередь обеспечивать всестороннюю проверку всех обязательных требований к качеству продукции (услуги). Устанавливаемые в стандартах методы контроля должны быть объективными, точными и обеспечивать воспроизводимые результаты. Выполнение этих условий в значительной степени зависит от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений и других характеристиках, предусмотренных комплексом стандартов, выполненных на основе международных стандартов ИСО.
Отсутствие сведений о погрешности может привести к ошибочным заключениям о годности испытываемой продукции. Например, в ГОСТе на водку установлено предельно допустимое значение альдегидов, равное 8,0 мг/дм 3 . Допустим, при испытании партии было получено 7,0 мг/дм 3 . Если не принимать во внимание погрешность результата измерения (она не нормирована в стандарте), то можно сделать вывод о годности водки по данному показателю. Но, по мнению специалистов, погрешность измерения может достигать 25-30%. Следовательно, действительное значение концентрации альдегидов лежит в интервале от 5 до 9 мг/дм 3 . Таким образом, имеется значительная вероятность того, что решение о годности водки окажется ошибочным и потребителю поступит продукт, наносящий вред из-за повышенной концентрации альдегидов.
Для каждого метода в зависимости от специфики его проведения устанавливают: а) средства испытаний и вспомогательные устройства; б) порядок подготовки к проведению испытаний; в) порядок проведения испытаний; г) правила обработки результатов испытаний; д) правила оформления результатов испытаний; е) допустимую погрешность испытаний.
В связи с широким распространением фальсификации товаров на мировом рынке и в России в частности очень актуально введение в действие стандартов, позволяющих проводить идентификацию продукции и тем самым выявлять фальсифицированную продукцию. В частности, в 2002 г. введены в действие ГОСТы по идентификации ряда групп пищевой продукции - молочных и молокосодержащих продуктов, натурального растворимого кофе, продуктов сахарной промышленности и пр.
Стандарты могут быть узкого назначения - проверка одного показателя качества (например, стандарт на метод определения паропроницаемости чистошерстяных и полушерстяных тканей) либо широкого назначения - проверка комплекса показателей (стандарт на методы испытаний шелковых и полушелковых штучных изделий).
Практика обязательной сертификации вызвала необходимость разработки стандартов смешанного вида - стандартов на продукцию и методы контроля, в частности стандартов на требования безопасности к продукции (услуге) и методы контроля безопасности. Пример: ГОСТ 25779 «Игрушки. Общие требования к безопасности и методы контроля».
Стандарт на услугу устанавливает требования, которым должна удовлетворять группа однородных услуг (услуги туристские, услуги транспортные) или конкретные услуги (классификация гостиниц, грузовые перевозки) с тем, чтобы обеспечить соответствие услуги ее назначению.
Стандарт на термины и определения - стандарт, устанавливающий термины, к которым даны определения, содержащие необходимые и достаточные признаки понятия.
Терминологические стандарты выполняют одну из главных задач стандартизации - обеспечение взаимопонимания между всеми сторонами, заинтересованными в объекте стандартизации.
Разработка национальных стандартов (НС)
Порядок разработки и утверждения стандартов осуществляется согласно ФЗ «О техническом регулировании» по следующей общей схеме:
1. Национальный орган по стандартизации разрабатывает и утверждает программу разработки национальных стандартов.
Разработчик стандарта организует уведомление о разработке НС, которое должно содержать информацию об имеющихся в проекте и положениях, отличающихся от положений соответствующих международных стандартов. Разработчик НС обеспечивает доступность проекта заинтересованным лицам для ознакомления.
2. Разработчик дорабатывает проект НС с учетом полученных замечаний заинтересованных лиц, проводит публичное обсуждение проекта. Срок публичного обсуждения проекта НС не может быть менее чем два месяца.
3. Проект НС одновременно с перечнем полученных в письменной форме замечаний представляется в Технический комитет (ТК) по стандартизации, который организует проведение экспертизы данного проекта
По результатам экспертизы ТК готовит мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта НС. Данное предложение направляется национальному органу по стандартизации, который основе представленных ТК документов принимает решение.
Уведомление об утверждении НС подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме в течение 30 дней со дня утверждения НС.
4. Национальный орган по стандартизации утверждает и публикует в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и в упомянутой выше информационной системе перечень НС, которые могут на добровольной основе применяться для соблюдения требований ТР.
Процедура разработки и принятия стандартов регламентирована ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандартизация в РФ. Правила разработки. Утверждения. Обновления и отмены».
Правила обозначения стандартов. Обозначение стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта.
Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов, то его обозначение дополнительно включает одно-, двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части обозначения точкой.