Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Торжественное открытие I Государственной думы состоялось 27 апреля 1906 г. в Таврическом дворце в Петербурге. Из избранных в Думу 499 делегатов на первом заседании присутствовало 436 депутатов из Европейской губернии Российской империи.

В «Тронной речи» Николая I по поводу открытия Думы прозвучала надежда на то, что депутаты сохранят верноподданнические чувства, и их благостная деятельность во имя государства и народа будет сочетаться с преданностью его законному правителю.

В первый же день депутатов заставили принести обет верности императору и поставить подписи под соответствующей присягой.

Партийный состав I Государственной думы был сложным.

Первый фланг (по степени доверенности к правительству) представляли октябристы, прогрессисты, партия демократических реформ и автономисты. На левом же фланге ведущей парламентской фракцией стали кадеты – 34%, их успех в известной мере объяснялся и тем, что революционные партии (эсеры, социал-демократы) бойкотировали выборы, и кадеты, таким образом, представляли на них самую левую оппозиционную силу.

Беспартийные крестьянские депутаты, несмотря на неравные условия выборов, составили более 40% всех депутатов.

«Крестьянская трудовая группа», объединившая беспартийных крестьян, была создана по инициативе депутата от крестьянской курии, крестьянина А.Ф. Аладьина.

До открытия Думы на крестьян открыло охоту Министерство внутренних дел. Было организовано правым октябристом Ерогиным общежитие для крестьянских депутатов. Прекрасное помещение, отличный стол должны были привлечь крестьян к октябристам. В общежитие же приходили пропагандисты, проводившие монархическую пропаганду.

Крестьянское общежитие получило среди депутатов название «Ерогинской живопырни». Она оказала малое воздействие на настроение её обитателей. Безуспешными оказались попытки кадетов привлечь крестьян на свою сторону. «Господская партия» – решили крестьяне; так как обсуждавшиеся на заседании фракции вопросы о думской тактике, о бюджете, были им непонятны.

Монархические организации («черносотенные») в I Думе представлены не были, а из числа социал-демократов делегировали делегатов в Думу лишь немногочисленные организации, не принявшие участие в бойкоте (лидер группы социал-демократов в I Думе И. Жордания).

Председателем Думы был избран кадет С.А. Муромцев.

Между Думой и правительством сразу же наметились разногласия.

5 мая 1906 года Думой почти единодушно был принят «Ответный курс» на речь царя по случаю открытия Думы. Документ был составлен в духе кадетской программы, включая важнейшие общеполитические требования:

  • создание ответственного перед Думой Министерства;
  • введение всеобщего избирательного права;
  • упразднение Государственного Совета;
  • отмена смертной казни;
  • амнистия политическим заключённым и ссыльным;
  • практическое осуществление основных гражданских свобод и пр.

По настоятельному требованию крестьянских депутатов в думский адрес было внесено требование решения аграрного вопроса на принципах отчуждения частновладельческих земель, удельных монастырских и церковных земель.

Однако Николай II отказался принять президиум Думы, который должен был вручить ему адрес и поручил ответить на него главе правительства И.Л. Горемыкину. 13 мая 1906 года он выступил в Думе с правительственной декларацией. На все основные требования думского адреса правительство ответило отказом, причём наибольшее раздражение вызвало у него предложение по разрешению аграрного вопроса.

Правительство ясно дало понять, что не допустит выхода Думы за рамки предоставленных ей полномочий. Дума ответила требованием отставки правительства и замены его «министерством, пользующимся доверием Государственной думы». В ответ министры, во главе с И.Л. Горемыкиным объявили Думе «бойкот», процесс разработки и отправки в Думу для обсуждения законопроектов был приостановлен. В ответ на бойкот правительства Дума ответила градом запросов и принялась обсуждать свои собственные законопроекты, прежде всего по аграрному вопросу, который был в центре внимания I Думы.

8 мая 1906 года был внесён законопроект по земельному вопросу от кадетской партии за подписью 42 депутатов. 19 мая 1906 года свой аграрный законопроект внесли трудовики.

Общим в двух проектах было требование образования государственного земельного фонда для обеспечения безземельных и малоземельных крестьян землёй (в пользование).

Но кадеты исключали из числа отчуждаемых помещичьих земель значительное количество «образцовых имений с большой урожайностью и помещичьи имения, где местное и пришлое население находило заработок». Кадетская программа также предполагала плату владельцам за отчуждаемую землю.

Трудовики предлагали обратить в земельный фонд земли не только помещичьи, но и другие категории земель – т.е. фактически – национализацию земли, плата помещикам за землю не предусматривалась, т.е. крестьянская фракция оказалась левее кадетской, вопреки надеждам верховной власти.

Правительству же аграрные проекты трудовиков и даже кадетов представлялись слишком радикальными. Решение Думы о выпуске своего обращения к стране по аграрному вопросу, принятое в ответ на правительственное заявление (опубликованное 20 июня 1906 года) и категорически отвергающее идею отчуждения помещичьих земель, давало повод обвинить Думу в революционности и распустить её.

9 июля 1906 года был обнародован царский манифест о роспуске Думы. Для смягчения негативной реакции был одновременно отправлен в отставку И.Л. Горемыкин. Новым председателем Совета министров был назначен П.А. Столыпин , сохранивший так же пост министра внутренних дел.

Левые депутаты Думы (кадеты) собрались после её роспуска в Финляндии в Выборге, откуда обратились к населению с призывом в знак протеста отказаться платить налоги и уклоняться от призыва в армию. Отклика у народа идея гражданского неповиновения не нашла. По возвращении в Петербург депутаты, подписавшие воззвание (167 человек), были приговорены к 3-х месячному тюремному заключению и лишены права баллотироваться на выборные должности. В результате чего в составе II Думы не оказалось деятелей кадетской партии «первой величины».

Однако, боясь нового всплеска революции и продолжая «заигрывать» с либералами, царь объявил о созыве II Думы, с сохранением прежнего закона о выборах.

Первый русский парламент просуществовал 72 дня, успев провести лишь одну сессию, приняв 391 запрос о «незакономерных действиях правительства». Разгон I Думы означал также конец переговоров о создании первого буржуазного правительства в России (прежде правительством рассматривался проект создания Совета Министров с включением кадетов).

В то время по Петербургу гуляла эпиграмма, сочинённая Ф. Куликовым:

Свобод российских не понять,
Чужим аршином не измерить.
У них особенная стать.
В свободы наши надо верить!

По оценке одного из лидеров кадетской фракции В.А. Оболенского:

« парламентов не только в мирные времена, но даже в периоды революций не знала такого удивительного политического расхождения между законодательной палатой и правительством, какое существовало между I Ду- мой и русским правительством».

II Дума работала с 20 февраля 1907 года по 3 июня 1907 года. Состав её оказался ещё более «левым». Участие в выборах приняли меньшевики и эсеры. Всего было избрано 448 депутатов.

Таким образом, усилилось значительное левое крыло, увеличилось количество «правых», кадеты же оказались своеобразным «центром».

Председательствовал во II Думе кадет Ф.А. Головин.

В условиях проводимого П.А. Столыпиным курса «успокоения страны», кадеты были вынуждены изменить тактику и перейти от «штурма» к тактике «правильной осады самодержавия», избегая при этом влияния на кадетскую фракцию как со стороны крайне правых, так и левых течений (тактика «бережения Думы от разгона»). По отношению к «новому курсу» партия кадетов раскололась на сторонников отказа от всякой законодательной инициативы, проявление умеренности и поддержки правительства П.А. Столыпина, и сторонников сближения с революционно – демократическими партиями (левое крыло).

Октябристы безоговорочно поддерживали все начинания П.А. Столыпина.

Большевики и трудовики ставили на обсуждение острые вопросы:

  • о помощи голодающим;
  • о помощи безработным;
  • о преследовании профессиональных рабочих, организаций и т.п. Большевики проводили тактику «левого блока»- соглашения с левыми партиями против правых и кадетов, под давлением демократических избирателей народнические фракции (эсеры, энесы) пошли на блокирование с большевиками.

Основным вопросом во II Думе оставался аграрный. В ходе аграрных прений со своей программой выступил П.А. Столыпин.

Программа Столыпина встретила резкое противодействие не только со стороны левых партий, но и критику кадетов. Они считали, что осуществление её будет революционизировать массы, «вызовет социальную борьбу богатых и бедных в самых злобных формах» (П.Н. Милюков).

Левые партии предложили аграрный проект трудовиков, близкий по сути эсеровской программе социализации земли.

В кадетском проекте были значительные изменения («вправо») по сравнению с проектом, внесённым в I Думу: предусматривалось большее количество имений, земля в которых не подлежала отчуждению. За отчуждённую землю должны были платить помещику крестьяне (а не правительство). Этот аграрный проект вызвал возмущение крестьянских депутатов II Думы.

Несмотря на «смягчение» курса кадетов и усиление правого крыла, компромисса между Думой и правительством снова не получилось. Царизм, расправившись с основными силами революции, пошёл на роспуск II Думы, всё ещё слишком оппозиционной.

Обвинив фракцию социал-демократов в попытке покушения на царя и подготовке государственного переворота, арестовав «заговорщиков», 3 июня 1907 года правительство по указу царя объявило о роспуске II Государствен- ной думы, и изменении системы выборов в новую, III Думу.

Итак, законодательная инициатива и энтузиазм российских парламентариев вновь столкнулись со стремлением правящих кругов ограничить права Думы.

Роспуск II Думы иногда называют третьеиюньским государственным переворотом, а установившуюся в 1907 году политическую систему – третьеиюньской монархией.

Акт 3 июня был совершён в нарушении Манифеста 17 октября и Основных законов 1906 года, отмена которых не могла произойти без санкций Государственной думы, он означал по сути возврат к прежней форме правления – абсолютной монархии.

Новый избирательный закон делал ставку на помещиков и крупную буржуазию.

Из рабочих могли участвовать в голосовании только самостоятельные квартиросъёмщики, представительство крестьян было сокращено почти вдвое. Кавказ и Польша также смогли прислать в III Думу меньше депутатов, чем по результатам предшествующих выборов. Население сибирских и среднеазиатских губерний было лишено права голоса. Общее число членов Думы сокращалось до 442.

Новое положение о выборах позволило создать такую Думу, которая стала послушным и легкоуправляемым сверху органом.

В ней резко сократилось число оппозиционно – настроенных к самодержавию депутатов, зато увеличилось число верноподданнических избранников – крайне правых, умеренно правых, и создан прочный октябристский центр крайне правых черносотенцев. Например, лидер В. Пуришкевич заявил с думской трибуны: «Правее меня только стена».

Третьей Государственной Думе удалось отработать срок полностью, 5 лет (1907-1912). Председателем Думы был избран октябрист А.И. Гучков . За 5 лет «послушная» Дума утвердила 2197 законопроектов, большинство из которых составляли законы о сметах различных ведомств и казённых учреждений.

Аграрный вопрос в III Думе рассматривался в форме поддержки столыпинской реформы, так как кадеты, октябристы и монархисты в Думе ставили перед собой ту же задачу, что и правительство – не допустить новую революцию.

Только социал-демократы, отрицательно относившиеся к столыпинским преобразованиям, не питали конституционных иллюзий и использовали Думу в своих пропагандистских целях.

IV Дума была последней (1912-1917).

По мере того, как росло понимание, что верховная власть не в состоянии решить социально-экономические и политические задачи, стоявшие перед страной, что Россия приближается к новой революции, партии думского большинства меняли свою парламентскую тактику, перехода от политики благожелательного нейтралитета и поддержки правительства к политике конфронтации с ним. Происходило усиление оппозиционных выступлений, как справа, так и слева. В этой ситуации создавались условия для ликвидации самодержавия путём «бескровной парламентской революции».

Созданный в IV Думе под руководством лидера кадетов Н.Н. Милюкова «прогрессивный блок» в сентябре 1915 года выступил с предложением сформировать новый состав министров, который бы учитывал мнение думского большинства. По сути, и царю предлагался почётный компромисс – за ним сохранялось право назначения министров.

Но изменений в государственной структуре не происходило.

14 декабря 1916 года П.Н. Милюков снова выступает, подчеркивая, что неуступчивость самодержавия фатальна, так как надвигается более грозная революция, чем в 1905 году.

В условиях нарастания политической нестабильности, в первые дни февральских революционных событий царь издаёт указ о роспуске «вышедшей из повиновения» IV Думы (25 февраля 1917 года).

В ночь на 28 февраля из революционно настроенных депутатов Думы был создан Временный комитет членов Государственной думы, которым по соглашению с Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов 2 марта 1917 года сформировано Временное правительство.

Одной из его функций являлась организация выборов Учредительного собрания – высшего органа народного представительства в новой демократической и парламентской республике России. Так завершилась деятельность первого российского парламента.


Депутаты Государственной Думы I созыва

Левые партии объявили бойкот выборов в связи с тем, что, по их мнению, никакого реального влияния на жизнь государства Дума иметь не могла. Бойкотировали выборы и крайне правые партии.

Выборы растянулись на несколько месяцев так, что к моменту начала работы Думы из 524 депутатов было избрано около 480.

Первая Государственная дума приступила к работе 27 апреля 1906 г. По своему составу Первая Государственная Дума оказалась, чуть ли не самым демократическим парламентом в мире. Основной партией в Первой Думе стала партия конституционных демократов (кадетов), представлявшая либеральный спектр российского общества. По партийной принадлежности депутаты распределились таким образом: кадетов - 176, октябристов (официальное название партии - «Союз 17 октября»; придерживалась правоцентристских политических воззрений и поддержала Манифест 17 октября) - 16, трудовиков (официальное название партии - «Трудовая группа»; левоцентристская) - 97, социал-демократов (меньшевиков) - 18. Беспартийные правые, близкие по политическим взглядам к кадетам, вскоре объединились в партию прогрессистов, в которую вошли 12 человек. Остальные партии были организованы по национальному признаку (польская, эстонская, литовская, латышская, украинская) и иногда объединялись в союз автономистов (около 70 человек). Беспартийных депутатов в Первой Думе насчитывалось около 100. Среди беспартийных депутатов были представители крайне радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Они не стали объединяться в отдельную фракцию, так как официально эсеры приняли участие в бойкоте выборов.

Председателем первой Государственной думы стал кадет С. А. Муромцев.

В первые же часы работы Дума показала свое крайне радикальное настроение. Правительством С. Ю. Витте не было подготовлено крупных законопроектов, которые должна была рассмотреть Дума. Предполагалось, что Дума сама будет заниматься законотворчеством и согласовывать рассматриваемые законопроекты с правительством.

Видя радикальность Думы, ее нежелание конструктивно работать, министр внутренних дел П. А. Столыпин настоял на ее роспуске. 9 июля 1906 г. был опубликован императорский манифест о роспуске Первой Государственной думы. В нем было объявлено и о проведении новых выборов.

180 депутатов, не признавших роспуска Думы, провели заседание в Выборге, на котором выработали воззвание к народу, призывавшее не платить налоги и не давать рекрутов. Это воззвание было нелегальным способом опубликовано, но не привело народ к неповиновению властям, на которое рассчитывали его авторы.

Депутаты Государственной Думы II созыва

В январе и феврале 1907 г. проходили выборы во вторую Государственную думу. Правила выборов не изменились по сравнению с выборами в первую Думу. Избирательная агитация была свободной лишь для правых партий. Исполнительная власть надеялась, что новый состав Думы будет готов к конструктивному сотрудничеству. Но, несмотря на спад революционных настроений в обществе, вторая Дума оказалась не менее оппозиционной, чем предыдущая. Таким образом, Вторая Дума была обречена еще до начала работы.

Левые партии отказались от тактики бойкота и в новой Думе получили значительную долю голосов. В частности, во вторую Думу прошли представители радикальной партии социалистов-революционеров (эсеров). Прошли в Думу и крайне правые партии. В новую Думу прошли представители центристской партии «Союз 17 октября» (октябристы). Большинство мест в Думе принадлежало трудовикам и кадетам.

Было избрано 518 депутатов. Кадеты, потеряв часть мандатов по сравнению с первой Думой, сохранили значительное число мест во второй. Во второй Думе в этой фракции состояло 98 человек. Значительную часть мандатов получили левые фракции: социал-демократы - 65, эсеры - 36, Партия народных социалистов - 16, трудовики - 104. Во второй Думе были представлены и фракции правого толка: октябристы - 32, фракция умеренно правых - 22. Во второй Думе существовали национальные фракции: польское коло (представительство Царства Польского) - 46, мусульманская фракция - 30. Представлена была казачья фракция, в которую входило 17 депутатов. Беспартийных во второй Думе было 52 депутата.

Вторая Государственная дума приступила к работе 20 февраля 1907 г. Председателем был избран кадет Ф. А. Головин. 6 марта в Государственной думе выступил председатель Совета министров П. А. Столыпин. Он объявил, что правительство намерено проводить крупномасштабные реформы с целью обращения России в правовое государство. На рассмотрение Думы был предложен ряд законопроектов. В целом Дума отрицательно отнеслась к предложениям правительства. Конструктивного диалога между правительством и Думой не было.

Поводом для роспуска второй Государственной думы послужило обвинение некоторых социал-демократов в сотрудничестве с боевыми рабочими дружинами. Первого июня правительство потребовало от Думы немедленного разрешения на их арест. Была сформирована Думская комиссия, рассматривавшая этот вопрос, но решение так и не было принято, так как в ночь на 3 июня был опубликован императорский манифест, объявлявший о роспуске второй Государственной думы. В нем говорилось: «Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй приступили многие из присланных от населения лиц к работе, а с явным стремлением увеличить смуту и способствовать разложению государства. Деятельность этих лиц в Государственной думе послужила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавший сплотиться достаточному числу членов ее, желавших работать на пользу родной земли».

В том же манифесте было объявлено об изменении закона о выборах в Государственную думу. Созыв новой Думы назначался на 1 ноября 1907 г.

Депутаты Государственной Думы III созыва

По новому закону о выборах существенно увеличивался размер землевладельческой курии, и уменьшались размеры крестьянской и рабочей курий. Таким образом, землевладельческая курия имела 49% от общего числа выборщиков, крестьянская курия - 22%, рабочая курия - 3%, городская курия - 26%. Городская курия разделялась на два разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия), имевший 15% от общего числа всех выборщиков, и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия), имевший 11%. Резко сокращались представительства национальных окраин империи. Например, от Польши теперь могло избираться 14 депутатов против 37, которых избирали ранее. В общей сложности число депутатов в Государственной думе сокращалось с 524 до 442.

Третья Государственная дума была гораздо лояльнее к правительству, чем ее предшественницы, что обеспечило ее политическое долголетие. Большинство мест в третьей Государственной думе получила партия октябристов, ставшая опорой правительства в парламенте. Значительное число мест получили и правые партии. Резко уменьшилось по сравнению с предыдущими Думами представительство кадетов и социал-демократов. Была сформирована партия прогрессистов, находящаяся по своим политическим взглядам между кадетами и октябристами.

По фракционной принадлежности депутаты распределились так: умеренно правые - 69, националисты - 26, правые - 49, октябристы - 148, прогрессисты - 25, кадеты - 53, социал-демократы - 19, трудовая партия - 13, мусульманская партия - 8, польское коло - 11, польско-литовско-белорусская группа - 7. В зависимости от предложенного законопроекта в Думе формировалось либо правооктябристское, либо кадетско-октябристское большинство. а время работы третьей Государственной думы сменились три ее председателя: Н. А. Хомяков (1 ноября 1907 г. - март 1910 г.), А. И. Гучков (март 1910-1911 г.), М. В. Родзянко (1911-1912 гг.).

Третья Государственная дума обладала меньшими полномочиями, чем ее предшественницы. Так, в 1909 г. из ведения Думы было изъято военное законодательство. Третья Дума больше всего времени уделяла аграрному и рабочему вопросам, а также вопросу об управлении на окраинах империи. Среди основных законопроектов, принятых Думой, можно привести законы о крестьянской частной собственности на землю, о страховании рабочих, о введении местного самоуправления в западных регионах империи.

Депутаты Государственной Думы IV созыва

Выборы в Четвертую Государственную думу проходили в сентябре-октябре 1912 г. Основным вопросом, обсуждавшимся в предвыборной кампании, был вопрос о конституции. Все партии, за исключением крайне правых, выступали в поддержку конституционного строя.

Большинство мест в Четвертой Государственной думе получили партия октябристов и правые партии. Сохранили влияние партии кадетов и прогрессистов. Незначительное число мест получили партии трудовиков и социал-демократов. По фракциям депутаты распределились следующим образом: правые - 64, русские националисты и умеренно правые - 88, октябристы - 99, прогрессисты - 47, кадеты - 57, польское коло - 9, польско-литовско-белорусская группа - 6, мусульманская группа - 6, трудовики - 14, социал-демократы - 4. Правительство, которое после убийства П. А. Столыпина в сентябре 1911 г. возглавил В. Н. Коковцев, могло опираться лишь на правые партии, так как октябристы в Четвертой Думе, так же, как и кадеты, вошли в легальную оппозицию. Четвертая Государственная дума приступила к работе 15 ноября 1912 г. Председателем был избран октябрист М. В. Родзянко.

Четвертая Дума требовала проведения существенных реформ, на которые правительство пойти не соглашалось. В 1914 г. после начала первой мировой войны оппозиционная волна временно спала. Но вскоре, после ряда поражений на фронте, Дума опять приняла резко оппозиционный характер. Противостояние Думы и правительства привело к государственному кризису.

В августе 1915 г. был сформирован прогрессивный блок, получивший большинство в Думе (236 из 422 мест). В него вошли октябристы, прогрессисты, кадеты, часть националистов. Формальным руководителем блока стал октябрист С. И. Щидловский, а фактически его возглавил кадет П. Н. Милюков. Основной целью блока было формирование «правительства народного доверия», в которое бы входили представители основных думских фракций и которое бы несло ответственность перед Думой, а не перед царем. Программа прогрессивного блока была поддержана многими дворянскими организациями и некоторыми членами царской семьи, но сам Николай II отказался даже от ее рассмотрения, считая невозможным замену правительства и проведение каких-либо реформ во время войны.

Четвертая Государственная дума просуществовала до Февральской революции и после 25 февраля 1917 г. больше официально не собиралась. Многие депутаты вошли во Временное правительство, а Дума продолжала собираться в частном порядке и давать советы правительству. 6 октября 1917 г. в связи с грядущими выборами в Учредительное собрание Временное правительство постановило распустить Думу.

Первая Государственная Дума с господствовавшей партией народной свободы, резко указывала правительству на ошибки последнего в делах государственного управления. Принимая во внимание, что второе место занимала во второй Думе оппозиция, в лице партии народной свободы, депутаты которой составляли около 20°/о, выходит, что вторая Дума являлась также враждебно настроенной к правительству.

Третья же Дума, благодаря закону 3 июня 1907 года, получилась уже иная. Преобладающими в ней явились октябристы, которые сделались правительственною партиею и заняли враждебное положение не только к социалистическим партиям, но и к оппозиционным, как партия народной свободы и прогрессисты. Объединившись с правыми и националистами, октябристы составили послушный правительству центр, состоящий из 277 депутатов, что доставляет почти 63% всех членов Думы, что способствовало принятию ряда законопроектов. Четвертая Дума обладала ярко выраженными флангами (левыми и правыми) при весьма умеренном центре (консерваторы), работа, которой осложнялась внутриполитическими событиями. Таким образом, рассмотрев ряд значительных факторов повлиявших на деятельность первого в истории России парламента, далее следует обратиться к законотворческому процессу, осуществлявшемуся в Государственной Думе.



Время работы

Партийно-политический состав

Руководство Государственной думы

Основные вопросы в направлении деятельности

I Государственная дума

Кадеты – 161; трудовики – 97; мирнообновленцы – 25; с.-д. – 17;

Партия демократических реформ – 14; прогрессисты – 12; беспартийные – 103; Партия союза автономистов: польское коло – 32; эстонская группа – 5; латышская группа – 6; группа западных окраин – 20; литовская группа – 7.

Всего: 499 депутатов

Председатель – С.А. Муромцев (кадет)

    Проблема создания «ответственного перед Государственной думой министерства»

    Центральный вопрос – аграрный

Все отклонено верховной властью, и Государственная дума была распущена

II Государственная дума

Трудовики – 104; кадеты – 98; с.-д. – 65; эсеры – 37; правые – 22; народные социалисты – 16; умеренные и октябристы – 32; Партия демократических реформ – 1; беспартийные – 50; национальные группы – 76; казачья группа – 17.

Всего: 518 депутатов

Председатель – А.Ф. Головин (кадет)

    Центральный вопрос – аграрный (проекты кадетов, трудовиков, с.-д.)

    Отказ поддержать столыпинские аграрные реформы

Распущена по указу царя от 3 июня 1907 г., после чего был введен в действие новый избирательный закон

III Государственная дума

Октябристы – 136; националисты – 90; правые – 51; кадеты – 53; прогрессисты и мирнообновленцы – 39; с.-д. – 19; трудовики – 13; беспартийные – 15; национальные группы – 26.

Всего: 442 депутата

Председатель – Н.А. Хомяков (октябрист, 1907-1910); А.И. Гучков (октябрист, 1910-1911); М.В. Родзянко (октябрист, 1911-1912)

    Утверждено аграрное законодательство по реформе Столыпина (1910)

    Принято рабочее законодательство

    Ограничена автономия Финляндии

IV Государственная дума

Октябристы – 98; националисты и умеренные правые – 88; группа центра – 33; правые – 65; кадеты – 52; прогрессисты – 48; с.-д. – 14; трудовики – 10; беспартийные – 7; национальные группы – 21.

Всего: 442 депутата

Председатель – М.В. Родзянко (октябрист, 1912-1917)

    Поддержка участия России в Первой мировой войне

    Создание в Думе т.н. «Прогрессивного блока» (1915) и его конфронтация с царем и правительством

Аграрная реформа п.А. Столыпина (1906-1911гг.)

Реформа надельного крестьянского землевладения. Цель – создание класса земельных собственников как социальной опоры самодержавия и противника революционных движений

«Сначала успокоение, потом реформа»

П.А. Столыпин

ДВИЖЕНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ ЗА УРАЛ В ПЕРИОД СТОЛЫПИНСКОЙ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ

террористические убийства в россии*. первая половина 1906г.

* Сотни людей стали жертвами террористов, называвших себя «борцами за свободу». Но ни один из актов террора не был осужден не только левыми партиями, но и кадетами.

ДУХОВЕНСТВО В РОССИИ

1912 г.

ЧИСЛО СТУДЕНТОВ ВУЗов

на 10 000 чел.

СТРАНЫ

1860 г.

1890 г.

1913 г.

РОССИЯ

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

ФРАНЦИЯ

АВСТРИЯ

ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

XIX – начало XX вв.

СТРАНЫ

1800 г.

1850 г.

1889 г.

1913 г.

РОССИЯ

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

ФРАНЦИЯ

АВСТРИЯ

Первая мировая война (1914-1918)

    Продолжительность – 1554 дня

    Число стран-участниц – 38

    Состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и еще 30 стран; Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария

    Число нейтральных государств – 17

    Число государств, на территории которых происходили боевые действия – 14

    Численность населения стран-участниц войны – 1050 млн чел (62% населения земли)

    Численность мобилизованных – 74 млн человек

    Численность погибших – 10 млн человек

основные причины первой мировой войны

    Стремление развитых стран к экспансии – территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социокультурному расширению

    Многовековое соперничество:

между Францией и Германией;

между Австро-Венгрией и Россией на Балканах;

между Россией и Германией в польском вопросе;

между Германией и Великобританией за гегемонию на морях и в колониях

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О ЧИСЛЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ И ЕЕ ПРОТИВНИКОВ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ К 1909 г . 1

Россия

Германия

Австро-Венгрия

Мирная численность армии (без моряков)

Численность населения

149 млн человек

Из него не отбывает воинской повинности

Численность мужского населения

78900 тыс. человек

% отношения армии мирного времени к населению вообще

Тоже к мужскому населению

% призывных, попадающих в армию в мирное время

% отношения унтер-офицеров к общему числу солдат

Из них сверхсрочных

Весьма незначительно

Весьма незначительно

Общее число солдат, состоящих в запасе

2316 тыс. человек

4610 тыс. человек

4000 тыс. человек

% всего мужского населения

Из них до 33 летнего возраста

2.200 тыс. человек

1700 тыс. человек

Мобилизационная готовность пехоты с артиллерией (в скобках готового резерва частей)

3-13 (7-18) дней без окраинных частей

3-6 (6-9) дней

5-8 (10-14) дней

Численность армии военного времени

3500 тыс. человек

В % мужского населения

Первая Государственная дума начала работу 27 апреля 1906 г. Она формировалась в соответствии с Манифестом от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положением о выборах в Государственную думу.

Согласно этим документам Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. Выборы про­ходили по трем куриям: уездных землевладельцев, городской и крестьянской. Из политических партий большинство мест получили кадеты. Также широко были представлены кресть­янские депутаты, объединившиеся во фракцию трудовиков.

Политическое противостояние Государственной думы и Государственного совета было предопределено самой россий­ской Конституцией, предоставившей этим органам одинако­вые законодательные права. Государственный совет, наполо­вину состоявший из высших чиновников, сдерживал либе­ральные настроения Государственной думы.

Не менее острыми были конфликты между Думой и пра­вительством. Так, при обсуждении аграрного вопроса прави­тельство возражало против экспроприации поместий и ут­верждало, что проекты кадетов и трудовиков дадут крестьянам небольшое увеличение земельных наделов, а разрушение по­мещичьих хозяйств причинит стране большие убытки. Прави­тельство также было против перехода от дуалистической мо­нархии к парламентарному строю.

В свою очередь, Дума отказывалась сотрудничать с прави­тельством и требовала его отставки.

Для преодоления возникших разногласий предлагалось сфор­мировать коалиционное правительство , в которое должны были войти лидеры думских фракций. Однако царское правительство пошло на роспуск Думы. Первая Государственная дума, прорабо­тав всего 72 дня, прекратила свое существование 8 июля 1906 г

Вторая Государственная дума начала работу 20 февраля 1907 г. Она избиралась на основании августовских Манифеста и Положения. Левые партии были представлены еще большим количеством депутатов, чем в первой Думе.

Премьер-министр П. А. Столыпин сообщил о мерах, при­нятых в период между первой и второй думами. Столыпин пытался наладить сотрудничество с Думой. Были изложены основные положения будущих реформ: крестьянское равно­правие, крестьянское землеустройство, реформа местного уп­равления и суда, легализация профсоюзов и экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная и финансо­вая реформы и др.

Думская оппозиция была критически настроена к предла­гаемым реформам. Проведение правительством законов на­талкивалось на жесткое сопротивление.

Правительство 2 июня 1907 г. разогнало Вторую Государ­ственную думу, которая просуществовала 102 дня. Поводом для ее роспуска стало дело о сближении думской фракции социал-демократов с военной организацией РСДРП, готовив­шей восстание в войсках.

Третья Государственная дума начала работу 1 ноября 1907 г. Выборы были проведены на основе нового избирательного закона - Положения о выборах, принятого 3 июня 1907 г.

Издание избирательного закона было проведено с нару­шением Манифеста 17 октября 1905 г. и Основных государст­венных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права вносить изменения в законы без одобрения Государственной думы и Государственного совета.

Изменив избирательный закон, правительство стремилось найти опору конституционного строя в земской общественной среде. Большинство мест в Думе получили октябристы - представители Союза 17 октября. Крайние правые и левые были представлены незначительным количеством депутатов. Такой состав Думы позволил провести ряд важнейших преоб­разований.

Были приняты: указ «О дополнении... закона, касающего­ся крестьянского землевладения и землепользования» от 9 ноября 1906 г., предоставивший крестьянам право закрепить свои участки общинной земли в личную собственность, закон

«Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» от 14 июня 1910 г., Положение о землеустройстве от 29 мая 1911 г., регулировавшее работу землеустроительных комиссий, законы о социальном страхо­вании рабочих и другие нормативные акты.

    сентябре 1911 г. глава правительства П. А. Столыпин был убит анархистом. июня 1912 г. истек срок полномочий Третьей Государст­ венной думы.

Выборы в Четвертую Государственную думу прошли 15 ноября 1912 г. в обстановке нового социально-политиче­ского кризиса. Председателем Думы был избран М. В. Родзянко.

Начало первой мировой войны обозначило политическое согласие Думы с правительством. Однако поражения русской армии привели к расколу этого единства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, программа которого требовала создать Министерство общественного доверия, про­вести ряд реформ и политическую амнистию. Оппозиция тре­бовала ухода в отставку правительства. В ответ на эти требо­вания производилась неоднократная смена кабинета минист­ров.

27 февраля 1917 г. императорским указом Государственная дума была распущена на перерыв, окончательно она была рас­пущена решением Временного правительства 6 октября 1917 г.

27 февраля депутаты Думы создали Временный комитет Государственной думы , на основе которого впоследствии было образовано Временное правительство .


В системе высших государственных органов начала XX века появилось представительное учреждение с законодательными полномочиями - Государственная дума. Так начался продолжительный (до падения самодержавия в 1917г.) период думской монархии.
Закон о выборах в Государственную думу (11 декабря 1905 г.) вводил четыре избирательных курии: землевладельцев (имущественный ценз 150 десятин), городских избирателей, крестьянскую и рабочую. Ни по одной курии не было прямых выборов. От землевладельцев избиралось 32%, от крестьян - 43%, от горожан - 22% и от рабочих - 3% депутатов Думы. Один голос помещика приравнивался к 3 голосам горожан, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. В выборах участвовали избиратели - мужчины, достигшие 25 лет, за исключением военных, учащихся, чинов полиции и губернской администрации, осужденных, «бродячих инородцев», лиц, исключенных из дворянских собраний или крестьянских обществ.
Дума избиралась на пятилетний срок, но император обладал правом ее досрочного роспуска с обязательным объявлением даты новых выборов. К предметам ведения Думы были отнесены рассмотрение законов и бюджета (за исключением статей о выплате государственного долга, расходах двора и «чрезвычайных кредитах»); надзор за Государственным контролем; утверждение уставов акционерных обществ; дела о постройке железных дорог за счет казны. Единственной формой контроля над деятельностью правительства со стороны парламента являлось право депутатского запроса в адрес кабинета в целом или любого министра.
Статья 7 «Основных законов Российской империи» (23 апреля 1906 г.) гласила, что император осуществляет законодательную власть «в единении с Государственным советом и Думой». Законопроекты, не принятые палатами парламента, считались отклоненными. При этом статья 87 сохраняла за императором право издавать законодательные акты во время думских каникул или в период между роспуском прежнего состава Думы и началом работы нового. Правда, оговаривалось, что такие указы не могут вносить изменения ни в «Основные законы», ни в учреждения Государственного совета и Государственной думы, ни в «Положение о выборах». Если же в течение двух месяцев после возобновления работы парламента данные меры не получали одобрения обеих палат, они теряли свою силу. На практике статья 87 о чрезвычайном законодательстве применялась очень часто.
Прерогативой императора согласно «Основным законам» оставались высшее государственное управление, руководство внешней политикой, объявление войны и заключение мира, верховное командование ВС, объявление местности на военном или исключительном положении, чеканка монеты, назначение и увольнение министров, помилование осужденных и общая амнистия.
Общее руководство деятельностью Государственной думы осуществляли председатель и его товарищи (заместители), избиравшиеся из числа депутатов сроком на один год. Члены думы распределялись по партийным группам - фракциям. Для предварительного рассмотрения законопроектов депутаты созывали постоянные и временные комиссии. На заседаниях Государственной думы могли присутствовать и выступать министры.

1 Государственная дума

Расстановка политических сил в первой Думе была следующая: 176 (36%) депутатов представляли кадеты, 102 (21%) - трудовики (большинство из которых были крестьянами), 100 (20%)) - беспартийные. Остальные партии имели незначительное представительство. Социал-демократы и социалисты-революционеры выборы бойкотировали.
Первая Дума начала свою работу с обращения к правительству, которое содержало следующие требования: введение всеобщего избирательного права, ответственное перед думой министерство, отмена смертной казни и снятие военного положения, решение аграрного и рабочего вопросов, равномерное распределение налогов, введение всеобщего бесплатного обучения; право Думы пересматривать законы, всеобщая политическая амнистия.
Этот документ явился отражением тактики депутатов от оппозиции, которые вошли в состав Думы с целью расширить ее полномочия и преобразовать ее в полноправный парламент. Правительство категорически отвергло данные требования, в ответ Дума объявила «вотум недоверия». Конфликт между законодательной и исполнительной властью быстро прогрессировал. 379 запросов депутатов в адрес правительства были отклонены. Проект аграрного закона, разрешавший выкуп арендуемой земли, стал поводом для роспуска Думы под предлогом превышения ею своих полномочий. Разогнав первую Думу, власть, тем не менее, не решилась на отказ от народного представительства вообще. Этого не позволяла ни внутренняя, ни внешняя обстановка.

2 Государственная дума

Вторая Государственная дума, начавшая свою работу 20 февраля 1907г., оказалась еще более радикальной по своему составу: кадеты потеряли 80 мест; народнические партии получили 157 мандатов (трудовики - 104; эсеры - 37 и народные социалисты - 16). Социал-демократов было избрано 65. Всего левые партии завоевали 42% мест.
В декларации Совета министров, оглашенной премьером П. А. Столыпиным в Думе 6 марта, говорилось о намерениях правительства внести на рассмотрение депутатов проекты о неприкосновенности личности и свободе вероисповедания, упразднении земских начальников и волостного суда, о бессословной самоуправляющейся волости, разрешении экономических стачек, государственном страховании рабочих и т.д. Одновременно правительство потребовало от Думы осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказалось это сделать. Более того, Дума 17 мая проголосовала против «незаконных действий» полиции. Конфликт вновь стал неизбежен.
Поводом для разгона II Государственной думы стало обвинение 55 членов социал-демократической фракции в подготовке военного переворота. 3 июля 1907 г. Николай II объявил о роспуске Думы и назначил созыв очередной III Думы на 1 ноября 1907г. Одновременно было объявлено о коренных изменениях в законе о выборах. Данная мера полностью противоречила «Основным законам», согласно которым любые изменения в «Положении о выборах» требовали предварительного согласия двух палат; фактически произошел ползучий государственный переворот. Недаром установившийся строй получил название «третьеиюньской монархии».
Новое положение о выборах резко изменило соотношение выборщиков в пользу помещиков и крупной буржуазии: возросло число выборщиков от землевладельческой курии (с 32% до 50%); сократилось от крестьянской (с 43% до 22%); городская курия была разделена на две: в первую входили «цензовые элементы», то есть владельцы недвижимости, избиравшие более половины выборщиков. Существенно сократилось представительство окраин - Польши, Кавказа, Средней Азии. Европейская Россия избирала 403 члена думы, азиатская - 15.
Страна, уставшая от 2,5 лет беспорядков, не прореагировала на принятие нового закона о выборах. При этом 1907 г. не был возвратом к 1904 г. По словам Витте, «революция в умах совершилась», и сила ее превосходила силу существующего режима. Либералы, возглавившие поначалу оппозиционные силы, не смогли реализовать концепцию мирного перехода к конституционной демократии. Не обладая реальной властью, либералы вместе с тем составляли большинство в обеих Думах и в короткие сроки потеряли доверие значительной части избирателей. Народное движение все больше подпадало под влияние радикальных идей.

3 Государственная дума

Проведенная летом и осенью 1907 г. избирательная компания дала ожидаемые правительством результаты. Бесспорным лидером в новой Думе стала партия октябристов; представительство кадетов и левых партий значительно сократилось. Власть получила лояльную Думу.
Новый расклад сил в Думе дал возможность образовывать два большинства: правооктябристское (283 человека) и октябристско-кадетское (225 человек). Таким образом, заработал «октябристский маятник»: для принятия реакционного законопроекта, октябристы блокировались с правыми и националистами. Когда же обсуждался реформаторский законопроект, сторонниками которого были члены этой фракции, октябристы становились временными союзниками кадетов.
Третья Государственная дума считала своими основными задачами укрепление расшатанной неудачной русско-японской войной оборонной мощи страны, восстановление внутреннего порядка и законности во всех сферах жизни. Дума поддержала курс «просвещенного авторитаризма» премьера П.А. Столыпина.
Третья Дума единственная отработала отведенный ей по закону политический срок - с 1 ноября 1907 г. по 9 июля 1912 г. За это время ей было принято свыше двух тысяч законопроектов, в том числе аграрные законы Столыпина, существенно увеличены ассигнования на народное образование, поддержаны меры по реорганизации армии и флота.

4 Государственная дума

По своему составу она ненамного отличалась от своей предшественницы. Снова, как и в III думе, сложилось два большинства: правооктябристское (286 депутатов) и октябристско-кадетское (+ националисты) - 229 депутатов.
В декабре 1912 г. IV Дума приняла формулу, призывавшую правительство реализовать на практике положения Манифеста 17 октября 1905 г. Фракция кадетов внесла в Думу пакет законопроектов - о свободе совести, печати, союзах, о неприкосновенности личности, о введении всеобщего избирательного права. При этом и данные попытки парламента добиться политической модернизации страны не увенчались успехом: помешали некомпетентность властей, их неготовность к реформам, а также начавшаяся первая мировая война.
Начало войны было встречено демонстрацией единения большинства думы с правительством. Трудности военного времени и поражения российской армии вскоре привели к расколу. Летом 1915 г. в парламенте прозвучала резкая критика действий правительства. Оппозиционный «Прогрессивный блок», созданный по инициативе кадетов, собрал вскоре до трех четвертей депутатов. Программа блока требовала создания ответственного перед Думой Министерства общественного доверия, проведения политической амнистии, прекращения всякой религиозной дискриминации, подготовки закона об автономии Польши, осуществления политики умиротворения в финском вопросе, пересмотра законов 1890 и 1892 гг. о земствах и думах и т.д.
Николай II ответил приказом закрыть сессию 16 сентября 1915 г., не назначив в нарушение «Основных законов» даты ее следующего созыва. В начале 1916 г. Николай II предпринял некоторые шаги к примирению с Думой: сместил с поста премьера И. Л. Горемыкина, а в начале февраля сам явился на заседание Думы и произнес краткую речь. Успешное наступление на фронте (Брусиловский прорыв) позволило достаточно мирно завершить сессию Думы. При этом осенью 1916 г., когда Дума собралась вновь, в стране сложилась критическая обстановка. В нашумевшей речи П. В. Милюкова действия правительства были названы «либо глупостью, либо изменой».
В начале 1917 г. всеобщее недовольство действиями власти привело к революционному взрыву в столице империи - Петрограде. Это было началом февральской революции. Одним из последних стал императорский указ от 27 февраля 1917 г. о перерыве заседаний Думы. Оппозиционные депутаты создали Временный комитет Государственной думы, на основе которого через несколько дней было сформировано Временное правительство.

Лекция, реферат. Создание и деятельность Государственной думы - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные