Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Вначале определим, что понимается под качеством окружающей среды. Качество окружающей среды – это состояние окружающей среды по физическим, химическим, биологическим и иным показателям или по их совокупности.

Нормативы качества окружающей среды – это нормативы состояния окружающей среды по физическим, химическим, биологическим и иным показателям, при соблюдении которых обеспечивается благоприятная, здоровая окружающая среда.

Разработка, введение и применение экологических нормативов, в том числе нормативов качества окружающей среды, – явление сложное и включает в себя:

· проведение научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов;

· проведение экспертизы проектов, выводы которой допускают введение данного вида нормативов;

· установление оснований разработки или пересмотра экологических нормативов;

· осуществление контроля за применением и соблюдением нормативов;

· формирование и ведение единой информационной базы данных;

· оценка и прогнозирование экономических, социальных, экологических и иных последствий применения экологических нормативов.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных химических, физических, биологических и иных веществ в окружающей среде (атмосфере, воде, почве и др.). ПДК – научно обоснованная мера сочетания экологических требований общества к качеству окружающей среды и возможностей природопользователей соблюдать их в хозяйственной деятельности. В основе экологических требований к ПДК вредных веществ в окружающей среде лежат медицинский (гигиенический) показатель (пороговый уровень угрозы здоровью человека и его генетическим программам) и экологический показатель (пороговый уровень угрозы состоянию окружающей среды). Но при этом учитываются и возможности научно-технические, технологические, экономические и др. То есть требования ПДК должны быть выполнимыми.

Нормативы качества окружающей среды являются едиными на всей территории России. Но при их установлении учитываются природные особенности территории (акватории), назначение объекта природы и т.д. С учетом этих факторов для отдельных территорий (акваторий) могут быть установлены свои, более жесткие нормативы. Это, например, особо охраняемые природные территории (заповедники), оз. Байкал, источники питьевого водоснабжения и т.д.

Гигиенические нормативы качества окружающей среды утверждаются Главным санитарным врачом РФ. В качестве примера можно назвать «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», утвержденные 17.10.2003 года.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду

Цель их установления: предотвратить негативное воздействие на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности юридических и физических лиц. Предусмотрены следующие нормативы воздействия на окружающую среду (ст. 22 ФЗоООС):

· нормативы допустимых выбросов и сбросов в окружающую среду вредных веществ и микроорганизмов;

· нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

· нормативы вредных физических воздействий на окружающую среду (количество тепла, уровень шума; вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);

· нормативы допустимого изъятия компонентов природных ресурсов;

· нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;

· нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством СРФ в целях охраны окружающей среды.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду так же, как и нормативы качества окружающей среды, устанавливаются с учетом природных особенностей соответствующей территории (акватории).

Рассмотрим отдельные виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.


4.5.4. Нормативы допустимых выбросов
и сбросов вредных веществ и микроорганизмов

В целях соблюдения уровня ПДК вредных веществ в окружающей среде, то есть сохранения качества окружающей среды, устанавливаются нормативы воздействия на нее в виде предельно допустимых выбросов вредных веществ (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) вредных веществ в водные объекты. Под выбросами понимается поступление вредных веществ в атмосферный воздух, а сбросами – в водные объекты.

ПДВ и ПДС устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду исходя из нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.

Технологический (технический) норматив допустимых выбросов и сбросов вредных веществ и микроорганизмов в окружающую среду устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, а также технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду в расчете на единицу выпускаемой продукции.

Технологический норматив массу выбрасываемых в окружающую среду вредных веществ определяет исходя из количества выпускаемой продукции источником загрязнения. Больше продукции – больше выбросов и сбросов и наоборот.

Но при этом выбросы в пределах технологических нормативов не должны приводить к превышению ПДК вредных веществ на соответствующей территории (акватории). Иначе это будет разрешение на загрязнение окружающей среды.

ПДВ разрабатываются и утверждаются отделом по контролю и надзору за охраной атмосферного воздуха ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору, а ПДС – ФА водных ресурсов МПР РФ. Эти же органы утверждают технологические (технические) нормативы.

Для того, чтобы качество окружающей среды на конкретно определенной территории (акватории) сохранить на заданном ПДК уровне, ПДВ и ПДС вредных веществ со всех стационарных, передвижных и иных источников в окружающую среду данной территории в совокупности не должны привести к превышению ПДК этих веществ.

В атмосферном воздухе поселения среднесуточное содержание фреона-14 не должно превышать 20 мг/м 3 . Допустим, в г. Барнауле три предприятия выбрасывают это вещество. Их совокупный выброс фреона-14 не должен превышать 20 мг/м 3 . С учетом этого для каждого предприятия устанавливается «своя» норма ПДВ фреона-14.

Это несложное правило распространяется на все вещества, выбрасываемые в атмосферный воздух и сбрасываемые в водоемы.

Лимиты на выбросы и сбросы

ПДВ и ПДС устанавливаются для тех предприятий и организаций – источников загрязнения, которые функционируют относительно стабильно и имеют экономические, технологические и финансовые возможности соблюдать их. На тех предприятиях и организациях, где такой возможности нет в силу объективных причин (экономическая слабость, устаревшее оборудование и технология и т.п.), закон допускает возможность установления так называемых лимитов на выбросы и сбросы.

Лимиты допускают более высокий уровень выбросов и сбросов по сравнению с предельно допустимыми, но лишь на определенный период, в течение которого на предприятии выбросы и сбросы должны быть доведены до нормативов за счет внедрения новой технологии, техники и т.п.

Выбросы и сбросы вредных веществ со всех источников загрязнения допускаются на основании разрешений, выдаваемых региональными органами управления атмосферным воздухом и водными ресурсами.

При отсутствии разрешений, а также при нарушении предусмотренных в разрешении условий, выбросы и сбросы могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в судебном порядке по инициативе органов давших разрешение.

4.5.6. Нормативы допустимых физических
воздействий на окружающую среду

К физическим воздействиям на окружающую среду относятся шум, вибрация, электрические и магнитные поля, радиационное излучение и ряд других.

Нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду – это нормативы, которые установлены в соответствии с уровнями допустимого воздействия физических факторов на окружающую среду и при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества и благоприятное состояние окружающей среды для здоровья человека, для сохранения многообразия растительного и животного мира.

Для оценки окружающей среды используются различные виды мониторинга. Это позволяет определить качество не только отдельных экосистем, но и биосферы в целом, а именно природной среды. Для этого исследуется состояние различных оболочек земли по показателям изменения обменных процессов между людьми и природой, воспроизводство жизни на планете и самоочищение среды от всевозможных загрязнений. Все это осуществляется в рамках природных циклов.

Нормативные качества природной среды

Для того чтобы исследовать состояние окружающей среды, нужно разработать определенные юридические и технические нормы качества, научные нормативы, согласно которых установлены определенные допустимые показатели, согласно которым люди воздействуют на экологию и среду обитания в целом. Для этих нормативов в РФ предъявляются следующие требования:

  • сбережение генетического фонда;
  • безопасность окружающей среды для людей;
  • рациональное использование природных ресурсов;
  • антропогенная деятельность в рамках экологической безопасности.

Все эти требования позволяют населению проводить экономическую деятельность, минимизировав разрушение и загрязнение экологии. В результате нормативные качества – это своеобразный компромисс между людьми и природой. Они не обладают юридической силой в полной мере, но обязательны к применению и соблюдению. Выпускаются технико-экономические нормы качества природной среды в виде рекомендаций, которые особенно используются в различных учреждениях, министерствах, на промышленных объектах, в научных и лабораторных организациях. Для них нормативы качества среды являются обязательными к соблюдению.

Виды нормативных качеств природы

Все нормативы и качества среды обитания можно разделить на такие группы:

  • производственные и хозяйственные – регулируют деятельность различных предприятий, чтобы снизить их влияние на экологию;
  • комплексные – должны соблюдаться на всех уровнях деятельности населения;
  • санитарно-гигиенические – регулируют допустимое количество вредных веществ, попавших в биосферу, и уровень физического воздействия.

Таким образом, качество среды и состояние земной биосферы регулируется специальными нормативами. Несмотря на то, что они не имеют значительной юридической силы, тем не менее, обязаны соблюдаться различными предприятиями и организациями, чтобы не допустить чрезмерного антропогенного влияния на природу.

Данные нормативы условно подразделяются на три группы:

Санитарно-гигиенические;

Производственно-хозяйственные;

Комплексные.

Они обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными организациями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

а) санитарно-гигиенические нормативы качества

Санитарно-гигиенические нормативы качества окружающей среды – это нормы содержания загрязняющих веществ в окружающей среде, не оказывающие вредного влияния на здоровье человека и обеспечивающие здоровую эпидемиологическую обстановку. Они не связаны с конкретными источниками вредного воздействия и не регулируют их поведение. К ним относятся: предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ (ПДК – предельно допустимое содержание загрязняющего вещества в единице объема), предельно допустимые уровни воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания.

Предельно допустимые концентрации вредных веществ. Нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих атмосферный воздух, воды, почвы, устанавливаются для оценки состояния окружающей природной среды в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. В настоящее время разработаны и утверждены многочисленные нормы ПДК вредных веществ для водных объектов, атмосферного воздуха, почвы.

По атмосферному воздуху установлены ПДК для 479 загрязнителей. Причем по каждому вредному веществу действуют два норматива – максимально разовая ПДК, направленная на предупреждение рефлекторных реакций человека, которые могут возникнуть при кратковременном воздействии, и среднесуточная ПДК – на предупреждение влияния, возникающего при длительном поступлении вредного вещества в организм. Нормативы ПДК вредных веществ в водных объектах установлены для 192 загрязнителей, в почве – для 109.

Кроме санитарно бытовых норм ПДК для объектов окружающей среды действуют специальные нормы ПДК для рыбохозяйственных водоемов, нормы по чистоте атмосферного воздуха для лесной растительности, нормы для поверхностных вод, используемых в сельскохозяйственных целях.

Нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. Указанные нормативы устанавливают ПДУ шума, вибрации, неионизирующих излучений, обеспечивающем сохранение здоровья, трудоспособности людей, охрану растительного и животного мира, благоприятную для жизни окружающих природную среду.

Нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия. Они устанавливают предельно допустимые безопасные для здоровья и генетического фонда человека уровни содержания радиоактивных веществ в окружающей природной среде и продуктах питания.

Нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Данная группа нормативов устанавливается путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии;

б) производственно-хозяйственные нормативы качества

Производственно-хозяйственные нормативы качества устанавливают ограничения к источникам, оказывающим вредное воздействие на окружающую природную среду. К этой группе могут быть отнесены: технологические, строительные, градостроительные нормы и правила. Основными из них являются: предельно допустимые выбросы (ПДВ) и предельно допустимые сбросы (ПДС) вредных веществ, а также нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве.

Законом РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов – это ограничения выбросов и сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, установленные на период проведения мероприятий по охране окружающей среды, в том числе внедрения наилучших существующих технологий, в целях достижения нормативов в области охраны окружающей среды.

Нормативы ПДВ и ПДС вредных веществ. Устанавливаются, согласно ст. 23 Закона РФ «Об охране окружающей среды», с учетом производственных мощностей объекта, данных о наличии мутагенного эффекта, иных вредных последствий по каждому источнику загрязнения.

ПДВ (ПДС) рассчитываются по каждому источнику выбросов (сбросов) вредных веществ с учетом ПДК и ассимиляционной емкости экосистемы, в которой расположен объект, производящий выбросы (сбросы). Они отражают предельные количественные величины загрязняющих веществ, которые разрешается выбрасывать в единицу времени из конкретного источника, а также лимиты – временно согласованные выбросы (сбросы) – для тех источников загрязнения, которые без совершенствования технологии не смогут выполнить нормативы ПДВ (ПДС).

Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве. Предельно допустимые нормы применения минеральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и др. в сельском хозяйстве устанавливаются в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, сохранение генетического фонда человека, растительного и животного мира.

Нормы расхода ядохимикатов приведены в списке химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками, разрешенными для применения в сельском хозяйстве;

в) комплексные нормативы качества

Комплексные нормативы качества устанавливают ограничения экологических нагрузок на экосистемы. К ним относятся предельно допустимые нормы (ПДН) нагрузки на окружающую среду, нормативы санитарных и защитных зон.

Предельно допустимые нормы нагрузки на окружающую природную среду. Они устанавливаются при формировании территориально-производственных комплексов, развитии промышленности, сельского хозяйства, строительстве и реконструкции городов, других населенных пунктов с учетом потенциальных возможностей экосистем к самовосстановлению, необходимости рационального использования территориальных и природных ресурсов с целью обеспечения наиболее благоприятных условий жизни населения, недопущения разрушения естественных экосистем и необратимых изменений в окружающей природной среде.

Различают отраслевые и региональные ПДН. Отраслевые ПДН регламентируют предельно допустимые нагрузки применительно к отдельным видам природных ресурсов, например оптимальное число посетителей соснового бора в единицу времени, предельное число домашнего скота на единицу пастбищных угодий. Региональные ПДН ограничивают воздействие антропогенных факторов на экосистему в целом, например, разработаны нормы допустимых воздействий на экосистему оз. Байкал, которые включают ограничения по использованию водных ресурсов, окружающих лесов, рыбных запасов и т. д.

Нормативы санитарных и защитных зон устанавливаются для охраны водоемов и иных источников водоснабжения, курортных, лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнения и иных вредных воздействий.

Санитарные и защитные зоны – это часть земельного и водного пространства, поделенного, как правило, на три пояса, в пределах которых устанавливаются особые режимы их использования. В первом поясе находится источник водоснабжения. В нем запрещается проживание, строительство и нахождение лиц, не связанных с работой на водопроводных сооружениях. Во втором поясе, охватывающем территорию, непосредственно окружающую источник водоснабжения и его притоки, запрещается такое ее использование, которое может вызвать качественное и количественное ухудшение источника водоснабжения. Ограниченная хозяйственная деятельность в этом поясе регламентируется органами санитарно-эпидемиологического надзора. Третий пояс включает территорию, неблагополучное состояние которой может вызвать распространение инфекционных заболеваний через водопровод.

Нормативы качества (санитарно-гигиенические):

  • - предельно допустимая концентрация (ПДК) вредных веществ;
  • -предельно допустимый уровень (ПДУ) вредных физических воздействий: радиации, шума, вибрации, магнитных полей и др.

Нормативы воздействия (производственно-хозяйственные):

  • - предельно допустимый выброс (ПДВ) вредных веществ;
  • - предельно допустимый сброс (ПДС) вредных веществ.

Комплексные нормативы:

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду.

Функции нормативов качества окружающей среды:

  • 1. устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду;
  • 2. служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам;
  • 3. служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды;
  • 4. учитываются при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов;

Предельно допустимая концентрация (количество) (ПДК) - количество загрязняющего вещества в окружающей среде (почве, воздухе, воде, продуктах питания), которое при постоянном или временном воздействии на человека не влияет на его здоровье и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства. ПДК рассчитывают на единицу объема (для воздуха, воды), массы (для почвы, пищевых продуктов) или поверхности (для кожи работающих). ПДК устанавливают на основании комплексных исследований. При ее определении учитывают степень влияния загрязняющих веществ не только на здоровье человека, но и на животных, растения, микроорганизмы, а также на природные сообщества в целом.

В настоящее время в нашей стране действуют более 1800 ПДК вредных химических веществ для водоемов, более 400 для атмосферного воздуха и более 140 для почв.

Предельно допустимая концентрация вредного вещества в воздухе рабочей зоны (ПДКрз) - это максимальная концентрация, которая при ежедневной (кроме выходных дней) работе в течение 8 часов или при другой продолжительности, но не более 41 часа в неделю, на протяжении всего рабочего стажа не должна вызывать заболевания или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования, в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколений. Рабочей зоной следует считать пространство высотой до 2 м над уровнем пола или площади, на которой находятся места постоянного или временного пребывания рабочих.

Предельно допустимая концентрация максимально разовая (ПДКмр) - это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, не вызывающая при вдыхании в течение 20 минут рефлекторных (в том числе, субсенсорных) реакций в организме человека (ощущение запаха, изменение световой чувствительности глаз и др.).

Предельно допустимая концентрация среднесуточная (ПДКсс) - это максимальная концентрация вредного вещества в воздухе населенных мест, которая не должна оказывать на человека прямого или косвенного воздействия при неограниченно долгом (годы) вдыхании.

Предельно допустимая концентрация вод водоема хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования (ПДКв) - это максимальная концентрация вредного вещества в воде, которая не должна оказывать прямого или косвенного влияния на организм человека в течение всей его жизни и на здоровье последующих поколений, и не должна ухудшать гигиенические условия водопользования.

При нормировании качества почвы используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в пахотном слое почвы. Предельно допустимая концентрация в пахотном слое почвы (ПДКп) - это максимальная концентрация вредного вещества в верхнем, пахотном слое почвы, которая не должна оказывать прямого или косвенного отрицательного влияния на здоровье человека, плодородие почвы, ее самоочищающую способность, соприкасающиеся с ней среды и не приводящее к накоплению вредных веществ в сельскохозяйственных культурах.

При нормировании качества продуктов питания используют такой показатель, как ПДК вредного вещества в продуктах питания. Предельно допустимая концентрация (допустимое остаточное количество) вредного вещества в продуктах питания (ПДКпр) - это максимальная концентрация вредного вещества в продуктах питания, которая в течение неограниченно продолжительного времени (при ежедневном воздействии) не вызывает заболеваний или отклонений в состоянии здоровья человека.

Предельно допустимый уровень (ПДУ) - это максимальный уровень воздействия радиации, шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, который не представляет опасности для здоровья человека, состояния животных, растений, их генетического фонда. ПДУ - это по сути то же, что ПДК, но для физических воздействий.

Существуют случаи, когда ПДК или ПДУ находятся только на стадии разработки. Тогда используют такие показатели, как ОДК - ориентировочно допустимая концентрация, или ОДУ - ориентировочно допустимый уровень.

Необходимо отметить, что существует несколько подходов к нормированию загрязнения окружающей среды. Во-первых, можно нормировать содержание загрязняющих веществ в объектах окружающей среды, с другой стороны, - степень изменения окружающей среды в результате ее загрязнения. В последнее время все чаще обращают внимание на недостатки первого подхода, в частности, применения ПДК для почв. Однако подход к нормированию качества среды по показателям ее трансформации практически не развит. Поэтому, наиболее оптимальным вариантом является использование сочетания двух подходов.

Предельно допустимый выброс (ПДВ) или сброс (ПДС) - это максимальное количество загрязняющих веществ, которое в единицу времени разрешается данному конкретному предприятию выбрасывать в атмосферу или сбрасывать в водоем, не вызывая при этом превышения в них предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и неблагоприятных экологических последствий.

Если в воздухе или воде населенных пунктов, где расположены предприятия, концентрации вредных веществ превышают ПДК, то по объективным причинам значения ПДВ и ПДС не могут быть достигнуты. Для таких предприятий устанавливаются значения временно согласованных выбросов вредных веществ (ВСВ) и временно согласованных сбросов вредных веществ (ВСВ) соответственно, и вводится поэтапное снижение показателей выбросов и сбросов вредных веществ до значений, которые обеспечивают соблюдение ПДВ и ПДС.

В настоящее время в России на нормативах ПДВ работают лишь 15-20% загрязняющих производств, на ВСВ - 40-50%, а остальные загрязняют среду на основе лимитных выбросов и сбросов, которые определяют по фактическому выбросу на определенном отрезке времени.

Комплексным показателем качества окружающей среды является предельно допустимая экологическая нагрузка.

Предельно допустимая экологическая (антропогенная) нагрузка на окружающую среду - это максимальная интенсивность антропогенного воздействия на окружающую среду, не приводящая к нарушению устойчивости экологических систем (или, иными словами, к выходу экосистемы за пределы экологической емкости).

Потенциальная способность природной среды перенести ту или иную антропогенную нагрузку без нарушения основных функций экосистем определяется как емкость природной среды, или экологическая емкость территории. Устойчивость экосистем к антропогенным воздействиям зависит от следующих показателей: 1) запасы живого и мертвого органического вещества; 2) эффективность образования органического вещества или продукции растительного покрова и 3) видовое и структурное разнообразие. Чем они выше, тем устойчивее экосистема.

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Нормативы и методы их определения утверждаются природоохранными органами и органами санитарно-эпидемиологического надзора. Однако наука и производство не стоит на месте, а постоянно расширяется и совершенствуется и при разработке новых нормативов используются наработки международных исследований и экологические мировые стандарты.

При нарушении нормативов качества могут быть ограничены, приостановлены, прекращены выбросы, сбросы и иные вредные воздействия. Предписание об этом дают государственные органы в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

По действующему экологическому законодательству нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее.

Нормативы качества окружающей среды выполняют ряд функций. Они прежде всего устанавливают предельные величины вредных химических, физических и биологических воздействий на природную среду.

Такие нормативы служат также для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам. Установленные в соответствии с требованиями законодательства нормативы качества окружающей среды служат одним из юридических критериев для определения ее благоприятного состояния. На практике это важно иметь в виду в случае необходимости, к примеру, защиты права граждан на благоприятную окружающую среду. Состояние вод, почв, атмосферного воздуха, соответствующее нормативам качества, т.е. благоприятное, свидетельствует либо об отсутствии антропогенной нагрузки на природу, либо о высокой эффективности действия механизма по охране окружающей среды. И наоборот. Нормативы качества окружающей среды учитываются также при оценке воздействия планируемой хозяйственной деятельности, реализация которой будет связана с отрицательным воздействием на природу, при развитии городов и иных населенных пунктов. Соблюдение этих нормативов и других экологических требований, когда разрабатываются природоохранные меры при проектировании предприятий и иных объектов, может рассматриваться как критерий экологической обоснованности соответствующих проектных решений.

Рассматриваемые нормативы качества образуют основу для регулирования охраны окружающей среды от химических, физических и биологических воздействий на природную среду отдельными источниками - предприятиями, транспортными средствами и т.п. При установлении этих нормативов и с экономической, и с экологической точек зрения важно исходить из их научной обоснованности. Соблюдение завышенных даже на мизерные доли нормативов оборачивается для государства огромными финансовыми и материальными затратами. В то же время занижение их сопряжено с риском причинения ущерба здоровью людей и окружающей среде.

Поэтому в законодательстве определены юридические критерии, с учетом и на основе которых устанавливаются нормативы качества окружающей среды. Под критериями в данном случае понимаются те общественные интересы, которые учитываются при разработке нормативов. Они выражены, к примеру, в ст. 26 Закона "Об охране окружающей природной среды", согласно которой нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ устанавливаются в интересах охраны здоровья человека, сохранения генетического фонда, охраны растительного и животного мира. Это означает, что нормативы ПДК соответствующих вредных веществ должны быть определены на уровне, исключающем причинение вреда здоровью человека, растительному и животному миру. Государственные природоохранительные органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов, должны выполнять данное правило. загрязнение качество природоохранный

В природоресурсном законодательстве критерии нормирования устанавливаются применительно к отдельным охраняемым природным ресурсам. Так, критерии нормирования допустимого загрязнения водоемов даны в приложениях к Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами от 16 мая 1974 г. В самих Правилах критерий загрязненности рассматривается как ухудшение качества вод вследствие изменения их органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб, кормовых и промысловых организмов - в зависимости от вида водопользования, а также повышение температуры воды, изменяющей условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Правила определяют общие требования к составу и свойствам воды объектов, используемых для хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования и рыбохозяйственных целей. С учетом этих требований осуществляется нормирование и оценка таких показателей, как взвешенные вещества, плавающие примеси, запахи, привкусы, окраска, температура, реакция на рН (кислотность), минеральный состав, наличие растворенного кислорода, биохимическая потребность в кислороде, возбудители заболеваний, ядовитые вещества.

В законодательстве сформулированы общие принципы нормирования допустимого отрицательного воздействия на окружающую среду. В соответствии с Законом "Об охране атмосферного воздуха" они заключаются в том, что вредные воздействия на воздух, для которых не существует соответствующих нормативов, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными на то государственными органами на определенный срок, в течение которого должен быть установлен соответствующий норматив.

В научной и учебной литературе по охране окружающей среды можно встретить суждение о том, что нормативы ПДК вредных веществ являются санитарно-гигиеническими. Действительно, ранее, когда охрана природы от загрязнения рассматривалась как санитарная проблема и нормативы ПДК разрабатывались лишь с учетом интересов охраны здоровья человека от вредного воздействия загрязненного атмосферного воздуха или воды, такие нормативы были санитарно-гигиеническими. С тех же пор, когда при разработке нормативов ПДК стала предусматриваться и необходимость охраны других живых объектов природы, они стали экологическими. Так, применительно к охране атмосферного воздуха они стали таковыми с принятием в 1980 г. Закона СССР "Об охране атмосферного воздуха".

В соответствии с природоохранным законодательством нормативы качества окружающей среды являются едиными для всей территории России. Одновременно допускается с учетом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, курортных и рекреационных территорий) установление более строгих нормативов ПДК. Потребность в дифференциации нормативов качества окружающей среды возникает также в связи с наличием на территории России различных природных и климатических зон и соответственно с различной реакцией растительных и животных организмов на однотипные воздействия.

К настоящему времени установлен значительный массив нормативов ПДК вредных веществ в окружающей среде и ориентировочно-безопасных уровней воздействия (ОБУВ): для атмосферного воздуха - ПДК более 500 вредных веществ и ОБУВ более 1100 веществ; для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения - ПДК более 1600 вредных веществ и ОБУВ более 200 веществ; для почв - более 100 ПДК вредных веществ и около 70 ориентировочно допустимых концентраций. Законами не предусмотрено установление ОБУВ, хотя их полезность для практики несомненна: как и нормативы, они используются при проектировании и экологической экспертизе проектов строительства новых и реконструкции действующих предприятий, а также для экологического мониторинга.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные