Люди управляют риском уже около четырех тысячелетий. Известно, что примерно 3900 лет назад в древней Месопотамии уже проводилось страхование имущества. В своде законов царя Хамураппи, датируемым 1950 г. до нашей эры, были записаны правила выдачи ссуд под залог корабля, которые предусматривали страховой риск и выплату соответствующей суммы в случае гибели судна и потери его груза. Этот вид страхования был развит позже в Древней Греции. Первый страховой полис, страховавший человеческую жизнь, появился много позже -- в 1583 г. в Англии.
Первым законодательным актом, нацеленным на снижение экологического риска, можно считать указ английского короля Эдуарда I, подписанный им более семисот лет назад, в 1285 г. Этот указ запрещал сжигать в печах, служивших для обжига и сушки кирпича, так называемый “мягкий” уголь, в котором много загрязняющих воздух примесей (Ваганов, 2001).
С целью предотвращения или уменьшения риска разрабатываются многочисленные и разнообразные документы, сферы действия которых могут ограничиваться каким-нибудь одним предприятием, а могут распространяться и на всю страну. К таким документам относятся законодательные акты и нормативы, направленные на охрану здоровья, улучшение условий труда, снижение загрязнения среды обитания, обеспечение безопасности на дорогах, стандартизацию качества продаваемых товаров и т.д. Всем известная надпись на сигаретных пачках «Минздрав предупреждает: курение опасно для вашего здоровья» представляет собой пример простейшей меры по снижению риска.
В последние годы определилась тенденция регулировать экологический риск законодательным путем, причем на самых высоких уровнях. Так, в 1995 г. Конгресс США постановил, чтобы все будущие законодательные акты в области здравоохранения и экологической безопасности основывались на таких научных данных, которые, во-первых, содержат оценки соответствующих рисков, и в которых, во-вторых, сочетаются эффективные меры снижения рисков с лежащими в разумных пределах затратами (Kunreuther, 1996)
Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий (www.risk24.ru).
Управление экологическими рисками промышленного предприятия должно осуществляться в рамках системы экологического менеджмента на стадиях планирования, организации и реализации экологических действий и мероприятий, способствуя оптимизации принимаемых управленческих решений.
Объективной основой для построения системы управления экологическими рисками на предприятии является концепция приемлемого риска. В основу содержания данной концепции входят три разновременных уровня экологического риска:
Основные положения концепции приемлемого риска можно представить следующим образом:
Таким образом, управление экологическим риском промышленного предприятия - это балансирование между уровнем возможных потерь и потенциальной выгодой от реализации экологически рискового хозяйственного решения с помощью применения разнообразных способов воздействия на уровень экологического риска (conf.bstu.ru).
Использование в законодательстве параметров риска требует точного количественного определения двух важнейших понятий -- максимально допустимого риска и пренебрежимо малого (безусловно приемлемого) риска. Риск признается пренебрежимым, если его уровень в силу своей малости не может быть надежно выявлен на фоне уже имеющихся рисков. Верхняя граница допустимого риска (максимально допустимый риск) различна у населения и персонала, работающего во вредных условиях. В России максимально допустимый индивидуальный риск для техногенного облучения лиц из персонала принят равным 1,010 3 за год, а для населения -- 5,010 5 за год (последняя величина в 50 раз превышает уровень пренебрежимого риска, который в Российской Федерации принят равным 10 6 за год).
Значения допустимого риска используются в качестве критериев в процессе управления экологическими рисками. Цель этого процесса -- снизить уровень риска до приемлемого. На рис. 1 представлены стадии процесса управления риском.
Рис 1
Процесс управления риском базируется на результатах количественного оценивания риска, которое позволяет
сопоставлять альтернативные проекты потенциально опасных объектов и технологий
выявлять наиболее опасные факторы риска, действующие на данном объекте
создавать базы данных и базы знаний для экспертных систем поддержки принятия технических решений и разработки нормативных документов
определять приоритетные направления инвестиций, направленных на снижение риска и уменьшение опасности.
Как следует из рис. 1, сначала осуществляется сравнение результатов оценки риска для рассматриваемой ситуации и соответствующих критериев. После этого сравнения находятся варианты снижения риска, каждый из которых оценивается с учетом затрат на его реализацию. Оценка вариантов является итеративной операцией, она повторяется до тех пор, пока не будет выбрано оптимальное решение (Ваганов, 2001).
Система управления риском может обеспечивать выполнение целого ряда управленческих целей организации. Она может выступать в качестве основы всей управленческой деятельности, на ее базе строится управленческая стратегия и система контроля. Система управления рисками предполагает всесторонний анализ совокупности имеющихся рисков, их идентификацию, оценку и выработку механизмов контроля.
Проблема управления рисками не может быть эффективно решена набором отдельных мероприятий и услуг. Данная задача решается исключительно внедрением комплексной технологии управления рисками, затрагивающей все аспекты деятельности компании. В основе технологии должен лежать принцип, согласно которому ни одно бизнес-решение не может быть принято без осознания степени риска, адекватного принимаемому решению.
Эффективное функционирование системы управления рисками требует соблюдения ряда принципов, которые должны быть заложены в нее на этапе ее проектирования и построения:
Активная экологическая стратегия по управлению экологическими рисками включает в себя:
Оценка экологических рисков и разработка комплекса мероприятий по управлению ими
Внедрение систем экологического менеджмента и их сертификация по стандарту ИСО 14001
Инициативные меры по взаимодействию с поставщиками и потребителями по вопросам внедрения экологически чистых технологий
Эффективное взаимодействие с общественностью, государством и другими заинтересованными сторонами (Алексеева, 2006)
В условиях действия разнообразных внешних и внутренних факторов риска могут использоваться различные способы снижения риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности предприятия.
Многообразие применяемых в предпринимательской деятельности методов управления риском можно разделить на 4 группы
методы уклонения от рисков
методы сохранения рисков
методы передачи рисков
методы снижения рисков
Уклонение от экологических рисков означает отказ от технико-технологических действий и мероприятий, влекущих за собой реализацию неприемлемого уровня рисков. Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике, ими пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка. Этот метод может проявляться в виде: отказа от ненадежных партнеров (стремление работать только с надежными, проверенными партнерами, не расширение круга партнеров), отказа от рискованных проектов (отказ от проектов, реализуемость или эффективность, которых вызывает сомнение), поиска гарантов (риска на какое-либо третье лицо), увольнения некомпетентных работников.
Сохранение экологических рисков на существующем уровне может означать: 1) отказ от любых действий, направленных на компенсацию возникающего при реализации рисков ущерба («без финансирования»); 2) создание на предприятии специальных резервных фондов (фондов самострахования или фондов риска), из которых будет производиться компенсация убытков при наступлении неблагоприятного экологического события; 3) получение государственных дотаций, кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства.
Передача экологических рисков подразумевает сохранение их существующего уровня с переносом полностью или частично на третьих лиц. Сюда относится страхование (имущественное, личное, страхование ответственности), которое подразумевает передачу технико-экологических рисков за определенную плату страховой компании, а также разного рода финансовые гарантии и поручительства. Передача экологических рисков может быть осуществлена и путем внесения в текст документов (например, договоров на поставку продукции) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность предприятия при наступлении непредвиденных неблагоприятных событий или передающих риски контрагенту после реализации экологических рисков. Полная передача экологических рисков может произойти в результате аутсорсинга, означающего, в данном случае, продажу опасных в экологическом плане сфер бизнеса.
Из всех выше перечисленных способов воздействия на уровень технико-экологических рисков определяющую роль играет их снижение, которое подразумевает уменьшение либо размеров возможного экологического ущерба, либо вероятности наступления экологических событий, и базируется на экологизации промышленного производства, связанной с осуществлением превентивной экологической деятельности и организацией экологически чистого производства, которое представляет собой логичное завершение многоэтапного процесса преобразований в системе экологических мер: технологии «конца трубы» - малоотходные, ресурсосберегающие технологии - производство, ориентированное на предотвращение образования отходов в местах их возникновения (Экологически чистое производство, 2000).
В качестве способов воздействия на уровень социально-экологических рисков промышленного предприятия выступают: сигналинг; реализация стратегии улучшения экологического имиджа предприятия; создание двух- и многосторонних трансакционных отношений.
Под сигналингом понимается поведение предприятия, которое позволяет убедить заинтересованные стороны в его готовности решать какие-либо экологические проблемы. Примерами сигналинга могут служить так называемые проверяемые самоограничения или обязательства в экологической сфере, долгосрочно связывающие предприятие экологические инвестиции, экологический спонсоринг, условные договоры (например, обязательство переоборудовать транспорт в случае введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы) и т. п. Все эти сигналы должны подтвердить серьезность экологических намерений и действий промышленного предприятия и тем самым повлиять на восприятие обществом экологических рисков, связанных с его деятельностью.
Стратегия улучшения экологического имиджа промышленного предприятия включает в качестве одной из возможностей сигналинг, а также различные формы Public Relations. Другим средством улучшения экологической репутации предприятия является покупка им так называемого экологически приемлемого портфеля, например, приобретение акций фирмы, занимающейся рециклированием или переработкой отходов производства (Пахомова, 1999).
Управление экологическими рисками непосредственно связано с экологическим менеджментом. Понятие “система экологического менеджмента” впервые было определено и введено в специальном стандарте Великобритании BS 7750 в 1992 г. Через несколько лет появились международные стандарты, устанавливавшие рекомендации по управлению качеством среды обитания, они составили так называемую серию ISO 14000. Серия ISO 14000 включает в себя следующие стандарты
ISO 14001 -- Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению (Environmental management systems -- Specification with guidance for use).
ISO 14004 -- Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования (Environmental management systems -- General guidelines on principles, systems and supporting techniques).
ISO 14010 -- Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы (Guidelines for environ-mental auditing -- General principles).
ISO 14011 -- Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой (Guide-lines for environmental auditing -- Audit procedures -- Auditing of environmental management systems).
ISO 14012 -- Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии (Guidelines for environmental auditing -- Qualification criteria for environmental auditors).
ISO 14020 -- Экологические термины и формулировки. Основные принципы (Environmental labels and declarations -- General principles).
ISO 14031 -- Управление окружающей средой. Оценивание состояния экосистем. Проект руководящих указаний (Environmental management - Environmental performance evaluation -- Guidelines (a draft).
ISO 14040 -- Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла (продукции). Принципы и сфера применения (Environmental management -- Life cycle assessment -- Principles and framework.)
ISO 14041 -- Управление окружающей средой. Оценка жизненного цикла (продукции). Определение цели и аспектов инвентаризационного анализа (Envi-ronmental management -- Life cycle assessment -- Goal and scope definition and inventory analysis).
ISO 14050 -- Управление окружающей средой. Словарь терминов (Environmental management -- Vocabulary).
Методы управления экологическими рисками представлены в таблице 1
Таблица 1 Методы экологического управления
Информационные |
Предупредительные |
Принудительные |
|||
Административные |
Финансово-экономические стимулы |
Экономические меры взыскания |
Меры пресечения и ответственности |
||
Административно-правовые |
Административно-контрольные |
||||
мониторинг окружающей среды |
нормы права |
экологический контроль |
инвестиции |
запреты работ |
|
экологический учет |
экостандарты |
инвентаризация |
субсидии |
ограничение деятельности |
|
исследования |
экологическое лицензирование |
приостановка лицензии |
|||
образование |
экологическая сертификация |
зачеты платежей |
компенсации |
арест нарушителя |
|
экологическая экспертиза |
обязательное экострахование |
отстранение от работы |
|||
пропаганда |
экоаудирование |
льготные займы |
облигации |
др. дисциплинарные и иные взыскании, изъятие и т.д. |
|
прогнозирование |
программы |
др. проверки |
ускоренная амортизация |
смешанные |
|
управление экологический риск Среди мероприятий, направленных на управление качеством окружающей среды, в соответствии с нормами современного российского экологического права выделяют административно-правовые, экономические и информационные инструменты (Пашков, 1997). При этом к первым относят в числе других экологическое нормирование (в т. ч. нормирование качества окружающей среды) и стандартизацию, экологический учет и контроль, экологическую экспертизу и сертификацию, экологическое планирование и лицензирование деятельности в экосфере. Экономическими рычагами в экоуправлении являются различные принудительные и стимулирующие мероприятия, к которым относят экологические платежи и налоги (в т. ч. налоговые льготы), финансирование обеспечения экобезопасности, природоохраны и рационального природопользования, экологическое страхование и ряд других. К третьей группе могут быть отнесены экологический мониторинг (в т. ч. мониторинг качества окружающей среды), экологические исследования, экологическое прогнозирование и картографирование, геоинформационные системы (ГИС), а также экореклама, экологическое образование и другие информационные мероприятия в экологической сфере деятельности. Гармонизация подходов управления безопасностью (управления риском) и нормативно-правовых основ системы управления, существующих в РФ и за рубежом, представляет собой первоочередную задачу для нашей страны и может иметь принципиальное значение как для обоснования приоритетов экологической политики, следовательно, рационального и эффективного вложения средств на снижение загрязнения окружающей среды и максимальное уменьшение риска, так и для создания благоприятного инвестиционного климата в отношении России. Информационные методы управления. Существенным этапом процесса поиска вариантов снижения риска является прогнозирование изменения параметров имеющейся ситуации и моделирование поведения рассматриваемого объекта. Под научным прогнозом понимают высказывание в виде вероятностного утверждения о зависящем от неопределенных или неизвестных факторов поведении некоторой системы в будущем, сделанное на основании изучения и обобщения опыта прошлого с использованием интуитивных представлений о развитии данной системы в будущем. Научные прогнозы делаются экспертами -- специалистами в рассматриваемой области. В основе прогнозных экспертиз лежит особая научная дисциплина -- прогностика. Часто вместо термина “научный прогноз” употребляют термин “экспертные оценки”. Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что специалистам предлагают ответить на вопросы о будущем поведении объектов или систем, характеризующихся неопределенными параметрами или неизученными свойствами. Экспертные оценки оформляются в виде качественных характеристик или количественных значений вероятностей рассматриваемых событий или процессов, отнесенных к определенному отрезку времени. Важное значение при этом придается формированию оценочной шкалы, используемой экспертами. В настоящее время известно несколько десятков методов экспертных оценок, наиболее известный из них -- коллективное обсуждение и согласование по методу Дельфи. Метод экспертных оценок применяется для решения задач, связанных с управлением риском (например, по планированию систем обеспечения технологической, экологической и социальной безопасности некоторого объекта) в тех случаях, когда строгий расчет невозможен из-за наличия принципиальных неопределенностей. Широко используется метод деревьев. Метод деревьев особенно эффективен в тех случаях, когда сложная проблема может быть расчленена на то или иное количество сравнительно простых задач, каждая из которых решается отдельно, после чего производится своеобразный синтез сложного решения. К числу его достоинств относятся удобство и наглядность графического представления, а также существенное облегчение расчетов на компьютерах (Ваганов, 2001). Получение объективной информации о состоянии окружающей среды возможно путем осуществления процедуры мониторинга. Мониторинг окружающей природной среды - это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием - загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения. биосферный (глобальный) - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях; медицинский (санитарно-токсикологический) - слежение и контроль за показателями качества окружающей среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды; импактный - слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках:
биологический - слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром) с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников; базовый (фоновый) - слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные); экологический - это мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологический условий среды обитания и биологических объектов, а также оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются. Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении современной и достоверной информацией системы управления экологической безопасностью. Он ориентирован также на информационное обслуживание конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды (Масленникова, 2007). Административные методы. Управление экологическими рисками производится путем разработки и применения нормативно-правовых актов, в которых устанавливается эколого-правовая ответственность. Правовые отношения в области обеспечения экологической безопасности определены в следующих законах Российской Федерации: Об охране окружающей среды, 2002 Об экологической экспертизе, 1995 О промышленной безопасности, 1997 О гидрометеорологической службе, 1998 О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, 1999 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 (с изменениями 2.12.2000) О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, 1994 О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности, 1996 О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1995 О безопасном обращении с пистицидами, 1997 О безопасности гидротехнических сооружений, 1997 Об отходах производства и потребления, 1998 (Матвеев, 2003) Принятый в 1997 г. Закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает, что предприятие, являющееся источником повышенной опасности, обязано обеспечить меры по защите населения и окружающей среды от опасных воздействий. В этом законе также вводится порядок лицензирования опасных производств и рассматриваются возможности отзыва или приостановления лицензии в случае невыполнения требований промышленной безопасности или несоответствия принятым нормативам. Кроме того, в этом законе впервые в России было введено обязательное экологическое страхование, представляющее собой страхование ответственности за причинение вреда (например, аварийного загрязнения окружающей среды) при эксплуатации опасного производственного объекта. Экологическое страхование следует считать важной составной частью механизма управления экологическими рисками. Стандарты серии ISO 14000 послужили основой стандартов в области экологического менеджмента, принятых в Российской Федерации: ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования. ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы. ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой. ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии (Ваганов, 2001). Планирование - одна из важнейших функций менеджмента, в том числе и экологического. Под планированием понимается разработка мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды и распределение объема их выполнения применительно к временным интервалам и территориям. В последние годы планирование и финансирование природоохранных мероприятий осуществляются по федеральным целевым программам. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ «О государственной комплексной программе повышения плодородия почв России». С целью выполнения решений Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.) по окружающей среде и развитию в России разработан «Национальный план действий по окружающей среде». На предприятиях мероприятия по охране природной среды должны включаться в бизнес-планы. Регуляторами природопользования служат так называемые лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов. Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды. Эти нормативы носят следующие названия: ПДВ -- предельно допустимые выбросы в атмосферу; ПДС -- предельно допустимые сбросы в водные источники; ПДК -- предельно допустимые концентрации; ПДУ -- предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей; ПДН -- предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий и т.д.). Hopмативы утверждаются федеральным органом, отвечающим за охрану окружающей среды. Виды хозяйственной деятельности, лимиты и экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (т.е. разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии. Эксплуатация природных ресурсов без соответствующей лицензии влечет за собой ответственность вплоть до уголовной (Орлов, 2002). К административно-контрольным методам управления относится экологический аудит. В соответствии с законом «Об охране окружающей среды» экологический аудит -- это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности. В конкретных случаях экологический аудит может проводиться для выявления потенциальных экологических проблем и оценки риска, связанного с обязательствами владельца предприятия, при обосновании инвестиций в производство с учетом экологических аспектов, для определения направлений повышения эффективности управления природоохранной деятельностью, при изменении собственника предприятия и т.п. В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программы и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой, проводимых с целью оценки соответствия действующей системы запланированным мероприятиям по управлению окружающей средой (в том числе требованиям самого стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98) и состояния системы с точки зрения ее реализации и поддержания в рабочем состоянии, а также предоставления информации о результатах аудита руководству. В соответствии с руководящими указаниями стандартов при проведении экологического аудита различают первоначальную и системные проверки. Одним из важнейших пунктов содержания первой экологической проверки должна быть идентификация воздействия на окружающую среду экологических аспектов определенных видов деятельности. При этом идентификация проводится не только в нормальных производственных условиях, но и в чрезвычайных условиях, в условиях аварийной ситуации или несчастного случая. Программа системных проверок, включая план их проведения, должна основываться на эффективности действий в отношении окружающей среды, результатах предыдущих проверок и соответствующих видов деятельности. Процедура проверки должна включать область ее распространения, периодичность проведения и методику, а также распределение ответственности, требования к проведению проверки и предоставлению отчетов о результатах проверок. Системные проверки представляют собой классический инструмент «постоянного улучшения», так как при правильном проведении они не только гарантируют поддержание уже достигнутого уровня, но и способствуют совершенствованию деятельности по охране окружающей среды. После проведения на предприятии проверки по охране окружающей среды должно быть составлено заключение о ее результатах (аудиторское заключение). В аудиторское заключение может быть включена следующая информация, связанная с аудитом:
Среди многообразных целей экологического аудита особое место занимает сертификация систем управления охраной окружающей среды. Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области сертификации, является Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г. и 31 июля 1998 г.). По этому Закону (ст. 5) системы сертификации создаются государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями, представляют собой совокупность участников сертификации и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Госстандартом России. В базовой и наиболее крупной системе сертификации ГОСТ Р, центральным органом которой является Госстандарт Российской Федерации, в настоящее время под сертификацией понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» устанавливает обязательную сертификацию (ст. 7), которая предусмотрена в отношении номенклатуры продукции и услуг нормативно-правовыми актами, и добровольную сертификацию (ст. 17), которая распространяется на объекты, не подлежащие обязательной сертификации. Процесс сертификации предполагает подтверждение соответствия нормативным требованиям по многим направлениям, среди которых особое место занимает обеспечение соответствия требованиям экологической безопасности, как в сфере потребления, так и в сфере производства (Бабина, 2002). Экономические меры воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления экологической безопасностью. Экономический механизм управления экологической безопасностью можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления -- это система организационно-экономических мер, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер. Так, планирование, разработка, введение, исполнение и контроль целевых программ природопользования осуществляются с помощью механизма управления экологической безопасностью. В них содержатся элементы экономического воздействия. В частности, контроль за установленными государством нормами осуществляется административными методами, но при этом он сопровождается штрафами и субсидиями, т.е. экономическими воздействиями на природопользователей. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры, без административного воздействия. Например, потребители готовы платить больше за экологически чистые продукты, что стимулирует сельскохозяйственных производителей изготовлять такие продукты. Механизм управления экологической безопасностью и охраной природной среды в России включает ряд элементов, основными из которых являются:
Плата за природные ресурсы складывается из трех слагаемых:
Мировой опыт показывает, что платность природопользования способствует более рациональному использованию природных ресурсов. Законодательством предусмотрена плата за пользование недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира. Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов служат для компенсации затрат ресурсов в процессе производства. В России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы:
Существенное значение для обеспечения экологической безопасности имеет экономическое стимулирование. Без него выполнение планов и программ в области экологии и рационального природопользования может быть весьма затруднено. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной (денежной) заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера. В основополагающем документе - «Национальном плане России действий по окружающей среде» поставлена задача разработать научные основы экономического стимулирования рационального использования земель и других природных ресурсов. Основные виды экономического стимулирования предусмотрены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". К ним относятся льготное налогообложение и кредитование предприятий, установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию. Для успешного функционирования механизма управления экологической безопасностью необходимо прежде всего финансирование, т.е. обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения; других источников. Цель создания экологических фондов -- формирование независимого от государственного бюджета централизованного источника финансирования природоохранных нужд, дополняющего государственные затраты. Органичный элемент организационно-экономического механизма управления экологической безопасностью и охраны окружающей природной среды - экономическая ответственность. Закон "Об охране окружающей природной среды" называет возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека, одной из задач экономического механизма управления экологической безопасностью и охраны окружающей природной среды. Экономическая ответственность касается юридических лиц. Одной из актуальных проблем природопользования является научно обоснованный расчет ущерба, причиняемого среде. Полезным инструментом эколога являются математические модели эколого-экономических явлений и процессов (Орлов, 2002). Достаточно давно меня просят написать об управлении экологическими рисками. Я все отнекиваюсь, ибо «позиция автора может не совпадать с мнением редакции». Но в своем жж, я думаю, написать об этом все-таки можно. Сразу оговорюсь, речь не пойдет о таких вещах, как «оценка риска для здоровья населения», чего от природопользователей требует, в частности, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».Это несколько другая тема. Здесь имеет место быть научные исследования и такие исследования это своеобразная «высокая материя» подвластная лишь ученым из ГУ НИИ ЭЧ И ГОС им. А.Н. Сысина РАМН (Государственное учреждение Научно-исследовательский институт экологии человека и гигиены окружающей среды имени А.Н. Сысина Российской академии медицинских наук) и лицам к ним примкнувшим. Я же буду рассказывать о вещах более приземленных, таких как корпоративный риск-менеджмент в применении к деятельности в области охраны окружающей среды и природопользования. Вообще, с понятием «риск-менеджмент» (в том числе и в Викепедийном описании по ссылке выше) дело обстоит приблизительно так же, как и со многими другими экономическими и управленческими практиками. Достаточно элементарная вещь, которую обвесили различными умными терминами, до такой степени, что непосвященным это кажется чем-то из области научной фантастики про то, как космические корабли бороздят просторы Большого театра. Но, на деле, все вполне себе элементарно. Знаете ли вы, что практически вся ваша жизнь – это сплошной риск-менеджмент? Давайте, для начала немного теории и определений, а затем, я попробую на пальцах рассказать, что это такое и с чем это едят. Итак: Риск - неопределенность возникновения события, с пособного позитивно (возможности) или негативно (угрозы) повлиять на достижение установленных целей. Звучит заумно. Давайте разложим это определение на более понятные выражения и перейдем к примерам. «Неопределенность возникновения события» - «Какова вероятность встретить динозавра на улице? 50 на 50 – либо встречу либо не встречу» (анекдот про блондинку) «Способного позитивно (возможности) или негативно (угрозы) повлиять на достижение установленных целей» - «Кто не рискует, тот не пьет шампанского» (народная мудрость, озвученная, уже не помню кем). Тут еще надо сделать лирическое отступление. Этого, обычно не пишут в книжках по риск-менеджменту, но понимать это надо. Любое событие имеет свои причины и последствия. Рисковые события – не исключение. Причем у одного рискового события может быть масса причин, и масса последствий. Вы управляете рисками ежедневно в различных ситуациях. Просто не всегда понимаете, что занимаетесь именно этим. В качестве примера возьмем риск быть сбитым автомобилем при переходе дороги. В данном случае, рисковое событие – это сам контакт бренных телес пешехода, с агрессивного дизайна решеткой радиатора изделия отечественного или зарубежного автопрома. Последствий этого события может быть много: Смерть пешехода и водителя (вы думаете такого не бывает?); Смерть только пешехода; Инвалидность пешехода; Тяжкие телесные повреждения пешехода, не приводящие к инвалидности; Легкие и средней тяжести телесные повреждения; Отсутствие какого либо телесных повреждений (отделался легким испугом); И т.д. (на самом деле вариантов масса, включая смерть водителя от сердечного присутпа при легком испуге пешехода). Причин этого события тоже может быть немало: Вы перебегаете МКАД; Водитель проигнорировал запрещающий сигнал светофора; Водитель перепутал педаль газа и тормоза; И т.д. (вплоть до того, что вы заснули на ходу, переходя дорогу). Собственно, чтобы не быть сбитым автомобилем, вы выполняете простейший набор правил, которым вас научили ваши родители в глубоком детстве и которые отложились у вас под коркой головного мозга, в том числе: Не перебегать дорогу в неположенном месте; Ожидать зеленого сигнала светофора для пешеходов, прежде чем переходить дорогу; Убедиться, что водители вас пропускают, даже при горящем зеленом сигнале светофора; Переходя дорогу смотреть по сторонам и не терять бдительности; И т.д. В общем-то, этот простейший набор правил и есть риск-менеджмент . Рассмотрим приведенный пример именно под этим углом. На первом этапе вы определяете свою цель: дожить до ста лет и понянчиться с правнуками, при этом оставаясь в трезвом уме и здравой памяти, не будучи прикованным к инвалидной коляске. Затем вы определяете, что может вам помешать достичь своей цели:смерть, инвалидность и т.д. Затем вы определяете событие, которое может привести к последствиям, не позволяющим достичь цели: в данном случае, при переходе дороги – быть сбитым автомобилем. Собственно, вся цепочка «причины-событие-последствие» и есть риск. Ну и в конечном этапе вы определяете мероприятия, которые минимизируют возможность наступления события: ждете зеленого, смотрите по сторонам. Это управление риском посредством профилактики возникновения. Т.е. ваша цель в данном случае, чтобы минимизировать возможность наступления события. Также существуют другие методы управления риском: Отказ от риска – просто не переходить дорогу вообще никогда; Профилактика снижения последствий – ну, допустим, ходить в хоккейной амуниции, чтобы если машина таки собьет, травмы были наименее тяжелыми; Метод принятия – ничего не делать, собьет и хрен бы с ней, одним больше, одним меньше, какая разница, по сравнению с мировой Революцией? Метод хеджирование или страхования – застраховать свою жизнь и здоровье на кругленькую сумму, чтобы если таки собьет получить (или семья получит, в зависимости от результата) солидную сумму денег. Метод передачи риска – в данном случае сложно придумать пример управления риском посредством его передачи. но, в целом смысл таков: вы стоите на одной стороне улицы, а вам надо купить сигарет на другой стороне. Вы даете 10 рублей бомжу, который переходит дорогу туда и обратно и приносит вам сигареты. Т.е. рискуете быть сбитым машиной не вы, а он, а вы ему за это, соответственно платите. Собственно, вот основные методы управления рисками. Соответственно, цель системы управления рисками достаточно проста:
Наиболее часто используемые методы – это страхование и профилактика. Со страхованием, все более или менее понятно, поэтому подробнее остановимся на профилактике, ибо зачастую именно этот метод и называют «управлением рисками». Существует такая диаграмма, условно называющаяся моделью «галстук-бабочка»: Достаточно наглядный рисунок. Есть фактор риска (графически изображен прямоугольником с надписью «ПРИЧИНЫ»), есть рисковое событие (красный круг в центре), есть последствия (прямоугольник с соответствующей надписью). Следует немного пояснить. Сами причины возникновения рискового события – это стрелочки соединяющие прямоугольник «ПРИЧИНЫ» и красный круг. А Прямоугольник «ПРИЧИНЫ» - это фактор риска. Т.е. это та деятельность, при которой могут возникать рисковые события. В нашем примере – поход в магазин, допустим. Итак, мы провели первый этап – оценку рисков. Мы знаем вероятность возникновения нашего рискового события. И знаем степень влияния последствий рискового события на достижение наших целей. На третьем этапе мы определили, что наиболее приемлемым методом управления для нас является профилактика риска. Вообще, система управления рисками очень подробно рассматривает этот этап. Существуют матрицы рисков с различными параметрами. Существуют различные показатели, например интегральное значение риска. И многое другое. Но я сегодня пишу не книгу об управлении рисками, а небольшой (ха-ха-ха!) пост в жж. Таким образом подробности этого этапа я пропущу и остановлюсь на том, что мы решили заниматься профилактикой риска. Т.е. наша цель в контексте системы управления рисками -минимизация вероятности наступления рискового события и минимизация последствий его наступления. Подчеркиваю. Минимизация. Не исключение, а минимизация, поскольку речь пойдет о профилактике риска а не других методах управления. Т.е. когда мы переходим дорогу, даже, если мы выполнили всемероприятия, и идем в хоккейной экипировке, машина нас все равно может сбить. Что дальше? Т.е., грубо говоря, наши мероприятия должны быть своего рода «блоками» на пути развития ситуации в двух направлениях. «Блоками» между причинами и рисковыми событиями и «блоками» между рисковым событием и последствиями. На пальцах (на примере пешехода и автомобиля): Рисковое событие: автомобиль сбивает пешехода. Причина: водитель игнорирует запрещающий сигнал светофора. «Блок»: убедиться, что водитель пропускает пешехода, а не только ориентироваться по зеленому сигналу светофора. Последствие : смерть пешехода. «Блок»: надеть хоккейную защитную амуницию и титановый шлем (в результате вместо смерти пешехода мы получим, допустим, тяжкие телесные повреждения – т.е. тяжести снижение последствий) Таким образом, мы поступаем по всем возможным причинам и последствиям. Важно, что разрабатывать такие «блоки» надо в обоих направлениях. Я несколько раз сталкивался с подходом, что воздействовать необходимо только на причины. Ну, а если рисковое событие таки наступило, то скорбно ползти в сторону кладбища. Порочный подход. Хоккейная экипировка и шлем на голове никак не повлияет на то собьет ли вас машина или нет, но если они на вас таки будут, то это может помочь минимизировать последствия. А вот если на вас ее не будет, а «блок» между причиной и рисковым событием «пробит» - то… (это не призыв ходить в шлеме, это просто пример для иллюстрации общей мысли). И также важно, что «блоки» на последствия необходимо разрабатывать до наступления рискового события, в противном случае, это уже не риск-менеджмент, а кризис-менеджмент. Соответственно, после разработки таких вот «блоков» - мероприятий, необходимо осуществлять контроль за их выполнением и т.д. Это уже операционная деятельность в области управления рисками, которые также должна рассматривать система управления рисками. Но на этом я также не буду останавливаться подробно, а перейду, наконец к основном – к управлению рисками в области охраны окружающей среды и природопользования. Фактически, вся система управления природоохранной деятельностью, как построенная в соответствии с ISO -14001, так и построенная в соответствии с личным пониманием этой системы конкретным исполнителем, имеет в себе элементы системы управления рисками. Необходимо понимать, что целью эколога, трудящегося в вполне себе реальном секторе экономики, является не абстрактное «защитим природу, мать нашу». Его целью является повышение конкурентоспособности своего работодателя в области охраны окружающей среды (в том числе за счет улучшения репутации работодателя в глазах разнообразных «зеленых» дармоедов общественников) , снижение потерь и издержек своего работодателя в области охраны окружающей среды и природопользования (я дальше, буду писать «экологии», хотя это и методически неправильно, но просто короче), и, возможно извлечение дополнительной «экологической» прибыли (ну, например, торговля воздухом квотами парниковых газов в соответствии с механизмами Киотского протокола). Давайте не будем лицемерить, ибо наша цель – именно такая, хотя мы и понимаем, что при ее достижении, мы, собственно, и снижаем антропогенную нагрузку и, в конечном итоге, «бережем природу, мать нашу». Но зарплату нам платят не за зеленую березку под окном, а за вполне конкретные производственные и финансовые показатели. Отсюда, собственно и надо плясать. Зная цели, мы вполне можем определить негативные последствия неких событий, которые могут привести к, например: Ухудшению репутации компании/предприятия в глазах общественности, государства, партнеров, заказчиков и т.д., за счет имиджа «грязного» производства (впоследствии – финансовые потери за счет, допустим, сокращения рынка сбыта продукции); Финансовым потерям за счет штрафов, исков и т.д., за счет неполучения ожидаемой «экологической» прибыли. Соответственно дальнейшая наша задача – выделить рисковые события, которые могут привести к этим последствиям. Здесь есть одна тонкость, связанная с «неидеальностью» нашего мира. Если проводить аналогию с нашим, набившим оскомину примером, про автомобиль и пешехода – у нас, зачастую, нет пешеходных переходов и светофоров – один сплошной МКАД, который, тем не менее, переходить все равно надо. Что я хочу сказать? В «идеальном мире», где все нормативы воздействия и другие природоохранные требования соблюдаются, рисковым событием будет несоблюдение нормативов. Тут все понятно. Но в России, несоблюдение установленных нормативов, в настоящее время, скорее правило, чем исключение. Связано это со многими причинами, основными из которых являются устаревшее оборудование и технологии и несовершенство отечественного природоохранного законодательства, устанавливающего такие нормативы, которые невозможно достичь даже теоретически. В таком случае, рисковыми событиями будут не превышения установленных нормативов (это будет одной из причин рискового события, объективной реальностью, в которой мы существуем), а события другого рода, приводящие к негативным последствиям. Тут все достаточно индивидуально для каждого предприятия, поэтому, расписывать примеры я не буду. Соответственно, одним из «блоков» на причины наступления рискового события в таком случае (конкретизирую случай: у предприятия имеются превышения нормативов выбросов в атмосферу), будут мероприятия, направленные на снижение выбросов. В общем, таким вот образом мы отрабатываем все возможные рисковые события. Для каждого предприятия может быть огромное число, как «идеальных» (требование законодательства в настоящее время выполняется, рисковым событием является невыполнение требования законодательства), так и «неидеальных» (требование не выполняется – такова объективная реальность, рисковым событием является применение дополнительных мер, кроме тех, которые и так применяются к предприятию) рисков. И для каждого разрабатываем меры воздействия - как на причины, так и на последствия. Естественно, если в качестве метода управления мы выбрали профилактику риска. В общем, если вы знаете ISO -14001, то заметите много похожего. Единственное, что движение ведется с другой стороны. Если в ISO при разработке и внедрении системы вектор действий идет от деятельности к ее результатам, то в риск-менеджменте, наоборот – от результатов (от несоответствия результата запланированному) к деятельности. Поэтому, если у вас уже действует СЭМ (система экологического менеджмента) вам будет несложно внедрить систему управления рисками. Хотя, конечно, наиболее правильно внедрять обе системы одновременно, интегрируя их одна в другую. И, конечно, очень хорошо, если на предприятии уже существует корпоративная система управления рисками с четко утвержденными методиками и показателями (я на показателях принципиально не останавливался, поскольку это вещь сугубо субъективная для каждого предприятия). Ну и наконец, уже несколько практических «хинтов». Для каждого риска составляется документ. Я привык называть его «профилем риска» (англ. Risk profile ). В данном документе должна содержаться вся информация о выявленном риске, включая методы и результаты его оценки, предлагаемом методе управления, и конкретным мероприятиям по воздействию (с указанием сроков и ответственных). Например , профиль «неидеального» риска может содержать следующую информацию: Риск : невыполнение мероприятий по снижению выбросов ЗВ в атмосферу. Возможные последствия : Отзыв/невыдача ВСВ. Увеличение платы за выбросы на ___ рублей (плата за сверхнормативные выбросы с применением к-та 25); Отзыв/невыдача разрешения на выбросы. Увеличение платы за выбросы на ___ рублей (плата за весь объем выбросов с применением к-та 25) с последующей эскалацией; Предписание о сокращении выбросов до уровня ПДВ. Снижение производства на ___ тонн/ед. продукции. Судебное решение о приостановлении деятельности предприятия на срок до 90 дней. Потеря __ тонн/ед. продукции. Уголовное преследование должностных лиц предприятия. Увеличение случаев выступлений активистов Гринписа, снижение репутации предприятия, сокращение рынка сбыта продукции. Принятие управленческого решения о не выполнении мероприятий в связи с глобальным мировым имени Ленинского пролетариата; Срыв поставок оборудования поставщиками; Беспробудное пьянство слесаря Пупкина… Предлагаемый метод управления: Профилактика риска Предлагаемые мероприятия по управлению рисками: …. И т.д. Там же все необходимые показатели. В результате, получив такой документ руководитель предприятия, как минимум, почешет макушку, прежде чем секвестрировать бюджет на строительство новых очистных. В общем случае, я, наверное, рассказал. Если будут какие-то вопросы – постараюсь ответить. И главное. Необходимо понимать, что система управления экологическими рисками должна быть частью корпоративной системы управления рисками, которая, в свою очередь должна быть частью общей системы управления. В крайнем случае, система управления экологическими рисками должна быть частью корпоративной системы управления (если нет корпоративной системы управления рисками). В ней должны быть задействованы все структуры управления. В противном случае, самого факта выделения и оценки рисков будет недостаточно, для эффективного ими управления. Это будет просто бесполезная игрушка. Ну и последнее. Система управления экологическими рисками вряд ли сможет существовать независимо от системы управления деятельностью в области охраны окружающей среды. А об основах создания (в том числе и в части управления рисками) экологической службы, я в свое время. Экологические риски на предприятиях. Расчет экологического ущерба1.2 Особенности управления экологическими рисками на предприятииУправление рисками помогает выполнить оценку рисков, связанных с такой стратегией. После оценки рисков можно разработать соответствующую программу мероприятий по смягчению и минимизации рисков. Обычно проблемы возникают по причине недостаточного понимания рисков, связанных с хозяйственной деятельностью предприятия. Как отмечалось выше, экологические риски носят как внутренний, так и внешний характер, но в обоих случаях они вызывают сбои в функционировании предприятия, а ликвидация их последствий требует значительных затрат и ресурсов . Управление экологическими рисками является центральным разделом стратегического управления в любой организации. Управление экологическими рисками направлено на определение возможных нарушений и рисков, которые необходимо устранить/минимизировать, а также на внедрение стратегий по работе с такими рисками. Оценка рисков и управление рисками должны стать неотъемлемой частью процесса принятия решений. Предприятия, которые лучше оценивают экологическими риски, могут использовать более экономичные методы для борьбы с ними . Чтобы управление рисками было эффективным и осмысленным, оно должно стать неотъемлемой частью общей системы управления предприятием. Задачи управления экологическими рисками: Управление экологическими рисками на предприятии может быть связано с различными задачами. Стратегия управления рисками должна обеспечивать выполнение следующих действий : 1. Выявление, количественная оценка, понимание и классификация всех экологических рисков, которым подвергается предприятие. 2. Снижение экологических рисков, которые не могут быть признаны приемлемыми. 3. Управление экологическими рисками на надлежащем уровне. 4. Обеспечение баланса между масштабами планируемых действий по устранению последствий экологического риска и степенью экологического риска. 5. Обеспечение последовательного подхода к управлению экологическими рисками. 6. Поддержка стандартизации практических методов работы. В центре внимания эффективной системы управления экологическими рисками находится выявление рисков и работа с этими рисками. Задача управления экологическими рисками заключается в том, чтобы обеспечить максимальную устойчивость всех видов деятельности организации . Это повышает вероятность успеха и снижает как вероятность неудач, так неопределенность в отношении достижения общих целей организации. В настоящее время всё большее развитие управления экологическими рисками в России происходит в сферах связанных с выполнением требований нормативно-правовых актов. 1. Охрана атмосферного воздуха. 2. Охрана водных объектов. 3. Использование и охрана недр. 4. Использование и охрана земель. 5. Использование и охрана земель. 6. Обращение с отходами производства и потребления. 7. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов. 8. Использование и охрана объектов животного мира. 9. Особо охраняемые природные территории. 10. Санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. 11. Зоны с особыми условиями использования территорий. 12. Аварии и чрезвычайные ситуации. 13. Производственный экологический контроль. 14. Нормирование допустимого воздействия на окружающую среду. 15. Плата за негативное воздействие на окружающую среду. 16. Ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды. Существует множество разнообразных форм и типов управления рисками, которые влияют на различные аспекты деятельности предприятия. Множество подразделений, работает в системе взаимосвязей, которые обеспечивают согласованное функционирование предприятия, при этом управление рисками не должно является функцией какого-то отдельно взятого подразделения - руководство должно рассматривать его как процесс, который затрагивает все подразделения . В процессе управления рисками ранжирование рисков и соответствующих мероприятий по степени их приоритетности выходит за рамки сферы ответственности отдельной службы и влияет на предприятие в целом. Обобщая результаты оценки рисков, выполненные в различных подразделениях, общий реестр рисков формирует оценку рисков, связанных с деятельностью предприятия в целом . При внедрении системы управления рисками на предприятии необходимо, прежде всего, понимание того, что управление рисками является непрерывным процессом, а не отдельной акцией . Система управления рисками затрагивает все аспекты деятельности и является непрерывным процессом. Этапы управления рисками : 1. Определение целей управления рисками. 2. Разработка политики управления рисками. 3. Распределение обязанностей. 4. Оценка рисков. 5. Актуализация отчетов по риску. 6. Мониторинг риска. 7. Меры по снижению риска. 8. Разработка программы управления риска. В части управления рисками данная стратегия должна содержать заявление о том, что предприятие ставит перед собой задачу внедрения управления рисками . В дополнение к стратегии можно опубликовать политику управления рисками, разъясняющую вопросы выделения ресурсов на реализацию стратегии. Политика управления рисками предприятия должна включать подробное описание ответственности за управление рисками. Процесс управления рисками включает в себя интегрированный набор инструментов и методик для использования на разных этапах бизнес-процессов. Для эффективного функционирования процесса управления рисками необходимо : 1. Намерение директоров. 2. Распределение обязанностей внутри предприятия. 3. Выделение необходимых ресурсов для обучения и информирования о рисках всех заинтересованных сторон. Не следует недооценивать разработку политики при формировании стратегии управления рисками, она должна быть четкой и простой и находиться в ведении высшего руководства. Необходимо понимать, что как и все прочие стратегии, со временем она будет пересматриваться и обновляться. При реализации проекта необходимо проанализировать : 1. Характер и степень экологических рисков, представляющих угрозу для успешной работы предприятия. 2. Вероятность возникновения таких рисков. 3. Методы управления неприемлемыми рисками. 4. Способность организации минимизировать экологические риски и их последствия для работы предприятия. 5. Затраты и преимущества, касающиеся риска и принятых мер по его снижению. 6. Эффективность процесса управления рисками. Важную роль на первом этапе управления экологическими рисками играют производственные подразделения, предприятия. Ключевая роль производственных подразделений состоит в том, чтобы подчеркнуть преимущества управления экологическими рисками, а также модифицировать политику управления экологическими рисками. Производственные подразделения выполняют следующие функции : 1. Функциональные подразделения несут основную ответственность за оперативное управление экологическими рисками. 2. Руководители подразделений отвечают за распространение информации об экологических рисках внутри своих подразделений; они должны включить цели по управлению рисками в свои производственные задачи. 3. Управление экологическими рисками должно регулярно обсуждаться на совещаниях руководителей подразделений для рассмотрения и уточнения приоритетности работ по результатам анализа экологических рисков. 4. Руководители подразделений должны обеспечить рассмотрение вопросов управления рисками в течение всего периода реализации проекта. При внедрении стратегии управления экологическими рисками результаты разнообразных оценок и т.д. должны быть доведены до сведения работников предприятиям и, если это необходимо, различных заинтересованных сторон. На разных уровнях организации необходима разная информация о процессе управления рисками - от подробных отчетов для представления директорам и высшему руководству до постепенного формирования рабочей культуры управления рисками в масштабе предприятия . На разных уровнях организации должны быть поставлены конкретные задачи, связанные с управлением рисками. Процесс управления рисками состоит из нескольких последовательных шагов, которые должны осуществляться при поддержке со стороны вспомогательных служб и включают отчетность, мониторинг и аудиты . Этот процесс осуществляется в логической последовательности, которая начинается с выявления риска и завершается процессом отслеживания, который предполагает осуществление мониторинга действий по смягчению данного риска. Процесс управления рисками включает : 1. Методическое выявление рисков, связанных с хозяйственной деятельностью при реализации проекта. 2. Оценка вероятности наступления события, представляющего угрозу. 3. Анализ возможных способов реагирования на такие события. 4. Создание систем ликвидации последствий этих событий. 5. Мониторинг эффективности методов и механизмов управления рисками при реализации проекта. Таким образом, процесс управления экологическими рисками : 1. Обеспечивает совершенствование функций принятия решений, планирования и определения приоритетов. 2. Помогает более эффективно распределять финансовые средства и материально-технические ресурсы. 3. Дает возможность прогнозировать потенциальные неполадки: в идеале он сводит к минимуму необходимость действий в “авральном” режиме; как минимум, он помогает предотвратить катастрофу или избежать серьезных финансовых потерь. 4. Значительно повышает вероятность своевременного выполнения бизнес-плана при реализации проекта. Процесс управления рисками обеспечивает эффективную и результативную работу организации, помогая выявлять риски, которые требуют внимания со стороны руководства. Такие риски необходимо ранжировать в порядке приоритетности в виде мероприятий по контролю рисков, указав потенциальные преимущества осуществления этих мероприятий для организации . Оценка рисков должна осуществляться таким образом, чтобы на ее основании можно было определить значимость рисков для предприятия и принять решение о том, можно ли считать данный риск приемлемым, или он требует принятия мер. После выявления рисков необходимо ранжировать их по степени приоритетности. Для этого можно определить последствия и вероятность каждого риска и затраты, связанные с мероприятиями по его минимизации. В рамках процесса управления рисками работа с рисками представляет собой процесс выбора и осуществления мероприятий по смягчению рисков. Одним из основных элементов работы с рисками является контроль/смягчение рисков. Обращение с рисками включает в себя внедрение процессов, методов и инструментов, необходимых для борьбы с последствиями значимых для предприятия событий . Эффективность обращения с рисками измеряется той степенью, в которой риски удается исключить или смягчить за счет реализации предложенных мер, направленных на обеспечение контроля рисков. Часто способы управления выявленными рисками определяются экономической эффективностью обращения с рисками, связанной с затратами на осуществление контроля в сравнении с ожидаемым положительным эффектом от снижения риска . Предлагаемые средства контроля следует измерять посредством сравнения потенциального экономического эффекта, который может быть достигнут в случае отказа от принятия мер, с затратами на принятие мер. Затем - часто после выявления риска - следует определить затраты на реализацию мероприятий по смягчению риска. Их следует рассчитать довольно точно, так как эта величина быстро становится основным ориентиром для измерения экономической эффективности . Кроме того, следует рассчитать ожидаемые потери в случае отказа от принятия мер, и, сравнив результаты, руководство может принять решение о том, принимать или не принимать меры по контролю рисков. Что касается соблюдения требований законодательства и нормативов, то в большинстве случаев здесь выбирать не приходится . Предприятию необходимо знать применимые к его деятельности законы и внедрить систему контроля, обеспечивающую выполнение соответствующих требований. Некоторая гибкость возможна лишь в редких случаях, когда затраты на снижение риска абсолютно несопоставимы с самим риском. После сравнения затрат, на мероприятия по смягчению риска с издержками отказа от принятия мер возможны четыре общепризнанных варианта действий по управлению каждым из выявленных рисков : принять риск, передать риск, снизить риск, устранить риск. После оценки и согласования мер и процедур по снижению риска их следует применить в работе предприятия. Руководству следует ранжировать ресурсы, необходимые для управления рисками, по степени их приоритетности . Если высшее руководство предприятия удовлетворено проводимой работой по управлению и обращению с рисками (выявление, изучение, оценка и т.д.), риски можно ранжировать по степени приоритетности и выбрать для каждого из них основные варианты для планирования мероприятий по управлению рисками. Существует три принципа, связанных с допустимыми или приемлемыми рисками : 1. Должен существовать баланс между возможной степенью снижения риска и затратами на принятие мер по его снижению. 2. Риск должен быть при соответствующем уровне контроля. 3. "Допускающий" руководитель должен подписать записку о мерах по управлению рисками как лицо, допускающее риск. Риск может быть признан допустимым в случае, если затраты на его полное устранение слишком велики. Кроме того, риск может быть принят в качестве допустимого в течение определенного периода времени. В некоторых случаях можно передавать риск, т.е. не устранить или снизить риск, а передать его другому "владельцу" или передать ответственность за него другой организации. Передача риска может осуществляться при помощи аутсорсинга и последующей передачи риска другой организации . После анализа и рассмотрения рисков обычный путь к их смягчению - снижение рисков. Это можно просто определить как контроль рисков, т.е. осознание факта наличия определенного риска и рассмотрение возможностей управления этим риском. Существует много подходов к снижению рисков при помощи множества различных методик. Часто первый этап включает определение того момента, когда риск снижен до допустимого уровня и дополнительных мер не требуется, т.е. когда риск становится допустимым . Это решение часто определяется тем, какое количество ресурсов необходимо для реализации плана по снижению риска. Необязательно полностью уничтожать риск - достаточно снизить его до допустимого уровня. При ранжировании рисков по приоритетности рассматривают все решения, принятые в процессе работы с рисками. Рассматриваются все риски, которые были переданы, устранены, допущены или отнесены к категории приемлемых . Формальная количественная оценка рисков помогает ранжировать риски по приоритетности, но часто у каждого объекта есть свои приоритеты. Таким образом, можно сделать вывод о том, что управление экологическими рисками часто рассматривается в качестве инструмента, позволяющего предприятию расти в результате внутренних и внешних изменений. Предприятию, закрывающему глаза на риски, труднее привлечь внешние инвестиции, чем организации, у которой есть план действий по управлению рисками. В заключение стоит отметить, что во всем мире во многих отраслях промышленности управление экологическими рисками признано эффективным механизмом снижения экологических рисков для всех аспектов работы предприятий. Этот механизм применим не только к одному сегменту организации, но воздействует на всю компанию и создает такие преимущества, как увеличение прибыли, повышение качества обслуживания потребителей, создание возможностей для развития бизнеса или улучшение условий труда работников. Воздействие химических, физических и биологических факторов в ходе технологического процесса на окружающую среду и здоровье человека управления Основным видом деятельности ООО «Рыльское ДРСУ» является производство асфальтобетонной смеси, применяемой при устройстве твердого покрытия на автомобильных дорогах и при благоустройстве жилых массивов... Выполнение природоохранных требований по обращению с опасными отходами в ООО "МашСталь" в соответствии с законодательством Российской Федерации Часть отходов, образующихся на предприятии, используется повторно, т. к. в результате технологического цикла они не утрачивают свою производственную ценность и поступают на дальнейшую переработку. Таблица 2. Перечень отходов... Глобальные экологические проблемы современности В настоящее время экологическая обстановка на планете находится в очень сложной ситуации. Если на данном историческом отрезке человечество не одумается, не попытается найти выход из сложившейся ситуации... Методы управления качеством окружающей среды Механизм управления природопользованием и охраной включает методы, формы, функции управления и систему государственных органов, осуществляющих такое управление... Оценка воздействия на окружающую среду методов переработки отходов на территории ООО "Повтор" в г.о. Тольятти. полиэтиленовый атмосферный загрязняющий окружающий Тольятти крупный город с населением более 750 тысяч человек, в котором ежегодно образуется около 1,5 млн. кубических метров бытовых отходов (ТБО). В Тольятти есть единственный полигон... Оценка негативного воздействия предприятия ООО "Молочный завод" на водный бассейн, пути и способы его минимизации Составленная блок схема характеризует этапы производства по переработки сырого молока в готовый продукт. Рисунок 2.1 - Схема этапов производства... Оценка экологической безопасности предприятия ОАО «Уфанефтехим» расположена в северной промышленной зоне города Уфы республики Башкортостан. Завод введен в эксплуатацию в 1957 году и является топливным с долей нефтехимических процессов. Рельеф окружающей местности средне холмистый... Руководство ОАО «ТНК-Нягань» относит к числу важнейших проблемы промышленной безопасности, охраны здоровья сотрудников и экологии... Совершенствование системы управления отходами в регионах Россия, переживающая всеобъемлющую деструкцию централизованной системы управления в политике и экономике, переходит к децентрализованным методам управления отходами... Сравнительный анализ влияния деятельности атомных электростанций на окружающую среду (на примере Калининской АЭС и Ленинградской АЭС) атомный электростанция загрязнение радиоактивный Практика использования АЭС показала, что наибольшее вредное воздействие на окружающую среду от деятельности АЭС оказывают отходы... Управление экологическими рисками для защиты здоровья населения от загрязнения окружающей среды В первом приближении, экологические риски охватывают угрозы, которые могут возникать для предпринимателя вследствие недооценки им роли и значения экологических факторов в бизнес-деятельности, а также угрозы... Экологическая оценка состояния поверхностных вод в районе Березовского буроугольного месторождения Первоначальным утвержденным техническим проектом мощность разреза "Березовский-1" была определена 55,0 млн. т. угля в год. Строительство разреза было начато в 1979 г, сдан в эксплуатацию в 1987 г. К 1991 г. добыча угля на разрезе была доведена до 14,2 млн. т... Управление экологическим риском является логическим продолжением оценки и анализа экологического риска. Оно базируется на совокупности политических, социальных и экономических оценок полученных величин риска, сравнительной характеристике возможных ущербов для здоровья как отдельного человека, так и общества в целом, возможных затрат на реализацию различных вариантов управленческих решений по снижению риска и тех выгод, которые будут получены в результате реализации мероприятий. Управление экологическим риском состоит из четырех элементов. 1. Сравнительная оценка и ранжирование рисков по их вели 2. Определение уровней приемлемости риска. 3. Выбор стратегии снижения и контроля риска. 4. Принятие управленческих решений. Если на завершающей стадии оценки экологического риска устанавливается степень опасности конкретного вещества при определенных условиях, то на начальном этапе управления экологическим риском проводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов - выделение круга вопросов, требующих первоочередного внимания, определение вероятности и установление последствий. Этот этап управления риском включает в себя определение уровней вероятности развития нарушений состояния здоровья и анализ их причинной обусловленности. Управление риском может осуществляться несколькими путями: 1. Абсолютный контроль - снижение риска до нуля. Данный подход используется в случае существования реальной возможности полного предотвращения воздействия особо опасного химического вещества, например, путем запрета его производства и применения. 2. Снижение риска до разумного максимального технически и экономически достижимого уровня. Данный подход достаточно субъективен, так как требует аргументации понятий «разумность» и «максимальность». Применение данного подхода должно обязательно сопровождаться оценкой возможных ущербов для здоровья, так как в противном случае невозможно оценить соотношения «затраты- выгода». 3. Применение концепции минимума, т.е. снижение риска до такого уровня, который воспринимается абсолютно всеми как практически нулевой. 4. Установление риска на приемлемом для каждого индивидуума и общества в целом уровне («адекватный запас безопасности»). При анализе приемлемости риска учитываются: Выгоды от использования конкретного вещества (например, увеличение урожайности благодаря использованию пестицидов); Расходы, связанные с регулированием применения этого вещества (полным или частичным запретом, заменой его другим препаратом и т.п.); Возможность осуществления мероприятий с целью уменьшения потенциального негативного воздействия вещества на окружающую среду и здоровье человека. Для установления приемлемости риска широко используется метод экономического анализа «затраты-выгода». Однако понятие приемлемости определяется не только результатами экономического анализа, но и большим числом политических и социальных факторов, включая восприятие экологического риска различными группами населения. Стратегия контроля уровней экологического риска предусматривает выбор мероприятий, в наибольшей степени способствующих минимизации или устранению риска. Такие типовые меры могут включать: Использование предупредительных маркировок (надписей, наклеек, ярлыков); Ограничение числа лиц, находящихся в зоне источника риска; Ограничение сферы использования источника риска или территорий с такими источниками (например, запрет использования загрязненньгх участков территории для рекреационных целей); Полный запрет производства, применения и ввоза опреде В задачи управления экологическим риском, наряду с разработкой приоритетных мероприятий по устранению и снижению риска, входит выбор стратегии периодического или постоянного мониторинга экспозиций и рисков. Данные виды мониторинга выполняют следующие функции: Контрольную (сравнение с предельно допустимыми или приемлемыми уровнями); Сигнальную (быстрое реагирование на возникновение опасной ситуации); Прогностическую (возможность предсказания рисков); Инструментальную (как средство для распознавания и классификации наблюдаемых явлений). Разработка системы управления экологическими рисками в техногенных системах требует определения характерных компонентов производства и значимых экологических аспектов деятельности того или иного предприятия, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения, наличия информационной системы с целью распространения результатов определения уровней рисков для здоровья человека среди заинтересованной части населения (например, среди врачей, лиц, принимающих управленческие решения, научных сотрудников, населения и общества в целом). Передача и распространение информации о риске является естественным продолжением процесса оценки риска. Оценка риска не имела бы смысла, если бы получаемые при этом результаты не доводились тем или иным образом до сведения тех, кто причастен к решениям по снижению риска. Результаты, полученные в процессе оценки риска, должны быть представлены таким образом, чтобы они были доступны для неспециалистов, представителей прессы и населения, позволяли выявить общественное мнение о воздействии текущей или намечаемой хозяйственной деятельности. При распространении информации о риске необходимо принимать во внимание особенности восприятия риска разными группами населения. Если специалисты в оценке риска руководствуются количественными характеристиками и профессиональной информацией, то население в своем восприятии риска ориентируется не только на его количественные характеристики и возможные последствия для здоровья, но и на уже сформировавшееся мнение общественности. Важным фактором, влияющим на восприятие информации о риске, является уточнение добровольного характера риска. Население всегда больше волнует вынужденный, а не добровольный риск. Поэтому к факторам, повышающим чувство опасности и, как следствие, вызывающим большее «возмущение», относятся такие, как вдыхание воздуха, загрязненного промышленными химическими веществами (искусственный риск), катастрофические утечки газообразных ядовитых веществ (катастрофический риск), микроорганизмы, созданные методами генной инженерии (экзотический риск), риск, связанный с отсутствием видимых преимуществ (строительство каких либо предприятий рядом с жилыми домами). Реакция человека или группы людей на риск определяется как индивидуальными факторами, так и факторами, характеризующими сам риск или информацию о нем. Индивидуальные факторы, влияющие на восприятие риска, подразделяются на следующие группы: Личностные особенности; Эмоциональное состояние. Факторы, связанные с самим риском, характеризуются: Происхождением опасности и теми последствиями, к которым может привести риск; Выраженностью риска для индивида или группы лиц; Выраженностью последствий риска; Вариабельностью информации о риске, получаемой из различных источников. Информирование населения об экологическом риске является неотъемлемой частью системы управления рисками. При этом информирование представляет собой процесс взаимодействия в ходе обмена данными и мнениями относительно риска между отдельными лицами, группами людей и учреждениями. Основные правила распространения информации об экологическом риске основаны на максимальном привлечении общественности к квалифицированному и доброжелательному обсуждению проблем, связанных с оценкой этого риска. Данные правила формулируются следующим образом. Относиться к общественности как к законному партнеру и обеспечивать ее участие в решениях, относящихся ее жизни и системе ценностей. Это правило основывается на убеждении, что население имеет право участвовать в решениях, непосредственно касающихся его жизни. Информирование общественности должно быть организовано так, чтобы ее участие было продуктивным. Учитывать интересы различных групп населения, тщательно планировать передачу информации. Общаясь с той или иной группой населения, следует тщательно планировать передачу ей информации о риске, так как многочисленные группы людей преследуют свои особые интересы и имеют свои собственные заботы. Например, жителей, проживающих вблизи от химического предприятия, мало будет интересовать количество случаев смерти на 1 тонну выпуска продукции завода. Их будет интересовать, каков риск заболевания для них и их детей. Прислушиваться к тому, что беспокоит население. Люди станут прислушиваться к специалистам лишь тогда, когда специалисты начнут прислушиваться к голосу граждан. Людей, как правило, больше волнуют такие вопросы, как социальная справедливость, наличие работы, ответственность должностных лиц, чем статистические данные о смертности и заболеваемости. Следует вникнуть в то, что их беспокоит, и дать понять, что вы об этом знаете. Добиться доверия населения. При распространении информации необходимо быть честным, не преуменьшать и не преувеличивать степень риска, пытаясь, например, решить задачу финансирования научных исследований. Не пытаться ответить на вопросы, недостаточно изученные или спорные. Быть готовым ответить: «Я не знаю». Не высказывать ненаучную точку зрения по проблемам, связанным с качеством окружающей среды и ее воздействием на здоровье. Координировать свою работу и сотрудничать с другими надежными партнерами. В случаях разногласий по поводу факторов риска ученым следует стремиться выработать единую точку зрения, прежде чем информация будет предоставлена населению. Учитывать запросы средств массовой информации. Специалисты по оценке риска и регулированию должны быть доступны для корреспондентов, так как пресса является основным передаточным звеном информации. Выражать свои мысли четко и понятно. Необходимо стараться реже использовать специальные термины и профессиональный жаргон, не перегружать информацию статистическими данными. При передаче и распространении информации об экологическом риске могут возникнуть ошибочные представления о роли самой информации, освещающей риск. Например, ошибочным является представление о том, что распространение информации о риске якобы не всегда способствует разрешению конфликтной ситуации и упрощает принятие управленческих решений по контролю риска. Это связано с тем, что не всех людей объединяют общие интересы и общие системы ценностей. Управленческие решения по контролю риска могут устраивать одних людей и совсем не устраивать других. Большие возможности в управлении риском предоставляет экологический менеджмент. В течение 90-х годов подавляющее большинство ведущих зарубежных промышленных компаний продемонстрировали существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновременном увеличении объемов производства, снижении удельных расходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. Экологическая деятельность как одна из составляющих сбалансированного развития становится все более экономически оправданной, позволяя предприятиям использовать связанные с ней разнообразные прямые и косвенные преимущества и выгоды. Развитие экологического менеджмента становится общепризнанным путем практического решения экологических проблем и снижения экологического риска в техногенных системах. Экологический менеджмент можно определить как процесс и результат инициативной деятельности экономических субъектов, направленной на последовательное улучшение в достижении их собственных эколо гических целей и задач, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики. Характерными особенностями данного процесса являются: Возрастание экологической ответственности предприятий вследствие общемировой тенденции к сокращению вмешательства государства в экономику, стимулирования частной инициативы и создания глобальных рынков; Переход предприятий от пассивной позиции в решении экологических проблем, определяемой требованиями государственного экологического контроля, к активной позиции, в значительной степени определяемой собственными целями и задачами; Расширение границ инициативной экологической деятельности предприятий; Перенос приоритетов в действиях с «конца трубы» (очистка сточных вод, отходящих газов, размещение и удаление отходов) непосредственно на источники образования отрицательного воздействия на окружающую среду (использование ресурсов, технологические процессы, организация производства); Установление прямой взаимосвязи экологической деятельности с возможностями привлечения инвестиций, развитием производства, экономией и сбережением ресурсов, снижением потерь, повышением качества продукции и ее конкурентоспособностью; Максимальное использование беззатратных и малозатратных методов и средств для решения экологических проблем; активизация внутренних неиспользуемых резервов и возможностей; Открытая демонстрация предприятием экологических целей, задач и достигнутых в соответствии с ними результатов, включая и отрицательные результаты; Активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторонами (от инвесторов, акционеров и деловых партнеров до потребителей, общественности и конкурентов). Практической основой деятельности предприятий в области экологического менеджмента является предотвращение негативного воздействия на окружающую среду. К ее характерным направлениям относятся: Экономия сырья, материалов, энергетических ресурсов; Сокращение технологических потерь, потерь при складировании и транспортировке, неучтенных потерь и т.п.; Сокращение потребления чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ и материалов; Использование вторичных ресурсов; Усовершенствование основных и вспомогательных технологических процессов с целью сокращения источников образования загрязняющих веществ, отходов и других вредных факторов воздействия на окружающую среду; Организация потоков загрязняющих веществ и отходов; Рециклинг (переработка и использование отходов производства и потребления, производство побочной продукции); Сокращение ситуаций с повышенным экологическим риском (аварийного воздействия на окружающую среду); Подготовка к деятельности и деятельность в условиях аварийного воздействия на окружающую среду; ликвидация экологических последствий аварий; Экологическое образование персонала предприятия с целью повышения экологической культуры и снижения экологических рисков для персонала; Повышение эффективности производственного экологического мониторинга. Эффективная деятельность предприятия в сфере экологического менеджмента рассматривается как основная гарантия экологической безопасности и возможности управления экологическими рисками в процессе проектирования, строительства и эксплуатации промышленных объектов. Развитие деятельности в области экологического менеджмента позволит не только решать конкретные экономические и природоохранные задачи, стоящие перед отдельными предприятиями и страной в целом, но и вовлечь неиспользуемый потенциал России (в том числе культурный, интеллектуальный, предпринимательский) в решение национальных и мировых экологических проблем. Модуль 2. Основные принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды №1. Глобальные экологические проблемы: климатические изменения, разрушение озонового слоя, загрязнение природных вод органическими веществами и др. Защитные механизмы природной среды и факторы, обеспечивающие ее устойчивость. Динамическое равновесие в природной среде. Гидрологический цикл, круговорот энергии и вещества, фотосинтез. №2. Диагностика и химико-аналитический контроль объектов окружающей среды. Предельно допустимые концентрации. Санитарно-гигиеническое нормирование. Показатели качества окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду. Пути превращения загрязнителей в окружающей среде № 3. Индивидуальный и коллективный риск. Уровень риска. Распределение риска среди населения. Восприятие рисков и реакция общества на них. Сравнение и анализ рисков в единой шкале. Неопределенности в оценках риска. Риски от воздействия нескольких опасностей. Суммарный риск. № 4. Применение логических методов анализа – дерева отказов, дерева событий. № 5. Характер и масштабы стационарных и аварийных химических выбросов. Динамика и прогнозы. Анализ причин возникновения аварий на ХТО. Оценка последствий. Модуль 3 . Основные направления и методы борьбы с загрязнения ми окружающей среды. № 6. Методы очистки сточных вод. Методы очистки атмосферы. № 7. Утилизация производственных твердых отходов. № 8. Методы локализации, консервации, захоронения радиоактивных отходов. Тематические материалы:
Обновлено: 01.10.2019
103583
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Рубрики сайта |