Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Вашему вниманию предлагается подробная классификация проектов по различным основаниям. Вы узнаете, какие существуют их виды, чем они отличаются друг от друга. Прежде всего, дадим необходимое определение, чтобы иметь представление, о чем идет речь.

Проект - это комплексный системный процесс, который направлен на изменение различных областей жизни человека. В развитых странах и в государствах бывшего СССР существенно различается это понятие, и классификация проектов порой имеет свои особенности (см. раздел "Инвестиционные проекты").

В традиционном смысле слова проект обозначает:

1) Намерение, идею, замысел.

2) Описание, представление, изображение некоторого объекта (нематериального или материального) на бумаге или иных носителях информации.

Что включает в себя проект?

Понятие его в развитых государствах Запада шире, чем оно принято у нас. Так, например, американский Институт управления проектами обозначает его как некоторую задачу с исходными данными, а также требуемыми целями (результатами), которые обуславливают способ ее решения. Здесь, однако, не сказано о том, какие средства существуют для реализации проекта. К тому же способ решения той или иной задачи определяется не всегда и не только целями (результатами) ее решения. Поэтому можно сказать, что проект включает в себя:

Замысел (задачу, проблему);

Средства решения (реализации);

Цели (результаты).

Результаты проекта

Проект в широком смысле - это то, что может изменить что-либо в мире, в жизни. Результаты его с подобной точки зрения могут быть как конкретными (организация, сооружение, здание, продукция и т. д.), так и абстрактными (опыт, знания, методы, планы и т. д.). Если же рассматривать его как динамическую систему, можно выделить:

Текущие (технология, документация и т. д.);

Конечные (прибыль, продукт и т. д.).

Зачастую проект и результаты его бывают представлены в виде системы целей, а значит, проект является системой. Иными словами, это совокупность различных элементов и возникающих между ними связей, которая обеспечивает достижение определенных целей.

Основания, по которым можно классифицировать проекты

Классификация проектов может быть осуществлена по срокам реализации, масштабам, качеству их разработки и претворения в жизнь, месту реализации, размерам используемых ресурсов. Многообразие их видов чрезвычайно велико в действительности. Классификация проектов имеет следующие основания:

Структура, состав проекта и предметная область, определяющие его класс;

Производственные помещения;

Производственные объекты;

Технологию работ и производства;

Технологическое оборудование;

Услуги, работы, продукт, которые производятся.

В зависимости от того, какой характер имеет проект, возможны и другие, а также более детальное деление вышеприведенных.

Обеспечивающими элементами проекта являются: финансы, сырьевые ресурсы, кадры (персонал), помещение и территория месторасположения, договоры, соглашения, контракты, а также другие элементы, которые способствуют его реализации и разработке.

Инвестиционные проекты

Инвестиционными являются практически все проекты, поскольку подавляющее большинство из них требует вложения денежных средств, то есть инвестирования. В специальной литературе по проектному анализу и инвестиционному планированию под ним подразумевается комплекс взаимосвязанных предприятий, которые направлены на достижение конкретных целей в течение некоторого ограниченного периода времени. Классификация инвестиционных проектов может быть осуществлена по различным основаниям: по масштабу вложенных инвестиций, целям, степени риска, степени взаимосвязанности, срокам. В частности, по масштабу инвестиций выделяются мелкие, традиционные, крупные и мегапроекты.

В странах США и Западной Европы подразумеваются под мелкими проектами те, стоимость которых составляет менее 300 тыс. долларов. Средние (иначе называемые традиционными) обладают стоимостью от 300 тыс. до 2 млн. долларов. Проекты крупные - это те, которые имеют стратегический характер и стоимость более 2 млн, долларов. И, наконец, мегапроекты - международные или государственные целевые программы, объединяющие целый ряд инвестиционных проектов, имеющих единое целевое назначение. Их стоимость составляет от 1 млрд, долларов.

В российской практике сложилась несколько иная классификация инвестиционных проектов. Например, в случае, когда на конкурсной основе выделяются централизованные инвестиционные ресурсы, проекты стоимостью более 50 млн, долларов считаются крупными.

Классификация учебных проектов

Они могут быть персональными и групповыми. При этом каждый из них обладает неоспоримыми достоинствами. Существует также особый классификация которых представлена ниже. Это система обучения, знания и умения при которой приобретаются в процессе самостоятельного планирования и осуществления учащимися проектов - практических заданий, постепенно усложняющихся.

Возможна классификация учебных проектов по:

Масштабам деятельности;

Тематическим областям;

Количеству исполнителей;

Срокам реализации;

Важности результатов.

Все они, независимо от типа, уникальны и неповторимы, направлены на достижение определенных целей, предполагают координацию взаимосвязанных действий, ограничены во времени.

Проекты по комплексности могут быть межпредметными и монопроектами. Последние осуществляются в рамках только одной области или одного учебного предмета. Межпредметные же выполняются под руководством специалистов, представляющих различные области знания, во внеурочное время.

По характеру контактов их можно разделить на международные, региональные, внутришкольные и внутриклассные. Как правило, два первых осуществляются как проекты телекоммуникационные, с использованием различных средств современных технологий и Интернета.

Если брать за основу преобладающую деятельность учащихся, то можно выделить следующие виды:

Проект практико-ориентированный;

Исследовательский;

Информационный;

Творческий;

Ролевой.

Что касается продолжительности, можно выделить:

Мини-проекты, которые укладываются в 1 урок или его часть;

Краткосрочные, рассчитанные на 4-6 уроков;

Проекты недельные, которые требуют 30-40 часов и предполагают сочетание внеклассных и классных форм работы, а также глубокое погружение в них, что делает их оптимальной формой организации работы над проектами;

Долгосрочные (годичные) как групповые, так и индивидуальные (как правило, они выполняются во внеурочное время).

Разнообразие проектов

Классификация как вы видите, осуществляются не только менеджерами и учеными. Многие из нас сталкиваются с ними в своей профессиональной деятельности, в частности, преподаватели. Студенты, кстати говоря, тоже часто получают задание выполнить "Проект на тему...". Это поможет им в будущей профессиональной деятельности. Проект на тему, предложенную преподавателем или выбранную самостоятельно, часто расценивается как выпускная или экзаменационная работа.

Для студентов

По работе над проектом

Череповец, 2015

Разработали:

Масыгина И. А. - преподаватель, председатель ЦК физико-математических дисциплин бюджетного профессионального образовательного учреждения Вологодской области «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина»

Белавина Н.М. преподаватель русского языка и литературы,

руководитель МК дисциплин гуманитарного цикла, БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»

Скороходова В.А. зам.директора по УР, преподаватель литературы и русского языка БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж им. А.А. Лепехина»


1. Введение
2. Что такое проект. Виды проектов
3. Этапы работы над проектом
4. Рекомендации по работе над проектом
A. Работа с литературными источниками
B. Полезные интернет-ссылки
5. Требования к оформлению текстового варианта проектной работы
6. Требования к презентации
7. Памятка для защиты проекта
A. Общие рекомендации
B. Рекомендации выступающему
8. Критерии самооценки проектов
9. Литература
Приложения:
1. Материалы для диагностики студентов (выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности). Анкета
2. Формы продуктов проектной деятельности
3. Виды презентаций проектов
4. Из опыта составления проектов преподавателей Белавиной Н.М., Скороходовой В.А., преподавателей русского языка и литературы.

Введение

Здравствуй, студент первого (второго) курса профессиональной образовательной организации. Ты сделал первый важный шаг в своей жизни - выбрал сам, или с помощью взрослых, профессию, ремесло. Что думают об этом великие:

«Хорошее начало - половина дела» (Платон).

«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее» (У. Шекспир).

Итак, вперёд - к постижению нового. Чтобы изучить любое ремесло, необходимы азы знаний. На первом курсе вы продолжаете изучение школьных (общеобразовательных) дисциплин. И по одной из них необходимо выполнить индивидуальный проект.

Что такое проект. Виды проектов

Проект самостоятельная работа студента, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект позволит вам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Он позволит каждому проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.


основная цель проектной деятельности студентов - самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.

«Проект – это пять «П»:

1. проблема,

2. проектирование (планирование),

3. поиск информации,

4. продукт (создание проектного продукта),

5. презентация проектного продукта.

Можно выделить и шестое «П» проекта - это его портфолио (папка документов), в котором собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Особенности проекта:

· прежде всего это наличие проблемы , которую предстоит решить в ходе работы над проектом;

· проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель . В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение.

· результатом проекта является проектный продукт , который создается автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.

Существует несколько классификаций проектов (типология проектов):

По виду конечного продукта:

· Материальные . Проекты, конечными продуктами которых могут быть: модели, макеты, картины, скульптуры, книги, иллюстрированные альбомы, фильмы, слайд-шоу, компьютерные презентации и т.п.

· Действенные. Проектным продуктом в этом случае может быть: поход, экскурсия, спектакль, соревнование, школьный праздник, классный час, мастер-класс, выставка, игра, викторина, тематический вечер, литературная гостиная, концерт и т.п.

· Письменные. Проектный продукт – статья, брошюра, инструкция, рекомендации и т.п.

По доминирующей деятельности:

· Творческие проекты чаще всего завершаются созданием произведений искусства различных жанров или проведением творческих мероприятий, выпуском газеты, видеофильма

· Практико-ориентированные проекты , как правило, воплощаются в материальных проектных продуктах, иногда в мероприятиях или письменных инструкциях, рекомендациях и т.п;

· В результате исследовательских проектов могут создаваться как научные статьи, брошюры и т.п., так и модели или макеты, учебные фильмы и компьютерные презентации, реже мероприятия, например, учебная экскурсия или доклад;

· Конечным продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы, которые могут быть, как опубликованы на бумажных носителях, так и размещены в интернете;

· игровые и ролевые проекты участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта; это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. почти всегда связаны с проведением мероприятий, которые в этом случае являются проектным продуктом, так как публика привлекается к решению проблемы проекта, (например, игра-дебаты «Атомная энергетика: за и против»).

По продолжительности выполнения:

· краткосрочные – 1-3 месяца;

· среднесрочные – от 3 месяцев до 1 года;

· долгосрочные – более 1 года.

По количеству участников:

· индивидуальные;

· групповые.


По характеру контактов:

· локальные (в одной студенческой группе, на одном факультете, в одном учебном заведении);

· региональные (в рамках города, области);

· межрегиональные (участники представляют разные регионы страны);

· международные.

Тип проекта Цель проекта Проектный продукт Тип деятельности
Практико-ориентированный Решение практических задач заказчика проекта Учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации Практическая деятельность в определенной учебно-предметной области
Исследовательский Доказательство или опровержение какой-либо гипотезы Результат исследования, оформленный установленным способом Деятельность, связанная с экспериментированием, логическими мыслительными операциями
Информационный Сбор информации о каком-либо объекте или явлении Статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу Деятельность, связанная со сбором, проверкой, ранжированием информации из различных источников; общение с людьми как источниками информации
Творческий Привлечение интереса публики к проблеме проекта Литературные произведения, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы Творческая деятельность, связанная с получением обратной связи от публики
Игровой или ролевой Предоставление публике опыта участия в решении проекта Мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное) Деятельность, связанная с групповой коммуникацией

Термин «проект» употребляется в самых различных значениях. В переводе с латинского «proektus » означает «брошенный вперёд ».

В настоящее время под проектом понимают:

    Проект – это то, что планируется или разрабатывается, большое начинание;

    Замысел, план, прототип, прообраз какого-либо объекта, события и т.п., отображенный различными способами, методами;

    Совокупность документов, расчетов, чертежей и других документов по созданию какого-либо сооружения, машины и т.д. (строительные, технические, технологические проекты);

    Предварительный текст какого-либо документа.

Слово проект очень часто встречается в нашей жизни. Примеры современных проектов: разработка средств борьбы со СПИДом, закрытие Чернобыльской АЭС, проведение выборной компании, взятие в аренду и ремонт офиса, внедрение новой технологической линии или подготовка к пикнику имеют ряд общих признаков , характеризующих их как проекты.

К отличительным признакам проектов относят следующие:

    направленность на достижение конкретной цели ;

    ограниченность во времени выполнения, наличие конкретной даты начала и завершения;

    наличие жизненного цикла проекта;

    координированное исполнение взаимосвязанных между собой действий ;

    наличие определенного бюджета (финансового, материального и т.п.);

    в определенной степени неповторимость , уникальность .

В целом эти пять признаков отличают проект от других мероприятий, планов, программ, инициатив. Каждый из перечисленных признаков имеет важное содержание.

    Направленность на достижение цели. Проекты направлены на достижение конкретных результатов – другими словами, на достижение цели. Именно эта цель является движущей силой проекта, и все усилия, которые прикладываются при его планировании и реализации, направлены на её достижение.

Проекты имеют множественные иерархические цели. Ориентация проектов на достижение цели придает огромный внутренний потенциал для управления ими. В первую очередь это предусматривает необходимость точного определения и формулирования целей , от высшего уровня – до низшего.

2) Ограниченность во времени выполнения, наличие конкретной даты начала и завершения . Ни один проект не может существовать без ограничений во времени. Проекты выполняются на протяжении определенного промежутка времени и имеют более-менее четко очерченные начало и завершение. Проект считается завершенным, когда достигнуты его основные цели. В процессе выполнения проекта значительные усилия направлены именно на то, чтобы он был завершен в намеченный срок.

Необходимо обратить внимание на то, как срок осуществления проекта отличается от циклов производства продукции. Выпуск товаров не ограничен во времени и зависит только от наличия и уровня спроса. Когда спрос исчезает, заканчивается и производственный цикл, поэтому традиционные процессы производства продукции не могут быть отнесены к проектам.

3) Наличие жизненного цикла проекта . Каждый проект в своем развитии проходит определенные стадии: идентификация проекта (зарождение его идеи, определение целей, отсев худших вариантов, предварительный анализ осуществимости проекта); разработка; экспертиза; переговоры, заключение контрактов; реализация; завершающая оценка.

4) Координированное исполнение взаимосвязанных между собой действий . Сама сущность проектов определяет сложность их внедрения в жизнь. Проекты требуют выполнения многочисленных заданий, жестко или гибко взаимосвязанных между собой: некоторые промежуточные задания не могут реализовываться, пока не закончены другие задания, другие задания должны выполняться параллельно и т.п. Если нарушается синхронизация заданий, весь проект может оказаться под угрозой срыва.

5) Наличие бюджета . Проектная деятельность, направленная на получение определенного результата в заданный промежуток времени, не может осуществляться без использования соответствующих ресурсов (материальных, финансовых, трудовых). Поэтому неотъемлемой чертой проекта является наличие бюджета.

6) Уникальность . Проекты – это в определенной степени неповторимые и одноразовые мероприятия. Вместе с тем, уровень уникальности может значительно колебаться в зависимости от особенностей проекта. Например, если речь идет о возведении пятидесятого дома в стиле «стандарт» по программе жилищного строительства, то уровень уникальности такого проекта достаточно скромный. Базовые элементы такого дома идентичны элементам тех сорока девяти домов, которые были построены раньше. Однако элементы уникальности могут выражаться в специфике земельного участка, где будет расположен дом, в решении использовать новую систему отопления и вентиляции или в необходимости работать с новой бригадой специалистов и т.д.

С другой стороны, если специалисты разрабатывают операционную систему компьютера нового поколения, они, естественно, имеют дело с достаточно уникальным заданием, т.к. работают над тем, что никогда раньше не делалось.

Проект – это особый способ организации деятельности. Для выявления его специфики (преимуществ и недостатков) необходимо сопоставить проект с другими организационными образованиями – «отдельным заданием», отделом, предприятием. Для этого рассмотрим схему, которая позволяет определить специфику каждого из указанных объектов.

В процессе описания характеристик и способов организации деятельности по указанным размерам и параметрам выделяют наиболее типовые проблемы и предназначение каждой из них.

Так, для задания такой проблемой является подбор сотрудников с необходимой квалификацией и распределение этапов задания между ними. Для отдела главной проблемой выступает обеспечение стабильности в работе и благоприятного микроклимата. Для предприятия проблемой становится обеспечение условий и возможностей его развития. При управлении разработкой и осуществлением проекта возникают проблемы, связанные с установлением приоритетности решения задач и сохранением баланса между ориентацией на качество, затраты и время.

Кроме того, необходимо различать деятельность предприятия, например, по производству продукции, и проектную деятельность.

Таблица 1

Разница в функционировании предприятия и проекта

Аспект деятельности

Предприятие

1. Характер деятельности

Деятельность, которая постоянно повторяется

Разовое выполнение конкретного комплекса работ

2. Степень интенсивности использования ресурсов

Относительно низкая интенсивность использования ресурсов

Высокая интенсивность ресурсопотребления

3. Тип решаемых проблем

Рутинные проблемы, часто встречающиеся в практической работе

Уникальные проблемы, которые требуют исключительного решения, не имеющего аналогов

4. Персонал, привлеченный к работе

Устоявшийся коллектив, настроенные связи между участниками

Временный коллектив, возможна ротация кадрового состава

5. Цена допущенных ошибок

Достаточно низкая цена допущенных ошибок

Высокая плата за допущенные ошибки

6. Использование

накопленного опыта

Постоянная возможность возврата к прошлому опыту

Необходимость поиска оригинальных методов решения проблем

Таким образом, наиболее важными составляющими понятия проекта является четкая ориентация на результативность мероприятия, необходимость достижения результата в определенный промежуток времени в условиях ограниченности ресурсного обеспечения.

Т.е. проект – это одноразовый комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на удовлетворение определенной потребности путем достижения конкретных результатов при установленном ресурсном обеспечении в течение заданного периода времени.

Таким образом, можно дать следующее итоговое определение проекта:

Проект – это деятельность, при которой материальные, финансовые и трудовые ресурсы организованы определенным способом для выполнения уникальной работы при ограничении во времени и затратах, с целью достижения позитивных изменений, определенных количественными и качественными параметрами.

Классификация проектов

Все проекты могут классифицироваться по следующим основным признакам:

    По классу проекта:

а) монопроект – прост и ограничен объемами: строительство магазина, жилого дома, модернизация действующего производства, строительство небольшого промышленного предприятия и т.п.

б) мультипроект – это комплексный проект, который состоит из нескольких монопроектов (например, строительство линии метрополитена – мультипроект, состоящий из монопроектов по строительству нескольких станций и соединяющих их тоннелей);

в) мегапроект – комплекс отдельных взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и отпущенными на их выполнение временем. Такие проекты могут быть международными (создание зоны Единого экономического пространства), государственными (программа приватизации государственного имущества), региональными (развития свободных экономических зон или территорий приоритетного развития), межотраслевыми (затрагивать интересы нескольких отраслей экономики), отраслевыми (программа по возрождению угольной отрасли «Украинский уголь») и смешанными.

Наиболее характерными примерами мегапроектов являются проекты, выполняемые в топливно-энергетическом комплексе – и, в частности, нефтегазовой отрасли. Так, системы магистральных трубопроводов, связавших нефтегазоносные районы Крайнего Севера России с центром страны, западными границами и крупными промышленными районами, сооружались очередями («нитками») в течение 2-3 лет каждая. При этом продолжительность такого проекта составляла 5-7 лет, а стоимость 10-15 млрд.долл.

    По функциональной направленности:

а) инвестиционные (промышленные) проекты – это проекты, направленные на выпуск и продажу новых продуктов (оказание услуг) и связанные, как правило, со строительством новых предприятий, зданий, сооружений с целью расширения присутствия на рынке;

б) инновационные проекты – это проекты, связанные с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками, усовершенствованием технологий, разработкой и внедрением в производство инноваций;

в) организационные проекты нацелены на реформирование систем управления, создание новой организации, проведение конференций, семинаров, выставок, спортивных соревнований, культурных мероприятий и т.п.

г) экономические проекты могут быть направлены на приватизацию государственных предприятий, реформирование системы налогообложения, развитие рынка капиталов и другие макроэкономические преобразования.

д) социальные проекты связаны с реформированием системы социальной защиты, охраны здоровья, снижением уровня безработицы, преодолением различных социальных потрясений и т.п.

е) экологические проекты – это проекты по установке различных очистных сооружений, рекультивации земель, ликвидации последствий и предупреждению природных катаклизмов.

    По сроку осуществления:

а) краткосрочные (до 1 года);

б) среднесрочные (от 1 года до 3 лет);

в) долгосрочные (свыше 3 лет).

    По стоимости:

а) мелкие (стоимость до 300 тыс.долл.);

б) средние (стоимость от 300 тыс. долл. до 2 млн.долл.);

в) крупные (от 2 млн.долл. до 100 млн.долл.);

г) сверхкрупные (свыше 100 млн.долл.).

    По сложности:

а) простые (аптека, магазин, парикмахерская, кафе);

б) сложные (крупное промышленное предприятие, шахта, стадион, метро);

в) очень сложные (АЭС, подводный туннель, космический корабль).

    По уровню качества:

а) проекты обычного качества ;

б) бездефектные проекты в качестве доминирующего фактора используют повышенное качество. Обычно их стоимость весьма высока и измеряется сотнями миллионов и даже миллиардами долларов (например, атомные электростанции).

    По необходимости осуществления:

а) обязательные – эти проекты требуются для выполнения правил или норм. Они могут быть предназначены для критического обновления активов, для поддержания существующих активов в рабочем состоянии. К этому типу проектов относятся контрактные проекты;

б) необязательные – это проекты, которые можно не осуществлять.

    По срочности:

а) откладываемые – это проекты, которые можно отложить, но при этом они не потеряют свою привлекательность или она изменится незначительно;

б) неотложные – это проекты, которые либо вообще станут недоступны в будущем, либо потеряют свою привлекательность.

    По взаимосвязи между собой:

а) альтернативные проекты – это когда принятие одного проекта исключает принятие другого, они являются конкурентами за ресурсы фирмы, их оценка происходит одновременно, но осуществляться одновременно они не могут. Примерами могут служить проекты, которые полностью исчерпывают имеющиеся на данный момент ресурсы фирмы;

б) независимые – отклонение или принятие одного из таких проектов не влияет на принятие решения в отношении другого проекта; они могут осуществляться одновременно, их оценка происходит самостоятельно;

в) взаимосвязанные – принятие одного проекта зависит от принятия другого. Оцениваются одновременно друг с другом как один проект, и в результате принимается одно решение. Типичный пример в литературе: освоение нового нефтяного месторождения и комплекс мероприятий по рекультивации земли после его отработки.

Проект - уникальный комплекс взаимосвязанных работ (мероприятий), направленных на создание продукта или услуги в условиях заданных требований и ограничений.

Проект - ограниченное по времени, специально организованное

целенаправленное изменение отдельной системы в рамках запланированных ресурсов и установленных требований к качеству его результатов.

Проект представляет собой деятельность, для выполнения которой людские, материальные и финансовые ресурсы организуются каждый раз новым способом.

Монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или одним подразделением, отличающиеся постановкой однозначной цели (создание конкретного изделия, технологии).

Управление проектами – использование знаний, навыков, методов, средств и технологий при выполнении проекта для достижения его целей.

Основные характеристики (признаки) проекта:

Наличие конкретной цели. Проекты направлены на достижение конкретных целей. В некоторых проектах цели и требования к продукту могут уточняться по мере выполнения проекта.

Изменение. Достижение цели проекта всегда приводит к изменению в некоторой системе, элементом которой является проект.

Ограниченность по времени. Проект ограничен во времени - имеет определенные даты начала и окончания.

Ограниченность требуемых ресурсов. Проекты реализуются в условиях ресурсных, организационных и других видов ограничений.

Комплексность. При осуществлении проекта учитывается влияние внешних и внутренних факторов.

Разграничение. Каждый проект имеет определенные рамки своей предметной области и должен быть разграничен с другими проектами родительской организации.

Специальная организационная структура проекта. Большинство крупных проектов не может быть выполнено в рамках существующих организационных структур и требует на время осуществления проекта создания «специальной для проекта организационной структуры».

Уникальность. Проекты уникальны. Степень уникальности может быть различна: она может быть связана как с конечными целями или продуктом проекта, так и с условиями их достижения. Например, строительство типового объекта также является проектом, а уникальность создаваемого продукта определяется уникальностью месторасположения, особенностями требований заказчика, особенностями обеспечения проекта ресурсами и т.п.

В связи с огромным многообразием проекты можно рассматривать с различных точек зрения и классифицировать по различным основаниям.

1. По сферам деятельности , в которых осуществляется проект, выделяют: технические, экономические, социальные и смешанные проекты.

2. По видам деятельности проекты подразделяются на инвестиционные, инновационные, научно-исследовательские и учебно-образовательные.


3. По масштабности (размер проекта, число участников и т.д.) проекты делят на мелкие (до 10 человек, продолжительность до 1 года), средние, крупные и очень крупные.

4. По продолжительности периода осуществления проекта подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

5. Пример классификации проектов согласно принципу «Технологической неопределенности» (PMI):

Тип А – признанные технологии. Проекты этого типа основываются на существующих и хорошо проверенных технологиях, доступных для всех игроков рынка. Проекты могут быть достаточно большими, но новые технологии не используются ни на одной стадий проекта.

Тип B – в большинстве признанные технологии. Проекты этого типа используют новые технологии или особенности. Большая часть работы не представляет неопределенности, новые особенности позволяют получить конкурентные преимущества, но вместе с тем увеличивают риски. Примерами подобных проектов могут служить улучшения или модификации существующих продуктов.

Тип C – прогрессивные технологии. Часто называются высокотехнологичными проектами (High –Tech). Большинство технологий проекта используются впервые. Но эти технологии уже существовали до начала реализации проекта. Проекты оборонной отрасли принадлежат к этому типу.

Тип D - высоко прогрессивные технологии. Проекты этого типа требуют проведения исследовательских работ и часто называются супер технологичными проектами (Super High – Tech). Они основаны на несуществующих или только появляющихся технологиях. Работа над проектом включает создание технологии, тестирование и выбор альтернатив. Исследовательские проекты относятся к этому типу.

Создание проекта помогает решить важную задачу, сосредоточившись только на ней, не отвлекаясь на другие дела. По данным исследований, почти половина всей целенаправленной деятельности человека осуществляется путем реализации отдельных инициатив. На этот вид деятельности тратится до четверти мирового бюджета. Открытие проекта - веяние времени, нужно только знать, как создать замысел и как сделать это правильно.

Понятие проекта и его особенности

Проект это некая осознанная деятельность (совокупность согласованных действий) человека, направленная на то, чтобы создавать уникальный продукт, и носящая разовый, не повторяющийся характер. Понятие проект предполагает достижение конкретной цели за определенное время в условиях ограниченности основных ресурсов (временных, финансовых, трудовых, материальных).

Существует несколько различных трактовок понятия "проект", пример этого можно увидеть в различных международных стандартах, в т.ч. и в российском ГОСТе. Однако практически всегда его основными приметами выступают такие факторы:

  • начало проекта имеет четкую дату;
  • окончание фиксируется по дате или готовому конечному результату;
  • наличие четко сформулированной цели;
  • уникальность готового продукта;
  • ограничение в основных ресурсах;
  • одноразовость.

Примеры замыслов: разработка и выпуск на предприятии принципиально нового вида продукции, открытие своего бизнеса, строительство дома или социального объекта, разработка идеи нового журнала или программного обеспечения, исследование рынка. Все они могут в зависимости от своих масштабов и направленности делиться на:

  • малые (с единым координатором всех процессов, ограниченным количеством взаимозаменяемых участников, проходящих весь путь от планирования до закрытия, простым графиком работ) и крупные (со сложной структурой и большими объемами работ);
  • краткосрочные (длительностью до 2 лет, с минимальным количеством подрядчиков и отчетности, а также корректировок), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Отдельно можно остановиться на так называемых мегапроектах, представляющих собой целевые программы развития целых отраслей и направлений экономики. Они включают в себя большое количество менее масштабных программ, которые дополняют друг друга и направлены на решение какой-либо глобальной задачи. Чтобы реализовать их и наладить огромное количество взаимодействий между сотнями участников, отвечающими за отдельные процессы и виды работ, привлекают самых профессиональных топ-менеджеров.

Такие замыслы могут быть отраслевыми, региональными, а также межрегиональными, межотраслевыми, общенациональными или международными . Они, как правило, долгосрочные и оперируют капиталами в десятки и сотни миллионов долларов. Чтобы избежать дорогостоящих ошибок только разработка их концепций выделяется в отдельную фазу замысла.

Классификация реализуемых инициатив

Классификация проектов может проводиться в зависимости от таких оснований:

  • направленность начинания, его состав и структура;
  • сфера деятельности, к которой проводится подготовка проекта;
  • масштаб идеи и степень ее влияния на внешнюю среду, количество участников;
  • продолжительность его внедрения;
  • степень сложности с точки зрения технологической, организационной, финансовой.

Можно сказать, что классификация проектов в определенной степени условна, поскольку каждый замысел уникален. Однако именно классификация типов проектов помогает найти в них сходные черты, способные дать понимание общих закономерностей развития тех или иных направлений. Выделяют такие наиболее распространенные типы проектов:

  • организационные;
  • экономические;
  • социальные;
  • технические;
  • смешанные.

Чтобы понять различия между ними, стоит детальнее рассмотреть типы и виды проектов.

Организационные. Они направлены на реформирование уже существующей структуры или создание новой, а также на проведение отдельных мероприятий. Характеризуются такими чертами:

  • сроки начала и окончания, а также общая продолжительность задаются точно;
  • цель формулируется четко, но обычно плохо поддается измерению, поскольку направлена на организационные изменения;
  • ресурсы выделяются по мере их наличия;
  • расходы на подобные начинания часто пересматриваются и корректируются с точки зрения их экономической эффективности.

Примеры проектов такого типа – модернизация системы управления заводом или бюджетной организацией, организация и проведение конференции, концерта, спортивных соревнований.

Экономические. Имеют целью приватизацию, санацию или реструктуризацию предприятия, модернизацию общих правил игры в сфере экономики (налогового или таможенного законодательства). Их признаки:

  • поставленные задачи нередко корректируются в процессе работы;
  • сроки невозможно установить точно, поскольку они зависят от многих внешних факторов и могут изменяться независимо от команды, внедряющей замысел;
  • расходы рассчитываются ориентировочно, однако контролируются жестко.

Социальные. Их смысл – решение социальных вопросов, улучшение качества жизни тех или иных групп населения, поэтому они касаются большого количества людей. Направленность социальных инициатив может быть самой разной, однако есть черты, характерные для всех начинаний такого рода:

  • сроки и общая длительность носят вероятностный характер, поскольку четко просчитать их невозможно, это самые неопределенные инициативы;
  • изначально цели могут носить общий и довольно расплывчатый вид, однако в процессе проведения работ и достижения определенных вех они уточняются и конкретизируются;
  • зачастую нелегко дать количественную и качественную оценку происходящим изменениям, поэтому применяются другие методы определения эффективности;
  • финансирование таких инициатив производится при наличии свободных ресурсов.

Технические. Направлены на разработку и выпуск на рынок нового вида продукции. Образцами таких замыслов можно назвать работу автомобильных заводов и их конструкторских бюро относительно регулярного обновления модельного ряда производимых транспортных средств. Отличительные особенности технических инициатив:

  • желаемая цель формулируется точно и в процессе работы корректируется незначительно;
  • сроки устанавливаются достаточно четко, значительные сдвиги не допускаются, поскольку они привязаны к рыночной конъюнктуре;
  • все затраты четко планируются в соответствии с существующими стандартами и нормами;
  • ограничение возможностей внедрения замысла могут быть ограничены мощностью производства или внешними факторами, например, влиянием на окружающую природную среду.

Часто в деловых или научных изданиях встречается несколько иная классификация проектов, построенная на тех же принципах, что и вышеприведенная. Замыслы в ней подразделяются так:

  • социально-экономические, которые предусматривают создание инфраструктуры для улучшения качества жизни населения и проведение массовых мероприятий разной направленности;
  • бизнес инициативы, предполагающие создание и внедрение новых технологий и продуктов на рынок;
  • клиентские, направленные на удовлетворение потребностей внешнего заказчика определенной компанией.

Все многообразие нестандартных идей можно рассматривать в рамках этих классификаций, что позволяет провести качественный анализ проекта и понять его перспективность.

Структурирование замысла

Для того чтобы претворить в жизнь замысел, следует определить его организационную структуру. Структура проекта – это его иерархическая декомпозиция на взаимосвязанные части для качественного планирования и контроля над исполнением процессов. Она призвана обозначить тот конечный продукт, который является итогом всего замысла, разбить весь процесс на более мелкие элементы и связать их между собой.

Чем правильнее составлена структура проекта, тем более он управляем. Основными задачами структуризации являются:

  • разбивка замысла на отдельные управляемые блоки;
  • делегирование ответственности за каждый блок между персоналом в соответствии со структурой и ресурсными возможностями;
  • максимально точный расчет материальных, временных, финансовых затрат;
  • разработка механизмов планирования, контроля и отчетности;
  • привязка бухгалтерского учета к выполненным работам;
  • ставятся конкретные цели перед каждым подразделением.

С организационной точки зрения структура проекта имеет три основных вида:

  • Функциональная . Руководство лежит на линейном руководителе, которому подчиняются руководители профильных подразделений. При применении такой модели есть необходимость введения одного или нескольких координаторов, роль которых – связать между собой разные функциональные подразделения.
  • Матричная . Для реализации отдельной инициативы создаются временные группы из числа штатных сотрудников с ответственными лицами, которые ведут задумку от фазы проектирования до самого окончания. Руководители взаимодействуют с членами своей группы по горизонтали, формального подчинения нет. Это при наложении на традиционные иерархические связи создает матрицу взаимодействия. Примеры проектов матричного типа свидетельствуют о том, что сила такой структуры во многом зависит от того, в какие условия поставлен руководитель начинания. Он может заниматься этим делом в свободное от основных обязанностей время, быть временно освобожден от них или же возглавлять специально созданную группу специалистов.
  • Проектная . За каждую инициативу отвечает менеджер, управляющий специально подобранным персоналом. Пример проекта с такой моделью управления предполагает значительный масштаб, длительность, высокую сложность задумки, применение новых технологий и изменяющиеся условия реализации.

Структурирование заданий может происходить как сверху вниз (от общего к частному), так и в обратном порядке. За образец могут браться такие методики, как дерево решений, целей или работ, сетевая модель, матрица ответственности, структура стоимости, затрат или ресурсов.

Внедрение методик работы по отдельным уникальным инициативам позволяет открывать новые горизонты, мотивировать работников, менять устоявшиеся подходы к управлению делами, использовать инновационные методы и рационально подходить к расходованию ресурсов. Этот подход дает возможность гибко и быстро реагировать на потребности рынка и удовлетворять возникающий спрос. На сегодняшний день этот метод управления преобладает за рубежом и активно продвигается в России.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные