Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Умственная деятельность, даже самая интенсивная, внешне видимыми усилиями не сопровождается. Однако выяснено, что при интеллектуальной работе у организма наиболее важные системы испытывают значительную нагрузку. Например, у переводчика при синхронном переводе скорость биения сердца составляет 160-165 ударов в минуту (70-75 в состоянии покоя). Но наибольшая интенсивность труда наблюдается у основных структурных и рабочих единиц головного мозга – нейронов (нервных клеток).

Согласно исследованиям, во время переработки информации организуются из нейронов в головном мозге функциональные системы. При этом любой нейрон способен стать элементом многих систем и принимать участие в различных процессах. Он после включения в активно действующую систему может воспринимать, перерабатывать и передать информацию другим нейронам. Одновременно он осуществляет постоянно биосинтез, необходимый для поддержки жизнедеятельности и структуры клетки. При этом расходует часть своих белков и энергетических запасов. Эти резервы незначительные, что требует их постоянного восстановления.

При длительной активности нервной клетки, её интенсивной деятельности необходим повышенный расход белков и энергии. До определённого времени нейрон преодолевает трудности, мобилизует свой резерв. Кроме того, при умственной работе происходит усиление кровоснабжения головного мозга, что позволяет нервным клеткам получать дополнительный строительный материал и питание. Однако данные ресурсы истощаются при длительном и чрезмерном напряжении. Поэтому может нарушиться внутриклеточный обмен (метаболизм), а клетка погибнуть.

Мозг выработал за многие миллионы лет разные механизмы самозащиты. Особенно эффективно защищает клетку от избытка напряжения торможение охранительное, когда нейрон как будто выключается автоматически. Иногда получается с применением стимулирующих средств (лекарства, крепкий кофе, чай) или усилием воли выводить нервные клетки из состояния торможения и стимулировать их деятельность, когда возможности физиологические уже исчерпались. Таким путём удаётся возбуждать нервную систему на некоторое время, но нарушенный внутриклеточный метаболизм вследствие чрезмерного напряжения усугубляется ещё больше. Такие нарушения нередко вызывают гибель клеток.

После гибели отдельных нейронов сначала состояние ничем не проявляется. Это объясняется наличием в функциональной системе сотни тысяч работающих нейронов. Каждый из них способен продублировать погибший нейрон при необходимости, взяв дополнительную нагрузку на себя. Поэтому не страдают функции мозга до некоторого времени, несмотря на повреждения и гибель клеток. Но в дальнейшем у человека возникает состояние, когда мысли путаются, ничего не получается, например, проваливает экзамен способный студент. Такие срывы являются следствием чрезмерных нагрузок, умственного перенапряжения. Они истощают и уничтожают нервные клетки мозга.

Однако утверждать, что интенсивная умственная деятельность вредна, ошибочно. У различных нарушений функций нервной системы частой причиной бывает нерегламентированный, неорганизованный труд. Умственная деятельность при рациональном ритме, наоборот, помогает совершенствовать работу головного мозга, поскольку при адекватной функциональной нагрузке оказывается благоприятное воздействие на формирование связей между нейронами. Чем больше связей имеют нейроны, тем шире у мозга возможности.

Следует отметить, что поиск золотой середины, то есть плодотворного труда без переутомления, является непростой задачей. Возможности мозга и активность функций клеток неодинаковые у разных людей. Что является для одного адекватной нагрузкой, для другого – непосильной. Кроме того, умственную деятельность трудно дозировать. Нельзя себе приказать прекратить думать вообще. Например, врачи лечили сложного больного, инженера, которого преследовали мысли о графиках, планах, чертежах. Он мысленно пытался всё время анализировать результаты неудачных опытов, отыскивая допущенные ошибки.

Для составления оптимального режима умственной деятельности для себя необходимо самонаблюдение. Надо постараться проанализировать и выяснить о времени, являющемся наиболее продуктивным. Согласно опросам, многим хорошо думается в утреннее время. Некоторые продуктивно трудятся после полудня. Поэтому желательно распределение нагрузки таким образом, чтобы можно было решать самые трудные задачи в те часы, когда на полную мощность функционирует мозг. При этом целесообразно усилия сконцентрировать только на проблеме, требующей решения.

Заниматься одновременно интенсивно разными видами умственного труда непродуктивно. Формируются сразу в головном мозге функциональные конкурирующие высокоактивные системы. Они вызывают утомление и перенапряжение нервной системы. Мозг утомлённый не в состоянии решать успешно поставленные задачи. Это приводит к неудовлетворённости и мучительной тревоге. Нередко людей вынуждают обстоятельства переключаться с одних проблем на другие. Весьма плохо, если такие переключения становятся закономерностью. Для умственного труда необходимо планирование, позволяющее всегда выполнять намеченные задачи.

Особенно важно для умственной деятельности чередование отдыха и труда. Однако не подразумевается отдых в виде полного бездействия. Желательно переключаться на другую деятельность, лучше физическую. При любой умственной нагрузке функционирует только часть нервных клеток. Если усталость ощущается после умственного напряжённого труда, это не означает утомление всего мозга. Утомляются только его некоторые системы. Именно им и требуется немедленный отдых. В этих случаях целесообразны умеренные физические нагрузки, которые воспринимаются с удовольствием.

Отдых посредством физических нагрузок создаёт в мозге стабильную и сильную функциональную систему, у которой нервные клетки не принимают участие в интеллектуальной деятельности. Данное обстоятельство помогает уставшим нейронам восстанавливать свою активность. Также поступающие в мозг импульсы из функционирующих суставов, сухожилий, мышц являются тонусом для коры больших полушарий. Многие люди умственного труда имеют склонность к пассивному отдыху: телевизор, компьютер, книги, шахматы. Это неплохо при условии, что отдых пассивный не заменяет активный полностью. Поэтому считаются обязательными посильные физические нагрузки и занятия физкультурой.

Для нейтрализации умственного утомления неплохими средствами являются рыбалка, увлечение живописью, походы в лес, работа на дачном участке и многие другие творческие и интересные занятия. Они позволяют направить ход мыслей в другое русло, отключиться на время от служебных проблем, расширить кругозор. При современном бурном темпе жизни организм испытывает тяжёлые нагрузки. Целесообразно научиться управлять рационально и бережно биологической сложной машиной – мозгом. Это позволит использовать резервы продуктивности умственной работы и высокой работоспособности.

Умственный и физический труд

исторически сложившиеся виды человеческой деятельности.

Научный коммунизм: Словарь. - М.: Политиздат . Александров В. В., Амвросов А. А., Ануфриев Е. А. и др.; Под ред. А. М. Румянцева . 1983 .

Смотреть что такое "Умственный и физический труд" в других словарях:

    ТРУД УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ Энциклопедия социологии

    ТРУД УМСТВЕННЫЙ И ФИЗИЧЕСКИЙ - англ. labour, intellectual/ mental and manual; нем. Arbeit, geistige und korperliche. Две взаимосвязанные стороны человеческой деятельности; соц. форма разделения труда в зависимости от способа воздействия на предмет труда. Труд умственный… … Толковый словарь по социологии

    труд - сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? труда, чему? труду, (вижу) что? труд, чем? трудом, о чём? о труде; мн. что? труды, (нет) чего? трудов, чему? трудам, (вижу) что? труды, чем? трудами, о чём? о трудах 1. Трудом называется… … Толковый словарь Дмитриева

    труд - а; м. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Производительность труда. Продукты труда. Научная организация труда. Общественное … Энциклопедический словарь

    ТРУД - ТРУД, а, муж. 1. Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный т. Физический т. Научная организация труда. Производительность труда. Право на т. Люди… … Толковый словарь Ожегова

    труд - а/; м. см. тж. трудовой 1) Целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей. Умственный труд. Физический труд. Производительность труда. Продукты труда … Словарь многих выражений

    Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созидающая всю совокупность функционирующих в обществе материальных и духовных благ, обеспечивающая производство средств к жизни; основа возникновения таких свойств человека, как общение, сознание,… … Социологический справочник

    труд - высокий (Надсон); гнетущий (Берг, Дрожжин); горький (Балтрушайтис); животворный (И.Аксаков); мирный (Башкин); многозаботный (Федоров Давыдов); напряженный (Серафимович); несносный (Некрасов); неусыпный (Суриков); «Ночей товарищ бледный» (Берг);… … Словарь эпитетов Подробнее Купить за руб электронная книга


Совершенствование разделения трудовой деятельности лежит в основе распределения труда на две группы: физический труд и умственный труд.

К умственному труду относятся те виды трудовой деятельности, которые характеризуются преобладанием нервных нагрузок, связанных с объемом, напряжением, глубиной внимания, способностью его к переключению, с такими психофизиологическими процессами, как память, восприятие, мышление и т.д. Вместе с тем физические нагрузки, обусловленные расходованием двигательной энергии, преобладанием динамических мускульных затрат, при умственном труде незначительны. Деление трудовой деятельности на умственную и физическую в значительной мере условно, поскольку в любом труде в большей или меньшей степени присутствуют как физические, так и умственные нагрузки.

Особенностями преимущественно умственного труда являются: высокий удельный вес нервно-психических нагрузок; многообразие и частая сменяемость рабочих динамических стереотипов; более высокие в сравнении с физическим трудом доля творчества и степень ответственности; отсутствие вещественного результата труда. В то же время с физиологической точки зрения умственный труд характеризуется: ограниченностью подвижности организма работника; низким уровнем протекания физиологических процессов (ассимиляции и диссимиляции), что ведет к определенным негативным изменениям костно-мышечной системы, а также систем дыхания и кровообращения.

Знание особенностей физиологии и психологии людей, занятых физическим или умственным трудом, позволяет решать вопросы повышения эффективности их трудовой деятельности посредством улучшения условий труда, в том числе путем проведения организационных мероприятий.

Организация труда работников, занятых выполнением преимущественно умственных функций, значительно отличается от организации труда работников физическоготруда: деятельность служащих, специалистов, руководителей, работников творческого труда требует длительного обучения в высших и средних специальных заведениях и постоянного повышения уровня знаний в соответствии с развитием науки и техники, является наиболее ответственным и требует высоких нервных нагрузок.

Психофизиологические особенности умственного труда связаны с тем, что в содержании этого труда значительное место занимает творческое мышление – сложнейший психофизиологический процесс, протекающий в коре головного мозга человека в период трудовой деятельности. В результате творческого мышления появляется новая мысль, складываются определенные понятия, оформляется образ, которые впоследствии используются в практической работе. Творческое мышление в различной степени необходимо для решения многообразных производственных (технических или организационных) задач. Кроме того, особенностями умственного труда являются: высокий уровень внимания (т.е. сосредоточение психической деятельности народном или нескольких взаимосвязанных объектах) и, прежде всего, активного волевого внимания; хорошая память (т.е. с психофизиологической точки зрения процесс формирования, хранения и воспроизведения в определенное время необходимой информации).


С определенной долей условности умственный труд подразделяется на следующие группы: труд технических исполнителей, труд специалистов, труд руководителей. Первая группа выполняет, как правило, определенные регламентированные функции (например, технический контроль, разработку технической документации). Вторая группа выполняет функции, связанные с развитием и совершенствованием производства, а также обеспечивает техническое руководство производственным процессом (например, осуществляет разработку технологических процессов, конструирует и внедряет новшества на производстве, выполняет аналитическую работу). Третья группа обеспечивает техническое и организационное руководство производством, принимает управленческие решения, определенные уровнем их компетенции, отвечает за результаты производства.

Особые условия эффективности умственного труда в значительной степени обусловливаются существенно неодинаковым социально-экономическим положением работников, занятых умственным и физическим трудом, а также различием выполняемых ими функций. Так, работники умственного труда, относящиеся к интеллигенции, осуществляют функции по управлению производством, государственную, культурно-просветительскую и научную деятельность, обеспечивающие развитие и внедрение инновационных процессов, способствующих научно-техническому прогрессу. В то же время работники физического труда, который характеризуется как преимущественно исполнительский труд, непосредственно воздействуют на предмет труда. Все это, а также психофизиологические особенности умственного и физического труда обусловливают разные требования к организации различных видов трудовой деятельности.

В современных условиях не потеряли значимости сформулированные Н.Е. Введенским основные требования к организации умственного труда , состоящие в следующем:

1) постепенное вхождение в любую трудовую деятельность, в том числе в умственную. Работу необходимо начинать с наиболее простых элементов, таких как подготовка рабочего места, планирование труда на предстоящий период

2) соблюдение строгой последовательности в выполнении умственной работы, систематичности и тщательного планирования трудовой деятельности;

3) определение и последовательное соблюдение оптимального темпа и ритма выполнения работы, в том числе умственной, что в значительной степени снижает утомляемость. При этом необходимо помнить, что чрезмерно завышенный и чрезмерно заниженный темп работы вредно влияет на организм человека и уровень его работоспособности. Темп работы следует устанавливать с учетом индивидуальных возможностей человека, которые могут сильно различаться;

4) установление и соблюдение научно обоснованного режима труда и отдыха при разумном сочетании умственной и физической деятельности с занятиями физкультурой и спортом.

Важным условием продуктивности умственной деятельности является рациональная организация, к элементам которой относятся: организация рабочего места; организация справочно-информационной деятельности; работа со специальной литературой; ведение личного архива; установление деловых контактов; планирование личной работы; умелое использование технических средств в процессе умственного труда и т.п.

Под рабочим местом работника умственного труда подразумевается совокупность предметов мебели и технических средств, используемых в работе. Совершенствование рабочего места предполагает оснащение его всем необходимым в соответствии с особенностями выполняемой работы, а также рациональное расположение необходимого оснащения, создание наиболее комфортных условий для работы, предотвращение воздействия неблагоприятных факторов внешней среды, облегчение труда, поскольку он связан с постоянным высоким нервным напряжением, большими статическими нагрузками, однообразной неподвижной рабочей позой, что вредно сказывается на организме человека.

Многообразие условий, в которых выполняются функции умственного труда в различных сферах, не позволяет создать единую схему организации рабочего места. Этим объясняется тот факт, что типовые проекты организации рабочего места имеются лишь по некоторым специальностям, где преобладает умственный труд. Вместе с тем существуют общие требования к организации рабочего места работника умственного труда, главными из которых являются досягаемость, обозримость всех рабочих материалов, а также изолированность рабочего места. Досягаемость предполагает такую планировку рабочего места, прикоторой все технические средства и рабочие материалы располагаются так, что работа с ними не требует лишних движений, не приводит к утомлению и нерациональным затратам рабочего времени. Обозримость в сочетании с постоянством мест хранения материалов позволяет сократить потери рабочего времени на их поиск. Изолированность рабочего места для работника умственного труда позволяет снять излишнее нервное напряжение, избежать влияния отвлекающих факторов.

Организация работы с источниками информации. Поскольку умственный труд связан с постоянным поиском информации, то возможность быстро находить ее является важным условием повышения плодотворности умственного труда, а также его качества и оперативности. Увеличение объема информации усложняет систему ее поиска и предполагает наличие определенных навыков, позволяющих быстро и профессионально ориентироваться в ней, полнее использовать различные источники и значительно сократить сроки поиска информации. Подготовленность любого специалиста в вопросах получения информации должна складываться из ряда необходимых представлений: об общей системе научно-технической информации, обо всех источниках информации по конкретной специальности, о наиболее совершенной системе поиска информации. Кроме того, специалист должен обладать определенными навыками в использовании вспомогательных информационных и библиографических материалов.

Работа со специальной научной литературой для работников умственного труда является одним из наиболее важных элементов деятельности. Эффективность этой работы зависит прежде всего от совершенства владения техникой чтения специальной литературы, а также от умения вести необходимые записи. Овладение техникой чтения специальной литературы складывается из следующих этапов: предварительное ознакомление с источником информации (предварительное получение сведений об издании, знакомство с аннотацией, оглавлением, списком литературы и т.д.); чтение книги, предполагающее беглый просмотр содержания или тщательную проработку текста. Ведение записей при чтении – обязательное условие работы со специальной литературой, способствующее закреплению в памяти наиболее существенных положений и фактов и позволяющее легко отыскать интересующие специалиста материалы при повторном обращении к источнику. В процессе записи необходимо указать свое мнение об источнике информации, использовать различные приемы (сокращения, символику и т.д.), позволяющие сделать записи лаконичными, а скорость записи – высокой.

Одним из важных элементов организации умственного труда является создание и хранение личного архива, без которого серьезная работа по специальности невозможна. Личный архив может включать различные документы, копии, картотеки, конспекты, личную научную библиотеку, микрофильмы, вырезки и пр. Упорядочение личного архива позволяет наиболее полно использовать информацию в работе, систематически пополнять ее, сокращать время на поиск необходимых материалов.

Эффективное использование рабочего времени, плодотворность деятельности работников умственного труда зависят от того, насколько правильно строится их деловое общение . Последнее включает деловую переписку, телефонные разговоры, установление непосредственных деловых контактов. При плохом владении техникой делового общения возрастают потери рабочего времени, увеличиваются затраты труда на решение даже самых несложных вопросов, появляется чувство психологического дискомфорта, обиды или раздражения. Чтобы избавиться от подобных проблем, необходимо придерживаться определенных правил и использовать выработанные практикой приемы делового общения. Так, при использовании личной деловой переписки следует иметь в виду, что и служебное, и личное письмо должно быть лаконичным и точным. Служебная переписка должна содержать информацию, изложенную в доступной для адресата форме, не включать лишних сведений и общих положений, быть четкой, убедительной и простой по форме. Ведение деловых переговоров по телефону также предполагает определенную культуру телефонного общения, позволяющую значительно сократить нерациональные затраты рабочего времени. Совершенствование телефонного общения предполагает: правильную и системную запись телефонных номеров с указанием всех данных абонента; обязательную подготовку к телефонному разговору, чтобы предмет разговора был конкретным, содержательным и непродолжительным (не более 5-6 мин); правильный выбор времени для телефонного разговора; использование соответствующей формы обращения. Техника установления непосредственных деловых контактов важный элемент делового общения. Основываясь на практике, можно условно выделить два основных типа деловых разговоров: информационный, целью которого является получение информации; дискуссионный , когда каждый из партнеров отстаивает свою позицию. Техника проведения делового разговора предполагает соблюдение следующих правил: четкое определение предмета разговора (обсуждения), его целей; разработку проекта рабочей недели; составление планов рабочего дня.

Планирование личного бюджета времени , по существу, сводится к составлению проекта процессов труда на предстоящий период. Планировать следует не только свои профессиональные и личные цели, но и всю текущую рабочую нагрузку. Это необходимо для того, чтобы получить ясность, какую работу необходимо выполнить в первую очередь, какие менее важные дела можно отложить или перепоручить другим исполнителям, а какие нагрузки можно избежать. Планирование личной работыосуществляется в определенной последовательности и включает следующие элементы: анализ личного бюджета времени; оценку планируемой деятельности; сопоставление затрат времени на планируемые работы с личным бюджетом времени; формирование личного перспективного плана; приоритетность их выполнения.

Организовать свое рабочее время работникам умственного труда помогают различные технические средства, а также приспособления : карточная техника; микрокалькуляторы; аппаратура для звукозаписи (диктофоны, магнитофоны и пр.); аппаратура для микрофильмирования и чтения микрофильмов; компьютерная техника, ксероксы; канцелярские принадлежности и др. Информация об этих технических средствах и приспособлениях и грамотное их использование работниками умственного труда в повседневной деятельности повышают эффективность труда, делая его более привлекательным, а также снижают утомляемость и вносят разнообразие в выполнение трудовых процессов.

Сущ., кол во синонимов: 3 интеллектуал (11) интеллигент (10) … Словарь синонимов

Физиология труда - – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время трудовой деятельности. Её задача – выработка принципов и норм, способствующих улучшению и оздоровлению условий труда, а также нормирование труда. Физиология – это наука о… … Википедия

Физиология труда - раздел физиологии, изучающий закономерности протекания физиологических процессов и особенности их регуляции при трудовой деятельности человека, т. е. трудовой процесс в его физиологических проявлениях. Ф. т. решает две основные задачи:… … Большая советская энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА - специальная социологическая теория, содержание которой законы и категории, определяющие труд как необходимое условие жизнедеятельности человека и общества. В ней раскрывается специфика общественного труда как социального процесса и совокупность… … Социология: Энциклопедия

ТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО ТРУДА - понимается как система средств, направленных на достижение каких либо целей. Но техника является нейтральной по отношению к цели и может употребляться в качестве экономящего усилия, посредника. Она служит хозяйственному удовлетворению… … Философия науки и техники: тематический словарь

Задержка умственного развития

Задержки умственного развития - Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 … Википедия

Нарушение умственного развития - Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 … Википедия

Нарушения умственного развития - Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 … Википедия

Патология умственного развития - Умственная отсталость МКБ 10 F70. F79. МКБ 9 317 … Википедия

Книги

  • Соединение, перевод и исследование 4 Евангелий. В 3 частях (в одной книге) , Л. Н. Толстой. Прижизненное издание. Санкт-Петербург, 1906 год. Типография Товарищества И. Н. Кушнерев и Ко. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Период работы над переводоми исследованием Евангелий…

Широко распространено ошибочное представление об умственном труде как труде легком. Такое представление основано на том, что при умственном труде энергетические затраты (а это один из главных критериев оценки тяжести труда) значительно ниже, чем при физическом.

Если при тяжелом немеханизированном труде они могут достигать 350-400 и более ккал/ч, то при умственном обычно не превышают 150-200 ккал/ч. Это, однако, не дает оснований считать умственный труд легким даже в плане возможных неблагоприятных последствий занятия им для здоровья. Пренебрежение требованиями рациональной организации и гигиены при этом труде создают серьезные предпосылки нарушений здоровья и работоспособности.

В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают. Еще в недавнем прошлом являвшийся занятием сравнительно ограниченного круга лиц, умственный труд в современных условиях стал органическим элементом практически всех видов профессиональной деятельности. По мере усложнения техники и технологий возрастает социальная значимость личной ответственности каждого работника, его решений и действий в обеспечении нормального и безопасного функционирования промышленных объектов, топливно-энергетических предприятий, транспорта и других объектов. Одно из важнейших условий этого - хорошее состояние здоровья, постоянный высокий уровень умственной работоспособности и психологической устойчивости в процессе трудовой деятельности.

В физиологическом отношении главной особенностью умственного труда является то, что при нем мозг выполняет функции не только координирующего, но основного работающего органа. При этом значительно активизируются аналитические и синтетические функции центральной нервной системы, усложняются прием и переработка информации, образуются новые функциональные связи, новые комплексы условных рефлексов, возрастают роль функций внимания, памяти, напряжение зрительного и слухового анализаторов и нагрузка на них.

Несмотря на существенные физиологические различия, деление трудовой деятельности на физическую и умственную несколько условно. По мере развития науки и техники границы между ними все более сглаживаются.

Тем не менее ряд видов трудовой деятельности может быть отнесен к преимущественно умственной: управленческий труд, творческий (труд научных работников, писателей, художников, композиторов, артистов, архитекторов, конструкторов и др.), труд операторов и работающих за дисплеями ЭВМ, труд учителей и преподавателей, медицинских работников. Одну из наиболее многочисленных групп работников умственного труда составляют учащиеся и студенты. Для их трудовой деятельности характерны напряжение памяти, внимания, восприятия, частые стрессовые ситуации (контрольные занятия, зачеты, экзамены), в большой мере малоподвижный образ жизни.

О гигиене умственного труда

Научно-технический прогресс и ускорение темпа жизни неизбежно приводит к необходимости овладевать большим объемом научных и прочих знаний и умений. В связи с этим во всем мире ежегодно увеличивается число людей, занимающихся умственной деятельностью во всех сферах производства. В последующие годы эта тенденция будет сохраняться. Поэтому вопросы гигиены умственного труда становятся все более актуальными.

История отечественной и мировой науки и культуры дает множество примеров того, как правильно организованный творческий труд позволил людям преклонного возраста сделать великие открытия и создать шедевры искусства, В то же время известно, что при неправильной организации умственной работы, пренебрежении к отдыху умственная деятельность затрудняется, снижаются производительность труда, творческая активность, создаются условия для возникновения нарушений в состоянии здоровья.

Умственный труд имеет ряд особенностей. Чаще всего он связан с длительной работой в закрытом помещении и сидячим образом жизни. Усиленная работа мозга требует большого притока крови к нему, что в свою очередь связано с повышением тонуса сосудов мозга. Это физиологическое повышение тонуса сосудов при неправильной организации труда может перейти в патологическое, что может привести к стойкому повышению артериального давления. Работа сидя, зачастую в полусогнутом положении приводит к длительному сдавлению грудной клетки, что ухудшает вентиляционную способность легких и ведет к развитию хронической кислородной недостаточности. При длительной работе сидя создаются также условия для застоя крови в органах брюшной полости и таза, снижается моторная деятельность кишечника, что может привести к нарушению их функции.

Как всякая интенсивная работа, умственный труд неизбежно связан с утомлением, которое приводит к тому, что человеку приходится затрачивать на обычный объем работы больше энергии. Несмотря на это, он допускает ошибки, и, наконец, утомление приводит к невозможности продолжать работу. При неумении правильно организовать умственный труд наступает состояние хронического утомления, которое может закончиться истощением нервной системы или развитием сосудистого заболевания.

Первыми признаками хронического утомления являются быстро наступающая усталость, снижение внимания, ослабление памяти, ухудшение аппетита, раздражительность или апатия, периодические головные боли, расстройства сна, которые в одних случаях проявляются сонливостью, в других - бессонницей. Бессонница обычно тяжелее переносится человеком. Утром после бессонной ночи появляются общая слабость, ощущение "разбитости", раздражительность, понижается работоспособность. Кроме того, беспокоит страх перед очередной бессонной ночью.
Для того чтобы предупредить заболевания, связанные с хроническим утомлением, прежде всего необходимо урегулировать сон. Для этого рекомендуется ложиться спать всегда в одно и то же время. За 1 ч до наступления сна следует прекратить напряженную работу и по возможности посвятить это время прогулке на свежем воздухе. Полезно перед сном принять теплую ванну или сделать 10-минутную теплую ножную ванну. Спать следует в хорошо проветренной комнате. Взрослому человеку необходимо спать не менее 7-8 ч в сутки. Утром рекомендуется сделать гимнастическую зарядку, по окончании которой желательно принять прохладный душ или растереться влажным полотенцем. Комплекс упражнений, передаваемых по радио, могут выполнять люди любого возраста. Можно делать индивидуальный комплекс упражнений, разработанный применительно к своей физической подготовке.

Для наиболее интенсивной и трудной умственной работы лучше отводить утренние часы. Приступая к работе, необходимо позаботиться о том, чтобы комната, в которой предстоит работать, в достаточной степени вентилировалась. Желательно, чтобы температура воздуха в помещении была в пределах 18- 20 °С. Источник освещения рабочего места должен находиться слева и не быть слишком ярким, чтобы не вызвать утомления глаз. Шум мешает работе, поэтому его по возможности нужно исключить.

Время от времени нужно снимать напряжение мышц, для чего необходимо менять положение тела. Каждые 1-2 ч рекомендуется делать перерывы 10-15 мин, во время которых следует, откинувшись на спинку стула, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов или проделать то же самое, прохаживаясь по комнате, затем, сидя в кресле, на несколько минут расслабить мышцы туловища и конечностей. После этого рекомендуется проделать несколько гимнастических упражнений, размяться. Опыт показывает, что в тех учреждениях, где внедрена производственная гимнастика, программа которой передается по радио в 11 ч, производительность труда выше.

Умственная деятельность часто сопряжена с большой нагрузкой на зрительный анализатор (чтение, письмо). Для того чтобы не вызвать утомления глаз, нужно периодически во время работы на несколько секунд закрывать глаза и прикрывать их ладонями. За это короткое время расслабляются и отдыхают мышцы глаз. Совершенно недопустимо курение во время работы.

Большую роль в профилактике умственного утомления играют положительные эмоции. Труд, протекающий в благоприятной психологической атмосфере, дает значительно больший экономический эффект, чем труд в неблагоприятной обстановке. Положительные эмоции вызывают перестройку в организме, способствующую улучшению кровоснабжения мозга, повышению тонуса коры мозга, активации деятельности вегетативной нервной системы. В результате этого увеличиваются резервы восприятия, улучшается память и возрастают творческие возможности мозга. Есть данные, что использование функциональной музыки (по специально разработанной программе) позволяет в течение длительного времени поддерживать высокий уровень работоспособности лиц, занятых умственной деятельностью. Музыка действует как раздражитель, формирующий положительные эмоции. Однако в период напряженной умственной работы музыка часто является отвлекающим фактором и создает помехи в работе.

Под влиянием отрицательных эмоций у человека притупляется внимание, снижается качество мышления. Для того чтобы компенсировать потерю работоспособности, человек делает дополнительные усилия, которые в итоге ведут к быстрому утомлению.

Особенностью умственного труда является то, что человек по истечении времени, отведенного для этого труда, не может отрешиться от связанных с ним проблем, что вызывает нервно-психическое перенапряжение. Для профилактики утомления необходимы условия, помогающие "погасить" продолжающуюся умственную работу и снять нервно-психическое напряжение. С этой целью по окончании дневной работы можно совершить пешеходную прогулку, поиграть в спортивные игры, заняться умеренной физической работой. Всем здоровым людям вполне доступны такие виды спорта, как бег, катание на велосипеде, игра в волейбол. Теперь уже твердо установлено, что малоподвижный образ жизни приводит к развитию многих заболеваний и прежде всего сердечно-сосудистых. Работникам умственного труда выходные дни лучше проводить в движении, на воздухе. В эти дни рекомендуется полностью переключиться с умственной на другие формы деятельности. В период отпуска рекомендуется отдавать предпочтение активному отдыху, сочетая его со спортивными занятиями и умеренным физическим трудом на свежем воздухе.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные