Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Под деятельностью понимается активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры. Деятельность человека выступает сначала как практическая, материальная деятельность. Затем из нее выделяется деятельность теоретическая. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов - действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель. Поскольку в различных условиях эта цель может быть достигнута различными способами (<операциями>) или путями (<методами>), действие выступает как решение задачи.

Деятельность субъекта всегда связана с некоторой потребностью. Являясь выражением нужды субъекта в чем-либо, потребность вызывает его поисковую активность, в которой проявляется пластичность деятельности - ее уподобление свойствам независимо существующих от нее объектов.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: <немотивированная> деятельность - это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив.

Процессы, которые обеспечивают взаимосвязь внутренней и внешней стороны деятельности называются интериоризацией и экстериоризацией.

Интериоризация - переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения. Интериоризация состоит не простом перемещении внешней деятельности во внутренний план сознания, а в формировании самого этого сознания.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного.

Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Экстериоризация - процесс, обратный интериоризации, это переход изнутри вовне. Психологическое понятие, означающее переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия. Примеры экстериоризации: опредмечивание наших представлений, создание предмета по заранее разработанному плану.

Интериоризация

(от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности . Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане , Ж. Пиаже , А. Валлон и др.). В аналогичном смысле И. понимали и представители символического интеракционизма . Понятия, сходные с И., используются в психоанализе при объяснении того, каким образом в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений , переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), в свою очередь определяющая структуру сознания .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Интериоризация

Процесс формирования внутренних структур психики, обусловливаемый усвоением структур и символов внешней социальной деятельности. В отечественной психологии интериоризация трактуется как преобразование структуры деятельности предметной в структуру внутреннего плана сознания. Иначе, превращение интерпсихологических (межличностных) отношений в интрапсихологические (внутриличностные, отношения с самим собой). Ее нужно отличать от любых форм получения «извне», переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации ( и ). В онтогене выделяются такие стадии интериоризации:

1 ) взрослый словом действует на ребенка, побуждая что-то сделать;

2 ) ребенок перенимает способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;

3 ) ребенок начинает воздействовать словом на самого себя.

Эти стадии прослеживаются в частности при наблюдении за детской речью эгоцентрической. Позднее понятие интериоризации было распространено П. Я. Гальпериным на формирование умственных действий. Она составила основу понимания природы внутренней деятельности как производной от внешней, практической деятельности с сохранением того же строения, выразилась в понимании личности как структуры, образующейся путем интериоризации социальных отношений. В теории деятельности интериоризация - это перенос соответственных действий, относящихся к деятельности внешней, в умственный, внутренний План. При интериоризации деятельность внешняя, не меняя принципиального строения, сильно трансформируется - это особенно это относится к ее операциональной части. Понятия, сходные с интериоризацией, применяются в психоанализе при объяснении того, как в онтогенезе и филогенезе под влиянием структуры межиндивидуальных отношений, переходящей «внутрь» психики, формируется структура бессознательного (индивидуального или коллективного), коя в свою очередь определяет структуру сознания.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ

(от лат. interior - внутренний) - букв.: переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи из внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний , ролей , ценностных предпочтений и т. п. В теории Л . С . Выготского в основном речь идет о формировании внутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения в рамках совместных видов деятельности; др. словами, понятие И. относилось Выготским к формированию «системного» строения сознания (противопоставляемого «смысловому» строению). Однако И. не завершает процесс формирования высших психических функций , требуется еще (или ).

В работах Выготского встречаются след. син. «И.»: вращивание, овнутривание. 4-ю стадию своей первоначальной схемы развития высших психических функций Выготский называл «стадией вращивания». В англоязычных словарях термин «И.» не встречается. Близким по звучанию и значению является термин «интернализация», который во многом нагружен психоаналитическим смыслом. См. также , , , , . (Б. М.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Интериоризация

   ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (с. 282) (от франц. interiorisation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний) - формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Данный термин используется представителями разных направлений и школ в психологии - в соответствии с их пониманием механизмов развития психики. Для отечественной науки, в частности культурно-исторической теории развития высших психических функций и оформившегося на ее основе деятельностного подхода, понятие интериоризации выступает одним из ключевых.

В научный лексикон понятие интериоризации было введено представителями французской социологической школы (Э.Дюркгейм и др.). В их работах оно связывалось с понятием социализации и означало заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественных представлений; перенос общественного сознания в индивидуальное, при котором менялось местонахождение, но не природа явления. В близком по смыслу значении оно использовалось французским психологом П.Жане, позднее А.Валлоном и др.

Ж.Пиаже в своей операциональной теории развития интеллекта подчеркивал роль интериоризации в образовании операций, сочетании обобщенных и сокращенных, взаимообратных действий. В плане восприятия, в поле внешних предметов каждое действие направлено только к своему результату, оно исключает одновременное противоположное. Только в идеальном плане можно построить схему двух таких действий и вывести из их взаимопогашающих результатов «принцип сохранения» основных свойств вещей, основные константы предметного мира. Но образование такого внутреннего плана не составляло в теории Пиаже самостоятельную проблему, а выступало естественным следствием развития мышления: до известного «умственного возраста» ребенок способен проследить изменение объекта только в одном направлении, а с приближением к этому возрасту начинает улавливать и другие изменения, одновременные и возмещающие первые. Тогда ребенок начинает увязывать их и приходит к более широким схемам действий, к «операциям» и к выделению различных констант физических величин. Для Пиаже интериоризация - явление вторичное от логического развития мышления и означает создание плана идеальных, собственно логических конструкций.

Любопытно, что в современных англоязыгчных психологических словарях нет термина интериоризация, самым близким по значению и звучанию является понятие интврнализация , которое используется и в психоанализе. Для психоаналитиков интериоризация - это психический процесс или ряд процессов, посредством которых взаимоотношения с реальными или воображаемыми объектами преобразуются во внутренние представления и структуры. Данное понятие используется для обобщенного описания процессов поглощения, интроекции и идентификации, посредством которых межличностные отношения становятся внутриличностными, воплощенными в соответствующие образы, функции, структуры, конфликты. В современном психоанализе проблема интериоризации является дискуссионной, в специальной литературе (Р.Шафер, У.Мейснер, Г.Левальд и др.) активно обсуждается вопрос о том, являются ли поглощение, интроекция и идентификация различными ступенями, уровнями интериоризации, имеют ли они какую-либо иерархию, либо все эти процессы идентичны и осуществляются параллельно друг другу.

Принципиальное значение понятие интериоризации получило в культурно-исторической теории Л.С.Выготского, где оно рассматривается как преобразование внешней предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. При этом Выготский преимущественно пользовался термином вращивание (синоним интериоризации ), под которым понимал превращение внешних средств и способов деятельности во внутренние, развитие внутренне опосредованных действий из действий внешне опосредованных.

Одно из основных положений теории Выготского состояло в том, что всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида. Именно в этом переходе от внешних, развернутых, коллективных форм деятельности к внутренним, свернутым, индивидуальным формам ее выполнения, то есть в процессе интериоризации, преобразования интерпсихического в интрапсихическое осуществляется психическое развитие человека.

А.Н.Леонтьев в своих трудах конкретизировал и развил ряд положений Выготского. В частности, он ввел в психологию положение о том, что индивид присваивает достижения предшествующих поколений.

В своих работах Леонтьев последовательно проводит мысль о том, что принципиальное и ключевое значение для понимания развития психики ребенка имеет изучение процесса преобразования его внешней совместной деятельности в индивидуальную, регулируемую внутренними образованиями, то есть изучение интвриоризации совместной деятельности и связанных с нею психических функций. Необходимость интериоризации определяется тем, что центральное содержание развития ребенка - это присвоение им достижений исторического развития человечества, которые первоначально выступают перед ним в форме внешних предметов и столь же внешних словесных знаний. Их специфическое общественное значение ребенок может отразить в своем сознании лишь путем осуществления по отношению к ним деятельности, адекватной той, что в них воплощена и опредмечена.

Ребенок самостоятельно выработать и выполнить эту деятельность не может. Она всегда должна строиться окружающими людьми во взаимодействии и общении с ребенком, то есть во внешней совместной деятельности, в которой развернуто представлены действия. Их выполнение позволяет ребенку присвоить связанные с ними значения. В дальнейшем самостоятельное продвижение мысли ребенка возможно лишь на основе уже интериоризованного исторического опыта.

Такое понимание необходимости и сущности интериоризации внутренне связано с теорией развития психики человека, согласно которой это развитие происходит не через проявление врожденного и наследственного видового поведения, не через его приспособление к изменчивой среде, а путем присвоения индивидами достижений человеческой культуры.

Эти положения теории Леонтьева служат существенной конкретизацией общего генетического закона психического развития ребенка, сформулированного Выготским.

Данные теоретические построения Леонтьева получили конкретно-психологическое отражение в понимании процессов обучения и воспитания. По мнению Леонтьева, для построения у ребенка мыслительного действия первоначально его содержание следует дать во внешней предметной (или экстериоризованной) форме, а затем путем ее преобразования, обобщения и сокращения с помощью речи (т.е. путем интериоризации) превратить это действие в собственно умственное.

Иными словами, знания могут быть полноценно усвоены ребенком только при выполнении им определенных предметных и умственных действий, которые специально у него формируются. Вместе с тем при осуществлении действий, нацеленных на решение определенных задач, человек овладевает не только конкретными знаниями, но и соответствующими психическими способностями и способами поведения. В этом и состоит основная идея деятельностного подхода к процессам обучения и воспитания.

Согласно Леонтьеву, всякое понятие есть продукт деятельности, именно поэтому понятие не может быть передано учащемуся, ему нельзя научить. Но можно организовать, построить адекватную понятию деятельность.

Этапы усвоения умственных действий и понятий были тщательно изучены и описаны П.Я.Гальпериным. Одним из ключевых объяснительных терминов теории поэтапно-планомерного формирования умственных действий и понятий явился термин интериоризации. По мнению Гальперина, первоначально развернутое материальное действие в процессе интериоризации обобщается, сокращается и на заключительной ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психического процесса.

Исследования Гальперина изменили представления о природе «внутреннего плана» и процессе интериоризации: ему удалось показать, что умственный план - не пустой сосуд, в который нечто помещается, умственный план образуется, формируется в ходе и результате интериоризации. Этот процесс совершается по-разному: вначале, когда умственный план только формируется (это обычно младший школьный возраст), и потом, когда новое умственное действие образуется на основе сложившегося умственного плана и присоединяется к системе прежних умственных действий. Но главное, подчеркивал Гальперин, что перенос в умственный план есть процесс его формирования, а не простое пополнение новым содержанием.

Формирование умственного действия не заканчивается переходом в умственный план. Не самый переход в умственный план, а лишь дальнейшие изменения действия превращают его в новое, конкретное, частное психическое явление. По мнению Гальперина, изучение поэтапного формирования умственных действий и понятий впервые раскрывает значение «перехода извне внутрь» как условия преобразования непсихического явления в психическое.

Несмотря на то, что Гальперин активно использовал термин интериоризация, он видел его ограниченность и односторонность. Он считал, что понимание интериоризации как перехода извне внутрь не более чем метафора, потому что подчеркивает одну сторону, а именно происхождение извне, и совершенно не указывает, что переходит, т.е. собственно психологическое содержание.

Проблема интериоризации затрагивалась также в работах С.Л.Рубинштейна. В психологических кругах хорошо известна его критика Гальперина за понимание интериоризации как механизма образования внутренней психической деятельности из внешней материальной. Он считал, что интериоризация - не «механизм», а лишь результат, характеристика.направления, в котором идет процесс: интериоризация ведет не от материальной внешней деятельности, лишенной внутренних психических компонентов, а от одного способа существования психических процессов - в качестве компонента внешнего практического действия - к другому способу их существования, относительно независимому от внешнего материального действия.

По всей видимости, между всеми рассмотренными психологическими концепциями существуют не противоречия, а различия, не содержательные расхождения, а анализ разных аспектов сложного явления интериоризации.

Это свидетельствует о неоднозначности понятия интериоризации. Однако терминологическая сложность не мешает построению многочисленных психологических исследований с опорой на механизмы интериоризации. В частности, описанные Гальпериным этапы усвоения умственных действий и понятий (материальныйматериализованный, внешнеречевой, внутреннеречевой, умственный) не только получили экспериментальное подтверждение, но и активно используются в практике обучения. Разработка вопросов содержания образования (чему учить) и организации процессов усвоения (как учить), а также диагностика уже имеющихся у ребенка умственных действий на основе теории Гальперина успешно проводится не только психологами, но и педагогами.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "интериоризация" в других словарях:

    ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - (франц. iiiteriorisalion, от лат. interior внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятые И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы (Дюркгейм идр.), где оно связывалось с понятием социализации, означая… … Философская энциклопедия

Присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Человек выходит за рамки данного мгновения, свободно «в уме» перемещается в прошлое и в будущее, во времени и в пространстве.

Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, т. е. десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров.

Впервые данный термин был использован в работах французских социологов (Дюркгейм и др.), где интериоризация рассматривалась в качестве одного из элементов социализации, означая заимствование основных категорий индивидуального сознания из сферы общественного опыта и общественных представлений. В психологию понятие интериоризации было введено представителями французской психологической школы (Ж. Пиаже , П. Жане , А. Валлон и др.) и советским психологом Л. С. Выготским .

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Интериоризация" в других словарях:

    интериоризация - (от лат. interior внутренний) формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности. Понятие И. было введено французскими психологами (П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон и др.). В аналогичном… … Большая психологическая энциклопедия

    - (франц. iiiteriorisalion, от лат. interior внутренний), переход извне внутрь. В психологию понятые И. вошло после работ представителей франц. социологич. школы (Дюркгейм идр.), где оно связывалось с понятием социализации, означая… … Философская энциклопедия

    интериоризация - и, ж. intériorisation f. Определение. Произошла интериоризация критериев моральной оценки путем замены всевышнего законом индивидуального сознания. 50/50. Опыт словаря 113. Витринные окна, в которых сидят амстердамские проститутки, логическое… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от лат. interior внутренний) переход извне внутрь; психологическое понятие, означающее формирование умственных действий и внутреннего плана сознания через усвоение индивидом внешних действий с предметами и социальных форм общения … Большой Энциклопедический словарь

    - [Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 переход (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от лат. interior внутренний) англ. interiorization (inter nalization); нем. Interiorisation. Процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, соц. форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом… … Энциклопедия социологии

    ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - (от фр. interiorisation – переход извне внутрь, от лат. interior – внутренний). Превращение внешних действий с материальными предметами во внутренние, умственные процессы. Является механизмом развития психических функций. И. связана с развитием… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    интериоризация - Перенесение внутрь, усвоение; противоположное понятие экстериоризация выражение вовне. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

Интериоризация – это процесс формирования структур психики человека благодаря приобретению жизненного опыта. Понятие происходит от французского «intériorisation», что в переводе означает переход снаружи вовнутрь, и от латинского «interior», которое означает внутренний. Сам термин интериоризация и синонимы к нему встречаются очень редко. Это специфический термин, применяющийся зачастую только в соответственном контексте. Поэтому синонимы к слову интериоризация, как таковые отсутствуют и только в редких случаях его используют вместе со словом «переход», что означает, соответственно, переход из внешнего во внутреннее.

Перед тем как определенное сложное действие усваивается человеческим разумом, оно реализуется извне. Благодаря интериоризации люди могут говорить о себе, представлять себя и что очень важно думать про себя, не мешая другим.

Социальная интериоризация означает заимствование базовых категорий индивидуального сознания из общественного опыта и представлений. Данное состояние выражается в способности человеческой психики оперировать образами каких-либо предметов, которые отсутствуют в поле зрения в настоящий момент. Это могут быть предметы, объекты, явления, события, с какими когда-либо человек имел взаимодействие, или же он может воображать себе что-то, что он даже никогда не видел, конструировать события, которые могут произойти, или когда-то происходили. Человек может выходить за границы данного момента, события могут передвигаться в прошлом и будущем, во времени и пространстве.

Понятие интериоризации характерно только по отношению к людям, животные не обладают такой способностью, их мозг не имеет возможности выйти за рамки имеющийся ситуации. Инструментом интериоризации является слово, а средством перехода от ситуации к ситуации является речевое действие. Слово выделяет и фиксирует важнейшие свойства вещей и способы, выработанные человеческой практикой, которыми оперируется информация. Поведение человека выходит из-под действия внешней ситуации, которая до этого определяла поведение животного. Правильное употребление слов способствует усвоению значимых свойств вещей, явлений и способов управления информацией. Благодаря процессу интериоризации, человек с помощью слов способен перенимать опыт всего человечества, а также предыдущих поколений, или опыт людей неизвестных, отдаленных на сотни и даже тысячи километров. В отечественной науке этот термин Выготский ввел первым. Он считал, что все функции человеческой психики формируются, как внешние, социальные формы коммуникации людей в виде трудовой или иной деятельности.

Понятие интериоризации Выготский понимал, как преобразование внешних действий на внутренний осознанный план человека. Развитие психики начинается извне под влиянием социальных факторов, имеющихся в обществе. Коллективные формы деятельности встраиваются путем интериоризации в человеческое сознание и становятся индивидуальными. После Выготского Гальперин занялся изучением этого явления и положил его в основу планомерного поэтапного образования. Ницше понимал это понятие по-своему. Он говорил, что инстинкты, которые не выходят наружу, все равно проявляются, но изнутри – это он и называл интериоризацией.

Интериоризация это в психологии

В психологии интериоризация — это трансформация структуры предметной деятельности во внутреннюю структуру личности. Преобразование интерпсихологических отношений в интрапсихологические. То есть межличностные отношения переходят в отношения самого себя с собой.

Понятие интериоризации применялось также П. Гальпериным в формировании умственных действий.

Интериоризация в психологии это процесс понимания внутренней природы определяющего действия, как производной от практической деятельности.

При интериоризации очень меняется деятельность, особенно ее операционная часть.

Социальная интериоризация выражается в процессе общения, когда психические процессы модифицируются под ее влиянием, поскольку общение в «латентном» виде содержится в этих процессах. Структура психических функций имеет сходство с процессом общения. Это происходит потому, что формирование психических функций происходит в раннем онтогенезе во время интериоризации процесса коммуникации.

В процессе интериоризации в психике человека формируются глубинные, устойчивые и синхронические структуры. Это своего рода социальные механизмы, которые определяют характер «вышележащих» психических процессов (эмоциональных, когнитивных). Поэтому выходит, что интериоризация является социальным механизмом психики.

Интериоризация и восприятие личности, переход на внутренний план гуманистических ценностей, формирование собственной ценностной ориентации невозможно в осуществлении только на сознательном уровне. Активную роль играют в этом процессе эмоции. Эмоциональная сторона данного процесса была исследована и подтверждена многочисленными исследованиями, в которых выражается то, что социальные ценности могут восприниматься не только сознанием, интеллектуальным мышлением, но еще чувствами и эмоциональностью. Даже если взять понимание общественного значения, то оно непросто как бы сопровождается, а окрашивается чувственностью. Участие чувств может определить реальность принятия такого значения самой личностью, а не его пониманием в общем. Таким образом в процессе интериоризации общечеловеческих ценностей требуется учитывать диалектическое единство социального и индивидуального, когнитивного и чувственного, интеллектуального и эмоционального, рационального и практического. Такая цельность говорит о достаточно высоком уровне развития ценностной направленности личности. Это в свою очередь позволяет избирательно относиться к явлениям, окружающим предметам, событиям, адекватно их воспринимать и давать оценку, устанавливать как субъективную, так и объективную ценность, ориентироваться одинаково в духовной и материальной культуре.

Интериоризация в равной степени без преимущественного отношения к какому-то психическому процессу (памяти, восприятию) определяет социальные формы всех процессов.

Интериоризация имеет результаты, относящиеся к восприятию социокультурной информации (они проявляются особенно наглядно), все то, что человеком воспринимается (в широком и узком смысле этого понятия), оно принимается в социальных формах. В результате формируется ряд стойких социальных психических структур, которые формируют сознание. Также результатом есть формирование на основе сознательно определенных подробно описанных, внутренних действий.

За результатами интериоризации наблюдается особенность структур психических процессов, которая отличается от структуры таких же процессов животных. Предпосылкой для процесса интериоризации есть неосознанный внутренний план, который в процессе качественно меняется, поскольку формируется план сознания. С одной стороны интериоризация происходит в процессе общения, с другой стороны происходит во время перевода действия из внешнего плана на плоскость внутреннего, умственного.

Данный процесс имеет тесную связь с общением. Во время поэтапного формирования умственных действий в рамках общения между теми, кто формирует и теми, у кого формируют, интериоризация имеет важное место в данном формировании.

Исключительно в процессе общения усваиваются интериоризированные знаки. Но онтогенез все равно определяет структуру, в этой структуре отражается их происхождение. Ситуация, которая имеет интериоризующуюся структуру, есть общением, и ее структура имеет в себе свернутое общение под названием диалогизм.

Диалог, который является скрытым механизмом психических функций, имеет большое значение. Скрытый диалог или общение рассматриваются, как компоненты в глубинной интериоризированой структуре психики. Функция означивания несет в себе отношения по типу субъект-субъект, то есть имеет диалогическую структуру.

Интериоризация сопряжена с экстериоризацией, противоположным к ней понятию. Экстериоризация происходит от французского «exteriorisation», что значит проявление и латинского «exterior», что в переводе значит внешний, наружный. Экстериоризация – это процесс, в котором внутренние умственные действия переходят в наружные развернутые предметно-чувственные действия.

Интериоризация и экстериоризация в психологии развития играют важную роль. Чтобы выработать у ребенка определенное умственное действие, например сложение, его нужно первоначально показать ребенку, как внешнее действие, то есть экстериоризовать его. Уже в такой экстериоризованной развернутой форме внешнего действия оно и формируется. Только потом в процессе его постепенного преобразования создается обобщение специфического сокращения звеньев, изменение уровней, на которых оно выполняется, осуществляется его интериоризация, то есть его трансформация во внутреннее действие, которое уже полностью протекает в уме ребенка.

Интериоризация и экстериоризация в психологии, в деятельностном подходе являются механизмами, с помощью которых приобретается общественно-исторический опыт. На основании изучения этого опыта родилась мысль о происхождении интериоризации психических процессов, деятельности сознания человека из внешней практической деятельности. Любой вид деятельности человека (учебная, трудовая, игровая) связан с применением орудий, инструментов, средств труда, с созданием общественно важных продуктов. Социальный опыт невозможно передать без выражения его во внешней форме, через речь, демонстрацию. С помощью этого личность способна к восприятию и переносу на себя опыта поколений. Этот процесс — это не обычное перемещение, копирование наружной деятельности во внутренний план человека. Это формирование сознания, совместного знания, общего с сознанием других людей, раздельного с ними, воспринимаемого человеком и другими в одном понимании.

Процесс интериоризации возникает из того, что высшие психические функции начинают развиваться, как внешние формы деятельности, а уже в процессе интериоризации эти функции трансформируются в психические процессы.

Фундаментальные положения процесса интериоризации можно описать в нескольких постулатах. Структура психических функций раскрывается лишь в процессе генезиса, когда они уже сложились, структура становится неразличимой и уходит вглубь. Формирование психических процессов раскрывает истинную сущность явления, которого первоначально не было, но в процессе интериоризации он создался и начал развиваться. Сущность явления, которая начала проявляться не может объясняться через физиологические процессы или логические схемы, но способна проявить себя, как беспрерывный процесс, даже после прекращения воздействия какого-то явления и этот процесс не останавливается. Через интериоризацию начинает происходить превращение внешних признаков во внутренний план деятельности. Такой процесс не происходит изолированно и самостоятельно. Нормальное развитие психики возможно в условиях наличия общения с близкими людьми. Благодаря интериоризации человек учится выстраивать мыслительные планы, разрабатывать варианты решения ситуаций. Таким образом личность обретает способность мышления абстрактными категориями.

Интериоризация это в педагогике

Понятие интериоризация Выготский наиболее активно развивал в направлении педагогической психологии. Он предположил, что формирование базовых социальных структур в сознании личности совершается во время общения. В этом процессе основным моментом является сформированная символически-семиотическая функция психики, благодаря которой личность способна к восприимчивости окружающего ее мира через особенное «квазиизмерение» — систему значений и смысловое поле. В процессе интериоризации создается символико-семиотическая функция.

Интериоризации поддается совокупность социальных связей в какой она выражена, в виде структуры общения взрослого и ребенка. Такая структура, которая выражается знаками, интериоризируется в психике ребенка. Результат этого процесса проявляется в том, что структура психики опосредствуется через интериоризированные знаки и формируются основные структуры сознания.

Данный процесс происходит во время формирования психики ребенка и имеет несколько стадий. На первой стадии взрослый вербально воздействует на ребенка, побуждая его к определенному действию.

На втором этапе ребенок осваивает способ обращения к нему и делает попытки воздействовать с помощью слов.

На третий стадии ребенок способен самостоятельно воздействовать словом на себя. Описанные стадии хорошо проявляются в развитии детской эгоцентрической речи.

Формирование личностного компонента предполагает приобретение системы гуманистических норм и ценностей, которые составляют основу гуманитарной культуры. Процесс насаждения этих ценностей в образовательном процессе имеет большое социальное значение. От этого зависит возможная перспектива в гуманизации образования, смысл которой заключается в обеспечении сознательного выбора человеком духовных ценностей, на их основе сформировать устойчивую индивидуальную систему морально-ценностных гуманистических ориентаций, характеризующих мотивационно-ценностное отношение человека. Ценность может стать объектом надобности человека в том случае, если реализовывается целенаправленная деятельность организации, отбора предметов и отмечается создание условий, вызывающих необходимость сознания ее и оценки личности. Так воспитание может быть рассмотренно, как организованный социальный процесс интериоризации человеческих ценностей.

Через психологический механизм интериоризации можно понять особенности динамичности духовных потребностей личности. Во время деятельности, которую осуществляет личность в установленных условиях, формируются новые объекты, которые вызывают новые потребности. Если бы в педагогической системе «учитель – ученик» были введены определенные факторы, стимулирующие самодеятельность учащегося, он бы находился в обстоятельствах расширенного развития духовных потребностей.

Пример интериоризации. Ученик прогнозирует свою деятельность, внутренне сопоставляя собственные действия и будущие поступки в соответствии к социальным требованиям и перерабатывает их во внутреннем состоянии. Выбранный объект трансформируется в потребность, так срабатывает механизм данного процесса.

Интериоризация общечеловеческих ценностей во время оценочной деятельности учащихся помогает в проектировании новой деятельности, соответственно к общественным эталонам и задачам, возникающими перед ними в процессе самовоспитания и самообразования реализовать ее на практике.

Когда новые объекты деятельности переносятся и становятся новой потребностью человека, то происходит экстериоризация. Особенность характерная этому процессу – это проявление действия закона отрицания, проявляющегося в своеобразной форме, когда одна потребность может воздействовать на другую, при этом подключает ее к себе на более высоком уровне.

Выделяются два подхода к организации воспитания, как к целенаправленному процессу интериоризации общечеловеческих гуманистических ценностей. Первый подход выражается в стихийно сложившихся и специально организованных условиях, которые избирательно актуализируют разные ситуативные побуждения и которые под воздействием систематической активации медленно, но постепенно упрочиваются и могут перейти в более стабильные мотивационные структуры. Описанный способ организации интериоризации общечеловеческих ценностей основан на естественном увеличении тех побуждений, которые выступают в качестве исходного момента. Хорошим примером есть интерес к чтению у ребенка.

Вторым подходом в организации воспитания есть усвоение учащимися, которым предъявлены сформулированные побуждения, цели, идеалы. Они, по мнению педагога, должны сформироваться у воспитанников, и постепенно превращаться из внешне воспринятых во внутренне усвоенные и действующие. В таком случае необходимо объяснять смысл сформированных побуждений и их соотношение с другими. Это поможет воспитанникам во внутренней смысловой работе и избавит их от неразборчивого поиска, который часто связан с множеством ошибок.

Полноценное правильно организованное воспитание, как процесс интериоризации требует использование двух подходов, поскольку оба они имеют как достоинства, так и недостатки. Если использовать только первый подход, то можно столкнуться с недостаточностью такого способа в том, что если воспитание будет хорошо организованное, согласно к психолого-педагогическим условиям, невозможно будет быть уверенным, что будут сформированы желаемые гуманистические побуждения.

франц. interio-risation - переход извне внутрь, от лат. interior - внутренний), формирование внутр. структур человеческой психики посредством усвоения внеш. социальной деятельности. И. не сводится к получению «извне» для последующей переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации посредством механизмов восприятия и памяти. Понятие И. введено франц. социологи, школой для обозначения заимствования осн. категорий индивидуального сознания из сферы обществ. представлений. В заруб. психологии роль и механизмы И. трактуются по-разному. Э.Дюркгейм связывал И. с социализацией личности. Согласно Ж. Пиаже, И. происходит вместе с формированием речи (значения слов «находятся» в сознании). Сходные с И. понятия используются в психоанализе при объяснении формирования бессознательного под влиянием межиндивидуальных отношений.

В отеч. психологии И. рассматривается как преобразование строения предметной деятельности в структуру внутр. плана сознания. Согласно Л. С. Выготскому, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психич. процессом отд. индивида. Выготский рассматривал образование форм речевого общения как процесс формирования высших, специфически общественных, орудийно опосредствованных психич. функций. Экспериментально показано (А. Н. Леонтьев), что этот процесс происходит в ходе онто-генетич. развития ребенка, между 5 и 11-12 годами. Стадии И. прослежены в работах, посвященных умственным действиям (в частности, теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина). Первоначально развернутое материальное действие в процессе И. обобщается, сокращается и на заключит. ее стадии (в умственном плане) приобретает характер психич. процесса.

Лит.: Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982; его ж е, История развития высш. психич. функций, там же, т. 3, М., 1983; Гальперин П. Я., К учению об интериоризации, ВП, 1966, №6; Леонтьев А. Н., Проблемы развития психики, М., 1981.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные