Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Мировоззрение - это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества; совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических идеалов и убеждений людей.

Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, предстают как более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя.

Мировоззрение имеет определенную структуру:

Мироощущение - чувственное восприятие окружающего мира (например, оптимист и пессимист). Здесь фиксируются отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей;

Мировосприятие - опирается на мироощущение окружающего мира в идеальных образах (адекватное и неадекватное). Тут создается цельная картина, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Здесь преобладает больше чувственный опыт, чем рациональное мышление;

Миропонимание - это познавательно-интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сущности происходящих процессов. Именно миропонимание и представляет собой философия. Это высший уровень мировоззрения, теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Выделяют три основных типа мировоззрения:

Житейское (обыденное) мировоззрение - существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. К нему относятся мироощущение, мировосприятие, миросозерцание;

Религиозное мировоззрение - связано с признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме;

Философское мировоззрение - миропонимание, оно выступает в понятийной, категориальной форме, опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности; в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира;

На основе рационального осмысления культуры философии вырабатывает новые мировоззренческие ориентации. Научное миропонимание, включает в себя теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить 2 уровня (пласта) мировоззрения: жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения.

Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном и многообразном повседневном опыте. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия.

В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей.

Мировоззрение по содержанию может быть: научным и ненаучным, материалистическим и идеалистическим, консервативным и реформаторским, революционным и либеральным.

Мировоззрение может быть: мифологическим, религиозным, научным, философским и т.д. В познавательном отношении: догматическое и скептическое (скептики - сомневаются в правомерности существующей картины мира, их соотносят с разрушительной силой).

Мировоззрение может быть: коллективистское (альтруистическое) или эгоистическое (разумный эгоизм лучше неразумного коллективизма).

Мировоззрение может быть: оптимистическим и пессимистическим; системным (на одном учении, религии) и бессистемным; последовательным или непоследовательным; рациональным и интуитивным и т.д.

Мировоззрение - личностный фактор и имеет выход через практику(нам безразлично что он думает, но не безразлично, что он делает).

Связь мировоззрения и философии:

1) Общее - это поиск ответов на вопросы:

1. Что представляет собою природа, окружающий мир?

2. Каково место человека в этом мире?

3. Может ли человек познать мир и каким образом достигается познание?

4. Как человек должен вести себя по отношению к другим людям?

5. Что такое истина, добро, красота и т.д.?

2) Различия:

1. Мировоззрение появляется задолго до того как возникает философия.

2. Философия в отличие от мировоззрения не является достоянием широких народных масс.

3. Философия реализует мировоззренческую функцию на основе теоретического отношения к действительности.

Т.е. философия - это теоретическое ядро мировоззрения. Последнее шире, т.к. включает и другие исторические типы мировоззрения: мифологическое и религиозное. Основные компоненты философского мировоззрения: научно-теоретическое знание; духовная практика; ценностная ориентация.

Чтобы понять какое-либо явление - необходимо разложить его на части. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты - оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.

Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению проф. А.А. Радугина традиционно выделяют четыре основных компонента:

  • - Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом - повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
  • - Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него также входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают более запретительными свойствами.
  • - Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
  • - Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.

Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.

В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей - чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.

Уровни мировоззрения. В зависимости от глубины знаний, интеллектуальной силы и логической последовательности аргументов в мировоззрении различаются также жизненно-практический интеллектуально-умозрительный (теоретический) уровни осмысления. Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью. Вот почему на этом уровне не всегда выдерживается логика, порой не "сходятся концы с концами", эмоции в критических ситуациях могут оказаться убедительнее разума, обнаруживая дефицит здравого смысла. Однако именно повседневность и является той базой, на основе которой мы можем вообще что-либо понимать в мире и анализировать его с помощью теоретических моделей. Данный уровень мировоззрения основывается на традициях, обычаях, которые не всегда могут быть рационально осмыслены. Данные проблемы преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения - теоретическом, который формируется в ходе систематического обучения и самообразования. В него входят теоретически обоснованные и логически верные знания, обобщенные в виде доказанных закономерностей, а также относительно непредвзятые оценки происходящих явлений природы и жизни общества.

Формы мировоззрения. Жизнь людей в обществе носит исторический характер. В мировоззрении того или иного времени находит выражение его общий интеллектуальный, психологический настрой, "дух" эпохи, страны, тех или иных социальных сил. Однако реально убеждения, нормы жизни, идеалы формируются в опыте, сознании конкретных людей. А это значит, что кроме типовых взглядов, определяющих жизнь всего общества, мировоззрение каждой эпохи живет, действует во множестве групповых и индивидуальных вариантов. Это позволяет выделять общественное, групповое и индивидуальное как специфические формы мировоззрения.

Мировоззрение – это предельно обобщенная, упорядоченная система взглядов человека на окружающий мир, общество, явления природы, на самого себя, основные жизненные позиции людей, убеждения, идеалы, принципы познания.

Мировоззрение – это далеко не все взгляды об окружающем мире, а только их предельное обобщение.

Субъект мировоззрения: социальная группа; личность.

В зависимости от субъекта выделяют такие формы:

ü мировоззрение класса;

ü мировоззрение социальной группы;

ü мировоззрение общества;

ü мировоззрение определенной исторической эпохи

Формы мировоззрения:

По обоснованности, достоверности :

ü нетеоретическое мировоззрение (мифы, религиозные мировоззрения);

ü философско-теоретическое мировоззрение;

ü научное мировоззрение.

Различные подходы:

ü художественно-образное (на его базе формируется мифологическое и религиозное мировоззрение);

ü поэтически-духовное;

ü понятийно-рациональное.

Основные подсистемы в мировоззрении: познавательная; ценностная; поведенческая;

Структура мировоззрения:

v Знания, убеждения, сомнения, вера;

v Чувства, эмоции, система ценностей;

v Программы поведения и действий людей, жизненные установки – это праксеологическая сторона (она обеспечивает связь познавательного и ценностного компонентов).

Мироощущение – чувственное осознание мира.

Мировосприятие – позволяет видеть мир в единстве всех его сторон (эмоциональная сторона).

Миропонимание – познавательная сторона мировоззрения)интеллектуальная сторона).

Менталитет человека:è это склад ума, умонастроение;è душевность;è совокупность всех итогов познания;è итоговый сплав, который определяет духовный мир человека.

Основные уровни мировоззрения

Повседневно-практический – это стихийно складывающаяся форма мировоззрения. Это массовое сознание. Теоретический уровень : Философия.

Исторические типы мировоззрения

Мифологический тип мировоззрения определяется как совокупность представлений, которые были сформированы в условиях первобытного общества на основе образного восприятия мира. Мифология имеет отношение к язычеству и является совокупностью мифов, для которой характерно одухотворение и антропоморфизация материальных предметов и явлений.

Религиозное мировоззрение основано на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире и жизни людей.

Философское мировоззрение. Философия – учение об абсолюте. Абсолют – учение о высших первоначалах, исходных принципах действительности, глубинной основы реальности. Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции. Философия рассматривается в качествеве теоретического ядра мировоззрения, в функции которого входят систематизация знаний, их обобщение и рационализация при помощи языка понятий и категорий.


№ 2. Особенности философии как формы освоения действительности. Язык философии. Основные категории философского мышления

Философия – это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний: Üо фундаментальных принципах и основах человеческого бытия; Üо наиболее общих сущностных характеристиках чел отношения к природе, обществе и духовной жизни.

Философия – термин, который означает любовь к мудрости. Философия выступила как поиск мудрости. Это принципиально другой тип миропонимания. Философия возникла в 6-7 веках до н. э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Объект философии – мир в целом. Предмет философии – это наиболее общие законы возникновения и развития мира, Вселенной, природы, человека, общества.

Основные философские темы:

· обобщение, интеграция, синтез знаний о мире; открытие наиболее общих закономерностей; формирование гипотез развития природы, общества, мышления.

Философия и наука

Общее : Категориально-теоретический тип знания, в котором исследуемая реальность не только описывается, изображается, но и объясняется; Философия как наука опирается на специально разработанные техники мышления, логические правила и методологии.

Различия : Наука всегда абстрагируется от личностно-субъективных мнений и оценок реальности; Философия не может абстрагироваться от субъективного контекста познания; Наука воспроизводит мир таким, каким он существует в своей онтологической данности; Философия – ценностная форма сознания, отражающая реальность как значимую для человека с позиций его высших жизненных целей; Научные идеи и гипотезы должны быть обоснованы и доказаны опытом и экспериментом; Философия требует обращаться к умозрению, творческому воображению и пониманию.

Философия и искусство

Общее: Познавательный интерес и философа и художника всегда направлены на формирование определенных идеалов и представлений о должном, прекрасном, добром, безобразном. Философские трактаты многозначны, их содержание всегда опосредовано спецификой авторского мировосприятия.

Различия: Философия использует категориально-теоритические средства осмысления исследуемой предметной области; В искусстве доминирует художественное мышление, оперирующее чувственно-эмоциональными образами. Художественный образ воздействует на чувственность человека; Философ апеллирует к человеческому разуму.

Философия и религия

Общее: Религия содержит в себе значительный элемент рациональности (в теологии)

Теология – наука, рационально обосновывающая тезис о том, что в Боге содержится вся полнота оснований, действительности.

Различия: Философское мышление критично, любые свои утверждения оно стремится доказать и обосновать; Религия содержит совокупность догматов , которые не подвластны суду разума; Религиозный опыт не требует доказательства и обоснования, доминируют чувства и эмоционально окрашенные состояния сознания (религиозный экстаз, катарсис).

Категории философии – это фундаментальные понятия, которые фиксируют существенные свойства предметов, явлений действительности. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держатся познание. Это: бытие, материя, свойство, причина; следствие, случайность, необходимость; часть, целое, содержание и форма и т. д.


№ 3. Основные направления развития философского сознания.Материализм,идеализм, дуализм. Основные функции философии

Основные направления развития философского сознания:

· Материализм – признает первичным природу, материальное бытие;

· Идеализм – считает первичным сознание, дух.

Исторические формы материализма:

· Наивный материализм древнего мира – Египта, Вавилона, Индии, Китая, Древней Греции, Рима.

ü Фалес; Гераклит; Демокрит и др.

· Метафизичекий материализм 17-18 веков;

· Диалектический материализм .

Разновидности идеализма:

· Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский.Гегель). Признает первичным Духовный мир, Мировой разум, Мир идей.

· Субъективный идеализм (Беркли, Юм, Мах Авенариус). Считает первичным человеческие ощущения, сознание человека.

· Солипсизм (solus – единственный, ipse–сам). Разновидность субъективного идеализма, согласно которой существует только конкретный человек и его сознание.

· Дуализм (dualis – двойственный). В мире существуют 2 независимых друг от друга начала: материальная и духовная субстанция – первооснова мира. (Рене Декарт). Дуализм не является самостоятельным направлением в философии.

Основные функции философии

Мировоззренческая функция философии

Ø вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека;

Ø исследует формы практического, познавательного и ценностного отношений человека с действительностью;

Ø обосновывает принципы этих отношений, разрабатывает цели и идеалы развития человеческого общества и культуры.

Методологическая функция философии

Ø разработка научной картины мира;

Ø обоснование образа познания;

Ø формирование обобщенной модели взаимодействия науки, общества и человека.

Кумулятивная функция

Ø обобщение и интеграция научного знания;

Ø формирование на этой основе общенаучной картины мира.

Логическая функция


№ 4. Историческая динамика предмета философии. Основные философские проблемы

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий характер, т.е. совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. «Разум управляет всем при помощи всего» (Гераклит, кон. VI - нач. V в. до н.э.). Осуществляется поиск «единого во многом». Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления, стремления к рациональному объяснению мира, его происхождения и сущности.

В структуру философского знания входят следующие разделы (историческая динамика предмета философии):

Ø онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;

Ø гносеология – учение о познании, его сущности и возможностях, отношении знания к реальности, условиях его достоверности и истинности;

Ø аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;

Ø праксиология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

Ø антропология – философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;

Ø социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы не редуцируемы, не сводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признание единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания.

Основные принципы:

ü поиск единых оснований сущего (Милетская школа, Аристотель и т. д.);

ü сведение всего многообразия духовного мира человека к рациональной способности мышления;

ü говорилось о высочайшем развитии человека и человечества;

ü субъектно-объектные отношения выступали основой процесса познания;

ü постижение истины являлось главной целью гносеологии.

Постклассическая философия связана с неприятием фундаментальных принципов классического философствования, попытками их радикального переосмысления. Формирование постклассической философии было социально подготовлено и вызвано кризисом философии и культуры Западной Европы. В конце 19 века происходит рассогласование между рационально сконструированными образцами мироустройства и действительным миром, зачастую антиразумным, иррациональным, иным по своей природе.

В постклассической философии пересматривается статус разума познающего субъекта, структура познавательного процесса. Актуальными становятся альтернативные, противоположные рационализму формы осмысления бытия и человека – иррационализм.


№ 13. Классика и постклассика. Основные направления постклассической философии

В развитии европейской философии нового и новейшего времени выделяют две эпохи:

Иррационализм (лат.неразумный, бессознательный) – это отрицание возможностей разума в процессе познания. Основой познавания объявляются интуиция, чувства, воля, мистический опыт. Представители иррационализма: А. Шопенгауер; Ф. Ницше; С. Кьеркегор; А. Бергсон.

В постклассической философии центральной проблемой становится антропологическая. Человек рассматривается не как существо рационально-познающее или социально-активное, а как существо переживающее , сомневающееся , самосозидающее .

Речь идет не о возможности получения универсальных истин, как в классической философии, а о постижении смысла бытия личности , испытывающей массирование, репрессирование, социальное воздействие. Главное, что волнует постклассическую философию – это понимание того, что происходит с человеком, с его сознанием в условиях массированной манипуляции им. Постклассическая философия задается вопросом, что предпринять, чтобы остаться человеком в таком социальном окружении.

Постклассическая философия переходит от поиска всеобщих принципов, универсалий к самоценности индивидуального единичного .

Марксизм – это основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских взглядов, включающая диалектику, материалистическое понимание истории, обоснование экономических законов развития капиталистического общества.

Относится и неотомизм . Основатель Маритен, Жильсон. Сюда же входит психоанализ (Фрейд, Юнг и др) и прагматизм (Пирс, Джемс).

Третий этап оформился к середине 20 века. Основные направления:

Экзистенциально-феноменологическая философия. Основная цель – разработать философию человека, которая бы учитывала специфику человеческого бытия и рассматривала человека как единичного, конкретного. Среди представителей такие экзистенциалисты, как Паскаль, Достоевский, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль .

Экзистенциализм возникает накануне Первой Мировой войны в России – Шестон, Бердяев . После Первой Мировой войны – в Германии – Хайдеггер, Ясперс, Бубер .

В период Второй Мировой войны распространяется во Франции (Марсель, Сартр, Мерло-Понти, Камю, Симона-де-Бовуар) . В середине 20 века и в других странах, в том числе в США. В Испании экзистенциализму близок Хосе Ортега-и-Гассет .

Экзистенциализм – это философское течение, рассматривающее человеческое существование как нечто уникальное, единичное. Подлинное существование постигается в пограничных ситуациях.

Пограничные ситуации – это наиболее опасные моменты человеческого существования, когда возникают состояния страха, заботы, вины, выбора, ожидания смерти. В такие моменты раскрывается человеку подлинный смысл его бытия.

Аналитическая философия. Развивали Рассел, Витгенштейн . Они решали проблему установления границ познания, видят в философии не теорию, а метод философского анализа, пытаются переориентировать философию на исследование языка науки . Представители аналитической стратегии предложили создать универсальный язык науки, то есть устранить разрыв между словами и опытом, избавиться от двусмысленности обыденного языка. Основная цель аналитической философии – устранение псевдопроблем и выработка логически безупречных структур языка. Основные принципы выражены в работах Фреге, Рассела, Мура, Витгенштейна .

Позитивизм – философское направление. Основал Конт в 30-е годы 19 века. Главная идея позитивизма – научное знание – это совокупный результат специальных естественных наук. Основные методы познания – наблюдение, эксперимент.

Основные формы позитивизма:

Классический позитивизм (Конт, Миль, Спенсер); Эмпириокритицизм (махизм) – Мах, Авинариус; Неопозитивизм (Шлик, ассел, Витгенштейн).

Эмпириокритицизм (махизм) – это субъективно-идеалистическое течение конца 19 – начала 20 века. Мир – совокупность ощущений, восприятий. Познание – средство биологического приспособления к окружающей среде. Задача науки – описание фактов на основе простоты и целесообразности.

Неопозитивизм – направление философии 20 века. Противопоставляет науку философии, устраняет философию из науки. Задача науки – разработка метода логического или лингвистического анализа знания. Развивает идеи современной логики.

Герменевтика – течение в современной философии. Основы заложил Шлейермахер . Идеи развивали Аильтей, Рикер, Гадамер.

Возникла в Древней Греции как искусство понимания жрецов. Сократ в диалоге «Ион» говорил: «Поэты – толкователи воли богов, одержимые каждый тем богом, который им владеет». Аристотель рассматривает герменевтику как вид логической грамматики.

Млейермахер утверждал: «Чтобы понять чужой текст, необходимо проникнуть в душевное состояние, психику, язык автора текста».

Неотомизм – влиятельное учение современной философии католицизма. Представители: Жильсон, Маритен .

Основа неотомизма – учение о гармонии веры и разума. Вера и разум – два пути постижения Бога: сверхъестественный – через откровение, слово Божье; естественный – через познание разумом мира, сотворенного Богом.

Признает три формы познания истины: науку, философию, теологию. Наука фиксирует явления, философия – служанка теологии, теология – сверхразумное знание, равное вере.

Постмодернизм – представители Деррида, Делез, Лиотар . В работе «ситуация постмодерна (1979 г.) Лиотар отмечает, что закономерным плодом рационалистического индустриального прогресса стали тоталитаризм, противостояние Севера и Юга, безработица.

Представители постмодернизма скептически относятся к установке на преобразование действительности. По мнению представителей постмодернизма мир не только не поддается человеческим усилиям его переделать, но и не вмещается ни в какие теоретические схемы. Делает акцент на уникальности, неповторимости всякого явления, события, факта. Крайние формы критических возможностей познания проявляются в полном отрицании науки, в поиске ее замены «субъективностью», в распространении мистицизма в научной среде.


№ 14. Предмет и структура марксистской философии. Материалистическое понимание истории

Марксизм – философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом, христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал демократии.

В своих ранних работах Маркс с одной стороны осуждает философию за ее умозрительное сознание, но с другой стороны, настойчиво подчеркивает необходимость воплощения философии в действительность. Так, широко известен 11-й тезис Маркса о Л. Фейербахе: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменять его»

Марксизм рассматривает философию в качестве практически ориентированной науки, сущность которой выражена в тезисе «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» Вклад К. Маркса и Ф. Энгельса в философию состоит в том, что они:

Ø разработали материалистическую диалектику как философское учение о развитии и взаимосвязи в природе, обществе и мышлении;

Ø открыли материалистическое понимание истории , согласно которому экономические отношения составляют базис всех иных общественных отношений (в этом проявилась определенная абсолютизация роли экономики в обществе). Суть материалистического понимания истории К. Маркс лаконично выразил в предисловии «К критике политической экономии»: «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» ;

Ø объяснили закономерности исторического процесса , что нашло отражение в формационном подходе к развитию человечества. К. Маркс выделил три эпохи всемирной истории, критерием которых выступает форма собственности: античную , феодальную и буржуазную , представляющие собой этапы прогресса экономической общественной формации. Ей предшествуют архаические, доклассовые общества, а сменяет ее путем социальной революции коммунистическая формация, которой присущи:

· отсутствие эксплуатации человека человеком и противопоставления умственного труда физическому;

· превращение труда в первую потребность жизни;

· всестороннее развитие индивидов, в результате чего «общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям» (К. Маркс «Критика Готской программы»);

Рабовладельческое государство Феодальное государство Капиталистическое (буржуазное) государство Социалистическое государство
ü первый исторический тип государства ü экономическая основа – собственность рабовладельца на раба ü существовали в окружении «варваров», которые были главным источником рабочей силы ü государство охраняет интересы рабовладельцев ü экономическая основа – частная собственность феодалов на землю как главное средство производства ü личная зависимость крестьян от землевладельцев-феодалов. ü государство охраняет интересы феодалов, сословные привелегии которых закрепляются в законах ü защищает буржуазный строй и его основу – частную собственность на орудия и средства производства ü является аппаратом власти, обеспечивающим эксплуатацию трудящихся ü использует экономическое принуждение к труду ü является орудием политической власти трудящихся (рабочего класса) ü государство поддерживает общественную собственность на орудия и средства производства ü не эксплуатируя других, государство перестает быть собственно государствои и постепенно отмирает.

Ø предложили понимание сущности человека как совокупности всех общественных отношений, где господствуют производственные отношения, которые включают в себя:

1) отношения людей к средствам, производства (формы собственности);

2) отношения обмена продуктами производства;

3) отношения распределения произведенных продуктов.

Ø проанализировали проблему «отчужденного труда» как такой деятельности человека, которая, являясь основным условием его жизни, вместе с тем лишает его возможности всесторонне развивать и удовлетворять свои способности и потребности. В результате при капитализме, согласно К. Марксу, происходит отчуждение человека от:

1) результатов его труда;

2) его собственной творческой природы (самоотчуждение) и родовой сущности, те труда;

3) другого человека.

Человек (рабочий) предстает в качестве: товара; рабочей силы; общественно-исторического существа («Экономическо-философские рукописи 1844 года»);

Ø ввели понятие общественной практики , которая есть материальная, целесообразная деятельность людей по освоению и преобразованию природных и социальных объектов. В структуре практики выделяются две стороны: субъектная – человек, его способности, цели и действия; объектная – предмет, средства и продукты деятельности.


№ 15. Исторические судьбы марксистской философии. Неомарксизм. Постмарксизм

Неомарксизм – неоднородное и противоречивое течение. Лозунг «Назад к истинному Марксу!» прозвучал впервые в 30-х годах 20 в. Его выдвинули представители франкфуртской школы Хоркхаймар, Адаржо и др.

В 60-е годы его подхватили деятели той же франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм и др.). Неомарксизм возник в 30-80 гг. 20 века. Распадается на два противостоящих друг другу направления:

1. Диалектико-гуманистическое. Основоположники – Лукач, Корш, Грамш, позже – Хабермас, Маркузе, Фром, Мерло-Понти. Они стремились поставить в центр марксистской философии человека как субъекта исторического действия, опирались на ранние работы Маркса.

2. Сциентическое . Представители – Альтюссер, Вольпе, Коэн, Ремер. Они считали, что марксизм недостаточно научен, ставили задачу придать историческому материализму строго научную форму, при этом использовали функциональный анализ, теорию игр.

К неомарксизму относятся: группы марксистски ориентированных теоретиков национально-освободительного движения; Исследователи проблем «третьего мира»; Исследователи проблем глобализации Самин, Франк, Валлерстайн

Традиционный неомарксизм обычно противопоставляет молодого К. Маркса, «философа антрополога», зрелому Марксу, автору «Капитала» с его «неромантической» ориентацией на научное знание. Теоретики неомарксизма отрицают общезначимость марксистской диалектики, сводя ее содержание только к обществу.

Неомарксизм обвинял «советский марксизм» в сциентическо-позитивистском ревизионизме, исходящего из тезиса о возможности социального познания, не зависящего от классового интереса. Такое познание по мнению неомарксистов невозможно. Поэтому, полагают неомарксисты нужно целиком полагаться на «универсальное «критическое сознание»» «позднего капитализма» и «государственного социализма», всюду разоблачающего отчуждение, подавление человечности, разные формы иллюзорного, ложного и извращенного сознания.

В качестве новой движущей силы политической борьбы и общественных изменений в современных условиях неомарксизм выдвигает «критическую интеллигенцию», бунтующую молодежь, студенчество, освободительное движение в третьем мире.

В 50–70-х гг. неомарксизм стал идеологией «новых левых». Совокупности идейных течений и политических движений, противопоставляющих себя «старым левым» – теоретикам и практикам коммунистических и рабочих партий. Первоначально новые левые выступили как элитарное литературно-философское течение «социал-критических интеллектуалов», проповедовавших конец буржуазной культуры и бунт против капиталистической цивилизации, но разочарованных в революционности рабочего класса и потому искавших новые антибуржуазные силы. Теоретиками такого неомарксизма стали Г. Маркузе, Фромм, Хабермас и другие представители франкфуртской школы, группировавшиеся вокруг журнала «…».

В начале 60-х годов число новых левых стало быстро расти за счет студентов, втянутых в массовое общедемократическое движение в странах развитого капитализма: в борьбу против войны во Вьетнаме, за гражданские права негров и других, национальных меньшин, демократическую реформу высшего образования, против апартеида в ЮАР. Интеллектуальное движение переросло в практическое с конкретными политическими требованиями. Новые левые встали на путь абсолютизации насилия и террористических методов борьбы. В число авторитетов и героев молодых новых левых были французский теоретик политического экстремизма Р. Дебре с идеей «горящего партизанского очага», Ф. Фанон с проповедью «самоцельности» политического насилия, Мао Цзэдун как вдохновитель «культурной революции», неоанархисты и троцкисты. Такая левоэкстремистская ориентация привела в 70-е гг. новых левых к глубокому и затяжному кризису, к идейному и организационному разброду.

В связи с кризисом социалистицизма и реставрацией капитализма в пост социалистических странах марксизма и защитники его критики вынуждены были обратиться к проблеме был ли советский командно-бюрократический социализм попыткой реализации марксистского коммунизма или нет.

В исследовании этой проблемы и сформировался постмарксизм. Постмарксисты как правило пытаются защищать марксизм, доказывая, что коммунистический эксперимент в России не является частью марксистского наследия. Дж. Макмертри (Канада) ссылками на работу К. Маркса «К критике политической экономии. Предисловие», отмечает, что коммунистические опыты начались в стране, уровень развития производительных сил которой не мог стать основой нового социалистического экономического порядка. А по Марксу, напоминает Дж. Макмерти, «Новые, более высокие производственные отношения не возникают до тех пор, пока материальные условия их существования не вызрели в недрах старого общества».

Большевистская революция и советский деспотизм были органистическим результатом лишь русской истории, идеологические доктрины этой революции и всех последующих коммунистических экспериментов следует искать не в марксизме, а в ленинизме. Ленин лишь мобилизировал колоссальную энергию народа создал тоталитарную партию и навязал своей стране жесткую, никакими принципами не связанную, тоталитарную диктатуру. Этого оказалось достаточно для победы над врагами, но недостаточно для достижения цели. Одна из основных причин этих ошибок Ленина была в том, что он не был философом отчуждения и «даже хорошим философом вообще», не знал «работ молодого Маркса». Он «сконцентрировался на проблеме классовой борьбы, понятой как беспощадная борьба за власть… самой характерной чертой Ленина была железная воля осуществить, во что бы то ни стало коммунистическую утопию».

Эти установки ленинизма противоречат положению Маркса о том, что коммунистическое общество может быть построено только на базе развитых индустриальных производственных сил. Поэтому сегодня, по мнению постмарксистов, нужно осознать, что реставрацией капитализма в постсоциалистических странах произошел не столько крах марксизма как футурологической теории общественного развития, а крах ленинизма с которым, начиная со Сталина, стали отождествлять марксизм. Но сегодня не только необходимо вернуть марксизму его аутентичный вид, и «отреставрировать» теорию Маркса. Нужно придать теории Маркса второе дыхание, ввести ее в контекст сегодняшней практики. Футурологические заявления Маркса вытекали из анализа капитализма XIX в. и основывались на выводе о том, что противоречия между условиями роста производственных сил и условиями роста капиталистической прибыли могут быть разрешены лишь путем захвата пролетариатом государственной власти.

Современное развитое капиталистическое общество благодаря непрерывным усилиям и вмешательству государства нашло иные пути ослабления или разрешения противоречия между интересами производственных сил и капиталистической собственностью (на нем, собственно, делал основной акцент Маркс), и нашло способ избежать тупика массовой безработицы и неизбежного при этом краха циклов воспроизводства. Постмарксистская концепция социализма должна учитывать, что командно-бюрократический социализм сталинского типа не может быть альтернативой современному капитализму.


№ 16. Особенности и основные направления развития русской философии конца 19-начала 20 века

Первый опыт русского философствования следует отнести к древнекиевской эпохе и принятию христианства на Руси. Ее источниками выступили евангельское вероучение, литература патристики, учение восточных отцов Церкви. Подлинно оригинальная национальная философия появляется только в 19 в.

Начало профессионального философствования в России связано с именем Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), философа и публициста. В 1819 г. он был принят в «Союз благоденствия», в 1821 г. – в Северное общество декабристов. Был участником похода русской армии в Европу 1812-1813 гг., путешествуя в 1823-1826 гг. по европейским странам познакомился с Шеллингом. Главное философское произведение П. Я. Чаадаева «Письма о философии истории» («Философические письма») было написано в 1829-1831 гг. и впервые опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г. Его главная темарефлексия по поводу исторического предназначения России , историософская оценка духовной эволюции русско-православного мира. Чаадаев говорил об отлученности России от всемирного воспитания человеческого рода, национальном самодовольстве, духовном застое, косности в деле осознания исторической миссии. Идеи Чаадаева были встречены резко негативно как в кругах просвещенной публики, охваченной патриотическим порывом после победы над Наполеоном, так и российскими властями. Автор «Философических писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под политическим и медицинским наблюдением. Отвечая на обвинения в отсутствии патриотизма, Чаадаев писал в следующей своей работе «Апология сумасшедшего» (1837) о том, что России еще только предстоит решить большую часть проблем социального порядка, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество. Чаадаев долгое время оставался влиятельным мыслителем, обозначив горизонты русской историософии в ее развитии. В 19 - 20 вв. идеи Чаадаева были осмыслены представителями самых различных направлений, в частности, западниками и славянофилами .

Западничество как течение русской общественной жизни оформилось в 40-60-х гг. 19 в. Его основные идеи развивались в кружках Станкевича Н. В.(Анненков, Бакунин, Боткин, Грановский) и Герцена - Огарева . Среди этих идей следует выделить главные:

1) критика феодально-крепостнических порядков в экономике, политике, культуре;

2) идея социально-экономического реформирования по западному образцу, в результате чего Россия должна была усвоить европейскую науку и «плоды векового просвещения»;

3) отрицание революционных методов разрешения социальных проблем; средством социальных преобразований должно было выступить прежде всего просвещение и пропаганда;

4) важная идея западничества заключалась также в высокой оценке преобразований эпохи Петра I. Перспективный источник социального развития России усматривался западниками в использовании опыта западноевропейских стран. Стремясь построить свою систему философии истории, они старались определить роль русского народа среди других народов Европы. Обсуждение проблем религии и вопросов о методах реформ раскололо прежде идейно единое западничество на два направления: либеральное (П. А. Анненков, Т.Н. Грановский, К.Д.Кавелин) , отстаивавшее догмат о бессмертии души; революционно-демократическое (А.И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г.Белинский) , трактовавшее сущность души с позиций атеизма и материализма, выдвигавшее идеи революционной борьбы.

Что такое мировоззрение? Даже определение здесь далеко не простое и однозначное. Чаще всего мировоззрением называется система взглядов (представлений) человека о себе, окружающем мире и собственном месте в нём. Чтобы разобраться с термином, нужно понять, что именно обществоведы вкладывают в «систему взглядов». Это важные компоненты мировоззрения, последнее же состоит из самосознания, представлений об окружающем мире и установленной взаимосвязи.

Базовым считается обыденное мировоззрение. Далеко не все осознают, какую роль в жизни человека оно играет. Речь идёт о представлениях и нравственных ценностях, сформированных в процессе жизни, на основании опыта, инстинктов и критического анализа пережитого. Но обыденное мировоззрение специально не вырабатывают. Оно появляется само, как естественный результат мыслительной активности. Необходимо отметить, что обыденное мировоззрение – это уровень, на котором находится большинство человечества.

Бывает также профессиональное мировоззрение. Его обычно рассматривают как следующий уровень. Формируется у людей в связи со спецификой их профессиональной деятельности, откуда и пошло название. Здесь функции мировоззрения часто носят просветительский характер. Учёный, художник, политик и многие другие пытаются передать свои взгляды на жизнь. Если мировоззрение обыденное формируется случайно, то здесь мы говорим о переработке очень своеобразного опыта, полученного во многом благодаря собственному выбору.

Теоретический уровень предполагает свободное оперирование рядом понятий. В данном случае мировоззрение его сущность и структура анализируются самим индивидуумом, обобщаются и трансформируются (при необходимости). Личность осознанно соглашается с философами или же создаёт собственное течение. Нужно сказать, что в истории было не так много тех, кто достиг подобного понимания себя, мира и происходящих в нём процессов.

Классификация мировоззрения

Говоря о том, что такое мировоззрение, нельзя не затронуть вопрос деления на типы. Отчасти те перекликаются с уровнями. Но здесь есть и свои отличия. Итак, виды мировоззрения:

1. Житейское

В данном случае самому вопросу, что такое мировоззрение, как правило, не придаётся особое значение. Человек пользуется теми представлениями, что сформировались у родственников, близких, окружающих, у него самого благодаря полученному опыту. Он нечасто задумывается над тем, какой смысл носят те или иные установки.

2. Мифологическое мировоззрение отличается неопределённостью

В этой разновидности субъективное и объективное тесно переплетаются. Центральным является миф. Он определяет, как жить, что именно нужно делать. При этом уровень критики – низкий, люди не размышляют над тем, какой смысл скрывается в традициях, обрядах и т.п. Они просто следуют им.

3. Религиозное мировоззрение

Это одно из самых стабильных, влиявших долгое время на умы целых народов. Оно базируется на вере в сверхъестественное, здесь роль мировоззрения в жизни человека становится доминирующей. Именно вера определяет поступки, часто влияет на характер. К тому же мировоззрение религиозное – самое агрессивное среди всех. Оно противостоит критике, не даёт всерьёз рассмотреть постулаты других мировоззрений. Чем и объясняется удивительная живучесть на протяжении такого долгого времени.

Стоит отметить, что религиозное мировоззрение породило, в свою очередь, ответвления. Но его виды и формы в любом случае основаны на вере в сверхъестественное. Яркий пример – метафизическое мировоззрение как система взглядов, где центральное место занимает, опять же, вера в неизменность вещей, природы и всего, что порождено Творцом. Однако подтипы данной категории объединяет то, что здесь не только не задумываются над тем, какой смысл носят те или иные утверждения, но часто об таком нельзя рассуждать. Вернее, можно, но исключительно в определённом контексте.

4. Научное мировоззрение

Это одно из самых популярных в настоящем. Тут важно понимать, какой смысл заложен в окружающем нас мире, что означает то или иное явление. Какая-либо мифология здесь полностью отсутствует. Всё максимально точно, аргументировано и конкретизировано. Научное мировоззрение постоянно развивается, пополняется новыми знаниями, всё более полно отражает окружающий мир. Но в то же время подход не меняется.

5. Философское

Обществознание рассматривает данную разновидность как одно из высших проявлений мыслительной активности. Здесь индивидуум часто теоретизирует, он задумывается над тем, как соотносятся мировоззрение и жизненные ценности, какой смысл у определённых понятий, какие формы может принимать знание. Сам вид основывается на фактах, такой же подход демонстрируют и учёные. Но научное мировоззрение не решает новые экзистенциальные проблемы. Кроме того, оно практически не имеет дела с так называемыми вечными вопросами.

Философия же активно ими интересуется. В ней отчасти можно увидеть мифологическое мировоззрение, особенно в отношении к неопределённому, к тому, что оно допускается и включается в систему ценностей. Свой отпечаток оставило и религиозное мировоззрение, например, по поводу того, что касается морально-нравственных ценностей. Но в целом доминирующим здесь считается широкий подход в сочетании с критичностью. Не зря системно рационализированное мировоззрение называют философией.

6. Гуманистическое

В то время как религиозное мировоззрение ставит в центр Бога, тут главным оказывается сам человек, человеческие возможности, характер, способность к созиданию и развитию. Если сравнивать с остальными подходами к формированию взглядов о себе и окружающем мире, то научное мировоззрение в большей степени обращено на законы (закономерности) окружающего мира, на познание, выявление и исследование. Человек здесь не может претендовать на особую роль, в отличие от гуманистического.

Необходимо отметить, что основные типы мировоззрения довольно жёстко классифицируются в науке (в рамках обществоведческого пласта знаний, например). Но в повседневной жизни в сознании одного человека особенности религиозного мировоззрения способны тесно переплетаться с гуманистическим или даже научным, просто по разным вопросам. Кроме того, люди склонны к изменениям своих взглядов. И если раньше в суждениях одной и той же личности наблюдались особенности мифологического мировоззрения, то впоследствии они могут смениться на теоретические.

Исторические формы мировоззрения

Традиционно первым появилось мифологическое мировоззрение. Оно было призвано объяснить природу вещей, явлений, которые вызывали вопросы. На обсуждаемом этапе люди не задавались сложными вопросами, не рассуждали о том, что такое «мировоззрение типы мировоззрения», например. Далеко не все осознавали, что у них есть система ценностей.

Вторым появилось религиозное мировоззрение, которое оказалось гораздо более структурированным. Оно не только давало представление, но и позволило разработать этику, уставить ограничения. Мировоззренческая функции религии, опять же, не всегда осознавалась и исследовалась. Многие просто подчинялись догматам.

Однако мировоззрение и его виды формы – всё это постоянно развивалось. Постепенно религия перестала удовлетворять социум. Появилась наука, которая выгодно отличалась прогрессивным подходом, стремлением к точности и новым знаниям, объявленным здесь ценностью. Противоположностью такому направлению стало реакционное мировоззрение, довлеющее ко всему старому, стабильному, устоявшемуся.

При изучении данной темы стоит отметить, что понятие мировоззрения и структура мировоззрения исследуются философами до сих пор. Современные теории считаются наиболее спорными, потому что они не прошли проверку временем. Но если вы захотите ознакомиться с такими вопросами глубже, достаточно будет поискать информацию по запросу «мировоззрение его структура и исторические типы». В контексте развития и перспектив рассматриваются и современные явления.

Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.

Элементы системы связанны образующими связями.

Можно выделить следующие структурные компоненты мировоззрения:

Во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

Во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

В-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех "царств": действительности,

ценности и смысла.

Черты мировоззрения:

    Системность (статичность)

    Процессуальность. (постоянное нахождение в динамике изменений)

2. Системность мировоззрения

Из этого определения можно выделить следующие аспекты: системность и процессуальность мировоззрения. Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент. Но рассматривая фото мы можем судить о феномене в целом. Рассматривая мировоззрение как систему, в статике, будем использовать понятие мировоззренческое поле. Оно многокомпонентно, кроме перечисленных в определении, можно называть еще множество других. Сами компоненты в свою очередь представляют собой сложные многокомпонентные системы. Компонентами можно считать и миф, и религиозные взгляды, профессиональный, социальный и другие групповые компоненты. Так же отдельным компонентом мировоззренческого поля можно считать то, что по сути процессуально - историческое, национальное (этническое и тому подобное). Как и любая система, компоненты в мировоззренческом поле соединены системообразующим, доминирующим компонентам. Доминирование того или иного компонента зависит от точки рассмотрения (гносеологический аспект), во-первых, и от субъекта, во-вторых.

3.Виды, типы, формы, уровни мировоззрения.

В зависимости от доминанты можно выделить виды и типы мировоззрения, а также и формы. Дело в том, что мировоззрение это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Это ядро общественного и индивидуального сознания.

Формы:

  • философия

Само название «формы» говорит о их значении. Они придают форму, оформляют мировоззренческое поле. Исторический компонент образуют первобытное, античное(или древнее), средневековое мировоззрение, мировоззрение нового времени, современное, переходные виды мировоззрения. По своей сущности мировоззрение - общественно исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества, сформированный материальной жизнью общества, общественным бытием.

    житейское (повседневно-практическое)

    теоретическое.

Житейское - основано на здравом смысле, многообразном человеческом опыте, имеет специфическую системность и обоснованность. Часто житейский уровень сравнивают с мифологическим мировоззрением. Это сравнение справедливо в части специфичности систем этих мировоззрений и их обоснованности, но сводить их друг к другу нельзя. Теоретическое формируется целенаправленно, отличается научной обоснованностью и системностью, опирается на результаты научного знания, доводы разума.

По типам мировоззрение различают индивидуальное и групповое, сциентистское и антисциентистское, и т.п.. В науке существуют и другие классификации. Все они по сути связаны с гносеологической позицией авторов. То есть, с тем, что они выбрали для своего исследования в качестве доминантного компонента и субъекта мировоззрения.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные