Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Фотограф Chris Wells

Функция науки – это сфера деятельности, где проявляется интерес и совершается научное действие (изыскание); или комплекс исполнения поставленных задач и целей в зависимости от изменяющихся условий и величин.

  • Мировоззренческая функция философии – это определение изыскательных и прикладных ориентиров человека в частности и человечества в общем путём исследования мировоззрения. То есть это совокупность критериев оценки восприятия мира человеком и культурой, создаваемой им как общностью (социумом);
  • Гносеологическая функция философии – это научно верное осмысление окружающей действительности и её достоверное познание. Она отвечает за определение научности, вненаучности и отсутствия оной, то есть осуществляет экспертную оценку знания;
  • Методологическая функция контролирует выработку и проверку способов достижения философией своих целей и исследований. Она разрабатывает методы и подходы, используемые в философском исследовании, а также осуществляет их оценку и апробацию;
  • Информационно-коммуникативная – эта функция контролирует передачу и содержательность передаваемых данных между любыми агентами, вовлечёнными в её процессы. То есть выполняет распространение знания между разными дисциплинами как внутри философии, так и вне её, поддерживая сотрудничество между другими науками и их дисциплинами;
  • Ценностно-ориентирующая функция является специфической и смежной для ряда дисциплин, среди которых аксиология, этика и эстетика, и выполняет роль оценочной деятельности по различным критериям широкого спектра явлений, в том числе и создания или исключения самой ценности. Если проще, то она отвечает за определение, обоснование и распространение иных ценностей кроме знания, которое по умолчанию является целью и ценностью любой науки. Например, эстетические ценности вроде понятия "прекрасное" недостижимы для понимания или обоснования некоторых наук типа химии или физики. В последнем примере без участия философии исследование культуры будет формальным и бедным;
  • Критическая функция оценивает явление или процесс и сравнивает его с мнением философии, то есть, как следует из названия – подвергает критике, делает выводы и даёт заключение. Экспертная оценка философии шире нежели в других науках и ориентируется на различные критерии, которые для некоторых других дисциплин не имеют смысла;
  • Интегрирующая функция заключается в том, что философия аккумулирует, компилирует и накапливает знания, включая их в свои концепции, то есть интегрирует. В сотрудничестве с другими описанными выше функциями она осуществляет распространение знания, гипотез и теорий в научной среде;
  • Идеологическая функция занимается изучением, классификацией и оценкой систем взглядов и мнений различных социальных групп. То есть эта функция философии исследует идеологии. Легко понять, что она тесно связана с социальными дисциплинами, например, социологией;
  • Прогностическая – функция философии, предоставляющая прогнозы на основании известных данных. Модели и прогнозы, составляемые с помощью этой функции. шире и лучше интегрируются как в культуру, так и в научное знание нежели другие теоретические построения;
  • Проектировочная функция философии отвечает за создание замыслов, систем идей и образов. Она очень схожа с предыдущей, в действительности они выступают парой, взаимодействуя в процессе теоретического прогнозирования, проектирования и моделирования;
  • Воспитательная функция ставит своей целью воздействие на формирование взглядов человека и его групп. Одна из самых древних функций ставшей очевидной с самого появления философствования, которое изначально предполагало поучение осмысленному и понятому. Таким образом в древности распространялось научное знание по понятным причинам (ограниченному количеству владеющих грамотой, отсутствие или закрытость институтов образования и другим).

Функции философии происходят из её дисциплин и тесно связаны с предметами и объектами каждого конкретного направления, в то же время имеют свою неповторимую специфику. Рассматривая их, необходимо учитывать сказанное выше.

В общей классификации философических функций выделяют 11 направлений. Функции философии - решение отдельных задач, которые возникают перед наукой в процессе ее становления. Каждая функция имеет свое значение, оно равноценно для развития и популяризации философии.

Мировоззренческая

Для мировоззренческой функции, основной задачей является формирование у человека целостной картины мира. Она способствует развитию у него индивидуального взгляда на каждое событие и явление. Первые информационные ориентиры человека - родители. Они формируют основы мировоззрения ребенка, задают базовое понимание нормы, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Мировоззрение определяет, как человек будет взаимодействовать с окружающими, каких морально-нравственных ценностей он будет придерживаться. Во взрослом возрасте, сформировавшаяся личность может изменить свои взгляды на мир, обратившись к другой системе ценностей.

Гносеологическая

Задача гносеологической функции - развитие механизма познания. Важно не только познавать окружающий мир, но и делать это правильно. Неверное понимание полученной информации ведет к формированию искаженной картины мира. Это приводит к познавательному конфликту и отсутствию адекватной коммуникации между философами различных школ.

Благодаря гносеологии человек исследует мир во всей его полноте. Он может различать и классифицировать процессы, происходящие в мире, давать свою оценку событиям. Объединение информации о мире, собранной разными исследователями, позволяет создать полноценную научную базу знаний.

Методологическая

Задача методологической функции - создание новых методов познания. Человек получает информацию об окружающем мире через:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание;
  • общение с другими людьми;

Далее, он обрабатывает полученную информацию с помощью рациональных или иррациональных методов познания. Рационализм отрицает все, что нельзя доказать практическим путем. Он позволяет дать определение предметам и явлениям, которые можно опознать с помощью органов чувств. Иррационалы полагаются на внутренние ощущения и способность человека к интуитивному пониманию сути вещей. В современной науке используется преимущественно рациональный подход, но он будет не полным без интуитивного познания. С помощью методологии философы стремятся найти метод познания, который объединит два направления и создаст новый, улучшенный способ изучения мира.

Информационно-коммуникативная

Коммуникативная функция существует для передачи знаний от человека к человеку. Информация передается посредством:

  • устного общения;
  • письменного общения;
  • сохранения информации на различных внешних носителях.

Предназначение коммуникации - передача правильного содержания информации. Люди, желающие ознакомиться с ней, имеют право на получение достоверного знания. Коммуникация регулирует адекватность переданной информации, ее соответствие действительности.

Ценностно-ориентирующая

Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель - фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.

Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.

Современные гуманистические ценности включают право на:

  • образование;
  • жилье;
  • удовлетворение физических потребностей;
  • свободу передвижения;
  • получение медицинской и других видов социальной помощи.

Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.

Критическая

Критическое мышление - главный инструмент в оценке достоверности знания. Мыслительный процесс происходит в 3 этапа:

  • получение информации;
  • обработка;
  • заключение.

Люди, использующие критический подход, способны анализировать поступающую информацию и отделять истину от заблуждения. Для проверки и сравнения они используют логику, как главный инструмент мышления. Без критического подхода невозможно полноценное исследование мира, увеличение и модернизация знаний. Он помогает разрушать догмы, в том числе и внутри философского знания.

Интегрирующая

Философия - накопительная база человеческих знаний. Она собирает, обрабатывает, систематизирует информацию и интегрирует ее - распределяет по отдельным разделам.

Также интегрирующая функция определяет принципы мироустройства. Она формирует отношение человека к миру, обществу и себе. У людей, воспитанных под влиянием разных систем ценностей, благодаря интеграции вырабатываются похожие механизмы взаимодействия. Таким образом, отдельные личности превращаются в единое общество.

Идеологическая

Идеология - совокупность интересов отельной социальной группы. Чем большей властью обладает группа, тем больше у нее возможностей пропагандировать и внедрять свою идеологию в общество.

Идеологические интересы могут быть двух типов: реакционные и прогрессивные. Первые направлены на торможение процесса развития. На них основано костное мышление: они стремятся нивелировать значимость философии, сократить поле деятельности. Второй тип интересов направлен на популяризацию философии, стремление показать ее практическое значение.

Воспитательная

В современном мире одной из основных функций философии - воспитательная. Она культивирует гуманистические ценности: укрепляет мораль и нравственность. Гуманистический идеал - свободный человек, воспитанный в любящей семье, получивший хорошее образование и имеющий возможности для самореализации.

Особенность воспитательной функции - способность помочь человеку адаптироваться в мире, найти свой смысл жизни.

Прогностическая

Задача прогностического направления - создавать теории и прогнозировать развитие человека, общества и науки. Прогнозы создаются на базе изученной информации. Человек может проанализировать события прошлого и проследить, к каким последствиям они привели в настоящем. Прогностическое направление мыслительно-теоретическое: выводы прогнозистов невозможно проверить на практике сразу, можно только дождаться исполнения или неисполнения прогноза.

Способность прогнозировать дает человечеству возможность избежать глобальных ошибок, приводящих к ухудшению качества жизни. Прогнозы используются во всех сферах жизнедеятельности, но основная - политическая, она определяет общечеловеческие пути развития.

Проектировочная

Благодаря своей способности выявлять механизмы развития, философия может использоваться как основа для контроля мировых глобальных процессов. Суть проектирования - разработка новых нормативов, на основе которых будут созданы новые объекты, регулирующие жизнедеятельность людей в отдельных сферах.

Задача проектировочной функции - экономическая организация общества. Она формирует для каждого социального слоя новые образцы деятельности. Роль проектирования особенно велика в регулировании деятельности, направленной на преобразование мира. Введение новых тенденций позволяет значительно ускорить социальное и экономическое развитие общества.

I. Функции философии: 3

  1. Мировоззренческая

  2. Гносеологическая

    Методологическая

    Прогностическая

    Социокультурная

    Интеграционная

    Интерпретационная

    Коммуникативная

    Критическая

    Эвристическая

    Гуманистическая

    Логическая

    Онтологическая

II. Методы философии 6

  1. Диалектика

  2. Метафизика

III. Список использованной литературы 8

I. Функции философии

Философия выявляет наиболее общие идеи, представления; формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей в целом.

Специфика философии проявляется в ее функциях. Основными функциями философии являются:

    Мировоззренческая - главная функция философии, так как она совпадает с ее основным содержанием; заключается в формировании, систематизации, обосновании мировоззренческого знания той или иной эпохи, того или иного периода; в возможности через философское образование формировать мировоззрение людей.

    Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция включает в себя изучение закономерностей и возможностей познания, отношения знания к объективной реальности, исследование ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Цель: разрабатывать и обосновывать основные подходы и принципы нравственной, эстетической, научной, социополитической ориентации.

    Методологическая функция выступает как общее учение о методе и вырабатывает совокупность наиболее общих методов познания и освоения мира человеком.

    Прогностическая функция философии состоит в том, что она обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Философия осмысливает стратегические направления развития человечества, его исторические перспективы и его культуру.

    Социокультурная функция призвана объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы, а также она анализирует, критикует и оценивает состояние культуры и прогнозирует перспективы ее развития в будущем. Философия определяет главные тенденции, общий характер и основные направления развития культуры, общества и человека.

    Интеграционная функция состоит в том, что с помощью философии осуществляется органическое соединение всех компонентов содержания человеческой культуры - онтологического, гносеологического, логического, этического, эстетического, аксиологического, жизненно-практического. Именно с помощью философии человек вырабатывает всеобщие принципы понимания и объяснения природы человека и мира в целом, создает предельно обобщенные идеи и представления о бытии. Философия объединяет всю духовную культуру в некое целостное единство в рамках данной исторической эпохи.

    Интерпретационная функция философии состоит в том, что она служит исходной интеллектуальной базой для понимания природы еще не познанных явлений внешнего мира, общества и мышления. Всякий раз. когда человек сталкивается с новым явлением - таинственным, загадочным, парадоксальным, он обращается к философии и именно в ней ищет рациональное истолкование еще не познанных предметов и процессов. Философия выступает как бы последней инстанцией интеллекта человека, именно в философии человек получает отправные основания для Духовного постижения непознанного во всем сущем.

    Коммуникативная функция проявляется в том, что через философское размышление происходит связь времен, культурное развитие человечества осуществляется как диалог.

    Критическая функция философии состоит в том, что она критически осмысливает существующую культуру и то состояние, в котором находится общество и личность. Философия помогает осознать и освободиться от иллюзий, заблуждений, предрассудков, ошибок своей эпохи. Философия чутко улавливает отживающие формы жизни, готовит общественное сознание к необходимости перемен, пытается ответить на коренные вопросы бытия.

    Эвристическая функция философии состоит в том, что она ориентирует человеческую мысль на открытие новых истин, побуждает к познанию, к формированию оригинальных истолкований познаваемых явлений.

    Гуманистическая функция философии актуализируется в «смутные времена», то есть в переломные моменты истории, ибо она постоянно обращается к человечному в человеку, с особенной остротой поднимая проблемы гуманизма в периоды политической реакции, войн, значительных социальных конфликтов. Именно этим объясняется трагичность судеб многих философов и то, что такое мыслители, как Сократ, Д. Бруно, А. Швейцер, Ф. Достоевский и целый ряд других, стали символами гуманизма в истории мировой культуры.

    Логическая функция. Содержанием ее является анализ понятий, суждений, теорий с точки зрения их соответствия законам логики.

    Онтологическая функция является учением о бытии, его формах и способах.

Все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные так или иначе включает их. Так с социальной функцией тесно связана гуманитарная функция философии. Философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого человека, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Социально-гуманитарные функции призваны осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться и завоевать авторитет; когда человеческое состояние находится на грани бытия и небытия, и каждый должен сделать свой нелегкий выбор.

II. Методы философии:

Философский метод – это система наиболее общих принципов и приемов теоретического и практического освоения мира, а также способ построения и обоснования самого философского знания. Задает общие принципы, ориентиры познания и деятельности (Ф. Бекон «Философской метод – факел, освещающий путь») Философский метод выступает, как диалектический и метафизический.

1. Диалектика (от греч. dialektike techne – искусство вести беседу, рассуждать) – это всеобщая связь и развитие мира, а также природы, общества, мышления; это такое понимание существования, когда любой объект рассматривается в разнообразных связях и отношениях с другими и по своему содержанию он изменчив. Диалектика более содержательна, она же включает в себя метафизику как частный случай.

Важнейшими принципами диалектики являются:

Принцип развития, согласно которому существование любого объекта предстоит как возникновение, становление и исследование. Всякое развитие включает в себя движение, которое рассматривается в единстве со временем, поэтому с точки зрения диалектики развитие абсолютно.

Принцип всеобщей связи, который раскрывается группой парных категорий (единственное – общее, причина – следствие, возможность – действительность, содержание – форма, сущность – явление).

Историческими формами являются:

    Диалектика античности – Гераклит особое внимание уделял движению и изменению вещей, переходу противоположностей друг в друга, то есть диалектика объективного мира («дорога в году, является дорогой вниз», «нельзя в одну реку войти дважды»); Сократ и Платон под диалектикой понимали ведение спора, диалог с целью выяснения смысла понятий и достижения истины – диалектика мышления (субъективная диалектика).

Диалектика может быть как материалистической, так и идеалистической. Гераклит был материалистом и его диалектика создает существенный материалистический компонент.

    Идеалистическая диалектика. Ее создали представители немецкой классической философии. Среди них выделяется Гегель, создавший систему диалектики, которая выступала и как теория и как метод (XVIII-XIXвв.)

    Материалистическая диалектика. Создана Марксом и Энгельсом в середине XIXвека (1846-1851 гг.).

2. Метафизика – в основе ее лежит признание автономного, независимого от чего-либо и неизменного существования. Она является противоположным диалектике методом познания. Ее особенность в создании однозначной, статичной картины мира, в преувеличенном рассмотрении тех или иных моментов или фрагментов бытия. Примерами метафизического мышления выступают рассуждения: «либо да, либо нет», «либо белое, либо черное».

Однако сам по себе способ рассмотрения вещей в статике, изолированно от других имеет право на существование. Это метод абстрагирования, то есть отвлечения от второстепенного на данном этапе исследования.

Для познания, однако, вредны преувеличение как покоя, так и движения: «нет покоя без движения и движения без относительного покоя».

IV. Список использованной литературы:

    Статья «Философия (конспект лекций, часть 1)», www.statya.ru

    Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. и др., Введение в философию, часть 1, Москва, Издательство политической литературы, 1989 г.

Вступление

Основные функции философии

Мировоззренческие функции философии

Методологические функции философии

Другие функции и классификации

Заключение

Список использованной литературы

Вступление

С самого зарождения философии более двух тысяч лет назад в Древней Греции среди серьезных мыслителей, существовало убеждение в необходимости тщательной проверки рациональной обоснованности тех воззрений на окружающий мир и нас самих, которые мы принимаем. Все мы воспринимаем массу информации и множество мнений о материальной вселенной и человеческом мире. Однако только очень немногие из нас когда-либо задумываются, насколько достоверны или существенны эти данные. Обычно мы склонны без сомнений принимать сообщения об открытиях науки, освященные традицией убеждения и разнообразия воззрения, основанные на личном опыте. Так же и философ настаивает на скрупулезной критической проверке всего этого, чтобы установить, основываются ли эти верования и воззрения на достаточных основаниях и следует ли мыслящему человеку их принимать.

Философия (от греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом рассмотрения философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, человека, отношения объективной действительности и субъективизма мира, материального и идеального, бытия и мышления. Где всеобщее - это свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи и др. свойства, связи относятся ко всем сферам действительности: природе, сознанию. Предмет философии необходимо отличать от проблем философии, т. к. проблемы философии существуют объективно, независимо от философии. Всеобщие свойства и связи (производство и время, количество и качество) существовали, когда науки философии еще и не существовало как таковой.

Основные функции философии

Философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические .

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мировоззренческие функции философии

К числу мировоззренческих функций относится такая важная функция философии, как гуманистическая . Она стоит на первом месте среди функций философии в соответствии с приоритетной значимостью проблемы человека.

Нет на свете, наверное, ни одного человека, который не размышлял бы над вопросом о жизни и смерти, о неминуемости своего конца. Такие размышления нередко действуют угнетающе на человека. Вот что писал по этому поводу известный русский философ Н. А. Бердяев: «Будущее всегда в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски». Тоска, в сущности, всегда есть тоска по вечности, невозможность примириться с временем.

Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества, пустоты, тленности этого мира. Тоска обращена к трансцендентному, вместе с тем она означает неслиянность с ним. «Всю жизнь, - свидетельствует Н.А. Бердяев, - меня сопровождала тоска. Это, впрочем, зависело от периодов жизни, иногда она достигала большей остроты и напряженности, иногда ослаблялась». Философия же «освобождена от тоски и скуки «жизни». И далее, уже обобщая историю развития человеческой мысли, Н.А. Бердяев заключал: «Философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла».

Философия, конечно, не дает вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух. Это и есть гуманистическая функция философии.

Следующей мировоззренческой функцией философии является социально-аксиологическая функция. Она расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конструктивно-ценностная , интерпретаторская и критическая подфункции. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале.

Одной из функций философии является культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречивой, изменяющейся сущности явлений.

Наряду с уже рассмотренными функциями философия имеет еще объяснительно-информационную функцию. Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация концентрируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы: философская онтология (учение о бытии как таковом), теория познания, диалектика как всеобщий метод, социальная философия, общая этика, теоретическая эстетика, философские проблемы частных наук, философия религии, история философии, «философия философии» (теория философского знания).

Таковы основные мировоззренческие функции философии.

Методологические функции философии

Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций: эвристическую , координирующую , интегрирующую и логико-гносеологическую .

Суть эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза.

Координирующая функция состоит в координировании методов в процессе научного исследования. На первый взгляд она кажется излишней: если метод содержателен, обусловлен природой объекта, то какая-либо дополнительная координация методов, помимо их координации предметом познания, представляется ненужной и даже вредной. Исследователю достаточно ориентироваться на сам объект, на соответствие метода этому объекту, чтобы иметь важную предпосылку результативного научного поиска. В общем виде данное рассуждение верно. Но в нем не учтен сложный характер связи между методом и объектом, существующий в современной науке, процесс растущей профессионализации ученых, опосредующий связь субъекта (метод - один из его компонентов) и объекта в науке.

Интегрирующая функция связана с представлением об объединяющей роли философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность.

Логико-гносеологическая заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

Другие функции и классификации

Помимо вышеперечисленных, принято выделять также такие функции философии, как:

- мыслительно-теоретическую функцию

- критическую функцию

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Поиск решений сложных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинному познанию, правильному действию. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути “докучливых и тягостных противников”: суеверие, слепое, неумеренное религиозное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их “призраками”, обратив внимание на то, что среди “призраков”, парализующих познание и мудрое действие, всякий раз оказывается вечный враг живого, пытливого интеллекта - укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения, приверженность заранее данным понятиям, принципам, с которыми стремятся “согласовать” все остальное.

По другой классификации:

Функция выявления общих идей, представлений, форм опыта

Функция рационализации

Прежде всего, философия выявляет наиболее общие идеи, представления, формы опыта, например, такие универсальные понятия как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина - следствие, случайное - необходимое, часть - целое, элемент - структура и др. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятельности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальным формам культуры. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях.

Помимо функции выявления “универсалий” философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу рационализации - перевода в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах

Заключение

Изучение философии способствует повышению общей культуры и формированию философской культуры личности. Она расширяет сознание: людям для общения нужна широта сознания, умение понять другого человека или себя как бы со стороны. В этом помогает философия и навыки философского мышления. Философу приходится рассматривать точки зрения разных людей, критически их осмысливать. Так накапливается духовный опыт, который способствует расширению сознания.

Изучение философии призвано формировать искусство жить в заведомо несовершенном мире. Жить, не утрачивая личностной определенности, индивидуальной души и общечеловеческой духовности. Противостоять обстоятельствам можно лишь при умении сохранять духовную трезвость, самоценность, собственное достоинство личности. Для личности становится понятным значение личного достоинства других людей. Для личности невозможна ни стадная, ни эгоистическая позиция.

«Изучение философии способствует умению концентрироваться. Личность невозможна без внутренней собранности. Собирание собственной личности родственно самоочищению» (В. Ф. Шаповалов).

Философия заставляет людей думать. Бертран Рассел пишет в своей книге «История западной философии»: «Она умеряет религиозные и философские страсти, а занятия ею делают людей более интеллектуальными особями, что не так уж плохо для мира, в котором немало глупостей». Изменить мир, считает он, можно лучше всего путем морального совершенствования и самосовершенствования. Философия способна сделать это. Человек должен действовать на основе своей мысли и своей воли. Но с одним условием: не покушаться на свободу других. Имея здоровье, благосостояние и способность к творческому труду, он может преуспеть в духовном самосовершенствовании и достичь счастья.

Назначение философии - поиск удела человека, обеспечение бытия человека в причудливом мире. Быть или не быть? - вот в чем вопрос. А если быть, то каким? Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Философия нужна для обеспечения возможно лучшего состояния человечества. Философия зовет каждого человека к благородству, истине, прекрасному, добру.

Список использованной литературы

    Введение в философию./Фролов И. –М., 1989

    Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

    Философский энциклопедический словарь (нет выходных данных)

    Википедия/Философия

Философиякак особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач,стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности .Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.Наиболее существенными из них выступают:

    мировоззренческая

    гносеологическая

    методологическая

    информационно-коммуникативная

    ценностно-ориентирующая

    критическая

    интегрирующая

    идеологическая

    воспитательная

    прогностическая

    проектировочная

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрениичеловека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

Мировоззрение по своей форме может быть:

    мифологическим

    религиозным

    философским.

Это зависит от того, на каком основании оно базируется - на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, религияне смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила - Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него,философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.Мироощущение мировосприятие и миропонимание В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.В мировосприятии , основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией .Гносеологическая функцияС названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная . Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.Методологическая функцияФилософия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией . Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.Информационно-коммуникативная функцияХарактер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.Ценностно-ориентирующая функцияФилософия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности , в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.Критическая функцияС таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.Интегрирующая функцияКак известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему , вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.Идеологическая функцияВ тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества , т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.Воспитательная функцияВажную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его частиПрогностическая функцияНаряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.Проектировочная функцияС рассмотренными функциями философии связана еще одна - проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы . Такое воздействие для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая совместно с другими науками призвана разрабатывать наиболее общие принципы и нормы, составляющие нормативный каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации экономического пространства. В более узком плане проектировочная функция философии реализуется в формировании образцов познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.

В деятельности экономиста функции усвоенной философии реализуются не только в содержании его профессиональной практической и теоретической деятельности. Воплощение мировоззренческой, гносеологической, методологической и других функций философии осуществляется как в плане осознания макроэкономических проблем, так и в их реализации на уровне микроэкономических отношений. При этом становится возможным как генерирование новаторских идей, принятие обоснованных решений по их реализации, успешное воплощение их в экономической деятельности, так и безупречное следование принимаемым к исполнению, действующим в обществе требованиям экономических отношений. Иными словами, философия, став достоянием экономиста как составляющая его профессиональной подготовки способна выступить в качестве фундамента его практической деятельности. Успешность этой деятельности будет наряду с прочим зависеть и от того, какую философию экономист усвоил, и как умело он может применять ее на практике.

Билет№9.1.Идеализм – противоположный материализма направление философии, исходным принципом которого является утверждение, что в основе вещей и явлений объективной действительности лежит не материальное, а идеальное, духовное начало: мировой разум, идея, чувства и т.д. При решении основного вопроса философии – об отношении мышления к бытию – идеализм исходит из признания первичности сознания, духа и вторичности природы, материи. Есть две формы идеализма: объективный и субъективный. Объективный идеализм в основу всего существующего кладет сознание как такую, мировой дух, абсолютную идею. Наиболее целостную систему объективного идеализма в древние времена дал Платон. Своего высшего развития объективный идеализм достиг в философии Гегеля, который разработал систему идеалистической диалектики. В Украине философские принципы объективного идеализма отстаивали С. Гоцкий, А. Новицкий, Г. Челпанов. Современные распространены школы объективного идеализма неотомизм и персонализм. Субъективный идеализм исходит из признания, что первичным и реально существующим есть только наши ощущения, наше «я», а все то, что окружает нас, является лишь продуктом, комплексом наших ощущений. Субъективно-идеалистические взгляды могут привести к солипсизма, т.е. признание существования только своего «я». Система субъективного идеализма наиболее полно была изложена в XVIII в. в философии английского епископа Дж. Беркли. В форме скептицизма и агноцистизму субъективный идеализм разрабатывали английский философ Д. Юм и немецкий философ И. Кант. Известным представителем субъективного идеализма был И. Фихте. В Украине субъективный идеализм пропагандировали П. Юркевич и другие. Современный субъективный идеализм распадается на многочисленные школы: эмпириокритицизм, прагматизм, семантический идеализм, логический позитивизм, эмпирический реализм, экзистенциализм и другие. Для большинства течений современного идеализма характерен иррационализм – отрицание объективного содержания логического мышления и замена его интуицией. Субъективный идеализм И. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга

Поставленные Кантом проблемы первым в немецкой классической философии попытался решить И. Фихте (1762-1814 гг.). Его философская система строится на признании активной, практически деятельной сущности человека. Исходное понятие системы Фихте - "Я", которое утверждает себя как таковое в акте самосознания. "Я" есть волевое, действующее существо. Из "чистого Я" должна быть выведена не только форма знания, но и все его содержание, т.е. естественный мир. Помимо индивидуального "Я" существует "абсолютное Я", абсолютное начало всего существующего, из деятельности которого должна быть объяснена вся полнота реальности, весь окружающий человека мир, т.е. "не Я". Согласно Фихте, деятельный субъект "Я", преодолевая сопротивле¬ния природы, развертывает все свои определения, т.е. наделяет природу своими характеристиками. Тем самым предметная сфера человека оказывается продуктом его деятельности. В конечном счете "Я" осваивает "не Я" и достигает тождества с самим собой. Однако такое тождество не может быть достигнуто на протяжении конечного времени. Оно является идеалом, к которому на протяжении всего исторического развития стремится человечество. Взаимоотношения индивидуального "Я", т.е. конкретного индивида с присущими ему волей и мышлением и абсолютного "Я", т.е. человечества в целом характеризует процесс освоения человеком окружающей среды. Индивидуальное и абсолютное "Я" то совпадают и отождествляются, то распадаются и различаются. Эта пульсация совпадений-расхождений составляет ядро диалектики Фихте, движущий принцип его системы. Идеал всего движения и развития состоит в достижении совпадения индивидуального и абсолютного "Я". Однако достижение этого идеала привело бы к прекращению деятельности, которая по Фихте абсолютна. Поэтому вся человеческая история есть лишь приближение к идеалу. Идеи Фихте развил дальше его младший современник Ф. Шеллинг (1775-1854 гг.). В учении Шеллинга преодолевается противопоставление мира природы как мира явлений и мира свободы как субъективного деятельностного "Я" на основе учения об их тождестве, т.е. тождестве субъекта и объекта. Абсолютный субъект в системе Шеллинга превращается в божественное начало мира, абсолютное тождество субъекта и объекта, точку "безразличия" их обоих. Возникновение из этого первоначального тождества всего многообразия определений этого мира есть "творческий акт", который будучи непознаваемым для разума, является предметом особого рода иррационального познания - интеллектуальной интуиции. Такая интуиция недоступна всем смертным, она дана лишь особо одаренным людям, гениям. По Шеллингу, интеллектуальная интуиция есть высшая форма философского творчества и служит тем инструментом, при помощи которого возможно саморазвертывание тождества.

Находящемуся в постоянном движении и развитии миру соответствует столь же динамичное мышление о нем. “Если все развивается… то относится ли сие к самым общим понятиям и категориям мышления? Если нет, значит, мышление не связано с бытием. Если да, значит, есть диалектика понятий и познания, имеющая объективное значение” Понятия категорий и законов в их соотношении и заключают в себе такую “диалектику познания”. Даже самая простая мысль: “Черный автомобиль подъехал к подъезду” - заключает в себе такие понятия, как “предмет” (автомобиль, подъезд), “качество” (черный), “движение” (подъехать). Если мы, воспринимая объекты, не подводим их под какие - либо понятия, категории, то мы вообще обречены на то, чтобы бессмысленно смотреть на вещи. Категориальный строй мышления выступает в качестве необходимой предпосылки и условия всякого познавательного акта.

Категории диалектики формируются на определенных ступенях исторического развития общества. Постепенно знание человечества об универсальных связях бытия углубляется, обогащается, приводится в систему. Так обстояло дело, например, с познанием связей качественных и количественных характеристик предметов. Начиная с наивных догадок, оно со временем достигло зрелого выражения. Были разработаны специальные философские понятия (качество, количество, мера, скачок) и с их помощью сформулирован соответствующий закон. По мере развития материальной и духовной культуры человеческое мышление обогащается новыми категориями. Знания о категориальных отношениях, результаты осмысления действующих в мире универсальных связей вызревают, кристаллизуются, шлифуются, хранятся в языке. Таким образом, из стихийно работающего категориальный аппарат превращается в продуманный, осознанный. Это придает диалектическому мышлению как явлению культуры огромную силу, делает возможным познание, освоение, сознательное применение диалектики при решении разнообразных теоретических и практических задач.

Говоря о категориях диалектики, нельзя не сказать о том, что они имеют характерные черты, а именно, во - первых, они связаны так, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент системы категорий. Нельзя, к примеру, понять материальную и духовную реальность посредством одной категории “материя”, не прибегая к категориям “движение”, “развитие”, “пространство”, “время” и многим другим. Иначе мы не выйдем за пределы простой констатации реальности. Для осмысления реальности мы вынуждены привлечь весь строй философских категорий и понятий, где одно характеризуется через другое, в единстве с другим, то сливаясь в целое, то расходясь. Во - вторых, в категориях диалектики тесно связаны объективное знание о соответствующей форме связи явлений (причинность, закон и другие) и форма мысли - познавательный прием, посредством которого постигается, осмысливается такая связь. И чем совершеннее понятийные средства, способы осмысления определенных связей, тем успешнее может в принципе осуществляться их реальное открытие, истолкование. Одно предполагает другое. Философы говорят в связи с этим о единстве онтологического (объективное знание бытия) и гносеологического (познавательные приемы) смысла категорий.

Среди бесконечного многообразия связей реального мира философское познание исторически выделяло различные типы всеобщих связей. “Единичное - общее”, “многое - единое”, “сходство - различие”, “качество - количество”, “простое - сложное”, “часть - целое”, “конечное - бесконечное”, “форма - содержание” и другие понятия о такого рода связях могут быть объединены в группу категорий, выражающих “устройство”, “организованность” бытия. В истории познания прослеживается также другой категориальный ряд, выражающий универсальные связи детерминации: “явление - сущность”, “причина - следствие”, “случайность - необходимость”, “возможность - действительность” и другие. Первый подход к анализу универсальных связей можно условно назвать “горизонтальным”, второй - “вертикальным”. В данной работе нам хотелось бы произвести смысловое разъяснение универсальных связей на пример таких категориальных пар, как “единичное - общее”, “явление - сущность”, “необходимость - случайность”, “возможность - действительность”, “часть - целое”, “содержание - форма”, “качество - количество и мера”.

Итак, начнем с “единичного и общего”.

Единичное и общее.

В мире существует бесконечное многообразие вещей. Все вещи и события различны между собой, единичны в своем бытии. Хотя в народе и бытует выражение “похожи как две капли воды”, применимое, как правило, к людям, но науке известно такое явление, как гены, которые содержат в себе неповторимую, всегда индивидуальную информацию, свидетельствующую о том, что во всем мире нельзя отыскать двух совершенно во всем одинаковых, тождественных друг другу людей. В “лепке” единичного участвует несметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Так, неодинаковость любой пары кленовых листьев обусловливается различиями в освещении, питании, температуре, энергетическом микроклимате, что, в свою очередь, предопределяет различия в их размерах, оттенках цвета, форме и т. п. Единичное, таким образом, есть объект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике. Единичное характеризует предмет, явление, процесс, отличающийся по своим пространственным, временным и другим свойствам от иных, в том числе подобных ему, предметов, явлений, процессов. В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но и целый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство или признак предмета, если он берется в своей индивидуальной неповторимости.

Однако бесконечное многообразие - это лишь одна сторона бытия. Другая его сторона заключается в общности вещей, их структур, свойств и отношений. С той же определенностью, с какой мы утверждали, что нет двух абсолютно тождественных вещей, мы можем говорить, что нет и двух абсолютно различных вещей. Нельзя не согласиться с тем, что, хотя все люди и индивидуальны, мы тем не менее без труда фиксируем присущую им всем родовую сущность, выделяя тем самым за их уникальностью, неповторимостью и нечто общее им всем, выражаемое в общем понятии “человек”. Общее - это единое во многом. Или, по - другому, общее - объективно существующее сходство характеристик единичных предметов, их однотипность в некоторых отношениях, принадлежность к одной и той же группе явлений или единой системе связей.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи. Над единичным “властвует” общее, которое безжалостно “заставляет” последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохранения общего как чего - то устойчивого: единичное умирает, но род живет.

Почему же общее внутренне “привязано” к единичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не существует и не дано нам иначе, как через единичное. Они не рядоположенные вещи, и диалектика заключается не в том, что одно существует и другое существует и как - то они между собой взаимодействуют, а в том, что нечто существует и проявляет себя как существующее (тем или иным способом) в силу материального единства мира. Поэтому общее существует не отдельно, а как закон рождения и жизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов в любом единичном явлении данного класса. Действие закономерности, анонимная власть общего выражается только в единичном и через единичное. Таким образом, как единичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, которое служит предпосылкой и субстратом общего.

Сущность и явление.

Развитие познания есть непрестанное движение мысли от поверхностного, видимого, от того, что является нам, ко все более глубокому, скрытому - к сущности. Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенных форм своего самообнаружения. Как листья, цветы, ветви и плоды выражают во внешнем виде сущность растения, так, например, и этические, политические, философские, научные, эстетические идеи выражают сущность определенного общественного строя. Какова общественная система в своей сущности, таковы и формы ее проявления во внутренней и внешней политике, в характере народного волеизъявления, в формах правосудия, в производительности труда и т. п. Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ее аспектов. Например, многие проявления злокачественной опухоли (рака) изучены достаточно подробно, но сама ее сущность пока остается во многом еще зловещей тайной. Сущность скрыта от взора человека, явление же лежит на поверхности. (Мудрый Прутков недаром призывал: “Зри в корень!”) Сущность, следовательно, есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления.

Явление же - это внешние, наблюдаемые, обычно более подвижные, изменчивые характеристики того или иного предмета, относительно самостоятельной области объективной реальности. Явление и сущность - диалектически связанные противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда их несовпадение носит ярко выраженный характер: внешние, поверхностные черты предмета маскируют, искажают его суть. В таких случаях говорят о видимости, кажимости. Примером видимости может служить мираж - зрительное видение, возникающее из - за искривления лучей света атмосферой. Ценообразование может заметно искажать отношения стоимости, проявлением которого оно в принципе служит.

Категории явления и сущности неразрывно связаны между собой. Одно из них предполагает другое. Диалектический характер этих понятий сказывается и в их гибкости, относительности . Понятие сущности не предполагает какого - то жестко фиксированного уровня реальности или некоторого предела познания. Человеческое познание движется от явлений к сущности, углубляясь далее от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д., все основательнее раскрывая причинные связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности. Так, дарвиновская теория явилась важным шагом в познании законов биологической эволюции, но их изучение на этом не остановилось. И сегодня наука, с учетом эволюционной генетики и других исследований, располагает более глубокими знаниями живой природы. Таких примеров множество. Относительный характер понятий “сущность и явление”, таким образом, означает, что тот или иной процесс выступает как явление по отношению к более глубоким процессам, но как сущность (более “низкого” порядка) - по отношению к его собственным проявлениям.

Это в известной мере позволяет уяснить, что речь идет не о каких - то жестких понятиях, которые можно закрепить за постоянными уровнями реальности. Явление и сущность - понятия, указывающие направление, путь вечного, бесконечного углубления человеческих знаний.

Необходимость и случайность.

Очень часто люди задаются вопросом: каким образом происходит то или иное событие - случайно или по необходимости? Одни утверждают, что в мире господствует только случайность и нет места необходимости, другие же - что никакой случайности не существует и все происходит по необходимости. Однако, по нашему мнению нельзя однозначно ответить на этот вопрос, потому что и случайность и необходимость обладают своей долей “права” на бытие. Что же подразумевается под тем и другим понятием?

Начнем с понятия “случайности”. Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними, привходящими для данного явления причинами. Как правило, такая связь носит неустойчивый характер. Иными словами случайность - это субъективно неожиданные, объективно привходящие явления, это то, что в данных условиях может быть, а может и не быть, может произойти так, а может и иначе.

Различают несколько видов случайности:

Внешняя. Она находится за пределами власти данной необходимости. Она определяется привходящими обстоятельствами. Человек наступил на арбузную корку и упал. Налицо причина падения. Но она отнюдь не вытекает из логики поступков пострадавшего. Тут имеет место внезапное вторжение в жизнь слепого случая.

Внутренняя. Данная случайность вытекает из самой природы объекта, она является как бы “завихрениями” необходимости. Случайность рассматривается как внутренняя, если ситуация рождения случайного явления описывается изнутри какого - то одного причинного ряда, а совокупное действие других причинных последовательностей описывается посредством понятия “объективные условия” осуществления основного причинного ряда.

Субъективная, то есть такая, которая возникает вследствие наличия у человека свободы воли, когда он совершает поступок вопреки объективной необходимости.

Объективная. Отрицание объективной случайности ложно и вредно и с научной, и с практической точек зрения. Признавая все одинаково необходимым, человек оказывается не способным отделить существенное от несущественного, необходимое от случайного. При таком взгляде сама необходимость низводится до уровня случайности.

Итак, говоря кратко, случайное - это возможное при соответствующих условиях. Оно противостоит закономерному как необходимому в соответствующих условиях. Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения, существования и развития. Необходимость, таким образом, есть проявление, момент закономерности, и в этом смысле она есть синоним ее. Поскольку закономерность выражает общее, существенное в явлении, постольку необходимость неотделима от существенного. Если случайное имеет причину в другом - в пересечении различных рядов причинно - следственных связей, то необходимое имеет причину в самом себе.

Необходимость, так же как и случайность, может быть внешней и внутренней, то есть порожденной собственной природой объекта или стечением внешних обстоятельств. Она может быть характерной для множества объектов или только для единичного объекта. Необходимость - это существенная черта закона. Как и закон, она может быть динамической и статистической.

Необходимость и случайность выступают как соотносительные категории, в которых выражается философское осмысление характера взаимозависимости явлений, степени детерминированности их возникновения и существования. Необходимое прокладывает себе дорогу сквозь случайное. Почему? Потому что она реализуется только через единичное. И в этом смысле случайность соотносима с единичностью. Именно случайности оказывают влияние на ход необходимого процесса: ускоряют или замедляют его. Итак, случайность находится в многообразных связях с необходимостью, и граница между случайностью и необходимостью никогда не бывает закрыта. Однако главное направление развития определяет именно необходимость.

Учет диалектики необходимости и случайности - важное условие правильной практической и теоретической деятельности. Основная цель познания - выявить закономерное. В наших представлениях мир раскрывается как бесконечное многообразие вещей и событий, цветов и звуков, иных свойств и отношений. Но чтобы его понять, необходимо выявить определенный порядок. А для этого нужно проанализировать те конкретные формы случайности, в которых проявляется необходимое.

Возможность и действительность.

Случайность и необходимость относительны: необходимое в одних условиях может предстать случайным в других и наоборот. Для их надежного различения следует каждый раз тщательно учитывать конкретные условия. В конкретном анализе причинных отношений необходимость и случайность оказываются тесно связанными с соотношением возможного и действительного, с превращением возможности в действительность.

Причинно - следственные отношения, реализующие принцип причинности, возникают тогда, когда явление - причина порождает случайное или необходимое следствие. Если же явление еще не стало, но может стать причиной, говорят, что в нем заключена возможность превращения в действительную причину. Иными словами, возможность - предпосылка возникновения того или иного явления, процесса, его потенциальное существование. Таким образом, возможность и действительность - две последовательные ступени развития явления, его движения от причины к следствию, два этапа формирования причинных отношений в природе, обществе и мышлении. Такое понимание связи возможного и действительного отражает объективную неразрывность процесса развития любого явления.

В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются, как правило, и необходимые, и случайные причинно - следственные связи. Отсюда вытекает, что действительность воплощает в себе разнородные возможности, содержит множество не только необходимо, но и случайно сложившихся свойств.

Часть и целое.

Много веков назад сложилось убеждение, что понять тот или иной предмет - значит узнать, из чего он состоит. Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “устройство” бытия, служили понятия “простого - сложного”, “части - целого”. Эти пары категорий тесно связаны между собой, ибо простое долгое время мыслилось как элементарное, не имеющее частей, а сложное - как составленное из частей, разложимое на простые составляющие.

Под частями понимали такие “предметы”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета. Если говорить более просто, то целое считалось простой суммой своих частей.

Однако постепенно в науке и философии складывалось убеждение, что свойства целого несводимы к набору свойств его частей, его составляющих. Но оставалось неясным, в чем же заключается секрет целостности. Ответить на этот вопрос на основе метафизического мышления не удается. Ключ к решению дает диалектика: тайна целостности, ее несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей. Таким образом, был открыт, сформулирован принцип целостности, играющий важную роль в развитии знаний и практики. Еще Сократ заметил, что лицо связывает в единое целое свои части: губы, рот, нос, глаза, уши, подбородок, щеки. И как бы ни различались по виду и функциям все части лица, и как бы ни были сходны, сами по себе они не образуют лица. Лицо есть нечто единое, целое. Оно неразделимо и несводимо к тем частям, из которых состоит, без потери своей качественной определенности как именно лица. Оно объединяет части, охватывает их все и образует уникальное целое, обладающее новыми интегративными свойствами.

Роль принципа целостности в современном научном и философском анализе, а также в других формах осмысления действительности исключительно велика. Ориентация на данный принцип позволяет преодолеть ограниченные способы уяснения, преобладавшие на прежних стадиях познания: элементаризм (разделение сложного на простые составляющие), механицизм (понимание целого лишь как суммы частей), редукционизм (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому).

В определенных границах способ уяснения сложных объектов в понятиях “часть - целое” и сегодня в общем - то не потерял своего значения, но получил серьезное углубление, обогащение, занял важное место в современном системном подходе к самым различным объектам.

Обогащение категорий “часть - целое” понятием связи открыло путь к постепенному формированию новых категорий: элемент, структура, система. Понятие связи прежде всего дало импульс к уточнению и развитию представлений о способах упорядоченности различных объектов.

Содержание есть тождественность всех элементов и моментов целого с самим целым; это состав всех элементов объекта в их качественной определенности, взаимодействии, функционировании, единство его свойств, процессов, связей, противоречий и тенденций развития. Не все, что “содержится” в объекте, составляет его содержание. Например, было бы бессмысленно считать содержанием организма атомы, из которых состоят молекулы, образующие клетки. Вы никогда не узнаете, что такое голубь, если будете тщательно изучать каждую клетку его организма под электронным микроскопом. К составным элементам, образующим содержание, относятся части целого, то есть такие элементы, которые являются пределом делимости объекта в рамках данной качественной определенности. Поэтому нельзя к содержанию картины отнести холст, например, хотя без него невозможно представить себе картину. Содержанием организма является не просто совокупность его органов, а нечто большее - весь реальный процесс его жизнедеятельности, протекающий в определенной форме. Содержанием общества является все богатство материальной и духовной жизни действующих в нем людей, составляющих это общество, все продукты и орудия их деятельности.

Определив содержание как тождественность компонентов целого с самим целым, перейдем к форме. Что такое форма?

Когда мы воспринимаем и мыслим какой - либо объект, мы выделяем его из окружающего фона, фиксируя тем самым его внешний облик, внешнюю форму. Будучи употребленной в смысле внешнего облика, форма объекта выражается в категории границы. Граница, указывающая на различие данного содержания в его целом от всего иного, и есть форма - внешняя форма объекта . Внешняя форма выражает связь данного объекта с другими. Кроме того, категория формы употребляется также в значении способа выражения и существования содержания. Здесь мы имеем дело не с внешней, а с внутренней формой. Внутренняя форма связана с качественной определенностью объекта, причем качественная определенность понимается в данном случае не в смысле того или иного материального субстрата объекта (камень, металл, дерево и т. д.), но как его некоторая смысловая оформленность, указывающая на способ деятельности с объектом, детерминирующая способ его восприятия и включения в систему определенной духовно - практической деятельности.

Таким образом, форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания.

Диалектика формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность при ведущей роли содержания. Отвлечение формы от содержания никогда не может быть абсолютным, ибо не существует безразличных к содержанию “чистых” форм. Каждое изменение формы представляет собой отражение преобразований содержания, внутренних связей предмета. Этот процесс, развертываясь во времени, осуществляется через противоречие, выражающееся в отставании формы от содержания, то есть наличия такого состояния системы, когда новое содержание не имеет адекватной новой формы, а пребывает в старой, ориентированной на уже изжившее себя содержание. Противоречие здесь выражается в разнонаправленности этих моментов единого целого и всегда разрешается ломкой старой формы и возникновением новой. И иначе быть не может в силу необратимого характера развития.

Качество, количество и мера.

Качество - такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определенности предмет перестает быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов. Например, расплавленная руда превращается в шлаки и металл; подросток, взрослея, становится юношей, юноша - мужчиной, мужчина со временем становится стариком; поселок, разрастаясь, может стать городом и т. д.

Количество - характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

Оценка количественных характеристик реальных “вещей” начинается с выявления в них общих свойств, присущих как однородным, так и качественно различным по своей природе “вещам”. Такими свойствами, по которым можно сравнивать разнородные предметы, могут быть линейные размеры, скорости движения, масса, температура тел. Для человеческих организмов речь может идти о весе, росте, объеме легких и т. д.

Рассмотрение различных предметов с количественной точки зрения на основе некоторого общего свойства как бы стирает их качественные различия. Так, качественно различные товары - хлеб, одежда, автомобили - “уравниваются” при их погрузке, разгрузке, транспортировки на основе того, что все они имеют вес и габариты. “Уравнивание” качественных различий предметов, привидение их к некоторому единству делает возможным измерение, которое предполагает установление соответствующей единицы измерения (метр, килограмм). Количественные характеристики предметов, явлений, процессов широко применяются в общественной практике: при планировании и финансировании производства, строительства, социального развития, при составлении расписаний движения транспорта и т. д.

То есть качественные и количественные методы анализа, изучения, оценки широко применяются в различных разделах науки и практики. Кроме того, понятия “качество” и “количество” важны для осмысления условий перехода экономики с экстенсивного на интенсивный путь развития. В первом случае выпуск продукции увеличивается за счет введения новых предприятий, увеличения посевных площадей, производственных мощностей, числа работающих и т. д. Во втором случае увеличение выпуска продукции обеспечивается увеличением производительности труда при том же или даже меньшем количестве работников и средств производства путем улучшения качества технологического оборудования, повышения квалификации рабочих и т. п.

Сегодня перед специалистами различных областей стоит задача освоения самых перспективных, качественно новых форм деятельности, поиска путей перевода всей экономики в новое качественное состояние. Для этого необходимы наиболее эффективные решения проблем экономики, управления. Отсюда ясно, насколько важно представлять себе, за счет чего в принципе обеспечиваются качественные сдвиги в состоянии системы, понимать диалектическое соотношение качества и количества.

Качество и количество выражают противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой характеристики предметов. Эта их связь в философии выражается понятием меры.

Мера - диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета. Мера выступает как “третий член”, связующий качество и количество в единое целое. Например, производительность труда как мера имеет две стороны: качество труда и его продуктивность (количество произведенного продукта). Но мало сказать, что мера есть единство качества и количества, а также что она суть граница, в которой качество проявляется в своей определенности. Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью. Обратим внимание на то, что смыслообразующим корневым элементом слова “закономерность” является именно мера. Мера - это зона, в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные характеристики.

Итак, мы рассмотрели некоторые категориальные пары. И в заключение можно сказать, что взаимозависимость, переходы одних явлений в другие отражают всеобщее свойство движущейся материи, выступают как проявление всемирной универсальной связи объектов, “всего во всем”.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные