Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Введение

Понятие о внимании

Качества внимания

Заключение

Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

На человека постоянно воздействует масса самых различных раздражителей. Сознание человека не состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Что-то находится в поле ясного сознания, что-то осознается не вполне отчетливо, что-то весьма смутно, а многое вообще не замечается. Из массы окружающих объектов - предметов и явлений - человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

2. Понятие о внимании

Внимание - это психический процесс, являющийся не самостоятельной формой отражения, а организацией тех или иных форм отражения (ощущений, восприятий, памяти, мышления, воображения, эмоций и чувств), в результате которой что-то отражается в сознании бо­лее отчетливо, а другое менее отчетливо. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности.

Первоначальная форма внимания - ориентировочный реф­лекс, или, как его назвал И. П. Павлов, рефлекс «что такое?», который является реакцией на все новое, неожиданное, неизвестное.

Внимание само по себе не есть такой же психический процесс, каким являются, например, восприятие, запоминание, мышление или воображение. Мы можем воспринимать, запоминать, мыслить, но не можем быть «заняты вниманием». Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности.

В зависимости от характера объекта, на который направлено внимание человека, различают внешнее и внутреннее внимание. Внешнее внимание - внимание, направленное на окружающие нас предметы и явления. Внутреннее внимание - внимание, на­правленное на собственные мысли, чувства и переживания. Это деление, конечно, до известной степени условно, так как в ряде случаев мы сосредоточенно мыслим в связи с восприятием како­го-либо предмета или явления, стараясь понять его, глубоко про-ji икнуть в его сущность.

Внимание имеет внешнее выражение, проявляющееся в ряде активных приспособительных движений для лучшего восприятия объекта. Человек принимает специфическую позу, всматривается, вслушивается, излишние движения задерживаются, дыхание замедляется; при сосредоточенном внутреннем внимании человек порой застывает в неподвижной позе, «затаив» дыхание, его взгляд словно отсутствует, устремляется вдаль, благодаря чему окружающее не отвлекает его.

3. Качества внимания

Внимание представляет собой многосторонний процесс, характеризующийся рядом качеств, основными из которых являются: интенсивность, объем, концентра­ция, направленность, устойчивость, активность, пере­ключение и распределение

Интенсивность внимания - это качество, определяющее эффективность восприятия, мышления и памяти и ясность сознания в целом. Чем больше интерес к деятельности (чем больше сознание ее значения) и чем труднее деятельность (чем она менее знакома чело­веку), чем больше влияние отвлекающих раздражите­лей, тем более интенсивным (напряженным) будет вни­мание.

Объем внимания - это качество, определяе­мое числом одновременно отражаемых объектов, зави­сит оно от осмысленности воспринимаемых объектов и возможности их группировки в смысловые блоки. Так, например, число одновременно воспринимаемых букв, когда они предъявляются раздельно,- не более шести. Если из них могут быть образованы слоги или слова, то число воспринимаемых и одновременно отражаемых букв может определяться количеством их в четырех - шести словах.

Концентрация внимания - это качество внимания, определяющее высокую его интенсивность при объеме в один объект.

Под направленностью понимают прежде все­го избирательный характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или непроизвольный (непреднамеренный) выбор ее объек­тов. При этом избирательность проявляется не только в выборе данной деятельности, отборе отдельных воз­действий, но и в более или менее длительном их сохра­нении (удержании образов в сознании).

Устойчивость внимания определяется дли­тельностью сохранения концентрированного внимания. Это - характеристика внимания во времени. Показа­тель устойчивости - высокая продуктивность деятель­ности (объем, точность работы) в течение некоторого промежутка времени Длительность интенсивного сосре­доточения зависит от ряда условий: характера и содер­жания деятельности, отношения к объекту внимания. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если сам он не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Степень устойчивости внимания увеличивается с возрастанием сложности объекта внимания.

Активность личности имеет большое значе­ние для устойчивости внимания. Деятельность личности может проявляться во внешне выраженных практиче­ских действиях с объектами внимания или во внутренней мыслительной деятельности, связанной с решением за­дач, требующих наиболее полного отражения объектов внимания.

Переключение внимания - это быстрое пе­ремещение внимания, обусловленное сознательно и преднамеренно поставленной новой задачей. Оно может проявляться в переходе либо от одного объекта опреде­ленной деятельности к другому, либо от одной операции к другой. В этом случае переключение происходит внутри одной деятельности.

Эффективность переключения зависит от особен­ностей выполнения предыдущей и последующей дея­тельности (показатели переключения значительно сни­жаются при переходе от легкой деятельности к трудной, а при обратном варианте они возрастают). Успех пере­ключения связан с отношением человека к предыдущей деятельности: чем интереснее предшествующая деятель­ность и менее интересна последующая, тем труднее про­исходит переключение. Имеются значительные индиви­дуальные различия в переключаемости. Некоторые люди быстро и легко переходят от выполнения одной деятельности к другой. Для иных этот переход требует длительного времени и затраты усилий, что связано с такой особенностью нервной системы, как подвижность нервных процессов.

В отличие от сознательного переключения внимания, отвлечение - это непроизвольное отклонение вни­мания от основной деятельности на посторонние объек­ты. Отвлечение отрицательно сказывается на выполне­нии работы. Отвлекающее действие посторонних раз­дражителей зависит от их особенностей и от характера выполняемой работы. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, прерывистые, неожиданные, а также связанные с эмоциями. При длительном выпол­нении однообразной работы действие побочных раздра­жителей усиливается по мере нарастания утомления. Отвлекающее воздействие посторонних раздражителей больше сказывается в мыслительной деятельности, не связанной с внешними опорами. Оно сильнее при слухо­вом восприятии, чем при зрительном.

Способность противостоять отвлекающим воздей­ствиям называется помехоустойчивостью. В развитии этой способности у людей наблюдаются значи­тельные индивидуальные различия, обусловленные как различиями нервной системы, а именно ее силой, так и специальной тренировкой, направленной на повышение помехоустойчивости.

Под распределением внимания понимают такое его качество, которое определяет способность че­ловека одновременно выполнять несколько действии, рассредоточивая внимание между ними. Уровень рас­пределения внимания зависит от ряда условий: от ха­рактера совмещаемых видов деятельности (они могут быть однородными и разнородными), от их сложности (и в связи с этим от степени требуемого психического напряжения), от степени знакомства и привычности их (от уровня овладения основными приемами деятель­ности). Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределить внимание. При совмещении умственной и моторной деятельности продуктивность умственной деятельности может снижаться в большей степени, чем моторной. Трудно совмещать два вида умственной деятельности. Распределение внимания возможно в том случае, если каждый из выполняе­мых видов деятельности знаком человеку, причем один - до некоторой степени привычен, автоматизиро­ван (или может быть автоматизирован). Чем менее автоматизирован один из совмещаемых видов деятель­ности, тем слабее распределение внимания. Если один из видов деятельности полностью автоматизирован и для ее успешного выполнения требуется лишь перио­дический контроль сознания, отмечается сложная фор­ма внимания - сочетание переключения и рас­ пределения .


4. Виды внимания

По активности человека в организации внимания различают три вида внимания: непроизвольное, произ­вольное, послепроизвольное.

Непроизвольное внимание - это сосредо­точение сознания на объекте в силу особенности этого объекта как раздражителя. Всякое достаточно сильное раздражение - громкие звуки, яркий свет, резкий за­пах - может невольно привлечь внимание. Особое зна­чение для привлечения внимания имеет контраст между раздражителями. Новизна - одна из важных особен­ностей раздражителей, вызывающих непроизвольное внимание. Причем имеется в виду не только абсолютная новизна (раздражитель этот ранее никогда не воздей­ствовал на человека), но и относительная (необычное сочетание знакомых раздражителей).

Непроизвольное внимание может быть вызвано так­же чувствами, связанными с воспринимаемыми объек­тами. К причинам, вызывающим непроизвольное вни­мание, относится также влияние прежнего опыта, в частности воздействие имеющихся у человека знаний и привычек.

Одно из лучших представлений о том, что означает истинная продуктивность в 21 веке, датируется 1890 годом. Джеймс Уильям в своей книге «The Principles of Psychology, Vol.1″. написал простое утверждение, смысл которого такой: «Мой опыт — это то, чему я позволяю уделять свое внимание «.

Ваше внимание определяет ваш опыт и жизнь, которую вы проживаете. Другими словами вы должны контролировать свое внимание, чтобы контролировать свою жизнь.

Сегодня, в мире смешиваются много разных сфер деятельности: мы можем работать находясь при этом дома (или в поезде, в самолете, на пляже). Мы можем наблюдать за нашими детьми через няню-камеру прямо с работы. Одним свайпом пальца на экране телефона, мы можем убрать из жизни все что угодно. Было ли когда либо в истории что-то подобное?

Управление вниманием

Чтобы быть продуктивным стабильно и лучше управлять стрессом, мы должны усилить наши .

Управление вниманием — это практика контроля отвлекающих факторов, быть здесь и сейчас, поиск потока. Это увеличение фокуса внимания до такого предела, когда вы превращаетесь в гения. Речь идет о намеренном управлении вниманием, а не реактивном, когда вы просто реагируете на внешние факторы.

Управление вниманием — это способность распознавать моменты, когда ваше внимание украдено (или может быть украдено), это способность держать фокус внимания на том виде деятельности, который вы сами выбрали. Вместо того, чтобы позволять отвлекать вас, вы выбираете, куда вы направляете свое внимание в любой момент времени, опираясь на ваши приоритеты и цели.

Качественное управление вниманием ведет к многократному повышению производительности, и это гораздо эффективнее, чем просто вести список задач. Конечный результат это способность влиять на свою жизнь, выбирая те вещи, которые действительно важны для вас. Это больше, чем просто тренировка фокуса внимания. Речь идет о .

Стремление vs. Опыт

Руководители, с которыми я встречался, часто говорят: «Я верю в способность наставничества и коучинга членов моей команды. Самое важное, что я могу сделать в качестве лидера, — это поддерживать их и поощрять их рост. Вот как я могу влиять ситуацию, это дает мне удовлетворение от работы ».

Но позже, когда проходят дни, я слышу от них в нашей беседе: «Я трачу огромную часть своего времени на электронную почту и на тушение горящих задач. Я начал год с коучинг-плана для моей команды, но команда сошла с дистанции в другую сторону среди огромного количества задач. Поединки между членами команды происходят не так часто, как хотелось бы, а задачи слишком ветвисты ».

Даже если вы считаете себя яростным защитником и менторства, вы не получите такого эффекта, который вам нужен, если ваши действия и опыт не отражают эти ценности. Как сказал Джеймс, ваш опыт — это то, чему вы уделяете внимание. И ваш опыт станет вашей жизнью.

Поэтому, если ваше внимание продолжают отвлекать: электронная почта, встречи и «пожарные дела», которые проглатывают ваши дни как горячие пирожки, то довольно быстро пролетят недели или месяцы, и ваша жизнь наполнится «опытом», но опытом который вам не нужен, тем опытом, который вы вовсе не хотели иметь.

Итак, почему бы нам просто не получить тот опыт, который мы хотим иметь, и создать такую жизнь, которую мы действительно хотим? Почему существует эта мучительная пропасть между тем кто мы есть, и тем кем мы хотим стать?

Тот факт, что Джеймс думал об этой теме в XIX веке, показывает, что мы долго боролись с конфликтом между нашими ценностями и соблазном отвлекаться. Но, сейчас мы живем в мире где отвлекающих факторов стало гораздо больше, нежели в 1890-х годах. Когда Джеймс опубликовал свою книгу «Принципы психологи», тогда телефоны только появлялись.

Сегодня мы имеет телефоны, постоянно подключенные к Интернету, и другие устройства, которые всегда с нами, и они поставляют нам такой объем информации и сообщений, который Джеймс не мог себе даже представить! В наше время идет жестокая борьба за внимание.

Вернемся к нашему примеру наставничества и . Вы можете каждый день начинать с твердого намерения сосредоточиться на развитии своей команды. Но эти намерения могут быть в спешке быстро смещены задачами, требующими быстрых решений, которые характеризуют наши рабочие дни.

В такой безумной рабочей среде просто не возможно выполнять задачи наиболее значимые для нас. Вы не можете оставить все на произвол. Ваша бурная среда каждый день заставляет вас делать выбор за выбором, это то на что вы будете тратить внимание, и в последствии это повлияет на опыт, который вы получите.

  1. Максимальная концентрация. Как сохранить эффективность в эпоху клипового мышления .
  2. Парадокс Шимпанзе. Менеджмент мозга .
  3. Эссенциализм. Путь к простоте .
  4. Коридор .

Осознанно выбирайте то, на что вы тратите свое внимание

Управление вниманием решает эти проблемы. Это осознанная практика, которая каждый раз возвращает вас к самоконтролю. Практика управления вниманием означает борьбу с отвлечениями и создание на протяжении всего дня возможностей для поддержки ваших приоритетов. Во-первых, нужно контролировать внешние факторы:

  • Контролируйте ваши гаджеты . Помните, что гаджеты служат вам, а не вы служите им! Примите решение обуздать гаджеты и взять их под контроль, отключив электронную почту и «push» уведомления, которые сделаны специально, чтобы красть ваше внимание. Это позволит вам непрерывно и целенаправленно работать над задачами и теми действиями, которые вы сами выбираете. Как можно чаще держите телефон в тишине и скрытно, особенно когда вы работаете.
  • Контролируйте окружающую среду. Установите границы с другими людьми, особенно в условиях открытого офиса. Например, используйте наушники или установите знак «не беспокоить», в те периоды, когда вам нужно максимально сфокусироваться. Если это не сработает, попробуйте перебраться в другую часть офиса или даже на другой этаж. Если все действительно очень плохо, вы можете договориться с коллегами, чтобы назначить определенное время дня недели или целый день «без отвлекающих факторов» для всех, чтобы все погрузились в свою работу.
  • Прочитайте , в которой разбирается не только управление вниманием, но и грамотная расстановка приоритетов. Успеть выполнить все дела не возможно. Совсем не большая часть задач приносит реальные плоды, все остальное лишь шум, который замедляет жизнь.

Но здесь необходим добавить важное дополнение: наша производительность страдает не только от внешних отвлекающих факторов, но и от наших собственных мозгов. Ум измотанный неистовой работой сам по себе становится источником отвлечения.

Проблема заключается не только в том, что сообщение электронной почты прерывает вашу работу. Да, это факт, если вы привязаны к своим почтовым ящикам, вас могут отвлекать каждые несколько минут, что убивает продолжительность концентрации вашего внимания.

Но также, проблема еще и в том, вы можете бояться забыть сделать какую-то небольшую задачу, например отправить сообщение, и вы начинаете отвечать всем подряд, на все письма которые видите. Но тогда в конечном счете ваш переполненный почтовый ящик засасет вас на долгое время, еще до того, как вы это поймете.

Кроме того, зная, что у вас в телефоне есть каталог всех мировых знаний под рукой, вы испытываете дискомфорт, находясь в состоянии «Я не знаю», и поэтому трудно избежать соблазна отвлечься и узнать что-то прямо сейчас.

Поэтому вы также должны научиться контролировать внутренние факторы:

  • Контролируйте свое поведение . Период когда ваш гаджет находится в режиме «не беспокоить» должен интерпретироваться однозначно, нельзя делать себе исключений и поблажек. Открывайте только одно окно на экране вашего компьютера и уделяйте все внимание одной задаче до ее завершения или паузы. Сделайте перерывы в течение дня, отойдите от компьютера. Попытайтесь «отсоединиться» полностью от всех гаджетов как минимум час или более, и как можно чаще. Попробуйте сначала отключаться на 15-20 минут, затем увеличьте это время до 90 минут.
  • Контролируйте свои мысли . Для многих из нас это самая большая проблема, которую я отложил на конец статьи. Умы людей созданы чтобы блуждать, постоянно теребя бесполезные мысли. Практикуйте, каждый раз замечая, когда ваш ум отклоняется в сторону от нужного направления и аккуратно возвращайте ваш фокус внимания обратно к приоритетной цели или задаче. Отслеживайте свои мысли, они часто убегают не туда. Если вы во время целенаправленной работы вспомнили о какой-то не особенно важной мелкой задаче, запишите ее в блокнот и вернитесь к ней позже. Сделайте то же самое с информацией, которую вы хотите найти в Интернете.

Практика управления вниманием не поможет вам сразу. Но по мере того, как вы будете постоянно распознавать отвлекающие факторы, вы накачаете свою «мышцу внимания ». Используйте привычки, описанные выше, и вы начнете правильно использовать свою жизнь и больше посвящать себя тому, что действительно важно для вас. Не позволяйте отвлечениям и развлечениям сбить вас с нужного пути. Контролируйте свое внимание, чтобы контролировать свою жизнь.

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью работы психики на объекте. Он выбирается у животных непроизвольно, но у людей – осознанно.

Управление вниманием для многих кажется невозможным. Они уверены, что объекты либо находятся и фиксируются сами по себе, либо требуют чрезмерного усилия воли.

Неумение управлять вниманием

Опираясь только на , многое из окружающего мира упускается. Как правило, не управляющие вниманием люди хуже усваивают информацию, дети показывают относительные низкие результаты в учебе, взрослые тревожатся из-за давно прошедших событий (еще говорят – «не умеют отпускать ситуацию»).

Проблема неумения управлять вниманием редко признается. Как правило, человек уверен, что он концентрируется на самом привлекательном предмете, что это происходит непроизвольно. Это не совсем так. Управление вниманием осуществляется человеком, он в силах концентрировать, переключать, удерживать внимание – как собственное, так и других.

Внимательность – умение сосредотачивать, концентрировать и удерживать внимание на произвольно выбранном объекте – это качество личности. Значит, его можно развивать и научиться контролировать.

Нужно с детства, потому как его коррекция у взрослого – длительный процесс. Внимательность со временем ослабевает, поэтому нужны регулярные специальные тренировки и занятия.

Рассеянность – антоним внимания. Рассеянные люди не способны быстро ориентироваться при необходимости, абстрагироваться от лишней информации.

Самомотивация

Управление вниманием – один из способов самомотивации. Во всякое удобное время стоит отвечать самому себе на вопросы «чем я занят в данный момент?», «зачем я это делаю?», «целенаправленно ли вкладываю ресурсы?», «нужно ли это сейчас?», «на что потрачено последнее время – 10 минут или полчаса?», «стоит ли результат продолжения?».

Иногда ответы бывают удивительными, ведь начальная цель была совсем иная. Но она оказалась забытой, потерянной, и по окончании деятельности получено не то, что требовалось. Это случилось из-за рассеянности, отсутствия внимания. Так объясняется причина опоздания, неудач в жизни, ошибок, необдуманных решений – часто человек делает не то, что должен, не тогда, когда нужно.

Переключение внимания происходит непроизвольно, но при хорошей тренировке его легко вернуть на необходимый объект. Занятия должны быть регулярными. Взрослым подойдут те же методы развития внимания, что и детям: найти буквы или цифры среди других символом (такие головоломки называются филворды), считать людей в красной обуви, отслеживать в новостном репортаже конкретное слово.

Саморегуляции

Управление вниманием нужно также для саморегуляции. Для нее необходимы переключение внимания и концентрация на требуемом, либо отвлечение от нежелательного.

Например, физическая боль приводит к тому, что внимание сконцентрировано на месте или органе, который болит. Помимо усиления боли из-за того, что все ресурсы психики брошены на ее ощущение, в дополнение возникает нервозность, тревожность.

А если произойдет переключение внимания с источника боли на что-то иное, требующее умственных усилий, то боль будто бы отдалиться. Попробуйте почитать вслух незнакомый рассказ, выполнить перевод текста на иностранный язык или обратно, решить математическую задачу.

Упражнения на контроль внимания

Упражнения по концентрации внимания проводят от одной минуты. Нужно неотрывно смотреть на монотонно движущийся предмет, например, часовую стрелку, барабан стиральной машины. Овладев созерцанием движущегося предмета, переходите к неподвижным. Рассматривая в течение нескольких минут объект, важно отметить его особенности. «Стакан – граненый стакан – стакан с ободком – ободок от кромки стакана расположен на расстоянии сантиметра – у стакана 8 граней – стакан прозрачный – стакан голубовато-прозрачный – стакан влажный» - так выглядит процесс осознанного рассматривания предмета. После овладения им нужно осваивать мысленное созерцание : представить себе объект со всеми выявленными особенностями. Это отличная тренировка памяти.

Начинать упражнения по мысленному созерцанию нужно там же, где проходили занятия с неподвижным предметом, после перейти в иное место.

Обычно, чтобы отыскать ключи или перчатки, люди подходят к входной двери и выстраивают цепочку: «пришел – открыл дверь – поставил чайник (чтоб это сделать, нужно освободить руку от ключей) – бросил ключи на подоконник». Метод срабатывает благодаря непроизвольному вниманию и памяти. Полезно время от времени устраивать такие «путешествия в прошлое», даже если ничего искать не нужно.

Полезны акустические упражнения . Необходимо на улице в течение короткого промежутка времени, постепенно увеличивая его на каждом занятии, слушать лай собаки, чириканье воробья, шум соседней стройки. Этот навык помогает не рассеивать внимание на уроке, лекциях, в важной беседе. Хорош он и для кинолюбителей, которые иногда не могут вспомнить содержание фильма.

Тактильные ощущения также привлекают внимание, поэтому хорошо знакомиться с предметами на ощупь.

То же самое касается запахов и вкусов, хотя последний редко выступает способом познания реальности.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Сейчас, кажется, весь окружающий мир создаётся так, чтобы как можно больше нас отвлекать. Компании вроде Google и Facebook находят слабые места в нашем восприятии и используют их, чтобы незаметно влиять на наше поведение. Ведь каждое новое уведомление, каждое полученное письмо, каждый сайт, на который мы заходим, увеличивают время использования их продукта.

Пора вернуть себе своё внимание. Вот три способа научиться не тратить его попусту, а концентрироваться на том, что для вас важно.

1. Осознанная медитация

В буддистcкой традиции и современной психотерапии медитация используется для развития , которая помогает полностью находиться в настоящем моменте.

Суть в том, чтобы молча сидеть с закрытыми глазами и сосредоточенно наблюдать за тем, что происходит с телом и сознанием.

Медитация снижает стресс, помогает расслабиться и отдалиться от всех отвлекающих факторов. Всё довольно просто: вы садитесь и концентрируетесь на чём-то одном, чаще всего на своём дыхании. Естественно, вы будете отвлекаться, витать в облаках, думать о чём-то. Суть медитации не в том, чтобы избавиться от любой мыслительной деятельности. Нужно просто наблюдать её в настоящем моменте.

Если у вас совсем не получается медитировать, попробуйте сосредотачиваться на одном ощущении или окружающем стимуле, когда занимаетесь спортом или выполняете какую-то простую монотонную работу. Так вы будете тренировать мозг контролировать внимание.

2. Однозадачность

Многозадачность не так эффективна, как мы привыкли считать раньше, особенно если речь идёт об умственной работе. Более того, она вредит мозгу. Каждый раз, когда вы переключаетесь между несколькими делами, мозг испытывает лишний стресс, а способность концентрироваться на новой задаче снижается.

Когда вы сосредоточенно выполняете одно дело в течение длительного времени, таких последствий не возникает. Однозадачность помогает работать продуктивнее и учит подолгу концентрировать внимание на одном предмете. По эффекту она схожа с медитацией: чем больше вы тренируетесь, тем лучше у вас получается, тем легче вам сознательно направлять внимание на то, что вам нужно.

3. Регулярное отстранение

Когда вы достаёте телефон, чтобы зайти в соцсети, или когда 10-минутный перерыв на интернет растягивается на целый час, ваш мозг создаёт петлю привычки, которая укрепляется с каждым следующим повторением.

Именно поэтому так важно ограничивать использование цифровых устройств. Старайтесь регулярно отстраняться от подобных отвлекающих факторов. Например, проверяйте почту и уведомления в определённое время дня, а раз или два в неделю вообще не берите в руки и ноутбук.

Бытие определяет сознание. А сознание направляет внимание. Выходит, от того, куда вы направляете свое внимание, в итоге зависит, кто вы и что в этой жизни. Согласитесь, достаточный довод для того, чтобы овладеть основами управления вниманием.

Многие люди думают, что внимание это что-то вроде погоды: им нельзя управлять. Но это не так. Наша сегодняшняя статья посвящена основам управления вниманием.

Что такое внимание

Внимание - направленность сознания на объект, имеющий для личности устойчивую или ситуативную ценность.

Про внимание мы слышим каждый день, но не задумываемся над сутью этого понятия. Это целая система отбора, которая помогает нам отсеивать ненужную информацию и воспринимать то, что необходимо. Психологи выделяют разные виды внимания и классифицируют его свойства.

Противоположность внимания – рассеянность.

Виды и свойства внимания

Виды внимания:

  1. Внешнее . Направлено на окружающий мир.
  2. Внутреннее . Направлено на собственные эмоции и переживания человека.
  3. Непроизвольное. Помогает выжить с доисторических времен. Шорохи в квартире ночью, подозрительные звуки и запахи все это мы замечаем благодаря непроизвольному вниманию.
  4. Произвольное. Внимание, которое мы направляем усилием воли. Например, читая книгу про квантовую механику.
  5. Послепроизвольное. Допустим, вы поднапряглись и сконцентрировались на чем-то. В определенный момент произвольное внимание становится послепроизвольным. Это значит, что больше не нужно удерживать его силой.
Есть три вещи, которые всегда привлекут внимание: еда, опасность и секс. И это совершенно естественно. Например, люди всегда смотрят на автомобильные аварии. Все дело в том, что мозг на подсознательном уровне обращает внимание на вещи, напрямую связанные с выживанием.

Свойства внимания:

  • концентрация, направленность, устойчивость. Внимание неоднородно, его уровень постоянно меняется;
  • объем. Внимание имеет объем – это значит, что в поле внимания могут находиться сразу несколько объектов. Для взрослого человека нормальный объем внимания составляет 4-6 объектов;
  • переключаемость. Каждые 20 минут (примерно, у каждого человека свои особенности) внимание переключается на новый объект.

Вниманием можно управлять

Как управлять своим вниманием

Давайте начистоту. Если вы умеете управлять вниманием, то вряд ли читаете это. Скорее всего, вам больше знакома следующая ситуация.

Нужно делать курсовую, вы бодро пишете введение, потом случайно вспоминаете про котиков в интернете и вам становится интересно. Внезапно вы уже на википедии. В итоге заканчиваете в три ночи на теме "карибский кризис", а курсач как не был готов, так и есть. А ведь стоило только не отвлекаться. На словах это легко, но если постараться, можно совершить и на деле.

Внимание - один из параметров деятельности психики, который поддается тренировке труднее всего.

  1. Нужно уметь осознанно ловить момент, когда внимание хочет переключиться.
  2. Спросите себя, правда ли сейчас нужно переключиться на что-то еще. Ключевое слово - «нужно».
  3. Если нет, то усилием воли удержите внимание.
  4. В конце, когда дело сделано, наградите себя чем-нибудь приятным.

Вот пример:

Представим, что вы занимаетесь любимым делом. Конечно же, пишете курсач.

Внимание! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на .

Вдруг проскочила мысль: "Дай-ка я лучше посмотрю, что нового в facebook?" В этот момент нужно поймать себя на этой мысли и ответить на вопрос: "А оно мне нужно?"

Если вы пишете уже добрых 40 минут, то действительно есть смысл переключиться, расслабиться и сделать перерыв. Ну а если написано всего одно слово, то берите себя в руки и продолжайте. Например, до того момента, как напишете раздел параграфа или страницу. Это потребует усилий, поэтому в конце пойдите и скушайте конфетку.

Умение управлять вниманием и концентрироваться помогает успешнее справляться с задачами в кризисных ситуациях и в условиях стресса.

Что еще поможет сконцентрироваться? Здоровый сон, медитация и комфортные условия. Недосып, шум и общая неудовлетворенность пагубно сказываются на внимании. Перерывы между парами тоже придумали не зря. Вниманию нужно время, чтобы отдыхать. Поэтому не заставляйте себя трудиться часами без перерыва.


Гипножаба - знает толк в управлении вниманием

Как управлять вниманием других людей

Это немного другая область знаний. Чтобы притягивать и удерживать внимание других людей, нужно особым образом взаимодействовать с ними. Существуют приемы для удержания внимания. Не нужно быть профессором психологии, чтобы знать эти хитрости:

  • зрительный контакт. Когда вы смотрите на кого-то, особенно пристально, это обязательно привлечет внимание. Правда, тут нужно знать меру. Не стоит открыто пялиться, иначе вас сочтут странным субъектом. А вот периодический взгляд в глаза при разговоре поможет сделать так, чтобы вас слушали;
  • акценты голоса. Как мы уже говорили, внимание человека постоянно колеблется и хочет переключиться на что-то более интересное. Если речь похожа на монотонное бу-бу-бу, то собеседник скорее начнет скучать и считать ворон в окне. Удержать внимание можно меняя темп и характер речи: громче-тише, быстрее-медленнее;
  • паузы в словах. Перед тем как сообщить что-то важное, можно специально выдержать драматическую паузу. Ожидание повысит концентрацию внимания собеседника до максимума;
  • стиль. Эксцентричное поведение и стиль одежды всегда привлекали внимание. Правда, этот прием хорошо подойдет, если вы рок-звезда. А вот на бизнес-встречах и важных переговорах его нужно использовать крайне аккуратно.

Никто не умеет управлять вниманием с рождения. Чтобы ваше внимание не управляло вами, научитесь управлять им, и любая курсовая работа будет занимать у вас в два раза меньше времени. А если хотите еще быстрее, оставляйте заявку в профессиональном студенческом сервисе .

А вот прекрасный пример управления вниманием.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные