Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

ИМПЕРАТОРСКАЯ ДИНАСТИЯ считается самой древней из всех поныне сохранившихся наследственных монархий в мире.

По утверждению исторических хроник страны - « Кодзики » (712 г.) и « Нихонги » (720 г.), первый император вступил на японский трон в 660 г. до нашей эры. И произошло это не без помощи богов. Аматэрасу Омиками, главное божество синтоистского пантеона, вручила своему внуку Ниниги-но Микото бронзовое зеркало, яшмовые подвески и меч с напутствием: «Освещай мир так же ярко, как это зеркало. Правь миром чудодейственным взмахом этих яшмовых подвесок. Покоряй тех, кто не будет послушен тебе, потрясая этим божественным мечом». Ниниги-но Микото, в свою очередь, передал эти сокровища своим потомкам - императорам Японии. Первым императором страны стал, как утверждают древние хроники, Дзимму. Император обладал магической силой, способностью общаться с богами. Наличие у императора реликвий являлось обязательным условием для вступления его на престол и правления.

Конечно, «Кодзики» и «Нихон сёки» вряд ли можно считать достоверными историческими свидетельствами. В этих книгах содержится немало мифов и легенд. Поэтому историки и археологи принимают как более правдоподобное время образования императорской династии III–IV вв. нашей эры, когда власть императорского рода Ямато распространилась на территорию от острова Кюсю на юге до долин Канто на севере.

О величии правителей Японии тех времен свидетельствует обнаруженное археологами в префектуре Осака огромное (753 х 656 м) захоронение императора Нинтоку, 16-го по счету и правившего в V в. н. э.

С середины VII в. японские императоры приняли на себя титул тэнно (небесный правитель) и во всех обращениях от имени императора стала фигурировать фраза, что он «правит миром, будучи воплощением божества». Император Тэмму, истовый поборник божественного происхождения страны и своих предков, впервые ввел для страны название Ниппон, включающее иероглиф «солнце».

В начале VIII в. императорский двор и вся система управления страной были реорганизованы по китайскому образцу, получив ярко выраженный централизованный характер. В тот период император сочетал роль правителя страны с ролью верховного отправителя культа Аматэрасу. Однако полнотой светской и духовной власти императоры наслаждались недолго.

Совершенствование бюрократической системы управления, отсутствие внешней угрозы привели к усилению дворцовой аристократии, особенно рода Фудзивара. В стране был введен институт регентства, превративший некогда всесильного тэнно в символическую фигуру. Оказавшиеся у рычагов политической и военной власти кланы время от времени менялись, вытесняя друг друга в результате кровопролитных битв. Начался кризис императорской власти.

Усиление провинциальных феодалов и буддийских храмов заставило императоров искать новые пути сохранения своей власти. В начале ХI в. император Сиракава, боровшийся против усиления местных помещиков, впервые использовал практику инсэй, т.е. отрекся от престола и принял монашество, но продолжал управлять страной, не занимая никаких официальных должностей.

Монахи-императоры оставались крупнейшими землевладельцами, контролировавшими около половины всех земель в стране, в их распоряжении находились личные дружины, полицейское ведомство.

В XII–ХVI вв. особую роль в судьбе императорской династии играли три родственные ей семьи: Тайра, Минамото и Ходзё .

Клан Тайра, наиболее близкий к императору, сумел занять ключевые должности в правительстве и при дворе. Позже Тайра уступили в кровопролитной войне своим противникам из рода Минамото. Победители основали новую форму государственного правления - военное правительство - сёгунат.

Пожалованный императором главе клана Минамото титул сёгуна поставил под его начало всех военных феодалов страны, их самурайские дружины и их земли.

Император Го-Дайго попытался вернуть себе все полномочия тэнно, начав в 1333 г. войну против рода Ходзё, уже более 100 лет управлявшего страной. Успешно начатая реставрация императорской власти потерпела фиаско. В 1335 г. Асикага Такаудзи повернул оружие против императора и вскоре стал сёгуном. Го-Дайго ушел в горы Ёсино вместе с небольшим количеством своих сторонников. Его правительство было названо Южным двором в противовес находившемуся в Киото под контролем Асикага Северному двору, и противостояние между ними продолжалось с 1337-го по 1392 г., когда ослабевший Южный двор прекратил свое существование.

В последующие несколько столетий императорской династии так и не удалось вернуть себе властные полномочия. В период войн эпохи Сэнгоку дзидай властные и талантливые полководцы Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси не оставили правившим императорам никаких шансов на реставрацию власти. Пришедший им на смену Токугава Иэясу основал мощнейшее в истории Японии военно-феодальное государство, не допускавшее императоров к власти еще 250 лет.

Военные правители страны оставили императору его дворец в Киото. Там императорский двор развлекался различными пышными церемониями, представлениями исполнителей древних танцев гагаку, конкурсами поэтов, каллиграфов, спортивными состязаниями (примечательно, что в той или иной степени эти мероприятия сохранились и в программе официальных развлечений нынешнего императорского двора). Из прежних полномочий за императорами оставались, пожалуй, лишь сугубо религиозные функции.

Лишь в 1868 г. в результате вооруженного конфликта с сёгунатом император Мэйдзи вновь обрел полноту государственной власти. В феврале 1889 г. был принят Основной закон Японии, провозгласивший страну конституционной монархией. Император переехал в Эдо, переименовав его в Восточную столицу - Токио. Впрочем, и в это время полномочия монарха были в значительной степени ограничены в пользу правительства, особенно в вопросах внешней и внутренней политики.

В 1926 г. на трон вступил император Сёва, на долю которого выпало пережить немало труднейших событий в истории страны. При нем милитаристы толкнули страну на путь военных авантюр, при нем сгорели в атомном пламени Хиросима и Нагасаки, при нем Япония оказалась под иностранной оккупацией. В канун 1946 г. император вынужден был публично отказаться от «божественности» императорской династии.

Это получило свое логическое завершение в тексте новой Конституции Японии, вступившей в силу в мае 1947 г. Император был провозглашен «символом государства и единства народа». Японскому народу и принадлежит с этих пор суверенная власть. За императором были оставлены исключительно церемониальные и формальные функции - подтверждение инициированных правительством назначений и отставок руководящих деятелей, визирование государственных документов, прием верительных грамот от иностранных послов, жалование наград. Все действия императора, относящиеся к государственным делам, должны осуществляться по совету и с одобрения кабинета министров.

7 января 1989 г. после смерти императора Сёва на престол взошел его старший сын - Акихито, стоящий 125-м в непрерывном ряду императорской династии. Кронпринцем с 1991 г. является старший сын императора - Нарухито.

Современный монархический строй Японии успешно адаптировался к демократическим порядкам. И хотя институт императорской власти уже не является центральным звеном политической системы, он по-прежнему занимает важное место в обществе, что обусловлено позитивным отношением японского народа к императорской династии как особому элементу национальной истории и культуры.

Государство: Япония

Столица: Токио

Форма правления: Конституционная парламентарная монархия

Провозглашена: 1947 год

Монарх: Акихито

Японский император является формальным главой страны и "символом государства и единства народа", не обладающим суверенной властью. Исполнительную власть осуществляют Кабинет министров во главе с премьер-министром.

С 7 января 1989 года императором Японии является Акихито - 125-й правитель в династии. В апреле 1959 года, еще будучи крон-принцем, Акихито женился на Митико Сёде. Его избранница - старшая дочь Хидэсабуро Сёды, президента крупной мукомольной компании. Данный брак нарушил многовековые традиции, предписывающие членам императорской семьи жениться на девушках исключительно аристократического происхождения.

В 1959 году Акихито женился на Митико Сёде

У императорской четы трое детей: принц Нарухито (23 февраля 1960 года), принц Акисино (Фумихито) (30 ноября 1965 года), принцесса Саяко (18 апреля 1969 года).

Императорская чета

Наследным принцем Японии является старший сын императора Акихито - Нарухито. Он учился в Мертон Колледже в Оксфорде, имеет ученую степень магистра исторических наук Университета Гакусюин.

Старший сын императора Акихито - Нарухито с женой Овадой Масако

9 июня 1993 года Нарухито женился на Оваде Масако, работавшей дипломатом в Японском Министерстве Иностранных Дел. Ее отец - Овада Хисаси - в настоящее время является судьей в Международном суде ООН. Единственный ребенок Нарухито и Овада Масако, Айко, принцесса Тоси, родилась 1 декабря 2001 года.

Семья наследника престола Нарухито

Интересные факты:

  • Япония - страна с самой старой правящей монархией в мире. По легенде, она зародилась здесь в 7 веке до нашей эры.
  • Государственный гимн Японии "Kimigayo" в переводе означает "Господство Императора". Слова гимна взяты из стихотворения, написанного в десятом веке.
  • В отличие от монархов Европы и других японских родов, императорская династия не имеет фамилии.
  • В Японии насчитывается 15 государственных праздников, называемых сюкудзицу, включая День конституции, День зелени и День детей.
  • Дочь Нарухито, Айко, может стать первой японской кронпринцессой, если парламент изменит Императорский закон о порядке наследования.

Ни в одной из стран мира нет в обществе такого благоговейного отношения в персоне императора, как в Японии. И это при том, что на дворе стоит XXI век, а Страна восходящего солнца входит в число самых развитых стран в мире. Все дело в ментальности японцев, которые бережно относятся к своей истории и чтят древние традиции. Подтверждением тому является общенациональный праздник — День основания государства, ежегодно отмечаемый 11 февраля. В этот день родился первый император Японии Дзимму, вошедший на престол еще в VII веке до нашей эры.

Место императора в истории японской метрополии

Оценивая императорскую власть в Японии, стоить обратить внимание на религиозную составляющую. В соответствии с древними легендами первый верховный правитель, занявший императорский трон, являлся потомком богов. Считалось, что только персона божественного происхождения может занимать такой высокий пост и только в его силах объединить под единой властью разрозненную страну. Божественная природа императора была очень удобным инструментом манипуляции общества. Любое посягательство на авторитет императора и критика его действий, расценивались как богохульство.

Упрочнению императорской власти в Японии способствовало и обособленное географическое положение страны. Население Японских островов, защищенное морем от внешних врагов, сумело сохранить в неприкосновенности свои давние традиции, культуру, религию и историю. В течение тысячи лет сохранялся пост императора Японии и сама метрополия. По некоторым данным возраст японской правящей династии насчитывает 2600 лет. В связи с этим, Императорский Дом Японии является самой старейшей в мире царствующей династией, а империя может претендовать на титул самого древнего государства.

Для сравнения, ныне сохранившиеся монархические династии Европы имеют возраст чуть более тысячи лет.

Истоки самой древней монархии в мире уходят корнями в VII-VI век до н.э. Первым императором Японии считается Дзимму, которому боги поручили подчинить своей воле население японских островов. Первому императору Японии, как и последующим восьми императорам, находящимся в разные периоды на императорском троне Страны восходящего солнца, приписывается полулегендарное происхождение.

Первой реальной личностью, с которой японцы связывают основание Императорского дома на Японских островах, считается император Судзин. Годы правления императора Судзина — 97-29 гг. до н.э. В официальных документах, дошедших до наших времен, он упоминается как создатель первого японского централизованного государства Ямато, ставшего на последующие 2000 лет центром метрополии. Десятый по списку, а в действительности первый реальный император Японии Судзин как и его предшественники относится к эпохе Яёи. Следует отметить, что в отличие от Европы, где периоды правления той или иной династии связаны с продолжительностью рода, на Японских островах период правления той или иной династии олицетворяли целую эпоху. Название эпохи соответствовало девизу, под которым правили представители одной династической линии.

При восшествии на престол император именовался «Тенно Хэйка» — Его величество Император, его прижизненное имя официально не употреблялось. В последствие титул императора оброс новыми названиями, пришедшими из Китая и имеющими религиозный оттенок. Только после смерти царствующей особы, к титулу император добавлялось посмертное имя. Делалось это для того, чтобы подчеркнуть божественность происхождения монарха.

Несмотря на то, что японскому Императорскому дому приписывают титул самой древней правящей династии, титул Императора обрел официальный статус только в VI – VII веке. В Японию он пришел из Китая. Эта инициатива приписывается монахам, которые разработали правовой механизм верховной власти для центральной Японии. Основной акцент делался на неразрывную связь светской жизни императора с его божественной природой. Персона, вошедшая на престол, одновременно становилась не только лицом, наделенным высшей светской властью, но и являлась первосвященником. Такой механизм позволял добиться полной легитимности императорской власти в стране.

С этого момента берут свое начало и символы-регалии императорской власти:

  • меч (символизирующий мужество);
  • ожерелье из драгоценных камней (яшма — символ богатства и процветания);
  • зеркало (олицетворяющее мудрость и зрелость).

Эти символы сумели сохраниться на протяжении всей истории правления императорского дома Японии и дошли до наших дней. Вручались они коронованной особе во время церемонии престолонаследия и передавались от одного императора другому.

Эпохи правления японских императоров

Эпоху Яёи и всех императоров, которые занимали царствующий трон в этот период, можно смело назвать легендарными. Реальное и значимое место в истории Японии императорская власть обрела только в V и в VI веке, с наступлением эпохи Ямато (400-539 гг.). В это время происходил процесс формирования первого централизованного государства на японских островах вокруг области Ямато. С этого момента в стране активно распространяется буддизм, налаживаются внешние связи с Кореей и Китаем.

Эпоху Ямато в исторических источниках в основном связывают с периодом правления двух императоров: Юряку (годы правления 456 – 479 гг.) и Кэйтай, правивший не меньше — с 507 по 531 год. Обоим монархам приписывают заслуги по упрочнению императорской власти в стране и росту влияния религиозных учений Востока: даосизм, конфуцианство и буддизм. Все императоры эпохи Ямато приняли буддизм, а в Императорском доме активно стали внедрятся даосистские церемонии.

В эпоху Ямато окончательно сформировался принцип престолонаследия. Императорский титул унаследует старший сын царствующей особы. Право на трон имеют только потомки императора по мужской линии, однако нередко регентами при малолетних правителях становились женщины. В Японии, в отличие от других государств, титул регента практически соотносился с титулом императора, поэтому в истории японского государства известны случаи, когда императорский титул носила женщина. В официальной хронике Императорского дома «Анналы Японии» упомянуты:

Эпоха Асука (539-715 гг.):

  • Императрица Суйко;
  • Императрица Когёку – Саймэй;
  • Императрица Дзито;
  • Императрица Гэммэй.

Эпоха Нара (715-781 гг.):

  • Императрица Гэнсё;
  • Императрица Кокэн — Сётоку.

Эпоха Эдо (1611-1867 гг.):

  • Императрица Мэйсё, годы правления с 1629 по 1643;
  • Императрица Го-Сакурамати (1762 – 1771 гг.).

Первой императрицей стала Суйко, занимавшая божественный трон в течение 35 лет (593-628 гг.), будучи регентшей своего племянника Сётоку. За годы своего правления первая императрица официально сделала буддизм главной религией в стране. В числе ее заслуг принятие первых в истории Японии официальных законов — Законоположение 17 статей.

Вторая женщина, взошедшая на престол — Когёку-Саймэй. Эта женщина сумела дважды носить высший государственный титул в стране. Первый раз она стала императрицей в феврале 642 года, и продержалась на троне до лета 645 года. Второй раз эта женщина носила титул императрицы в 655-661 гг. Присутствие в императорском дворце представительниц слабого пола является для Японии исключительным фактом. Третьей представительницей прекрасно пола, ставшей императрицей является Гэммэй. Годы правления 707-715 годы.

Императрице Гэммэй приписывают инициативу создания первых официальных летописных документов о царствующей династии. Под ее патронажем в 720 году появились японские хроники — «Анналы Японии».

Последней персоной женского пола, носившей высочайший титул, стала императрица Го-Сакурамати, вошедшая на трон в 1762 году и правившая 9 лет. Конец возможности женщин носить высший титул в Японской Империи положил Статут императорской фамилии, принятый в 1889 году. Править два срока подряд не получалось ввиду особенностей регентской системы управления государством, однако надеть дважды императорскую корону сумели две женщины, императрица Кокэн и Когёку-Саймэй.

С эпохой Ямато на японских островах начинается постепенное развитие государства в том виде, в котором мы воспринимаем Японию сегодня. Метрополия, на которую распространяется власть императора, расширилась в своих границах. Практически все области и районы страны в тот или в иной период стали владениями японских императоров. С императором Киммэй (539 -571 гг.) начинается эпоха Асука. В течение VI – VIII веков в императорском дворце на троне побывало 15 императоров, включая трех женщин – императриц.

Отличительной особенностью этой эпохи является введение девизов, под которыми император осуществлял правление государством. Период правления каждого императора считался эрой, что подчеркивало роль и важность персоны на занимаемом посту.

В VIII-IX веках в Японии наступила эпоха Нара, которая характеризуется укреплением государственной власти в стране. Япония стала полноценным государственным образованием со своими законами, органами управления и территориальным делением. В этот период День рождения Императора стал государственным национальным праздником. Следует признать, эта традиция, одна из немногих, сохранилась и в наши дни. Несмотря на короткий период, в эпоху Нара император обрел статус полноправного и единоличного суверена. Власть и полномочия царствующей особы распространились на всей территории метрополии. Местом постоянного нахождения стал императорский дворец, который находился в древней столице государства Ямато, городе Киото.

Эпоха Хэйан (781-1198 гг.) считается в японской истории самым драматичным периодом, отмеченным политической и социальной нестабильностью. По ряду причин императорская власть начала терять свой незыблемый авторитет, становясь удобным инструментом манипуляции в игре крупных кланов и партий. Постепенно страной от имени императора начали управлять регенты и советники, представлявшие самые знатные роды. Император превратился в номинального правителя, который имел только право рекомендательного голоса. В эпоху Хэйан в императорском дворце сменилось 33 императора. Годы правления многих из них характеризуются частыми дворцовыми переворотами и заговорами. Ввиду сложной внутренней политической обстановки судьба многих монарших особ сложилась трагически. Началом упадка Императорского дома стало образование сёгуната – альтернативного правительства, в состав которого вошли знатные вельможи и самураи . Попытки сторонников сильной императорской власти вооруженным путем вернуть утраченные позиции во власти закончились жестоким поражением.

Распоряжения императора и указы имели представительский характер и касались в основном государственных ритуалов и дворцовых церемоний. Императорская казна была практически пуста, а сам императорский двор существовал за счет продажи званий, дворянских титулов и государственных должностей.

Подобная картина наблюдалась и в эпоху Камакура (1198-1339 гг.). Первая попытка вернуть утраченные позиции в государственном управлении была сделана императором Го-Дайго. Его реформы были направлены на восстановление модели государственного управления эпохи Нара. С разгромом сёгуната в стране начался острый военно-политический кризис, завершившийся разделением Императорского Дома на две династии — Северную и Южную. Последующие триста лет императорская власть в стране пребывала в упадке. Период правления представителей Северной ветви императорского дома сменился на эпоху Муромати, за время которой кризис верховной власти в стране только усиливался. Наступившая затем эпоха Эдо в конечном итоге вывела Императорский дом из небытия. В XIX веке императорская власть становится одним из основополагающих символов государства. Преобразования в системе государственного управления способствуют превращения Японии в Империю.

Японские императоры в новое время

Первой монаршей особой, при которой Япония получила статус Империи, считается император 122-й император Мэйдзи. За годы правления с 1867 по 1912 год Япония под его началом добилась колоссальных успехов. Страна вышла из внешнеполитической и экономической изоляции, начав активно прививать на местах и в обществе западные ценности. Такому подъему способствовала не только личность самого императора Мэйдзи, правившего под девизом просвещенного правления, но и кардинальные реформы государственного управления, банковского сектора и экономики. В 1889 году Япония получила первую в своей истории Конституцию, которая стала одной из самых первых в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

В соответствии с текстом Конституции император был главой Верховной власти в империи, обладал неприкосновенностью и приравнивался к божеству. В обязанности Императора входил контроль над всеми органами государственной власти. Распоряжения монаршей особы носили силу законов, которые должны были быть утверждены Парламентом страны. Цели и задачи, которые ставили перед собой японские императоры со временем Мэйдзи, становятся основой внешней политики государства, которые закрепляются на уровне законодательных актов.

Император имел право созывать и распускать парламент, являлся Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Империи и первым лицом исполнительной власти в стране. В ведении императоров отныне находилось право даровать титулы и звания, принимать решения о назначениях на государственные должности. Император мог своим решением объявлять войну, вводить военное положение, заключать от своего имени военные и политические союзы.

Период правления императора Мэйдзи стал важной эпохой в развитии японского государства, получив одноименное название — эпоха Мэйдзи. В XX веке после смерти Императора Мэйдзи место в резиденции занимали 2 персоны, с правлением которых в истории Японии связаны самые яркие и трагические моменты:

  • 123-й император Японии Тайсё, носивший пожизненное имя Ёсихито и занимавший трон в 1912-1926 году (эпоха правления – великая справедливость);
  • 124-й император Японии Сёва, правивший без малого 72 года, с 1926 по 1989 год. Пожизненное имя Хирохито (эпоха и девиз правления — просвещенный мир).

При императоре Хирохито Японская Империя участвовала во Второй мировой войне на стороне фашистской Германии. Участие Японии в мировом конфликте в качестве агрессора, привело страну к разгромному поражению и поставило Японию на грань катастрофы. В результате поражения впервые встал вопрос о добровольном отречении Императора от власти. Это было одним из условий капитуляции Японии в войне, предъявляемых союзниками. Однако в результате длительных переговоров император сумел сохранить за собой верховную власть в стране. Новая, послевоенная Конституция 1947 года сделала его официально номинальным главой государства, лишив божественного статуса.

С этого момента в стране установилась полноправная конституционная монархия, подобная той, которая действует в Соединенном королевстве Великобритания, в королевстве Швеция и в Нидерландах. Отныне император никоим образом не участвует в управлении государственными делами. Все полномочия во внутренней и внешней политике перешли к Кабинету министров, который возглавляет премьер-министр. Монарху определены представительские функции и главенствующая роль в государственных церемониях.

В компетенции императора осталось право подавать японскому парламенту кандидатуру премьер-министра и Главу Верховного Суда. На правах законодательной инициативы монарх может подавать в парламент на рассмотрение поправки к действующему законодательству. Император Японии имеет право:

  • провозглашать выборы депутатов Парламента;
  • утверждать назначение министров и госслужащих;
  • предоставлять амнистию;
  • принимать верительные грамоты послов иностранных государств.

Распоряжение имуществом Императорского дома осуществляется только с согласованием Кабинета министров, а содержание двора утверждается на уровне бюджета страны. По новой Конституции монарх утратил функции Главы Вооруженных Сил страны, которые перешли во введении премьер-министра.

Император Хирохито носил свой титул дольше всех в истории страны. В 1989 после его смерти императорский трон занял его старший сын Акихито, которому на тот момент исполнилось 53 года. Торжественная инаугурация или коронация 125-го императора Японии состоялась 12 ноября 1990 года.

Сегодня императору Акихито уже исполнилось 84 года. Глава Императорского Дома имеет супругу — императрицу Митико и троих детей. Главным наследником является старший сын императора – кронпринц Нарухито. В соответствии с новым законом, принятым японским парламентом в 2018 году ныне правящий император имеет право добровольно отречься от престола в пользу своего старшего сына.

Резиденция императоров Японии

Ныне царствующий император Японии вместе со своей монаршей семьей проживает в дворцовом комплексе Койко, который располагается в самом центре японской столицы. Несмотря на расположение, императорский дворец представляет собой настоящую крепость, так как построен на месте средневекового замка Эдо. Резиденцией Императора Японии дворец Койко стал в 1869 году, с того момента, как император Мэдзи перенес свой двор из Киото в Токио.

Дворец во время Второй Мировой войны подвергся серьезным разрушениям и был восстановлен только в 1968 году. Новый дворцовый комплекс является самой крупной действующей резиденцией главы государства в мире. По давней традиции здесь же находятся приемные покои императора, где глава государства проводит официальные встречи и церемонии. В дни рождения императора и в самые крупные государственные праздники часть дворцового комплекса открыта для посещения туристов.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Японский императорский дом – старейшая непрерывная династия современного мира.

Ее долговечность и постоянство определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, император считается потомком верховной богини Аматэрасу. Попытка смены династии, по мнению японцев, привела бы к тому, что боги отвернулись бы от страны. Во-вторых, с древнейших времен император не обладает реальной политической властью. Поэтому японские политики сражались и сражаются не за трон, а за право управлять страной от имени императора.

Это не значит, однако, что влияние императора на жизнь Японии незначительно. Будучи верховным жрецом синтоизма , император совершает ряд важных церемониалов, связанных с обрядами плодородия, которым японцы все еще придают большое значение. Также с именами императоров связаны два важнейших события новой истории страны –Реставрация Мэйдзи , когда молодой император дал санкцию на реформирование страны по европейскому образцу, и капитуляция во Второй мировой войне, когда только император Хирохито смог принять на себя ответственность за это тяжелое решение.

Всего на данный момент в истории Японии было 124 императора. Нынешний правитель страны Акихито – 125-й.

Династия японских императоров не имеет фамилии или названия (как “династия Романовых” или “династия Мин”). Поэтому члены императорской семьи не носят фамилий , одни лишь личные имена.


Императорская печать Японии - символ в виде жёлтой или оранжевой 16-лепестковой хризантемы. Начиная с периода Камакура считается эмблемой японских императоров и членов японской императорской семьи . Императорская печать иногда используется в качестве государственного герба, хотя официального герба страны в Японии не существует .

Девизы правления

Обозначаются правления императоров по девизам (нэнго ), которые принимают императоры при вступлении на трон. Например, Акихито правит под девизом “Хэйсэй” (“Мир и спокойствие”). Систему девизов по китайскому образцу “внедрил” в середине VII века император Котоку . По девизам правления ведется традиционный японский календарь .

В ходе одного правления могло смениться несколько девизов. Обычно девиз правления менялся в результате обрушивающихся на государство бед. Тогда считалось, что этот девиз неугоден богам. Император мог также сменить девиз правления, чтобы отметить какое-либо важное событие в своей жизни. Так, в период правления императора Годайго сменилось 8 девизов за 21 год. Соответственно, каждый раз летоисчисление начиналось заново.

Во времена Реставрации Мэйдзи было принято решение давать годам царствования императора только один девиз, чтобы избежать путаницы в календаре.

Посмертные имена

После смерти императора ему присваивается посмертное имя (окурина ), которое должно кратко характеризовать его правление. Именно под своими посмертными именами императоры и известны в истории.

Как и система девизов, система посмертных имен была заимствована в VII веке из Китая. Первоначально посмертные имена были длинными и японскими, однако затем было принято решение сделать их короткими и китайскими, на манер девизов правления. Всем предшествующим императорам посмертные имена были присвоены задним числом.

Во времена реставрации Мэйдзи было решено считать посмертным именем императора девиз его правления.

Император Японии

Перечень императоров

Из соображений удобства в этой таблице императоры расположены в порядке, обратном хронологическому.

Имя императора
(название правления)
Начало правления (коронация) Окончание правления
Акихито (Хэйсэй) 1989 (1990)
Хирохито (Сёва) 1926 (1928) 1989
Ёсихито (Тайсё) 1912 (1915) 1926
Муцохито (Мэйдзи) 1866 (1868) 1912
Комэй 1847 1866
Нинко 1817 1846
Кокаку 1780 1817
Гомомодзоно 1771 1779
Госакурамати 1763 1770
Момодзоно 1747 1762
Сакурамати 1735 1747
Накамикадо 1710 1735
Хигасияма 1687 1709
Рэйгэн 1663 1687
Госай 1656 1663
Гокомё 1643 1654
Императрица Мэйсё 1630 1643
Гомидзуно-о 1611 1629
Гоёдзэй 1586 1611
Огимати 1557 (1560) 1586
Гонара 1526 (1536) 1557
Гокасивабара 1500 (1521) 1526
Гоцутимикадо 1465? (1465) 1500
Гоханадзоно 1429? (1429) 1464
Сёко 1412 (1414) 1428
Гокомацу 1392 1412
Гокамэяма 1383 1392
Тёкэй 1368 1383
Гомураками 1339 1368
Годайго 1318 1339
Ханадзоно 1308 1318
Гонидзё 1301 1308
Гофусими 1298 1301
Фусими (1288) 1298
Гоуда 1274 1287
Камэяма 1259 1274
Гофукакуса 1246 1259
Госага 1242 1246
Сидзё 1232 1242
Гохорикава 1221 1232
Тюкё 1221 1221
Дзюнтоку 1210 1221
Цутимикадо 1198 1210
Готоба 1183 (1184) 1198
Антоку 1180 1183
Такакура 1168 1180
Рокудзё 1165 1168
Нидзё 1158 1165
Госиракава 1155 1158
Коноэ 1141 1155
Сутоку 1123 1141
Тоба 1107 1123
Хорикава 1086 1107
Сиракава 1072 1086
Гасандзё 1068 1072
Горэйдзи 1045 1068
Госудзаку 1036 1045
Гоитидзё 1016 1036
Сандзё 1011 1016
Итидзё 986 1011
Кадзан 984 986
Эн-ю 969 984
Рэйдзи 967 969
Мураками 946 967
Судзаку 930 946
Дайго 897 930
Уда 887 897
Коко 884 887
Ёсэй 876 (877) 884
Сэйва 858 876
Монтоку 850 858
Ниммё 833 850
Дзюнна 823 833
Сага 809 823
Хэйдзэй 806 809
Камму 781 806
Конин 770 781
Императрица Сётоку 764 770
Дзюннин 758 764
Императрица Кокэн 749 758
Сёму 724 749
Императрица Гэнсё 715 724
Императрица Гэммей 707 715
Момму 697 707
Императрица Дзито (690) 697
Тэмму (673) 686
Кобун 671 672
Тэндзи (662) 671
Императрица Саймэй (655) 661
Котоку 645 654
Императрица Когёку (642) 645
Дзёмэй (629) 641
Императрица Суйко 592 628
Сусюн 587 592
Ёмэй 585 587
Бидацу (572) 585
Киммэй 539 571
Сэнка 535 539
Анкан 531 535
Кэйтай (507) 531
Бурэцу 498 506
Нинкэн (488) 498
Кэндзо (485) 487
Сэйнэй (480) 484
Юряку 456 479
Анко 453 456
Ингё (412) 453
Нандзэй (406) 410
Ритю (400) 405
Нинтоку (313) 399
Одзин (270) 310
Регент Дзингу Кого 201 269
Тюай (192) 210
Сэйму (130) 190
Кэйко (71) 130
Суйнин 29 г. до н.э. 70
Судзин (97 г. до н.э.) 30 г. до н.э.
Кайка 158 г. до н.э. 98 г. до н.э.
Когэн 214 г. до н.э. 158 г. до н.э.
Корэй 290 г. до н.э. 215 г. до н.э.
Коан 392 г. до н.э. 291 г. до н.э.
Косё 475 г. до н.э. 393 г. до н.э.
Итоку 510 г. до н.э. 477 г. до н.э.
Аннэй 549 г. до н.э. 511 г. до н.э.
Суйдзэй 581 г. до н.э. 549 г. до н.э.
Дзимму (660) г. до н.э. 585 г. до н.э.

Император Хирохито (裕仁 яп. ; 1901-1989) - 124-ый император Японии, правивший с 25 декабря 1926 по 7 января 198

Император как жрец

В отношении своего политического строя Япония занимает в Восточной Азии совершенно особое место. В других государствах региона монархии прекратили свое существование еще в начале XX века, и на протяжении уже многих десятилетий никто всерьез не говорит об их возрождении. В Китае, Корее, Вьетнаме монархистов практически нет - а вот в Японии почти нет республиканцев.

Это связано не только и не столько с различиями в политической истории этих стран, но с различиями в принятой там концепции монархии. Во всех других странах Дальнего Востока идейной основой монархии была разработанная еще Мэн-цзы теория "мандата Неба", по которой право на власть давалось каждой очередной династии временно и условно. Рано или поздно это право отнималось - как наказание за накопившиеся ошибки и аморальные поступки правителей.

Несмотря на то, что японская монархия по своему внешнему, ритуальному оформлению имела очень много общего с китайской (по сути - ее копировала), в Японии доктрину "небесного Мандата" не признавали. Существовало даже поверье, что книги Мэн-цзы нельзя ввозить в Японию, ибо такая попытка вызовет гнев оберегающих Японию богов и корабль, на борту которого находятся богопротивные сочинения, пойдет ко дну. По-видимому, иногда боги были все-таки милостивы, и некоторые корабли доплывали до Японии - откуда иначе там появились бы тексты Мэн-цзы? Однако труды этого философа и его последователей, которые в целом высоко ценились в Японии (в частях, не касающихся проблем легитимности монархии) на японскую концепцию монархической власти никак не повлияли.

В концепции Мэн-цзы монарх является не более чем управленцем, выбранным Небом для устройства земных дел к вящему счастью подданных. Благополучие народа и государства - его высшая цель, и он (и его потомки) остаются на престоле постольку, поскольку они осуществляют эту цель. В свой срок они будут смещены и заменены более достойными на данный момент кандидатами. По сути, конфуцианский монарх является лишь своего рода первым чиновником, назначенным на эту должность высшими силами и обладающим ограниченным правом передачи власти по наследству. В японской же концепции императорская власть является неизменной и установленной раз и навсегда по воле богов. Правящая семья была избрана богами в незапамятные времена - строго говоря, императоры сами являлись потомками богов и богами.

Первая и главная особенность японской монархии - ее неизменность и принципиальная несменяемость. Официальная версия истории монархии, существовавшая с незапамятных времен и до 1945 г., гласила, что династия была основана в 660 г. до н.э. богиней Аматэрасу, которая лично передала своему внуку Дзимму императорские регалии (зеркало, меч, и яшму). Те, кто не очень верят в реальность солнечной богини Аматэрасу, пытались и пытаются отыскать более земные корни династии Ямато. Поиски эти, скорее всего, безнадежны - история рода действительно уходит в глубокую древность. Когда почти полторы тысячи лет назад, в VII в. н.э., составлялись первые японские хроники, у их авторов не оставалось памяти о тех временах, когда клан Ямато не был правил японскими племенами. Уже тогда казалось, что этот клан существовал и правил всегда. Вероятно, его история началась в те времена, когда протояпонские племена через Корею переселялись в Японию, то есть в самом начале нашей эры. Есть некоторые смутные намеки, которые позволяют предполагать, что клан Ямато - изначально корейского происхождения. Однако все это остается объектом скорее домыслов, чем научного исследования. Бесспорно одно: японская правящая династия действительно является древнейшей на планете. В соответствии с традицией, нынешний император Акихито является 125-м императором династии.

Безусловно положение императора как наследника богов по прямой линии способствовало стабильности династии. С другой стороны, статус императора как своеобразного верховного жреца традиционной японской религии Синто ("путь богов") отнюдь не предусматривал, что он должен обязательно обладать реальной политической властью. И действительно, нынешняя ситуация, когда японский император, окруженный всяческим почетом, не имеет ровным счетом никакого влияния на принятие политических решений, отнюдь не является исключением. Скорее наоборот - в таком положении находилось и большинство его предков. Уже ранние императоры фактически были марионетками в руках своих канцлеров, а с XII в. возникла система наследственных главнокомандующих (сёгунов), к которым реально и перешла верховная власть в стране. Именно династии сёгунов - Минамото (1192-1333), Асикага (1338-1573) и, наконец, Токугава (1603-1868) и играли в Японии роль "обычных", сменяемых династий. Сёгуна можно было свергнуть, заставить отречься от престола, разгромить в бою. Император был выше этого. Император жил в своем роскошном дворце, которого многие монархи не покидали ни разу за всю жизнь, он был окружен максимальным комфортом, но при этом обычно не имел никакого отношения к реальной политике.

В 1868 г. группа радикальных реформаторов решила отстранить от власти династию сёгунов Токугава, которую они считали коррумпированной, оторвавшейся от реальности и неспособной к проведению реформ. Эти молодые самураи выдвинули лозунг, который к тому времени уже был опробован многими оппозиционными публицистами: "Власть - императору!". Реформаторы подняли восстание, их части заняли Киото, в котром тогда находился императорский дворец, и под их давлением император Муцухито, только что взошедший на престол 15-летний подросток, объявил о том, что берет в свои руки всю полноту власти в стране. Так началась "реставрация Мэйдзи ("Мэйдзи", то есть "просвещенное управление" - девиз правления императора Муцухито, японские императоры обычно именуются по девизам правления или же по своим личным именам).

Реформы оказались действительно радикальными и на удивление успешными. В кратчайшие сроки, за каких-нибудь 15-20 лет, Япония превратилась в современную развитую державу. Была создана первоклассная промышленность, образование, финансовые структуры, введена написанная по прусскому образцу конституция, основаны мощная армия и флот. Успех реформ во многом означал и успех монархии, которая теперь для японцев ассоциировалась с преобразованиями и победами. Внешние формы японской жизни были основательно европеизированы. Относилось это и к внешней стороне монархии.

После реставрации (или, как она часто называется, революции) Мэйдзи в своей внешней, ритуально-протокольно-костюмной стороне монархия отказалась от традиций, некогда заимствованных из Китая времен династии Тан (VII-X вв. н.э.), и в целом перешла к традициям, заимствованным из Европы тех лет. Императоры стали одеваться в мундиры с саблями и эполетами, появляться на людях, встречаться с иностранными дипломатами, давать приемы, принимать парады и ездить верхом. Однако эта новая оболочка была столь же внешней, как и предшествовавшая ей оболочка китайская. Суть концепции императорской власти и обоснования ее легитимности оставались неизменными. Император был по-прежнему потомком солнечной богини и верховным жрецом национальной религии, а также несменяемым символом Японии.

В новых условиях осталась неизменной и другая вековая традиция - политическая пассивность императора. В большинстве случаев он просто автоматически утверждал решения, приготовленные реальными правителями страны. До конца XIX века таковыми являлись организаторы революции Мэйдзи, потом им на смену пришли руководители политических партий, а с конца 1920-х гг. решающую роль стал играть генералитет и ультранационалистическое офицерство. Декларации преданности императору были вполне искренними, и свою готовность отдать жизнь за императора порою демонстрировали даже самые, казалось бы, прожженные и циничные политиканы. В то же самое время "император", в верности которому клялись японцы, был не столько человеком, сколько живым символом Империи. Реальным руководителем империи монарх, несмотря на свою теоретически огромную власть, так и не стал.

В 1945 г. Япония проиграла войну. К тому времени на престоле находился император Хирохито (1901-1989, девиз правления "Сёва"), правление которого началось в 1926 г. и продолжалось 63 года. Одним из важнейших (фактически - единственным) условием капитуляции Японии была неприкосновенность императора, которого американцы тогда собирались судить как "военного преступника", и сохранение в Японии императорской династии. В конце концов американцы были вынуждены намекнуть на то, что династия будет сохранена. В своем письме, переданном через нейтральные посольства, госсекретарь Бирнс заявил, что "форма правления в Японии будет выбрана в соответствии со свободно выраженной волей японского народа". После получения этого полу-обещания, Япония капитулировала, о чем император и объявил в своем знаменитом выступлении по радио 15 августа 1945 г.

С 1945 г. началась новая история японской монархии. Американцы, которые до 1952 г. формально управляли Японией, постарались, с одной стороны, снять с Хирохито ответственность за военные преступления (о некоторой относительности термина "военные преступления" мы здесь говорить не будем), а с другой - демистифицировать монархию и демократизировать ее. В обмен на обещание не отдавать Хирохито под суд, он согласился выступить с заявлением, в котором публично отказывался от своего божественного происхождения. Это заявление во многом ослабило те особые отношения, которые с незапамятных времен существовали между императорской династией и религией синто. Составленная в штабе оккупационных войск и переведенная на японский конституция 1947 г. в Статье 1 провозгласила императора "символом государства и единства народа", но не предусмотрела для него никаких обязанностей - кроме чисто ритуальных, вроде открытия очередной сессии парламента. Последующие полвека Хирохито, оставшийся "символом государства", вел довольно замкнутый образ жизни, занимаясь в основном морской биологией, в которой со временем получил мировое признание. Вообще интерес к биологии характерен для императорской семьи, многие члены которой "в миру" являются биологами (нынешний император Акихито - ихтиолог, автор 25 научных статей).

Вторая половина 1940-х годов была, пожалуй, единственным периодом в истории Японии, когда республиканское движение можно было принимать всерьез. Оно не только существовало, но и пользовалось определенной популярностью среди левых - главным образом, коммунистов и социалистов. Однако и тогда, по оценкам американской военной администрации, за сохранение монархии выступало около 90% всех японцев. В последующие времена из влиятельных политических сил за устранение монархии выступали только коммунисты, но даже и они не придавали своим республиканским лозунгам особого значения.

В 1989 г. Хирохито скончался, и на Хризантемовый трон вступил его сын Акихито. Нынешний японский император родился в 1933 г. и учился на экономическом факультете Университета Гакусюин, в котором по традиции получали образование японские аристократы. В 1959 г. наследник престола женился на Сёда Митико. Брак этот наделал немало шуму, так как избранница Акихито не была аристократкой. Дочь богатого предпринимателя, мультимиллионера, она с точки зрения традиционалистов была всего лишь простолюдинкой. Ее род не принадлежал ни к старым, тысячелетним родам, женщины из которых по традиции становились женами императоров, ни даже к "новой" аристократии, которая получила титулы европейского образца во второй половине XIX столетия. Вдобавок, Акихито, который часто встречался с Митико, играя в теннис, сам выбрал в ее качестве кандидатки - и стал первым за многие века императором, который сам выбрал себе жену (выбор, конечно, утверждала специальная комиссия).

Впрочем, сын Акихито - родившийся в 1960 г. нынешний наследный принц Арухито пошел еще дальше. Он сам долго и настойчиво ухаживал за своей избранницей Масако, дочерью карьерного дипломата, бывшего советника посольства Японии в Москве и представителя Японии в ООН. Сама Масако была одной из немногих женщин, работающих на кадровых должностях в японском МИДе, и поначалу отвергла своего принца. Энергичной выпускнице Гарварда вовсе не хотелось садиться в золотую клетку японского императорского дома и подчинять всю свою жизнь требованиям этикета и контролю вездесущего Управления делами двора.

Начавшееся в 1989 г. правление Акихито (девиз правления "Хэйсэй") во многом отличается от правления его отца. Новый император явно стремится сделать японскую монархию более "открытой", более похожей на уцелевшие европейские монархии. Показательно, что в 1989 г., вступая на престол, Акихито заплатил налог с наследства своего отца. Императорская чета сейчас часто посещает спортивные и культурные мероприятия, больницы, благотворительные учреждения - короче говоря, император ведет себя не как синтоистский верховный жрец, а как "современный" европейский монарх. Оправдана ли эта политика? Вопрос сложный. Подобное поведение европейских монархов во многом отражает настрой их подданных, которые давно уже утеряли то почтительное отношение к общественной иерархии, которое было свойственно европейцам столетия назад. Современная европейская монархия не может опираться ни на мистику (большинство европейских обществ секуляризовано до предела), ни на привычку к иерархии, отсюда и стремление к "рациональной", "дешевой" и "открытой" монархии. Японское общество тоже постепенно меняется - и, скорее всего, в том же самом направлении. Однако перемены эти остаются медленными, и особого давления на монархию пока нет. Так что, возможно, решение сделать монархию более доступной и земной в стратегическом плане является ошибочным, хотя в плане тактическом оно явно добавило монархии популярности.

В любом случае, положение монархии в Японии представляется весьма прочным. Республиканского движения в стране нет и, кажется, не предвидится. Японская императорская семья избежала судьбы своих восточноазиатских соседей - в том числе и благодаря тому, что далекие предки современных японцев весьма избирательно отнеслись к трудам великого китайского мудреца Мэн-цзы.

Доброго времени суток, друзья! Всегда интересно было читать о том, что японские императоры являются прямыми потомками бога. Сегодня хочется рассказать о возникновении этого мифа и о том какую роль играл император Японии на том или ином отрезке развития японского государства. Это тема очень большая и сложная, поэтому не претендуя на академичность изложения материала постараюсь кратко и доступно рассказать о титуле японского императора.

На сегодняшний день глава японского государства единственный в мире монарх, который имеет титул императора. Императорский дом Японии старейшая наследственная монархия, истоки которой уходят к божественному императору Дзимму.

Император Дзимму первый правитель Японии (11.02.660 года до н.э. — 09.04.585 года до н.э.), согласно «Записи о деяниях древности» он являлся праправнуком богини Солнца Аматэрасу. Его мавзолей находится в городе Касихара, в префектуре Нара ( — первая столица японского государства). Согласно легенде богиня Аматэрасу, унаследовав Землю, отправила своего внука Нининги-но Микото править Японскими островами, подарив ему в помощь три священных вещи: меч, ожерелье из драгоценных камней и бронзовое зеркало. Принц Ниниго спустился с небес на гору Такатико на острове Кюсю и обосновался там, женившись на Сакуе-Биме, дочери горного бога, у них родились дети, а затем и внуки. По истечению времени Дзимму, получив священные регалии, символизирующие мужество (меч), процветание (драгоценные камни) и мудрость (зеркало), от своего деда Ниниго отправился на завоевание центральной Японии. Так начал свое царствование первый император Японии.

Следующей легендарной фигурой в череде правителей Японии был император Судзин (17.02.97 года до н.э. — 09.01.29 года до н.э.), между правлением Дзимму и Судзина было ещё восемь «вставных» правителей. Историки сходятся на том, что фигура Судзина (Мимаки — посмертное имя) была реальной, именно он был основателем династии Ямато, его так же называли первоправителем новой страны.

В древности (VI-VII вв.) императоры, подчинив себе местных правителей создали централизованное государство, разработав государственно-правовую базу, в это же время появился титул Тенно (天皇), что означает «небесный государь». Легитимность власти тенно основывалась на небесном происхождении монарха.

Начиная с X века власть Императора стала постепенно уменьшаться и с XII века, когда появилось альтернативное правление самурайского сёгуната власть и могущество японских императоров постепенно сошло на нет. Начиная с этого времени и до эпохи Мэйдзи (1868 год) императоры потеряли своё влияние и стали номинальной единицей при дворе. Ещё какое-то время они продолжали быть главными распорядителями государственных церемоний и ритуалов, а в XV-XVI вв были полностью отстранены от управления страной.

К 1867 году в Японии шел уже 265 год правления сёгуната Токугавы, его 15-ый правитель сёгун Кейки (Токугава Ёсинобу) 9 ноября 1867 передал всю полноту государственной власти 122-му Императору Японии Муцухито. Передача власти состоялась в сложных политических условиях. Представители сёгуната надеялись, что после принятия отставки они продолжат играть существенную роль в управлении страной, но Императорский двор дал тайные указания о наказании и уничтожении сёгуната.

С этого же времени Император стал реальным главой государства, эпоха Мэйдзи, эпоха коренных перемен в развитии Японии. Страна из отсталой аграрной страны, закрытой ото всех, стала превращаться в быстро развивающее индустриальное государство.

Статус Императора был закреплен в Конституции Великой Японской империи 1890 года, император стал носителем высшей политической и религиозной власти в стране. С этого же времени закреплено, что титул Императора может передаваться только по мужской линии (до 1890 года в Японии правило 10 женщин — императриц)

Император имел реальную власть и мог контролировать деятельность всех органов власти, он мог утверждать законы, собирать или распускать Парламент, являлся главой исполнительной власти и главнокомандующим Вооруженных сил Японии, являлся гарантом Конституции.

Ситуация коренным образом изменилась после окончания Второй мировой войны, исконная религия японцев синто была отменена. В 1946 года Император Японии Хирохито впервые обратился к своему народу с новогодним выступлением. В своей речи император сказал народу о предстоящих изменениях, о том, что Япония будет развиваться как демократическая страна, но в целом его речь сводилась к тому, что император отказывается от своего божественного происхождения. Эту речь называют как "декларация человечности".

Связь между Нами и Нашим народом всегда основывалась на взаимном доверии и привязанности... Она не происходит из ложной концепции, что император — божество, а японцы превосходят все другие народы и должны править миром.

С этими словами исчезла последняя монархия на Земле, глава которой официально являлся божеством.

В мае 1947 года была принята новая Конституция, согласно которой Император Японии является символом Японского государства и единства японской нации. С этого времени император не имеет права вмешиваться в государственные дела и его роль в управлении страной номинальна. Те незначительные действия, которые может совершать император должны быть согласованы с Кабинетом Министров Японии. Осуществление всех полномочий могут быть произведены императором только «по совету и с одобрения Кабинета министров». Всё имущество императорской семьи принадлежит государству, а их расходы утверждаются парламентом при составлении государственного бюджета.

В заключение несколько моментов из института императорства:

  • В Японии не принято правящего императора называть по имени, императора называют «Тенно Хэйка», что означает «Его величество Император» или просто «Хэйка» — Его величество
  • Престол передается только по мужской линии, старшему сыну
  • Каждый император правит под своим девизом, период такого правления называется эрой или эпохой, подробнее можно почитать
  • Название эпохи становится посмертным именем императора. После ухода из жизни, императора называют только посмертным именем, другие варианты считаются непочтительными
  • Дни рождения царствующего императора являются национальным праздником. Этот день один из редких случаев, когда император в своем дворце выходит поприветствовать японский народ.
  • Дни рождения ушедших императоров так же являются национальными праздниками, но иногда с другими названиями. Так день рождения Императора Мэйдзи 3 ноября — национальный праздник День культуры. День рождения Императора Сёва — 29 апреля, ранее в этот день был национальный праздник — День зелени.

Перечислю несколько имен императоров, правивших в обозримом прошлом.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные