Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

На этом уроке мы поговорим о том, какие бывают предложения и как их можно классифицировать.

Примеры двусоставных предложений:

Взорвалась петарда.

Очень страшная история произошла со мной вчера вечером.

Если грамматическая основа состоит из одного главного члена, такое предложение называется односоставным .

Примеры односоставных предложений:

Лето.

Каникулы.

Хочу на море.

Скоро отдохнём.

Главный член односоставного предложения по своим свойствам и структуре похож либо на сказуемое двусоставного, либо на подлежащее.

В зависимости от того, есть ли в предложении второстепенные члены, предложения бывают распространённые и нераспространённые (рис. 2).

Рис. 2. Типы предложений относительно наличия/отсутствия второстепенных членов ()

В нераспространённых предложениях, кроме главных членов, нет никаких других членов предложения.

Примеры нераспространённых предложений:

Стемнело.

Подул ветер.

Показалось привидение.

Если в предложении есть хотя бы один второстепенный член, такое предложение называется распространённым .

Примеры распространённых предложений:

Внезапно стемнело.

Подул жуткий пронизывающий ветер.

Из-за портьеры показалось привидение.

Таким образом, определить, распространённое предложение или нераспространённое, можно по наличию в нём второстепенных членов.

Обратите внимание на то, что слова, которые не являются членами предложения (обращения, вводные слова и конструкции), не делают предложение распространённым.

Кажется, стемнело - простое нераспространённое предложение.

Лишь только стемнело, естественно, показалось привидение - сложное предложение, состоящее из двух простых и нераспространённых.

Простые предложения подразделяются на полные и неполные (рис. 3).

Рис. 3. Типы предложений относительно наличия/отсутствия необходимых членов ()

Если в предложении присутствуют все необходимые для его понимания компоненты, если для того, чтобы понять смысл предложения, нам не нужно обращаться к другим предложениям, такие предложения называются полными :

Я не боюсь привидений.

Если для понимания предложения нам не хватает компонентов, если, чтобы понять его смысл, нам нужно обратиться к соседним предложениям, такое предложение будет неполным :

Я не боюсь привидений.

Я тоже (смысл этого предложения будет скрыт, пока не узнаем контекст его употребления).

Рис. 4. Как отличить неполное предложение от односоставного ()

Как видим, смысл неполного предложения легко восстановить, если добавить в него необходимые компоненты из контекста (рис. 4). Отметим, что в неполном предложении могут отсутствовать все главные члены предложения:

- Вы видели привидение?

- Какое оно было?

- Жуткое! (это распространённое неполное предложение)

Кроме того, в неполном предложении могут отсутствовать необходимые для понимания второстепенные члены предложения:

Таким образом, распространённость или нераспространённость предложения определяется по формальному признаку: есть или нет в предложении второстепенный член. А деление предложения на полное или неполное производится по семантическому, или смысловому, признаку. Т. е. если второстепенный член в предложении отсутствует, но при этом необходим для его понимания, как в вопросе «Ты справился?», такое предложение будет неполным и нераспространённым.

Список литературы

1. Учебник: Русский язык: учебник для 8 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

2. Угроватова Т.Ю. Тесты по русскому языку. - 2011.

3. Упражнения, практические задания / авт.-сост. Н.Ю. Кадашникова. - Волгоград: Учитель, 2009.

3. Интернет-сайт repetitor.biniko.com ()

Домашнее задание

1. Прочитайте и перепишите тексты. Найдите в них односоставные, нераспространённые и неполные предложения.

А. Кабинет в ялтинском доме у Антона Павловича был небольшой, шагов двенадцать в длину и шесть в ширину. Прямо против входной двери - большое квадратное окно в раме. С правой стороны, посредине стены, - коричневый кафельный камин. На камине несколько безделушек и между ними прекрасно сделанная модель парусной шхуны.

Б. В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила рыбий хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно. Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полевки. Темней. И главное - нос! Лопаточкой, как у крота. Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась. «Хоть и не простая, а все-таки мышь, - думал я. - Пусть знает свое место». А место ее было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу. Оттуда вылезла и на другой день.

В. Этой осенью я ночевал у деда Лариона. Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. Шумел сухой тростник. Утки зябли в зарослях и жалобно крякали всю ночь. Деду не спалось. Он сидел у печки и чинил рваную рыболовную сеть. Потом поставил самовар - от него окна в избе сразу запотели.

39. Прочитайте текст. Придумайте к нему заголовок.

Наступает утро. Промчался резвый ветерок. Слабо зашумели деревья. Блеснуло солнце. Запели птицы.

  • Определите, в какие две группы можно распределить предложения.
  • Спишите предложения, которые состоят только из главных членов.

40. Прочитайте слова.

Под, играют, шаловливые, в прятки, лисятки, кустом.

  • Составьте из данных слов сначала нераспространённое предложение, а затем распространённое. Объясните, как вы это будете делать.
  • Запишите распространённое предложение.

41. Прочитайте

  • Сравните каждую пару предложений: в чём их сходство и различие?
  • Дополните любое предложение второстепенными членами, чтобы оно стало распространённым.
  • Запишите составленное предложение.

Обратите внимание! В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

42. Рассмотрите рисунки.

  • Какое слово пропущено в каждом предложении? Каким членом предложения оно будет: подлежащим или сказуемым? Объясните свой ответ.
  • Запишите предложения, вставляя пропущенные слова. Устно дополните предложения второстепенными членами, чтобы они стали распространёнными.

Может быть не только двусоставной (подлежащее + сказуемое), но и односоставной, когда в наличии только подлежащее или только сказуемое. Такие предложения все равно могут быть распространенными. Например: «Зима!» - нераспространенное односоставное предложение . Но «Раннее утро!» - это уже распространенное предложение , ведь подлежащее здесь снабжено определением. Или, например: «Смеркается!» - нераспространенное предложение . Однако: «Запахло осенью!» - это уже распространенное предложение , при сказуемом имеется дополнение.Неполные предложения, где подлежащее или сказуемое пропущены, но легко логически восстанавливаются, также могут быть распространенными и нераспространенными. «Я люблю малину, а Маша - ежевику» - здесь предложение «А Маша - ежевику» будет неполным предложение м, но при этом - распространенным. Ведь «ежевику» - это дополнение. Не стоит путать понятие «нераспространенное предложение » с понятием «простое предложение ». Простое предложение может содержать в себе не более одной грамматической основы вне зависимости от наличия второстепенных членов. Простое предложение противоставляется сложному предложению, в котором таких основ будет несколько и они будут разделяться запятой.Желаем вам успехов на уроках русского языка! Теперь вы вряд ли спутаете распространенные и нераспространенные предложения.

Источники:

  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А.. 1976
  • нераспространенное предложение пример
  • Распространённые и нераспространённые предложения

Термин «неполное предложение » очень часто путают с понятием «односоставное предложение ». На самом деле между ними существует всего одно принципиальное различие. Если его запомнить, проблем с определением неполного предложения у вас больше никогда не возникнет.

Грамматическая основа односоставного состоит всего лишь из одного главного члена: или сказуемого. Они грамматически самостоятельны, и второй член логически присоединить невозможно. Смысл такого предложения будет ясен вне всякого контекста. Рассмотрим . «Ночь на дворе» - односоставное назывное предложение . «Тише едешь, дальше » - односоставное обобщенно-личное.«Здесь не курят» - односоставное неопределенно-личное. «Светает» - односоставное безличное. Даже если подобная фраза будет вырвана из текста, содержание ее будет вам понятно.Неполное предложение вне ситуации будет непонятно читателю. Один из членов (главных или второстепенных) в таком пропущен и восстанавливается только в общем контексте. На письме это часто отображается тире. Что скажет вам отдельно взятая фраза: «А Петя - домой»? Ровным счетом ничего. А если предложение прозвучит по-другому? «Вася пошел в кино, а Петя - домой».Стало очевидно, что второе предложение просто-напросто является неполным, в котором пропущено сказуемое «пошел». То же самое мы увидим в следующем случае: «Вася надел зеленый шарф, а Петя - красный». Здесь пропущены сразу два члена, сказуемое и . Неполные предложения часто возникают в живом диалоге. Вырванные из контекста, они теряют свой смысл. Например: «Мороженое любишь?» «Клубничное!» Предложение «Клубничное!», конечно же, является неполным, по сути оно состоит из одного только определения, а так: «Я люблю клубничное ».Запомнили? Проверяйте предложения по этому принципу, и ошибки с определением полных и неполных больше не будут подстерегать вас на уроках.

Видео по теме

Источники:

  • Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. — М.: Просвещение. Розенталь Д. Э.
  • Культура письменной речи в 2019

Любое предложение – это общность членов, у каждого из которых своя роль во фразе. Члены предложения бывают главными и второстепенными. При этом вторые всегда к чему-то примыкают, являясь своеобразным уточнением или описанием других членов.

В числе второстепенных членов предложения особое место занимают обстоятельства. Попробуем понять, что такое обстоятельство.

Инструкция

Обстоятельство может относиться ко многим речи. Однако в большинстве случаев оно «взаимодействует» с глаголом, а также наречием (слишком медленно) и существительным (устал до изнеможения).

В случае если обстоятельство имеет форму деепричастия, то оно часто описывает не какой-либо член предложения, а всю фразу целиком. Пример: Я стоял в зале, не пришли ли гости.

Существуют различные виды обстоятельств. Они могут обозначать время, место, причину, цель, меру, принцип действия, условие, уступку. Этот второстепенный член предложения отвечает на следующие вопросы. Как? При каком условии? Откуда? Где?

В зависимости от вопроса определяются и виды обстоятельств. Например.

1) Он идет быстро. Он идет КАК? – Быстро. Быстро – обстоятельство образа действия.
2) Мы сидим в . Мы сидим ГДЕ? – В машине. В машине – обстоятельство места.

Иногда обстоятельства совмещают сразу несколько значений и описывают ситуацию в целом. В некоторых классификациях подобные обстоятельства именуют обстоятельствами обстановки или ситуации.

По наличию или отсутствию второстепенных членов ( , обстоятельство, дополнение или приложение) простое предложение может быть распространенным или нераспространенным соответственно. Обратите внимание на то, что простое предложение , включающие однородные или и не сказуемого вводятся дополнительные – второстепенные члены: обстоятельство, дополнение и .

Определение

Определение поясняет и расширяет значение определяемого слова – подлежащего или другого второстепенного члена с предметным значением. Оно называет его признак и отвечает на вопросы: «Какой? Чей?» В качестве определяемой словоформы выступают преимущественно имена существительные.

«Старый инвалид, сидя на столе, нашивал синюю заплату на локоть зеленого мундира». (А. Пушкин)

Определения могут быть согласованными и несогласованными. Согласованные определения выражаются: именем прилагательным и причастием, порядковым числительным и количественным в косвенных , местоимением. В качестве несогласованных определений выступают: имена существительные в косвенных падежах, притяжательные , имена в простой сравнительной форме, наречие, инфинитив, а также цельные словосочетания.

Разновидностью определения является приложение, которое всегда выражается именем существительным, с в падеже (у врача-онколога) либо стоящее в именительном падеже (из газеты «Комсомольская правда»).

Дополнение

Второстепенный член предложения, называемый дополнением, обозначает предмет, на который направлено действие, или этот предмет сам является результатом действия, или с его помощью действие совершается, или по отношению к которому совершается какое-то действие.

«Старик ловил неводом рыбу». (А. Пушкин)

В предложении дополнение может быть выражено: именем существительным в , местоимением, количественным числительным, инфинитивом, словосочетанием и фразеологизмом.

Обстоятельство

Обстоятельством называется член предложения с пояснительными функциями, который относится к члену предложения, обозначающему действие. Обстоятельство обозначает признак действия, признак признака, указывает на способ совершения действия или на время, место, цель, причину либо условие его свершения.

«А уж Онегин вышел вон; домой одеться едет он». (А. Пушкин);

Обстоятельства могут быть выражены: наречием, именем существительным в косвенном падеже, деепричастием или деепричастным оборотом, инфинитивом (обстоятельства цели).

Синтаксис – раздел науки о языке, отвечающий за изучение синтаксических единиц. Под синтаксическими единицами понимаются словосочетание и предложение. В справочнике по русскому языку под авторством Т. В. Шкляровой предложение определяется как «основная минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли».

В русском языке все высказывания классифицируются по следующим принципам:

  1. По количеству речевые единицы делятся на простые и сложные. Например: Я пришёл домой. – одно подлежащее (я) и одно сказуемое (пришел), простое предложение. Пришёл ноябрь, и по утрам стоял жуткий мороз. – два подлежащих (ноябрь, мороз) и два сказуемых (пришёл, стоял), сложное высказывание.
  2. По наличию или отсутствию главных членов различают односоставные и двусоставные единицы. О чём мечтаешь? – подлежащее отсутствует, односоставная синтаксическая единица. И о чём же ты мечтаешь? – есть и подлежащее, и сказуемое; двусоставная единица.
  3. По характеру отношения к действительности. Как же надоела эта работа. – утвердительное; Не люблю эту работу. – отрицательное.
  4. По наличию второстепенных членов синтаксические единицы делятся на распространённые и нераспространенные. Пример нераспространенного высказывания – Наступило лето. Пример распространённого высказывания – Наступило жаркое солнечное лето.
  5. По наличию всех членов высказывания. Полные (есть и главные, и второстепенные члены). Например: Густая дымка резко опустилась на лес. Неполные (какой-то из необходимых членов предложения отсутствует). Например: Как дела? – (отсутствуют и подлежащее, и сказуемое).
  6. По цели высказывания выделяют повествовательные (Мама сейчас дома.), побудительные (Подойди сюда!) и вопросительные высказывания (Какой сегодня день?).
  7. По выделяют восклицательные и невосклицательные единицы синтаксиса. Сравните: «Я пришёл.» и «Я пришёл!».

Рассмотрим подробнее классификацию высказываний по четвертому типу. Чем отличается распространённое предложение от нераспространенного? В первом типе синтаксических единиц помимо подлежащего и сказуемого можно выделить второстепенные члены. Второстепенные члены – это обстоятельство, определение и дополнение.

Двусоставные распространенные предложения

Рассмотрим простейшие примеры из учебника за пятый класс.

  • «Я пошёл» – простое двусоставное нераспространенное – определение, дополнение или обстоятельство отсутствуют.
  • «Я быстро пошёл» – простое двусоставное распространённое – есть обстоятельство, выраженное наречием «быстро».
  • «Я пошел в школу» – эта единица также является распространённой, поскольку в ней присутствует обстоятельство, выраженное существительным «школа».

Предложение может быть расшарено за счет сразу нескольких второстепенных членов. «Я пошёл в новую школу» – здесь есть и обстоятельство «школа», и определение «новая».

Односоставные распространённые предложения

«Стемнело» – односоставное нераспространенное; отсутствуют подлежащее и второстепенные члены. «Рано стемнело» – в предложении отсутствует подлежащее, однако, есть обстоятельство образа действия, выраженное наречием «рано».

Как сделать из нераспространенного высказывания распространённое

Для того, что получить распространённую единицу синтаксиса, достаточно добавить в нее один из элементов распространённого высказывания: дополнение, обстоятельство или определение.

Так, к единице «Я вижу.» можно добавить дополнение – «Я вижу реку», «Я вижу тебя».

Можно добавить к дополнению определение – «Я вижу огромную реку», «Я вижу прекрасную девушку».

А вот пример того, как можно расширить высказывание с помощью обстоятельства. Существует несколько типов обстоятельств:

  • Обстоятельство места – отвечает на вопрос «Куда?». Вчера мы вернулись домой .
  • Обстоятельство времени – отвечает на вопрос «Когда?». Вчера мы вернулись в три часа ночи .
  • Обстоятельство образа действия – отвечает на вопрос «Как? Каким образом?». Домой собирались в спешке .
  • Обстоятельство цели – отвечает на вопрос «С какой целью?». Назло матери она вернулась домой поздно ночью.
  • Обстоятельство меры – отвечает на вопрос «Сколько раз?». Дважды не дозвонившись в такси, я поняла, что домой сегодня не вернусь.
  • Обстоятельство степени – отвечает на вопрос «В какой степени? В какой мере?» – Он был весьма удивлен моему приезду домой.

Как определить тип синтаксической единицы

Легко определять тип высказывания можно с помощью выделения его грамматических основ. Для начала находим подлежащее и сказуемое. Далее переходим к поиску второстепенных членов. Для этого ко всем элементам высказывания задаём вопросы из списка, приведённого выше. Если в предложении есть хотя бы один из второстепенных членов, оно является распространённым.

1. Прочитаем информацию .

Нераспространенное предложение - предложение, которое состоит только из главных членов (подлежащее и сказуемое).

Распространенное предложение - предложение, в котором, кроме главных (подлежащее и сказуемое), есть еще и второстепенные члены предложения (дополнение, определение, обстоятельство).

2. Рассмотрим примеры нераспространенных и распространенных предложений.

Предложение

Пример

Нераспространенное

Птицы поют.

Ручей звенит.

Распространенное

Лось легко бегает по болотам.

Резкий аромат валерианы нравится кошкам.

Местоположение подлежащего и сказуемого в нераспространенных предложениях может выглядеть так.

  • Подлежащее + сказуемое. Березы пожелтели.
  • Сказуемое + подлежащее. Блеснула молния .
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое. Всё зазеленело, зацвело.
  • Подлежащее + сказуемое, сказуемое, сказуемое. Волчата играли, боролись, кувыркались.
  • Подлежащее + сказуемое И сказуемое.
  • Сказуемое + подлежащее И подлежащее. Встретились зима и весна.
  • Сказуемое + подлежащее, подлежащее, подлежащее И подлежащее. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы.
  • Сказуемое И сказуемое + подлежащее, подлежащее И подлежащее. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки.

Простые распространённые предложения. Примеры на тему - КАК ЗВЕРИ ГОТОВЯТСЯ К ЗИМЕ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ОСЕНЬ

Примеры простых распространённых предложений со словом - ВЕТЕР

Как сделать нераспространённое предложение - ЗЕМЛЯ БОГАТА - распространённым

ПРИМЕРЫ НЕРАСПРОСТРАНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ .

Предложения расположены в алфавитном порядке (по букве первого слова в предложении).

А

Аистята испугались и спрятались.

Б

Берёза ожила. Березы пожелтели. Блеснула змейка. Блеснула молния.

Бродят медведи. Был сентябрь.

В

Веет метель. Ветер шумит. Ветер воет. Ветка закачалась. Взлетел жаворонок. Взошло солнце. Вода потемнела. Волчата играли, боролись, кувыркались. Воробей успокоился. Воробей вылетел. Вот и метель разгулялась. Вот промчалась белка. Всё зазеленело, зацвело. Всё замёрзло.

Всё засверкает и заблестит. Всё пожелтело. Всё пробуждается. Встретились зима и весна. Выглянуло солнышко. Выступила вода.

Г

Грянул гром. Гудят пчёлы и шмели.

Д

Дерево закачалось. Деревья закачались. Деревья засохли, выродились.

Дождь моросит. Дождь перестал. Дом осветился. Дорога подмерзла. Дует ветер.

Е

Ежата играют, резвятся.

З

Загрустила природа. Замолкли птицы. Замяукал котёнок. Засияло солнце.

Засыпал и пруд. Затрещал мороз. Затрещали кусты. Зацвели яблони, груши, вишни и сливы. Зашумели ели. Заяц огляделся. Земля дрогнула.

Животные попрятались. Жили-были дед да баба. Журчат ручьи.

И

Идёт дождь. Идёт гроза.

К

Карета подъехала и остановилась. Квакали лягушки. Кончились каникулы. Кружила позёмка. Л Лед треснул. Лес зашумел. Лес оживает. Лес ожил, зашумел. Лес поредел.

Лес посветлел. Лес спит. Листва облетела. Листья задрожали, оторвались и полетели. Листья падали и падали. Ловля началась. Льет дождь. Льют дожди. Люди побежали. Люди слушали и улыбались. Лягушки заквакали.

М

Мальчик упал. Мелькнула тень. Молчат поля и леса . Молчат и лес, и ветер, и вода. Мороз крепчал. Мороз трещит.

Мохнатый шмель подлетал к ромашкам и громко жужжал. Муравьи засуетились. Муравьи хлопочут. Мы замолчали.

Н

Набежала тучка. Налетел ветер. Настала осень. Наступали сумерки. Наступил вечер. Наступил рассвет. Наступило утро. Наступили холода. Началась пурга. Начался снегопад. Небо почернело. Небо прояснилось.

Небо хмурится. Нора осыпалась.

О

Озеро замерло. Она задумалась. Опадают листья.

П

Падает снег. Падал снег. Палило солнце. Пасутся лоси. Песни смолкли.

Побежала позёмка. Побежали ручейки. Повалил снег. Повозка запрыгала.

Погода переменилась. Поднялась пыль. Подросли и осмелели зайчата.

Подули ветры. Подход ит осень. Показалось солнце. Поспевает земляника.

Поспели яблоки, груши и сливы. Посыпались снежинки. Посыпались сучья.

Потекли ручьи. Почки набухли. Поют птицы. Появилась ласточка.

Появляются лисички, рыжики, сыроежки, дождевики, маслята.

Появляются одуванчики. Придет зима. Прилетела трясогузка. Природа засыпала. Природа ожила. Притихли поля, леса. Приуныли человечки.

Пришло лето. Пробегают зверьки.Пробежали лоси.Пролетают птицы.

Пролился дождь. Прохлада освежает и бодрит. Прошла вьюга. Пробежала лисица. Пробежала мышь. Пробуждаются и оживают кустики, деревья и травинки. Прокричал филин. Проснулся кузнечик. Прошло лето. Прошла и осень. Прошмыгнула мышь. Проясняются дали. Птица поднялась и улетела.

Птицы спешат.

Р

Работа остановилась. Работы не прекращались. Раздались голоса.

Раздался звонок. Раздался треск. Распускаются колокольчики, незабудки.

Ребята ушли. Река замёрзла. Река стала. Рысь затаилась.

С

Саженцы прижились, окрепли, подросли. Сверкнула молния.

Свистит иволга. Слышатся голоса. Слышится звон. Слышатся звуки и голоса. Снег искрится, сверкает. Снег растаял. Снег сошёл. Собака остановилась. Солнце садилось. Сосны замерли. Стоит декабрь.

Стрекочут кузнечики. Стрелка двигалась.

Т

Тает снег. Тишина стоит.

У

Увядают, желтеют листья. Ударила молния.

Х

Хлынул ливень. Хрустнул сук.

Ц

Цвели ивы. Цветут ландыши, одуванчики и земляника. Цветы завяли, пожелтели.

Ш

Шёпот стихает. Шмель жужжит .Шумит, бушует непогода.

Щ

Щенок заскулил.

Я

Я стоял и слушал. Я успокоился. Ящерки скрылись.

3. Выполним онлайн-задания .

Тесты по теме «Предложения»



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные