Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой .
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Виды духовной культуры

Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:

  • политическая;
  • нравственная;
  • эстетическая;
  • религиозная;
  • философская и другие культуры.

Сферы духовной культуры

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать .
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности человека, может передаваться только путем общения.

Мифология – (от греч. мифос - сказание). Самая первая форма духовной культуры. Возникла тогда, когда человек не выделял себя из природной и общественной среды, его мышление было не отделено от эмоций. В мифологии переплетались наука, религия, философия в их зародышевом состоянии.

Основные черты мифологического мышления :

1. Сочетает самые противоречивые взгляды на мир, не противопоставляя их друг другу.

2. Переносит человеческие свойства на природные объекты.

3. Объединяет всё со всем (часть и целое, предмет и его изображение, человека и действия, происходящее вокруг, человека с животными, растениями, камнями).

4. Не отделяет познающего человека от познаваемого (от мира).

5. Традиционализм. Поклонение перед делами предков.

6. Этикетность – приверженность к устойчивым оборотам речи, способам поведения.

7. Ритуализм – следование правилам ритуала с обязательным включением элементов игры, рассказа и изображения. Миф положил начало музыке, поэзии, хореографии. Мифическое сознание не относится ни к вере, ни к науке. Очеловечивает мир.

Религия выводит человека за рамки реальности, в трансцендентное. Религия – мировоззрение и соответствующее ему поведение, определённое верой в существование бога или высшее начало, а также чувство связанности и зависимости по отношению к тайной силе, дающей человеку опору в жизни. Религия не существует без религиозного поведения (благочестие), связь – связь с богом.

Религия имеет много функций :

1. Ценностная функция – даёт человеку систему смысла, даёт возможность понимания мира, выводя человека за пределы реальности.

2. Компенсаторная функция – помогает людям справиться со страхом перед миром, справиться с самим собой, с судьбой, с социальным поведением. Это способ восполнения человеческого бессилия.

3. Религия – это феномен коллектива, поэтому имеет функцию социализации , связывает человека и общество.

Искусство осваивает мир через систему образов. Под ним понимают эстетическое мастерство и созданные благодаря ему произведения. От природных объектов произведение искусства отличает рукотворный характер, от произведений науки и техники – эмоциональное содержание. Оно отражает мир чувств, должно быть и доступным, и возвышенным. Опирается на гармонию и красоту. Искусству присущи быстрая смена оценок, художественных средств, стилей и вкусов. Это наиболее индивидуализированный тип деятельности. Его задача – не слепое копирование действительности, а представление реальности в особом свете, как видит художник.

Искусство подразделяется на:

виды (музыка, живопись, скульптура, театр и т.д.),

роды (поэзия, проза и т.д.),

жанры (симфония, концерт и т.д.),

стили (барокко, классицизм).

Искусство тесно связано с магией, т.к. рождалось в первобытную эпоху.

Наука – разрабатывает и систематизирует объективные знания о действительности. Изучает её путём выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями мира. Научные знания проверяемы и воспроизводимы опытным путем. В основе науки лежит эксперимент. Рождается в Древней Греции в 1 в. до н.э, была не разделена на отрасли. Христианская наука в 16-17 вв. была подменена понятием эксперимента и естествознания. Была признана возможность материалистического описания любого природного явления. Механистическое мировоззрение утверждало возможность описания любого явления с помощью математических формул в строгой последовательности. Поэтому истинная цель науки – объединение целостного знания – начинает утрачиваться. Конкретные знания углубляются, общая научная картина мира распадается.

Философия – это система взглядов на мир, нечто среднее между искусством, религией и наукой. "Любовь к мудрости". Её задача – осмысление, оценка результатов человеческой деятельности, в том числе и научной. Ценность философии в том, что она может придавать всё новые и новые смыслы уже известным понятиям. Философия такая же древняя, как и религия, на востоке тесно связана с пантеизмом (форма религии, утверждающая, что бог есть всё). Западная философия родилась в Греции, она более рационалистична, чем восточная, более ориентирована на человека.

Нравственность – особая форма общественного сознания и способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого.

Вопрос 1. Что включает в себя сфера духовной культуры?

Духовная сфера - это область идеальных, нематериальных образований, включающих в себя идеи, ценности религии, искусства, морали и т.д.

Структура духовной сферы жизни общества в наиболее общих чертах такова:

Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в сверхъестественные силы;

Мораль - система нравственных норм, идеалов, оценок, поступков;

Искусство - художественное освоение мира;

Наука - система знаний о закономерностях существования и развития мира;

Право - совокупность норм, поддерживаемых государством;

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения.

Духовная сфера - это сфера отношений, возникающих при производстве, передаче и освоении духовных ценностей (знаний, верований, норм поведения, художественных образов и т. п.).

Если материальная жизнь человека связана с удовлетворением конкретных повседневных потребностей (в пище, одежде, питье и т.д.), то духовная сфера жизни человека направлена на удовлетворение потребностей в развитии сознания, мировоззрения, разнообразных духовных качеств.

Духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, а формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности – познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в искусстве, религии, научном творчестве, образовании, самообразовании, воспитании и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства - наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания - нравственное, научное, эстетическое, религиозное, правовое.

Вопрос 2. Какое место в жизни общества занимает духовная культура?

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания, которые, будучи воплощены в реальном процессе жизни общества, образуют то, что принято называть духовной культурой.

Духовная культура играет важную роль в жизни общества, выступая средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного людьми опыта.

Вопрос 3. В чём заключается взаимосвязь науки и образования?

Наука – это знание изучающее, исследующее, позволяющее делать выводы, совершать открытия, развивать знание, которое уже получено. А образование – процесса накопления знаний. А поскольку человек, занимающийся наукой продолжает накапливать знания, то можно сказать, что наука – это продвинутая ступень образования, а образование – это один из процессов занятия наукой, это также и фундамент науки, и ее движущая сила, и ее составляющая часть.

Вопрос 4. Какое значение имеет мораль в жизни человека и общества?

Мораль играет ключевую роль в жизни общества, т. к. мораль – это одно из основных столбов мироздания, говорящих о том, что хорошо и что плохо. Не всегда в жизни можно положится на закон, но мы знаем, что среди людей всегда найдутся те кто нам поможет. Мораль регулирует общество, мягко и ненавязчиво, говоря, что можно делать, а чего нельзя, она создаёт его культуру.

В любом обществе есть сложившиеся представления о добре и зле, чести и бесчестности, справедливости и несправедливости, и человек, ориентируясь по ним, должен развивать в себе добродетель, руководствуясь тем, что принято называть нормами морали.

Усвоенные человеком моральные нормы, нравственные уроки жизни составляют стержень внутреннего мира человека, руководя его мыслями и поступками. Идейное содержание морали – система жизненных ценностей. По отношению к этим ценностям устанавливается, что хорошо, а что – плохо.

Вопрос 5. В чём состоит роль религии в современном обществе?

Во-первых, религия, являясь мировоззрением, т. е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений, объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого) , религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение) , смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии.

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств. Но тот же самый фактор может приводить к разделению, к распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу.

Вопрос 6. В средине XIX в. В. Даль издал сборник «Пословицы русского народа». Среди них такие: «Кто хочет много знать, тому надо мало спать», «Корень учения горек, да плод его сладок», «Учи других - и сам поймёшь», «Век живи - век учись», «За учёного двух неучёных дают», «Чему учился, тому и пригодился», «Побольше грамотных, поменьше дураков». Сохранилась ли ценность этих пословиц в наше время? Как следует понимать эти пословицы сегодня?

Да, эти пословицы всегда будут актуальны.

«Кто хочет много знать, тому надо мало спать» - вместо того чтобы спать, займитесь полезным делом.

«Корень учения горек, да плод его сладок» - учиться, познавать новое тяжело, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области.

«Учи других - и сам поймёшь» - пытаясь втолковать что-либо другому человеку, можно понять то, что до этого самому было непонятно.

«Век живи - век учись» - всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний.

«За учёного двух неучёных дают» - один умный человек стоит двух неопытных, глупых.

«Чему учился, тому и пригодился» - какой специальности выучился в той и будешь работать.

«Побольше грамотных, поменьше дураков» - чем больше образованных, тем лучше.

Вопрос 7. Поздним зимним вечером на одной из улиц Москвы образовалась пробка, и тогда машины двинулись по тротуару. Но вскоре остановились: на тротуаре стояла пожилая женщина, протестовавшая против такой езды. Неожиданно из какой-то машины вышла молодая, хорошо одетая дама и ударила эту женщину. Та упала. А дама села в машину и поехала дальше.

Прокомментируй эту ситуацию с точки зрения морали. Какие варианты поведения были у молодой нарядной дамы?

Во-первых, молодая не должна была выезжать на тротуар. Во-вторых, если выехала, не надо было выходить из машины. В третьих, если вышла, не надо было распускать руки. Молодая вела себя отвратительно, то есть безнравственно и аморально.

Вопрос 8. В декабре 2010 г. в московских аэропортах временно прекратились полёты из-за погодных условий. Тысячи пассажиров ждали своих рейсов сутками в тяжёлых условиях. Спали прямо на полу. Всем нужна была еда, но продавцы взвинтили цены почти в десять раз. Некоторые пассажиры решили уехать домой, но тут их ждал новый сюрприз: таксисты подняли цены за проезд. Продавцы и таксисты объясняли свои действия законами рынка. Не хочешь - не покупай, никто не заставляет.

Прокомментируй эту ситуацию с моральных позиций.

Продавцы и таксисты вели себя неправильно, потому что в трудных ситуациях надо помогать друг другу, а не наживаться на несчастье.

Вопрос 9. С точки зрения морали понятно, что хулиганы, скинхеды, бандиты, коррумпированные чиновники, требующие взяток и берущие их, светские гуляки, швыряющие на ветер огромные деньги, - все эти люди совершают моральное зло. Но вот что интересно: очень часто они называют себя настоящими патриотами России.

Можно ли верить таким заявлениям, судить об этих людях по их словам? Что ты скажешь по этому поводу? Приведи свои аргументы.

Для этих людей главное, что бы народ ничего не понял. Они воруют деньги и при этом называют себя патриотами это создано что бы людям морочить голову. Поскольку обычный человек не может с этим побороться ведь главное это деньги и связи в нашей стране.

Вопрос 10. Объясни, как ты соотносишь понятия «нравственность» и «религия».

Почти каждый религиозный человек обладает высокими нравственными качествами.

Лекция 4.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры и ее особенности

Духовная культура – совокупность духовность ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, образование, религия, мораль, философия, право, искусство.

Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово культура обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.В современном языке понятие культура употребляется в основном в двух значениях - «широком» и «узком».В узком смысле , говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности, которые связаны с искусством.В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную. Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Духовная культура - это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Выделяют следующие подвиды духовной культуры:

  1. Произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно–природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
  2. Театральное искусство (театральные образы);
  3. Произведение изобразительного искусства (живопись, графика);
  4. Музыкальное искусство (музыкальные образы);
  5. Различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.);
  6. Общественно–психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи, и т. д.).

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно , потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.


Духовная культура имеет некоторые важные черты, которые отличают ее от других областей культуры:

  • духовная культура бескорыстная. Ее сущность - не польза, не выгода, а «радость духа» - красота, знание, мудрость. Духовная культура нужна людям сама по себе, а не ради решения каких-нибудь внешних по отношению к ней утилитарных задач.
  • в духовной культуре человек в сравнении с другими областями культуры получает наибольшую свободу творчества. Безграничное пространство для творчества представляет искусство;
  • творческая деятельность в духовной культуре - это особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира.
  • духовная культура чувствительно реагирует на внешнее влияние в области культуры: она способна ощущать изменения в жизни людей и откликаться на них изменениями в себе, она находится в постоянном напряжении и движении, является самой уязвимой областью культуры: люди в трудных жизненных обстоятельствах тяготятся ею. Вот почему духовная культура более всего страдает при социальных катаклизмах: революции и реформы в обществе приводят к упадку духовной культуры народа. Духовная культура нуждается в заботе общества, сохранение и развитие ее требует от общества усилий. Если люди перестают ею интересоваться, она теряет внутреннее напряжение и движение.


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные