Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Структура планов предприятия

Структура планов определяется функциями предприятия и его внутренней административно-хозяйственной структурой.

Вследствие того, что план - центральное звено хозяйственного управления, с целью упорядочения руководства каждый цех, отдел, лаборатория разрабатывают свой план, который увязывается с общим планом предприятия. Сбалансированность внутрипроизводственных планов - одна из наиболее сложных задач планирования.

Предприятие имеет, на первый взгляд, несовместимый конгломерат различного рода структур: десятки цехов разнообразного профиля, отделов, лабораторий, сотни разноименных профессий, которые по горизонтали почти или совершенно не связаны между собой. Их усилия планомерно объясняются общей конечной целью. В плане поэтапно устанавливаются все необходимые вертикальные и горизонтальные связи между подразделениями на весь планируемый период (рис.).

Параллельно действующие структуры, как правило, независимы друг от друга и не осведомлены о положении дел в смежных цехах и отделах. Они выполняют задание, указанное в плане, который и служит системой связи.

Система планирования обеспечивает наибольшую отдачу и выгоду предприятию при выполнении следующих правил:

    пунктуальная обоснованность каждого элемента и каждого этапа плана;

    точное исполнение плановых заданий всеми его участниками;

    наличие сплошного непрерывного учета, контроля и корректировки исполнения плана.

Разнообразную по характеру и срокам исполнения деятельность структур и персонала можно измерить, учесть и проконтролировать с помощью не одинаковых, а разнообразных показателей, методов организации и выполнения плана.

Отдаленные долгосрочные цели дважды подвергаются планированию - в долгосрочных и в оперативно управляемых планах. Вначале отдаленные цели включаются в план как предмет их разработки, т.е. в оперативном и текущем планах определяются задания разработчикам, сроки начала работ по этапам и даты их завершения. Далее из наличных ресурсов для обеспечения начатых работ выделяются необходимые средства, которые также подвергаются текущему планированию.

Чем шире интервал планирования, тем выше степень неопределенности параметров плана, поэтому резко сужается число показателей и степень их точности.

Рамки стратегического плана почти всегда подвижны, так же как сроки получения конечного результата и суммы расходов. Как правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как на первом этапе еще не ясны ни содержание работ, ни их объемы.

В целом долгосрочное, текущее и оперативно-календарное планирование взаимосвязаны и представляют собой систему планирования, которая объединяет в комплекс весь механизм управления предприятием (табл. 4).

Таблица 4

Организационно-иерархическая схема соподчиненности и кооперации планирования

Периодичность плана Форма заказа Структура показателей планирования Ответственные исполнители плана
Оперативно-
календарный
Заказы потребителей Подетально-натуральные нормы и нормативы Цехи, участки, бригады
Текущий Преимущественно заказы потребителеей Натуральные - по видам изделий, стоимостные - подробно, нормы и нормативы, трудовые - подробно Цехи, функциональные отделы, лаборатории
Среднесрочный Заказы потребителей, прогнозы Укрупненные, стоимостные, натуральные, трудовые, нормы и нормативы
Долгосрочный В основном прогнозы, частично заказы Укрупненная номенклатура изделий, объемы финансирования, доход Функциональные отделы, лаборатории, некоторые цехи
Стратегический Прогнозы Важнейшие виды продукции, объемы финансирования, эффективность Отделы: маркетинга, технический, финансовый, капитального строительства

С течением времени цель дробится на отдельные конкретные задания: изготовление и доводка опытных образцов новой продукции, закупка необходимых материалов, инструмента, подготовка квалифицированных рабочих для работы на новом оборудовании и др.

После освоения производства новых изделий все мероприятия, связанные с их разработкой и подготовкой к производству, исключаются из долгосрочного плана. Новая продукция повторно включается в систему оперативно-календарного объекта не перспективного, а действующего производства, а на отдаленную перспективу намечается новая цель и весь процесс повторяется.

Взаимоувязка и взаимная корректировка при расхождении планов различных служб предприятия оперативно осуществляются на протяжении всего периода разработки и выполнения долгосрочного плана. Полное совмещение планов, а также методов учета и контроля, применяемых администрацией и бухгалтерией, достигается, как правило, лишь на завершающем этапе.

Переходя от долгосрочного плана, который разрабатывается на уровне функциональных отделов и администраций, к планам внутренних подразделений предприятия, решают детализированные задачи:

    определение заданий на период планирования и показателей планирования для каждого подразделения, выполняющего, как правило, лишь часть общего плана предприятия;

    выявление и устранение причин несоответствия внутренних планов между цехами;

    разукрупнение обобщенных показателей долгосрочных и среднесрочных планов предприятия при их описании в текущих и оперативно-календарных цеховых планах;

    распределение материальных, трудовых и финансовых ресурсов между цехами, службами и видами работ и их перераспределение при обнаружении диспропорций.

Главная задача руководителей и специалистов - умело и правильно совместить требования, связанные с выполнением перспективных целевых задач, с текущими повседневными задачами предприятия. В этом залог долговременной успешной работы предприятия.

Планирование как форма государственного воздействия на экономику существует практически во всœех странах. Оно орга­нически вписывается в рыночный механизм хозяйствования. Важно определить, что и как должно планировать государство, а что - сами субъекты хозяйствования. Чтобы решить эту проб­лему, крайне важно рассмотреть виды планирования.

Расширение свободы субъектов хозяйствования в плановой деятельности и накопленный отечественный и зарубежный опыт в области теории планирования позволяют классифици­ровать виды планов по признакам, представленным в табл. 1.

Таблица 1 - Классификация видов планирования

Признаки классификации планов Виды планирования
Содержание плановых решений Стратегическое; тактическое; оперативно-календарное; бизнес-планирование
Обязательность плановых заданий Индикативное; централизованное
Время действия и степень детали­зации плановых расчетов Краткосрочное (текущее); среднесрочное; долгосрочное (перспективное)
Степень охвата Общее; частичное
Содержание планируемых показа­телœей Экономическое; техническое; организационное; социальное
Сфера применения Межцеховое; внутрицеховое; бригадное; индивидуальное
Стадии разработки Предварительное; уточненное
Глубина планирования Агрегированное; детальное
Очередность во времени Упорядоченное; скользящее; внеочередное
Координация частных планов во времени Последовательное; одновременное

Рассмотрим отдельные виды планирования.

Стратегическое планирование ориентировано на разра­ботку общей стратегии предприятия и установление его основ­ных целœей, управление стратегически важными факторами деятельности, определœение маркетинговой стратегии на рынке отдельных товаров, выявление стратегических перспектив фи­нансирования капиталовложений и т.д. Основная цель страте­гического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющих­ся внешней и внутренней сред.

Тактическое планирование предполагает обоснование за­дач и средств, необходимых для достижения стратегических целœей (к примеру, завоевание лидирующего положения на рын­ке и т.д.). В результате тактического планирования составляет­ся план экономического и социального развития предприятии, представляющий собой комплексную программу его производ­ственной, хозяйственной и социальной деятельности на соот­ветствующий период.

Оперативно-календарное планирование представляет со­бой выбор средств для решения задач, которые определœены вышестоящим руководством, а также являются традиционны­ми для предприятия (распределœение продукции по объёму, но­менклатуре, срокам и др.). Основная задача данного планиро­вания состоит в конкретизации показателœей тактического пла­на с целью организации повсœедневной планомерной и ритмич­ной работы предприятия и его структурных подразделœений.

Бизнес-планирование предназначено, как правило, для оценки целœесообразности внедрения того или иного мероприя­тия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций, и др.

Индикативное планирование представляет собой государ­ственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровнязаработной платы и др.

Централизованное планирование предусматривает уста­новление вышестоящим органом управления подчинœенному предприятию плановых показателœей натуральных объёмов производства продукции, номенклатуры и сроков поставки то­варов и других имеющих обязательный для него характер.

Краткосрочное (текущее) планирование осуществляется на период до одного года, включая полугодичное, квартальное, ме­сячное, недельное (декадное) и суточное планирование. В рамках данного планирования разрабатывается программа движения продукта и всœех факторов производства с указанием конкретных дат и служб, отвечающих за тот или иной вид деятельности.

Оперативное планирование представляет собой выбор средств для решения задач, которые определœены вышестоящим руководством, а также являются традиционными для предпри­ятия (распределœение продукции по объёму, номенклатуре, сро­кам и т. д.). Такое планирование обычно является краткосроч­ным . Оперативные планы составляют на месяц, сутки и смену.

Среднесрочное планирование охватывает промежуток от 1 до 5 лет и конкретизирует ориентиры, определœенные дол­госрочным планом. На некоторых предприятиях среднесроч­ное планирование совмещается с текущим. В этом случае со­ставляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой, по сути, краткосрочный план.

Долгосрочное (перспективное) планирование охватывает период более 5 лет. Такое планирование создает основы для экономического обоснования развития субъекта хозяйствова­ния на определœенный период, и его результатом являются пла­ны предприятия по различным видам его деятельности (про­изводство, реализация, финансы и т.п.).

Все эти виды планирования позволяют комплексно учиты­вать внутренние и внешние изменения в производственно-хозяйственной деятельности предприятия, создавая предпо­сылки для повышения уровня его экономического потенциала, и лежат в базе плана социально-экономического развития предприятия. Этот план предусматривает планирование про­изводства и реализации продукции, потребности в производ­ственных ресурсах, социально-трудовых показателœей, себе­стоимости продукции и цен, формирования и распределœения прибыли, экономической эффективности и инвестиционной деятельности, мероприятий по охране природы и др.

Стратегическое, тактическое, бизнес-планирование. Порядок разработки бизнес-пла­на. Основные разделы бизнес-плана.

Виды планирования - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Виды планирования" 2017, 2018.

  • - Виды планирования

    Принципы планирования Таблица 13 Принципы Краткая характеристика Единство науч-но-технических, социальных и экономических задач развития организации Находит выражение в составе целевых параметров планирования деятельности организации, видах... .


  • - Виды планирования.

    Планирование и прогнозирование в системе менеджмента Сущность и классификация функций менеджмента Функции и методы менеджмента 1. Сущность и классификация функций менеджмента 2. Планирование и прогнозирование в системе... .


  • - Сущность, принципы, методы и виды планирования

    Раздел 4. Экономический механизм функционирования предприятия Тема 8. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ План лекции 1. Сущность, принципы, методы и виды планирования 2. Долгосрочные и текущие планы 3. Производственная программа 4. Разработка бизнес-плана... .


  • - Общие принципы планирования, виды планирования

    Лекция №5. В условиях централизованной плановой системы вся деятельность строительных организаций полностью подчинялась заблаговременно подготовленным и утвержденным планам. Система планирования производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажные... [читать подробнее]

    Теория Схема Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективу развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения... .



  • Вопрос 1. Планирование: понятие, сущность, назначение, задачи. Виды планов. Основные этапы и методы планирования. Бизнес-план: понятие, сущность, назначение, структура.

    Основой эффективной деятельности предприятий является планирование. Планирование -это разработка и обоснование планов экономического и социального развития предприятия и путей их реализации. Планирование позволяет обеспечить сбалансированное, пропорциональное развитие хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, учитывая все внешние и внутренние факторы.

    В условиях рынка центр тяжести планирования перенесен на уровень основного хозяйственного звена (предприятия). Предприятие самостоятельно определяет цель деятельности, объем и структуру деятельности, потребность в экономических ресурсах, методы и способы решения поставленных задач, осуществляет контроль за ходом их реализации.

    Основными задачами планирования деятельности предприятия являются обеспечение финансовой устойчивости предприятия, достижение более высокой рентабельности по сравнению с рентабельностью конкурентов, увеличение объема оборота и доли на рынке за счет формирования конкурентоспособной структуры оборота, ценовой политики и эффективного использования ресурсов.

    Планирование выполняет ряд функций:

    Обеспечение сбалансированности хозяйственно-финансовой деятельности и всех структурных подразделений;

      обеспечение безопасности предприятия. При планировании учитываются факторы риска, чтобы избежать их или свести до минимума;

      внутрихозяйственная координация и интеграция различных сфер деятельности;

      создание условий для формирования ответственных, эффективных работников;

      осуществление эффективного контроля за производственно-хозяйственной деятельностью.

    Планирование деятельности предприятия основывается на использовании таких принципов, как непрерывность, органическое единство, комплексность, выделение приоритетов, гибкость, оптимальность и экономичность.

    Принцип непрерывности планирования означает сочетание и взаимную увязку долгосрочных и краткосрочных планов. Планирование должно осуществляться постоянно, а долгосрочные планы должны корректироваться в ходе реализации текущих планов.

    Принцип органического единства предполагает систему взаимосвязанных между собой элементов, имеющих единую направленность развития.

    Комплексность планирования обеспечивает взаимную увязку всех показателей и разделов планов и направлений деятельности предприятия.

    Выделение приоритетов предполагает необходимость определения в планах главных задач или направлений развития, требующих первоочередного решения и выделения средств, в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

    Принцип гибкости планирования означает изменение и уточнение планов в процессе их реализации с учетом изменения внешней и внутренней среды функционирования предприятия.

    Принцип оптимальности и экономичности предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов плана развития предприятия и выбор лучшего варианта с точки зрения экономичности его реализации и получения наиболее высоких результатов.

    Принцип контроля позволяет своевременно обнаружить недостатки в работе предприятия, предупредить возможные диспропорции развития, а также выявить резервы повышения эффективности деятельности предприятия.

    Виды (формы) планирования и виды планов различают по содержанию и форме проявления.

    1. С точки зрения обязательности плановых заданий - директивное и индикативное.

    Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер. Директивное планирование было присуще социалистической (командно-административной) системе народного хозяйства. В рыночных условиях оно может быть средством решения многих общенациональных задач, в частности в области охраны окружающей среды, обороны, структурной перестройки экономики и т. п. Директивное планирование имеет адресный характер, поэтому оно может использоваться на предприятиях при текущем планировании и принятии конкретных ре­шений.

    Индикативное планирование в отличие от директивного планирования носит направляющий и рекомендательный, но необязательный для исполнения характер. Как инструмент управления индикативное планирование чаще всего используется на макроуровне. На микроуровне оно, как правило, ис­пользуется при составлении перспективных планов развития предприятия.

    2. По срокам, на которые разрабатываются планы, различают долгосрочное (перспективное), среднесрочное и краткосрочное (текущее) планирование.

    Долгосрочное (перспективное) планирование осуществляется на период более пяти лет. Эти планы определяют долговременную стратегию экономического, социального, научно-технического развития предприятия. Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. Прогнозирование - это процесс предвидения, который основывается на вероятностном научном суждении о перспективах развития объекта в будущем. Прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования.

    Оно позволяет определить различные варианты развития планируемого процесса и обосновать наиболее приемлемый вариант. Прогнозирование может выступать и как самостоятельная функция управления. Это прогнозы социально-экономического развития, составляемые на уровне страны и отдельных регионов. На уровне предприятия могут прогнозироваться объемы продаж и их доля на рынке, требуемые капитальные вложения и другие показатели.

    При среднесрочном планировании, планы разрабатываются на период от одного до пяти лет.

    Текущее планирование осуществляется на год, включая полугодие, квартал, месяц, неделю (декаду), день. Текущее планирование является одним из инструментов реализации перспективных среднесрочных планов.

    Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу. Оно представляет собой выбор перспективных целей и способов достижения этих целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

    Тактическое планирование - это процесс создания предпосылок для реализации стратегических целей. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Объектами тактического планирования являются объемы продаж, затраты, прибыль и рентабельность, материально-техническая база, бюджеты предприятий и др.

    Оперативно-календарное планирование - это конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

    Бизнес-планирование осуществляется при создании нового предприятия или освоении новых видов деятельности.

    4. По сферам различают планирование:

      сбыта (на предприятиях торговли и питания - планирование объемов оборота);

      производства (на предприятиях питания - разработка производственной программы);

      персонала (потребность, подбор, подготовка, переподготовка, увольнение);

      потребностей (потребности в товарах, сырье, в материально-технической базе и т. д.);

      инвестиций, финансов и т. д.

    По уровню управления выделяются планы предприятия в целом и планы структурных подразделений.

    Для решения наиболее важных проблем разрабатывается программы. Общие программы разрабатываются для решения стратегических задач. Например, программа стимулирования труда работников, программа финансового оздоровления, программа развития материально-технической базы.

    Планирование деятельности предприятия может осуществляться двумя подходами: ресурсным и целевым.

    При целевом подходе плановые показатели деятельности предприятия определяются исходя из поставленной цели. Например, целью предприятия может быть получение прибыли. Исходя из этого определяются объем и структура оборота, затем потребность в использовании ресурсов (основных и оборотных средствах, численности работников), необходимых для достижения поставленной цели.

    При ресурсном подходе основой разработки планов объема и результатов деятельности предприятия являются имеющиеся на начало планируемого периода экономические ресурсы.

    Разработка планов предприятий торговли и питания осуществляется с использованием различных методов. Основные методы, применяемые при планировании деятельности предприятий, - это балансовый, нормативный, экстраполяции, экспертных оценок и экономико-математические методы.

    Наиболее распространенными являются балансовый, нормативный методы и метод экстраполяции. Использование балансового метода позволяет обеспечить необходимые пропорции развития различных направлений и показателей деятельности предприятия. Для обоснования планов составляют­ся натуральные балансы, стоимостные, балансы рабочей силы и рабочего времени.

    Натуральные балансы составляются в натуральных единицах (тонны, штуки, литры и т. п.). Например, на предприятиях питания составляют продуктовый баланс, на основе которого определяется потребность в сырье для производства собственной продукции.

    Нормативный метод планирования основан на использовании различных норм и нормативов. Различают государственные экономические нормативы, межотраслевые, отраслевые и местные.

    Государственные экономические нормативы - это ставки налогов, размеры налоговых пошлин, минимальный размер оплаты труда, нормы продолжительности рабочего времени и др.

    Межотраслевые нормативы действуют в различных сферах и отраслях деятельности. Например, нормы эксплуатации и обслуживания оборудования, используемого в различных отраслях.

    Отраслевые нормы применяются на предприятиях одной отрасли. Это нормы расхода сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др.

    Местные нормы и нормативы разрабатываются непосредственно на предприятиях, если в силу специфики деятельности невозможно применение межотраслевых и отраслевых. Это нормы выработки, нормы времени, нормы обслуживания рабочих мест, нормы оплаты труда (сдельные расценки), нор­мы расходов на оплату труда, нормы амортизации основных средств, нормы товарных запасов (в торговле), сырья (на предприятиях питания) и др.

    Метод экстраполяции может быть использован только при кратксрочном планировании. Суть этого метода состоит в перенесении выявленных устойчивых тенденций развития за предплановые периоды на будущий период.

    Бизнес-план представляет собой документ, в котором описаны основные аспекты будущего коммерческого мероприятия (предприятия), анализирующий проблемы, с которыми может столкнуться фирма, а также определяющий способы решения этих проблем. Бизнес-план помогает предпринимателям и финансистам лучше изучить емкость и перспективы развития будущего рынка сбыта, оценить затраты по изготовлению продукции и соизмерить их с возможными ценами реализации, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела.

    Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопросы, стоит ли вообще вкладывать деньги в данное дело и окупятся ли все затраты сил и средств. Он помогает предугадать будущие трудности и понять, как их преодолеть. Адресуется бизнес-план банкирам и инвесторам, средства которых предприниматель собирается привлечь в рамках реализации проекта, а также сотрудникам предприятия, нуждающимся в четком определении своих задач и перспектив, наконец, самому предпринимателю и менеджерам, желающим тщательно проанализировать собственные идеи, проверить их на разумность и реалистичность. В международной практике считается, что без бизнес-плана вообще нельзя браться за производственную и коммерческую деятельность.

    Составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или предпринимателя, собирающегося открыть свое дело. Многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не означает, конечно, что надо отказываться от услуг консультантов, наоборот, привлечение экспертов необходимо и весьма приветствуется потенциальными инвесторами. Но, включаясь в эту работу лично, можно моделировать свою будущую деятельность, проверяя целесообразность самого замысла.

    Cтраница 2


    Эти данные учитываются при перспективном и текущем планировании повышения производительности труда.  


    Если на верхнем уровне (перспективное и текущее планирование) решаются задачи для завода в целом, то чем ниже временной уровень решений системы, тем для все менее сложных производственных комплексов, но более детально решаются задачи планирования и управления в каждой функциональной системе.  

    Совет директоров, к-рый рассматривает вопросы перспективного и текущего планирования, проекты технич. Этот совет рассматривает вопросы внедрения в произ-во достижений науки и техники, изобретений и рационализаторских предложений. В ряде фирм (в текстильной, фарфорово-фаянсовой пром-сти и др.) организованы художественные советы.  

    Система управления комплексно обеспечивает решение задач перспективного и текущего планирования, учета и статистики. Информация, необходимая для решения этих задач, также представляет собой единый комплекс, начиная от исходных первичных данных и информационных массивов и кончая выходными результатами.  

    В зависимости от времени планового периода различают перспективное и текущее планирование и долгосрочное прогнозирование. Перспективное планирование предусматривает разработку целей заданий и методов их выполнения на 5 - 10 лет. Текущее планирование является детализацией перспективного плана, в нем уточняются задания, показатели и методы их выполнения на текущий год.  

    Данная подсистема на промышленном предприятии охватывает организацию перспективного и текущего планирования, учет и анализ всей его деятельности.  

    Непрерывность планирования заключается также в органической связи перспективного и текущего планирования.  

    Структура АСУ-Капстрой.  

    Основным является блок План, включающий задачи перспективного и текущего планирования капитальных вложений и оперативного управления ими в ходе строительства производственных и непроизводственных объектов, формирования заказов подрядчику, решение которых должно обеспечить согласованность планов капитальных и подрядных работ на всех этапах планирования. Результаты решения этих задач отражаются во внутрипостроечном титульном списке, при разработке которого решаются все основные задачи планирования капитальных вложений - распределения ресурсов между объектами строительства и во времени.  

    На основе этих данных АСОИ цен будет осуществляться перспективное и текущее планирование цен, анализ динамики и контроль за изменением цен, формироваться исходная информация, необходимая для1 планирования развития народного хозяйства.  

    ДПО; менеджмент ресурсов образовательной организации; разграничение вопросов перспективного и текущего планирования; оценка качества проведенного обучения - вот далеко не весь перечень вопросов, встающих перед организацией по обучению персонала, заинтересованной в деловых партнерских отношениях, базирующихся на понимании запросов и ожидании заказчиков. Разработка, документирование, опробование и внедрение эффективно и результативно функционирующей СМК - мощного средства управления качеством - задача, стоящая перед организациями ДПО, планирующими вести свою дальнейшую деятельность в соответствии с требованиями российских и международных стандартов качества.  

    В Министерстве газовой промышленности с помощью ОАСУ производятся расчеты перспективного и текущего планирования оперативного управления предприятиями, финансовой я бухгалтерской деятельностью, планирования и учета кадров. Подсистема диспетчерского управления Единой автоматизированной системы газоснабжения позволяет при помощи ЭВМ собирать и анализировать учет-но-плановую информацию, проводить оптимизационные расчеты по загрузке магистральных газопроводов и производить расчеты с потребителями. Годовая экономия от внедрения системы составляет около 43 млн. руб. при общих затратах на ее создание 11 3 млн. руб. Таким образом, затраты окупаются за 0 27 года.  

    Подобная совокупность взаимосвязанных задач показана на рис. 6.12. Здесь выделены перспективное и текущее планирование работы предприятия; оперативное (календарное) планирование; оперативное управление производствами; управление технологическими процессами.  

    Методологическое обоснование перспективного планирования воспитательного процесса содержится в трудах А.С. Макаренко. «Воспитать человека, – подчеркивал Антон Семенович, – значит воспитать у него перспективные пути». В своей педагогической деятельности и научно-методических публикациях великий педагог наглядно и убедительно показал большое значение выдвижения индивидуальных и групповых перспективных линий для развития личности ребенка и формирования детского коллектива. Под перспективой он понимал завтрашнюю радость, к которой стремится коллектив и его члены. Перспективы могут быть, по мнению А.С. Макаренко, разными по продолжительности их достижения (близкая, средняя, далекая) и социальной ценности («от простейшего примитивного удовлетворения до глубочайшего чувства долга»), но каждая из них играет значимую роль в обеспечении личностного роста воспитанников. В контексте рассматриваемой нами проблемы становится очевидной педагогическая целесообразность не только оперативного, но и среднесрочного и долгосрочного планирования.
    Теперь необходимо разобраться, какой вид планирования называется перспективным. Чаще всего его выделяют при классификации видов планирования в соответствии с длительностью планируемого периода. Перспективным, как правило, называют такой вид планирования, в ходе которого составляется план воспитательной работы на длительный промежуток времени. Названия плана и вида планирования в большинстве случаев совпадают, поэтому план, разрабатываемый в процессе перспективного планирования, именуют также перспективным.
    Какой должна быть длительность планируемого периода, чтобы можно было вести речь о перспективном планировании? Существуют два наиболее распространенных варианта ответа на этот вопрос. Сторонники первого варианта ограничивают длительность планируемого периода одним годом. Перспективным они считают план воспитательной работы образовательного учреждения или классного руководителя на учебный год. Нам ближе вторая точка зрения о перспективном планировании, в процессе которого составляется план действий на более длительный промежуток времени – от двух до десяти лет. Мы согласны с мнением П.И. Третьякова, утверждающего, что «для упорядочения планирования можно придерживаться следующей системы планов: перспективные планы и комплексно-целевые программы; годовой план (с включением в него блоков комплексно-целевых программ по наиболее острым проблемам); календарные (на месяц); индивидуальные планы работы сотрудников на неделю». Вслед за этим специалистом педагогического менеджмента предлагаем классифицировать виды планирования воспитательного процесса в соответствии с критерием длительности планируемого периода таким образом:

    • текущее или календарное (до одного года);
    • среднесрочное (более года, но не более пяти лет);
    • долгосрочное (более пяти лет).

    И сразу поясним, что среднесрочное и долгосрочное считаем перспективным планированием.
    Наверное, не все педагоги, особенно практические работники, положительно отнесутся к нашему предложению существенно увеличить временной промежуток, на который необходимо планировать воспитательную деятельность. Сразу же в их сознании появятся контуры очередного документа, составление которого вскоре станет обязательным и потребует дополнительных затрат времени и сил. Мы, конечно, тоже выступаем против бумажного бума (бумаготворчества), охватившего в последнее время образовательные учреждения, но отчетливо понимаем, что за один год невозможно воспитать ребенка, развить личность, сформировать коллектив, создать воспитательную систему школы или класса. Для достижения таких целей требуется более продолжительный промежуток времени, и педагогические действия на этот период, разумеется, должны планироваться. Трудно себе представить учителя-предметника без образовательной программы на 4–7 лет, а встретить классного руководителя без перспективного плана можно, как будто воспитательный процесс осуществлять легче, чем обучение.
    И нас радует, когда педагоги составляют свои авторские программы воспитания детей, или разрабатывают концепции воспитательных систем образовательных учреждений и их структурных подразделений, или готовят вместе с учащимися социально-педагогические проекты продолжительностью более года, используя такие методы планирования, как моделирование, программирование и проектирование. Это помогает обеспечивать на протяжении нескольких лет преемственность в воспитательном взаимодействии педагогов с детьми, делать процесс воспитания более продуманным, упорядоченным, результативным.
    Но не только продолжительностью планируемого периода следует характеризовать перспективное планирование. Еще одной важной характеристикой является масштабность преобразований (новшеств), осуществление которых должно произойти в планируемый промежуток времени. В.С. Лазарев и М.М. Поташник называют три вида возможных новшеств в образовательном процессе:
    1) локальное;
    2) модульное;
    3) системное.
    Чаще всего стратегические преобразования модульного и системного характера выступают предметом перспективного планирования. Не случайно И.Н. Герчикова в учебном пособии «Менеджмент» рассматривает стратегическое и перспективное планирование в качестве синонимов.
    Определив основные характеристики перспективного планирования, надо уделить внимание технологическим аспектам его применения в практике воспитательной работы. Главными инструментами педагога, составляющего перспективный план, являются моделирование, программирование и проектирование. Эти методы используются и в краткосрочном планировании, но наибольший эффект они приносят при разработке перспективных планов воспитания школьников.
    В настоящее время еще не в полной мере выявлены общие, особенные и единичные черты названных методов, определена сущность каждого из них. Нередко научные и практические работники используют понятия «моделирование», «программирование» и «проектирование» как синонимы, поэтому в публикациях можно встретить выражения: «проектная модель», «проектируется программа», «моделируется проект» и т.п. На наш взгляд, такое употребление понятий не всегда является корректным, ведь между этими методами в процессе воспитательной
    деятельности устанавливаются более сложные взаимосвязи, чем отношения сходства. Например, петербургские ученые Е.С. Заир-Бек и В.Е. Радионов справедливо рассматривают моделирование как средство и метод педагогического проектирования, с помощью которого:

    • проигрываются, сравниваются и оцениваются варианты возможных решений;
    • имитируются реальные процессы развития;
    • принимаются решения о выборе одного из альтернативных путей;
    • предъявляются проектные решения заказчику.

    В публикациях В.С. Безруковой, М.П. Горчаковой-Сибирской, И.А. Колесниковой моделирование выступает частью, этапом проектирования педагогических систем. В методическом пособии «Как создать программу воспитания в образовательном учреждении» И.В. Цветкова называет моделирование и программирование видами проектирования. Исследователь А.Н. Дахин обращает внимание на схожую логику и последовательность действий субъектов моделирования и проектирования. Не случайно практические работники затрудняются ответить на, казалось бы, простой вопрос: «Чем вы занимаетесь: моделированием или проектированием?»
    Мы полагаем, что нельзя забывать и об отличиях моделирования, программирования и проектирования. К примеру, существуют два важных отличия между моделированием и проектированием: во-первых, с помощью метода моделирования формируются представления о прошлом, настоящем и будущем изучаемого явления, а проектирование ориентировано только на будущее состояние, на создание опережающей проекции предстоящей деятельности; во-вторых, моделирование предполагает обязательное установление связей аналогии между моделью и ее прототипом, а в проектировании возможно даже отсутствие этих связей (например, при использовании метода фантастических проектов), если создается то, что не имеет аналогов в настоящей реальности и не будет иметь их в будущем.
    Перечисляя общие и отличительные черты методов перспективного планирования, следует заметить, что ученым еще предстоит более детальное и глубокое изучение сущности каждого из них, возможностей и условий применения в педагогической деятельности. Важную роль в этом могут сыграть успешные попытки практиков-экспериментаторов использовать моделирование, программирование и проектирование в процессе планирования и осуществления процесса воспитания детей.
    Литература
    1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург, 1996.
    2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1997.
    3. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. 2003. № 4.
    4. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. – СПб., 1995.
    5. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М., 2008.
    6. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Т. 5. – М., 1958.
    7. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование. – СПб., 1996.
    8. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса. – М., 2004.
    9. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. – М., 1997.
    10. Управление развитием школы / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995.
    11. Цветкова И.В. Как создать программу воспитания в образовательном учреждении. – М., 2006.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные