Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Должна рассматривать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы "клеточкой" социологии, ее "атомом", тем простейшим единством, которое само уже не подлежит дальнейшему разложению и расщеплению.

Вебер четко связывает предмет этой науки с изучением социального действия : "Социология... есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие" [Вебер. 1990. С. 602]. Далее, правда, ученый утверждает, что "социология занимается отнюдь не одним "социальным действием", но оно являет собой (во всяком случае, для той социологии, которой мы здесь занимаемся) ее центральную проблему, конститутивную для нее как для науки" [Там же. С. 627].

Понятие "социальное действие" в трактовке Вебера производно от действия вообще, под которым понимается такое человеческое поведение, в процессе которого действующий индивид связывает с ним или, точнее, вкладывает в него субъективный смысл. Стало быть, действие - это осмысление человеком его собственного поведения.

Вслед за этим суждением сразу же следует разъяснение того, что такое социальное действие: ""Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" [Там же. С. 603]. Значит, социальное действие не просто "самоориентировано", оно ориентировано, прежде всего, на других. Ориентацию на других Вебер называет "ожиданием", без которого действие не может считаться социальным. Здесь важно уточнить, кого следует относить к "другим". Конечно, это индивиды, но не только. Под "другими" понимаются "социально общие" структуры, такие как государство, право, организации, союзы и т.д., т.е. те, на кого может и реально ориентируется индивид в своих действиях , рассчитывая на их определенную реакцию по отношению к ним.

Всякое ли действие является социальным? Нет, утверждает Вебер и приводит ряд конкретных ситуаций, убеждающих читателя в справедливости его отрицательного ответа. Например, не является социальным действием молитва (поскольку она не рассчитана на ее восприятие другим человеком и его ответное действие). Если на улице идет дождь, приводит еще один пример "несоциального" действия Вебер, и люди одновременно раскрывают зонты, то это вовсе не означает, что индивиды ориентируют свои поступки на действия других людей, просто их поведение в равной мере вызвано потребностью спрятаться от дождя. Значит, нельзя считать социальным действие, если оно определяется ориентацией на какое-либо природное явление. Вебер не считает социальным и чисто подражательное действие, совершаемое индивидом в толпе как ее "атомом". Еще один образец "несоциального" действия , который он приводит, касается действия , ориентированного на ожидание определенного "поведения" со стороны не других индивидов, а вещественных предметов (явлений природы, машин и др.).

Понятно, следовательно, что социальное действие включает в себя два момента: а) субъективную мотивацию индивида (индивидов, группы людей); б) ориентацию на других (другого), которую Вебер называет "ожиданием" и без чего действие не может рассматриваться как социальное. Его основным субъектом является индивид. Коллективы (группы) социология может рассматривать только как производные от составляющих их и иди видов. Они (коллективы, группы) представляют собой не самостоятельные реальности, а, скорее, способы организации действий отдельных индивидов.

Социальное действие у Вебера выступает в четырех типах: целерациональном, ценностно-рациональном, аффективном, традиционном. Целерациональное действие - это действие, в основе которого "лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве "условий" или "средств" для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели" [Вебер. 1990. С. 628]. Рациональное по отношению к цели, целерациональное действие - это действия : инженера, который строит мост, спекулянта, который стремится заработать деньги; генерала, который хочет одержать военную победу. Во всех этих случаях целерациональное поведение определяется тем, что его субъект ставит перед собой ясную цель и применяет соответствующие средства для ее достижения.

М. Вебер: концепция социального действия и его типов

3.2 Особые виды социального действия по М.Веберу

Помимо шести типов социального действия по их ориентации Вебер выделил ещё четыре особых вида: целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное Патрушев А.И. Расколдованный мир М.Вебера. с.- 103. «Социальное действие, подобно всякому действию, может быть определено:

1) целерационально, то есть через ожидание определённого поведения предметов внешнего мира и других людей при использовании этого ожидания как «условия»

Или как «средства» для рационально направленных и регулируемых целей (критерием рациональности является успех);

2) ценностно-рационально, то есть через сознательную веру в этическую, эстетическую, религиозную или как-либо иначе понимаемую безусловную собственную ценность (самоценность) определённого поведения, взятого просто как таковое и независимо от успеха;

3) аффективно, особенно эмоционально - через актуальные аффекты и чувства;

4) традиционно, то есть через привычку.

Нельзя сразу же не обратить внимание на то, что даже два последних вида действия - аффективное и традиционное - не являются социальными действиями в строгом смысле слова, т.к. здесь не имеется дела с осознанным и положенным в основу действия смыслом. Сам Вебер отмечает что «строго традиционное поведение, так же как и чисто реактивное подражание, целиком и полностью стоит на границе, а часто и по ту сторону того, что можно назвать вообще действием, ориентированным «по смыслу», ибо это очень часто лишь притуплённая реакция на привычные раздражения, протекающая по однажды принятой привычной установке. Только ценностно-рациональное и целерациональное действия суть социального действия, в веберовском значении этого слова.

«Чисто ценностно-рационально,- пишет Вебер,- действует тот, кто, не считаясь с предвидимыми последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, чего, как ему кажется, требует от него долг, достоинство, красота, религиозное предписание, пиетет или важность какого-либо… «дела». Ценностно-рациональное действие… всегда есть действие в соответствии с заповедями или требованиями, которые действующий считает предъявленными к себе. В случае ценностно-рационального действия цель действия и оно само совпадают, они не расчленены, так же как и в случае аффективного действия; побочные следствия как в первом, так и во втором в соображение не принимаются.

В отличие от ценностно-рационально действия последний, четвертый тип - целерациональное действие во всех отношениях поддается расчленению. «Целерационально,- пишет Вебер,- действует тот, кто ориентирует свое действие в соответствии с целью, средством и побочными последствиями и при этом рационально взвешивает как средства по отношению к цели, как цели по отношению к побочным следствиям, так, наконец, и различные возможные цели по отношению друг к другу».

Четыре указанных типа действия располагаются Вебером в порядке возрастающей рациональности: если традиционное и аффективные действия можно назвать субъективно-иррациональными (объективно они могут оказаться рациональными), то ценностно-рациональное действие уже содержит в себе субъективно-рациональный момент, поскольку действующий сознательно соотносит свои поступки с определенной ценностью как целью; однако этот тип действия только относительно рационален, поскольку, прежде всего, сама ценность принимается без дальнейшего опосредствования и обоснования и (в результате) не принимаются во внимание побочные следствия поступка. Реально протекающее поведение индивида, говорит Вебер, ориентированно, как правило, в соответствии с двумя и более видами действия: в нём имеют место и целерациональные, и ценностно-рациональные, и аффективные, и традиционные моменты. Правда, в разных типах обществ те или иные виды действия могут быть преобладающими: в обществах, которые Вебер назвал «традиционными», преобладают традиционный и аффективный типы ориентации действия, разумеется, не исключены и два более рациональных типа действия. Напротив, в индустриальном обществе наибольшее значение приобретает целерациональное действие, но все остальные типы ориентации в большей или меньшей мере присутствуют и здесьГайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991. с. 74.

Наконец, Вебер отмечает, что четыре идеальных типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения,- но т.к. их можно считать самыми характерными, то для практической работы социолога они представляют собой достаточно надёжный инструмент Патрушев А.И. Расколдованный мир М.Вебера. с. 105.

Типология возрастания рациональности социального действия выражала, по убеждению Вебера, объективную тенденцию исторического процесса, носившую, несмотря на множество отклонений, всемирный характер. Возрастающий вес целерационального действия, вытесняющего основные типы, приводит к рационализации экономики, управления, самого образа мышления и образа жизни человека. Универсальная рационализация сопровождается возрастанием роли науки, которая, будучи наиболее чистым проявлением рациональности, становится основой экономики и управления. Общество постепенно превращется из традиционного в современное, базирующееся на формальном рационализме.

В учении Вебера рациональность подразделяется на формальную и материальную, различие между которыми весьма существенно.

«Формальной рациональностью хозяйства следует обозначить меру технически для него возможного и действительно применяемого им расчета». Наоборот, материальная рациональность характеризуется степенью, «в которой любое обеспечение материальными благами благами определённой группы людей принимает или может принимать вид экономически ориентированного социального действия с точки зрения определённых ценностных постулатов».

Материальная рациональность связана с ценностно-рациональным типом действия, формальная - с целерациональным, что превращает её в рациональность самому по себе.

Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни

Чтобы сделать окончательный вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Макса Вебера, необходимо подробно рассмотреть данную теорию и сделать вывод о том, может ли быть креативность в таком социальном действии...

Возможности применения теории Ханса Йоаса к анализу современной социальной жизни

Теперь нужно рассмотреть теорию нормативно-ориентировочной модели действия, которую предлагает Эмиль Дюркгейм, чтобы также сделать вывод, имеет ли место быть креативность в теории социального действия Эмиля Дюркгейма...

М. Вебер

Социологические воззрения Спенсера, Дюркгейма, Вэбера

Целерациональное действие не есть некий всеобщий тип действия, напротив, он даже, по Веберу, не является преобладающим в эмпирической реальности. Целерациональное действие -- это идеальный тип, а не эмпирическое обобщение...

Социологические теории М. Вебера

Концепция социального действия составляет ядро творчества М. Вебера. Он разрабатывает принципиально иной подход к исследованию общественных процессов, заключающийся в понимании «механики» поведения людей...

Социологическое творчество М. Вебера

По мнению Вебера, социология должна рассматривать в качестве исходного пункта своих исследований поведение индивида или группы индивидов. Отдельный индивид и его поведение является как бы «клеточкой» социологии, ее «атомом»...

Структура социальных взаимодействий

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер. Он дал следующее его определение: «Социальным является такое действие, которое в соответствии со своим субъективным смыслом включает в действующее лицо установки на то...

теория социальный действие социальный М. Вебер (1864--1920) - крупнейший немецкий специалист в области политической экономии, права, социологии, философии. М. Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом его мировоззрение...

Теории социального действия в социальной работе

Толкотт Парсонс (1902 - 1979 гг.) является известным американским социологом, основавшим структурный функционализм и теорию социальных систем. Исследование Т. Парсонсом социальных систем основано на общей теории социального действия...

Теории социального действия в социальной работе

Алексей Николаевич Леонтьев (1903--1979) - один из влиятельных учёных отечественной психологии, основатель и декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. При разработке теории деятельности А.Н. Леонтьев опирался на идеи Л.С. Выготского и М.Я...

Теории социального действия в социальной работе

М. Вебер (1864-1920) - крупнейший немецкий специалист в области политической экономии, права, социологии, философии. М. Вебер испытал на себе влияние ряда мыслителей, определивших во многом его мировоззрение. Среди них Г. Риккерт, К. Маркс, И. Кант, Н...

Теория действия в социологии

“Действием” мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или терпеливому принятию)...

Теория действия в социологии

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие...

Теория социального действия М. Вебера и ее методологическое значение для последующего развития социологии

С пониманием социального действия М.Вебер связывает предмет социологии: «Социология - пишет он, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие»...

Теория социального действия М.Вебера

По мнению М. Вебера социальными действиями занимается наука социология. Она толкует и понимает эти действия через объяснения.

Получается, что социальные действия являются предметом изучения, а толкование, понимание – это метод, с помощью которого явления причинно объясняются.

Таким образом, понимание есть средство объяснения.

Понятие смысла объясняет социологическое понятие действия, т.е. социология должна изучать рациональное поведение индивида. При этом индивид осознает смысл и цели своих поступков без эмоций и страстей.

  1. Поведение целерациональное, при котором выбор цели свободен и осознан, например, деловая встреча, покупка товара. Данное поведение будет свободным, потому что отсутствует принуждение со стороны толпы.
  2. В основе ценностно-рационального поведения лежит сознательная ориентация, вера в нравственные или религиозные идеалы, стоящие выше расчетов, соображений выгоды, сиюминутных порывов. На второй план здесь отходит деловой успех и человека может не интересовать мнение окружающих. Свои поступки человек соизмеряет с высшими ценностями, такими как спасение души или чувство долга.
  3. Поведение традиционное, которое нельзя назвать сознательным, потому что его основу составляет притупленная реакция на раздражители и протекает по принятой схеме. Раздражителями могут быть различные запреты, табу, нормы и правила, обычаи и традиции, передающиеся от одного поколения другому, например, гостеприимство имеющее место у всех народов. В результате не надо ничего придумывать, потому что индивид ведет себя так, а не иначе, в силу привычки, автоматически.
  4. Реактивное или как его ещё называют аффективное поведение, которое идет изнутри и человек может поступить бессознательно. Это кратковременное эмоциональное состояние не ориентируется на поведение других людей, как и на сознательный выбор цели.

К аффективным формам поведения относятся растерянность перед каким-нибудь событием, энтузиазм, раздражение, подавленность. Эти четыре типа, как отмечает сам М.Вебер, можно считать самыми характерными, но далеко не исчерпывающими все многообразие видов поведения человека.

Ценностно-рациональное поведение по М.Веберу

По мнению М. Вебера ценностно-рациональное поведение является идеальным типом социального действия. Причина заключается в том, что в основе данного типа лежат такие поступки, совершаемые людьми, которые основаны на убежденности в их самодостаточной ценности.

Целью здесь выступает само действие. Ценностно-рациональное действие подчиняется определенным требованиям. Долг индивида – следовать этим требованиям. Действия в соответствии с этими требованиями означают ценностно-рациональные действия даже в том случае, если рациональный расчет имеет большую вероятность неблагоприятных последствий самого поступка лично для индивида.

Пример 1

Например, тонущее судно капитан покидает последним, несмотря на то, что его жизнь находится в опасности.

Данные действия имеют осознанную направленность, а если их соотнести с представлениями о долге, достоинстве, то это будет определенная рациональность, осмысленность.

Преднамеренность такого поведения говорит о большой степени его рациональности и отличает от аффективного поведения. «Ценностная рациональность» действия абсолютизирует ценность, на которую ориентируется индивид, потому что несет в себе что-то иррациональное.

М. Вебер считает, что действовать чисто ценностно-рационально может только тот человек, который поступает в соответствии со своими убеждениями. В этом случае он будет выполнять то, что требует от него закон, религиозное предписание, важность чего-либо.

Цель действия и само действие в ценностно-рациональном случае совпадают, а побочные следствия во внимание не принимаются.

Замечание 1

Таким образом, получается, что целерациональное действие и ценностно-рациональное различаются между собой как истина и правда. Истина – это то, что есть на самом деле независимо от убеждений, верований конкретного общества. Правда означает сопоставление того, что наблюдаешь с общепринятым в данном обществе.

Типы социального действия М. Вебера

  1. Правильный тип, где цели и средства строго рациональны, потому что объективно адекватны друг другу.
  2. Во втором типе средства для достижения цели, как кажется субъекту, будут адекватны, хотя могут и не быть такими.
  3. Приблизительное действие без определенной цели и средств.
  4. Действие, определяемое конкретными обстоятельствами, без точной цели.
  5. Действие, имеющее ряд непонятных элементов, поэтому лишь частично понятное.
  6. Действие, которое необъяснимо с точки зрения рациональной позиции, вызванное непонятными психологическими или физическими факторами.

Данная классификация упорядочивает все виды социального действия по степени убывания их рациональности и понятности.

Социальными в принятом смысле являются не все типы действия, включая внешний тип. Если внешнее действие направлено на поведение вещных объектов, то оно не может быть социальным.

Социальным оно становится только тогда, когда ориентировано на поведение других, например, молитва, прочитанная в одиночестве, не будет носить социальный характер.

Социальный характер носят не все типы взаимоотношения людей. Социальное действие не будет идентично одинаковому поведению людей, например, во время дождя. Люди открывают зонты не потому что ориентируются на действия других, а для того, чтобы защититься от дождя.

Не будет идентично оно и тому, на которое влияет поведение других. Огромное влияние на человека оказывает поведение толпы и определяется как поведение, обусловленное массовостью.

М. Вебер ставил перед собой задачу – показать, как такие социальные факты – отношения, порядок, связи – следует определять как особые формы социального действия, но стремление фактически было не реализовано.

Замечание 2

Важнейшая мысль М. Вебера заключалась в том, что социальное действие приводит к социальному факту. Детерминантом действия М. Вебер рассматривает только цель, а обстоятельствам, которые делают это действие возможным, не уделяет должного внимания. Он не указывает, среди каких альтернатив осуществляется выбор и не имеет суждений о том, какие цели действия имеет действующий в той или иной ситуации. Не говорит и о том, какие варианты действия есть у субъекта при движении к цели и какой тип отбора он производит.

Понятие и классификация действий человека - предмет изучения, в первую очередь психологии и социологии. Действие - это элемент деятельности . Оно, в свою очередь, состоит из движений. Однако бездействие - это тоже действие. Например, если вы никак не отреагировали на чей-то поступок, это тоже вид реакции, а реакция - это ответное действие. Казалось бы, при таком несложном определении, классификация действий не должна представлять из себя что-то сложное, но это не так. Для обществознания, как науки о человеке и обществе, важны и психологическая классификация действий, и социологическая. А вот они как раз практически не пересекаются.

Психологическая классификация действий.

Эта классификация попроще. Любая деятельность человека состоит из действий, которые бывают четырех видов:

  1. Инстинктивные действия. Они заложены генетически и практически не имеют отношения к сознательной деятельности , например, хватательный и сосательный импульсы у новорожденного. Однако они могут повлиять на сознательные действия, например, инстинкт самосохранения или инстинкт размножения может вызвать цепочку осознанных действий.
  2. Рефлекторные действия. Также не имеют отношения к сознательной деятельности и больше представляют интерес для биологии. Все знают, что чихание - это ответная реакция на раздражение носовой полости, не контролируемая человеком осознанно; но это не имеет ценности для обществознания.
  3. Импульсивные действия. Они бывают двух типов - бессознательного и частично-сознательного характера. Пример: испугавшись чего-либо (нестандартный раздражитель), человек может отреагировать возгласом, восклицанием в виде междометия, или же нецензурно охарактеризовать (причем иногда - очень детально) причину своего испуга. Второй вариант - это реакция частично осознанного характера; примеры приводить не буду по причине цензуры, но вы уже и так мысленно себе их нарисовали.
  4. Волевые действия. Это действия полностью осознанны , основные действия, изучаемые науками об обществе. Примеров море: от «почистить зубы» до «перевести старушку через дорогу». Интересен тот факт, что волевые действия могут переходить в импульсивные. Например, вы долго слушали как на вас кричит начальник, сдерживались (волевое действие), а потом не выдержали и сказали все, что о нем думаете (импульсивное).

Социологическая классификация действий.

В социологической классификации действий ключевое понятие - социальное действие. Социальное действие - это действие человека или группы людей, которое ориентируется на другого человека (или группу людей). Проще говоря, это действие имеет какое-нибудь отношение к действию других людей. Решение выйти на митинг с какой-то группой - это социальное действие, которое имеет связь с их решением организовать митинг.

Наибольший интерес для обществознания представляют классификации действия немецкого социолога Макса Вебера и немецкого социолога-философа Юргена Хабермаса.

Классификация по Веберу.

Макс Вебер был первым, кто разработал классификацию социальных действий. За основу он взял степень осознанности поведения человека и выделил четыре вида социальных действий:

  1. Целерациональное действие. В основе этого действия лежит заранее поставленная и продуманная цель. Ключевой момент - ожидание, ожидание какого-то конкретного поведения людей или объектов, на которые и направленно это действие. То есть задать вопрос на интернет-форуме - это целенаправленное действие.
  2. Ценностно-рациональное действие. Действие, основанное на вере в какую-либо ценность - моральную, религиозную, эстетическую и т.д. При этом момент ожидания здесь не является ключевым или отсутствует вообще. Вы ведь не ожидаете чего-то особенного, кроме благодарности от старушки, которой помогли перейти через дорогу, верно?
  3. Аффективное действие (эмоциональное действие). То же, что и импульсивное действие с частично-осознанным характером в психологии. Подробнее - смотреть выше.
  4. Традиционное действие. То же, что и бессознательное импульсивное действие в психологии, иногда также - инстинктивное действие.

В понятии социального действия Вебер обозначил два типа мотивации :

  • субъективная мотивация (личная мотивация конкретного человека или группы);
  • ориентация на поведение (ожидание реакции другого человека или группы).

Классификация по Ха бермасу.

Юрген Хабермас изучил классификацию Вебера, переосмыслил ее и обозначил четыре своих типа социальных действий.

  1. Стратегическое действие. Личные или эгоистические действия с субъективной мотивацией. Эгоистические, в данном случае, не означает негативные по отношению к другим, так как эти действия могут не иметь отношения к другим членам общества. Например, желание сделать себе утром кофе, чтобы привести мысли в порядок, не делает вас эгоистом.
  2. Нормативное действие. Действие, опирающиеся на систему правил и ценностей , действующих в каком-то конкретном сообществе. По сути - то же, что и ценностно-рациональное действие у Макса Вебера.
  3. Драматургическое действие. Главная цель этого действия - самовыражение, раскрытие своей индивидуальности, самопрезентация, то есть, попросту говоря, - это создание собственного имиджа или авторитета. Когда утром девушка открывает шкаф и начинает выбирать платье, подбирая под него сумочку и обувь - это драматургическое действие. Такой тип действия направлен на других членов общества и имеет момент ожидания.
  4. Коммуникативное действие. Это совместное действие двух и более субъектов, направленное на достижение какой-либо общей цели. К коммуникативным действиям относятся и обычное общение , и работа целого предприятия. Главный инструмент этого действия - язык и речь.

Социальное действие является системой поступков, направленных на изменение действий, поступков, мнения или взглядов другого человека или социальной группы.

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания.

Все научные категории - только конструкции нашего мышления. «Общество», «государство», «институт» - это просто слова, поэтому им не следует приписывать онтологических характеристик. Единственно реальным фактом общественной жизни является социальное действие. Всякое общество представляет собой совокупный продукт взаимодействия конкретных индивидов. Социальное действие - атом общественной жизни, и именно на него должен быть направлен взгляд социолога. Действия субъектов рассматриваются как мотивированные, имеющие смысл и ориентацию на других, эти действия можно анализировать с помощью расшифровки смыслов и значений, которые придают субъекты этим действиям. Социальным действием, пишет Вебер, считается действие, которое по смыслу соотносится с действиями других людей и ориентируется на них.

То есть Вебер выделяет 2 признака социального действия:

Осмысленный характер;

Ориентация на ожидаемую реакцию других лиц.

Основные категории понимающей социологии - это поведение, действие и социальное действие. Поведение - наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты.

Результат понимания по Веберу - гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия в порядке убывания их осмысленности и осмысляемости:

Целерациональное - когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей. Субъект точно представляет цель и выбирает оптимальный вариант ее достижения. Это чистая модель формально-инструментальной жизненной ориентации, такие действия чаще всего встречаются в сфере экономической практики.



Ценностно-рациональное - определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха, совершается во имя какой-либо ценности, причем ее достижение оказывается важнее побочных последствий (например, капитан последним покидает тонущий корабль);

Традиционное - определяется традицией или привычкой. Индивид просто воспроизводит тот шаблон социальной активности, который использовался в подобных ситуациях ранее им или окружающими (крестьянин едет на ярмарку в то же время, что и его отцы и деды).

Аффективное - определяется эмоциями;

Социальное отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

Концепция Чарльза Кули.

Чарльз Хортон Кули (1864-1929) - американский социолог, прямой предшественник символического интеракционизма. Основы социологической теории Кули изложены им в работах "Человеческая природа и социальный порядок" (1902), "Социальная организация" (1909), "Социальный процесс" (1918), "Социологическая теория и социальное исследование" (1930). По своему образованию Ч.Кули - экономист, переориентировавшийся позднее на социологию. Он приобрел известность благодаря работам в области социализации и первичных групп. Ему принадлежит создание одной из первых социологических и социально-психологических концепций личности, положившей начало самостоятельному направлению в мировой социологии, - интеракционизма.



Главная концепция Кули называется теорией "зеркального Я". Ее истоки восходят к прагматизму, в частности идеям о "социальном Я" У.Джемса и воззрением Дж.Дьюи. Окончательное свое завершение концепция Кули получила позже у Дж.Мида. Согласно У.Джемсу, человек имеет столько "социальных Я", сколько существует лиц и групп, о мнении которых он заботится. Продолжая идеи Джемса, Кули называл важнейшим признаком социального существа способность выделять себя из группы и осознавать свое "Я". Происходит это через общение с другими людьми и усвоение их мнений о себе.

Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других. Они - зеркало для нас. Наше представление о самих себе поступают: 1) через наше воображение о том, как мы предстаем перед другими; 2) как мы думаем, они сдерживают нас; 3) как мы чувствуем, обо всем этом. Иными словами, наше понимание себя - процесс, а не фиксированное состояние, она всегда развивается по мере нашего взаимодействия с другими, мнение которых о нас постоянно изменяется. Человек не является пассивным приемником, напротив, он активно манипулирует решениями других, отбирая их, каким следует придерживаться или нет, оценивает роли партнеров. Не вся получаемая от других информация влияет на нас. Мы склонны принимать только те ракурсы, которые подтверждают наше собственное представление о себе, и сопротивляемся всем другим.

Он подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании социальных процессов. "Человеческая жизнь" - это целостность индивидуального и социального. Кули является создателем теории первичных групп, воплощающих в себе универсальный характер человеческой природы, и теории "зеркального Я". Природу человека Кули определял как биологическую и социальную, вырабатывающуюся при помощи взаимодействия в первичных группах и являющуюся комплексом социальных чувств, установок, моральных норм.

"Зеркальное Я" (looking-glass self) - это общество, которое служит своеобразным зеркалом. В таком зеркале мы можем видеть реакции других людей на наше собственное поведение. Наше понятие о самих себе берет истоки именно в такой рефлексии, наблюдая ответы других людей - или воображая, какими они должны быть, т.е. как должны были бы реагировать окружающие на то или иное нашей действие, - мы только и способны оценивать самих себя и собственные действия.

Если образ, которые мы видим в зеркале или только воображаем, что видим, благоприятен, наша Я-концепция получает подкрепление, а действия повторяются. А если неблагоприятен, наша Я-концепция пересматривается, а поведение изменяется. Мы определены другими людьми и руководствуемся в своем поведении и восприятии подобным определением.

Получая подтверждение нашему представлению о самих себе раз за разом, мы укрепляемся в себе, приобретая постепенно целостность самого себя. Усваиваемые человеком представление о собственным "Я", которые возникают в создании других людей, Кули называет "представлениями представлений".

Они признаются в качестве социальных факторов и выступают в роли основного предмета социология. Я-концепция формируется, уточняется и укрепляется день ото дня во взаимодействии людей друг с другом. По тому, как относятся к нему другие, человек может судить, к какому типу людей он принадлежит. Мнение каждого о своих интеллектуальных возможностях, нравственных качествах и физических способностях, о том, какие поступки от него ожидают, возникает в ходе взаимодействия в организованных группа (первичных и вторичных). Поэтому Кули чувство собственной самоопределенности как "зеркальное Я".



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные