Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Человек - это единица общества, и от его взаимодействия с себе подобными зависит не только личное благополучие, но и жизнь в целом. Обмениваться информацией возможно как вербально, так и невербально. Какой из этих методов общения более эффективный? Какая роль невербальных и вербальных средств общения человека? Об этом поговорим ниже.

Какой способ общения более важен?

На данный вопрос однозначно ответить невозможно, так как в деловом общении превалирует безусловно вербальный способ, а в межличностном, скорее, невербальный.

Давайте представим ситуацию, что человек, который читает доклад, вместо ожидаемых и нужных сухих фактов начинает жестикулировать, клацать губами, подмигивать, прыгать и так далее. развеселит дремлющую публику, но может быть воспринято неоднозначно. Деловой подразумевает максимальное проговаривание той информации, которую необходимо донести до собеседника. Но даже в сухом докладе много невербальных составляющих.

В разговоре с людьми, с которыми сложилась тесная эмоциональная связь, проговаривание некоторых моментов может смотреться нелепее, чем замена их более понятными жестами. Например, когда мы зовем человека пойти с нами, достаточно кивнуть головой в сторону выхода; резкий кивок вверх-вниз с широко распахнутыми глазами будет означать вопросительный взгляд, на который можно ответить кивком (что будет означать "да"), пошатать головой влево-вправо (что будет означать "нет") или пожать плечами, что означает "я не знаю".

Вербальное

Говорение, слушание, письмо и чтение относятся к вербальным средствам общения. При устном или письменном разговоре обмен знаниями происходит только благодаря закодированной информации (в форме звуков или символов).

Вербальное общение, безусловно, принесло огромную пользу человечеству благодаря своей уникальной функции скоростного дублирования мира. Сказать фразу "чашка на столе" гораздо проще, чем пытаться изобразить это жестами.

Дублируя, язык кодирует информацию в очень компактный формат. Эту единицу информации настолько удобно передавать из уст в уста и из поколения в поколение, что именно благодаря вербальному общению мы можем видеть картины мира, который был задолго до нас.

Невербалика

Большую часть информации о человеке мы получаем именно в ходе невербального общения, которое может быть синхронизировано с вербальным или являться самостоятельным способом коммуникации.

Взаимодействие невербальных и вербальных средств общения часто происходит на подсознательном уровне. К последним мы относим мимику, жесты, пантомимику, смену локации в ходе общения. Но также огромное значение в невербальном общении играет внешний вид, стиль одежды, прическа или головной убор, аксессуары и аромат человека.

Ухоженная, опрятная личность с собранной мимикой и жестами уже многое может рассказать о себе собеседнику. Как минимум можно прочесть, что человек себя уважает, любит определенный стиль одежды, предпочитает определенную марку телефона, работает над своей речью или талантлив от природы, стремится хорошо зарабатывать, позитивно относится к жизни, на этой неделе делал маникюр и т. д. Внешний вид - это первая порция невербальной информации. Вот почему говорят, что встречают по одежке.

Без мимики, жестов и пантомимики речевое общение выглядело бы скучным и неполным. К тому же оно дает возможность понять истинную суть слов, ведь даже слово "спасибо", произнесенное с разной интонацией, может иметь абсолютно противоположный смысл.

Интонирование, высота голоса, длина произносимых звуков, мимика, жесты, осанка, динамика телодвижений, угол между собеседниками, взгляд... Все это может говорить больше, чем сами слова. Если человек хорошо воспитан, то несовпадение вербальной и невербальной информации проявляется чаще.

Например, кто-то воспитанный опаздывает на поезд, а его собеседник все никак не закончит свой рассказ. Хоть этот интеллигентный товарищ и будет утверждать, что внимательно слушает своего знакомого, однако его стопы, скорее всего, будут направлены к выходу, глазами он подсознательно будет искать альтернативные способы выхода из помещения, чесать или теребить кончики пальцев. Жесты и мимика могут быть как осознанными, так и проектировать наше подсознание.

Эффективное использование вербальных средств общения с невербальными дают возможность воспринимать информацию наиболее объемно. Вот почему многие мессенджеры предлагают целый арсенал смайлов, мультов и гиф-анимаций.

Вербальные средства общения

Характеристика данного метода коммуникации исходит из основных функций, одной из которых является передача закодированной информации. Код - это набор слов определенного языка. Для полноценного общения необходимо, чтобы собеседники владели хотя бы одним общим языком, в противном случае слова могут быть неправильно истолкованы либо вообще не поняты.

Многим приходилось бывать в ситуации, когда нужно было показать или спросить дорогу у иностранца на языке, которым вы не владеете, или разобрать его ломанный русский. Встречая непонимающий взгляд и оценивая всю сложность происходящего, в ход начинает идти весь арсенал невербальных средств.

Поэтому важной характеристикой вербальных средств общения является ясность излагаемого материала. К сожалению, недопонимания в разговоре встречаются гораздо чаще, чем можно подумать. Это касается и тех случаев, когда люди говорят на одном языке, но по-разному формулируют свои мысли.

Получается, информация вроде бы и озвучена, но витает в воздухе, так как принять ее и разложить по полочкам собеседник не в силах, или в ней настолько неправильно расставлены акценты, что понять ее правильно не представляется возможным. Звуки изданы, а смысла в них немного.

Виды речевой деятельности

Речевое общение может быть как устным, так и письменным. К устным вербальным средствам общения относятся говорение и слушание, а к письменным - письмо и чтение.

В течение дня мы используем все четыре вида речевой деятельности, сами того не подозревая. Даже в самый пассивный выходной день мы с кем-то здороваемся, кому-то отвечаем, кого-то слушаем, читаем объявление в подъезде, новую газету или новость в интернете, отправляем сообщение в мессенджере...

Хотя ученые считают плохим способом коммуникации вербальные средства общения, но без них не обходится ни один наш день.

Говорение

Как можно слушать, но не слышать, точно так же можно говорить, но ничего не сказать. Давайте вспомним скучный урок в школе или лекцию в институте, которая не была приправлена эмоциями или вескими фактами, не звучало такой информации, которая могла бы оставить отпечаток в нашей памяти. Или, например, обычный разговор с далеким знакомым о природе и погоде, когда молчание смотрится нелепо, а рассказывать сокровенное не хочется.

Говорение, рассматриваемое через призму вербалики, - это грамотное линейное и главное - всем понятное изложение информации. Но вот в чем беда: если речь монотонна, лишена нужного интонирования, пауз и точных жестов, то ее невозможно длительное время воспринимать. Даже самый заинтересованный слушатель не сможет вникать в суть текста спустя 45 минут. Все старания преподавателя или докладчика уже не воспринимаются аудиторией.

Чтобы информация дошла до слушателя и по возможности сразу не вылетела из его головы, этот вербальный способ нужно дополнить невербальными трюками. То бишь, делать акценты, что срабатывает как Например, после озвучивания очень важной ключевой информации стоит сделать паузу, а затем снова повторить последнее предложение. Еще лучше, если эта пауза будет дополнена поднятым вверх указательным пальцем.

Слушание

Слушание - самый активный вид речевой деятельности, не что иное как раскодирование сказанной информации. Этот процесс хоть и является более пассивным, однако все равно требует немалых интеллектуальных затрат. Особенно тяжело приходится тем слушателям, которые плохо владеют языком докладчика или определенной профессиональной терминологией, либо же говорящий высказывает свои мысли не линейно, перескакивая с темы на тему, забывая, о чем говорил вначале. Тогда мозг слушателя работает в усиленном режиме, дабы из этого сложить более или менее ясную картину.

Стоит отделить процесс слушания от слышания. Пусть такого слова нет, зато есть множество народных выражений: мимо ушей пролетело, в одно ухо влетело, в другое вылетело и т. д. Что это значит? Слушатель принимает информацию только тогда, когда нацелен на ее принятие. Если внутренние проблемы или интересы доминируют над информацией извне, то, скорее всего, она не будет воспринята.

Мы слышим только важную или интересную информацию, а всю остальную просто слушаем. За это мы должны сказать спасибо нашему мозгу, ведь он умеет разделить все окружающие шумы на фракции и отсеять лишние, иначе бы мы просто сошли с ума.

Письмо

Письмо - это вид вербальной коммуникации, который появился позже двух предыдущих, но в наше время его популярность заметно выросла: школьные тетради, личные дневники, деловые документы... Ярким примером вербального средства общения в письменной форме являются диалоги в социальной сети.

Однако письмо имеет одну очень важную функцию - аккумулятивную. Это накопление информации в больших объемах, что было бы невозможным без ее фиксации.

Чтение

Чтение, как вид коммуникативной деятельности, представляет собой аналитико-синтетический процесс. Читающий должен раскодировать символы, написанные на бумаге, определить слова так, чтобы они прозвучали в его голове, ну и, конечно же, понять смысл прочитанного.

В первом классе при чтении по слогам детям очень сложно концентрироваться на содержании текста, так как большую часть их внимания занимает раскодирование написанного в книге.

Изучая иностранные языки, люди снова проходят все те же этапы адаптации к письменному тексту. Особенного это касается языков, которые используют непривычные нам символы: арабский, грузинский, китайский, берберские и другие.

Читая, мы анализируем и синтезируем информацию, но при неумении ее обобщать, делать умозаключения и прогнозировать, чтение не несет большой пользы. Помните, когда в школе учитель спрашивал: "Ты читал или буквы вспоминал?", а недовольный ученик угрюмо отвечал: "Читал, но не мог связать и двух слов".

Виды вербальных средств общения

В зависимости от количества персон, принимающих участие в коммуникативном процессе, выделяют диалогическое и монологическое общение.

Все знают, что диалог - это разговор двух и более людей. Он может иметь деловой, межличностный или конфликтный характер. Интервью, разговор, дискуссия, собеседование и диспут относят к диалогическому общению.

Монолог - это рассказ одного человека. Он может быть направленным как вовне, на публику (лекция, театральный монолог, доклад и т. д.), так и происходить внутри человека(внутренний монолог).

Зоны устного вербального общения

Многие замечали, как некомфортно себя чувствуешь, когда при межличностном общении человек подходит к тебе слишком близко? И как удивляет, когда другой человек, наоборот, отдаляется, соблюдая дистанцию в два метра? Хоть это можно отнести именно к невербальным проявлениям, однако при устном разговоре стоит знать эти правила соблюдения дистанции, чтобы не прослыть странным или не загонять человека в неловкое положение.

Итак, интимная зона - это расстояние до 25 сантиметров. Она часто нарушается в общественном транспорте, но так есть на это веские причины. Если вы подойдете к малознакомому человеку слишком близко, не удивляйтесь, если он отстранится. В эту зоны мы пускаем только самых проверенных людей, а вторжение посторонних личностей вызывает как минимум дискомфорт.

Трудности

Вербальные средства общения (речь устная и письменная), по предположениям некоторых ученых, передают только от 20 до 40 процентов информации. Это означает, что невербальная составляющая значительно превалирует.

Действительно, если мимика, жесты и пантомимика человека вызывает в нас отвращение, то совершенно неважно, что он будет говорить.

Итак, при вербальном общении с глазу на глаз происходит наиболее полный обмен информацией, так как собеседники имеют возможность наблюдать мимику и жесты друг друга, ловить интонации, обонять аромат, что тоже является очень важной составляющей невербалики.

Однако есть люди (а в наше время их число заметно увеличилось), которые при разговоре с глазу на глаз не могут передать очень важную или трепетную информацию, им намного проще это сделать с помощью удаленных средств связи.

Тотальная безграмотность населения начала прогрессировать лет 15 назад, когда мобильная связь и интернет стали доступны практически всем. Эра СМС породила болезненную лаконичность, частая переписка в различных мессенджерах и социальных сетях стерла грань между деловым и дружеским общением.

Общение – неотъемлемая часть в жизни каждого человека. Благодаря обмену информацией, выражению своих мыслей, мнения, советов и чувств мы можем нормально жить в обществе, ставить перед собой цели и уверенно приближаться к их достижению.

Не всегда в спорах, дружеских разговорах и простого обмена информацией собеседники откровенно выражают свои мысли и чувства.

Вербальное и невербальное общение – эти две составляющие присуще в общении каждого из нас. Умея распознавать признаки невербального общения в процессе беседы человеку гораздо проще составить правильное мнение о своем окружении.

Суть вербального общения – что это и зачем оно нужно

Под вербальным общением подразумевают устную, а также письменную речь. Именно с их помощью мы можем выражать свое мнение, мысли, откровенно спорить с компаньоном, приводить аргументы, делиться впечатлениями с друзьями, рассказывать об увиденном, услышанном, прочитанном и т.д.

Когда один говорит, второй очень внимательно слушает и ответно реагирует. Это может быть согласие, возмущение, спор или просто поглощение новой интересной информации. Отсутствие вербального общения делает каждого человека одиноким, замкнутым и изолированным от окружающего мира. Именно благодаря спорам, разъяснениям и изложению своих мыслей люди приходят к компромиссу, находят выход из сложных ситуаций.

Правильно поставленная речь – важный фактор вербального общения, которое играет на пользу каждому. От того насколько быстро человек умеет ориентироваться в беседе, отвечать на поставленные вопросы, налаживать новые связи и выражать мысли будет напрямую зависеть его место в этом мире. При устройстве на работу начальство особое внимание уделяет этим факторам.

Кроме простых слов и предложений особенно важную роль имеет эмоциональный посыл. По интонации, тону, скорости разъяснений можно понять настроение собеседника. Крик, недовольство, критика чаще всего вызывают ответную реакцию в виде агрессии, игнорирования собеседника. Когда начальник (друг, родители) правильно подбирает слова и говорит спокойно, сотруднику проще переработать полученную информацию, найти допущенную ошибку и исправить ее.

Средства вербального общения

Основным средством данного варианта общения является человеческая речь. Именно благодаря произнесенным (написанным) словам человек может передать свои слова, мысли, а также узнать новую для себя информацию. Кроме понимания и знания слов нужно уметь их правильно строить в предложение и доносить до собеседника.

Помогают в этом такие средства вербального общения:

  1. Интонация играет важную роль в процессе общения и помогает показать свою позицию касательно сложившейся ситуации. Для более комфортной беседы она должна быть ровной и спокойной. В этом случае вся информация легче понимается и воспринимается слушателем.
  2. Качество голоса – еще один важный аспект. Безусловно каждый имеет свой тембр и голос. Но его тренировка и умение им обладать играет на пользу. Ведь довольно часто встречаются люди с очень громкими или тихими голосами от природы. Это приносит неудобство в разговорах, так как другим приходится прислушиваться или испытывать дискомфорт из-за шума. Неуверенные в себе личности чаще всего говорят почти шепотом, быстро и проглатывая окончание. Амбициозные и целеустремленные – произносят фразы четко, громко и понятно.
  3. Темп речи еще одно средство, которое может многое рассказать о чувствах человека в той или иной ситуации. Тип темперамента также играет весомую роль. Меланхолики и флегматики в отличие от сангвиников и холериков медлительны в разговоре.
  4. Логические и фразовые ударения позволяют каждому человеку выделять наиболее важные в его рассказе детали. Именно от правильно поставленного ударения в словах зависит наше восприятие услышанной информации.

Что такое невербальное общение?

Не обращая внимания на признаки невербального общения, люди могут допускать большую ошибку. Многие слушают ушами, несмотря на то, что “язык тела” собеседника кричит о противоположном.

Невербальный язык выражается сразу в нескольких формах, отличающихся между собой.

1. Кинесика включает в себя пантомимику, мимику и жесты. Довольно часто в эмоциональной беседе человек начинает размахивать руками (жесты), кривляться (мимика) или занимать закрытую позу скрестив руки на груди (пантомимика). Любые даже неприметные движения в процессе беседы могут стать признаком пренебрежения, недоверия, высокомерия, привязанности или уважения.

Научившись замечать мелочи и понимать настроение собеседника можно избежать ссор и ненужных конфликтов, а также выждать нужный момент для достижения цели и спокойного настроения. Ведь довольно часто по человеку видно, в каком настроении он вернулся с работы (учебы). Это может быть тяжелая, сутулая походка, длительное молчание, нежелание отвечать на вопросы или закрытые позы. Если подойти к родственнику (другу) с упреками и агрессией из-за пустяка ответного всплеска эмоций невозможно будет избежать.

2. Такесика – еще одна форма невербального общения. Не зная ее основ, довольно часто между людьми возникают конфликты и недопонимание. Прикосновения – основная составляющая данного вида. Рукопожатия, объятия, похлопывания по плечу и много другого включает в себя такесика. В зависимости того как именно осуществляются эти движения (дистанции, сила сжатия и прочее) напрямую зависит настрой или отношение человека к своему собеседнику.

Довольно часто в общественном транспорте во время час пика людям приходится тесниться между собой. В этом случае многие терпят дискомфорт и чувствуют себя неуютно. Сильная близость вследствии столпотворения приводит к тому, что не нарочно люди врываются в личное пространство друг друга (диапазон которого от 115 до 45 см). На подсознательном уровне это расценивается как опасность и вызывает ответные реакции в виде недовольства, скованности.

3. Составляющими просодики являются громкость, интонация и высота голоса. Они являются более распознаваемыми и понятными признаками для большинства людей. Практически все известно, что обозначают повышенный голос и резкая интонация.

4. Экстралингвистика – это дополнительные реакции в ходе разговора. Сюда входят смех, вздохи, удивительные возгласы и паузы в речи.

Экстралингвистика и просодика выступают как дополнение при вербальном общении. С их помощью можно определить настроение и эмоциональное состояние собеседника.

Построение отношений, учитывая секреты невербального общения

В процессе общения для человека одинаково важны и вербальный и невербальный типы общения. Хорошая ориентированность и понимание «языка тела» позволит избежать обмана, увидеть истинные чувства оппонента или срыть свои. Ораторы особенно хорошо осведомлены и ориентированны с принципами беседы и коммуникациями на двух языках. Артисты, меценаты, политики и прочие ораторы во всех интервью, выступлениях применяют самоконтроль. Это помогает не выдавать истинные мысли и чувства и избежать осуждений со стороны общественности.

Учитывая все нюансы невербального общения, а также правильно распознавая его суть, каждый человек сможет понять собеседников, завязать выгодные отношения и достигнуть своей цели. Умение правильно говорить и располагать к себе слушателей гарантирует доверие, желание сотрудничать и помогать.

Наладить личные и деловые отношения или избежать аферы, обмана – все это можно, если правильно распознать посыл, проявляющейся на подсознательном уровне собеседника. Порой выражения лица, поза и жестикуляция говорят гораздо больше слов.

Основные секреты, которые помогут распознать истинные эмоции человека в процессе общения:

1. Чрезмерно интенсивное жестикулирование руками говорит об эмоциональном возбуждении. Слишком резкие движения являются признаком того что рассказчик изо всех сил старается донести слушателю передаваемую информацию. Чаще всего друзья подобным способом рассказывают о своих победах и свершениях, произошедших в их жизни ситуациях.

Стоит отметить, что национальность и темперамент человека играет весомую роль в этом факторе. Известно, что португальцы и итальянцы практически всегда применяют жестикуляцию в процессе бесед. Финны же являются более замкнутыми и сдержанными. Наша страна находится центре этой планки.

2. Многие из нас привыкли читать эмоции по лицу своего собеседника. Ехидная ухмылка говорит о злорадстве. Поднятые вверх брови об удивлении. Прищуренный взгляд о недоверии. Вглядываясь в мимику знакомых, можно отметить для себя много полезной информации.

Зрительный контакт – важный элемент любого диалога. От того насколько просто людям смотреть друг другу в глаза и зависит уровень их отношения. При дискомфорте, лукавстве, лжи и лицемерии человек всегда отводит взгляд в сторону или пытается избежать прямого контакта. Очень длительный и пристальный взгляд малознакомого человека или незнакомца является свидетельством негатива и агрессивного настроя с его стороны. В процессе общения каждому участнику беседы должно быть комфортно и легко.

3. Походка входит в пантомимику и может много рассказать о человеке. Посмотрев со стороны можно увидеть внутренне состояние и настроение идущего. Поднятая вверх голова и широкий шаг всегда свидетельствует об уверенности и положительном настрое. Сутулые плечи, тяжелое передвижение ног, опущенный взгляд всегда говорит об обратном, а именно – плохом настроении, задумчивости и озабоченности. Находясь в гневе, походка чаще всего является резкой и быстрой.

4. Поза собеседника – еще один очень важный момент, который может многое рассказать о настрое собеседника на общение, его отношении к рассказчику и всему происходящему. Всем известно, что скрещенные на груди руки говорят о замкнутости, нежелании общаться или разделать точку зрения своего оппонента.

Подобные мелочи играют весомую роль в процессе построения карьеры. Ведь если во время дискуссии (создании проекта, раздачи обязанностей) начальник или сотрудники кивают и соглашаются, находятся при этом в закрытой позе – стоит усомниться в их искренности и желании поддерживать.

Дав человеку что-либо подержать, можно подтолкнуть его к тому, чтобы он открылся. Об открытости, искренности и желании общаться говорит повернутый корпус и свободное (не скрещенное) расположение ног и рук. Чтобы снять дискомфорт во время обещания, который ощущается при первом знакомстве можно прислушаться к советам психологов и постараться зеркально отображать его позы, мимику и жесты. Таким образом, можно настроиться на волну собеседника и установить контакт.

зеркально отображать, то есть повторять позу, жесты и мимику собеседника. Таким образом, можно настроиться на одну волну и облегчить общение.

5. Рукопожатие также может многое рассказать об отношении мужчин друг к другу. Слишком крепкое сжатие свидетельствует о властности и агрессивности человека. Едва ощутимое сжатие пальцев рук говорит о неуверенности.

Завоевать доверие и расположить к себе слушателей, заставить их довериться и заключить дружбу – все это возможно если обуздать свои эмоции и научиться правильно использовать невербальное общение. Довольно часто основа доверия миссиям из сектантских церквей, менеджерам, политикам, ораторам лежит в их правильно расположении к себе. Поза, интонация, подача информации, взгляд – все эти мелочи имеют особое значения в процессе выступлений, деловых переговоров, поиска инвесторов и т.п.

Для того чтобы научиться полностью брать свои чувства под контроль и доказывать невербальным общением сказанное могут уйти годы.

Почему познание невербального общения так важно в современном мире?

Довольно часто люди неправильно воспринимают чувства и намерения своих знакомых. Кроме языка тела еще присущи внутреннее состояние или привычки. Не всегда закрытая поза обозначает предвзятое отношение к собеседнику. Бывает, что у человека что-то произошло или у него нет настроения для того, чтобы пускаться в веселые обсуждения и делиться своими мыслями. Все зависит от эмоций и внутреннего настроя.

Именно поэтому умение замечать все мелочи и сопоставлять их между собой помогает находить друзей, понимать родственников (знакомых), не спешить с выводами и составлять правильное мнение.

Внутренние особенности также играют весомую роль. Большинству людей присущи свои привычки. Некоторые цыкают, другие скручивают губы в трубочку (грызут их), вскидывают бровь вверх и прочее. Подобные привычки нельзя относить к невербальному общению и приравнивать к личностным отношениям.

Начиная познавать секреты невербального общения и сопоставлять сигналы подсознания с произнесенными фразами, следует обратить внимание на свое поведение. Проведя самоанализ, понаблюдав за тем, как реагирует тело на разные фразы, людей и события каждый человек сможет поболее адекватно понять других.

Умея распознавать (понимать) язык тела, человек сможет находить настоящих друзей и единомышленников, достигать поставленных целей, завоевывать интерес у слушателей и видеть негативно настроенных завистников, лжецов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Учат выражать свои мысли с помощью слов, в школе обучают письму, грамоте. Но речь и текст – не единственно возможные для нас способы передать информацию. Самый первый в нашей жизни, естественный и простой способ выражения мыслей, – с помощью жестов и языка тела. На протяжении всей жизни мы успешно совмещаем два этих способа коммуникации: вербальное и невербальное общение.

Что такое вербальное общение

– самый привычный для человека способ передачи и получения информации с помощью устной или письменной речи. Такая коммуникация происходит между двумя или более людьми. Для воспроизведения речи человек обладает четкой дикцией, определенным словарным запасом и знаниями о правилах общения.

Важную роль в процессе коммуникации человека посредством вербальной связи играют лексика и синтаксис. Первое подразумевает некоторую совокупность слов, принадлежащих определенному языку. Второе диктует правила формирования мысли.

Вербальное взаимодействие имеет две важные функции:

  1. Сигнификативную. С помощью слов человек может представить любое описание, иметь представление о любой получаемой информации. Словарный запас помогает человеку проводить анализ получаемой информации, выстраивать связи между объектами, о которых поступает информация, и распределять степень значимости (главное, второстепенное).
  2. Коммуникативную. Ее задача – в передаче отношения к получаемой или воспроизводимой информации. При разговоре это выражается с помощью пауз, акцентов, интонации голоса. В письме – аккуратностью написания, расставленными знаками препинания и направления текста.

Несмотря на большую степень значимости вербального общения в жизни человека, оно имеет ряд недостатков:

  • невозможность сформулировать свою мысль четко и донести ее;
  • сложности восприятия чужого повествования;
  • превратное понимание полученной информации;
  • многозначность одних и тех же слов;
  • языковые сложности между носителями разных культур, религий, возрастов и т. д.

Ученые считают, что вербальные коммуникации занимают минимальное, с точки зрения важности, место в навыках взаимодействия человека. Количественный показатель полезности составляет всего 15 % по сравнению с невербальными навыками. Им наука выделила 85 % значимости.

Как объяснить понятие «невербальное общение»

Невербальные коммуникации представляют собой взаимодействие между индивидуумами без применения слов, языковых способов связи. Для передачи мыслей, эмоций человек в таком случае активно применяет язык тела: , мимику, позу, визуальное воздействие. Невербальные коммуникации могут быть неосознанными, к ним относятся перечисленные выше способы передачи информации и специальные. Ко вторым относятся: язык для слабослышащих, глухонемых и азбука Морзе.

Язык тела помогает человеку создавать связь между собеседниками, придавать словам смысл и выражать эмоции, скрытые в тексте. Особенность такой коммуникации в честности. Человек, не знающий психологию такого общения, не способен управлять своими эмоциями и языком тела. Все невербальные знаки имеют свой характер: задумчивый, открытый, неуверенный, доброжелательный, воинственный, сомневающийся и другие.

Важно! Понимание возможных невербальных знаков дает человеку преимущество перед собеседником.

Обладая такими знаниями, может завладеть вниманием публики и настроить на свою точку зрения. Бизнесмены и менеджеры на важных переговорах, с помощью языка тела оппонента, принимают решение о его честности и правильности выполняемых действий.

В разговоре поза, жесты, язык тела имеет первостепенное значение. Ученые выяснили, что при различиях словесной информации и визуальной, воспринимаемой человеком, в подсознании останется именно последняя. С помощью собеседник может убедить в своей правоте или подвергнуть свои слова сомнению.

К элементам визуальной взаимосвязи относят:

  • манера держаться (движения, действия в той или иной ситуации);
  • эмоциональный подтекст (движения руками, выражение лица);
  • телесный контакт (касания, рукопожатие, объятия);
  • визуальный контакт (изменение зрачков, пристальность, длительность);
  • движения (походка, расположение при нахождении на одном месте);
  • реакции (отклик на какие-то события).


Виды вербального и невербального общения

Вербальные и невербальные средства общения относятся к способам передачи информации. Каждый из них, в свою очередь, имеет широкое деление на виды.

Вербальная коммуникация предполагает изложение информации с помощью слов, которое делится на устное изложение и письменную речь. Каждая из них, в свою очередь, имеет подвиды. К устной речи относятся:

  1. Диалог (обмен информацией между одним и более людей). Он включает в себя:
    • беседа – обмен информацией в процессе просто естественного общения;
    • интервью – диалоговый процесс с целью получения определенной профессиональной информации;
    • спор – словесный обмен информацией с целью выяснения ситуации, обсуждения конфликта;
    • дебаты – рассуждения перед аудиторией с целью получения единой позиции по той или иной сложной ситуации;
    • полемика – спор с использованием различных научных мнений.
  2. Монолог – непрерывное выступление одного человека. К нему относятся:
    • доклад – заранее подготовленная информация, основанная на публицистических, научных материалах;
    • лекция – всестороннее освещение определенной проблемы специалистом;
    • выступление – небольшое представление заранее подготовленной информации на определенную тему
    • сообщение – небольшая аналитическая сводка, содержащая подкреплённую фактами информацию.

Письменная вербальная речь делится на:

  • Моментальную (передача текстовой информации сразу после написания с последующим скорым ответом).
  • Отсроченную (ответная информация бывает получена после значительного промежутка времени или не приходит совсем).

Стоит отметить! В особую категорию вербального общения можно выделить тактильную форму связи. Такая коммуникация характерна для людей с отсутствием слуха или зрения. В момент передачи информации они пользуются «ручным алфавитом».

И вербальное, и невербальное общение изучает , позволяющая с помощью видовых категорий правильно оценить коммуникацию. В результате многолетних исследований есть общепринятые способы трактовки тех или иных форм передачи информации.

Невербальное общение также имеет ряд собственных видов коммуникации. К ним относят:

  • кинесика – совокупность движений тела (жесты, позы, мимика, взгляды);
  • тактильные поступки – способы прикосновения к собеседнику;
  • сенсорика – восприятие собеседника с точки зрения органов чувств (запахи, вкусы, сочетания цветов, тепловые ощущения);
  • проксемика – общение с учетом зоны комфорта (интимной, личной, социальной или общественной);
  • хронемика – применение временных категорий при общении;
  • паравербальная связь – передача определенных ритмов при общении (ритм голоса, интонации).


Особенности вербального общения

Вербальный способ общения характерен исключительно для человеческой культуры. Только люди могут выражать свои мысли с помощью слов. Именно это и является главной отличительной чертой такой взаимосвязи. Кроме нее, можно выделить:

  1. многообразие стилей (деловой, разговорный, научный, художественный и другие);
  2. исключительность (словами можно описать любую знаковую систему);
  3. способность рассказать о человеке (культура, уровень знаний, воспитание, характер);
  4. закрепление выражений, фраз за определенными культурами, социальными группами (фашизм, коммунизм, нигилизм, демократия);
  5. необходимость для реализации в жизни (отсутствие вербальных навыков общения может стать непреодолимым препятствием в личном и профессиональном росте).

Особенности невербального общения

Главная особенность невербальной взаимосвязи заключается в сложности контроля над собственными движениями телом, руками, мимикой и другими важными элементами такого общения. Среди других особенностей невербальных коммуникаций отмечают:

  • двойственность сигналов (есть знаки тела, мимические движения, которые приняты во всем мире, другие будут отличаться, в зависимости от культуры населения);
  • правдивость (невозможно скрыть полностью все сигналы, отражающие настоящие эмоции);
  • создание крепкой взаимосвязи между собеседниками (общая картинка помогает людям собрать полное представление о человеке, сформировать свое отношение к нему);
  • усиление смысла слов при вербальном общении;
  • возможность объяснить сформированную мысль до появления подходящих словесных описаний.

Как вербальное и невербальное общение помогает в повседневной жизни

Вербальное и невербальное взаимодействие – неотъемлемые части друг друга. Только совокупность этих форм коммуникации дает нам полную картинку о получаемой информации. Для эффективного взаимодействия с окружающими необходимо обладать навыками в обеих этих областях.

Вербальное и невербальное общение кратко дают составить впечатление о человеке через несколько минут после начала коммуникации. Уровень владения устной и письменной речью расскажет о культуре и уровне интеллекта личности. Жесты и мимика дадут знать об эмоциональном состоянии и отношении к ситуации.

Для выступления на публике недостаточно хорошо . Оратор должен обладать навыками воздействия на публику. Существуют определенные техники построения речи, которые позволяют заинтересовать аудиторию. Но одних только слов недостаточно. Выступающий должен уметь держать себя на публике, делать определенные жесты, выполнять движения, привлекающие внимания, заманивать интонациями голоса.

Неотъемлемыми знаниями высшего руководства любых компаний являются вербальные и невербальные средства делового общения. Во многих странах не только директора компаний, но и обычные менеджеры должны знать, как ведет себя человек в момент обыкновенного общения, на собеседовании и при принятии важных решений.

С помощью жестов в процессе разговора человек может пытаться объяснить вещи, сложно воспроизводимые словами. Собеседник чаще всего отлично понимает то, что ему хотели передать. Пытаясь разговаривать с иностранцами, не обладая достаточным количеством словарного запаса, люди и активно жестикулируют при общении. На математических занятиях, объясняя, какую-то функцию, лектор может сопровождать слова рисунком в воздухе, для него это способ визуализировать слова, для аудитории – небольшая помощь в понимании.

В заключение

Человек ежедневно прибегает к различным формам и способам связи. Это наша естественная потребность. Вербальные и невербальные средства общения кратко дают возможность составить определенное мнение о собеседнике, выступающем или оппоненте уже с первых минут коммуникации. Невозможно выделить какой-то один, самый важный способ передачи информации. Обе формы общения информативны и полноценно дополняют друг друга.

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возникают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык - это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- Коммуникативная. Язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полноценного общения с себе подобными.
- Познавательная. Язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык.
- Аккумулятивная. Язык как средство накопления и хранения знаний. Приобретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невозможна без существования письменного языка.
- Конструктивная. Язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная словесно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего.
- Эмоциональная. Язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация.
- Контактоустанавливающая. Язык как средство установления контакта между людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения.
- Этническая. Язык как средство объединения народа.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- - восприятие содержания звучащей речи;
- письмо - фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников - на межличностное и массовое.

Любой национальный неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и нелитературные формы языка.

Литературная форма языка, иначе - литературный язык, понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка - наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая - звучащая речь, а вторая - графически оформленная. Устная форма изначальна. К нелитературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Для и поведения особую важность представляют именно невербальные средства общения. При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика - рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
- жестика;
- мимика;
- пантомимика.

Жестика. Жесты - это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов - самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы - 20, итальянцы - 80, мексиканцы - 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запреты, утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.)
Модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия и т.п.).
Описательные жесты, которые имеют смысл только в контекст речевого высказывания.

Мимика. Мимика - это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего - означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Отчасти долгота взгляда человека зависит от того, к какой нации он принадлежит. Жители южной Европы имеют высокую частоту взгляда, что может показаться оскорбительным для других, а японцы при беседе смотрят скорее на шею, чем на лицо.

По своей специфике взгляд может быть:
- Деловой - когда взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства
- Социальный - взгляд концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, это способствует созданию атмосферы непринужденного светского общения.
- Интимный - взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
- Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность. Если же он сопровождается нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, это говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Пантомимика - это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка - это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» - для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Кроме того, можно утверждать, что люди, которые ходят быстро, размахивая руками, уверены в себе, имеют ясную цель и готовы ее реализовать. Те, кто всегда держит руки в карманах - скорее всего очень критичны и скрытны, как правило, им нравится подавлять других людей. Человек, держащий руки на бедрах, стремится достичь своих целей кратчайшим путем за минимальное время.

Поза - это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это - поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Если человек заинтересован в общении, он будет ориентироваться на собеседника и наклоняться в его сторону, а если не очень заинтересован, наоборот, ориентироваться в сторону и откидываться назад. Человек, желающий заявить о себе, будет держаться прямо, в напряженном состоянии, с развернутыми плечами; человек же, которому не нужно подчеркивать свой статус и положение, будет расслаблен, спокоен, находиться в свободной непринужденной позе.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником - это скопировать его позу и жесты.

Такесика - роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Неадекватное использование личностью такесических средств может привести к конфликтам в общении. Например, похлопывание по плечу возможно только при условии близких отношений, равенства социального положения в обществе.

Обмен рукопожатием - многоговорящий жест, известный с древних времен. Первобытные люди при встрече протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, чтобы показать свою без-оружность. Этот жест со временем претерпел изменения, и появились его варианты, такие как помахивание рукой в воздухе, приложение ладони к груди и многие другие, в том числе и рукопожатие. Часто рукопожатие может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность.

Рукопожатия делятся на 3 вида:
- доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз);
- покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх);
- равноправное.

Доминирующее рукопожатие является наиболее агрессивной его формой. При доминирующем (властном) рукопожатии человек сообщает другому, что он хочет главенствовать в процессе общения.

Покорное рукопожатие бывает необходимо в ситуациях, когда человек хочет отдать инициативу другому, позволить ему чувствовать себя хозяином положения.

Часто используется жест, называемый «перчаткой»: человек двумя руками обхватывает руку другого. Инициатор этого жеста подчеркивает, что он честен и ему можно доверять. Однако жест «перчатка» следует применять к хорошо знакомым людям, т.к. при первом знакомстве он может произвести обратный эффект.

Крепкое рукопожатие вплоть до хруста пальцев является отличительной чертой агрессивного, жесткого человека.

Признаком агрессивности является также пожатие несогнутой, прямой рукой. Его главное назначение - сохранить дистанцию и не допустить человека в свою интимную зону. Эту же цель преследует и пожатие кончиков пальцев, но такое рукопожатие свидетельствует о том, что человек не уверен в себе.

Проксемика - определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
- Интимная зона (15-45 см) - в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
- Личная (персональная) зона (45 - 120 см) - зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный - зрительный контакт.
- Социальная зона (120 - 400 см) - зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
- Публичная зона (более 400 см) - зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика - это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Экстралингвистика - это включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Просодическими и экстралингвическими средствами регулируется поток речи, экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Испытываемые говорящим, отражаются, прежде всего, в тоне голоса. В нем чувства находят свое выражение независимо от произносимых слов. Так, обычно легко распознаются гнев и печаль.

Немало информации дают сила и высота голоса. Некоторые чувства, например энтузиазм, радость и недоверие, обычно передаются высоким голосом, гнев и страх - тоже довольно высоким голосом, но в более широком диапазоне тональности, силы и высоты звуков. Такие чувства, как горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом с понижением интонации к концу каждой фразы.

Скорость речи также отражает чувства. Человек говорит быстро, если он взволнован, обеспокоен, говорит о своих личных трудностях или хочет нас в чем-то убедить, уговорить. Медленная речь чаще всего свидетельствует об угнетенном состоянии, горе, высокомерии или усталости.

Допуская в речи незначительные ошибки, например, повторяя слова, неуверенно или неправильно их выбирая, обрывая фразы на полуслове, люди невольно выражают свои чувства и раскрывают намерения. Неуверенность в выборе слов проявляется тогда, когда говорящий не уверен в себе или собирается нас удивить. Обычно речевые недостатки более выражены при волнении или когда человек пытается обмануть своего собеседника.

Поскольку характеристика голоса зависит от работы различных органов тела, то в нем отражается и их состояние. Эмоции изменяют ритм дыхания. Страх, например, парализует гортань, голосовые связки напрягаются, голос «садится». При хорошем расположении духа голос становится глубже и богаче оттенками. Он действует на других успокаивающе и внушает больше доверия.

Существует и обратная связь: с помощью дыхания можно воздействовать на эмоции. Для этого рекомендуется шумно вздохнуть, широко открыв рот. Коли дышать полной грудью и вдыхать большое количество воздуха, настроение улучшается, а голос непроизвольно снижается.

Важно, что в процессе общения человек больше доверяет знакам невербального общения, чем вербальному. По оценке специалистов мимические выражения несут в себе до 70% информации. При проявлении своих эмоциональных реакций мы, как правило, более правдивы, чем в процессе вербального общения.

Коммуникация - в широком смысле - обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствами. Различают механистический и деятельностной подход к коммуникации.

Коммуникация - в механистическом подходе - однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения.

Коммуникация - в деятельностном подходе - совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Вербальная коммуникация является основной: имеется в виду не генезис коммуникации и не процент использования, а универсальность этого способа для человека, всеобщая переводимость любых других коммуникативных средств на вербальный язык. К числу вербальных средств относятся устная и письменная разновидности языка.

Невербальные средства делятся на две группы:

первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика);

вторичные языки (азбука Морзе, музыкальная нотация, языки программирования).

Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики. Наиболее разработан исследовательский аппарат изучения вербального языка (в основном в структурной лингвистике). Этот аппарат заимствуется многими другими общественными науками для описания сфер своих интересов.

В структурной лингвистике выделяются собственно знаки и составляющие их фигуры, например фонемы как составные элементы словесных знаков. Это термины датского лингвиста-структуралиста Л. Ельмслева (1899–1965). По его мнению, язык организован так, что с помощью горстки фигур и благодаря их все новым и новым расположениям может быть построен легион знаков. Знаки одного уровня языка являются составляющими частями знаков более высокого уровня: фонемы различают звуковые оболочки морфем, морфемы – слов и т. д.

Невербальные сигналы (мимика) очень часто информируют получателя без особого желания на то отправителя сообщения. Посторонний слушатель также может быть непроизвольным получателем устного речевого сообщения. Например, в ходе беседы человек складывает руки на груди, направляет струю дыма от сигареты вниз, теребит лацканы рукавов пиджака, крутит кольцо на пальце, постоянно ерзает на стуле – все это невербальные сигналы, которые несут в себе информацию о собеседнике. Перечисленные сигналы свидетельствуют, что человек волнуется, не уверен в своей позиции. Кроме того, руки, сложенные на груди, означают замкнутость человека на данный момент, закрытость от остального мира.

В любой деятельности, в том числе и в PR, необходимо учитывать значение используемых вербальных и невербальных средств. Ведь неправильно выбранная линия поведения или слова, имеющие обратный смысл, могут привести к снижению продуктивности деятельности того или иного субъекта. К примеру, некоторые фирмы выбирают название, не задумываясь о значении слова или словосочетания. Одна из парикмахерских была названа «Линча». Линчевание – это зверская расправа без суда и следствия. Согласитесь, не очень заманчивое предложение обратиться для стрижки в парикмахерскую «Линча».

10.Вербальная форма коммуникации. Группы эпизодов языкового общения и их характеристики. Внутренняя речь .

Виды вербальной коммуникации: устная, письменная речь, слушание. Устная речь: диалог как одна из форм речевого общения. Виды диалога: информационный, фатический, манипулятивный, полемический. Коммуникативные барьеры непонимания и способы их преодоления.

К вербальным средствам коммуникации относятся письменная и устная речь, слушание и чтение. Устная и письменная речь участвуют в производстве текста (процесс передачи информации), а слушание и чтение – в восприятии текста, заложенной в нем информации.

Одним из основных средств передачи информации является речь. В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Функцию, которую выполняет язык в процессе коммуникации, определяет вид высказывания и отбор слов. В зависимости от целей, которые преследуют участники коммуникации, выделяют следующие типы высказываний: сообщение, мнение, суждение, рекомендация, совет, критическое замечание, комплимент, предложение, вывод, резюме, вопрос, ответ.

Речь делится на внешнюю и внутреннюю. Внутренняя речь понимается как общение человека с самим собой. Но такое общение не является коммуникацией, так как не происходит обмена информацией. Внешняя речь включает в себя диалог, монолог, устную и письменную речь. Проблема диалога является основной для изучения процесса коммуникации. Диалог – вид речи, характеризующийся зависимостью от обстановки разговора, обусловленностью предыдущими высказываниями. Выделяют следующие виды диалога: информативный (процесс передачи информации); манипулятивный (скрытое управление собеседником). Речевыми средствами манипуляции являются: эмоциональное воздействие, использование общественных норм и представлений, лингвистическая подмена информации; полемический ; фатический (поддержание контакта).

В процессе коммуникации могут возникнуть коммуникативные барьеры:

    Логический барьер – возникает у партнеров с неодинаковым видом мышления. В зависимости от того, какие виды и формы мышления преобладают в интеллекте каждого партнера, они общаются на уровне понимания или непонимания.

    Стилистический барьер – несоответствие формы представления информации ее содержанию. Возникает при неправильной организации сообщения. Сообщение должно быть построено: от внимания к интересу; от интереса к основным положениям; от основных положений к возражениям и вопросам, ответам, выводам, резюмированию.

    Семантический (смысловой) барьер – возникает при несоответствии лингвистического словаря со смысловой информацией, а также из-за различий в речевом поведении представителей разных культур.

    Фонетический барьер – препятствия, создаваемые особенностями речи говорящего (дикция, интонация, логические ударения и т.д.). Надо говорить четко, внятно, достаточно громко.

Виды речи: монолог и диалог (полилог).

Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.

В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника.

Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая .

Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи - лекции, отчёты, сообщения, доклады.

Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.

Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.

Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представлят собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог - это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.

Внутренняя речь.

Особый вид речи наряду с устной и письменной представляет собой внутренняя речь , или речь про себя. Именно она является материальной оболочкой мысли в тех случаях, когда мы думаем, не высказывая мыслей вслух. Внутренняя речь характеризуется скрытой артикуляцией речевых звуков . И. М. Сеченов так описывает это явление: «Моя мысль очень часто сопровождается при закрытом и неподвижном рте немым разговором, т. е. движениями мышц языка в полости рта. Во всех же случаях, когда я хочу фиксировать какую-нибудь мысль преимущественно перед другими, то непременно вышептываю ее»". Мускулатура органов речи, хотя и не производит в этих случаях слышимых звуков, посылает в кору больших полушарий кинестезические раздражения, выполняющие ту же сигнальную функцию, какая осуществляется и во время речи вслух.

Наличие скрытой артикуляции при мышлении про себя демонстрируется регистрацией токов с мышц речевого аппарата.

Электроды прикрепляются к нижней губе или к языку испытуемого. Дается задача - считать по порядку «один, два, три», или произвести в уме простое арифметическое вычисление, вспомнить какое-нибудь стихотворение и т. п. Один раз эти задачи надо решать вслух, другой раз - про-себя. Ритм токов действия в обоих случаях, как показали исследования, одинаков (опыты Джекобсона). И в том и другом случае имеются, следовательно, движения речевого аппарата.

Аналогичные результаты дают и следующие опыты: при помощи чувствительного прибора регистрируются мельчайшие движения языка, выполняемые при решении про себя коротких арифметических задач или при чтении текста. При решении более сложных задач движения языка более интенсивны, чем при решении простых задач. При чтении текста они наблюдаются не только при свободном положении языка во рту, но и тогда, когда он зажат между зубами (опыты А. Соколова).

В других опытах предлагалось выполнять какую-либо умственную операцию (например, решать в уме простую арифметическую задачу) и одно^ временно с этим затруднялась артикуляция. Это достигалось либо путем зажатия языка между зубами или плотным сжатием губ, либо путем произнесения вслух отдельных слогов («ба-ба», «ла-ла») или отдельных слов хорошо известного стихотворения. Опыты показали, что в этих условиях решение простых арифметических задач было возможно, но протекало медленнее, чем при свободной артикуляции. Если принять время решения задач при свободной артикуляции за 100, то при затруднении ее путем зажима языка это время равнялось 114, при произнесении слогов - 120, слов - 142, стихотворений - 172. Эти данные показывают, что трудность решения задач увеличивалась по мере усложнения материала, произносимого вслух (опыты А. Соколова).

При скрытой артикуляции в мозг поступают слабые кинестезические раздражения, но достаточные для нормального процесса мышления. У больных же с поражением речевых зон мозга эти раздражения не обеспечивают мышления. Такой больной в состоянии правильно и хорошо решать задачи на запоминание и понимание текста, выполнять счетные операции и т. п. при свободном положении языка и при проговаривании задачи вслух или шепотом, но достаточно предложить ему зажать язык между зубами, как нормальное течение мыслительных процессов сразу становится для него невозможным. Больной не может решать с зажатым языком тех задач, которые он решал, когда мог говорить вслух или шепотом (опыты Лурия). Слабые кинестезические раздражения, поступающие в кору от скрытой артикуляции, требуют более сложного анализа и синтеза, чем раздражения, поступающие от мышц при громкой или шепотной речи. Для больного с поражением речевых зон мозга такой сложный и тонкий анализ и синтез невозможен.

Слабость кинестезических раздражений не единственное различие между внутренней и внешней речью. Громкая, равно как и шепотная речь, как правило, характеризуется значительно более развернутыми и членораздельными высказываниями, чем внутренняя речь, для которой типично проговаривание про себя лишь обрывков того, что произносится вслух во внешней речи. Во внутренней речи мысль может быть высказана в одном слове или кратком словосочетании, произнесенном про себя. Это объясняется прочной ассоциативной связью данного слова или словосочетания с развернутыми словесными высказываниями. Благодаря этой связи одно слово или словосочетание может заменить собой и сигнализировать ряд развернутых высказываний (а следовательно, и содержащихся в них мыслей).

Существенно для соотношения внешней и внутренней речи также следующее: каждый человек знает, что когда он говорит вслух, то мысль его не обязательно занята только тем, что он в данную минуту произносит; он может думать о том, что ему еще предстоит сказать, о впечатлении, которое производит его речь на слушателей, у него может «промелькнуть» мысль, даже не связанная с его высказываниями. Во всех этих случаях с его внешней речью тесно переплетается внутренняя речь. Механизм этого «переплетения» еще неясен, но можно предположить, что мускулатура речевого аппарата способна выполнять двойную работу. Во время артикуляции, нужной для произнесения громкой речи, может иметь место скрытая артикуляция, осуществляемая другими группами мускулов. Поступающие от нее кинестезические раздражения и служат основой той добавочной внутренней речи, которую способен осуществлять человек, когда он говорит вслух. Сильные кинестезические раздражения, поступающие в кору от движений мускулатуры, обеспечивающих громкую речь, тормозят, однако, эти добавочные раздражения, вследствие чего внутренняя речь носит в этих случаях особенно отрывочный характер.

11. Невербальная форма коммуникации. Основные каналы невербальной коммуникации: проксемика, кинесика, вокалика, физические характеристики, хаптика, хрономика, артефактны, ольфактика, эстетика.

Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации , жесты , мимику , пантомимику , изменение мизансцены общения), то есть без речевых и языковых средств, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме. Инструментом такого «общения» становится тело человека , обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. Распространённое рабочее название, которое употребляется среди людей - невербалика или «язык тела ». Психологи считают, что правильная интерпретация невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменять свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 90 % коммуникаций осуществляется с помощью невербальных средств выражения (жесты, мимика, позы, одежда, прически, украшения, звуки голоса, организация пространства и времени, любимые блюда и т. д.).

Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение, замещение или опровержение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Особенности невербальной коммуникации:

    ситуативность (сообщение непосредственно взаимодействующих людей в рамках конкретной ситуации);

    синтетичность (невозможность разложить на отдельные единицы);

    спонтанность, неосознаваемость, непроизвольность.

Какую информацию получают люди в процессе невербальной коммуникации? Во-первых, это информация о личности коммуникатора. Она включает сведения:

    о темпераменте человека;

    его эмоциональном состоянии в данной ситуации;

    его «Я»-образе и самооценке;

    его личностных свойствах и качествах;

    его коммуникативной компетентности (то, как он вступает в межличностный контакт, поддерживает его и выходит из него);

    его социальном статусе;

    его принадлежности к определенной группе или субкультуре.

Во-вторых, это информация об отношении участников коммуникации друг к другу. Она включает сведения:

    о желаемом уровне общения (социальная и эмоциональная близость или отдаленность);

    характере, или типе, отношений (доминирование–зависимость, расположение–нерасположение);

    динамике взаимоотношений (стремление поддерживать общение, прекратить его, «выяснить отношения» и т. д.).

В-третьих, это информация об отношении участников коммуникации к самой ситуации, позволяющая им регулировать взаимодействие. Она включает сведения о включенности в данную ситуацию (комфортность, спокойствие, интерес) или стремлении выйти из нее (нервозность, нетерпение и т. д.).

Невербальная и вербальная коммуникации, сопутствуя друг другу, находятся в сложном взаимодействии.

Основные каналы невербальной коммуникации. девяти невербальных языков. Это:

    Кинесика (движения тела).

    Вокалика (паралингвистика, акустические особенности голоса).

    Физические характеристики (формы тела, его размеры, цвет волос).

    Хаптика (такесика, касания).

    Проксемика (пространственное расположение).

    Хрономика (время).

    Артефакты (одежда, украшения, косметика).

    Ольфактика (запахи).

    Эстетика (музыка, цвет).

1. Кинесика. Это раздел коммуникологии, изучающий невербальные коммуникации, осуществляемые посредством телесных движений, где каждое из них имеет определенное значение. Кинесика, как и любой другой язык, является научной областью, видом и технологией невербальной коммуникации.

Выделим основные положения кинесики :

    Все движения тела могут нести значение, которое проявляется в конкретной коммуникационной ситуации. Одни и те же движения имеют разный смысл.

    Поведение тела может быть подвергнуто системному анализу, потому что оно имеет системную организацию. Тело - это и биологическая, и социальная система.

    На людей влияет видимая динамика, активность тела.

    Конкретные функции телодвижений можно исследовать.

    Значения отдельных движений выявляются в изучении реального поведения определенными методами исследования.

    Активность тела имеет определенный стиль (индивидуальные особенности) и общие черты с другими.

Между вербальным языком и движениями тела существует сходство. Несколько жестов могут образовывать кинематические подсистемы, такие как морфемы. Жест может быть произвольным и не иметь значения; он может быть иконическим дополнением текста, это, например, рисунок руками; жест может быть врожденной реакцией, например, на боль.

Здесь также есть семантика (значение знаков), синтактика (организация в системе с другими знаками) и прагматика (влияние на поведение).

Соединение слов с невербальными знаками создает неограниченные возможности их комбинирования.

Выделяются следующие виды жестов :

Эмблемы - невербальные акты, имеющие точный перевод на вербальный язык. Например, два пальца в форме V - знак победы.

Иллюстраторы - жесты, тесно связанные с речью и дополняющие ее в разных видах. К ним относятся:

    Акцентирование (жест рукой сверху вниз).

    Изображение направления мысли («Вперед, к победе!»).

    Указание (указкой лектор показывает на график, схему).

    Изображение очертаний предмета («Плод вот такой формы»).

    Ритмические движения (в такт произносимым словам).

    Изображение физических действий («Я его как стукну!»).

    Рисование картины в воздухе (например, фигуры человека).

    Иллюстрирование вербальных положений (эмблематика).

Адаптаторы - это мимика, движения рук, ног и т.д., они отражают эмоциональное состояние (скуку, напряжение и др.). Адаптаторы делятся на:

    Самоадаптаторы - жесты, которые связаны с телом (почесывание, похлопывание, потягивание, пожимание плечами).

    Альтерадапторы - движения по отношению к телу собеседника (похлопывание по спине).

    Объект-адапторы - движения, связанные с другими вещами (свертывание листа бумаги).

Регуляторы - это невербальные действия, управляющие усилением или ослаблением разговора между людьми (контакт глазами с говорящим, кивки головой и др.). Важнейшую роль в невербальной коммуникации играют глаза и лицо. Известна следующая закономерность: зрачки глаз расширяются и сужаются при взгляде на приятные и неприятные объекты.

Изображение аффектов - это выражения лица, отражающие разнообразные эмоции (радость, печаль, гнев и т.д.).

2. Вокалика (паралингвистика) . Голосовые эффекты сопровождают слова. Тон, скорость, сила, вид голоса (тенор, сопрано и т.д.), паузы, интенсивность звуков - каждый из них имеет свой смысл. Эти паралингвистические средства часто рассматриваются как вокальные ключи.

Они говорят об эмоциях людей . Например, когда человек очень сильно зол, то он произносит слова медленно и раздельно, делая паузу между словами, чтобы произвести специальный эффект.

Паралингвистика также характеризует личность . Например, манера речи может говорить об авторитарной, жесткой или мягкой личности.

Исследования выявили связи вокалики с убедительностью речи . Более скоростная, интонационная, громкая речь сильнее убеждает людей.

3. Физические свойства (физикатика). Общая привлекательность, красивое тело, нормальный вес являются положительными знаками в коммуникации. Предрассудки по отношению к малопривлекательным людям, а также к людям с физическими недостатками глубоко укоренились в сознании общества, и они ухудшают коммуникационные возможности.

4. Хаптика (такесика). Люди прикасаются друг к другу по разным поводам, различными способами и в разных местах. Выделяются профессиональные, ритуальные, дружеские и враждебные, любовные касания.

5. Проксемика связана с тем, как воспринимается и используется социальное и личное пространство в коммуникации (дистанция между коммуникаторами, организация пространства при беседе и др.). Каждый человек будто окружен пространственной сферой, размеры которого зависят от культурной основы личности, от ее состояния, от социальной среды.

Выделяют три типа пространства:

    Фиксированное пространство, оно ограничено недвижимыми вещами, например, стенами комнаты.

    Полуфиксированное пространство, оно меняется, например, при перестановке мебели.

    Неформальное пространство - это личная и интимная территория, окружающая человека.

В европейской культуре существуют такие нормы: 0-35 сантиметров - это границы интимного пространства; 0,3-1,3 метра - границы личностного пространства; 1,3-3,7 метров - социального, и 3,7 метров - граница публичного, общественного пространства.

6. Хрономика изучает структурирование времени в коммуникации. В западных культурах высоко ценится пунктуальность. Пунктуальность - одно из условий успешной карьеры. Вызывают нарекания те люди, которые опаздывает или не выполняют задания в срок. В восточных же культурах отношение ко времени менее жесткое. Аналогично у мужчин и у женщин разное представление о пунктуальности, например, при личных встречах.

7. Артефакты (артефактика) . К артефактам относятся, например, одежда и украшения . Одежда является наиболее сильным фактором. Она должна соответствовать обстановке (деловая, домашняя), физическим параметрам тела (быть по фигуре), социальному положению, стилю.

Во всех этих и других направлениях невербальной коммуникации специалистам необходимо получить определенную подготовку.

8. Ольфактика занимается изучением запаха. Запах, возможно, влияет сильнее всех других ощущений. По запаху у нас формируется мнение о собеседнике.

Запахи являются важными факторами в коммуникации. Можно выделить следующие особенности:

    Слепота на запахи - это неспособность различать запахи, что может затруднять общение с другими людьми.

    Адаптация к запаху - это привыкание к определенным запахам.

    Память о запахе - некоторые запахи могут вызывать приятные или неприятные воспоминания.

    Неумеренный запах - это превышение нормы при использовании духов, дезодорантов, приправ и пр.

    Различие запахов - это способность обоняния устанавливать сходство и отличие одних запахов от других.

Человек может выявлять до десяти тысяч запахов.

9. Эстетика необходима при передаче сообщения или настроения через цвет или музыку. Музыка регулирует поведение, стимулирует или ослабляет определенные действия. Окраска стен, мебели, технического оснащения должны вызывать благоприятные ощущения. Например, не рекомендуется зеленая окраска в больницах, потому что она вызывает тошноту у некоторых больных, а белый цвет несет холод. Влияние цвета и музыки на человека используется в разных помещениях и ситуациях: от супермаркетов до автомобилей и площадей. В каждом месте они должны соответствовать предназначению конкретного помещения или ситуации.

Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

    интимная зона (от непосредственного физического контакта до 40–45 см). В нее допускаются только очень близкие люди, и всякая попытка нарушить это пространство вызывает негативную реакцию. Деликатность, умение держать дистанцию – непременное условие успешного общения;

    личная (персональная) зона (50–120 см). Это зона общения хорошо знакомых и заинтересованных друг в друге партнеров;

    социальная зона (120–260 см). Зона общения с большинством людей. Сила индивидуального психологического воздействия в этой зоне значительно слабее;

    общественная (публичная) зона (более 260 см, когда уже не важно, кто именно перед нами). Это зона общения докладчика с аудиторией.

На расстоянии более 8 метров эффективность общения резко снижается. Каждая из этих зон свойственна особым ситуациям общения. Подобные исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп. Так, например, в ряде экспериментов показано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии. В каждом случае члены «команды» – справа от лидера. В литературе описаны наиболее эффективные варианты размещения аудитории («единая команда», «блочный метод», «треугольник», «круглый стол» и т. д.).

Оптимальная организация пространства общения играет определенную роль лишь «при прочих равных» условиях.

Интерпретация невербального поведения. Интерпретируя невербальные послания, необходимо учитывать следующие моменты:

    уникальность невербального языка;

    неизбежность противоречий между невербальным выражением и его психологическим содержанием;

    изменчивость способов невербального выражения;

    зависимость невербального сообщения от навыков кодирования, от умения человека адекватно выражать свои переживания.

Интерпретация невербального поведения требует наблюдательности, коммуникативной компетентности. Так, количество и качество невербальных сигналов зависит от возраста человека (у детей они читаются легче), пола, национальности (сравните, например, жестикуляцию итальянцев и шведов), типа темперамента, социального статуса, уровня профессионализма (чем выше социально-экономическое положение и профессионализм человека, тем меньше развита у него жестикуляция и беднее телодвижения) и других показателей.

Чтобы не ошибиться в трактовке невербальных сигналов, нужно руководствоваться следующими правилами:

    Судить следует не по отдельным жестам (они могут иметь несколько значений), а по их совокупности.

    Жесты нельзя трактовать в отрыве от контекста их проявления. Один и тот же жест (к примеру, скрещенные на груди руки) на переговорах может означать скованность, нежелание участвовать в обсуждении проблемы, возможно, недоверие, а человек, стоящий со скрещенными руками зимой на автобусной остановке, наверняка попросту замерз.

    Следует учитывать национальные и региональные особенности невербальной коммуникации. Один и тот же жест у разных народов может иметь совершенно разные значения.

    Трактуя жесты, старайтесь не приписывать свой опыт, свое состояние другому.

    Помните о «второй натуре», т. е. о той роли, которую в данный момент и в течение длительного отрезка времени (иногда в течение всей жизни) играет человек. Эта роль может быть избрана для маскировки, компенсации негативных качеств. Человек, играющий роль высокомерного, отважного, использует и соответствующие роли жесты, скрывая свою неуверенность или трусость.

    Другие факторы, оказывающие влияние на интерпретацию жестов. Это может быть состояние здоровья. К примеру, у близоруких зрачки всегда расширены, а у дальнозорких сужены. Больной полиартритом предпочитает избежать рукопожатия, опасаясь боли в суставах. На ширину зрачка также влияет яркость света, на стремление избежать рукопожатия – профессия. Это касается художников, музыкантов, хирургов и людей других профессий, где требуются чуткие пальцы.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают учитывать такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников («подтекст» общения), эмоциональный фон, состояние здоровья партнера, его профессию (сравните рукопожатие кузнеца и музыканта), статус, возраст и т. п.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные