Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Строительные игры детей младшей группы

1. Разложи по цвету.

Материал: кирпичики Лего всех цветов.

Цель: Закрепить цвет деталей конструктора Лего.

Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по коробочкам.

2. Передай кирпичик Лего.

Материал: 1 большой кирпичик Лего.

Цель : развития координации движения.

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: "Передавай". Дети быстро передают кирпичик друг другу. Когда ведущий скажет: "Стоп". Он открывает глаза у кого из детей оказался кирпичик, тот становится ведущим.

Строительные игры детей средней группы

1. Найди постройку.

Материал: карточки, постройки, коробочка

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на нее, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

2. Кто быстрее.

Материал: 4 коробочки, детали конструктора Лего по 2 на каждого игрока.

Цель: развивать быстроту, внимание, координацию движения.

Правило: игроки делятся на две команды у каждой команды свой цвет кирпичиков Лего и своя деталь. Например, 2х2 красного цвета, 2х4 синего. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

3 . Лего на голове.

Материал: кирпичик Лего.

Цель: развитие ловкости, координации движения.

Правило: ребенок кладет на голову кирпичик Лего. Остальные дети дают ему задания. Например: Пройти два шага, присесть, поднять одну ногу, постоять на одной ноге, покружится. Если ребенок выполнил три задания и у него не упал кирпичик с головы, значит, он выиграл и получает приз.

Строительные игры детей старшей группы

1. Чья команда быстрее построит.

Материал: набор конструктора LEGO, образец постройки.

Цель: Учимся строить в команде, помогать друг, другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Правило : дети разбиваются на две команды. Каждой команде дается образец постройки. Например: дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.

2. Найди деталь такую же, как на карточке.

Материал: карточки, детали конструктора LEGO, пластина.

Цель : закрепить названия деталей конструктора LEGO.

Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора LEGO. И находят такую же деталь и прикрепляют ее на пластину. В конце игры дети придумывают, что получилось.

3. Таинственный мешочек.

Материал: конструктивный набор LEGO, мешочек.

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Правило : ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.

4. Разложи детали по местам.

Материал: коробочки, детали конструктора Лего, клювик, лапка, овал, полукруг.

Цель: закрепить названия конструктора Лего.

Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто все соберет без ошибок тот и выиграл.

Строительные игры для подготовительной группы

1. Назови и построй.

Материал : набор конструктора Лего

Цель : Закрепить названия конструктора Лего, учится работать в коллективе.

Правила : ведущий каждому ребенку по очереди дает деталь конструктора. Ребенок называет и оставляет у себя. Когда у каждого ребенка по две детали. Ведущий дает задание построить из всех деталей одну постройку и придумать что построили. Когда построили, один ребенок рассказывает что построили.

2. Лего подарки.

Материал : игровое поле, человечки на количество игроков, игральный кубик, Лего - подарки.

Цель: развивать интерес к игре, развивать внимание.

Правило: дети распределяют человечки между собой. Ставят их на игральное поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый человечек пройдет весь круг. То он выигрывает и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается пока все подарки не разберут.

Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с цифрой три, четвертая крестик пропускаем ход.

3. Запомни расположение.

Материал: набор конструктора Лего, пластины у всех игроков.

Цель: развитие внимание, памяти.

Правила: ведущий строит, какую-нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и становится ведущим.

4. Построй, не открывая глаз.

Материал : пластина, конструктивный набор.

Цель: учимся строить с закрытыми глазами, развиваем мелкую моторику рук, выдержку.

Правило: перед детьми пластина и конструктор. Дети закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. У кого интересней будет постройка того поощряют.

люба камалова
Строительная игра в средней группе «Строим город»

Строительная игра в средней группе «Строим город »

Цель : вызвать у детей желание участвовать в строительно-конструктивной игре .

Задачи :

1. Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности.

2. Формулировать самооценку конечного результата.

3. Содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы.

4. Развивать связную речь.

5. Выполнять постройку в определенной последовательности.

6. Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности.

7. Прививать патриотические чувства.

Оборудование : схемы построек , атрибуты для конструирования.

Предварительная работа : рассматривание фотографий города Братск , разных зданий, рисование праздничного города , аппликация «Моя улица» .

В : Мы ладошку к ладошке сложим

И друг другу дружить предложим

Будем петь и играть ,

Чтобы добрыми, умными стать.

Воспитатель : Ребята, скажите, где мы с вами живем?

Дети : Мы живем в Братске.

Воспитатель : Братск, это город или деревня ?

Дети : Братск-это город .

Воспитатель : Ребята, кто построил город Братск ?

Дети : Братск построили строители .

Воспитатель : А мы с вами можем стать строителями и построить город ?

Дети : Да, можем.

Воспитатель : Какие здания есть в городе ?

Дети : Дома, школы, больницы, вокзалы, аэропорт, театры, музеи, магазины и т. д.

Воспитатель : Правильно. Нам тоже в нашем городе надо построить разные здания , чтобы жить в нем было удобно, радостно и безопасно. Но прежде чем строить , что надо сделать?

Дети : Выбрать место.

Воспитатель : Кто же нам в этом поможет?

Дети : Архитектор.

Воспитатель : Да, архитектор. И чтобы распределились все здания, сооружения, архитектору нужно нарисовать план. У меня есть знакомый архитектор, давайте ему позвоним (звонок по телефону, заказываем план города ) .

А пока нам пришлют план, мы поиграем .

Физкультминутка «Вот какой красивый дом!»

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево – вправо).

Будем строить и играть . (Ритмично выполняют приседания) .

Дом большой, высокий строим . (Встают на носочки, и тянутся руками вверх) .

Окна ставим, крышу кроем. (Выполняют прыжки на месте) .

Вот какой красивый дом!

Будем жить в нем, в нем.

Стук в дверь. Посыльный приносит письмо.

Воспитатель : Давайте, посмотрим, какой план застройки нам предлагает архитектор (рассматривают план) . Нравится вам план? А вы можете так построить , чтобы всем было удобно жить, чтобы здания были ПРОЧНЫЕ, ТЁПЛЫЕ, ЧТОБЫ УДОБНО БЫЛО?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда за дело! Здесь будет город заложен , по этому плану.

Строительно – конструктивная деятельность.

Воспитатель : Давайте обсудим застройку города .

Удобно ли жителям в вашем городе жить ? Почему? (Объясняют) .

Воспитатель : Молодцы! Вы настоящие строители !

Дети будут с удовольствием обыгрывать городские постройки , дороги, водить кукол в театр, в магазин и т. д.

Публикации по теме:

«Мы строим город» Сценарий спектакля для старших школьников (по мотивам произведений О. Емельяновой и П. Хиндемита) Мы строим город. Мюзикл – игра По мотивам произведений О. Емельяновой и П. Хиндемита Составитель: Кекина Н. В. музыкальный руководитель.

Конспект НОД в средней группе «Мой родной город» Задачи: 1. Уточнить представления детей о родном городе, познакомить их с некоторыми его достопримечательностями; 2. Вызвать у детей чувство.

Конспект ООД в средней группе по ознакомлению с окружающим «Мой город» Цель: Продолжать знакомить детей с малой родиной. Задачи: 1. Учить детей рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды.

Конспект занятия по конструированию в первой младшей группе «Строим заборчик» Цель:закрепить умение строить заборчик из вертикально поставленных кирпичиков. Задачи: - развивать сюжет и интерес к постройке; - физически.

Конспект занятия в средней группе «Город Мастеров» Автор: Михина Ольга Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №4 "Радуга" г. Мичуринска Тамбовской области. Конспект занятия в средней.

Осеннее развлечение в средней группе «Строим дом» «Строим дом" (развлечение в средней группе) Цель. Воспитывать чувство любви и бережного отношения к игрушкам, зверюшкам. Развивать творческие.

8.4. Строительно-конструктивные игры дошкольников

Особенности строительно-конструктивных игр. Воспитательное и развивающее влияние строительно-конструктивных игр на ребенка. Условия для игр со строительными материалами. Руководство строительно-конструктивными играми со строительным материалом. Руководство строительно-конструктивными играми с природным материалом.

В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, вальфдорфская педагогика, система Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.). Термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.

Строительно-конструктивные игры относятся к группе творческих игр. Они в некоторой степени сходны с сюжетно-ролевой игрой и рассматриваются некоторыми исследователями как ее разновидность. Например, в программах для дошкольных учреждений их относят в раздел сюжетно-ролевых игр. И, действительно, у них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути.

Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей и развитие интереса к технике.

Воспитателю важно учитывать взаимосвязь игр со строительными материалами с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Так, строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков, поэтому возникла необходимость строить корабль. Однако строительная игра может возникнуть и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная игра. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, в т.ч. используя конструкторы, практически постигая простейшие законы физики. При этом ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли (начальника стройки, архитектора, шоферов, каменщиков и т.д.).

Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т.д. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания, например, использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т.п.

Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение на занятиях. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций .

Таким образом, в основе строительно-конструктивной игры лежит деятельность детей, где они отражают окружающую жизнь в разнообразных постройках с помощью различных материалов и игровых действий с ними. Как всякой творческой игре ей присущи структурные элементы – мотив, игровой замысел, роли, правила, игровые действия, результат.

Строительно-конструктивные игры способствуют развитию у ребенка творчества, мышления, пространственного воображения, лежащих в основе конструкторской деятельности, что убедительно доказано в исследованиях Н.Н. Поддъякова, Л.А. Парамоновой и др.

В процессе этих игр происходит формирование положительных взаимоотношений между сверстниками. Обычно, строительно-конструктивные игры носят групповой или коллективный характер и поэтому способствуют развитию взаимопонимания, учат внимательно относиться к другим детям, общаться со сверстниками и взрослыми. Кроме того, у детей заметно развивается интерес к технике, они учатся доводить начатое дело до конца, видеть результат коллективного труда, его пользу.

В замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Под руководством взрослых дошкольники овладевают точным словарем (обогащается речь), выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко - низко, направо - налево, вверх-вниз, длинный - короткий и т.п.

Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит детей с новыми постройками, архитектурными особенностями сооружений, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Это дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые и добротные постройки, стремление внести украшающие детали, воспитывая тем самым художественный вкус детей.

Нельзя не отметить, что в строительно-конструктивных играх проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выдержку и выносливость.

Таким образом, строительно-конструктивные игры значительно влияют на развитие ребенка-дошкольника.

В дошкольном учреждении для строительно-конструктивных игр создаются специальные условия. Одним из основных условий является организация предметной среды, т.е. наличие необходимого строительного материала в соответствии с задачами развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Различаются следующие виды строительного материала:

* специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», «Лего» и др. конструкторские наборы);

* природный (песок, снег, глина, камни и т.д.);

* подсобный (доски, ящики, коробки и др.).

Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возрасту детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичики, призмы, пластины с целью постройки простых предметов (кровать, стул, диван и т.п.).

Необходимо обеспечить в каждой возрастной группе время в режиме дня и место для данных игр. Мелкий строительный материал и конструкторы лучше хранить в шкафу или на стеллаже доступно для детей; крупный строительный материал располагается вдали от столов, за которыми сидят шахматисты, любители книг, лото, т.к. строительные игры требуют большего пространства, кроме того, юные строители часто объединяются в группы по несколько человек, разговаривают, советуются, переносят детали, вносят изменения в постройки.

Обычно в группе для хранения строительного материала отводится постоянное место – строительный уголок. Детали складываются аккуратно, устойчиво, с целью соблюдения техники безопасности. Дети младших групп берут материал и укладывают его после игры с помощью воспитателя, а старшие дошкольники все это делают самостоятельно.

Воспитатель должен познакомить детей с порядком хранения строительного материала, требовать аккуратного с ним обращения.

В старших группах следует иметь для самостоятельных построек модели, чертежи, фотографии, рисунки разнообразных предметов для развития у детей конструкторских способностей. В данном случае они имеют возможность перенести плоскостное изображение в объемную постройку, проявив тем самым аналитическую деятельность.

Воспитанников дошкольного учреждения нужно учить бережному отношению к постройкам, сооружениям, выполненными их сверстниками. Обычно ребенок любит возвращаться к своим постройкам, вносить в них изменения. Поскольку постройки в старших группах рекомендуется хранить по нескольку дней, воспитателю целесообразно обращать внимание детей на постройки товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им.

Во всех возрастных группах необходимо создавать условия для обыгрывания построек, подобрав мелкие игрушки (машинки, фигурки животных, людей и т.д.). Старшие дошкольники могут конструировать подсобный материал различных предметов для оснащения игр из бумаги, картона. Можно использовать также игрушки, собранные из конструктора.

Чтобы заинтересовать детей, можно объединять их для совместных построек из конструктора, вносить элементы состязательности. В конкурсе могут участвовать 2-3 подгруппы (не более 5-6 человек в каждой). Заинтересует детей также идея организации выставки поделок из конструктора, подсобного материала. Выполнять работу можно и дома вместе с ролителями.

На наш взгляд, немаловажным условием для строительно-конструктивных игр является выбор их тематики с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Например, во второй младшей группе – ворота, дорожки, грузовая машина, мебель для кукол, домики, башенки, гараж, поезд, загородки для животных, птиц и т.д.; в средней группе – двухэтажные дома, пароход, горка со скатом, гараж для двух машин, мост, железная дорога и поезд и т.д.; в старшей группе – самолет, разные автомобили, улица, детский сад, зоопарк, пароходы разные, мосты пешеходный и автомобильный и т.д.; в подготовительной группе - сказочные домики, речной и железнодорожный вокзалы, театр, многоэтажные дома, самолеты разные, метро, теремок по сказке и т.д.

Дети очень любят строительно-конструктивные игры. Причем эти игры в равной степени увлекают и мальчиков, и девочек. В отечественной дошкольной педагогике ряд исследований были посвящены методике формирования у детей конструктивных умений (Е.А. Флерина, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

Основные умения дети приобретают в процессе обучения на занятиях по конструированию, в совместной деятельности со взрослым, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные строительно-конструктивные игры .

Чтобы формировать у детей интерес к этим играм, воспитатель использует различные приемы. В младших группах дети строят по образцу . Воспитатель строит сам в присутствии малышей, вовлекает их затем в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разнообразные животные, туда приходят дети с родителями).

Используя прием сотворчества, педагог подсказывает малышам тему постройки по образу той, которую они сооружали на занятиях и тут же делает, например, стол, кроватку; предлагает нескольким детям строить с нею, подсказывает последовательность действий, учит аккуратности, поощряет, радуется вместе с детьми, дает игрушки для обыгрывания. Можно также предложить детям достроить постройку, выполненную частично воспитателем или перестроить ее.

Если воспитатель сам что-то строит для детей, то привлекает их к участию в работе: просит отыскать нужные детали, подать материал и т.д.

Во второй младшей группе дети уже могут играть рядом , поэтому задача воспитателя учить их не мешать друг другу, бережно относиться к постройкам товарищей, постепенно объединять играющих по 3-4 человека, тем самым учить коллективным играм.

У детей среднего дошкольного возраста уже есть некоторый опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, согласовывать игровые действия, достигать общего результата в постройке. Детей этого возраста воспитатель учит умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме , обучает более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире. Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные частности.

Дети средней группы еще не могут самостоятельно отразить в строительно-конструктивной игре то, что они видели. Поэтому воспитатель, как и в младших группах, использует образец постройки. Сооружая постройку вместе с детьми, дошкольники усваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства педагог предоставляет возможность самим выбирать тему, роли, определять последовательность возведения постройки: с чего начать, как продолжать, чем ее закончить. Детей необходимо побуждать оценивать сделанное, намечать варианты использования его в сюжетно-ролевой игре, использовать широко прием сотворчества , предлагая вносить в постройку изменения, дополнения (достроить, перестроить), т.е. применять частичный образец . Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительно-конструктивных игр.

В старшей группе предусмотрено обучение детей планированию коллективных строительно-конструктивных игр, определению участников по предварительному сговору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений . В процессе обучения конструктивным умениям используется также показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи (как построить здание для школы).

Детям предлагается частичный образец , когда воспитатель показывает детям незнакомые им способы соединения деталей конструктора, сооружения перекрытий многоэтажных зданий и т.д.

Используется также показ незаконченного образца постройки , которую каждый ребенок должен завершить по-своему. Оправдывает себя прием показа нескольких (2-3) образцов постройки на выбор.

Итак, обучая детей строительно-конструктивным играм, педагог использует комплекс различных приемов, направленных на развитие детского творчества, конструктивных умений, на сочетание интеллектуальной и практической деятельности ребенка. Воспитатель учит детей обдумывать предстоящие игровые действия, развивает сообразительность, поощряет догадку. Например, учит сравнивать (чем похожи и чем различаются виды городского транспорта, жилые дома и здания художественного назначения и т.д.).

Детей старшей группы необходимо учить, используя прием показа, как пользоваться различными строительными материалами, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

Развитию содержания игры, как и в предыдущей возрастной группе, способствует ознакомление детей с окружающей жизнью. Воспитатель, показывая детям здания, учит выделять отдельные части, обращает их внимание на симметрию, контрасты. Дошкольников старшей группы учат «читать» изображения на фотографии, рисунках, т.е. выделять общее, основное, части зданий и т.д. Зрительный анализ помогает детям составить представление о сооружении и использовать это в самостоятельной постройке.

В старшей группе большое значение приобретает слово: рассказ воспитателя, сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (дом для семьи с определенным количеством человек и т.п.). Воспитатель помогает распределять обязанности, поощряет творчество, обсуждение игрового замысла, поддерживает критические замечания детей, их предложения, что способствует развитию у них самостоятельности мысли и поиска. Дети способны учесть замечания педагога и получить радость от похвалы взрослых.

Дети подготовительной группы более самостоятельны, по собственной инициативе подбирают игровые коллективы, могут самостоятельно планировать последовательность строительно-конструктивной игры и осуществлять предварительный сговор. Наличие конструктивных умений позволяет им строить по наглядному образцу, по собственному замыслу, по заданной теме, по условиям, моделям.

В исследовании А.Н. Давидчук детям этого возраста предлагалось сравнивать современные и старинные здания, что, по мнению ученого, важно для формирования первоначальных исторических представлений. Обогащая детей впечатлениями, знаниями о различных сооружениях, педагог должен вести их к усвоению обобщенных представлений: постройки имеют определенное назначение, составные части, формы, пропорции, расположение в пространстве, украшения.

В обучении конструированию в данной группе большое значение имеет перевод плоскостного изображения в объемную постройку , что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности.

В качестве образца используется рисунок, чертеж, схема постройки . Педагог учит детей составлять схему предполагаемой постройки на бумаге, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности. Перенося приобретенные знания на занятиях по конструированию в строительно-конструктивную игру, дети могут создавать самостоятельно индивидуальные и коллективные постройки, использовать их в соответствии с замыслом («Зоопарк», «Улица», «Стройка» и т.д.)

Постройки детей седьмого года жизни отличаются от других групп более разнообразными замыслами, т.к. дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, через книги. В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых. Например, одни подносят и подвозят материал, другие возводят стены, третьи руководят всей работой и т.д. Такие строительно-конструктивные игры тесно смыкаются с сюжетно-ролевой игрой «Строительство».

В подготовительной группе более отчетливо, чем в старшей, выступает собственно строительная деятельность, стремление что-то мастерить, делать своими руками. Многие строительно-конструктивные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Дети хотят, чтобы постройка была похожей на настоящую. Сходство с изображаемым реальным предметом для них является критерием правильности конструирования. Педагог должен приучать детей анализировать свои постройки, что содействует развитию умственных способностей, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Для привлечения внимания детей к строительно-конструктивным играм воспитатель может использовать ряд нестандартных приемов, например, сделать красивую постройку в отсутствие детей, затем предложить им внимательно ее рассмотреть и высказать свое мнение. После этого можно постройку убрать и предложить желающим по памяти сделать такую же, или внести свое творчество и построить что-либо другое.

Таким образом, важным условием обучающего и воспитывающего воздействия строительно-конструктивных игр детей седьмого года жизни является руководство педагога при сохранении творческой самодеятельности детей, развитии их интереса к технике, обучении способам перевода плоскостного изображения в объемную постройку.

Для строительно-конструктивных игр в дошкольных учреждениях широко используются не только строительные, но и природные материалы: снег, вода, песок, камешки, шишки, ветки и т.п.

Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит играть с водой. Однако без специально организованного обучения игры с природным материалом бывают однообразными и малосодержательными. Многие из свойств природных материалов ребенок познает чувственным путем. Способы чувственного познания, умение выделить свойства и качества предметов развиваются в процессе разнообразной деятельности, прежде всего в игре. Педагог должен последовательно обучать детей, развивая у них анализирующее восприятие предметов, формируя действия обследования, добиваясь усвоения правильных словесных обозначений признаков.

Дети всех возрастных групп очень любят игры с песком. Место на участке, где хранится песок (песочница), огораживается, чтобы он не рассыпался. Песок – недолговечный строительный материала. Дети с увлечением строят из него замки, горки, роют каналы, глубокие колодцы и т.д. Но как только песок высыхает, рассыпаются скульптуры, ограды, рвы. Поэтому песок в песочницах нужно содержать постоянно во влажном состоянии.

В младших группах дети с удовольствием осваивают прием формовки из песка , используя специальные формочки, совочки, маленькие ведерки, игрушки с подставкой, чтобы воткнуть в песок. Воспитатель обогащает сенсорный опыт детей, учит правильно называть признаки песка.

В старших группах дети учатся строить способом выкапывания (колодец, река, туннель и т.д.). Дети могут преобразовывать горку утрамбованного песка в предмет определенного назначения (дом, крепость, дворец). Часто они объединяются в совместные игры, сооружая не отдельные предметы, а целые комплексы (парк, речная пристань и т.п.).

В зимний период во время прогулки дети с увлечением играют со снегом . Младшие дети разгребают его лопатками, насыпают горки. Самый простой прием – лепка, если снег липкий. Педагог предлагает малышам вылепить маленькие комочки – снежки, морковку, чтобы накормить зайчика и т.п. В присутствии детей воспитатель может слепить снеговика. Потом вместе с детьми сделать ему глаза, рот, уши, волосы из сухих веточек, сучков. Так малыши усваивают представление о свойствах снега и способах игры с ним.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста осваивают новый прием строительства из снега – лепку из накатанных комьев , делают из них фигуру человека (Дед Мороз, Снегурочка). Катая комья, они усваивают свойство влажного снега (тяжесть), а если его еще и облить водой, то это придает постройке большую прочность. Дети строят из снега также дома, крепости, лодки, мосты, пароходы, украшают участки цветными льдинками.

Воспитатель побуждает детей к проявлению инициативы, выдумки. Поощряя игры со снегом, он следит, чтобы дети достаточно двигались, не мерзли и в то же время не перегревались.

Дошкольников следует знакомить и с приемами строительства из утрамбованного снега, собранного в течение длительного времени в одном месте. Это великолепный материал для снежных кирпичей, из которых можно делать разнообразную снежную скульптуру и архитектурные постройки. В дошкольных учреждениях для развлечений детей широко распространены снежные горки, в строительстве которых они принимают активное участие.

Следует отметить, что в дошкольных учреждениях, особенно в младшем возрасте, используются игры с водой в групповой комнате и на участке, где находят свое применение тазы с водой, разные сосуды (баночки, стаканчики и т.п.), воронки, плавающие и тонущие игрушки и предметы. Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, знакомятся со свойствами предметов (тонут-плавают). На участке можно организовать игры около лужи после дождя, весеннего ручейка, пуская лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева.

Дети постарше (4-5 лет ) усваивают новые для них представления о том, что вода растекается, не имеет своей формы, что она прозрачная и т.д.

В старшем дошкольном возрасте дети уже могут объяснить, почему не все предметы плавают, не всякая вода прозрачная, рассказать, что вода меняет свое состояние в зависимости от температуры воздуха.

Прекрасный материал для строительно-конструктивных игр – камешки, шишки, палочки и т.д. Воспитатели учат выкладывать узоры из камешков на дорожке, площадке. Для узоров может быть дан образец, предложен сюжет, условия расположения камешков. Эти игры очень полезны для развития пространственной ориентировки. Из шишек старшие дошкольники делают различные предметы, человечков, зверюшек; сооружают постройки из веток, тростника и т.п.

Строительно-конструктивные игры из природного материала развивают у детей творчество, конструктивное мышление, художественный вкус.

В итоге следует подчеркнуть, что для развития и расширения содержания строительно-конструктивных игр детей дошкольного возраста во всех возрастных группах необходимо осуществлять обучение дошкольников конструктивным умениям на специальных занятиях по конструированию и в свободное от занятий время. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования, которым должны овладеть дети:

    конструирование по образцу (во всех возрастных группах);

    конструирование по заданной теме (подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее ограничены темой);

    конструирование по собственному замыслу (сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно);

    конструирование по условиям (в предложении выполнить постройку задаются определенные параметры, исходя из которых, ребенок должен самостоятельно выполнить постройку);

    стройка по моделям (вид конструирования, разработанный А.Р. Лурия) – ребенок сначала анализирует модель, выделяет основные части, потом подбирает те формы, которые нужны для воссоздания темы.

Строительная игра: «Мы строим город и деревню» предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Она содействует совершенствованию умений в конструктивной деятельности, формулирует самооценку конечного результата, содействует созданию положительной эмоциональной атмосферы, развитию связной речи, воспитывает коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности, прививает патриотические чувства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Строительная игра: «Мы строим город и деревню» .

Задачи:

Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности,

Формулировать самооценку конечного результата,

Содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы,

Содействовать развитию связной речи,

Выполнять постройку в определенной последовательности,

Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности.

прививать патриотические чувства;

Оборудование: схемы построек, атрибуты для конструирования.

Предварительная работа: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа по конструированию различных зданий, строительству города, деревни ; ознакомление с элементарными математическими представлениями.

Источники : Программа и технология «Детский сад - дом радости» Н.М.Крыловой.

Ход занятия.

Хороводная игра « В шар играют медвежата ».

В.: Давайте поздороваемся

Мотивация.

В.: Как Вы думаете, кто сегодня пришел первый?

В.: Первый... ты пришёл сегодня первый... Будет ли это (сомнение) точно? (я пришёл первый, больше никого не было)

В.: А мне кажется, что ты второй. (Нет, из детей первый)

В.: А почему я сказала, что ты второй?! (так можно сказать, потому что Вы пришли первая, а я второй)

В.: Это неточный ответ... В математике так считать не разрешается, счёт неточный... Когда про нас можно сказать, что нас ДВА... или ДВОЕ (два человека)

В.: Так кто же сегодня первый ? (и Вы, и я). Ответ отражает понимание задачи.

В.: Мы сегодня с тобой можем оба назваться "первыми"... Только ты будешь первый..., кто? (Ребёнок ) Да, я буду первой (взрослой) . А если скажу, что я - первый ЧЕЛОВЕК, тогда ты будешь?! (Второй человек, - звучит как эврика, радостно ).

В.: Пойди к календарю, посмотри, есть ли там ПЕРВОЕ. (Сегодня 1декабря; декабрь - первый месяц зимы, Понедельник - первый день недели, январь - будет первым месяцем года) .

В.: Как называют детей, которые приходят в детский сад? (Дошкольники)

В.: А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? (Школьники)

В.: Вот есть такой вид труда - строительство. Люди, каких профессий называются строителями? (называют ).

В.: А у нас есть строительный материал... Можем ли мы быть строителями?! (Можем )

В.: Где вы хотите строить? Из какого материала...? Что задумали? Так, что же получается (странно), каждый строитель, где хочет, там и строит?! (Дети должны понять, что строитель, как и любая иная профессия, зависит от замысла архитектора, а их замыслы зависят от условий местности) .

В.: Вы выбрали, ЧТО вы хотите строить? А кого же не хватило, чтобы ваши результаты труда... и мосты, и дома, и дороги, и фабрики приносили людям пользу и были бы им удобны?!(Нужен архитектор..., он задумывает город или село... ).

В.: Но прежде чем строить, что он должен сделать? Выбрать место. Значит, главный ПЕРВЫЙ в строительстве будет архитектор?!

В .: Ну, а чтобы распределились все здания, сооружения, архитектору нужно всё нарисовать на доске.

В .: Итак, вчера мы были кем? (архитекторами)

В.: Какие же профессии строителей у нас будут ? (Мостостроители, дорожные строители, домостроители... А ещё надо вокзал построить... Да и фабрику... Мы построим деревню.. А мы в городе сделаем молокозавод ).

В.:А можете ли вы придумать игру про то, что нарисовано на доске?

В.: Итак, мы сегодня, что задумали? (город и деревню построить)

В.: А вы можете так построить, чтобы всем было удобно жить, чтобы

здания были ПРОЧНЫЕ, ТЁПЛЫЕ, ЧТОБЫ УДОБНО БЫЛО ... (азартно)? (Да ).

В.: Уж больно быстро соглашаетесь (шутливо), а вы (азартно) можете такой город построить?! (Можем ).

В.: Наверное, надо подумать не только о том, какие будут красивые город и деревня, но и где их разместим .?!

В.: Ну (размышляя ) можно строить по плану, как, например, Санкт-Петербург строили... А можно и так, как строилась Москва... Она ведь строилась не сразу, а постепенно... Там не было заранее плана расположения улиц, строили вокруг Кремля.

В.: Мы с вами, как решили строить? (По плану).

В.: В нашем городе есть главная площадь, от неё идёт главная улица. Здесь есть въезд, вокзал. А речка будет? Вот она речка...

В.: ВЫ архитекторы и строители, у вас индивидуальные проекты, пожалуйста, выбирайте.

В.: И я говорю: "Здесь будет город заложен, по этому плану".

Деятельность.

Оценка. Построили.

В.: Время строительства исчерпано. Давайте обсудим застройку города и деревни? Наверно, согласитесь, хорошо, чтобы город и деревня были красивыми, удобными, и, конечно, чтобы постройки были прочными? (Да)

Все собрались для оценки .

В.: Мы в какой стране живем? (России )

В.: Тех, кто живет в России как называют? (Россияне )

В.: В каком городе мы живем? (Кемерово)

В.: А город, который вы построили как называется? (Предлагают названия)

В.: Город, который вы построили в какой стране находится? (В России )

В.: Позвольте, а как это определить? (На главном здании города есть флаг)

В.: Что еще может являться символов государства ? (Герб, гимн)

(Включить гимн России)

В.: Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют ).

В.: Ну, так ваши жители только отдыхают, а работать им негде?!

Все безработные ? (Завод есть ).

В.: Ну, если завод есть, то уж, наверно, и работает кто-то на заводе, а значит, и результат труда есть ?! (Начнут фантазировать о том, что у них производилось на заводе).

В.: Откуда сырье берут для завода? (

В.: Куда же отправляется продукция и кому?! Далеко или близко отправлять ?!(Рассуждают).

В.: Её как надо отправлять..., каким транспортом...? Можно, конечно, речным транспортом, а можно и железнодорожным. ., можно и самолётом... ?!(Рассуждают, если назовут речным транспортом )

В.: А пристани у вас есть? (Нет, но можно тогда самолётом).

В.: А аэродром есть? (Рассуждают ).

В.: В магазинах у вас всё было... и овощи, и фрукты ?(Да).

В.: И они так и лежат в магазине... и не кончаются?! (Их провозят ). На чём?

В.: А где же их разгружают? (Опять называют будущие постройки).

В.: Вывезли... и вам привезут... Откуда? (Показываете деревенские дома)

В.: Вы оттуда что-нибудь привезли? (Называют)

В .: А что бы из вашего города туда можно было послать?

(Да, наверно, им нужны и косы, и тракторы...).

В .: Молодцы! Вы настоящие строители!

Те, кто завершит разговор, занимается либо игрой в построенном городе, либо рассматривают книги. Но большинство будут стремиться к игре. Она приобретет форму режиссёрской игры. Дети будут за матрёшек (разного размера) разговаривать, водить их в магазины, театры, в школы и т.д. Очевидно, дети будут с удовольствием обыгрывать городские постройки, дороги, водить матрёшек в театр, в магазин...

ПРИЛОЖЕНИЕ


I. Значение cтроительно-конcтруктивных игр в развитии личности ребенка

Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.

В дошкольной педагогике конструирование рассматривается, как средство всестороннего развития ребенка.

а) Умственное развитие

Формируются сенсорные способности. Наиболее успешно развиваются в продуктивной деятельности, в частности в конструировании. Конструируя, ребенок учится различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др.); у него также развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ, и синтез). Таким образом, формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включать в процесс восприятия процессы мышления.
В играх со строительным материалом у детей формируется интерес к технике, развивается наблюдательность; приобретают знания технического характера, знакомятся со свойствами геометрических тел.

б) Трудовое воспитание

Игры со строительным материалом особенно близки к трудовой деятельности. Они воспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их к труду: умение ставить цель; планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей, творчески подходить к осуществлению поставленной цели. В процессе строительной деятельности развивается трудолюбие, самостоятельность, инициатива, ответственное отношение к делу. При организации и проведении игр в детском саду имеются большие возможности для воспитания первоначальных навыков дружной работы в коллективе.

в) Развитие речи

В играх со строительным материалом большая роль принадлежит деятельности руки, связанной с активной работы сознания. Материалистическая физиология придает огромное значение руке как тонкому органу осязания, который дополняет комплекс ощущений и делает представление о предметах более полными, более глубокими. Благодаря совместной деятельности руки, мозга и речевого аппарата человек имеет возможность воздействовать на внешний мир, познавая законы его развития. В условиях детского сада строительные игры способствуют совершенствованию речи у детей: они делятся своими замыслами, объясняют свои действия, подсказывают то или иное решение. Расширяется словарный запас.

г) Физическое воспитание

Строительные игры ценны и тем, что доставляют большое эмоциональное наслаждение детям. В процессе игры дети воплощаются в своих любимых героев: либо это летчик, сооружающий себе самолет; либо капитан, горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода, на котором предлагается далекое плавание.
Постоянное упражнение в самых разнообразных движениях, сопровождающееся эмоциональным подъемом, способствует тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц, особенно сгибателей и разгибателей.

д) Эстетическое воспитание

Для построек каких-либо сооружений из строительного материала, необходимо знакомить детей с их подлинным изображением. Для этого необходимы экскурсии и иллюстрации с изображением каких-либо сооружений и построек. С их помощью дети имеют возможность развивать художественный вкус, вызывать эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений, формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. Кроме того у детей развивается понимание целесообразности архитектурных решений.

е) Нравственное воспитание

Нравственное воспитание происходит в тесном взаимодействии с умственным воспитанием, и в этом едином процессе решается задача всестороннего развития и гармоничного развития ребенка.

Немаловажную роль в этом играет конструирование. Оно способствует формированию таких ценных качеств, как самостоятельность, инициатива, организованность и ответственность при выполнении задания. На занятиях конструированием и в игре у детей воспитывают волю, сдержанность, умение выслушивать объяснения воспитателя и работать в соответствии с его указаниями, преодолевать трудности в достижении цели.

ж) Подготовка детей к школе

Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными процессами (направлять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности систематически выполнять умственную работу, необходимую для сознательного усвоения знаний.

II. Особенности и структура

В дошкольном учреждении детей учат конструированию из игровых строительных материалов, из бумаги, мягкого картона, природного материала.

а) Конструирование из строительных материалов

Детей с раннего возраста знакомят с кубиками 11 кирпичиками, затем постепенно материал разнообразят. Из деталей этого материала дети отображают в своих постройках знакомые предметы.

б) Конструирование из бумаги и дополнительных материалов

Этому виду конструирования обучают в средней, старшей и подготовительной группах. Соорудить из бумаги или тонкого картона игрушку объемной формы. Этот вид конструирования включает поделку игрушек с использованием разнообразных коробочек, катушек, пробок, кусочков пенопласта, пород она и т.п. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек из отдельных готовых форм способом их составления.

в) Конструирование из природного материала

Начиная со средней группы, для конструирования используют плоды каштана, шишки сосны, ели, ольховую скорлупу, кору, ветки, сучки, солому, желуди и т.д. Особенность изготовления игрушек из природного материала состоит в том, что используется его естественная форма.

Качество и выразительность игрушки достигаются умением подметить в этом материале сходство с предметами действительности или сказочными образами и усилить это сходство дополнительной обработкой.

Особенностью строительно-конструктивных игр является игра с природным материалом. Едва научившись ходить, малыш тянется к лопатке, совку, стремится копать снег, песок, любит игры с водой. Но без специального обучения эти игры бывают малосодержательными и однообразными – как игры с природным материалом, так и игры со строительным материалом, требуют специального обучения.

Программа обучения детей конструированию ставит следующие задачи:

– научить детей приемами строительного конструирования;
– расширять представления о сооружениях и постройках окружающего, научить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках;
– побуждать детей всех возрастных групп к использованию в игре приобретенных при обучении умений и навыков конструирования;
– научить детей коллективно выполнять постройки, считаясь в работе с мнением друзей. Научить описывать свое мнение, мотивируя целесообразность его;
– научить работать организованно, соблюдая порядок при использовании материала;
– развивать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывать свои действия (обдумывание элементарных форм предстоящей работы).

Для обучения детей конструированию из строительного материала воспитатель пользуется разнообразными приемами:

– сооружение постройки воспитателем, с показом всех приемов конструирования и пояснением действий;
– показ образца готовой постройки;
– использование готовой постройки в качестве примера, показывающего, как можно изобразить тот или иной предмет в строительном материале;
– показ отдельных приемов конструирования;
– предложение образца постройки, выполненной воспитателем частично, заканчивают ее дети сами;
– сообщение темы стройки с указанием условий, которые дети должны выполнить;
– выполнение детьми построек по их собственному замыслу.

В применении приемов обучения стройки установить прямую последовательность. Применение того или иного приема зависит от сложности постройки, от способа соединения деталей.

Этот вид игры обстоятельно изучен в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова). Игры со строительным материалом (как и театрализованные, дидактические, подвижные) можно отнести к разряду рубежных (по определению А.Н.Леонтьева), посредством которых у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Содержанием игр со строительным материалом является созидание, воспроизведение окружающей действительности с помощью разных материалов.

Различаются следующие виды строительного материала:

– специально-созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы);
– подсобный (доски, ящики, коробки);
– природный (песок, снег, глина, камни).

Игры со строительными материалами связаны с другими видами игр (сюжетно-ролевыми, театрализованными, подвижными, дидактическими). Необходимость сделать постройку, например сцену для представления, ракету для полета в космос, комнату для куклы, возникает в процессе реализации замысла игры, создания игрового образа. В такой постройки может быть условный характер (стульчик за стульчиком – поезд) или подчиниться своему практическому назначению (зависимость конструкции сцены от жанра искусства, от величины «артистов»).

Часто ребенка увлекает сам процесс созидания, конструирования. В сооружении постройки, изготовлении игрушки и заключается игра: дети сговариваются, что будут строить, какими способами, распределяют роли.

Наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности – все это определяет творческий характер игр со строительным материалом. Следует добавить и присущую этим играм работу воображения. В самих играх заложены стимулы побуждающие ребенка воображать, фантазировать, что доказано в исследованиях Н.Н. Подьякова, Л.А. Парамоновой и др…

IV. Своеобразие руководства строительными играми детей разных возрастных групп

Воспитательное и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда целенаправленное обучающее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей.

При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

– расширения представлений детей и направление их внимания и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;
– обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно-творческих способностей;
– формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

Первая младшая группа

В программе воспитания в детском саду для младших групп предусмотрены строительные игры с игрушками, занятия со строительным материалом, на которых происходит обучение необходимым действиям формирование простейших, но четких и прочных умений. Детей знакомят со строительным материалом, их формой, величиной, различным расположением на плоскости стола (лежит, стоит); учат накладывать один на другой, размещать кирпичики по горизонтали (поезд, дорожка); образовывать простейшие перекрытия (ворота, домик). Воспитатель находит сходство между постройками и знакомыми предметами в окружающей жизни.

Вторая младшая группа

Учат не только различать основные строительные детали (кубик, кирпичик, пластина), но и называть их, а так же располагать кирпичики на равном расстоянии друг от друга по кругу, по четырехугольнику (забор, загородка), ставя их на меньшую плоскость.
Уже в этом возрасте детей начинают обучать целенаправленному рассматриванию предметов, построек.
Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды – отборе строительного материала.

Средняя группа

В программе воспитания в детском саду предусматривается дальнейшее развитие интереса детей к строительным играм, использованию созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитания умения строить не только по предложенному образцу, но и намеченной самим теме, обучение более сложным приемам работы.
Под руководством воспитателя дети 4-5 лет способны отражать в строительной игре впечатления об окружающем. Им дается разнообразный материал (строительный материал; конструктор; куски фанеры, картона, материал для украшения построек).
Воспитатель на экскурсиях, целевых прогулках обращает внимание детей на здания, мосты, транспорт, улицы, ограждения и т.д., учит их видеть красоту сооружений, замечать не только общее, но и различное, выделять отдельные части. Таким образом, в процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре.

Старшая группа

Программа воспитания в детском саду предусматривает обучение детей предварительному планированию коллективных строительных игр, постановки цели игры, определению участников по предварительному договору, применению конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.
Руководство играми старших детей в большей мере направляется на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.
Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные его части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.
Правильность руководства игрой и активное участие в ней всех детей определяют их удовлетворение от нее, интерес к ней и тем самым ее длительность.

Подготовительная группа

Строительные игры в подготовительной группе отличаются более разнообразными замыслами, так как дети шире знакомятся с явлениями окружающей жизни, с техникой строительства на специальных экскурсиях, при просмотре кинофильмов, через книги.
В играх они часто подражают строительной деятельности взрослых.
Интересы детей подготовительной группы, их возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования.
Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства, он отбирает немногое то, что доступно детям и оказывает воспитательное и обучающее воздействие.

В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объемную постройку, что предъявляет к ребенку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает анализировать итоги игры. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.

Литература:

1. С.А. Козлова, Т.А. Куликова «Дошкольная педагогика»; М. 1998г.
2. В.Н. Левицкая «Творческие игры дошкольников»; М. 1957г.
3. З.В. Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»; М. 1958г.
4. З.В. Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»; М. 1966г.
5. Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию»: М. 1979г.
6. З.В. Лиштван «Конструирование»; М. 1981 г.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные