Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Конспект игрового занятия в старшей группе.

Цель: организация социально-личностного развития детей 4-5 лет на основе сюжетно - ролевой игры.

Задачи:

1. Способствовать обогащению социально - игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама-ребенок, врач-пациент, фармацевт - клиент) .

3. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

4. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

Методы и приемы:

1. обогащение содержания игры путем внесения новой игрушки - пупса (в семье появился малыш) ;

2. введение проблемной ситуации (малыш заболел) ;

3. задания по подбору игрового оборудования, по изготовлению игрушек - самоделок;

4. напоминание о прошлых играх, о том, что уже видели;

5. беседа по поводу дальнейшего хода игры;

6. советы;

7. беседа-рассказ о возможных действиях детей в той или иной роли;

8. напоминания по использованию в игре знаний, полученных на занятиях;

9. индивидуальные задания, поручения;

10. наводящие вопросы;

11. своевременное изменение игровой среды;

12. создание практических ситуаций, где дети проявляют чувство ответ-ственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения;

13. косвенное руководство игрой;

14. раскрытие перед детьми лучших качеств каждого ребенка, поддержка его предложений;

15. поощрение;

16. подведение итогов.

Предварительная работа:

1. Беседы на тему: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто кем работают»;

2. рассказы о профессиях медработников, «Скорой помощи»;

3. рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме;

4. наблюдения прогулки мам с маленькими детьми;

5. обучающие игры «Приготовим куклам обед», «Купание куклы», «Даша проснулась», «Кукла хочет спать», «Куклы собираются на прогулку»;

6. совместные игры детей с воспитателем;

7. чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Аленушка» Е. Благининой, «Мой Мишка» З. Александровой, «Бабушка - забота» Е. Благининой, Корней Чуковский «Айболит».

8. сюжетно ролевые игры: «Угощение», «Стройка», «Маленький по-мощники», «Дочки - матери»

Словарная работа: фармацевт, педиатр, врач «Скорой помощи»

Атрибуты: игровой уголок «Семья», кукла-пупс, машина «Скорой помощи», игрушечные мед. инструменты, белый халат для врача и фармацевта, игрушечный телефон, игрушки.

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»

Игровые роли: мама, папа, бабушка, старшая дочь, врач «Скорой помощи», дежурная мед. сестра, фармацевт, шоферы, строители.

Ход совместной деятельности.

(Слышится плач ребенка)

Воспитатель: Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?

Дети: малыш!

Воспитатель: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?

Дети: ему нужны мама и папа.

Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья.

Дети высказывают желания по распределению ролей.

Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.

Ребенок – мама. Я буду заботится о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду.

Ребенок – папа . Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.

Воспитатель: можно в нашей семье я буду бабушкой?

Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.

Воспитатель: Что делают дети в семье?

Ребенок - дочь: помогаю маме и папе.

Воспитатель: очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?

Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»)

Воспитатель: ребята, у нас много детей, все хотят с нами играть. У нас еще будет работать аптека и пункт скорой медицинской помощи.

Идет распределение ролей.

Воспитатель: Кто из вас хочет быть врачом? Кто мед. сестрой? Кто водителем скорой помощи? А кто фармацевтом?

Воспитатель: Врач, что ты будешь делать на своем рабочем месте?

Ребенок – врач: я буду оказывать помощь больным, назначать лекарства, мерять давление и температуру.

Ребенок – медсестра: я буду помогать доктору, выписывать рецепты, ставить уколы, принимать вызов по телефону.

Ребенок – водитель «скорой помощи»: я буду следить за тем, чтобы машина работала, была чистой и возить врача на вызовы.

Ребенок – фармацевт :я буду делать и продавать лекарства.

Дети выбирают для игры место и готовят атрибуты.

Бабушка: доброе утро! Как хорошо, что сегодня выходной день. Как вам всем спалось?

Мама: доброе утро, вот и детки проснулись. Мы спали хорошо, только сыночку не спалось, он капризничал, наверное, ему нужна новая соска.

Папа: я могу съездить в аптеку купить сыночку новую соску.

Бабушка: может-быть еще что-нибудь нужно купить в аптеке для малыша?

Мама: да, вот еще закончилось детское питание, памперсы и клееночку нужно купить.

Папа обращается к бабушке: А Вам, что купить?

Бабушка: Мне доктор выписал рецепт на новые очки. Купи мне их, пожалуйста. Вот возьми рецепт. Дима ты хорошо запомнил, что нужно купить? Виолетта, напиши ему список а то он что-нибудь забудет.

Мама пишет список и перечисляет, что нужно купить .

Папа идет в гараж - протирает машину, заводит ее, едет в «Аптеку».

Бабушка: посмотри, внученька, мне кажется - маленький опять капризничает.

Дочка: а он мокрый, его нужно искупать и переодеть.

Мама: дочка мне нужна твоя помощь, пойдем в ванную, поможешь мне ку-пать малыша.

Бабушка напоминает, что нужно постелить пеленочку и полотенце.

Купая ребенка, мама приговаривает: водичка, водичка, умой мое личико…

Затем куклу одевают и укладывают в кроватку.

Папа вернулся с покупками.

Бабушка: Виолетта, разбери сумки и посмотри: Дима ничего не забыл?

Мама. Вот: новая соска, очки для бабушки, детское питание, клееночка и памперсы.

Мама просит дочку помыть соску, а сама идет накрывать стол к обеду.

Бабушка спрашивает: «Что у нас сегодня на обед? »

Мама: борщ, котлета, пюре и салат. А для маленького - молочная кашка.

Накрывает на стол и семья садится обедать.

После обеда бабушка предлагает маме остаться дома и навести порядок, а она с внуками пойдет на прогулку. Мама помогает бабушке собрать детей на прогулку.

После возвращения с прогулки мама обнаружила, что маленький заболел.

Папа: ребенок заболел! Нужно срочно вызывать скорую помощь.

Папа по телефону вызывает «скорую помощь».

Здравствуйте! Можно вызвать врача на дом.

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Заболел ребенок.

Врач: Назовите ваш адрес.

Врач: Ждите, выезжаем!

Приезжает бригада «скорой помощи», папа встречает и приглашает в дом.

Бабушка предлагает вымыть руки.

Врач осматривает ребенка, ставит градусник, выписывает рецепт, медсестра делает укол, капает в ротик микстуру от температуры. Желают скорейшего выздоровления.

Семья провожает доктора.

Мама радостно объявляет, что ребенок выздоровел.

Бабушкас мамой наводят порядок в комнате и укладывают детей спать, напоминая о том, что завтра рабочий день и всем рано вставать.

Итог игры: игра закончена, наводим порядок.

В какую игру мы играли?

Вейкшнер Надежда Ивановна

Павлодарская область, город Экибастуз,

ГУ «Детский дом «Үміт», воспитатель.

Директор – Абдрахманова Нагима Атаевна

Цель: Подготовка воспитанников к будущей самостоятельной жизни.

Задачи :

  1. установление позитивного взаимодействия в малой группе;
  2. расширение знаний воспитанников, осознание ролевых функций членов семьи;
  3. мотивация участников на социально значимые семейные ценности.

Место проведения: Музыкальный зал.

Приветствие участников.

Вводное слово:

Учёные – специалисты вкладывают в понятие семья разный смысл. Ученый, демограф Б.Ц. Урланис, дал ей такое определение: Семья это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П. Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что, при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаимопомощи, уважения, семейной теплоты, любви, заботы «Семья для каждого из нас много значит, потому что мы рождаемся в семье, жить и умирать тоже должны в семье. А человек без родных – несчастливый человек. Давно, несколько веков назад, великий английский поэт Уильям Шекспир написал:
Прислушайся, как дружественно струны
Вступают в строй и голос подают, –
Как будто мать, отец и отрок юный
В счастливом единении поют.
Нам говорит согласье струн в концерте,
что одинокий путь подобен смерти.
Каждая семья имеет свою биографию. В каждой семье, складываются особые традиции, обычаи, есть любимые вещи, книги. Фильмы, блюда, своя лексика (словечки, прозвища, ласкательные имена) и ещё много всего, из чего создаётся целый семейный мир.
Скажу слова непраздные, вниманье обратите:
Бывают семьи разные какую, вы хотите?
Простая, нуклеарная, неполная семья,
В ней всё элементарно, запомню даже я.
Семья патриархальная, расширенная очень,
Почти универсальная, живут в ней все, кто хочет.
Но есть семья заветная, нам всем она знакома,
Счастливая, конкретная, и всё в ней по-другому.
Хоть кто-то и скрывает, но знаем я и ты,
Нам так нужна, бывает семья моей мечты.
Нуклеарная семья – семья, состоящая из родителей и детей, но родители не состоят в официальном браке.
Мечтать и играть с нами сегодня будут Семья Петровых Юрия и Алены. Семья Голубовых Александра и Тамары .
Сегодня мы попробуем воспроизвести разные модели семьи, посмотрим, как могут складываться отношения между её членами. И при этом будем учиться культуре общения. Каждый должен для себя сделать вывод о том, как следует беречь свою семью». Заботится о ней любить ее и помогать в семье друг другу.

Объяснение правил игры . Поиграем в ролевую игру «Моя семья». В роли жюри будут воспитанники Сабина, Рома, Олег. У каждой семьи есть свой дом (показывает направо, налево, где полукругом стоят стулья). У каждой семьи есть своя продуктовая корзина, куда мы будем складывать призы за выигрыш в каждом конкурсе. Призы будут сладкие.Семья, которая соберет больше призов, является победителем.

Стихи про дом – поэтессы Л. Сусловой

А дом заставленный добром, – еще не дом.

И даже люстра над столом, – еще не дом.

И на окне с живым цветом – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим добром, моя семья.

1этап. Знакомство с семьями. Разбивка участников на 2 команды-семьи, распределение ролей в семье «Семейные фотографии» эмблемки участников игры заготовленные заранее папа, мама, бабушка, дедушка, дочь. кто на каком месте и в какой семейной роли оказался – видно по фотографии, ведущий знакомит с семьей: это – папа, мама., дедушка,бабушка,дети.Фото1

Знаю – дружная семья всем нужна, мои друзья,Чтобы в отпуск на природу выезжать с родным народом!И потом напомнит фото. Семья Петровых любит Иссыкуль!На Иртыше купаться любят Голубовы! И чье фото будет лучше – пусть решит счастливый случай!

Прошу семью Петровых занять свои места на семейной фотографии!

Прошу семью Ивановых показать всем свою семейную фотографию! По моей команде вы должны войти в образ и играть роль свою по настоящему как в жизни, послушайте меня внимательно.

А мы посмотрим, какая семья быстрее войдет в образ!

В корзинке лежат костюмы семьи:

Папа галстук надевает,

Если папа сам не может

Мамочка ему поможет

А дедуле шарфик теплый,

Фартук маме мы дадим,

Красивую косыночку

А бабушке, платочек фартучек и маленький клубочек

Детки уж давно готовы.

На все дается две минуты, образ новый показать!

Ребята надевают ролевые аксессуары.

Фото 2 на память.

Ребята давайте порассуждаем, как живет семья, какие функции есть у семьи, назовите их? Хозяйственная, воспитательная, и психологическая. А для чего нужна семья человеку? Высказывания воспитанников. А семья нужна человеку чтобы, иметь, возможность найти духовную близость, духовное общение, которое способствует взаимообогащению супругов, личности, интеллектуальному росту членов семьи, эмоциональной поддержке пониманию. Семья это маленькое государство в большом нашем государстве. Для развития семьи, ее укрепления в нашей стране работают программы, законы., указы, различные проекты.

Роль бабушки.

Ведущий: Скажите, пожалуйста, какую роль в семье играет бабушка?

Высказывания ребят и обсуждение роли бабушки в семье:

Бабушка хранитель покоя и мира в семье, миротворец, утешитель, воспитатель, печет пироги, вкусно готовит, покупает продукты, занимается хозяйством, стирает, убирает, шьет, вяжет, учит внуков: как себя вести, как готовить, стирать и убираться, ухаживает за внуками, провожает их в школу, лечит, жалеет, ласкает, балует, рассказывает сказки.

Бабушка наша мудра, и добра,

мир и покой сохраняет она!

Самые вкусные плюшки печет,

готовит, стирает, вяжет и шьет!

Ведущий: А сейчас мы проверим, в какой семье бабушка лучшая рукодельница.

Игра «Пришей пуговицу». (Яркая пластиковая тарелка превращена в “пуговицу. Прожжены 2 отверстия, на каждой “пуговице” продеты и закреплены по длинному шнуру-шнурку 80-100 см. С ” иголкой” – шариковой ручкой без стрежня, нужно “на скорость” продевать “нитку с иголкой” в пуговицу, пока не закончится шнур) . Учитывается аккуратность, скорость.

Ведущий: Бабушки рукодельничают, а семьи поддерживают бабушек песней. Аккуратнее пришила пуговицу бабушка из семьи – приз в корзинку.

А сейчас мы узнаем, какая самая быстрая бабушка. Бабушки на скорость перематывают клубочки. Аккуратнее пришила пуговицу бабушка из семьи – приз в корзинку

Роль мамы

Ведущий: Какое первое слово произносит ребенок? Правильно: мама! мама – главное слово в жизни каждого человека. Как вы считаете, какую роль в семье играет мама? Высказывания воспитанников . В каждом оркестре есть дирижёр, есть исполнители и обязательно есть первая скрипка, которая выводит основную, главную мелодию. А в семье, как вы думаете, кто играет главную роль первой скрипки это конечно мама. В языке есть разные семейные слова, но среди них одно из важнейших – мама. Замечательная метафора живёт в сознании многих поколений людей. Родина-мать, а мы ее дети. Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Брюки кто ребятам шьет? Кто готовит и поет?

Мама кормит всю семью вкусно и питательно,

И продукты в магазине выбирает тщательно,

Нет семейного обеда без борща, котлет и хлеба. Читает Тамара.

Ведущий: Сейчас мы узнаем, в какой семье мама лучшая повариха!

Мамы вспоминают названия первого блюда на обед: супа и быстро его записывают на листочек. 2 минутки отводим на выполнение этого задания. Семья может помогать маме.

Помощницы засекают время. Раз, два, три – начали!

Супы и бульоны: борщ, борщ с фрикадельками, борщ украинский, борщ летний, борщ с грибами, щи из свежей капусты, щи из квашеной капусты, щи зеленые, щи летние, щи с фасолью, окрошка овощная окрошка мясная; Свекольник, рассольник, харчо, солянка. Мясная, солянка рыбная, солянка грибная. Суп овощной, суп грибной, суп картофельный, суп гороховый, суп куриный, суп-лапша, суп рисовый. Суп рыбный, уха, суп с фрикадельками,. суп с пельменями, суп с галушками, суп с сухариками. Суп молочный: рисовый, бульон куриный, бульон из дичи, бульон с гренками, бульон с клецками, бульон с яйцом. Суп-пюре: из картофеля, из тыквы, из зеленого горошка, из грибов. А теперь мы узнаем, что умеют, и как умеют стряпать наши мамы.

Молодцы мамы знают много супов и, наверное, вкусно их готовят!

А сейчас мы узнаем, что умеют, и как умеют стряпать наши мамы? А пока мамы работают. Семьи вспоминают сказки, которые рассказывает им перед сном бабушка.

Победила мама из семьи Петровых приз- в корзинку.! Молодцы! Больше сказок вспомнила семья Голубовых приз в корзинку!

Роль дедушки

Ведущий: А какую же роль в семье играет дедушка?

Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки: Высказывания ребят, обсуждение роли дедушки: главный умелец, все в доме ремонтирует-чинит, самый мудрый, строгий, добрый, учит уму-разуму, занимается внуком, внучкой, водит на прогулку, на спортивные занятия, по ягоды-грибы, главный воспитатель. ходит в магазин.и т.д.

Мудрый и строгий. Умелые руки.

Главное счастье для дедушки – внуки!

Дед хороший – просто клад

И мечта для всех внучат. Читает Женя.

Вот мы сейчас и посмотрим, какой дедушка лучше умеет играть с внуками, научит их чему- то полезному. Играет с внучкой, делает зарядку, говорит о ЗОЖ. Учит внука ухаживать за обувью,

Роль отца

Ведущий: Ребята, а какую роль в семье играет папа?

Высказывания ребят о роли отца в семье

Вы правы ребята, папа должен уметь все, и подремонтировать мебель, ь помогать маме по дому, и содержать семью.

Папа – сильный и большой, смелый, добрый и простой!

Он заботой и трудом всю семью содержит, дом!

Он не курит, жизнь здоровую ведет,

Он заботиться о детях, бережет свою семью,

И, конечно, очень любит милую жену свою!

Ведущий: Самое главное в семье, чтобы папа любил маму, а мама любила папу.А дети видели их хорошие отношения друг к другу в своей семье.

Игра: комплименты маме.

Папы говорят комплименты, маме а вся семья,слушает, учится.

Задание разыграть сценку.

Папа Петровых пришел с работы раньше обычного, поинтересовался как у мамы дела, как здоровье дедушки, как чувствует себя бабушка как у нее давление сегодня, как дела у дочери в школе, какие успехи у сына, По виноватому взгляду сына папа понял проблемы в школе. Сынок что случилось? Я получил двойку по поведению, я подрался.

Действия папы, действия мамы, участие бабушки и дедушки, объяснения сына.

Папа Голубовых. По пути с работы папа зашел в магазин купил продукты и решил сделать небольшие приятные моменты для своих членов семьи Обыграть ситуацию.

Папы все должны уметь и помогать мамам по хозяйству.

Посмотрим кто из пап самый быстрый и экономный.

Чистка картофеля

  1. Этап Роль ребенка.

Ведущий: Семья без ребенка – не семья.

А зачем семье нужен ребенок?

высказывания ребят.

Попрошу встать пап и мам. Сколько вас? А теперь попрошу встать детей. Сколько вас? Жили-были четыре человека, а после них на Земле осталось только два? А сколько детей должно быть в семье?

Высказывания ребят. Дети тоже помогают в семье.

Задание старшей девочке в семье Голубовых погладить белье. А бабушке семьи Петровых поучить внученьку стирке белья.

Изучим слово «семья» – СЕМЬ «Я»! Раньше считалось, что богатство семьи – это дети. Вот и считайте, сколько ребятишек нужно, чтобы было семь «Я.» Посчитали, все вместе поднимите руку и дайте ответ.

Что же такое семья, ребята? Высказывания ребят.

Семья – это наш дом, нам там уютно, тепло и безопасно. В семье нас кормят, одевают, воспитывают, лечат, учат, в семье есть свои традиции, вкусные и любимые всеми блюда. И у каждого в семье есть свои обязанности, главное – нас любят! Просто любят нас такими, какие мы есть. Вы правильно сказали, дети и все члены семьи должны помогать в семье. Играя. роли,вы выполняли определенные функции семьи назовите какие- хозяйственная , воспитательная, психологическая Воспитательная: воспитание детей, роль папы мамы в воспитании, бабушки, дедушки сестры, брата. Психологическая функция: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в которой человек может отдохнуть. Хозяйственная: уборка квартиры, доставка продуктов, стирка, готовка.

Творческая работа разработайте традиции своей семьи.

Воспитание в Японии
Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.
При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.
Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.
Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», – говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, – проповедует японская мораль.

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе манеры поведения благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Воспитание в семье до сих пор – важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы.
Вопреки распространенному мнению, количество работающих мам в США не так уж велико и имеет тенденцию к сокращению. Все больше родителей предпочитают семью работе и карьере. В Америке широко распространены разного рода клубы женщин с маленькими детьми, в которых мамы по очереди остаются с малышами своих подруг, соседей и единоверцев или встречаются на нейтральной территории (клуб, церковь, библиотека и т.д.) для общения, обмена опытом, а заодно – чтобы дети поиграли вместе. считать. Бабушки в США, как правило, не обременены заботами о внуках. Во многом такое отношение проистекает из старого пуританского идеала самостоятельности и самодостаточности. Дети – это проблемы родителей, и коль скоро те сочли себя достаточно взрослыми, чтобы иметь малышей, должны сами думать и том, кто будет ими заниматься. Кроме того, американцы – очень мобильная нация, по некоторым подсчетам, средний житель США меняет место жительства 4-5 раз в течение жизни, поэтому внуки живут далеко от бабушек и дедушек и видят их несколько зачастую раз в году. В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий. В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Важная черта семьи гостеприимство.

Не красна изба углами, а красна пирогами!

Праздник придет – гостей приведет.

Гостю щей не жалей, а погуще,налей!

Что есть в печи, все на стол мечи!

Гостеприимство очень важно для семьи!

Награждение участников грамотами, дипломами присвоение номинаций.

Игра закончена. Пора нам подвести итог, Вы можете сказать «Игра», а в ней большой ли толк? Но много лет назад Шекспир изрек: «Вся жизнь- «игра» И уточнил: « Театр весь мир». Жизнь режиссер и сценарист: В ней все и смех и боль. И каждый из людей артист. Свою играет роль. И коль сегодняшний театр пришелся по душе, в него вы будете играть до старости уже.

Рефлекия : Самое главное для человека в жизни это, семья! Это близкие и родные люди. Это те люди, о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья. Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья. Задумываться о том какая у тебя будет семья нужно уже сейчас. Обмен мнениями.

Американский специалист в области человеческих отношений Д.Карнеги выделил семь правил, следуя которым, супруги могут обеспечить себе счастливую семейную жизнь. Вот они:
1. Не ворчите.

2.Не старайтесь перевоспитать своего супруга.

3.Не критикуйте.

4.Искренне восхищайтесь достоинствами супруга.

5.Уделяйте внимание супруге.

6.Будьте вежливы.

7.Читайте литературу, как построить хорошие отношения счастливую семью.

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал.

Подготовка к игре . Игры-занятия: «Малыш просну лся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малы шу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, вос питательницы в группах детей второго года жизни; на блюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание ил люстраций на тему «Семья». На занятиях по конструиро ванию: постройка мебели.

Игровые роли. Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.

Ход игры .

В последующие дни многие дети уже могут в само стоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру соб ственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родите лями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педапч выясняет, у кого из детей есть младшие братья или счч тры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младшим брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же дет. в группу воспитатель приносит новую куклу-младенпа и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Банный день»

Цель . Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспи тание у детей любви к чистоте и опрятности, заботливо го отношения к младшим.

Игровой материал . Ширма, тазики, ванночки, строительный материал , игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре. Чтение произведений «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Просмотр мультфильма «Мойдодыр». Рассматривание картины, «Игра с куклой». Изготовление атрибутов для ванной коми.) ты, оборудование совместно с родителями большой комнаты (или бани) на участке.

Игровые роли . Мама, папа.

Ход игры . Игру воспитатель может начать с чтения произведения «Девочка чумазая» и «Купание» из книги А. Барто «Младший брат». Побеседовать по содержанию текстов. После этого целесообразно показать детям мультфильм К. Чуковского «Мойдодыр», рассмотреть картин и, «Игра с куклой» .1 также провести беседу «Как мы купались», в которой закрепить не только последовательность купания, но и уточнить представления детей об оборудовании ванной комнаты, о том, как внимательно, заботливо, ласково относятся мамы и папы к своим детям.

Также воспитатель может привлечь детей совместно с родителями принять участие в изготовлении атрибутов, оборудовании большой ванной комнаты (или бани) для кукол.

С помощью родителей и с участием детей можно со орудить вешалку для полотенец, решетку под ноги. Де ти могут сконструировать коробочки-мыльницы. Ска мейки и стулья для ванной комнаты могут быть изготов лены из крупного строительного материала или же мож но воспользоваться детскими стульчиками, скамеечками.

При проведении игры воспитатель говорит детям, что они вчера очень хорошо убрали в игровом уголке; помы ли все игрушки, красиво расставили их на полках. Гряз ными остались только куклы, поэтому нужно их помыть. Педагог предлагает устроить им банный день. Дети ставят ширму, приносят ванночки, тазики, сооружают из строительного материала скамейки, стульчики, под ноги ставят решетку, находят расчески, мочалки, мыло, Мыльницы. Вот баня и готова! Некоторые «мамы» Торопятся начать купать, не приготовив чистой одежды. Для кукол. Воспитатель спрашивает их: «А во что вы переоденете своих дочек?». «Мамы» бегут к шкафу, приносят одежду и складывают ее на стульчики. (У каждой куклы своя одежда). После этого дети раздевают и купа-|Ют кукол: в ванне, под душем, в тазике. Если возникает необходимость, воспитатель помогает детям, следит, чтобы они заботливо относились к куклам, называли их по именам; напоминает, что купать нужно осторожно, аккуратно, не налить воды в «уши». Когда куклы вымыты, их одевают, причесывают. После купания дети вы ливают воду, убирают ванную комнату.

Естественным продолжением этой игры может быть «Большая стирка».

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Большая стирка»

Цель. Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми. Воспи тание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам - результату ее труда.

Игровой материал. Ширма, тазики, ванночки, стро ительный материал, игровые банные принадлежности, предметы-заместители, кукольная одежда, куклы.

Подготовка к игре. Экскурсия в прачечную детского сада, наблюдения на прогулке за тем, как прачки развешивает белье, и помощь ей (подавать прищепки, уносить сухое белье). Чтение рассказа А. Кардашовой «Большая стирка».

Игровые роли. Мама, папа, дочка, сын, тетя.

Ход игры. Перед тем как начать игру воспитатель про сит детей понаблюдать за трудом мамы дома, помочь сп во время стирки. Затем педагог читает рассказ А. Кардашовой «Большая стирка».

После этого, если у детей не возникает желания по играть самостоятельно в игру, то воспитатель может предложить им сам устроить «большую стирку» или вынес I и на участок ванночку и белье.

Далее педагог предлагает детям следующие роли «мама», «дочка», «сын», «тетя» и др. Можно развить, следующий сюжет: у детей грязная одежда, нужно к постирать и всю одежду, которая запачкалась. «Мама» будет руководить стиркой: какую одежду нужно стирать первой, как полоскать белье, где нужно развесить бе лье, как погладить.

Воспитатель должен умело использовать ролевые от ношения во время игры для предупреждения конфликта и формирования положительных реальных взаимо отношений.

При последующем проведении игры педагог может использовать другую форму: игра в «прачечную». Ес тественно, перед этим должна быть проведена соответствующая работа по ознакомлению с трудом прачки.

Во время экскурсии в прачечную детского сада воспитатель знакомит детей с трудом прачки (стирает, под синивает, крахмалит), подчеркивает общественную зна чимость ее труда (она стирает постельное белье, поло тенца, скатерти, халаты для сотрудников детского сада). Прачка очень старается - белоснежное белье всем при ятно. Стиральная машина, электроутюги облегчают труд прачки. Экскурсия способствует воспитанию у детей уважения к труду прачки, бережного отношения к чис тым вещам - результату ее труда.

Поводом для возникновения игры в «прачечную» часто бывает внесение воспитателем в группу (или на участок) предметов и игрушек, необходимых для стирки.

Детей привлекает роль «прачки», потому что им «ин тересно стирать», особенно в стиральной машине. Что бы предотвратить возможные конфликты, педагог пред лагает им работать в первую и вторую смены, как в пра чечной.

Средняя группа Сюжетно-ролевая игра « Автобус» («Троллейбус»)

Цель. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Фор мирование положительных взаимоотношений между деть ми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

Игровой материал. Строительный материал, игрушеч ный автобус, руль, фуражка, палка милиционера-ре гулировщика, куклы, деньги, билеты, кошельки, сум ка для кондуктора.

Подготовка к игре. Наблюдения за автобусами на ули це. Экскурсия на автобусную остановку. Поездка в ав тобусе. Наблюдение за играми старших детей и совмест ные игры с ними. Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Автобус». Рисование автобуса. Изготовление совместно с воспитателем атрибутов для игры. Про смотр фильма.

Игровые роли. Водитель, кондуктор, контролер, милиционер-регулировщик.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю нужно на чать с наблюдения за автобусами на улице. Хорошо если это наблюдение провести на автобусной остановке, так как здесь дети могут наблюдать не только за движением автобуса, но и за тем, как входят и выходят из нею пассажиры, а в окна автобуса увидеть водителя и кондуктора.

После такого наблюдения, которым руководит вое питатель, привлекая и направляя внимание детей, поясняя им все, что они видят, можно предложить детям на занятии нарисовать автобус.

Затем педагогу надо организовать игру с игрушечным автобусом, в которой дети смогли бы отразить свои впе чатления. Так, надо сделать автобусную остановку, где автобус будет замедлять ход и останавливаться, после чего снова отправляться в путь. Маленьких куколок мож но сажать на остановке в автобус и везти до следующей остановки в другом конце комнаты.

Следующим этапом в подготовке к игре должна быть поездка детей на настоящем автобусе, во время которой педагог многое показывает и объясняет им. Во время такой поездки очень важно, чтобы дети поняли, как сложна работа водителя, и понаблюдали за ней, поняли смысл деятельности кондуктора и посмотрели, как он работает, как он вежливо ведет себя с пассажирами. В простой и доступной форме педагог должен объяснить детям правила поведения людей в автобусе и других ви дах транспорта (если тебе уступили место, поблагодари; сам уступи место старику или больному человеку, кото рому трудно стоять; не забудь поблагодарить кондукто ра, когда он даст тебе билет; садись на свободное место, а не требуй обязательно места у окна и т. д.). Педагог обязательно должен объяснять каждое правило поведе ния. Надо, чтобы дети поняли, почему старику или инвалиду надо уступать место, почему нельзя требовать для себя лучшего места у окна. Такое объяснение по может детям практически овладеть правилами поведе ния в автобусах, троллейбусах и т. д., а потом, закреп ляясь в игре, они войдут в привычку, станут нормой их поведения.

Еще один из важных моментов во время путешествия в автобусе - объяснить детям, что поездки не самоцель, что люди совершают их не ради удовольствия, получае мого от самой езды: одни едут на работу, другие - в зоо парк, третьи - в театр, четвертые - к доктору и т. д. Водитель и кондуктор своим трудом помогают людям бы стро доехать туда, куда им нужно, поэтому их труд поче тен и нужно быть благодарным им за это.

После такой поездки педагогу надо провести с детьми беседу по картине соответствующего содержания, пред варительно внимательно рассмотрев ее с ними. Разби рая с детьми содержание картины, нужно рассказать, кто из изображенных на ней пассажиров куда едет (ба бушка с большой сумкой - в магазин, мама везет дочку в школу, дядя с портфелем - на работу и т. д.). Затем можно совместно с детьми изготовить атрибуты, кото рые понадобятся для игры: деньги, билеты, кошельки. Воспитатель, кроме того, делает сумку для кондуктора и руль для водителя.

Последним этапом в подготовке к игре может быть просмотр фильма, в котором показана поездка в авто бусе, деятельность кондуктора и водителя. При этом воспитатель должен объяснить детям все, что они ви дят, и непременно задавать им вопросы.

После этого можно начинать игру.

Для игры воспитатель делает автобус, сдвигая стульчи ки и ставя их так, как расположены сиденья в автобусе. Все сооружение можно огородить кирпичиками из большого строительного набора, оставив спереди и сзади по двери для посадки и высадки пассажиров. В заднем конце автобуса педагог делает место кондуктора, в переднем место водителя. Перед водителем - руль, который прикрепляется либо к большому деревянному цилиндру из стро ительного набора, либо к спинке стула. Детям для игры раздаются кошельки, деньги, сумки, куклы. Попроси и водителя занять свое место, кондуктор (воспитатель) веж ливо предлагает пассажирам войти в автобус и помогает им удобно разместиться. Так, пассажирам с детьми он предлагает занять передние места, а тем, кому не хватило сидячих мест, советует держаться, чтобы не упасть во вре мя езды, и т. д. Размещая пассажиров, кондуктор попут но объясняет им свои действия («У вас на руках сын. Дер жать его тяжело. Вам надо присесть. Уступите, пожалуй ста, место, а то мальчика держать тяжело. Дедушке тоже надо уступить место. Он старый, ему трудно стоять. А вы сильный, вы уступите место дедушке и держитесь рукой тут, а то можно упасть, когда автобус быстро едет», и т. д.). Затем кондуктор раздает пассажирам билеты и попутно выясняет, кто из них куда едет и дает сигнал к отправлению. В пути он объявляет остановки («Библио тека», «Больница», «Школа» и т. д.), помогает выйти из автобуса и войти в него пожилым людям, инвалидам, дает билеты вновь вошедшим, следит за порядком в автобусе.

В следующий раз роль кондуктора воспитатель может поручить уже кому-нибудь из детей. Педагог направляет и фу, став теперь одним из пассажиров. Если кондуктор забывает объявлять остановки или во время отправлять ав тобус, воспитатель напоминает об этом, при чем, не на рушая хода игры: «Какая остановка? Мне надо в аптеку . Пожалуйста, скажите мне, когда выйти» или «Вы забыли дать мне билет. Дайте, пожалуйста, билет» и т. д.

Некоторое время спустя педагог может ввести в игру роль контролера, проверяющего у всех ли есть билеты, и роль милиционера-регулировщика, который то разре шает, то запрещает движение автобуса.

Дальнейшее развитие игры должно быть направлено по линии объединения ее с другими сюжетами и под ключения к ним.

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»

Цель. Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, твор ческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Вос питание у детей уважения к труду шофера.

Игровой материал. Машины различных марок, свето фор, бензозаправочная колонка, строительный матери ал, рули, фуражка и палка милиционера-регулировщика, куклы.

Подготовка к игре . Наблюдения за машинами на ули це, целевые прогулки к автопарку, бензоколонке, га ражу. Игра-занятие «Шоферы уходят в рейс». Наблю дение за играми старших детей и совместные игры с ними. Разучивание подвижной игры «Пешеходы и так си». Чтение и рассматривание иллюстраций по теме «Шоферы». Чтение рассказов из книги Б. Житкова «Чти я видел?». Постройка гаража для нескольких машин и грузового автомобиля из строительного материала. По стройка из песка мостов, туннелей, дорог, гаражей.

Игровые роли. Шоферы, механик, бензозаправщик, диспетчер.

Ход игры. Подготовку к игре воспитателю следует на чать с организации специальных наблюдений за| деятельностью шофера. Они должны направляться пе дагогом и сопровождаться его рассказом, объяснением Очень хорошим поводом для первого детального знаком ства детей с работой шофера может служить наблюден п за тем, как в детский сад привозят продукты. Показан и объяснив, как шофер привез продукты, что он привез м что из этих продуктов потом будут готовить, надо осмот реть с детьми машину, в том числе и кабину шофера. Желательно организовать постоянное общение с шофе ром, который привозит продукты в детский сад. Дети наблюдают за его работой, помогают разгружать машину.

Следующий этап в подготовке к игре - это наблюде ние за тем, как привозят продукты в соседние магази ны. Гуляя с детьми по улице, можно остановиться то у одного, то у другого магазина и понаблюдать, как выг ружают привезенные продукты: молоко, хлеб, овощи, фрукты и т. д. В результате такого наблюдения ребята должны понять, что быть шофером - это вовсе не зна чит просто крутить руль и гудеть, что шофер ездит на машине для того, чтобы привезти хлеб, молоко, и т. д.

Также перед началом игры воспитатель организует экскурсии в гараж, к бензозаправочной колонке, к ожив ленному перекрестку, где есть милиционер-регулиров щик.

Воспитателю желательно провести еще одну экскур сию в гараж, но не в любой гараж, а в тот, где работает шофером папа одного из воспитанников данной груп пы, там папа расскажет о своей работе.

Эмоционально окрашенные представления детей о труде родителей, его общественной пользе являются од ним из факторов, побуждающих ребенка брать на себя роль отца или матери, отражать в игре их деятельность в быту и на производстве.

Впечатления, полученные детьми во время таких про гулок и экскурсий, надо закрепить в беседе по картине или по открыткам. В ходе этих бесед воспитателю необ ходимо акцентировать общественную значимость деятель ности шофера, подчеркнуть значение его деятельности для других.

Затем воспитатель может организовать обыгрывание игрушечных автомобилей. Например, детям дают вылепленные ими на занятиях овощи, фрукты, хлебные и кондитерские изделия, мебель, сделанную из бумаги. Воспитатель советует отвезти продукты в детский сад, товары в магазин, перевезти из магазина мебель в новый дом, покатать кукол, отвезти их на дачу ит. д.

Для обогащения опыта детей, их знаний надо показать ребятам на улице разнын машины (для перевозки молока, хлеба, грузовые, легковые, пожарную, скорую медицинскую помощь , по возможности показать в действии машины, поливающие улицы, подметающие, посыпающие песком), объясняя назначение каждой из них. При этом педагогу надо подчеркнуть, что все, что делают эти машины, можно осуществить только благодаря деятельности шофера.

Педагогу также следует закрепить полученные детьми во время прогулок и экскурсий знания, рассматривая с ними картины, изображающие улицу с различными видами машин, и в подвижной игре с элементом сюжета. Для этой игры надо приготовить картонные рули и палочку для регулировщика. Суть игры заключается в том, что каждый ребенок, управляя рулем, движется по комнате в том направлении, которое указывает ему милиционер своей палочкой (или рукой). Регулировщик может менять направление движения, останавливать транспорт. Эта простая игра при хорошей организации доставляет детям много радости.

Одним из этапов в подготовке детей к сюжетной игре может быть просмотр фильма, показывающий какой-нибудь конкретный случай деятельности шофера и разные виды машин.

Одновременно на протяжении двух недель желательно прочитать несколько рассказов из книги Б. Житкова «Что я видел?», провести несколько занятий по конструированию из строительного материала («Гарапж для нескольких автомашин», «Грузовой автомобиль») с последующим обыгрыванием построек. Хорошо разучить с детьми подвижную игру «Цветные автомобили» и музыкально-дидактическую игру «Пешеходы и такси» (муз. М. Завалишиной).

На участке дети вместе с воспитателем могут украсить разноцветными флажками большой грузовой автомобиль, возить на нем кукол, на прогулках строить в песке мосты, туннели, дороги, гаражи.

Проведение игры можно начать в разных вариантах.

Первый вариант может быть следующим. Воспитатель предлагает детям переехать на дачу. Сначала педагог предупреждает детей о предстоящем переезде и что надо собрать вещи, погрузить их в машину и сесть самим. После этого воспитатель назначает водителя. По дороге обязательно надо рассказывать детям о том, мимо чего проезжает машина. В результате этого переезда кукольный уголок перемещается в другую часть комнаты. Разобрав вещи на даче и устроившись на новом месте, педагог попросит шофера привезти продукты, потом повезти детей в лес за грибами и ягодами или на речку купаться и загорать и т. д.

Дальнейшее развитие игры должно идти по линии подключения ее к другим игровым темам, таким как «Магазин», «Театр». «детский сад» и др.

Еще одним из вариантов развития данной игры может быть следующий. Воспитатель берет на себя роль «шофера», производит осмотр машины, моет ее, с помощью детей заправляет бак бензином. Затем у «диспетчера» выписывает путевой лист, в котором указано, куда ехать и что перевозить. «Шофер» уезжает на строительство жилого дома. Далее сюжет развивается таким образом: шофер помог построить дом.

Затем в игру воспитатель вводит несколько ролей «шоферов», «строителей». Дети вместе с воспитателем строят новый дом для Яси и ее мамы и папы.

После этого педагог призывает детей поиграть самостоятельно и напоминает детям, что они и сами могут поиграть, как захотят.

При последующем проведении игры в «шоферов» воспитатель вносит новые игрушки – машины различных марок, которые он изготавливает вместе с детьми, светофор, бензозаправочную колонку и др. Также дети совместно с воспитателем могут сделать новые недостающие игрушки (инструменты для ремонта автомобилей, фуражку и палку милиционера-регулировщика), усовершенствовать готовые игрушки (приделать при помощи пластилина багажник к легковой машине или дугу к автобусу, превращая его в настоящий троллейбус). Все это способствует поддержанию интереса к устройству, назначению и способам использования игрушки в игре.

В этом возрасте игры детей в «шоферов» тесно переплетаются с играми в «строительство», поскольку шоферы помогают строить дома, заводы, плотины.

Средняя группа

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель . Развитие интереса в игре. Формирование по ложительных взаимоотношений между детьми.

Игровой материал. Кукла - младенец, атрибуты для оборудования домика, кукольная одежда, посуда, ме бель, предметы-заместители.

Подготовка к игре . Игры-занятия: «Малыш просну лся», «Как будто мамы нет дома», «Приготовим малы шу обед», «Кормление малыша», «Куклы собираются на прогулку». Наблюдения за работой няни, вос питательницы в группах детей второго года жизни; на блюдение за тем, как мамы гуляют с детьми. Чтение художественной литературы и рассматривание ил люстраций на тему «Семья». На занятиях по конструиро ванию: постройка мебели.

Игровые роли . Мама, папа, младенец, сестра, брат, шофер, бабушка, дедушка.

Ход игры. Игру воспитатель может начать с чтения художественного произведения Н. Забилы «Ясочкин са дик», одновременно в группу вносится новая кукла Ясоч-ка. После чтения рассказа педагог предлагает детям по играть так, как Яся, помогает приготовить игрушки для игры.

Затем воспитатель может предложить детям по фантазировать, как бы они играли, оставшись дома одни.

В последующие дни воспитатель вместе с детьми мо жет оборудовать домик на площадке, в котором будет жить Ясочка. Для этого нужно убрать в домике: помыть Пол, повесить шторы на окна. После этого педагог может побеседовать в присутствии детей с родителями недавно переболевшего ребенка о том, чем он болел, как мама и папа заботились о нем, как лечили его. Также можно провести игру-занятие с куклой («Ясочка простудилась»).

Затем воспитатель предлагает детям самостоятельно поиграть в «семью», наблюдая со стороны за игрой.

При последующем проведении игры педагог может внести новое направление, предложить детям поиграть, как будто бы у Яси день рождения. Перед этим можно вспомнить, что делали дети, когда у кого-то в группе праздновался день рождения (дети по секрету готовили подарки: рисовали, лепили, приносили из дому от крытки, мелкие игрушки. На празднике поздравляли именинника, играли в хороводные игры, плясали, чи тали стихи). После этого педагог предлагает ребятам на занятии по лепке слепить бублики, печенье, кон феты - угощение, а вечером отпраздновать день рож дения Ясочки.

В последующие дни многие дети уже могут в самостоятельных играх с куклами развивать различные вари анты празднования дня рождения, насыщая игру соб ственным опытом, приобретенным в семье.

С целью обогащения знаний детей о труде взрослых воспитатель, предварительно договорившись с родителями, может дать детям поручение помочь дома маме и приготовлении еды, в уборке комнаты, в стирке, а по том рассказать об этом в детском саду.

Для дальнейшего развития игры в «семью» педагог выясняет, у кого из детей есть младшие братья или счч тры. Можно детям прочитать книгу А. Барто «Младшим брат» и рассмотреть в ней иллюстрации. В этот же дет. в группу воспитатель приносит новую куклу-младенпа и все необходимое для ухода за ней и предлагает детям представить, как будто у каждого из них есть маленький братик или сестричка, рассказать, как бы они помогали маме ухаживать за ним.

Воспитатель может также организовать игру в «семью» на прогулке.

Игру можно предложить группе детей из трех чело век. Распределить роли: «мама», «папа» и «сестра». В центре внимания игры кукла-младенец «Алеша» и новая кухонная посуда. Девочкам можно предложить убрать в игровом домике, переставить мебель, выбрать поудоб нее место для «Алешиной» колыбели, постелить постель, перепеленать малыша, уложить его спать. «Папу» мож но отправить на «базар», принести траву - «лук». После этого в игру воспитатель может включить и других детей по их желанию и предложить им роли «Ясочки», «друга папы - шофера», который может отвезти всю семью в лес отдыхать, и т. д.

Воспитатель должен предоставлять детям самостоятель ность в развитии сюжета, но также внимательно следить за игрой и умело использовать ролевые взаимоотноше ния детей для укрепления реальных положительных вза имоотношений между ними.

; Закончить игру воспитатель может предложением идти (всей семье обедать в группу.

Сюжет игры в «семью» воспитатель совместно с детьми может постоянно развивать, переплетая с играми в «детский сад», в «шоферов», «мамы и папы», «бабуш ки и дедушки». Участники игры в «семью» могут отво дить своих детей в «детский сад», принимать участие в (утренниках», «днях рождения», чинить игрушки; «мамы и папы» с детьми в роли пассажиров отправляться в автобусе на загородную прогулку в лес, или «шофер» отвозить на «скорой помощи» маму с заболевшим сы нишкой в «больницу», где его принимают, лечат, ухаживают, и т. д.

Продолжением игры в «семью» может быть игра «Бан ный день».


Конспект непосредственно образовательной деятельности в

подготовительной группе с ОВЗ.

Сюжетно-ролевая игра:

«Семья. Ждём гостей. Магазин».

Должность: воспитатель

Место работы:

ОГКУСО «Центр помощи детям, оставшимся

без попечения родителей, г. Черемхово»

2014г.

Цель:
Обогащать игровой опыт детей, расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов.
Задачи:
1 Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. 2 Учить готовить обстановку для игры, подбирать предметы-заместители и атрибуты. 3 Формировать положительные взаимоотношения между детьми. 4 Корригировать связную речь детей, зрительное и слуховое внимание. 5 Воспитывать желание заботиться о близких, чувство гордости за свою семью.
Словарная работа:
Будьте добры, возьмите пожалуйста, спасибо за покупки.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций на тему «Семья» А.Л. Барто «Младший брат», Е.А. Благинина «Бабушка» Обыгрывание проблемных ситуаций: «Мама спешит на работу и не успевает закончить домашние дела», «Ребёнок не хочет вовремя ложиться спать» Постройка мебели, просмотр видеофильма «Семья на прогулке», дидактическая игра «Кому, что надо для работы?»,
Оборудование:
Прилавок, касса, муляжи фруктов и овощей, детская посуда, печь, телевизор(просмотр видеофильма «Моя семья», записи –звуки шум машин на дороге, звонка, детская песня «Рядом вся моя семья»), готовое тесто, детская печь, кукла, игрушки-заместители.
Интеграция:
«Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Ход игры:

I Вводная часть
(дети заходят под тихую музыку): Собрались все дети в круг. Я-твой друг и ты-мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся. Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Вот мы с вами улыбнувшись, подружились. В: Ребята вы слышите звучит музыка, внимательно послушайте песенку. Звучит песня: «Про семью» Воспитатель: Как вы думаете о ком эта песня? (о папе, маме, дочке, сыночке, дедушке, бабушке) Одним словом о ком? (о семье),А кто такие бабушка и дедушка?(родители папы или мамы), Кто в игре может играть-маму, бабушку, папу, дедушку,сына? Какой работой занимается дома мама, папа, сын, дочка? А вы хотите поиграть? Как вы думаете в какую игру мы будем играть? (ответы детей)
Сюжет игры:
Жить наша бабушка с дедушкой будут в деревне, а дом будет находится здесь, а папа, мама и сыночек живут в этой квартире (воспитатель объясняет, что в каждой семье существует такая традиция-на выходные приезжают бабушка с дедушкой) Бабушка может позвонить по телефону и сказать, что они приедут на выходные, что они хотят навестить их. Мама с папой готовятся к приезду.(мама печёт пирог, папа отправляется за покупками в магазин, а сыночек помогает маме по дому) .Бабушка с дедушкой так же собираются, они берут гостинцы(сладости, угощения), дедушка готовит машин к поездке.
II Распределение ролей
-Воспитатель: Как вы думаете с чего начнём игру? Правильно, сначала распределим роли, кто будет папой, мамой, дедушкой, бабушкой, сыном, продавцом. А сами сможете договориться между собой и выбрать себе роль.(возникает ситуация-два ребёнка выбирают одну роль и договариваются между собой: Давай я буду папой, а ты дедушкой, а вечером можно ещё поиграть, тогда ты будешь папой, а я дедушкой, хорошо.) Воспитатель: спрашивает у детей: Для игры чего-то не хватает, что?(в магазине нет весов), нет телефона, как же быть?(дети находят для игры предметы заместители)А у меня остались очки, косынка, кепка они нам понадобятся для игры? (для роли бабушки косынка и очки, кепка и борода для роли дедушки) Самое главное условие игры: какие слова мы говорим когда друг с другом общаемся- в семье, магазине, когда встречаем гостей? («будьте добры», «Спасибо», «пожалуйста» и т.д.)
III Ход игры:
Раздаётся телефонный звонок: Бабушка- Здравствуй доченька, как у вас дела, чем занимаетесь? Мы собираемся к вам приехать навестить вас, соскучились.
Мама: Здравствуй мамочка, у нас всё хорошо, приезжайте, мы вас будем ждать. Готовимся встречать бабушку с дедушкой. Мама говорит о том, что в доме недостаточно продуктов и просит сходить в магазин. А сына просит, чтобы он помог навести порядок. Папа отправляется в магазин за покупками. Диалог между покупателем и продавцом: П: Будьте добры,свешайте мне 3 яблока, (продавец кладёт в мешочек и взвешивает на весах) А вы не подскажите, какие купить конфеты? Продавец: Купите эти конфеты, вкусные с яблочной начинкой. Папа: Сколько стоят? Продавец: пять рублей.(продавец упаковывает, взвешивает и подаёт покупателю, пробивает на кассе. С вас пожалуйста 10 рублей (покупатель рассчитывается карточкой) А я могу оплатить карточкой? Продавец благодарит покупателя за покупку. Возьмите пожалуйста чек и карточку. Спасибо за покупку, будем рады вас видеть, приходите к нам ещё. В этот момент заходит ещё один покупатель(воспитатель) и грубо разговаривает с продавцом, а первый покупатель: «Почему вы грубите, ведёте себя не прилично, извинитесь перед продавцом, нельзя себя так вести. Второй покупатель извиняется и покупает покупки. После похода в магазин, возвращается домой и помогает по дому: Моет фрукты, вместе накрывают на стол. Папа: А где у нас салфетки? Предлагает помочь накрыть на стол. Мама: Ну вот у нас всё готово, скоро бабушка с дедушкой приедут. Бабушка с дедушкой в дороге ведут диалог между собой(фонограмма шум машин на дороге), приезжают(фонограмма сигнала машины) и подходят к квартире.(фонограмма звонка в дверь Приветствуют друг друга: «Здравствуйте, наши родные,как мы соскучились. (помогают раздеться) Сыночек приглашай бабушку с дедушкой» Приглашают пройти, помыть руки: «Помойте руки и проходите на кухню, помойте руки, садитесь за стол» Мама берёт из духовки пирог, разрезает, наливает чай. "Угощайтесь, берите фрукты, конфеты, попробуйте пирог. Мама говорит: «Сыночек я так устала, налей пожалуйста чай, поухаживай за бабушкой и дедушкой. Бабушка спрашивает внука про учёбу, про друзей. Хвалят, какой помощник, как вырос и т.д. Мама: Расскажите как к нам доехали, не устали в дороге? Бабушка, дедушка: Доехали хорошо, на дороге мало машин. Мама: Вам понравился пирог? Сыночек подогрей пожалуйста, чай остыл холодный. (пирог очень вкусный, хвалят маму) Папа предлагает посмотреть фильм о своей семье, который снимали несколько лет назад, где сынок совсем маленький. Проходите присаживайтесь на диван, а мы уберём со стола, Димочка сыночек подай
бабушке очки, она плохо видит. (Просмотр фильма, между членами семьи идёт диалог-обсуждение) Дедушка: Скоро стемнеет, нам пора ехать домой, прощаются.
III Анализ. Итог.
Воспитатель: Вам понравилась игра? (ответы детей) Как вы думаете, какой была наша семья?(дружной, заботливой) Женя, а тебе кто понравился в игре? Как играл? Почему? (у каждого ребёнка) Почему? (мама была заботливой, хорошей хозяйкой, папа-маме помогал, бабушка, дедушка- дружные, добрые, продавец- вежливый, сын-помощник, послушный, добрый). Хотели бы ещё поиграть в эту игру? Воспитатель: Пожелание детям. В конце дети предлагают угостить присутствующих гостей. (Ребёнок обращается к воспитателю: У нас много гостей, а гостей принято угощать, давайте угостим?Берут поднос с конфетницей предлагают гостям: Угощайтесь, пожалуйста. Проведено 25.04.2014г.

Сюжетно-ролевая игра «Семья». Конспект игрового занятия в старшей группе.

Цель: организация социально-личностного развития детей 4-5 лет на основе сюжетно - ролевой игры.

Задачи:

1. Способствовать обогащению социально - игрового опыта на основе объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

2. Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (мама-ребенок, врач-пациент, фармацевт - клиент) .

3. Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли.

4. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

Методы и приемы:

1. обогащение содержания игры путем внесения новой игрушки - пупса (в семье появился малыш) ;

2. введение проблемной ситуации (малыш заболел) ;

3. задания по подбору игрового оборудования, по изготовлению игрушек - самоделок;

4. напоминание о прошлых играх, о том, что уже видели;

5. беседа по поводу дальнейшего хода игры;

6. советы;

7. беседа-рассказ о возможных действиях детей в той или иной роли;

8. напоминания по использованию в игре знаний, полученных на занятиях;

9. индивидуальные задания, поручения;

10. наводящие вопросы;

11. своевременное изменение игровой среды;

12. создание практических ситуаций, где дети проявляют чувство ответ-ственности за выполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание нравственных норм поведения;

13. косвенное руководство игрой;

14. раскрытие перед детьми лучших качеств каждого ребенка, поддержка его предложений;

15. поощрение;

16. подведение итогов.

Предварительная работа:

1. Беседы на тему: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто кем работают»;

2. рассказы о профессиях медработников, «Скорой помощи»;

3. рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме;

4. наблюдения прогулки мам с маленькими детьми;

5. обучающие игры «Приготовим куклам обед», «Купание куклы», «Даша проснулась», «Кукла хочет спать», «Куклы собираются на прогулку»;

6. совместные игры детей с воспитателем;

7. чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Аленушка» Е. Благининой, «Мой Мишка» З. Александровой, «Бабушка - забота» Е. Благининой, Корней Чуковский «Айболит».

8. сюжетно ролевые игры: «Угощение», «Стройка», «Маленький по-мощники», «Дочки - матери»

Словарная работа: фармацевт, педиатр, врач «Скорой помощи»

Атрибуты: игровой уголок «Семья», кукла-пупс, машина «Скорой помощи», игрушечные мед. инструменты, белый халат для врача и фармацевта, игрушечный телефон, игрушки.

Интеграция с образовательными областями: «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы»

Игровые роли: мама, папа, бабушка, старшая дочь, врач «Скорой помощи», дежурная мед. сестра, фармацевт, шоферы, строители.

Ход совместной деятельности.

(Слышится плач ребенка)

Воспитатель: Ребята, кто это плачет? Достает из коляски куклу-пупса… Кто это?

Дети: малыш!

Воспитатель: Как вы думаете, почему он плачет? Кто ему нужен?

Дети: ему нужны мама и папа.

Воспитатель: Конечно, малышу нужны мама и папа. Значит, ему нужна семья.

Дети высказывают желания по распределению ролей.

Каждый ребенок рассказывает о выбранной в игре роли.

Ребенок – мама. Я будузаботится о всех членах семьи, готовить еду, стирать одежду.

Ребенок – папа . Я буду зарабатывать деньги, помогать маме по дому и хозяйству, следить за чистотой машины и ездить за покупками.

Воспитатель: можно в нашей семье я буду бабушкой?

Дети: бабушка читает внукам сказки, воспитывает их, печет пироги, вяжет теплые носочки и красивые вещи.

Воспитатель: Что делают дети в семье?

Ребенок - дочь: помогаю маме и папе.

Воспитатель: очень хорошо! Теперь у малыша есть мама, папа, сестричка и бабушка. А вот как зовут малыша неизвестно. Как же мама с папой назовут мальчика?

Дети (члены семьи придумывают имя «сыночку»)

Воспитатель: ребята, у нас много детей, все хотят с нами играть. У нас еще будет работать аптека и пункт скорой медицинской помощи.

Идет распределение ролей.

Воспитатель: Кто из вас хочет быть врачом? Кто мед. сестрой? Кто водителем скорой помощи? А кто фармацевтом?

Воспитатель: Врач, что ты будешь делать на своем рабочем месте?

Ребенок – врач: я буду оказывать помощь больным, назначать лекарства, мерять давление и температуру.

Ребенок – медсестра: я буду помогать доктору, выписывать рецепты, ставить уколы, принимать вызов по телефону.

Ребенок – водитель «скорой помощи»: я буду следить за тем, чтобы машина работала, была чистой и возить врача на вызовы.

Ребенок – фармацевт :я буду делать и продавать лекарства.

Дети выбирают для игры место и готовят атрибуты.

Бабушка: доброе утро! Как хорошо, что сегодня выходной день. Как вам всем спалось?

Мама: доброе утро, вот и детки проснулись. Мы спали хорошо, только сыночку не спалось, он капризничал, наверное, ему нужна новая соска.

Папа: я могу съездить в аптеку купить сыночку новую соску.

Бабушка: может-быть еще что-нибудь нужно купить в аптеке для малыша?

Мама: да, вот еще закончилось детское питание, памперсы и клееночку нужно купить.

Папа обращается к бабушке: А Вам, что купить?

Бабушка: Мне доктор выписал рецепт на новые очки. Купи мне их, пожалуйста. Вот возьми рецепт. Дима ты хорошо запомнил, что нужно купить? Виолетта, напиши ему список а то он что-нибудь забудет.

Мама пишет список и перечисляет, что нужно купить .

Папа идет в гараж - протирает машину, заводит ее, едет в «Аптеку».

Бабушка: посмотри, внученька, мне кажется - маленький опять капризничает.

Дочка: а он мокрый, его нужно искупать и переодеть.

Мама: дочка мне нужна твоя помощь, пойдем в ванную, поможешь мне ку-пать малыша.

Бабушка напоминает, что нужно постелить пеленочку и полотенце.

Купая ребенка, мама приговаривает: водичка, водичка, умой мое личико…

Затем куклу одевают и укладывают в кроватку.

Папа вернулся с покупками.

Бабушка: Виолетта, разбери сумки и посмотри: Дима ничего не забыл?

Мама. Вот: новая соска, очки для бабушки, детское питание, клееночка и памперсы.

Мама просит дочку помыть соску, а сама идет накрывать стол к обеду.

Бабушка спрашивает: «Что у нас сегодня на обед? »

Мама: борщ, котлета, пюре и салат. А для маленького - молочная кашка.

Накрывает на стол и семья садится обедать.

После обеда бабушка предлагает маме остаться дома и навести порядок, а она с внуками пойдет на прогулку. Мама помогает бабушке собрать детей на прогулку.

После возвращения с прогулки мама обнаружила, что маленький заболел.

Папа: ребенок заболел! Нужно срочно вызывать скорую помощь.

Папа по телефону вызывает «скорую помощь».

Здравствуйте! Можно вызвать врача на дом.

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Заболел ребенок.

Врач: Назовите ваш адрес.

Врач: Ждите, выезжаем!

Приезжает бригада «скорой помощи», папа встречает и приглашает в дом.

Бабушка предлагает вымыть руки.

Врач осматривает ребенка, ставит градусник, выписывает рецепт, медсестра делает укол, капает в ротик микстуру от температуры. Желают скорейшего выздоровления.

Семья провожает доктора.

Мама радостно объявляет, что ребенок выздоровел.

Бабушкас мамой наводят порядок в комнате и укладывают детей спать, напоминая о том, что завтра рабочий день и всем рано вставать.

Итог игры: игра закончена, наводим порядок.

В какую игру мы играли?




Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные