Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Выбирая обои, мебель, шторы или любую другую вещь для интерьера своей квартиры, мы в первую очередь обращаем внимание на цвет предмета. Расцветка, это один из основных критериев, который влияет на решение о покупке той или иной вещи для дома. И каково же бывает разочарование, когда видя покупку у себя дома, мы обнаруживаем, что в нашей квартире цвет у неё вдруг стал совсем другим и смотрится уже не так очаровательно, как в магазине. А виноват в этой, довольно распространенной проблеме, метамеризм , термин обозначающий изменение цвета в зависимости от условий наблюдения (освещения и т.д.).

Различают 4 основных вида метамеризма:

Метамеризм излучения – изменение цвета в зависимости от источника освещения;

Метамеризм наблюдателя – естественное явление и давно известный факт, что все люди индивидуально воспринимают цвет, поэтому для разных людей один и тот же цвет будет выглядеть по разному;

Метамеризм размера измеряемого поля – изменение восприятия цвета в зависимости от его площади, многие цвета становятся более «агрессивными» при большей занимаемой площади;

Метамеризм геометрии или угла обзора – изменение цвета в зависимости от угла обзора наблюдателя. Особенно этот эффект заметен на металлизированных или покрытых специальными красками поверхностях.

Как свет меняет цвет?

Цвет в Вашем доме всегда зависит от освещения. Если Вы наблюдательны, то наверняка и сами это уже заметили. При дневном освещении цвет стен один, а вечером, когда включаются источники света, цвет стен меняется и становится уже другим. И конечно это касается всех поверхностей в комнате.

Именно поэтому рекомендуется все отделочные материалы проверять при разных источниках света и обязательно дома, чтобы не было неожиданных сюрпризов. Ведь довольно часто бывает, что в магазине обои нравятся, а принесли домой – и уже цвет не тот.

В изменении цвета под воздействием света есть определенные закономерности. Обобщить их можно примерно так: при теплом свете теплые цвета становятся мягче и нежнее, а холодные цвета тускнеют и сереют. При холодном свете наоборот, холодные цвета становятся ярче и лучистее, а теплые цвета приобретают сероватый оттенок.

Это надо обязательно учитывать при покупке ламп для ваших светильников. Лампы накаливания, которые на сегодня уже уходят в прошлое, имеют теплый свет. Энергосберегающие лампы могут иметь как теплый, так и холодный свет. На их упаковке всегда отмечено, какой свет дает лампа. Обращайте на это внимание и покупайте именно те лампы, которые выигрышно подчеркнут цвета в вашей комнате.

Наименьшее изменение цвета отделочных материалов дают простые галогенные лампы, которые излучают белый свет, наиболее близкий к естественному полуденному освещению.

При естественное освещении надо учитывать климат и расположение окон. В южных широтах свет более яркий, а в северных более рассеянный. При ярком южном свете цвета кажутся бледнее, поэтому чтобы компенсировать этот эффект рекомендуется выбирать цвет на 1-2 тона темнее. Чтобы смягчить слишком солнечные комнаты выбирают холодные темные пастельные (ненасыщенные) цвета.

Чтобы северные комнаты не выглядели слишком мрачно и холодно, используют теплые цвета. Если света в помещении недостаточно, то светлые и интенсивные тона могут компенсировать этот недостаток. В целом, под воздействием непрямого северного света, цвета кажутся более темными и менее интенсивными.

В таблице показаны примеры, как изменяются цвета под воздействием теплого и холодного света. Так как цветопередача вашего монитора может исказить истинные цвета, ориентируйтесь на них, как на примерные. И помните, чтобы не ошибиться в выборе, тестируйте отделочные материалы у себя дома при домашнем освещении.

Дополнительно на восприятие цвета влияют окружающие его цвета, например, иллюзия контраста и решетки Геринга дают представление об этом явлении. Также цвета в цветовых сочетаниях могут взаимно усилить или ослабить друг друга. Отправляясь в магазин выбирать отделочные материалы и мебель для дома, следует учитывать эти явления.

Для того чтобы получить именно тот цвет в интерьере, который вы и хотели, нужно подойти к выбору предварительно подготовившись. Во-первых, определите, какие виды освещения будут присутствовать в вашей квартире, и как будет освещаться конкретный предмет или отделочный материал. Как много будет естественного освещения, на какую сторону света выходят окна.

В южном свете большинство цветов кажутся интенсивнее, но при этом становятся чуть бледнее. Разбеленные, ненасыщенные цвета в южной комнате будут почти белыми. В северном непрямом свете цвета теряют свою интенсивность, но при этом смотрятся темнее. Чтобы компенсировать этот эффект, для северных комнат надо выбирать более насыщенные тона цвета.

Какие искусственные источники света будут освещать предмет – лампы накаливания, люминесцентные лампы или другие. Наибольшее изменение цвета отделочных материалов наблюдается при освещении их лампами накаливания, натриевыми лампами высокого давления и натриевыми лампами низкого давления. Наименьшее изменение цвета предмета происходит при освещении ртутными лампами высокого давления и металогалогенными лампами высокого давления. Остальные виды ламп имеют среднюю способность влиять на изменение цвета. Кроме того, надо учитывать, что при прочих равных условиях наибольшим изменениям подвержены насыщенные цвета.

Идеальный вариант решения этой проблемы – перед покупкой принести в дом выбранный образец и посмотреть, как он будет выглядеть. Но это, к сожалению возможно далеко не всегда. Во-первых, при ремонте источники освещения устанавливаются на последнем этапе, и поэтому заранее не увидеть, как будет в итоге смотреться выбранный отделочный материал. А во-вторых, магазины очень редко предоставляют такую услугу.

Поэтому решать проблему метамеризма придется самостоятельно. Для этого запаситесь разными видами фонариков и не стесняйтесь посветить всеми ими под разными углами на выбираемый материал. Обязательно поднесите выбранный образец к окну и посмотрите, как он смотрится при естественном освещении, не забывая при этом про стороны света. Повертите образец и посмотрите на него под разными углами, обратите внимание, что при этом происходит с его цветом. Принимайте решение о покупке, только если вам понравился цвет при разных видах освещения.
Если выбираемый вами материал будет занимать большую площадь в комнате, то постарайтесь «включить» объемное воображение и представить, как этот цвет будет смотреться на большой площади. Иногда цвета и расцветки, на маленькой площади выглядят выразительно, а на большой площади теряют свое очарование.

Если материал подбирается для помещения, где будут проводить свое время несколько человек, обязательно возьмите с собой членов семьи. Выбираемый цвет должен понравиться всем, иначе в будущем возможны ссоры, споры и другие нежелательные последствия. Согласитесь, мало кому понравится часто находиться в неприятном для себя цветовом окружении.

Следующий момент, на который надо обратить внимание при выборе расцветки отделочного материала, мебели и тканей для интерьера, это цветовые сочетания. Какие еще цвета будут присутствовать в комнате? Какую площадь будет занимать каждый цвет? Если у вас уже есть образцы других материалов, которые будут присутствовать в комнате, возьмите их с собой и приложите к выбираемому материалу. Посмотрите, как цвета влияют друг на друга и делайте покупку только в случае, если вас все устраивает.

Если же вы все-таки купили материал, ткань или мебель, которые в вашем доме изменили свой цвет неприятным для вас образом, и возвратить товар невозможно, попробуйте смягчить неудачный цвет с помощью аналогового, поместив его поблизости. Например, ярко-зеленый диван можно приглушить, бросив на него подушки нежно-бирюзового цвета. Или, например, если красно-синяя расцветка, которая в магазине смотрелась эффектно, в вашей квартире слилась в единый фиолетовый цвет, то выберите из расцветки тот цвет, который вам больше нравиться и используйте его в качестве доминанты в дополнительных аксессуарах.

Зная все подводные камни, которые вас ждут на пути выбора цветового решения для интерьера своей квартиры, вы легко сможете их избежать. Ну а уж если вы все-таки что-то не учли и получили не совсем удовлетворительный результат, всегда есть возможность все исправить, задействовав другие цвета из цветовой палитры. Для этого надо всего лишь изучить влияние цветов друг на друга или обратиться к помощи профессионалов.

Дизайн дома для счастливой жизни, или Как создать идеальное пространство для эмоционального благополучия всей семьи

В книге описан пошаговый алгоритм создания дизайна интерьера дома своими руками.

В ней собраны все ключевые моменты важные для дизайна – от придумывания идеи и выбора цвета, до расстановки мебели.

Эта книга о том, как создать атмосферу душевного тепла и уюта с помощью дизайна.

В ней собраны практические советы от дизайнера и арт-терапевта по обустройству комфортного жилья для полноценной жизни.

Простые пошаговые алгоритмы подбора цвета и мебели помогут решить все вопросы, связанные с дизайном интерьера. Вы будете точно знать, как выбрать цвета и расставить мебель так, чтобы в доме хорошо жилось всей семье.

Влияние освещения на цвета предметов.

Цвета предметов меняются в природе с утра до вечера, в зависимости от положения солнца. Его лучи то пронизывают прозрачные и полупрозрачные предметы, то отражаются от их поверхности; в каждом из случаев они подвергаются неодинаковым изменениям. Кроме того - высота солнца, большая или меньшая облачность и вообще состояние атмосферы имеют громадное влияние на цвета тел. Утренняя и вечерняя зори, сумерки, лунное освещение еще прибавляют к разнообразию цветовых изменений. Во всех этих явлениях есть законность, которую мы должны здесь выяснить.

Цвет всякого предмета составляется из таких же частей, из каких состоит свет солнечный, только некоторые части света почти вполне поглощаются или гасятся телом. Например, киноварь погашает фиолетовые, синие, зеленые части почти вполне; при освещении киноварь испускает из себя только красные лучи и к ним близкие. Трава и листва деревьев выбирает из солнечных лучей зеленые, желтые и синие, частью сохраняет их и испускает, поглощая, более или менее красные и оранжевые лучи. Если киноварь осветить синим или зеленым светом, то она покажется совсем темною, почти черною, потому что киноварь не получает при таком освещении красных лучей, ей необходимых для видимости.

Вообще всякое тело как бы избирает некоторые из цветов, входящих в состав солнечных лучей и отражает или испускает только их, погашая остальные; от этой избирательной способности тел происходят их цвета во всем их разнообразии и разнородности. Только белые предметы как будто не обладают такой избирательной способностью, во всяком случае, и эти предметы отражают от себя не весь свет, на них падающий. Черные предметы также представляют нечто особенное: черный бархат, черное сукно, черный гранит не кажутся в солнечном свету совершенно черными, но серыми, испуская всякого цвета понемногу, и тем отличаются от белых, которые отражают всякого цвета помногу. Однако различные белые, как и различные черные поверхности несколько отличаются между собой. Такая то белая краска холоднее или теплее другой; это значит, что в одной замечается легкая синеватость, а в другой легкая желтоватость. Сахар бел и мел также бел, но их цвета не вполне одинаковы. Подобно тому и черный цвет каменного угля не тождествен с черным цветом различных красок, употребляемых в живописи; есть черные синеватые, зеленоватые, коричневатые, что лучше всего обнаруживается при смешении их с белилами. Отсюда следует, что различные черные краски имеют некоторый господствующий, хотя и весьма слабый, цветной тон.

Серый цвет занимает промежуточное место между белым и черным. Белые и серые предметы наиболее способны принимать цвет того освещения, при котором их рассматривают; белые и серые стволы деревьев становятся красными или оранжевыми при закате солнца, а черные получают лишь слабый цветной оттенок. Березовая кора зеленеет от ярко освещенной близкой травы, принимает голубой цвет со стороны, освещенной синевою неба, и вообще много видоизменяется и чрезвычайно ощутительно. Серая пыльная дорога, серые камни, серые заборы из потемневшего от старости дерева - все эти предметы принимают очень разнообразные оттенки в зависимости от освещения. Листва сероватого цвета, какая у наших ив или у южных маслин, тоже способна видоизменяться очень ощутительно, в особенности по сравнению с ярко-зелеными растениями, которые при вечернем освещении становятся совсем темными, почти черными с коричневатым или красноватым отливом.

Но цвета становятся наиболее яркими при освещении их светом, которого оттенок близок к их собственному, т.е. теплые цвета выигрывают при теплом освещении, холодные - при холодном. Белая и серая бумага гораздо менее красна и ярка при красном или голубом освещении, чем красная или голубая бумага при таких же обстоятельствах. Напротив теплые цвета темнеют, приближаясь в некоторых случаях к черному, при освещении их лучами холодных цветов, например, оранжевый от голубого, а холодные от теплых, например, фиолетовый от желто-зеленого.

Мы говорим про случаи освещения матовых, не гладких поверхностей; гладкий зеленый лист, например, может отражать самые разнообразные лучи.

Очень гладкая поверхность в некоторых случаях почти не сохраняет своего цвета. Например, полированная красная медь может отлично отражать все цвета, даже и зеленый дополнительный к ее цвету, подобно тому и поверхность листьев может отражать с большою чистотою красный свет заходящего солнца. Представляю себе листья лопуха; они так извилисты, что одна часть их отражает синий цвет неба, становящийся впрочем, серовато-зелено-синим, другие части листа, находящиеся в тени, имеют темно-зеленый цвет, а некоторые просвечивают в ярко желто-зеленом тоне.

Из всего сказанного следует, что в глазах художника ни один предмет не имеет определенного постоянного цвета. Нормальный цвет листвы есть зеленый, но, если она сильно освещена или находится в глубокой тени, то может получить тона, чрезвычайно удаляющиеся от зеленого.

Особенную изменчивость представляют в природе тона воздуха и воды. Прозрачные и светлые цвета неба и облаков, и более темные тучи, которые, по контрасту с ярко освещенными предметами земли, могут казаться совершенно черными, представляют обширные гаммы во всех тонах от белого через серый до черного, от светло-голубого и слабо-красного до темно-синего или темно-пурпурного и т. д. Все это разнообразие производится или отражением света от воздуха и воды, из которой состоят облака, или прохождением солнечных лучей сквозь них. Цвет воды, озер, рек и морей определяется по прозрачности: верхушка волны может быть серо-желтая, желто-зеленая, изумрудно зеленая. Мутная вода может казаться при сквозном освещении бурой, почти красной. По отражению всякая вода, может быть, синею, но степень синевы зависит не только от чистоты и силы синевы неба, а в некоторой мере и от цвета самой воды.

Спокойная вода не принимает такой синевы, как покрытая рябью или взволнованная. Во всякой волне вершина более или менее просвечивает, а поверхность углубления более или менее отражает цвет неба и облаков. Некоторые части впадин между волнами так мало получают света, что кажутся очень темными. В отдаленной полосе моря нельзя видеть отдельных частей даже порядочной величины волн, а в ряби, состоящей из очень мелких волн, эти части неотличимы и с малого расстояния; все части сливаются в один цвет, который темнее цвета спокойной воды, благодаря темным частям волн.

В гладкой спокойной воде, при синем небе, темнота, но не чистота, синевы усиливается, по мере близости к зрителю поверхности воды. Стоя на возвышенном берегу моря можно видеть, что вода в близких бухточках гораздо темнее, чем в некотором расстоянии от берега. Это происходит, между прочим, от того, что синий цвет неба, составившийся отражением от воздуха, отражаясь еще раз от воды, при известных обстоятельствах будет очень беден светом, т.е. очень темен. Другая причина потемнения воды, находящейся внизу и почти под ногами, состоит в том, что при почти вертикальном падении лучей, они большею частью пронизывают ее и, следовательно, мало отражаются.

Цвет воды, в которой отражаются деревья или иные предметы, зависит от их цвета, но это отражение не всегда есть только пониженное тонами изображение предмета. Освещенная стена выйдет такою и в отраженном изображении, но было бы ошибочно изображать освещенное дерево только опрокинутым в воде с повторением его светлых и темных частей. В воде отражается большею частью испод листьев. Испод горизонтальных листьев не может получить прямого солнечного освещения даже в момент заката солнца, все равно как потолки комнат, даже на самой высокой башне, не могут быть освещены солнечным закатом. Если солнце близко к горизонту, то все же его лучи падают на земные предметы с некоторой высоты; если оно опустилось к горизонту и даже частью скрылось под ним, то видимая часть солнечного диска посылает лучи только горизонтально, но не снизу вверх.

Мы видим, однако, что солнце, находясь между облаками, освещает верхние края одних и нижние - других; и в этом случае нас обманывает перспектива, Верхние облака обращены светлыми краями, как будто книзу, а в действительности они только более удалены от нас и, будучи обращены к солнцу, освещаются им насквозь. Облака, находящиеся в стороне, противоположной солнцу, всегда освещены, как будто с верхнего края, а в действительности спереди; более удаленные от зрителя и от солнца части этих облаков кажутся перспективно ниже.

О прозрачности тел мы судим по сквозному свету, попадающему в наш глаз. Верхушка волны кажется прозрачной, если чрез нее проходит измененный цвет неба; прозрачность воды при береге явна, если видим сквозь нее камни, песок или водоросли. Даже и тогда, когда очертания подводных предметов не видны, одно изменение цвета воды служит признаком ее прозрачности. Свет проходит извне в воду и освещает дно, но часть света отражается от поверхности воды. Когда отраженный от воды свет сильнее света от песчаного дна, то дна не будет видно и вода не имеет прозрачности.

Случается, что цвет отраженного предмета сочетается с цветом, видимого сквозь воду дна и тогда вода получает новый тон, указывающий на ее прозрачность. Эти тона происходят от смешения лучей, а не красок; желтое дно, видимое сквозь воду, отражающую голубой цвет неба не окрасится от этого в зеленый цвет, а получит тон, который легче наблюдать, чем предсказать. Подобным образом и красный подводный камень не покажется фиолетовым при отражении голубого неба от поверхности воды.

Когда солнце скрывается за тучи или выходит из за них, изменение в цветах предметов поразительно, тем более, что оно наступает внезапно; вдобавок освещенные части предметов находятся рядом с неосвещенными, что еще усиливает их различие. Для того, чтобы заметить постепенное изменение тонов в течении дня, требуется большое внимание, которое дается лишь художнику и привычному наблюдателю, но к солнечному закату изменения становятся для всех очень резкими.

Вечернее искусственное освещение жилищ газом или керосином составляет большую заботу для художника и любителя картин, так как тона картин изменяются и вообще отношение между тонами нарушается. Картина пишется при дневном освещении, причем каждая, наложенная художником, краска или смешение их имеют надлежащие тона; при оранжевом свете газа тона красок совсем другие, потому что краски не могут выбрать все свойственные им цвета в достаточном количестве из керосинового или газового света, имеющего состав, сильно отличающийся от дневного. Киноварь, кадмий, некоторые зеленые найдут в этом свете в избытке все нужные им составные части, и получают такой или даже более яркий вид, чем какой они имели днем, но синим и фиолетовым краскам будет многого недоставать и потому эти тона отдельные, или в смешении с другими, не будут синими и фиолетовыми. Кобальтовая голубая краска кажется при огне фиолетовою, ультрамарин - сероватою, индиго - совсем серою. В большинстве картин появятся такие оптические диссонансы, которые совершенно испортят впечатление от них. На акварель искусственное освещение действует, кажется, еще более фальшиво, потому что тонкий слой водяной краски пропускает сквозь себя оранжевый свет пламени до бумаги, от которой он отражается и присоединяется к измененному этим светом цвету с краски.

Цветоощущение находится вечером в особенном состоянии. Всякий не обинуясь называет цвет белой бумаги, освещенной огнем, белым, хотя цвет необходимо - желто оранжевый и представляется действительно таковым, если бы днем рассматривать в глухом фонаре бумагу, освещенную огнем. Но если этот оранжевый цвет бумаги признается белым, то и другие цвета при огне только тогда были бы признаваемы за настоящие, если б их отношение к оранжевому было такое же, как к белому днем. В действительности это справедливо только для некоторых цветов, а другие остаются трудно узнаваемыми при огне. Во всяком случае цветоощущения глаза при вечернем искусственном освещении оказываются не настолько фальшивыми в градации цветов, как можно было бы того ожидать, судя по чрезвычайным изменениям, действительно происходящим в цветах.

Этот вывод можно бы подтвердить таким опытом. Представим себе, что, находясь в комнате при дневном освещении, мы можем через небольшое отверстие, сделанное в двери, смотреть в темную соседнюю комнату, в которой поставлена картина, освещенная только ламповым светом. Колорит этой картины нам может показаться ужасным, но перейдя в темную комнату и дав глазу время освоиться со светом ламп, мы найдем, что впечатление от картины не так дурно, как казалось нам несколько минут тому назад. Пока мы находились в комнате с дневным освещением, белый цвет был для нас нормою, с которою мы сравнивали все другие цвета и тогда мы находили, что изменение цветов огневым освещением поразительно велико, но когда в темной комнате основою сравнительных впечатлений становится не белый, но оранжевый цвет, мысленно признаваемый белым, то отношение других цветов к этому условному белому покажутся нам менее нарушенными, В особенном состоянии глаза при искусственном освещении нужно искать объяснение, почему некоторые художники могут писать картины при огне, настолько сохраняя отношения тонов, что днем колорит их иногда требует только небольших улучшений, которые окончательно должны быть сделаны, конечно, днем.


При дневном свете. При огне.
1. Белила. Белила.
2. Неаполитанская желтая зеленоватая. Неаполитанская желтая.
3. Светлый кадмий (не лимонного цвета) Светлый кадмий.
4. Зеленая Веронеза. Темный кадмий.
5. Темный кадмий. Индейская желтая.
6. Индейская желтая. Охра светлая.
7. Охра светлая. Киноварь.
8. Китайская киноварь. Зеленая Веронеза.
9. Кобальтовая светлая зеленая. Жженая охра.
10. Зеленая окись хрома. Венецианская красная.
11. Жженая светлая охра. Зеленая окись хрома.
12. Венецианская красная. Кобальтовая светлая зеленая.
13. Сіенва натуральная. Сиенна натуральная.
14. Кобальтовая темная зеленая. Кобальтовая темная зеленая.
15. Зеленая земля. Зеленая земля.
16. Умбра жженая.
17. Кобальт. Зеленая изумрудная (гидрат окиси хрома).
18. Умбра жженая. Кобальт.
19. Крапплак средний. Крапплак средний.
20. Ультрамарин. Ультрамарин.
21. Берлинская лазурь. Берлинская лазурь.
22. Слоновой кости черная. Слоновой кости черная.

Для того чтоб видеть, как перемещается порядок красок, в отношении их светлоты, при переходе от дневного освещения к вечернему освещению керосином, составлен на основании моих опытов следующий список, в котором краски расположены по порядку, начиная с самой светлой.

Из этого списка видно, что порядок светлоты красок значительно переменился, при освещении огнем; например зеленая Веронеза (vert Paul V?ron?se, Deckgr?n) с 4 места перешла на 8. Кобальтовая светлая зеленая (Cobaltgr?n hell) или зеленая Ринманна, с 9 места перешла на 12 и вообще почти все зеленые понизились в ряду, т.-е. потемнели относительно желтых, красных и коричневых. Но при этом всякая зеленая осталась во втором, вечернем, ряду между теми же зелеными, как и в первом, дневном, ряду; например, зеленая окись хрома в обоих рядах темнее кобальтовой светло-зеленой и светлее кобальтовой темно-зеленой.

То же самое замечается и в желтых, красных и вообще теплых тонах; они почти все повысились при переходе из первого ряда во второй, но место каждой из них, между двумя другими, осталось прежнее. Еще надо заметить, что три самые светлые краски, поименованные в начале первого ряда и четыре самые темные, в конце этого ряда, перешли без перемены места во второй ряд.

Что касается до перемены порядка красок вследствие желто-оранжевого вечернего освещения, то, затрудняясь расположить краски рядами по тонам, ограничимся некоторыми замечаниями. Желтые краски мало заметны при огне, так как бумага, принимаемая за норму белого, имеет желто-оранжевый оттенок. Зеленая Веронеза имеет прекрасный мало изменившийся тон, зеленая окись хрома становится серо-зеленою, гидрат окиси хрома становится теплее, но немного отходит от характера дневного тона, кобальт получает фиолетовый оттенок, который еще заметнее в кобальте, смешанном с белилами, искусственный ультрамарин становится мутнее, а в разбелке близок к серому, берлинская лазурь становится зеленее, темный кадмий - совсем оранжевым, светлая охра получает легкую зеленоватость. Все эти цветовые ощущения кажутся таковыми глазу, находящемуся под влиянием вечернего искусственного освещения.

Здравствуйте уважаемые посетители нашей школы! На сегодняшнем уроке я хочу поговорить с вами об одном интереснейшем явлении в дизайне интерьера, которое оказывает огромное значение на правильный выбор цветового решения интерьера (при этом оно доставляет немало трудностей), а именно о влиянии освещения на цвет.

Возможно, вы уже знаете, что освещение комнаты очень сильно влияет на её цвет (это прекрасно иллюстрирует пример выше). И зависит такое изменение, на самом деле, от множества факторов: начиная от времени суток и заканчивая ориентацией комнаты на сторону света. И это ещё одна причина, по которой новичкам очень сложно правильно подобрать основной цвет для комнат квартиры или дома. Напомню вам, что основной цвет – это цвет, занимающий наибольшую площадь комнаты, как правило, это цвет стен , поскольку стены в комнате имеют самую большую площадь. И речь, в первую очередь, идёт именно о влиянии освещения на основной цвет помещения.

При этом у некоторых возникает масса вопросов о технических аспектах цвета, например: почему цвет реагирует по-разному в различных средах, как различные аспекты света и окружающей среды влияют на него, и даже, как некоторые химические вещества влияют на цвет.

И это не говоря уже о психологическом восприятии цвета . Я недавно проводил консультации со своим клиентом по правильному выбору цвета квартиры. Она призналась мне, что ненавидела оттенок стен в одной комнате своего дома настолько, что была полна решимости переехать. Вот какое сильное влияние может оказывать цвет на человека, и именно поэтому мы (архитекторы и дизайнеры) иногда теряем сон из-за сомнения в его правильном выборе.

Но это я немного отвлёкся, продолжим наш урок. Прежде, чем я научился «видеть» различные оттенки в сложных нейтральных цветах, я был одержим изучением различных физических явлений, таких как экспозиция, постановка света, различные диффузные отражения как, например, вода океана, отражаясь от неба, приобретает свой оттенок, или как много зеленых деревьев за окном приводит к изменению оттенка краски в комнате. И это было такое время, когда я был полностью одержим попыткой понять всю метафизику света и его влияние. А нужно ли всё это для полноценного дизайна интерьера, спросите вы? Конечно, нет. Безусловно, некоторые моменты необходимо всегда помнить, но вполне возможно обойтись и без них.

Опытный архитектор, дизайнер интерьера или декоратор способен увидеть будущий оттенок на стенах даже на маленьком образце краски, которые предоставляет нам различные колерные веера, благодаря некоторым специфичным знаниям. Но для начинающих дизайнеров и тем более для обычных домовладельцев это будет не под силу.

Так как же правильно работать с оттенками, чтобы научиться их безошибочно подбирать. На самом деле выбор правильного оттенка интерьера с учётом разных видов освещения – это высший пилотаж в дизайне интерьера, но это вовсе не значит, что вам стоит опускать руки. Есть, по крайней мере, два пути, по которым можно научиться более правильно выбирать оттенки, а всё остальное приложиться из постоянной практики. Итак:

Первое. Необходимо знать основные физические закономерности восприятия и изменения цвета под воздействием света.

Второе. Использовать большие образцы красок (выкрасок), которые позволяют воочию видеть изменения цвета под воздействием различного освещения, что называется в реальном времени.

Итак, давайте узнаем основные закономерности изменения цветов под влиянием освещения, а те, кто их знает, пусть просто освежит свои знания.

Как различные источники естественного света влияют на цвет краски и что с ней происходит:

  • Утренний солнечный свет - холодный свет, добавляет прохлады и смещается к более насыщенным цветовым пигментам.
  • Сильнейший полуденный свет - очень яркий прямой солнечный свет, вымывает цвета, осветляет и отбеливает их.
  • Вечерний солнечный свет - смешанный свет, отменяет как теплые, так и холодные цвета, краски становятся «скучнее» и нейтральнее.
  • Искусственный свет ночью - теплый свет, поглощает тепло, сдвигая его к прохладным пигментам.
Влияние естественного света на цвета в зависимости от стороны света:
  • Север - добавляет синий и притупляет другие цвета;
  • Восток - добавляет зеленый;
  • Запад - добавляет оранжевый;
  • Юг - добавляет желто-белый и вымывает цвет.

Когда я впервые узнал об этом, я сразу попытался запомнить это и всегда старался держать при себе эту информацию, чтобы воспользоваться ею в нужный момент. И если всё, чем вы располагаете при выборе цвета для себя или своих клиентов, это небольшие образцы краски в колерном веере, то эта информация будет также очень полезна и для вас. Эти знания позволяют несколько проще попытаться предугадать, как цвет будет выглядеть после воздействия на него естественного или искусственного света , хотя, конечно, вы не сможете увидеть, что точно (на сто процентов) происходит с ним по небольшим образцам колерного веера.

Другое дело, когда вы работаете с большими образцами краски (выкрасками), которые, и меня в том числе, научили видеть изменение цвета под воздействием освещения, и о чём я рассказываю вам сегодня. По сей день, выбор цвета под влиянием освещения в помещении по большому образцу краски является лучшим способом понять, какую краску необходимо использовать, чтобы она выглядела зеленее, желтее, синее, розовее, больше оранжевого или фиолетового, прямо на месте. Достаточно просто выбрать подобный оттенок немного теплее или холоднее, в зависимости от того, что требуется и сразу видеть его изменение под воздействием света.

Если вы сегодня спросите любого успешного архитектора или дизайнера, что для них более важно, понимание того, как освещение влияет на цвет, или иметь коллекцию крупных образцов красок. Ответ будет однозначный: «Постоянно растущая коллекция больших образцов позволяет игнорировать и даже не заботиться обо всех вещах, которые должен знать о цвете и свете. Все это верно лишь в теории, однако на практике происходит следующее, вы приложили большой образец краски в нужное место и он (цвет) либо «работает» в данном помещении, либо нет ".

При этом любые образцы красок необходимо «примерять» именно на той поверхности, для которой они предназначаются. Это означает, если выбираете цвет для стен, то образцы необходимо прикрепить именно на стене, а не раскладывать их на столе или полу и на них пытаться увидеть изменения цвета стены.

Конечно, я не отговариваю вас полностью отказаться от изучения теории воздействия света на цвет, по крайней мере, это никому из дизайнеров ещё не помешало. Но наилучший способ выяснить, какой оттенок краски будет правильный в той или иной комнате, лучше всего позволит сделать обычная пробная выкраска большого размера.

Так что и вы, начиная с этого дня, применяйте полученные знания на практике и ваши интерьеры непременно станут ещё лучше чем сейчас. Также расскажите нам, дорогие читатели сайт, что вам сегодня позволяет правильно подбирать цвет для интерьера. На этом всё. До скорой встречи.

Похожие материалы:

Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, отметьте её в социальных сетях.

Наука о цвете – цветоведение изучает многие вопросы, которые интересны художникам. Например: правильное смешивание красок, как изменяется цвет при разном освещении, на разных расстояниях, влияния на цвет соседнего цвета и много других подобных вопросов. Вопросы цвета изучаются уже достаточно давно. Еще в 1810-ом году Гёте написал «Учение о цветах». Цветоведение выявляет закономерности цветовых явлений в природе, тем самым помогая художникам живописцам. Эта статья о самых главных аспектах в цветоведении.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЦВЕТА.

Если положить любых три одинаково белых предмета: один на хорошо освещенном месте, второй в менее освещенном, а третий в плохо освещенном месте – можно увидеть, что чем менее освещенное место – тем серее будет казаться этот предмет. Если же, тоже самое проделать с синим, зеленым или красным предметом – то он по-прежнему будет восприниматься как синий, зеленый или красный. Все дело в том, что все черные, серые и белые цвета только по светлоте отличаются друг от друга. Хотя в окружающем мире не существует чисто белых, серых и черных цветов. Они всегда имеют какой-нибудь оттенок. Белые, серые и черные краски так же бывают с разными оттенками. Даже обычная белая краска, у разных производителей может отличаться, поэтому если нужно подрисовать что-то уже начатое одной белой краской – лучше искать краску того же производителя, краска которого использовалась и вначале. Потому что разница двух белых цветов может быть слишком очевидна и абсолютно неуместна. Так же дело обстоит и с серыми и черными цветами.

Цвета, которые отличаются друг от друга только светлотой – называются ахроматическими (бесцветными). Это чисто черный, чисто белый и чисто серый цвет.


Ахроматические цвета . Положение на шкале от черного до белого цвета называется - светлота .

Эти цвета перестают быть ахроматическими, если присутствует хоть какой ни будь, незначительный цветовой оттенок. Все остальные цвета называются хроматическими (в переводе с греческого – цветными). Они отличаются не только светлотой, но и цветом (красный и синий), а также цветовым тоном (красный, оранжевый, желтый).


Хроматические цвета . Из хроматических цветов состоит цветовой спектр .

При смешивании краски, светлоту и темноту цвета можно регулировать, добавляя в нее черную или белую краску. К примеру, если в красный цвет добавить белый, то получится розовый, а если в тот же красный добавить черный, то получиться коричневый. Для того чтобы сделать цвет менее насыщенным, надо добавить в него серую краску такой же светлоты как и сам цвет, при этом цвет станет менее насыщенным, мутным, но не станет ни светлее, ни темнее чем был изначально. Насыщенность определяется степенью отличия ахроматического и хроматического цветов одинаковой светлоты.


Насыщенность цвета это степень удаленности хроматического цвета от ахроматического цвета той же светлоты.

Хотя очень часто насыщенность и светлоту или темноту регулируют, смешивая краски хроматических цветов. При этом, когда смешиваются более двух разных цветов – цвет становиться более ахроматическим и для того чтобы сделать его менее насыщенным, добавлять серую краску не обязательно.

Хроматические цвета бывают различными по насыщенности, светлоте, и цветовому тону, эти критерии и называют основными свойствами цветов, потому что они абсолютно точно характеризуют цвет. Даже незначительное изменение любой из этих характеристик приведет к изменению в цвете.

НЕИЗБИРАТЕЛЬНОЕ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПОГЛОЩЕНИЕ СВЕТА.

Когда белый свет проходит через призму, он разделяется на цветные лучи, если перед ними поставить белый экран, то на нем отразится спектр - полоска со всеми цветами радуги. Если поставить перед этими лучами серый или черный экран, то на нем отразится тот же спектр, только все его цвета будут темнее, и чем темнее будет экран – тем темнее будут цвета спектра. А если поставить на пути лучей экран любого другого «цветного» цвета – спектр изменится. В нем может измениться распределение яркости, могут появиться бесцветные зоны или он станет короче, без красно-оранжевых или сине-фиолетовых цветов. Поверхности ахроматических цветов, отражают цветные лучи одинаково, а хроматических – по-разному: какие-то меньше, какие-то больше. Под цветным освещением, черные, белые и серые предметы, как бы слегка окрашиваются в цвет освещения. Поверхности остальных цветов визуально меняются иначе. Например: синий станет насыщеннее, если освещение синеватое, если освещение любого другого цвета, то он потемнеет, может даже до сине-черного и будет казаться менее насыщенным. Также будет с красным и зеленым цветами. Так происходит потому что объекты, которые не светятся, отражают часть света, который их освещает, а часть поглощают. Предметы всех цветов, часть света поглощают, преобразовывая энергию света, в другие энергии, в основном в тепловую. Именно поэтому, белые предметы нагреваются на солнце значительно меньше черных. Причем отражение и поглощение цветного света, одинаково для всех поверхностей ахроматических цветов. Именно такое поглощение света и называется неизбирательным. Предметы хроматической окраски, поглощают лучи одних цветов в большей степени, а других в меньшей. Красные объекты больше поглощают зеленые лучи, чем красные, а зеленые наоборот, больше поглощают красные, чем зеленые. Так и проявляется избирательное поглощение света.

Если взять зеленое стекло и направить на него зеленый свет, то свет пройдет через него, если, к примеру, направить на него синий свет – он частично поглотится стеклом и оно станет казаться темнее и бесцветней. Если сложить вместе красное и зеленое стекла, они будут пропускать мало света и будут казаться очень темными. А желтое и синее стекло, сложенные вместе, будут свободно пропускать зеленый свет. Лучи разного цвета, по-разному пропускаются (поглощаются) стеклами разных цветов.

ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

Цветовой спектр начинается с темно- красных цветов, а заканчивается синим и фиолетовым цветами. Если смешать красный и фиолетовый цвета – получим пурпурный цвет. Самое начало спектра немного схоже по цвету с его концом. Если добавить в спектр пурпурный цвет, разместив его между красными и фиолетовыми цветами, можно замкнуть кольцо цветов. Пурпурный станет как бы промежуточным, получится то, что принято называть цветовым кругом. Такие круги бывают разными по количеству цветов, но человеческий глаз может различить не более 150-и из них.

Цветовой круг можно разделить на две части: теплые цвета, такие как красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый; и холодные цвета: зелено-голубой, голубой, синий и фиолетовый. Их разделяют так потому, что теплые цвета схожи по цвету с огнем и солнцем, а холодные с водой и льдом. Хотя, это все относительно. В цветовом круге, противоположные по тону цвета, находятся друг напротив друга: красный противоположен зеленому, оранжевый – голубому, желтый – синему, зеленый – фиолетовому.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ ОТ ОСВЕЩЕНИЯ.

Искусственный свет (от лампы или свечки) кажется желтоватым, по сравнению с дневным. Все предметы при таком освещении приобретают желтоватый или даже немного оранжевый оттенок. Если неопытный, начинающий художник напишет пейзаж под таким освещением, то при дневном свете, он будет казаться желтоватым, потому что вечером желтизна не замечается. Если человек будет смотреть на определенную поверхность, он будет улавливать особенности освещения и восстанавливать характерный для этой поверхности цвет, отбрасывая оттенок навязанный освещением. Находясь в фотолаборатории, очень сложно будет найти бумажку красного цвета, при включенной красной фотографической лампе. Все бумажки в этой лаборатории будут казаться белыми.



Изменение цветов в зависимости от освещения . При дневном свете (сверху) и искусственном (внизу).

Одинаковые предметы, если их положить на свету или в тени, визуально будут немного менять цвет. На закате листья деревьев кажутся красноватыми, потому что хлорофилл отражает часть красных или красноватых солнечных лучей. При ярком освещении цвета будут, как бы выбеливаться. Когда начинает темнеть, тона перестают различаться. Первыми становятся плохо видны красные, потом оранжевые, дальше желтые и дальше все остальные по порядку расположения в спектре. Дольше всех остаются видимыми синие цвета. Утром все цвета становятся видимыми в противоположном порядке: первыми мы начинаем различать синие и голубые. Желтые цвета днем кажутся светлее всех остальных, а вечером голубые кажутся самыми светлыми. Все эти изменения цвета при разном освещении, нужно учитывать, рисуя живопись.

СВЕТОТЕНЬ.

Светотень это основное средство передачи объемности формы в изобразительном искусстве. Посредством светотени можно передать и освещение. При средней степени освещения, на средне-светлых предметах, можно увидеть наиболее богатые переходы от света к тени. В тенях иногда видны рефлексы (оттенки которые придает свет, отражающийся от разных объектов, находящихся рядом).


Рефлексы еще наблюдаются в бликах. Блики на неметаллических поверхностях всегда имеют цветность освещения, а на металлических – цветные блики. У серебристых или серебряных предметов – они голубоватые, а у медных и золотистых они оранжевые и желтые. Еще для передачи объемности, можно применять эффект отступающих и выступающих цветов. Теплые цвета являются выступающими, потому что большинству людей предметы таких цветов кажутся расположенными ближе, чем на самом деле. А предметы холодных цветов, отступающих, наоборот кажутся более далекими чем есть. Чем более светлый и насыщенный цвет, тем он, кажется, более выступает и наоборот – чем менее насыщенный и более темный, тем более отступает.

ИЗМЕНЕНИЕ ЦВЕТОВ НА РАССТОЯНИИ.

Атмосфера земли содержит мельчайшие частицы, такие как влага, молекулы воздуха, пыль. Создавая мутную среду, они препятствуют прохождению света. Красные, оранжевые и желтые лучи проходят сквозь атмосферу лучше, чем голубые, синие и фиолетовые, которые рассеиваясь в разные стороны, придают небу его голубой цвет. Чем больше пыли и влаги в воздухе, тем больше цвет света, рассеиваемого в воздухе, близится к белому, как при тумане.

Свет, который отражается от светлого, хорошо освещенного объекта, расположенного далеко, проходя через атмосферу, приобретает теплый оттенок и темнеет, теряет часть синих и голубых лучей. Свет, отраженный от темного, мало-освещенного объекта, который находится далеко, проходя через атмосферу, подбирает рассеянные в ней синие и голубые лучи, становясь при этом более светлым и приобретая голубоватый оттенок.

Цвет, на больших расстояниях, меняется не только под воздействием дымки. Оранжевый цвет на расстоянии 500 метров становится красноватым, а на расстоянии до 800 метров – почти красным. Желтые предметы, издалека тоже кажутся красноватыми, при условии, что они хорошо освещены. Зеленые – становятся больше похожи на голубые, а голубые наоборот зеленеют. На расстоянии почти все цвета светлеют, за исключением синего, фиолетового и пурпурного, которые темнеют при удалении.

СМЕШИВАНИЕ КРАСОК.

Для того чтобы легко смешивать краски – пригодится знание теории смешения красок.

Красная, желтая и синяя краски называются основными красками, потому что из них можно получить больше всего разнообразных цветов. Этих трех цветов, при рисовании, часто бывает не достаточно, нужны еще черный и белый.

Образование красочной смеси определенного цвета, во многом связано с особенностями поглощения частицами красок, при прохождении сквозь их смесь, разных спектральных лучей. Каждая частица поглощает, как бы вычитает, некоторую часть световой энергии, которая в нее проникает. Такой процесс называется вычитательным, вычитанием цвета. К примеру: когда свет падает на смесь желтой и синей красок, он частично отражается, но его большая часть проникает внутрь и проходит через частицы то одной, то другой краски. Через желтые частицы пройдут все лучи желтой и зеленой части спектра, а через синие – его синей и зеленой части. При этом синие частицы, в некоторой степени, поглотят: красные, оранжевые и желтые лучи, а желтые частицы поглотят голубые, синие и фиолетовые. Получается, что зеленые лучи остались не поглощенными, что и определило то, что из смеси желтой и синей красок, мы получили зеленую краску.


Механическое смешение цветов.

Если наносить полупрозрачные слои красок разных цветов друг на друга, то цвет, который нанесен самым последним, будет преобладать в цвете полученной смеси.

При высыхании, все краски на водной основе, светлеют и в разной степени теряют насыщенность. Если нарисованную такими красками картину поместить под стекло или вскрыть лаком – цвета на ней будут выглядеть более насыщенными и темными. Это объясняется тем, что поверхность картины без какого либо покрытия, отражает рассеянный белый свет.

ОПТИЧЕСКОЕ СМЕШЕНИЕ ЦВЕТОВ.

Для написания живописи, кроме механического смешивания цветом, можно еще использовать оптическое смешение.

Если к любому хроматическому цвету, подобрать и добавить, в определенном количестве, еще один хроматический – получим новый ахроматический цвет. Эти два хроматических цвета, которые были подобраны, будут называться взаимно-дополнительные цвета. Такие цвета четко определены: для малиново-красного дополнительным есть зелено-голубой для огненно-красного – зелено-голубой оранжевого – голубой желто-зеленому – пурпурно-фиолетовый лимонно-желтому – синий ультрамарин. Пары таких цветов найти не сложно, потому что в цветовом круге они лежат друг напротив друга.

При оптическом смешении не дополнительных цветов – мы получаем цвета промежуточных тонов (синий + красный = фиолетовый).


Если смешать оранжевый и голубой, мы получим такой же ахроматический цвет, как если бы сначала смешали красный с желтым, чтобы получить оранжевый, который потом в последствии смешали бы с голубым. Результат не будет зависеть от того, из каких лучей спектра составляются цвета, которые мы смешиваем. Этим и отличается оптическое смешение цветов (слагательное) от механического (основанного на вычитании световых лучей).

Если зарисовать лист разными по цвету, маленькими пятнышками или мелкими штрихами и мазками – то по законам оптического смешения, на расстоянии они сольются в один общий, однотонный цвет. Так выглядит оптическое смешение, которое называют пространственным. Его используют в живописи, когда нужно придать определенному участку прозрачность и легкость, по сравнению с другими участками.

КОНТРАСТНОСТЬ ЦВЕТОВ.

Не смотря на то, что краски сейчас в продаже представлены в широчайшем ассортименте, для рисования светящихся предметов и самых темных горных расщелин, идеально подходящих по яркости красок – нет. Художники справляются с передачей данных предметов и природных явлений, с помощью правильного использования взаимодействия цветов.

Один и тот же цвет, на фоне различных цветов, выглядит по-разному. Любой объект, на фоне более темного цвета, чем он сам, будет казаться более светлым и, наоборот, на фоне светлее – будет выглядеть более темным, чем является на самом деле. И чем больше разница между светлотой или темнотой фона и предмета, расположенного на нем – тем более темным или светлым он будет видеться, не зависимо от того хроматического или ахроматического он цвета. Изменение цвета в окружении других цветов, или при со-прикасании с другим цветом, называют одновременным контрастом цвета.

Контраст, при котором меняется светлота цвета, из-за воздействия соседних цветов или цветов которые его окружают, называется светлотным контрастом.

Ахроматические цвета на разных хроматических фонах приобретают окрашенность. Например: если серый предмет разместить на красном фоне, то он станет зеленоватым, на зеленом фоне – розоватым, на желтом – синеватым. Контраст, при котором меняется не светлота, а насыщенность или цветовой тон – называется хроматическим. А цвета, которые возникают на предмете, называются цветами одновременного контраста. Чтобы свести на нет действие хроматического контраста (чтобы не исказить серый цвет предмета на красном фоне), нужно предмету придать оттенок фона. Если придать серому предмету розоватый оттенок, то на красном фоне его цвет больше не исказится и он будет смотреться чисто серым.

Если нарисовать серый объект на красном фоне, и обвести его по контуру, то этот контур снизит влияние контраста или совсем сведет его на нет. Если разделить линиями несколько соседствующих цветов – тоже можно снизить их влияние друг на друга, частично или полностью убрать действие хроматического контраста.

Наиболее четко выраженный контраст, можно увидеть на границах, где соприкасаются цветовые пятна, на краях этих цветовых пятен. Если посмотреть на белый куб, у которого одна сторона затемненная, а вторая более освещена можно увидеть, что затемненная сторона, возле грани с освещенной, смотрится более темной, а освещенная, у грани с затемненной, выглядит более светлой. Такой контраст, который мы видим именно по краям цветовых пятен, называется краевым контрастом.

Все эти особенности контраста, нужно учитывать, так как, если не уделить им должного внимания при рисовании, не получится передать рельефность поверхностей на изображении, или предметы на нем будут выглядеть искаженными, не будет видно, что какие-то их части выступают, а какие-то уходят вглубь.

ЦВЕТ ГРУНТА И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ РИСОВАНИЯ.

Если на грунт наносить краски полупрозрачными слоями (лессировочное письмо), то влияние цвета грунта, на цвета всех нанесенных красок и на общий вид картины, будет очевидным. Но и при корпусном письме (когда краски наносятся плотным, не полупрозрачным слоем) цвет грунта будет иметь значение, так как какое-то количество света, будет проникать через верхний, цветной слой красок и доходить до грунта, а потом, отражаясь от него, менять общий тон картины, но это будет практически не заметно.

Самое большое значение цвет грунта приобретает тогда, когда грунт не закрашивается полностью, когда его цвет участвует в композиции картины, с целью, например, повысить яркость остальных цветов на картине. Основываясь на законах контраста, выбирая темный грунт, к таким методам, не редко прибегали старые художники-мастера, итальянцы и испанцы.

Одинаковый этюд, написанный на грунте двух разных цветов – будет выглядеть по-разному. На фоне белого грунта, все цвета будут казаться более темными, поэтому нужно будет использовать более светлые цвета, чем те, которые были бы нужны, для написания на фоне серого грунта. Так как на сером грунте, наоборот, все цвета будут казаться более светлыми и нужно будет использовать более темные цвета.

Белый грунт является универсальным и начинающим художникам не рекомендуется использовать для работы грунт других цветов, пока они не изучат все влияния цветов друг на друга и не научатся в совершенстве применять их на практике.

ОЦЕНКА ЦВЕТА НА КАРТИНЕ.

Все цвета, которые мы видим на картине и в природе, мы видим уже измененными их действием друг на друга и действием на них освещения. Увидеть каждый цвет в отдельности, без каких либо изменений, мы не можем. Если на картине выбрать какой ни будь один элемент, а все остальные прикрыть чем то – его цвет будет отличаться, от того цвета который он приобретает, если смотреть на всю картину, но все равно он будет претерпевать изменения из-за особенностей освещения. Для того чтобы правильно подобрать цвета для картины, нужно учесть, как, в результате чего, изменяются эти цвета на выбранном вами мотиве, а также правильно и равномерно распределить интенсивность цветов. Наиболее интенсивные цвета стоит использовать на переднем плане, а цвета с наименьшей интенсивностью - на заднем.

ОТНОШЕНИЯ ЦВЕТОВ.

Задача художника - передать каждый цвет таким образом, чтобы он правильно воспринимался в условиях освещения, которое запечатлено на картине, верно соотносился с нарисованным объектом, а его интенсивность соответствовала, тому на каком пространственном плане находится объект. Для этого нужно уметь правильно подбирать соотношения между цветами.

Кроме насыщенности, светлоты и цветового тона, у цветов еще есть фактурные свойства. Цвета, передающие цвет поверхности, которая имеет четкое расположение в пространстве, отличаются от таких же цветов, которые, к примеру, служат просто для придания цвета фону. Они называются цветами поверхностей. Благодаря таким отличиям, мы всегда можем приблизительно определить, на каком расстоянии находится какая-нибудь цветная поверхность. Цвета, не служащие для отображения рельефа, которые используются для рисования, чего ни будь не имеющего четкого местоположения (например: радуга или небо, мы не можем определить расстояние до них на глаз), называются бесфактурными цветами. Цвета, которыми рисуют прозрачные среды, которые воспринимаются не в плоскости, а объемно (воздух, вода), называются объемными цветами.

Существует также понятие плотности цвета, которая определяется плотностью нанесения слоя краски. Краска, нанесенная на поверхность слоем разной плотности, в разных местах, делает картину более живой.

Отношения цветов определяются по фактурным характеристикам, по плотности и по основным свойствам. Чтобы не сбиться с верных цветовых отношений, во время рисования, нужно периодически давать отдых глазам (закрывать глаза хотя бы ненадолго), так как они утомляются от цвета. Например: если долго смотреть на зеленое пятно, а потом быстро перевести взгляд на лист белой бумаги – Вы увидите на этом листе такое же пятно, только сиренево-розового цвета. Появление таких, не настоящих, эффектов происходит от усталости глаз от цвета. Они называются – отрицательные последовательные образы. Еще, утомление зрения проявляется, в случае если наблюдаемые цвета начинают рябить. Если долго смотреть на лист цветной бумаги – его цвет будет становиться менее насыщенным. Это тоже признак усталости глаз. Если происходит, что-то из перечисленного выше – нужно на время прервать написание картины.

ЦВЕТ В КОМПОЗИЦИИ КАРТИНЫ.

С помощью цвета, можно уравновесить композицию живописной картины. Цвета, которые напоминают цвет земли или камней, кажутся тяжелыми, в то время как цвета, напоминающие цвет воздуха или неба, воспринимаются более легкими. Но, нужно учитывать, что даже если нарисовать одним из «легких» цветов, предмет, который на самом деле тяжелый (например: горы) - цвет, все равно, будет казаться тяжелым. Чтобы уравновесить композицию, нужно обращать внимание не только на весомость цветных объектов, но и на их заметность. Меньше всего бросается в глаза синий цвет, а красный и оранжевый – привлекают внимание больше всего.

С помощью светлотного контраста, а также яркости и броскости цвета, можно выделить на картине объекты, к которым нужно привлечь больше внимания.

Если проверить на практике, все сказанное в этой статье, поупражняться в живописи, внимательно понаблюдать за натурой, подробней ознакомиться с цве товедением – Вам будет проще стать настоящим художником-пейзажистом.

Сильное влияние на восприятие окружающего пространства оказывает цветность света. Цветность измеряется в Кельвинах и определяется следующим образом:

  • 2700 К - 3000 К – теплый свет (желтое свечение)
  • 4200 К – холодный свет (белое или холодное свечение)

Наша психика как бы подсказывает нам, что теплый искусственный свет близок к солнечному, то есть привычен для нас, и поэтому чаще используется в домах.

При теплом освещении человек расслабляется и даже чувствует некоторое тепло. Но если вы хотите собраться, сконцентрировать внимание, например, при оформлении рабочего пространства, используйте холодный свет. Холодное свечение на 20% по сравнению с теплым повышает внимательность.

Свет, теплый и холодный, способен по-разному преподносить цвета, что также влияет на наше восприятие окружающего мира. Об этом давно известно маркетологам, которые используют некоторые хитрости при световом оформлении определенного пространства.

Теплые цвета стимулируют аппетит, а в холодном эффектно смотрятся джинсы.Существует такое понятие, как метамеризм – явление изменения цвета под воздействием различного освещения. Все магазины, места общественного питания используют определенные правила светового оформления. Например, для того чтобы блюда/продукты выглядели привлекательней – используется розоватый цвет свечения. Часто в местах общественного питания над столиком вешается светильник-подвес преимущественно с розоватым или желтым светом. Такая подсветка сделает еду аппетитнее, а лица людей – моложе и живее.

Например, кожаные изделия и ювелирные золотые украшения предстанут «во всей красе», если их подсветить теплым, джинса и серебро будет выглядеть эффектнее в холодном свете.

Подсветка манекенов, продуктов, блюд – целая наука, для которой можно выделить отдельную тему.

Знания о цвете можно использовать и при оформлении интерьера. Проанализировав колористику помещения, цвет стен, мебели, пола, вы сможете выбрать нужный свет, который преподнесет интерьер наиболее выигрышно, обозначит цвета и фактуры, сделает их насыщеннее и богаче.

Таблица изменения цветов под воздействием теплого и холодного света
Цвет при дневном свете Интенсивность Цвет при теплом свете Цвет при холодном свете
желтый пастельный становится теплее и очень бледным становится очень слабым и сероватым
интенсивный становится теплее и нежнее становится светлее и сероватым
желто-зеленый пастельный становится нежно-зеленым, очень бледным становитс зеленее и тускнеет
интенсивный становится желтее и светлее теряется желтый подтон
зеленый пастельный становится нежным желто-зеленым становится голубее, слабее
интенсивный становится теплее и слабее кажется голубовато-зеленым
голубовато-зеленый пастельный становится зеленее, бледнее
интенсивный становится зеленее, слабее становится голубее, сильнее
голубой пастельный становится серее, легко склоняется к зеленому становится интенсивнее
интенсивный становится серее, теряет цвет становится лучистым, холодным
индиго-синий пастельный становится серее и очень слабым
интенсивный становится серее, теряет силу цвета становится холоднее, интенсивнее
сине-фиолетовый пастельный становится очень бледным, белесым становится голубее, сильнее
интенсивный становится серее, слабее становится синее, лучистее
красно-фиолетовый пастельный становится теплее, приобретает коричневый оттенок становится голубее, интенсивнее
интенсивный становится теплее, от красноватого до коричневого приобретает синеватый оттенок
пурпурно-красный пастельный становится теплее, приобретает розовато-желтоватый оттенок становится яснее, кажется красно-фиолетовым
интенсивный становится теплее, желтее становится холоднее, приобретает голубоватый оттенок
ярко-красный пастельный становится теплее, кажется лососево-розовым приобретает голубоватый холодный оттенок
интенсивный становится теплее, кажется желто-красным становится холоднее, склоняется к сине-красному
оранжево-красный/желто-красный пастельный становится желтее, интенсивнее становится сероватым, прохладным
интенсивный становится очень ярким, светящимся становится приглушенным, слабым

Такая таблица сможет стать прекрасным помощником при свето-цветовом оформлении пространства. Но не забывайте при выборе будущих отделочных материалов осматривать образцы и выкраски в заданном помещении при дневном свете. Так вам будет понятно, как выстраивать будущее освещение и как на него будут реагировать материалы.

Сами цвета способны довольно сильно изменить восприятие пространства. Помещение в темных тонах представляется нам меньше и сжатее, светлые тона – визуально расширяют его, комната кажется просторнее, потолки «поднимаются». Холодные сине-голубые краски создадут впечатление простора, а теплые желтые тона добавят уюта, но «заберут» немного пространства.

Освещение холодным светом визуально удаляет объект, теплым – приближает. Соединив знания о свете и цвете, вы получите возможность управлять границами помещения.

Свет в помещении всегда был важным фактором, влияющим и на самочувствие человека, и на восприятие им окружающего пространства. С помощью света вы сможете добавить простора в помещение, гармонизировать размеры или скрыть его недостатки.

Цвета мебели, пола, стен могут предстать еще выигрышнее, а в неправильно подобранном свете могут поблекнуть даже самые дорогие и красивые отделочные материалы.

Поэтому помните о правилах соединения света и цвета и о том, что свет может стать вашим незаменимым помощником.

И ведь недаром ресторатор Этьен Биуль когда-то сказал: «Свет маскирует ошибки дизайна, как соус – ошибки повара».



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные