Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Смешение цветов

Смешение цветов – одна из самых главных проблем теории и практики начального этапа обучения живописи. Есть три основных закона оптического смешения цветов.

Первый закон: главной особенностью любого цветового круга является соотношение противолежащих (относительно центра круга) цветов, которое при их смешении дает ахроматический цвет. Такие цвета называются дополнительными. Взаимодополнительные цвета строго определены: к красному – зеленый, к желтому – синий и т. д.

Второй закон имеет практическое значение и говорит о том, что смешение цветов, лежащих по цветовому кругу близко друг к другу, дает ощущение нового цвета, лежащего между смешиваемыми цветами. Так, например, смесь красного с желтым дает оранжевый, желтого с синим – зеленый. Таким образом, путем смешения трех основных цветов (красного, желтого и синего) в разных пропорциях можно получить любой цветовой тон «слагательный» оптический эффект.

Третий закон: одинаковые цвета дают одинаковые смеси. Имеются в виду также и те случаи, когда смешиваются цвета одинаковые по цветовому тону, но разные по насыщенности, а также хроматические цвета с ахроматическими – «вычитательный» оптический эффект.

В живописи нужный цвет можно получить разными способами. Например, положить краску в чистом виде без смешивания с другими или получить необходимый цвет путем смешивания двух или нескольких красок.

Смешивание красок друг с другом может быть механическим или оптическим (См. табл. 1-2). При этом смешиваемые краски могут изменять свой цветовой оттенок, насыщенность и светлоту.

Таблица 1. Результаты оптического смешения цветов.

Фиолетовый

Индиго

Голубой

Голубовато-зеленый

Зеленый

Зеленовато-желтый

Желтый

Красный

Пурпурный

Темно-розовый

Беловато-розовый

Белый

Беловато-желтый

Золотисто-желтый

Оранжевый

Оранжевый

Темно-розовый

Беловато-розовый

Белый

Беловато-желтый

Желтый

Желтый

Желтый

Белый

Беловато-розовый

Беловато-

зеленый

Беловато-

зеленый

Зеленовато-желтый

Зеленовато-желтый

Белый

Беловато-

зеленый

Беловато-

зеленый

Зеленый

Зеленый

Беловато-

синий

Аквама-риновый

Голубовато-зеленый

Голубовато-зеленый

Аквама-риновый

Аквама-риновый

Голубой

Индиго

синий

Таблица 2. Результаты механического смешения красок.

Киноварь

оранж. средний

красновато

фиолето-ватым отт.

серовато

зелено-вато

то голубо-

с синева-

зелено-ватого

Темно-лиловый

красновато

с фиолето-

Серовато

зелено-ватый

Фиоле-товый

Коричнево

фиолетовый

Темный коричн.

Серо-желт.

Серовато

желтовато зеленый

желто-вато

мутный бирю-

серовато

зеленова-

Желто-зеленый

голубо-ватого

Розовато

розовато

желт. отт.

ного отт.

Розовато

Песочно желт.

Красно-вато

Оранжевый

вато корич.

Красно корич.

Красно кирпичный

ватый краснова-

того отт.

Киноварь

Красный алый

пурпур-ного отт.

Между результатами оптического и механического смешения красок существует некоторое различие, обусловленное физической природой красок. Чтобы лучше себе представить разницу конечного результата оптического и механического смешения цветов и красок можно привести следующий пример: на вращающемся диске желтый и синий цвет дадут серую смесьахроматического цвета, в то время как механическое смешение тех же цветов на палитре даст зеленую краску.

При смешивании красок нужно иметь в виду не только цветовую характеристику, но и три способа составления их:

1) способ мозаичного соединения мелких мазков (оптическое смешение цветов);

2) способ простой механической смеси красок на палитре;

3) способ лессировки – последовательного наложения нескольких слоев краски один на другой.

Смеси красок по химическому составу могут быть однородными и неоднородными. В пределах одной группы, взятой в отдельности – лессировочной, полулессировочной или корпусной, они являются однородными: дают ровные заливки и постепенные переходы по светлоте и цветовым оттенкам. Неоднородные смеси получаются при смешивании лессировочных красок с корпусными; при этом заливки становятся неровными, с подтеками и срывами, а светостойкость их нередко падает. Краски, входящие в полулессировочную группу, дают удовлетворительные заливки как с лессировочными, так и с корпусными красками.

Важное обстоятельство, которое следует учитывать начинающему живописцу, работающему акварелью, заключается в особенности красок при высыхании светлеть и терять в большей или меньшей степени насыщенность цвета.

Для получения сильного, насыщенного цвета рекомендуется использовать краски, обладающие большей цветностью.

Оптическое смешение цветов (аддитивное, слагательное).

Пример: Если рядом положить голубой и желтый цвет, то издали их сочетание будет казаться зеленым. Впервые в нашей цивилизации этот закон начали использовать импрессионисты, проходя через призму солнечный луч разлагается на 3 частных цвета: красный, желтый, синий. Там, где они смешиваются по краям, образуются 3 составляющие: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Живопись не может передать силу цвета. Если смешивать краски на палитре, то получится грязноватый фон, поэтому импрессионисты стали класть на полотно отдельные мазки тех красок, на которые разлогается цвет (исходящий, отражающийся от поверхности), проходя через призму. А так как хрусталик в глазу зрителя представляет собой такую же призму, то он как бы объединяет цвета восстанавливая свет. Работая в открытую, на природе, импрессионисты заметили, что тени от предметов не черные, а окрашены чуть-чуть в цвет самих предметов для работы по импрессионистический требуется усвоить несколько правил:

1. Палитра ограничивается только чистыми красками (спектральными), без так называемых земляных – это сурик, и так далее.

2. На палитре допускается смешение только тех красок, которые соседствуют в спектре. Пример: красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Допускается также разбеливать цвет. Все остальные смешения производятся оптическим способом.

3. Краски наносятся мелкими мазками, точками, пунктуациям, разновидность импрессионизма. Четкой формой отдельные мазки не накладываются друг на друга, а располагаются рядом, называется пунктолирование.

4. Локальный цвет всякого предмета разделяется на части в соответствии с условиями освещения. Освещенная часть, собственная тень, падающая тень, рефлекс и так далее.

Все эти части имеют свой особый цвет, причём цвета освещенной и теневой части как правило контрастируют, это называется разделением цвета.

5. Цвет локального большого пятна передается как сумма мелких мазков разных цветов, то усиливающихся, то ослабевающих, это называется градацией.

В основе современной колористки лежит трёхкомпонентная теория (принцип 3 основных цветов) – это красный 750 нм, зеленый – 546,1 нм, фиолетовый – 435,8 нм.

Любой цвет может быть выражен математически, где С – произвольный цвет, х – красный цвет, у- зеленый цвет, z – Фиолетовый – основные цвета.

Х1, у1, z1 – цветовые коэффициенты показывающие соотношения смешиваемых основных. Цветность, которая является производной цветового тона и насыщенности, удобнее оценивать с помощью относительных цветовых коэффициентов:

X = x1/(x1+y1+z1)

Y = y1/(x1+y1+z1)

Z = z1 (x1+y1+z1)

Сумма относительных коэффициентов равна единице: x+y+z=1

В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для ху­дожников в их практической работе.

Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстоя­ния кажутся однотонными, а различ­ные цвета сливаются в один цвет.

Первый закон оптического смеше­ния заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать второй хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет.

Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета. К ультрамарино­вому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному – голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому – ультрамариновый и к голубова­то-зеленому – карминно-красный цвет.

Второй закон оптического смеше­ния заключается в том, что при опти­ческом смешении недополнительных цветов получаются цвета, по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смеше­нии желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желто­го с зеленым – синий цвет и т.д.

Третий закон оптического смеше­ния заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в опти­ческих смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм, и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм, в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный». Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практи­ке живописи пользуются художники.

Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок – в табл.2.

Художники часто применяют в живописи законы оптического смеше­ния цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера – лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптического смешения цветов, изложенные в книге Шеврёля, Поль Синьяк настаивал на преиму­ществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая опти­ческая смесь, наоборот, ведет к ясностии и блеску».

Но как видно из табл.1, при опти­ческом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происхо­дит обесцвечивание цвета.

Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера фаюмской живописи, помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрожде­ния, Диего Веласкес и многие другие художники.

Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофана Грека и его учеников свидетельствуют о зна­нии законов пространственного смеше­ния цветов, оживляющих цвет в ико­нах русской школы.

В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для художников в иx практической работе. Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстояния кажутся однотонными, а различные цвета сливаются в один цвет. Первый закон оптического смещения заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать такой хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет. Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета.

К ультрамариновому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному -- голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому -- ультрамариновый и к голубовато-зеленому -- карминно-красный цвет. Второй закон оптического смешения заключается в том, что при оптическом смешении недополнительных цветов получаются цвета по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смешении желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желтого с зеленым синий цвет и т.д. Третий закон оптического смешения заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в оптических смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм. и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм. в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный» . Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практике живописи пользуются художники. Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок -- в табл.2.

Художники часто применяют в живописи законы оптического смешения цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптическою смешения цветов, изложенные в книге Шевреля, Поль Синьяк настаивал на преимуществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая оптическая смесь, наоборот, ведет к ясности и блеску» . Но, как видно из табл.1, при оптическом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происходит обесцвечивание цвета. Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера древней фаюмской живописи, создатели помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрождения, Диего Веласкес и многие другие художники.

Таблица 1 . Результаты оптического смешения цветов

Фиолетовый

Индиго синий

Голубовато-зеленый

Зеленовато-желтый

Пурпурный

Темно-розовый

Беловато-розовый

Беловато-желтый

Золотисто-желтый

Оранжевый

Оранжевый

Темно-розовый

Беловато-розовый

Беловато-желтый

Беловато-розовый

Беловато-зеленый

Беловато-зеленый

Зеленовато-желтый

Зеленовато-желтый

Беловато-зеленый

Беловато-зеленый

Беловато-синий

Аквамариновый

Голубовато-зеленый

Голубовато-зеленый

Аквамариновый

Аквамариновый

Индиго синий

Таблица 2 . Результаты смешения красок

Киноварь красная

Сиена жженая

Кадмий оран. средний

Охра желтая

Кадмий желтый

Зеленая изумрудная

Ультрамарин

Темный красновато-коричневый, с легким фиолетовым оттенком

Темный коричневый

Темный желто-коричневый, слегка зеленоватый

Темный серовато-коричневый, слегка зел.

Темный желтый зеленовато-мутный

Темный серовато-голубовато-зеленый

Почти черный с синеватым оттенком

Темный синий зеленоватого оттенка

Темный лиловый

Темный красновато-кор. с фиолетовым оттенком

Очень темный коричневый c оливковым оттенком

Бутылочный

Серовато-зеленый

Голубовато-зеленый бирюзовый

Синий небесного опенка, слегка зеленоватый

Ультрамарин синий

Фиолетовый

Коричневато-красно-фиолетовый

Темный корич. с виш. оттенком

Серо-желтый коричневатый

Серовато-желтовато-зеленый

Мутный желтовато зеленый

Несколько мутный бирюзовый

Синий, слегка фиол. опенка

Зеленая изумрудная

Почти серый темный

Почти серый темный

Коричневато-серовато-зеленоватый

Мутный зеленоватый

Желто-зеленый

Зеленый голубоватого оттенка

Кадмий желтый средний

Розовато-кор. розовато-желтого оттенка

Оранжевый

Желто-коричневый

Желто-оранжевый

Желтый, слегка лим. оттенка

Охра желтая

Розовато -коричневатый

Коричневато-оранжевый

Желто-коричневый

Желто-оранжевый коричневатый

Песочно-желтый

Кадмий оранжевый

Красновато оранжевый

Оранжевый

Оранжевато- коричневый

Желтовато-оранжевый

Сиена жженая

Красно-коричневый

Краснокирпичный

Кор. красн. оттенка

Киноварь красная

Красный алый

Крас. пур. оттенка

Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофани Грека и его учеников свидетельствуют о знании законов пространственного смешения цветов, оживляющего цвет в иконах русской школы. В живописи использовались и будут использоваться приемы оптического смешения цветов, но рассматривать их можно только как один из возможных приемов построения цветового строя или колорита картины.

Цвета, которые видны при естественных условиях, обычно являются результатом смешения основных цветов. Есть три главных способа такого смешения, а именно: пространственное, механическое, а также оптическое.

Оптическое (аддитивное) смешение цветов

В основе оптического смешения цветов лежит волновая природа света. Оптическое смешение можно получить при вращении круга с окрашенными в определенные цвета секторами. Основными цветами при таком смешении являются зеленый, синий и красный. Кроме них, есть еще два которые дают ахроматический серый цвет. При аддитивном смешении основных цветов получаем белый цвет.

Чтобы получить многокрасочное изображение, можно взять три обычных проектора с разными фильтрами основных цветов и перекрещивать лучи от них. Таким образом можно получить любой цвет на белом экране. Область экрана, к примеру, которая будет освещена одновременно зеленым и станет голубой, а при сложении красного и синего лучей получим пурпурный цвет. Кстати, обратите внимание, что при смешении цвета получаются не такими.

Оптическое смешение цветов обычно производится при помощи более сложных приборов. Яркий пример - телевизор, различные оттенки в котором также появляются в результате смешения зеленого, красного и

Пространственное смешение цветов

Пространственное смешение имеет место, когда человек смотрит на небольшие цветовые пятна, касающиеся друг друга, с некоторого расстояния. Эти пятна сливаются в одно пятно - с новым цветом, который будет зависеть от смешения цветов мелких областей.

Пространственное слияние цветов получается в результате светорассеяния. На него также влияют строение глаза и правила оптического смешения.

Особенности такого смешения должен учитывать в своей работе художник, так как, вероятнее всего, картина будет рассматриваться с определенной дистанции. Так, если с расстояния смотреть на картину, нарисованную мелкими мазками, они зрительно сольются, и она создаст впечатление целостной.

Пространственное смешение лежит в основе получения изображений цветовых оттенков при печати с растровых форм. Если рассматривать участки, образованные мелкими разноокрашенными точками, с определенного расстояния, человек не будет различать их цвета, а будет воспринимать цвет как пространственно смешанный.

Механическое смешение цветов

Третий тип смешения - механический - происходит при смешивании красок на бумаге, холсте или палитре. Чтобы лучше понимать его механизм, нужно провести четкую грань между такими понятиями, как «краска» и «цвет». Цветов, которые имеют оптическую природу, больше, чем красок, обладающими химическими свойствами.

Как правило, цвета красок менее насыщены, чем цвета окружающих нас предметов, поэтому молодые и неопытные художники сталкиваются с проблемой передачи цветов. Как передать разнообразие цветов в природе десятком красок в наборе?

Тем не менее, эта проблема разрешима, если художник смыслит в цветоведении и умеет выбирать правильные колористические и тональные отношения между цветами. В принципе, если вести речь о художниках, то рано или поздно все они овладевают техникой механического смешения.

Очень часто механическое смешение красок может дать результаты, похожие на результаты оптического смешения, но обычно они различны. Например, в то время как при оптическом смешении всех красок получается белый цвет, при смешении механическом мы получим серый, бурый, черный или коричневый цвета. Существует которая расскажет, какой цвет можно получить в результате смешения тех или иных красок или лучей.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные