Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные


Введение

Понятие мировоззрения

Его структура

Исторические типы

Особенности философского мировоззрения

Его отличие от мифа, религии и науки

Основные проблемы философии.

Проблема «основного вопроса» философии в классической и неклассической философии

Структура философского знания.

Статус и роль философии в современной культуре

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной работы - дать представление о мировоззрении в целом, его структуре, исторических типах, аспектах и формах, а также о философском мировоззрении как особой форме мировоззрения. А так же выделить особенности философского мировоззрения и указать отличие от мифа, религии и науки.

Указать основные проблемы философии, отдельно выделить проблему «основного вопроса» в классической и неклассической философии.

А так же описать структуру философского знания и обратиться в работе к философии в современной культуре

Материал распределен по логически законченным группам, основные идеи которых отражены в заглавиях. Таким образом, содержание контрольной работы одновременно является и его тезисным планом.

ГЛАВА 1: ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ, ЕГО СТРУКТУРА И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ.

    ПОНЯТИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, что является смыслом его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и общественная группа имеют какое-либо представление о решении этих вопросов. Сумма всех этих вопросов и ответов образуют мировоззрение. Оно играет особую, очень важную роль во всей деятельности людей.

Существует два способа освоения мироздания:

1)путем психологических ассоциаций, через образы и представления;

2)путем логической системы понятий и категорий.

Существует 2 уровня мировоззрения:

1)эмоционально-образный - связан с миром ощущений(искусство, мифология и религия);

2)логико-рассудочный (философия и науки образующие мировоззрение).

Мировоззрение – система представлении о мире и месте в нем человека, об отношении человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленная этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации. Это способ освоения мира человеком, в единстве теоретического и практического подхода к действительности 1 . Следует выделить три основных типа мировоззрения:

    житейское (обыденное) порождается непосредственными условиями жизни и передающимся с поколениями опытом,

    религиозное – связано с признанием сверхъестественного мирового начала, выражается в эмоционально-образной форме,

    философское – выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к другим людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок человека определенной социальной группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. Мировоззрение - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект мировоззрения - личность, социальная группа и общество в целом.

Исходя из уроков прошлого, А. Швейцер заявил: «Для общества, как и для индивида, жизнь без мировоззрения представляет собой патологическое нарушение высшего чувства ориентирования» 2

Основа мировоззрения - знания. Всякое познание формирует мировоззренческий каркас. Наибольшая роль в формировании этого каркаса принадлежит философии, так как философия возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая философия выполняет мировоззренческую функцию, но не всякое мировоззрение философично. Философия - это теоретическое ядро мировоззрения.

В структуру мировоззрения входят не только знания но и их оценка. То есть мировоззрению присуща не только информационная, но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в мировоззрение в виде убеждений. Убеждения - это та призма через которые видится действительность. Убеждения - не только интеллектуальная позиция,но и эмоциональное состояние, устойчивая психологическая установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов, идей, взглядов, которые подчиняют себе чувства, совесть, волю и поступки человека.

В структуру мировоззрения входят идеалы. Они могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. Идеалы - основа духовной жизни личности. Наличие идеалов в мировоззрении характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отражение действительность но и ориентирует на ее изменение.

Мировоззрение складывается под воздействием социальных условий, воспитания и образования. Его формирование начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека.

Следует подчеркнуть особо, что мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности. Важнейший компонент мировоззрения представляет собой идеалы как решающие жизненные цели. Характер представления о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых складывается общий жизненный план, формируются идеалы, которые и придают мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, уверенности в правоте своих идей.

Мировоззрение имеет огромное практическое значение. Оно влияет на нормы поведения, на отношение к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

    СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Структура мировоззрения включает в себя:

1)Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они являются исходным звеном, "клеточкой" мировоззрения. Знания бы­вают научными, профессиональными (военными), повседнев­но-практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более серьёзную опору может получить его мировоззрение. Однако в мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Если нет знаний, то нет и мировоззрения.

2)Ценности - это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризу­ются такими понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность". Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения - что-то трогает нас больше, что-то мень­ше, что-то оставляет нас спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут характеризоваться материальные и духовные ценнос­ти: одежда, кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то яв­лению.

3)Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, проявляющихся в виде удо­вольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бес­силие, печаль, горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций: радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд, совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­тельнее мы размышляем о них, - это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне".

4)Воля - способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления.

Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5)Убеждения - взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Во имя убеждений люди порой рискуют жизнью и даже идут на смерть - так велика их побу­дительная сила.

Убеждения - это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой жизни, поведения, действия лич­ности, общественных групп, наций, народов.

6)Вера - это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных ве­рований или даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

7)Сомнение - критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям.

Сомнение - обязательный элемент самостоятельного мировоззрения. Фанатичное, безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом.

Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность - скептицизм, или нигилизм - не­верие ни во что, утрату идеалов.

Таким образом, мировоззрение - это сложное, противоречивое единство знаний, ценностей, эмоций, воли, убеждений, веры, и сомнений, позволяющее человеку ориентироваться в окружающем мире.

Ядром, основой мировоззрения являются знания. В зависимости от этого мировоззрение подразделяется на обыденное, профессиональ­ное и научное.

1)Обыденное мировоззрение - это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Однако научный уровень этого мировоззрения не высок.

2)Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности и т.д. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

Мировоззренческие идеи, возникающие в процессе научного, художественного, политического, и др. творчества, могут в определённой степени воздействовать и на мышление професси­ональных философов. Яркий приме тому - огромное влияние творчество Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

3)Высший уровень мировоззрения - теоретическое мировоззрение, к которому принадлежит и философия. В отличие от других ви­дов мировоззрения философия не только является творцом ми­ровоззрения, но и профессионально занимается анализом миро­воззрения, подвергает его критическому осмыслению.

Понятие структуры мировоззрения предполагает выделение его структурных уровней: элементного, концептуального и методологического.

Элементный уровень представляет собой совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, оценок, которые складываются и функционируют в обыденном сознании.понятие мировоззрения стоит рассмотреть его структуру . Возможны различные срезы в структуре мировоззрения в зависимости... теоретическая рефлексия над мировоззрением и культурой определенного исторического типа . Рефлексия есть осознание...

  • Мировоззрение и его исторические типы (3)

    Реферат >> Философия

    Мировоззрение и его исторические типы 1.1.Менталитет и мировоззрение 1.2. Мировоззрение в современную эпоху Исторические типы мировоззрения Мифология как исторически первый тип мировоззрения 1.5.Религия как тип мировоззрения 1.1.Менталитет и мировоззрение ...

  • Главная > Документ

    Вопрос 1:понятие мировоззрения, его структура и исторические типы.

    Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений об окружающей человека действительности, о самом человеке, формах его отношения и взаимосвязи с этой действительностью.

    Типы мировоззренческих систем:

    -Космоцентризм , древней демократической философии

    -Теоцентризм , философии и культуры средних веков.

    -Антропоцентризм, эпохи Возрождения XIV-XVI I веков.

    Структура:

    1.знания -гносеология -раздел фил знания, изучающий процесс познания. Знания как основной компонент в структуре мировоззрения задают обобщенную модель мира и места в нем человека.

    Натуралистические(природные)

    Гуманитарный(социальный) компоненты

    Методологическая

    2.ценности -аксиология. Ценность-категория, указывающая на личностное, социальное или общечеловеческое значение определённых явлений действительности. Ценности в мировоззрении выполняют нормативно-регулирующие функции. Они определяют правила и принципы социальной жизни человека, детерминируют важнейшие императивы и ориентации его поведения и деятельности. Свои основные функции ценности реализуют в форме политических, религиозных, правовых, моральных, эстетических взглядов и убеждений.

    Предметная ценность

    Субъективная ценность

    3.убеждения -праксиология-раздел фил знания, изуч поведение людей, их деятельность. Убеждения- те знания, в кот чел верит, принимает как регулятивы своей деят-ости.

    4. чувства, эмоции . Эмоционально-чувственные компоненты в структуре мировоззрения определяют личностно-субъективный фон восприятия человеком окружающей действительности и своего места в социальном и природном мире.

    Эмоционально - психологическая (первичный образ мира, Основанный на чувственном восприятии, чувства, настроения) - мироощущение ;

    Опыт формирования познавательных образов мира с использованием наглядных представлений (складывается из 1, позволяет видеть мир в единстве, даёт + или- хар-ку мира.)- мировосприятие ;

    Познавательно - интеллектуальная сторона (подключение рациональных качеств) - миропонимание .

    классификации :

    по субъекту:

    Личностная форма -мировоззрение класса -социальной группы -общества в целом или определенной исторической эпохи.

    По полноте:

    а) нетеоретическое формами которого выступают обыденные или стихийные воззрения на мир, мифологическое и религиозное мировоззрение;

    б) философско-теоретическое

    в) научное мировоззрение

    По генезису:

    мифологическо е Мифология – это исторически первый, возникший на ранних архаических этапах развития общества и культуры тип мировоззрения. Для него характерны образно-ассоциативная форма отражения действительности, эмоциональное восприятие и фантастические интерпретации природы, человека и социальной жизни. Мифологическое сознание основано на вере в истинность мифов, незыблемость ритуала и базирующихся на них нравственных запретах и социальных нормах поведения и деятельности человека.

    1.Эмоц-образная форма выражение 2.антропоморфизм 3.отсутствие рефлексивности

    4.неразделённость 5. практическая направленность

    Функции : 1. регулирующая 2. обобщающая 3.объясняющая

    религиозное Религиозное мировоззрение 1. исторически зарождается в недрах мифологического сознания и первоначально содержит в себе отпечаток политеизма и пантеизма, которые последовательно преодолеваются в процессе становления мировых религий, для которых характерен монотеизм (христианство, ислам) или тенденция к монотеистическому пониманию универсума (буддизм). В развитых формах религиозного сознания, в отличие от мифологии, Бог трактуется как Абсолют, который бесконечно выше естественного космоса и человека в иерархии форм бытия. При этом вера в Бога предполагает наличие внутреннего иррационального состояния сознания, позволяющего ощущать факт безосновного, личного и глубоко интимного соединения с Богом. 2. хар-ся верой в сверхъестественное 3 тенденция развития от политеизма к монотеизму 4 религиозный культ 5 иррационалистическая

    Функции : 1. социально-обобщающая 2. психологическое убежищу 3 объясняющая 4 регулирующая

    философское- Переход к более сложным формам цивилизационных отношений, изменения в структуре материального и духовного производства обусловили необходимость формирования философско-теоретического мировоззрения.

    В нем представления о мире и человеке обосновываются рациональными средствами с использованием теоретических понятий, логических и гносеологических критериев.

    Вопрос 2: Предмет и основные функции философии.

    Термин философия впервые возник в Др.Греции, а в качестве обозначения особой науки впервые употреблен Платоном. В вопросе о происхождении философии выделяют 2 концепции: мифогенная (из мифологии) и гносиогенная (из науки). Мифогенная концепция права, когда анализирует мифогенную предысторию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировозренние как предфилософское. Но не права, когда не видит отличительных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию. Гносиогенная концепция права, когда показывает значение зачатков научного знания для философии. Но не права, когда рассматривает мифологию как нечто лишенное всяческого исторически оправданного содержания и ценности. Основные философские проблемы: 1. Проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего. Опираясь на различные науки, синтезируя знания из различных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Формировались различные философские модели мира. 2. Проблема человека. В чем смысл жизни, свободен или не свободен человек в своих действиях 3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъекта и объекта, идеального и материального. Анализ различных форм отношений между ними. Материализм решает данный вопрос в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, и рассматривает сознание, дух, мышление, субъективное как св-во материи в противоположность идеализму, принимающему за первичное сознание, дух и т.п. Структура философского знания: 1. Онтология-учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования. 2. Гносиология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его истинности. 3. Аксиология-учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой. 4. Антропология – учение о человеке. 5. Социальная философия Функции философии: 1. Мировозренческая: - на базе философии формируется определенный тип мировоззрения - формирует цели и задачи развития общ-ва и культуры - раскрывает продуктивные формы отношения с миром 2. Методологическая: - дает представление о познании и набор методов познания - формирует общую картину мира 3. Социально-критическая: - осмысливает развитие общ-ва - осуществляет анализ причин возникающих проблем и критику соц.действительности - разрабатывает новые идеалы общественного устройства, приоритеты соц. и культ. развития

    Вопрос 3: Материализм и идеализм, как основные направления в философии: их сущность и значение.

    Основной вопрос философии -об отношении бытия и мышления. Две стороны этого вопроса:

    1) Что является первичным?

    материализм одно из главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия: , физического и рассматривает сознание, дух, мышление, психическое, субъективное как свойство материи.

    1) Главное св-во материи – быть объективной реальностью, т.е. существовать вне нашего сознания (первичность материи по отношении к сознанию)

    2) Материя существует в многообразии конкретных объектов, т.е. материя неисчерпаема.

    3) Признается познаваемость материального мира.

    4) Материальный мир развивается через взаимодействие вещей и процессов. Это взаимодействие, а не Бог, выступает основанием мира.

    идеализм такой способ философствования, кот. активную творческую роль в мире отводит исключительно духовному, лишь за ним признавая способность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, но рассматривает ее как низший род бытия, как вторичное сотворенное начало.

    Дух есть высший цвет материи, без чего материя не полна.

    Идеализм бывает объективным (творящей силой является нечто, лежащее вне этого мира) и субъективным (творец мира - разум человека).

    Материализм и идеализм – противоположные философские учения. Определенной попыткой сближения можно считать дуализм – философское учение о существовании 2 независимых начал: материального и духовного. Однако дуализм лишь разновидность идеализма, поскольку как и идеализм в целом признает независимость духа от материи.

    Вопрос 4: Философия древнего Китая

    Зарождение философских представлений в Китае относится к эпохе Западного Чжоу (12-8 вв. до н.э.), а всю китайскую философию можно разделить на 3 периода:

    1. предфилософский (12-8 в. до н.э.)

    Для этого периода характерно:

      Формируются основные литературные памятники китайского народа: Пятикнижие - основа мировоззрения образованного китайца. (Книга
      песен, Книга истории, Книга перемен, Книга обрядов и летопись Чунь-цю), здесь уже появляются сомнения в традиционном религиозно-мифологическом мировоззрении, поднимаются проблемы зла, зарождается теодицея, попытки найти причины, вызывающие явления
      природы...

      Развивается почитание культа предков. С культом предков было связано учение о душе – анимизм. Китайцы приписывали себе 2 души: 1 после смерти возносилась на небо, 2 оставалась на земле и могла помогать и вредить живым. Поэтому китайцы приносили своим предкам жертвы.

      жертвоприношение духам природы и предкам

      мифологическая форма мышления – господствующая

      Формируется поклонение Небу - всеобщей судьбе, закону природы и принципу порядка в Поднебесной.

      Развивается кровнородственная община, осознается её ценность.

      Формируется представление о государстве, как о единой семье.

    2. натурфилософский (8-6 вв. до н.э.)

    Натурфилософия – ранняя стадия развития философских знаний, характеризуется формированием первоначальных реалистических воззрений на природу (что есть мир?)

    Для данного периода характерно:

      формирования идеи перемен

      формирование учений об Ян и Инь – противоположные начала. Вначале это олицетворение света и тьмы, тепла и холода, муж. И жен. Начал. После это состояния «ци» - своего рода первобытной материи. Названо 6 состояний «ци»: суть инь, суть Ян, ветер, дождб, мрак, свет.

      формирование учений о первоэлементах (т.е. с чего состоит мир). Тогда выделяют воду(быть мокрой и течь вниз), огонь (гореть и подниматься вверх), дерево (поддаваться сгибаию), металл (изменяься), землю(принимать посев и давать урожай)

      формируется учение о Дао как о безличном мировом законе, кот. подчиняются и природа и люди

    3. Золотой век китайской философии (6-3 вв. до н.э.).

    Для этого периода характерно:

      происходят крупные экономические и общественные изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю

      острая социальная борьба между царствами

      расцвет культуры и философии

      формирование даосизма, конфуцианства

    Школы в китайской философии.

    Конфуцианство Конфуций (551-479 до н.э.) видел свою задачу в сохранении традиции и старого предания, яростно выступал против каких либо изменений в управлении страной

    Осн. Произведения: «Беседы и суждения» (собрано учениками Конфуция)

    Осн.тема: отношения человека, семьи, гос-ва. Считалось, что прочное гос-во может быть построено лишь на прочной семье. Проблема гос-ва сводилась к проблеме человека и семьи, его правелной жизни и самосовершенствованию. разработал концепцию «благородного мужа». «Б.м.» должен обладать следующими качествами:

    а) человеколюбие, б) гуманность, в) следование долгу, г) сыновья почтительность, д) ритуал, е) благопристойность, ж) разумность

    Концепция «Б.м.» может проявляться в следующих отношениях:

    * государство и подданность

      отец – сын

      старший брат – младший брат

      муж – жена

    Даосизм

    Основатель – Лао-цзи

    Основное произведение «Учение о правильном о пути и добродетели»

    Дао употребляется:

      дао – это порожденное начало

      дао – это синоним мирового целого

      дао – закон бытия космоса

      дао – это источник движения

    В Дао все объединено в нечленимое целое. Человеческая жизнь рассматривается как часть космического пути природы. Преодоление иллюзии собственного «я№, слияние с космическим потоком Дао дает мудрому бессмертие.

    При жизни человеку следует придерживаться принципу недеяния (у-вэй),недеяние как отсутствие произвольной целеполагающей активности. Принцип «забивания гвоздей»

      само небо и его выраженная небесная судьба отвергается даосистами

      отбрасывали одухотворение природы

      отрицали роль чувственных знаний, требовали ухода из жизни, от активной деятельности

    Их главный принцип в познании: «Не выходи со двора, можно познать мир; Не выглядывай в окно, можно увидеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь»

    Моизм

    Основатель: Моц-зы (480-400 до н.э.)

    Ориентирован на благосостояние народа; причиной всего считается недостаток общественной любви.

    Всеобщее благо явл. Высшим принципом политического дейстия.

    Выдвигали прнцип взаимной любви ивзаимной выгоды, доказывали взаимообусловленность понятий «любовь» и «выгода».

    Принцип «экономии в расходах» - критика дорогостоящих обрядов и ритуалов.

    Выработали учение о правильном знании. Нужно применть 3 критерия правильности:

    10 сравнение с делами совершенно мудрых правителей древности

    2) перепроверка посредством фактов, кот. видели или слышали люди

    3) применимость в жизни

    Легизм оппонирует конфуцианству по вопросам гос. устройства. В качестве высшей ценности выдвигали единое могущественное гос-во, принципиально отличное от семьи

      Принцип фа- единого гос. закона, создателем кот. может быть лишь единовластный правитель. В отличии от традиций закон может изменяться в соответствии с требованиями времени.

      Гарантом управления явл. Ши- как насилие, так и сама власть. Отношения между верх. Властью и народом могут быть только враждебными, задача гос – ва –ослабить народ. Создание сильной армии.

      выступали за равные возможности для возвышения в стране каждого человека,

    выдвижение талантливых людей вне зависимости от ранга

      особое значение уделяли хозяйственной функции государства, главная задача власти – забота о поддержании землевладений, создание сильной армии

    Особенности китайской философской традииии:

      Специфика иероглифического письма, афористический стиль философских текстов, образность, метафоричность языка.

      Приверженность традициям. Накопленная в прошлом мудрость берется за основу. На протяжении всей истории Китая философия
      развивалась в рамках одной и той же системы идей и категорий. Среди них особое значение имели: категория Дао, ли, инь и ян, ци, у син,
      понятие пермен (и), гуманность (жэнь), принцип не-деяния (у вэй) и идея «благородного мужа» (цзюнь-цзы).

      Светский рационализм. Китайцы поклонялись Небу как всеобщей необходимости, судьбе. Вместо веры в священное божество древние
      китайцы почитали установленный Небом порядок и следили за соблюдением ритуала. Философский рационализм в Китае был направлен на
      прояснение норм и правил повседневного существования, нравственное воспитание людей, гармонизацию хозяйственной и политической
      жизни, разработку эффективных методов управления государством. Эти проблемы были центральными для таких философских школ, как
      конфуцианство и легизм.

      Холизм - философская концепция, утверждающая, что целое больше суммы частей, т.е. например, община больше, чем сумма некоторых Я.

      Интуитивность как метод познания

      Включённость человека в систему этических отношений, морально-этическая направленность.

      Ориентация на внутреннюю активность человека.

      Неучёт активности человека вовне, его практической деятельности.

    Вопрос 5: Философия Древней Индии.

    Философия древней Индии.

    Зарождение философской мысли в древнеиндийской культуре восходит к началу VIII в. до н. э. и связано с древнейшим памятником индийской мифологии – Ведами. Веды – сборник разнородных текстов- фрагментов древних мифов, и мстерий, жертвенных формул и заклинаний, предназначенных для культового потребления брахманами (жрецами) Веды состоят из 4 отдельных корпусов: 1) «Ригведа» - сборник гимнов 2) «Самаведа» -сборник песнопений 3)«Яджурведа» - сборник жертвенных формул 4)«Атхарваведа»- сборник заклинаний Во 2 в. До н.э. к ним добавились истолковывающие тексты:

      Брахманы (должны были объяснять смысл и цель жертв, а таке правильное применение формул)

      Араньяки (поучения для лесных отшельников)

      Упанишады (представляют собой собственно философские тексты, нацеленные на поиск нового знания.)

    Образование первых философских школ относится к VI II вв. до н. э. 2 группы: Ортодоксальные (астика). Признают авторитет Вед. Веданта Миманса Санкхья Йога Ньяйя Вайшешика

    Особенности ортодоксальных школ:

      приверженность традиций

      рассматривают познание, состоящее из 3-х компонентов:

    -освоение Вед -Рационально-философское осмысление Вед а сутрах -Признается роль интуитивного достижения истины по средствам медитации и интуиции.

      связь с религией

    В структуре человека выделяют 5 слоев:

      телесный (т.е. биологический)

      жизненный

      умственный (сознание, ум, психологическая деятельность, хар-ся чувственностью)

      развернутое сознание (может функционировать без контакта с объектом)

      свернутое сознание (он нашел гармонию себя миром)

    Йога (основатель Патанджали) - практическая методика для достижения освобождения, содержит идею личного божества. В основе методики лежит убеждение в том, чточеловек с помощью концентрации дух.сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может освободиться от материального. Охватывает 8 восходящих ступений совершенствования:

    1)Самодисциплин

    2) Правильное поведение

    3) Правильная поза

    4) Правильное дыхание

    5) Подавление ощущений

    6) Самоконцентрация

    7) Метитация

    8)Просветление

    Веданта («завершение Вед»)- учение Шанкары, наиболее влиятельное напрвление в инд.философии. Основывается на толковании Упанишад. Гл. текст – «Брахмасутра» . «Брахмасутра» представляет собой попытку последовательного и логически непроворечивого толкования Вед. Знание полученное из Упанишад должно быть оединообразным. Разработали категории Брахман, Атман, самсара, карма, мокша, нирвана

    Брахман – безличное духовное начало всего мира.

    Атаман – телесное (личностное) начало всего мира

    Сансара – круговорот перерождений личности и души

    Карма – карма говорит о причинно-следственных связях между поведением и хорошим перевоплощением.

    Все сущее в конечном итоге явл. Брахманом. Он стоит за всеми явлениями. Освобождение из круга перерождений достигается высшимзнанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений явл.истинной целью изучающего Веданту.

    Миманса – школа, примыкающая к Веданте. Ее центральной проблемой явл. познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Оновная тема- исследование жизненного долга человека. Осн.произведение «Мимансасутра» описывает различные виды жертовоприношений и их цели.

    2) Неортодоксальные (настика). Отрицают авторитет Вед. Вели постоянные дискуссии с ведантой, опираясь на систему категорий, разработанную буддизмом.

    • джайнизм

    Джайнизм разввает ряд идей Упанишад. Так, концепции о перерождении души приводит к выводу осуществовании души у всего, что существует в мире. Джива- отдельные души, которые от природы способны к совершенству- и аджива-пространство, эфир, материя- явл.основными составными частями мира.

    Буддизм (основатель Сиддхартха Гаутама) Категорической считалась лишь одна истина: мир устроен так, что человек в нем страдающее существо

    4 истины буддизма:

      жизнь наполнена страданиями

      существует причина возникновения страданий

      имеется возможность прекращения страданий

    4) «истина пути» - путь к прекращению страдания восьмеичен Восьмеричный путь: 1) правильное воззрение на вещи 2) павильное намерение, т.е. дружественное отношение ко всему живому 3) правильная речь 4) правильное действие 5) правильная жизнь 6) правильное усилие 7)правильное памятование 8) правильное сосредоточение

    Специфические черты древнеиндийской философии:

      древнеиндийская философия носит морально-этический характер

      основные проблемы это: проблемы человека, его психики, сознания, познания

      она направлена на развитие способностей совершенствования

      она носит безличностный характер (нет личного авторства произведений)

    Оригинальные идеи древнеиндийских мыслителей были восприняты и продолжены другими народами Востока, повлияли на ход философского развития античного мира и европейских стран, продолжают оказывать мощное воздействие на духовную жизнь современной западной цивилизации

    Вопрос 6: Специфика и основные проблемы древнегреческой философии.

    Возникновение философии в др.Греци связано с тем, что у греков сложился полисный тип организации общ-ва, для которого характерна демократия. Навыки демократского обсуждения и принятия рений способствовали рационалистического характера древнегреческой философии.

    Этапы развития:

    1) Натурфилософский (7-5 вв. до н.э.) Философия обращена преимущественно на проблемы возникновения и устройства космоса, на выявление внутренней основы и порядка природы. Появляются первые натурфилософские концепции, ориентированные на рациональное объяснение природно-космического универсума, на поиск первоначала, источника и основы бытия многообразных вещей и явлений действительности. Выделялись учения о стихиях, в которых сложилась монистическая модель природно-космического универсума, и учения об элементах.

    Милетская школа (г. Милеет)

    Основатель: Фалес Осн.положения:

    Все произошло из воды

    Земля плавает на воде подобно куску дерева

    Все в мире одушевлено или полно богов

    Анаксимандр:

    Источником всего сущего считал некое вечное и беспредельное начало, кот. называл «апейрон», утверждал, что оно всем управляет.

    Анаксимен:

    Считал, что все веще происходят из воздуха либо путем разряжения, связанного с нагреванием, или путем охлаждения и сгущения.

    Пифагорейская школа:

    Основой явл.учение о числе. Числа рассм. Какпринципы, причины и структуры вещей, как образы, по которым бог твори мир. Пифагорейцы обращали внимание не на вещественность, а на математическую структуру.

    Гераклит считал основой всего - огонь. Принцип: «все течет». Большое значение Гераклит предавал детерменизму, всеобщей обусловленности событий и явление. Все, согласно ему, правится судьбой или необходимостью.

    Важная идея: идея единства и борьбы противоположностей.(Все состоит из противоположностей. Противоположнонаправленные силы образуют напряженное состояние, которым определяется внутреннее гармония вещей.

    Демокрит 6 идея о мельчайших неделимых частицах в-ва кака первооснове мира – атомы. Атомы нах.в постоянном движении, отчего и возникают все явления природы и процессы.

    Элейская школа

    Основатель: Парменид(первым ввел принципиальное различие между мышлением и чувственностью

    Зенон: Его апории демонстрируют ряд затруднений, возникающие при попытке перевести чувственно данный образ реальности на язык рассудочных понятий.

    Связь философии и медицины.

    Основные разделы философии и функции философского знания.

    Философия как тип мировоззрения.

    Понятие мировоззрения, его структура и основные типы.

    ЛЕКЦИЯ №1.

    РАЗДЕЛ 1. ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ДИНАМИКЕ КУЛЬТУРЫ

    ТЕМА: Философия как феномен культуры

    Вопросы:

    3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.

    Понятие мировоззрения , его структура и основные типы. Современный этап исторического развития характеризуется небывалым усложнением взаимосвязей между всеми сторонами жизни общества, между континентами, странами, регионами. Преобразования, происходящие во всем мире, обострение глобальных проблем значительно усилили интерес к общим вопросам общественного развития. Концептуальное исследование этих вопросов имеет важное методологическое значение для изучения процессов, происходящих в современном мире, связей прошлого, настоящего и будущего в истории человечества. В этой обстановке усиливается значение философского осмысления человеком своего отношения к действительности, поскольку речь идет о способности и возможностях человека ориентироваться в условиях, когда происходит изменение глубинных мировоззренческих установок, принятых в данном обществе.

    Различные стороны мира , играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отображаются в его сознании и выражаются в различных формах общественного сознания. Каждая такая форма представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и фактор, определяющий ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Осваивая окружающий мир, идя путем проб и ошибок, находок и потерь человек накапливал необходимые знания, обобщал их и систематизировал. Эти знания передавались из поколения в поколение, обогащались новыми приобретениями, открытиями, совершенствовались, помогали человеку выжить и осознать себя как личность.

    По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, может ли стать повелителем тех сил, в борьбе с которыми приходится утверждать свое существование, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования и мн. др. При анализе такого рода вопросов от общих рассуждений разум неизбежно переходит к конкретным измерениям человеческого бытия: как строить свое отношение к природе, обществу, друг к другу, какими знаниями и ценностями руководствоваться? Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре.


    Понятие «мировоззрение » неотделимо от понятия «человек». Мировоззрение - способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир. Это система наиболее общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения.

    Важнейшими компонентами мировоззрения являются : во-первых, образ самого субъекта; во-вторых, картина мира и в третьих, жизненная стратегия индивида.

    При изучении мировоззрения выделяют также ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение », «мировосприятие », «миропонимание ». Мироощущение — первая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие — вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. В реальных измерениях мировоззрения эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.

    Анализируя структуру мировоззрения, можно выделить его следующие стороны : познавательную, аксиологическую, праксеологическую . Каждая из этих сторон мировоззрения представляет собой сложную подсистему, где также можно выделять отдельные компоненты (аспекты).

    Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты. Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения - это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной.

    Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие - такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

    В системе мировоззрения важное место занимает аксиологическая (ценностная) сторона мировоззрения. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества.

    Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности - это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

    Таким образом, аксиологическая сторона мировоззрения регулирует деятельность человека и в определённой степени связана с праксеологической стороной.

    Назначение праксеологической подсистемы — обеспечивать тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение.

    Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

    Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

    Мировоззрение как форма осмысления человеком окружающей реальности существует столько, сколько существует человечество в его современном понимании. Однако его содержательное наполнение существенно различается в разные исторические эпохи, а так же у отдельных людей и социальных групп. Условно можно выделить основные исторические типы мировоззрения.

    Исторически первым типом явилось мировоззрение , основанное на мифологии. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов (первобытное общество, древнеиндийские, древнекитайские, древнегреческие и т.д.) в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением.

    Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

    По мере дальнейшего развития общества мифологическое мировидение утрачивает прежнюю роль, хотя некоторые его элементы могут воспроизводиться в массовом сознании и в наши дни. Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения - религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения - вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего - совершенного, горнего и низшего - несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

    На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение , которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. В отличие от мифологического и религиозного мировоззрения оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп.

    Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

    Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Мифологическое и религиозное мировоззрение по-своему, зачастую стихийно, осуществляют связь поколений, закрепляют и передают систему социальных ценностей, идеалов и норм поведения. Вместе с тем, действительность воспринимается в них в иллюзорном, искаженном виде, противореча данным науки. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

    На основе мифологического и религиозного мировоззрений , а так же основ научных знаний складываются культурно-исторические предпосылки генезиса философского мышления. Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

    2. Философия как тип мировоззрения.

    Истоки философии - в пытливости человеческого разума, согласно Аристотелю , люди начали впервые философствовать вследствие удивления.

    Термин «философия» впервые возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo- люблю, sophia - мудрость, в древнерусских источниках - любомудрие). Сначала появились философы, затем слово «философ» и несколько позже слово «философия». По свидетельству античных авторов, наименование «философ» впервые встречается у Пифагора , а в качестве обозначения особой науки термин «философия» впервые был употреблен Платоном. Античные мыслители высказывали мысль о том, что мудрость как таковая является прерогативой богов, а удел человека - любовь к мудрости, влечение к ней. В диалоге «Пир» Платон уточняет: «Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой. Из богов никто не занимается философией, поскольку боги и так мудры. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды...Занимаются ею те, кто находится между богами и невеждами» (Платон, диалог «Пир», 204 а-б).

    Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть мудрость. Многознание, как учил Гераклит, не прибавляет мудрости. Мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах, явлениях судить, исходя из признания их общей непреходящей основы, и в том, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в единичном, обосновать и объяснить многообразие феноменов человеческого существования. Необходимость подобного подхода осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека. Это, так называемые, вечные философские вопросы, которые на протяжении тысячелетий сохраняют свое значение для человека и для человечества.

    В отличие от мифологии, которая строит общую картину мира на уровне эмоционально-чувственного познания, философия создает взгляд на мир, ориентированный на рациональное познание, она пытается понять мир, исходя из него самого. Философия существенным образом отличается от других систем знания и познания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете и своем назначении.

    Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческую схему, под которой следует понимать совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, положении в нем человека. Процесс возникновения философии в общей форме представляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и рациональным мышлением. Философия, таким образом, становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения.

    Становление философии означало утверждение качественно нового в сравнении с мифологией и религией типа мировоззрения, предстающего ныне как система абстрактных идей, определяющих принципы отношения человека к миру, его поведения в обществе. В философии получили теоретическое выражение социальное самосознание людей, общественные идеалы и ценности. Вместе с тем философия явилась интегративным способом духовного освоения общественно-исторической практики, противоречий прогресса культуры и цивилизации. Справедливо замечание английского ученого-философа Б.Рассела: чтобы понять эпоху или нацию, мы должны понять их философию.

    Однако не следует забывать , что философия не совпадает с мировоззрением, являясь лишь теоретическим ядром последнего. Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия его единства и целостности. Философия не совпадает с мировоззрением, поскольку: во-первых, зарождение мировоззренческого сознания значительно предшествует становлению философии; во-вторых, функции мировоззрения до возникновения философии выполняли мифология, религия, зачатки научного знания и обыденное знание; и, наконец, в-третьих, мировоззрение предшествовало философии не только в процессе развития человечества, но также с точки зрения формирования индивидуального, личностного сознания. (Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее, обладает определенным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и по-своему отвечает на них).

    3. Основные философские проблемы, предметное поле философии.

    Фундаментальные проблемы философии возникают вместе с ее возникновением. Круг проблем, относимых к философским, изменялся по мере развития человеческой культуры, познания и практики, но всегда существовали такие вопросы, ответы на которые по традиции ожидали исключительно от философии. Немецкий мыслитель XVIII века И.Кант считал, что основных философских вопросов можно выделить четыре: «что я могу знать?», «что я должен делать?», «на что я могу надеяться?» и «что есть человек?». Век спустя другой немецкий философ М.Хайдеггер предельными вопросами философии считал вопросы о том, что есть мир, конечность, уединение.

    Несмотря на то, что крайне сложно для различных существовавших в истории культуры философских учений признать единый предмет исследования, можно вычленить предметную область философии, которая исторически изменяется в границах, определяемых спецификой философского знания. Предметная область философского знания очерчивается кругом основных проблем, которыми занимается философия.

    - Во-первых , это проблема окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. Эта тема конкретизируется в ряде вопросов: «есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении?», «мир конечен или бесконечен, един или множествен?», «в чем различие чувственно воспринимаемого бытия и постигаемой умозрительной реальности?» и т.д. В разные исторические эпохи ответы на эти вопросы приобретали различную «конфигурацию». Опираясь на разнообразные науки, синтезируя знания из разных областей, философия углублялась в раскрытие сущности мира, принципов его устройства, первоосновы всего сущего. Одновременно формировались различные философские «модели» мира, сохраняя во все времена первостепенное значение в устремленности к познанию его тайн.

    - Во-вторых , проблема познания человека и смысла его существования. Философская антропология находилась в центре внимания многих древневосточных философских школ. Античная философия устами Протагора провозгласили знаменитую фразу - «человек есть мера всех вещей». С точки зрения древнегреческого философа Сократа космос непостижим, и любителю мудрости следует осознать, что важнейшим для человека является самопознание. Эту антропофилософскую линию спустя многие века продолжил И.Кант, видевший высшее предназначение философии в том, чтобы помочь человеку занять положенное ему место в мире, научить его «каким надо быть, чтобы быть человеком».

    - В-третьих , проблема отношений человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального. Соотношение «человек - мир» исторически рассматривалось философским познанием по-разному. В эпоху античности оно осмысливалось как представление о месте человека в целостности мирового Космоса. В средние века особый философский интерес вызывала проблема отношения человека к Богу как абсолютной реальности и первопричине всего сущего. Мыслители Нового времени в системе «человек и мир» делали акцент на адекватности научного знания действительности. Для немецких философов XVIII-XIX вв. Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля имело значение, прежде всего, понимание отношения «субъект - объект». Но при всех вариантах трактовки данной системы, в конечном счете, философы оказывались перед необходимостью прояснения своей позиции о соотношении сознания и материи.

    Два противоположных подхода к решению вопроса о природе, сущности мира и человека обозначили суть основного вопроса философии как вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Признание материального и идеального как предельных оснований мира и человека с неизбежностью привело к решению вопроса о том, что же является первичным - материя или сознание. Постановка и решение этого вопроса составили первую сторону основного вопроса философии. В зависимости от того, как философы отвечали на этот вопрос, что они считали первичным, а что вторичным, они разделились на материалистов и идеалистов. Так возникли материализм и идеализм как два основных направления в философии.

    Материализм исходит из того , что мир по своей природе материален, извечен, несотворен, материя - первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи (мозга), сознание, таким образом, вторично. Материальный мир, согласно материализму, существует независимо ни от человека с его сознанием, ни от каких-либо других сил. В истории философской мысли длительное время материализм рассматривал человека лишь как природное существо, не видя в нем прежде всего общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносились человеком, что зачастую обожествлялись, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т.п.). В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне. Несмотря на всю свою ограниченность, такое материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, счастью, добру, красоте и т.д.

    Идеализм исходит из первичности духа , сознания, мышления и вторичности природы, материи, бытия. Те из них, кто полагает, что сознание существует вне и до природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель и др.). В их представлении природа и сам человек творятся неким безличным духом (мировым разумом, идеей, волей, Богом). Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир. Иную версию идеалистического решения основного вопроса философии предлагают те мыслители, которые вообще не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания. Это субъективные идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм и др.). Субъективный идеализм акцентирует внимание на субъективной стороне жизни человека, его неоднозначном и противоречивом отношении к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека.

    - И, наконец , четвертая философская проблема связана с разрешением субъектно-субъектных отношений, рассматривающих человека в «мире людей». Здесь философия стремится разрешить сложнейшие вопросы, связанные с поиском идеальной модели общества (начиная с идеального государства Платона и Конфуция, «Утопии» Мора, «Города Солнца» Кампанеллы и заканчивая марксистской моделью так называемого гармоничного коммунистического общества), проблемой самосовершенствования индивида, проблемой отчуждения. Поиск согласия, взаимопонимания, идеалы толерантности, гибкости, коммуникативного решения всех возникающих конфликтов становятся ведущими философскими темами современной философской мысли.

    Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга, но вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме - либо построению идеальной модели мира, либо проблеме человека, либо взаимоотношению человека и мира, постановке гносеологических вопросов. Нельзя забывать так же и о проблеме отношения человека и общества, человека, погруженного в социум и в мир людей. В исторической динамике менялись акценты в решении этих философских проблем, однако уже в древних философских учениях можно зафиксировать постановку и своеобразное решение каждой из выделенных философских тем, определивших все позднейшие типы философского мировоззрения.

    Таким образом , возможность различных трактовок предмета философии заключается в сложности, многогранности самого предмета исследования. Каждое время, отмечал в этой связи Л.Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает, и рекомендовал не забывать о времени, когда было создано то или иное произведение. Самые тонкие и драгоценные мысли своего времени и народа концентрируются, по его словам, в философских идеях.

    4. Основные разделы философии и функции философского знания.

    Мы наметили лишь отдельные контуры проблемного поля философского знания, позволяющие определить динамику и многообразие предмета философии. В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие разделы философского знания:

    - онтология - учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

    - гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности знания;

    - аксиология - учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

    - праксеология - учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

    - антропология - философское учение о человеке;

    - социальная философия - раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

    Эти разделы несводимы друг к другу, но тесно связаны между собой.

    Роль и место философии в обществе определяется ее функциями, под которыми мы понимаем ее воздействие на людей и на их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие, в широком смысле, предстает как влияние на мысли и поведение человека, так и на их обоснование, стимулирование и ориентацию. Функции философии многоаспектны. Основополагающая функция философии - выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях нередко посредством образов, иносказаний, притч, т.е. далеко не всегда в логически стройной и информационно ёмкой форме. Философия же выражает их содержание преимущественно в системе категорий, что обеспечивает ей более широкие возможности в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций.

    Важнейшие из них:

    - мировоззренческая - состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

    - методологическая - связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

    - гносеологическая - заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

    - аксиологическая - ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

    - праксеологическая - проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

    - критическая - состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

    - прогностическая - связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

    Раскрытие специфики философии как формы общественного сознания, ее содержания и функций является важным условием превращения философских положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и самому себе. Исследование исторической динамики предмета философии, сравнение философии с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вывод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноменов человеческой культуры однозначным образом. Она сама есть только тогда, когда мы философствуем. Философия есть философствование (М.Хайдеггер). «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома» - писал поэт и мыслитель Новалис. Философия может быть подобной тягой, когда мы, философствующие, повсюду «не дома». Философская истина есть по существу истина человеческого присутствия в мире.

    Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру.

    Эмоционально-психологическая сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя ее как пессимистическую или оптимистическую.

    Интеллектуально-рациональная сторона мировоззрения состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов. Это основа мировоззрения, на нее опирается деятельность человека. А так как эта деятельность является осмысленной и целесообразной, то она направлена на достижение идеала как организующего и направляющего начала человеческой активности.

    типы мировоззрения:

    1) мифологическое – формируется на ранних стадиях общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на Земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире;

    2) религиозное – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Являясь фантастическим отражением действительности, оно отличается верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Таким образом, вера в сверхъестественное – основа религиозного мировоззрения;

    3) философское – от мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся в философии предметом теоретического рассмотрения и логического анализа.

    2.Специфика философского освоения реальности.

      Философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Она пытается решить основные мировоззренческие проблемы посредством мышления, опирающегося на понятие и суждение, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. Понятие - это мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. В философии, в отличие от религиозно-мифологического мировоззрения, широко применяется абстракция, т.е. формирование понятий для обозначения образов реальности. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступала на исторической арене как поиск мирской мудрости. Характерным признаком философского освоения действительности является универсализм. Философия - это форма познания всеобщих оснований бытия. На протяжении всей истории культуры она претендовала на выработку универсального знания или универсальных принципов духовно-нравственной жизни. Другой важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм. Субстанция, т.е. сущность, лежащая в основе, - это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира через единое устойчивое начало. Одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философия с самого начала выступает как критика обычаев, обыденного сознания, традиционных ценностей и норм нравственности. Выдержавшие проверку на прочность человеческие установления ставятся на более прочный фундамент знания, все прочие отбрасываются как отжившие свой век. 3.Модели мира в различных философских направлениях.

    Миф был не просто рассказом о мире, а некой идеальной моделью, в которой события интерпретировались через систему героев и персонажей. Поэтому реальностью обладали именно последние.

    Прежде всего это полная тождественность природы и человека, что позволяет связать воедино внешне далеко отстоящие друг от друга вещи, явления и предметы, части человеческого тела и т.п. Для данной модели характерно понимание единства пространственно-временных отношений, которые выступают в качестве особого упорядочивающего начала космоса.

    Космос понимается одновременно как качественная и количественная определенность. Количественная определенность описывается посредством особых числовых характеристик, через систему сакральных чисел, "космологизирующих наиболее важные части вселенной и наиболее ответственные моменты жизни и неблагоприятных чисел, как образовхаоса,безблагодатности,зла. Качественная определенность проявляется в виде системы персонажей мифической картины мира, которые противопоставляются друг другу.

    Данная модель мира основана на собственной логике - на достижении поставленной цели окольными путями, через преодоление некоторых жизненно важных противоположностей, "имеющих соответственно положительное и отрицательное значение" (небо-земля, день-ночь)

    Субстанциальная модель предполагает единство мира через допущение, что в основе бытия лежит некая единая субстанция, идеальная или материальная, из которой выводится все многообразие мира. У Платона единство мира обусловлено демиургом (творцом), который создал этот мир, у Гегеля - субстанциальностью абсолютной идеи, что выражается в наличии всеобщих законов развития. В функциональной модели единство мира объясняется наличием и функционированием единых законов. Предполагается, что в мире реализуется некая универсальная связь. При этом в качестве универсальной связи может выступать либо некая мыслительная конструкция, либо связь, реально осуществимая. Все перечисленные модели можно назвать локальными, так как они в основном фиксируют какую-то одну сторону бытия, т.е. интерпретируют, огрубляют его с целью выявления законов данной области. "Психологически подобный подход можно легко понять, поскольку все неизвестные и непознанные области мы обычно представляем себе в понятиях и образах того, что уже известно. Это известное содержание и распространяется на все возможные масштабы" .

    Есть ли цель у нашего пребывания в этом мире? Осмысленным ли вообще оно является? К сожалению, сегодня людям не дают покоя те же самые вопросы, что и много-много веков назад. Фактом является то, что мир очень изменчив. Уследить за ним просто-напросто невозможно. Структура мировоззрения в философии менялась и формировалась веками. Причина в том, что новые знания позволяли делать новые выводы, устанавливать новые грани, получать расширенные возможности. Развитие человечества имеет непосредственную связь с развитием его самосознания.

    Мировоззрение: его сущность и структура

    Оно является очень сложным явлением, связанным с проявлением духовного мира человека. Фундамент мировоззрения - это наше сознание. Можно выделить сознание человеческой общности и индивида. Проявляется сознание в различных формах. Это мифы, сказки, предания и так далее. Самосознание является его первоначальным уровнем. В некоторых случаях оно имеет непосредственную связь с оценками и мнениями других людей. На более глубоком уровне самосознание перетекает в осознание себя в обществе. Последняя же и самая сложная его форма называется именно мировоззрением. Структура мировоззрения сложна. В принципе, можно сказать, что само по себе оно состоит из объединенных представлений, а также знаний о человеке, отношениях между людьми, окружающем их мире. Обобщенное представление мира позволяет лучше понять самого себя, выделить те цели, к которым следует стремиться, правила, которых необходимо придерживаться. В мировоззрении отражается самая сущность мира, а незначительные его детали поглощаются чем-то большим, всеобъемлющим. В реальности оно способно проявляться в сознании конкретных людей. Личности используют его для лучшего, углубленного понимания жизни, ее явлений, закономерностей. То есть объяснять то, что объяснить, в принципе, невозможно. Мировоззрение определяет и создает конкретные психологические установки, остающиеся с человеком до конца его дней.

    Структура мировоззрения

    Оно представляет собой своеобразный синтез некоторых черт духовной жизни. Структура мировоззрения включает такие важные элементы, как переживания, познания мира человеком. У него есть эмоционально-психологическая сторона. Ее элементы - это так называемые уровни чувств и настроений. Структура мировоззрения включает в себя и познавательно-интеллектуальную сторону. Мировоззрение развивалось веками. В принципе, можно сказать, что все началось с мифов, а закончилось религией. Чем миф отличается от религии? Отличия глобальны, однако не каждый из нас их знает и может определить.

    Суть в том, что при мифологическом мировоззрении люди объединяют наш мир с миром сверхъестественного, то есть с миром богов, фантастических существ и так далее. Они думают, что живут с этими существами в одном и том же мире.
    При религиозном мировоззрении у каждого свой мир. Боги также обладают большим могуществом, однако не ведут такую же жизнь, что и люди. Миф помогал людям чувствовать себя защищенными, а религия позволяет не потерять себя.



    Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
    ПОДЕЛИТЬСЯ:
    Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные