Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Звук - вид энергии, воспринимаемой слухом. Он вызывается колебаниями в твердой, жидкой и газообразной среде, распространяющимися в виде волн.

Что такое Звук?

Мы привыкли слышать, что звук распространят для только в воздухе, но на самом деле он воспринимается и через другую среду. Например, погрузив голову в ванну, мы все равно будем слышать, что происходит в комнате, потому что вода и прочие жидкости проводят звук. А шумные соседи мешают нам из-за того, что их громкие голоса доносятся сквозь полы и стены твердые вещества.

Возникновение звука

Извлечь звук нетрудно, ударив друг о друга двумя предметами - например, крышками от кастрюль. Они начинают звучать оттого, что при ударе мы передаем им энергию, заставляя их вибрировать (быстро колебаться). Вибрируя, предмет поочередно то сжимает, то разрежает окружающий воздух. Поэтому давление воздуха вокруг него то возрастает, то падает. Эти слабые колебания воздуха создают звуковые волны. Они достигают наших барабанных перепонок, и мы слышим звук.

Голос возникает, когда воздух, поступающий из легких, проходит через голосовые связки. Высота голоса зависит от того, насколько быстро связки вибрируют. Движением воздуха, то заполняющего легкие, то выходящего наружу, управляет диафрагма. Мышцы языка и губ делают звуки, издаваемые связками, членораздельными. Полости носа, гортани и груди помогают усиливать звук за счет резонанса.

Колебания воздуха

Звук создается еле уловимыми перепадами давления воздуха. Когда кто-то говорит рядом с вами, он заставляет давление воздуха то увеличиваться, то снижаться примерно на 0,01 процента от нормального. Такое же давление мы ощущаем, положив на ладонь листок бумаги. Колеблющийся воздух заставляет вибрировать юн кую мембрану в ухе, называемую барабанной перепонкой. Вот почему мы воспринимаем колебания воздуха как звук. Но наш слух улавливает не все колебания. Во-первых, колебания должны быть достаточно сильными, чтобы мы могли их уловить. А во-вторых, не слишком быстрыми и не слишком медленными - иными словами, они должны имен, определенную частоту.

Распространение звука

Звуковые волны распространяются от вибрирующего объекта во все стороны. Чем дальше от нас находится источник звука, тем больше энергии растрачивают волны по пути, и потому звук становится тише. От твердых поверхностей - например, от стекла и кирпичных волны отражаются, порождая эхо. Если говорящий человек находится в той же комнате, что и мы, звук его голоса доходит до нашего слуха и напрямую, и отразившись от стен, пола и потолка. Если помещение большое, возникает гулкий отзвук; это явление называется реверберацией.

Громкость

Чем сильнее мы ударим по предмету, тем Энергичнее он будет колебаться, создавая более ощутимые изменения давления воздуха, а значит, звук становится громче Наш слух может воспринимать перепады давления в очень широком диапазоне. Люди с острым слухом способны расслышать перепад, который в миллион раз меньше атмосферного давления; звук такой громкости производит упавшая на пол булавка. Другую крайность представляет перепад в одну пятую от атмосферного давления - такой грохот производит отбойный молоток.

Частота

Флейта и женский голос звучат выше, чем гитара и мужской голос. Это связано с тем, что они издают звуки большей частоты (имеющие меньшую длину волны). Частоту измеряют в герцах (Гц). Наше ухо воспринимает только звуки, лежащие в диапазоне от 16 до 20 ООО Гц. Гудок автомобиля имеет частоту 200 Гц, самый высокий женский голос берет ноты частотой до 1200 Гц, а самый низкий мужской бас способен достичь 60 Гц. Звуки с частотами до 16 Гц называются инфразвуком, а частотой 2 х 104 109 - ультразвуком.

Скорость звука

Звук распространяется в воздухе со скоростью около 1224 км/ч. С понижением температуры или давления воздуха скорость звука уменьшается. В разреженном холодном воздухе на высоте 11 км скорость звука составляет 1000 км/ч. Скорость звука в воде намного выше, чем в воздухе (около 5400 км/ч).

Сквозь звуковой барьер

Когда самолет летит со скоростью звука, воздух перед ним сжимается до предела, образуя ударную волну. А разгоняясь быстрее звука, самолет пробивает этот барьер и ударная волна остается позади. Поэтому вслед за пролетевшим сверхзвуковым самолетом слышится грохот, но приближение его услышать невозможно, ведь он постоянно опережает звук.

На определенном этапе развития ребенка родители могут обратить внимание на то, что их ребенок не слушается или не желает выполнять какие-то просьбы. Причиной этому может быть и плохой слух, но чаще всего обнаруживается слабо развитая слуховая память. Слуховая память - это необходимый компонент развития ребенка, так как без ее помощи ребенку будет очень сложно осваивать новые знания. Наш мозг сначала распознает услышанную информацию, определяет ее источник, и пытается сохранить ее. Если у ребенка проблемы со слуховой памятью, его мозгу будет сложно это сделать, так не удастся распознать все услышанные звуки и удержать их в голове. Такие дети зачастую невнимательны, им сложно сосредоточиться на чем-то конкретном, они часто отвлекаются. Как объяснить ребенку звуки?

Не стоит тратить время на беспокойство, ведь вы сами можете все исправить, уделив своему малышу больше времени и внимания, и поработать над развитием его слуховой памяти.

Что же в таком случае советуют специалисты?

  1. Каждый вечер, когда вы улаживаете малыша спать, поговорите с ним о том, что сегодня случилось. Пускай он расскажет все, что ему запомнилось, а вы посмотрите, в правильной ли он поочередности называет события дня.
  2. Играйте в ритмы. Выстукивайте их любым предметом или нахлопывайте, а ребенок пусть повторит простой ритм. Попросите и ребенка создать какую-то комбинацию, чтобы вы за ним повторили.
  3. С детства читайте ребенку книжки: сказки, рассказы, знакомьте и с поэзией. Читать нужно четко и внятно, чтобы ребенок слышал разные звуки. Когда он подрастет, можно читать ему стихи так, чтобы он заканчивал строчки.
  4. Слушайте музыку и пытайтесь запомнить слова. Тренируйтесь на новых песнях, которых ребенок еще не слышал. После нескольких прослушиваний (не в один день!) ребенок сможет подпевать и воспроизводить текст песни.
  5. Слушайте аудиокниги. В наше время развитых высоких технологий это не составит труда. Ведь сейчас большинство авторов выдают свои книги в аудио формате. И слушать можно с телефона, планшета, плеера, компьютера и т.д. Самое главное - не просто пассивно слушать, а обсуждать развитие сюжета и задавать вопросы по смыслу, ведь слуховая память активизируется только если используется.
  6. Выучите стишок на память. Учить нужно небольшие стишки и только те, которые ребенок уже читал, и они ему понравились. Составьте небольшой репертуар для ребенка, пусть он их декламирует вам, родственникам и гостям в специально отведенное для этого время. Обязательно организовывать такие ситуации, в которых стихи читают все участники вечера на равных - не выделяйте ребенка, чтобы не смущать его.
  7. И как же без игр! Игры должны занимать почетное место в процессе развития слуховой памяти. Игры могут быть самого различного содержания, главное, чтобы нравились ребенку.

Представим вашему вниманию некоторые из них:

  • «Что дальше?»

Вам необходимо выделить одну комнату в доме для игры. Дайте своему ребенку инструкцию, что он должен сделать. Например: «Зайди в комнату, возьми ложку и спрячь ее под стол». Когда ребенок справится с заданием, поменяйтесь местами и пусть он вам даст такую же точную инструкцию.

  • «Я пошел в магазин и там купил…»

В эту игру можно играть всей семьей, можно даже за столом. Суть игры состоит в том, что кто-то один начинает говорить: «Я пошел в магазин и купил там яблоко». Следующий должен повторить предыдущее предложение и добавить один продукт от себя. Например: «Я пошел в магазин и купил яблоко и банан». Таким образом создаются большие предложения, которые сложно запомнить, но они очень хорошо развивают внимание и слуховую память.

  • «Угадай, кто?»

В эту игру можно играть еще с совсем маленькими детками. Когда вы замечаете, что у ребенка есть проблема с одним или парой звуков, необходимо акцентировать на них внимание. Можно подобрать несколько слов, в которых имеются эти звуки, и пару - в которых нет. Затем нужно внятно прочитать их малышу, а он в свою очередь должен хлопнуть в ладоши, когда услышит нужный звук.

  • «Барабанная дробь»

Эта игра предназначена для определения интенсивности звучания. Она похожа на игру «Холодно-тепло». Ребенок должен отыскать игрушку. Когда он будет далеко от нее находиться, барабан будет звучать тихо и спокойно, когда он будет к ней приближаться, то барабан будет звучать более интенсивно.

  • «Саймон говорит»

Популярнейшая игра в зарубежных странах, которая пришла и к нам. Эта игра развивает не только слуховую память, но внимательность и физическое состояние малыша. Ведущий, он же Саймон, должен давать малышу инструкции, при этом добавляя в начале «Саймон говорит». Например, «Саймон говорит - встань и прикоснись к кончику носа». Ребенок должен выполнить инструкцию. Если же ведущий отдает команду «Подпрыгни и присядь», то ребенок не должен выполнять команду, ведь не прозвучало «Саймон говорит».

Это упражнение можно пройти на сайте IQsha. Оно помогает научить ребенка звукам. Перед собой ребенок увидит несколько картинок и услышит один звук. Ему нужно сопоставить звук и изображение.

Если вы вовремя обратите внимание на развитие слухового внимания и будете регулярно проводить с ребенком подобные занятия и игры на изучение звуков, это поможет ему в дальнейшем хорошо овладевать информацией и, конечно же, хорошо учиться.

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана­лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло­бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо­нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: "апельсиновый, яблочный..."

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол­ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие), определение места звука в слове.

Уважаемые родители, помните:

1. Звук – мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

3. Звуки бывают гласными и согласными.

Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы

Гласных букв десять: А У О И Э Ы - соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я-йа, Ю-йу, Е-йэ, Ё-йо.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим

Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р.

Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ,

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми.

Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).

Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»

Выложить схему слова КОТ.

Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)

Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Какой буквой обозначим звук [К]? (Буквой К).

Какой буквой обозначим звук [О]? (Буквой О).

Какой буквой обозначим звук [Т]? (Буквой Т).

Буквы подружились. Что получилось? (КОТ).

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ.. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?»

В ряду букв обвести в круг заданную букву.

Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.

Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания по тетради, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования детского сада и семьи должны быть едины!

Список используемой литературы.

  1. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. СПб.: Детство-пресс, 2005.
  2. Ткаченко, Т.А. Формирование навыков звукового анализа и синтеза. М.: Гном и Д, 2005.

Вы знаете, как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы? А твердые и мягкие? Воспользуйтесь нашими советами, ведь перед школой вашему ребенку не помешает знать, как характеризовать звуки, это поможет ему с легкостью овладеть программой первого класса.

shkolazhizni.ru

Приступая к обучению, вы должны быть уверены, что ребенок имеет представление о тех органах артикуляции, которые принимают участие в речевом процессе (язык, губы, зубы). С учетом дошкольного возраста, проще научить различать гласные и согласные звуки и буквы в игровой форме.

Как объяснить ребенку гласные и согласные звуки и буквы

«Какие-то гласные и с кем-то совсем не согласные…» Для малыша это звучит необычно. Чтобы ваше домашнее обучение прошло эффективно и без лишней нервотрепки, не спешите. Ловите обещанные рекомендации.

  • Ребенок должен знать разницу между звуком и буквой.

Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и пишем.

  • Начните с изучения гласных.

Они значительно проще по артикуляции и легче воспринимаются. Все просто: их можно петь.

Звук М тоже вполне достоин сольного выступления, но есть разница: при произношении гласных воздух выходит свободно, ему ничего не мешает, язык спокойно лежит во рту, а с согласными он вытворяет чудеса акробатики.

  • Подкрепляйте произносимые звуки графическими образами букв.

Тут фантазия вам в помощь: можно писать, лепить, клеить и выкладывать из макарон или фасоли.

  • Используйте зеркало.

Привлекайте внимание малыша к положению рта при произношении гласных, обращайте внимание на язык и зубы.

  • Придумывайте вместе с ребенком слова, которые начинаются на «поющие» звуки, ищите их не только в устной речи, но и в книгах, на улице и дома.

Куда запропастилась О? Вот же она, замаскировалась под зеркало. Нашли букву, назвали звук.

  • Используйте загадки, отгадки в которых начинаются только на гласные.
  • Приступая к изучению согласных звуков и букв, обратите внимание, что их значительно больше, произносятся они иначе.

Когда мы их произносим, воздух «цепляется» за препятствие в виде зубов или губ. Зеркало в данном случае ваш обязательный помощник.

  • Предложите «пропеть» согласные звуки, фиксируя внимание ребенка на положении органов артикуляции.

Беспокойный язык во время попыток петь постоянно мешает, а зубы вовсе раскапризничались и сомкнулись.

Закрепляем умение различать гласные и согласные звуки и буквы

Когда вы объяснили разницу между гласными и согласными звуками и буквами, обязательно закрепляйте сформированный навык. И снова играйте.

  • По дороге из детского сада придумывайте вместе с малышом слова, которые начинаются на заданный звук.
  • Расчертите лист бумаги на клетки, раскрасьте их красным и синим цветом и предложите разложить буквы из разрезной азбуки по «домикам».
  • * Игра «Внимательные ушки». Инструкция простая: «Если слово начинается на гласный – хлопни, на согласный – топни».
  • Придумайте рецепт необычного блюда, ингредиенты в котором начинаются только на определенные звуки.
  • Убирая квартиру, дайте задание сначала убрать все игрушки, начинающиеся на согласные.

Важное условие! Систематичность и спокойствие.

Ваш позитивный настрой позволит не только научить различать гласные и согласные звуки и буквы, но и сформировать желание учиться.

Как объяснить ребенку твердые и мягкие согласные

Задача не из легких. Если ребенок знает буквы, начните с нехитрой истории о том, как гласные окружили согласные и начали ими командовать. Да-да. На войне как на войне. Эти нахальные гласные решают, каким будет согласный звук, твердым или мягким.

Есть парочка мятежников, на которых это правило не распространяется.

Ц, Ж, Ш бывают только твердыми, а Ч, Щ и Й – мягкие при любых обстоятельствах. Бунтарей вносим в «черный» список и помещает его на самое популярное место в доме, например, на холодильник, чтобы их славные имена отложились в памяти ребенка. Не забудьте про мягкий знак, который так же своим появлением запросто решает судьбу твердых и мягких согласных.

Остальным повезло меньше: если после согласного стоит А, О, У, Э или Ы – звук твердый, обозначается синим кирпичиком или кружочком, если за «пленным» стоит Е, Ё, Я, Ю или И – он мягкий и обозначается зеленым.

Ваши усилия не принесли ожидаемого результата? Привлекайте внимание к положению языка при произнесении парных твердых и мягких согласных.

Предложите превратить твердый звук в мягкий, используя разные гласные: па – пя, са –ся, пу – пю, су — сю и т.д Аналогичную игру можно усложнить, изменяя слова: «угол – уголь», «рад – ряд», лук – люк» и другие.

Если после согласного стоит его такой же на все согласный собрат, звук твердый. Например, в слове «конфета» после «н» стоит «ф». Можно уверенно утверждать, что в данном случае «н» — твердый.

Формируя умение различать твердые и мягкие согласные, вы помогаете ребенку развивать слуховое внимание, фонематический слух, что важно при обучении ребенка чтению и письму. Таким образом вы закладываете фундамент для успешного обучения в школе.

Помните, что русский язык один из самых сложных. Не так просто объяснить ребенку твердые и мягкие согласные. Поэтому не стоит корить своего малыша за ошибки.

Уважаемые читатели! Уверены, что теперь вы знаете, как научить ребенка различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки и буквы. Делитесь в комментариях своими успехами и секретными приемами.

С рождения и до самой смерти здоровый человек слышит различные звуки, которые служат источником информации об окружающем его мире. Но что такое звук и чем объясняется многообразие звуков в природе?

Что такое звук

Любой вибрирующий (дрожащий) предмет передаёт свою вибрацию окружающему его воздуху и по нему начинают распространяться невидимые волны. Точно также плывущий корабль образует волны на поверхности воды. Волны эти (они называются звуковыми) улавливает барабанная перепонка , сигнал от неё передаётся в мозг и человек слышит звук.

Что такое высота и громкость звука

Простое объяснение, что такое звук, поможет объяснить и существующее многообразие звуков в природе. В самом деле, из звуков состоит и музыкальная мелодия, и шум работающего трактора. Мы слышим шелест листьев и рёв реактивного самолёта, но, оказывается, множество звуков мы не слышим совсем.

Дело в том, что любой звучащий предмет, например, детали работающего двигателя, наши голосовые связки или гитарная струна при своей вибрации совершают определённое количество колебаний в секунду. Их ещё называют частотой колебаний звуковой волны. Так вот, барабанная перепонка нашего уха способна уловить только звуковые волны, которые рождает предмет, вибрирующий с частотой от 20 до 20 тысяч колебаний в секунду.

Звук, производимый очень медленно вибрирующим предметом (менее 20 колебаний в секунду) называется инфразвуком, а исходящий от быстро вибрирующего предмета (более 20 000 колебаний в секунду) – ультразвуком. И те, и другие мы не слышим, но они существуют.

Высокие звуки (например, мышиный писк или свист) рождают предметы с быстрой частотой колебаний, а низкие звуки (например, урчание мотора) - с медленной.

А что такое громкость звука, от чего она зависит. Громкость звука зависит от давления, которое оказывает на наши барабанные перепонки звуковая волна, а давление, в свою очередь, зависит от силы колебания звучащего предмета. То есть, чем слабее вибрирует звучащий предмет, тем тише он звучит.

Люди с доисторических времён стремились понять природу звука, но окончательно объяснить, что такое звук, смогли только учёные середины прошлого тысячелетия.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные