Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением» , «совершать крестное знамение» , «налагать на себя крестное знамение» , «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)» . Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

При совершении двоеперстия два пальца правой руки - указательный и средний - соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку (впрочем, этого же правила придерживаются и в новом обряде, хотя и не так строго).

Старообрядцы не признают троеперстия, считая, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы обозначает ересь, согласно которой на Кресте страдала вся Троица, а не только Сын. По этой же причине не принято произносить при совершении крестного знамения «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», вместо этого обычно произносят молитву Иисусову .

Священник , благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же двоеперстие.

Иконография

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является достаточно распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей, с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение, как символ исповедания своей веры, изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святые изображаются с двоеперстием или с именословным перстосложением, крайне редко - с троеперстием.

Католицизм

На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и поныне существуют различные его варианты. Так, католические молитвословы, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti ), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты , обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. В польской католической общине принято совершать крестное знамение пятью пальцами, открытой ладонью, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм , он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой . Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии , позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения . Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник , благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест . Он совершается во время мессы , перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Игумен Кирилл (Сахаров) : «Пора бы возвращаться к нашему исконному двоеперстному крестному знамению» // Портал Кредо.ру, 30 апреля 2009

Литература

  • Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство: Почему православные крестятся справа налево, а католики - слева направо? - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 160 с.
  • Новицкий И. А. Клятва Стоглава. - М.: Героника, 2010. - 192 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Крестное знамение" в других словарях:

    Крестное знамение - КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ. Устар. Знак креста, молитвенный жест христиан. Кузнец, поднял руку для крестного знамения (Гоголь. Ночь перед Рождеством). Господь сохранит его [Серебряного] от рук твоих! сказал Максим, делая крестное знамение, и не попустит… … Фразеологический словарь русского литературного языка

    Крестное знамение - Совершить (сотворить) крестное знамение – перекреститься. Осенить крестным знамением (крестом) – перекрестить. В Православной Церкви крестное знамение совершается правой рукой. При крестном знамении складывают вместе большой, указательный и… … Православие. Словарь-справочник

    Изображение креста рукою на себе или на какой либо вещи. В первоисточниках церковной истории о нем говорится как об обычае, ведущем свое начало от времен апостольских. Древнейшие письменные свидетельства о нем принадлежат Тертуллиану и Киприану.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Крест самый главный символ для христиан, не только как орудие всемирного спасения, на котором был распят Христос, но и как постоянное напоминание, что люди не могут стать христианами, не приняв крест в основу жизни. «Кто хочет идти за Мною,… … Русская история

Крестное знамение

Крестное знамение (церковнослав. «знак креста») в христианстве - молитвенный жест, представляющий собой изображение креста движением кисти руки. Крестное знамение совершается в разных случаях, например, при входе и выходе из храма, перед или после произнесения молитвы, во время богослужения, как знак исповедания своей веры и в других случаях; также при благословении кого-либо или чего-либо. Есть несколько фразеологических оборотов, обозначающих действие человека, совершающего крестное знамение: «осенять себя крестным знамением», «совершать крестное знамение», «налагать на себя крестное знамение», «(пере)креститься» (не путать со значением «принять таинство Крещения»), а также «назнаменова́ть(ся)». Крестное знамение используется во многих христианских конфессиях, различаясь вариантами сложения пальцев (обычно в этом контексте употребляется церковнославянское слово «персты»: «сложение перстов», «перстосложение») и направлением движения руки.

Православие

В современном православии общепризнаны два варианта перстосложения: троеперстие и именословное перстосложение, которое используют священники (и архиереи) при благословении. Старообрядцы, а также единоверцы используют двоеперстие.

Троеперстие

Рука, сложенная в троеперстии

Троеперстие - для совершения крестного знамения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний), а два других пальца пригибают к ладони; после чего последовательно касаются лба, верхней части живота, правого плеча, затем левого. Если крестное знамение совершается вне общественного богослужения, принято произносить «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь», или иную молитву.

Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (см. Мф., 25, 31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы IC XC, то есть, инициалы имени Иисус Христос в греко-византийском написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала благословляется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу 2-мя руками.

Почаще осеняйте себя крестным знамением. Помните: «Крест воздвизается, и падают духов воздушных чинове»; «Господи, оружие на диавола крест Твой еси нам». К прискорбию моему, видел я, что некоторые просто машут рукой, не касаясь даже лба и плеч. Это прямо издевательство над крестным знамением. Вспомните, что говорил преподобный Серафим про правильное крестное знамение. Прочтите это его наставление.
Чада мои, вот, как надо накладывать, с молитвою, которая есть воззвание ко Пресвятой Троице. Говорим: Во имя Отца, сложив три перста вместе, показывая этим, что Господь един в трех лицах. Прикладывая сложенные три перста ко лбу, мы освящаем свой разум, возносясь молитвой к Богу Отцу, Вседержителю, Творцу ангелов, неба, земли, людей, Творцу всего видимого и невидимого. И затем, касаясь нижней части груди этими же перстами, мы поминаем все муки Спасителя, за нас потерпевшего, Его распятие, нашего Искупителя, Сына единородного, от Отца рожденного, несотворенного. И освящаем сердце свое и все чувства свои, вознося их к земной жизни Спасителя, нас ради и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося, и говорим: и Сына. Затем, вознося персты на рамена (плечи), говорим: и Святаго Духа. Просим третье лицо Пресвятой Троицы не оставить нас, освятить нашу волю и милостиво помочь нам: все силы наши, все действия наши направить на то, чтобы стяжать Духа Святого в сердца наши. И, наконец, смиренно, благоговейно, со страхом Божиим и надеждой, и с глубокою любовью ко Пресвятой Троице, заканчиваем эту великую молитву, говоря: аминь, то есть истинно, да будет так.
Эта молитва навсегда соединена с крестом. Вдумайтесь в это.
Я сколько раз с болью чувствовал, что многие совсем механически произносят эту великую молитву, будто не молитву, а нечто такое, что принято говорить перед началом молитвословия. Так вы никогда не поступайте. Это грех.
Схиархимандрит Захария (1850–1936)

Двоеперстие

Двоеперстие (также двуперстие) преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым Собором. Практиковалось оно до XIII века и на греческом Востоке (Константинополе), быв позже вытеснено троеперстием. Двуперстие было официально осуждено в Русской Церкви на Соборах в 1660-е; на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая двоеперстное крестное знамение, были признаны легитимными.

При совершении двоеперстия два пальца правой руки - указательный и средний - соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку (впрочем, этого же правила придерживаются и в новом обряде, хотя и не так строго).

На Западе, в отличие от православной Церкви, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как в Русской Церкви, и поныне существуют различные его варианты. Так, католические молитвословы, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты, обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. В польской католической общине принято совершать крестное знамение пятью пальцами, открытой ладонью, в память о пяти ранах на теле Христа.
Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм, он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой. Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии, позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения. Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.
Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении, а руку ведёт так же, как и православный священник, то есть, слева направо. Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, т. н. малый крест. Он совершается во время мессы, перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Латинский крест является эмблемой пересечения линий Духа (Альфы) и Материи (Омеги), знаменуя место, где рождается Христос и откуда энергии Логоса изливаются на планету.
Касаясь лба – верхнего (северного) конца креста, мы произносим: «Во имя Отца».
Касаясь сердца – нижнего (южного) конца, произносим: «...и Матери».
Касаясь левого плеча как восточного конца, говорим: «...и Сына».
И касаясь правого плеча как западного конца креста, говорим: «...и Святого Духа. Аминь!».
Включая имя Матери в свое обращение к Троице, мы взываем к сознанию Космической Девы, которая делает каждый аспект священной Троицы значимым для нашего эволюционирующего сознания. Поистине, Мария – Дщерь Божья, Мать Христа и Невеста Духа Святого. Исполняя сокровенную роль женского дополнения каждого аспекта мужского принципа Бога, она, как никто, способна отобразить природу Отца, Сына и Святого Духа.
Творя крестное знамение, мы поддерживаем сознание этих аспектов в теле, душе, уме и сердце.

Совершение Крестного Знамения требует от верующего глубокого, вдумчивого и благоговейного отношения. Много веков назад Иоанн Златоуст увещевал задумываться над этим следующими словами: «Вы должны не просто чертить крест своими пальцами, - писал он. – Вы должны делать это с верой».

Крестное знамение играет исключительную роль в духовной жизни православного христианина. Каждый день, во время утренних и вечерних молитв, во время богослужения и перед вкушением пищи, перед началом учения и по его окончании, христианин накладывает на себя знамение Честнаго и Животворящего Креста Христова.

В конце третьего столетия знаменитый карфагенский церковный учитель Тертуллиан писал: «Путешествуя, и передвигаясь, входя в помещение и выходя из него, обуваясь, принимая ванну, за столом, зажигая свечи, ложась, садясь, при всём, что мы делаем – мы должны осенять свой лоб крестом». Спустя столетие после Тертуллиана, святитель Иоанн Златоуст писал следующее: «Никогда не выходите из дома, не перекрестившись».

В Древней Церкви крестом осенялся только лоб. Описывая литургическую жизнь Римской Церкви в III веке, священномученик Ипполит Римский пишет: «Всегда старайся смиренно осенять свой лоб крестным знамением». Об употреблении одного перста в крестном знамении говорят затем: святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский, церковный историк Созомен, святитель Григорий Двоеслов, преподобный Иоанн Мосх и в первой четверти VIII века преподобный Андрей Критский. Согласно выводам большинства современных исследователей, осенение лба (или лица) крестом возникло еще во времена апостолов и их преемников.

Приблизительно к IV веку христиане стали осенять крестом все свое тело, т.е. появился известный нам «широкий крест». Однако наложение крестного знамения в это время все еще сохранялось единоперстное. Более того, к IV веку христиане начали осенять крестом не только себя, но и окружающие предметы. Так современник этой эпохи преподобный Ефрем Сирин пишет:
«Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, христиане, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах. Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю - постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом».

В IX веке единоперстие постепенно стало заменяться двуперстием, что было обусловлено широким распространением на Ближнем Востоке и Египте монофизитства. Тогда православные стали употреблять в крестном знамении двоеперстие, как символическое выражение православного учения о двух природах во Христе. Так произошло, что одноперстие в крестном знамении стало служить внешним, наглядным признаком монофизитства, а двоеперстие - православия.

Более раннее и очень важное свидетельство об употреблении греками двоеперстия принадлежит несторианскому митрополиту Илии Гевери, жившему в конце IX-Х века. Желая примирить монофизитов с православными и с несторианами, он писал о том, что последние несогласны с монофизитами в изображении креста. Именно, одни знамение креста изображают одним перстом, ведя руку слева направо; другие двумя перстами, ведя, наоборот, справа налево. Монофизиты, осеняя себя одним перстом слева направо, подчеркивают этим, что веруют во единого Христа. Несториане и православные, изображая крест в знамении двумя перстами – справа налево, исповедывают тем свое верование, что на кресте человечество и божество были вместе соединены, что это было причиной нашего спасения.

Помимо митрополита Илии Гевери о двуперстии писал также и преподобный Иоанн Дамаскин в своей монументальной систематизации христианского вероучения, известной под названием «Точное изложение православной веры».

Приблизительно в XII веке в грекоязычных Поместных Православных Церквях (Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и Кипрской) двоеперстие было заменено троеперстием. Причина тому виделась в следующем. Поскольку к XII веку борьба с монофизитами уже закончилась, то двоеперстие утратило свой демонстративный и полемический характер. Однако двоеперстие роднило православных христиан с несторианами, которые также употребляли двоеперстие. Желая внести изменение во внешнюю форму своего богопочитания, православные греки начали осенять себя троеперстным крестным знамением, тем самым подчеркивая свое почитание Пресвятой Троицы. На Руси, как уже и было отмечено, троеперстие было введено в XVII веке во время реформ патриарха Никона.

Игумен Павел, инспектор МинДАиС

Почему крестятся тремя перстами, а староверы – двумя?

  1. В начале было слово.... уж как то уныло))) было и прошло. В неисправленном-Всегда пребудет слово...! О это уже разумно: процесс творения идет всегда, звзды рождаются, планеты, люди....
    Процесс "Всегда пребудет" действует и в двухперстном крещении: два перста к себе означает что в момент соприкосновения ты третий-это Божественный акт, таинство здесь и сейчас.
    Есть церкви с золтыми куполами, есть с синими и звездочки на синем)))) Раньше солнце =это Христос, золотой купол, синий купол-это церковь Богородицы-небо ночное со звездами, которое рождает что?))) Солнце!
    Там где просто-там ангелов со ста! Там где сложно об чрта ногу сломать можно!
    Зрите в корень, подсказки везде.
  2. По традиции...
  3. Тремя- это означает отца, сына и святаго духа.
    http://www.pravoslavie.ru/answers/050202084237
  4. Троеперстие является наиболее распространнным вариантом крестного знамения, используемым в большинстве православных Церквей. Для его совершения складывают три первые пальца правой руки (большой, указательный и средний) , а два других пальца пригибают к ладони. После чего последовательно касаются лба, живота, правого плеча, затем левого. Если крестное знамение совершается вне богослужения, при этом принято говорить Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь, или другую молитву.

    Три сложенных вместе пальца символизируют Пресвятую Троицу. Значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали. Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что никонияне из креста Христова Христа упразднили) эти два пальца были переосмысленны, как символ двух природ Христа Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространнным, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются, как символ Адама и Евы, припадающих к Троице) .

    Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны, как места спаснных и левой как места погибающих (см. Мф. , 25, 31-46). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спаснных и избавить от участи погибающих.

    Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным. Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы IC XC, то есть, инициалы имени Иисус Христос. При благословении руку ведут сначала налево, потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, по-прежнему сначала благословляется правое плечо, потом левое.

    Двоеперстие использовалось на Руси до реформ патриарха Никона в XVII веке. Практиковалось оно ранее и в Византии, быв позже вытеснено троеперстием. В наше время двоеперстное перстосложение используется (среди православных) почти исключительно старообрядцами.

    Старообрядческая икона, где Христос благословляет двоеперстным крестным знамением

    При совершении двоеперстия два пальца правой руки указательный и средний соединяются вместе, символизируя две природы Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает Божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота, правого и левого плеча. При этом в стаообрядческой литературе специально подчркивается, что креститься следует истово, и так, чтобы прикосновение пальцев ощущалось через одежду. Также подчркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку (впрочем, этого же правила придерживаются и в новом обряде, хотя и не так строго) .

    Старообрядцы не признают троеперстия, считая, что изображение креста тремя пальцами в честь Святой Троицы обозначает ересь, согласно которой на Кресте страдала вся Троица, а не только Сын. По этой же причине не принято произносить при совершении крестного знамения Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, вместо этого обычно произносят молитву Иисусову.

    Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же двоеперстие.

  5. Крест двуперстный - открывает чакры, а троеперстный закрывает. При входе в храм - открыть, при выходе - закрыть. Крестное знамение - дохристианский ритуал. Его смысл во много раз шире, чем описан христианами.
  6. Никон заменил двуперстие на трхперстие ЕДИНОЛИЧНО в нарушении 34-го канонического правила: Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и ПЕРВЫЙ НИЧЕГО ДА НЕ ТВОРИТ БЕЗ РАЗСУЖДЕНИЯ ВСЕХ. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух.

    Само же трхперстие зародилось в римском епископате.

    О КАТОЛИЧЕСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТРХПЕРСТИЯ.

    Инициатором трхперстия была Римско-католическая Церковь. В 13 веке палач и детоубийца папа римский Иннокентий III, занимавший римскую кафедру с 1198 г. по 1216 г., писал: Креститься следует ТРЕМЯ ПЕРСТАМИ, ибо это делается с призыванием Троицы (De sacro altaris misterio , II,45).

    Папа Иннокентий III известнен тем, что в 1215 году учредил печально известный церковный трибунал священную инквизицию, а несколько ранее, в 1212 году, организовал так называемый Крестовый поход детей, унесший тысячи детских жизней. Также именно папа Иннокентий III организовал 4-ый Крестовый поход против православных христиан Востока. После длительной осады в 1204 году крестоносцы заняли оплот восточного Православия Константинополь и в результате трхдневного грабежа и убийств почти полностью уничтожили город. Рыцари-грабители создали Латинскую империю, а папа рукоположил католического патриарха Константинопольского. С еретиками-крестоносцами на Восток пришло и трхперстие, постепенно распространяясь среди восточных христиан, оно в конечном итоге совершенно вытеснило и заменило собой древний апостольский обычай двуперстного крестного знамения.

    Сложение пальцев (слав. перстосложение) при совершении крестного знамения, рекомендованное папой Иннокентием III в XII веке вместо привычного до этого двуперстного (= из двух пальцев) сложения. После завоевания Константинополя крестоносцами в XIII веке трхперстие стало распростаняться на греческом Востоке и к XV в. почти полностью вытеснило у греков древнее двуперстие. Впоследствии римокатолики перешли к следующей стадии десемантизации перстосложения отказу от сложения перстов вообще и совершению его всей рукой без исповедания догматов при помощи пальцев.

    wiki-linki.ru/Page/1102078

    О трхперстии у католиков и светские исследователи пишут. К примеру, Б. Успенский

    Продолжаем: так, в уставе бенедиктинского монастыря св. Августина в Кентербери, по рукописи первой половины ХV в., читаем: Затем да научит каждого послушника делать крестное знамение ТРЕМЯ ПЕРВЫМИ пальцами правой руки, проводя прямые линии от вершины головы почти до ног и от края левого плеча к правому плечу (Deinde doceat singulos facere crucis consignacionem, quae scilicet tribus primis digitis dextrae manus a summo capitis quasi ad pedes et a summitate sinistri humeri usque in dextrum humerum protrahatur directe)
    Thompson, I, с. 402; ср.: Thurston, 1911/1953, с. 13.

Два перста или три?
На сей раз речь про то, как крестятся. В нашей РПЦ крестятся щепотью, сложив три пальца. До реформы Никона в 17 веке крестились двумя перстами. (Это старообрядцы). Католики вообще совершают все по другому, открытой кажется ладонью. И наоборот. Если наши кладут крест сверху вниз и справа налево, то католики слева направо.
Насколько я наблюдателен и начитан, то заметил, что есть малые и большие кресты. Так в чем тут дело. Почему же так различаются «наложения» креста?.
Ответ в энергетике человеческого организма. И ее отличии в зависимости от региона проживания. В книге Рогожкина «Эниология» есть интересная информация про тип энергетики человека восточного и западного. А мы вернемся к нашим пальцам. Есть общепринятая или модная на данный момент теория о чакрах. Это особые зоны распределения энергии. Самых главных 7, расположены вдоль позвоночного столба и напоминают воронки направленные вперед и назад. По крайней мере так уверяют и даже приводят данные замеров. Повторюсь, эта модель энергетики и не все ее разделяют. Кроме этих 7 чакр –чакрамов есть еще 2 на плечах. Вот здесь то и «порылась собака» (Горбачев). Оказывается крестообразный перекрест (крест животворящий) как то прочищает энергетические линии каналы.
Ну, допустим, скажет септик. А причем тут пальцы особым образом сложенные или даже ладони?
Ладони то и причем, именно в центре ладони и есть чакры и довольно сильные. То есть из этих мест и выходит какая-то энергия. И пальцы тоже при чем. Там «заканчиваються» (в чем не уверен) энергетические каналы. То есть кажный пальчик связан с каким, то меридианом или как их там обзывают.
Теперь то и подойдем к двум перстам.
Вот что пишет в своей книге Литвиненко (Энциклопедия биолокации):
Цитирую -«Серией исследований белорусского ученого (Вейника) было доказано, что так называемые жизненные линии тела или каналы представляют собой хрональные каналы, а биологически активные точка, расположенные на этих каналах, являються излучателями соответсвующего хронального поля. При этом особый интерес представляют точки, расположенные на кончиках пальцев рук и глаза.
Статистический анализ полученных данных позволил выделить 4 типа людей., различающихся знаками излучаемых пальцами и глазами хрононов –плюс или минус. Основным характерным знаком человека служит знак хрононов, излучаемых его глазами. По этому признаку различаються два типа людей – с плюс или минус глазами, причем первых больше, чем вторых.
Вторым признаком являеться характер излучения пальцев рук. У обычных людей знак глаз совпадает со знаком хрононов, излучаемых указательными пальцами обеих рук. Остальные пальцы чередуют свои знаки, начиная с указательного. У этих людей в связи с разнонаправленностью знаков излучений хрональное поле практически гаситься в пределах ладони.
Другая группа людей, значительно меньшая, отличаеться тем, что у них знак глаз совпадает со знаками излучений всех пальцев правой руки, а все пальцы левой излучают хрононы противоположного знака. Эти склонности регистрируються у экстрасенсов.» Конец цитаты (Литвиненко, 1998, с.20).
Подитожим…Что такого знал Никон, если заставлял креститься (крестить СЯ –себя) тремя перстами?
Если мы возьмем модель уравновешивания энергетики двух пальцев, то есть «хрональная» по Вейнику энергия уравновешиваеться при сложении двух пальцев у старообрядцев, то тогда у Никоновской щепоти (кукиша как ее обзывали) остаеться один не уравновешенный канал хрональной энергии. Очень может быть это приводило к изменениям в организме, нарушая баланс энергии.
Ну ладно, скажет умник, а вот на Востоке совсем не крестяться. Дак на Востоке и энергетика другая. Если западный чел принимает энергию сверху вниз, то восточный снизу вверх. Даже мы на Руси принадлежая к западному типу энергетики (вернее они к нашему) всеже отличаемся от Запада. Потому то там и католики крестяться по своему. Потому то так и различаються религии. Энергетика разная. Ну и конечно МЕТА-код местности, куда же без него. А мы то думаем, что воплощаемся там где хотим…ага. Счас.
Кстати о хитросложенных пальцах. Различные комбинашки из них называют мудрами. Вот одна от боли в сердце, если начало щемить. Положите средний палец на подушку-основание большого пальца, а безимянный, то есть №4 соедините с кончиком большого. Помогает. Получается эдакая бандитская распальцовка с рожками. Можно конечно и просто потереть подушку- основание большого пальца.

Рецензии

Зря Вы это!.. Как можно Крестное знамение совсем в отрыве от метафизики рассматривать? Это ведь единственное оружие души! ЕДИНСТВЕННОЕ, что нечистый не может съобезьянничать, чтобы навести мару!

Энергетика энергетикой, но эти вещи куда важнее!..

Простите меня, пожалуйста!

Здраствуйте. вовсе не рассматриваю в отрыве от метафизики, очень даже вместе. это модель.всего лишь.
по маре....он же морок. ныне лишь копируют знамение. кое быааеь разных типов, и два или три перста просто вариации, но мы эти ньюансы не знаем, хотя можно поработать по тем же каналам и все проясниться.
кресное знамение мы кстати применяем (хоть и не крещены людской иерархией). это как бы обнуляет частично вирусы сознания, мыслеграммы, коими полны мегаполисы, да и любые населенные пункты.
согласитесь, ЗНАЯ КАК работает Знамение в два или три перста (а их гораздо больше, чем вы представляете. достаточно посмотреть "индийские мудры" передраные из РУСских Вед, как я полагаю), то можно достаточно хорошо поработать. Вопрос только в том, НАСКОЛЬКО далеко вы зайдете и каким боком вам это обернется.
ваш взгляд религиозного человека, который доволен тем, что ему обьсняют (крохи с барского стола) религиозные обрядоверцы. возможно есть и часть религиозного зомбирования через эгрегор.
что могу сказать...каждому свое.
я вот очень критически относился к религии вообще, пока не пообщался с Большим Боссом. те не менее я не ударился в религию и не стал истово молится и ходит в церковь, ЗНАЯ для чего надо то или иное и кому. просто стал лояльней и как бы исправляю прежние ошибочные убеждения.
насчет единственного оружия...не думаю. что единственного...
кстати...где то вычитал "день проведенный в учебе (познании Бога) -ценней дня проведенного в молитве", еще "богу угодны не посты с молитвами, а благие ДЕЯНИЯ".

Даже мало просвещенный человек знает, что старообрядцы крестятся по-другому, нежели христиане других конфессий. Это крестное знамение называется «двуперстием », потому что в нем слагается не один, не три, не четыре или пять пальцев, а только два.

Для чего христиане крестятся?

Крестное знамение возлагается христианами в знак того, что мы исповедуем распятого на кресте Господа. Крестным знамением при начале каждого дела мы свидетельствуем, что все, что мы делаем, происходит во славу Распятого Христа.

Крестное знамение, т.е. обычай начертания креста на теле возложением перстов на чело, перси и рамена (плечи) есть древнейший обычай, явившийся вместе с христианством. Обычай христиан осенять себя крестным знамением в молитве св. Василий Великий относит к числу таких, которые мы прияли от апостольского предания по преемству.

Как слагать пальцы во время крестного знамения?

Для крестного знамения мы слагаем персты правой руки так: «великий со двема малыми». Это знаменует, по учению Большого Катехизиса, Св. Троицу: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, не три боги, но Единого Бога в Троице, иже именами разделяется и лицами, но Божество едино. Отец не рожден, а Сын рожден, а не создан; Дух же святый ни рожден, ни создан, но исходен (Вел. Кат.). Два же перста (указательный и великосредний), соединив вместе, имеем простертыми и несколько наклоненными - это образует два естества Христова: Божество и человечество; одним (указательным) перстом означаем Божество, другим (средним), мало согбенным, означаем человечество; наклонение перстов толкуется святыми отцами как изображение воплощения Сына Божия, Который «преклонь небеса и сниде на землю нашего ради спасения» .

Сложив таким образом персты правой руки, полагаем два перста на свое чело, т.е. лоб. Этим мы обозначаем, что «Бог Отец начало всего Божества, от Него же прежде век Сын родися и в последния времена преклонь небеса, сниде на землю и бысть человек ». Когда же полагаем персты на живот, то этим обозначаем, что в утробе Пресвятой Богородицы осенением Св. Духа бысть безсеменное зачатие Сына Божия; от нея родися и на земли с человеки поживе, плотию пострадал за грехи наши, погребен был и в третий день воскрес и возвел из ада праведных души, там пребывавших. Когда же полагаем персты на правое плечо, это толкуется так: первое, что Христос вознесся на небо и седе одесную Бога Отца; второе, что в день судный поставит Господь праведных одесную Себя (по правую руку), а грешников - ошуюю (по левую руку). Стояние грешников по левую руку означает и положение руки при совершении крестного знамения на левое плечо (Большой Катех., гл. 2, лист. 5, 6).

Откуда пошло двуперстие?

Обычай складывать персты указанным образом принят нами от греков и у них хранился неизменно от времени апостолов. Ученые, проф. Каптерев и Голубинский, собрали целый ряд свидетельств, что в XI-XII веке Церковь знала только двоеперстное перстосложение. Двоеперстие находим мы и на всех древних иконных изображениях (мозаики и фрески XI-ХIV веков).

Сведения о двуперстии находятся и в древнерусской литературе, включая сочинения преподобного Максима Грека и знаменитую книгу «Домострой».

Почему не трехперстие?

Обычно верующие других конфессий, например, новообрядцы, спрашивают, почему старообрядцы не крестятся тремя перстами, как члены иных восточных церквей.

Слева изображено троеперстие, это крестное знамение принято новообрядческой традицией. Справа - двуперстие, этим крестным знамением осеняют себя старообрядцы

На это можно ответить следующее:

  • Двуперстие заповедано нам апостолами и отцами древней Церкви, чему есть немало исторических свидетельств. Трехперстие же является новоизобретенным обрядом, употребление которого не имеет никакого исторического обоснования;
  • Хранение двуперстия ограждено церковной клятвой, которая содержится в древнем чине принятия от еретиков иаковит и постановлениях Стоглавого собора 1551 года: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят »;
  • Двуперстие отображает истинную догматику христианского Символа Веры - распятие и воскресение Христово, а также два естества во Христе - человеческое и Божественное. Другие типы крестного знамения не имеют такого догматического содержания, а трехперстие искажает это содержание, показывая, будто на кресте была распята Троица. И хотя новообрядцы не содержат учение о распятии Троицы, но св. отцы категорически запретили использование знаков и символов, имеющих еретическое и неправославное значение.
    Так, полемизируя с католиками, святые отцы также указывали, что одно только изменение видотворения, применение обычаев, схожими с еретическими, уже само по себе являет собой ересь. Еп. Никола Мефонский писал, в частности, об опресноках: «Употребляющий опресноки уже из некоторого сходства подозревается в общении с этими ересями ». Истинность догматики двуперстия признается сегодня, хоть и не публично, разными новообрядческими иерархами и богословами. Так о. Андрей Кураев в своей книге «Почему православные такие» указывает: «Я двоеперстие считаю более точным догматическим символом, чем троеперстие. Ведь не Троица была распята, а «един от Святыя Троицы, Сын Божий » ».


Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные