Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Вконтакте

По Уставу относится к малым праздникам «со славословием», но имеет один день предпразднества.

Русское название праздника «происхождение» - не вполне точный перевод греческого слова, которое означает торжественную церемонию, . Поэтому в название праздника добавлено слово «изнесение».

Строгановская школа , Public Domain

В этот день также чтится память святых мученников Маккавеев.

История установления праздника

Праздник был установлен в Константинополе в IX веке первоначально как местный. В XII-XIII веках он утвердился во всех Православных церквях. На Руси появился с распространением Иерусалимского устава в конце XIV века.

Греческий часослов 1897 года сообщает о истории установления праздника следующее:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».

«Сказание действенных чинов святыя соборныя и апостольския церкви Успения» 1627 года, составленное по повелению Патриарха Московского Филарета (Романова) :

«А на происхождение в день честнаго креста бывает ход, освящения ради воднаго и просвещения ради людскаго, по всем градам и весям».

В церковном календаре

1 августа в Русской Православной Церкви также совершается празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице в воспоминание победы, одержанной Андреем Боголюбским над волжскими булгарами в 1164 году. Благоверный князь взял в поход чудотворную икону Владимирской Божией Матери и Честный Крест Христов, пред сражением усердно молился, прося защиты и покровительства Владычицы.

В тот же день благодаря помощи свыше была одержана победа и ромейским императором Мануилом над сарацинами. Поэтому праздник мог быть установлен и им.

неизвестен , Public Domain

Богослужение

Особенности богослужения аналогичны особенностям богослужения Недели Крестопоклонной (3‑я неделя Великого поста) и Воздвижения Креста Господня (14 сентября).

В современной богослужебой практике Русской православной церкви накануне (то есть 31 июля) вечером совершается и (малая вечерня, которая должна служиться, согласно Богослужебному уставу, до вечерни, в современной приходской практике (и в большинстве монастырей) не отправляется). Пред вечерней, в таком случае, совершается перенесение Креста с жертвенника на престол по чину, установленному для Крестопоклонной Недели. Если же утреня отправляется с утра, то Крест переносится на престол по отпусте вчерни.

Правы ли свидетели Иеговы, утверждая, что Христа распяли не на кресте, а на бревне?

По прошествии более 19 веков после того, как Спаситель мира на Кресте принес Искупительную Жертву, представители секты «Свидетели Иеговы» решили изменить всю историю христианства и изъять из жизни Церкви её главный символ. Были ли сделаны какие-то серьезные открытия?

Семь мучеников Маккавеев

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. В эти времена царь Сирии Антиох Епифан поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов. С этой целью он распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср.: Лев. 11: 7–8).

Вначале к этому деянию решили принудить писца Елеазара, открыв ему рот силой. Но святой старец выплюнул пищу с презрением и отверг советы притвориться покоренным ради спасения жизни.

Медовый Спас

(О народной обрядности)

Медовый Спас (также Маковый Спас, Первый Спас) - народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершалось малое водосвятие, начинали сбор мёда и его освящение.

Другие названия

Первый Спас, Мокрый Спас, Спас на воде, Лакомка, Медовый праздник, Медолом, Пчелиный праздник, Проводы лета, Спасовка, «Макавей зельная» (белорус.), «Маковiя» (укр.), Маккавей.

Обычаи восточных славян

Начинаются Спасовки или Спасы - народное название первой половины августа по старому стилю, когда отмечаются три Спаса и Обжинки . Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя (Спаса). По народной этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться», то есть спасать себя, выживать тем, что употреблять в пищу нечто, а именно: мёд, яблоки, хлеб.

По традиции в этот день совершается малое освящение воды, а также мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком. В большинстве районов начинался сев озимой ржи.

Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». Отцветают розы, отмечается отлёт первых ласточек и стрижей. По погоде этого дня судят о том, каков будет третий (ореховый) Спас.

На Первый Спас «бабьи грехи» замаливаются: женщинам прощаются все их невымоленные грехи.

Название

Первый Спас называют Медовым, потому что соты в ульях к этому времени обычно наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Считалось, что если пчельник не заломает сота, то соседние пчёлы вытаскают весь мёд. По традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд именно с этого дня.

«На первый Спас и нищий медку попробует!». С утра пчеловоды старательно высматривали, осеняясь крестным знамением, ульи, выбирая среди них самый богатый по медовому запасу. Облюбовав улей, «выламывали» из него соты и, отложив часть их в новую, не бывшую в употреблении деревянную посудину, несли в церковь. После обедни священник благословлял «новую новину» от летних трудов пчелы, «Божьей работницы», и начинал святить принесённый в сотах мёд. Дьяк собирал «попову долю». Часть освящённого мёда передавалась тут же «нищей братии», поздравляющей пчеловодов с Медовым Спасом. А затем большая половина этого праздника происходила на пасеке. Вечером обступала каждый пчельник толпа ребят и подростков, с тряпочками или листом лопуха в руках. Они получали «ребячью долю», после чего пели:

«Дай, Господи, хозяину многия лета,
Многия лета - долгие годы!
А и долго ему жить - Спаса не гневить,
Спаса не гневить, Божьих пчёл водить,
Божьих пчёл водить, ярый воск топить -
Богу на свечку, хозяину на прибыль,
Дому на приращение,
Малым детушкам на утешение.
Дай, Господи, хозяину отца-мать кормить,
Отца-мать кормить, малых детушек растить,
Уму-разуму учить!
Дай, Господи, хозяину со своей хозяюшкой
Сладко есть, сладко пить,
А и того слаще на белом свете жить!
Дай, господи, хозяину многия лета!»

А. Коринфский. Народная Русь

Мёд ели с хлебом или различными блюдами, хмельной мёд пили на пирах, на его основе делали множество безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Селяне знали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней.

Поговорки и приметы

  • На первый Спас святи колодцы, купай в реке лошадей, защипывай горох, готовь гумна, паши под озимь.
  • На первый спас святи колодцы, святи венки хлебные (южн.).
  • На первый спас лошадей (весь скот) купают.
  • Паши под озимь, сей озимь.
  • Первый Спас - первый сев!
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, на Спас засевать!
  • Спасов день покажет, чья лошадка обскачет (т. е. кто раньше других соседей уберётся в поле).
  • На Маккавеи собирают мак.
  • Дождь на Маккавея - мало пожаров бывает.
  • Отцветают розы, падают хорошие росы.
  • С первого спаса и роса хороша.
  • На первый спас олень копыто обмочил (вода холодна).
  • Пчела перестаёт носить медовую взятку.
  • Заламывай (подрезывай) соты.
  • Во что Маккавеи, в то и разговенье.
  • Первый Спас - на воде стоять, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продавать

История Креста Господня, который является одной из главных христианских реликвий, берет свое начало со времен распятия Иисуса Христа. Крест Господин по сей день дарит верующим чудеса спасения и исцеления.

Происхождение животворящего дерева

История Животворящего Креста Господня основывается на преданиях о животворящем дереве, на котором был распят Иисус, но и поныне дарящем чудеса исцеления, освобождения.

Библия не дает ответа на вопрос, из какого дерева было изготовлено орудие смерти, на котором был распят Христос. В Евангелиях о нем уже готовится, как об орудии распятия.

Апокрифические источники хранят много интересных достоверных данных о происхождении легендарного дерева.

По легенде богомилов, христианского течения 5 столетия, пришедшему из Болгарии, райское дерево добра и зла при изгнании Адама с Евой распалось на три части. Центральная часть осталась в райском саду, и впоследствии из нее был сделан Крест для распятия Христа.

По Золотой легенде, сын Адама Сиф отправился к вратам райского сада с прошением даровать ему масло для помазания умирающего отца. Архангел Михаил отказал ему, сообщив, что это масло закрыто на 5,5 тысячи лет до времени рождения Иисуса, но преподнес Сифу ветвь от дерева добра и зла. Сиф не застал отца живым, из ветки легендарного дерева был сплетен венок и надет на голову Адаму при погребении.

Смерть Адама, художник — Пьерро Дела Франческа

Из этой ветки впоследствии выросло дерево, срубленное слугами царя Соломона для строительства храма в Иерусалиме. По причине несоответствия по размерам оно было использовано как опора для моста.

Царица Савская, имеющая дар пророчества при посещении царя Соломона, остановилась около моста и преклонила колени перед историческим деревом. По ее словам, это древо предназначено стать орудием смерти Спасителя мира, после чего иудеев ждет разорение.

Царь Соломон хорошо знал царицу Савскую и ее дар видения. Предсказание не на шутку его испугали. По приказу царя дерево было демонтировано с моста и закопано.

Древесина этого бруса впоследствии использовалась для обустройства бассейна в Вифезде, чья вода привлекала калек своими целебными качествами.

Когда Иисус был арестован, из подножья бассейна всплыло это дерево, кипарис, из которого был сделан ствол Животворящей святыни, перекладины изготовили из сосны и кедра.

Важно! История животворящего Креста Господня легла в основу праздника первого Спаса, который отмечается 14 августа. Он известен в народе как Медовый Спас.

Предания об обретении животворящей святыни

Славянские и греческие сказания повествуют о Кресте, имеющем восемь концов и сделанном из трех частей. Эти легенды основываются на словах пророка Исайя, где он называет три породы дерева, которые принесут славу к подножию.

Кипарис послужил материалом для столба. Для поперечной перекладины, к которой были прибиты Святые руки Сына Божьего, использовали певгу или сосну, по-другому. Нижняя часть орудия смерти была изготовлена из кедра, к ней прибили ноги Неповинного Агнца.

После смерти Иисуса равноапостольная императрица Елена дала распоряжения найти место нахождения святыни.

Исайя 60:13 «Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих»

Икона «Обретение Креста»

Иудеи скрывали от христиан святое место захоронения креста Иисуса, пока к одному из них, Иуде, по приказу Елены не были применены пытки. (История гласит, что впоследствии он крестился и принял сан епископа в Иерусалиме).

Иудейский пророк Иуда был потомком первого мученика Стефана, погибшего ха Христа. Отец пророка знал о месте, где были закопаны три орудия распятия, но строго хранил эту тайну. По преданию, обнаружение христианской реликвии станет началом конца превосходства иудейской религии над всеми остальными.

О других Господних праздниках:

Иуду бросили в сухой колодец, где он должен был умереть от истощения, пока не укажет места погребения святыни. Через семь дней молитв и взываний к Богу пророку было дано знамение.

Для справки! Сведения о человеке, нашедшем место захоронения реликвии, имеют смысл предания. В некоторых источниках указывается имя христианина Аблавиуса.

Место, указанное пророком, испускало легкий пар, наполненный сладостным ароматом. Елена приказала провести раскопки на месте казни Христа, где и было обнаружено честное древо.

Как определили истинность орудия распятия Христа

При раскопках святого места было найдено три креста. Определить, какой из них принадлежал Христу, не представлялось возможным. По одному из преданий помогла вера иерусалимского епископа Макария, который воззвал к Богу и попросил помощи.

Знамение пришло в ответ на молитву. Бог показал Макарию, что в их стране умирает женщина, страдающая долгое время неизлечимой болезнью. От прикосновения животворящей святыни она выздоровеет. Древа, на которых были распяты разбойники, не дало никакого результата, а от драгоценной святыни умирающая женщина вздохнула, тотчас выздоровела.

Во всем мире существует несколько версий обретения христианской реликвии. У каждой из них есть свои приверженцы.

По повелению Елены, якобы данному ей ангелом, Животворящий Крест был роздан по частям в разные уголки земли.

Возможно, это легенды, но Животворящий Крест и даже Его частички поныне существует и дарит верующим в эту святыню все новые чудеса, ответы на молитвы.

Награды из Иерусалима с кусочками от Животворящего Древа являются самыми ценными.

Другие версии происхождения честных древ Креста Господня (Медовый Спас)

Согласно истории, Медовый Спас отмечается как память о двух событиях, которые произошли одновременно на Руси при князе Боголюбском и во время византийского похода императора Мануила. Первый их них воевал с волжскими булгарами, а византийцы - с турками.

В обоих случаях сила врага намного превосходили защитников земли своей. Под покровом икон Спасителя и Божьей Матери обоими христианскими войсками была вознесена в Небеса горячая молитва - прошение о даровании победы. Бог услышал крики верующих людей и воздал по вере их. На небе над обоими войсками стояло животворящее древо Креста Господня как Божественное оружие против врагов.

Важно! В этот день начинается Успенский пост , поэтому наступает строгое ограничение в еде, увеселениях и забавах. 14 августа принято идти в церковь и святить мед и мак.

Святой дар в Годеново - глубинке России

Преображение языческой Руси в один из центров православия является великой милостью Господа и Его чудным промыслом.

Исторические события 1423 года в ростовских болотах, неподалеку Никольского погоста, изменили жизнь всего края. Происхождение Животворящего Креста в Годеново описано историческими воспоминаниями пастухов, первыми увидевшими знамение на небе.

В то время как пастухи пасли скот, небо с восточной стороны озарилось неизреченным светом. Неземная красота сияния заворожила пастухов. Они пошли на место зарева и увидели необъяснимое явление - Честный Крест, на Нем распятый Иисус, а у подножия святой Николай, держащий в руках Святое Евангелие.

Голос с Небес вещал, что это место выбрано для благодати Божьей. Пастухам было дано указание рассказать об этом событии по всему миру, с указанием построить здесь храм Божий, чтобы каждый приходящий с молитвой к Чудотворному Распятию получал исцеления и освобождения.

Чудеса начались с первого дня строительства церкви, получившей благословение архиепископа Дионисия.

Читайте о чудесах в православии:

Строители посчитали, что храм невозможно построить посреди болота, и решили заложить фундамент немного в стороне, на суше.

Наступившее следующее утро вызвало возгласы восхищения и удивления, начавшееся строительство было перенесено в болотные просторы, где было явлено чудное знамение. Через ночь на этом месте образовалась суша, а около нее - река.

Все участники строительства храма получили исцеления:

  • хромые начали ходить;
  • слепые видеть;
  • больные выздоровели.

С особым благоговением велись списки людей, получившие благодать исцеления от Животворящего Креста, однако все они сгорели во время пожарищ, а Божье творение осталось невредимым.

Интересно. Во время прихода атеистов к власти было решено разрушить храм, а распятие сжечь. Только Господь не дал извергам ни распилить, ни разбить чудотворное творение, которое в 1933 году перенесли в село Годеново, где находился Златоустовский храм.

Поныне не зарастает народная тропа к святыне, обладающей чудотворной силой.

Современные чудеса и исцеления в Годеново

Многое может усиленная молитва у Животворящего Креста в Годеново.

Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню

Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь.

Чудеса, исцеления, происходящие от прикосновения к святой реликвии, подобной которой нет во всей России (по свидетельству специалистов Русского музея), заносятся в специальные списки.

Чудотворная святыня обладает чудным свойством - когда ей хотят нанести вред, уничтожить или вынести из храма, изваяние как бы наливается весом, да таким, что сдвинуть его не может никакая сила. И топорами его рубили, пилами пилили, кололи, жгли. Все напрасно. Дерево превращается по силе в неизвестный металл, не поддающийся обработке.

Животворящий Крест (Годеново)

С другой стороны, две маленькие монахини при необходимости с легкостью могут переместить Святыню с места на место.

Чтобы отвратить паломников от целования подножия распятия, атеисты смазали машинным маслом святое древо, но потерпели крушение. Святое распятие стало издавать запах благовоний, мирровый аромат.

На глазах монахинь и поныне происходит множество исцелений:

  • раковых опухолей;
  • болезней почек;
  • зубной боли;
  • мгновенное заживление ран.

Как добраться к святыне

Посетить в Годеново Животворящий Крест и доехать из Москвы к месту поклонения помогут паломнические службы.

Добраться до Годеново из Москвы можно за несколько часов, поездом или автобусом до Петровска, затем следует пересесть на местный автобус, который ездит по расписанию.

Машиной следует проехать 180 километров от Москвы до Петровска, там повернуть направо по указателю, указывающему путь к храму Златоустовскому.

Проезжая поселок Демьянское, следует свернуть налево, по направлению к Приозерному. После этого поселка повернуть на Годеново, дорога сама приведет к Монастырю Сошествия Креста. От Петровска до Годеново всего 15км.

Совет! При планировании паломнической поездки следует учесть, что дорога до Петровска асфальтированная, а дольше грунтовка, в особо ненастные дни добраться до храма не просто.

Праздник «Изнесение (или происхождение) честных древ Животворящего Креста Господня» отмечается в Православной Церкви 14 августа по новому стилю.

История и смысл праздника
Праздник изнесения древ Креста Господня возник в греческой Церкви в IX веке. Слово «изнесение» (или «происхождение») является не совсем верным переводом греческого слова, означающего торжественную процессию или крестный ход.
Животворящий Крест Господень был обретен во время правления святой царицей Еленой, матерью императора Константина Великого, около 326 года. В честь этого великого события был установлен праздник Воздвижения Креста Господня, и с тех пор величайшая святыня всего христианского мира находилась в Византийской империи. Со временем появилась традиция выносить Животворящий Крест Господень из главной церкви страны, храма в честь святой Софии-Премудрости Божией, где он хранился, и обносить его по улицам Константинополя. Причиной этому были многие эпидемии, часто возникавшие в августе, и, таким образом, проходя с крестным ходом по городу, верующие молились об избавлении их от болезней и освящении всего города великой святыней. Вначале День изнесения древ Креста Господня являлся местным праздником, но к XIII веку традиция празднования этого события установилась во многих Православных Поместных Церквях. На Руси этот праздник появился лишь во второй половине XIV века, когда Русская Церковь приняла богослужебный Иерусалимский устав. Однако в Русской Православной Церкви праздник приобрел новый смысл, так как стал служить воспоминанием о Крещении Руси. Хотя точная дата начала Крещения Руси неизвестна, но принято считать, что это великое событие началось в августе 988 года. По повелению патриарха всея Руси Филарета, начиная с 1627 года в день изнесения древ Креста Господня совершались крестные ходы по всей стране, а также происходило освящение воды.
В Русской Православной Церкви вместе с этим праздником также совершается празднество Всемилостивого Спаса, в память победы, которую одержал князь Андрей Боголюбский над волжскими булгарами во второй половине XII века. По молитвам перед Крестом и Владимирской иконой Божией Матери русскому войску была оказана чудесная помощь, и неприятель был разбит.
Праздник изнесения честных древ Животворящего Креста Господня еще раз напоминает об искупительной жертве, принесенной Христом ради спасения всего человечества. Являясь главным символом христианства, свидетельствующем о торжестве над смертью, крест напоминает также о том, что путь к Царствию Небесному сопряжен с большими тяготами. Вспоминая о крестных страданиях Спасителя, каждый верующий должен помнить о том, что он призван нести свой жизненный крест, без которого спасение невозможно.

Богослужебные особенности праздника
По своим особенностям служба праздника изнесения честных древ Животворящего Креста Господня напоминает богослужения Крестопоклонной Недели Великого поста, а также праздника Воздвижения Креста Господня. Этот день не относится к числу великих праздников, потому празднование совершается только один день. На богослужении священники имеют облачения фиолетового цвета. До или после литургии освящается вода, а также мед, потому в народной традиции этот праздник именуется «Медовым Спасом». К сожалению, для многих людей освящение меда, плодов или воды является основной целью праздничного дня, которая заслоняет смысл празднуемого события. Принося пищу в храм для освящения следует помнить, что тем самым верующие выражают свою благодарность к Богу, дающему каждому пропитание.

Тропарь, глас 1:
Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:
Вознесыйся на Крест волею,/ тезоименитому Твоему новому жительству/ щедроты Твоя даруй, Христе Боже,/ возвесели нас силою Твоею,/ победы дая нам на супостаты,/ пособие имущим Твое оружие мира// непобедимую победу.

Величание:
Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

Молитва:
Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Икона Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В календаре Православной Церкви 1(14) августа именуется праздником «Происхождения Честных Древ Креста Господня». Что же Святая Церковь молитвенно воспоминает в этот день? Уже в самом названии праздника мы можем увидеть суть события. Слово «происхождение», а если точнее перевести с греческого языка, то «предъисхождение», т. е. «несение впереди», подразумевает совершавшееся в этот день шествие с частью подлинного Древа Животворящего Креста Господня. Этот обычай издревле существовал в столице Византийской империи - во граде святого Константина. Уже в Обряднике императора Константина Порфирородного (912-959 гг.) находятся подробные правила изнесения Честного Древа из реликвария, совершаемое перед 1 августа. Греческий часослов 1897 года объясняет эту традицию следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издавна в Константинополе утвердился обычай выносить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и отвращения болезней. Накануне, 31 июля, износя его из царской сокровищницы, полагали на св. трапезе Великой церкви (Софии). С настоящего дня и далее, до Успения Богородицы, совершали литии по всему городу и крест предлагали народу для поклонения. Это и есть предъисхождение (προοδοσ) Честного Креста».

В месяцеслове Русской Церкви до конца XIV и начала XV вв., когда господствовал Студийский устав, ни 31 июля, ни 1 августа не было никакой службы Животворящему Кресту Господню, которая появляется в отечественной богослужебной традиции с введением Иерусалимского устава. Но в 1168 году в России при митрополите Киевском Константине устанавливается в этот день празднование Всемилостивому Спасу, Христу Богу нашему, и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его. Так называемый в народном обиходе «Первый Спас». Поводом к установлению этого празднования в России послужила победа, одержанная при великом князе Андрее Боголюбском русскими войсками над волжскими болгарами 1 августа, а в Греции — победа в один и тот же день греческого императора Мануила над магометанами-арабами или сарацинами в 1164 г.

Царю Мануилу и князю Андрею, находившимся между собою в мире и братской любви, случилось в один и тот же день выйти на войну: первому из Константинополя против сарацин, и второму из Ростова против волжских болгар. Господь Бог даровал им полную победу над врагами. Благоверный князь Андрей имел благочестивый обычай, шествуя на брань, брать с собою икону Пресвятой Богородицы, держащей на руках Предвечного Младенца, Господа нашего Иисуса Христа, и изображение честного Креста Христова, который носили среди войска два священника. Перед самым выступлением он возносил ко Христу и Богоматери усердные слезные молитвы и приобщался Божественных Таин Христовых. Этим непобедимым оружием он вооружался более, нежели мечами и копьями, и на помощь Вышнего надеялся более, нежели на храбрость и численность своего войска, хорошо зная изречение Давида: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит; Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его (Пс. 146:10-11). Своих воинов князь также побуждал к молитвам и примером собственных благоговейных молитв, и прямым повелением, и все, павши на колени, со слезами молились пред иконою Пречистой Богородицы и честным Крестом Христовым.

После усердной молитвы все лобызали святую икону и честный Крест и безбоязненно шли на врагов. Господь содействовал им силою крестною и Пречистая Богородица оказывала им помощь, ходатайствуя за них пред Богом.

Постоянно держась такого обычая пред каждым сражением, великий князь не изменил ему и пред битвою против болгар: он вышел, имея, подобно царю Константину Великому в древние времена, впереди войска Крест Господень. Выступив на поле русская рать обратила болгар в бегство и, преследуя их, захватила пять городов, в числе которых был и город Бряхимов на реке Каме. Когда же возвратились после битвы с неверными в свой стан, то увидели, что от иконы Богоматери с Младенцем-Христом исходят светлые, подобные огненным, лучи, озаряющие всё войско; это было в первый день августа месяца. Дивное зрелище ещё более возбудило в великом князе дух мужества и надежды, и он снова, обратив свои полки в погоню за болгарами, преследовал врага и сжёг большинство городов их, положив на уцелевшие дань.

Греческий император Мануил, вышедший со своим войском против сарацин, в тот же именно день видел также подобное чудо — исхождение от находившейся вместе с честным Крестом среди войска иконы Пречистой Богородицы со Спасителем лучей, осеняющих весь полк, и в этот день он победил сарацин.

Князь Андрей Боголюбский скоро узнал о чудесном событии в Греции, а греческий император Мануил — о сходном по благодати чуде в России. Оба они прославили Бога за одновременно явленное над ними обоими чудодейственное промышление Его, а потом после совета со своими архиереями и сановниками решили установить 1-го августа празднество Господу и Пречистой Его Матери.

В Русской Церкви это празднество соединилось ещё и с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1". В Константинополе издавна существовал обычай освящать воду в первый день каждого месяца (кроме сентября и января) по Уставу, изложенному при Константинопольском Патриархе Фотии. Порядок совершения был следующим: по окончании утрени, вне храма, в присутствии императора, совершалось водоосвящение, а "после водоосвящения идет протопресвитер, а по стопам его архидиакон и протопсалт, если есть, или иной кто равного звания, - архидиакон, неся Крест, а последний - сосуд со святой водой. Император идет навстречу. Протопресвитер, взяв Крест от архидиакона, подносит его к устам императора и говорит молитву. Император целует Крест, а окружающие поют многолетия". Благочестивый придворный византийский обычай освящать воду в первый день каждого месяца, был унаследован Православной Русью и положил начало водоосвящению 1 августа, возможно с этой традицией и был связан выбор дня крещения для киевлян.

В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое указание, касающееся праздника Креста Господня 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем". И согласно с этим в этот день, по сложившейся традиции, во всех храмах совершается малое освящение воды, после которого освящается мед нового медосбора. По благочестивому жизненному укладу, складывавшемуся веками на Руси, любое действие русский человек начинал с молитвы, испрашивая благословение Божие на свой труд, а заканчивал благодарственной молитвой. В этот день пчеловоды в первых вырезанных сотах носили освящать в церковь мёд, приурочив это к праздничному водосвятию, совершавшемуся по традиции в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.. После обедни и водоосвящения священник освящал мёд нового урожая, и только после этого его разрешалось есть. Часть освященного мёда ("попова доля") оставалась в церкви, затем угощали причт, сирот и нищих: "На Первый Спас и нищий медку попробует!" Поэтому именовался Первый Спас и "медовым".

Вот как праздновали Происхождение честных Древ Креста Господня в Москве при царе Алексее Михайловиче: накануне праздника, то есть в канун Спасова заговенья, вечером 31 июля, "с Евдокимова дня на Происхожденьев", государь выезжал в Симонов монастырь, где слушал вечерню, а в сам праздник стоял заутреню. Напротив Симонова монастыря, на Москве-реке устраивалась иордань, как в день Богоявления. Над водой сооружали сень на четырех столбах с карнизом, которая расписывалась и увенчивалась золотым крестом. По углам иордани изображались святые евангелисты, внутри нее - апостолы и святители. Иорданская сень украшалась цветами, листьями, изображениями птиц, а около нее устраивались два места - для государя, в виде круглого пятиглавого храма, и для патриарха, - которые расписывались и украшались резьбой, отгораживались позолоченной решеткой; помост вокруг них застилали алым сукном. В назначенное время, под колокольный звон государь выходил на воду, окруженный боярами и служилыми людьми, для торжественного освящения воды.

После прочтения молитв и погружения Креста в воду государь с боярами опускался в иордань, возложив при этом на обычное выездное платье святые Кресты с мощами - золотые, унизанные драгоценными камнями. Один из Крестов принадлежал первому Московскому Митрополиту - святителю Петру, другим благословила царя Алексея его бабка, инокиня Марфа Ивановна. Переодевшись под "сенью" в сухое платье, царь прикладывался к Кресту и принимал патриаршее благословение. Духовенство освященной "иорданской" водой кропило войска и знамёна, а желающим разливалась святая вода. Два серебряных сосуда с этой водой отправлялись в царский дворец.

После чина водоосвящения устраивались народные гуляния. В Москве сходились гулять около Симонова монастыря, а в Новгороде к празднику была приурочена Спасская "праздницкая" - народное гуляние, происходившее на островке около крепостных "Происхожденских", или водяных ворот, получивших свое название оттого, что через эти ворота проходил крестный ход на реку Волхов.

Не только в городах, но и в селах России бывало торжественное вынесение Креста, совершался крестный ход к водоемам (рекам, озерам, прудам) и источникам воды (колодцам), где происходили молебны и освящение воды, отсюда народное название праздника: "Спас на воде", или Спас Водный (Мокрый). После водосвятия принято было купаться: "На Спаса купаться - незамоленные грехи простятся". Кроме людей, ниже по течению купали лошадей, а пастухи пригоняли с пастбищ домашнюю скотину и загоняли ее в реку для того, чтобы защитить животных от заразных болезней.

В Зарайском уезде на луг, расположенный близ реки Осетр, мальчики-подростки пригоняли лошадей с окрестных приходов. Лошадей выстраивали в две или три линии, оставляя проход между ними, и ожидали прихода крестного хода с хоругвями и иконами. По окончании молебна и освящения воды священник в сопровождении причетника проходил по рядам лошадей и кропил их святой водой из кандеи. В некоторых местах лошадей водой не кропили, а перегоняли вплавь через реку, в которой вода предварительно освящалась.

Из всего вышеописанного мы видим, что празднование в Русской Церкви дня «Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня» имеет особый, уникальный характер, т. к. в русской традиции это празднество объединило в себя несколько разновремённых традиций и крепко вошло в жизненный уклад нашего народа, который всегда дорожил своим благочестивым бытом.

Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные