Занимаясь карьерным консультированием, я постоянно составляю и редактирую ключевые навыки в резюме. Этот тот информационный блок, который хорошо презентует и «продает» вас. По этой причине я хочу рассказать в этой статье о некоторых нюансах описания навыков.
Правило № 1 (самое важное) — навыки должны соответствовать должности, которую вы ищете.
Во-первых , нужно четко контролировать уровень «исполнитель-руководитель». Пример типичной и часто допускаемой ошибки: ищут работу руководителя (директора), а в списке навыков в резюме пишут много умений специалистов низшего звена.
В резюме должно быть четко видно кто вы — руководитель или подчиненный. От этого зависит качество предложений на работу.
Во-вторых , нужно оценить стиль и содержание вакансий, на которые вы претендуете и уже в соответствии с этим описывайте себя в резюме.
Чтобы точно понять, какие ключевые навыки написать в резюме, найдите 5-7 подходящих вам вакансий, проанализируйте и скопируйте оттуда основные требования и обязанности. Конечно, в процессе копирования что-то придется подкорректировать, но вам, по большому счету, ничего не нужно придумывать из головы. Все уже придумано до вас.
Если вы будете писать навыки в резюме с учетом описания вакансий, вас будут звать на собеседования чаще.
Используйте это и работа вас сама найдет.
В своей работе по составлению резюме постоянно встречаю в резюме описание навыков и способностей суперчеловека и ультрасотрудника:
Если раньше это было смешно, то теперь уже перестало. Надоело. Все пишут одно и то же, и никто не вдается в смысл этих слов. А скрытый смысл набора этих слов — «возьмите меня на работу».
Как исправить такую ошибку . Выберите одну (максимум две!) свои способности и напишите про каждую из них по предложению.
Например:
По возможности, пишите конкретно, но лаконично. Бывает трудно объединить две эти вещи, но если вы видите, что это сделать можно, делайте.
Например: большой опыт продаж (8 лет опыта, из них 3 года — начальник отдела).
С одной стороны вы пишете про навыки продаж, с другой стороны приводите серьезные доказательства этого. Это умно и красиво.
Отдельно хочется сказать про компьютерные навыки в резюме. Если вы программист, вам нужно подробно описать владение программами и технологиями. Если же вы руководитель, вам достаточно будет одной фразы типа «уверенное владение ПК».
Пример из резюме PR-менеджера:
Образец ключевых навыков для резюме директора:
Конечно, помимо навыков, в резюме есть еще много разделов и каждый из них желательно сделать эффектным и презентабельным.
В резюме профессиональные навыки, а также умения и качества вашей личности играют важную роль. Порой именно на них обращает внимание работодатель. Чем талантливее работник, тем больше у него шансов трудоустроиться в ту или иную фирму. Особенно если речь идет о престижной корпорации. Поэтому резюме нужно уметь составлять. Иногда некоторые моменты можно приукрасить, но не слишком сильно. А о чем-то умолчать. Какие в резюме профессиональные навыки указывать? От чего следует воздержаться? Лучшие советы и рекомендации представлены нашему вниманию. Запомните сразу одну вещь: точного алгоритма нет. Но, следуя некоторым советам и учитывая опыт других людей, можно написать много полезного в столь важном документе.
Профессиональные навыки и умения в резюме (пример оного - быстрая обучаемость) играют важную роль. Но к сожалению, как уже было сказано, нет никаких точных указаний на этот счет. Ведь для каждого направления имеются какие-то свои особенности. Их придется учитывать. В обязательном порядке.
Поэтому в резюме профессиональные навыки, а также ваши умения и личные качества постоянно будут меняться. В зависимости от того, в какую профессию вы стремитесь. О чем речь? К примеру, системному администратору не нужны навыки кулинарии, а повару - знания в области программирования. Поэтому такие данные можно не указывать. Хотя, если в перспективе вы желаете сменить характер своей деятельности, стоит попробовать. Тем не менее заострим внимание на ключевых моментах и оценим их важность для трудоустройства. Какие-то общие характеристики и пункты есть в любом резюме.
Профессиональные навыки в резюме (любом) немыслимы без такой характеристики, как быстрая обучаемость. Пожалуй, именно с этого придется начать. Любому работодателю хочется, чтобы его сотрудники не были баранами и схватывали все на лету. Особенно если речь идет о человеке без опыта работы в той или иной области.
Пожалуй, быстрая обучаемость - это то, о чем можно и нужно писать, даже если вы не обладаете оной. Почему? Можно всегда научиться чему-то в короткие сроки. Главное - поставить перед собой цель. Быструю обучаемость проверить почти нельзя. Во всяком случае, у среднестатистического работника. Что писать в профессиональных навыках в резюме помимо этого, независимо от вашей деятельности?
Компьютер - это то, что играет важную роль в жизни современного человека. И незнание его наводит на мысли о том, что сотрудник немного отсталый. Даже если это какой-нибудь повар (он ведь все равно рано или поздно начнет контактировать с какой-то техникой, например с кассой, такая практика в России распространена), не говоря уже об офисных сотрудниках или компьютерных профессионалах.
Так что знание ПК - это очередной пункт, обязательный для резюме. Правда, обычно о нем и не забывают. Скорее, наоборот, записывают в первую очередь, независимо от выбранной работы. Знать компьютер - это важно. Особенно когда есть перспектива повышения.
Профессиональные навыки и знания в резюме (примеры уже были рассмотрены) немыслимы без еще одного довольно важного пункта. Правда, он скорее относится к личным качествам. Речь идет о стрессоустойчивости.
Любая работа - это стресс. И от напряжения никто не застрахован. Вспыльчивый, агрессивный и нетерпеливый сотрудник никому не нужен. Поэтому придется иногда приукрасить действительность. Стрессоустойчивость включается в список своих качеств, независимо от того, имеется ли она у человека или нет. Как правило, это не так уж и важно в действительности. Главное - не проявлять в стрессовых ситуациях слишком большую агрессию, держаться достойно.
Если по каким-то причинам вы не укажете данный пункт, о нем могут завуалированно спросить на собеседовании. И придется либо врать, либо говорить правду, а затем, возможно, прощаться с потенциальным работодателем навсегда.
В резюме профессиональные навыки играют важную роль. Но есть одна очень распространенная ошибка, которую допускают соискатели. Какая именно? Речь идет об описании суперчеловека. То есть слишком уж хорошей получается общая картина, складывающаяся из резюме гражданина. И обучается быстро, и не устает, и стрессу не поддается, и вообще прям весь такой гений.
Но вот действительность совсем иная. Понятно, что стресс неизбежен. Рано или поздно все поддаются нервным срывам. Быстро обучаться можно как научиться, как и разучиться. А особый багаж знаний - это то, что, как правило, растерять очень легко. Да и если человек сам по себе весь такой талантливый, что он забыл на работе на дядю? Суперчеловек собственный бизнес организует и сможет быстро добиться огромных успехов. Учтите это.
Поэтому увлекаться какими-то профессиональными навыками, умениями и знаниями не стоит в резюме. Достаточно оставлять к каждому пункту (или к некоторым) небольшое примечание. Опять же, коснемся стресса. Тут можно написать: стрессоусточивость (успокаиваюсь быстро, помогает чашка чая/кофе). Или что-то в этом роде. Описывать в резюме человека с суперспособностями ни в коем случае нельзя.
Но на этом общепринятый перечень не заканчивается. Профессиональные знания и навыки в резюме, как мы уже выяснили, могут быть разными. Огромным плюсом станет знание языков. Укажите те, которые вы понимаете. И не забудьте приписать еще и степень ваших знаний.
Если для повара или уборщика данный пункт не столь важен, то вот менеджерам и офисным сотрудникам подобные знания могут пригодиться. Понимать иностранные языки нужно хотя бы на общем уровне. Если вы не лингвист или у вас нет никаких подтверждений свободного владения, придется указать "средний уровень" или "выше среднего". Подойдет также написание комментария к владению языками в виде "технический уровень", а также "разговорный". Но никак не "свободный". Подобное указывается только при наличии документов, способных подтвердить данный факт.
Профессиональные знания и навыки в резюме подразумевают и еще один очень интересный пункт. Можно указать в данной графе навыки общения. Например, коммуникабельность или возможность ведения диалогов. Общение - важный элемент большинства профессий. И коммуникабельные люди приветствуются почти на любой должности.
Тем не менее превозносить данное качество не стоит. И расписывать, как хорошо вы общаетесь, тоже. Достаточно указать коммуникабельность и умение вести деловые переговоры. Этого работодателю и менеджеру по подбору персонала хватит. Только не врите сильно. Еще на собеседовании станет понятно, можете вы общаться с другими или нет.
В резюме профессиональные навыки отличаются друг от друга в каждом отдельном случае. Тем не менее иногда стоит упомянуть там такой пункт, как знания в области человеческой психологии. Актуально, когда речь идет о любой профессии, где вы должны будете много общаться. Или же заниматься продажами/консультациями.
Знание психологии человека, как правило, помогает отыскать рычаги давления с целью добиться своего. К примеру, продать тот или иной товар без открытых уговоров. Вроде бы человек сам принял решение о покупке, но на самом деле на психологическом уровне на него было оказано влияние. А когда у потенциального сотрудника еще имеется какое-то документальное подтверждение (скажем, сертификат о прослушивании лекций/посещении курсов по психологии), то это вообще прекрасно.
Как видите, профессиональные навыки и знания в резюме способны помочь вам трудоустроиться. Или наоборот, помешать данному процессу. Главное правило составления резюме - врать можно, но не слишком. Не делайте из себя вундеркинда, пишите больше правды и не показывайте, что вы чересчур умны (даже если так и есть на самом деле). Руководители редко берут на работу граждан, которые подкованы во многих деловых вопросах лучше их самих. Профессиональные навыки в резюме (пример, и не один, мы рассмотрели) - это то, что поможет вам трудоустроиться. Просто будьте готовы говорить побольше правды.
Чтобы получить работу, человек должен правильно презентовать себя. Обязательно составляется резюме, в котором указывается краткая биография соискателя и перечисляются профессиональные навыки, которыми он обладает. От правильного оформления этого документа в определенной степени зависит – получит человек работу или нет.
Главные признаки хорошего резюме – презентабельность и лаконичность.
В нем следует перечислять те профессиональные умения, которые соответствуют вакансии. Есть перечень основных характеристик, которыми должен обладать каждый современный соискатель. Они делятся на 4 группы. В первой категории коммуникативные:
Четвертая группа – прикладные навыки, необходимые для той или иной профессии. Перечень:
Существуют профессиональные умения, наличие которых приветствуется, хотя не считается обязательным. Какие дополнительные навыки можно перечислить в резюме:
Иногда очень трудно понять, какие умения являются базовыми, какие – дополнительными, а что и вовсе лучше перенести в раздел «О себе» или не упоминать. Ниже представлены примеры профессиональных навыков, которые можно вносить в резюме на вакансии:
Эта должность имеет множество ответвлений, что влияет на перечень навыков, которыми нужно обладать, занимая ее. Есть вакансии менеджера по продажам, закупкам, обучению кадров, подбору персонала и т.д. Есть ряд общих качеств, которые важны для выполнения служебных обязанностей. В резюме на должность менеджера можно указать следующие навыки:
Все действия человека, занимающего эту должность, должны быть направлены на то, чтобы наладить эффективную работу предприятия.
Соискателю на вакансию руководителя в резюме можно указать такие специализированные навыки:
Занимающий такую должность человек должен иметь высшее образование и аналитический склад ума. В резюме на вакансию экономиста можно указать следующие профессиональные навыки и знания:
Чтобы занимать эту должность, нужно обладать множеством навыков. Что можно включить в резюме:
Преподаватель и воспитатель – это особые профессии, требующие большой самоотдачи. Для соискателей на эти вакансии одинаково важны как специализированные навыки, так и личные качества. Составляя резюме на должность педагога, можете перечислить те из этих характеристик, которыми обладаете:
Должность, как правило, предполагает постоянное общение с людьми. Для ее получения могут понадобиться такие профессиональные знания:
Перечень умений, которым должен обладать человек, занимающий эту должность, очень большой и может меняться в зависимости от узкой специализации.
Профессиональные знания, которые можно перечислить в резюме на вакансию бухгалтера:
Если вы еще не успели нигде поработать, это совсем не значит, что вы не обладаете никакими умениями. Какие знания можно отражать в резюме людям, у которых нет профессионального стажа:
К составлению резюме нужно подходить очень ответственно, ведь от этого зависит ваша карьера и будущее. Оформляя документ, избегайте таких ошибок:
Хорошее резюме должно иметь сфокусированный, презентабельный и лаконичный блок навыков, знаний и умений. У этого блока есть как минимум одна важная цель.
Ваши навыки — это выжимка из вашего опыта. У вас может быть несколько мест работы, серьезный стаж и описание опыта может занимать более одной страницы А4. Это большой объем информации и менеджеру по персоналу придется долго изучать его, чтобы понять, подходите вы под требования вакансии или нет.
Помогите HR-менеджеру, сделайте эту аналитическую работу за него. Этим вы повысите шансы получить приглашение на интервью.
Основная задача списка умений — показать, что вы идеально подходите под требования вакансии. Именно этого принципа я придерживаюсь, когда составляю «продающее» резюме .
Как показать, что вы подходите для вакансии? Есть три правила описания профессиональных навыков и знаний в резюме:
Это самое важное правило, которое нужно соблюдать при составлении резюме.
Во-первых, позиционируйте себя по уровню «исполнитель-руководитель» . Посмотрев на резюме и на навыки, сразу должно быть понятно, кто вы такой.
Мне в процессе работы часто приходится удалять или переформулировать многие «исполнительские» фразы из резюме руководителей и директоров. Правильное позиционирование — важная задача.
Во-вторых, анализируйте требования и обязанности вакансий , смотрите стилистику фраз и выражений и прочие нюансы. Это поможет вам правильно написать профессиональные навыки и умения в резюме. Чтобы провести такой анализ вам достаточно найти 5-7 интересных вакансий и внимательно их изучить. Хорошие формулировки из описания вакансий можно запросто скопировать себе в резюме.
Ваши навыки должны красиво и сильно звучать. Они должны вас продавать, и в этом вам помогут понятные и простые слова, факты, цифры, профессиональный лексикон или даже жаргон.
Вот некоторые примеры профессиональных навыков в резюме.
По сути, просто необходимо конкретизировать некоторые навыки. Факты вызывают больше доверия, лексикон показывает вашу экспертность, уточнения лучше вас описывают.
Очень часто я встречаю в резюме совершенно дикий и безликий список качеств:
Печально то, что это пишут почти все. Такой набор качеств, увы, не гарантирует приглашение на собеседование и не делает вас ценнее в глазах HR-специалистам.
Есть два способа презентовать себя лучше :
Ниже я приведу некоторые примеры профессиональных навыков и умений в резюме. Я выбрал несколько должностей разного уровня для этого.
Posted On 15.12.2017
Любая компания стремится найти лучшего работника на каждую должность, которая требует ряд обязательных профессиональных навыков. К счастью, большинство соискателей в той или иной форме обладают такими умениями. Работодатели определяют возможности кандидатов по представленному ими списку умений, а также указанным преимуществам/недостаткам. Таким образом, каждый соискатель должен подготовить себя к поиску работы, учитывая все средства связи, на которые обращает внимание работодатель. Необходимо учесть следующие средства связи: ваше резюме, сопроводительное письмо и собеседование.
Вы можете представить в лучшем свете свои умения и подтвердить их предыдущим опытом работы. В этой статье мы привели примерный список требуемых профессиональных навыков, которые необходимо указать в резюме. Вы можете отредактировать этот список и добавить дополнительные умения в ваше резюме в соответствии с вашими потребностями. Ниже приведена таблица с примерами профессиональных навыков, которые вы можете указать в вашем резюме. Таблица разделена на основные профессии и требуемые ими умения.
Умения и навыки | Ведущий менеджер | Продажи и маркетинг, обслуживание клиентов | Программисты, дизайнеры, Исследования и разработки, учителя |
Навыки управления временем | + | + | |
Навыки управления людьми | + | ||
Навыки личностного общения | + | + | |
Навыки делового общения | + | + | |
Навыки устной речи | + | + | |
Навыки управления бизнесом | + | + | |
Стратегическое мышление | + | ||
Творческое мышление | + | + | + |
Организационные способности | + | + | |
Эффективные навыки слушания | + | + | + |
Умение принимать решение | + | + | + |
Умение решать проблемы | + | + | + |
Умение вести переговоры | + | + | |
Способность работать в команде | + | + | |
Умение проводить тренинги | + | ||
Способность обучать других | + | ||
Способность к быстрому обучению | + | + | |
Эффективные навыки обучения | + | + | |
Аналитические способности | + | + | |
Способность принимать рисковые решения | + | + | |
Навыки продаж | + | + | |
Изобретательность | + | + | |
Ответственность | + | + | + |
Надежность | + | + | + |
Творческие способности | + | + | + |
Решительность | + | + | + |
Деловая этика | + | + | |
Навыки критического мышления | + | ||
Навыки обслуживания клиентов | + | + | + |
Усидчивость | + | + | |
Многозадачность | + | + | |
Тактичность | + | + |
Ниже представлены примеры навыков иумений, которые можно указать в резюме.
Устное и письменное общение, умение налаживать контакт с партнерами и клиентами, развитие бизнеса, высокий уровень обслуживания клиентов, внимание к деталям и организованность, самодостаточность и активность, гостеприимность, оказываемая клиентам и партнерам, профессиональные ораторские навыки и опыт проведения презентаций, способность проводить эффективные тренинги с другими.
Другие умения:
Ключевые навыки для руководителей проектов
Ключевые навыки для преподавателей
Ключевые навыки для бухгалтеров
Ключевые навыки для обслуживания клиентов
Вконтакте
Одноклассники
Качества, о которых вы хотите рассказать своим работодателям, должны быть чётко сформулированы, а не быть просто «брошены на ветер». Коммуникабельность / ответственность и креативность — всё это, конечно, прекрасно, но содержательно бесполезно.
Итак, пройдёмся по навыкам, о которых вы всё время забываете упомянуть. Если не знаете что писать в графе «навыки», для вас есть еще один материал!
Сразу напоминаем вам, что навыки, о которых вы расскажете своему работодателю, должны иметь непосредственное отношение к позиции, на которую вы претендуете. Краткость и конкретика — первое правило резюме.
Конечно, это важный навык для всех, кто связан с управлением в компании или даже с работой в команде — каждый её член рано или поздно столкнётся с необходимостью проявить инициативу. Так вот, если вы знаете, что может быть лидером в команде в какой-то момент, то об этом качестве всегда можно упомянуть (и даже нужно!).
Пишем:
умеете решать конфликты в команде, готовы помогать коллегам, прислушиваетесь к критике, готовы вести за собой, берёте ответственность за решения команды… — всё звучит конкретнее, чем «обладаю лидерскими качествами».
С лидерством непосредственно связано и это качество-навык. Дело в том, что с людьми нужно не только уметь общаться, но и понимать, что должен быть между вами фактор деловых отношений и взаимовыгоды. Когда вы пишете «коммуникабельный», не нужно думать о том, что у вас классные друзья и вы здорово дружите с коллегами.
Пишем:
нетворкинг, знание техники «холодных» звонков, выстраивание отношений с клиентами, умение работать в команде.
Хорошо (замечательно, отлично, цены вам нет), если каждый навык, который вы упоминаете, будет подкреплён в резюме примером, который доказывает, что он у вас есть. Например, сравним «коммуникабельного» Ивана или Ивана, который занимается организацией мероприятий и привлёк известных спикеров, используя своё умение общаться и искать контакты.
Во-первых, на русском языке «организация» может иметь два смежных значения: вы организованы, пунктуальны, понимаете, что такое «системный» подход, а может быть вы понимаете, как организовать множество людей и заставить шестерёнки крутиться. Так что в данном случае мы бы посоветовали вам:
Пишем:
организация мероприятий, контроль встреч, составление расписания, планирование (отличное слово для резюме!), тайм-менеджмент
Упоминают это только те люди, которые хотят просто сказать работодателю «мне можно доверять!». Но есть гораздо более правильные способы доказать, что вы — ответственный работник, например, упомянув о том, что вы занимались проектной деятельностью или что занимались серьёзными финансовыми расчётами — всё, что имело конкретный результат будет полезно отметить вместо «ответственный».
Пишем:
проектная деятельность (завершено n.
проектов), работа с клиентом n., создание рекламной компании n.
Мы все обучаемы. Иначе не могли бы разговаривать, писать, есть, ходить. Это нормальный навык не только для человека, но и животных. Ещё одно лишнее и слишком «общее» слово для вашего резюме.
Пишем:
самостоятельно изучил программу n., освоил язык программирования n., активное посещение тренингов, создание личного сайта, желание использовать навыки в разных отделах
Вы знаете, что у нас нынче каждый — кино-критик.
Но что на деле — когда нужно проявить навыки настоящего аналитика, что-то сказать после презентации, у всех вдруг пропадают мысли.
Пишем:
поиск информации, умение анализировать n. в n., создание отчётности в n., рецензирование
Это незаменимый, прекрасный и очень нужный навык. Но не навык на самом деле — это черта характера, как и коммуникабельность, например. Можно научиться бороться со стрессом, но скорее всего, применяя к себе эту характеристику, вы хотите сказать о том, что можете работать под давлением, в условиях дедлайнов и при быстрых темпах. Так скажите об этом!
Пишем:
умение (ОПЫТ!) работы в режиме дедлайна, способность быстро принимать решения, знание рынка, понимание особенностей конкуренции в отрасли, умение справляться с кризисными ситуациями
Больше карьерных советов, акуальных вакансий и полезных ресурсов -
в Telegram-канале
Введение
Глава 1. Знания, навыки и умения в процессе обучения
Глава 2. Функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике
Глава 3. Практические аспекты усвоения знаний и умений
Заключение
Список использованной литературы
Актуальность . Как известно, переход из состояния необученности в состояние определенной обученности осуществляется через овладение определенной суммой знаний, умений и навыков, и каждый дидактический процесс обладает вполне определенными принципиальными возможностями по качеству их формирования у обучающихся за заданное время.
До 80-х гг. ХХ столетия традиционно считалось, что содержание подготовки специалиста сводится только к этим компонентам. Позже были выделены еще два – опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.
В новых образовательных стандартах начального общего образования формированию общеучебных умений и навыков, а также различным способам деятельности уделено особое внимание: они выделены в отдельный блок как на уровне минимума содержания, так и на уровне требований к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.
Вопросами общеучебных умений и навыков в педагогической науке и образовательной практике занимаются не одно десятилетие, однако, до сих пор главный недостаток современного образования, в том числе и начального, связывают с неумением школьников учиться.
Учителя начальной школы пока с трудом переходят к ориентации на новые цели начального обучения, сформулированные в ходе модернизации структуры и содержания образования: научить младших школьников учиться, формировать у них учебную деятельность.
По-прежнему основной упор делается на овладение знаниями, умениями и навыками.
Эффективность обучения заметно возрастет, если школьник начнет осмысленно работать над своим развитием, начнет стремиться самостоятельно находить и устранять свои ошибки – при письме, в речи, в организации собственной деятельности. Для этого ему необходимо научиться исследовать, анализировать собственную деятельность на предмет выявления своих ошибок, чтобы их в дальнейшем не делать, и своих достижений, чтобы их зафиксировать и воспроизводить. Т. е. эффективность обучения напрямую зависит от формирования и развития общеучебных умений и навыков.
Цель исследования – рассмотреть проблему формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.
Задачи исследования :
1. Рассмотреть особенности знаний, навыков и умений в процессе обучения.
2. Проанализировать функционирование триады «знания-умения-навыки» в современной дидактике.
3. Определить практические аспекты усвоения знаний и умений.
Объект исследования – основополагающие характеристики знаний и умений в процессе обучения. Предмет исследования - определение особенностей формирования в процессе обучения механизма усвоения знаний и умений.
Гипотеза исследования : мы исходили из того, что усвоение знаний и умений – процесс сложный, включающий в себя овладение совокупностью разнообразных операций и действий.
Знания, навыки и умения в процессе обучения
Под знаниями в обучении понимают основные закономерности предметной области, позволяющие человеку решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, суждения, образы, взаимосвязи, оценки, правила, алгоритмы, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области.
Знания - это элементы информации, связанные между собой и с внешним миром.
Свойства знаний: структурируемостъ, интерпретируемость, связность, активность.
Структурируемость - наличие связей, характеризующих степень осмысления и выявленность основных закономерностей и принципов, действующих в данной предметной области.
Интерпретируемость знаний (интерпретировать - значит истолковывать, объяснять) обусловливается содержанием, или семантикой, знаний исо способами их использования.
Связность знаний - наличие ситуативных отношений между элементами знаний. Эти элементы могут быть связаны между собой в отдельные блоки, например, тематически, семантически, функционально.
Активность знаний - способность порождать новые знания и обусловливается побуждением человека быть познавательно активным.
Наряду со знаниями существует понятие данные. Хотя четкую грань между данными и знаниями можно провести не всегда, тем не менее, между ними есть принципиальные отличия.
Данные - это элемент знаний, т.е. изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы.
Различают знания декларативные - утверждения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между ними и процедурные - описывают правила преобразования объектов предметной области. Это могут быть рецепты, алгоритмы, методики, инструкции, стратегии принятия решений. Различие между ними состоит в том, что декларативные знания - это правила связи, а процедурные знания - это правила преобразования.
Под умением понимают освоенный человеком способ выполнения действия, обеспеченный некоторой совокупностью знаний.
Умение выражается в способности осознанно применить знания на практике.
Навыки - это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало навыком, означает, что индивид в результате упражнения приобрел возможность осуществлять данную операцию, не делая ее выполнение своей сознательной целью.
Прочность усвоения знаний - одна из целей обучения. Результатом прочного усвоения является образование устойчивых структур знаний, отражающих объективную реальность, когда учащиеся умеют актуализировать и использовать полученные знания. Однако на практике эта цель достигается не всегда. Всем известен студенческий девиз – «Сдать (экзамен) и забыть, как страшный сон» .
Но если знания забываются, то зачем тратить время (и деньги) на их усвоение?
Целью обучения являются профессиональные умения и навыки.
Исследования психологов показали, что приобретенные навыки остаются навсегда, а умения – на годы, а теоретические (декларативные) знания быстро забываются. Тем не менее, во многих случаях именно прочность усвоения знаний является целью промежуточных этапов обучения.
Современное понимание механизмов учебной деятельности, приводящих к прочному усвоению знаний, позволяет сформулировать ряд рекомендаций.
В современном обучении мышление главенствует над памятью. Следует экономить силы учащихся, не растрачивать их на запоминание малоценных знаний, не допускать перегрузки памяти в ущерб мышлению.
Препятствуйте закреплению в памяти неправильно воспринятого или того, что учащийся не понял. Запоминать учащийся должен сознательно усвоенное, хорошо осмысленное.
Материал, требующий запоминания, должен быть заключен в короткие ряды: то, что мы должны носить в своей памяти, не должно иметь обширных размеров. Из подлежащих запоминанию рядов исключайте все, что учащийся сам легко может прибавить.
Помните, что забывание изученного наиболее интенсивно идет сразу после обучения, поэтому время и частота повторений должны быть согласованы с психологическими закономерностями забывания. Наибольшее количество повторений требуется сразу же после ознакомления учащихся с новым материалом, т. е. в момент максимальной потери информации, после чего это количество повторений должно постепенно снижаться, но не исчезать полностью. Собственное воспроизведение материала учащимся целесообразно не приурочивать к моменту, непосредственно следующему за восприятием материала, а дать ему сначала несколько отлежаться. Экспериментальные исследования свидетельствуют о том, что наилучшее воспроизведение имеет по большей части место не непосредственно вслед за первым восприятием материала, а через некоторое время (2-3 дня) после него.
Интенсифицируя непроизвольное запоминание учащихся, не давайте прямых заданий или указаний: лучше заинтересуйте учащихся, время от времени «подогревайте» возникший интерес.
Не приступайте к изучению нового, предварительно не сформировав двух важнейших качеств: интереса и положительного отношения к нему.
Следите за логикой подачи учебного материала. Знания и убеждения, логически связанные между собой, усваиваются прочнее, чем разрозненные сведения.
Опирайтесь на установленный наукой факт: важной формой упрочения знаний является их самостоятельное повторение учащимися.
Следите за логикой обучения, ибо прочность знаний, логически увязанных между собой, всегда превышает прочность усвоения разрозненных, малосвязанных между собой знаний. Предоставьте возможность учащимся рассматривать материал с разных сторон, под разными углами зрения.
Так как прочность запоминания информации, приобретенной в форме логических структур, выше, чем прочность разрозненных знаний, закреплять следует знания, представленные в логически целостных структурах.
В практике обучения ещё нередко средством прочного усвоения знаний служит многократное повторение изложенного учебного материала. Однако опора преимущественно на механическое запоминание, без глубокого осознания внутренних закономерностей и логической последовательности в системе усваиваемых знаний,- одна из причин формализма в обучении. Запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения личности к нему (например, заинтересованность ученика в знаниях). Важным условием прочного усвоения знаний является правильная организация повторения и закрепления знаний. Наиболее прочно усваиваются знания, добытые самостоятельно, при выполнении исследовательских, поисковых, творческих заданий.
Заинтересовать работодателя можно, если сразу же в резюме написать о том, что вы умеете делать. Это поможет ему определиться с тем, насколько вы сможете быстро адаптироваться и вникнуть в нюансы работы.
Чтобы понять, как правильно написать о своих умениях, вы можете посмотреть пример профессиональных навыков в резюме. Только обязательно делайте поправку на ваш личный опыт, требования работодателя и специфику будущей должности.
Стоит понимать, что в этом разделе резюме нужно указать свои основные умения. Если у вас нет еще стажа работы, то можно вписать результаты преддипломной практики. Практически во все резюме можно вписать такие навыки:
Но их стоит использовать в тех случаях, если у вас нет практического опыта и каких-либо достижений.
Отсылая резюме на появившуюся вакансию продавца-консультанта необходимо расписать свой опыт и указать то, что вы умеете делать. Профессиональными навыками продавца могут быть следующие:
Вам надо убедить работодателя, что вы можете общаться с людьми и продавать товары.
А вот для психолога будут уже другие требования. Ему можно указать то, с чем он работал и что умеет делать лучше всего. У него могут быть такие профессиональные навыки:
Подбор кандидатов начинается с оценки резюме. Если хотите, чтобы вам назначили собеседование, то указывайте свои основные умения, не надеясь, что пары общих фраз будет достаточно. Вы можете посмотреть пример профессиональных знаний для резюме системного администратора, чтобы понять, что надо указывать. Можно выделить такие умения:
Не переусердствуйте с перечислением! Слишком много заявленных программ могут взывать сомнения в уровне вашего владения каждой из них. Ведь реальная компетенция приобретается даже не за один месяц.
А вот профессиональные навыки в резюме бухгалтера могут выглядеть так:
Не стоит писать те навыки, которыми вы не обладаете. Ведь это можно будет выявить на собеседовании или в первый рабочий день.
Для работника или начальника правового отдела надо уметь работать с документами и искать нужную информацию.
В отношении юриста, как правило, ожидаются следующие профессиональные навыки:
Указав такие умения, будьте готовы на собеседовании подтвердить их.
Работодатель может попросить привести конкретные примеры или поставить вам практическую задачу, для решения которой будут необходимы эти навыки.