Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Источник: Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О.Прохоров. - М.:ПЕР СЭ, 2004.- 176 с.

Цель: Исследование психического состояния детей дошкольного возраста в детском саду в течение длительного времени (более 1 месяца).

Подготовка: На каждого ребенка подготовить бланки (или использовать тетради), в верхней части которых - пиктограммы, изображающие психическое состояние (веселость, страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость, обида, стресс, скепсис). Ниже, горизонтально, располагаются рисунки - модели, обозначающие: дату заполнения, приход ребенка в детский сад, завтрак, познавательную, музыкальную, продуктивные виды деятельности, прогулку, обед, подготов­ку ко сну, подъем, полдник, игры со сверстниками, общение с пе­дагогом, ужин, уход из детского сада. Между рисунками проводятся вертикальные линии.

Всего 15 колонок, 16-я - «баллы». По верти­кали: обозначается дата заполнения, предлагается ребенку выбрать то психическое состояние, которое он отмечает у себя (из предло­женных пиктограмм) в течение дня в каждой из колонок.

Подготовка детей: совместно с детьми смоделировать и обсудить изображения пиктограмм, характеризующих определенные психи­ческие состояния; составить обозначения, отражающие режимные моменты, деятельность, общение. Первую неделю необходимо ока­зывать помощь ребенку при заполнении («вместе, но не вместо!»).

Инструкция: «Заполните пустые клеточки, выбрав то лицо, ка­кое бывает при выполнении этой деятельности (называется колон­ка, которую требуется заполнить)».

Дополнительно проводится индивидуальная беседа с каждым ре­бенком с целью выявить причины, мотивацию, научить распознавать собственное состояние и обозначать его при помощи пиктограммы.

Можно использовать и другой вариант методики: порекомендо­вать родителям и дома вести такой дневник. По горизонтали рас­положить такие разделы:

1) Общение с каждым членом семьи.

2) Сон, отдых.

3) Любимые занятия ребенка.

4) Совместная деятельность с взрослым.

5) Гигиенические процедуры.

6) Принятие пищи.

7) Труд и т.д.

Можно предложить родителям вести свой дневник, параллельно с ребенком. Его оформляют так же, как и предыдущий, и отмечают психическое состояние своего ребенка. А затем сравнивают с резуль­татом заполнения ребенка. Это поможет установить адекватную оценку родителями психического состояния своего ребенка.

Обработка данных проводится по горизонтали и вертикали дневника.

Горизонтально:

Анализируется каждый день, прожитый ребенком, подсчитывается количество позитивных психических состояний и ставится балл. Он может быть от 0 до 14. Сравнивается с ключом:

0 - 3 балла - НПС высокой степени;

4 - 6 баллов - НПС средней степени;

7-10 6аллов - НПС низкой степени;

11 - 14 6аллов - ППС (позитивное психическое состояние).

В целом по методике анализируется количество используемых пиктограмм, отмечается, какие пиктограммы, отражающие позитивное психическое состояние, не применял ребенок, выясняется причина. В норме используется 5-7 пиктограмм. Анализ дает информацию для: руководителей ДОУ - об обеспечении педагогом эмоцио­нального комфорта каждого ребенка в группе детского сада;

педагогу - о проблемах ребенка, его реакции на определен­ный вид деятельности, взаимоотношениях со сверстника­ми, педагогами, об отношении к посещению детского сада, режимным моментам;

психологу - о наличии у дошкольников конфликтов, страхов, нарушениях поведения и взаимоотношениях с окружающими.

Каждые два месяца проводится вертикальный анализ.

  1. Рассматривается каждый режимный момент, вид деятельнос­ти, общение и т.д., отдельно. Присваивается по 1 баллу за количе­ство негативных выборов. Их может быть от 0 до 40, также учиты­вают, какую пиктограмму чаще всего выбирает ребенок для оценки своего гг. с. Полученные данные сравнивают с ключом методики.
  2. Прослеживается периодичность появления того или иного состояния: «каждый день», «определенный период», «несколько раз в месяц», «не наблюдается системы». Выявляются причины.

Количество негативных выборов от 10 и выше могут свидетель­ствовать:

  • об устойчивом негативном отношении к определенному виду деятельности, педагогу, связанному с этой деятельностью;
  • низком социальном статусе ребенка в группе;
  • роли ребенка как объекта или субъекта агрессии (уточняет­ся с помощью бесед, наблюдений);
  • депрессивном состоянии (грусть, склонность к слезам, нару­шение аппетита, раздражимость - продолжаются в течение 2-х и более недель);
  • о тяжелой степени адаптации ребенка, вновь поступившего в детский сад (при 35-40 выборов по вертикали и при соот­ветствии НПС степени горизонтального анализа);
  • об отсутствии взаимопонимания, помощи и поддержки со стороны педагога группы и т.д.

Ключ к методике при вертикальном анализе результатов

Состояния

Степень устойчивого отрицательного психического состояния

Низкая

Средняя

Высокая

Нарушения

Агрессия Злость

Невротические страхи

Невротическая потребность в любви и

привязанности

Чувствительность к отвержению;

чувство вины

Враждебность

Соперничество

Ключевым моментом практики самопознания и психологической самопомощи является развитие осознанности в сфере эмоций и чувств. В я уже писала о важности наблюдения за тем, что вы чувствуете в течение дня. Сегодня я хочу рассказать об одной простой, но эффективной технике самостоятельной работы с эмоциями и чувствами – дневнике эмоций.

Зачем нужен такой дневник?

  • Вы научитесь отслеживать и опознавать свои эмоции
  • Вы сможете увидеть, какие из них преобладают в течение дня
  • Вы отследите, что именно вызывает у вас определенные чувства. Возможно, отметите влияние на ваше эмоциональное состояние определенных ситуаций из прошлого и сможете скорректировать ваше поведение
  • Распознавая свои эмоциональные реакции, вы сможете установить контакт со своими потребностями. Таким образом вы сможете добавить в свою жизнь то, что вам действительно важно и нужно и освободить ее от «балласта»
  • Вы будете более чувствительны к манипуляциям в ваш адрес. Сможете своевременно реагировать на попытки заставить вас сделать то, что вам совсем не хочется.

Как вести дневник эмоций?

  • Вы можете использовать любую тетрадь или блокнот, текстовый редактор на компьютере или даже записную книжку в смартфоне
  • Можно записывать по ходу дня в свободном режиме или отвести себе время на заполнение дневника каждый час
  • Записывайте ситуацию и ваш эмоциональный ответ на нее
  • Тем, кто не имеет привычки отслеживать свои эмоциональные реакции, поначалу может быть сложно. Если вам трудно распознать, что вы чувствуете в данный момент, обратитесь в вашим телесным ощущениям – возможно, вы чувствуете напряжение в плечах или сухость во рту, может быть это что-то вроде «дрожи в коленках» и т.п. Постепенно вы научитесь распознавать, какие чувства за этим стоят.
  • Для того, чтобы научиться распознавать, какие эмоции стоят за вашими телесными реакциями, вы можете сделать следующее. В те моменты, когда вы точно знаете, что за эмоция переживается вами, запишите в дневник физические ощущения, которые ее сопровождают. В дальнейшем, почувствовав что-то похожее, вы сможете сопоставить свою реакцию и распознать чувство, которое прячется за ней.
  • Помимо эмоций и ощущений в можете записывать в отдельную графу мысли, которые возникают в этот момент. Это поможет вам научиться отделять то, что вы ЧУВСТВУЕТЕ, от того, что ДУМАЕТЕ
  • Ведение дневника имеет смысл до тех пор, пока вы не научитесь отслеживать ваши эмоциональные реакции, отделять их от мыслей и ощущений в каждый момент времени. Это достаточно трудоемкая задача, но она стоит потраченных усилий. Если вы ведете дневник продолжительное время, например, несколько месяцев, вы сможете проследить свойственные вам повторяющиеся модели реагирования. Отследив, что их провоцирует, можно сознательно изменить привычные схемы, что позволит вам выйти за рамки и стать более гибким в вашей повседневной жизни.

Пример, как можно вести такой дневник.

ТАБЛИЦА ЧУВСТВ

Страх Стыд Гнев Тоска Радость
волнение перепуганность нервозность отчуждение ненависть паника беспокойство зависть неуверенность боязливость нервозность подозрительность трусость ревность нерешительность настороженность жадность смятение брезгливость тревога ужас лень испуг угрызение совести раскаяние унижение нечестность чувство вины стеснение неловкость похоть ущербность насмешка растерянность одиночество униженность злость бешенство сарказм холодность предательство бунт раздражение ярость унижение обида ненависть нетерпение отвращение надменность злорадство недовольство отрицание неадекватность угнетенность отвращение одиночество отчуждение разочарование поражение жалость к себе унижение чувство боли грусть подавленность предательство скука печаль апатия равнодушие депрессия принижение раздражение обида наслаждение благость общность восторг поддержка веселье надежда уверенность в себе тепло легкость симпатия любовь сердечность чувственность удовлетворение облегчение возбуждение интерес благодарность доверие эйфория покой воодушевление озарение сопричастность умиротворение радушие сопереживание единство удивление роскошество довольство волнение торжественность

Понятия –инстинкты, чувства, состояния

Наши чувства требуют особого отношения к себе. Несколько слов о том, что это, откуда и почему так важно.

Корни нашей психики – инстинкты – это фундамент. Именно они лежат в основе всей системы эмоций, чувств, состояний и аффектов.Инстинкты - это врожденные модели поведения, помогающие организму выжить.

Основные инстинкты, например, по классификации психолога Уильяма Мак-Дугалла: бегство, отвращение, любознательность, агрессивность, самоуничижение, самоутверждение, родительский инстинкт, пищевой инстинкт, стадный инстинкт. Этот перечень поможет нам в дальнейшем.

Чувства нужны для того, чтобы с ихпомощью животные с развитой нервной системойустанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. Чувства базируются на инстинктах, но чувства - это реакции более высокого порядка, уже с участием мыслительного процесса. В таблице, приведенной в начале, можно увидеть одну из возможных классификаций чувств.

Чувства появляются в ответ на ситуацию мгновенно, быстрее, чем осознанные мысли. Этим они и важны. В этом защитная роль чувств, в том числе. Чувствамолниеносно реагируют на опасность, отвечают на любое воздействие извне мгновенно, показывают, что полезно и приятно для нас, а что нет. Для примера: ребенок еще до появления осознанных мыслей знает, что ему холодно, и это опасно, он чувствует страх и поэтому громко плачет. И он знает, как приятна мама, когда она держит его в своих объятиях, это тепло, приносит удовольствие и безопасность, ребенок чувствует радость и улыбается. Поэтому важно понимать свои чувстваи сохранять с ними контакт.

Эмоциональные состояния– это длящееся от нескольких часов до нескольких месяцев (и даже лет) переживание чувства, которое создает постоянный эмоциональный фон. К возникновению состояния приводит сильная фиксация человека на определенном чувстве. К состояниям относятся, например: безвыходность, неполноценность, апатия, уверенность, жизнерадостность, подавленность, усталость, одиночество, смирение.

Из всего этого следует и вывод – нет неправильных, плохих или нежелательных чувств, они все крайне важны, нужны, имеют полное право на существование, заслуживают того, чтобы с ними считались, прислушивались и относились к ним уважительно.

Дневник чувств

Дневник чувств – это доступный каждому, простой по форме, но очень эффективный инструмент работы с чувствами. Работать с ним просто, времени это занимает немного, научиться этому можно очень быстро, эффект он приносит с самых первых дней использования. Результаты, как правило, видны почти сразу, это приносит удовлетворение и стимул к продолжению работы. Невозможно переоценить достоинства этого инструмента работы с чувствами.

Работу с дневником чувств можно разделить на три этапа: 1 - ведение дневника чувств, 2 - прочтение дневника чувств, 3 - получение обратной связи.

Ведение или написание дневника чувств.

Дневник чувств лучше вести в блокноте или обычной тетради. Самая простая форма дневника чувств имеет вид такой таблицы:

Иногда добавляют и другие колонки, например, «как предпочтительнее поступить», но это уже более сложные варианты. Можно согласовать форму, удобную и наиболее полезную именно для Вас.

Событие стоит описывать одним предложением, предельно коротко и ясно, но чтобы четко было понятно, о чем именно идет речь. Событием может быть действие, высказывание, или мысль. Вообще это может все, что угодно. Лучше для начала описывать события-действия, или высказывания.Сначала, когда еще ничего не понятно, можно писать любые события: например – «увидела цветок», «мама попросила купить хлеб». С опытом появится понимание, какие именно события нужно писать, это будут события, наиболее ярко эмоционально окрашенные, то есть вызывающие яркие переживания или мысли.Например, «Начальник сказал, что не отпустит меня в отпуск летом в ответ на мое заявление на отпуск с 1 июля», возможные чувства «обида», «ярость». «Я закричал в ответ, что увольняюсь» или «Я смахнул стопку документов со стола на пол» - это уже следующее событие для первой формы дневника чувств, для второй приведенной формы – это моя реакция на чувство ярости.

Дневник чувств желательно писать ежедневно в течение как минимум нескольких месяцев, его пишут и по несколько лет, можно возвращаться к нему и позже не раз после перерывов. Можно носить с собой блокнот и записывать сразу событие и чувство. Это хороший вариант, когда в режиме реального времени мы сразу все фиксируем, особенно реакции тела, мы учимся осознавать чувство в режиме «здесь и сейчас», но, конечно, это не всегда возможно. Можно только особо эмоциональные события сразу фиксировать, например. Можно делать это вечером, вспомнив события за день, и даже за несколько дней. Конечно, чем больше прошло времени – тем хуже мы вспомним свои чувства и особенно реакцию тела. Стандартная рекомендация – 10-15 событий в день, можно меньше, можно и больше.

2. Прочтение дневника чувств . Дневник можно читать раз в неделю или по необходимости доверенному лицу (тому, кто тоже пользуется этим инструментом), на малых группах, психологу, терапевту. Лучше это делать при личной встрече, на группе, но можно и по телефону или скайпу при невозможности личного прочтения.

3 .Получение обратной связи является очень важным этапом. Обратная связь – это чувства, реакции, опыт других людей, без советов и оценок в ответ на прочтение. Подробнее об обратной связи -в соответствующем разделе.

Максимально эффективно - проработать все этапы, но лучше просто написать дневник чувств, если нет возможности кому-то прочесть, чем не писать совсем.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Вспомните недавнюю ситуацию, когда вы испытывали сильные эмоции, будь то раздражение, гнев, обиду, или же восхищение, радость, счастье. Наверняка, позитивные эмоции добавили вам сил, энергии и уверенности в себе, что называется, «мир улыбнулся!». А что происходит с вами после негативной эмоциональной волны? Бывает ли так, что приступ злости или раздражения выбивает из рабочего ритма и требует времени для восстановления? Случается ли, что чувство вины или обиды не отпускает еще долго после неприятного разговора или негативной новости? Уже и конфликт вроде бы исчерпан, и напряженная стрессовая ситуация завершена, а неприятное эмоциональное «послевкусие» портит ваше настроение и снижает работоспособность (Ранее мы выкладывали кейс о том, как разрешить конфликт между руководителями, ознакомиться с Кейсом можно здесь). Могу предположить, что каждый из нас время от времени переживает подобный опыт.

Как прекратить заниматься «дожиганием» эмоциональных ситуаций? Как научиться экологично «утилизировать» свои неприятные эмоции? Как обнаружить собственные источники самомотивации и внутренней энергии? Как научиться приходить в тонус и концентрироваться в эмоционально сложной ситуации?

В арсенале эмоциональной компетентности есть отличный инструмент для ответа на эти вопросы — «Дневник эмоций».

Дневник эмоций — это техника отслеживания своего эмоционального состояния с целью улучшения самопонимания и самоконтроля.

Эта техника основана на базовых принципах эмоциональной компетентности:

  • — Осознание приводит к управлению.
  • -То, что мы не осознаём, управляет нами.

Мы устроены таким образом, что сначала чувствуем, затем думаем. И это одна из причин того, что мы редко задумываемся о том, какие именно эмоции мы испытываем. В то время как именно эмоции являются «ключами» к нашим мотивам и потребностям, источниками нашей энергии или ее утечки!

В этом смысле к эмоциональному менеджменту можно применить известную цитату классического менеджмента: «Вы не можете управлять тем, что не можете измерить» (Деминг).

Задачи «Дневника эмоций»:

  • — получить реальную картину своего эмоционального состояния;
  • — понять свой ведущий (типично преобладающий) эмоциональный фон;
  • — наглядно увидеть взаимосвязь и различия между эмоциями, потребностями и своими намерениями;
  • — получить простую структурную схему для самоанализа и самоконтроля.

Участникам тренингов по эмоциональной компетентности и моим клиентам в коучинге я предлагаю в течение одной-двух недель поработать с «Дневником эмоций» для решения этих задач. На сегодняшний день форма «Дневника» выглядит следующим образом (см. пример одной характерной записи):

Дневник эмоций

Вы можете сильно удивиться, обнаружив через неделю регулярного ведения «Дневника эмоций», как часто вы испытываете раздражение, злость, страх, обиду и подобные эмоции, при этом считая себя в целом позитивным и дружелюбным человеком!

Наилучшие результаты в применении этой техники дает регулярная практика. Когда я несколько лет назад сама вела такой «Дневник», я ставила таймер мобильного телефона с шагом в 1 час, и делала краткие заметки по сигналу. Таким образом, в конце дня у меня была полная «карта эмоций» моего рабочего дня. Такой вариант применения «Дневника» хорош для работы над самопониманием и концентрацией.

Для развития навыков самоконтроля можно попробовать другой подход: заполняйте «Дневник» в наиболее эмоционально окрашенных ситуациях дня, сразу же, по горячим следам. Помимо самоанализа и осознания того, что вас вывело из себя, вы получаете немедленный бонус: вербализация эмоций сама по себе снимает стресс!

Вариант для «продвинутых» пользователей «Дневника эмоций»: попробуйте проследить динамику отношения к собственным эмоциям. Образно говоря, метаэмоции — какие я испытываю эмоции по поводу собственных эмоций? Например, принимаю ли я себя разгневанным, обиженным, трусливым? Или я испытываю в связи с этим самообвинение и осуждение, создавая себе еще больше стресса и замыкая «порочный круг» эмоций?

Эта на первый взгляд простая техника может дать вам много практической информации для понимания причин собственной неэффективности, источников стресса и нахождения личных ресурсов. Конечно же, для этого нужна более глубокая работа с коучем. Часто в коучинге мы работаем с клиентом над такими темами:

  • — О каких ситуациях в «Дневнике» вам было писать легче, а о каких — сложнее?
  • — Какие эмоциональные состояния обычно вам помогают, а от каких вы бы хотели избавиться?
  • — Обратите особенное внимание, в каких ситуациях чаще всего вы испытываете к себе жалость, самообвинение, страх? О чем вам говорят эти ситуации?
  • — и т. д.

При регулярном ведении «Дневника эмоций» через некоторое время (примерно месяц) у вас вырабатывается навык самопонимания и эмоционального самоконтроля. Кроме того, само по себе ведение такого «Дневника» делает ваше эмоциональное состояние более стабильным и позитивным.

Желаю вам побольше вдохновляющих эмоций и высокой эффективности!

Эмоции. Чувства. Психологи утверждают, что это индикаторы нашей жизни. То, что остается с нами всегда, выражает наше отношение к чему-либо и дает ощутить жизнь сполна, во всех её проявлениях!

Это также важные сигналы, не осознавая которые, мы просто совершаем преступление… Против самих себя.

Какое-то чувство не приняли, считайте – что-то украли у себя. Что-то отрицаете – возможно убиваете какую-то часть себя. Не позволяете чему-то быть выраженным – скрываете «врагов» внутри самих себя, которые однажды сыграют с вами злую шутку.

Но, возможно, вы возразите и скажете, что дабы быть преступником, нужно нарушать какие-то законы, уставы, правила или ещё что-то строго регламентированное и прописанное.

А вы таких законов не знаете, не встречали ни одну статью, в которой говорилось бы о необходимости осознавания эмоций и чувств в нашей жизни, о том, что это очень губительно их не выражать, а ещё губительнее их подавлять или отрицать…

Да, верно! К сожалению, «входя» в жизнь мы обучаемся всему: изучаем криминальный кодекс, административные предписания, чтобы быть законопослушными гражданами, осваиваем и запоминаем правила поведения в обществе, чтобы быть им принятыми. А потом ещё дополнительно осваиваем нюансы межличностного взаимодействия, включая моменты манипуляций и психологических игр.

Но, к сожалению, мало кого учат искренности с собой, элементарным психологическим законам, применяя которые есть шанс научится быть, а не казаться (как бы ни была заезжена эта фраза)! Спросите кого-то: «Что ты сейчас чувствуешь!». Большая часть скажет: «Все нормально!» или «Со мной всё хорошо!» и не слова о том, какое за этим переживание. Еще часть испугается и заметно занервничает от того, что вы застали их врасплох таким вопросом. И лишь малая доля ответит, что сейчас чувствует смущение от того, что ими заинтересовались или взволнованность от того, что важно ответить искренне.

Чувства под запретом

Очень часто чувства находятся под запретом. С самого детства нам могут твердить: «Мальчики не плачут», и взрослые мужчины не позволяют себе грустить. Они подавляют печаль, ища утешение в работе, алкоголе или расплачиваясь психосоматическими заболеваниями. Мы можем слышать от родителей или значимых людей: «Не расстраивайся!», и, как следствие, во взрослой жизни подавляем разочарование, грусть, пытаясь быть сильными, выдерживая всё, что приносит нам дискомфорт. Со всех сторон общество транслирует: «Нельзя злиться! Гнев разрушителен!». В результате для многих он находится под запретом и, как правило, частое его подавление приводит к чувству беспомощности, отсутствию ощущения контроля над своей жизнью и происходящим в ней и возможности защитить свои границы.

Другие крайности и поиск золотой середины

Бывает и так, что чувства переполняют через край. Чрезмерный всплеск эмоциональных волн делают жизнь похожей на землетрясение. Они появляются и тут же находят выход. Без осознания, без понимания. Стимул – реакция! Что может причинять немалый дискомфорт и самому человеку, и окружающим.

Как всегда, норма где-то посередине . Когда мы принимаем эмоции и чувства, даем себе возможность прожить их, понимая, что именно с нами происходит, что их вызвало и как с ними быть. Мы понимаем, что чувства – это не то, что нас разрушит. Да, они могут быть сигналами боли, они могут быть непросты в проживании, выбивать нас из колеи, делать еще уязвимее, полностью перекраивать нашу жизнь. Но, в тот же момент, они – основа нас. То, что позволяет прожить определенную ситуацию, отпустить её и интегрировать полученный опыт в свою личность.

Важно знать свои эмоциональные переживания и экологично выражать их. Для этого для начала неплохо будет их хотя бы знать и дифференцировать.

В этом здорово могут помочь описания эмоциональных реакций, предложенных психологами – учеными, которые занимались данной тематикой.

Классификации чувств

К примеру, американский психолог К. Изард предлагает классификацию из десяти фундаментальных эмоций (радость, грусть, удивление, отвращение, гнев и другие), каждая из которых имеет широкую разновидность проявлений и может быть составляющей сложных чувственных переживаний.

Вот известно ли вам, что радость может быть очень даже многогранной и иметь различные вариации?

Как, например, закончив подготовку к важному мастер-классу, вы чувствуете радость – удовлетворение от того, что выполнена важная часть для его реализации, вы вложили в него душу и готовы представить вашим слушателям.

После удачного мастер-класса вас может переполнять уже радость – восторг от отзывов, которые вы получили и того, что всё удалось на все сто процентов.

Есть и другие классификации, как научные, так и бытийные. Например, Клод Штайнер, говоря об эмоциональной грамоте, выделяет 4 аутентичных чувства: радость, гнев, печаль и страх. Все остальные чувства считаются рекетными (то есть обусловленными жизненным сценарием) или производными от четырех базовых.

Но, можно ли весь спектр эмоциональных реакций «втиснуть» в какую-то классификацию? Кажется, что это практически нереально. Но, в тот же момент они могут помочь нам лучше понять себя, научиться называть свои переживания.

Изучаем чувства

Предлагаем вам ознакомиться с одним из инструментов, который может в этом помочь. Перед вами таблица чувств:

В самой верхней строке перечислены базовые чувства, которые являются производными для остальных (они размещены внизу, в столбике определенного базового) . Это чувства радости, гнева, страха, грусти, любви. К примеру, тревога – это своего рода разновидность страха, но обусловлена она не моментом здесь и сейчас, а переживанием о будущем. Интерес – это радость от познания, стремление узнать что-то новое.

Ниже перечислены часть возможных мыслей или состояний человека, которые могут быть вызваны теми или иными чувствами.

Попробуйте поработать с этой таблицей каждый раз, когда вы испытываете трудность в определении своих эмоциональных переживаний. Обращайтесь к ней в той ситуации, когда вам сложно разобраться в своём чувстве, или вы испытываете общий дискомфорт и не знаете, что с ним сделать.

Со временем ваши знания о ваших эмоциях и чувствах станут богаче, а ваша жизнь – намного насыщеннее и ярче!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные