Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Постоянные распри между князьями привели к экономическому и военному ослаблению русских городов. Этим обстоятельством пользовались половцы, устраивавшие регулярные набеги на русские земли. Они осадили город Торческ. Город более 3-х месяцев выдерживал осаду, пока была вода и пища. Но когда все закончилось, горожане решили сдаться. Неверные, в отместку за сопротивление, увели людей в плен, а город сожгли.

Потом половцы сожгли город Юрьев, а выбежавшие горожане отправились к Киеву. Святополк приказал строить город в Витичевском урочище на холме, который он назвал Святополческ. Новый город заселили бежавшие от половецких бесчинств юрьевчане.

Упомянутые злодейства — это только малая доля злодейств, учиненных половцами на русской земле.

Поняли князья, что не может так долго продолжаться. Если не найдут общего языка друг с другом половцы уничтожат все, что было создано, собрано и построено. Мужчин поработят или изведут, женщин сделают своими наложницами.

Священники и бояре тоже выражали недовольство княжескими распрями. Требовали объединиться ради борьбы с внешним врагом.

В 1097 году съехались Святополк, Владимир, Давид Игоревич, Василько Ростиславович, Давид Святославович и брат его Олег в городе Любече () на совет. По мнению Карамзина, вдохновителем этого любечцкого съезда был князь .

Правда, Олег приехал на съезд в большей степени по принуждению, чем по доброй воле.

Когда его первый раз звали на совет в Киев, он пообещал приехать вместе с братом, который княжил в Смоленске. А сам, набрав в Смоленске воинов, направился в Муром, где княжил Изяслав Владимирович. В битве с Олегом погиб князь Изяслав. Горожане приняли Олега, правившего в Муроме раньше. Вдохновленный победой Олег направился на Суздаль. Суздальцы тоже сдались ему. Потом Олег подчинил себе Ростов Великий.

Олег завоевывал города, заручившись военной поддержкой половцев. Удовлетворенный своими победами, он закрывал глаза на злодеяния, творимые нечестивцами. Это обстоятельство возбуждало ненависть к нему, как со стороны народа, так и со стороны князей. Олег догадывался об этом, стал осторожным и недоверчивым.

У Олега в руках был сын половского князя Итларя. Святополк и Владимир потребовали от Олега, чтобы он убил юношу. Но тот посчитал это ненужным кровопролитием и отказался.

В 1096 году Святополк и Владимир снова попытались вызвать Олега в Киев. «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых». Олег велел отвечать: «Не пойду на суд к епископам, игуменам да смердам»

Тогда Святополк и Владимир объявили Олегу: «Ты нейдешь с нами на поганых, -велели они сказать ему, — нейдешь к нам на совет – значит, мыслишь на нас недоброе, и поганым помогать хочешь; пусть же Бог рассудит нас!»

Братья решили идти на Олега войной. В конце концов, загнанный в угол князь Олег был вынужден встретиться со своими двоюродными братьями и племянниками.

И говорили князья друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». По взаимному соглашению любечский съезд русских князей 1097 принял решение:

  • Святополк станет владеть Киевом, Изяславовой отчиной,
  • Владимиру Всеволодовичу, прозванному Мономахом, достались вотчины отца его: Белоозеро, Суздаль, Ростов, Смоленск, Переславль,
  • Давид Игоревич получил Владимир Волынский,
  • Братьям Олегу, Давиду и Ярославу Святославовичам достались Чернигов, Муром,
  • Володарь остается править в Перемышле,
  • Василько Ростиславович – в Теребовле.

Свое решение закрепили целованием святого креста. При этом было сказано: „Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: „Да будет против того крест честной и вся земля Русская». Порешив, таким образом, между собою, князья разошлись по домам.

Но одно дело решить, а другое – исполнить. Как следует из «Повести временных лет», «дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам». Распри не прекратились. Съезд князей в Любече в 1097 году, к сожалению, остановить их не смог. Наветы, разногласия, зависть еще долго сталкивали русских правителей, вынуждая их, поднимать оружие друг против друга. От вражды, бывшей между князьями, страдал простой народ.

Состоялся Любечский съезд русских князей

В середине XI в., после смерти киевского князя Ярослава Мудрого в 1054 г., Русская земля была поделена его сыновьями на отдельные княжества. Старший сын, Изяслав, получил Киев, Великий Новгород и Туровское княжество; Святослав - Черниговскую землю, земли вятичей, Рязань, Муром и Тмутаракань; Всеволод - Переяславль Киевский, Ростово-Суздальскую землю, Белоозеро и Поволжье; Игорь - Владимир-на-Волыни; Вячеслав - Смоленск.

На Руси действовал «лествичный» порядок престолонаследия, в соответствии с которым киевский престол занимал старший из сыновей умершего великого князя. Далее престол передавался по старшинству от брата к брату, а после кончины самого младшего доставался старшему из следующего поколения князей. Князья-родичи не являлись постоянными владельцами областей, достававшихся им по разделу: с каждой переменой в наличном составе княжеской семьи шла передвижка, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость, с младшего стола на старший, т. е. «поднимались по лестнице». Принцип очерёдности в отношениях между князьями по мере разрастания княжеского рода приводил к постепенному дроблению и измельчанию княжеских владений, а отношения между родственниками становились всё более запутанными. Возникавшие между князьями споры о старшинстве и порядке владения разрешались или договорами на съездах, или, если соглашение не удавалось, оружием.

19 октября 1097 г. в город Любеч (на Днепре) съехались 6 князей: Великий князь киевский Святополк Изяславич, черниговские князья Давыд и Олег Святославичи, переяславский князь Владимир Мономах, волынский князь Давыд Игоревич и теребовльский князь Василько Ростиславич. Инициатором съезда был Владимир Мономах.

Задача княжеского съезда состояла в том, чтобы закрепить «отчины» за князьями и объединиться в борьбе против половцев. Князья заключили между собой мир и постановили не допускать междоусобных распрей. По постановлению съезда каждому князю были отданы те земли, которые принадлежали его отцу. Таким образом, Русская земля перестала считаться единым владением всего княжеского дома, и стала совокупностью отдельных «отчин», наследственных владений ветвей княжеского дома.

Любечские решения не могли полностью предотвратить междоусобные столкновения, однако благодаря им удалось добиться важного перелома в борьбе с половецкими набегами. В 1103 г. объединённые дружины Святополка киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени разгромили орды кочевников. В 1111 г. в верховьях Северного Донца Владимир Мономах с союзниками нанёс новое тяжёлое поражение половцам.

Лит.: Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953; Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964.

См. также в Президентской библиотеке:

В истории России, как, впрочем, и любой другой страны, есть немало мрачных страниц, когда кровопролитные становились причиной великих бедствий для народа и создавали благоприятные условия для захватчиков разных мастей. Именно в такой ситуации Русь оказалась в конце 11 века по причине распрей между Олегом Святославичем, Владимиром Мономахом и Святополком Изяславичем, конец которым был призван положить съезд князей в Любече.

Предыстория

Чтобы понять, что происходило на Руси в период с 1093 по 1097 годы, необходимо начать рассказ с описания войны трех сыновей Святослава Ярославича за наследство. В частности, Олег Святославич, призвав на помощь половцев, смог отобрать у своего двоюродного брата — Владимира Мономаха — Чернигов, который ранее был стольным городом его отца. Далее князь взял Рязань и, убив в бою муромского правителя Изяслава, захватил его столицу, а также Суздаль и Ростов. Такой поступок даже в те времена рассматривался как величайшее преступление, и против Олега ополчились все представители рода Мономахов, которым удалось отвоевать свои вотчины. Но внешняя угроза, нависшая над страной, заставила непримиримых врагов задуматься над тем, чтобы хотя бы на время забыть о противоречиях и не ослаблять Русь междоусобными войнами.

Участники княжеского съезда в Любече

Инициатором сбора наиболее известных удельных правителей того времени стал Владимир Мономах — внук и Византийского императора Константина IX. Этот князь еще в ранней молодости проявлял недюжинный ум и умение идти на компромисс. В частности, в 1093 году, имея возможность взойти на Киевский престол, он уступил его Святополку, чтобы избежать войны, а в 1094-м добровольно оставил Чернигов, так как понимал, что не сможет в одиночку противостоять Олегу Святославичу и половцам. Кроме того, он был чрезвычайно амбициозным человеком с далеко идущими политическими планами.

Среди приглашенных на съезд князей в Любече были внуки Ярослава Мудрого Давыд Игоревич, а также Давыд и Олег Святославичи. Кроме того, из Теребовля был вызван его правнук — Василько Ростиславич.

Год 1097: съезд князей в Любече

Необходимость совещания наиболее влиятельных правителей страны назрела давно. Однако Владимиру Мономаху никак не удавалось уговорить Олега Святославича приехать в Киев, так как тот опасался нападения. Наконец было решено провести съезд князей в Любече. Этот замок также принадлежал Мономаху, однако там давно никто не жил. Как свидетельствуют хроники тех лет, князь Владимир выступил перед братьями и призвал их забыть вражду и встать на защиту Родины от общего врага - половцев.

Результаты съезда в Любече

После бурных обсуждений князья перераспределили княжества следующим образом:

  • Сятополку Изяславичу достался Киев с Пинском и Туровом;
  • Владимир Мономах получил Смоленск, Суздальско-Ростовскую землю, Белоозеро;
  • Давыд Игоревич должен был управлять Владимиром-Волынским с Луцком;
  • Васильку Ростиславичу вместе с братом Володарем отдали Теребовль, Перемышль и Червень;
  • Давыд и Олег Святославичи стали править в Чернигове, а также в Северской земле, Рязани, Муроме и в Тмутаракани.

Таким образом, съезд князей в Любече провозгласил принцип наследования русскими князьями земель, принадлежащих их отцам, и его важнейшим результатом стало образование на Руси нового политического строя, основанного на сложившемся крупном феодальном землевладении, сосредоточенном в руках разных ветвей

Последующие события

К сожалению, съезд русских князей в Любече не смог привести к установлению прочного мира на Руси, так как Давид Игоревич тайно послал гонца к Святополку с сообщением о якобы готовящемся захвате киевского престола Владимиром Мономахом и Василько Ростиславичем. Этот коварный поступок принес немало бед нашей стране. Дело в том, что поверивший навету Святополк пригласил Василько в Киев, заключил в темницу и ослепил. Причем сохранились свидетельства, что Ростиславича предупреждали о готовящейся западне. Однако он ответил, что князья в Любече “крест целовали”, поэтому он не верит, что ему может угрожать опасность. Результатом действий Святополка и Давида Игоревича стала новая междоусобная война, продлившаяся до 1110 года.

Съезд в Уветичах

Летом 1110 года собрались князья Владимир Мономах, Святополк, Давыд и Олег Святославич и “сотворили мир между собой”. Затем они призвали Давида Игоревича на суд, лишили Владимира-Волынского княжества, но заверили, что не собираются ему мстить. Кроме того, Святополк отдал ему Дубну и Черторижск, а Святославичи подарили крупную сумму денег. Так как были учтены интересы всех сторон, междоусобная война прекратилась.

Таким образом, цель съезда князей в Любече, которая заключалась в достижении прочного мира на Руси, не была достигнута из-за амбиций некоторых его участников.

Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. Гудзь-Марков Алексей Викторович

Любечский съезд князей 1097 г.

Наступил 1097 г. Это был знаменательный для русской истории год. События 1096 г. убедили Ярославовичей в необходимости съехаться и урядиться. Местом съезда избрали Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель.

По подъемному мосту в Любеч въехали Святополк II, Владимир II, Давид Игоревич, их двоюродный брат Василько Ростиславович и Олег и Давид Святославовичи. То были внуки Ярослава Мудрого. В их руках были целостность и благоденствие Руси.

На съезде в Любече были произнесены прочувствованные речи о строении мира и о том, «почто губим Рускую землю», а половцы «землю нашю несуть роздно».

Решили Ярославовичи, что каждый держит отчую землю. Святополк II сидит в Киеве, на столе отца Изяслава. Владимир II держит удел отца Всеволода. А Олег, Давид и Ярослав Святославовичи сидят по городам, ранее принадлежавшим Святославу Ярославовичу.

Давид Игоревич должен был сидеть во Владимире Волынском. А два Ростиславовича - Володарь и Василько - удержали Перемышль и Теребовль.

Князья целовали крест и, расходясь, заявили «да аще отселе кто на кого вьстанеть, то на того будемъвси и честьный крсть». Но к великой печали Руси намерения Ярославовичей не всегда соответствовали их делам. А чем более множилось племя Ярославовичей, тем более мельчали не только уделы, но и дела князей.

Любеч. По Б.?А.?Рыбакову

Давида Игоревича его жадное до вотчин окружение заверило, что Владимир II Мономах уговорился с Васильком Ростиславовичем покуситься на Святополка II и на самого Давида.

Давид поверил тому тем охотнее, что его волынские земли граничили с галицкими владениями Ростиславовичей. В разговоре со Святополком II Давид напомнил, что Ярополка Изяславовича, младшего брата киевского князя, в 1088 г. убили Ростиславовичи. И «Стополкъ же смятеся оумомъ».

5 ноября 1097 г. Василько Ростиславович переправился на правый берег Днепра, к Выдобичскому монастырю, и направился в храм Михаила поклониться иконам. Стали звать Василька в Киев, и ничего не подозревавший князь поехал в столицу.

На дороге Васильку встретился отрок. Он поведал князю «хотять тя яти». Василько не поверил и совершил роковую ошибку. Но был ли он в том повинен?

Василька Ростиславовича ослепили и «оузложиша и на кола яко мртва и повезоша и Володимерю» (во Владимир-Волынский, город Давида).

Когда подвода с ослепленным князем проезжала через город Здвижень, на мосту, у местного торговища, с Василька стащили окровавленную сорочку и дали выстирать попадье.

Во Владимире-Волынском полумертвого Василька посадили во двор боярина Вакея и приставили стражу во главе с княжескими отроками Оуланом и Колчей.

Узнав об ослеплении Василька, Владимир II ужаснулся и заплакал. Придя в себя, князь молвил: «Сего не было есть, оу Русьскои земли, ни при дедехъ наших, ни при оцихъ нашихъ сякого зла».

Владимир II снесся с Олегом и Давыдом Святославовичами и предложил им встретиться у Городца Остерского. Князь велел гонцу передать Святославовичам слова: «В насъ братьи иже оуверже в ны ножь да аще сего не поправимъ болше зло въстанеть в насъ и начнеть брать брата заколати и погыбнеть земля Русьская».

Князья съехались. Послали в Киев к Святополку II с вопросом, что тот сотворил, ослепив брата. Из Киева приехал гонец и объяснил, что Давид виновен и что именно он заверил Святополка II в том, что Василько вознамерился овладеть Туровом, Пинском, Берестьем и городами погорынья (стоящие на реке Горынь) и сговорился с Владимиром II, что тот сядет в Киеве, а Василько - во Владимире-Волынском, на столе Давида.

Святополк II велел передать: «…и не язъ его слепилъ, но Двдъ». В Киев послали сказать, что ослепили Василька не в городе Давида, но в Киеве.

Утром Владимир II с Олегом и Давыдом Святославовичами собрались на правый берег Днепра. Святополк II, увидя ладьи и стяги братьев, засобирался прочь из столицы. Киевляне не выпустили князя и отправили на левый берег Днепра послов с мольбой не губить Руси и с напоминанием о недремлющих половцах.

Владимир II, услышав укоры киевлян, снова искренне заплакал. Наконец, в Киев отправилась супруга Мономаха, и решили, что на Давида пойдет сам Святополк II.

А Давид, прослышав о происходившем в Киеве, стал сулить незрячему Васильку города на выбор: Всеволож, Шеполь, Перемиль. И вместе с тем Давид попытался овладеть уделом Василька, но дорогу закрыл Володарь Ростиславович.

Давид заперся в городе Бужске. Володарь взял город в осаду. В переговорах с Володарем Давид свалил вину за ослепление Василька на Святополка II. В конце концов Василько оказался в своем городе Теребовле, но вернуть князю зрение никто не мог.

Когда Давид приехал во Владимир-Волынский, к стоящему неподалеку городу Всеволожу подошли Володарь и Василько Ростиславовичи. Всеволож был «взяста копьемъ» и сожжен. Василько велел сечь ни в чем не повинных людей. Вслед за тем братья подошли под стены Владимира-Волынского.

Горожанам послали сказать, что пришли не на них, а на «Туряка. и на Лазоря и на Василя ти бо суть намолвили Двда». Стало известно, что бояр этих в городе нет. Ранее их послали к Луцку. Туряк бежал из Луцка в Киев, а Лазорь и Василь оказались в городе Турийске. Их и выдали Ростиславовичам. Бояр Лазоря и Василя повесили и расстреляли стрелами.

Тем временем в Берестье пришел Святополк II с намерением изгнать из Волыни Давида. Давид обратился к Владиславу I Польскому за помощью. Просьбу Давид сдобрил пятьюдесятью золотыми гривнами.

Поляки золото взяли, подошли на берег Западного Буга и стали мирить князей.

Святополк II, имея обязательства перед Мономахом и Святославовичами, проявил непреклонность, и Владиславу I пришлось заявить Давиду «не послушаеть мене Стополкъ».

Давид вернулся от Берестья во Владимир-Волынский, а Святополк II поехал собирать воинов. Князь посетил Пинск и Дорогобуж и, набрав достаточно сил, выступил к Владимиру-Волынскому.

Осада столицы Волыни заняла у Святополка семь недель. Наконец Давид вышел из города, переехал в Червень и скрылся в Польше.

Святополк II занял Владимир-Волынский и начал промышлять насчет Володаря и Василька Ростиславовичей. Вскоре произошло сражение, и Святополк II проиграл его Ростиславовичам. С рубежей Галиции во Владимир-Волынский Святополк вернулся с двумя сыновьями и с сыном Давыда Святославовича (Черниговского), прозванного за набожность Святошей.

Уезжая в Киев, Святополк II оставил во Владимире-Волынском сына от наложницы - Мстислава. Еще одного сына Ярослава Святополк II послал в Венгрию, ко двору короля Коломана «вабя Оугры на Володаря». И закрутился новый кровавый сюжет из русской истории.

Ярослав с Коломаном и с венгерскими полками подступил под стены Перемышля. В том городе закрылся Володарь Ростиславович. В то же время из Польши приехал Давид Игоревич. Этот князь посадил свою жену у Володаря, у временного союзника, а сам отправился к половцам в степь.

Встретил Давида сам хан Боняк, и все было оговорено к общему удовольствию.

В начавшейся битве у венгров было 100 000 воинов. Сила немалая. Половцы «сбиша Оугры в мячь, яко соколъ галице убиваеть и побегоша Оугре и мнози истопоша оу Вягру, друзии же въ Сану». Венгров в сражении было убито 40 000.

И все эти события происходили в 1097 г., в год съезда Ярославовичей в Любече.

Ярослав бежал в Польшу через Берестье, а Давид занял города Сутейск, Червень и внезапно появился под стенами Владимира-Волынского. К тому времени от сидевшего в столице Волыни Мстислава бежали берестейцы, пиняне и вышгородцы. Мстислав поднялся на оборонительную стену города и «внезапу вдаренъ быс подъ пазуху стрелою, на заборолехъ скважнею». Ночью Мстислав скончался.

Жители Владимира-Волынского отправили гонца в Киев к Святополку II, требуя помощи. Без поддержки город был бы вынужден сдаться Давиду.

Великий князь киевский послал на Волынь воеводу Путяту. Воевода приехал в Луцк и застал там Святошу, сына Давыда Святославовича Черниговского.

Описываемые события происходили в августе 1097 г.

Когда жители Владимира-Волынского заметили приближавшиеся от Луцка стяги Святоши и Путяты, они вышли из города и напали на Давида. Тому не осталось иного, как бежать прочь от города.

Во Владимире-Волынском был посажен посадник Святополка II Василий. Святоша вернулся в Луцк, а Путята уехал в Киев.

А Давид Игоревич во второй раз за год сидел в шатре хана Боняка. Долго уговаривать половцев не пришлось, и скоро их стан раскинулся под стенами Луцка. Святоша выехал из города и ушел к отцу в Чернигов. Давид овладел Луцком. Посадник Василий сам выбежал из Владимира-Волынского, и Давид вернул себе столицу Волыни.

На этом кампания 1097 г. была завершена.

В 1098 г. Владимир II съехался с Давыдом и Олегом Святославовичами «оу Городца» против Святополка II. Но все обошлось миром. Год прошел относительно спокойно. В Переяславле Владимир II заложил каменную церковь в честь пресвятой Богородицы.

В 1098 г. при впадении реки Остер в Десну Владимир II заложил крепость. Это была будущая твердыня ростово-суздальского княжения в Южной Руси.

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. В то же время к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а в

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора

1097 – Любечский съезд Умирая в 1093 г., Всеволод Ярославич просил поставить гроб его возле гробницы отца – такова была воля Ярослава Мудрого, некогда сказавшего сыну: «Когда Бог пошлет тебе смерть, ложись, где я лягу, у гроба моего, потому что люблю тебя больше братьев твоих».

автора

Ссоры князей от 1078 до 1097 года Вы, конечно, удивляетесь, читатели мои, что великий князь Изяслав Ярославич погиб в сражении с племянниками? Но, к несчастью, это была правда: примеру отцов следовали и дети, и как недружно жили между собой сыновья Ярослава, точно так же жили и

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Съезды князей От 1097 ДО 1113 года Князья для прекращения постоянных ссор за свои владения съехались на совет в город Любеч, лежавший на берегах Днепра. Кроме великого князя Киевского, Святополка II Изяславича, туда приехали Мономах, Олег, Володарь и Василько Ростиславичи, а

автора Ишимова Александра Осиповна

Ссоры князей 1077-1097 годы Вы, конечно, удивляетесь, что великий князь Изяслав Ярославич погиб в сражении с племянниками? Но, к несчастью, это была правда: примеру отцов следовали и дети, и как несогласно жили между собою сыновья Ярослава, так точно и внуки его. Самые

Из книги История России в рассказах для детей (том 1) автора Ишимова Александра Осиповна

Съезды князей 1097-1113 годы Князья, сожалея о несчастьях отечества и видя беспрестанные ссоры свои за владения, решили помириться и в первый раз съехались на совет в город Любеч, лежавший на берегах Днепра. Кроме великого князя киевского Святополка II Изяславича приехали

Из книги Взлет и падение «красного Бонапарта». Трагическая судьба маршала Тухачевского автора Прудникова Елена Анатольевна

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. А с другой стороны, к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

2. Хронология великих князей владимирских, великих князей

Из книги Жизнь Ленина автора Фишер Луис автора Анисимов Евгений Викторович

1097 Любечский съезд князей Князь Всеволод умер в 1093 г. К моменту его смерти наиболее вероятным кандидатом на киевский стол считался его сын, черниговский князь Владимир Мономах. Но он не решился занять место отца и уступил своему двоюродному брату Святополку Изяславичу

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г Из «Повести Временных лет» по «Лаврентьевскому списку», СПБ 1910.В лето 6605. Придоша Святополк и Володимер2 и Давыд Игоревиче3 и Василко Ростиславичь4 и Давыд Святославичь, и брат его Олег5, и сняшася Любячи6 на устроенье мира, а глаголаша к собе,

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии. Проведение нэпа встречало сопротивление со стороны неустойчивых элементов партии. Сопротивление шло с двух сторон. С одной стороны, выступали «левые»

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ Задачи дальнейшей борьбы партии и народа за построение коммунизма в предстоящем пятилетии нашли выражение в Директивах XX съезда КПСС по шестому

КНЯЖЕСКИЕ СЪЕЗДЫ - при-ня-тый в на-учной ли-те-ра-ту-ре тер-мин для обо-зна-че-ния пе-рио-дических. кня-же-ских встреч-со-ве-тов - од-но-го из клю-че-вых по-ли-тических ин-сти-ту-тов в Древнерусском го-су-дар-ст-ве , русских зем-лях и кня-же-ст-вах в XI - начале XV веков.

Основные функ-ции Княжеских съездов: ор-га-ни-за-ция вла-сти внут-ри ро-да Рю-ри-ко-ви-чей (вы-бор ки-ев-ско-го кня-зя, раз-дел и ус-та-нов-ле-ние по-ряд-ка на-сле-до-ва-ния вла-де-ний; при-ми-ре-ние отдельных кня-зей, уре-гу-ли-ро-ва-ние кон-флик-тов кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций), а так-же про-ве-де-ние внеш-не-по-ли-тических ак-ций, уре-гу-ли-ро-ва-ние внеш-не-по-ли-тических во-про-сов, в ча-ст-но-сти, с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (в ко-че-вом ми-ре бы-то-вал ти-по-ло-ги-че-ски иден-тич-ный ин-сти-тут пе-рио-дических встреч ха-нов и ной-о-нов), с польскими, чешскими и венгерскими пра-ви-те-ля-ми.

Княжеские съезды бы-ли со-ве-та-ми пра-вя-щей ди-на-стии Рю-ри-ко-ви-чей (или от-дель-ных её «до-мов»), ка-ж-дый пред-ста-ви-тель ко-то-рой об-ла-дал по-тен-ци-аль-ным пра-вом на власть и воз-мож-но-стью об-ра-тить-ся к об-ще-му для всех со-брать-ев «кня-жо-му пра-ву». В XI - 1-й тре-ти XIII веков про-во-ди-лись со-глас-но ус-той-чи-вой про-це-ду-ре и при со-блю-де-нии ус-то-яв-шей-ся об-ряд-но-сти. Кня-зья встре-ча-лись в за-ра-нее ус-лов-лен-ном или оп-ре-де-лён-ном са-мой си-туа-ци-ей мес-те, за-тем на-чи-на-лось «стоя-ние на ко-нях» на-про-тив друг дру-га, пе-ре-го-во-ры че-рез по-слов; в слу-чае их бла-го-при-ят-но-го ис-хо-да на-чи-на-лась са-ма встре-ча. Ино-гда для это-го по-да-вал-ся специальный знак - «би-линч» (от тюркского - знак, при-ме-та). Кня-зья за-час-тую встре-ча-лись вне городских стен (в шат-рах), в не-боль-ших го-ро-дах и сё-лах, ре-же - в сто-ли-цах кня-жеств (Кие-ве , Чер-ни-го-ве, Вла-ди-ми-ре, Рос-то-ве). Мес-та для княжеских съездов вы-би-ра-лись с осо-бым смыс-лом; например, чер-ни-гов-ские Оль-го-ви-чи в XII веке не-од-но-крат-но со-би-ра-лись в селе Оль-жи-чи (воз-мож-но, их ро-до-вое вла-де-ние). Фор-му-ла ле-то-пи-си «сесть с брать-я-ми на еди-ном ков-ре» (как пред-ло-жил князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах князю Да-ви-ду Иго-ре-ви-чу на Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года), по всей ви-ди-мо-сти, яв-ля-лась не толь-ко ме-та-фо-рическим обо-зна-че-ни-ем кол-лек-тив-но-го со-ве-та, но и от-ра-жа-ла ре-аль-ную «по-ход-ную» об-ста-нов-ку съез-да. Ре-чи кня-зья про-из-но-си-ли в со-от-вет-ст-вии с пе-ре-го-вор-ным эти-ке-том, ко-то-рый пре-ду-смат-ри-вал ис-поль-зо-ва-ние ус-той-чи-вых ри-то-рических и пра-во-вых фор-мул. Ме-ж-ду-кня-же-ская ди-пло-ма-тия до середины XIII века. но-си-ла пре-иму-ще-ст-вен-но изу-ст-ный ха-рак-тер, за-тем ча-ще ста-ли упот-реб-лять-ся письменные гра-мо-ты, фик-си-ро-вав-шие до-го-во-ры. По дос-ти-же-нии кон-сен-су-са ка-ж-дый князь це-ло-вал крест, что скре-п-ля-ло до-го-вор: кня-зья предъ-яв-ля-ли кре-сты клят-во-пре-ступ-ни-кам или ли-цам, их пред-став-ляв-шим, в слу-чае на-ру-ше-ния клят-вы. Княжеские съезды не-ред-ко со-про-во-ж-да-лись или за-вер-ша-лись пи-ром и вза-им-ны-ми по-дар-ка-ми.

В ис-то-рио-гра-фии вы-ска-зы-ва-лись различные взгля-ды по во-про-су о ро-ли лиц не-кня-же-ско-го дос-то-ин-ст-ва, при-сут-ст-во-вав-ших на Княжеских съездах. Б.Д. Гре-ков и его по-сле-до-ва-те-ли счи-та-ли, что на Княжеские съезды на рав-ных вы-сту-па-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и другие пред-ста-ви-те-ли феодальной эли-ты, пре-ж-де все-го боя-ре и епи-ско-пы. Дру-гие ис-сле-до-ва-те-ли (в ча-ст-но-сти, Я.Н. Ща-пов) при-шли к вы-во-ду, что в боль-шин-ст-ве съез-дов XI-XII веков уча-ст-во-ва-ли кня-зья и ино-гда их пред-ста-ви-те-ли (по-слы, со-вет-ни-ки), но не ду-хов-ные ли-ца. Боя-ре и дру-жин-ни-ки ча-ще все-го вы-сту-па-ли на пе-ре-го-во-рах как со-вет-ни-ки, по-слы или те-ло-хра-ни-те-ли кня-зя; при этом они, ве-ро-ят-но, об-ла-да-ли пра-вом «со-ве-ща-тель-но-го го-ло-са». Си-туа-ция прин-ци-пи-аль-но из-ме-ни-лась во 2-й пололвине XIII - начале XV веков, ко-гда княжеские съезды окон-ча-тель-но транс-фор-ми-ро-ва-лись в со-ве-ты феодальной зна-ти.

Пер-вый на-дёж-но за-фик-си-ро-ван-ный в ис-точ-ни-ках княжеские съезды со-сто-ял-ся в 1026 году в Го-род-це (ско-рее все-го, в городе Го-ро-дец-Ос-тер-ский, ны-не Ос-тёр), где за-клю-чи-ли мир ки-ев-ский князь Яро-слав Вла-ди-ми-ро-вич Муд-рый и чер-ни-гов-ский князь Мсти-слав Вла-ди-ми-ро-вич. На этой встре-че бы-ли под-ве-де-ны ито-ги мно-го-лет-ней вой-ны за власть сы-но-вей ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, а дос-тиг-ну-тые до-го-во-рён-но-сти ста-ли пре-це-ден-том мир-но-го уре-гу-ли-ро-ва-ния ме-ж-ду-кня-же-ских от-но-ше-ний (ссыл-ки на ус-ло-вия ми-ра ис-поль-зо-ва-лись в по-ли-тических пе-ре-го-во-рах русский кня-зей да-же в 1195 году). На съез-де в Выш-го-ро-де (1072 год) осу-ще-ст-в-ля-лось, по пред-по-ло-же-нию ря-да ис-сле-до-ва-те-лей, со-став-ле-ние и ре-дак-ти-ро-ва-ние Рус-ской прав-ды. В конце XI - начале XII веков княжеские съезды ста-ли про-во-дить ча-ще, что бы-ло свя-за-но как с ре-ше-ни-ем клю-че-вых во-про-сов по-ли-тической жиз-ни Древнерусского государства так и с уси-лив-шей-ся по-ло-вец-кой опас-но-стью. Осо-бое ме-сто за-нял Лю-беч-ский съезд 1097 года, по-сле не-го про-шли Ви-ти-чев-ский съезд (10 августа 1100), съезд на реке Зо-лот-ча (1101 год), До-лоб-ские съез-ды (1103 и 1111 годы), к это-му же пе-рио-ду от-но-сит-ся съезд на реке Же-лянь, за-пись о ко-то-ром вхо-дит в ком-плекс граф-фи-ти Со-фий-ско-го со-бо-ра в Кие-ве.

На Ви-ти-чев-ском съез-де 1100 года, со-б-ран-ном для уре-гу-ли-ро-ва-ния кон-флик-та во-круг Те-ре-бовль-ско-го и Вла-ди-ми-ро-Во-лын-ско-го кня-жеств, воз-ник-ше-го по-сле Лю-беч-ско-го съез-да, ки-ев-ский князь Свя-то-полк Изя-сла-вич, пе-ре-яс-лав-ский князь Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, чер-ни-гов-ский князь Да-вид Свя-то-сла-вич и нов-го-род-се-вер-ский князь Олег Свя-то-сла-вич за-клю-чи-ли ме-ж-ду со-бой мир. 30 августа на встре-чу явил-ся князь Да-вид Иго-ре-вич, ини-циа-тор на-па-де-ния на те-ре-бовль-ско-го князя Ва-силь-ко Рос-ти-сла-ви-ча в 1097 году. Од-на-ко пе-ре-го-во-ры за-шли в ту-пик, по-сле че-го все кня-зья де-мон-ст-ра-тив-но от-да-ли-лись от Да-ви-да Иго-ре-ви-ча, встав от-дель-но «на ко-нях» со свои-ми дру-жи-на-ми. Кня-зья, вме-сте об-су-ж-дая его судь-бу, не до-пус-ка-ли его к се-бе, лич-но к не-му боль-ше не об-ра-ща-лись, а ре-ше-ние съез-да со-об-щи-ли ему че-рез сво-их при-бли-жён-ных. Да-вид Иго-ре-вич стал «от-ре-чён-ным», то есть кня-зем-из-го-ем, по-те-рял пра-во ре-чи на съез-де. На том же съез-де Ва-силь-ко Рос-ти-сла-вич был ли-шён Те-ре-бов-ля и дол-жен был ос-тать-ся на по-пе-че-нии бра-та - Во-ло-да-ря Рос-ти-сла-ви-ча - или ки-ев-ско-го кня-зя (бра-тья Рос-ти-сла-ви-чи не под-чи-ни-лись это-му ре-ше-нию и от-стоя-ли свои вла-де-ния). Ре-ше-ния съез-да 1100 года под-твер-ди-ли по-ли-ти-ко-юри-дическую нор-му кня-же-ско-го пра-ва, со-глас-но ко-то-рой «муж» от-ве-ча-ет за пре-сту-п-ле-ние «го-ло-вой», а князь - во-ло-стью. На До-лоб-ском съез-де 1103 года Вла-ди-мир Все-во-ло-до-вич Мо-но-мах, Свя-то-полк Изя-сла-вич и их со-вет-ни-ки-дру-жин-ни-ки при-ня-ли ре-ше-ние ор-га-ни-зо-вать по-ход про-тив по-лов-цев вес-ной, ко-гда ко-чев-ни-ки ос-лаб-ле-ны по-сле зи-мов-ки. К по-хо-ду при-сое-ди-ни-лись и другие русские кня-зья. На До-лоб-ском съез-де 1111 года Свя-то-полк Изя-сла-вич и Вла-ди-мир Мо-но-мах вновь на-стоя-ли на вне-уроч-ном (вес-ной, в раз-га-ре по-сев-ной) по-хо-де на по-лов-цев, ко-то-рый сно-ва за-вер-шил-ся раз-гро-мом ко-чев-ни-ков. На До-лоб-ских съез-дах сло-жи-лась но-вая во-енная док-три-на русских кня-зей, пред-по-ла-гав-шая от-каз от обо-ро-нительной так-ти-ки и ор-га-ни-за-цию даль-них по-хо-дов для унич-то-же-ния по-ло-вец-ких ко-че-вий.

В XII - 1-й тре-ти XIII веках тра-ди-ция про-ве-де-ния княжеских съездов со-хра-ни-лась. Про-во-ди-лись и мас-штаб-ные съез-ды стар-ших кня-зей (1115 год, 1135 год, 1145 год, 1150 год, 1154 год, 1155 год, 1159 год, 1170 год, 1195 год, 1203 год, 1223 год), и встре-чи пред-ста-ви-те-лей отдельных кня-зей, кня-же-ских кла-нов и коа-ли-ций (1142 год, 1147 год, 1158 год, 1159 год, 1194 год, 1206 год, 1207 год, 1216/1217 год).

По-ми-мо соб-ст-вен-но княжеских съездов, русские кня-зья ре-гу-ляр-но про-во-ди-ли съез-ды со-вместно с по-ло-вец-ки-ми ха-на-ми (ка-ж-дой вес-ной и при сме-не ки-ев-ско-го кня-зя). Впер-вые в «По-вес-ти вре-мен-ных лет» по-доб-ный съезд упо-ми-на-ет-ся в 1054/1055 годах, ко-гда мир за-клю-чи-ли пе-ре-яс-лав-ский князь Все-во-лод Яро-сла-вич и по-ло-вец-кий хан Бо-луш.

По-сле мон-го-ло-та-тар-ско-го на-ше-ст-вия княжеские съезды про-во-ди-лись в Северо-Восточной Ру-си вплоть до начала XV века. В ис-то-рио-гра-фии они из-уче-ны не-до-ста-точ-но, от-сут-ст-ву-ет их пол-ный пе-ре-чень, не про-ве-де-на ре-кон-ст-рук-ция про-це-ду-ры. На них в ка-че-ст-ве пол-но-прав-ных уча-ст-ни-ков при-сут-ст-во-ва-ли не толь-ко кня-зья-Рю-ри-ко-ви-чи, но и пред-ста-ви-те-ли бо-яр-ст-ва, цер-ков-ные иерар-хи, та-тар-ские пос-лы (не-ред-ко кон-тро-ли-ро-ва-ли ор-га-ни-за-цию и ход княжеских съездов от име-ни ха-нов Зо-ло-той Ор-ды) и др. А.Н. На-со-нов от-ме-тил ти-по-ло-гическую бли-зость княжеских съездов это-го вре-ме-ни и монгольских ку-рул-та-ев. Предс-та-ви-тель-ные княжеские съезды про-шли в 1296 году во Вла-ди-ми-ре, в 1300/1301 годах в Дмит-ро-ве, в 1340 году в Мо-ск-ве; в но-ябре 1374 года в Пе-ре-яс-лав-ле, в мар-те 1375 года (на них вы-ра-ба-ты-ва-лась об-щая по-зи-ция русских кня-зей по от-но-ше-нию к Ма-маю). Од-ним из по-след-них за-фик-си-ро-ван-ных в ле-то-пи-сях княжеский съезд стал съезд 01 ноября 1380 года пос-ле Ку-ли-ков-ской бит-вы 1380 года .

Ин-сти-тут княжеского съезда, на-ря-ду со схо-жи-ми польскими ин-сти-ту-та-ми, стал про-об-ра-зом ари-сто-кра-тических сей-мов в Великом княжестве Ли-тов-ском. Тра-ди-ция со-вме-ст-но ре-шать важ-ней-шие внут-ри- и внеш-не-по-ли-тические во-про-сы во-пло-ти-лась в дея-тель-но-сти со-ве-щательных ор-га-нов - Бо-яр-ской ду-мы, а позд-нее - Зем-ских со-бо-ров и др.

Иллюстрации:

Ви-ти-чев-ский съезд 1100 года. Ми-ни-а-тю-ра Рад-зи-вил-лов-ской ле-то-пи-си. XV век. Биб-лио-те-ка РАН (Санкт-Пе-тер-бург). Архив БРЭ.



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные