Краны характеризуются следующими основными параметрами:
Грузоподъемностью крана
называют массу номинального (максимального) рабочего груза, на подъем которого рассчитана машина.
Грузоподъемность кранов
, т, принимается из номинального ряда грузоподъемностей
:
0,025 | 0,050 | 0,100 | 0,160 | 0,200 | 0,250 | 0,320 | 0,400 | 11.500 | 6.630 |
0,800 | 1,000 | 1,250 | 2,000 | 2,500 | 3,200 | 4,000 | 5,000 | 6,300 | 8.000 |
10,0 | 12,5 | 16,0 | 25,000 | 32,000 | 40,0 | 50,0 | 63,0 | 80,0 | 100,0 |
125,0 | 140,0 | 160,0 | 225,0 | 250,0 | 280,0 | 320,0 | 360,0 | 400,0 | 450,0 |
500,0 | 560,0 | 630,0 | 800.0 | 900,0 | 1000,0 |
Скорости движения различных механизмов выбирают в зависимости от требований технологического процесса, характера работы, типа машины и ее потребной производительности.
При малой протяженности пути перемещения высокие скорости нецелесообразны, так как механизм может не достичь значения установившейся скорости и будет работать только в пусковом и тормозном режимах.
Линейные скорости, м/с:
0,125 | 0,160 | 0,200 | 0,250 | 0,320 | |
0,400 | 0,500 | 0,630 | 0,800 | 1.000 | 1,250 |
1,600 | 2,000 | 2,500 | 3,200 | 4.000 | 5,000 |
6,300 | 8.000 | 10,000 | 12,500 | ||
- частота вращения, с: | |||||
0,0032 | 0,0040 | 0,0050 | 0,0630 | 0,0080 | 0,0100 |
0,0125 | 0,0160 | 0,0200 | 0,0250 | 0,0320 | 0,0400 |
0,0500 | 0,0630 | 0,0800 | 0,1000 | 0,1250 | 0,1600 |
0,2000 | 0,2500 | 0,3200 |
Пролет крана L
— расстояние по горизонтали между осями рельсов кранового пути.
Колея В1
— расстояние между продольными осями, проходящими через середину опорных поверхностей ходового устройства. Возможно употребление термина «поперечная база».
Вылет консоли l
- расстояние от оси опоры остова до конца консоли.
Рабочий вылет консоли lк
- расстояние от оси опоры остова до крайнего положения крюка.
Вылет стрелы Lc
— расстояние по горизонтали от оси вращения крана до вертикальной линии, проходящей через точку подвеса груза.
Высота подъема Н
— расстояние от уровня пола до верхнего положения грузозахватного устройства.
Глубина опускания h
— расстояние от уровня кранового пути до грузозахватного органа, находящегося в нижнем допустимом положении.
Диапазон подъема (Н + h)
— расстояние по вертикали между верхним и нижним рабочими положениями грузозахватного органа.
Краны характеризуются работой при повторно-кратковременных включениях, при котором грузозахватное устройство
и груз совершают периодические возвратно-поступательные движения, а механизмы последовательно изменяют направление движения. Так, работа механизма подъема состоит из процессов подъема и опускания груза, подъема и опускания грузозахватного устройства без груза, а работа механизмов поворота и передвижения — из движений в одну и другую сторону с грузом и без него. Каждый цикл характеризуется чередованием периодов работы и технологических пауз.
В периоды пауз электродвигатель не включен и механизм не работает. Это время используется для загрузки и разгрузки грузозахватного устройства и для подготовки проведения следующего процесса работы механизма.
Каждый процесс движения можно разделить на период неустановившегося движения, в течение которого происходит разгон (период пуска) или замедление (период торможения) поступательно движущихся и вращающихся масс груза и механизма, а также на период движения с постоянной скоростью (период установившегося движения).
Время разгона и ускорения движения кранов и крановых тележек можно определить из таблицы 4.5.1.
Продолжительность цикла работы механизма крана складывается из времени пуска, времени движения с установившейся скоростью, времени торможения и времени пауз:
Номинальные мощности в каталогах приводятся для ПВ = 15; 25; 40; 60 %.
Таблица 4.5.1
Кран | Назначение | Условия
использования |
Механизм | Наибольшее
время разгона, с |
Расчетное ускорение, м/с* |
Мостовой | Общего назначения ЗК 5К | В помещении | Мост | 5 | 0,20 |
Грейферный 7К…8К | В помещении | Мост Тележка | 6 | 0,35 | |
На открытом воздухе | Мост Тележка | 6 | 0,20 | ||
Технологический | На открытом воздухе | Мост Тележка | 5 | 0,50 | |
Козловой | Общего
назначения |
На открытом воздухе | Мост Тележка | 6 | 0,20 |
Контейнерный | На открытом воздухе | Мост Тележка | 6 | 0,20 | |
Портальный | Монтажный | На открытом воздухе | Поворот Стрела | 4 | 0,40 |
Перегрузочный | На открытом воздухе | Поворот Стрела | 5 | 0,50 | |
Кран-
штабелер |
6К…7К | В помещении | Мост | 6 | 0,3 |
В зависимости от условий использования краны разделяют на восемь групп режима работы. Режим работы определяется в зависимости от класса использования и класса нагружения.
Класс использования крана (таблица 4.5.2), отражающий интенсивность использования крана при эксплуатации, характеризуется числом циклов работы, которое кран должен совершить за срок службы.
Таблица 4.5.2
Класс использования |
Обшее число циклов крана о срок его службы |
СО | До 1,6×10* |
С1 | От 1,6×10′ до 3,2×10* |
С2 | От 3,2×10″ до 6,3×10* |
СЗ | От 6,3×10″ до 1,25хЮ5 |
С4 | От 1,25×10* до 2:5х10= |
С5 | От 2,5×10′ до 5,0×10′ |
С6 | От 5,0×10′до 1,0×10″ |
С7 | От 1,0×10″ до 2,0×10* |
С8 | От 2,0×10″ до 4,0×10° |
С9 | Более 4×10″ |
Срок службы крана- 15 — 25 лет.
Цикл работы крана включает перемещение грузозахватного устройства к грузу, подъем и перемещение груза, освобождение грузозахватного устройства и возвращение его в исходное положение.
Класс нагрузки крана определяется распределением массы перемещаемых краном грузов относительно номинальной грузоподъемности Qном крана за срок его службы. Масса грузозахватного устройства включается в значение массы перемещаемого краном груза. Класс нагрузки характеризуется коэффициентом нагружения, отражающим влияние нагружения на выносливость элементов конструкции.
Где:
Ni — число циклов работы крана за срок его службы с грузом массой Qi;
NT = сумма Ni- общее число циклов работы крана за срок его службы.
Характеристика классов нагружения кранов в зависимости от коэффициента нагружения приведена в таблице 4.3.
Таблица 4.5.3
Класс использования |
Качественная характеристика работы крана | Срок службы, год |
СО | Редкая (эпизодическая) | - |
С1 | Редкая в одну смену | - |
С2 | 15 | |
СЗ | Относительно регулярная в одну смену | 20 |
С4 | Малоинтенсивная в одну смену | 20 |
С5 | Малоинтенсивная в две смены | 20 |
С6 | Средненнтенсивная в две смены | 20 |
С7 | Интенсивная в две смены или среднеинтенсивная в три смены | 20 |
CI | Интенсивная в три смены | 30 |
С9 | Весьма интенсивная в три смены | 30 |
Когда отсутствуют исходные данные для расчета Кр, класс нагружения определяют по данным, приведенным в таблице 4.5.5.
Таблица 4.5.5
Группу режима работы кранов в зависимости от класса использования и класса нагружения определяют по данным таблицы 4.5.6.
Таблица 4.5.6
Класс нагружения |
Класс использования | |||||||||
СО | С 1 | С2 | СЗ | С4 | С5 | С6 | С7 | С8 | С9 | |
Q0 | - | - | 1 К | 1 К | 2К | ЗК | 4К | 5К | 6К | 7К |
Q1 | - | 1 К | 1 К | 2К | ЗК | 4 К | 5К | 6К | 7К | 8К |
Q2 | 1 К | ] К | 2К | ЗК | 4К | 5К | 6К | 7К | 8К | 8К |
Q3 | 1 К | 2К | ЗК | 4К | 5К | 6К | 7К | 8К | 8К | - |
Q4 | 2К | 3 К | 4К | 5К | 6К | 7К | 8К | 8К | - | - |
При транспортировании грузов, нагретых до температуры более 300 °С, расплавленного металла, шлака, ядовитых и взрывчатых веществ и других опасных грузов, группу режима работы крана принимают не менее 6 К; исключение составляют самоходные стреловые краны, группа режима работы которых для транспортирования указанных грузов должна быть 3 К.
Группа 1К
— краны с ручным приводом
всех или части рабочих механизмов, обслуживающие насосные и компрессорные станции, машинные залы электростанций, ремонтные краны, вспомогательные краны механических цехов, приводные ремонтные краны мостового типа с приводными подвесными талями, редко используемые погрузочные краны, стреловые самоходные краны для монтажа промышленного оборудования.
Группа 2К
— ручные краны
, часто используемые для установки заготовок на обрабатывающие станки; приводные краны мостового типа с приводными подвесными талями, применяемые для перегрузочных работ ограниченной интенсивности; вспомогательные мостовые краны механических цехов и краны, интенсивно используемые только при монтаже оборудования; мостовые краны с лебедочными грузовыми тележками для машинных залов, электростанций и ремонтных работ.
Группа 3К
- приводные краны мостового типа
с приводными подвесными талями, используемые на перегрузочных работах средней интенсивности, а также краны для транспортных и монтажных работ в механических цехах; краны с лебедочными грузовыми тележками для перегрузочных работ ограниченной интенсивности и интенсивно используемые только при монтаже оборудования; башенные строительные краны для монтажа промышленных зданий, сооружений и оборудования; стреловые самоходные краны для погрузочных и монтажно-строительных работ.
Группа 4К
- башенные строительные краны
, используемые на складах и полигонах заводов железобетонных изделий; передвижные консольные краны и краны на колонне для перегрузочных и вспомогательных работ.
Группа 5К
- приводные краны мостового типа с лебедочными грузовыми тележками
, используемые на перегрузочных работах средней интенсивности; краны для технологических работ в механических цехах, на складах готовых изделий предприятий строительных материалов и складах металлолома, контейнерные краны на железнодорожных станциях, складах промышленных предприятий, занятые на перегрузке различных грузов, в том числе и контейнеров; мостовые и стеллажные краны-штабелеры с управлением с пола на складах тарных грузов.
Группа 6К
- грейферные, магнитные и магнитно-грейферные приводные краны мостового типа
, работающие на складах с разнообразными грузами, преимущественно при сезонном использовании; контейнерные краны для перегрузки только контейнеров; мостовые и стеллажные краны-штабелеры с управлением из кабины и автоматического действия на складах тарных грузов; крюковые перегрузочные портальные краны на транспортных складских объектах; грейферные портальные краны на складах промышленных предприятий и в портах при сезонной работе; краны портальные — лесопогрузчики с приводным грейфером на складах круглого леса; консольные передвижные краны в литейных цехах.
Группа 7 К
— приводные краны мостового типа с лебедочными грузовыми тележками при круглосуточной работе
; краны с двухканатными грейферами и магнитно-грейферные, работающие на складах насыпных грузов и металлолома с однородными грузами при некруглосуточном использовании; закалочные, ковочные, литейные краны цехов металлургического производства; башенные строительные краны, обслуживающие гидротехническое строительство.
Группа 8 К
— приводные краны типа
; магнитные, используемые в цехах и на складах металлургических предприятий и металлолома при работе с однородными грузами, а также траверсные, мульдомагнитные, мульдр-грейферные, мульдо-завалочные, копровые, ваграночные, шихтовые, колодцевые и для раздевания слитков в цехах металлургических предприятий; грейферные краны-перегружатели на складах насыпных грузов; портальные грейферные краны складов и портов при круглосуточной и круглогодичной работе.
Основные параметры автомобильного крана
Основные технические данные, характеризующие конструкцию крана и его технологические возможности при работу называют основными параметрами,
Вылет L (м)-расстояние от оси вращения поворотной часта. крана 00 (рис. 4) до центра зева крюка.
Вьшт от ребра опрокидывания А (м) -расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до центра зева крюка А (при работе без выносных опор) или А% (на выносных опорах), Пара-» метры L и А определяют дальность подачи груза по горизонтали.
Грузоподъемность Q (т) - масса максимально допустимого груза для заданного вылета. Величина грузоподъемности автомобильного крана зависит от вылета крюка. Грузоподъемность крана при наименьшем вылете крюка в несколько раз больше.
Рис. 4. Схема к определению основных параметров автомобильных стреловых самоходных
кранов: 0101 и 02Os - условное расположение ребра опрокидывания крана при его работе соответственно без выносных опор и на выносных опорах
Рис. 5. График грузоподъемности крана К-64 при работе на выносных опорах со стрелой длиной 7,35 (7) и 11,75 м (2) и без выносных опор со стрелой длиной 7,35 (3) и 11,75 м (4)
Зависимость грузоподъемности от вылета крюка изображают в виде графика (рис. 5): на вертикальной оси откладывают в некотором масштабе величину грузоподъемности крана, а на горизонтальной-величину вылета крюка. Точки пересечения линий, проведенных параллельно осям, образуют кривую, которая позволяет определить грузоподъемность крана в зависимости от вылета.
На графике видна зависимость грузоподъемности автомобильного крана от наличия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них. Например, у крана К-64 со стрелой длиной 7,35 м на высоте 4 м грузоподъемность на выносных опорах 4,5 т, а без выносных опор - только 2 т.
По графику грузоподъемности можно определить массу груза, который кран может поднять на любом (возможном для него), вылете.
Следует помнить, что при работе с грузозахватными приспособлениями их масса входит в массу наибольшего допускаемого груза, определенного по графику для заданного вылета.
Грузовой момент М (тс. м) определяют как произведение величины вылета и соответствующей ей грузоподъемной силы.
Грузовой момент наиболее полно характеризует технологические возможности крана и позволяет оценить его экономическую эффективность.
При оценке технико-экономических показателей кранов иногда пользуются параметром «грузовой момент от ребра опрокидывания», который определяется как произведение величины вылета от ребра опрокидывания и соответствующей ей грузоподъемности.
Высота подъема крюка Н (см. рис. 4) - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении.
Глубина опускания крюка h - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем (низшем) рабочем положении.
Скорость подъема или опускания Vn (м/мин) -скорость вертикального перемещения груза.
Скорость посадки VM (м/мин) -минимальная скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов, при работе с предельными грузами и т. п.
в).
Рис. 6. Схема определения основных параметров шасси автомобильных кранов: колея при колесах: а - односкатных, б-двускатных; в -база; г - радиус поворота крана
Скорость поворота г (об/мин) -угловая скорость вращения поворотной части крана. Иногда вместо термина «скорость поворота» применяют термин «скорость вращения поворотной части». Скорость изменения вылета крюка VK (м/мин) - горизонтальная составляющая скорости перемещения крюка при изменении его вылета.
Время изменения вылета t (мин)-время, необходимое на изменение вылета от одного предельного положения до другого.
Рабочая скорость передвижения крана Vnp (км/ч) -скорость, передвижения крана в рабочем положении с подвешенным грузом.,
Транспортная скорость передвижения крана Vm (км/ч) - скорость передвижения крана в транспортном положении.
Скорости рабочих движений крана определяют важнейший параметр крана - производительность. Вместе с тем практически каждая из них имеет важное самостоятельное значение. Например, скорость посадки, а также минимальные скорости поворота крана и изменения вылета крюка надо знать, чтобы определить пригодность крана для выполнения тех или иных монтажных работ.
Рабочая масса крана Gp (т) - масса крана со стреловым оборудованием, противовесом и полной заправкой.
Конструктивная масса крана GK (т) -сухая масса крана с основной стрелой и противовесом.
Колея крана К (м) -расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства: К - при односкатных (рис. 6, а), С-при двускатных (рис. 6, б) колесах.
База крана В (м) - расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес (рис. 6, в).
База тележки крана Лт (м) -расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной ходовой тележки крана.
Расстояние меоюду выносными опорами В0 (м)-расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов задних или передних выносных опор в их рабочем положении.
Радиус поворота крана Rn (м)-радиус окружности, описываемой внешним передним колесом при движении крана по криволинейному пути (рис. 6, г).
Нагрузка на ходовую ось Р (тс) -величина наибольшей вертикальной нагрузки, приходящейся на одну ось крана в его транспортном положении.
Преодолеваемый уклон пути а (град) - наибольший угол подъема, преодолеваемый краном с постоянной скоростью.
Рабочий цикл tn (с) -время, затрачиваемое с момента начала подъема груза до момента начала подъема следующего очередного груза.
Производительность крана П (тс/ч или тс/смена) -общий вес грузов и конструкций, перемещаемых или монтируемых краном за час (тс/ч) или смену (тс/смена). Часто измеряют производительность крана по числу рабочих циклов, совершаемых краном в единицу времени. Зная производительность крана, легко подсчитать С – число рабочих циклов, необходимое для выполнения какого-нибудь заданного объема работ в требуемые сроки. Производительность Ov крана зависит не только от его конструкции, но и от технологии V^H организации производства работ. Поэтому, называя производительность крана, указывают и условия производства работ. Если такого указания нет, то имеют в виду среднее значение этого параметра.
Мощность силовой установки N - это мощность установленного на кране двигателя внутреннего сгорания. Для кранов с электроприводом в характеристике указывается и мощность электродвигателей отдельных механизмов. Мощность двигателей внутреннего сгорания измеряют в лошадиных силах (л. с,) а электродвигателей- в киловаттах (кВт).
К атегория: - Общие сведения о автомобильных кранах
Величины, характеризующие технические возможности и технологические
свойства машины, называют параметрами. Рассмотрим основные параметры
автомобильного крана.
Грузоподъемность Q - наибольшая масса груза, поднимаемого на данном
вылете стрелы.
Вылет L (рис. 4) - расстояние (по горизонтали) от оси вращения
поворотной части крана 00 до центра зева крюка С.
Вылет от ребра опрокидывания - расстояние (по горизонтали) от ребра
опрокидывания до центра зева крюка: А1 - при работе без выносных опор,
Л2 - на выносных опорах.
Грузоподъемность крана зависит от вылета L. Эту зависимость называют
гру-зовой характеристикой и изображают в виде графика (рис. 5,(7): на
горизонтальной оси откладывают в масштабе вылет L, а на вертикальной -
грузоподъемность g, соответствующую этому вылету. Точки пересечения
линий, проведенных параллельно осям, образуют кривую, которая
позволяет определить грузоподъемность крана в зависимости от вылета.
Чем больше вылет, тем меньше грузоподьемность крана.
С помощью графика грузоподъемности можно определить массу груза,
которую кран, оборудованный той или иной стрелой, может поднять на
заданном вылете. На графике также видна зависимость грузоподъемности
крана от наличия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на
выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них.
Например, у крана со стрелой длиной 9,75 м на вылете 5 м
грузоподъемность на выносных опорах 11,5 т, а без выносных опор -
только 4 т.
Рис. 4. Основные параметры автомобильных стреловых
самоходных кранов:
O^O1 и 0202 - условное расположение ребра опрокидывания крана при его
работе соответственно без выносных опор и на выносных опорах
Рис. 5. График грузоподъемности {а) и зона работы
(б) крана КС-4571:
1-3 - грузоподъемность крана с длинами стрел 9,75; 15,75; 21,75 м на
выносных опорах, 4 - грузоподъемность крана с длиной стрелы 9,75 без
выносных опор
В меньшей степени грузоподъемность
крана зависит от длины стрелы крана. Так, при стреле длиной 9,75 м на
вылете 5 м грузоподъемность крана 11,5 т, а при стреле длиной 15,75 м -
8,7 т. Эта разница в грузоподъемности крана определяется увеличением
массы более длинных стрел.
Следует помнить, что при работе грузозахватным приспособлением его
масса входит в массу наибольшего допускаемого груза, определенного по*
графику для заданного вылета. В массу наибольшего допускаемого груза
входит также масса грейфера или магнита, если они использованы в
качестве грузозахватного устройства.
При подъеме груза массой
Q
на
грузозахватное устройство крана -действует
грузоподъемная
сила
(вес
груза)
G
=
=
9,81Q м-т-с-2 = 9,81Q кН – 10Q кН. Отсюда следует, что с помощью графика
грузоподъемности можно определить не только грузоподъемность
Q
крана,
но и грузоподъемную силу G, действующую на грузозахватное устройство
крана.
Произведение вылета на соответствующую ей грузоподъемную силу называют
грузовым
моментом М = G
L, где
L
-
вылет от ребра опрокидывания;
G
-
соответствующая
ему грузоподъемная сила. Грузовой момент наиболее полно характеризует
технологические возможности крана.
Высота подъема крюка
Н
(см.
рис. 4) - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка,
находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении.
Глубина опускания крюка
h
-
расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в
нижнем (низшем) рабочем положении.
Параметры
L
и
А(А1
или
А2)
определяют
возможность перемещения груза по горизонтали, а параметры Я и
h
-
но
вертикали. При работе на выносных опорах значение
А2
зависит
от значения
В
-
расстояния между вертикальными осями, проходящими через середины опорных
элементов двух соседних выносных опор, когда они находятся в рабочем
положении:
A2
= L -
0,5
В. Это расстояние называется
поперечнойВ^
или
продольной
В2
(см.
рис. 5,<5)
базой
выносных
опор.
При вращении поворотной части крана стреловое оборудование перемещается
относительно шасси машины в некотором секторе о,
а,
Ь, с,..
.,
о, образуя рабочую зону. Если через точки опирания выносных опор
провести окружность
а
Ъ с’, а
то
в рабочей зоне образуется кольцо
а,
Ъ, с, с’, Ъ а’, а,
в
котором кран может производить подъем, перемещение и опускание груза.
Площадь
а,
Ь,
с,
с
Ь а’, а
называется
полезной
рабочей зоной.
Центральный угол (3, соответствующий двум крайним положениям
стрелового оборудования, называется
зоной
работы крана.
Если
кран может работать при любом положении стрелового оборудования
относительно шасси, то зона работы крана Р = 360°.
Рабочий цикл
Т
-
время, затрачиваемое с момента начала подъема груза до момента начала
подъема следующего очередного груза.
Производительность крана
П
-
общая масса грузов и конструкций, переме-
щаемых или монтируемых краном за час (г/ч) или смену (т/смена). Часто
производительность крана измеряют по числу рабочих циклов, совершаемых
краном в единицу времени. Зная производительность крана, легко
подсчитать число рабочих циклов, необходимое для выполнения
какого-нибудь заданного объема работ в требуемые сроки.
Производительность крана зависит не только от его конструкции, но и от
технологии и организации производства работ. Поэтому, называя
производительность крана, указывают и условия производства работ. Если
такого указания нет, имеют в виду среднее значение этого параметра.
Скорость подъема или опускания груза
vu
-
скорость
вертикального перемещения груза.
Скорость посадки
vM
-
минимальная
скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов,
при работе с предельными грузами и т. п.
Частота вращения
п
поворотной
части крана в единицу времени.
Иногда
вместо этого термина применяют «скорость поворота» или «скорость
вращения поворотной части», что недопустимо.
Скорость изменения вылета
vB-
горизонтальная
составляющая скорости перемещения крюка при изменении его вылета.
Время изменения вылета
t
-
время,
необходимое на изменение вылета от одного предельного положения стрелы
до другого.
При невыдвижных стрелах параметры IV и
t
определяют
при изменении вылета за счет подъема (опускания) стрелы, а при выдвижных
и телескопических стрелах - при изменении вылета как за счет подъема
(опускания) стрелы, так и за счет выдвижения ее секций.
Скорость движения секций выдвижных или телескопических стрел
vc
-
скорость движения секций относительно основной (невыдвижной) секции при
изменении длины стрел.
Рабочая скорость передвижения крана
vnp-
скорость
передвижения крана по рабочей площадке со стреловым оборудованием,
находящимся в рабочем положении, и подвешенным грузом, если
передвижение с грузом предусмотрено его технической характеристикой.
Транспортная скорость передвижения крана
vn
T
-
скорость передвижения крана, стреловое оборудование которого находится
в транспортном положении.
Скорости рабочих движений крана
в
значительной мере влияют на его производительность, а следовательно, и
на такие технико-экономические показатели его работы, как стоимость
машино-смены, приведенные затраты и т. п. Вместе с тем практически
каждая из скоростей имеет важное самостоятельное значение. Например,
скорость посадки, а также минимальные частоту поворота крана и скорость
изменения вылета крюка надо знать, чтобы определить пригодность крана
для выполнения тех или иных монтажных работ.
Общая (эксплуатационная) масса крана
Gp
-
масса
крана со стреловым оборудованием и противовесом при полной заправке
крана топливосмазочными материалами.
Конструктивная масса крана
GK
-
масса крана со стреловым оборудованием и противовесом.
Р0
или
колесо
Рк
-
наибольшая вертикальная нагрузка, приходящаяся на одну ось или одно
колесо в транспортном положении крана.
РВш0
-
наибольшая
вертикальная нагрузка, приходящаяся на одну опору при работе крана
(стрела располагается над опорой).
Среднее давление выносной опоры на грунт
уво-
отношение
нагрузки на выносную опору к площади ее башмака или инвентарной
подкладки.
Колея крана
К
-
расстояние
между вертикальными осями, проходящими через середины опорных
поверхностей ходового устройсгва:
К1
(рис.
6,
а)
-
при односкатных,
К2
(рис.
6, б) - двускатных колесах.
База крана
Вк
(рис.
6, в) - расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых
тележек или колес.
База балансирной тележки шасси
В
г
-
расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной
ходовой тележки крана.
Минимальный радиус поворота шасси
Rmin
(рис.
6, г) - расстояние от центра поворота до средней точки опоры наиболее
удаленного управляемого колеса при максимальном угле его поворота.
Габаритный коридор шасси
Дш
- ширина полосы, в которую при минимальном радиусе поворота шасси
крана Rmin вписывается шасси.
Минимальный радиус поворота крана
RK
(рис.
7,
а)
-
расстояние от центра поворота до наиболее удаленной точки крана при
минимальном радиусе поворота шасси крана.
Минимальная ширина разворота
Дх-
ширина полосы, на которой кран может развернуться на 180° при
минимальном радиусе поворота шасси крана.
Габаритный коридор въезда
Д2
(рис.
7,6) и
выезда
Д3
крана - ширина полосы, в которую при минимальном радиусе поворота шасси
вписывается кран при въезде в поворот и выезде из него.
Преодолеваемый уклон пути
я
- наибольший угол подъема, преодолеваемый
Величины основных параметров можно определить с помощью схем,
приведенных на рис. 4.
Рис. 4. Схемы для определения параметров башенного крана.
а) - при возведении сооружения выше отметки стояния крана;
б) - при возведении сооружения в котловане.
Требуемая высота подъема крюка:
H тр = h 1 + h 2 + h 3 + h 4 м (1)
где: h 1 - высота монтажа или подачи груза;
h 2 - высота монтируемого элемента;
h 3 - расстояние от отметки монтажа до низа груза;
h 4 - высота грузозахватных устройств.
Вылет крюка определяется в зависимости от ширины сооружения и расстояния от крана до сооружения.
Требуемый вылет крюка крана:
а) при возведении сооружения выше отметки стояния крана (рис.4а)
L тр = d + b н м(2)
где: d - расстояние от оси вращения крана до сооружения;
b н - ширина надземной части сооружения.
в) при возведении сооружения в котловане (рис.4б)
L тр = d + c + b п м (3)
где: d - расстояние от оси вращения крана до бровки котлована;
c - величина заложения откоса и расстояние от подошвы
откоса до сооружения;
b п - ширина подземной части сооружения.
Обычно принимается равной массе груза с соответствующей оснасткой
(бадья, траверсы и т.д.). При отсутствии точных данных по массе оснастки
требуемая грузоподъемность определяется по формуле:
Q тр = q * k 0 т (4)
где: q - масса груза (приложение 1);
к 0 - коэффициент оснастки (обычно 1,10).
При выборе крана следует учитывать:
а) скорость подъема (опускания)груза V п(о) (приложение 3) при
подаче бадей с бетоном должна быть не менее 90-100м/мин. При
выполнении монтажных операций (перемещение бетонных или
металлических конструкций) может быть использован любой кран,
удовлетворяющий п.п. «б» и «в»;
б)высота подъема крюка H тр должна быть не более величины
соответствующего параметра крана Н (приложение 3);
в) вылет крюка L тр и масса груза Q тр должны соответствовать грузовой характеристике крана. Если одна из расчетных характеристик
L тр или Q тр соответствует параметрам крана (приложение 3), т.е.
L max или L min , Q min или Q max , возможность использования крана устанавливается без затруднений. В том случае, если величины L тр и Q тр
находятся в интервалe соответственно L min - L max и Q max - Q min ,
следует построить грузовую характеристику крана и по ней определить возможность применения данного крана.
Грузовая характеристика крана представляет собой графическую зависимость грузоподъемности Q от вылета крюка L (иногда на грузовой характеристике показывают и зависимость L - H ) в соответствующих координатах. Для крана с подъемной стрелой она имеет вид дуги, начальная и конечная точки которой находят по координатам
Q max - L min и Q min - L max .
Промежуточные точки могут быть определены из величины грузового момента M = Q * L = const тс * м, Н * м .
Для крана с балочной стрелой грузовая характеристика имеет вид прямой А (грузоподъемность постоянна при любом вылете), прямой Б , когда грузоподъемность изменяется от Q max до Q min в пределах
L min – L max , а также ломаной линии В, когда грузоподъемность постоянна на 0,5 вылета, а затем плавно снижается от Q до 0,5Q при L max (рис.5).
В приложении 3 представлены краны с балочными стрелами, имеющие грузовые характеристики вида А или Б .
Рис. 5. Грузовые характеристики башенных кранов