Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

В многозначном слове выделяются прямое и переносное значения. Прямое непосредственно обозначает предметы и явления действительности. Прямое значение называют также главным, первичным, основным, свободным, номинативным (назывным). Оно менее всего зависит от сочетания слова с другими словами в речи, наиболее употребительно, в словарях стоит обычно на первом месте: язык — 1. `Орган в полости рта в виде мышечного выроста у человека и животных`: слизистая оболочка языка.

На прямом значении основаны остальные значения слова — переносные: они раскрываются только в контексте. 2. Язык до Киева доведет — `орган речи, воспроизводящий мысль`. 3. Институт русского языка имени А. С. Пушкина — `средство общения людей — звуковой, грамматический строй`. 4. Люблю язык Лермонтова — `стиль, слог, манера выражения`. 5. Приказываю взять языка — `пленный`. 6. ...И назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн... (П.) — `народ, народность`. То или иное участие языка — органа в образных номинациях языка — речевой способности, языка, которым владеет нация или отдельный ее представитель, определяет связь переносных значений друг с другом и с прямым значением.

Переносное значение слова обозначает факты не непосредственно, а через отношение к соответствующему прямому значению.

Прямое значение слова не всегда можно объяснить, как в случае со словом язык, а также словами трава, куст, береза и многими другими. Чаще всего прямое значение является первичным, т. е. «древнейшим», хронологически первым для данного слова. Первичное значение называют исходным, историческим значением. Оно служит основой для возникновения и развития других, переносных, значений. Первичное значение слова рука — `собирающая` — от славянского корня ренкти — `собирать`. Переносные значения данного слова: 1) трудовая деятельность (опытные руки); 2) удар (поднять руку); 3) помощь (это ему на руку); 4) почерк (не знал его руки); 5) символ власти (перейти в другие руки); 6) состояние (под веселую руку); 7) вступление в брак (предложение руки) и т. д.

Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.

Тема: «Золота мама» («Переносное значение слов»)

Цели урока:

Обучающая:

  1. Уметь находить в тексте слова с переносным значением, употреблять слова с переносным значением в речи
  2. Уметь различать прямое и переносное значение слов
  3. Развивать умения и навыки пользования словарем

Развивающая:

  1. (Развитие речи) Обогащение и усложнение словарного запаса
  2. Овладение художественными образами
  3. Усиление коммуникативных свойств
  4. (Развитие мышления) Учить анализировать
  5. Учить сравнивать, строить аналогии

Воспитательная:

  1. Поощрять человеческие, добрые отношения с мамой
  2. Воспитывать умение трудиться, помогать близким
  3. Развивать чуткость ко злу, неправде, унижению человеческого достоинства

Ход урока

1. Организационный момент .

Ребята рассаживаются по группам

2. Стадия вызова.

2.1 Ребята, 2 -3 дня назад я шла по улице, а впереди меня шла мать и дочь. Я оказалась невольной слушательницей их разговора.

Ты к нам на классный вечер не ходи. А то, как колхозница вечно одета, только позорить меня будешь, отчитывала дочь свою мать.

А мама шла, опустив голову, и молчала.

Сто рублей дашь на газводу и конфеты? – как ни в чем не бывало продолжала дочь.

2.2 После услышанного разговора мне захотелось поговорить с вами о маме. Тема урока «Золотая мама» . Как вы понимаете тема- загадка, вы сами сформулируете и тему и задачи нашего урока.

2.3 Но прежде посоревнуемся. Запишите в тетрадь те качества, которые надо развивать девочке, обидевшей свою мать (сердечность, человечность, гуманность, доброта, заботливость, добродушие, отзывчивость*, чуткость*- *работа со словариком учебника Ладыженской).

2.4 Запишите отрицательные качества характера девочки (эгоизм, себялюбие, бессердечность*, бесчеловечность*, жестокость*- *работа со словариком учебника Ладыженской).

2.5 В каком произведении сын стыдился верхней одежды матери, отрекшись от нее? («Мальчик – звезда» О. Уайльд)

2.6 Дайте добрый совет девочке? (Девочке необходимо извиниться перед мамой. Можно за один день выучиться кормить тамогочи - игрушечного цыпленка, но учиться на человека нужно всю жизнь).

3. Определение темы и цели урока.

Ребята получают кейс № 1.

Ребята, послушайте стихотворение «Золотая мама» и определите значение слова «золотой»

Кейс № 1

У мамы сердце золотое
И золотая голова,
И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела.
И папа маму называет:
Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает:
«Ведь золото металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки,
Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого,
А сердце… так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй пробу разгляди!
(авторское)

Задание к приложению:

  • Проанализируйте сколько раз встречается слово золотой в тексте.
  • Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.
  • Что общего между всеми словами?
  • Предложите свои варианты названия сегодняшней темы и целей урока.
  • Сделайте вывод о роли этих значений в тексте.

Один человек в группе ищет лексическое значение слова «золотой» в словаре Ожегова.

Группы отвечают на вопросы.

(Золотая мама - хорошая мама; золотое сердце – доброе, человеческое, отзывчивое; золотая голова – умная; золотые руки – умелые; золотой человек – хороший, добрый.)

Да, это не прямое значение слов, переносное.

Какой пометой обозначается в словаре? (перен.). В словарной статье переносное значение стоит в конце статьи.

Переносные значения слов – средства выразительности речи. Они делают текст живым, красочным, выразительным.

4. Работа с кейсом №2 . Анализ.

Перед вами кейс. Внимательно прочитайте предложенный текст

Легенда

Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты . Но сердце у молодой жены было черное , а характер тяжелый . Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи, только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице.

Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня , вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовало его красота жены.

Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился, а горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой , не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»

Подчеркните в тесте словосочетания с переносным значение. Как они характеризуют героев?

Подберите к найденным словам примеры с прямым значением.

Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующее переходу значения на основе сходства: 1 цвета (ослепительная красота, черное сердце); 2 веса (тяжелый характер); 3 тепла (холодные глаза, горячее сердце); 4 высокое качество металла (золотой сыночек ); 5действия людей приписываются неживым предметам (потерять меня, околдовала красота)

4.2 А сейчас, ребята, придумайте продолжение легенды. Напишите 2 -4 предложения, включив слова с переносным значением.

4.3 Социализация. Несколько человек зачитывают свои варианты окончания этой истории.

5. А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора?

(Продолжение легенды).

Из глаз сына побежали слезы, закружилась голова. Вложил он сердце обратно, облил горячими слезами. Понял он, что никто и никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала курчавую голову к груди.

Не захотел после этого сын возвращаться к жене, в груди которой было каменное сердце. Не вернулась и мать.

6. Итоги урока. Рефлексия.

Беседа по вопросам:

Удалось ли нам ответить на вопросы, поставленные в начале урока? Сформулируйте определение. Удачно ли мы назвали урок? Придумайте другие варианты названия урока. («холодное сердце», «тяжелый характер» и т.д.)

Где мы можем применять полученные знания? Для чего нужны переносные значения слов?

Обсудите в группах, какова главная тема легенды Сухомлинского? Чему учит нас эта легенда?

Работа в группах.

Вывод: Внешняя красота, как у жены – красавицы, порой ничего не значит. Мы судим о человеке по поступкам и делам. Нельзя предавать близких. Материнское сердце всепрощающее. Самое страшное для человека – смотреть и не видеть зло (как сын), привыкать ко злу или помогать его творить. Не допускайте унижения человеческого достоинства!

7. Домашнее задание

Составить синквейн, посвященный переносному значению.

Из словарика учебника выписать 5-6 слов с переносным значением. Составить с этими словами текст (для слабых учащихся – предложения).

Переносный смысл

Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. - М.: Флинта, Наука . Н.Ю. Русова . 2004 .

Смотреть что такое "переносный смысл" в других словарях:

    СМЫСЛ - СМЫСЛ, смысла, муж. 1. Внутреннее, логическое содержание (слова, речи, явления), постигаемое разумом, значение. Прямой смысл слова. Переносный смысл слова. Проникнуть в смысл событий. Смысл закона совершенно ясен. Придать чему нибудь какой нибудь … Толковый словарь Ушакова

    Значение, которое слово или словосочетание получают в конкретной речевой ситуации. Расширительно целостное содержание какого либо высказывания, не сводимое к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    переносный - I перено/сный переносно/й и перено/сный (приспособление для переноски) II перено/сный (не буквальный). Переносный смысл … Орфографический словарь русского языка

    смысл - Буквальный, важный, великий, внутренний, возвышенный, второй, высокий, высший, главный, глубинный, глубокий, грозный, грустный, двойной, действительный, единственный, жалкий, живой, жизненный, завуалированный, замаскированный, заманчивый,… … Словарь эпитетов

    смысл - а (у); м. 1. Общее логическое содержание, несводимое к значениям составляющих его частей; основная мысль, суть, сущность чего л. С. статьи. С. событий. С. слова. С. выступления ясен. Прямой и переносный с. Понять с. чего л. Разъяснить с. чего л … Энциклопедический словарь

    смысл прямой - То же, что прямое значение. Смысл переносный. То же, что переносное значение … Словарь лингвистических терминов

    смысл - а (у); м. см. тж. в смысле, в том смысле, что, смысловой 1) Общее логическое содержание, несводимое к значениям составляющих его частей; основная мысль, суть, сущность чего л. Смы/сл статьи. Смы/сл событий … Словарь многих выражений

    внутренний смысл речи - (иноск.) скрытый, переносный, иносказательный … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    Внутренний смысл речи - Внутренній смыслъ рѣчи (иноск.) скрытый, переносный, иносказательный … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ - отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ἡ… … Православная энциклопедия

Книги

  • Почему ты так сказал? Полезные стихи для дошкольников и младших школьников , Зернес Светлана Павловна. В нашей речи есть много фраз, привычных уху взрослого, но требующих объяснения для ребенка. Из этой книжки дети узнают, что означает то или иное выражение, имеющее переносный смысл - `ездить…

Слова, словосочетания, фразы и предложения - все это и многое другое заложено в понятии «язык». Как много скрыто в нем, и как мало мы на самом деле знаем о языке! Каждый день и даже каждую минуту мы проводим с ним рядом - произносим ли наши мысли вслух или ведем читаем или слушаем радио… Язык, наша речь - это настоящее искусство, и оно должно быть прекрасным. И красота его должна быть подлинной. Что помогает в поиске истинной красоты

Прямое и переносное значение слов - это то, что обогащает наш язык, развивает его и преображает. Как это происходит? Давайте разберемся в этом бесконечном процессе, когда, как говорится, слова из слов растут.

Прежде всего, следует разобраться, и переносное значение слова, и на какие основные виды они подразделяются. Каждое слово может иметь одно-единственное или целый ряд значений. Слова с одним значением называются однозначными словами. В русском языке их значительно меньше, нежели слов с множеством разных значений. Примерами могут служить такие слова, как компьютер, ясень, сатин, рукав. Слово, которое может употребляться в нескольких значениях, в том числе и в переносном, - многозначное слово, примеры: дом может употребляться в значении здания, помещения для проживания людей, уклада семьи и т. д.; небо - это воздушное пространство над землей, а также месторасположение видимых светил, или божественная сила, проведение.

При многозначности различают прямое и переносное значение слова. Первое значение слова, его основа - это и есть прямое значение слова. Кстати, слово «прямое» в данном контексте носит переносный характер, т. е. основное значение слова - «нечто ровное,

без изгибов» - переносится на другой предмет или явление со значением «буквальный, выраженный однозначно». Так что далеко ходить не надо - просто нужно быть более внимательными и наблюдательными в том, какие слова мы употребляем, когда и как.

Из вышеприведенного примера уже становится понятно, что переносное значение - это второстепенное значение слова, которое возникло при переносе буквального значения слова на другой предмет. В зависимости от того, какой признак предмета послужил поводом для переноса значения, различаются такие виды переносного значения, как метонимия, метафора, синекдоха.

Прямое и могут перекликаться друг с другом на основе сходства - это и есть метафора. Например:

ледяная вода - ледяные руки (по признаку);

ядовитый гриб - ядовитый характер (по признаку);

звезда на небе - звезда в руке (по месту расположения);

шоколадная конфета - шоколадный загар (на основе цвета).

Метонимия - это выделение в явлении или предмете какого-то свойства, которое по своему характеру может замещать остальные. Например:

золотое украшение - у нее в ушах золото;

фарфоровая посуда - на полках стоял фарфор;

головная боль - у меня прошла голова.

И, наконец, синекдоха - это вид метонимии, когда происходит замещение одного слова другим на основании постоянного, реально существующего соотношения части к целому и наоборот. Например:

Он - настоящая голова (в значении очень умный, голова - это часть тела, в которой находится мозг).

Все село встало на его сторону - каждый житель, т. е. «село» как целое, которое замещает его часть.

Что можно сказать в заключение? Только одно: если вы будете знать прямое и переносное значение слова, то сможете не просто правильно употреблять те или иные слова, но и обогатите свою речь, и научитесь красиво передавать свои мысли и чувства, и может, однажды придумаете свою метафору или метонимию… Кто знает?

Тема «Когда слово употребляется в переносном значении».

Цель: добиться осознанного усвоения изобразительно-выразительных возможностей слова.

Задачи :

  1. организовать деятельность учащихся для продолжения изучения лексического значения и изобразительно-выразительных возможностей слова: показать, как на основе переносного значения слов создаются метафоры, олицетворения, эпитеты;
  2. содействовать развитию умения находить в тексте слова с переносным значением (тропы), давать толкование слов, употреблённых в переносном значении, устанавливать образную и изобразительную функцию слов, тем самым способствуя обогащению словарного запаса учащихся;
  3. создать благоприятные условия для воспитания чувства уважения к мастерам слова и формирования познавательного интереса к изучению русского языка.

Тип урока : комбинированный.

План урока

I. Организационный момент.

Приветствие

Вот и прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Откройте тетради, запишите число и классная работа. Слайд 1

II. Проверка домашнего задания.

Разминка «Сорви ромашку».

(на доске прикреплена ромашка, учащиеся по желанию срывают лепестки цветка и отвечают на вопросы темы прошлого урока).

Что такое лексика? (Словарный состав языка)

В каком разделе науки о языке изучается словарный состав языка? (Лексикология)

Что такое лексическое значение слова? (Главный смысл слова)

Сколько лексических значений имеет слово? (Одно и более)

Как называются слова в зависимости от количества лексических значений? (Однозначные и многозначные) Например:

Какое значение называется переносным? (которое переносит наименование предмета на другой предмет) Например:

В чём заключается один из секретов удивительной образности и выразительности русского языка? (В нём очень много слов, которые употребляются не только в прямом, но и переносном значении)

III. Постановка темы и задач урока.

1. Слово учителя (Слайд 2)

Обратите внимание на тему, записанную на экране: « Когда слово употребляется в переносном значении» . Вам знакома эта тема? Почему же тогда мы снова к ней возвращаемся? (Наверное, мы должны узнать что-то новое по этой теме)

Правильно, мы продолжим изучать значение и изобразительно-выразительные возможности слов. Но сначала предлагаю вам совершить «небольшую прогулку на речку» вместе с поэтессой Ириной Токмаковой, чтобы разгадать загадку одного деревца. Отгадка будет ключом к теме нашего урока.

2. Чтение стихотворения Ирины Токмаковой «Ива» учеником:

Возле речки, у обрыва

Плачет ива, плачет ива.

Может, ей кого-то жалко ?

Может ей на солнце жарко ?

Может, ветер шаловливый

За косичку дёрнул иву ?

Может, ива хочет пить ?

Может, нам пойти спросить?

(Раздаточный материал)

Понравилось вам стихотворение?

Что показалось вам необычным в этом стихотворении?

Какие слова указывают на то, что ива как живая? Назовите их.

Ещё раз внимательно прочитайте эти слова. Какой они рисуют иву в стихотворении? (Плачущей, как девушка)

3. Слово учителя

Поэтесса И.Токмакова увидела сходство между ивой и плачущей девушкой. Однако увидеть сходство между разными предметами - задача нелёгкая. На нашем уроке мы будем с вами учиться наблюдать у поэтов, писателей, обладающих особым даром замечать то, что не видит обычный человек. Писатели, поэты постоянно используют в своих произведениях слова с переносным значением.

Так в языке появляются особые выразительные средства - тропы (Слайд 3) - слово или оборот речи в переносном смысле, которые могут «оживать, крепнуть, наполняться выразительной силой».

Запишите в словарь.

IV. Освоение нового материала.

Какие бывают тропы, узнаете, выполнив

Задание 1

Откройте учебники на странице 92, выразительно прочитайте лингвистический текст упр. 259.

Какие слова вам не знакомы?

Задание 2

(Слайд 4)

В русском языке много средств образности, выразительности. Значение слова тёплый (взгляд) является перено́сным . Видами переносного употребления являются: метафора, олицетворение, эпитет. (Словарь)

Разъясните их значение с помощью словарной статьи.

(Слайд 5 олицетворение

Слайд 6 метафора

Слайд 7 эпитет)

V. Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем - поморгаем

И работать продолжаем. (Выполнение движений вслед за учителем)

VI. Первичное закрепление нового материала.

Задание 1 (Слайд 8)

Запишите предложения и подчеркните в предложенных отрывках средства выразительности - тропы - метафоры, эпитеты, олицетворения.

Какие картины «видятся» вам за этими словами?

1) Слышно было, как уходил ночью из леса мороз . Он стучал клюкой по деревьям всё тише, всё дальше.

2) Давно пронеслась гроза , но на берёзах с листика на листик прыгают озорные дождевые капли . Повисают на кончике, дрожа от страха , и, сверкнув отчаянно, прыгают в лужу.

Задание 2 (Слайд 9)

Отгадайте загадки

Загадка 1. Красная девица Загадка 2. За кудрявый хохолок

Сидит в темнице, Лису из норки поволок.

А коса на улице. На ощупь - очень гладкая,

На вкус, как сахар, сладкая.

(Народная загадка) (Е.Благинина)

Какие слова говорят о том, что вы отгадали загадку правильно?

Найдите слова, употреблённые в переносном значении.

На основании каких признаков произошёл перенос значения в первой (очеловечивание ) и во второй ( сравнение) загадках?

Как называется приём «очеловечивания» растения в первой загадке? (Олицетворение).

Почему во второй загадке морковка сравнивается с лисой?

Какие общие признаки у лисы и моркови?

Как называется такой приём сравнения? (Метафора).

В какой загадке описание морковки вам кажется наиболее поэтичным?

Задание 3

Метафоры, эпитеты, олицетворения встречаются не только в загадках. Они встречаются и в художественных произведениях. Послушайте миниатюру Д. Зуева «Мелодия весны».

В каждое время года звучит своя музыка. Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поёт, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах словно звенит серебряный колокольчик. Это заливаются сосульки. Смолкли скрипки мороза, а ещё вчера они говорили полным голосом. Солнечный луч заводит музыку весны, а птицы, вода подпевают ей. ( Раздаточный материал ).

Какие звуки весны вы услышали?

Как вы понимаете значение слова мелодия?

В прямом или в переносном значении оно употреблено в названии миниатюры?

Найдите в тексте метафоры, олицетворения, эпитеты.

Эпитеты: «своя музыка» (интонационная выразительность), «разрывчатая», «серебряные», «бьющиеся», «оброненный», «полный», «тихую».

Метафоры : «музыка... времени года», «серебряные шарики, вдребезги разбиваются», «скрипки мороза», «говорили полным голосом».

Олицетворения: « снег померк», «поёт капель», «скрипки говорили», «заливаются сосульки», «солнечный луч заводит музыку».

VII. Самопроверка знаний.

1. Реши тест

I. Определи, в каком ряду находится метафора . Слайд 10

1. Нос корабля, крыло самолёта.

2. Сладкие воспоминания, солнечное настроение.

3. Ветер воет, мороз лечит.

II. Выбери, в каком ряду находится олицетворение. Слайд 11

1. Изумрудные глаза, золотые руки.

2. Гора подарков, куча желаний.

3 . Сердитая зима, дремлет лес.

III. Подумай, в каком ряду находятся эпитеты . Слайд 12

1. Серп луны, река времени.

2 . Жаркий спор, тяжёлое чувство, огненные волосы.

3. Злой ветер, весёлое солнышко.

(1,3,2) ( Раздаточный материал).

2. Оцени свою работу: 3б. - «5», 2б. -«4», 1б. - «3».

VIII. Подведение итогов.

1. Определение степени реализации поставленных задач.

Давайте посмотрим, насколько реализованы задачи урока.

2 Рефлексия.

1. Карточки с заданием

Закончи предложение:

1. Сегодня на уроке я научился …

2. Лучше всех на уроке работал (а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу сказать спасибо (кому?) за (что) …

5. Урок сегодня был …

2. Найдите шарики на партах.

(Слайд 13)

Если у вас всё получилось на уроке, возьмите розовый,

что-то не получилось - голубой,

ничего не получилось - жёлтый.

IХ. Домашнее задание параграф 34, упр. 261. (Слайд 14)

(Слайд 15) Спасибо за работу!



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные