Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные

Получил свое прозвище «Грозный» не со дня своего правления. Сначала когда он правил при регентстве матери, а затем и бояр никто не думал о том, что этот мальчик будет наводить ужас на многих. Отец умер, когда было всего три года.

При малолетнем государе стала управлять его мать - Елена Глинская. Но через пять лет она умерла, есть версия что ее отравили бояре. Так остался на попечении боярских кланов. Они вели постоянную борьбу за власть, поэтому маленькому государю приходилось видеть интриги и расправы. Когда юноше исполнилось 17 лет, то было принято решение провести венчание на царстве .

Жизнь Ивана 4 до венчания

До того как пережить процедуру венчания ему пришлось нелегко. Жизнь его в детстве не было уж такой радостной. Как было сказано выше, на его глазах происходили очень жестокие вещи. родился в 1530 г. Мальчик был здоров и хорош собою. Через три года не задолго до своей смерти Василий III назначил при мальчике специальный Опекунский Совет. Этот орган должен был управлять государством до совершеннолетия юноши. То есть когда исполнилось 17 лет и произошло венчание на царство, то юноша получил всю полноту власти.

До венчания мальчика особо не жаловали, он не раз потом писал в своей корреспонденции о своем детстве. говорил о плохом обращении бояр с ним и его братом Юрием. Человеческого тепла они не получали, их плохо кормили и одевали. А делать иногда заставляли вещи, не по годам взрослые. Таким образом усвоил жестокий урок. С детства он стал подозрительным, в дальнейшем это чувство с возрастом у него росло. А к последнему десятилетию жизни стало просто угрожающего размера. Царь подозревал в измене и неверности всех вокруг.

Все было иначе, когда проходили государственные приемы. Там перед маленьким государем все показывали свое уважение и смирение. А вот затем наступала опять холодность в отношении. не раз вспоминал об этом уже в своей взрослой жизни. Кроме этого в 1542 г. он испытал очень сильный испуг. Тогда боярский клан решил расправился с митрополитом Иосафом. Митрополит укрылся в дому маленького . Но бояре выбили там стекла ворвались в спальню государя, тем самым напугали . Это очень сильно подкосило его психологическое состояние.

Та жестокость, среди которой рос Иван 4, к моменту венчания породило в нем большое чувство страха. Уже с ранних лет он стал думать о том, что верить никому нельзя. Это заставляло его постоянно оглядываться и подозревать многих. Он постоянно ждал и пытался предотвратить нападение врагов. Это чувство вскоре стало для него обыденным делом. А к старости он стал и вовсе параноиком. Понятно, что постоянное чувство страха заставляло Ивана совершать жестокие поступки.

Процедура венчания Ивана Грозного 4

Итак, в 16 лет решил жениться. Ему подобрали невесту. Затем государь захотел принять новый титул, который ранее не носили правители Руси - царь. Здесь есть несколько точек зрения. Никто не может с полной достоверностью утверждать, от кого исходила инициатива венчания на царство. Одна точка зрения отдает пальму первенства . Якобы с детства терпя плохое отношение от бояр, он рьяно стремился к власти. Вторая точка зрения приписывает инициативу митрополиту Макарию. Говорят, что он, давая благословение на брак , посоветовал ему венчаться на царство.

Венчание на царство происходила в Успенском Соборе Москвы. Церемония произошла 16 января 1547 г. Для того чтобы принять титул царя митрополит должен был провести специальный отряд - миропомазание. То есть царь это помазанник Божий, его наместник на земле, наделенный властью. Во время венчания будущему царю были возложены специальные регалии - шапка Мономаха, крест животворящий и золотая цепь. Порядок венчания определял специальный документ - «Чин венчания на царство».

В январе 1547 г. повзрослевший Иван IV "венчался на царство". Титул великого князя сменился титулом царя. Инициаторами этого нововведения были люди, окружавшие Ивана IV, в том числе, вероятно, митрополит Макарий. При этом преследовались и внешне-, и внутриполитические цели.

Царями на Руси называли ордынских ханов. Принимая царский титул, Иван IV подчеркивал равенство Русского государства с Ордой и его окончательную независимость.

Слово "царь" происходит от латинского "цезарь". Так именовали римских и византийских императоров. Царский титул русского государя подчеркивал претензии Русского государства на наследие уничтоженной турками Византии.

В Европе титул "царь" нередко переводили как "император". Это ставило русского государя выше королей и вровень с императором Священной Римской империи (Германии). Между тем великокняжеский титул считался ниже королевского.

Если князей, в том числе и великих (тверских, ярославских, рязанских и т. п.) на Руси было много, то царь - один. Новый титул выделял московского государя из массы князей, подчеркивал его единовластие. Наконец, в Византии император считался верховным главой церкви. Принимая царский титул, московский государь как бы провозглашал себя главой православного мира, а светская власть возвышалась над церковной.

Московский пожар 1547 г.

В июне 1547 г. в Москве произошел страшный пожар. Выгорела половина города. Царь бежал в подмосковное село Воробьево. Горожане под влиянием слухов о том, что город подожгли родственники царя - Глинские - пришли толпой в Воробьево и требовали выдать поджигателей. Ивану удалось убедить толпу разойтись, но и много лет спустя он с ужасом вспоминал об этих минутах: "Вниде страх в душу мою, и трепет в кости моя".

Под влиянием народного волнения Иван IV осознал необходимость проведения реформ с целью укрепления государственной власти.

С 1549 г. он приблизил к себе новых советников - так называемую Избранную Раду. (Рада - от нем. rat, совет). Руководителями рады стали дворянин Алексей Федорович Адашев и духовник царя, протопоп кремлевского Благовещенского собора Сильвестр. В 50-х гг. XVI в. Избранная рада провела ряд реформ.

Принятие нового Судебника

В 1550 г. был принят новый Судебник. Он усилил зависимость крестьян. Теперь землевладелец считался "государем" крестьянина и нес ответственность за его преступления. Судебник несколько ограничил произвол наместников и ввел наказания за должностные преступления, особенно за взятки, вызывавшие давнее недовольство в народе.

Уважаемые посетители! Обращаем ваше внимание на некоторые изменения в режиме работы Музея

В связи с проведением ремонтно-реставрационных работ вход посетителей на территорию Кремля осуществляется через Троицкие ворота, выход - через Спасские и Боровицкие. Проход посетителей в Оружейную палату и выход осуществляется через Боровицкие ворота.

С 1 октября по 15 мая Музеи Московского Кремля переходят на зимний режим работы. Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. Оружейная палата открыта с 10:00 до 18:00. Продажа билетов в кассах осуществляется с 9:30 до 16:00. Выходной - четверг. Обмен электронных билетов производится в соответствии с условиями Пользовательского соглашения.

С 1 октября по 15 мая экспозиция колокольни "Иван Великий" закрыта для посещения.

С целью обеспечения сохранности памятников при неблагоприятных погодных условиях доступ в некоторые музеи-соборы может быть временно ограничен.

Приносим извинения за доставленные неудобства.

Иван Грозный принадлежал к тем редким правителям, которые не только внедряют новую политическую практику, но и приносят на престол новые политические идеи. Об одном из таких идеологических новшеств, изменивших лицо московского самодержавия, и пойдет речь.

Дело касалось царского титула московских государей. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.

16-летний Иван Васильевич смело отбросил эту ложную скромность.

Юному государю повезло, что при дворе был человек, в котором воплотились лучшие черты образованности и морали того времени, - митрополит Макарий. Современники единодушно признают за его незаурядной личностью поистине всенародный пастырский авторитет. Уже в Новгороде, во времена своего архиепископства, Макарий был необыкновенно популярен - его почитали «учительным» и «святым» человеком. Он обладал даром простого, проникновенного слова и замечательным талантом проповедника, - «беседовал с народом повестями многими» так доступно и понятно, что все «удивлялись, какая от Бога дана ему была дана мудрость в Божественном писании - просто всем разъяснять (Слово Божие)». Красноречие и образованность сочетались в нем с житейским умом и практической сноровкой.

Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе. Вероятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора - Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы - тогдашние учебники истории.

Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.

Книга была для него предметом напряженных размышлений и острых переживаний. В древних текстах Иван искал и находил примеры, поучения, предсказания и пророчества, касающиеся своего времени и себя лично. «Несть власти, аще не от Бога»; «всяка душа властям предержащим да повинуется»; «горе граду, которым многие обладают» - Иван понимал эти библейские афоризмы и поучения по-своему, примеривал их к себе, прилагал к своему положению. Они давали ему освященное Божиим именем подтверждение его собственных наблюдений и выводов, вынесенных им из придворных мятежей, позволяли найти нравственное оправдание переполнявшей его ненависти к людям, похитившим у него достоинство человека и государя. Величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих - Моисея, Саула, Давида, Соломона - завораживали его воображение; всматриваясь в них, как в зеркало, он видел на своем лице отблеск их славы и величия. С детства создав себе свой идеал государя, Царя Царей, наследника всемирной государственно-религиозной традиции - римского цезаризма и греческого православия, он почерпнул в книгах уверенность в том, что прежде было только догадкой: этот государь - он сам.

В этом мнении его могло укрепить и чтение русских летописей, где говорилось о множестве предзнаменований, отметивших его рождение. Он мог прочитать о себе, что еще «когда отрок во чреве матери возрастал, то печаль от сердца человекам отступала»; что один юродивый, по имени Дементий, на вопрос беременной Елены, кого она родит, отвечал: «Родится сын Тит, то есть широкий ум»; наконец, что 25 августа 1530 года по всей русской земле внезапно прокатился страшный гром, блеснула молния и земля поколебалась! После узнали, что в этот час родился государь Иван Васильевич. Ни одному княжескому рождению летописцы не придавали такого значения. Было от чего закружиться голове!..

И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.

14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, - и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье. В Успенском соборе митрополит Макарий благословил его и возложил на великого князя крест, бармы и венец. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Трон Ивана Грозного

Русские книжники и вообще все образованные русские люди того времени придавали огромное значение венчанию Ивана царским венцом - в его сиянии они видели отблеск возросшей мощи и славы России. Всеобщее воодушевление было неподдельным. Даже новгородская летопись, которую не заподозришь в избытке симпатий к Москве, отозвалась на это событие восторженным панегириком: «И нарекся царь и великий князь, всея великия России caмодержец великий... И держал в страхе все языческие страны… Прежде же его никого из прадедов его царем не славили в России, никто из них не смел поставиться цaрем и зваться тем новым именем, опасаясь зависти и восстания на них поганых царей».

Вот так, в непомерном самомнении 16-летнего юноши Россия обрела национальную идею и впервые осознала величественную исключительность своего государственного бытия. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. И эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.

Иван IV Васильевич Грозный
при вступлении на престол — Иоанн IV)
Годы жизни: 25.08.1530-18.03.1584.
Годы правления: 1547-1574, 1576-1584

Великий князь московский и всея Руси (1533-1547)
Первый царь всея Руси (1547-1574 и с 1576)
Князь Московский (1574-1576).
Православный мыслитель.

Первый русский царь

Из династии Рюриковичей, сын Василия III и Елены Васильевны Глинской .
Внук Софьи Палеолог .

Иван IV, прозванный впоследствии Иваном Грозным, родился в 1530 году, когда его отцу, Василию III, было уже за пятьдесят. Он был очень желанным ребенком, и его рождения ожидала вся страна. Перед его появлением юродивый Домитиан объявил Елене Глинской, что она будет матерью Тита, широкого ума. Писали, что в момент рождения Ивана земля и небо подверглись неслыханным громовым ударам, что было воспринято как добрый знак.

После смерти Василия III в 1534 году власть перешла к Елене Глинской. Но в 1538 году и она умерла, отравленная боярами. Детство осталось в памяти маленького Ивана как время обид и унижений. Особенно были ненавистны Иоанну Грозному князья Шуйские, которые захватили власть после смерти великой княгини Елены.
В 1543 году 13-летний царь впервые показал свой характер, восстав против бояр и отдав на растерзание псарям князя Андрея Шуйского. Власть перешла к Глинским — Михаилу и Юрию, дядям Ивана Грозного, которые устраняли соперников ссылками и казнями, играя на жестоких инстинктах юного Ивана. Не зная семейного тепла, страдая от насилия в окружавшей среде, Иван с 5 лет выступал в роли могущественного монарха во всех церемониях и придворных праздниках. Он много времени проводил в библиотеке, читая труды великих, за ним закрепилась репутация самого начитанного человека XVI века и богатейшей памяти.

Главной идеей царя, осознанной уже в ранней юности, стала мысль о неограниченной самодержавной власти. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание великого князя Ивана IV на царство. Царский титул позволил занять ему другую позицию в дипломатических сношениях с Западной Европой. Русский самодержец Иоанн встал вровень с единственным в Европе императором Священной Римской империи.

С конца 1540-х годов Иван Грозный правил с участием Избранной рады (А. Ф. Адашев, А. М. Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр). При нем начались созывы Земских соборов, составлен Судебник 1550 года, который подтвердил право свободного перехода крестьян. Были проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1549 году созван 1-ый Земский собор, в 1551 году Стоглавый собор, принявший сборник решений о церковной жизни «Стоглав». В 1555-1556 гг.Иван IV Васильевич отменил кормления и принял Уложение о службе. Судебник и царские грамоты предоставляли крестьянским общинам раскладки податей и надзора за порядком а также право самоуправления.

В 1565 году после измены князя Курбского, была введена опричнина. При Иване IV установились торговые связи с Англией (1553 год), создана первая типография в Москве. Покорены Казанское (1552 год) и Астраханское (1556год) ханства. В 1558-1583 гг. шла Ливонская война за выход к Балтийскому морю и упорная борьба против крымских татар (Русско-крымская война 1571-1572 годов), началось присоединение Сибири (1581 год).


На время правления Ивана IV пришлось множество войн.

Казанские походы.
После того, как в Казанском ханстве воцарился хан Сафа-Герай, враждебно настроенный к Московской Руси, Иван IV Васильевич решил устранить угрозу и совершил 3 похода на Казань:
поход 1547-1548 годов был неудачным, был прерван, так как на Волге под лед ушла вся осадная артиллерия и часть войска;
поход 1549-1550 годов — Казань не взята, но при отходе русского войска неподалеку от Казани, поставили крепость Свияжск, которая послужила опорным пунктом для русского войска во время следующего похода в 1552 г.;
поход 1552 года (июнь — октябрь) — взятие Казани штурмом.

Астраханские походы.
Астраханское ханство в нач. 1550-х годов являлось союзником крымского хана.
Для подчинения Астраханского ханства было совершено несколько походов в 1554, 1556 годах. Позже Крымский хан Девлет I Герай совершал попытки отвоевать Астрахань.
В 1550-е годы в зависимость от царя Иоанна Грозно также попали сибирский хан Едигер и Большие Ногаи.

Войны с Крымским ханством.
При княжении Ивана IV набеги войска Крымского ханства продолжались.
В 1541, 1555, 1558, 1559 гг. крымский хан Сахиб I Герай потерпел поражения от русских войск. После захвата Иваном Грозным Астраханского и Казанского ханств Девлет I Герай поклялся вернуть их. В 1563 и 1569 гг. вместе с турецкими войсками он вновь потерпел поражение при нападении на Астрахань.
Однако вскоре совершил еще 3 похода в московские земли:
1570 г.- разорительный набег на Рязань;
1571г. — поход на Москву, ее сожжение;
1572 г. — последний поход крымского хана в царствование Ивана IV Грозного , закончился поражением крымско-турецких войск в битве при Молодях.

Война со Швецией 1554-1557гг.
Была вызвана спором о приграничных территориях. После взаимных осад, в итоге в марте 1557 года в Новгороде было подписано перемирие сроком на 40 лет, согласно которому русско-шведская граница восстанавливалась по старому рубежу, Швеция возвращала всех пленных русских с захваченным имуществом, а Русь возвращала шведских пленных за выкуп.
В 1553 г. устанавливаются торговые отношения с Англией на Белом море.

В январе 1558 г. Иван IV Грозный начал Ливонскую войну за овладение побережьем Балтийского моря. Русские войска взяли Нарву, Дерпт, Нейшлосс, Нейгауз, а к весне 1559 года армия Ливонского ордена была окончательно разгромлена и Орден фактически перестал существовать.

В 1563 году войска овладели Полоцком, который был на то время крупной литовской крепостью. Но уже в 1564 году царя предает командующий западной армией князь Курбский, который принимает литовское подданство. Русские войска терпят серьезные поражения от поляков на р. Ула, под Полоцком и под Оршей.

Измена князя Курбского и нежелание бояр участвовать в борьбе против Литвы и Польши приводят царя к мысли об установлении личной диктатуры и разгроме боярства. В 1565 году он объявил о введении на Руси опричнины. Страна делилась на 2 части: территории, которые не вошли в опричнину, стали носить название «земщина». В опричнину попали северо-восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Опричники приносили клятву на верность царю и обязывались не общаться с земскими, одевались в черную одежду.

С помощью опричников, освобожденных от судебной ответственности, Иван IV насильственно проводил конфискацию боярских вотчин, при этом передавал их дворянам-опричникам. Крупным событием опричнины стал новгородский погром в январе-феврале 1570 года, поводом к которому послужило подозрение царя в том, что Новгорода желает перейти к Литве. лично руководил походом и репрессии обрушились обрушены на новгородскую купеческую знать.

В 1572 г. царь отменил опричнину по причине военной несостоятельности во время нашествия на Москву в 1571 г. крымского хана Девлет-Гирея. В результате этого набега, согласованного с польским королем, погибли десятки тысяч людей, более 150 тыс.взяты в плен; были разорены южные русские земли, была сожжена вся Москва.

Итоги правления Ивана Грозного

Конец царствования Ивана IV Грозного сложился крайне неудачно. Южные области страны были разорены крымско-татарскими нашествиями. Войсками польского короля Стефана Батория в 1579 г. взят Полоцк, а после и др. русские города. Засуха и торговая блокада со стороны Швеции и Польши привели Русь к повсеместному голоду и эпидемиям. Конец 1560-х и начало 1570-х годов были ознаменованы страшными стихийными бедствиями: гибель урожая, эпидемия чумы. Ливонская война завершилась крахом и потерей исконно русских земель. С 1578 г. царь Иван Грозный перестал казнить, в завещании 1579 года каялся в содеянном.

После изучения останков Ивана Грозного существует версия, что его отравили ртутью и очевидно, что из-за ртутной интоксикации царь не контролировал свое психическое состояние, страдал от сильных болей. Периоды покаяния сменялись страшными приступами ярости. Во время одного из таких приступов 9 ноября 1581 года царь Иван Грозный случайно убил своего сына Ивана Ивановича, попав посохом с железным наконечником ему в висок. Смерть наследника повергла Ивана Грозного в отчаяние, он отправил в монастырь на помин души сына большой вклад.

Жёны Ивана Грозного:

  1. Анастасия Романовна
  2. Мария Темрюковна
  3. Марфа Собакина
  4. Анна Колтовская
  5. Анна Васильчикова
  6. Василиса Мелентьева
  7. Мария Нагая

Точное количество жен Ивана Грозного неизвестно. Возможным объяснением многочисленности его браков, не свойственной для того времени, является возможно то, что несмотря на любвеобильность, царь в то же время был большим педантом в соблюдении религиозных обрядов и стремился обладать женщинами только как законный муж. Сам Иоанн Грозный в духовной грамоте признавал за собой и «блуд», и «чрезъестественные блужения».

Дети Ивана Грозного:

  • Дмитрий Иванович (1552-1553гг.) — наследник отца был уронен случайно в реку в младенчестве.
  • Иван Иванович (1554-1581гг.) — по одной из версий погиб во время ссоры с отцом, по 2-й версии, умер в результате болезни.
  • Фёдор I Иоаннович;
  • царевич Дмитрий.
  • Мария

Вошел в историю не только как тиран. Он был одним из самых образованных людей своего времени, обладал богословской эрудицией, феноменальной памятью. Он автор многочисленных посланий, музыки и текста к службе праздника Владимирской Богоматери, канона Архангелу Михаилу. Царь активно способствовал организации книгопечатания и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади. Он любил читать, был обладателем крупнейшей библиотеки в Европе, был хорошим оратором.

В последние годы жизни у царя усилились боли в позвоночнике (мощные соялные отложения), он перестал ходить.

18 марта 1584 царь умер. Перед смертью, согласно летописным источникам, Иоанн Грозный завещал младшему сыну Дмитрию Углич со всеми уездами.

Спор о результатах правления царя Ивана Васильевича Грозного продолжается уже 5 веков. Некоторые современники считали его грубым, но праведным судьей, богочестивым человеком, проницательным правителем.

Многие российские историографы описывают Грозного, как великого и мудрого царя в 1-ю половину царствования и беспощадного тирана во 2-ю. Иностранные деятели отмечали создание им хорошей русской артиллерии, укрепление самодержавия и искоренение ересей.

В конце ХХ века обсуждался вопрос канонизации Грозного, но эта идея встретила категорическое осуждение церковного священноначалия и патриарха.

Образ Ивана Грозного отображен в искусстве: в живописи (Илья Репин, «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года»), в кинематографе («Иван Грозный» (1944), «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), «Царь Иван Грозный» (1991), «Ермак» (1996), «Иван Грозный и митрополит Филипп» (2008).

4 октября 2016 в городе Орле был торжественно открыт первый в России памятник Ивану Грозному



Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Красивоцветущие. Плодово-ягодные. Декоративно-лиственные